1 понятие и классификация международных организаций. Понятие международного органа

  • 6.Значение международного обычая.
  • 7. Согласование воль государств как основа создания норм международного права.
  • 8. Понятие и виды субъектов международного права.
  • 9. Первичные и производные субъекты международного права
  • 10. Нации и народы,борющиеся за самоопределение, как субъекты международного права
  • 13. Основные объекты правопреемства в международном праве.
  • 14.Правопреемство государств в отношении территории, населения и границ.
  • 15. Основные принципы международного права: происхождение, понятие и особенности
  • 16. Принцип суверенного равенства государств.
  • 24.Принцип равноправия и самоопределения народов.
  • 25Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
  • 26.Международный договор: понятие, формы и виды.
  • 27. Стороны международных договоров.
  • 28. Действие международных договоров: вступление в силу, прекращение и приостановление договоров.
  • 29.Универсальные, региональные и двусторонние международные договоры.
  • 30Международные организации: понятие, признаки и классификация.. Понятие, классификация, правовая природа иструктура международных организаций
  • 31.Юридическая природа международных организаций и особенности создаваемых ими норм.
  • 32.Оон: история создания, принципы и главные органы.
  • 33.Совет Безопасности оон: функции и принципы деятельности.
  • 35.Функции специализированных учреждений оон.
  • 36.Региональные международные организации: правовой статус и функции.
  • 38.Понятие и функции дипломатических представительств.
  • 39.Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств.
  • 40.Личные дипломатические привилегии и иммунитеты.
  • 41.Понятие и функции консульских представительств.
  • 42.Консульские привилегии и иммунитеты.
  • 43.Правовое положение населения в международном праве.
  • 44.Международно-правовые вопросы гражданства. Правовой статус апатридов и бипатридов.
  • 45.Правовой режим иностранных граждан и его особенности.
  • 46.Международно-правовые основы консульской защиты.
  • 47.Понятие и классификация международных конференций.
  • 48. Правовое значение документов международных конференций.
  • 61. Основания международно-правовой ответственности государств и классификация международных правонарушений.
  • 62. Формы международно-правовой ответственности государств.
  • 63. Ответственность физических лиц за преступления против мира, человечности и военные преступления.
  • 64. Формы сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера.
  • 65. Понятие и состав государственной территории.
  • 66. Государственных границы и способы их установления. Делимитация и демаркация государственных границ.
  • 30Международные организации: понятие, признаки и классификация.. Понятие, классификация, правовая природа иструктура международных организаций

    Международная организация (МО) - организация, учрежденная договором государств-членов, придавших ей статус международной организации. Термин международные организации≫ употребляется применительно и к межгосу-

    дарственным (межправительственным) и к неправительственным организациям. Их юридическая природа различна.

    Межд. межправительственная организация (ММПО) - объединение государств, учрежденное на основе договора

    для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересов государств-членов при уважении их суверенитета. ММПО можно классифицировать:

    а) по предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли,

    здравоохранения и др.;

    б) по кругу участников - универсальные и региональные;

    в) по порядку приема новых членов - открытые или за-

    г) по сфере деятельности - с общей или специальной

    компетенцией;

    д) по целям и принципам деятельности - правомерные

    или противоправные;

    е) по количеству членов - всемирные или групповые.

    Признаки ММПО.

    1. Членство не менее трех государств.

    2. Постоянные органы и штаб-квартира.

    3. Наличие учредительного договора.

    4. Уважение суверенитета членов-государств.

    5. Невмешательство во внутренние дела.

    6. Установленный по

    Межне правительственные организации (МНПО) создаются не на основе межгосударственного договора и

    объединяют физических и/или юридических лиц. МНПО бывают:

    а) политические, идеологические, социально-экономические, профсоюзные;

    б) женские, по охране семьи и детства;

    в) молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские;

    г) в области печати, кино, радио, телевидения и др.

    МО являются вторичными или производными субъектами МП и создаются государствами. Процесс создания

    МО включает три стадии:

    1) принятие учредительных документов организации;

    2) создание ее материальной структуры;

    3) созыв главных органов - начало функционирования.

    Структуру МО составляют органы МО - ее структурное звено, которое создается на основании учредительного

    или иных актов МО. Орган наделяется определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладает внутренней структурой и порядком принятия решений. Наиболее важным органам МО является межправительственный орган, в который государства-члены направляют своих представителей, действующих от их имени. По характеру членства органы делятся на:

    Межправительственные;

    Межпарламентские (характерно для Европейского

    союза, состоят из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения);

    Административные (из межд. должностных лиц, находящихся на службе в МО);

    Состоящие из лиц в личном качестве и др.

    31.Юридическая природа международных организаций и особенности создаваемых ими норм.

    Международная межправительственная организация, как отмечено в главе "Субъекты международного права", обладает производной и функциональной правосубъектностью и харак­теризуется следующими признаками.

    Во-первых, она создается государствами, фиксирующими свое намерение в учредительном акте - Уставе - как специ­альной разновидности международного договора .

    Во-вторых, она существует и действует в рамках учреди­тельного акта, определяющего ее статус и полномочия, что при­дает ее правоспособности, правам и обязанностям функциональ­ный характер.

    В-третьих, она является постоянно действующим объеди­нением, что проявляется в ее стабильной структуре, в системе ее постоянных органов.

    В-четвертых, она основана на принципе суверенного ра­венства государств-членов, при этом членство в организации подчинено определенным правилам, характеризующим участие государств в деятельности ее органов и представительство го­сударств при организации.

    В-пятых, государства связаны резолюциями органов орга­низации в пределах их компетенции и в соответствии с уста­новленной юридической силой этих резолюций.

    В-шестых, каждая международная организация обладает совокупностью прав, свойственных юридическому лицу. Эти права фиксируются в учредительном акте организации либо в специальной конвенции и реализуются с учетом национального законодательства государства, на территории которого органи­зация выполняет свои функции. В качестве юридического лица она компетентна вступать в гражданско-правовые сделки (за­ключать договоры), приобретать имущество, владеть и распо­ряжаться им, возбуждать дела в суде и арбитраже и быть сто­роной в судебном процессе.

    В-седьмых, международной организации принадлежат при­вилегии и иммунитеты, обеспечивающие ее нормальную дея­тельность и признаваемые как в месте размещения ее штаб-квартиры, так и в любом государстве при осуществлении ее функций.

    Внутреннее право международных организаций. Этот тер­мин используется для обозначения норм, создаваемых в каж­дой организации для регулирования внутриорганизационного механизма и тех отношений, которые складываются между органами, должностными лицами и иными сотрудниками организации. Важнейший компонент этого права составляют правила процедуры органов.

    Существенное с правовой точки зрения значение имеют нормы о статусе лиц, входящих в состав персонала организа­ции. Избранные или назначенные высокие должностные лица, а также заключившие контракт сотрудники принадлежат к международной гражданской службе и в течение срока полно­мочий не должны получать указаний от своих правительств и подвергаться их влиянию при исполнении своих обязанностей. Они ответственны только перед организацией и ее высшим долж­ностным лицом - генеральным секретарем или директором. По окончании срока службы им обеспечивается выплата пен­сий из фонда организации.

    В настоящее время широко признается положение о наличии двух составляющих правотворческой деятельности международных организаций: а) непосредственное участие в создании норм международного права; б) участие в правотворческом процессе государств7. Вместе с тем анализ международно-правовой литературы свидетельствует об отсутствии единого понятийного аппарата по данному вопросу. В доктрине используются различные термины для определения участия международных организаций в правотворческой деятельности: формы8, способы9, направления10, виды11, аспекты12.

    При участии в правотворческом процессе государств (такую деятельность иногда называют квазинормотворческой13 или вспомогательной функцией14) международные организации сами не создают норм международного права, а лишь участвуют в правотворческом процессе государств. По мнению профессора Г. И. Тункина, роль международных организаций в заключении договоров между государствами состоит в том, что они подготавливают и принимают окончательный текст международного договора или подготавливают предварительный текст договора (если созывается специальная международная конференция).

    Кроме вспомогательной функции международные организации осуществляют непосредственную правотворческую деятельность (иногда именуется собственно нормотворческой37). Выделяется три основных вида непосредственной правотворческой деятельности: а) заключение международными организациями международных соглашений (в правовой литературе этот вид иногда называют внешним правом международных организаций38); б) принятие решений, определяющих поведение стран-членов по основным вопросам деятельности организации, или внешняя регламентация; в) принятие решений по внутриорганизационным вопросам, или создание внутреннего права.

    Международная организация – это объединение суверенных государств, учрежденное межгосударственным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное международной правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Такие организации признаются субъектами международного права.

    Наименования международных организаций могут быть различными – организация, лига, ассоциация, союз, фонд, банк и другие – это не влияет на их статус.

    Для классификации международных организаций применяются различные критерии:

    1) по характеру членства:

    а) межправительственные;

    б) неправительственные;

    2) по кругу участников:

    а) универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);

    б) региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива);

    в) межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;

    3) по компетенции:

    а) общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН);

    б) специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью (ВОЗ, МОТ), при этом такие организации могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;

    4) по характеру полномочий:

    а) межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников;

    б) надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;

    5) с точки зрения порядка приема в международные организации:

    а) открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;

    б) закрытые – прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО);

    6) по критерию структуры:

    а) организации с упрощенной структурой;

    б) организации с развитой структурой;

    7) по критерию способа создания :

    а) международные организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией;

    б) международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.

    Понятие «права международных организаций»

    Право международных организаций – это отрасль международного права, включающая в себя принципы и нормы, регулирующие вопросы создания и функционирования международных организаций.

    К принципам права международных организаций относятся:

    1) соответствие создания международных организаций общепризнанным принципам международного права;

    2) ответственность международных организаций за правонарушения;

    3) добровольность членства в международных организациях.

    Учредительные акты международных организаций – это международные договоры или решения международных организаций, определяющие правовую природу организаций, а также права и обязанности. В учредительном акте международной организации указываются цели и принципы организации, полномочия и структура организации, порядок деятельности международной организации.

    Учредительные акты международных организаций указывают на производную природу международных организаций. В связи с этим можно выделить следующие признаки международных организаций:

    1) международная организация создается суверенными государствами;

    2) международная организация создается и функционирует в рамках учредительного договора;

    3) международная организация является постоянно действующей и обладает аппаратом постоянных органов;

    4) международная организация обладает определенной совокупностью прав, которые присущи юридическомулицу;

    5) международная организация уважает суверенитет государств-членов. Устав ООН является основополагающим источником для всей отрасли права международных организаций.

    Международные организации бывают межправительственными и неправительственными. Не являются субъектами международного права неправительственные организации.

    Международная организация – это объединение суверенных государств, учреждаемое международным договором на постоянной основе, имеющее постоянные действующие органы, наделенное международной правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с принципами международного права (Организация Объединенных Наций).

    1. Классификация по кругу участников:

    Универсальные (то есть для всех государств; напр. - ООН)

    Региональные (членами которых могут быть государства одного региона; напр. - Организация африканского единства, Организация американских государств)

    Межрегиональные.

    2. Классификация по характеру полномочий:

    Межгосударственные - не ограничивающие суверенитет государства;

    Надгосударственные (наднациональные) - частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице её органов.

    3. Классификация по выполняемым функциям:

    Нормотворческие

    Консультативные

    Посреднические

    Операционные

    Информационные

    4. Классификация по порядку приёма новых членов:

    Открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению)

    Закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей)

    5. Классификация по компетенции (сфере деятельности ):

    Общей компетенции (напр. - ООН)

    Специальной компетенции (политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения; напр. - Всемирный почтовый союз)

    6. Международные параорганизации (клубы) (напр. - "Большая восьмерка").

    Международные параорганизации, часто играя значительную роль в международных отношениях, не могут быть включены в классификацию международных институтов, так как не имеют официального статуса - не имеют устава, штаб-квартиры и не институционализированы.

    2. Современные международные организации

    За последние десятилетия сложилась развитая и многоуровневая система взаимодействия народов и государств. Наиболее представительным и авторитетным органом является Организация Объединенных Наций (ООН).

    Организация Объединённых Наций , ООН - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

    Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.

    Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государств. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций .

    الأمم المتحدة

    Флаг ООН →

    Членство : 192 государства-члена.

    Штаб-квартира : Нью-Йорк, США.

    Дополнительные офисы : Женева, Швейцария, Вена, Австрия, Найроби, Кения.

    Тип организации : международная организация.

    Официальные языки : английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский.

    Структура ООН

    Генеральная Ассамблея

    Занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа. Генеральная Ассамблея рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности; избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета; по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН; совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН; координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах; осуществляет иные полномочия, предусмотренные в Уставе ООН.

    У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии.

    Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября и работает под руководством Председателя Генеральной Ассамблеи (или одного из его 21 заместителя) на пленарных заседаниях и в главных комитетах до полного исчерпания повестки дня.

    Генеральная Ассамблея, согласно её решению от 17 декабря 1993 года, имеет в своем составе 6 комитетов, Генеральный комитет и Комитет по проверке полномочий:

    Комитет по проверке полномочий - представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.

    Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности.

    Комитет по экономическим и финансовым вопросам.

    Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры.

    Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации.

    Комитет по административным и бюджетным вопросам.

    Комитет по правовым вопросам.

    В состав Генерального комитета входят Председатель Генеральной Ассамблеи; заместители Председателя, председатели главных комитетов, которые избираются с учетом принципа справедливого географического представительства пяти регионов (районов): Азии, Африки, Латинской Америки, Западной Европы (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию) и Восточной Европы.

    Специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН могут созываться по любому вопросу по требованию Совета Безопасности в течение 15 дней со дня получения такого требования Генеральным секретарём ООН или большинства членов ООН. До конца 2006 года было созвано около 30 специальных сессий по вопросам, касающимся большинства государств мира: по правам человека, охране окружающей среды, борьбе с наркотиками и др.

    Чрезвычайные специальные сессии могут созываться по требованию Совета Безопасности ООН или большинства государств-членов ООН в течение 24 часов после получения такого требования Генеральным секретарём ООН.

    Совет Безопасности

    Несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето . Россию представляет постоянный представитель России при ООН.

    Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава - «не постоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (пункт 2 статьи 23).

    Секретариат

    Это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает другие главные органы Организации Объединённых Наций и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Подразделения Секретариата находятся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке и в других местах расположения Центральных учреждений органов ООН, наиболее крупными из которых являются отделения ООН в Женеве и Вене.

    Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств - членов ООН.

    Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН.

    Генеральный секретарь

    Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

    В настоящие время действует джентльменское соглашение, по которому гражданин страны постоянного члена Совета Безопасности ООН не может быть Генеральным секретарём ООН.

    Имя Фото Страна Сроки полномочий
    Глэдвин Джебб Великобритания (Западная Европа) 24 октября 1945 – 01февраля 1946
    Трюгве Хальвдан Ли Норвегия (Западная Европа) 02февраля 1946- 10 ноября 1952
    Даг Хаммаршельд Швеция (Западная Европа) 10 апреля 1953 – 18 сентября
    У Тан Бирма (Азия) 30 ноября 1961 – 01 января
    Курт Вальдхайм Австрия (Западная Европа) 01 января 1972- 01 января
    Хавьер Перес де Куэльяр Перу (Южная Америка) 01 января 1982- 01 января 1992
    Бутрос Бутрос-Гали Египет (Африка) 01 января 1992- 01 января 1997
    Кофи Аннан Гана (Африка) 01 января 1997 01 января 2007
    Пан Ги Мун Южная Корея (Азия) 01 января 007-01 января 2012

    Международный суд ООН призван решать спорные вопросы межгосударственных отношений. Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) вырабатывает рекомендации по решению проблем развития, обеспечению прав человека. С ЭКОСОС взаимодействуют такие учреждения ООН, как Управление верховного комиссара по вопросам беженцев, детский фонд ООН, Программа развития ООН (ПРООН). Вопросами развития и углубления международного сотрудничества занимаются Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАЛ ), Организация по промышленному развитию (ЮНИДО ), Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) . Решению социальных проблем содействует Международная организация труда (МОТ ), созданная еще в 1919 г.
    За обеспечение всемирной безопасности людей на ядерной сфере отвечает Международное агентство по атомной энергии (МА ГА ТЭ ). Борьбу с распространением эпидемических заболеваний ведет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) .

    Большую роль в развитии интеграции и сотрудничества между государствами играет Всемирная торговая организация (ВТО ).

    Членство: 153 государства-члена

    Штаб-квартира: Женева

    Официальные языки:

    английский, французский, испанский

    Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

    1. Равные права . Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации.

    2. Взаимность . Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.

    3. Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

    Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года . За время существования ВТО было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации. Текущие задачи организации между конференциями возложены на Генеральный Совет ВТО, собирающийся несколько раз в год в Женеве . В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит еще несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ),Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности . Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.

    Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему секретариатом.

    Одним из важнейших инструментов урегулирования возникающих между странами-участницами споров в рамках ВТО является Комиссия по урегулированию споров (DSB) - квазисудебный орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами. За истекшие после основания ВТО годы Комиссия была вынуждена много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными странами - участницами ВТО. Многие решения Комиссии за истекшие годы воспринимаются неоднозначно. Большую озабоченность у активистов защиты окружающей среды вызывают, например, чрезмерной торговли между странами в ущерб интересам окружающей среды.

    Международный валютный фонд (МВФ) помогает своим членам поддерживать стабильность курса валюты при условии выполнения его рекомендаций в сфере экономической политики.

    Членство: 187 государств-членов

    Штаб-квартира: Вашингтон, США

    Тип организации:

    Специализированное учреждение ООН

    На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт - высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года - официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 187 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

    МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

    Всемирный банк предоставляет развивающимся странам займы на льготных условиях для проведение экономических преобразований.

    Членство : 184 государств-членов

    Штаб-квартира : Вашингтон, США

    Дополнительные офисы : более 100 представительств в различных странах, в том числе в Москве

    Тип организации : международная организация

    Официальный язык : английский

    В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации.

    Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития , осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее в 1960 г. была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

    В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    1. Понятие, признаки и классификация международных организаций

    2. Порядок создания и прекращения деятельности международных организаций

    3. Правовой статус

    4. Органы международных организаций

    5. Организация Объединенных Наций как пример международной межправительственной организации

    6. Значение международных организаций в современном мире

    1. Понятие, признаки и классификация международных организаций

    В современных международных отношениях международным организациям отводится значительная роль. Начиная с 19 века, стремление к интернационализации многих сторон жизни общества вызвало необходимость создания новой формы международного сотрудничества. Новым этапом в развитии мирового сообщества явилось учреждение первых международных универсальных организаций - Всемирного телеграфного союза в 1865 г. и Всемирного почтового союза в 1874 г. В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, имеющих различный правовой статус. Это позволяет говорить о системе международных организаций, центром которой является ООН (Организация Объединенных Наций).

    Следует отметить, что термин “международные организации” употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Их юридическая природа различна.

    Международная межправительственная организация (ММПО) - объединение государств, учрежденное на основе договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета. ММПО можно классифицировать:

    а) по предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.;

    б) по кругу участников - универсальные (т.е. для всех государств - ООН) и региональные (Организация Африканского Единства);

    в) по порядку приема новых членов - открытые или закрытые;

    г) по сфере деятельности - с общей (ООН) или специальной компетенцией (ВПС);

    д) по целям и принципам деятельности - правомерные или противоправные;

    е) по количеству членов - всемирные (ООН) или групповые (ВОЗ).

    Признаки ММПО:

    1. Членство не менее 3-х государств;

    2. Постоянные органы и штаб-квартира;

    3. Наличие учредительного договора;

    4. Уважение суверенитета членов-государств;

    5. Невмешательство во внутренние дела;

    6. Установленный порядок принятия решений.

    Например, Организация североатлантического договора (НАТО), основанная в 1949 году, обладает следующими признаками ММПО:

    1. Членами НАТО являются на сегодня Бельгия, Великобритания, Греция, Голландия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Норвегия, Португалия, США, Турция, Франция и ФРГ.

    2. Штаб-квартира - Брюссель. Орган НАТО - Совет НАТО, глава - Генеральный секретарь.

    2. Порядок создания и прекращения деятельности международных организаций

    Международные неправительственные организации (МНПО) создаются не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц. МНПО бывают:

    а) политическими, идеологическими, социально-экономическими, профсоюзными;

    б) женские организации, по охране семьи и детства;

    в) молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские;

    г) в области печати, кино, радио, телевидения и др.

    В качестве примера можно привести Ассоциацию международного права, Лигу обществ Красного Креста.

    Международные организации являются вторичными или производными субъектами международного права и создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания МО включает три стадии:

    1. Принятие учредительных документов организации.

    2. Создание ее материальной структуры.

    3. Созыв главных органов - начало функционирования.

    Наиболее распространенным способом создания МР является заключение международного договора. Наименования этого документа могут быть различными:

    Статут (Лига Наций);

    Устав (ООН или Организация Американских Государств);

    Конвенция (Всемирный почтовый союз) и др.

    Международные организации могут быть созданы и в упрощенном виде - решением другой международной организации. К такой практике чаще всего прибегает ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи.

    Согласованное волеизъявление государств-членов МО также является прекращением ее существования. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Например, 28 июня 1991 г. в Будапеште был ликвидирован Совет Экономической Взаимопомощи. Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия подписали Протокол о расформировании организации. Для урегулирования споров и претензий был создан ликвидационный комитет.

    3. Правовой статус

    В настоящее время признано, что государства, учреждая международные организации, наделяют их определенной право- и дееспособностью, чем создают новый субъект права, осуществляющий правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного сотрудничества. Однако это не означает, что правовой статус международной организации идентичен статусу государства, основному субъекту международного права. Отличие правоспособности организаций - меньший и преимущественно целевой (функциональный) характер полномочий.

    Одной из составляющих правового статуса МО - договорная правоспособность, т.е. право заключать самые разнообразные соглашения в рамках своей компетенции. Закрепляется оно в общем положении (любые договоры) либо в специальном положении (определенные категории соглашений и определенные стороны).

    МО обладают способностью участвовать в дипломатических сношениях. Они могут иметь представительства в государствах (например, информационные центры ООН) либо при них аккредитируются представительства государств.

    МО и их должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами.

    Как субъекты международного права МО несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут выступать с претензиями об ответственности.

    Каждая МО располагает финансовыми средствами, которые обычно складываются из взносов государств-членов и расходуются в общих интересах организации.

    И, наконец, МО действуют со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств, в частности, право заключать договора, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, набирать персонал на контрактной основе.

    4. Органы международных организаций

    Органы МО - составная часть МО, ее структурное звено, которое создается на основании учредительного или иных актов МО. Орган наделяется определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладает внутренней структурой и порядком принятия решений. Наиболее важным органам МО является орган межправительственный, в которые государства-члены направляют своих представителей, действующих от их имени. Совсем не обязательно, чтобы представитель был дипломатом, иногда нужно, чтобы он был специалистом в области деятельности организации.

    По характеру членства можно классифицировать органы следующим образом:

    Межправительственные;

    Межпарламентские (характерно для Европейского союза. Состоят из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения);

    Административные (из международных должностных лиц, находящихся на службе в МО);

    Состоящие из лиц в личном качестве и др.

    В последнее время в деятельности ряда МО наблюдается тенденция к повышению роли органов ограниченного членства, важное значение для которых имеет состав (особенно это касается ООН). Органы должны быть укомплектованы таким образом, чтобы принимаемые ими решения отражали интересы всех государств.

    5. Организация Объединенных Наций как пример международной межправительственной организации

    международный межправительственный организация

    14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчилль подписали документ, где обязались “работать вместе с другими свободными народами, как в войне, так и в мире”. Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствии название Атлантической хартии. Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется Днем ООН.

    ООН - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН обязателен для всех государств и его преамбула гласит: “Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, обеспечить, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, решили объединить наши усилия для достижения этих целей”.

    Принципами ООН являются:

    Суверенное равенство всех ее членов;

    Добросовестное выполнение обязательств по Уставу;

    Разрешение международных споров мирными средствами;

    Отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства;

    Обеспечение того, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами ООН, когда это необходимо для поддержания международного мира и безопасности;

    Невмешательство во внутренние дела государств;

    Уважения основных прав и свобод человека;

    Равноправия и самоопределения народов;

    Сотрудничества и разоружения.

    Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Секретариат и Международный Суд.

    Прием в члены Организации открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя обязательства по Уставу и которые могут и желают эти обязательства выполнять. Прием осуществляется постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

    Генеральная Ассамблея - совещательный представительный орган, в котором представлены все государства - члены ООН.

    Структура Генеральной Ассамблеи:

    1. Председатель.

    2. Заместители председателя (17).

    3. Главные комитеты:

    По политическим вопросам и вопросам безопасности;

    По экономическим и финансовым вопросам;

    По социальным, гуманитарным и культурным вопросам;

    По опеке и несамоуправляющимся территориям;

    По правовым вопросам.

    4. Комитеты:

    По административным и бюджетным вопросам;

    По взносам;

    По деколонизации;

    По вопросу о политике апартеида;

    По атомной энергии;

    По использованию космического пространства;

    По разоружению и проч.

    5. Сессионные органы: Генеральный комитет и комитет по проверке полномочий.

    6. Комиссии:

    Ревизионная;

    Международного права;

    По правам человека и др.

    Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регулярные сессии, которые открываются в третий вторник сентября, а также специальные (созываются по любому вопросу, если требования поступают от Совета Безопасности) и чрезвычайные, которые созываются в течение 24 часов с момента получения Генеральным Секретарем требования от Совета Безопасности и поддержанного голосами любых членов Совета в случаях:

    1) если существует угроза миру;

    2) произошло нарушение мира или акт агрессии и члены Совета Безопасности не пришли к решению вопроса.

    В соответствии с Уставом ООН Генеральная Ассамблея играет существенную роль в деятельности ООН. Она вносит значительный вклад в разработку и подготовку ряда важных международных документов и кодификации принципов и норм международного права.

    Генеральная Ассамблея - демократический орган. Каждый член независимо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет 1 голос. Решения по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их.

    Возглавляет Генеральную Ассамблею Генеральный Секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5-ний срок, по истечении которого может быть назначен вновь. Первым Генеральным Секретарем ООН стал в 1946 г. норвежец Трюгве Ли. В настоящее время (с 1997 г.) этот пост занимает Кофи Аннан. Генеральный Секретарь предпринимает усилия по урегулированию конфликтов между государствами и имеет право доводить до Совета Безопасности сведения о спорах, угрожающих, по его мнению, международному миру и безопасности. Также он дает директивные указания департаментам, управлениям и др. организационным подразделениям Секретариата ООН и координирует всю деятельность системы ООН. Как главное должностное лицо Секретарь участвует во всех заседаниях Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, а также выполняет другие функции, возлагаемые на него этими органами.

    Совет Безопасности.

    Компетенцию СБ составляет рассмотрение вопросов поддержания международного мира и безопасности, мирное разрешение споров, принятие принудительных мер, рекомендации о приеме в ООН и исключение из ООН, а также о назначении Генерального секретаря, выборы членов Международного Суда.

    СБ состоит из 15 членов. Пять - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), а остальные 10 мест распределяются следующим образом:

    3 места - Африка;

    2 Латинская Америка;

    2 Зап. Европа, Канада, Австралия, Новая Зеландия

    1 Восточная Европа.

    Решения по процедурным вопросам считаются принятыми, если за них поданы голоса любых 9-ти членов Совета. Для принятия решений по всем другим вопросам требует не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что достаточно 1-му или нескольким постоянным членам СБ проголосовать против какого-либо решения - и оно считается отклоненным. В этом случае говорят о наложении вето постоянным членом. Воздержание постоянного члена или неучастие его в голосовании по общепринятому правилу как вето не рассматривается.

    В соответствии с Уставом ООН СБ обладает исключительно большими полномочиями в деле предотвращения войны и создания условий для мирного и плодотворного сотрудничества государств. За последнее время не было практически ни одного важного международного события (исключение составляет бомбардировка американскими военными силами Ирака без санкции ООН в декабре 1998 г.), поставившего под угрозу мир и вызвавшего споры между государствами, на которое не обращалось бы внимание СБ.

    СБ может принимать юридические акты двоякого рода: рекомендации, т.е. акты, предусматривающие определенные методы и процедуры, с которыми государству предлагается сообразовывать свои действия, и юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. Основной формой принимаемых СБ рекомендаций и обязательных решений являются резолюции, которых принято более 700. Все более заметную роль в последнее время стали играть заявления председателя Совета (их число превысило 100).

    Функции СБ ООН:

    1.2. Осуществляет контроль за управлением стратегическими территориями;

    1.3. Определяет условия участия государств - не членов ООН в Статуте Международного Суда ООН;

    2. В случае спора между государствами:

    2.1. Заявляет требования о мирном урегулировании спора;

    3. При нарушении мира, агрессии:

    3.1. Принимает решение о квалификации деяний как агрессии;

    3.2. Подписывает соглашения с государствами - членами ООН о предоставлении ими вооруженных сил;

    3.3. Применяет сформированные вооруженные силы для разъединения, наблюдения и обеспечения безопасности;

    4. В ситуациях, представляющих угрозу миру:

    4.1. Разрывает дипломатические отношения;

    4.2. Прекращает экономические связи;

    4.3. Прекращает воздушные сообщения;

    4.4. Прекращает железнодорожные сообщения;

    4.5. Прекращает почтовую и телеграфную связь;

    4.6. Блокирует порты;

    4.7. Демонстрирует вооруженную силу и др.

    Для примера, можно назвать несколько текущих операций ООН по поддержанию мира.

    Ирако-кувейтская миссия ООН по наблюдению:

    Действует с апреля 1991 г. по настоящее время;

    Текущая численность - 1149 человек;

    Примерная сумма ежегодных расходов: 70 млн. дол. США.

    Временные силы ООН в Ливане:

    Действуют с марта 1978 г.

    Текущая численность - 5219 человек;

    Примерная сумма за год: 138 млн. дол. США.

    Миссия ООН по наблюдению в Грузии:

    С августа 1993 г.

    Примерная сумма: 5 млн. дол. США

    Текущая численность: 55 человек.

    Расходы ООН по поддержанию мира финансируются из ее собственных отдельных счетов на основе юридически обязательных для выплаты взносов, начисляемых всем государствам-членам.

    Специализированные учреждения ООН.

    Это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН. Связь устанавливается и оформляется соглашением, которое заключается Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН. В настоящее время существует 16 таких организаций. Их можно разделить на следующие группы:

    Социального характера (Международная Организация Труда МОТ и Всемирная Организация Здравоохранения ВОЗ);

    Культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО - по вопросам образования, науки и культуры, ВОИС - Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности);

    Экономические (ЮНИДО - по промышленному развитию);

    Финансовые (МБРР, МВФ, МАР - Международная Ассоциация Развития, МФК - Международная Финансовая Корпорация);

    В области сельского хозяйства (ФАО - продовольственная и сельскохозяйственная организация, ИФАД - Фонд сельскохозяйственного развития);

    В области транспорта и связи (ИКАО - гражданской авиации, ИМО - морская, ВПС, МСЭ - союз электросвязи);

    В области метеорологии (ВМО).

    6. Значение международных организаций в современном мире

    МОТ - старейшая международная организация. Создана в Париже в 1919 г. как автономная организация Лиги Наций. Ее Устав в 1946 г. был пересмотрен и приведен в соответствие с учредительными документами ООН. Штаб-квартира ООН находится в Женеве (Швейцария).

    Целью МОТ является содействие установлению прочного мира путем поощрения социальной справедливости, улучшения условий труда и жизненного уровня трудящихся. МОТ имеет представительства в столицах ряда государств-членов, в том числе в Москве.

    ВОЗ - создана в 1946 г. на Международной конференции по здравоохранению в Нью-Йорке. Ее цель - достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. Основные направления деятельности ВОЗ:

    Борьба с инфекционными болезнями;

    Разработка карантинных и санитарных правил;

    Проблемы социального характера.

    В 1977 г. ВОЗ поставила задачу достижения к 2000 г. всеми жителями Земли такого уровня здоровья, который бы позволил вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Для реализации этой программы разработана глобальная стратегия, требующая объединенных усилий правительств и народов.

    В рамках ВОЗ действуют 6 региональных организаций: стран Европы, Восточного Средиземноморья, Африки, Северной и Южной Америки, Юго-Восточной Азии, западной части Тихого океана.

    ЮНЕСКО - учреждена в 1945 г. на Лондонской конференции. Штаб-квартира находится в Париже.

    Задачи ЮНЕСКО - содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации.

    ЮНИДО - организация ООН по промышленному развитию. Создана резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1966 г. С 1985 г. является специализированным учреждением ООН. Местонахождение - Вена (Австрия). Цели - содействие промышленному развитию развивающихся стран и оказание помощи в установлении нового международного экономического порядка.

    Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - учреждена в 1944 г. на конференции в Чикаго. Создана в целях развития принципов и методов международной аэронавигации, обеспечения безопасности полетов на международных авиалиниях, содействия планированию и развитию международного воздушного транспорта.

    ВПС - первая международная организация (с 1874 г.) Текст учредительной конвенции впоследствии многократно пересматривался. Штаб-квартира - Берн (Швейцария). ВПС ставит своей целью обеспечение и совершенствование почтовых отношений. Все страны - члены ВПС образуют единую почтовую территорию, на которой действуют три основные принципа:

    1. Единство территории.

    2. Свобода транзита.

    3. Единообразный тариф.

    МАГАТЭ - международное агентство по атомной энергии. Создана по решению ООН в 1956 г. в Нью-Йорке. Штаб-квартира - Вена.

    Не имеет статуса специализированного учреждения ООН. В соответствии с Уставом должно представлять ежегодные доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее. Организация ставит своей целью способствовать развитию международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Одна из главных функций Агентства состоит в применении системы контроля (гарантий) в целях обеспечения того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для мирного использования, не были употреблены для военных целей. Контроль осуществляется на месте инспекторами МАГАТЭ. В добровольном порядке под гарантии Агентства поставили некоторые свои мирные ядерные установки Россия, США, Великобритания, Франция и Китай. В связи с санкциями по решению Совета Безопасности против Ирака МАГАТЭ, начиная с 1992 г. проводило инспекции военных объектов Ирака на предмет недопущения изготовления ядерного оружия.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Понятие, признаки, функции и классификация международных организаций, история их возникновения. Порядок создания и прекращения деятельности, структура, правовой статус, перспективы развития международной универсальной Организации Объединенных Наций.

      дипломная работа , добавлен 07.06.2010

      Понятие, типология и история возникновения международных организаций, их значение в современном мире, характеристике этапов их развития. Юридическая природа международных организаций. Порядок создания и прекращения деятельности международных отношений.

      курсовая работа , добавлен 05.12.2008

      История развития международных организаций до создания ООН, межправительственные и неправительственные международные организации. Организации Объединенных Наций как ведущая международная организация по обеспечению мира и международной безопасности.

      контрольная работа , добавлен 01.03.2011

      Понятие и источники права международных организаций. Организация Объединенных Наций: устав, цели, принципы, членство. Система органов ООН. Региональные международные организации: Содружество Независимых Государств, Совет Европы, ЕС.

      курсовая работа , добавлен 01.03.2007

      История развития, признаки, функции, типология, порядок создания и прекращения деятельности международных организаций. Механизмы образования, существования, развития компетенций международных организаций, оценка их места в системе международных отношений.

      курсовая работа , добавлен 14.06.2014

      Классификация и порядок создания международных экономических организаций. Характеристика полуформальных объединений, их роль в мировой политике. Структура Организация Объединенных Наций. Цели и особенности деятельности Международного валютного фонда.

      презентация , добавлен 06.09.2017

      Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира. Изучение истории создания Организации Объединенных Наций. Официальная подготовка такой международной организации. Основные направления ее деятельности.

      реферат , добавлен 09.11.2010

      Рассмотрение типов, функций, видов и признаков международных организаций. Проведение анализа структуры и функционирования Североатлантического оборонного союза, Организации Объединенных наций, Европейского союза, Организации Исламской конференции.

      курсовая работа , добавлен 01.03.2010

      Структура, должность Генерального Секретаря, цели деятельности международных организаций: Организация Объединенных Наций (ООН), НАТО, Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Европы, Всемирная Торговая Организация (ВТО).

      презентация , добавлен 13.12.2016

      Разрешение международных споров по Уставу ООН. Назначение Международного Суда Организации Объединенных Наций в разрешении международных споров. Другие международные акты, регулирующие мирное разрешение международных споров.

  • 6.Значение международного обычая.
  • 7. Согласование воль государств как основа создания норм международного права.
  • 8. Понятие и виды субъектов международного права.
  • 9. Первичные и производные субъекты международного права
  • 10. Нации и народы,борющиеся за самоопределение, как субъекты международного права
  • 13. Основные объекты правопреемства в международном праве.
  • 14.Правопреемство государств в отношении территории, населения и границ.
  • 15. Основные принципы международного права: происхождение, понятие и особенности
  • 16. Принцип суверенного равенства государств.
  • 24.Принцип равноправия и самоопределения народов.
  • 25Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
  • 26.Международный договор: понятие, формы и виды.
  • 27. Стороны международных договоров.
  • 28. Действие международных договоров: вступление в силу, прекращение и приостановление договоров.
  • 29.Универсальные, региональные и двусторонние международные договоры.
  • 30Международные организации: понятие, признаки и классификация.. Понятие, классификация, правовая природа иструктура международных организаций
  • 31.Юридическая природа международных организаций и особенности создаваемых ими норм.
  • 32.Оон: история создания, принципы и главные органы.
  • 33.Совет Безопасности оон: функции и принципы деятельности.
  • 35.Функции специализированных учреждений оон.
  • 36.Региональные международные организации: правовой статус и функции.
  • 38.Понятие и функции дипломатических представительств.
  • 39.Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств.
  • 40.Личные дипломатические привилегии и иммунитеты.
  • 41.Понятие и функции консульских представительств.
  • 42.Консульские привилегии и иммунитеты.
  • 43.Правовое положение населения в международном праве.
  • 44.Международно-правовые вопросы гражданства. Правовой статус апатридов и бипатридов.
  • 45.Правовой режим иностранных граждан и его особенности.
  • 46.Международно-правовые основы консульской защиты.
  • 47.Понятие и классификация международных конференций.
  • 48. Правовое значение документов международных конференций.
  • 61. Основания международно-правовой ответственности государств и классификация международных правонарушений.
  • 62. Формы международно-правовой ответственности государств.
  • 63. Ответственность физических лиц за преступления против мира, человечности и военные преступления.
  • 64. Формы сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера.
  • 65. Понятие и состав государственной территории.
  • 66. Государственных границы и способы их установления. Делимитация и демаркация государственных границ.
  • 30Международные организации: понятие, признаки и классификация.. Понятие, классификация, правовая природа иструктура международных организаций

    Международная организация (МО) - организация, учрежденная договором государств-членов, придавших ей статус международной организации. Термин международные организации≫ употребляется применительно и к межгосу-

    дарственным (межправительственным) и к неправительственным организациям. Их юридическая природа различна.

    Межд. межправительственная организация (ММПО) - объединение государств, учрежденное на основе договора

    для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересов государств-членов при уважении их суверенитета. ММПО можно классифицировать:

    а) по предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли,

    здравоохранения и др.;

    б) по кругу участников - универсальные и региональные;

    в) по порядку приема новых членов - открытые или за-

    г) по сфере деятельности - с общей или специальной

    компетенцией;

    д) по целям и принципам деятельности - правомерные

    или противоправные;

    е) по количеству членов - всемирные или групповые.

    Признаки ММПО.

    1. Членство не менее трех государств.

    2. Постоянные органы и штаб-квартира.

    3. Наличие учредительного договора.

    4. Уважение суверенитета членов-государств.

    5. Невмешательство во внутренние дела.

    6. Установленный по

    Межне правительственные организации (МНПО) создаются не на основе межгосударственного договора и

    объединяют физических и/или юридических лиц. МНПО бывают:

    а) политические, идеологические, социально-экономические, профсоюзные;

    б) женские, по охране семьи и детства;

    в) молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские;

    г) в области печати, кино, радио, телевидения и др.

    МО являются вторичными или производными субъектами МП и создаются государствами. Процесс создания

    МО включает три стадии:

    1) принятие учредительных документов организации;

    2) создание ее материальной структуры;

    3) созыв главных органов - начало функционирования.

    Структуру МО составляют органы МО - ее структурное звено, которое создается на основании учредительного

    или иных актов МО. Орган наделяется определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладает внутренней структурой и порядком принятия решений. Наиболее важным органам МО является межправительственный орган, в который государства-члены направляют своих представителей, действующих от их имени. По характеру членства органы делятся на:

    Межправительственные;

    Межпарламентские (характерно для Европейского

    союза, состоят из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения);

    Административные (из межд. должностных лиц, находящихся на службе в МО);

    Состоящие из лиц в личном качестве и др.

    31.Юридическая природа международных организаций и особенности создаваемых ими норм.

    Международная межправительственная организация, как отмечено в главе "Субъекты международного права", обладает производной и функциональной правосубъектностью и харак­теризуется следующими признаками.

    Во-первых, она создается государствами, фиксирующими свое намерение в учредительном акте - Уставе - как специ­альной разновидности международного договора .

    Во-вторых, она существует и действует в рамках учреди­тельного акта, определяющего ее статус и полномочия, что при­дает ее правоспособности, правам и обязанностям функциональ­ный характер.

    В-третьих, она является постоянно действующим объеди­нением, что проявляется в ее стабильной структуре, в системе ее постоянных органов.

    В-четвертых, она основана на принципе суверенного ра­венства государств-членов, при этом членство в организации подчинено определенным правилам, характеризующим участие государств в деятельности ее органов и представительство го­сударств при организации.

    В-пятых, государства связаны резолюциями органов орга­низации в пределах их компетенции и в соответствии с уста­новленной юридической силой этих резолюций.

    В-шестых, каждая международная организация обладает совокупностью прав, свойственных юридическому лицу. Эти права фиксируются в учредительном акте организации либо в специальной конвенции и реализуются с учетом национального законодательства государства, на территории которого органи­зация выполняет свои функции. В качестве юридического лица она компетентна вступать в гражданско-правовые сделки (за­ключать договоры), приобретать имущество, владеть и распо­ряжаться им, возбуждать дела в суде и арбитраже и быть сто­роной в судебном процессе.

    В-седьмых, международной организации принадлежат при­вилегии и иммунитеты, обеспечивающие ее нормальную дея­тельность и признаваемые как в месте размещения ее штаб-квартиры, так и в любом государстве при осуществлении ее функций.

    Внутреннее право международных организаций. Этот тер­мин используется для обозначения норм, создаваемых в каж­дой организации для регулирования внутриорганизационного механизма и тех отношений, которые складываются между органами, должностными лицами и иными сотрудниками организации. Важнейший компонент этого права составляют правила процедуры органов.

    Существенное с правовой точки зрения значение имеют нормы о статусе лиц, входящих в состав персонала организа­ции. Избранные или назначенные высокие должностные лица, а также заключившие контракт сотрудники принадлежат к международной гражданской службе и в течение срока полно­мочий не должны получать указаний от своих правительств и подвергаться их влиянию при исполнении своих обязанностей. Они ответственны только перед организацией и ее высшим долж­ностным лицом - генеральным секретарем или директором. По окончании срока службы им обеспечивается выплата пен­сий из фонда организации.

    В настоящее время широко признается положение о наличии двух составляющих правотворческой деятельности международных организаций: а) непосредственное участие в создании норм международного права; б) участие в правотворческом процессе государств7. Вместе с тем анализ международно-правовой литературы свидетельствует об отсутствии единого понятийного аппарата по данному вопросу. В доктрине используются различные термины для определения участия международных организаций в правотворческой деятельности: формы8, способы9, направления10, виды11, аспекты12.

    При участии в правотворческом процессе государств (такую деятельность иногда называют квазинормотворческой13 или вспомогательной функцией14) международные организации сами не создают норм международного права, а лишь участвуют в правотворческом процессе государств. По мнению профессора Г. И. Тункина, роль международных организаций в заключении договоров между государствами состоит в том, что они подготавливают и принимают окончательный текст международного договора или подготавливают предварительный текст договора (если созывается специальная международная конференция).

    Кроме вспомогательной функции международные организации осуществляют непосредственную правотворческую деятельность (иногда именуется собственно нормотворческой37). Выделяется три основных вида непосредственной правотворческой деятельности: а) заключение международными организациями международных соглашений (в правовой литературе этот вид иногда называют внешним правом международных организаций38); б) принятие решений, определяющих поведение стран-членов по основным вопросам деятельности организации, или внешняя регламентация; в) принятие решений по внутриорганизационным вопросам, или создание внутреннего права.



    Похожие статьи