«Женское масонство», «женское Евангелие», женщина — Верховный жрец и Глава церкви. Женщины и масонство Женщины масоны

Зодческая работа сестры А.К.

Часть 1. От Гипатии Александрийской к Восточной звезде

В противоположность утверждению Данте «Оставь надежду всяк сюда входящий» масонство открывает двери надежды для всякого, кто ищет, вне зависимости от вероисповедания, политических убеждений, социального статуса или пола. Как ответила Андре Бюизин, глава Верховного совета Женской ложи Франции, посвящённая в 1952 году, на вопрос: «Являетесь ли вы масоном» - «Я до сих пор имею счастье им быть!». Совершенно очевидно, впрочем, что вновь посвящённый все-таки переступает не порог адских чертогов, а вступает в суровую жизненную школу. В микрообщество, в котором один является зеркалом для другого. Однако масонство не имеет ничего общего с идеалистическими картинами Томаса Мора, а для некоторых является скорее прообразом Вольтеровского Эльдорадо, откуда Кандид все-таки уехал или даже воплощённой басней Лафонтена «Волк и Собака», где волк предпочёл остаться голодным и облезлым, но свободным, без ярма на шее. Здесь как раз цитата из Данте может иметь под собой основание: оставь надежду...

Однако, о какой надежде идёт речь? Прежде всего о том, что в руки новопосвящённого все свалится с неба в готовом виде — мудрость, уважение, признание, способность слушать и быть услышанным. Надежду на то, что он встретит здесь людей, мужчин и женщин, которые с единодушным одобрением воспримут все его поступки и слова. Эту надежду действительно стоит оставить за порогом храма и начать движение вверх очень медленно, step by step. Познание себя через познание других, познание себя через прохождение степеней — своеобразных отражений социальной действительности, познание себя через духовный путь, на который Мастер указывает ученикам и подмастерьям, защищая и направляя их к свету.

Масонство, как и любая организация, представляет собой слепок с общества, в котором оно зародилась и развивалось. Поэтому для того, чтобы женщины получили доступ в ложу, общество должно было снова начать их рассматривать как полноправных своих членов. Как когда-то, например в Античности. Как известно, в Древнем Египте не существовало никакого религиозного соперничества между женщиной и мужчиной. С одинаковым успехом женщина могла быть и фараоном и отправительницей религиозных культов. Инициатические общины Пифагора также принимали в свои ряды не только мужчин, но и женщин-пифагореек, которые должны были стать воплощением мудрости, и привнести свет просветлённого наукой разума во все области жизни, как в повседневность, так и в её высокие духовные сферы. «Посвящёнными» также можно было назвать весталок, призванных в течение 30 лет поддерживать священный огонь (10 лет изучение ритуалов, 10 лет собственно служение и ещё 10 лет, чтобы передать свои знания другим).

В одном из текстов римского поэта Аврелия Пруденция, именно женщина чертит план храма, используя правило золотого сечения. Что произошло потом? Об этом можно долго дискутировать, однако факт остаётся фактом. В течение многих столетий, посвящение стало уделом мужчин, оно проводилось мужчинами для мужчин. В то время как женщины оказались в худшем из гетто, в течение столетий в них гасилось всякое стремление к духовной жизни. Женщина была признана «неинициируемой» по определению. Как писал даже уже в 20-ом веке в «Масонском обозрении» один из основателей итальянской школы психоанализа, профессор Эмилио Сервадио, инициация женщин «мыслима только как постепенное осознание женщиной своей жизнедарящей энергии — «шакти» «... воды-посредника, «иони», порождающей миры, божественного Нуля. Отождествление женщины с мужским естеством? Что может быть абсурднее? Тем более, что в масонских ритуалах совершенно отсутствуют символы, действия и легенды, которые были бы вдохновлены «женской» темой». Однако, женщины «неинициируемыми» себя все-таки не считали и step by step прокладывали себе путь к масонскому храму, чтобы однажды войти в него, полноправным членом ложи.

Итак, женщина смогла пережить это «военное положение» и вернуться к своим духовным и символическим функциям, которые она так или иначе пыталась исполнять все это время, только, я бы сказала, неофициально. Попытаемся набросать основные вехи этого пути. Одним из первых имён среди женщин-масонов нашей эры стоит назвать имя Гипатии Александрийской (370-415 гг. н.э.), женщины-учёного греческого происхождения, философа, математика и астронома. Гипатия была последней главой неоплатонической школы в Александрии, известной своим большим музеем и самой огромной библиотекой в древности. В своей «Энциклопедии вольного каменщичества» Альберт Маккей пишет следующее: «От этой школы мы наследуем… системы символизма и аллегорий, которые лежат в основе масонской философии. Нет ни одной такой древней секты, как школа Александрии, за исключением, быть может, пифагорейской, которой масонские учителя были б столь обязаны содержанием своих учений и эзотерическим методом их передачи». Образование Гипатия получила под руководством своего отца, Теона Александрийского, принадлежавшего к числу учёных Александрийской школы. Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в Александрийскую школу, где заняла одну из ведущих кафедр — кафедру философии. Преподавала философию Платона и Аристотеля; также преподавала математику, занималась вычислением астрономических таблиц. Написала комментарии к сочинениям Аполлония Пергского и Диофанта Александрийского, которые до нас не дошли. Гипатия принимала участие в александрийской городской политике, имея влияние на главу города, префекта Ореста. Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом Кириллом (впоследствии канонизированным), почему христианская община считала Гипатию виновной в возникшей в итоге смуте. В 415 году группа египетских христиан, сторонников епископа Кирилла, напали на Гипатию и, подкараулив её у дома, набросились на неё и поволокли в церковь. Там, под сенью распятого Христа, изодрав в клочья всю одежду, несчастную изуродовали обломками черепиц и битых сосудов. Затем тело мученицы волочили по улицам Александрии. Когда порыв бешенства толпы немного утих, тело Гипатии было разрублено на куски и сожжено на костре. «После этих последних вспышек пламя греческой математики погасло, как догоревшая свеча», грустно констатировал Ван дер Варден в книге «Пробуждающаяся наука». Женщины-масоны, то есть каменщики, были достаточно распространённым явлением в Средневековой Европе. Были женщины-каменщики, женщины-оружейники, женщины, работающие с доспехами. Они, конечно, не могли котироваться в гильдиях наравне с мужчинами, например, брать на работу подмастерий. Однако они могли унаследовать их вместе с цехом от своего отца или мужа. Одной из таких женщин-каменотёсов была Сабина фон Штейнбах. Она жила в Эльзасе (теперь восточная Франция) в 13 веке и, по видимому, была дочерью Эрвина фон Штейнбаха - мастера-строителя Страсбургского Собора. Как полагают, после смерти отца она продолжила работу над Собором и именно ей принадлежат аллегорические скульптуры Синагоги и Церкви, олицетворяющие Старый и Новый завет соответственно на южном портале Храма. Первой женщиной, получившей «официальное» масонское посвящение в степень Ученика и Подмастерья стала Элизабет Олдворт (1695-1773), известная как «леди-масон». Из рассказа, опубликованного её семьёй следует, что она тайком, через дыру, проделанную в стене наблюдала за работой ложи № 44, в которой состояли её отец и братья. А собрания ложи, по причине болезни отца проходили прямо в стенах их дома в ирландской деревне Донерейл. Любопытствующая леди была обнаружена и после многочасового обсуждения поставлена перед выбором: посвящение или смерть. Элизабет выбрала, соответственно, первое и была посвящена в две первые масонские степени. Собственно, в этой ложе она состояла до своей смерти в 1773 году. Регалии Миссис Олдворт выставлены в масонском зале города Корк, ул. Таки, д. 27, где также в столовой в её честь выставлено множество масонских артефактов. Сегодня в ложе также используется стул с балдахином, который принадлежал Миссис Олдворт.

Положение женщин в масонстве было отражением общего положения женщин в ту эпоху, то есть в начале 18 века. Женщина была абсолютно материально зависима от своего мужа или отца, под опекой которых, в сущности, пожизненно находилась. Своего имущества у неё, как правило, не было. Именно это имел ввиду Джеймсон Андерсон, когда опубликовал в 1723 году первую редакцию своей «Масонской конституции»: «Особы, принятые в ложи, должны быть честными и лояльными, свободнорождёнными, взрослыми и рассудительными. Таковыми не могут быть рабы и женщины…..».

Кавалер Рамзай высказывается в 1736 году насчёт женщин ещё более определённо, ссылаясь уже не на тонкости права, а на эмоциональную сторону участия женщин в работах: «Я опасаюсь, как бы прелести любви, К забвенью братства не привели. Имя брата и друга будет забыто, А сердце соперничеством убито».

Однако удерживать женщин, а особенно аристократок, от участия в новом философском течении, быстро входящим к тому же в моду, далее было невозможно и, воспользовавшись тем, что Конституция Андерсена прямо не запрещала женщинам участвовать в братских трапезах после работ, а также в траурных церемониях либо празднествах св. Иоанна, женщины сделали ещё один шаг. Постепенно французские масоны стали именовать «сёстрами» дам, принимающих участие в агапах, торжественных собраниях и празднествах святого Иоанна.

Так и возникло «масонство для дам» или адоптивные ложи, функционирующие под строгим надзором «родственных» мужских лож, название которой они сохраняют. В 1740 году во Франции наблюдается настоящий расцвет адоптивных лож, и к 1760 году подобного рода ложи существуют уже в большинстве крупных французских городах (только в Париже их 4), а также в Германии и Нидерландах. В 1808 году адоптивные ложи были запрещены указом Великого Востока Франции, как противоречащие его конституции. Практика продолжила существовать, но ушла в подполье. Также в различные степени женщин посвящали в рамках Египетского устава Калиостро, на самой заре появления Египетского масонства в 1780 году. Ложи Египетского устава существовали в Гааге (под началом его жены Лоренци-Серафины), а также в Митау и Париже. Однако о египетском масонстве и о пути женщины в нем хотелось бы сказать отдельно. Наряду с уставом Калиостро во Франции или Германии появлялись и исчезали различные смешанные или исключительно женские послушания, состоящие в основном из высшей знати. Так в Пруссии, при дворе Фридриха 2, в течение нескольких лет большой популярностью пользовался так называемый «Орден мопсов» под руководством родной сестры Фридриха. Его эмблемой стала фигура мопса — олицетворение мягкосердечия и преданности. Этот орден, просуществовавший в течение нескольких лет, был весьма любопытным явлением. С одной стороны, его считали пародией на «официальное» масонство, поскольку его обряды напоминали скорее пародию на масонские ритуалы, а в ряды его членов принимались «даже» женщины. Однако, существует ещё одна версия, согласно которой «Орден мопсов» был практически единственной возможностью как-то продолжать свою работу немецким масонам после официального запрета масонства в Германии в 1736 году. Необходимо также сказать несколько слов о таком интересном парамасонском объединении как «Орден Восточной Звезды» и его создателе Роберте Моррисе.

Орден Восточной Звезды был основан в 1850 году адвокатом - филантропом из Бостона Робертом Моррисом в Нью-Йорке, США. Считая, что все хорошее в масонстве не должно быть лишь уделом мужчин, которые должны разделять со своими жёнами «масонское вдохновение», Роберт Моррис, прикованный к постели после несчастного случая, разработал систему градусов Восточной Звезды, которая практикуется до сих пор. Первоначально в ложу могла быть посвящена любая женщина - мать, жена, вдова или совершеннолетняя дочь масона, а также хорошо себя зарекомендовавший мастер. И естественно первыми посвящёнными стали его жена и дочери, а также дружественно настроенные соседи. Это «женское направление» в масонстве носило (и носит до сих пор) образовательный и филантропический характер, а его учение основано на женских образах Библии. Орден получил широчайшее распространение в США, однако Старый Свет покорить ему не удалось


Орден
17.06.2010

Политика регулирования членства в Ордене Вольных Каменщиков определяется положениями его нормативных документов, а именно Конституций Андерсона 1723 г. и «Поэмой о нравственном долге», более известной под названием «Манускрипта Regius» 1390 г. Также существует несколько редакций так называемых «ландмарок», т.е. «веховых столбов» Ордена, в которых в сжатом виде содержится его основное законодательство. Ландмарки являются неизменными и обязательными для соблюдения всеми регулярными Вольными Каменщиками. Определенные дополнительные требования, в частности, к кандидатам могут выдвигаться различными масонскими юрисдикциями, например, Великими Ложами стран или отдельными символическими ложами, принимающими кандидатов, и в таком случае эти нормы закрепляются в их Общем или Внутреннем регламенте и также приобретают силу закона.

Орден Вольных Каменщиков является древнейшим из существующих на настоящий момент посвятительных обществ. Он гордится своими традициями, неизменно хранит им верность и отлично осознает, что именно за счет следования своим традициям существует ныне в форме, минимально удаленной от древнейших и лучших образцов Царственного Искусства. Невключение в число потенциальных кандидатов тех или иных групп лиц определяется и мотивируется, в основном, древними традициями Ордена и необходимостью хранить их в неизменном виде, несмотря на то, что, с точки зрения современности, некоторые из данных требований несомненно устарели. Однако в случае если Орден изменил бы свои древние ландмарки в угоду времени, он просто перестал бы быть самим собой, а стал бы чем-то, пусть даже, может быть, и более совершенным, но иным, то есть перестал бы быть Орденом Вольных Каменщиков.

В общем и целом, согласно древним законам Ордена, со временем подвергнувшихся лишь незначительным изменениям, в регулярный Орден принимаются совершеннолетние свободные верующие мужчины добрых нравов, способные учиться, повиноваться, заниматься благотворительностью и имеющие склонность к наукам и искусствам.

Под «регулярным Орденом» в данном случае понимается собственно Орден Вольных Каменщиков, стоящий на позициях веры в Бога, Великого Строителя Вселенной, и соблюдающий неизменные ландмарки Ордена в полном объеме. Кроме регулярной ветви, существует так называемое «либеральное» масонство, в частности, допускающее членство атеистов и женщин (в форме отдельных женских лож или смешанных организаций), однако данная статья относится только в регулярным послушаниям.

Прием в регулярный Орден осуществляется по следующей схеме: после подачи прошения о приеме кандидат проходит ряд собеседований - 1) с братом-мастером ложи, в которую подано прошение; 2) с братом-офицером этой ложи; 3) (часто) с Досточтимым Мастером этой ложи. Затем кандидата приглашают на общее собрание данной ложи, и он с завязанными глазами вводится в зал собраний после открытия работ и должен ответить на вопросы любого из присутствующих братьев. По результатам опроса ложа проводит голосование, о результатах которого кандидат уведомляется впоследствии. В случае положительного результата голосования кандидат получает наименование аспиранта, приглашается на следующее собрание ложи, и там проходит его посвящение в Орден. Таким образом, процесс приема предельно субъективен, потому что братья ложи должны сами решить, смогут ли они назвать кандидата братом и принять его как равного в свою ложу. Следовательно, все неясности в соответствии кандидата критериям отбора разрешаются в процессе бесед с ним и опроса в открытой ложе. Приведенные ниже критерии отказа в членстве носят абсолютный характер и во время бесед и опроса рассматриваться, уточняться и оспариваться не могут. Наиболее важный в данном контексте вопрос религиозной принадлежности рассматривается, за исключением случаев явного атеизма, братьями ложи.

Итак, по древним законам Ордена, его членами, а, соответственно, и кандидатами на членство в нем, не могут стать лица, не отвечающие требованиям, изложенным выше.

1. Женщины

Орден Вольных Каменщиков первым требованием, предъявляемым к кандидату, называет требование от него быть человеком свободным. В исторический период становления Ордена в середине XVII в. говорить о свободе женщин не приходилось, до всеобщего избирательного права, узаконившего равенство полов, оставалось еще два с половиной века. Женщина считалась зависимой от своего отца, потом мужа, потом сына. Свободна она не была.

Орден Вольных Каменщиков в начале своей деятельности являлся гильдией ремесленников-строителей. Присутствие в гильдии женщин-каменщиц не наблюдалось. Существует и неявная социальная причина недопущения женщин на масонские собрания в качестве членов. После превращения оперативного (деятельного) масонства в спекулятивный (умозрительный) Орден на его родине, в Англии, он приобрел форму, наиболее привычную для английских аристократов того времени, а именно форму клуба. В клубы английского образца женщины не допускались вплоть до конца II Мировой войны. Предназначены же подобные клубы и были тогда, и ныне, для отвлечения мужчин от повседневных забот, в частности, семейных, объединение их для отдыха, привычного в мужской компании (исключая разврат), обеспечения общения на привычные им темы, в то время как в семьях мужчины обычно лишены общества себе подобных и общение их на «мужские» темы ограниченно.

Женщины - жены, невесты, подруги, сестры, дочери, матери и иные родственницы Вольных Каменщиков - могут посещать ежегодные или ежеполугодичные общие собрания-банкеты, специально предназначенные для семейного отдыха братьев, а также иные назначаемые ложами с той же целью мероприятия, от бесед философско-этического характера в стенах ложи до совместных выездов братьев на экскурсии и на природу.

2. Атеисты

Во время бесед и опроса, а также подавая прошение о вступлении, кандидат обязан подтвердить свою веру в Единого Бога-Творца, бессмертие души и (часто) явленное Откровение Бога человеку.

Согласно Конституциям 1723 г., Вольный Каменщик не может быть атеистом, поскольку работы ложах ведутся во Имя Великого Строителя Вселенной, то есть Единого Бога- Творца, в различных конфессиях именуемого по-разному. Ритуальные собрания лож открываются и закрываются молитвой, торжественные обязательства приносятся на Книге Священного Закона (в зависимости от вероисповедания кандидата это может быть практически любая священная книга - Библия, Тора, Коран, Трипитака и т.д.). Поэтому как бы кандидат ни называл Бога, он имеет право на вступление в Орден, если верует в Его бытие и считает ту или иную книгу настолько священной, что обязательство, принесенное на ней, будет для него свято.

3. Политеисты

Согласно п. 2, для кандидата необходима вера в Единого Бога. Большинство современных так называемых языческих исповеданий являются подвидами течения «нью-эйдж», испытавшего на себе немалое влияние теософии, что заставляет их признавать наличие Единого Творца (например, Рода). В таком случае, по результатам собеседования, после уточнения вопросов исповедания веры, такой кандидат может быть принят в братство при условии его согласия назвать священную для него книгу или приносить торжественное обязательство на иной священной книге. В случае же упорной веры кандидата в многочисленных языческих богов и иные формы примитивного языческого культа принятие кандидата исключается.

4. Некоторые официальные исповедания и секты

Единственным критерием отказа в приеме в данном случае является положение учения некоторых исповеданий и сект (например, анабаптисты, квакеры, субботники) о запрете на любые клятвы и обязательства. Вступление в Орден и продвижение по его иерархической лестнице требует принесения на каждом этапе торжественного обязательства не разглашать сообщенные тайны и таинства посторонним и соблюдать определенные положения нравственного кодекса. Согласно законам Ордена, обязательства перед ним следуют за обязательствами человека перед Богом, своей страной и своей семьей, поэтому если у человека возникает противоречие между его обязательствами перед Богом (в его собственном понимании и понимании его религиозной конфессии) и его обязательствами в случае вступления в Орден, ему лучше вообще в Орден не вступать.

5. Порочные люди

Данный термин является чрезмерно общим, однако масонский закон требует, чтобы кандидат был человеком «добрых нравов». Если кандидат достаточно хорошо известен проводящим с ним беседу братьям как человек безнравственный, преступный или порочный в силу каких-либо иных причин, он отвергается. В более конкретном смысле исключается прием кандидатов, подвергавшихся суду или следствию по уголовным делам (на Западе без исключений) или только находившихся под стражей (в России). В основном, нравственный критерий рассматривается братьями ложи и оценивается ими же.

1. Инвалиды

Данный пункт касается только инвалидов 1-й группы или иных групп, в случае если кандидат не в состоянии сам себя обслуживать, когда он, например, парализован, слабоумен или слепоглухонем. Кроме того, что для такого кандидата становится невозможным собственно посвящение, включающее в себя ритуал, требующий передвижений и восприятия слуховых и зрительных символов, также нарушается положение о свободе кандидата, ибо такого кандидата, полностью зависящего от обслуживающих его лиц, свободным назвать нельзя.

2. Материально несостоятельные

Имущественного ценза в Ордене не существует, однако существуют вступительный и ежегодные взносы, сборы за облачение, литературу, благотворительные сборы и прочие материальные сборы на нужды Ордена. Орден нуждается в членах, способных поддерживать его благотворительную деятельность и его существование. Для малоимущих братьев существует многоуровневая система рассрочки платежей, снижения размера взносов и пр. Однако Орден не является кассой взаимопомощи, и извлекать из него материальную выгоду его членам нельзя. В случае утраты трудоспособности, болезни, травмы и иных жизненных обстоятельств брат Ордена может рассчитывать на единовременную или многоразовую материальную помощь, на которую также имеют право вдова, дети или иные иждивенцы умершего брата.

Далее, существуют некие рудиментарные, официально оформленные, в частности, в "Поэме о нравственном долге", положения, которые в настоящее время не соблюдаются. Они относятся к членству инвалидов любого рода и вида, незаконнорожденных, имеющих "дьяволовы пятна" на теле и пр. Естественно, в современном масонстве подобные ограничения были бы настолько явным анахронизмом, что в обыденной практике не соблюдаются.

Традиционно с подозрением относится Орден к кандидатам из числа членов иных посвятительных объединений. В некоторых масонских юрисдикциях членство в иных обществах, братствах или орденах становится препятствием на пути приема кандидата. В настоящее время в России, Израиле, Франции, США и некоторых других странах подобные ограничения законодательно не закреплены. Однако регулярный Орден Вольных Каменщиков традиционно полагает себя древнейшим эзотерическим братством, сохранившим посвятительную традицию с наиболее раннего периода человеческой истории, поэтому относится с прочим посвятительным обществам с некоторым недоверием и предубеждением.

Как в последнем случае, так и в остальных, необходимо повторить, что право окончательного суждения по всем вопросам, кроме наиболее очевидных, принадлежит братьям ложи, в которую кандидатом подано прошение, и результат голосования братьев ложи является окончательным.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Выдержка из последней редакции Общего Регламента Великой Ложи России:

«72.2. В соответствии с древними обычаями допустим прием только мужчин старше 21 года, свободных и добрых нравов. Сыновья Масонов могут быть посвящены в Орден по достижении 18 лет.

72.3. Представление кандидата к посвящению или регуляризации осуществляется не менее чем двумя рекомендателями, Мастерами Масонами.

72.5. По итогам опроса под повязкой принимается решение о посвящении… Кандидат не может быть допущен к посвящению в Достопочтенной Ложе или регуляризован или восстановлен в Ложе, если при голосовании он получил более двух отрицательных голосов Мастеров Масонов, имеющих право голоса в данном собрании: то есть, в случае двух отрицательных голосов он принимается, а в случае трех отрицательных голосов - отвергается».

Выдержка из Внутреннего регламента одной из Достопочтенных Лож под юрисдикцией Великой Ложи России:

«11.1 Любой кандидат к посвящению должен быть представлен одним из поручителей - мастером Великой Ложи России.

11.2 Поручитель свидетельствует что кандидат:

Не участвует в каких-либо организациях, цели или действия которых противоречат принципам Ордена вольных каменщиков;

Обладает высокими моральными качествами, достаточным интеллектом, терпимостью к чужому мнению, внутренней добротой и вниманием к людям, чувством долга и чести, стремлением к Свету Истины и самосовершенствованию - то есть свободен и добрых нравов;

Искренне, а не по тайному умыслу желает включиться в братскую цепь.

11.3 Обсуждение происходит на торжественном регулярном собрании ложи в градусе ученическом во время которого зачитывается заявление кандидата и характеристики на него.

11.4. После опроса и удаления кандидата, которому сообщают, что о решении братьев он будет извещен, Досточтимый Мастер приступает к тайному голосованию о допущении просителя к посвящению. В голосовании принимают участие все братья, кроме учеников. Кандидатура просителя отклоняется, если против допущения к посвящению проголосовали хотя бы трое из присутствующих братьев.

11.5. Если решение положительно, Досточтимый Мастер назначает дату посвящения и поручает брату Секретарю сообщить кандидату решение братьев, место и дату посвящения и напомнить, что до церемонии он должен будет уплатить вступительный взнос и часть обязательного годового взноса, пропорциональную числу, оставшихся до годового закрытия счетов, месяцев.

11.6 Размер вступительного взноса устанавливаются Досточтимым Мастером и Казначеем ложи в индивидуальном порядке».

Принято считать, что феминизм как движение женщин за уравнивание в правах с мужчинами началось в первую очередь с социальных и экономических требований. С таких, как повышение заработной платы женщин, наделение их теми же юридическими правами, какими обладают мужчины, и так далее. Но в действительности первыми шагами в этом направлении можно смело считать женское масонство, а первые феминистки - это женщины масоны .

Масоны идут в ногу со временем

Хотя если бы масоны XVIII века услышали фразу «женщина масон», они наверняка либо посмеялись, расценив её как шутку, либо просто не поверили бы своим ушам. Если рассматривать мировоззрение традиционного масонства, то масонами могут быть только совершеннолетние мужчины. Это закреплено в установлениях Объединённой великой ложи Англии, основанной в Лондоне в 1717 году и являющейся старейшей и наиболее влиятельной масонской ложей в мире. Именно установления этой Ложи считаются классическими и традиционными масонскими правилами, на которые ориентировались все остальные масонские ложи Европы.

Поэтому неудивительно, что в регулярные (то есть «канонические», обладающие регулярностью общения с основными Великими ложами) масонские ложи женщин не принимали. Собственно, Объединённая великая ложа Англии не принимает в свои ряды женщин и по сей день. В регулярном масонстве уже с XVIII столетия существовали женские ложи принятия - организации, построенные по масонскому образцу и связанные с масонскими ложами родственными связями. Тем не менее, они никогда не считались масонскими, их участницы не причислялись к масонам, а считались пассивными единомышленницами.

Однако масонство постепенно всё дальше отходило от своих идейных корней и первоначальных правил. С середины позапрошлого столетия движение за принятие женщин в масоны стало особенно активным, пока в 1882 году первая женщина не была принята в масонскую ложу. Это была писательница- Мария Дерэм, которую в свои ряды приняла одна из лож, незадолго до того отколовшаяся по идеологическим соображения от Ложи Великого Востока Франции. С этого момента начинается история так называемого со-масонства, то есть масонских лож на равных условиях, принимающих в свои ряды и мужчин и женщин. Первая ложа со-масонства была основана при участии Марии Дерэм в 1893 году в Париже и получила название Достопочтенной ложи «Право человека».

Примета времени - женское масонство

Элизабет Олдворт

Но есть случаи, что женщины-масоны в качестве редчайшего исключения существовали и в традиционном масонстве. Наиболее известен пример английской дворянки Элизабет Олдворт, которая была посвящена в степень Подмастерья в 1712 году. Её статус в масонской иерархии до сих пор является предметом горячих споров. С одной стороны, по всем масонским правилам женщина не могла быть полноправным членом Ложи, поэтому участие Олдворт в масонской деятельности можно расценить как «нерегулярное масонство», то есть не обладающее всей полнотой и легитимностью. С другой, Элизабет получила степень Подмастерья за несколько лет до принятия установлений Великой ложи Англии, считающихся масонским каноном. То есть окончательно исключительно мужской характер масонства был закреплён уже после того, как Олдворт стала масоном - и с этой позиции её статус вполне правомерен.

Самой известной женщиной-масоном принято считать английскую писательницу, общественного деятеля и теософа Анни Безант. Она была принята в ложу «Право человека» в начале 1900-х годов и существенно повлияла на доктрину этой ложи, внеся в неё немало мистических элементов, связанных с теософией и восточными эзотерическими учениями. Её активная деятельность во многом вдохновила появление женского масонства, то есть такого, в котором участие мужчин было исключено. С точки зрения феминизма, этот шаг был вполне логичен: если у мужчин есть «только мужские» масонские ложи, то у равных с ними в правах женщин должны быть «только женские». Наиболее известная и влиятельная женская ложа - Великая женская ложа Франции, основанная женщинами-масонами в 1945 году. В настоящее время Великая женская ложа Франции насчитывает более 400 лож по всему миру, действующих по патенту Великой ложи (в том числе известно и о трёх ложах в России), и насчитывающих примерно 15 тысяч членов.

Александр Бабицкий


Самая загадочная организация мира снова открыла свою ложу в нашей стране. И в нее уже записались около 400 человек

Изменить размер текста: A A

Масонство, несмотря на свою 300-летнюю историю, остается самой закрытой организацией. Ему приписывают невероятное влияние в мире, несметные богатства, тайные заговоры, свержение правителей и революции. Кто такие масоны, или, как они еще именуются, «вольные каменщики»? Сколько их в России ? И кто из известных отечественных деятелей входит в масонские ложи сегодня?

И цари туда же

Было бы странно, если бы слово «масон» в России не стало синонимом «заговор». Сама российская политика, во все времена кулуарная, чисто византийская, когда все решается «под ковром», не могла не породить идею о тайном заговоре. Да и немудрено. Взять хотя бы декабристов - почти половина из них были масонами (самые известные - Пестель, Муравьев -Апостол, Бестужев , Рылеев ). Даже Пушкин - наше все - и тот состоял в масонской ложе. Больше того, масонами были и русские цари! По некоторым сведениям, первым масоном России был Петр I. В братстве «вольных каменщиков» состоял и император Петр III. Царь Павел I воспитывался масонами и окружил себя масонами. Расцвет масонства в России наступил в начале XIX века, при Александре I. Он сам был масоном. Виновник русской моды на масонство - Наполеон Бонапарт , который возвел масонство во Франции в орган государственного управления. Русский истеблишмент активно ездил во Францию и решил скопировать идею для России. Но у нас масонское дело не пошло. И в 1822 году Александр I ложи запретил, хотя и долго сопротивлялся: «Я сам разделял и поощрял эти иллюзии, потому не мне карать их». Но и при Александре II еще были масоны-министры.

После революции 1917 года русские ложи переместились за рубеж. А в России появились только в 1992 году. Кто же заседает теперь в ложе?

Горбачеву тоже предлагали

Скандально известный историк Платонов , раскрывающий разного рода «заговоры против русского народа», опубликовал «списки русских масонов». Он утверждает, что масонами были Брежнев , Ельцин , в ложах состояли или даже состоят Горбачев , Лужков , Примаков, Абрамович, Березовский , Волошин (экс-глава кремлевской администрации), Кириенко , Козырев , Гайдар , Явлинский , Немцов (и почти все известные политики 90-х), Каспаров , банкир Авен, экс-банкир Геращенко , Ходорковский , режиссер Говорухин , бизнесмен Бендукидзе , Церетели, а также правозащитники Алексеева , Пономарев , Ковалев . И еще несколько сот известных имен. (Кстати, сами масоны официально опровергают причастность к масонским ложам Ельцина, Горбачева, Гайдара.)

В одной из исторических книг опубликован забавный факт: якобы в 1990 году секретарь советского посольства во Франции был приглашен в масонский орден. Ему было предложено передать приглашение Президенту СССР Горбачеву вступить в ложу. Секретарь ответил отказом: «Михаил Сергеевич придерживается общечеловеческих ценностей и в ложах состоять не намерен!»

Думается, к этим спискам следует отнестись с большой долей иронии.

Секретные знаки

Что еще удалось разведать про масонство. Узнать масона (в представлении многих - мрачного господина с цепким взглядом, похожего на шпиона) в гражданине, который мило шутит с вами на светской вечеринке и вообще само обаяние, дело практически нереальное. Хотя существует немало тайных, строго засекреченных масонских знаков, которыми они могут обмениваться друг с другом (один из таких знаков, говорят, образующие круг большой и указательный пальцы). Но сейчас тайные знаки практически не работают. Ни одна ложа не примет у себя приезжего масона, если у него не будет рекомендательного письма и подтверждения по телефону от руководства «братской ложи». Чужие, короче, там не ходят. Если масоны обнаружат в своем кругу чужака, предупреждают друг друга: «Дождь идет». Так что, если услышите это, сумейте хотя бы не выглядеть чудаком и не восклицать: «Где? Солнце же на дворе!»

Масонские символы в основном отражают строительную тематику. Циркуль, молоток, топорик, линейка; пятиконечная и шестиконечная звезды; треугольник с помещенным внутрь всевидящим оком и др .

Кажется невероятным, но в Москве вполне можно открыть экскурсионный тур «Москва масонская»: сохранились здания с масонскими символами, построенные архитектором масоном Василием Баженовым в XVIII: например, усадьба «Царицыно », Путевой царский дворец на Ленинградском шоссе. Масонские знаки есть на особняке князя Гагарина (известного масона) в Гагаринском переулке, а также на старом здании МГУ на Моховой (построенном в конце XIX - начале XX века).

Типично масонский знак изображен на долларовой купюре США (что неудивительно, учитывая принадлежность к масонству большинства президентов США), а также на 500-гривенной украинской купюре.

Мне повезло: удалось пообщаться с главным масоном России Андреем Богдановым , который именуется «великим мастером Великой ложи России».

ИЗ ИСТОРИИ

Масонство родилось в Лондоне в 1717 году, 24 июня отмечается до сих пор как главный масонский праздник. Четыре лондонские ложи, объединяющие ремесленников, получившие названия по тавернам, где они собирались - «Виноградная кисть», «Корона», «Яблоко», «Гусь и противень», - объединились в Великую ложу Лондона. Потом в братства «вольных каменщиков» стала вступать интеллигенция, коммерсанты, знать. Историки считают, что интеллектуалов привели в масонство идейные искания, им нравились демократические нравы и построения класса ремесленников, стремление помогать друг другу.

ЛЕГЕНДЫ

Есть версия, что член масонской ложи Моцарт был отравлен, потому что в своей «Волшебной флейте» раскрыл масонские тайны. Масоны очень любят это произведение. Когда «Волшебная флейта» исполняется в Венской опере, во время арии Мастера несколько десятков человек в зале встают - это масоны.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В США 1 млн. 800 тысяч масонов, в Великобритании - около 300 тысяч. В России - около 400 масонов.

Членские взносы (в год): в США - 100 долларов, в Европе - 400 - 600 евро, в России - около 300 долларов в год плюс добровольные пожертвования.

КСТАТИ

Женщинам путь закрыт

Ложа собирается один раз в месяц. Кандидат в масоны должен получить рекомендации 2 - 3 «братьев». Будущий «вольный каменщик» проходит «опросы под повязкой» (на глазах). Главный вопрос - мотивы вступления в ложу. Голосуют черными и белыми шарами. Если кандидат набрал 3 черных шара, ему закрыт доступ не только в эту ложу, но и в любую другую.

Также на заседании лож масоны зачитывают доклады морально-философского характера (т. н. «зодческие работы»).

После официальной части - ужин (агапа): первый тост обязательно - за Россию, второй - за ее президента, третий - за ложу и ее мастера.

Женщин в «вольные каменщики» не принимают.

МНЕНИЕ ИСТОРИКА

Олигархи пока стоят в стороне

За ответами на вопросы, которые не прояснил главный масон, я отправилась к доктору исторических наук, автору четырех книг по масонству Сергею КАРПАЧЕВУ : «Современное отечественное масонство состоит из интеллигенции - преподаватели, журналисты, предприниматели, офицеры, в основном отставные. Действующих политиков, в том числе высокого ранга, олигархов среди масонов нет. Масонство не ставит политических задач. Основное занятие российских «вольных каменщинков» - ритуальные работы, подготовка «зодческих» сочинений на этические, философско-исторические темы. Оно крайне слабо в материальном отношении и едва может содержать себя. Расцвета масонства, как в начале XIX века, в России не будет: ни нравственно, ни интеллектуально она к масонству не готова. Россия - антимасонская страна, у нас скорее может возродиться нацизм, фашизм, но точно не масонство. Другое дело, что к масонству эксперты и журналисты (иногда по незнанию, чаще сознательно) относят другие организации - элитный Ротари-клуб или Мальтийский орден, который как раз создан католической церковью для борьбы с масонством.

Кто был масоном?

Пушкин (и, кстати, его гонитель шеф жандармерии Бенкендорф ), Суворов , Кутузов , Радищев , Карамзин , Фонвизин, Бестужев, Рылеев, Муравьев-Апостол. Керенский , Петлюра, художник Брюллов , композитор Римский-Корсаков, князья Голицыны , Волконские , Вяземские, Куракины, Трубецкие , Разумовские.

Президенты США Вашингтон , Теодор Рузвельт , Франклин Рузвельт, Трумэн , премьер Англии Черчилль , банкир Ротшильд , автомагнаты Ситроэн , Генри Форд, композиторы Лист, Моцарт, Гайдн, писатели Свифт, Дефо, Скотт, Уайльд, Киплинг, Конан Дойль, поэты Гейне , Гете , иллюзионист Гуддини , джазмен Дюк Эллингтон .

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

В цене сейчас другие связи

Не секрет, что масоны помогали друг другу в карьерном росте. Не случайным ведь стало «повальное» масонство среди президентов США и высшего чиновничества России в начале XIX века. Возможно ли возрождение масонства в России на столь высоком уровне? Маловероятно. Сейчас в цене не масонские, а кремлевские связи. А в Кремле масонов, похоже, все-таки нет.

Разумеется, отечественные масоны хотели бы видеть в своих рядах влиятельных политиков и состоятельных сограждан, в идеале - олигархов. Но первые вряд ли рискнут участвовать в тайных проектах. А вторые слишком заняты своим бизнесом и участвовать в архаичных ритуалах и философских слушаниях им некогда. А если у деловых людей и появляется время, то его можно скоротать в другом закрытом элитном клубе. Не случайно ведь к масонству приходят офицеры-отставники, испытывающие дефицит общения, а может, и потребность «подумать о душе».

Конечно, масонство может стать модным, если вдруг какой-нибудь оч-чень влиятельный политик объявит себя масоном. Но таких «оригиналов» во власти пока не просматривается. Хотя, учитывая извилистый и таинственный путь масонства, в отношении этого явления вряд ли можно утверждать что-то категорично. Всяко, знаете ли, бывало в нашей истории...

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Главный масон России Андрей БОГДАНОВ: Имена братьев не раскрою!

- Андрей Владимирович, о масонах люди думают, как о чем-то пугающем, мистическом и архаичном, но по-прежнему очень влиятельном. А на самом деле что такое масонство?

Масонству 300 лет, это организация, точнее, конгломерат древних посвятительных организаций с очень почтенной историей, с внутренней философией, с целями, лежащими в сфере морали, где чрезвычайно значим масонский этикет. Это специфический взгляд на мир, может, даже специфический образ жизни. Главная масонская задача - раскрытие духовного потенциала человека. Путем морально-философских исканий. Цель, если хотите, сделать хорошего человека еще лучше. Организация закрытая, но во всех странах неукоснительно лояльная властям, на территории которых она действует.

- Говорят, масоны хотят возродить в России монархию и что это они написали сенсационную книгу «Проект Россия»?

Обсуждение политических вопросов, в том числе государственного устройства, у масонов запрещено. 300-летняя история предполагает: мы должны вести себя респектабельно и думать о долгом будущем.

- Не может ли случится такого, что масонская ложа в России попытается пройти в Госдуму?

Исключено, так как масонство - неполитическая организация. Хотя в обычной жизни (как говорят масоны, профанской) человек может заниматься любым видом деятельности, в том числе и политикой. Но в целом ложа - нет, конечно.

- А скажем, выйти из «подполья» и открыть офис в Москве на Тверской?

Так когда-нибудь и будет. Масонские ложи в Великобритании, Франции имеют официальные офисы в центре столиц.

- А в каких-то открытых общественных проектах российское масонство собирается участвовать?

Масонство в мире проводит очень много социальных и благотворительных проектов. Например, в США официально содержит большую сеть детских госпиталей, в которых бесплатно лечатся дети, больные онкологическими и другими серьезными заболеваниями. Я думаю, когда российское масонство укрепится, какие-то сложные социальные проекты возложит на себя.

- В «Войне и мире» описан впечатляющий ритуал посвящения в масоны Пьера Безухова. Сейчас он такой же - закрытая комната, свечи, повязка на глазах у новичка?

Многие ритуалы сохранились.

- Есть версия, что советский символ - пятиконечная звезда - был позаимствован большевиками у масонов?

Пламенеющая пятиконечная звезда - один из символов второго градуса масонских лож. Символ древний, у масонства нет на него никаких исключительных прав, он мог быть позаимствован из других источников.

- Есть среди российских масонов известные люди, политики?

Имена братьев всегда и при всех обстоятельствах вне разглашения. Масон имеет право раскрыть свое имя, но только свое. Но никогда - имена братьев. Это обстоятельство, как вы понимаете, препятствует откровенному ответу на ваш вопрос. Мне хотелось бы использовать масонскую традицию неразглашения имен. Задайте этот вопрос лично тем, от кого вы хотите услышать ответ.

- Да, могу себе представить: «Иван Иванович, вы масон?» Особенно эффектно получится на пресс-конференции. Но скажите хотя бы, есть ли среди них политики высшего ранга?

Без комментариев.

- Нередко ставят знак равенства между масонами и евреями, говорят о заговорах...

Те, кто использует термин «жидомасонство», - публика очень понятная в своей простоте. Масонство вненационально и внеконфессионально. Масоном может быть и христианин, и мусульманин, и иудей.

- Но почему тогда масонам приписывают заговоры?

А разве только масонам? Политика закрытости, разветвленная сеть масонства, вековая история - все это располагает к тому, чтобы обвинять масонство в каких-то тайных заговорах.

- Но враги у масонства есть?

Предыстория. Считается, что первая смешанная ложа появилась в Гааге в 1751 году, однако есть версия, правда, до сих пор ничем не подтвержденная, что женское масонство в качестве продолжателя женских жреческих орденов Древнего мира появилось одновременно с образованием мужских лож. Существует доказательство, что некоторые женщины были в состоянии получить мастерство в различных корпорациях еще до возникновения спекулятивного масонства. Это, например, могло случиться при смерти мужа-масона. Об этом свидетельствует, в частности книга торгов Парижа (1268), Устав Гильдии плотников в Норвиче (1375).

Первой женщиной - масоном была г-жа Олдворт из Ньюмаркет, графство Корк в Ирландии . Родилась она в 1713 году, ее отец и братья были членами аристократической масонской ложи. В 1732 году, в то время как отец Doncraile, его почтенный брат, организовали свои работы дома, молодая женщина сделала дыру в стене и ей удалось наблюдать заседание. Будучи пойманой, ее поведние привело к двухчасовым дебатам братьев, после чего было принято решение предложить ей выбор между инициированием и смертью. Она приняла инициирование и оставалась активным членом вплоть до своей смерти в возрасте 95 лет.

Итак, с первыми попытками приема в ложу женщин появилось новое движение, - адоптивное или совместное масонство, но так называемые регулярные ложи, то есть ложи, учрежденные под эгидой какой-​либо из великих юрисдикций мира и следующие букве изначальных уставов (ее члены признают существование Великого Архитектора Вселенной, не обсуждают на собраниях вопросы, касающиеся религии и политики, и проводят торжественные ритуальные работы при открытой Книге Священного Закона), до сих пор отказывают женщинам в праве приема.

Как бы то ни было, наиболее заметными в Европе среди подобных лож стали французские, весьма активно действовавшие в период с 1770-х по 1780-е годы. Надо, однако, сказать, что по «Конституции» Андерсена от 1723 года женщин категорически запрещалось принимать в масоны. Этот запрет вовсю действовал в Великобритании и в британских колониях в Америке (до обретения ею независимости, после чего Америка по числу «женских» лож быстро обогнала Европу), но континентальная Европа его нарушала. Адоптивные ложи давали дамам возможность общаться в кругу своих единомышленниц, разделявших просветительские и филантропические идеалы, молиться Великому Архитектору Вселенной - Богу масонов и ньютоновской науки, придумывать ритуалы и произносить речи. Главной фигурой на женских масонских церемониях была «королева амазонок». В окружении «сестер», наделенных военными званиями, «королева» совершала обряды инициации не только женщин, но и мужчин. Катехизисы адоптивных лож призывали женщин сопротивляться несправедливой власти мужчин, сбросить с себя их иго, подчинить отношения в семье своей воле и распоряжаться частной собственностью на равных с мужьями правах. На одной из церемоний «королева» вопрошала «великого патриарха», на каком основании мужчины считают себя собственниками и хозяевами женщин, а затем требовала, чтобы «сестры» освободились от этого рабства и относились к мужчинам, которые не примут их свободы, как к тиранам. Таким образом, в 1780-е годы французские масонские ложи способствовали если не эмансипации, то значительному прогрессу в отношениях между мужчинами и женщинами. Поэтому неверно было бы думать, что француженки приобщались к Просвещению только в собственных гостиных или в частных парижских салонах, - нет, этот процесс происходил и в адоптивных ложах. Здесь сам собой возникает естественный вопрос: какую роль играла или играет женщина в системе масонства?

Разумеется, здесь роль женщины та же, что и в любой политической системе, - любым способом выведать или получить от мужчины нужную для организации информацию, передать сообщение, наладить связи, создать почву для дальнейшего манипулирования субъектом в нужном ключе и тому подобное, короче - работать в интересах хозяев, или Мастеров, ложи. Иными словами, женщина является своеобразным орудием для достижения целей масонских организаций, той незаметной «подосновой» айсберга, которая позволяет ему двигаться к своей цели.

Исторической вехой в женском масонстве стал 1774 г., когда Великий Восток стал независимой федерацией масонских лож, в том числе и адаптивных лож, получивших в рамках конфедерации официальный статус и признание. Подобные ложи, по-прежнему имевшие те же имена, что их мужские двойники, быстро распространились по всей стране. Они были очень разнообразны, а некоторые из них, особенно парижские, приобрели значительный авторитет и престиж. В частности, Адаптивная Ложа «Девять Сестер» была женской группой, активно поддерживающейся мужской Ложей, в которой в 1778 году был посвящен Вольтер. Еще одна La Candeur, (Чистосердечие), созданная в 1775 году была настолько активна и знаменита, что вскоре затмила своего мужского «двойника» — мужскую Ложу, которая ее создала. Такая ситуация, правда, явилась причиной быстрого ограничения ее самостоятельности. Деятельность подобных лож сильно различалась, но в основном тяготела к филантропическим целям. Впрочем, различные события время от времени заставляли их членов все более и более интересоваться обществом и процессами, происходящими в нем.

Временем официального рождения либерального масонства можно считать вторую половину XIX века, когда произошло несколько событий, не имевших прецедентов до этого в масонском мире. Французская революция отменила все ложи, как адаптивные, так и мужские. После окончания революции, в период Империи, адаптивное масонство, как и масонство в целом было восстановлено и продолжало развиваться, несмотря на все превратности XIX века. Впрочем, уже без того романтического ореола, которым обладало прежде. Оно утеряло свое новаторство и мятежный дух и превратилось в инструмент власти, собирая преданную Бонапарту элиту вокруг нескольких известных фигур, таких как Жозефина де Богарне и Каролин Бонапарте. Адаптивное масонство стало престижным знаком для почти тридцати лож, большее количество которых находились в Париже. Большинство членов этих адаптивных лож не интересовались теперь проблемами общества, а занимались поверхностными вопросами.

С 1870 года появились первые посвященные женщины и в ложах устава Мемфис. Великий Восток Франции, возникший в 1773 году , является одной из старейших Великих Лож во Франции. Это самое крупное французское послушание. В ВВФ работают по Французскому, Французскому Восстановленному, Древнему и Принятому Шотландскому, Шотландскому Строгому Уставам (ритуалам) и Уставу Мемфис-Мицраим . В 1774 году после введения Адоптивного Устава в ряде своих лож он издал указ разрешающий их использование, после чего Герцогиня Бурбонская была избрана первой Великой Мастерицей Франции.

В начале ХХ века Великая Ложа Франции помогла возродиться адаптивным ложам и приняла конституцию, регулирующую их функционирование. 29 мая 1901 года Le Libre Examen («Свобода совести»), первая из созданных лож, провела дискуссию на тему «Место женщины в обществе». Первой Великим Мастером (титул дающейся Досточтимому мастеру адаптивной ложи) стала М. Бертхольт. Она была преемницей Бланш Мюрат, которая перешла из мадридской Ложи «Свободный Восток» и была принята в «Свободу совести» вскоре после ее создания. Эта ложа стала первой ложей Великой женской ложи Франции и Б.Мюрат стала номером один в ее списках. «Новый Иерусалим» — вторая ложа, — инсталлированная Великой Шотландской символической ложей, вошла в состав Великой Ложи Франции 31 мая 1907 г. Несмотря на Первую мировую войну, женское масонство продолжало утверждаться. Еще девять лож были созданы между июлем 1923 и декабрем 1936. Таким образом, к 1936 году их стало 11.

В 1935 году в ходе Конгресса братья, члены Великой ложи Франции, без консультаций с сестрами решили дать адаптивным ложам полную автономию и помочь им создать чисто женскую Великую Ложу. Решение было выражено следующей фразой: «Конгресс доверяет нашим сестрам честь утверждения женского масонства вровень с нашим». Вероятно, еще не чувствуя в себе сил справиться с такой задачей, большинство сестер решили сохранить свое прежнее положение. В течение года они организовали и оформили Ежегодный конгресс адаптивных лож и Великий Секретариат из пяти человек. Анна-Мария Педено-Жантили была избрана единогласно и руководила всеми общими сессиями в течение двух лет. К несчастью, Вторая мировая война рассеяла женщин-масонок, многие из них оказались в концентрационных лагерях вместе с Братьями, другие приняли активное участие во Французском сопротивлении.

Если же говорить о статистике, то в середине XVIII века общая численность масонских лож составляла порядка 50 тысяч человек - включая как европейцев, так и американцев, но женщин среди них было буквально несколько сотен. К 1785 году число женщин-​масонов достигло примерно 1500 человек. И хотя большинство лож по-​прежнему придерживалось «канонического» устава и не допускало в свои ряды ни женщин, ни крестьян, ни рабочих, ни, уж тем более, рабов, тем не менее ложи в своем стремлении к равенству и достоинству, к независимости, свободе слова и веротерпимости были обращены в будущее, в царство прав человека и эгалитарных идеалов, в мир общечеловеческих равенства и братства, невзирая на половую, расовую и религиозную принадлежность. Естественно, с ходом времени и по мере установления принципов равноправия между полами число женских лож увеличивалось, в XX веке, особенно в конце, достигнув внушительного числа.

Наибольшее количество таких организаций ныне сосредоточено в США, стране, славящейся своими свободами, равноправием и возможностями для всех. Поэтому, говоря о женских ложах, мы имеем в виду прежде всего американские, которые, как и все американское, сегодня задают тон в женском масонском движении.
На данный момент в США насчитывается великое множество женских масонских организаций, но самыми влиятельными из них являются, пожалуй, следующие: «Орден восточной звезды» (2 500 000 членов и многочисленные филиалы во всем мире), «Белый храм Иерусалима» (ложа основана в 1894 году), «Пурпурный орден», «Дочери Нила», «Дочери Моканны», «Орден радуги» и «Дочери труда» (последние две ложи - молодежные, с преимущественным правом избрания в них девушек).

Самая именитая и влиятельная ложа, состоящая главным образом из женщин, - это «Орден восточной звезды». Ложа была основана в Нью-​Йорке 28 декабря 1868 года адвокатом и филантропом из Бостона Робертом Моррисом. Несмотря на то что основателем ложи был мужчина, со временем, однако, ее ряды настолько пополнились женщинами-​масонами, что орден был признан преимущественно женским. Члены ложи должны быть старше 18 лет, иметь безупречную репутацию и быть квалифицированными мастерами (точнее - мастерицами) своего дела. Каждое отделение ложи состоит из 18 сановников (офицеров), большинство которых женщины. Возглавляют ложу Великая Матрона и Патрон. Предполагается, что должность Патрона может занимать исключительно мужчина. Однако если на этот пост отсутствует подходящая мужская кандидатура, то в роли Патрона может выступать и женщина.
В основе идеологии ложи - женские библейские образы. Тем не менее в организацию открыт доступ людям самых разных конфессий.

Эмблема ордена - пятиконечная звезда, олицетворяющая звезду Вифлеема. Орден в основном занимается образовательной и научной деятельностью, но уделяет много времени и благотворительным акциям. Что касается структуры современных женских лож (под словом «женский» мы имеем в виду смешанные ложи с преобладающим в них женским составом, потому как чисто женские ложи представляют собой не что иное, как феминистские клубы по интересам), то они по сложившей традиции имеют, как правило, три или четыре степени посвящения, а в их ритуалах особую роль играет символ запретного плода, яблока Евы, отведать которое ее искусил Лукавый. Поэтому при возведении кандидатки во вторую степень ей задается вопрос: «Вы - наш товарищ?» Подразумевается, что на это последует ответ: «Мне известен запретный плод». Далее посвящаемая дает масонскую клятву: «Клянусь никогда не есть зерен яблока, ибо они заключают в себе семя запретного плода. Клянусь не снимать этой ночью подвязку ордена и никогда не выдавать тайны», - что подразумевает избегание каких-​либо любовных связей в будущем. Следует отметить, что ритуал женского масонства в гораздо большей степени, чем мужского, пропитан символикой Ветхого Завета. Так, при посвящении Совершенной Мастерицы в четвертую степень ей открывают тайну, которая заключается в том, что первое заседание ложи происходило не где-​нибудь, а в раю, когда Адам и Ева были невинны и не познали греха; что второе заседание состоялось в ковчеге Ноя во время потопа; что в третий раз заседали три ангела, посланные Богом к Аврааму; что четвертое заседание имело место в пещере, когда ангелы после разрушения Содома посетили Лота и его семью, а пятое было проведено Иосифом, когда он обрел своего брата Вениамина. Разумеется, ходит много версий и всякого рода «сказок» о женском масонстве и о специфике его ритуалов, но, судя по всему, каких-​либо строго установленных, идентичных обрядов, общепринятых для всех женских масонских лож, не существует. Есть лишь определенные императивы, или указания, которым должна следовать каждая женская масонская организация, но обычаи и порядки внутри ложи задаются самими основательницами либо мастерицами.

Одна из самых известных женщин-​масонов нашего времени - Элеонора Рузвельт, жена 32-го президента США Франклина Делано Рузвельта, руководительница американского женского масонства, посвящавшая все свое время проблемам женщин. Вполне возможно, что возглавляемая ею ложа представляла собой некий феминистский клуб, где, скорее всего, обсуждалась дискриминация женщин в США и предпринимались посильные меры по ее смягчению, но при этом, однако, нельзя не отметить, что само наличие женщины в мире, и не только в масонском, придает ему новые специфические «вкус» и «изюминку», некую неординарность и своеобразную глубину. Так что, воистину, cherchez lafemme!

Великая Женская Ложа Франции (http://www.glff.org/internet/index.php) международная женская масонская организация, насчитывающая более 12 000 членов, объединенных в более 300 лож по всему миру. Как самостоятельная ВЛ работает с 1952 года. Исключает из своих принципов ландмарку о чисто мужском членстве в масонстве, признает право на свободу совести каждого, но, соответственно, светских характер современного общества в целом.

Ложи ВЖЛФ работают по нескольким уставам (ритуалам) — Древнему и Принятому Шотландскому Уставу, Французским Уставам, Шотландскому Строгому Уставу. Великая Символическая Ложа Франции — эта ложа работает по Уставу Мемфис Мицраим , в котором посвящения проходят до 95 градуса. В ВСЛФ насчитывается около 1000 братьев и сестёр, и эта ВЛ является смешанной.

В 2007 году Великий Восток отклонил предложение Великого Мастера Жан-Мишеля Килардета обсудить возможность членства в ложах женщин. Летний конвент (собрание представителей лож) 2010 года, после бурных дебатов и с перевесом всего в несколько голосов «за», позволил ложам проводить инициацию женщин.



Похожие статьи