Современная архитектура загородных домов. Все архитектурные стили от а до я, список с фото


На протяжении всей своей истории Германия оставалась развитым богатым государством, в котором всегда внедрялись и использовались самые современные строительные технологии. Обзор 30 невероятных шедевров современной архитектуры Германии, наглядно демонстрирует, что и сейчас эта страна по-прежнему находится среди мировых лидеров.





В белом здании штаб-квартиры спортивного гиганта «Адидас» в Херцогенаурах, построенном в 2011 году, созданы благоприятные условия для плодотворной научно-исследовательской работы 1700 сотрудников всемирно известной компании. Находясь внутри этого современного здания, можно заметить, что все основные зоны соединены между собой с помощью специальных проходов, напоминающих шнуровку обуви, за что само здание получило прозвище "Шнурки". В целом для внутреннего пространства здания характерны необычайная лёгкость и отличная освещенность, способствующие наиболее продуктивной работе.





В начале 1980-х годов компания «Витра», прославившаяся на весь мир своей качественной мебелью, привлекла самых перспективных архитекторов для создания в немецком городе Вайле-на-Рейне современного культурного комплекса, состоящего из множества зданий. Построенное по проекту американского зодчего, гения деконструктивизма, Фрэнка Гери здание состоит из простых геометрических форм, объединенных между собой белыми гипсовыми поверхностями и металлической кровлей.





Роскошный стадион вместимостью 75 тысяч человек «Альянц Арена» был построен в северной части Мюнхена специально к чемпионату мира по футболу 2006 года. Помимо футбольного поля и трибун, на стадионе также расположено множество кафе, ресторанов и киосков, 2 детских сада/группы продлённого дня, фирменный магазин LEGO и клубный магазин и музей местной футбольной команды «Баварии». На территории этого суперсовременного спортивного сооружения находится четырёхэтажная парковка на 9800 автомобилей, являющаяся одной из самых больших в Европе. Оригинальная форма стадиона послужила поводом к появления множества шутливых прозвищ: таких, как «надувная лодка», «автомобильная шина» и «воздушная подушка». Сегодня «Альянц Арена» считается одним из самых главных сооружений не только Мюнхена, но и всей страны.





Интерактивный музейно-выставочный центр «Универсум» был открыт в Бремене в 2000 году. В "Универсуме" каждый посетитель может попробовать себя в роли исследователя как окружающего мира, так и самого себя. Главной изюминкой музейно-выставочного центра принято считать уникальную экспозицию, посвященную человечеству, Земле и космосу. Форма этого роскошного здания, сделанного из бетона, стальных балок, деревянных конструкций и нержавеющей стали, напоминает то ли гигантскую мидию, то ли кита. Подтверждением невероятной популярности "Универсума" служит тот факт, что ежегодно музей принимает порядка 450 тысяч гостей со всего мира.





Одна из самых известных концертных площадок Германии, берлинская филармония, была возведена специально для местного филармонического оркестра в 1963 году. Здание берлинской филармонии - часть знаменитой площади Культурфорума, в которую помимо него входят такие объекты, как: Новая национальная галерея, Потсдамская площадь и второе здание Государственной библиотеки. Облицованное золотом здание из бетона уже издалека привлекает внимание многочисленных туристов асимметричной формой, напоминающей очертания цирка-шапито. Большой зал филармонии, отличающийся оригинальным интерьером и расположенной в центре помещения сценой, рассчитан на 2440 мест и является самым большим концертным залом Берлина.





Невероятно деформированное здание кинотеатра «УФА-Паласт» в Дрездене - проект от прославившегося на весь мир своей философией разрушения австрийского архитектурного бюро Coop Himmelb(l)au. Огромный комплекс состоит из двух неразрывно связанных между собой объектов - непосредственно кинотеатра с 8 залами, способными принять одновременно 2600 посетителей, и "кристалла" из стеклянной оболочки, служащего в качестве фойе и общественного пространства.





За проектирование уникального здания офиса авто-гиганта BMW в 2006 году известный британский архитектор иранского происхождения Заха Хадид была удостоена одной из наиболее престижных европейских премий в области архитектуры, RIBA. Этот комплекс, возведенный в Лейпциге в 2005 году, отличает плавная и очень стильная структура, которая, помимо художественной, также несет функцию четкого формирования и распределения производственных процессов внутри помещения. Заводской комплекс состоит из трех корпусов, один из которых играет роль главного конвейера, в другом расположены вспомогательные цеха, а третий соединяет их между собой.





Офисное здание The Squaire было построено во Франкфурте-на-Майне в 2011 году. Первые этажи этого огромного сооружения, достигающего 660 м в длину, 65 м - в ширину и 45 м - в высоту, расположены над существующей железнодорожной станцией недалеко от международного аэропорта. Столь невероятные размеры сделали The Squaire самым крупным офисным зданием Германиии и одним из немногих "землескребов" ("лежачий небоскреб") на Земле. The Squaire связан с Терминалом 1 франкфуртского аэропорта с помощью пешеходного моста. Интересно, что название комплекса The Squaire - это игра английских слов the square (перевод с англ. - площадь) и the air (перевод с англ. - воздух, воздушный).





Победителем конкурса на строительство выставочного центра авто-гиганта BMW, проведенного в начале 2000-х, стало бюро Himmelb(l)au из Австрии. В своем проекте архитекторы предложили концепцию пространства, которое станет одновременно и «шоу-румом», и местом для переговоров между представителями концерна и его клиентами. Главной архитектурной фишкой проекта стала огромная воронка, состоящая из стеклянных блоков. У посетителей создается ощущение, что парящую в небе крышу будто засасывает в эту воронку. В стенах выставочного центра расположен как непосредственно автосалон, так и вспомогательные объекты: музей авто-концерна, кафе, ресторан и несколько конференц-залов.





Станция Мюнхенского метрополитена «Санкт-Квирин-Плац» была открыта в 1997 году. Автором проекта выступило архитектурное бюро Hermann + Ottl. Главной особенностью станции метро «Санкт-Квирин-Плац» можно смело назвать огромное окно в форме раковины на юго-западной боковой стене, выходящее в парк. Потолок над платформой частично оборудован отражающими алюминиевыми панелями с двумя рядами ламп.





Здание института, занимающегося исследованиями в области рабочих процессов, было построено в крупном немецком городе Штутгарте в 2012 году по проекту голландского бюро UNStudio. Главной целью архитекторов было создание единого пространства, в котором студенты могли бы как учиться, так и весело и с пользой проводить свое свободное время. Именно поэтому команда из UNStudio разработала взаимосвязанную цепочку из лабораторий, помещений для небольших исследований, открытых выставочных зон, террас и площадей, образующую структура здания.





Состоящий из семи зданий комплекс «Сони-центр» был построен по проекту архитектора Гельмута Яна в центральном округе Берлина в 2000 году. Строительство этого роскошного ансамбля обошлось городской казне в 600 млн евро. В «Сони-центр» расположены офисы самых разных компаний, апартаменты, кинотеатр, развлекательный центр, супермаркет, бутики, кафе и рестораны. Здание из стекла и стали включает в себя овальный форум общественного назначения, не отделённый от прилегающих улиц. Конструкция крыши форума представляет собой невероятное инженерное решение. Шатровая крыша закреплена на стальном кольце, лежащем на окружающих зданиях, и призвана символизировать священную гору Фудзияму.





Построенное в 1997 году здание штаб-квартиры крупнейшего банка Германии было самым высоким в Европе до 2005 года, уступив это почетное звание гостинице Триумф Палас в Москве. Высота 65-этажной башни составляет порядка 259 метров (вместе с антенной - 300 м). Как и во многих проектах британца Нормана Фостера, во франкфуртском небоскребе была тщательно продумана и разработана система естественного освещения и циркуляции воздуха внутри здания. Кроме того, на разных этажах башни архитектор организовал роскошные зимние сады. Это здание - одно из немногих в Германии, при строительстве которых в качестве основного материала использована сталь, а не бетон.





Одна из главных достопримечательностей Берлина была построена еще в конце XIX века. Однако в 1993 году был объявлен конкурс на проведение реконструкционных работ, одним из победителей которого стал легендарный Норман Фостер. Главной изюминкой обновленного фасада здания стал возведенный на крыше грандиозный купол из стекла и стали диаметром 40 м и высотой 24 м. Посетителей, находящихся внутри купола, завораживает невероятная игра света, создаваемая отражениями 360 зеркал. Особенное зеркальное покрытие способствует отражению и пропуску света во внутренние помещения.





Дом «Дупли-Каса», построенный в Баден-Вюртемберге по проекту популярного немецкого архитектора Юргена Майера в 2008 году, поражает своей невероятной изящностью. Немец, всегда неравнодушный к белому цвету, не стал отказываться от своих предпочтений и при проектировании «Дупли-Каса». На первом этаже дома находится зона отдыха с бассейном и одна спальня, второй этаж отдан под гостиную и кухню, а третий включает в себя три спальни, гостевую комнату и кабинет. Одна из главных фишек дома - его максимальная открытость, достигнутая с помощью большого количества крупных оконных проемов и террас.





Современное здание музея «Порше», собравшее в своих стенах экспонаты, связанные с историей развития бренда с момента его создания до сегодняшних дней, было построено на окраине Штутгарта в 2009 году. За 5 лет до открытия, в 2004 году, советом директоров компании было принято решение о проведении конкурса на строительство будущего музея. 170 архитектурных фирм со всего мира соперничали друг с другом, однако победителем стала австрийское бюро Delugan Meissl Associated Architects. Именно по их проекту и был возведен потрясающий музей «Порше», пользующийся невероятной популярностью как у владельцев автомобилей этой марки, так и у простых туристов.





Градостроительный кодекс Берлина запрещает вести строительство здания, которое будет затенять Бранденбургские ворота. Выполнив это требование, архитектор-деконструктивист Фрэнк Гери спроектировал филиал франкфуртского банка DZ Bank и расположил его напротив Триумфальной арки. Здание банка имеет сдержанный фасад из известняка. Облицованный плитами из нержавеющей стали конференц-зал, по мнению самого автора напоминающего голову лошади, находится в атриуме и также являет собой невероятное зрелище.





Многофункциональный комплекс американца Фрэнка Гери, введенный в эксплуатацию в 1999 году, ускорил значительное превращение небольшого городка на набережной в современный экономический кластер Германии, именуемый Медиа-Портом. Три соседних офисных здания в центре города, спроектированные Гери и другими известными архитекторами - Фумихико Маки и студией Murphy/Jahn, являют собой символ нового Дюссельдорфа.





Футуристическое здание многофункционального комплекса «Кампус Эльбберг» было построено на территории порта Гамбурга в 2003 году. В стенах этого сооружения расположены офисы компаний, работающих в самых разных сферах. У этого здания, по форме напоминающего нос корабля, имеется большая общедоступная площадка, с которой открываются завораживающие виды на реку Эльбу и бизнес-центр "Доклэнд".





Сын основателей известного издательского дома Burda Moden Фридер Бурда решил открыть музей для демонстрации собственной коллекции предметов искусства, насчитывающей порядка 500 шедевров современного изобразительного творчества. В 2009 году известный архитектор Юрген Майер помог Бурде осуществить свою мечту, разработав концепцию будущего музея. В стенах музея расположены вестибюль, выставочные пространства и зал для конференций. Основную часть коллекции составляют картины, графика и скульптура. Среди имен известных во всем мире художников, чьи работы выставлены в музее, стоит выделить Пабло Пикассо и Джексона Поллока.





Здание штаб-квартиры Европейского центрального банка было возведено во Франкфурте-на-Майне в 2014 году. Комплекс состоит из двух зданий высотой примерно 184 и 165 метров (без шпилей и антенн), соединённых четырьмя атриумами-переходами на уровне 3-го, 15-го, 27-го и 38-го этажей. Автором столь деконструктивного сооружения стал Вульф Прикс, основатель и ведущий архитектор австрийского бюро Coop Himmelb(l)au. Если верить статистике, то в здании функционируют 18 лифтов, работают порядка 2300 банковских сотрудников, к услугам которых имеются 630 мест для парковки.





Международный аэропорт Мюнхена «Франц-Йозеф Штраус» был введен в эксплуатацию в 1992 году. Состоит их двух терминалов, между которыми расположен крайне необычный объект - огромный торгово-развлекательный центр MAC (Munchen Airport Center). К услугам пассажиров и гостей комплекса MAC предоставляет: различные магазины, кафе, рестораны, медицинские пункты, небольшие спортивные объекты и даже весьма популярный отель Kempinski. Аэропорт «Франц-Йозеф Штраус» считается вторым по пассажиропотоку в Германии (после франкфуртского аэропорта) и одним из самых значимых в Европе.





Военно-исторический музей в Дрездене является одним из двух крупнейших германских музеев военной тематики. Комплекс музея состоит из двух важнейших элементов - здания арсенала, возведенного еще в конце XIX века, и пристроенного к нему в 2005 году огромного клиновидного пятиэтажного объема из бетона, стали и стекла. Автором последнего стал Даниэль Либескинд. С появлением этой уникальной пристройки военно-исторический музей в Дрездене стал самым крупным объектом подобного типа в мире.





Музей, посвященный жизни и творчеству яркого представителя художественного направления под названием "новая предметность" Феликса Нуссбаума, был построен в его родном городе Оснабрюке в 1988 году. Художник пережил страшную жизнь - эмиграция в соседнюю Бельгию, ничтожное существование в подвалах, ссылка и казнь в Освенциме. Основной идеей автора проекта Даниэля Либескинда послужил мотив борьбы с расизмом и этнической нетерпимостью. В сам музей весьма затруднительно попасть из-за невероятно тяжелой входной двери, но еще труднее из него выйти - по окончании осмотра галереи посетители упираются в глухую стену. Здание музея Нуссбаума стало одной из главных визитных карточек творчества Либескинда.





Здание студенческой столовой Менса Мольтке было построено по проекту архитектурного бюро Юргена Майера в Карлсруэ в 2007 году. Столовая Мольтке, расположенная в центре кампуса, обслуживает студентов и сотрудников всех близлежащих учебных заведений. Стоит отметить, что ежедневно эту необычную столовую посещают около 2 тысяч гостей, которых привлекает не только царящая внутри приятная обстановка, но и широкий выбор предлагаемых блюд. Крыша этого здания - эксплуатируемая, летом она превращается в большую рекреационную зону, служащую местом встреч студентов с видом на удивительный по красоте лес Хардтвальд.





Берлинский университет свободы входит в тройку самых престижных высших учебных заведений Германии. В его стенах ежедневно проводятся опыты и исследования в сфере гуманитарных и естественных наук. Здание, строительство которого велось на протяжении 8 лет и окончательно завершилось в 2005 году, имеет необычную овальную форму здания, вызывающую у большинства людей ассоциации с яйцом. За это его в шутку причисляют к шедеврам "эггхитектуры" (от англ. egg - яйцо). Многие критики выражают недовольство в связи с отличием архитектуры библиотеки от архитектуры окружающей ее прямоугольной застройки. Другие специалисты считают, что на это несоответствие можно закрыть глаза, так как суперсовременный комплекс библиотеки формирует собой архитектуру будущего.





Удивительный по красоте многофункциональный комплекс "Кё-Боген" был построен в Дюссельдорфе в 2013 году. Комплекс состоит из двух построек с "разломанными" фасадами, высотой 26 м, на крышах которых организованы небольшие сады и террасы. В этом здании, как и в большинстве других проектов, архитектор Даниэль Либескинд по-своему интерпретирует философию столкновения и парадокса - при столь "разломанных" фасадах оба здания в плане представляют собой волнообразные структуры.





В 2008 году Либескинд создал проект типовой виллы общей стоимостью 3 миллиона евро. Дом, который можно собрать, как конструктор LEGO, за несколько часов и доставить в любую точку мира, представляет собой двухэтажную постройку площадью 515 кв. м. Его форма напоминает кристалл с острыми углами и высокими окнами, который буквально вырывается из недр земли. На сегодняшний день по всему миру возведено порядка 20 вилл Либескинда.





Невероятное здание офисного центра «Доклэнд» было построено на северном берегу Гамбурга в 2004 году. Это динамичное сооружение ромбовидной формы, возведенное из стали и стекла, чем-то напоминает огромный корабль. Особый архитектурный интерес представляют ступени, образованные наложением разных по площади этажей друг на друга. Каждая такая ступень эксплуатируется, а на самой вершине комплекса располагается большая общественная терраса с ресторанами и смотровой площадкой. Офисный центр «Доклэнд» считается одним из самых главных архитектурных объектов современного Гамбурга.





Музейный ансамбль, посвященный всем пострадавшим от нацистского режима евреям, состоит из двух зданий - старого, в стиле барокко, и нового, построенного по проекту все того же Даниэля Либескинда в 1998 году. Современный корпус в плане представляет собой длинную зигзагообразную галерею, выполненную в фирменном для немца стиле. Пол в музее расположен под уклоном, так что буквально с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, чтобы двигаться вперед.

Современная архитектура Германии, самой передовой европейской страны, задает векторы развития для архитектуры всего мира и поражает все новыми проектами, с которыми можно ознакомиться в наших материалах: , и .

Уникальные проекты, экспериментальный характер, смелые решения - все это про дома, которые архитекторы проектируют для себя и своих близких. Это единственный случай, когда архитектор одновременно выступает в роли исполнителя и заказчика, воплощая свои самые нестандартные идеи.

В этом материале вы узнаете:

  • в каких домах жили и работали известные архитекторы ХХ века;
  • как их принципы находили отражение в процессе проектирования и реализации собственных домов;
  • какие истории лежат в основе этих проектов.

Дом-мастерская Мельникова

Годы постройки: 1927-1929
Место: Москва, Россия
Материалы: кирпич, дерево


В большей степени культурная аномалия, чем архитектурное чудо. Константин Мельников, главный мечтатель советского авангарда, сумел построить экспериментальный трехэтажный жилой дом для своей семьи в эпоху «квартирного вопроса». Этот проект по введению в практику новых архитектурных форм должен был стать прототипом советских домов-коммун.

Здание состоит из двух врезанных друг в друга вертикальных цилиндров. Многочисленные шестиугольные окна, орнаментально пронизывающие фасад, светлая, похожая на собор студия на третьем этаже. Над входом гордо высечена рельефная надпись «Константин Мельников Архитектор».

Несмотря на предоставленную на 15 лет Моссоветом ссуду, Мельников был сильно ограничен в средствах. Дом построили в режиме строгой экономии из самых дешевых традиционных материалов: дерева и кирпича. Внутри здания отсутствуют несущие конструкции, и практически нет изолированных помещений.

От низкого первого этажа к высокой светлой студии и террасе на крыше - пространство дома будто расширяется. Палитра красок художника усиливает эффект: медово-желтый в спальне, лиловый в просторной гостиной, белый в мастерской архитектора. И даже старинная громоздкая мебель выглядит вполне уместно в этих модернистских интерьерах.

«Кабанон» Ле Корбюзье

Годы постройки: 1951-1952
Место: Рокбрюн-Кап-Мартен, Франция
Материалы: дерево, фанера

Не дом, а скорее хижина - последнее пристанище великого модерниста на Лазурном берегу Франции, в котором он провел последние годы жизни. Небольшое пространство площадью 15 м², чуть меньше корабельной каюты, - образец минимального жилища архитектора. Хотя внешне хижина и напоминает традиционную бревенчатую постройку, она тщательно спроектирована по модульной системе, разработанной Ле Корбюзье на основе пропорций человеческого тела.

«Ни один квадратный сантиметр не пропал даром. Маленькая ячейка в царстве человеческого существования, в которой была предвидена любая случайность»

В доме, изготовленном из сборных деталей и вызывающе скромных материалов, есть все необходимое: рабочее место, зона отдыха, шкафы для хранения вещей, сантехника и примитивная система вентиляции. Стены украшены яркой настенной живописью, а потолок покрыт слоем краски. Возведенный рядом с рестораном, дом не нуждался в кухне: дверь вела прямо в обеденный зал.

Единственное здание, спроектированное исключительно для себя, сложно назвать бездушной «машиной для жилья». Несмотря на очевидное противоречие некоторым принципам модерниста, хижина является исчерпывающим доказательством того, что строгое соблюдение пропорций и внимание к свету - ключи к совершенству в архитектуре.

Дом «Каноа» Оскара Нимейера

Год постройки: 1951-1953
Место: Рио-де-Жанейро, Бразилия
Материалы: железобетон, стекло, дерево

Последний классик модернизма и ученик Ле Корбюзье, был полной противоположностью своего учителя. Архитектура Ле Корбюзье была основана на функциональности, эргономичности и технологиях. Архитектура Нимейера поэтическая, чувственная, мягкая. Вдохновленный бразильской природой и изгибами женской фигуры, он смягчал строгость форм экспрессией гибкой линии. Нимейер первым показал, что бетон может быть таким же податливым и пластичным, как глина.

Собственный дом архитектора с видом на океан - классический образец органической архитектуры и манифест лирического модернизма. Использование таких материалов, как железобетон и стекло, пластичные формы, тесная связь с природой - все эти принципы в совокупности дополняют друг друга, создавая индивидуальный стиль, в котором сосредоточена вся суть архитектуры Оскара Нимейера.

«Архитектура должна быть функциональной, но прежде всего прекрасной и гармоничной»

Изогнутая плоская крыша, поддерживаемая тонкими стальными колоннами, и прозрачные стеклянные стены делают здание единым целым с окружающим миром. Гранитная глыба, часть которой находится снаружи, а часть возвышается в гостиной, фактически становится центром всей композиции. Нимейер подчеркивает, что все барьеры и границы с внешним миром условны.

Подтверждением разрыва архитектора с условностями служит и планировка дома. Нимейер умело играет с понятиями «приватность» и «открытость». На полностью остекленном первом этаже расположена гостиная и кухня. С верхнего этажа лестница ведет в закрытую зону, где находятся спальни, ванные комнаты и кабинет архитектора. Всего лишь небольшое защищенное убежище в бесконечном мире неподвластной человеку природы.

Экспериментальный дом Алвара Аалто

Годы постройки: 1952-1954
Место: остров Мууратсало, Финляндия
Материалы: кирпич, дерево, керамика

Летний дом - это своеобразная лаборатория архитектора, его испытательный полигон для проведения опытов. Дом находится в живописном месте на скалистом берегу озера, укрытом прибрежным лесом. Именно здесь финский модернист находит свободу для архитектурных экспериментов с материалами, строительными техниками и архитектурными формами.

Дом состоит из двух крыльев, в меньшем из которых расположена гостиная, а в главном находятся три спальни, кухня и столовая. Главной особенностью архитектурной композиции является двор с оборудованным местом для разведения огня. Две высокие белые кирпичные стены, напоминающие античные руины, дополняют картину. Вместе с крыльями дома эти стены окружают двор, делая пространство похожим на древнеримский атриум. Алвар Аалто вдохновлялся итальянской архитектурой. Он любил говорить, что каждый его проект начинался с путешествия в эту страну.

«Любое архитектурное решение должно нести в себе человеческий мотив, рожденный из анализа живой реальности»

В своей творческой лаборатории Алвар Аалто экспериментировал с материалами, фундаментом и системой солнечного отопления. Архитектор поделил стены и пол двора на 50 фрагментов, различающихся типом кирпичей, способом их укладки и наличием керамических вставок. Это позволило Аалто проанализировать долговечность материалов и их реакцию на суровый климат.

Интерьер дома оформлен в типичном для Аалто стиле: белые оштукатуренные стены, обилие дерева в отделке, мебель из гнутой фанеры, яркий контрастный текстиль. Помимо основного строения, архитектурный ансамбль также включает в себя сарай, финскую баню и причал для катера, спроектированного лично архитектором.

Дом Имзов

Год постройки: 1945-1949
Место: Лос-Анджелес, Калифорния, США
Материалы: стекло, сталь, бетон, алюминий, дерево

Дом супружеской пары дизайнеров Чарльза и Рэй Имзов в пригороде Лос-Анджелеса спроектирован в рамках программы по строительству экспериментального жилья. Архитекторы, принимавшие участие в этой программе, использовали в своих проектах новейшие материалы и технологии, разработанные во время Второй мировой войны. Дома должны были демонстрировать современный стиль и быть простыми в строительстве. Дом Имзов, изначально строившийся как показательный конкурсный объект, впоследствии стал их собственным.

Здание находится на склоне холма и опирается на массивную подпорную стену из бетона. Само строение состоит из двух стеклянных прямоугольных блоков, в одном из которых размещается студия-мастерская, а в другом – жилые помещения. Стальные рамы заполнены разнообразными как по цвету, так и по размеру прямоугольными вставками - панелями из стекла, алюминия и асбеста. Дом Имзов кажется живым воплощением абстрактных полотен Пита Мондриана.

Интерьер пестрит разномастной мебелью из натуральных материалов и многочисленными декоративными предметами. Четкое разделение пространства отсутствует. Обилие дерева, мягкий рассеянный свет, проникающий через разноцветные панели, и некоторая творческая хаотичность - все это создает особую, очень личную атмосферу.

Дом Вальтера Гропиуса

Годы постройки: 1937-1938
Место: Линкольн, Массачусетс, США
Материалы: камень, кирпич, дерево, стеклоблок, сталь, пластик


Вальтер Гропиус, один из самых влиятельных архитекторов 20-го века и основатель школы Баухауз, в 30-е годы эмигрирует в США и начинает преподавать в Гарвардском университете. Тогда же он строит свой дом, который представляет собой гибрид традиционной архитектуры Новой Англии и модернистских учений архитектора. Гропиус показывает, что американские предметы массового производства можно вполне успешно использовать в современном дизайне. Эта новая архитектура вбирает в себя местные традиции не в ущерб модернизму.

Здание имеет строгую прямоугольную форму и плоскую крышу. Длинные ленточные окна выделяются на фоне белой деревянной обшивки. Фундамент сделан из природного камня. Единственными украшениями экстерьера служат крыльцо со стеной из стеклянных блоков и металлическая винтовая лестница - отдельный вход в комнату дочери архитектора.

Пространство первого этажа делится на зоны с помощью прозрачных стеклянных панелей. Почти вся мебель сделана в мастерских Баухауза в Дессау. Это самая большая коллекция мебели школы за пределами Европы. Основу интерьера составляют личные вещи, вывезенные Гропиусом из нацистской Германии. Во внутренней отделке архитектор использует минималистичную цветовую палитру, состоящую преимущественно из черного, белого, бледно-серого и земляного оттенков.

Особое внимание при проектировании дома уделялось новейшим для того времени технологиям. Гропиус продумал естественную систему вентиляции и установил акустические звукоизоляционные панели из пластика. В хозяйстве использовалась дождевая вода, которая собиралась благодаря специальным наклонным плоскостям крыши.

Стеклянный дом Филипа Джонсона

Годы постройки: 1948-1949
Место: Нью-Канаан, Коннектикут, США
Материалы: стекло, сталь, кирпич



Вдохновленный проектом виллы Фарнсуорт Людвига Миса ван дер Роэ, Филипп Джонсон начинает свой первый крупномасштабный проект, следуя принципу немецкого архитектора «Меньше - значит больше». Небольшой одноэтажный дом с открытой планировкой задуман как простая прямоугольная конструкция из стекла и стали.

Внутреннее пространство дома состоит из одной комнаты, поделенной на зоны невысокими деревянными модулями. Единственным закрытым помещением, разграничивающим пространство от пола до потолка, стала кирпичная ванная комната цилиндрической формы. Количество предметов мебели сокращено до строгого минимума.

«Эта вещь - самая чистая из всего, что я создал в своей жизни в архитектуре»

Отношения между интерьером и экстерьером играли ключевую роль для американского модерниста. Стеклянный дом был не просто архитектурным объектом, а частью тщательно продуманного ландшафтного проекта. Джонсон рассматривал пейзаж как визуальное продолжение внутреннего пространства дома. Как и мебель, это была неотъемлемая часть интерьера. Сам он любил говорить: «У меня очень дорогие обои».

Стеклянный дом стал первым из 14 сооружений, которые Филип Джонсон возвел на своем участке в Коннектикуте за пятьдесят лет своей творческой деятельности. Архитектурный комплекс также включает в себя гостевой дом, художественные галереи и павильоны.

Дом Шрёдер в Утрехте

Годы постройки: 1923-1924
Место: Утрехт, Нидерланды
Материалы: железобетон, сталь, кирпич, дерево

Геррит Ритвельд, самый известный голландский архитектор и дизайнер 20 века, по просьбе вдовы, а позже своей фактической жены, Трюс Шрёдер спроектировал дом в Утрехте. Недавно овдовевшая мать троих детей хотела, чтобы дом полностью соответствовал ее представлениям об идеальном жилище. Она мечтала о пространстве, которое не ограничивало бы ее.

Дом спроектирован в соответствии с принципами неопластицизма и голландского художественного объединения «Де Стейл», членом которого был Ритвельд. Характерные черты этого направления: стремление к универсальности, строгая геометрия форм, художественная чистота и строгость. Дом выглядит как упорядоченная система черных, серых, белых, синих, красных и желтых элементов. Здание не служит фоном для абстрактной композиции, а само является ею.

Каркас дома сделан из железобетонных плит и стальных профилей, стены выложены из кирпича. Первый этаж имеет вполне традиционную планировку – кухня, студия и библиотека разделены стенами. Второй этаж представляет собой легко трансформируемое с помощью раздвижных панелей пространство. Вместо штор использовались цветные ставни из фанеры. Согласно принципам неопластицизма предметы интерьера были окрашены в цвета основной палитры. Вся мебель в доме была изготовлена самим Герритом Ритвельдом.

Дом Ванны Вентури

Годы постройки: 1962-1964
Место: Филадельфия, Пенсильвания, США
Материалы: кирпич, дерево


В 60-е годы ХХ века начинающий архитектор Роберт Вентури проектирует для своей матери первое в истории «антимодернистское» здание. Через два года после завершения строительства Вентури публикует манифест «Сложность и противоречие в архитектуре», в котором он критикует модернизм и интернациональный стиль. Вскоре эта работа положит начало постмодернистскому движению, несмотря на то, что сам Вентури постмодернистом себя никогда не считал.

За внешней простотой фасада скрывается сложная и противоречивая архитектурная концепция. Вместо уже привычной асимметрии - практически полная симметричность, нарушаемая лишь расположением окон. Нетипичная для архитектуры того времени двускатная крыша, «расколотый» на две части фронтон и массивный дымоход - каждая деталь как своеобразный протест против модернизма. Снаружи может показаться, что дом намного больше, чем он есть в действительности - Вентури намеренно искажает масштаб.

Нарушения пропорций присутствуют и в интерьере дома. Размеры камина не соотносятся с размерами комнаты, а широкие невысокие двери и разноразмерные окна еще больше усиливают этот визуальный эффект. По просьбе матери архитектора все основные жилые помещения расположены на первом этаже. Весь второй этаж с просторной спальней-студией и террасой занял сам Роберт Вентури.

Вентури показывает, что стремление к многозначной архитектуре со всеми сопутствующими ей противоречиями не означает отказа от функциональности и целостности. На знаменитую фразу Людвига Миса ван дер Роэ «Меньше - значит больше» Вентури остроумно отвечает: «Если меньше, то тоскливее».

Дом Фрэнка Гери

Годы постройки: 1978-1979
Место: Санта-Моника, Калифорния, США
Материалы: шифер, асбест, алюминий, стеклопластик, дерево, гофрированная сталь, фанера, стекло, проволочная сетка

Дом в Калифорнии - это не новый дом, построенный архитектором с нуля, а традиционное калифорнийского бунгало, перестроенное до неузнаваемости. Архитектор превратил типовую американскую постройку в символ деконструктивизма, предмет неутихающих споров, критики и восхищения.

Гери считал, что «строящаяся конструкция всегда более поэтична, чем законченная работа». Руководствуясь этой мыслью, он разобрал дом до самого каркаса, обнажил электропроводку и оставил черновой асфальтовый пол в кухне. Острые углы и разломы, искаженные поверхности, обилие нестандартных материалов, сочетание старого и нового - дом кажется неуместным среди штампованных строений зажиточного пригорода Санта-Моники. Вершина старого дома робко проглядывает из хаоса форм и материалов, придавая конструкции вид так и не завершившейся стройки.

Интерьер резко контрастирует с постмодернистским внешним видом здания. В пространстве, изрезанном окнами неправильной формы, традиционные предметы мебели кажутся лишними. Центр всего дома - гостиная, которая служит своего рода художественной галереей искусства авангардистов.

«Нам сказали, что в доме есть призраки. Я решил, что это будут призраки кубизма».

Движение форм, передаваемое кубизмом, является подходящей метафорой для динамики и незавершенности архитектуры Фрэнка Гери. Он называл дом своей архитектурной лабораторией и десятилетиями не прекращал работу над ним.

По внешнему виду частного дома можно определить многое: статус, уровень благосостояния и личные пристрастия его хозяина. Успех строительства коттеджа, резиденции или виллы зависит не только от правильного выбора технологического воплощения, но и от продуманного архитектурно-конструктивного решения.

Существующее сегодня стилевое разнообразие способно затруднять поиск «своей» архитектурной формы. Зато есть подходящий повод пополнить багаж знаний информацией об основных архитектурных стилях и актуальных трендах в дизайне экстерьера загородных домов. Об этом и пойдёт речь в нашей статье.

Особенности

Чтобы стать обладателем красивого жилища нужен качественный проект. Перед тем как сделать выбор в пользу приглянувшегося проекта, важно собрать как можно больше информации об архитектуре, дизайн-проектировании и стилях домов.

Под определением архитектурного стиля следует понимать общие черты, приёмы и средства зодческого искусства, характерные для конкретного периода истории и отражающие основополагающие моменты художественного мировоззрения, существующего на тот момент времени.

Какие бывают?

Чтобы было проще ориентироваться в стилевых направлениях, применяемых сегодня в сфере загородного строительства, предлагаем познакомиться с теми, к которым проектировщики обращаются чаще всего.

Стиль Райта

Ф. Л. Райт по праву считается одним из величайших архитекторов, вдохновляющие творения которого вызывают бурю эмоций. Маэстро отрицал сложные детали и суетливость, свойственную стилям XIX-XX вв., а был приверженцем простых, чистых линий, считая качественную постройку достойным продолжением ландшафта.

Стиль прерий легко отличим по выраженным горизонтальным линиям, шатровым или плоским кровлям с сильно выступающими карнизами и максимальной интеграции домов в окружающую природную среду.

Немецкий

Направление, базирующееся на рациональности, практичности и экономичности. Именно эти принципы отражает планировка, оформление и конструктивное решение компактных баварских домов прямоугольной или квадратной формы, с красной черепичной крышей, балкончиком либо мансардой и эркером.

Цвета фасадов – натуральные, отделка цокольной части – облицовочная плитка с имитацией камня.

Викторианский

Течение демонстрирует эклектический ретроспективизм во всём многообразии его видов. Архитектурные решения, преобладавшие в XIX столетии на территории Соединённого Королевства и его колоний, продолжают оставаться в центре внимания современных создателей индивидуального жилья.

Типичный викторианский дом представляет собой 2-3-этажную постройку с асимметричной планировкой, сложной конструкцией многогранной крыши, круглой башенкой, мансардой и просторным крыльцом. Хотя для стиля характерны разные вариации оформления, определяемые местом и временем его распространения в конкретной культурной среде.

Готика

На формирование легендарной архитектуры XII-XV вв. во многом повлияла церковь: так появились здания со множеством веерных сводов и заострённых арок с переходом в колонны, кессонными потолками и вытянутыми окнами с витражным остеклением. Для богатой фасадной отделки характерно использование различных резных деталей – вимпергов, тимпан, архивольтов.

Дома в готическом стиле со строгим и чётким силуэтом впечатляют мрачной торжественностью.

Итальянский

Направление сочетает архитектурные элементы, присущие итальянскому зодчеству XVI столетия, творчеству Андрео Палладио и неоклассике. В отделке фасадов предпочтение отдаётся дереву, камню и плитке в сочетании с ковкой. На стенах обычно декоративная штукатурка, а из украшений – мозаика или лепной декор.

Дом в итальянском стиле – это здание с плоской крышей, имеющей низкие скаты, колокольней либо башней и бельведером. Ключевая роль при формировании облика дома отводится дворику с мощёными дорожками, живой изгородью, скульптурными группами и живописным фонтанчиком.

Финский

Актуальная нынче вариация экстерьера из древесины. Для финнов типично обшивать фасадную часть дома брусом, планкеном или вагонкой, а в качестве утеплителя стен использовать минеральную вату.

Дом в финском стиле обычно двухэтажный с двускатной крышей, отделанной керамочерепицей, террасой и застеклённым балконом. Разумеется, финский дом располагает комфортной сауной.

Стиль русской усадьбы

История появления первых усадеб уходит корнями в далёкое прошлое. Красота деревянных русских теремов с резными фасадами, классическими формами, небольшими башенками и узорчатыми ставнями, наличниками, свесами кровли и ограждениями всегда завораживала иностранцев своей самобытностью и колоритом.

Такое оформление подходит тем, кто хочет приумножить наследие потомков и передать его своим детям.

Средневековый

Замковый стиль характеризуют крупные формы и высокие, массивные стены практически без декора. Направление отрицает архитектурные излишества, что компенсируют крыши сложной формы и затейливые фасадные композиции, включающие всевозможные балконы, эркеры, террасы, башенки.

Форма окон – арка или прямоугольник с оригинальной верхней частью. Форма дверей – любая с различным декором – козырьками, лепным или кованым обрамлением, витражами, мозаикой.

Колониальный

Обеспеченным плантаторам было свойственно возводить себе дома, в которых местная экзотика соседствовала с «привозным» комфортом. Так появились монументальные двухэтажные каменные дома с прямолинейной планировкой и подъездом в окружении колоннады. В большинстве случаев подобные здания располагают террасой.

Окна – большие с панорамным остеклением, что обеспечивает отличный обзор приусадебной территории или дикой природы.

Испанский

Средиземноморский коттедж одновременно напоминает суровый средневековый замок и незатейливый деревенский дом. Особенностью испанской архитектуры является необычное сочетание грубоватой простоты с оригинальностью.

Стиль легко идентифицируется по белоснежным фасадам, множеству больших арочных окон с витражным остеклением, вертикальным элементам, имитирующим колонны, и уплощённой черепичной крыше с навесным козырьком в качестве защиты от солнца.

Шведский

В шведской архитектуре, которая, по сути, является составляющей скандинавского дизайна, сохраняется традиция следования эффектной простоте. Отличительной чертой стиля стали контрастные цветовые сочетания в отделке фасадов. В оформлении стен преобладают оттенки красной палитры, а рельефность дверей и оконных рам выигрышно подчёркнута светлыми тонами.

Самый популярный стройматериал – древесина. Каждый дом может похвастаться большими окнами, чтобы впустить как можно больше солнечного света, который всегда представлял особую ценность для жителей северных широт.

Французский

Роскошные загородные резиденции, принадлежавшие французским вельможам, именовались шато. Известный версальский архитектурный ансамбль с дворцом и парком – не что иное, как шато . Экстерьер отличается правильными пропорциями, стрельчатыми окнами в большом количестве, сложной крышей со множеством скатов, изящными фронтонами, широкими террасами, эркерами и просторными балконами с кованым или филигранным декором на перилах.

Цокольная часть оформлена натуральным камнем, а крыша – черепицей.

Альпийский

Стиль, отличающийся добротностью, функциональностью и удобством. Дома, построенные на горных склонах, обладали конструктивной надежностью: для возведения фундамента использовался камень, а для стен – прочный брус.

Направление напрочь лишено каких бы то ни было излишеств: всем деталям, в том числе и декоративным, свойственно прикладное функциональное назначение. Так, обшивка деревом способствует сохранению тепла и продлевает срок службы дома в стиле швейцарского шале , а терраса служит для увеличения полезной площади.

Голландский

Это одна из вариаций дизайна в колониальном стиле, тяготеющего к простой планировке с максимально продуманным распределением полезной площади. Внешний облик голландских жилищ демонстрирует практичный подход к оформлению фасадов, не лишённых при этом декоративности.

Голландское домостроительство характеризуют:

  • Планировочные решения с симметричным расположением комнат вокруг входной зоны.
  • Наличие объёмной двускатной крыши с торцовыми скатами треугольной формы.
  • Простая форма оконных проёмов.
  • Отделка несимметричных фасадов – штукатурка в светлых тонах. Оформление цоколя – имитация каменной кладки.

Канадский

Рубленые деревянные дома в самобытном канадском стиле, зародившемся в североамериканских пригородах, относятся к коммерческому типу жилых объектов для массовой коттеджной застройки. Что обусловлено низкой себестоимостью строительства и простотой конструктивных решений.

Их возводят из брёвен с большим диаметром и различной толщиной, при этом всячески подчеркивается натуральность брёвен, благодаря чему строение выглядит очень колоритно, демонстрируя во всей красе преимущества канадской рубки чаши с оригинальными продольными пазами.

Конструктивизм

Течение, ставящее во главу всего функциональность, предложило достигать художественной выразительности зданий не посредством декорирования, а исключительно за счёт материалов и форм. Поэтому их геометрию характеризует предельная лаконичность и чёткость линий без малейшего намёка на декоративные изыски. Интересно, что такие дома без проблем вписываются в природный ландшафт , причём дело не только в таланте проектировщиков.

В этом больше заслуга природы, тяготеющей к минимализму, который, в свою очередь, вовсю пропагандирует высоко функциональный конструктивизм.

Греческий

Секрет привлекательности данного стиля кроется в упорядоченности форм и логике, пронизывающей каждое творение зодчих с побережья Эгейского моря. Греческие дома представляют собой двух- или трёхэтажные строения с плоской либо чуть наклонной черепичной крышей.

Независимо от этажности, для них характерно отсутствие мансарды, чего нельзя сказать о лоджиях и открытых террасах – это обязательные элементы в каждом доме.

Калифорнийский

Калифорнийский стиль в архитектуре по максимуму задействует окружающий ландшафт, при этом делая акцент на уединении и частной жизни. Многоуровневые двух- или трёхэтажные особняки внушительного размера, как правило, очень просторные и со стеклянными стенами, за счёт чего достигается единство рукотворного творения и природы.

Большие панорамные окна обеспечивают прекрасный обзор, позволяя любоваться великолепными видами океана.

Кубизм

Данному стилю присуще своё видение материального мира, выражаемое посредством комбинаций правильных геометрических объёмов: кубов, кубоцилиндров, кубоконусов, кубошаров. Полноту выражения идеи кубизма обеспечивает применение традиционной перспективы в качестве средства для создания оптических иллюзий.

Объёмно-пространственные композиции в архитектуре жилых домов создаются путём поочередного наложения одной геометрической формы на другую, при этом пространство остаётся по максимуму функциональным.

Ранчо

Для американского кантри – архитектурного стиля, в основу которого легли принципы строительства ранчо, характерно сочетание максимальной функциональности и удобства.

Особенности:

  • Форма здания Г-образная или прямоугольник.
  • Большая протяжённость постройки.

  • Профиль здания по максимуму приближен к земле.
  • Отделка без декора.
  • Асимметричная двускатная крыша.

Визуальная привлекательность таких коттеджей обусловлена выверенными пропорциями, наличием открытых террас и использованием натуральных материалов.

Наиболее популярные

Самыми востребованными на сегодняшний момент стилями объектов загородной недвижимости продолжают оставаться альпийский стиль и старая добрая классика.

Тем не менее в коттеджных посёлках можно встретить немало современных домов в претенциозных и вычурных старинных стилях, практичных европейских – фахверке, английском, бельгийском или кантри, а также с ультрасовременным экстерьером фасадов в стиле хай-тек или модерн. Остановимся на некоторых из них.

Минимализм

Минимализм говорит категоричное «нет» любому проявлению вычурности, одинаково отрицая разнообразную цветовую гамму, сложную отделку и роскошный декор. Зато он благосклонно относится к монохромности, композиционной ясности, большим открытым пространствам, чёткой геометрии форм, натуральным материалам и продуманному освещению.

Жилые объекты в стиле минимализм всегда демонстрируют максимальную функциональность и предельную простоту исполнения, не секрет, что и то, и другое это лаконичное направление считает квинтэссенцией отменного вкуса.

Барокко

Название barocco в переводе с итальянского означает «причудливый». Архитектура впечатляет пространственным размахом, слитностью и сложными криволинейными формами, плавно перетекающими друг в друга. Именно здесь можно встретить дома с развёрнутыми масштабными колоннадами, фасадами, обильно украшенными скульптурами, пилястрами и рустованными колоннами.

Атланты, кариатиды и маскароны на фасадах стирают грань между реальностью и миром иллюзий, завораживая динамичностью образов, запечатлённых в камне.

Рококо

Стиль, сменивший барочную стилистику и лишившийся её холодной парадности, тяжёлой, скучной напыщенности, характеризует лёгкость, приветливость и игривость. В архитектуре рококо нет места органичным сочетаниям и чёткому распределению составляющих здания с соблюдением принципов симметрии.

Присутствие плоских поверхностей или прямых линий тщательно маскирует фигурная отделка, необычно смотрятся композиции из колонн с кокетливыми капителями, каскады из карнизов, подпираемые огромными кариатидами или высокими пилястрами, и оформление крыш, декорированных множеством балюстрад и постаментов со статуями или вазами.

Весёлая красота, оригинальность и роскошь легкомысленного, местами капризного стиля по-прежнему остаётся притягательной для владельцев загородных вилл и резиденций.

Классицизм

Эпоха классицизма ознаменовалась возвращением к античному зодчеству, которое характеризует эталонная гармония, простота, строгость, монументальность и логическая ясность. Одноэтажные загородные дома в стиле классицизм отличаются регулярными планировками, четкими объёмными формами, симметричными осевыми композициями и сдержанным декоративным убранством.

Модерн

Архитектуру в стиле art nouveau характеризуют естественные, природные линии, сочетание художественных функций с утилитарными. В дизайне фасадов преобладают гибкие тягучие формы, стилизованные растительные узоры, элементы ковки, мозаичные композиции, витражные вставки. Направление поощряет художественную обработку всех конструктивных элементов дома – лестниц, дверей, столбов, балконов.

Дом в стиле модерн – это настоящее произведение искусства, настолько органично вписывающееся в ландшафт за счёт плавных линий, имитирующих всевозможные растительные формы, что кажется, будто его создала сама природа, а не человек.

Кантри

Несмотря на то что это многоликое направление способно видоизменяться с поправкой на местные традиции домостроения, основные черты деревенского кантри дизайна остаются неизменными.

Особенности:

  • Декорирование фасадов элементами в соответствующей национальной стилистике.
  • Вместо вычурного декора, используются простые, лаконичные, функциональные детали.
  • Окна небольшого размера обычно имеют подоконники, наличники и ставни.

  • Наличие небольшого балкона с ажурными решётками и террасы.
  • Фасадная отделка гранёным камнем.
  • Двух- либо четырёхскатная черепичная или соломенная крыша сложной формы.
  • Цокольная часть невысокая и без отделки.

Восточный

Востребованность японской архитектуры, в которой преобладают чёткие линии и лаконичные формы, объясняется удивительным восточным колоритом. Дома в японском или китайском стиле выделяются оригинальной крышей. Этот выразительный элемент с остроконечными выступами неизменно привлекает к себе внимание, ассоциируясь с сооружениями культа – пагодами.

Китайские и японские постройки возводятся из древесины, хотя при строительстве первого этажа чаще всего используется камень. Жителям Страны восходящего солнца свойственно облагораживать придомовую территорию, вне зависимости от её размера. Так, небольшой участок усилиями владельца становится прекрасным японским садом с традиционно лаконичным дизайном.

Экостиль

Стиль эко представляет собой архитектурную концепцию, учитывающую при создании проекта домов, совокупность экологических факторов. Принципами экодизайна стали естественность и простота, в сочетании со скромностью и сдержанностью.

Особенности:

  • Преобладание мягкой геометрии форм.
  • Облицовка фасадов колотым кирпичом, искусственным камнем, деревом.

  • Окна с панорамным остеклением, способствующие максимальной естественной инсоляции.
  • Использование растений, как полноправных элементов интерьера и экстерьера. Популярно озеленение фасадов и зимние сады.

На чём остановить выбор?

Строительство элитного дома требует особого подхода. Здесь нет места случайным решениям, расположение каждого элемента архитектурной композиции должно быть тщательно выверено, в соответствии с высокими стандартами качества эксклюзивного загородного жилья.

При выборе стиля экстерьера дома, помимо личных вкусов владельцев, руководствуются:

  • Размером и планировкой строения.
  • Площадью земельного участка под строительство.
  • Назначением здания.
  • Бюджетом постройки.

Какому стилю отдать предпочтение? Актуальные направления, которые заслуживают внимания:

  • Классика. Условия реализации таких проектов: большой участок с разнообразным ландшафтом.
  • Английский стиль. Такой коттедж одинаково хорошо смотрится как в городе, так и за его пределами.
  • Модерн – идеальное решение для тех, кому присуще нестандартное восприятие окружающей действительности.
  • Современные: минимализм, экостиль, хай-тек. Так как каждый из них предполагает панорамные окна, то нужно учесть расположение окружающих домов, чтобы сохранить приватность в своём. Для чего придётся предусмотреть окна с меньшей площадью либо «поставить» дом вглубь территории, соответственно большого размера.

29 сентября 2015. Портнер

Разделить по стилям и поместить на полки все архитектурные разновидности частных домов, встречающиеся на рынке Подмосковья - невероятно сложная задача, так как архитектура домов построенных за последние 25 лет - это смесь авторского экспрессионизма, эклектики, удачных и не очень экспериментов с известными нам архитектурными стилями. Грубо, стилистику загородных домов можно разделить:

1. Постсоветский стиль – характеризуют дома из красного кирпича, строившиеся в первой половине 90-ых, когда появилась возможность построить собственный дом большой площади. Важно было освоить максимальный объем с имеющимся бюджетом. Помещения нарезались интуитивно, а на готовую коробку потом приглашались архитекторы, чтобы ее как-то «обыграть». Крыши часто облицовывали металлочерепицей или мягкой кровлей. Большая часть вторичных предложений на Рублево-Успенском шоссе относится к домам в данной стилистике, чьи владельцы уже построили для себя новое правильное жилье, а от старого, расположенного на дорогих участках, пытаются избавиться, но не задешево. Фото 1.

2. Классический стиль в основном встречается в архитектуре больших домов и усадеб на Рублевском шоссе, площадью от 1500 кв.м и больше. Дома симметричных форм, с помпезными входными группами и соответствующими планировками, которые становятся заложниками симметричных эклектичных фасадов. Для отделки используется в основном натуральный камень типа известняка, травертина, доломита и гранита для облицовки цоколя и крылец. Кровля делается из фальцованного медного, свинцового или цинк-титанового листа, или натурального камня - сланца. Себестоимость строительства таких домов зависит от сложности каменного декора, но ориентировочно составляет 1.500-2.000 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Данный стиль можно грубо разделить:

  • Неоклассицизм - стиль популярный в XVII-XIX веках, узнаваемый по строгим, элегантным линиям и отсутствием излишних декораций, вдохновляемый архитектурным искусством античных периодов Древней Греции и Рима. Фото 2.1.

    Необарокко - стиль популярный в Европе в XVII-XVIII веках, для которого характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм и излишество фасадного декора. Фото 2.2.

3. Архитектуру домов в стиле Модерн (известен в разных странах и как Арт-Нуво, Югендстиль или Сецессия) отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых материалов (металл, стекло) и расцвет прикладного искусства – фасады щедро украшались стилизованными растительными узорами, гибкими текучими формами. На рубеже XIX и XX веков появилось стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий. Крыши приобретают сложные формы с декоративным фахверком. На фасадах применяются: камень, штукатурка, дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, витражи. Фото 3 (автор АМ Олега Карлсона).

4. Викторианский стиль характеризует многообразие разновидностей эклектического ретроспективизма с конца XIX века - возрождением более ранних европейских стилей и адаптацией к новым конструктивным возможностям с ассимиляцией китайского, японского, индийского, персидского и арабского стилей декоративного искусства. В основном ассоциируется не с постройками в Британии, а с домами, построенными в модных буржуазных курортах Нормандии, особенно в известном городке Довиль. Фото 4.

Стоимость строительства домов в стиле Модерн или викторианской архитектуры выше, чем классических домов, но подчеркивает стремление владельца к декоративному искусству.

Также как сегодня мы не одеваемся в стиле 17, 18 или 19 веков и не ездим на каретах или лошадях, строительство новых домов в стилистике Классицизма, Модерна или Викторианского периода считается анахронизмом, поскольку не соответствует духу нашего времени. Уже больше ста лет архитекторы нигде в мире не обучаются проектированию согласно классическим канонам. Таким образом, риск архитектора перешагнуть в поле китча очень большой и по факту в 90% случаев подтверждается.

5. Замковый стиль (или так называемый среди архитекторов - Диснеевский стиль) относится к чистому китчу и характерен для стран Восточной Европы (особенно Румынии) и Китая. В коттеджных поселках бизнес-класса пользовался спросом до кризиса 2008 г. Для отделки фасадов и кровли домов, построенных в замковом стиле, в большинстве случаев используются недорогие отделочные материалы, имитирующие натуральные. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 1.000-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 5.

6. Райтовским стилем часто называют все дома с выступающими четырехскатными крышами, но архитектуру известного американского архитектора Фрэнк Ллойд Райта с начала XX века характеризует «органичная» форма домов, с уменьшением объема на верхних этажах, чтобы дом с террасированной крышей органично вписывался в рельеф. Несмотря на то, что Ф.Л. Райт создавал дома в эпоху Арт-деко, «последнего великого стиля XX века», его архитектура заслуживает отдельную полку - как первые дома современного стиля, где функционализм начал доминировать над эстетикой симметрии фасадов. Для отделки фасадов используются качественный кирпич, камень, дерево, много остекления и элементы прикладного искусства. Пологие кровли, как правило, покрываются фальцованным медным листом. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 1.300-1.800 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 6 (автор Portner Architects).

7. Кантри стиль представляет разнообразие домов, строившихся традиционно в разных странах мира, в основном в деревнях и провинциальных пригородах. К этой категории можно отнести следующие стилевые направления:

    Бревенчатые дома во всех своих разновидностях. Быстровозводимые, но с определенными ограничениями в отделке. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 600-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 7.1.

    Шале (альпийский стиль) с двускатными крышами и мансардным вторым этажом. Отделка фасадов первого этажа из камня, второго из дерева или штукатурки с деревянным фахверком. Кровля из сланца, дранки или натуральной черепицы. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 1.000-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 7.2.

    Итальянская (средиземноморская) классика характерна кирпичными или оштукатуренными фасадами, с простым декором из камня в виде карнизов, обрамления окон и усиления углов. Большие террасы с навесами, перголами, ставни на окнах и другие элементы имеют первоначальную функцию защиты от солнца, но являются неотъемлемой частью этого стиля. Фото 7.3.

  • Английский (тюдоровский) стиль узнаваем по кирпичным или фахверковым фасадам, с окнами небольших размеров, кровлями из соломы или сланца и высокими дымовыми трубами с декоративными элементами. Фото 7.4.

    Бельгийский стиль характерен использованием разнотонного кирпича ручной формовки для отделки фасадов, двускатными крышами под большим углом уклона и декоративными карнизами фронтонов. Фото 7.5.

    Американско-канадские дома пришли из пригородов Северной Америки, но с учетом российской ментальности локализованы с учетом изменения строительной технологии с деревянно-каркасной на каменную (кирпич, пеноблок). Дома данного стиля в основном имеют встроенный или пристроенный гараж на 2 машины. В борьбе за данную категорию покупателей девелоперами допускалась экономия, иногда даже в плане нарушений технологий строительства фундаментов и гидроизоляции. Этим коммерческим типом домов массово застраиваются коттеджные поселки, так как их себестоимость довольно низкая и конструктивные решения несложные, но вместо привычных в США 600-700 долларов, в России цена строительства колеблется около 1000 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. В результате тюнинга данного стиля появился Замковый стиль. Фото 7.6.

8. Современным стилем называется вся архитектура после эпохи Арт-деко. Современная архитектура подразумевает полное отсутствие стилевых канонов и эксперимент в использовании возможности новых строительных материалов. Также имеет несколько этапов развития:

    Функционализм характеризует наличие больших площадей остекления, чистых геометрических форм (обычно прямоугольных), отсутствие излишеств в отделке фасадов и использование крупных нерасчленённых плоскостей из одного материала, разнообразие форм кровли (часто плоской). Сжатая философия стиля - это искренность и прагматичность: «форма определяется функцией, а фасад формой». Фото 8.1 (автор Portner Architects).

    Минимализм стремится к триумфу хорошего вкуса - к максимально возможной простоте выполнения, соблюдению основных правил композиции, использованию натуральных материалов, максимальному вниманию к деталям, единой цветовой гамме, световому оформлению и стремлению достичь максимальной функциональности. Фото 8.2 (автор Maxim Winkelaar и Bob Ronday).

    Деконструктивизм пытался освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, функциональности и построить здание, отрекшись от всех общепринятых глубинных принципов создания архитектурных сооружений, в том числе: тектоники, равновесия, вертикалей и горизонталей - разрушив старые принципы и создать что-то свое. Фото 8.3 (автор McBride Charles Ryan).

    Хай-тек со своей эстетикой металла, машин и промышленной архитектурой. Фото 8.4 (автор АМ Алексея Козыря).

    Эко-тек (Био-тек) , где архитектурная выразительность конструкций зданий достигается заимствованием природных форм и прямым использованием форм живой природы в архитектуре, в виде элементов природного ландшафта и живых растений. Фото 8.5 (автор Guz Architects).

    Авангард – яркий и нестандартный стиль, неожиданных и провокационных цветовых решений, контрастов и форм, с применением несовместимых, на первый взгляд, фактур и материалов, с неординарными решениями при сопряжении объемов и плоскостей, создавая асимметричные конструкции, причудливые формы и изгибы. Фото 8.5 (автор АМ Атриум).

Себестоимость строительства домов современной архитектурной стилистики ориентировочно составляет 1.000-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем.

Надо подчеркнуть, что почти у каждого из вышеперечисленных архитектурных стилей есть и свой псевдо-стиль, где по разным причинам отступается от стандартных канонов, теряются пропорции и композиция фасадов и используются недорогие имитации натуральных отделочных материалов.

№4. Минимализм

Минимализм — один из самых популярных современных стилей для частных домов . , минимализм предполагает использование только необходимых и функционально значимых деталей, поэтому постройкам характерна строгость форм и практически полное отсутствие декора . Среди других особенностей:

  • лаконичность, соблюдение правил композиции, простота, использование только самого необходимого, многофункциональность каждого элемента, строгость и геометричность форм;
  • предпочтение отдается натуральным материалам, в т.ч. камню, дереву и стеклу;
  • никаких намеков на вычурность и сложные отделочные элементы;
  • единая цветовая гамма, преимущественно светлые оттенки;
  • по периметру дома и наличие больших окон, остекление гостиной в пол.

Минимализм в архитектуре сводится к минимуму деталей, максимуму света и пространства.

№5. Хай-тек

Стиль нечасто используется при возведении частного дома — обычно берут лишь некоторые его элементы, совмещая с близким по духу минимализмом. Направление возникло под влиянием индустриальной архитектуры, чем и объясняются его основные черты:


№6. Стиль шале

Есть целый ряд направлений, сформировавшихся под влиянием архитектурных особенностей отдельных стран и регионов. Сюда относятся английский, скандинавский, американский, немецкий, бельгийский и прочие стили, но начнем мы со стиля шале, который называют также альпийским . Направление родилось во Французских Альпах, и изначально под шале понимали массивное и надежное жилище из бруса для того, чтобы спрятаться от непогоды в горах. Особенно органично такой дом будет смотреться на холмистой, гористой и лесистой местности.

Основные черты:

№7. Английский стиль

Данный архитектурный стиль, как и все английское, отличается сдержанностью и аристократизмом. Дома получаются симпатичными, внушают ощущение уюта и надежности, в подобном направлении выполняют целые коттеджные поселки.

Основные черты:


№8. Итальянский стиль

Домик в итальянском стиле хорошо будет смотреться как в приморских регионах, так и в районах с густой растительностью. Требований к размерам постройки нет никаких — главное передать атмосферу уюта, покоя и отдыха.

Основные черты:


№9. Русский стиль

Красивые бревенчатые домики с обилием декоративных резных элементов, как когда-то у зажиточных купцов, подчеркивают статус владельца и его гордость своими корнями и происхождением. Дом в традиционном русском стиле — это дорогое удовольствие, но, с другой стороны, такой дом дает ощущение полной защищенности и уюта.

Характерные черты:

№10. Скандинавский стиль

В условиях отечественного сурового климата вызывает особый интерес. В основе таких домов — функциональность, природные материалы, отсутствие ярких вычурных деталей, ведь главное — сохранить теплоту внутри здания и дать отпор суровой стихии.

Основные черты:

№11. Фахверк

Дома в стиле фахверк во времена Средневековья строили на территории практически всей Европы, но особой популярностью они пользовались в Баварии. Их главная особенность заключается в том, что каркас дома не прячется, а выставляется на всеобщее обозрение . Выполняется он из мощных деревянных балок, пространство между которыми когда-то заполняли смесью глины с камышом, штукатурили и . Балки каркаса создают своеобразный рисунок, могут выкладываться в виде геометрических фигур, цветов, крестов и т.д. Сегодня технология получила некоторые современные черты, но основные характеристики остались неизменными:


№12. Европейский стиль

Отечественные архитекторы иногда оперируют таким понятием, как европейский стиль. Он вобрал в себя базовые черты особенностей домостроения ряда европейских стран, но не имеет каких-то специфических черт, позволяющих определить четкую принадлежность к какому-то региону. Выходит консервативный строгий стиль, не лишенный декора.

Основные черты:


№13. Американский стиль

Американский стиль сформировался на основе европейского, но приобрел особенные и уникальные черты. В его основе — желание поселенцев продемонстрировать богатство дома, поэтому постройка превращается в целый комплекс со сложной формой крыши . Американский дом традиционно выполняется по , но на отечественном пространстве технологию немного видоизменили, отдав предпочтение стенам из и . Сегодня этот стиль пользуется особенной популярностью, и такими домами застраивают целые поселки.

Основные черты:

№14. Стиль прерий, или райтовский стиль

Стиль назван в честь американского архитектора Ф.Л. Райта, которого называют одним из самых противоречивых. На его счету масса открытий и смелых решений, он считал, что дом не должен иметь сложных деталей, ведь они будут отвлекать от природы, а здание должно дополнять окружающую среду. Простота линий, которая была характерна для домов, которые он строил, стала особенностью нового стиля. Благодаря преобладанию горизонтальных линий и поверхностей направление получило второе название — стиль прерий .

Основные черты:


№15. Замковый стиль (средневековый стиль)

Забегая наперед, отметим, что этот стиль — далеко не самый популярный сегодня. Кто-то называет его слишком вычурным, кто-то — неоправданно дорогим. Подходит он преимущественно для больших домов . В качестве компромисса можно использовать лишь отдельные элементы стиля. Архитекторы, кстати, дали направлению еще одно название — диснеевский стиль.

Основные черты:


№16. Готический стиль

Готика в европейской архитектурной традиции сменила замковый стиль, поэтому неудивительно, что эти два направления имеют много общего. В готическом стиле строили монастыри, соборы и дворцы по всей Европе. Готический стиль в чистом виде — не для частного дома, но если направление уж сильно нравится, то можно использовать отдельные его элементы , и то, если дом достаточно большой.

Основные черты:


№17. Ренессанс

Архитектура в стиле Ренессанс — это умеренность во всем: простота и лаконичность линий вместе с продуманным невычурным декором позволяет создавать уютные добротные дома.

Основные черты:


№18. Восточный стиль

Мода на восточное коснулась не только кухни — нередко коттеджные поселки сегодня украшают дома, при взгляде на который любой точно угадает — это восточный стиль. Его основные черты:


№19. Ар-деко

Ар-деко сочетает в себе элементы модерна, ампира, а также египетские и африканские мотивы. В итоге получается своеобразный, немного вычурный и узнаваемый стиль.

Основные черты:


На закуску — стиль, которым можно объединить большинство построек на отечественном пространстве:


Проектирование дома с учетом выбранного архитектурного стиля лучше доверить профессионалу, в качестве альтернативы — , которые обойдутся несколько дешевле, чем разработка индивидуального решения. Не забывайте учесть не только собственные предпочтения, но и особенности , ведь дом должен органично вписаться в среду.



Похожие статьи