"Солнечная ночь" Илии II, или Путь Патриарха Грузии. Биография Юбилею католикоса патриарха илии 2

В торжественном акте по случаю юбилея Святейшего Патриарха Кирилла, прошедшем в Москве 21 ноября 2016 года.

Ваше Святейшество, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл!

От лица Грузинской Православной Церкви и от себя лично сердечно поздравляю Вас с семидесятилетним юбилеем!

Отмечая такие даты, мы всегда анализируем пройденный путь и внимательно всматриваемся в будущее. Помню, в день моей интронизации ко мне подошел один мудрый человек и сказал: «Господь возложил на Вас тяжелый крест, и для того, чтобы облегчить его, поминайте ваших Царей и Патриархов - они помогут в несении этой непосильной ноши». С тех пор я исполняю это и всегда ощущаю их помощь. Да помогут и Вам, Ваше Святейшество, Цари и Патриархи земли Русской!

Урегулирование взаимоотношений между Россией и Грузией имеет огромное значение для обеих стран. Мы нужны друг другу. Думаю, что Грузия должна быть местом мирного сотрудничества между Востоком и Западом, местом добрососедства. Противостояние же между нашими государствами очень опасно и может перерасти в глобальный конфликт. Однако мы не политики, и нам не по силам предпринимать в этой области серьезные шаги. Но с Божией помощью повлиять на процессы все-таки возможно.

Необходимо отметить и то, что сегодня, когда мир стоит перед многими и очень серьезными вызовами, Ваш ум, обширные познания и богодарованный талант проповедника очень ценны для всех. К Вашему пастырскому слову прислушиваются миллионы людей как в России, так и за ее пределами, что помогает им найти правильный жизненный ориентир.

Еще 23-летним юношей Вы посвятили себя Богу, и с тех пор вся Ваша жизнь является служением ближнему. Путь Ваш всегда был непростым, но ныне Ваш крест стал более тяжелым и ответственным, и вместе с тем весьма почетным. Да поможет Вам Господь в Вашем высоком служении, дабы Вы, оценивая пройденный путь, могли сказать: иго Господне благо, и бремя Его легко есть (ср. Мф. 11:30).

Желаю доброго здоровья, чтобы Вы еще много лет неустанно трудились во благо Русской Церкви и всего Православия.

Публикует заметку об этом великом Предстоятеле Грузинской Православной Церкви.

Как поразительно красива наша планета Земля! Нет такой страны, которая не была бы отмечена печатью удивительной природной красоты. Как будто каждой стране дан уникальный драгоценный дар, так что никто не остался обделен. И как грустит человек, когда надолго уезжает со своей Родины. Он словно слышит ее зов: «Вернись! Я, Родина, - твоя родная, страдающая без тебя мать... Я жду тебя». Земная Родина - это прообраз той Небесной Родины, по которой всю жизнь тоскует человек. Мы не понимаем язык человеческой души, но всем нам понятны эти переживания. Часто, глядя на природу, когда ее образы особенно умилительны - прозрачным утром на рассвете, вечером при тихом закате, ночью, когда появляются и начинают светить звезды - мы испытываем странные чувства. Видимо, есть какие-то тайные знаки в природе, которые понятны нашей душе, но забыты нами. Как будто некий таинственный голос напоминает нам: «Вспомни, что есть и другая нетленная, вечная красота. Вспомни о ее Создателе, человек! Вспомни, что ты создан для вечной счастливой любви, непорочной и бескорыстной». Глядя на эту неземную красоту, у нас словно оживает душа, и ее пронзает внутреннее видение Истины. И хоть раз в жизни, но каждый человек задумывается о вечности.

Нет нации на этой земле, в которой не было бы духовно прекрасных людей, наделенных глубокой верой, преданностью, жертвенностью и отзывчивостью. Это особый род людей, про которых Пресвятая Богородица говорила: «Они - из рода Нашего». По таким людям судят о стране. Они - лицо нации, и образ Божий, по которому мы созданы, виден в них в особой красе. Глубокая человечность и дар любви роднит нас с ними, в их присутствии мы чувствуем тихую радость, а от радости - счастье, потому что единственная радость и счастье - в непорочной Христовой любви к Богу и друг другу. Не имея этой любви, мы чувствуем свою убогость. Однако те моменты, когда мы получили эту любовь или же по дару благодати смогли проявить ее сами, греют наши сердца всю жизнь, и не только наши, но и наших детей и потомков. Дай нам, Господи, Tвой драгоценный дар - умение и желание любить Тебя и друг друга, без которого мы так и останемся никем на этой земле и в бесконечной вечности.

Есть на нашей родной Земле удивительная страна Грузия, избранная Пресвятой Богородицей. Первый удел Божией Матери. Почему и за что этой земле такая честь, милость, награда и утешение от Господа, знает только Господь. Но и нам приоткрывается малое знание, когда мы читаем летописи этой страны. Вся история Грузии, начиная с ее царей, цариц, духовных лиц и простых людей - это глубокая преданность Христу. Сколько в Грузинской Церкви святых царей и цариц, которые предпочли роскоши и довольству жизни долгое, а иногда и пожизненное мученичество и смерть за Христа и народ! Сколько монахов обагрили своей святой кровью землю! Сколько простых горожан предпочли мученический венец предательству и отречению от Христа Спасителя! Небесная Церковь полна грузинскими святыми. Многие из них изображены на иконе «Слава Грузинской Православной Церкви». И чем больше читаешь и изучаешь историю Грузии и узнаешь истинное ее лицо, тем больше понимаешь, откуда и за что дано ей столько любви и благословения от Господа: за жертвенность и преданность Богу.

Удивительна и прекрасна Грузия в обычных проявлениях своего народа. Видно это, когда люди показывают себя с лучшей своей стороны, показывают то, что впитано ими с молоком матери: теплое отношение к людям, желание бескорыстно помочь. Многие из тех, кто был в Грузии, увидели и испытали это на себе. Многие помнят это тепло и любовь. И всегда в людях присутствует истинное желание и жажда взаимной любви и помощи. И как уродливо выглядит человек и народ, когда теряет благодать Божию... Тогда рушатся все связи - и с ближними и с дальними. Дай нам, Господи, всегда с любовью относиться к людям!

Есть ещё одно утешение грузинскому народу от Господа. Это . Он дан в утешение людям своей эпохи, людям, измученным гражданской войной, недоеданием, болезнями и безработицей. Он похож на пророка Моисея, который ведет свой народ через пустыню в Землю Обетованную, о которой так мечтают люди. В нем есть незримая красота и сила. Он имеет дар материнской любви к человеку, которая в каждом народе называется святой. Он постоянно обращается к людям с проповедью, старается утешить и поддержать их и при этом ясно указывает путь, каким можно достичь главного: радости в этой жизни и вечного спасения.

Недавно Патриарх Илия II говорил в своей проповеди: «Больше всего человеку не хватает спокойствия и радости. Мы должны помнить, что радость приходит в сердце лишь того человека, который любит других людей, который верит и любит Господа. Поэтому постарайтесь хранить мир в себе и своих домах. Я благословляю вас, чтобы не было громкого слова у вас дома. Если с вами громко разговаривают, не отвечайте тем же... Я вспоминаю моих приснопамятных родителей. Они так вырастили нас, что мы, дети, не помнили от них громкого слова. И вы старайтесь укоренить этот обычай». Он постоянно благословляет паству словами: «Пусть Господь подаст вам мир и радость. Как я вам уже говорил, радость - это следствие любви. Где любовь - там и радость. Там, где нет любви, там неприязнь».

Патриарх Илия II благословил людей быть вестниками радости друг для друга, благословил думать над тем, как и чем обрадовать ближних, благословил говорить друг другу приятные и радостные вещи. А главное, он часто дает молитвенное правило, которое помогает преодолевать жизненные трудности и тяготы. Во время политического кризиса, когда Грузия могла оказаться на грани катастрофы, постоянно горели свечи в церквях перед святынями. Поднимали святые мощи и иконы и самолетом совершали крестный воздушный ход. Кропили страну с воздуха. благословил постоянно кропить свои дома и улицы. Всем было дано благословение без перерыва читать молитву Богородице: «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице». И Господь отвел беду!

Патриарх постоянно собирает вокруг себя всех, в том числе ученых и интеллигенцию. Он говорит о важности науки и культуры, важности национальных традиций. Старается поддержать каждого в его начинаниях. Патриарх прост в общении и совершенно доступен. Каждый чувствует на себе ласку и утешение от его молитвы. Нет для него чужих людей, о каждом скорбит его сердце.

Однажды, при встрече и разговоре с женщинами, у которых погибли дети, Патриарх Илия II горько, с душевной болью, заплакал и в утешение стал им рассказывать:

«Я хочу повторить вам то, что говорил до этого: ваши дети живы. Это вы должны помнить. Они - жители Небесной Грузии. И я хочу, чтобы их души возрадовались сегодня. Я вспоминаю смерть своего старшего брата Теймураза. Я учился в восьмом классе, когда он заболел менингитом. Приближалось Рождество Христово. Однажды, когда он уже слег, я стоял в дверях, и он обратился ко мне: “Ираклий, подойди ко мне”. Я подошел, а он говорит: “Посмотри, кто пришел к нам!” “Кто?” - спрашиваю. “Святая Нино”, - говорит он мне.

Позже он скончался, и я увидел его во сне. Вижу: ходит ягненок. У нас был большой дом с большим подвалом. Там всегда готовились угощенья для Рождества Христова и Пасхи. И вот, во сне, люди готовят еду, а ягненок ходит туда-сюда. И я спрашиваю кого-то: “Чей это ягненок?” Тут он сам подходит ко мне и говорит человеческим голосом: “Я твой брат Теймураз”. Я взял этого ягненка на руки и понес в комнату, туда, где у нас находился большой святой угол для икон. В самом центре стояла икона “Славы Грузинской Православной Церкви”, а над ней икона Бога Отца. Сколько я себя помнил, всегда так было. Я говорю ему: “Покажи мне твое истинное лицо”. И вдруг ягненок превратился в Теймураза - такого, каким он был при жизни. Я обнял его и спрашиваю: “Ты молишься за меня?” А он указал мне на икону “Славы Грузинской Православной Церкви” и сказал: “Все эти люди молятся за тебя”. И я хочу сказать вам, что это так: я чувствую это. Если бы они не молились, я не смог бы понести такого тяжелого креста. Я еще раз повторю вам: ваши дети просят, чтобы вы оделись в светлую одежду».

У Патриарха Илии II дар и потребность утешать другого человека, горячее желании прийти к нему на помощь.

В русском фильме «Солнечная ночь», снятом с большой любовью, говорит о любви и Родине. В этих словах весь он:

«Я не могу понять, Грузия во мне или я в Грузии. Грузия - это, прежде всего, Родина, это связь с предками. Мы чувствуем себя единым народом вместе с ними. По-русски говорят: “Желаю радоваться вечно”, а у нас есть пожелание: “Радуйтесь в двух мирах!”

Человек - это плод любви. Когда мы говорим о современном человеке и о том, чего нам не хватает, то понимаем, что именно любви нам и не хватает. Человеком овладела гордость и личная корысть. Человек думает только о себе. И, к сожалению, он теряет связь с Божественной любовью. Любовь - это полная самоотдача. В грузинском языке имеются разные слова, выражающие любовь: “шени чириме”, что значит “я беру все твои беды на себя”, и “шен генацвале”, т.е. “во время испытаний я заменю тебя”. Любовь обширна и необъяснима, как необъясним Сам Господь».

Настолько пронзительны эти слова, что добавить к ним нечего, кроме разве того, чтобы Господь даровал нашему Патриарху такое же великое, нетленное и нескончаемое утешение, любовь и радость, которые дарил и дарит нам наш родной и любимый всеми отец и Патриарх Илия II уже много лет.

Решил вспомнить путь Патриарха, полный нелегких и удивительных событий.

Илия Второй (в миру Ираклий Гудушаури-Шиолашвили) родом из благочестивой семьи Георгия Симоновича Гудушаури-Шиолашвили и Наталии Иосифовны Кобаидзе. Фамилия Гудушаури упоминается еще с древних времен: с 40-х годов V века, когда царь Вахтанг Горгасали выступил в походе на Северный Кавказ. По дошедшим до нас сведениям, в царском походе сильно отличился некий воин по имени Гудуша из села Сно, и в знак благодарности царь покрестил его ребенка и построил в его честь крепость.

Потомки Гудуши - Гудушаури - играли исключительную роль в жизни родного села, они были мужественными людьми, отличались смелостью и доблестью. В XVII веке в крепости Сно громко славилось имя Шиолы Гудушаури, потомками которого являлись Шарамбали, Сугута, Глаха, Шакро и Гага, он же Георгий - отец Святейшего и Блаженнейшего Илии Второго.

Георгий Шиолашвили создал свою семью именно в селе Сно, в котором, как и во всей Грузии, в тот период велись эксперименты большевиков по коллективизации сельского хозяйства.

Индивидуальное сельское хозяйство теряло какую-то либо пользу и смысл, и жизнь в селе становилась трудной. Поэтому в 1927 году Георгий Шиолашвили вместе с семьей отправился на временное проживание в город Владикавказ, где со второй половины XIX века проживала многочисленная грузинская диаспора, кровно связанная со своей родиной.

Вскоре Георгий Шиолашвили приобрел здесь дом, а его семья стала известна во Владикавказе своей чистотой и праведностью. Именно в такой атмосфере 4 января в семье появился сын, которого отец назвал в честь царя Ираклия II.

В то время во Владикавказе была грузинская церковь имени Святой Нино, которая входила в юрисдикцию Католикоса-Патриарха Всея Грузии. Настоятель храма, архимандрит Тарас Канделаки, бывший секретарь Католикоса-Патриарха Всея Грузии Кириона II, с горем пополам защищал церковь от нападок как духовных, так и правительственных властей. Именно в этой церкви и был крещен маленький Ираклий.

Крестной матерью его стала монахиня Зоиле Двалишвили, которая на протяжении долгого времени была настоятельницей женского монастыря в Мцхета. Монахиня Зоиле часто возила своего крестника в монастырь Самтавро, где ещё в 3-летнем возрасте Ираклий Шиолашвили-Гудушаури однажды на праздник Светицховлоба встретился с Католикосом-Патриархом Калистратом (Цинцадзе), который благословил маленького Ираклия.

© photo: Sputnik / А. Александров

Большая семья будущего Патриарха состояла из двух родителей, братьев - Теймураза, Шоты, Виктора и сестры Нино, и каждый день молилась. В одной из своих проповедей Илия II вспоминал:

"Каждый вечер, перед сном наш отец ставил нас, братьев и сестер, перед иконами и читал нам молитвы, некоторые молитвы читали мы сами. К примеру, 90-й псалом отец всегда поручал читать кому-нибудь из нас. Затем отец окроплял нас святой водой и отправлял спать. Сам же продолжал молиться. Отец завершал молитвы перед Иконой Всех Святых - преклоняя колени столько раз, сколько изображений святых на этой иконе, и у каждого из святых просил благословения".

Семья Георгия Шиолашвили тесно была связана с Грузией, а также Патриархом Всея Грузии Калистратом Цинцадзе. Эта связь еще более углубилась после 24 февраля 1938 года, когда грузинская церковь Святой Нино прекратила свое существование и начались повальные притеснения и преследование верующих грузин.

"Мое детство, отмечал его Святейшество, совпало с очень тяжелым периодом для грузинской церкви. Преследовались священнослужители, закрывались церкви. Люди боялись посещать службы. В нашем доме часто укрывались преследуемые духовные лица, они оставались у нас по месяцам и оставляли неизгладимый след лично в моих мыслях и натуре".

С семьей Георгия Шиолашвили дружили и мусульмане-кистинцы, которые по словам Илии Второго, часто приходили в их дом и в комнате для гостей молились по своим религиозным обычаям, после чего хозяева вместе с гостями собирались за общим столом. Заслугой Георгия и Наталии в 1947 году стало и создание во Владикавказе церкви Пресвятой Богородицы. В архиве Патриархии Грузии имеются материалы, подтверждающие этот факт.

Лето маленький Ираклий обычно проводил в селе Сно в фамильном доме, где слушал от старших народные предания, гулял по родным ущельям, крепостям и церквям. В сентябре 1941 году Ираклий стал учеником первого класса 22-ой средней школы во Владикавказе. По существующим в семье традициям много времени уделял молитвам и был и примерным учеником. Особенно его увлекала история, география и иностранные языки.

22 июня 1941 года на Советский Союз напала фашистская Германия. Осенью вражеские силы подступили к Москве и Владикавказ стал прифронтовым городом. В сложившейся опасной ситуации семья Шиолашвили приняла решение вернуться в Сно. После окончания войны, в 1952 году Ираклий Шиолашвили-Гудушаури закончил 22-ю среднюю школу во Владикавказе и Московскую духовную семинарию в 1957-ом.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Вскоре Ираклий Шиолашвили решил отказаться от мирской жизни и 16 апреля 1957 года, в возрасте 24 лет в храме святого Александра Невского в Тбилиси, с благословения Мелхиседека Третьего студент второго курса духовной семинарии принял монашеский постриг с именем Илия в честь святого пророка Илии. Постриг совершил старец-епископ Зиновий (Мажуга), тогда же предсказавший ему дальнейшее патриаршее служение.

Два дня спустя католикос-патриарх Мелхиседек рукоположил его во иеродиакона в кафедральном Сионском Успенском соборе. А 10 мая 1959 года патриархом Московским и всея Руси Алексием I рукоположен во иеромонаха.

© photo: Sputnik / В. Чистяков

В 1960 году Илия Второй окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение "История афонского Иверского монастыря". После окончания академии он вернулся на родину. Об этом факте Илия II писал в своей автобиографии.

"Научный совет Духовной академии решил оставить меня в академии стипендиатом профессора, но любовь к моему народу сподвигла меня оставить все это и привела меня в Грузию".

Вскоре Илия II был назначен клириком кафедрального собора города Батуми, а в 1961 году возведен в сан игумена, и затем — архимандрита.
26 августа 1963 года Илия II был хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария католикоса-патриарха Ефрема II. Хиротонию совершили Католикос-Патриарх Ефрем II в сослужении митрополита Урбнисского Давида (Девдариани), митрополита Кутаисско-Гаенатского Наума (Шавианидзе), епископа Сухумско-Абхазского Леонида (Жвания) и епископа Степанаванского Зиновия (Мажуга).

Епископу было поручено стать ректором Мцхетской духовной семинарии. Надо отметить, что в то время эта семинария была единственной духовной школой в Грузии. К этой должности он приступил с большой энергией, а полученный в Московской академии опыт помог ему не только повысить уровень учебного процесса, но и дисциплину школы. На должности ректора епископ пробыл с 1963 по 1972 год. А 1978 году был избран Почетным членом Московской духовной академии.

1 сентября 1967 года владыка был назначен епископом Сухумским и Абхазским, а в 1969-ом — возведен в сан митрополита.

Путь Патриарха

Вскоре митрополит Илия Второй стал лицом Грузинской православной церкви. За большие заслуги перед грузинской церковью Илия Второй в 1972 году получил право ношения второй панагии - это небольшой образ Богоматери (реже Спасителя, Троицы, святых, распятия, библейских сцен), чаще всего округлой формы, носимый архиереями на груди. А в 1975-ом - право носить бриллиантовый крест. Бриллиантовый крест на клобук в настоящее время носят все архиепископы и митрополиты, но так было не всегда. До 1917 года это была отдельная награда, жалуемая императором и выдаваемая Кабинетом Его Императорского Величества. В целом эту награду приходилось ждать пять—десять лет. В наше время крест жалуется одновременно с саном архиепископа.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

После смерти Католикоса-Патриарха Давида V 9 ноября 1977 года, решением Святого Синода Илия Второй был назначен Патриаршим Местоблюстителем. В 1977 году 23 декабря года в Тбилисском патриаршем храме Сиони XII местное собрание Православной грузинской церкви рассмотрело вопрос об избрании нового Католикоса-патриарха Всея Грузии. За кандидатуру митрополита Илии проголосовали единогласно. Интронизация Илии Второго состоялась 25 декабря 1977 года.

В то время у грузинской церкви практически не было паствы — даже службы Патриарха посещало максимум десять человек. Но вскоре, действительно, случилось чудо: великолепный храм Светицховели и его двор наполнились представителями грузинской интеллигенции и молодежи. Такое отношение к церкви было чуждо для коммунистического периода. Так наступил новый важный этап в жизни и истории грузинской церкви и Грузии в целом.

© photo: Sputnik / Denis Aslanov

В 1995 году Илия II так вспоминал первые и сложные годы своего пути в ранге Патриарха Грузии: "У грузинской интеллигенции было стремление к духовному, но не хватало опыта. Помню, как мы для подготовки академического издания истории грузинской церкви пригласили в Патриархию наших выдающихся историков, разработали план и распределили темы. Но когда они представили мне обработанные материалы, я понял, что издание их было невозможно, поскольку это была история, написанная нецерковными людьми… Однако, несмотря на это, стремление к сближению не останавливалось. В Патриархии продолжались встречи с учеными. Часто вопросы, которые мы рассматривали в ходе наших бесед, были настолько интересными, что о них рассказывали своим студентам профессора-педагоги университетов… Наши ученые внесли огромный миссионерский вклад и я благодарен за проявленную ими в столь тяжелое время поддержку".

В патриаршество Илии Второго в 1980-е годы произошло масштабное возрождение православия в Грузии. Начиная с 1989 года неоднократно действовал как посредник между враждующими политическими сторонами. За последние 36 лет количество епархий в Грузии было увеличено с 15-ти до 33-х. В 1977 году в Грузии было лишь 48 действующих храмов, ныне их — порядка 1000. Были совершены прославления новых святых, открыты новые духовные учебные заведения, в том числе Тбилисская и Гелатская духовные академии. В Тбилиси был возведен самый большой храм Грузии — Патриарший собор Святой Троицы.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

С 1 по 4 марта 2007 года грузинский Патриарх по приглашению Русской православной церкви находился с визитом в России, в ходе которого состоялась презентации 13-го тома "Православной Энциклопедии", в котором помещена обширная статья о Грузинской Церкви.

Среди наград Патриарха Грузии Илия II — Ордена Святой равноапостольной Нины, Святого великомученика Георгия Победоносца, Святого Иоанна Рыльского I степени, Святого равноапостольного князя Владимира I степени и князя Ярослава Мудрого III степени.

За восстановление независимости Грузинской Православной Церкви, за духовное и физическое спасение грузинского народа, за особый вклад в строительство государственности и борьбу за воссоединение страны Илия II награжден Орденом Давида Агмашенебели.

© photo: Sputnik / Михаил Климентьев

В 2013 году за выдающийся личный вклад в развитие украинско-грузинских культурно-духовных связей, многолетнюю подвижническую деятельность награжден Орденом Украины "За заслуги" I степени. За просветительскую и общественную деятельность, социальную ответственность и значительный личный вклад в дело сохранения и приумножения мирового культурного наследия Патриарху в 2008 году Международной федерацией русскоязычных писателей стран СНГ был передан Орден Культурного наследия. В том же году за неоценимые же заслуги перед грузинским народом Илия Второй награжден Грузинской православной церковью Золотым орденом хитона Господня.

Илия Второй является Почетным доктором богословия Нью-Йоркской Духовной академии и Свято-Тихоновской Духовной семинарии Православной Церкви в США, а также Духовной академии Киева, острова Крит и Тбилисского государственного университета. Патриарх — Лауреат премии Международного фонда единства православных народов "За особые заслуги в деле укрепления братских уз между православными народами и Церквями".

Патриарх как творец

Илия Второй известен в Грузии и в мире и своим творчеством. Его Святейшество - автор до 20-ти живописных картин и икон, которые по своей тематике, художественному решению и технике очень разнообразны. Среди них - портреты его родителей, работы под названием "Святая Троица", "Господь с нами", "Старые времена", "Иверская Богородица", "Платитера", "Архангел Михаил", "Архангел Гавриил", "Святые цари Соломон Вахтанг и Тамар" (имеется несколько версий этих икон) и др.

Основная часть картин Патриарха хранится в Кафедральном соборе Святой Троицы и в резиденции Патриархии, две же из них находятся в храме Богородицы Манглиси и в Руставском Соборе Святого Вахтанга Горгасали.

Кроме живописных полотен, авторству Илии Второго также принадлежат фрески, эскизы и скульптурные портреты. Но во всех картинах и иконах, написанной рукой Патриарха, есть одна характерная особенность - это большие и глубокие, как океан, глаза изображенных и удивительная философская умиротворенность лица, какое-то неземное спокойствие.

Помимо этого, Илия Второй сочиняет музыку - церковные песнопения и классические произведения, которые не раз звучали, как в Грузии, так и в России, Англии, Франции. Наиболее известные из них — "Kyrie eleison" (греч. — "Господи, помилуй!", "Sanctus" (лат. — "Свят"), "Agnus Dei" (лат. — "Агнец Божий") и "Ave, Maria".

Художественное и музыкальное творчество Святейшего и Блаженнейшего Илии II прекрасно уже и потому, что оно, как и весь путь Патриарха, способно приводить людей ко Христу. А это главная цель искусства не только с христианской, но и с общечеловеческой точки зрения.

Одним словом, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II - поистине неутомимо деятельная личность. Всю свою жизнь он посвятил укреплению на родине и в мире христианской веры, морали и нравственности, а также укоренению национальных ценностей в духовной, культурной и даже бытовой жизни.

Как-то путь своего служения Илия Второй назвал "солнечной ночью", потому что даже в самые тяжелые времена он всегда был согрет теплом и светом надежды, веры в лучшее и радости единения народа.

Сегодня в Грузии особый день

Сегодня в Грузии особый праздник, празднуем 80 летие нашего солнечного патриарха. Как прихожанка грузинской православной церкви поздравляю нашего духовного отца с юбилеем, желаю от всего сердца долголетие и здоровье.

Католикос-Патриарх Илия II в миру Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили (род 4 января 1933, Орджоникидзе) - епископ Грузинской Православной Церкви; с 23 декабря 1977 Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский - предстоятель Грузинской Церкви. С 21 декабря 2010 года - Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Грузии, Архиепископ Мцхета-Тбилиси и митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети.

Был четвёртым ребёнком в семье. Родители - из Казбегского района: отец, Георгий Симонович Шиолашвили, - из села Сно; мать, Наталья Иосифовна Кобаидзе - из села Сиони. В 1927 году они переехали во Владикавказ. Новорожденный был крёщен в день праздника Рождества Христова в грузинском храме; наречён Ираклием в честь грузинского царя Ираклия II. Фамилия Гудушаури является древней грузинской фамилией. По преданию, во время одной из битв некий Сно проявил храбрость и тем самым привлёк к себе внимание Вахтанга Горгасали. За храбрость Вахтанг крестил сына именем Сно и построил в его честь крепость.

В 1952 году окончил русскую среднюю школу № 22 во Владикавказе, Московскую духовную семинарию в 1957 и Духовную Академию в 1960

16 апреля 1957 году, в возрасте 24 лет, с благословения Мелхиседека III студент II курса духовной семинарии принял монашеский постриг.

Был ректором Мцхетской духовной семинарии (с 1963 года-по 1972 год).

В 1967 года стал епископом Сухуми, с 1969 года - митрополит.

После смерти католикос-патриарха Давида V 9 ноября 1977 года, решением Святого Синода был назначен Патриаршим Местоблюстителем. 23 декабря 1977 года был избран Католикосом-Патриархом; интронизация Илии состоялась 25 декабря 1977 года.

В 1978-1983 годы был президентом Всемирного совета церквей.

В патриаршество Илии произошло масштабное возрождение православия в Грузии в 1980-е годы. Начиная с 1989 годанеоднократно действовал как посредник между враждующими политическими сторонами. Выступал против плана «грузинизации» армянского памятника в Тбилиси, а также не смотря на начало вооруженного конфликта называл абхазов и осетин братьями

С 1 по 4 марта 2007 года по приглашению Русской православной церкви находился с визитом в России, в ходе которого состоялась презентации 13-го тома «Православной Энциклопедии», в котором помещена обширная статья о Грузинской Церкви.

6 ноября 2008 года сообщалось, что Католикосу-Патриарху в Германии была сделана операция на сердце в одной из клиник в связи с сердечной недостаточностью.

21 декабря 2010 года решением Священного Синода ему было передано управление Цхум-Абхазской епархией.



Похожие статьи