Собор софии полоцкой. Собор святой софии в полоцке

Полоцкий собор Софии Премудрости Божией - один из старейших памятников сакрального зодчества и первый каменный храм Беларуси. Построенный на высоком берегу Западной Двины Всеславом Чародеем (князем Полоцким, героем «Слова о полку Игореве») собор стал символом политической независимости, экономической мощи и высокого культурного уровня Полоцкого княжества. В наши дни он назван одним из .

Мифы и факты

История белорусского монументального зодчества началась именно с этого храма. Он был возведен в 1044-1066 годах, примерно в одно время с такими великими христианскими святынями, как Софийские соборы в Киеве и Новгороде, и во многом был похож на них. Это о нем писал автор «Слова о полку Игореве»: «В Полотьске позвониша заутренюю рано в святые Софеи колокола, а в Киеве звон слышу».

Музей Софийского собора открыт с 10.00 до 17.00 ежедневно, кроме понедельника.
Стоимость: 15 000 руб. (1,75 $), льготный - 10 000 руб. (1,16 $). Посещение выставок оплачивается дополнительно.
* Бесплатно для участников Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов, военнослужащих срочной службы, детей дошкольного возраста и сирот.
Официальный сайт: polotsk.museum.by

Описание

Третья София

Полоцкая София - живая история Беларуси, ее гордость. Величественное здание на берегу Западной Двины отсылает к временам славного Полоцкого княжества, к святой Ефросинье и расцвету древнего Полоцка. Софийский собор - душа города, а душу уничтожить не так уж просто.

Собор святой Софии стал одним из первых православных оборонных храмов на Беларуси. Он был построен между 1044-1066 годами. Полоцким князем в это время был легендарный Всеслав Чародей. Место для храма выбрали красивое - на правом берегу Двины, в том самом месте, где в нее впадает речушка Полота. От которой и пошло название города - Полоцк.

София в Полоцке еще раз подчеркнула высокое положение Полоцкого княжества, это был третий такой собор на восточнославянских землях - после Киева и Новгорода. Храм выглядел внушительно и напоминал плывущий над Двиной белый корабль.

Строительство Софии в Полоцке было связано с переносом центра города со старого городища. К сожалению то, что мы видим сейчас - не оригинальное здание, от древней Софии остались только фрагменты нижних стен и столпов, а также апсид высотой примерно 11 метров. Собор был схож с аналогичными соборами в Киеве и Новогороде - пятинефный крестово-купольный храм имел выделенную алтарную часть в центральной апсиде с синтроном и купол диаметром 5,85 метра.




Возле храма были построены крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. Летописи свидетельствуют, что полоцкая София имела семь куполов. Главный купол был размещен в центре, его окружали четыре меньших купола. Крещальня и лестничная башня тоже имели свои купола. Не смотря на схожесть с киевским и новгородским храмами, полоцкая София имела свои особенности. Например, в ней отсутствовали галереи, кроме того храм имел три апсиды, а не пять.

Храм в Полоцке был расписан только фресками, в этом он повторял новгородскую Софию. Киевский собор мог похвастаться еще и мозаикой. Есть мнение, что все три храма строили одни мастера, приглашенные из Константинополя. Софийский собор стал центром общественной и культурной жизни древнего Полоцка. Здесь была расположена библиотека и архив, находилось казначейство и магистрат. Кроме того в храме хранились религиозные святыни, а еще здесь принимали послов из других земель. Иногда в официальных документах вместо названия города использовали название «Святая София».

У собора была непростая судьба, он много раз горел и разрушался. После 1569 года православный собор отдали униатам. Известный униат Иосафат Кунцевич тоже имел отношение к полоцкому собору. Он восстановил и перестроил храм после пожара 1607 года. Во время русско-польской войны Полоцк взяли войска царя Алексея Михайловича. Софию вернул православным верующим, но в 1667 году она снова стала униатской.

Страшная трагедия произошла во время Северной войны - святая София была взорвана. Петр I занял город и отдал храм обратно православной общине. Православные верующие отказались его принять, потому что боялись репрессий. Дальше существует несколько версий развития событий. По одной из них пьяный Петр I вместе с солдатами вторглись в храм, который тогда был униатским. Царь потребовал отдать ключи от царских врат, потому что там хранились мощи Иосафата Кунцевича. Когда монахи отказались, он собственноручно убил настоятеля и четырех монахов и приказал выбросить их тела в Двину.

У этой же версии есть немного другое истолкование. Рассказывают, что царь спросил, кто изображен на иконе и монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками (то есть православными). Петр приказал арестовать монахов, но они стали сопротивляться и были убиты. Вот с этими печальными событиями и связывают первую версию об уничтожении древней Софии. В притворе храма в то время размещался пороховой склад. И существует мнение, что кто-то из униатских верующих решил отомстить русскому царю и войску, которые не только убили униатских пастырей, но и попытались отдать храм православным. Было достаточно одной искры, чтобы весь порох в притворе рванул. От древнего храма остались только руины.




Другая версия связывает этот роковой взрыв со шведским королем Карлом. Он потерпел поражение под Полтавой и вел переговоры с русскими о возвращении домой через земли Речи Посполитой. На прощание шведы устроили в городе несколько пожаров, один из которых и спровоцировал взрыв в соборе.

Некоторые ученые придерживаются третьей точки зрения. Они считают, что борьбу униатов и православных использовал в своих целях Ватикан. Полоцкая София была настоящим символом православья на этих землях, а католической церкви это было очень невыгодно. Подговорить кого-нибудь из оскорбленных униатов не составило бы труда. Тем более что многие знали о наличии пороха в храме. Одна искра - и Софии нет.

Какая из этих версий правдива, сейчас уже не узнаешь. В каждой из них есть логика. Но это не главное, главное - чудовищное разрушение святого храма. Древняя София лежала в руинах, и все споры, чей это храм, стали бессмысленны.

Только в 1740-х года началось восстановление собора. Его возглавил униатский священник Флориан Гребницкий. На тех основаниях стен, что остались после взрыва, возвели двухбашенную бизилику в стиле виленского барокко. Это был уже совсем другой храм, просто построенный на «костях» старой Софии.

Во время войны 1812 года полоцкий собор использовался наполеоновскими войсками в качестве конюшни. А в 1839 году храм вернули православным верующим. Капитальный ремонт сооружения прошел в 1911-1914 годах. Правда, уже через десять лет церковь закрыли - началась эпоха советского атеизма. Здесь разместился краеведческий музей. Во время Великой Отечественной войны (с 1942 по 1944 гг) София стала действующей, но потом ее опять закрыли.

В 1985 году органостроительная фирма «Rieger Kloss» соорудила здесь орган, первый концерт можно было послушать уже в мае 1985 года.

Пережив бесчисленные войны, пожары, полное разрушение София вновь является символом Полоцка. Сейчас это трехнефная одноапсидная базилика. С южной стороны возведены две 50-ти метровые башни. Внутреннее убранство храма тоже заслуживает внимания. Кроме барочных колонн здесь очень много таких элементов декора, как лепные украшения и фигурные карнизы. Удивляет и цветовая гамма интерьера.

Софийский собор в Полоцке сейчас является частью Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Недалеко от собора установлен один из древних Борисовых камней.

Делюсь материалами, подготовленными в свое время для поездок ОИРУ (продолжаю пост

av4 ). Софийский собор в Полоцке - одна из трех Софий Древней Руси. Он менее известен прежде всего потому, что ему не повезло с сохранностью. Вполне благополучное существование храма, построенного в XI веке, а в конце XVI отошедшего к униатам, кончилось во время Северной войны. Петр I устроил в нем пороховой склад, который в один момент взорвался.
Брошенный храм, лишившийся сводов и западной стены, простоял так до 1730-х гг., когда началось его восстановление (а фактически, полная перестройка) по проекту виленского архитектора И.Глаубица - главного мастера "виленского барокко" (двухбашенные костелы с высокими щитами-аттиками между ними, напоминающими по очертаниям католические алтари; любопытно, что сам Глаубиц был лютеранином).
В итоге храм оказался переориентирован главным алтарем с востока на север - там выросла новая апсида, а с запада, на месте полностью разушенной стены, для симметрии возвели апсиды, стилизованные под древние восточные. (Поскольку собор принадлежал униатам, то алтари у них смотрели по-католически в разные стороны). После ликвидации унии в 1830-х гг. собор вновь стал православным. В советское время его закрыли, использовали под склад, кажется, а в 1970-е отреставрировали под музей с органным залом, допустив такую "атеистическую" несообразность, как спуск в подвал через алтарь.
В таком качестве София пребывает и ныне, служб не бывает.

Вид с юго-востока (видны раскрытия кладки из плинфы на апсидах)

Вид с северо-запада (видны "псевдодревние" апсиды)

Интерьер. Иконостас главного алтаря - без икон

Раскрытия древней кладки в восточных апсидах

Софийский собор в древнем – уникальный храм среди немногих одноименных православных святынь Европы, один из самых ранних в Древней Руси и первый каменный на территории Беларуси.

Этот старинный памятник представлен в .

Собор Софии Премудрости Божией с поистине особенной и символичной архитектурой был построен в Полоцке на правом берегу Западной Двины в ХI веке . В середине XVIII-го его основательно перестроили по проекту архитектора Яна Глаубица в стиле виленского (позднебелорусского) барокко.

Однако до наших дней от храма ХI века дошли фрагменты кладки, практически полностью сохранившийся древний фундамент, части апсиды, столбов и стен, а также удивительные фресковые росписи 2-й половины ХI в. Собор и сегодня поражает красотой и величием.

Интересно, что точную копию Софийского собора ХI века планируют построить также на берегу Западной Двины, но уже в другом знаменитом городе Беларуси – .

История Софийского собора

Каменный собор в Полоцке появился после своих "старших сестер" в Киеве и Новгороде, построенных по образцу собора в Константинополе , и стал четвертым в мире храмом Святой Софии .

Греческое слово "софия", означающее "мудрость, мастерство", полочане объясняли шире – как великую человеческую общность, проявление единства жителей княжества.

Впервые храм упоминается в "Житии преподобной " и "Слове о полку Игореве" ХII века.

Величественное строение возводили византийские мастера и горожане в 1044 – 1066 годах по распоряжению князя Всеслава Чародея . Символ независимости и могущества Полоцкого княжества, храм словно олицетворял белый корабль, плывущий по Двине.

Построенный по византийским канонам , но в традициях полоцкого зодчества , храм располагался в Верхнем замке между хоромами князя и усадьбой епископа, что говорило о роли церкви в государстве.

Полоцкая София стала православным и культурно-просветительским центром. Здесь находились богатейшая библиотека , архив, казначейство, магистрат, хранились религиозные святыни и устраивались приемы послов. В соборе была и княжеская усыпальница , где археологи обнаружили 16 саркофагов.

В 1596 году после заключения Брестской церковной унии храм передан униатской церкви и восстановлен после пожаров 1607 и 1648 годов. При перестройке по распоряжению архиепископа Иосафата Кунцевича были сняты верхи угловых боевых башен храма-крепости.

В 1913 году проведена реставрация сохранившихся образов на стенах храма.

Во времена в соборе размещался гарнизонный костел немецких войск.

Архитектура Софийского собора

Софийский собор ХI века был особенным образцом древнерусского зодчества. С храмами в Киеве и Новгороде его объединяли крестово-купольная система, 5 нефов, галереи. Но были и свои уникальные черты, например:

    вима – дополнительное алтарное разделение, образованное двумя столбами (это необычный прием для своего времени, который использовался только в Болгарии);

    семиглавие храма , что символизировало семь Вселенских церковных соборов (у Киевской Софии было 13 глав, у Новгородской – 5).

В ХI веке Полоцкая София стала грандиозным сооружением – 26,4 м в ширину, 31,5 м в длину и высотой 31 м, толщина стен достигала 2,3 м.

В строительстве использовались плинфа и необработанные камни-валуны. Живописный рисунок на стенах создавала кладка в технике "утопленного" ряда.

Современный облик собор в Полоцке получил в XVIII веке : по замыслу Яна Глаубица на берегу Двины появилась величественная одноапсидная базилика двумя башнями-колокольнями , развернутая фасадом в сторону реки.

Роскошный интерьер внутри дополнили барочные колонны, лепные украшения и фигурные карнизы. На алтарном своде появилось барельефное изображение Троицы Новозаветной , а второй и первый ярусы украсили деревянная скульптура и роспись.

До наших дней частично сохранились старинные фрески, в том числе изображения Спаса Нерукотворного и копия знаменитой работы Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" .

Большая реставрация собора была проведена в 70-80 годы ХХ века. А в 2010-2013-х в ходе реконструкции храма обновились кровля, фасад и оконные проемы.

В настоящее время Софийский собор – один из крупнейших культурных центров Беларуси . Здесь совершаются богослужения и обряды, проходят экскурсии, концерты и творческие вечера.

Софийский собор как музей истории архитектуры и концертный зал входит в состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника .

Музей истории архитектуры Софийского собора открылся в 1987 году. В его экспозиции представлены редкие экспонаты, повествующие об истории храма, особенностях архитектуры и его последней реставрации. Среди них – фрагменты кладки ХІ века, фундамент и фресковые росписи конца ХІ века .

Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка .

В 1983 году впервые слушателей собрал концертный зал в Софийском соборе , который славится своей великолепной акустикой, а с 1985 года здесь звучит орган .

Ведущих белорусских и зарубежных музыкантов ежегодно объединяют уникальные культурные проекты в Софийском соборе :

    Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки (март-апрель);

    Международный фестиваль органной музыки "Званы Сафіі" (ноябрь-декабрь).

Каждое воскресенье в 15.00 для туристов и почитателей классики проходят концерты органной музыки (в год их более 300).

Где находится Софийский собор

Древний храм расположен на набережной Западной Двины в . Адрес – улица Замковая, 1.

Присоединялось более полутора миллионов человек из состава бывших Белорусской и Литовской униатских епархий.

Предпосылки

Второсортное положение униатов по отношению к римо-католикам латинского обряда и народная память о насильственном обращении в унию определяло неустойчивый характер униатства в Польском государстве . По вхождении части польских земель в Российскую империю при Екатерине II по ним прошла волна массовых возвращений в Православие . Также позиция Униатской церкви в этих землях ослаблялась подчинением ее римо-католической духовной коллегии в России, где доминировали иезуиты , что грозило полным поглощением латинством. Униаты под водительством митрополита Ираклия (Лисовского) стали бороться против латинизации путем административного обособления от латин и возрождения православных богослужебных традиций, что поставило их на курс воссоединения с Православной Церковью.

Начался сбор подписей среди униатского духовенства. Обычно он происходил при посещении местного храма епископом, который в частной беседе выяснял настроение священника в отношении общего воссоединения. В Литовской епархии из 1057 священников свои подписки дали 760; но в Белорусской – из 680 только 186. В последней был предпринят даже обратный сбор подписей, и 111 униатских священников выразили свое несогласие с воссоединением и просили императора сохранить Униатскую церковь или, в случае отклонения прошения, предоставления права принять латинский обряд. Расследование дела показало, что большая часть этих священников действовало по принуждению помещиков-римо-католиков. Меньшая часть подписавшихся продолжала настаивать на своей просьбе и испытала на себе административные меры воздействия со стороны епархиального начальства. 8 священников выдержали давление, остались при своем, и были отосланы во внутренние области России.

Власти предполагали возможность беспокойств, почему 8 января года генерал-губернаторы западного края империи были наделены чрезвычайными полномочиями, а в январе года в Витебскую губернию был направлен 29-й казацкий полк. 13 января из Санкт-Петербурга в Полоцк выехал член Секретного комитета по делу униатского исповедания камергер Скрипицын, который должен был наблюдать за состоянием униатского духовенства. 24 января в Жировичи к униатскому епископу Антонию (Зубко) из столицы прибыл фельдегерь с подготовленным актом о воссоединении и письмом епископа Иосифа (Семашко), с тем чтобы Антоний подписал акт и убедил духовное руководство епархии, а затем привез акт в Полоцк . 3 февраля епископ Иосиф предписал Белорусской униатской консистории, чтобы священников, которые не подписали прошение, выслали в монастыри.

Ход собора и последствия

12 февраля году в неделю Торжества Православия в Полоцке состоялся собор всех трех униатских епископов, – Иосифа (Семашко) , Василия (Лужинского) и Антония (Зубко) , – и 21 человек других высших духовных лиц. Собор принял акт из двух пунктов. В первом провозглашалось единство с Православной Церковью и прошение о подчинении Униатской церкви Святейшему Синоду Русской Православной Церкви , во втором соборяне просили императора Николая I содействовать скорейшему присоединению униатов к Православию. К Соборному акту были приложены обязательства 1305 священников и монахов, после принятия акта их количество выросло до 1607. После подписания Соборного акта епископ Иосиф совершил торжественную обедню в Полоцком Софийском соборе . Во время литургии он поминал вместо папы Римского всех православных патриархов. После литургии все епископы отслужили благодарственный молебен.

Затем епископ Иосиф отвез Соборный акт в Санкт-Петербург, и 26 февраля передал его обер-прокурору Синода Протасову. 1 марта акт поднесли императору, который передал его на рассмотрение Синоду. 13 марта Синод принял решение: «Епископов, духовенство и верующих Греко-католической церкви объединить с Православною Церковию Всероссийской ». 25 марта Николай I дал согласие, написав на документе, сообщающем о решении Синода: «Благодарю Бога и принимаю ». 30 марта при полном собрании Синода о согласии императора было объявлено епископу Иосифу (Семашко) и выдана грамота к воссоединенным епископам, духовенству и народу. По этому случаю была отлита памятная медаль с надписью: «Отторгнутые насилием воссоединены любовию (1839) ».

Тем временем епископы Василий и Антоний выехали в Витебск , куда 12 марта прибыл казачий полк. Обнародование акта Полоцкого собора началось с апреля года и шло на протяжении весны и лета. Новообращенные епископы совершили объезд паствы с колокольным звоном и торжественными богослужениями. Обнародование прошло спокойно: воссоединение униатов с Православием, в значительной степени проведенное «сверху», не встретило сопротивления «снизу», найдя широкий отклик не только среди духовенства, но и среди простого народа. Так произошло присоединение 1607 униатских приходов и более 1.6 миллионов человек к Православию. Уния в пределах Российской империи перестала существовать. Совместные богослужения бывшего униатского духовенства с православным, когда общее число священников доходило до 50, 80 и даже до 150 человек, соединили некогда разделенную паству западных губерний страны.

Ватикан безрезультатно пытался дипломатическим путем предотвратить упразднение унии в Российской империи. 22 ноября года папа Григорий XVI издал аллокуцию с обвинением униатского епископата в отступничестве, но без критики Российского правительства, так как опасался последствий для римо-католиков в империи.

Литература

  • Грыгор’ева, В. В., Завальнюк, У. М., Навіцкі, У. І., Філатава, А. М., навук. рэд. Навіцкі, У. I., Канфесіі на Беларусі (канец ХVІІІ – ХХ ст.) , Мн., 1998.
  • Кірэеў, В., «Полацкі царкоўны сабор 1839», Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. , т. 5, Мн., 1999, 540-541.
  • Стрельбицкий, И., Униатские церковные соборы с конца ХVI века до воссоединения униатов с православною церковью , Вильна, 1888.
  • Opacki, Z., «Likwidacja Unii kościelnej na „ziemiach zabranych” w 1839 roku», Polska – Ukraina: 1000 lat sąsiedztwa. – T. 2: Studia y dziejów chreścijaństwa na pograniczu kulturowym i etnicznym / Pod. Red. S. Stępnia, Przemyśl, 1994, 119–130.

Использованные материалы

  • Хотеев, Алексий, свящ., «Полоцкий собор 1839 года», Православие на Беларуси (на сайте Минского Скорбященского храма):
  • Марозава, Святлана Валянцінаўна, «Полацк. царк. сабор», сайт Хрысціянства ў гістарычным лёсе беларускага народа :


Похожие статьи