Сравнительный анализ «Я вас любил…» и «Я тебе ничего не скажу…. Анализ стихотворения - Я тебе ничего не скажу - А

"Я тебе ничего не скажу" - одно из самых известных произведений Фета, созданных на закате его жизни. Несмотря на нежное, душевное содержание, в этих стихах чувствуется откровенная печаль. В этой статье представлен анализ стихотворения "Я тебе ничего не скажу" по плану. Кому посвятил стихотворение Афанасий Афанасьевич, с какими событиями было связано его написание, и какие выразительные средства использовал поэт?

Я тебе ничего не скажу

Анализ стихотворения необходимо начать с его прочтения:

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной... я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.

История создания

Историческое анализирование стихотворения "Я тебе ничего не скажу" показывает, что Афанасий Афанасьевич Фет написал его 2 сентября 1885 года. В это время шестидесятипятилетний поэт служил в Балтийском порту, так как в самом разгаре была Крымская война, и войска, в которых находился Фет, занимались охраной эстонского побережья. Война, отдаление от жены и семьи, бесконечная опасность для жизни - своей и окружающих: все это рождало в нем ощущение тоски и возможности смерти. Поэтому в этом стихотворении Фет будто бы пытается совершить некоторое признание своей супруге, но, не желая тревожить ее, вороша прошлое, признание остается молчаливым.

В юности у Афанасия Афанасьевича была возлюбленная - Мария Лазич, на которой поэт не женился из-за недостаточно богатого, по его мнению, приданого девушки. Судьба жестоко наказала Фета - спустя всего несколько дней после разрыва Лазич погибла при пожаре. Это событие глубоко потрясло поэта, он не мог примириться с трагедией до самой своей смерти.

Справедливости ради следует заметить, что Фет, несмотря на увлечение Марией Лазич, позволял себе некоторые вольности и с другими женщинами во время военной службы. Так что вполне вероятно, не случись с девушкой никакой трагедии - Фет и думать бы о ней забыл. Но трагическое событие, в котором тонкая душа поэта не переставала обвинять его самого, стало пожизненной раной и тайным страданием, скрываемым от жены Афанасия Афанасьевича - Марии Боткиной.

В своем стихотворении Фет вдали от жены, которую он очень ценил, уважал и даже любил как верного друга, чувствует за свой секрет угрызения совести. Он пытается признаться в своих чувствах, говоря о нежной тоске по другой женщине, но не смеет обидеть горячо влюбленную в него супругу признанием в неверности своих мыслей. Анализируя стихотворение "Я тебе ничего не скажу" с учетом этих фактов, мы понимаем, что оно напрямую связано с обеими женщинами. На фото ниже портрет жены Фета - Марии Боткиной-Шеншиной.

Анализ стихотворения по строфам

"Я тебе ничего не скажу" начинается с обращения лирического героя к своей второй половине. Он говорит о некоторой тайне - "что я молча твержу", которую ни за что не откроет даже намеком, чтобы не тревожить дорогого человека. Во второй строфе герой произведения сравнивает свое сердце с ночными цветами: днем они спят, как и душа поэта, вынужденная скрывать истинные чувства, а к ночи, когда несчастный остается наедине с собой, "сердце цветет" в мыслях о милом человеке, которого нет рядом.

В третьей строфе поэт продолжает начатую мысль, называя свою грудь "усталой и больной", так как измучены его душа и сердце. Но вечерний воздух освежает сердечную рану - возможно, с прежней возлюбленной герой часто гулял вечерами средь ароматов ночных цветов. Стихотворение завершается теми же строчками, с которых началось - несмотря на душевную боль и мучительные воспоминания, герой ни за что не потревожит женщину своей настоящей жизни личными воспоминаниями о женщине из прошлого, а потому он никогда и ничего не расскажет.

Выразительные средства

Морфологический анализ стихотворения "Я тебе ничего не скажу" показывает, что оно написано трехстопным анапестом, с использованием перекрестной рифмы - это придало стихам певучую музыкальность. Жанр произведения - лирическая миниатюра, тематика - философское отношение к любви прошедшей и настоящей.

К выразительным средствам, которые использовал Фет в стихотворении "Я тебе ничего не скажу", анализ относит использование оксюморона ("молча твердить"), психологического параллелизма ("сердце цветет"), аллегории ("в усталую грудь веет влагой ночной"), олицетворения ("спят ночные цветы"), а также лексического повтора, опоясывающего произведение и делая его печальную отвлеченность цельной и завершенной.

Музыкальные воплощения

Неоднократно композиторы превращали в песню стихотворение "Я тебе ничего не скажу". Анализ музыки, на которую были положены эти стихи, показывает, что это связано с особой певучестью текста, близкого к русским романсам.

Первым, кто сочинил музыку на эти стихи, стал великий композитор Петр Ильич Чайковский. Его композиция получилась лирической и очень личной, несмотря на авторство Фета, чаще всего исполняется женским вокалом. Пример исполнения можно увидеть ниже.

Также слова этого стихотворения были положены на музыку такими композиторами, как Рахманинов, Бородин и Толстая. Мелодия последней стала особенно популярной в наши дни, благодаря исполнению Людмилы Зыкиной.

На вопрос Анализ стихотворения "я тебе ничего не скажу" Фет заданный автором Андрей Лёвочкин лучший ответ это 1)Афанасий Фет. "Я тебе ничего не скажу", датированно 2 сентября 1885 года.
2)тема, идея стихотворения - В нем выражена часто встречающаяся у романтиков мысль о том, что языком слов нельзя передать жизнь души, тонкости чувства.
Романтики не доверяли языку слов как средству выражения души человека, тем более поэта.
3)образ, лирический герой - В стихотворении мы слышим: "Я тебя не встревожу ничуть". И действительно, любовь Фета может не просто встревожить, она с легкостью может взволновать чистую душу избранницы своим томлением и "содроганьями". В последней же строке второй строфы стихотворения, Фет дает и другое объяснение молчанию своего лирического героя. Мы видим, что его "сердце цветет", словно ночные цветы, которые встречаются нам в самом начале стихотворения. Здесь мы видим то самое единство души и природы, духом которого пронизаны многие другие произведения поэта.
Особым приемом, который усиливает внутреннее образное содержание стихотворения, является то, что автор называет грудь героя, то есть вместилище души, чувств и эмоций, больной и усталой. Он дрожит, и неясно, что является причиной сему, то ли ночная прохлада, то ли душевные переживания героя. Все это вместе приводит к тому, что в конце стихотворения автор зеркально повторяет самое его начало: "Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу".
4)средства художественной выразительности
"Молча твердить" -это оксюморон (сочетание контрастных по смыслу слов) становится главным словесно-художественным образом стихотворения.
Его "сердце цветет", подобно ночным цветам, о которых сообщается в начале строфы. Вот тождество человеческой души и природы, выраженное, как и во многих других произведениях Фета, с помощью особого художественного приема, называемого психологическим параллелизмом.
5)позиция автора
Поскольку мы говорим о лирике Фета, посвященной отношению женщине и всей гамме чувств, связанных с этим, необходимо заметить, что в течение всей своей жизни поэт влюблялся неоднократно. Можно, например, вспомнить о том, что, будучи военным, среди сослуживцев он слыл изрядным ловеласом, - и это несмотря на то глубокое чувство к Марии Лазич. То есть, двойственность натуры Фета проявлялась в жизни постоянно, часто он ее выражал и поэзии:
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Это стихотворение так же положено на музыку, в частности, Чайковским, и по своему содержанию перекликается с пушкинским лирическим откровением, тоже ставшим знаменитым романсом: «…я не хочу печалить вас ничем». Что касается Фета, стихотворение «Я тебе ничего не скажу» написано в поздний период его творчества, в 1885 году. К этому времени он много лет (с 1857 года) был женат на Марии Петровне Боткиной, но вряд ли это признание посвящено ей.
Трехстопный анапест стихотворения звучит напевно: "Я тебе ничего не скажу" неоднократно вдохновляло многих композиторов.

«Я тебе ничего не скажу» – очень красивое стихотворение А.А. Фета о нежной, трепетной любви. Кому оно посвящено - до сих пор остается загадкой. Вам предлагается краткий анализ «Я тебе ничего не скажу» по плану. Приведенный анализ можно использовать при подготовке к уроку литературы в 10 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение написано в 1885 году. Скорее всего оно посвящено Марии Лазич, возлюбленной поэта, смерть которой его глубоко потрясла.

Тема - стихотворение о чувствах лирического героя, он любит тайно и беззаветно, боясь потревожить девушку, к которой привязан всей душой.

Композиция – кольцевая, зеркальная - первые и последние строки повторяются.

Жанр - лирический, стихотворение.

Стихотворный размер - трехстопный анапест, стихотворение состоит из трех четверостиший (катрен), используется точная, мужская рифма и перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Метафора - «…сердце цветет» .

Олицетворение - «…спят ночные цветы» .

История создания

Стихотворение было написано в 1885 году. Поэт не называет имя своей возлюбленной, поэтому то, кому лирический герой обращается, говоря: «Я тебе ничего не скажу…» , остается только предполагать. С одной стороны, ею могла быть Мария Лазич, которой Фет посвятил целый цикл стихов. Внезапная смерть девушки и чувство к ней могли вдохновить поэта на эти строки. Некоторые исследователи предполагают, что произведение могло быть посвящено жене лирика - Марии Боткиной. Эта женщина была рядом с Фетом до самой смерти. Кроме того, обоснованно можно считать, что «Я тебе ничего не скажу» – послание не конкретной женщине, а вымышленному образу.

Стоит заметить, что, создавая рассматриваемый стих, Фет был далеко не молод, но и в возрасте 63 лет он сумел передать волнение нахлынувших чувств, которые так свойственны молодым людям.

Тема

Наступает ночь, и переживания его усиливаются: «И в больную, усталую грудь. Веет влагой ночной… я дрожу» . Но он только сильнее убеждается в том, что не посмеет потревожить любимую, и заканчивается стихотворение теми же словами, но уже более твердыми и уверенными: «Я тебе ничего не скажу» .

Это стихотворение о тонких, трепетных чувствах мужчины к женщине.

Композиция

Стихотворение имеет кольцевую, зеркальную композицию. Оно замыкается в круг, начинаясь и заканчиваясь двумя одинаковыми строчками: «Я тебе ничего не скажу, и тебя не встревожу ничуть» . Но если вначале лирический герой как бы сам просит себя о молчании, то в конце он уже полностью убежден, что его переживания останутся с ним, и его возлюбленная не узнает о них.

Жанр

Произведение относится к лирическому жанру. Стихотворение состоит из трех четверостиший, написанных трехстопным анапестом. Фет использует точную (скажу - твержу, дрожу – скажу) и мужскую (ничуть, намекнуть, цветы, листы) рифму. Способ рифмовки - перекрестный АВАВ.

Средства выразительности

Афанасий Фет умело пользуется средствами выразительности, создавая прекрасные образы. В стихотворении «Я тебе ничего не скажу» наблюдается метафора : «…сердце цветет» и олицетворение : «…спят ночные цветы» .

Произведение не перегружено различными оборотами, но в его простоте изящно, аккуратно, со всей нежностью выражаются чувства. Кроме того, можно отметить большое количество гласных звуков, их повторение. Это придает стихотворению напевность, мелодичность звучания, что только усиливает романтику, тихую грусть, неизбывность чувств лирического героя.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 19.

В XIX столетии каждый поэт обращается к теме любви. А.С. Пушкин и А.А. Фет не были исключением. Каждый из них творил в своё время, но отношения к любовному вопросу у них совпадало, приобретая общие черты одностороннего чувства.

Если сравнивать стихотворение Пушкина «Я вас любил» и стихотворение Фета «Я тебе ничего не скажу…», то можно обнаружить определенную схожесть. Оба лирических героя несчастны в любви, более того, любви неразделенной. Каждый из них переживает сердечные терзания.

У Пушкина:

У Фета:

И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,

Вместе с тем, стоит отметить, что виноваты в своей несчастной любви сами герои: никто из них так и не смог признаться в сових чувствах, они переживали эти эмоции наедине с собой:

Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, (У Фета)

Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. (У Пушкина)

Однако, если внимательно посмотреть на грамматический строй языка, используемого каждым из авторов, мы можем заметить одну существенную разницу в образе влюбленных. Это временная форма глагола. Лирический герой Пушкина говорит о своей любви в прошедшем времени: «Я вас любил».

То есть чувство, охватывающее героя, уже почти прошло, о чем свидетельствуют следующие строчки:

В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит;

Напротив, лирический герой Фета до сих пор любит свою избранницу, но не может или боится признаться в своих чувствах:

Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что́ я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Глаголы, используемые автором стоят в форме настоящего времени, что говорит о реальности происходящего.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что эмоции обоих героев были искренние, но они несчастны по своей же вине.



Похожие статьи