Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук». Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется прав

Тест ГИА. Задания блока А.

1. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ буква Т обозначает непроизносимый звук.

2) В слове ВХОДЯ первый звук– [ф].

3) В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного[н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове СЕРЬЁЗНОГО звуков больше, чем букв.

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) подивилась

2) вклинилась

3) касаются

4) написал

3. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?

1) пришли

2) привычный

3) прикрыла

4) прислушалась

4. В каком слове правописание суффикса является исключением Из правила?

1) бесценные

2) сосредоточена

4) деревянная

5.Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) перильце 2) берите

3) побежал 4) выговорил

6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»?

1) распрямилась 2) постойте

3) раздаёт 4) отдаёшь

7. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

1) длинный 2) раненые

3) варёных 4) обыкновенно

8. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ВОЗВРАЩАЛСЯ четвёртая буква обозначает непроизносимый согласный звук.

3) В слове ДОЛГУЮ количество звуков и букв одинаково.

4) В слове ПОЯВИЛАСЬ мягкость согласного звука [с, ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

9. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) блестели 2) выпрашивал

3) расстрелять 4) решили

10. В каком слове правописание приставки определяется правилом: « «Правописание приставки определяется е ѐ значением – «присоединение ».

1) прилипли 2) выбритое

3) прорезано 4) проговорил

11. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется Н».

1) очерченных 2) прорезано

3) очевидно 4) неожиданный

12. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СЧАСТЛИВО пятая буква обозначает непроизносимый согласный звук.

2) В слове ДОРОЖКИ буква Ж обозначает звук [ш].

3) В слове ЕЩЁ количество звуков и букв одинаково.

4) В слове БОЯЛИСЬ мягкость согласного звука [с,] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

13. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) зарослями 2) обещания

3) огород 4) стоят

14. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»?

1) воспоминание 2) разрослись

3) прошло 4) сделал

15. В каком слове правописание суффикса является исключением из

правила?

1) окружённых 2) деревянной

3) диковинные 4) пристроен

16. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЕЩЁ количество звуков и букв одинаково.

2) В слове РЕДКО буква Д обозначает звук [ т ].

3) В слове КОНЕЧНО) буква Ч обозначает звук [ ш ].

4) В слове ВЫЯСНИЛОСЬ мягкость согласного звука [с, ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

17. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) танцуют 2) положила

3) развеселилась 4) стоят

18. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется З».

1) разводила 2) расхаживала

3) рассказывала 4) выскакивала

19. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

1) белоснежный 2) золочёный

3) отдалённая 4) стеклянный

20. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ПОЧУВСТВОВАЛ согласный В является непроизносимым.

2) В слове ПРЕДЧУВСТВИЕ происходит оглушение звонкого согласного.

3) В слове ПРОЗРАЧНОСТЬ мягкость согласного [т,] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .

4) В слове РУЖЬЁМ звуков больше, чем букв.

21. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) озарило 2) издали 3) казалось 4) промахнув

22. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С».

1) сходить 2) вспомнил 3) прислушиваясь 4) приходил

23. В каком слове правописание суффикса определяется спряжением глагола, от которого образовано прилагательное.

1) невидимую 2) размашистый 3) прошедшее 4) собирался

24. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове МИНИРУЕМ количество букв и звуков совпадает.

2) В слове БЕРЕГ происходит оглушение.

3) В слове ДЕСЯТЬ мягкость согласного [т’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове ГРУСТНО согласный звук [т] является непроизносимым.

25. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) растениями 2) голубые 3)набивают 4) удивил

26. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»?

1) приносили 2) рассматривала

3) получил 4) наклеила

27 . В каком слове правописание приставки определяется правилом:

«В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

1) длинной 2) диковинные

3) зелёная 4) сощуренными

28. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове НЕСЧАСТНЫЕ согласный звук [т]является непроизносимым.

2) В слове НЕСЧАСТНЫЕ третий звук – [щ’].

3) В слове ПРИШЛОСЬ мягкость согласного [с’]на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове БРАТЬЕВ звуков больше, чем букв.

29. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) горели 2) телевизор

3) разрешили 4) посмеялись

30. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется З».

1) готовил 2) изредка 3) происходит 4) замурлыкала

31. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н».

1) выдран 2) лишённые 3) испуганно 4) несчастные

32.Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СЧАСТЛИВ согласный звук [т] является непроизносимым.

2) В слове УПРЯЖЬ последний звук – [ш].

3) В слове ОБЪЯСНИТЬ мягкость согласного [Т "] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .

4) В слове ЕГО букв больше, чем звуков.

33. Укажите слова с чередующейся гласной в корне.

1) убирала 2) одолеет

3) памятная 4) стирала

34. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С».

1) разъяснить 2) рассказчицы 3) впустит 4) услышим

35. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

1) белоснежный 2) ветреная

3) диковинные 4) позолоченных

36. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове АВТОГРАФ согласный звук [т]является непроизносимым.

2) В слове ВСЁ первый звук [ф].

3) В слове УЧИТЕЛЬ мягкость согласного [с , ]на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .

4) В слове МОЯ звуков больше, чем букв.

37. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) изложения 2) рассказывала

3) творить 4) пробудил

38. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С ».

1) поставил 2) напишем 3) испугался 4) раздача

39. В каком слове правописание суффикса является исключением изправила?

3) бесшумно 4) стеклянная

40. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СЧАСТЛИВЫМ согласный звук [т] является непроизносимым.

2) В слове СЧАСТЬЯ первый звук – [щ’].

3) В слове СТАТЬ мягкость согласного [т "] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .

4) В слове ЕЙ звуков меньше, чем букв.

41. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) загорелся 2) укреплялись 3) вливая 4) стоят

42. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С».

1) расстраиваться 2) смутился 3) покрылась 4) разбудила

43. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

1) нитяную 2) выскобленную 3) деревянной 4) обиженно

ответы

    1,4

    1,3

1)Из предложение выпишите слово,в котором правописание приставки определяется её значение-"Присоединение"

В соседнем доме,на первом этаже,болел парнишка-он был прикован к постели.Это у него была такая такса-черная головешка на четырех ножках.Женечка стоял под окном и слышал разговор Косты и больного мальчика.Она тебя идет-говорил больной.Ты болей,не волнуйся,-слышался голос Косты. МАть хочет продать Лаптя.Ей не когда с ним гулять.Приду утром,-после некоторого раздумья отвечал Коста.Только очень рано,до школы.Пошли,Лапоть!
2)Из предложение выпишите слово,в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.
Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор.Однажды поселилась в чащобе косогора,пожалуй,одна из самых скрытных зверушек-белогрудая куница.Вскоре у нее появились детки.
3)Из предложение выпишите слово,в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.
Толик разглядел,как в дыму,окутавшем окрестности,к дому ринулись,раскручивая на ходу шланги,двое пожарных в касках и подъехала еще одна машина.Но пожарные бежали медленнее,потому что их задерживал тяжелый шланг, и Толик с отцом обогнали их.Рядом с Темкиным домом стоял сухой тополь.Он уже горел вовсе,словно факел.Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу,и крыша вспыхнула на глазах у Толика,занялась в одном мгновенье.
4)Из предложение выпишите слово,в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.
Целый день охотник гнался по следам и отмечал каждую мелочь,радуясь,что следы на этот раз отпечатались на снегу особенно резко.Он освободился от лишний одежды и мешавших ему вещей,и теперь ничто не препятствовало ему бесшумно передвигаться вперед и вперед.Внезапно вдали что-то мелькнуло среду кустов,растущих здесь особенно густо.Может быть,это птица?-подумал Ян.Но,внимательно всмотревшись,он понял:серое пятно в кустах-это Олень Песчаных холмов.

Из предложений выпишите слово, в котором прав описание суффиксов определяется правилом:"В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется

НН-"
И это ощущение образует такую сверкающую действительность, что по сравнению с ней паркерово перо в моей руке и самая рука с уже сморщенной кожей кажутся мне аляповатым обманом. Зеркало насыщено июльским днем. Лиственная тень играет по белой, с голубыми мельницами печке, и солнечные лучи скользят по стенам

из предложения 3 выпеши слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки определяется правилом: "Если после приставки следует глухой согласный, то на

конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук"

(3) Изредка мы устраивали на чердаке раскопки, и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины обнаруживался то я щик от масляных красок, то сломанный перламутровый веер, то медная кофеная мельница времен севастопольской обороны.

Правописание приставок.

1) Укажите номер слова, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце ее пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»?
1) и…черпать
2) чре…мерный
3) бе…жизненный
4) во…делать

2) Укажите номер слова, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного.
1) пр…писать
2) пр…образовать
3) …бежать
4) ра…горячиться

3) В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце ее пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук»?
1) и…жарить
2) и…царапать
3) ра…шнуровать
4) бе…цветный

5) Укажите, в каком варианте ответа «четвертое лишнее»
1) бе…козырка
2) н…берешься
3) п…ределывать
4) по…бежал

Приставки на –З и –с

1. Вспомнить, что данная формулировка задания отправляет к изменяемым приставкам на письме. Это приставки, оканчивающиеся на –З, - С: БЕЗ-; БЕС-; ВОЗ-; ВОС-; (ВЗ-; ВС), ИЗ-; ИС-; НИЗ-; НИС-; РАЗ-; РАС-; РОЗ-; РОС-; ЧРЕЗ-; ЧРЕС-.

2. Подчеркнуть в данных предложениях слова, в которых встречается данные буквенные сочетания.

3. Подчеркнутые слова разобрать по составу, чтобы убедиться, что данные слова можно отнести к словам с приставками на –З; -С. (Не забудьте подобрать родственные слова других частей речи, желательно без приставки!!!)

4. Ещё раз прочитать задание, проверив на какую букву должна заканчиваться приставка, с какой звук обозначает первая буква корня!

5. Записать найденное слово (-а) в бланк ответов в той форме, в какой оно написано в предложении.


Приставки ПРЕ- и ПРИ-

1. Вспомнить, что данная формулировка задания отправляет к изменяемым приставкам на письме. Это приставки ПРИ-; ПРЕ.

2. Вспомнить, что правописание изменяющихся приставок ПРИ-; ПРЕ зависит от значения:

ПРЕ-

ПРИ-

· когда она придает словам значение предельной степени действия , превосходящего какую-либо меру, или высшей степени качества : превозносить, превышать, преувеличивать, превосходить, преуспевать; превосходный, прехорошенький, премилый, премило;

· когда она имеет значение приставки пере- : преградить (перегородить ), превратить, прекратить, предание (передать ), преступить (переступить ), превратный (перевернутый ), преемник (перенимать ).

· пространственной близости , смежности: приморский, Приамурье, прибрежье, пристанционный, приусадебный;

· прибавления, приближения, присоединения : приклонить, пригнать, привести, привязать, примерзнуть, пристегнуть;

· неполноты действия: привянуть, приоткрыть, прилечь, приспустить, приутихнуть;

· доведения действия до конца , до определенного результата: приискать, прикончить, приглушить (заглушить совсем ), приучить, придумать, прирезать;

· совершения действия в собственных интересах , усиленного проявления действия: приглядеться, прикарманить, приманить, принарядиться, припрятать, присвоить, прислушаться;

· сопутствующего действия : припевать, присвистывать, пританцовывать.

ЗАПОМНИ СЛОВА, в которых правописание приставокПРИ – ПРЕ- зависит от их лексического значения :

· при творить(дверь) = чуть-чуть закрыть, прикрыть
пре творить(мечту в жизнь) = осуществить

· при бывать(на вокзал) = приезжать
пре бывать(на вокзале) = находиться

· при зреть(сироту) = помочь ей, приютить
пре зирать(врага) = плохо относится к нему, не уважать

· при дать(форму) = добавить, подправить
пре дать(друга) = изменить ему, выдать

· при ступить(к выполнению упражнения) = начать
пре ступить(через закон) = нарушить

· при клоняться(к дереву) = чуть-чуть прикоснуться
пре клоняться(перед подвигом) = испытывать уважение

· при падать(на левую ногу) = чуть-чуть прихрамывать
пре подать(урок) = научить чему-либо

· при дел(к дому) = добавить, пристроить
пре дел(чувств) = крайность, последняя грань

· при емник(“Маяк”) = аппарат, принимающий радиоволны
пре емник(отца) = продолжатель

· при ходящий (врач) = кто приходит
пре ходящее(значение) = временное

  1. Подчеркнуть в предложении слова с приставками ПРИ-; ПРЕ-
  2. Разобрать подчеркнутые слова по составу. Обязательно подобрать однокоренные слова другой части речи.
  3. В найденном слове или словах проверить значение приставки
  4. Записатьслово (-а) в бланк ответа в той форме, в которой оно (-и) дано (-ы)в предложении.

Например: Из данных предложений выпишите слово (-а), правописание ПРИСТАВКИ в которых определяется правилом: «Если приставка имеет значение совершения действия не в полном объеме, то в ней пишется буква И».

Какая стоит необыкновенная тишь! В предчувствии холодов притихли птицы.Ветка слегкапригнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя.

К типу заданий «Правописание приставок, зависящих от значения» относятся следующие часто встречающиеся формулировки:

  • Из предложений №... выпишите слова, правописание ПРИСТАВКИ в которых зависит от их значения.
  • Из предложений №... выпишите слова с приставкой, обозначающей неполноту (и др) действия…

Неизменяемые приставки

  1. Вспомнить приставки неизменяемые на письме: О-, У-,В-, С-, ВО-, ДО-, ЗА-, НА-, ПО-, ОТ-, ОБ-, ПОД-, НАД-, ПРО-, ПРЕД-, ПЕРЕ- и др.
  2. Выделить в предложении слова с данными приставками.
  3. Разобрать выделенные слова по составу, чтобы убедиться в наличие в них неизменяемых приставок, подобрав однокоренные слова других частей речи.
  4. Занести слово (-а) в бланк ответав той форме, в которой слово используется в предложении.

Например:

В3. Из предложений №… выпишите слова с неизменяемыми на письме приставками.

Бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у нас на полке, незаметно теряет своё обаяние. Она сливается с другими.

К типу заданий «Правописание приставок, неизменяющихся на письме» относятся следующие часто встречающиеся формулировки:

  • Из предложений № … выпишите слово (-а), в ПРИСТАВКЕ которого последний согласный звук оглушается, но на письме не изменяется»

Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно.

О-

окликнул, остановка, осадок, онеметь

ДО-

добраться, дойти, догадка

ПО-

поверье, подворье, порезать, полагаться

ПРО-

проварить, пробел, проделка, произрастать

ПРА-

в особом значении: прабабушка, праязык

НА-

нападение, накрыть, нагнать

ЗА-

задаваться, заключенный, забрать, забить

НАД- (НАДО-)

надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться

ПОД- (ПОДО-)

подтаять, подточить, подсказать, подождать

ОТ- (ОТО-)

отдать, отдых, отодвинуть, открыть

ОБ- (ОБО-)

обстричь, обточить, обтереть, обойти

В- (ВО-)

всласть, вшить, вцепиться, вовлечь

ПРЕД-

председатель, предшественник, предрешать

ПЕРЕ-

перегной, перелить, перекос

С-(СО-)

сдвинуть, сбиться, сберечь, согнуться

ПОМНИ! Что приставки, оканчивающиеся на звонкий согласный, могут перед глухим согласным ОГЛУШАТЬСЯ.

ПОМНИ! Что приставки, оканчивающиеся на глухой согласный, могут перед звонким согласным

ОЗВОНЧАТЬСЯ.

Приставки через дефис

  1. Вспомнить, что только в наречиях приставка пишется через дефис: приставка ПО- (если в слове есть суффиксы –ОМУ; -ЕМУ; -И), приставка В- (ВО-) (если есть суффиксы –ЫХ; -ИХ)
  2. В данных предложениях подчеркнуть (или выписать) слова, написанные через дефис.
  3. Проанализировать выделенные слова: почему в них пишется дефис (наличие приставок ПО-; В- (ВО-)
  4. Найденное слово записатьв бланк ответа в той форме, в которой оно дано в предложении.

Рассуждаем :

1. Вспомнили, что дефис в приставках пишется только в наречиях с приставками ПО-; В- (ВО-)

2. Выписать из предложения слова, написанные через дефис. Только одно слово: по-своему.

3. Данное слово отвечает на вопрос: как?, имеет приставку ПО- и суффикс –ОМУ.

4. Записываем слово «по-своему» в бланк ответов.

К типу заданий «Правописание приставок через дефис» относятся следующие встречающиеся формулировки:

  • Из предложений № … выпишите слово (-а), правописание приставки в котором зависит от наличия определенного суффикса

4 задание (с экзаменационных текстов 2017г.)

На …З, или …С

Приставка С- не входит в эту группу.

1) «В при­став­ках, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -З и -С, перед звон­ки­ми со­глас­ны­ми пи­шет­ся З, перед глу­хи­ми со­глас­ны­ми — С».

2) пра­во­пи­са­ние при­став­ки за­ви­сит от глу­хо­сти — звон­ко­сти по­сле­ду­ю­ще­го со­глас­но­го.

Рас сказал, ис пуганно, бес корыстных, вс помнить, вз рывов, раз валин, вс поминает, вс помнила, раз думывая, бес следно, бес словесным, рас сказывая, рас сказывал, рас спросами, ис портил, раз говор, бес спорным, рас сказывала, вос хваляют, из­ ба­ло­ван­но­стирас­ сы­па­ют­ся, рас­ хо­тел, рас­ кро­ем, рас ­хва­та­ли, ис пугался, рас ­сер­дить­ся, вос пел, раз ­ли­лась, раз­ би­тых, рас ­пе­ча­ты­ва­ет, раз ­вер­нув­шись, ис­ ху­да­ло­го, раз­ вез­ли, рас­ те­ря­лась, ис портил, рас терялась, бес­ по­во­рот­но, рас­ ти­рал, раз­ дал­ся, рас­ сме­ял­ся, рас ­ста­вать­ся, бес­ чест­ных, не­рас­ тра­чен­ной, вз рас­тил, рас­ те­рял­ся. рас­ ста­вил, ис­ па­ха­ли, без звучно, из балованности, без различием, вз дохнула,

1) В слове РАС­СКА­ЗАЛ пра­во­пи­са­ние при­став­ки опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В при­став­ках, окан­чи­ва­ю­щих­ся на З и С, перед звон­ки­ми со­глас­ны­ми пи­шет­ся З, перед глу­хи­ми со­глас­ны­ми — С».

В слове НЕ­ИЗ­ВЕСТ­НЫЙ нет при­став­ки ИЗ.

(Ис­точ­ник: не/изве́стн/ый

2) «успо­ка­и­ва­ет» при­став­ка У

3) сгорит – с – неизменяемая приставка,

4) расстояние – нет прист.

При­став­ка пи­шет­ся все­гда оди­на­ко­во не­за­ви­си­мо от про­из­но­ше­ния.

Неизменяемая приставка (+ с-)

о кру­жи­ли, ­за­ ра­нее, с низу, от крою, в скоре, с жал, с горевшие, с держалась (звук озвончается)

В слове скры́/ть(ся)−скрыт­ных нет при­став­ки.

ПРИ-

1) на­пи­са­ние при­став­ки опре­де­ля­ет­ся её зна­че­ни­ем «не­пол­но­та дей­ствия», «приближение», «присоединение», «рас­по­ло­же­ние вб­ли­зи чего-либо»

при­ тро­нул­ся, при бегал, при щурился, при ­тво­рив, при­ е­хал, при шёл, при ­хо­дят, при остановился, при едет, при тихший, при ходит,при наряженных, при поднимала, при мчался,при вели, при ­сы­ла­ют , при ­хо­дят, при ­от­крыть, при­ сел, при­ от­крыв, при ­де­лал,при шёл, при­ бреж­ном, при­ кры­ла, рас ­те­рял­ся, при­ под­ни­мал, при жали, при шли, при ­вок­заль­ный, // при ­тор­мо­зил, при­ встал, при ­кры­ва­ла, при нес, при поднял, при жавшись, при бежал, при ­жи­мая, при ­оста­но­вил­ся, при­ плывёт. при­ щу­рен­ны­ми, при остановился, при крой, при кован (присоед.), при город (располож.вблизи)

Слово «при­сох » в дан­ном кон­тек­сте си­но­ним за­стыл, замер, в этом слове нет не­пол­но­ты дей­ствия.

При несите – «приближение»

Через дефис

При­став­ка ПО пи­шет­ся через дефис в на­ре­чи­ях с суф­фик­сом -ОМУ,-ЕМУ: по -летнему, по -другому.

КОЕ-кто, КОЕ-что.

От ударения

— (42)Фи! — свист­нул Лёвка. — (43)Плак­са какая! По­ду­ма­ешь — рыжий кот про­пал!

(44)Так про­шло ещё не­сколь­ко дней. (45)Все со­се­ди вклю­чи­лись в по­ис­ки кота, а не­счаст­ная Марья Пав­лов­на со­всем от­ча­я­лась и слег­ла с сер­деч­ным при­сту­пом.

3. Из пред­ло­же­ний 1—5 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние при­став­ки опре­де­ля­ет­ся её зна­че­ни­ем — «не­пол­но­та дей­ствия».

(1)Она воз­ник­ла перед взгля­дом Алек­сея как-то ве­че­ром, в час бе­ше­но­го при­сту­па его боли, и мимо не про­шла, за­дер­жа­лась. (2)Это уж потом узнал Пря­хин, что ра­бо­та­ет тётя Груня не са­ни­тар­кой, не мед­сест­рой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены об­хо­дит гос­пи­таль­ные па­ла­ты, чтобы кому во­дич­ки по­дать, кому по­до­ткнуть хо­лод­ное су­кон­ное оде­яль­це, хотя никто её об этом не про­сил. (3)Толь­ко разве надо про­сить, когда война, когда люди нуж­да­ют­ся в со­стра­да­нии боль­ше, чем в хлебе? (4)И не­гра­мот­ная ста­ру­ха бро­ди­ла ве­че­ра­ми между коек, взби­вая по­душ­ки, кладя ком­прес­сы на жаром пы­шу­щие лбы и при­го­ва­ри­вая, при­го­ва­ри­вая какие-то сло­веч­ки, то ли уба­ю­ки­вая ими, то ли сказ­ку какую вол­шеб­ную рас­ска­зы­вая.

(5)Вот так же вошла она в Алек­се­ев взгляд, в его рас­ши­рен­ные болью зрач­ки, при­ло­жи­ла ла­до­шку к щеке, как-то удоб­но об­ло­ко­ти­лась, по­сто­я­ла ми­ну­точ­ку, вздох­ну­ла и на­кло­ни­лась к Пря­хи­ну, не­ожи­дан­но силь­но, но ак­ку­рат­но при­под­ня­ла одной рукой его го­ло­ву, а дру­гой взби­ла по­душ­ку.

4. Из пред­ло­же­ний 19—24 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние при­став­ки опре­де­ля­ет­ся её зна­че­ни­ем — «При­бли­же­ние».

(19)При­слу­ши­вай­тесь к своим чув­ствам, на­блю­дай­те окру­жа­ю­щий вас мир и пи­ши­те. (20)Но пи­ши­те так, как вы чув­ству­е­те, и так, как вы ви­ди­те, а не так, как до вас чув­ство­ва­ли и ви­де­ли дру­гие поэты, пусть даже самые ге­ни­аль­ные. (21)Будь­те в ис­кус­стве не­за­ви­си­мы, при­не­си­те новое. (22)Этому можно на­учить­ся. (23)И тогда перед вами от­кро­ет­ся не­ис­чер­па­е­мый мир под­лин­ной по­э­зии. (24)Вам ста­нет легче ды­шать. (2)Оно было мел­ким и плос­ким. (3)Волны не об­ру­ши­ва­лись на низ­кий берег, а тихо и не­то­роп­ли­во на­пол­за­ли на песок и так же мед­лен­но и без­звуч­но от­ка­ты­ва­лись, остав­ляя на песке белую каёмку пены.

7. Из пред­ло­же­ний 30—34 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром при­став­ка имеет зна­че­ние при­со­еди­не­ния.

(30)Од­на­ж­ды Ев­ге­ния Ива­нов­на не вы­дер­жа­ла и ре­ши­ла про­ник­нуть в та­ин­ствен­ную жизнь сво­е­го уче­ни­ка. (31)После звон­ка она вы­скольз­ну­ла из клас­са вслед за Ко­стой и, пря­чась за спины про­хо­жих, про­во­ди­ла его до дома. (32)Коста исчез в подъ­ез­де и минут через пять по­явил­ся снова. (33)Даже не за­ме­тив свою учи­тель­ни­цу, он пронёсся мимо, а Же­неч­ка по­спе­ши­ла за ним.

(34)В со­сед­нем доме, на пер­вом этаже, болел пар­ниш­ка — он был при­ко­ван к по­сте­ли.

8. Из пред­ло­же­ний 1—17 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние при­став­ки опре­де­ля­ет­ся её зна­че­ни­ем— «рас­по­ло­же­ние вб­ли­зи».

1)Од­на­ж­ды ве­сен­ним днём пас­са­жир­ский поезд с гро­хо­том и ляз­гом нёсся по при­го­ро­ду Токио. (2)Наш вагон был от­но­си­тель­но пуст — в нём ехали не­сколь­ко до­мо­хо­зя­ек с детьми и по­жи­лые люди.

(3)На оче­ред­ной стан­ции двери ва­го­на от­кры­лись, и не­ожи­дан­но спо­кой­ствие было на­ру­ше­но муж­чи­ной, ко­то­рый бук­валь­но вва­лил­ся в наш вагон, вы­кри­ки­вая ру­га­тель­ства. (4)Он был круп­но­го те­ло­сло­же­ния, одет в ра­бо­чий ком­би­не­зон. (5)Вы­крик­нув что-то, он с во­ин­ствен­ным видом на­пра­вил­ся к жен­щи­не с ребёнком.

(6)Поезд тро­нул­ся, на­хо­див­ши­е­ся в ва­го­не пас­са­жи­ры за­мер­ли от стра­ха. (7)Я встал. (8)Тогда, два­дцать лет назад, я был молод и в хо­ро­шей спор­тив­ной форме. (9)По­след­ние три года я ре­гу­ляр­но за­ни­мал­ся ай­ки­до — япон­ской борь­бой. (10)Мне нра­ви­лась эта борь­ба, но моя вы­уч­ка не была про­ве­ре­на в на­сто­я­щем бою.

(1)Между двумя де­ре­вень­ка­ми рас­ки­нул­ся мо­гу­чий ко­со­гор.

(2)Од­на­ж­ды по­се­ли­лась в ча­що­бе ко­со­го­ра, по­жа­луй, одна из самых скрыт­ных зве­ру­шек — бе­ло­гру­дая ку­ни­ца. (3)Вско­ре у неё по­яви­лись детки.

10. Из пред­ло­же­ний 1—4 вы­пи­ши­те слово, на­пи­са­ние при­став­ки в ко­то­ром за­ви­сит от суф­фик­са.

(1)Подъём по до­ро­ге, ве­ду­щей к дому, был кру­той. (2)Ки­рилл оста­но­вил­ся, со­ско­чил с седла и пошёл по тёплому ас­фаль­то­во­му тро­туа­ру, держа ве­ло­си­пед за руль. (3)Было без­люд­но, цвели в при­до­рож­ной ка­на­ве ма­лень­кие ро­маш­ки, и со­всем по-лет­не­му гудел в траве у де­ре­вян­но­го за­бо­ра шмель. (27)— Ни­че­го. (28)Ко­неч­но, ты не стал. (29)Но бы­ва­ют и горь­кие при­ме­ры... (30)Вот по­смот­ри. - (31)Из ящика пись­мен­но­го стола она до­ста­ла пачку фо­то­гра­фий, нашла нуж­ный сни­мок и про­тя­ну­ла его Ки­рил­лу.

12. Из пред­ло­же­ний 41—44 вы­пи­ши­те слово с не­из­ме­ня­е­мой при­став­кой, со­глас­ный звук в ко­то­рой озвон­ча­ет­ся.

— (41)Твой отец, на­вер­ное, гор­дит­ся. (42)Мой бы страш­но уди­вил­ся, если б я чего такое со­тво­рил, — улыб­нул­ся Костя.

(43) Ника по­мрач­не­ла. (44)Ис­ку­ше­ние рас­ска­зать Косте о рав­но­ду­шии отца, о не­по­ни­ма­нии, об оди­но­че­стве было ве­ли­ко, но в по­след­ний миг Ника сдер­жа­лась: не­за­чем выплёски­вать свои обиды.

36. Они у нас лежали в маленькой длинной коробочке, слева на столе. И мать, вероятно, долго выбирала, пока не остановилась на этой – зелёной и красивой. Стояла, склонившись над столом, и, сняв очки, рассматривала их близорукими, сощуренными глазами и…

Из предложений 30–32 выпишите С ».

37 . - Дети придут и уйдут, а книги не замёрзнут.

- Да вы что! - вскричала Татьяна Львовна. - Книги страдают не меньше людей, только сказать не могут.

Из предложений 32-34 выпишите

38. Около месяца назад я заблудился в заполярной тайге, пробыл в ней четверо суток, смертельно испугался поначалу, потом, однако, опомнился, держался по-таёжному умело, стойко, остался жив и даже не простудился.

Из предложения 22 выпишите С ».

39. Я даже представить не могу, что у нас когда-то не было Кита. Мы взяли его маленьким, и он рос хоть и незаметно, но прямо на глазах - так, как идут минутные стрелки. Я помню, как у него нос вытягивался, уши, туловище...А когда мы первый раз привели его на выставку, он оказался лучшей собакой в Москве.

Из предложений 15-18 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения.

40. Во рту спереди торчат два жёлтых зуба. Поправляет сбившийся платок и, приветливо улыбаясь, охотно разговаривает и рассказывает о себе.

Из предложений 16–17 выпишите слово с неизменяемой приставкой,

41. Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, потом прятала их, сберегая для потомства, а многие помнила наизусть. С моцартовской лёгкостью Маша перелагала свои стихи на музыку и исполняла их под гитару.

Из предложений 7-9 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении парный глухой согласный уподобляется следующему после приставки звонкому согласному звуку (происходит озвончение).

42. Но вот он опять поднял руки и ударил по клавишам – многолюдный зал мгновенно притих. В эту минуту вошёл старик, внимательно оглядел толпу, охваченную одним чувством, направившую на слепого горящие взгляды.



Из предложений 17–18 выпишите слово, в котором приставка имеет значение неполноты действия.

43. Город кончался, и вскоре показалось море. Оно было мелким и плоским. Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и так же медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каёмку пены.

Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется З ».

44. Понятно, - размышляя, сказал он. - А здесь что, почему ты её выбрал?

выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного следующей после неё буквой.

45. Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина.

выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется с ».

46. Белогрудка совсем рассвирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. Её всё же изловили и посадили в ящик, где она грызла доски, крошила щепу.

выпишите слово, в котором правописание приставкиопределяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется з ».

47. Однажды вечером, когда хлынул неожиданный для осени тёплый проливной дождь с громом и яркими молниями и лётчики решили устроить «вечер отдыха», около одиннадцати в землянке появился Яровой. Очевидно, после ужина он бродил где-то по лесным опушкам, потому что к голенищам его сапог прилипли осенние листья.

выпишите слово, в котором правописание приставкиопределяется её значением – «присоединение».

48. Но однажды Пашкин отец в сумерки наступил на рычаг, и его окатило с головы до ног. Он тут же изломал Пашкину «механику» и задал бы самому изобретателю, да тот убежал.



слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

49. Ходят, картинно обняв своих дам, по-полотёрски усердно работают ногами и всем залом дружно пришепётывают: «Чу-чу-чу-чу!»Мы сидели, повернувшись вполоборота к танцующим, и с усмешкой, а может быть, и с удовольствием наблюдали за этим экзотическим действом.

выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения.

50. Лягушка так увлекалась этой сказкой, что замирала и её приходилось щекотать палкой, чтобы она очнулась и ушла к себе, под сгнившее крыльцо нашего старого дома, на ступеньках которого ухитрялись расцветать одуванчики.

слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении парный глухой согласный уподобляется следующему после приставки звонкому согласному звуку (происходит озвончение).

51. Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки.

52. В ту ночь меня разбудили, когда стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час.

– Товарищ старший лейтенант, разрешите обратиться... Тут задержали одного... Требует доставить в штаб. На вопросы не отвечает: говорить, мол, буду только с командиром.

Я, привстав, у самых дверей увидел худенького паренька лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего.

слово, в котором приставка имеет значение неполноты действия.

53. Дымчатое пушистое тельце снова промелькнуло под ногами людей и скрылось в дупле.

- Ловко! - засмеялся паренёк. - А я вот её враз шапкой накрою! Ой, дядя Степан, чего ты? Больно!

- Я те дам, шапкой! - сурово проговорил старый пильщик. Он с силой дёрнул парня за руку от ёлки. - Не видишь разве? Мать!

- Мать! - тихо повторил другой пильщик. И люди осторожно расступились.

54. И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. А вокруг стояли люди.

слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

55. Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.

Выпишите слово, в котором правописание приставкизависит от значения приближения, присоединения, которое она придаёт слову.

56. Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. «Как я скажу Андрею?» - мучительно думала Динка. А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении парный глухой согласный уподобляется следующему после приставки звонкому согласному звуку (происходит озвончение).

57. Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова. Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо, а Женечка поспешила за ним. В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели.

выпишите слово, в котором приставка имеет значение присоединения.

58. Она обладала чудесным даром останавливать время. Проводя людей по комнатам, давала пояснения. Это не было экскурсией, какие проводят профессиональные экскурсоводы. Это была великолепная народная сказка. В комнате няни она обычно читала наизусть письма Арины Родионовны, которые няня писала Пушкину из Михайловского, и в устах рассказчицы они звучали особенно задушевно.

слово, в котором правописание приставкиопределяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С ».

59. Там, где разрослись кусты калины, – тёмный уголок. Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай.

слово, в котором правописание приставки не зависит от глухости/звонкости звука, обозначенного следующей после приставки буквой.

60. Когда я был школьником, я ходил в фотокружок. Там я впервые узнал, что такое творчество, а главное, я испытал серьёзное и взрослое отношение к себе.

слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкостизвука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

61. Хорошо, – скажете вы, – в темноте, конечно, можно расслышать пение или музыку, но непонятно, как актёры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу. Что в этом мраке могли увидеть зрители?

Но война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и выдумки.

слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С ».

62. И много чего другого не успел я сделать там, до войны, пока отец был так неправдоподобно близко. Например, порыбачить не успел, сходить с ним на охоту. Я вспомнил, как отец уходил с ружьём.

выпишите слово, в котором правописание приставкиопределяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С ».

63. Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. Но как-то пугала так называемая «анатомичка». Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу.

выпишите образованное(-ые) приставочно-суффиксальным способом наречие(-я), в котором (- ых) правописание приставки зависит от суффикса.

64. Но чтили его и все остальные, поэтому школьный зал был переполнен. И Оленька не смогла провести туда подругу.

- Я не нашла для Люси места в зале, - рассказывала в тот вечер Оля.

выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

65. Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...

– Да, конечно, – сказал Лис.

Он умолк. Потом прибавил:

– Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.

слово, в котором правописание приставкиопределяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется З ».

66. - А ты, значит, пришёл третьим? - Папа улыбнулся, и мне это было очень приятно. - Третье место тоже призовое, бронзовая медаль! Ну, а кто же на четвёртом остался?

выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением приближения, которое она имеет.

67. В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице. Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.

слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

68. Даже когда он стал взрослым, то, будучи в самых сложных переделках, он, вспоминая дом, думал не только о родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых никогда не знал…

слово, в котором правописание приставкиопределяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

69. Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. На нём крупно было написано: «Зарабатываю на скрипку».

слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

70. И... произошло чудо. Кошки заболели. Они беспомощно лежали на полу, лишь изредка открывая помутневшие глаза: кошачий грипп.

слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется З ».

71. Словом, прижился в военной среде, приобретя приятелей среди офицерства, а ещё более – среди солдат. Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности.

слово, в котором выбор приставки определяется тем, что она придает слову значение действия, совершаемого в собственных интересах.

72. Санька кинулся было в избу, но столкнулся на пороге с матерью, которая держала в руках чугунок. – Постойте, мальцы... Вот картошек варёных возьмите.

– Мамк, ты денег не бери! – заторопился Санька. – Слышь, не надо! Они не себе хлеба хотели купить, докторше!.. Она, говорят, отказывается, а сама голодная ходит!

Мать поставила чугунок на перильце, распрямилась.

слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С».

73. – Канандер? – недоумевая, переспросила она.

– Это, мама, французский очень дорогой и вкусный сыр, разве ты не знаешь?

Она всплеснула руками и засмеялась:

слово, в котором правописание приставкизависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

74. Где-то далеко стреляют зенитки, бродят прожектора по небу, вздыхает во сне Валега. Он лежит в двух шагах от меня, свернувшись комочком. Маленький круглоголовый мой Валега! Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка…

слово, в котором правописание приставкиопределяется правилом: «На конце приставки пишется буква, обозначающая глухой согласный звук, если после приставки следует глухой согласный».

75. Как-то ночью прошли две наши дивизии. Шли долго, беспрерывно, всю ночь напролёт, батальон за батальоном. Раза два немцы пытались сгоряча перебраться через овраг, и тогда начиналась автоматная трескотня.

слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит озвончение.

76. Вот беда! – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев. Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.Дагни даже всплеснула руками.

– Ой, как долго!

слово, в котором правописание приставкиопределяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С ».

77. У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова. И она прислала записку.

слова, в которых правописание приставки зависит от её значения.

78. Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С ».

79. Руки были сложены аккуратно, пальчик к пальчику, на одном серебряное колечко посверкивало. Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас.

слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

80. Чего рассказывать? - ответил Лёнька. - Разве про старушек в нашей деревне. Старушки эти - дочери знаменитейшего художника Пожалостина.

слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

81. Ему повторяли то, что прочёл Пушкин. Но тут автор обидных строк, вскочив с постели, подбежал к другу. – Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? – воскликнул он, - Ну, говори! Что же ты молчишь? Слово, в котором правописание приставки не определяется правилом (является исключение)

82. И вот настал час прощания. – Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис. – Ведь я не хотел, чтобы тебе было больно, - сказал Маленький принц. – Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил… - Да. Конечно, - сказал Лис. Он умолк. Потом прибавил: - Поди взгляни на свои розы, а когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Слово, в котором правописание согласной в приставки не зависит от последующего звука.



Похожие статьи