Вера православная - воскресение мертвых. Всеобщее воскресение мертвых

Мы уже не раз в этой книге перечисляли задачи, которые входили в миссию Иисуса: показать характер Создателя, примирить людей с Богом, помочь им избавиться от греха… А самой главной Его целью было отдать Свою жизнь вместо многих людей, чтобы дать им после воскрешения вечную жизнь без второй смерти:

«Сын Человеческий … пришел … чтобы … отдать душу (жизнь. – Прим. авт.) Свою для искупления многих » (Мар. 10:45).

Тема предстоящего воскрешения людей из мертвых является лейтмотивом всего Нового Завета. Согласны с этим большинство популярных христианских конфессий. Например, в программе «Слово пастыря» на 1 канале российского телевидения 19 апреля 2008 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, будучи тогда еще метрополитом Калининградским, назвал весть о воскрешении «центром всей миссии Христа Спасителя». Все четыре Евангелия и послания апостолов просто пронизаны вестью о предстоящем воскрешении людей. О воскрешении в Новом Завете говорится около 150 (!) раз, а словосочетание вечная жизнь употребляется около 50 (!) раз. Текстов о воскрешении и последующей жизни вечной так много, что не возможно, да и нет смысла их все цитировать в рамках этой книги. Далее, размышляя о смерти, аде, рае и собственно воскрешении, мы будем приводить некоторые из этих стихов.

Очень важно понять, что весть о воскрешении была не нова для иудеев, так как ветхозаветное Писание не раз говорило о пробуждении людей после смерти:

«Спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление . Иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней » (Дан. 12:1,2,13).

«Человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Иов 14:12).

«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела ! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов » (Ис. 26:19).

«А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов 19:25-27)

Многие иудеи, современники Иисуса, хорошо знали вышеуказанные тексты Писания. Поэтому они еще до благовестия Иисуса и апостолов ждали предстоящее воскрешение. Это явственно следует из диалога Иисуса и Марфы и некоторых других текстов Нового Завета:

«Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день » (Ин. 11:23,24 , см. также Деян. 23:6-8).

Из данного стиха хорошо видно то, о чем мы уже говорили в предыдущих главах: воскрешение - это не переход человека после смерти в рай, а его пробуждение из могилы в последний день истории Земли. Об этом прямо возвещал Иисус:

«Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день » (Ин. 6:40).

«Мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут . Все, находящиеся в гробах , услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Ин. 5:25,28,29).

Еще раз обращаем ваше внимание, дорогой читатель, что Библия говорит о второй бессмертной жизни человека только по отношению к тем людям, которым предстоит воскреснуть для жизни вечной , а другие люди после воскрешения по решению справедливого Суда будут уничтожены, то есть преданы второй смерти:

«Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти » (Откр. 2:11).

«И увидел я мертвых , малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Это смерть вторая » (Откр. 20:12,15,14).

Также акцентируем ваше внимание на том, что в вечной жизни человек будет не в виде эфемерной субстанции, а в теле. То есть при Втором Пришествие Иисуса Христа состоится процесс, схожий с начальным актом творения и людям будут даны новые нетленные тела:

«Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными , а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление , и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:52,53).

«Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его , силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Филип. 3:20,21).

Я думаю, с вознаграждением все понятно: достойные люди получат жизнь вечную в новом нетленном теле. А что из себя будет представлять погибель остальных? Иисус не раз предупреждал о неминуемом наказании грешников в геенне огненной.

Мы, христиане, верим в телесное воскресение. То есть не просто в какую-то “посмертную жизнь”, а именно в то, что однажды душа вновь соединится с телом. Но как это будет? Ведь люди уходят совершенно разными – и немощными стариками, и телесно не сформированными младенцами… В каком теле воскреснут они?

Размышляет ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус.

То, что Церковь говорит про воскресение – это догмат, а не просто богословское мнение, который содержится в Символе веры: «Чаю воскресения мертвых».

Более того, это очень важная часть нашего вероучения, смысл которого заключается в том, что мы все обязательно будем жить и после смерти. Причем жизнь наша – в духовно-телесном образе, и эта духовно-телесная природа дана нам Богом как подлинный образ человека, а не как образ, который должен распасться. Наоборот, он должен созидаться.

И воскресение должно вернуть человеку его подлинный образ, тот, который был изначально задуман Господом.

Уже в Евангелии даны некоторые образы телесного воскресения в виде притч. И оттуда можно заключить, что мы воскреснем в цельном, совершенном виде. Очень важно, что внешний образ наш будет телесным, и телесность окажется индивидуальной для каждого. То есть не просто какое-то тело или «среднестатистическое» тело, абстрактное, а с узнаваемыми чертами, присущими каждому человеку.

Священномученник Мефодий Патарский в своей работе о воскресении пишет, что мы не только сохраним свой образ, но и способны будем друг друга узнавать.

Это означает, что мы сохраним черты нашей телесности. В том числе так называемые гендерные: мужчины будут с бородами, а женщины – с длинными волосами. Сохранятся и половые различия. Ведь и воскресший Христос есть Богомуж, как называл Его преподобный Анастасий, игумен Синайский.

Воскресшие тела будут мужчинами и женщинами. Другое дело, что Христос в Евангелии однозначно говорит: «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк.12,25); «… а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят» (Лк.20,35)

Значит, воскресшее человечество уже не будет иметь той части личной жизни, которая сегодня является для людей очень важной, то есть супружеской.

Несомненно, что телесность сохранит черты нашей жизни. Но как – этого мы не знаем. Но наша телесность будет представлять собою и некий портрет нашей духовной и личной жизни, принятых решений, нашей нравственности. Это может быть выражение лица, выражение тела. Но как это будет – тайна. Она приоткрывается духовной иконописью. Есть иконы, которые выражают некоторую духовную сущность святых в их уже посмертном образе. У преподобных, например, выделяются глубокие морщины от слез. Чей-то образ исполнен милосердия и любви.

Важно подчеркнуть, что вера в догмат о воскресении из мертвых трудна была всегда. Во все века встречались христиане, которые готовы были поверить в Нагорную проповедь, то есть в нравственную суть миссии Христа, но не готовы – в телесное воскресение.

Характерные страницы о трудностях этой веры есть в романе Достоевского «Идиот», где умирающий от туберкулеза Илларион спрашивал каждого приходящего: «Верите ли вы в Кану Галилейскую?» То есть для него сложным был именно момент чуда.

Чудеса сложны были для веры, в том числе – чудо воскресения.

Да, люди умирают в разном возрасте. Кто-то в девяносто лет, а кто-то – через несколько недель после зачатия. Но мы все воскреснем в совершенном образе. Что это за совершенный образ – точного учения не существует.

Однажды у меня почти случайно в Кремле состоялась беседа с владыкой Василием (Родзянко). После службы он нашел время откликнуться на мой вопрос, который касался крещения тяжелых инвалидов. Я тогда служил в психоневрологическом интернате, и передо мной тоже стоял вопрос: а что будет с этими детьми в дальнейшем? Я их крестил, миропомазывал, прекрасно понимая, что многие из них не доживут до взрослого возраста и никогда не смогут ни ходить сами, ни даже держать чашку.

Владыка мне сказал, что мы ни в коем случае не должны сомневаться в том, что Господь восстановит телесность каждого, кто при жизни был частично ее лишен, в полном, совершенном образе.

То есть и младенцы, даже еще не родившиеся, будут в совершенном образе, и инвалиды. Телесность будет полной, совершенной в смысле полноты замысла Божьего. При этом они будут сохранять и черты своей индивидуальности. Как это будет – мы не знаем.

Воскресение – не естественный процесс, не воссоздание того же генотипа, а чудо, новое творение. Но творение того, что было. По этому поводу вспоминается история с Ньютоном, которого на заседании Королевского общества просили ответить на вопрос про воскресение телесное: «Кто же может собрать рассеявшиеся в прахе тела умерших, чтобы образовать новые тела для бессмертных душ?» Ньютон попросил ученика принести горсть железных опилок, обычную грунтовую пыль и смешал их: «Кто выберет эти железные опилки из этой смеси?» Потом он взял большой магнит и стал водить им над смесью. В ней возникло движение, и послышался шелест. Пылинки железа устремились к магниту. Ньютон серьезно посмотрел на присутствующих и сказал: «Тот, Кто дал такую силу бездушному металлу, неужели не сможет совершить большего? Когда наступит время воскресения, Бог соберет наши пылинки и воскресит наши тела».

Это больше, чем мы можем ожидать.

Записала Оксана Головко

Воскреснуть - значит ожить или восстать из мёртвых.

В Библии описываются три типа воскресения:

1. Чудотворное исцеление - оживление
Такого рода воскресение является оживлением, то есть возвращением умершего человека к жизни в этом мире. Примеры такого воскрешения:

  • Илия воскрешает сына вдовы из Сарепты: 3 Царств 17:17-24 ;
  • Елисей воскрешает сына Сонамитянки: 4 Царств 4:32-37 ;
  • Умерший воскрес от прикосновения к костям Елисея: 4 Царств 13:20-21 ;
  • Иисус воскрешает дочь Иаира: Марк 5:41-43 ;
  • Иисус воскрешает Лазаря: Иоанна 11:43-44 ;
  • Пётр воскрешает Тавифу: Деяния 9:36-41 ;
  • Павел воскрешает Евтиха: Деяния 20:9-12 .

Данная разновидность воскресения является временным воскрешением. Люди, испытавшие такое воскресение, позднее опять ушли из жизни.

2. Воскресение нашего Господа Иисуса Христа
Это воскресение является победой нашего Господа над силами греха и смерти, царящими в нашем мире.

3. Воскресение мёртвых, ожидающееся в конце света.

Давайте же поговорим о воскресении мёртвых, которое ожидается в конце света.

I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ О ВОСКРЕСЕНИИ МЁРТВЫХ

В Ветхом Завете нет слова «воскресение». Но идея воскресения выражается следующими словами:
- «chayah » - жить, ожить,
- «kum » - встать, восстать и
- «kic » - воспрянуть, проснуться, пробудиться.

Все три слова в указанной последовательности употреблены в Книге пророка Исаии: Исаия 26:19 «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов ».
Псалтирь 48:8-20 . Ключевым в этом отрывке является стих 16 : «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня ».
Псалтирь 72:23-24 «Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу ».
Иов 19:25-27а «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога . Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его ».
Даниил 12:2 «И многие из спящих в прахе земли пробудятся , одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ».
II. НОВЫЙ ЗАВЕТ О ВОСКРЕСЕНИИ МЁРТВЫХ

В Новом завете слово, переведённое как «воскресение» - существительное «anastasis » и образованный от него глагол «anistemi » - «встать», «восстать», «восстановить», а также глагол «egeiro » - «просыпаться», «подниматься».

Большинство Евреев верило в воскресение мёртвых.

 Примером являются слова Марфы (сестры Лазаря) в Иоанна 11:20-26 «Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день . Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? »

 Другим примером является свидетельство апостола Павла на суде: Деяния 26:6-8 «И ныне я стою перед судом за надежду на обетование , данное от Бога нашим отцам, которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь. За сию-то надежду , царь Агриппа, обвиняют меня Иудеи. Что же? Неужели вы невероятным почитаете, что Бог воскрешает мертвых ? »

Однако Саддукеи не верили в воскресение мёртвых: Деяния 23:8 «Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения , ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое ». Матфея 22:23 «В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения ». Обратите внимание на то, что саддукеи были единственной группировкой евреев, которые не верили в воскресение мёртвых. Фарисеи же, в отличие от саддукеев, верили в воскресение мёртвых.


1. Учение Иисуса Христа о воскресении мёртвых:
А. Обещание воскресения
Иоанна 6:39-40 «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день ».
Иоанна 6:44 «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день». Иоанна 6:54 «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день ».

Обещание, которое дал Иисус: «Я воскрешу его в последний день »:
- Воскресение будет происходить в последний день , то есть в конце света;
- Воскрешать мёртвых будет Иисус Христос.
Сравните слова Иисуса Христа в Иоанна 6:44 и 6:54 («Я воскрешу его в последний день») со словами апостола Павла во 2-м Коринфянам 1:8-9 «Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых ». Павел написал, что Бог воскрешает мёртвых; Иисус сказал, что Он будет воскрешать мёртвых. Кому-то может показаться, что это противоречие. Но это не так. Эти два места Священного Писания свидетельствуют о том, что Иисус Христос есть Бог.

Б. Детали воскресения :
Матфея 24:30-31 «…тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их ».
Матфея 22:23-32 «В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж , но пребывают, как Ангелы Божии на небесах . А о воскресении мертвых не читали ли вы речённого вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ». То же самое описано в Марке 12:18-27 и Луке 20:27-38.

В. Условие воскресения:
Иоанна 11:25 «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь ; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт ». Главным условием нашего воскресения является - вера в Господа Иисуса Христа.
Именно поэтому залогом нашего воскресения является Святой Дух, который Отец обещал дать и дарует всем верующим в Христа: Римлянам 8:9-11 «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас ». Обратите внимание на то, что в этом отрывке Дух Христов назван Духом Божьим. Это ещё одно доказательство того, что Иисус Христос есть Бог.
Ефесянам 1:13-14 «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего , для искупления удела Его, в похвалу славы Его ».
Залог - это гарантия чего-либо. Вопрос: Гарантией чего является Святой Дух, исходя из данного отрывка? Ответ: Святой Дух является залогом наследия, то есть гарантией воскресения. Иными словами, те верующие в Христа, которые запечатлены Святым Духом (в которых живёт Святой Дух) имеют гарантию воскресения.

Итак, мы видим, что Иисус учил о воскресении. Ученики Иисуса Христа тоже проповедовали о воскресении: Деяния 4:1-2 «Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых ».
Что именно апостолы проповедовали о воскресении мёртвых мы узнаём из их посланий церквам. А из Деяния 4:1-2 мы видим, что апостолы проповедовали о том, что воскресение из мёртвых возможно только в Иисусе Христе. Это перекликается со словами Иисуса Христа в Иоанна 6:44,54 «Я воскрешу его в последний день ».

А теперь давайте подробнее рассмотрим учение апостолов о воскресении:


2. Учение апостолов о воскресении:
Учение о воскресении мёртвых относится к базовым основам христианства: Евреям 6:1-2 «Посему, оставив начатки учения Христова , поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном ».
Ученики Христа предупреждали верующих, что учение о том, что воскресение мёртвых уже было, является ересью: 2 Тимофею 2:16-18 «А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было , и разрушают в некоторых веру ».
2 Тимофею 2:11-12 «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем ; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас ».
Римлянам 6:3-8 «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения , зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним ». Это очень интересный стих, который говорит о том, что наше водное крещение является подобием смерти Христа, а наша обновлённая жизнь является подобием воскресения.
3. Взаимосвязь между воскресением Иисуса Христа и воскресением мёртвых
Воскресение Господа Иисуса Христа является базисом для нашей веры и надежды на воскресение:

1 Коринфянам 15:12-19 «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых , то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых ? Если нет воскресения мертвых , то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают , то и Христос не воскрес . А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков ».
Иисус Христос назван первенцем из мёртвых: Колоссянам 1:18 «И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток , первенец из мертвых , дабы иметь Ему во всем первенство ».
Бог обладает силой воскресения. Таким же образом, как воскрес Господь Иисус, воскреснет и верующий в Него: 1 Коринфянам 6:14 «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею ». 2 Коринфянам 4:13-14 «Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами ».
1 Коринфянам 15 - вся глава говорит о воскресении.

III. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ МЁРТВЫХ?

1. Три определения воскресения мёртвых:
А. Воскресение - это жизнь в новом теле после смерти.
Когда человек умирает, то на самом деле умирает только его тело, а дух возвращается к Творцу. Екклесиаст 12:7 «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу , Который дал его ». Таким образом, понятие о воскресении относится не к нашему духу, а к телу!
Филиппийцам 3:8-11 «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых » + Филиппийцам 3:20-21 «Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его , силою, которою Он действует и покоряет Себе всё ». Вывод, который следует из этих двух отрывков, - Воскресение - это получение человеком прославленного тела.
2 Коринфянам 5:1-5 «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах , дом нерукотворенный , вечный . Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище ; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью . На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа ».
Во-первых, обратите внимание на то, как названо наше земное тело, и как названо наше новое тело, которое мы получим после смерти: Земное тело названо земным домом; хижиной, которая разрушится; смертным. Новое тело названо жилищем на небесах, домом нерукотворным, вечным, небесным жилищем, жизнью.
Во-вторых, обратите внимание на фразу: «На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа ». Она проливает свет на предназначение человека. Господь создал нас для воскресения и жизни вечной!!!

Б. Спасение нашего тела
В Библии воскресение мёртвых также названо спасением: 1 Петра 1:3-5 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время ».

В. Искупление нашего тела
В Библии воскресение мёртвых также названо оживлением тела: Римлянам 8:11 «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас »;
Воскресение мёртвых также названо освобождением от рабства тлению, усыновлением и искуплением тела: Римлянам 8:17-23 «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего ».

У тех, кто доживёт до второго пришествия Христа, земное физическое тело преобразится в прославленное тело. А те, кто умер в Господе, получат новое прославленное тело:
1 Фессалоникийцам 4:13-18 «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес , то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним . Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем . Итак утешайте друг друга сими словами ».

2. Два воскресения мёртвых:
Как Ветхий, так и Новый Заветы предупреждают нас о двух воскресениях: о воскресении праведных и воскресении неправедных:
Даниил 12:2 «И многие из спящих в прахе земли пробудятся , одни для жизни вечной , другие на вечное поругание и посрамление ».
Иоанна 5:28-29 «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни , а делавшие зло - в воскресение осуждения ». Практически то же самое сказал Иисус в Матфея 25:31-46 .
Деяния 24:14-16 «Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках, имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых : праведных и неправедных , чего и сами они ожидают. Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми ».

А. Воскресение праведных - это воскресение жизни .
Лука 14:13-14 «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных ».
Откровение 20:4-6 «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти , но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет ».
Обратите внимание на фразу: «над ними смерть вторая не имеет власти ». Именно поэтому, апостол Павел в послании Ефесской церкви написал, что Господь нас (христиан) уже спас, воскресил и посадил на небесах: Ефесянам 2:4-7 «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним , и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе ».

Б. Воскресение неправедных - это воскресение осуждения .
Откровение 20:11-15 «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая . И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное ».

В какое воскресение воскреснете Вы: в воскресение жизни или в воскресение осуждения? Задумайтесь над этим вопросом. Сегодня ещё не поздно позаботиться о том, чтобы воскреснуть в воскресение праведных.

митр.
  • протопр.
  • прот.
  • свт.
  • прот.
  • свт.
  • блаженный
  • свт.
  • А. Сороковиков
  • Воскресе́ние мёртвых – восстановление физических тел людей в новом состоянии, имеющее наступить со вторым пришествием . Воскресение мертвых, по словам апостола Павла, произойдет во мгновенье ока ().

    Прологом воскресения мертвых является воскресение – Богочеловека Иисуса Христа. Своим крестным подвигом и смертью, а затем последующим Господь преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения всем людям.

    В тоже время искупительное дело Богочеловека не отменило человеческой . Человек добровольно принимает или отвергает подвиг Богочеловека, добровольно следует путем , покаяния и очищения от , или продолжает развивать свои страсти, вступая во вражду с . Принимая подвиг Богочеловека, христианин призывается в чем-то повторить Его жизнь – соумереть со Христом, добровольно распять свои страсти и похоти в этом мире, преобразиться исполнением евангельских заповедей. Для подвизающегося христианина воскресение окажется «воскресением жизни» – такой человек на суд не приходит, ибо перешел от смерти в жизнь (). Что же касается отвергнувшего Бога человека, то для него также наступит воскресение, но как «воскресение осуждения» ().

    Таким образом, в воскресение мертвых произойдет восстановление человеческой природы во всей полноте – человеческие души соединяться с человеческими телами. Однако грешники будут отчуждены от Бога отсутствием собственной решительной воли к добру. Бог действительно будет во всех, «но только в Он будет пребывать «милостиво», а в нечестивых – «немилостиво»», – говорит св. .

    Бог Своей Силой воскресит мертвых нетленными, а тело воскресшего будет нетленно и бессмертно, вследствие чего оно не будет нуждаться ни в пище, ни в питии. По словам св. апостола Павла: «наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, Который уничиженное наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы Своей» ().

    «Какое же это «уничиженное тело», которое Господь преобразит сообразно телу славы Своей?», – спрашивает св. . – Очевидно, что тело, которое есть , падающая на землю и уничижаемая. Преображение же ее (состоит в том), что она, смертная и тленная, сделается бессмертною и нетленною, не по своей собственной сущности, но по действию Господа, могущего смертное облечь в бессмертное и тленное в нетление». Следуя св. , истолковывающему те же слова апостола, Господь «в день воскресения нашего «преобразит тело унижения нашего», которое внутри в преисподней (в могиле) становится прахом ничтожным, – «и соделает» его «сообразным телу славы Своей», то есть бессмертной жизни, коею облек Он «по силе могущества Своего, дабы мог Он подчинить Себе все». Св. учит, что по воскресении «спасенные получат тело неизменное, бесстрастное, тонкое, каково было тело Господне после Воскресения, проходившее через запертые двери, не утомляющееся, не нуждающееся в пище, сне и питье». Св. , следуя Св. Писанию, говорит о преображенном теле праведников в символах света: «…Каковы будут воскресшие из мертвых? Послушай Самого Господа твоего, Который говорит: «тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их» (). Нужно ли мне упоминать о блеске солнечном? Так как верующие должны преобразиться сообразно с светлостью Самого Христа Господа, как свидетельствует апостол Павел: «наше житие», говорит он, «на небесах есть, отонуду же и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его» (), – то преобразится, без сомнения, эта смертная плоть сообразно со светлостию Христа, смертное облечется в бессмертие, посеянное в немощи потом восстанет в силе (ср. )». Св. также считает тела воскресших праведников светоносными, указывая, что они будут сопричастны нетварному сиянию, которым блистала на Фаворе плоть Господа: «Как тело Господа, когда взошел Он на гору и преобразился в Божескую славу и в бесконечный свет, так и тела святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава была тогда распростерта на теле Христовом и воссияла, точно так же и во святых сущая внутри сила Христова в оный день будет преизливаться вовне – на тела их, потому что еще ныне умом своим причащаются они от Его сущности и естества».

    По учению свв. Отцов, тела нераскаянных грешников не станут телами Божественной славы, какими будут обладать праведники. Тела нераскаянных грешников будут отражать гнездящиеся в них страсти, воссоздавать внутренний мир преступников Божественных заповедей, будут внушать отвращение. По слову блаженного Феодорита, достойные небес облекутся небесной славою, а недостойные, имеющие в помышлениях лишь земное, «примут одеяние, соответственное произволению».

    Свт. Иоанн Златоуст замечает: «Смерть… у нас двоякая; потому и воскресение должно быть двоякое. Мы, умершие двоякой смертью, воскресаем и двояким воскресением. Одним мы воскресли пока от греха, ибо погреблись вместе с Ним в крещении и восстали вместе с Ним чрез крещение. Это одно воскресение - освобождение от грехов; а второе воскресение - воскресение тела».«Воскресение души - это ее соединение с Жизнью, Которая есть Христос», - пишет прп. - «как тело мертвое, если не воспримет и не сольется с душою неким образом неслиянно, не бывает и не именуется живым и жить не может, так и душа не может жить сама по себе, если не соединится неизреченным соединением и не сочетается неслиянно с Богом, Который воистину есть Жизнь Вечная».



    Похожие статьи