Валаам. Обратная сторона

Валаам – прекрасная обитель, монастырь на островах. На Валааме ведется знаменитое монастырское хозяйство. Сюда часто приезжают паломники. В этой статье Вы найдёте фото Валаама, информацию и факты о святом острове, монахах, подвижниках, истории, прошлом и настоящем этого удивительного места.

Фото Валаама и факты

24 сентября Церковь празднует перенесение мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских. Что мы знаем о них и об основанном ими монастыре? Почему и зачем переносили их мощи?

1. Валаам – монастырь на островах

3. Преподобные Сергий и Герман Валаамские – святые без жития

Основатели монастыря преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, не оставили нам своего жития. Сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Но преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель. Множество чудес и исцелений подается по вере просящих о молитвенном предстательстве преподобных Сергия и Германа. Чудеса эти продолжаются и в настоящее время.

В монастырском архиве, находящемся ныне в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре, сохранился сборник “Чудеса преподобных Сергия и Германа”.

4. Валаам: попытки кощунства здесь наказуемы

В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь вскоре послал на них “великий недуг и расслабление членов”, поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню.

В 1163 году святые мощи были временно перенесены в Новгород. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли обратно на Валаам святые мощи своих небесных заступников. Опасаясь оскорбления святыни, иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников, где они и поныне пребывают “под спудом”. В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель и совершается ежегодно церковное празднество 11/24 сентября.

5. Календарный вопрос коснулся и Валаама

После октябрьского переворота в 1917 г. Финляндия получила независимость. Валаам оказался на ее территории, что сохранило на время обитель. С ноября 1918 г. монастырь находился в ведении финляндской Православной Церкви, ставшей автономной и перешедшей в юрисдикцию Константинопольской Церкви. В сложных политических условиях, чтобы не прослыть “русской”, Финляндская Церковь стремилась активно проводить реформы, подчеркивая свою самостоятельность. Она перешла на новый (григорианский) календарный стиль и западную пасхалию, не признаваемую другими православными Церквами.

В сентябре 1925 г. во время визита на Валаам возглавлявшего Финляндскую Церковь епископа Германа (Аав) прозвучало окончательное требование принять новый стиль. Значительная часть братии отказалась сослужить с ним и греческим митрополитом Германосом, стремясь придерживаться церковных канонов. Начались гонения. Ряд монахов должны были вернуться на верную гибель в СССР, некоторые перебрались в Сербию. Изгнанные иноки принесли традиции Валаама в разные страны мира: Францию, США, Марокко, Германию.

В 1946 перешел под юрисдикцию Русской Православной Церкви и был снова принят старый (юлианский) церковный календарь.

6. Валаам – светильник Финляндии

В лютеранской Финляндии Валаам в 20-30-е годы ХХ века продолжал быть светильником православной веры. Здесь ежегодно совершались съезды духовенства из 35 приходов Финляндии. Издавался журнал “Утренняя заря”, книги. С 1926 г в Петропавловском храме иеромонах Исаакий начал совершать регулярные богослужения на финском языке. Работали школа-приют для 30 мальчиков, бедных и сирот в Воскресенском скиту и школа-“киновия” для мальчиков-карел. В храмах совершалось непрерывное чтение Псалтири с поминовением умерших и живых.

7. На Валааме есть ферма…

В 1882 г. в шести километрах к западу от монастыря была выстроена образцовая механизированная ферма на 70 голов скота. Коровник был построен с отдельными секциями для каждого животного, с учетом рельефа, облегчающего въезд на сеновал. К обширному леднику с берега озера шла рельсовая дорога длиной 32 м. с подъемным краном. С его помощью молочные продукты погружали на лодку и отвозили в монастырь. По рельсам доставлялся и сваренный в котлах корм, воду брали из водопровода.

8. …и растут арбузы и дыни!

В XIX веке на Валааме были прекрасные сады. Яблонь разводилось не менее 60 сортов, урожай составлял до 50 тонн. К обеду братии подавали до 80 кг свежесобранных ягод: смородины, крыжовника, малины. В парниках созревали арбузы весом около 8 кг, дыни – 3 кг, тыквы – около 33 кг. И это при том, что средняя температура июля составляет +17°!

Коренных островитян не хотя видеть на малой родине: они мешают туризму?

Россия всегда мечтала то о Светлом Будущем, то о Царстве Божием. Только, видно, с народом носителям светлых идей «не везло». Вечно он путается под ногами. Остров Валаам посреди Ладожского озера словно создан для «лишних людей». Суровый климат. Скалистые берега, поросшие жесткой еловой бородой. И самое главное - отъединенность от прочего мира. Этот «русский Афон» славился суровым монашеством. Строителям светлого будущего монахи, эти поставщики «опиума для народа», явно мешали. Поэтому в 1939 году монастырь на Валааме был закрыт.

И, как рассказывают, монахи, прихватив иконостас, бежали по льду в Финляндию. Казалось бы, теперь путь к претворению великих идей открыт. Но советской власти постоянно кто-то мешал.

После войны советские города были наводнены людьми, которым посчастливилось выжить на фронте, но потерявшим в боях за Родину руки и ноги. Самодельные тележки, на которых юркали между ногами прохожих человеческие обрубки, костыли и протезы героев войны портили благообразие светлого социалистического сегодня. И вот однажды советские граждане проснулись и не услышали привычного грохота тележек и скрипа протезов. Инвалиды в одночасье были удалены из городов. Одним из мест их ссылки и стал остров Валаам.

Собственно говоря, события эти известны, записаны в анналы истории, а значит, «что было - то прошло». Между тем, изгнанные инвалиды на острове прижились, занялись хозяйством, создавали семьи, рожали детей, которые уже сами выросли и сами родили детей - настоящих коренных островитян. Но прямо какой-то рок преследует эти семьи, словно от родителей к детям передается ген «лишнего человека». Сегодня, когда мы наконец строим светлое демократическое будущее, потомки изгнанных инвалидов снова мешают Большому Духовному. Простым своим физическим присутствием на родном острове.


Валаам - это красота, равную которой надо поискать...

Островитяне жизнь ведут своеобразную. «Да, там свой менталитет что ли, у населения. Сезонный характер жизни», - заметил в разговоре со мной Александр Себин, первый замглавы местного самоуправления Сортовальского района Республики Карелия, того самого района, к которому принадлежит остров Валаам. Летом жизнь кипит: огороды, рыбалка, строительные работы в монастыре, паломники. Вспоминают, что раньше у жителей было более трех десятков коров. Но сенокосов не хватало, ездили за травой на соседние острова. И коса-то здесь особенная - «горбуша». Эдакий серп, но раз в шесть-семь больше. И косят слева направо, справа налево, чтобы между деревьев траву доставать. Но сейчас не то экология не позволяет, не то пообленились, но ни одной коровы я на острове не увидел.

Зимой валаамский житель впадает в спячку. «Летом здесь благодать, - говорит островитянин Валерий Федорович Колтырин. - А зимой тут, это самое, Соловки вторые. Самые настоящие». Суровая зима окончательно отрезает остров от материка. Пошла было машина с продуктами по льду через Ладогу - провалилась. Хорошо, люди повыскакивали. Так на дне и лежит. Зимой летал на Валаам вертолет. Раз в месяц.

Веяние времени - на острове два частных магазинчика. Зимой торгуют в основном консервами, они же - закусон, ну и, понятное дело, с тем, что закусывают, никаких проблем. Если летом на огороде не «потопал», то свеженького несколько месяцев «лопать» не будешь. А оттого зима у очень многих островитян превращается в многомесячный запой. Говорят, время в таком состоянии летит - не успеешь моргнуть, да и мороз нипочем.



Местные жители привыкли жить по-своему...


Пьяницы на острове тоже особенные - смиренные и трудолюбивые. А оттого криминогенная обстановка здесь никакая. Ну там, картошку кто у соседа выкопает. А так тишь да благодать. «С молодыми здесь тоже сложно, - вздыхает Валерий Федорович. - Некоторые поступают на учебу, это самое. Но возвращаются. Потому что они как бы привыкли жить вдали от шума городского. Островная система. Свой уклад жизни. А там - свои условия, им не нравится...».

Еще одна особенность характера потомков, выброшенных из общества на отрезанный от мира остров, - свою ненужность и одиночество они компенсируют привычкой жить не сами по себе, а «при ком-то». Раньше они были при доме-интернате: кто-то в роли инвалида, кто-то обслуживающим персоналом. При интернате велось подсобное хозяйство: большой свинарник, курятник на десять тысяч кур, овцы и козы. Существование обретало смысл. Но в 1984 году интернат перевели на материк. И жизнь на острове сразу стала хиреть.

Однако случилось то, что должно было случиться. Однажды поздней осенью на Валаам высадились человек семь монахов. Островитяне встретили их настороженно: хозяева возвращаются. Монахи поселились в дальних скитах. Потом пришли другие монахи и стали восстанавливать монастырь.


Жизнь острова сейчас: есть все - от торговли до строительства...


Обществу предстояло отдавать исторические долги. Только разменная монета оказалась все та же - человеческие судьбы. «Я не понимаю вот этого вопроса вообще! - кипятится Валерий Колтырин. - Как это можно было передать вместе с людьми!». Ну нет, крепостное право уже давно отменили. Проблема как раз в том, что церкви передавалась просто территория бывшего монастыря, «каре внутреннее», «каре внешнее» и прочие строения. А между тем эти строения кому-то были родным домом. Стоит ли обращать внимание на такие мелочи, когда делается большое хорошее дело: восстановление исторической справедливости?

Еще слава Богу, что живем мы не во времена валаамских предков-инвалидов. Солнце гуманизма уже бросило первый луч на наш суровый северный край. Инвалидов депортировали. Их детей и внуков переселяют. «Чисто добровольно».

И сколько сразу нашлось хороших, умных доводов! «Эти люди живут не «при», а за счет монастыря», - сказал мне молодой интеллигентный паломник-москвич, доказывая необходимость избавления от «этой обузы». Признаться, логики в этом я увидел мало. Действительно, правду скрывать нет смысла: из оставшихся пятисот коренных жителей Валаама очень высок процент людей пьющих. Пропившийся островитянин грабить не идет. У него один свет в окошке - монастырь. Причешется он пятерней - и в монастырские ворота: «Батюшка, надо мне поработать, на хлеб заработать».

Конечно, на Валаам приезжают восстанавливать монастырь многие, работают во славу Господа, за похлебку. Но рабочих рук не хватает. Батюшка благословит грешника: «Ради бога, иди работай». Копейку-другую человек и заработает. «Основная масса, особенно на этой стороне каре, вообще не приспособлена жить в городе. Вообще! - уверен Колтырин. - В городе им не прожить! Они пойдут по помойкам!».



Спасо-Преображенский монастырь на острове Валаам - главная достопримечательность


Стоит ли ради опустошения острова брать на душу грех: доламывать человеческие судьбы? Или пьющего человека уже можно вычеркивать из нашей жизни? Так мы полстраны одним махом вычеркнем. «Где-то везде сквозит, что прежде всего надо отселить людей ненужных - такое слово, может быть, и не хорошее, - говорит сортовальский зам Александр Себин. - Они и здесь, на материке, конечно, не очень нужны: работу они, скорее всего, не найдут, они привыкли жить своеобразной валаамской жизнью».

Еще один веский довод привел мне отец Мефодий. Этот чернокудрый благообразный македонец заведует в монастыре приемом паломников, читай - туристов. С осторожностью подбирая русские слова, отец Мефодий пожаловался на большую «текучку кадров» в монастыре: «Потому что невозможно монаху уединиться и даже закрыться».

Искренне сочувствуя глубоко верующим людям, я предложил тогда уж прекратить и туризм на святой остров. Но сочувствия не нашел. Ведь именно с туризмом связывают развитие острова и светские, и церковные власти. Здесь каждый тянет одеяло на себя. Монастырь согласен даже на присутствие и молоденьких туристок, и туристов, многие из которых приезжают в весьма «богопротивном» виде и ведут себя далеко не всегда соответственно святому месту. Так к чему же тогда весь сыр-бор? Закрадывается уж очень навязчивая мысль: не для туристов ли надо срочно освободить валаамскую жилплощадь?



Какой теперь будет новая жизнь в этих старых казематах?


Существуют доводы и с точки зрения высокого человеколюбия: ну что, мол, этим островитянам в своих кельях с удобствами на улице мучаться, когда им дают прекрасные квартиры, вода-газ-унитаз, в новейшей сортовальской панельке. Ведь на материке жить несравненно лучше! Видно, мы столько лет бубним о любви к Родине, что окончательно забыли смысл этих слов, и когда столкнулись с этим загадочным явлением, то совершенно растерялись. Когда-то в мою маленькую деревушку пришли умные люди. Они нам рассказали, что моя родина - совершенно неперспективна, что у нас нет света, газа и воды, что живем мы тяжело, а оттого должны уехать с насиженных мест. А потом нас выгоняли из своих домов, как тараканов, и гнали, словно глупую скотину большой дубиной в светлое будущее...

Одна Великая Идея пошла на закат, другие идеи встают над страной, а маленькие трагедии маленьких людей продолжаются...

Продолжение темы следует.

Николай НИКОНОРОВ, «Российская газета»

На Валаам я ехал с единственной целью - посмотреть местные красоты и не более. Но, к сожалению, многое из увиденного меня огорчило. Наверное все слышали про конфликт местных жителей с представителями РПЦ. А именно то, что
жителей выселяют без их согласия. Достаточно подробно и хорошо эта ситуация описана в статьях, на которые я дам ссылки
ниже. В них проводится целое журналистское расследование.
Я же постараюсь объяснить достаточно просто мною увиденное.

Пожар на втором этаже трехэтажного здания начался 1 мая около 8 часов утра. Сообщение о возгорании поступило в 08:49,
через несколько минут прибыли первые пожарные расчеты. Как сообщили в Главном управлении МЧС по Карелии, первыми в
борьбу с огнем вступили подразделения пожарно-спасательной части № 39 по охране острова Валаам, добровольцы из числа
монахов и волонтеры. Пришлось раскатывать пожарные рукава до Ладожского озера, которое находится в 450 метрах
от здания, это заняло время.
Началась эвакуация людей, по официальным данным, всего из здания было выведено 70 человек.

К моменту начала тушения огнем было охвачено около 100 м2 здания, пламя распространилось по деревянным перекрытиям
на третий этаж, где расположены помещения Валаамской школы, и перекинулся на гостиницу «Мансарда»

К 9:30 утра ранг пожара был повышен до второй категории, площадь горения составляла 400 м2. На помощь местной
пожарной команде и добровольцам прибыло подкрепление из соседних населенных пунктов — Сортавала и Питкяранта.
Из Петрозаводска на вертолете вылетела оперативная группа, в том числе представители регионального правительства.
Пожар с воздуха тушил вертолет с водосливным устройством.
Крыша здания частично обрушилась на площади 300 м2 .
В 15:06 ранг пожара был понижен, а через два с половиной часа пожарные сообщили о ликвидации открытого горения.
Очевидцы утверждают, что около 18 часов здание «заполыхало с новой силой». Пожарные до позднего вечера
продолжали «проливку» помещений. О ликвидации пожара было объявлено в 23:00.

Люди не верят официальной версии пожара .

Речь идет о «бытовой неосторожности» одного из местных жителей. В разговоре с корреспондентом «7x7» один из жильцов
заявил, что непосредственно перед тем, как было обнаружено возгорание, в квартире местного жителя Дмитрия Синицы был
слышен хлопок. Это засвидетельствовали независимо друг от друга его соседи — Светлана Попкова и Владимир Шрайнер.
Однако, как уверяют жильцы, никаких предметов, способных вызвать такой хлопок (газовые баллоны и т.п.), в квартире
не было, а после хлопка пламя «разливалось» по дому. Сам же квартиросъемщик находился в этот момент на улице — там
его видели еще несколько человек.

Вторая, неофициальная версия, по словам жильцов, — поджог. Жильцы высказывают опасение, что это могла быть
спланированная провокация со стороны кого-то из работников монастыря, и говорят, что есть конкретные подозреваемые.
Люди отказываются назвать их имена, пока не будет выдвинуто официальных версий со стороны МЧС. Жильцы утверждают,
что со времен войны пожаров в Зимней не было, и такой мощный пожар вряд ли могла спровоцировать
«бытовая неосторожность».

А теперь о моем путешествии. Начну с того, что на Валааме есть несколько мест для стоянок туристов. Я забронировал через интернет
в природоохранной конторе Валаама точку номер 1. Она ближе всего располагается к монастырю и соответственно от нее удобнее всего идти до монастыря
и вообще ходить по острову.

Еще есть видео. В огне Бога нет. Как с помощью пожара с Валаама изгоняют светских жителей.

Ну а больше всего мне запомнились слова одного местного жителя - Я здесь родился, вырос, тут (на Валааме) похоронены
мои родители и я хочу быть рядом с ними. По моему вполне понятное естественное желание. Но кто-то думает иначе.
И как ни странно это церковь...

Лежат многочисленные острова, и самый крупный из них - Валаам.
Светлые воды бурного озера омывают архипелаг; вдаваясь в берега Валаамских островов, они образуют живописнейшие заливы и проливы, многие из которых служат убежищем для судов, ищущих спасение от ярости волн. Дивные картины отражающихся в чистых спокойных водах высоких отвесных скал сменяются видами дремучего леса, стоящего по берегам больших и малых островов.
Есть на земле места, словно особо предназначенные для прославления величия Творца, напоминающие о первозданной гармонии бытия. Довольно часто они отделены от окружающего мира природной границей. На Руси одним из таких мест был и остается Валаам - архипелаг в Ладожском озере с расположенным на нем Спасо-Преображенским монастырем.

Остров Валаам, Ладога

Площадь 50-ти островов составляет 36 квадратных километров. Поразительной природы подобно Валаамской, по словам гидрографа А. П. Андреева, "не встретишь нигде в Европе: множество совершенно отвесных скал, идущих и в высоту, и на глубину, - островки, мыски, бухточки... Проливы, озерки между густой растительностью и угрюмыми гранитными скалами отражают на лазури все предметы, а стройный хвойный лес дополняет общую картину, придавая всему чудный, восхитительный вид".

Название "Валаам" переводят с финского как "высокая земля", менее вероятный перевод - "земля клятвы" или "земля света". Некоторые полагают, что название происходит от имени языческого бога Ваала (иногда идентифицируемого со славянским Велесом) или библейского прорицателя Валаама.

Согласно валаамскому преданию, в древние времена, когда жившие в Приладожье финно-угры и славяне только готовились принять христианскую веру, острова были гигантским языческим жертвенником. Первый из учеников Христовых, Св. Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Святой Апостол предсказал великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители. Валаам немыслим без монастыря.
Заповедные острова архипелага Валаам расположены в северной части самого большого озера Европы - Ладожского. Вокруг главного острова Валаам, давшего название всему архипелагу, находится свыше 500 островов; общая площадь Валаамского архипелага - 36 квадратных километров, площадь о. Валаам - 27,8 кв. км. Происхождение названия острова доподлинно не известно. По одним версиям оно восходит к имени языческого бога Ваала. В финском же этимологическом словаре приводится слово valatka, означающее в переводе "ладожский сиг".

Хотя Валаам считается самым большим островом архипелага, размеры его невелики: длина - 9,5 километров, ширина - 6 километров. Он поднимается на 60 метров, что и придает острову такой величественный вид. Западный и южный его берега встают над гладью озера огромными неприступными гранитными скалами, уходящими на десятки метров под воду.


Северная и восточная части, напротив, пологие, причудливо изрезанные естественными проливами, образуют множество маленьких островков, и в иных местах по неглубоким бродам можно даже перейти с одного острова на другой.
Валаамская природа уникальна. На острове насчитывается около 450 видов растений, леса большей частью хвойные, но встречаются здесь дубовые рощи, пихтовые и лиственные аллеи, а также яблоневые сады, высаженные монахами еще в XIX веке. Богат и разнообразен животный мир Валаама, большое количество птиц гнездится на скалистых его берегах.
Расположение архипелага в районе наибольших глубин Ладожского озера (233 м) влияет на климат островов. Средняя температура июля +17 градусов, февраля -9.

За свою долгую жизнь таинственный Валаам привлекал к себе внимание многих. Основанный здесь в XIV веке мужской православный Спасо-Преображенский монастырь, претерпевший за свою большую историю множество перемен от недолгих лет процветания до полного запустения, к середине XIX века достиг наивысшего расцвета. Именно в это время на Валаам отправлялось множество богомольцев и туристов, художников и писателей. Неповторимую суровую красоту этих мест отразили в своем творчестве художники Н.И. Шишкин, А.И. Куинджи, Н.К. Рерих, М.К. Клодт, Ф.А. Немирович-Данченко, А.Н. Апухтин.
В то время из Петербурга до Валаама можно было добраться за двое суток, сейчас на современных теплоходах - за десять часов. С 1979 года Валаам, превращенный в историко-архитектурный и природный музей-заповедник, принимает туристов и паломников из России и многих других стран мира.

Иоанно-Предтеченский остров, Валаам

СВЯТОЙ ОСТРОВ ВАЛААМ, ИСТОРИЯ
Остров Валаам, находящийся на , является одним из самых знаменитых святых мест в России. История этого острова - это в первую очередь история монастыря. По преданию, основан монастырь был еще в X веке святыми Сергием и Германом. Однако впервые в источниках обитель упоминается в связи с походом шведов в 1163 году, из-за чего монахи перевезли все ценности в Новгород Великий. Позднее монастырь окружается каменными стенами, однако это не спасает его обитателей от многочисленных войн. Практически каждое шведское вторжение в русские земли начиналось с захвата Валаама. Стоявшая насмерть братия, как правило, полностью гибла при обороне обители. С 1617 года остров переходит во владение Швеции, и монастырь временно прекращает действовать.

В 1715 году, по приказу Петра I, на острове, снова отвоеванном Россией, строится деревянная церковь, колокольня, хозяйственные постройки. Однако два пожара, произошедшие в XVIII веке, а так же суровость местной природы, состоящая из камней земля, не давали обители развиваться, и она запустевает. Только в 1785 году его было решено возродить, причем постройки планировалось делать из камня. Валаамский монастырь был местом ссылки духовных лиц, остров запрещено было покидать. Обитель расцветала, трудами монахов на ней даже выращивали фрукты и виноград.

После революции обитель, как и вся Карелия, отошли в состав независимой Финляндии. Монахи терпели определенные стеснения, ведь на острове размещались финские войска и службы велись на финском языке. В 1940 году остров вошел в состав СССР, монахи сбежали в Финляндию, где основали новую обитель. На острове же, сначала разместилась школа боцманов, а потом и немецкий гарнизон, захвативший Валаам. Только в 1944 году остров был освобожден и вновь вошел в состав СССР. С тех пор население Валаама растет, этот край стал настоящим раем для туристов, стремящихся увидеть знаменитую северную природу. Но это привело и к негативным последствиям - приезжие оставляют многочисленные следы своего пребывания и серьезно вредят уникальной природе этого изумительного острова.

Свято-Владимирский скит

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО ВАЛААМ
Валаа́м (карел. Valamoi, фин. Valamo «высокая, горная земля») — остров в , самый большой в составе Валаамского архипелага. На острове расположен посёлок Валаам, входящий в Сортавальское городское поселение и Валаамский ставропигиальный мужской монастырь, являющийся памятником русского зодчества.
Также является популярным туристическим направлением.
На территорию острова приходится более 2/3 площади всего Валаамского архипелага. Длина острова 9,6 км, ширина — 7,8 км. Расстояние до берега — 22 км.
Природные особенности определяются положением архипелага в акватории крупнейшего в Европе озера — Ладожского.
Территория Валаамского архипелага относится к среднетаёжной подзоне таёжной зоны.
2 внутренних озера с сильно изрезанной береговой линией общей площадью около 100 га, соединённые между собой и Ладожским озером каналами;
9 небольших лесных озёр-«ламб»;
разветвлённая сеть мелиоративных канав (XIX век).

Рельеф
Тектонический. Сильно расчленённый тип. Отметки высот над уровнем моря — в интервале от 5,1 до 58,3 м.
Весна приходит в конце марта. Летом на Валааме солнечных дней на 30-35 больше, чем на материке. Средняя температура июля +17°. Зима со снегом начинается в начале декабря. В середине февраля налаживается автомобильное сообщение с ближайшим городом Сортавала (42 км). Средняя температура февраля: −8°.

Флора
На территории острова насчитывается более 480 видов растений, многие были культивированы монахами. Сохранились сады с более чем 150-летними плодовыми деревьями. Остров покрыт в основном хвойными лесами (около 65 % — сосна).

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ НА ВАЛААМЕ
Остров неоднократно посещали императоры Александр I и Александр II, другие члены императорской фамилии. Также приезжал на Валаам святитель Игнатий (Брянчанинов). Природа Валаама вдохновляла известнейших гениев творчества и науки: художники И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, писатели и поэты Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев, А. Н. Апухтин, И. С. Шмелёв, Б. К. Зайцев, композиторы П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, учёные М. Н. Миклухо-Маклай, Д. И. Менделеев и множество других побывали здесь. В XIX веке во время своего путешествия по России остров посетил Александр Дюма-отец.
Хорошо известны валаамские пейзажи, написанные И. И. Шишкиным («Вид Валаама», 1860), А. И. Куинджи («На острове Валаам», 1873) и Николаем Рерихом («Святой остров», 1917). В 1970-х годах создал серию чёрно-белых линогравюр известный карельский художник-график А. И. Авдышев, посвятил Валааму ряд своих работ мастер объёмной резьбы по дереву, сортавальский художник Кронид Гоголев.
В 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР на Валааме в здании Зимней гостиницы бывшего монастыря разместили Дом инвалидов войны и труда.

Скит Валаамской Божьей Матери

Административное управление
В 2003 году, когда был принят федеральный закон о местном самоуправлении, возник вопрос о статусе посёлка Валаам. Согласно этому закону в субъектах Российской Федерации должны быть разграничены органы местного самоуправления, — определены городские и сельские поселения, установлены их границы. Был принят соответствующий закон и в Республике Карелия. И посёлок Валаам, в числе прочих был включён в список муниципальных образований и наделен самостоятельным статусом муниципального образования — Валаамское сельское поселение. Но в начале 2005 года главой администрации Сортавальского района С. В. Рыжковым было инициировано решение об упразднении самоуправления посёлка Валаам и включении его в состав города Сортавала. Но с этим решением не согласились некоторые жители Валаамского сельского поселения. Возникший конфликт перерос в судебную тяжбу в Верховном суде Республики Карелия, а затем и в Верховном суде Российской Федерации.

В июле 2006 года в дело вмешался патриарх Алексий II.
Мирское поселение на Валааме в настоящий момент не имеет официального административного статуса. Валаамцы-миряне желают, чтобы их посёлок получил официальный статус сельского поселения, что даст им возможность участвовать в муниципальных выборах.
Законность их требований подтвердил и Верховный суд Республики Карелия, однако руководство монастыря противится этому, затягивая процесс присвоения официального статуса мирскому поселению.
В посёлке из социально-бытовой инфраструктуры на острове имеется: детский сад, дом культуры с универсальным зрительным залом, общеобразовательная девятилетняя школа, больница (с 2007 г. — врачебная амбулатория), библиотека, отделение связи, продуктовый магазин.

Коневский скит Остров Валаам

ИСТОРИЯ ВАЛААМСКОГО МОНАСТЫРЯ
История обители:: Начало обители на Валааме
Валаамский монастырь издревле являлся оплотом Православия на Севере Руси, славился высокой духовной жизнью, служил распространению христианства и монашества в окрестных землях.
У историков нет единого взгляда на дату основания Валаамской обители. Одни связывают ее со временем Крещения Руси, другие относят к более позднему периоду. Церковное и монастырское предание утверждает, что древность обители восходит ко временам распространения христианства на Руси. Уже тогда основанный преподобными Сергием и Германом монастырь стал духовным центром приладожских земель.
Считается, что в древности на Валааме располагалось главное капище Велеса (или же Волоса) и Перуна, которым покланялись и приносили жертвы живущие в окрестностях язычники. Таким застал этот остров век апостольский. Этимологический разбор финского названия "Валамо" подтверждает вероятность предания: Вал, Ваал, Волос или Велес - однокоренные слова, а "мо" по-ижорски - земля. Таким образом, Валамо - земля Велеса, т.е. место посвященное Велесу1.
Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов , а затем Валаама, где благословил горы острова крестом.
Житие святого Авраамия Ростовского2 свидетельствует, что уже в X веке на острове существовало монастырское братство, управляемое игуменом. Основателями монашества на Валааме почитаются преподобные Сергий и Герман, пришедшие "от восточных стран", греческие священноиноки. В службе говорится, что их "любовь к Богу была неразлучна, союз братолюбия истинен, молитва - непрестанна, нрав - кроток, слез струи - приснотекущи, пост, бдение и труды предел естества превосходящие". В письменных памятниках говорится также, что святые Сергий и Герман законом установили общежительный3 быт в основанном ими монастыре.
Кто продолжил на Валааме монашескую жизнь непосредственно после преподобных Сергия и Германа, неизвестно. Бесспорно, в монастыре были игумен и братия. В обществе иноков существовали послушания или степени для искуса желающих ангельского образа. Для совершения богослужения был возведен храм во имя Святой Троицы. Братия обители проводили богоугодное житие и были добрым примером для других, особенно новокрещеных. О Валаамском монастыре знали уже в Новгороде, Пскове и по другим местам. К числу замечательных лиц этого времени принадлежит постриженик Валаамской обители преподобный Авраамий основатель ростовского Богоявленского монастыря. В источниках упоминаются игумены Иоаким и Феогност, возглавлявшие обитель в период Крещения Руси, но достоверных сведений о них не сохранилось.


В церковно-исторической науке не существовало и не существует однозначного ответа на вопрос о времени возникновения Валаамского монастыря. Отсутствует важнейший источник датировки - древнее житие преподобных Сергия и Германа. Архивные изыскания XIX-XX вв. опирались на косвенные данные, упоминания тех или иных событий из жизни монастыря в различных памятниках русской письменности.
В ряде современных изданий (путеводители, энциклопедии и т.п.) указаны зачастую противоречивые сведения о времени основания Валаамского монастыря. Возникновение обители относят то к XIV веку, то к первым векам распространения христианства на Руси - X-XI вв. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. При неприятельских набегах уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей - так было утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Рассмотрим две основные, существующие на сегодняшний момент версии возникновения монастыря.
Первая из них относит основание монастыря к XII-XIV вв. Эту датировку в своих исследованиях поддерживали церковные историки XIX в.: еп. Амвросий (Орнатский), еп. Филарет (Гумилевский), Е.Е. Голубинский. В настоящее время этой версии придерживается ряд современных ученых: Н.А. Охотина-Линд, Дж. Линд, А. Накадзава. Свою концепцию эти исследователи основывают на рукописи XVI века "Сказание о Валаамском монастыре" (изданной Н.А. Охотиной-Линд). Другие современные ученые (Х. Киркинен, С.Н. Азбелев), отмечая эту рукопись как "новый исследовательский материал в ряду других первоисточников, касающихся ранней истории Валаамского монастыря", считают, что "издатели вновь найденного текста наряду с людьми, представившими этот источник, отнеслись к нему слишком доверительно с точки зрения критического исследования. В порыве своего увлечения… они не произвели основательного источниковедческого анализа первоисточника". Следует отметить, что до сих пор не найдено других источников, в которых бы подтверждались данные "Сказания о Валаамском монастыре", в частности, утверждение, что основателем монастыря является не преподобный Сергий Валаамский, как принято считать, основываясь на многовековом церковном предании, нашедшем отражение в богослужебных текстах, а преподобный Ефрем Перекомский.


Вторая концепция относит основание монастыря к X-XI векам. Она опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке, а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году. Следует отметить, что историкам XIX века (Н.П. Паялин, И.Я. Чистович) была известна лишь одна запись из Уваровской летописи о переносе мощей. Архивные изыскания последних лет позволили обнаружить и другие подобные упоминания: в собрании Российской Национальной Библиотеки и в Институте Истории материальных культур. Таких записей в общей сложности насчитывается восемь. Наибольший интерес, как самая информативная, представляет запись из собрания Лихачева (ф. 238, оп. 1, № 243): "О святых великоновгородских епископах и архиепископах, и преподобных чудотворцах" XVIII в. В рукописи отмечена память прп. Сергия и Германа, указано на современное (XVII в.) разорение обители, дана ссылка на древний соборный Летописец, где указаны даты обретения (1163 г.) и возвращения (1182) мощей на Валаам.

Церковная и монастырская традиции придерживаются последней концепции, утверждающей, что основание обители произошло в эпоху Крещения Руси.
Представляется возможным совместить два взгляда на время возникновения обители: древняя монашеская жизнь на Валааме после XI века могла прекратиться, а затем возобновиться на рубеже XIV - XV вв. Возможно в дальнейшем учеными будут открыты новые исторические источники, более полно освещающие древнюю историю Валаамской обители.

гора Элеон, Вознесенская часовня

Внутренняя жизнь монастыря и его святые подвижники
Внутренняя иноческая жизнь, как и сам монастырь, переживала периоды расцвета и упадка. Когда вся Карелия после заключения в 1348 году мира в Дерпте была возвращена в состав русских земель, Валаам отдыхал от гонений шведов. В это время в обители преподобных Сергия и Германа процветали и общежитие, и особенное единодушное пребывание "по двема и трием" (т.е. скитское житие), и отходное уединенное молчание (отшельничество).
В дни своего процветания Валаамский монастырь был средоточием и образцом монашеской жизни всего северного края, подобно Киево-Печерской Лавре на юго-западе России и Троице-Сергиевой Лавре в центральной ее части.
В XII веке на Валаам прибыл инок Корнилий. Спустя некоторое время он покинул обитель и основал на Онежском озере свой монастырь в честь Божией Матери. По имени острова он был назван Палеостровским. В XIII веке белозерский князь Глеб Васильевич устроил при устье реки Шексны Усть-Шехонский монастырь. Для устройства монастырского порядка он просил у Валаамского настоятеля направить в новый монастырь игумена Мартирия. Известно, что старцы Валаамские в 1251 году направили туда своего постриженника Геннадия.

Около 1393 года на Валаам из Новгорода прибыл будущий преподобный Арсений Коневский. Юношей, в 1379 году принял он постриг в монастыре, бывшем на Лисичьей горе в Новгородских землях. После одиннадцати лет жизни в новгородской обители Арсений отправился на Афонскую Гору и после трехлетнего подвижничества, с благословения афонского игумена, возвратился в русские пределы. Из рук святогорского игумена он получил в напутствие икону Божией Матери и устав общежития для основания монастыря в северных краях. Прибыв в Новгород, преподобный Арсений, приняв святительское благословение от архиепископа Новгородского Иоанна II, отправился в Валаамскую обитель и подвизался здесь некоторое время. Видя на Валааме многолюдное братство, он решил уйти и "по смотрению Божию, изволением же Пречистыя Богородицы" достиг Коневского острова и там устроил Коневский монастырь. На Валааме преподобный Арсений Коневский оставил по себе неизгладимое воспоминание: братия полюбили его. В 1397 году Валаамский игумен Сила отправил к нему на остров Коневец инока Лаврентия с приглашением возвратиться на Валаам, но преподобный отказался: уже три года он подвизался на острове в безмолвии.


В XV веке подвизался в обители будущий преподобный Александр Свирский. Здесь он прошел все послушания, принял монашеский постриг. В безмолвии совершал он свой подвиг на одном из монастырских островов, поныне именуемом Святым, где по-прежнему сохраняется пещера подвижника в расселине скалы и находится скит, освященный во имя преподобного. Отсюда по указанию Божию отправился он на реку Свирь, где основал свой прославленный монастырь.
До 1429 года жил в Валаамском монастыре преподобный Савватий Соловецкий, постриженник Кирилло-Белозерского монастыря. Здесь он был принят игуменом в число братии, проходил "со всяцем смирением и многим терпением и кротостию зельною" все монастырские послушания, подражая многотрудным подвигам Валаамских иноков. Усугубив же труды свои, он превзошел всех своей подвижнической жизнью. Это обстоятельство внушило ему мысль оставить Валаам и поселиться на Соловецком острове, где никто бы не был свидетелем его подвигов. "И моляше настоятеля Валаамскаго, да отпустит его". Настоятель же и братия, не желая с ним расставаться, умоляли старца не оставлять их. Некоторое время преподобный оставался с ними, но однажды ночью, "помолився Богу и на Того помощь возложи вся", ушел из обители, направившись к Соловецкому острову. Здесь, при содействии Валаамскаго старца Германа, он положил начало иноческому житию6.

В одно время с преподобным Савватием в Валаамской обители находился преподобный Евфросин Синоезерский. Он прожил шестьдесят лет в затворе Саввиной пустыни близ Твери. Утомленный посещениями иноков и мирян, нарушавших его безмолвие, преподобный удалился на Валаам. Слава добродетелей его привлекала и сюда целые семейства из окрестных селений. Это побудило его через несколько лет возвратиться в Саввину пустынь.
Под руководством преподобного Савватия Соловецкого подвизался на Валааме и инок Геннадий. Савватий был старцем, а Геннадий учеником. Впоследствии Геннадий в сане архимандрита управлял Чудовским монастырем. А в 1485 году его возвели на архиепископскую кафедру Великого Новгорода. За высокую духовную жизнь и святую ревность он был причислен Православной Церковью к лику святых.

В это время проводил на Валааме отшельническую жизнь преподобный Афанасий, основатель Сяндемской обители, ученик святого Александра Свирского.

Во время пребывания преподобных Александра и Афанасия на Валааме здесь несколько лет подвизался святой Адриан Ондрусовский (в миру Андрей, происходивший из рода дворян Завалишиных). Удалившись с Валаама, старец Адриан поселился в уединенном месте и основал на восточном берегу Ладожского озера Ондрусовскую обитель. Этот муж был столь высокой жизни и исполнен такой мудрости, что преподобный Афанасий Сяндемский, будучи уже наставником своего братства, имел с ним частые духовные беседы для собственного научения.
Таков дивный сонм светочей монашества, воссиявших на горах Валаамских, деяния которых свидетельствуют о цветущем состоянии подвижнической жизни в описываемый период.
Жители ладожских берегов были обращены иноками Валаамского монастыря из язычества в православную веру. По берегу до самого Кексгольма (ныне город Приозерск) стояли православные храмы.
Иноческая жизнь на острове в XVI веке была такой сильной, что распространилась на берега Ладожского озера. Здесь Валаамскими иноками было основано 12 скитов, находившихся под управлением и духовным руководством их игумена. Процветание Валаамского монастыря в XV-XVI веках дало основание называть его честной и великой Лаврою.

храм Александра Невского

Возрождение обители
Конец 80-х годов стал первым этапом в восстановлении обители, бывшей когда-то столпом православной веры на севере России. По инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, 18 сентября 1989 года Совет министров Карелии решил "передать в пользование" Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор с внутренним каре и расположенные рядом скиты, кроме Воскpесенского и Гефсиманского. Наместником обители был определен архимандрит Виктор (Пьянков), впоследствии епископ Подольский.
Первые шесть насельников - иеромонахи Варсонофий, Геронтий, Фотий, иеродиакон Серафим, послушники Леонид и Вадим (ныне иеросхимонах Варахиил) - прибыли на остров в ночь на 14 декабря 1989 года и разместились в бывшем изоляторе дома инвалидов ("Морской дом").
С приездом монахов постепенно затеплилась духовная жизнь на острове. Возобновились службы в нижнем храме во имя преподобных Сергия и Германа. Одновременно начались монастырские реставрационные работы. 25 мая 1990 года, на Вознесение Господне, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий освятил главный престол нижнего собора. Новое важное для обители решение о возвращении обители всех храмовых и административно-хозяйственных зданий было принято Верховным Советом Карелии в 1990-1991 годах.
С 1990 года Валаамский монастырь получил статус ставропигиального, то есть перешел в непосредственное ведение священноигумена, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Несмотря на свою занятость, Святейший Патриарх почти ежегодно отмечал день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, торжественным богослужением в Спасо-Преображенском соборе. Во время посещения обители Его Святейшество подробно знакомился с жизнью братии как в монастыре, так и в скитах, беседовал с братией.

С января 1993 г. обитель возглавляет игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря архимандрит Панкратий (Жердев), ранее состоявший в братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на послушании эконома. Братия за это время значительно возросла, теперь она составляет около 150 человек. Возрождаются традиции Валаамского трудового монашества: строительство и реставрация, флот, сельское хозяйство, автохозяйство, камнерезное, кузнечное и свечное производства, издание духовной и церковно-исторической литературы.
В мае 1991 года братия обители обрели великое духовное сокровище - нетленные благоухающие мощи валаамского подвижника благочестия иеросхимонаха Антипы. Отец Антипа родился в Молдавии в селе Калоподешта, подвизался на Святой Горе Афон, был одним из основателей румынского скита Продромос. В 1992 году Священный Синод Румынской Православной Церкви причислил преподобного Антипу Калаподештского к лику святых Румынской Православной Церкви преподобного Антипу Калаподештского. По благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2000 году имя преподобного Антипы Валаамского было внесено в святцы русской Православной Церкви (память 10/23 января). Отныне Валаамская обитель получила еще одного молитвенника у Престола Божия. Мощи преподобного Антипы Валаамского помещены в раку, которая установлена в нижней церкви во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Братия и паломники обращаются к преподобному старцу с просьбой о молитвенном предстательстве и получают по своей вере помощь и исцеления от болезней.

В 1996 году престольный праздник монастыря - день памяти преподобных Сергия и Германа был отмечен особыми торжествами. Обитель посетили Патриарх Алексий II и впервые в истории Валаама - глава Поместной Православной Церкви, митрополит всея Америки и Канады Феодосий, который передал монастырю бесценный дар - частицу мощей преподобного Германа Аляскинского, а Святейший Патриарх - большую икону святого.17 июля 2002 года в Валаамском монастыре состоялось духовное торжество - встреча игумена афонского монастыря Ватопед архимандрита Ефрема с братией и паломниками. Архимандрит Ефрем привез в дар обители храмовый образ, список с чудотворной иконы "Пантанасса" ("Всецарица"), который был специально написан для монастыря и освящен на Святой Горе Афон. Архимандрит Ефрем также принес в дар Валаамской обители мощи почитаемого Афонского подвижника благочестия старца Иосифа Исихаста.


В силу сложившихся исторических обстоятельств почти все сохранившиеся после неоднократных разорений Валаамской обители святыни и реликвии оказались вне Валаама или были безвозвратно утрачены в послевоенное время. Поэтому огромное значение для возрождающейся обители имело обретение древней святыни - креста-мощевика с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона, который был выкуплен из частной коллекции и передан в дар Валаамскому монастырю благотворителем. 22 апреля 2004 года на Московском подворье состоялась торжественная передача уникального креста-мощевика. Древний крест с вложенной в него крупной частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона - родовая святыня бояр Нащокиных.
По благословению Его Святейшества (4 июля 1999 г.) было установлено Празднование Собора Валаамских святых, на второй день после Преображения, престольного праздника обители. Одно из значительных для обители событий произошло летом 2000 года, когда на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви были прославлены 34 преподобномученика XVI в., новомученики и исповедники XX века: святитель Феофан Соликамский (Ильменский), преподобномученики Арефа (Митренин) и Иеремия (Леонов). 27 декабря 2000 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века от Спасо-Преображенского Валаамского монастыря имена иеромонахов Патрикия (Петрова) и Сергия (Гальковского), иеродиакона Андроника (Барсукова), монаха Тавриона (Толоконцева). 11 мая на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых было принято решение о включении имени преподобного Назария (Кондратьева), местночтимого святого Тамбовской епархии в Собор Валаамских святых. В октябре 2004 года по благословению Святейшего Патриарха в Собор Валаамских святых были включены имена новомученика и исповедника Афанасия (Егорова), преподобномученика Иувеналия (Говорухина), канонизированного Американской Православной Церковью и преподобного старца Илии (Чеботарева), канонизированного 29 декабря 2003 году в Екатеринбургской епархии.


В 2002 году Святейшим Патриархом была освящена первая в России церковь, посвященная Валаамской иконе Божией Матери, устроенная после усердных молитв всего братства в помещении некогда упраздненного Никольского храма во внутреннем каре монастыря, где в 1897 году и была обретена чудотворная икона. В 1997 году, через сто лет, в связи с неизменным почитанием верующими этого образа, Его Святейшество установил совершать празднование иконы Божией Матери "Валаамская" 14 июля. Сейчас Валаамский образ Божией Матери является одной из главных святынь Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Перед иконой служатся молебны, происходят исцеления.
Новым этапом в истории возрожденной обители стало создание Попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году были завершены реставрационные работы по восстановлению живописи собора на площади свыше 5 тысяч м². Освящение главной святыни монастыря было совершено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 19 августа 2005 года, в день Преображения Господня - престольный праздник обители.

В начале XX века при Валаамском монастыре существовало 13 скитов. В настоящее время восстановлено одиннадцать.
По традиции валаамская обитель имеет подворья в Санкт-Петербурге: одно - с церковью во имя Казанской иконы Божией Матери и приделами во имя свят. Николая и преп. Серафима Саровского, часовней святых новомучеников Российских (до революции - подворье Стаpо-Ладожского Успенского женского монастыря, 1904-09 гг., арх. Вас. А. Косяков), другое - историческое, у бывшей пристани на Синопской набережной. В Москве историческое подворье на ул. Тверской-Ямской. Есть и новые подворья - в Приозерске с церковью во имя Всех святых (1890-94, арх. И.Я. Аренберг), в Сортавале с деревянной церковью во имя святителя Николая Чудотворца, на Кавказе.

Скит всех святых, Валаам

Вековые монашеские традиции Валаама, как других российских обителей, были прерваны в годы богоборческих гонений. Сейчас вся братия, включая и трудников, живет в капитально отремонтированном Братском корпусе внешнего каре (на отгороженной территории монастыря) и занимает помещения внутреннего каре. Братия призываются не только к внешнему деланию, т.е. неопустительному присутствию на богослужении, трудам послушания, келейному правилу, но и к внутреннему, духовному, составляющему сущность монашеского подвига, постоянному упражнению в Иисусовой молитве, борьбе со страстями, к откровению помыслов, частой исповеди и причащению Святых Христовых Таин.
Как провидчески сказал о Валааме в 1936 г. замечательный русский писатель И.С. Шмелев, "придет время, и расцветут подросшие цветы духовные: "Господний посев не истребится". Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: "Валаам, на котором вы видите гранитные уступы и высокие горы, сделается для вас той духовной высотой, с которой удобен переход в обитель рая". Ныне на Валаам ежегодно прибывают тысячи людей, в последние годы - все больше богомольцев, стремящихся прикоснуться к живоносному источнику православной веры.

Воскресенский скит

_______________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие
Азбелев С. Н. Версии основания монастыря на острове Валаам // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. № 1(39). С. 5-15.
Валаам: библиографический указатель литературы. — Петрозаводск, 2007.
Михайлова Л. В. Валаам и другие идентичные сакральные пространства русской культуры // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 3 (май — июнь).
Михайлова Л. В. Валаам как духовный центр культурного пространства Русского Севера // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 4 — Культурология.
Михайлова Л. В. Телесное и духовное рождение человека в контексте социально-природной среды на примере Валаама // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 1 — Философия. Политология.
Калесник С. В. Ладожское озеро
Даринский А. В. Ленинградская область. Л.: Лениздат, 1975. С. 40.
сайт Википедия
http://www.worlds.ru/europe/russia/history-ostrov_valaam.shtml
http://valaam.ru/
http://www.photosight.ru/



Похожие статьи