Термин экстремальная ситуация. Характеристика экстремальной ситуации
Наверняка все знают, что опасные и экстремальные ситуации - это такое стечение обстоятельств, которое ставит перед человеком задачи, требующие предельного физического и/или эмоционального напряжения, зачастую угрожающее жизни и здоровью, одним словом, выходящее за пределы обычного человеческого опыта. Как влияют всевозможные катаклизмы на психику людей, мы и обсудим в сегодняшней статье.
Экстремальные ситуации - это еще и то, что мы о них думаем
Известная мудрость, что «жизнь - это 10% того, что с нами происходит, и 90% того, что мы об этом думаем» напрямую относится к восприятию Ведь не только реальная угроза жизни для себя или близких важна в такой момент, но и то, как попавший в данные условия человек реагирует на происходящее.
В этом случае, пожалуй, можно сказать, что даже термин «экстремальные ситуации» - это личностное определение. Ведь многое из характеристики подобных стечений обстоятельств можно отнести к персональному восприятию участника событий:
- новизна, ответственность, трудность ситуации;
- наличие или отсутствие информации о происходящем;
- эмоциональное напряжение в такой момент.
И только один раздел это:
- внешние физические воздействия: голод, жажда, болевые ощущения, холод, жара и т.п.
Известно, например, что природные катаклизмы люди переживают намного легче, чем те, что связаны с деятельностью человека. Это относят к убежденности пострадавших (от, например, землетрясения) в участии «божьей воли», в невозможности как-то изменить ситуацию. А вот военные конфликты, теракты, антропогенные катастрофы просто «взрывают» представление человека о неизменности мира, порядке вещей и сильно дезориентируют его.
Экстремальные ситуации - это потрясение не только для участников событий
Зачастую последствием пережитого для человека становятся не только увечья, но и истощение, нарушение сна, раздражительность и немотивированная агрессия.
Доказано, что природные катаклизмы и другие оказывают сильное психологическое воздействие (часто выраженное как затяжная или отсроченная реакция) не только на участников событий, но и на сторонних наблюдателей. Ведь благодаря СМИ в современном мире много людей становится «участниками» страшных событий, невольно погружаясь в них и переживая происходящее.
Примером подобной ситуации может послужить гибель которая из-за огромного количества информации, выливавшейся на обывателей, превратилась в трагедию не только для семьи принцессы и ее друзей, а и для невероятного количества абсолютно посторонних людей во всем мире. Причем в эти дни были замечены даже психотические проявления у глубоко скорбящих о гибели Дианы людей.
Экстремальные ситуации - это иногда условия работы человека
До недавних пор, говоря об труда, мы подразумевали космонавтов, полярников, шахтеров и каскадеров. Но изменения в жизни человечества привели к увеличению числа профессий, напрямую связанных с экстримом. Пожарные, авиадиспетчеры, спасатели, инкассаторы, оперативные работники тоже регулярно сталкиваются с ним.
Именно поэтому очень важны исследования психологов в данной области: причины экстремальных ситуаций, факторы, заставляющие человека принимать те или иные решения, способы борьбы с последствиями катаклизмов - все это призвано помочь попавшим в беду справиться с ней с наименьшими потерями.
Экстремальная ситуация
1) кризисная обстановка, наносящая вред жизни, имуществу и природной среде в результате поражающих воздействий, возникающих вследствие природных, техногенных, социальных катастроф или в вооруженной борьбе;
2) явление, событие, нарушающее нормальное функционирование фирмы, работу персонала, создающее опасность для целостности и сохранности здания, помещений, оборудования и документации фирмы, угрожающее жизни и здоровью сотрудников. Э.с. объективного характера связаны со стихийными бедствиями (ураганами, наводнениями др.), неуправляемыми процессами, военными действиями, кризисами, авариями энергоснабжения и водоснабжения, другими подобными событиями. Э.с. могут быть случайного (фатального) храктера - возгорание оборудования и коммуникаций, разрушение конструкций, а также связаны с неосторожностью и безответственностью персонала (возгорания о неосторожного обращения с огнем, курения на рабочих местах, неумелой эксплуатацией оборудования и др.). Субъективный характер носят Э.с., которые умышленно спровоцированы злоумышленником или его сообщником поджег, взрыв, задымление помещений, организация паники, силовое вооруженное проникновение в здание криминальных элементов и др. В отнрошении отдельных сотрудников фирмы также могут быть организованы злоумышленные действия, включающие щантаж, взятие в заложники, физтическое или психическое воздействие, кражи близких родственников и др.
EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010
Смотреть что такое "Экстремальная ситуация" в других словарях:
Condition Red Жанр драма В главных ролях Джеймс Руссо Синди Уильямс Страна США Финляндия Год 1995 … Википедия
Новейший философский словарь
экстремальная ситуация - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN extreme case … Справочник технического переводчика
экстремальная ситуация - 3.18 экстремальная ситуация: Ситуация, при которой единичный документ или группа документов приходят в непригодное к дальнейшей эксплуатации состояние в результате естественного старения носителя или внешних неблагоприятных воздействий. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
экстремальная ситуация - ekstremalioji situacija statusas T sritis apsauga nuo naikinimo priemonių apibrėžtis Padėtis, kuri susidaro dėl gamtinio, techninio, ekologinio ar socialinio pobūdžio priežasčių ar karo veiksmų ir kelia staigų bei didelį pavojų žmonių gyvybei ar… … Apsaugos nuo naikinimo priemonių enciklopedinis žodynas
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ - (лат. extremum крайнее, предельное; situatio положение) понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для… … Социология: Энциклопедия
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ - – частный случай проявления экстремальных условий в локальных пространственно временных границах. Э. с. порождается, как правило, единичным воздействием экзогенных экстремальных факторов, которое генерирует комплекс эндогенных экстремальных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Экстремальная ситуация - резкий, скачкообразный, сопровождаемый социально негативными явлениями переход системы (социальной, личностной, экологической и т.п.) в результате чрезмерного нарастания внутренней и/или внешней напряженности из устойчивого и стабильного… … Социологический словарь Socium
Экстремальная ситуация Condition Red … Википедия
Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/3 декабря 2012. Дата постановки к улучшению 3 декабря 2012 … Википедия
Книги
- Каждый может умереть , Дэй Кин , В центре остросюжетных психологических триллеров Дэя Кина - экстремальная ситуация, заставляющая людей, живущих исключительно собственными интересами, объединиться против общей беды. Так… Категория: Классика зарубежного детектива Серия: Мастера остросюжетного детектива Издатель: Центрполиграф ,
- Через тренировки к звёздам , Баир Жамбалов , В большинстве своём люди общества не агрессоры, и потому у них больше шансов стать жертвами. И большинство это да и мечтает в душе стать в один ряд с тиграми. Никто не застрахован… Категория: Современная русская литература Издатель:
Весь характер профессиональной деятельности сотрудников ОВД включает в себя постоянное негативное воздействие стресс-факторов (ненормированный рабочий день, постоянный контакт с правонарушителями, необходимость полной отдачи психических и физических сил при выполнении служебных обязанностей) , что приводит к снижению эффективности профессиональной деятельности сотрудников ОВД в повседневных ситуациях профессиональной деятельности.
Экстремальные ситуации достаточно часты. В них гибнут тысячи людей, и еще большее число получает различные травмы. Они наносят огромный материальный ущерб. Экстремальные ситуации возникают в жизни практически каждого человека. Они сопряжены с переживаниями и напряжениями, чреваты тяжелыми последствиями в жизни. Они возникают, как правило, внезапно и развиваются в опасном для человека направлении стремительно, зачастую помимо его воли застают врасплох.
Экстремальными называются ситуации, которые ставят перед человеком большие объективные и психологические трудности, обязывают его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности.
Особую значимость для общества имеют экстремальные ситуации, связанные с преступлениями и преступной деятельностью. В год в нашей стране совершается несколько миллионов преступлений; из них десятки тысяч убийств, умышленных причинений вреда здоровью граждан и изнасилований, грабежей и разбоев, более одного миллиона краж, 200 тысяч хулиганств и мошенничеств и др. Получили распространение такие новые виды преступлений как коррупция, заказные убийства, похищение людей с целью получения выкупа и возродившаяся в некоторых регионах средневековая работорговля, терроризм, фальшивомонетничество, захват заложников, нападение на охраняемые объекты с целью захвата оружия и ценностей.
Необходимо отметить, что оперативно-служебная деятельность сотрудников ОВД в экстремальных условиях характеризуется повышенной моральной, психологической и физической нагрузкой. В большинстве случаев такая деятельность протекает в режиме высокого психологического напряжения. Служебные задачи выполняются личным составом непрерывно, в любых условиях. В ночное время оперативная обстановка вызывает ряд дополнительных трудностей в деятельности сотрудников ОВД, отрицательно воздействуя на их психику.
Оперативно-служебные задачи зачастую выполняются в отрыве от мест постоянной дислокации. Сотрудники ОВД нередко находятся в условиях ограниченной подвижности, монотонности и однообразия впечатлений от окружающей местности, охраняемых объектов. Недостаток ощущений и восприятий действует на них угнетающе, в результате чего снижается работоспособность, ухудшается память, внимание, снижается психологическая готовность к деятельности в экстремальных условиях.
Ритмы жизнедеятельности в этот период нарушаются, они определяются не естественными потребностями, а нуждами службы. Санитарно-гигиенические условия, организация быта, питания, также значительно отличаются от привычных.
У сотрудников ОВД происходит изменение ряда привычных способов удовлетворения потребностей досуга и общения, ограничены возможности психологической компенсации негативных условий деятельности.
Важнейшими факторами, оказывающими влияние на деятельность сотрудников ОВД при выполнении задач боевой службы в районах чрезвычайного положения, в условиях вооруженных конфликтов, являются наличие контактов с правонарушителями, противоречивое отношение местного населения к сотрудникам, необходимость действовать против враждебно настроенной части граждан своего же государства. Все это вызывает естественное внутреннее психологическое противоречие, нравственный конфликт с собственными убеждениями. Этот процесс, как правило, сопровождается отрицательными эмоциональными переживаниями.
Сотрудникам ОВД приходится участвовать в таких действиях, как проведение «зачисток» для выявления вооруженных боевиков в населенных пунктах и вне их, проверка паспортного режима и изъятие оружия у населения, деблокирование войсковых и милицейских нарядов, окруженных вооруженными бандитами, несение службы на контрольно-пропускных пунктах, участие в разведывательно-поисковых мероприятиях в населенных пунктах, на местности и др.
В подобных условиях от сотрудников ОВД требуется умение обнаруживать и фиксировать следы преступлений, совершенных бандитами, сохранять способность к реагированию на возможность действий бандитов с использованием подземных коммуникаций, снайперских гнезд и т. п.
Служебная деятельность в таких условиях требует от сотрудников ОВД обеспечения предельной собранности, мобилизованности, бдительности, активной работы мысли, уверенности в успехе, состояния эмоциональной уравновешенности. Чем слабее профессиональная подготовка, чем больше воздействие стрессогенных факторов на людей, тем больше внимания следует уделять психологической готовности сотрудников ОВД к оперативно-служебной деятельности в экстремальных ситуациях. Необходимо преодолевать как недооценку, так и переоценку сил и возможностей противоборствующей стороны, поэтому недопустимо расслабляться, пока не будет полной уверенности в безопасности. Нужны разумная осторожность, осмотрительность, умение разгадывать действия противника, умение превосходить его в решении профессиональных задач, чему и нужно постоянно учить сотрудников ОВД.
Изучение деятельности подразделений ОВД в сложной, опасной для жизни обстановке позволяет сделать вывод о том, что сотрудник чувствует себя уверенно, если возможная ситуация ему знакома по предыдущему опыту или учебе, если он обладает достаточно полными сведениями о том, что происходит, где находятся его боевые товарищи и что делают соседние подразделения. Психологическое значение такой информированности огромно, особенно при действиях ночью, в населенных пунктах, в горных условиях. Нехватка сведений, неадекватное их восприятие ведут к непониманию обстановки, а это - дополнительный источник грубых ошибок в деятельности командиров и их подчиненных (стрельба по своим, возникновение паники).
Подводя итоги, можно привести основные психологические факторы, влияющие на деятельность сотрудников ОВД при выполнении служебно-боевых задач в экстремальных условиях.
1. Фактор опасности . Под опасностью следует понимать осознаваемую угрозу жизни, здоровью или благополучию. Кроме того, чувство опасности может возникать не только по отношению к собственной жизни, но и в отношении подчиненных или взаимодействующих людей. Сотрудник может испытывать опасность перед реальностью потери оружия или боевой техники, без которых невозможно выполнение служебно-боевой задачи. Фактор опасности является основным (или первичным), определяющим психологическую специфику служебно-боевой ситуации.
При выполнении служебно-боевых задач опасность воспринимается как объективно существующее стечение обстоятельств или предметов, угрожающих жизни и здоровью. При этом она может быть реальной или мнимой.
Восприятие опасности зависит от индивидуально-психологических особенностей сотрудников: одни склонны преувеличивать степень опасности, другие - недооценивать. И то, и другое при выполнении служебно-боевых задач в равной степени недопустимо, так как в экстремальных условиях опасность почти всегда реальна.
Ее непосредственное восприятие должно быть адекватным. Для этого опасность не должна застать неожиданно или вызвать чувство страха. Соответственно, в ходе психологической подготовки необходимо формировать у сотрудников способность реально оценивать опасность.
Неадекватное восприятие опасности ведет к профессиональным ошибкам, росту психологической напряженности, панике и, в конечном счете, к срыву деятельности.
2. Фактор внезапности . Внезапность - неожиданное для сотрудника изменение обстановки в ходе выполнения служебно-боевой задачи.
Рассмотрим психологический механизм воздействия этого фактора. Прежде чем предпринять что-либо для достижения поставленной цели, человек представляет последовательность своих поступков, действий, динамику внешних условий, создает определенную программу личного поведения. В этом случае исключаются автоматизированные действия. Ведь человек воспринимает внешние условия с точки зрения возможности достижения желаемой цели, вносит свои коррективы. Однако в процессе профессиональной деятельности условия могут измениться столь кардинально, что потребуется постановка другой цели и, соответственно, иной программы поведения. Сотрудник должен предвидеть изменения обстановки и обязан быть готовым к необходимости изменения программы своей деятельности.
Совершенно другое дело, если сотрудник не предусмотрел даже возможности возникновения условий, приводящих к необходимости изменения цели действий. Именно такая ситуация воспринимается как внезапность.
На внезапное изменение условий реализации служебно-боевых задач сотрудники реагируют по-разному. Условно можно выделить три типа поведения при воздействии этого фактора:
А. Сотрудник быстро переключается, определяет цель и реализует новую программу (позитивный тип).
В. Сотрудник, несмотря на внешние для него изменения обстановки, упорно продолжает выполнять старую программу. Как правило, в этом случае деятельность заканчивается неуспехом.
С. Сотрудник прекращает выполнение старой программы, но не определяет новую цель и новую программу. Практически он бездействует, впадая в состояние, подобное психологическому ступору. Длительность такого состояния может быть различной. При учете того, что обстановка в экстремальных условиях деятельности меняется очень быстро, в этом случае служебно-боевая деятельность, как правило, заканчивается неуспехом.
3. Фактор неопределенности
. Под неопределенностью подразумевается
отсутствие, недостаток или противоречивость информации о содержании или
условиях выполнения служебно-боевых задач, о противнике (преступнике, организованной преступной группе) и характере его действий.
Говорят, что нет ничего хуже, чем ждать и догонять. И в первом (ситуация
ожидания) и во втором (ситуация «погони») случаях присутствует значительный элемент неопределенности.
Степень интенсивности воздействия фактора неопределенности бывает различной и зависит от множества условий. Разнообразны и ситуации, в которых она возникает.
В служебно-боевой обстановке этот фактор присутствует всегда.
Отрицательное влияние неопределенности может уменьшаться, если сотрудники владеют психологическими приемами контроля эмоциональной напряженности.
4. Фактор новизны средств и способов реализации деятельности в экстремальных условиях. Новизна определяется опытом сотрудника и его знаниями.
Негативное влияние фактора новизны в служебно-боевых условиях частично можно уменьшить, если в процессе психологической подготовки сотрудники изучают реальный опыт действий других в подобных ситуациях. Такие занятия должны «строиться» не отвлеченно, а иметь вид детального разбора и психологического анализа служебно-боевой ситуации, ошибок, допущенных тем или иным специалистом, возможных вариантов развития обстановки и необходимых действий сотрудников. Особенно важны подобные мероприятия для руководителей всех уровней.
5.Фактор увеличения темпа действий . Под ним следует понимать способность сотрудника выполнить поставленную (или возникшую) задачу за счет сформированных ранее навыков и умений. Этот фактор реализуется в том случае, если резко сокращается время на выполнение необходимых для достижения цели действий. Такие ситуации в служебно-боевой обстановке возникают очень часто. И тогда успех в этом случае будет определяться психологической готовностью, быстротой и слаженностью действий как отдельного сотрудника, так и подразделения в целом.
6.Фактор дефицита времени . Этот фактор возникает в условиях, при которых успешное выполнение служебно-боевых задач невозможно при увеличении темпа действий, а необходимо быстрое изменение самой психологической структуры деятельности. В этом случае речь идет не просто об увеличении темпа выполняемых действий, а, в первую очередь, об изменении их последовательности.
Влияние неблагоприятных факторов при полном или частичном неумении сотрудников с ними бороться, способствует возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний, профессиональной деформации и в конечном итоге препятствует эффективному выполнению поставленных задач.
Формирование психологической устойчивости у сотрудников ОВД - сложный социально-психологический процесс. Психологическая устойчивость (стрессоустойчивость) сотрудника ОВД зависит от его природных задатков, от социального окружения, а также от профессиональной подготовки и опыта деятельности. Сможет ли сотрудник ОВД действовать в нужный момент мгновенно, активно, правильно и эффективно? На практике в случае внезапных агрессивных действий со стороны правонарушителей сотрудники ОВД оказываются психологически не готовы к противодействию: запаздывают, проявляют растерянность, нерасторопность, совершают непростительные и, казалось бы, малообъяснимые ошибки.
Вопросы, рассматриваемые в главе:
Определения экстремальной, чрезвычайной ситуации, кризиса.
Соотношение этих понятий.
Предмет изучения психологии экстремальных ситуаций. Влияние экстремальной ситуации на человека.
Катастрофа - как часто слышим мы это слово от знакомых, друзей, с экранов телевизоров, оно прочно вошло в нашу жизнь, язык, мировоззрение. Что же такое катастрофа?
В «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова даются следующие определения катастрофы:
1. Неожиданное несчастье, бедствие, событие, влекущее за собой трагические последствия.
2. Крупное потрясение трагического характера, обусловливающее собой резкий перелом в личной или общественной жизни.
Катастрофы и чрезвычайные ситуации были всегда: землетрясения, наводнения, эпидемии и другие бедствия сопровождали человечество на протяжении всей истории его развития. Например, в истории известны три колоссальные пандемии (эпидемии) чумы. Первая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет. В разгар эпидемии в 542 г. только в Константинополе ежедневно умирали тысячи человек. Вторая и самая зловещая в истории Западной Европы - «черная смерть» середины XIV в. Пришедшая из Азии «черная смерть» унесла треть населения Европы. В 1346-48 гг. в Западной Европе бушевала бубонная чума, жертвами ее стали 25 миллионов человек. В предисловии к «Декамерону» Боккаччо оставил описание ее ужасов. Третья - пандемия чумы, начавшаяся в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 миллионов человек) и распространившаяся в XX в. на Азорские острова, в Южную Америку.
Еще одна крупнейшая катастрофа в истории человечества - извержение вулкана Везувия в Италии, произошедшее в 79 г. нашей эры. Тогда мощнейшие потоки лавы, смешанные с горной породой, стерли с лица земли римские города Помпеи и Геркуланум. Погибли тысячи человек.
Человек всегда пытался защититься от различных катаклизмов, используя для этого все доступные ему способы: знахари и шаманы, обращающиеся к силам природы; жертвоприношения с целью умилостивить богов; военные отряды, защищающие свои и захватывающие новые - менее опасные и более богатые территории. Все это - первые попытки обеспечить собственную безопасность.
Развитие медицины, военного дела, науки и техники позволило человечеству жить комфортнее, быть более защищенным - с одной стороны. С другой стороны, технические средства сами становятся источником повышенной опасности. Технический прогресс приводит к росту числа и масштаба катастроф. Развитие средств массовой информации определяет вовлечение в переживание экстремальной ситуации огромного числа людей. Начало эры техногенных катастроф ознаменовано гибелью «Титаника» - символа своей эпохи, роскошного трансатлантического лайнера. Человечество еще не видело такого громадного корабля. Самый большой, самый мощный, самый надежный, абсолютно, как утверждали конструкторы, непотопляемый, он и название получил соответствующее - «Титаник». Спущенный на воду с Королевских верфей Великобритании, «Титаник» ушел в свое первое плавание через Атлантику - и не вернулся. Невиданная на заре индустриального века катастрофа, унесшая сотни жизней, потрясла мир.
26 апреля 1986 г. произошло разрушение четвертого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украины (в то время - Украинской ССР). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своем роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от ее последствий людей, так и по экономическому ущербу.
Радиоактивное облако от аварии прошло над европейской частью СССР, Восточной Европой, Скандинавией, Великобританией и восточной частью США. Примерно 60% радиоактивных осадков выпало на территории Белоруссии. Около 200 ООО человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению. Несвоевременность, неполнота и взаимные противоречия официальной информации о катастрофе породили множество независимых интерпретаций. Жертвами трагедии можно считать не только граждан, умерших сразу после аварии, но и жителей прилежащих областей, которые вышли на первомайскую демонстрацию, не зная об опасности. При таком подсчете Чернобыльская катастрофа по числу пострадавших значительно превосходит атомную бомбардировку Хиросимы.
Есть и противоположная точка зрения, согласно которой от лучевой болезни в Чернобыле умерли 29 человек - сотрудники станции и пожарные, принявшие на себя первый удар. За пределами промышленной площадки АЭС ни у кого лучевой болезни не было. Таким образом, оценки числа жертв катастрофы колеблются от десятков человек до миллионов.
Разброс в официальных оценках меньше, хотя число пострадавших от Чернобыльской аварии можно определить лишь приблизительно. Кроме погибших работников АЭС и пожарных, к ним следует отнести заболевших военнослужащих и гражданских лиц, привлекавшихся к ликвидации последствий аварии, и жителей районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Определение того, какая часть заболеваний явилась следствием аварии - весьма сложная задача для медицины и статистики; различными организациями приводятся оценки, различающиеся в десятки раз. Считается, что большая часть смертельных случаев, связанных с воздействием радиации, была или будет вызвана онкологическими заболеваниями. Многим местным жителям пришлось покинуть свои дома, они лишились части своего имущества. Связанные с этим проблемы, страх за свое здоровье вызывали у людей сильный стресс, который также приводил к различным заболеваниям.
Если раньше основную озабоченность вызывали такие последствия экстремальных ситуаций, как количество смертей, физических заболеваний, травм, то сейчас специалистов волнуют и последствия для психосоциального и психического здоровья населения. Специалисты, работающие с людьми, пережившими катастрофу, обратили внимание на то, что психические последствия катастроф могут быть не менее тяжелыми, чем соматические, и приводить к серьезным заболеваниям и социальным проблемам, как у отдельного человека, так и у групп людей и общества в целом.
Еще в период Первой мировой войны психиатры заметили следующее явление: солдаты, не получившие физических увечий, ранений или получившие незначительные повреждения во время боевых действий, проявляли симптомы некоего заболевания, причину которого не могли установить. У солдат отмечалось угнетенное состояние, слабость, истощение, нарушение сна, аппетита, вспышки немотивированной агрессии. Позже было выяснено, что причиной этого заболевания является психическое переживание (травма), полученная в ходе боевых действий.
Важно заметить, что природные и техногенные катастрофы, локальные вооруженные конфликты, террористические акты и пр. воздействуют на психику и способствуют возникновению отсроченных и затяжных реакций не только у непосредственных участников событий, но и у сторонних наблюдателей, которые, как уже упоминалось, благодаря средствам массовой информации (СМИ) становятся косвенными участниками этих событий. Поскольку СМИ реалистично отражают происходящие события, люди вынужденно погружаются в них, являясь как бы их непосредственными очевидцами.
Одним из ярких мировых примеров данного феномена является гибель принцессы Дианы, когда сотни тысяч людей, не будучи ее родственниками, знакомыми либо как-либо причастными к ее гибели, глубоко (вплоть до психотических проявлений) скорбели о кончине Дианы на протяжении длительного времени. Достаточно было простого наблюдения за реакцией людей, чтобы понять, что она выходит за рамки обычного в этих случаях для обывателей сопереживания и сочувствия. Эта и подобные ей ситуации, по сути, являются проявлением современной действительности, в которой человеку навязывается не только образ жизни, но и форма психических переживаний.
Однако не только катастрофы и военные конфликты оказывают негативное воздействие на психику человека. Развитие технического прогресса и появление новых видов профессиональной деятельности, представляющих высокую опасность, требующих повышенной ответственности и концентрации внимания, так же сказываются на психическом здоровье людей.
До некоторого времени считалось, что в экстремальных условиях труда работают только шахтеры и космонавты. Изменения в жизни общества в последние 10-15 лет привели к тому, что число профессий, представители которых работают в экстремальных условиях, увеличилось. Так, профессии пожарного, спасателя, авиадиспетчера, инкассатора, работника дорожно-патрульной службы носят элементы экстремальности.
В деятельности работников «опасных профессий» существуют два типа условий, при которых работа становится экстремальной:
1) повседневная напряженная деятельность, в которой опасность представлена как потенциально возможное событие (авиадиспетчеры, инкассаторы);
2) так называемые критические инциденты, при которых работники сталкиваются с человеческими жертвами и материальными потерями, с реальной опасностью для своей жизни, здоровья или системы ценностей, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих (спасатели, пожарные).
Необходимость изучения влияния экстремальных факторов на психику человека привела к возникновению и активному развитию новой сферы психологической науки и практики - экстремальной психологии.
Экстремальная психология (ЭП) - отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования. Исследования в области экстремальной психологии имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психологической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов (Психология. Словарь, 1990).
Предметом изучения ЭП является психика, подвергающаяся воздействию экстремальных факторов, механизмы воздействия экстремальных факторов на человека, закономерности реагирования и переживания, возможные последствия и способы их коррекции.
ПОНЯТИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ, ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ И КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ
Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации еще не получили исчерпывающих определений. В контексте дальнейшего изучения предмета предлагаем использовать следующие определения.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей («Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ (СЗРФ 94-35)»).
Экстремальная ситуация (от лат. extremus - крайний, критический) - внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию.
Кризисная ситуация (от греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход) - это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.
Остановимся подробнее на каждой из приведенных ситуаций.
Под экстремальными в психологии принято понимать ситуации, которые развертываются при относительно устоявшемся течении жизни человека, в ставших привычными алгоритмах выполнения различных видов деятельности и могут негативно сказаться на различных сферах жизнедеятельности личности. Л.И. Анцыферова выделяет три вида экстремальных ситуаций: повседневные неприятные, негативные события, связанные с возрастом, собственно экстремальные ситуации.
Мы будем считать экстремальными ситуации, в которых решающим фактором является критерий сохранности субъекта. Экстремальными называют ситуации, которые связаны с большими объективными и психологическими трудностями, обязывают человека к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности. Экстремальные ситуации разнообразны (табл.). Они отличаются по трудности, степени и характеру угроз, возможным последствиям, требованиям к подготовке и поведению людей. Экстремальные ситуации сопряжены с переживаниями и таят в себе угрозу неудач, провалов, поломок техники, травм, серьезных заболеваний и пр.
В научной литературе последних лет наблюдается тенденция к расширительному толкованию понятия «экстремальная ситуация». Некоторые авторы склонны относить к таковым все ситуации, которые требуют напряжения тех или иных физиологических или психических функций, причем грань, отделяющая «нормальные» условия от экстремальных, остается достаточно неопределенной. Например, часто к экстремальным ситуациям относят нахождение в суровом климате Арктики или Антарктики. Но для коренных жителей Арктики, например, такой климат является привычным, для них экстремальной в данном контексте будет ситуация отдыха где-нибудь на Средиземноморье.
Возникает вопрос определения критериев экстремальной ситуации. Во-первых, существенный вклад в проблематичность выделения критериев вносят высокая индивидуальная вариабельность функциональных характеристик человека, интегральной характеристикой которой выступает устойчивость. Так, условия, крайне тяжелые для людей с одним уровнем физического развития, например, являются легкими для других, более хорошо физически подготовленных. Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие экстремальности не может быть абсолютным и имеет вероятностную природу. Следовательно, к экстремальному может быть отнесено такое значение фактора, которое с определенной вероятностью вызывает появление того или иного состояния человека. Здесь и выделяется сложная проблема - определение критериев этого состояния.
Типы экстремальных ситуаций
По причинам возникновения:
- стихийные;
- техногенные;
- антропогенные;
- смешанные
По качественным особенностям:
- природные;
- социально-политические;
- экономические;
- профессиональные;
- бытовые;
- соматические;
- транспортные;
- криминальные;
- военные
По комплексности и тяжести последствий:
- кризисные;
- катастрофические;
- чрезвычайные;
- общественные бедствия
По масштабности:
- глобальные;
- международныелокальные;
- местные;
- групповые;
- индивидуальные
По длительности:
- кратковременные;
- средней продолжительности;
- долговременные
Достаточно часто используется критерий напряженности физиологических функций, причем нередко ставится знак равенства между условиями экстремальными и стрессовыми. С таким подходом трудно согласиться. Имеется много примеров, показывающих, что любые отклонения от состояния покоя сопровождаются напряжением физиологических функций различной выраженности. Таким образом, критерий напряженности сам по себе растворяется в понятии активности, а термин «экстремальный» теряет специфичность.
В качестве другого критерия выдвигают условия, при которых происходит сокращение физиологических резервов человека. Однако данный критерий нельзя распространить на информационно-семантическую группу условий. Так, аварийная ситуация, которую можно отнести к экстремальной, вообще может не затрагивать физиологических резервов человека. Подобный пример приводят Ю.А. Александровский с соавторами: «Жительница Припяти Х, старший инженер производственно-распределительного отдела управления строительства ЧАЭС, свидетельствует: "В субботу, 26 апреля 1986 г. все уже готовились к празднику 1 Мая... Что-то уже просочилось об аварии и пожаре на 4-м энергоблоке... Но что именно произошло, никто толком еще не знал. Дети пошли в школу, малыши играли на улице в песочницах, катались на велосипедах. Группа соседских ребят ездила на велосипедах на путепровод (мост), оттуда хорошо был виден аварийный блок. Ребятам было интересно смотреть, как горит реактор"».
Существует подход московской школы исследований экстремальных и чрезвычайных ситуаций, который предлагает шкалу рисков любой деятельности, в том числе в экстремальных условиях с высокой степенью возникновения чрезвычайных ситуаций.
1. Зона - область допустимого (в обычных условиях жизнедеятельности) риска: любая деятельность с уровнем риска, постоянно сопутствующем деятельности человека в повседневной жизни.
2. Зона - область приемлемого (превышающего допустимый уровень в обычных условиях) риска: любая деятельность с повышенным уровнем риска. Примером такой деятельности могут быть парашютный спорт, участие в автомобильных гонках и пр.
3. Зона предельно допустимого риска: постулируется, что предельно допустимый уровень риска не должен превышаться независимо от вида той или иной деятельности. Примером такой деятельности является, например, работа горноспасателей, пожарных и пр.
4. Зона - область чрезмерного риска: любая деятельность с уровнем риска, превышающим предельно допустимый уровень риска. К данной зоне относится любая деятельность, в которой жизнь индивида подвергается реальной угрозе.
Вероятно, необходим более общий критерий оценки состояния. В.И. Медведев предложил критерий «динамического рассогласования». Согласно данной концепции все состояния человека, возникающие при воздействии факторов среды или факторов, связанных с внутренней структурой деятельности, можно разделить на две группы - состояние адекватной мобилизации и состояние динамического рассогласования.
Состояние адекватной мобилизации характеризуется полным соответствием степени мобилизации и напряжения функций требованиям, предъявляемым данными условиями. Если такое состояние нарушается, то говорят о возникновении динамического рассогласования, т.е. такого состояния, когда ответ организма неадекватен нагрузке или требуемый адекватный ответ превышает физиологические возможности человека. В структуру динамического рассогласования входит как нарушение адекватности физиологических реакций, так и нарушение психологических реакций.
Более четкая формулировка понятия экстремальности позволяет выделить следующие ситуации:
- ситуации, когда интенсивность внешних условий при определенном времени воздействия вызывает обязательное ухудшение параметров, по которым оценивается состояние человека. К таким условиям относят физико-химические, необычные, информационные, индивидуально-личностные (внутренние) и семантические;
- вторая группа ситуаций, которые могут быть отнесены к экстремальным, отличается от первой тем, что физическая характеристика условий не имеет значения для развития того или иного состояния человека, а ведущими становятся информационно-семантические характеристики.
Рассмотрим табл.. Наиболее простым является класс физико-химических экстремальных факторов, в который входят все физические и химические факторы среды, чьи характеристики (интенсивность, экстенсивность, время, темп и др.) таковы, что приводят к состоянию динамического рассогласования, особенно к его крайней форме - патологическим изменениям организма. Особенностью механизма действия факторов, входящих в этот класс, является их абсолютный характер, т.е. экстремальность фактора, как правило, обусловлена его размерностью и мало зависит от других условий, связанных с этим фактором, например от его информационной характеристики.
Классификация экстремальных условий | ||
---|---|---|
Класс | Подкласс | Разряд |
1. Физико- химические |
Физические | Микроклиматические. Радиационные. Барические. Механические |
Химические | Измененный состав воздуха. Измененный газовый состав среды. Механические примеси |
|
2. Необычные | Физической природы | Гиповесомость. Гипервесомость |
Информационной природы | Логические. Компонентные. Ситуационные |
|
3. Информационные |
|
Факторы, связанные с собственной структурой информационного потока. Факторы коммуникабельности |
4. Внутренние | Биологические | |
5. Семантические | Угрожающие индивиду и группе |
В конце прошлого века считалось, что все члены конкретной группы, подвергшиеся воздействию какого-то физического или химического экзогенного фактора, рискуют в одинаковой степени. Однако проведенные исследования говорят об обратном. Так, в США обследовались люди, болеющие профессиональными респираторными заболеваниями, связанными с вредными промышленными веществами. В эпидемиологических исследованиях была обнаружена угроза редкого вида рака легких у рабочих, имеющих дело с асбестом. Оказалось, что риск этого заболевания связан с последствиями вдыхания асбестовых нитей и прямо коррелирует с наличием или отсутствием определенных энзимов в слизи в дыхательных путях. Эти энзимы, уровень активности которых определен генетически, становятся важным определяющим моментом реакции на воздействие асбеста.
Стоит оговорить лишь радиационный фактор. Интенсивное развитие ядерной энергетики породило интерес общества к последствиям действия доз облучения. Классические положения радиобиологии убеждали в том, что типичным отдаленным последствием лучевого воздействия являются лейкемии и солидные раки, развитие которых ожидается через 10 и более лет после радиационного воздействия. Необходимо подчеркнуть, что данная концепция разработана на основе наблюдений за клиническими эффектами больших доз радиации, т.е. тех, которые в острый период облучения вызывают классические признаки острой лучевой болезни. Все модели прогнозирования дополнительных случаев онкопатологии, вызываемые большими дозами радиации, так же как и построение социальных программ по предотвращению радиационно индуцированных раков, базировались на анализе эпидемиологических данных и не принимали в расчет показатели индивидуальной реактивности и радиочувствительности человека.
В настоящее время признано положение о зависимости ответной реакции организма человека на облучение от полученной дозы, согласно которому высокие дозы радиации вызывают прямое повреждение тканей и развитие облигатных симптомов лучевой болезни, тогда как малые дозы запускают каскад неспецифических компенсаторно-приспособительных реакций и лишь предрасполагают пострадавшего к развитию у него заболевания.
В последнем случае, как указывают многие авторы, клинические проявления патологии носят случайный, т.е. вероятностный характер и во многом зависят от индивидуальной психосоматической предиспозиции человека. Так, А.К. Гуськовой и А.Е. Барановым систематизированы и подробно описаны дозовые зависимости изменений нервной системы у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС: в диапазоне реальных доз облучения, полученных этими пациентами (0,2-1,0 Гр), корреляции изменений состояния нервной системы от дозы облучения не выявлено .
Исследование особенностей психологического статуса ликвидаторов аварии на Чернобыльской атомной электростанции, проведенное сотрудниками Института биофизики РАН, также не выявило связи обнаруженных нарушений ни с дозовой нагрузкой, официально представленной в документах, ни с временем пребывания на ЧАЭС .
Поэтому, основываясь на известных дозозависимых эффектах радиации и средних дозах облучения, полученных ликвидаторами (кстати, если вероятность смертельных опухолевых заболеваний у наиболее облученных 0-150 случаев на 25 000 человек, то от курения 10 сигарет в день - 1 случай на 200 человек), можно было бы предполагать отсутствие значимых и длительно существующих патологических изменений состояния здоровья у участников ликвидации аварии на ЧАЭС.
Тем не менее многие исследователи обнаруживали большую частоту и тяжесть клинических синдромов у ликвидаторов по сравнению с местным населением, не принимавшим участия в аварийных работах, но получившим примерно такие же дозы облучения. Кроме того, все исследователи подчеркивают наличие психологических деформаций в поведении ликвидаторов аварии на ЧАЭС. Так, обобщенные данные Медицинского радиационного научного центра РАМН продемонстрировали, что 80% ликвидаторов, работавших на станции с 1986 по 1988 г. и получивших дозы облучения до 35 бэр (1 Гр = 100 бэр), в 1993 г. имели нарушения адаптационно-защитных систем организма. У них отмечались следующие признаки: 1) психологическая и социальная дезадаптация; 2) нейро-циркуляторная дистония; 3) эндокринопатия; 4) иммуно-депрессия; 5) дисбаланс в системе гомеостаза .
Таким образом, установлено, что один и тот же экстремальный фактор может по-разному воздействовать на человека. Развернутую характеристику воздействий радиационного и других факторов дали украинские ученые . Наиболее существенные факторы, воздействовавшие на человека в 30-километровой зоне вокруг г. Припять:
1. Опасность. В результате исследований было установлено, что «эмоциогенное значение опасности определяется не столько объективным уровнем радиации на местности, сколько представлениями людей о том, какую угрозу она может представлять для здоровья» .
2. Выполняемая работа отличалась большими физическими нагрузками, труд был преимущественно однообразный и тяжелый. Исследователи сообщают, что примерно у каждого второго участника ликвидации последствий аварии сразу после катастрофы выполняемая работа не соответствовала ни гражданской профессии, ни специальности, приобретенной во время службы в армии. Другой отличительной особенностью выполняемой деятельности была ее необычность. Никогда еще в СССР человек не работал на ликвидации последствий радиационной катастрофы, поэтому у руководителей «не было отчетливого представления, как это сделать... В результате нелегкая сама по себе выполняемая работа отягощалась отрицательными впечатлениями от обилия бесплодно приложенных усилий» .
3. Время. Известно, что дефицит времени - показатель экстремальности во многих видах деятельности. Однако в данных условиях продолжительность работ была связана с возрастанием опасности. «Каждый выезд в зону увеличивал полученную дозу облучения. Конкретный размер увеличения зависел от разных обстоятельств. Некоторые исчерпывали "лимит безопасности" очень быстро» .
4. Относительная изоляция. В условиях данной экстремальной ситуации такими обстоятельствами были отрыв от привычной системы трудовых и социальных отношений по месту постоянной работы и жительства; необходимость подчинения новой системе требований и отношений, складывающихся на основе выполнения непривычных, а порой представляющих непосредственную или скрытую угрозу для здоровья трудовых функций; существенное ограничение свободы перемещения, выбора форм проведения свободного времени; довольно жесткая регламентация поведения; длительное расставание с семьей.
5. Ответственность заключалась в том, что, как пишут исследователи, «крайне ответственное поручение, которое нельзя выполнить недобросовестно - такое настроение было доминирующим, особенно на самых ранних этапах работ вокруг разрушенного блока» .
Другими словами, авария на Чернобыльской АЭС привела к принципиальным изменениям научных представлений о влиянии ионизирующего излучения на здоровье человека.
Класс необычных факторов занимает промежуточное место между первым и третьим классом. С первым их роднит физическая природа, с третьим - механизм действия. В данный класс включены факторы, для которых общим является одно свойство - новизна. Для этих новых факторов у человека не выработана реакция приспособления, следовательно, отсутствует состояние адекватной мобилизации. В ряде случаев существующие механизмы приспособления, например рефлексы, являются слабыми, чтобы организовать адекватную мобилизацию при длительной гипервесомости.
Во второй подкласс входят факторы, имеющие информационную природу и проявляющиеся в привычном и знакомом для человека алгоритме деятельности. Так, вариантом логических экстремальных факторов выступает, например, случай, когда при переходе на новую технику при полной сохранности общего алгоритма изменен порядок расположения приборов на панели управления. Так, описаны затруднения, возникающие у летчиков при замене авиагоризонта с неподвижной «Землей» и изменяющимся наклоном «самолета» на авиагоризонт с неподвижным силуэтом «самолета» и изменяющимся наклоном «Земли».
К компонентным относятся такие условия, где необычными, новыми являются какие-то составные части, отрезки алгоритма. Так, экстремальным компонентным фактором для водителя автомобиля выступает, например, появление слишком свободного люфта рулевого управления.
В разряд ситуационных входят те условия, которые могут стать необычными для привычной, хорошо знакомой деятельности. Такими являются, например, условия вождения на дорогах с левосторонним движением на машине с правосторонним расположением управления.
Общая черта всех видов факторов, относящихся ко второму классу - классу необычных факторов, это условность, относительность экстремального значения факторов. По сути, экстремальностью обладает лишь один признак - новизна. По мере утрачивания этой новизны, приспособления человека к действующему фактору они могут вообще выйти из рубрики экстремальных.
Третий класс составляют факторы, экстремальность которых зависит от информационной структуры. Здесь физическая характеристика условия вообще не имеет решающего значения, хотя некоторую побочную роль она все же играет. Наиболее широко встречается первый подкласс факторов - недостаточность информации, что сказывается на большей трудности принятия решения. Специфическим видом этого подкласса является недостаток времени для переработки информации.
По мнению многих авторов, поддержание адекватного контролируемого психикой поведения требует непрерывного поступления информации. Длительная изоляция приводит к серьезным изменениям в психической сфере. Так, известны эксперименты Бек-стона и Хирона, проведенные на студентах при изоляции их в особых боксах. Обследуемые лежали на особых и удобных кушетках. Возможность зрительных, слуховых и осязательных восприятий исключалась искусственно. На глаза надевали очки с поглощающими светофильтрами, на уши - аудифоны, на руки - специальные картонные футляры. Прием пищи и физиологические отправления осуществлялись по требованию. Реакция испытуемых характеризовалась возникновением потребности во внешних впечатлениях, которая приводила их к двигательному беспокойству (некоторые, например, колотили руками по стенкам бокса). Обследуемых тяготило отсутствие отчетливого представления: спят они или бодрствуют. Также у лиц, принимавших участие в эксперименте, наблюдались расстройства мышления, ложные ощущения, физическое и психическое утомление, скука, приводящие к снижению мотивации. Большинство отказывалось от продолжения эксперимента через 24-72 часа. У оставшихся в боксе в течение более двух суток появились зрительные галлюцинации.
Как указывают авторы, галлюцинации возникали в случаях особенно жесткого ограничения сенсорной информации. Сначала, как выяснилось в эксперименте, человек достаточно критически относится к галлюцинациям в условиях изоляции, затем это отношение исчезает, и они приобретают доминирующее значение. Подобные галлюцинации могут приводить к полному распаду личности.
Исследования, проведенные Ф.Д. Горбовым, В.И. Мясниковым и В.И. Яздовским в сурдокамерах длительностью 10-15 суток , показали, что у испытуемых отмечаются физиологические изменения (угнетение функций надпочечников, развитие явлений утомления и пр.), проявляются разные степени апатии, скуки, тревоги и страха, а также повышается внушаемость. Нередко у испытуемых отмечалось возникновение чувства эйфории, что свидетельствует о снижении контроля со стороны коры большого мозга над функциями подкорки. Обычно состояние эйфории возникает перед концом опыта или сразу после него и характеризуется сильным, неадекватным обстановке возбуждением, когда субъективная оценка не соответствует объективному ухудшению функционального состояния организма.
Интересный опыт провел французский спелеолог М. Сифр . Он опустился под землю на глубину 130 м в ледяную пещеру Скарс-сон и провел там более 1 500 часов (62 суток) в целях изучения влияния длительного одиночества и отсутствия связи с внешним миром на восприятие времени. Поскольку в этих условиях невозможно отслеживать смену дня и ночи, ориентация во времени нарушилась очень скоро. Через 40 суток Сифру казалось, что прошло лишь 25. Когда эксперимент кончился, он заявил, что и не предполагал, что конец так близок. То же отмечали спелеолог Ж. Лорес, пробывшая в пещере Виньерон три месяца, и А. Сенни, проведший в пещере Оливье 125 суток. Так, когда Сенни предупредили о скором окончании опыта 2 апреля, он считал, что на данный день всего 6 февраля.
Факторы второго подкласса могут быть обусловлены избыточностью информации. Избыточность является одним из мощных средств повышения надежности систем, однако для человека данный фактор может иметь отрицательное значение, снижая величину переработанной информации. Непосредственной причиной снижения эффективности работы в условиях избыточности информации являются большая напряженность распределения внимания, затруднение поиска инвариантных признаков и большая нагрузка на оперативную память.
Третий подкласс включает ситуации поступления ложной информации. Наиболее типичным является случай, когда человек знает, что он адекватно оценил ситуацию, принял правильное решение и верно организовал деятельность, однако система обратной связи дает неправильную информацию о результатах этой деятельности. Это ведет к резкому эмоциональному возбуждению с выраженными негативными реакциями и, в конечном счете, к резкой хаотичности деятельности или полному отказу от нее. Интересной особенностью, характеризующей поведенческие реакции человека при действии этого экстремального фактора, является агрессивная персонификация какого-либо структурного элемента, «ответственного» за «неудачу» деятельности человека.
Четвертым подклассом объединены структурно-информационные факторы. Здесь следует обратить внимание на два разряда. Первый охватывает факторы, связанные с собственной структурой информации. К ним следует относить неодинаковую плотность информации, особенность логической структуры алгоритма, например сосредоточение в одной точке большого числа логических условий. Примером может служить ситуация, когда необходимо одновременно выполнять два или более видов деятельности.
Второй разряд включает экстремальные факторы коммуникабельности. Наиболее отчетливо данные факторы проявляются при совместной деятельности в системах «человек - человек» или «человек - машина» в условиях рассогласования деятельности или ее результатов. Именно данные экстремальные условия приводят к конфликтности как между профессиональными группами или подгруппами, так и в межличностном взаимодействии.
В четвертый класс входят все случаи, внутренние по отношению к человеку и лишь косвенно связанные с его деятельностью. К ним следует отнести, например, болезни, близкие к ним состояния, лишение сна и т.п.
Пятый класс объединяет ситуации, когда экстремальным фактором является значимость возникающего события, в котором находится человек. Наиболее существенным подклассом здесь следует считать ситуации угрозы жизни для индивида или группы. Сюда относятся все чрезвычайные ситуации.
Похожие статьи
-
Мытарства души после смерти: что происходит после смерти
Понимание посмертной жизни души очень важно для каждого верующего религиозного человека. Ответив на вопрос, что нас ждет после смерти, что такое душа, мы понимаем, что такое человек и как нужно жить, чтобы не погибнуть для вечности....
-
Штомпка анализ современных обществ
Теория структурации Э. Гидденса послужила в определенной мере толчком для появления в 1990-х гг. работ польского социолога Петра Штомпки (ныне президента Международной социологической ассоциации), посвященных комплексному и целостному...
-
Поиск презентаций. это будет их проект
Презентация: Творческий проект с использованием ученика 1-5 класса МОУ Гимназии 26 Девяткина Дмитрия «Правила поведения младшего школьника при чрезвычайных ситуациях.» Творческий проект с использованием ученика 1-5 класса МОУ Гимназии 26...
-
Когда наступает Новый год Свиньи по китайскому календарю?
Восточная культура и китайские традиции прочно прижились в нашей повседневной жизни, стали и нашими привычками и традициями. Праздновать Новый год по-восточному сегодня стали многие люди, другие же хоть и не празднуют, но какое животное...
-
Сочинение по картине К.Ф.Юона На тему: «Весенний солнечный день. Описание картины К. Юона "Весенний солнечный день" Весенний солнечный день небо
К. Ф. Юон является замечательным и талантливым мастером живописи, которому удалось создать множество примечательных картин. Особое внимание уделялось художником написанию природных особенностей родного края, которые изображены на его...
-
Крымский гуманитарный университет (КГУ)
г.Ялта, пгт. Массандра, ул. Стахановская, 11 Становление и развитие современной кафедры педагогики и управления учебными заведениями начинается с деятельности цикловой комиссии при Ялтинском педагогическом училище. В 1994 году одновременно...