В густой траве пропадешь с головой анализ. Тема родины в поэзии александра блока В густой траве блок анализ

Страница 1

Есть устойчивая поэтическая метафора: "Родина-мать". Совсем иначе образ Родины является в поэзии А. Блока, поэта-символиста, для которого символ не опускался до уровня дешевой аллегории, но указывал на иные, высшие реальности, более реальные, чем те, с которыми мы сталкиваемся повседневно.

Лучше всего это можно пояснить примером из стихотворения "Россия" (цикл "Родина"):

А ты все та же - лес да поле,

Да плат узорный до бровей.

Сначала это как будто земля, страна, пространство - лес да поле. Но тут же, без перехода, без стремления к олицетворению, к появлению некоего облика завершенного - плат узорный до бровей. Это женщина - и в то же время страна, это земля - и возлюбленная, это мать - и жена. Она защищает - и нуждается в защите, она униженная - и беспробудно распутная, разная - и всегда узнаваемая, светлая жена - и чаровница ожидающая - и призываемая.Та, которая ждет уходящего, в вечной череде уходов и возвращений, та, что зыбким обликом своим придает устойчивость бытию, уверенность в незыблемости среди колеблющейся реальности:

В густой траве пропадешь с головой.

В тихий дом войдешь не стучась.

Обнимет рукой, оплетет косой

И, статная, скажет: "Здравствуй, князь".

Заплачет сердце по чужой стороне,

Запросится в бой - зовет и манит.

Только скажет: "Прощай. Вернись ко мне" -

И опять за травой колокольчик звенит."

Та, что сражается, вместе с витязем (в цикле внутри цикла - "На поле Куликовом"):

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль.

Та соратница и Заступница:

И с туманом над Непрядвой спящей,

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде, свет струящей,

Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу

На стальном мече,

Освежила пыльную кольчугу

На моем плече.

Она - нищая царевна, зачарованная и вольная, она - "разбойная краса", но она же и чудовищная маска из стихотворения "Русь моя, жизнь моя.":

Дико глядится лицо онемелое,

Очи татарские мечут огни.

Ее образ иногда предстает как образ вполне конкретной женщины. Стихотворение "На железной дороге" тоже включено в цикл "Родина", но в то же время посвящено Марии Павловне Ивановой.

И какие бы маски ни пугали поэта, появляясь на любимом лице, чаще всего у него хватало мужества воззвать к ней же о помощи:

Явись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!

Что же касается боле крупных произведений поэта, то можно для примера рассмотреть поэму "Двенадцать", которая "пронизана" символикой.

Поэму Блока "Двенадцать" долгое время считали произведением, посвященным исключительно Октябрьской революции, не воспринимая того, что скрыто за символами, не придавая значения тем вопросам, которые были затронуты в нем автором. Многие писатели, как российские, так и зарубежные, использовали символы, вкладывая с их помощью глубокий смысл в самые обычные, казалось бы, ничего не значащие сцены. Так, у Фета цветок - это женщина, птица - душа, а круг - иной мир, зная эти тонкости, лирику поэта начинаешь понимать совсем по-другому. Так же как Брюсов, Соловьев, Белый и другие представители литературного направления под названием "символизм", Александр Александрович Блок употребляет в своем произведении много символов: это и имена, и числа, и цвета, и погода.

В первой главе поэмы "Двенадцать" сразу же бросается в глаза следующий контраст: черный вечер и белый снег. Скорее всего, это не просто наиболее выразительные определения, которые автор решил использовать, а значит, подобное противопоставление имеет определенный смысл. Два противоположных цвета могут означать только раскол, разделение.

Дальше снова упоминаются эти прилагательные: черное небо, черная злоба, белые розы; и вдруг появляется красная гвардия и красный флаг. Они цвета крови. Получается, что при столкновении произойдет кровопролитие, а оно уже совсем близко - над миром поднимается ветер революции.

Мотив бури важен не только в понимании настроений людей, он позволяет еще рассматривать христианскую тематику как сознательное искажение Библии. Двенадцать человек - двенадцать апостолов, среди их Андрюха и Петруха, а кругом огни, как в преисподней, люди же, символизирующие последователей Христа, больше похожи на каторжников, к тому же они свободны от веры в Бога. А впереди сквозь вьюгу идет "Иисус Христос", держа в руках кровавый флаг. Но его имя написано неправильно, а пурга, по Пушкину, - свадьба ведьмы или же похороны домового. Так что, по-видимому, это вовсе не сын Божий, принявший смерть за грехи человеческие, а сам дьявол, который ведет за собой апостолов. Люди знают, что где-то рядом находится лютый враг, но они не видят беса, которому пущенные вслепую пули не могут причинить никакого вреда. А позади людей ковыляет пес - земное обличье черта, в таком виде Мефистофель явился Фаусту у Гете. Голодный волк следит за тем, чтобы апостолы двигались в нужном направлении и не вышли из царства мертвых. Таким образом, революцию и ее вершителей благословляет вовсе не Бог, а сатана.

В разделе Литература на вопрос не могу найти стихотворение Блока-Родина.помогите пожалуйста) заданный автором Ольга кочубей лучший ответ это Вы уверены что у него такое есть?
Я конечно не силён в литературе, но на этом сайте все его стихи;) ссылка

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: не могу найти стихотворение Блока-Родина.помогите пожалуйста)

Ответ от Кирилл Леляков [новичек]
Родина: * «Ты отошла, и я в пустыне… » * «В густой траве пропадёшь с головой… » * «Задебренные лесом кручи… » * На поле Куликовом (5 стихотворений) 1. «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво… » 2. «Мы, сам-друг, над степью в полночь стали… » 3. «В ночь, когда Мамай залёг с ордою… » 4. «Опять с вековою тоскою… » 5. «Опять над полем Куликовым… » * Россия («Опять, как в годы золотые… » * «Вот он - ветер…» , * Осенний день («Идём по жнивью, не спеша…») , * «Дым от костра струёю сизой… » * «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться… » * На железной дороге («Под насыпью, во рву некошенном…») * Посещение * «Там неба осветлённый край… » * «Приближается звук. И, покорна щемящему звуку… » * Сны («И пора уснуть, да жалко…») * Новая Америка («Праздник радостный, праздник великий…») * Последнее напутствие («Боль проходит понемногу…») * «Грешить бесстыдно, непробудно… » * «Петроградское небо мутилось дождём… » * «Я не предал белое знамя… » * «Рождённые в года глухие… » * «Дикий ветер… » * Коршун («Чертя за кругом плавный круг…»)


Ответ от Елена [гуру]
У Блока есть цикл "Родина" (1907-1916). А самое известное в этом цикле стихотворение "Россия" Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи.. . Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, - Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу.. . Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет, - Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты.. . Ну что ж? Одно заботой боле - Одной слезой река шумней А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей.. . И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!. .

Без лучей и без теней

(И. Анненский)

Целый день сырой осенний воздух

Я вдыхал в смятенье и тоске;

Я хочу поужинать, и звезды

Золотые в темном кошельке !

(О.Мандельштам)

Ручьев ниспадающих речь

Сплеталась предивно

С плащом , ниспадающим с плеч

Волной неизбывной.

(М.Цветаева)

6. Дайте определение следующих понятий: каламбур, парономазия, анаграмма, палиндром (если затрудняетесь, справьтесь по словарю литературных терминов). Напишите сочинение-миниатюру, обыграв на их основе разные значения одного многозначного слова или омонимов. На полях укажите название использованного вами приема.

7. Ответьте на вопросы, приведя примеры из литературных произведений (или придумав собственные примеры):

7.1. По каким тропам проходит путь от сравнения к символу?

Практическое занятие № 6

Выразительные возможности языка художественной литературы. Стилистические фигуры

Вопросы и задания

1. В чем различие между:

а) эпифорой и рефреном;

б) градацией и гиперболой;

в) оксюмороном и антитезой.

2. Как сделать:

а) из литоты - гиперболу;

б) из перифраза - эвфемизм;

в) из метафоры - символ;

г) из антитезы - оксюморон.

3. Допишите к строчке “Мы с тобой встречались на закате ” вторую так, чтобы получить пример:

а) анафоры,

б) эпифоры,

в) симплоки,

г) анадиплосиса,

д) синтаксического параллелизма.

4. Составьте словосочетания или предложения, в которых слово “дождь” являлось бы элементом:

а) двучленной метафоры,

б) перифраза,

в) восходящей градации,

г) полиптотона,

д) хиазма.

5. Выделите все стилистические фигуры в стихотворении И. Бродского "Пилигримы". Приведите по одному примеру на каждый тип выделенных вами стилистических фигур.

ПИЛИГРИМЫ

"Мои мечты и чувства в сотый раз

Идут к тебе дорогой пилигримов"

В. Шекспир

Мимо ристалищ, капищ,

мимо храмов и баров,

мимо шикарных кладбищ,

мимо больших базаров,

мира и горя мимо,

мимо Мекки и Рима,

синим солнцем палимы,

идут по земле пилигримы.

Увечны они, горбаты,

голодны, полуодеты,

глаза их полны заката,

сердца их полны рассвета.

За ними поют пустыни,

вспыхивают зарницы,

звезды горят над ними,

и хрипло кричат им птицы:

что мир останется прежним,

да, останется прежним,

ослепительно снежным,

и сомнительно нежным,

мир останется лживым,

мир останется вечным,

может быть, постижимым,

но все-таки бесконечным.

И, значит, не будет толка

от веры в себя да в Бога.

И, значит, остались только

иллюзия и дорога.

И быть над землей закатам,

и быть над землей рассветам.



Удобрить ее солдатам.

Одобрить ее поэтам.

Практическое занятие № 7

Стихотворная организация художественного произведения. Системы стихосложения

Вопросы и задания

1. Речь стихотворная и прозаическая: интонационно-синтаксическое и метрическое деление речи. Ритм и метр. Факторы ритма. Стих, основные элементы стиха.

2. Метрическая система стихосложения и ее характеристики.

4. Опишите структуру метрического стиха на основе следующего примера:

Славное зрелище - цирк, там насмеешься изрядно.

Все же на жизнь он похож больше, чем жизнь на него!

* Составьте метрическую схему стихотворения;

* определите стихотворный размер;

* укажите место цезуры;

* назовите тип строфической организации.

5. Напишите собственный вариант стихотворения о цирке, следуя законам описанной вами метрической структуры.

6. Силлабическая система стихосложения и ее характеристики. Охарактеризуйте особенности силлабического стиха, основываясь на анализе следующего отрывка:

Что так смутен, дружок мой? Щеки внутрь опали,

Бледен, и глаза красны, как бы ночь не спали.

Подсчитайте число слогов в стихе;

укажите место цезуры;

выделите клаузулы;

охарактеризуйте рифму.

7. Силлабо-тоническая система стихосложения. Понятие метра и стихотворного размера в силлабо-тоническом стихосложении. Стопа. Виды стоп. Приведите по 1 примеру на каждый метр и укажите размер стиха.

8. Определите стихотворный размер и охарактеризуйте особенности ритмического строения стиха в следующих примерах:



3.4. Что это за чудо вдруг сделалось ныне со мною?

Что это за пошлую роль я разыгрывать начал?

Н. Добролюбов

9. Дольник: строение стиха, особенности ритмики. Урегулированный дольник и тактовик.

10. Составьте метрическую схему первого четверостишия стихотворения А.Блока “На родине” (“В густой траве пропадешь с головой...”), укажите факторы ритма. Объясните, почему дольник является переходным явлением от силлабо-тонического стиха к тоническому.

В густой траве пропадешь с головой.

В тихий дом войдешь, не стучась...

Обнимет рукой, оплетет косой

И, статная, скажет: "Здравствуй, князь.

Вот здесь у меня - куст белых роз.

Вот здесь вчера - повилика вилась.

Где был, пропадал? что за весть принес?

Кто любит, не любит, кто гонит нас?"

Как бывало, забудешь, что дни идут,

Как бывало, простишь, кто горд и зол.

И смотришь - тучи вдали встают,

И слушаешь песни далеких сел...

Заплачет сердце по чужой стороне,

Запросится в бой - зовет и мани"т...

Только скажет: "Прощай. Вернись ко мне" -

И опять за травой колокольчик звенит...

11. Тонический стих: единицы стиха, ритмическая организация стиха. Равноударный и неравноударный тонический стих.

12. Дайте анализ ритмической организации тонического стиха на примере стихотворения В. Маяковского “Последняя петербургская сказка”.

Стоит император Петр Великий,

"Запирую на просторе я!" -

под пьяные клики

строится гостиница "Астория".

Сияет гостиница,

за обедом обед она

Завистью с гранита снят,

слез император.

Трое медных

чтоб не спугнуть Сенат.

Прохожие стремились войти и выйти.

Швейцар в поклоне не уменьшил рост.

рассеянный

"Извините",

наступив нечаянно на змеин хвост.

Император,

лошадь и змей

по карточке

спросили гренадин.

Шума язык не смолк, немея.

Из пивших и евших не обернулся ни один.

над пачкой соломинок

в коне заговорила привычка древняя,

толпа сорвалась, криком сломана:

Не знает, зачем они.

Стыдом овихрены шаги коня.

Выбелена грива от уличного газа.

по Набережной

гонит гиканье

последнюю из петербургских сказок.

И вновь император

стоит без скипетра.

Унынье у лошади на морде.

И никто не поймет тоски Петра -

закованного в собственном городе.

Литература

1. Холшевников В. Е. Основы стихосложения. Л., 1972.

2. Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стиха/ Составитель, автор статей и примечаний В. Е. Холшевников. Л., 1987.

3. Илюшин А. А. Русское стихосложение. М., 1980.

4. Богомолов Н. А. Стихотворная речь. М., 1988.

5. Шенгели Г. А. Техника стиха. М., 1960.

6. Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х - 1925-го годов в комментариях. М., 1993.

Практическое занятие № 8

Общеизвестна поэтическая метафора: "Родина-мать". В облике женщины-матери, в частности, на плакатах периода Великой Отечественной войны часто изображали Родину русские художники. В литературоведении данный метод именуется "олицетворением". Например, образ Правды может появиться в облике женщины в лохмотьях, это будет являться символом ее гонимости и неприкаянность, а образ Справедливости - в обличье женщины с весами в руках и завязанными глазами, дабы подчеркнуть ее беспристрастность.

Образ Родины в поэзии Александра

Блока вырисовывается иначе. Блок, будучи поэтом-символистом, не мог опуститься до уровня дешевой аллегории. Символист всегда указывал на высшую реальность, более реальную, чем та, с которой мы сталкиваемся повседневно.

Вот его стихотворение "Россия" из цикла "Родина":

А ты все та же - лес да поле,

Да плат узорный до бровей…

Сначала это как будто земля, страна, пространство - лес да поле. Но тут же, без перехода, без стремления к олицетворению - "плат узорный до бровей". Перед нами женщина - и в то же время страна, это земля - и возлюбленная, это мать - и жена.

Она защищает

И нуждается в защите. Она униженная и беспробудно распутная. Она разная - и всегда узнаваемая: светлая жена - и чаровница, ожидающая - и призываемая. Та, которая ждет уходящего, в вечной череде уходов и возвращений. И та, что зыбким обликом своим придает устойчивость бытию, уверенность в незыблемости среди колеблющейся реальности:

В густой траве пропадешь с головой.

В тихий дом войдешь не стучась…

Обнимет рукой, оплетет косой

И, статная, скажет: "Здравствуй, князь".

Родина Блока также и та, что сражается вместе с витязем в цикле "На поле Куликовом":

О Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Она - соратница и заступница:

И с туманом над Непрядвой спящей,

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде, свет струящей,

Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу

На стальном мече,

Освежила пыльную кольчугу

На моем плече.

Она - нищая царевна, зачарованная и вольная, она - "разбойная краса", но она же и чудовищная маска из стихотворения "Русь моя, жизнь моя…":

Дико глядится лицо онемелое,

Очи татарские мечут огни…

Образ ее иногда предстает как образ вполне конкретной женщины. Стихотворение "На железной дороге" включено в цикл "Родина", но в то же время посвящено Марии Павловне Ивановой.

Стихотворение "Грешить бесстыдно, беспробудно…" написано отчасти в полемике со стихотворением М. Ю. Лермонтова "Люблю Отчизну я, но странною любовью…". Блок как бы отпускает те грехи, от которых отвращает свое лицо Лермонтов. Или, вернее, Лермонтов любит вопреки "славе, купленной кровью", вопреки грехам родной страны. А Блок любит за самые грехи. Он любую ее любит больше всего на свете, она для него - единственная.

И какие бы маски ни пугали поэта, появляясь на любимом лице, чаще всего у него хватало мужества воззвать к ней же о помощи:

Явись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!

Блок взывал до тех пор, пока любимый лик не был искажен окончательно. Тогда поэт умер. Да, была минута, когда Блок в большевистской революции пытался увидеть начало космического преображения и Прекрасную Даму. Потом он с ужасом оттолкнулся от ее уродства.

Русский философ и публицист Николай Бердяев писал, что Александр Блок "…принадлежит вечной, преображенной России, России нового неба и новой земли, как и Пушкин. Её уготовляют не только святые, подвижники, очистившиеся, увидавшие Божественный свет, но и тосковавшие, мучившиеся, прельщавшиеся и падавшие, но устремленные к высоте, к жизни, преображенной в красоте".

Величие России - в ее исторических свершениях, которые еще не осознаны поэтом до конца. Прошлое взывает к будущему. Романтика этого призыва звучит в цикле стихов "На поле Куликовом". В нем положение России, разделенной на два враждебных стана, уподобляется Руси Дмитрия Донского, вышедшей на Куликово поле, чтобы в схватке с золотоордынским ханом Мамаем отстоять свою национальную независимость. Этот цикл - одно из высших лирических достижений А. Блока, лучшее, что дала России поэзия на рубеже двух веков. Уже в первом стихотворении цикла - "Река раскинулась…" - автор передает тревожное ощущение ожидания исторических свершений. Эта тревожность чувствуется и в пейзаже, и в ритме стиха.

Готовый разделить судьбу Родины, А. Блок принимает Октябрь как неизбежность. Типичное для русского интеллигента чувство вины перед народом за его многовековые страдания, за его темноту и дикость заставляет поэта оправдывать насилие и кровь в поэме "Двенадцать". Его последние произведения о России противоречивы и трагичны. Чего стоит одно стихотворение "Скифы"! В этом стихотворении отчетливо виден тот кровавый отсвет, о котором писал поэт в произведении "Рожденные в года глухие…". Но в его стихах главное - любовь к Родине, к своей России.

Как раз именно она движет всем творчеством Блока, именно она роднит творчество Александра Александровича Блока с великой поэзией XIX века. Его лирика полна тех же интонаций любви к России не только как в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, Тютчева, но и в произведениях современников: изысканной и утонченной А. Ахматовой, по-русски ласковым и пламенным С. Есениным. Беззаветной и безоглядной, подвижнической, возвышающей душу любви учат всех нас эти поэты. И Александр Блок черпал силы добра в любви к Родине:

Дивись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи.



Похожие статьи