"Царь сто лет нас не покидает". Царский крестный ход в Екатеринбурге

Великорецкий крестный ход называют самым известным и самым сложным паломническим путем в России.

Шесть дней, 150 километров. Пешком, за обретенной иконой .

Образ был найден в 1383 году, на берегу реки Великой. Именно туда из Кирова и направляется икона, а потом идет обратно, другим путем.

Вот что пишут в словарях: «До 20-х годов XX века образ Николая Великорецкого находился в кафедральном соборе г. Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона исчезла. С 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все годы шли к святому месту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу присвоен статус всероссийского».

В этом году было 90 000 паломников

Таким образом, на реку Великую путешествует список обретенной иконы.

Когда-то крестный ход совершался по воде, вот и фотография есть.

Сейчас десятки тысяч человек совершают этот путь по дорогам Кировской области. В этом году было 90 000 паломников.

Зачем

Я не то чтобы религиозный человек. Все-таки этот путь люди проходят с молитвой. А я, может, просто чувствую тепло с той, «православной стороны».

Встречает нас былинного вида монах. Опирается на посох, смотрит серьезно. Ничего не говорит. Но ощущения, конечно… Похлеще фейсконтроля.

Неподалеку – передвижная камера хранения. Сдаю половину своего рюкзака, осматриваюсь. Стоят палатки. Это паломники, которые приехали раньше. Также нахожу гречневую кашу и сладкий чай – всех кормят перед дорогой. Вот спасибо!

Иду к монастырю. Народ собирается. В старину бы сказали: «стекается люд». Люд самый разный: молодые и взрослые, богатые и бедные, мужчины и женщины, дети. Увидела в толпе большого ижевского начальника; кроме того, директора ижевского йога-центра; кроме того, иностранцев – немцев, сербов, украинцев. Вот женщина приехала из Одессы. Ей трудно стоять – возраст. Сидит на скамеечке. «Как же вы пойдете?» – говорю. «С Божией помощью. Сколько смогу».

Выносят икону. Начинается молебен, поется акафист святителю Николаю, с которым и предстоит пройти этот путь. Празднично, торжественно. Палит солнце, но о трудностях не думается. Я наготове, но с таким скорее молодцеватым задором.

С приветственным словом обращаются губернатор Кировской области Никита Белых и митрополит Вятский и Слободской Марк. Я не вижу их, а только слышу, что крестный ход – это делание любви: «Иди не для себя, иди с любовью: поделись ночлегом, накорми голодного – это и будет твой крест. Чего мы сто им, если ничего никому не можем дать?» Гудит толпа, и я различаю последние слова: «В добрый путь, за Великорецким образом, чудотворная сила которого просияла более шести веков назад!..»

Крестный ход – это делание любви: иди не для себя, иди с любовью

Огромная людская река выходит на улицы Кирова. Мимо улиц Советской, Ленина, Розы Люксембург, мимо вывесок «Роллы и суши», а также «Запчасти на заказ» идет многотысячный православный крестный ход.

Рядом мужичок с похмелья – трясется, попахивает, конечно, перегаром. Глаза мутные, в руке целлофановый пакет. С другой стороны – мать с четырьмя детьми, одного из них она везет в коляске. Я ее видела и на следующий день, и потом еще. Кажется, они прошли весь путь.

Часа через полтора первый привал – у Троицкой церкви. Служится молебен. После него многие паломники выстраиваются в очередь, чтобы приложиться к иконе.

Я, прочитав, что на привалах нужно срочно расстилать коврики и лежать – копить силы, уже раскладываюсь, но какая-то девочка говорит мне, что вон там – биотуалеты, а там – раздают воду, и всего этого может потом долго не быть. Бегу за водой, снова ложусь «копить силы», но, честно говоря, совсем не представляю, как это можно пройти 150 километров за шесть дней.

Я, конечно, чувствую себя этаким пионером на задании.

Весь день идем. Боялись холода, дождя, но нет – светит солнце. Припекает оно, и когда мы часа полтора идем по асфальту в гору. Вот, пожалуй, это была первая трудность. Разговаривать не благословляется. Паломники во время хода читают молитвы, акафист святителю Николаю. Кто-то делает это негромко или про себя, а иногда целые группы принимаются петь.

Это настолько непривычно для меня, что всё чаще начинаю думать: «Что я здесь делаю? Кто меня вообще сюда записал?» Положение осложняется и тем, что сдаваться легко в мои планы никак не входило. А еще где-то в рядах идет подруга со своей подругой. Как же это я соскочу в первый день? Что ж, иду, слушаю, смотрю, вспоминаю тех, кто мне сказал перед ходом: «Ты точно пройдешь. Нет никаких сомнений». Посмотрим.

Жара тем временем усиливается. Вдруг видим: на дороге сложена батарея из бутылок с водой. Может, тысяча штук. Паломники берут себе по одной и передают бутылки дальше по рядам.

Идем, терпим. Первые ряды почти бегут. Я хожу быстро, так что тоже со своим рюкзачищем вышагиваю сразу за певчими.

Наконец входим в село Бобино. Здесь будет наша первая ночевка.

Я обратила внимание на то, что, несмотря на шесть часов вечера, дома закрыты, окна занавешены. Говорят, что в последние годы много народу ходит, все шумные, все ищут ночлег, иногда излишне настойчиво, так что теперь переночевать у местных можно только по предварительной договоренности.

Несколько обескуражена я и новым ощущением. Вот я прошла большой отрезок. Тяжелый путь. Нужно где-то получить грамоту, кто-то при этом тебе скажет: «Молодец, пионерка и отличница Оля! Вот тебе еще и значок, и давайте похлопаем!» Можно пойти домой и лечь спать. Но ничего похожего. Никто не потрясен, никто не рукоплещет. Ожидания не оправдываются. Очевидно, здесь что-то другое. Границу какую-то внутреннюю нужно отодвинуть.

Удается устроиться на ночевку в большой армейской палатке.

Но нужно раздобыть ужин, и еще надо принести из камеры хранения тяжелый мешок – там спальник, зубная паста, кружка и ложка. Солдаты раздают еду – гречневую кашу, суп и вкуснейший травяной чай. Впрочем, всё вкуснейшее.

Храм в Бобине маленький, ладный, стоит на горке. Пока я металась с обустройством бытовых вопросов, служба закончилась. Но по-прежнему очередь – к иконе. Оказалась и я перед ней.

На улице ясно, тепло. Хочется еще побыть в этом месте, но уже оттесняют другие паломники. Иду за водой, к которой тоже очередь.

На привалах люди охотно делятся впечатлениями, рассказывают о себе

Здесь легко выстраивается коммуникация. Все же заодно. В ходу не разговариваешь много, ну а на привалах люди охотно делятся впечатлениями, рассказывают о себе.

Вот мужчина из Москвы. Он идет в девятый раз. Ну что, спрашиваю, есть результат? Да, второй год не курю. Есть и другие результаты, но они очень личные.

Вот женщина из Кирова. Ее дочка должна родить через неделю-две: «Иду за нее, чтобы ей было полегче».

Ложусь спать в 21:00. Пройдено 17 километров. Опытные паломники говорят, что завтра – самый длинный и тяжелый переход.

Подъем в 2:00, выход в 3:00. У церкви свое расписание. Луга и леса. Луна и леса.

Икону могут нести и паломники. Мужчины, конечно. Лучше всего, если сразу подходят по трое.

Идем, слышится молитвенное пение – тут и там. Я как-то привыкла, что ли, прислушиваюсь.

Первый привал, за минуту раскладываю коврик и сразу засыпаю на 40 минут.

Жара, идти тяжело. И морально тоже. Время замедлилось и вот уже второй день замерло в одной точке. Вся жизнь состоит из того, что ты идешь-идешь-идешь-идешь. Неизвестно, когда завершится этот путь. Может, через полгода?

На каждом привале совершаются богослужения. И я, поначалу использовавшая время для сна, стала подходить ближе к иконе. Поскольку продолжала идти в первых рядах, успевала к началу молебна. И постепенно что-то начало меняться, само, без напряженья. Как будто бы появились тепло и защита, покой и мир. Это можно назвать и одним словом – благодать.

Примерно в 10:00 подходим к селу Загарье. Десять утра – не так уж и много, но это значит, что мы в пути семь часов, и еще идти и идти – до восьми вечера. Мечтаю только где-нибудь присесть и погрызть свои хлебцы и энергетические батончики. Мужчина у дороги продает воду, успеваю купить бутылку. Наконец Загарье. Такие же закрытые дома с занавешенными окнами. На одном, для верности, надпись: «Не заходите за калитку: хозяев нет дома». А мы и не заходим. Ковыляем дальше.

У большого дома напротив церкви стоит мужчина из местных, улыбается, приглашает войти, и смотрю: не все, но некоторые паломники сворачивают. Ну и я свернула – поворот, еще поворот – оказываюсь на большой площадке перед домом.

И вижу накрытый стол с обедом из трех блюд. Женщина приглашает поесть. Другая ей помогает.

Семья – по своей воле и своими силами – подготовила для паломников еду, медикаменты, душ, кипяток в двух огромных чанах

Семья – по своей воле и своими силами – подготовила для паломников: еду (два вида супов, плов, каша, чай, кофе), медикаменты, туалеты, душ, кипяток в двух огромных чанах, питьевую воду (специально для паломников шесть новых кранов). И, понятное дело, не попросила за это денег.

Олег и Татьяна и, очевидно, мама одного из них – три человека – наперебой приглашают: располагайтесь, отдыхайте, вы такой путь идете!

И вот тут, друзья, я начинаю плакать, натурально лить слезы. Я никак не ожидала, что за неизвестным поворотом может оказаться такая мощная поддержка. Так было тяжело идти. Стою с этим супом и плачу.

Стараясь не философствовать, иду, располагаюсь со своим обедом под облепихой.

А Олег и Татьяна в ответ на наш вопрос: как же отблагодарить вас? – просят только молиться за их дочь, чтобы всё у нее было хорошо; слава Богу, она сейчас поступила в тот вуз, в какой хотела.

«Я, – говорю, – Олег, вас теперь никогда не забуду».

Путь второго дня действительно непростой. Тяжел он, как мне кажется, еще и тем, что приходится идти через заброшенные деревни, видеть крепкие дома, где нет жизни.

В конце дня – первые мозоли на ногах. Болят ноги и плечи.

Говорят, что самая лучшая обувь – шерстяные носки на голую ногу плюс сандалии. Но вообще-то я тоже подготовилась: ортопедические стельки плюс вездеходные волонтерские кроссовки (спасибо Олимпиаде в Сочи!), а потом еще два дня шла в легких резиновых сапогах и этих самых шерстяных носках.

Приходим на ночлег в село Монастырское.

Иду в храм, звонят колокола, прямо у входа. Как будто портативная звонница, что ли.

Усталость такая, что ты словно находишься в другом измерении, такой ошалелый немножко. Кроме того, негде присесть, только на землю (очень пригодилась так называемая «сидушка», что крепится пониже поясницы). Паломников можно узнать по походке: переваливаются как утки. И еще по зеленым ногам: медицина щедро поливает их зеленкой на привалах. Пройдено более 35 км.

Организаторы заботятся о том, чтобы люди были накормлены. Хотя бы раз в день – горячая пища, чай, кипяток. Также стараются они устроить ночлег в больших армейских палатках. Плюс биотуалеты. Даже если в какие-то времена чего-то не хватает, да и огромные очереди везде (с каждым годом число паломников увеличивается), всё равно чувствуешь доброе отношение. И испытываешь большую благодарность. Слава Богу за всё! А в очередях, как я уже говорила, есть возможность пообщаться, узнать, кто откуда, в который раз идет и как всё было в прошлые годы. Там же можно получить и поддержку: давай, сестричка, дойдешь с Божией помощью. Вообще я была в ходу без какой-либо компании, без собеседников, точнее – в этом путешествии другой Собеседник, и вот эта возможность общения с людьми – на привалах, в местах ночлега – сближала и делала нас одной силой.

Потом выясняется, что некоторые паломники даже попали в баню. Счастливчики!

Я же снова устраиваюсь в общей палатке. Рядом оказывается мужчина лет 60, в грязных башмаках – на своем и на моем коврике. Брюки тоже в грязи. Я говорю: «Вот вы сейчас запачкаете и себя, и меня». И стою, возвышаюсь над ним. Как вообще нам рядом спать-то?!

Поднимается женщина с коврика напротив: «Да ты что?! Да это же мой дед. Ты посмотри, какой он хороший! Сейчас мы все устроимся». С любовью говорит. Дед обижен: «У нас две дочери, как она, – 34 и 42 года». – «Да ты что, эта молоденькая совсем. Тебе сколько, лет двадцать?» – «Ага, – говорю. – Вроде этого». «Тьфу, – отворачивается дед. – Даже поговорить не с кем. Зелень!»

Утром они оба спрашивают меня, как спала, всё ли в порядке. «Да, – говорю. – Простите меня». Иду дальше и думаю, как хорошо, что успела им сказать эти два слова.

Начинаю замечать, что жизнь строится иначе. Силы распределяются совсем по другим законам

Начинаю замечать, что жизнь строится иначе. Силы распределяются совсем по другим законам.

Приходишь, устраиваешься на ночлег, и в 21:00 тебя словно выключают, засыпаешь сразу, без снов, на полу, на коврике и в конце концов в любой компании.

Замечаю, что не испытываю никаких проблем с тем, чтобы встать в два ночи и выйти в три утра.

Что у меня перед ходом побаливала спина, особенно после физических нагрузок, а здесь и намека никакого нет на боль.

То и дело слышу, что новичков «Николай Чудотворец за руку ведет» (вариант: «на руках несет»). Может, и так. Я чувствую защиту. Среди многих и многих тысяч людей. Защита, конечно, была и вполне видимая: все дни пути с нами медики, МЧС и полиция с собаками.

Но совершенно ясно, что здесь включается какой-то еще источник питания.

Идем через грязь. Идем лесами, лугами, полями. Все несут на себе рюкзаки, некоторые паломники – с детьми. Каждый день мы в пути часов по шестнадцать.

Я вдруг начинаю думать о солдатах Великой Отечественной войны, о пехоте. Мы-то идем – знаем куда, знаем, что через несколько дней сядем в поезда и разъедемся по домам, а они? Шли, и неизвестно, когда всё кончится, и неизвестно, будешь ли живым. Как они терпели, где брали силы, как спасались, как укрепляли дух свой? Многое начинаешь понимать, а точнее – чувствовать нутром, когда вот так несколько дней с рюкзаком идешь под палящим солнцем, под дождем, по грязи. Еще бурлаков на Волге вспоминала.

Одинокий храм в селе Горохово. Церковь Казанской иконы Божией Матери. У храма советская непростая история. И села уже нет почти. Поблизости нет жилых домов.

Говорят, богослужение совершается здесь трижды в год, во время крестных ходов.

Рядом источник. Можно окунуться, набрать воды.

В храме служба. А снаружи – крепкие мужики и несколько котлов с гречневой кашей. В одном таком – 50 кг крупы. Кормят нас и поят чаем.

Хочу сказать про атмосферу хода. Одно из самых частых слов – «простите». Вспышки злобы, если и бывают, то не находят продолжения, не выливаются в ссоры. Общая внутренняя концентрация и доброжелательность сильнее раздражения. У источника в очереди женщина с ребенком. Он капризничает, кричит, и женщина, очевидно думая, что применяет педагогический прием, подзадоривает: «А еще громче можешь? А еще?» Ребенок заходится. Родительница радостно улыбается почему-то. Наконец одна из паломниц говорит: «Простите, но у меня уже голова болит, если честно». И мать начинает орать уже на эту женщину, но потом, осекшись, спешит уйти, вместе с ребенком, не выстояв очередь. Очень заметен этот контраст здесь, в ходу. В «обычной жизни», думаю, был бы скандал. А тут это просто неуместно – так выяснять отношения.

Тут особая атмосфера: одно из самых частых слов – «простите»

В Горохове большой привал. Можно и на службу успеть, и отдохнуть и выспаться. И с новыми силами пойти дальше.

Ближе к вечеру входим в село Великорецкое – здесь и была обретена икона много лет назад. С этого момента начинаются праздники души.

Вот снимок сверху. Паломники подходят к храму, пройдя путь длиной 80 километров.

Решила сама поставить палатку (тут спасибо ГТО, не зря я туристический норматив сдавала). Устраиваюсь прямо у стен монастыря, и вокруг мгновенно вырастает палаточный городок. Здесь предстоит провести две ночи. Точнее, полторы.

Паломники – неприхотливый народ. Кто-то будет ночевать на полу в храме (оказывается, это позволено), а кто-то – в красном спальном мешке на его ступенях.

Иду смотреть окрестности. Нас уже поджидает праздничная ярмарка – конфеты-бараночки, льняные платья, матрешки в человеческий рост, товары для здоровья. А вот из огромного самовара просто так наливают травяной чай, и мальчик с большим чувством читает стихи – про этот самый самовар.

Тут же и съемочная группа телеканала «Культура», снимают фильм про ход.

В Великорецком я впервые побывала на исповеди. Конечно, волновалась.

Когда подходит моя очередь, с ужасом осознаю, что включаю журналиста, вернее, он сам включается, не спросясь: «Да, батюшка, я вас услышала, а вот еще такой вопрос…»

Была полночь (многие тысячи людей исповедуются у священников в храме и на берегу реки Великой), батюшка, отец Георгий, сам еле стоял на ногах, а еще и самоотверженно выискивал слова для меня. Удивил своим прогрессивным взглядом на жизнь. Удивил и поддержал, успокоил. И благословил.

Не хочется уходить, хотя и бодрствуем мы почти уже сутки. Вижу ту самую женщину из Одессы, которую встретила в первый день. Может быть, она на чем-то приехала сюда, в Великорецкое. Улыбается мне: «Молодец, что дошла».

Начинается Литургия. Подходит девушка из паломниц, говорит, что не может больше стоять: «Можно мне на тебя опереться?» Так и запомнила я эту службу: стою – и рядом на коленях девушка держится за мою руку. А в открытые двери видно, как начинается утро.

После причастия иду к палатке и сразу засыпаю.

В селе большое торжество – празднуем явление Великорецкой иконы святителя Николая. Икона установлена на берегу реки Великой – там, где была найдена. Здесь и паломники, и местные жители, и те, кто приехал сюда ради этого дня – из Кирова, из области, отовсюду.

Между прочим, сегодня и день рождения Пушкина. Для меня это тоже праздник. Отмечаю большой кружкой солдатской каши.

Я, кстати, несколько раз замечала, что вот просишь: «Хорошо бы прекратился дождь, и я бы сходила за кашей», и дождь прекращается и возобновляется, как только ты возвращаешься в палатку. Или просишь, чтоб чуть полегче шлось, и прибавляются силы. Такие вот тихие разговоры.

Иду к реке. Освящение воды уже состоялось, и паломники спешат трижды окунуться.

Устроены раздевалки, но в них большие очереди, так что многие обнажаются при честном народе, у кустов.

И снова я думаю, как и в первый день, о том, как же у нас всё близко: и крестный ход, и улица Ленина, и стыдливость, и расхристанность, особенно если на миру. Молодухи, да и солидные женщины, сбрасывают исподнее, еще и подзадоривают полицию, которая охраняет порядок, похохатывают. Молоденький полицейский краснеет. «Да, – говорю, – работка у вас сегодня». Он улыбается, пожимает плечами: мол, всякое бывает.

Купаюсь и я. Так моя рубашка, привезенная из Индии, побывала в освященных водах реки Великой.

Может, здесь, в Великорецком, впервые и появляется чувство пройденного пути, сделанного дела. Моего собственного внутреннего тепла. Уже не нужны ни грамота, ни значок.

Некоторые паломники заканчивают тут путь – это называется «сойти с хода». Каждый выбирает крест по силам. Но всё же большинство идет дальше, завершает круг. Тем более что и обратный путь – легче, как мне кажется.

Выход в два ночи совершенно не проблема теперь. Даже чуть пораньше мы выстраиваемся у дороги, ждем икону. Ко мне подходит женщина и спрашивает: «Девушка, а когда поезд на Воркуту?» Вид у меня такой, что она спешит объяснить: «Ну как же, вы ведь в сочинской куртке». (Действительно. Мысленно шлю еще один привет Оргкомитету «Сочи–2014»: отличная экипировка, а куртка к тому же складывается в мягкую, очень удобную подушку.) Оказывается, есть такой поезд «Сочи–Воркута», и многие паломники на нем приехали.

Приходим в село Медяны в 14:00. Читается канон. Передаю записку с дорогими для меня именами – за здравие.

И опять я чувствую это – благодать, как будто душа выпрямляется.

Но люди устали, проголодались (и я в том числе) и, едва отстояв службу, бегут к большим чанам с гороховым супом. Да, бывают и ополоумевшие паломники. Сохранить лицо, когда очень хочется есть, – то еще испытание.

Я никогда не забуду девочку Вику, лет двенадцати. Она помогала разливать горячий суп

Я никогда не забуду девочку Вику, лет двенадцати. Она помогала разливать горячий суп. Паломники, взрослые люди, окружили ее и все тянулись со своей посудой. Была жара, она безропотно брала кружки, миски, ведерки, наполняла их дрожащими от напряжения руками (тяжело, горячо!) и подносила. И людей становилось только больше, и все они были очень голодными. В какой-то момент она прошептала: «Я не успеваю!» В глазах стояли слезы, но она не заплакала, а только замерла на секунду и снова бросилась к горячему чану с супом.

Викуля, даже если ты не прочтешь это, пусть у тебя всё всегда будет хорошо. Ты боец. В тот день многих тронуло то, как простодушно и честно ты выполняла свою работу.

В общем, потом ее спасла женщина, тоже с раздачи, поставила на молоко, которое предназначалось только маленьким детям.

А одна старушка сказала: «Стоило ли идти в такую даль, ноги мозолить, претерпевать всё это, если, чуть что, мы снова превращаемся в…» И не договорила.

В 19:00 заходим в Мурыгино. Это уже не село, а поселок городского типа, асфальтовые дороги, пятиэтажки. Совсем другое ощущение. Часть паломников размещают в школе, там же и медпункт, куда я ковыляю на стертых ногах. Но уже ничего – ни бытовые трудности, ни мозоли – не может омрачить радости, которая, оказывается, росла с каждым днем. И продолжает расти.

В Мурыгине строящийся храм. Там невероятной красоты иконостас, кажется фарфоровый. К иконе святителя Николая, как и всегда, выстраивается большая очередь. Много местных жителей. Стою рядом, и чувство у меня одно: я пришла с этой иконой.

Разбиваю палатку на берегу Вятки. Завтра – последний день хода.

Подъем в 2:00, выход в 3:00, после молебна. К 9:00 уже подходим к Кирову. Предстоит идти по городу целый день.

Снова батарея бутылок с водой. “Кого благодарить?” – спрашиваем. Слышим: “Бога благодарите”

Перед Кировом снова батарея бутылок с водой. И какой-то мужчина. Кого благодарить, спрашиваем. Улыбается: «Бога благодарите».

Идем по большому широкому мосту. Поднимается такой ветер, что начинает прямо-таки сдувать. У паломников улетают коврики, бутылки, косынки. Для меня «ветровой мост» – один из самых сильных, радостных этапов: тут простор, свобода. На мосту этом появляются новые силы.

Идем, и везде нас сопровождает колокольный звон. Как награда за совершенный молитвенный труд, за всё, что пройдено.

В храмах, через которые идут паломники, стараются накормить всех повкуснее. Бабули из церкви Новомучеников и Исповедников Российских (они, бабули, там все как на подбор – добрые, очень отзывчивые) выкатывают соленья, винегрет, квас, кашу, чай, гороховый суп, уху, икру кабачковую. Пир горой! Устраиваюсь на коврике с этим шикарным обедом и вспоминаю, как чашка солдатской каши выручала нас после долгого трудного перехода.

Мы идем, идем, идем, снова по асфальту. Час, другой. Опять тяжело, жара. Жители Кирова вышли на улицы, встречают. Идем.

Последние минут пятнадцать – уже и не ход даже, а полет. Летишь, знаешь, что впереди – только радость.

И вот наконец часа в четыре подлетаем к Трифонову монастырю, откуда вышли почти неделю назад.

Завершающий молебен. Владыка Марк благословляет всех и надеется увидеть в следующем году.

После службы заходим в собор, падаем на пол и на 20 минут засыпаем. Еле встаем, всё болит – ноги, спина, плечи.

А еще там есть купель. В очереди снова слышны православные распевы. Выделяется статный красавец, я заметила его еще в ходу: он шел и пел – таким голосом и так душевно, что не было сомнений: это священник. Оказалось, программист из Москвы, Алексей, идет в четвертый раз. Удивительные, совсем новые для меня люди. Ну, я на правах журналиста попросила его рассказать о себе. И он мне написал:

“Какое же на самом деле счастье – идти вместе с братьями и сестрами по вере. Потому что именно там рядом с нами Бог”

«Однажды меня знакомый, человек довольно пожилой и много повидавший на своем веку, спросил, зачем я иду в крестный ход. И я долго пытался сам для себя ответить на этот вопрос. Ответов находилось море, и всё разные. Крестный ход и землю освящает, по которой люди идут, и самих людей. И старец Николай Гурьянов говорил, что крестными ходами Россия спасется. Кто-то идет, чтобы за своих близких помолиться; многие идут, чтобы попросить у святых чего-то в своей жизни. Я вот в 2012 году, вернувшись из ВКХ, уже было зарекся не ходить сюда вовек. Но потом, где-то через полгода, сердце тоскливо заныло, снова захотелось увидеть людей, увидеть красоту вятских земель, насладиться духовным торжеством. Что внутри меня происходит, я не знаю. В тот момент хочется спать, болят ноги, а погоды хорошей не дождешься, потому что бывает либо слишком жарко, либо слишком холодно, либо слишком сыро, либо слишком сухо. Помолиться толком не успеваешь, по дороге прочитываешь молитвы совершенно бездарно и невнимательно. Благодати окрыляющей не испытываешь, волнений душевных – тоже. Цель одна только – выдержать и дойти. Но вот потом только понимаешь, что домой на самом деле возвращаешься другим человеком, отвыкшим от привычного жизненного распорядка вместе со всей душевной дрянью. Только потом приходит осознание того, какое же на самом деле счастье – идти по пыльной дороге вместе с братьями и сестрами по вере и претерпевать незначительные трудности. Потому что именно там рядом с нами Бог».

Паломники постепенно расходятся, в храме становится тихо. Мягко горят свечи, полутьма. Икона, за которой мы шли все эти дни, вернулась на место. За это время она собирала вокруг себя тысячи людей, и вот сейчас можно постоять один на один…

Послесловие

Крестный ход – это практика. Ты практикуешь беззлобие, смирение, умение преодолевать себя

Крестный ход – это практика. Вот что, как мне кажется, ты практикуешь.

Беззлобие, бестравматичное общение.

Умение любить.

Умение преодолевать себя, просто относиться к трудному. Спишь на земле, на полу в храме, учишься ходить уточкой, потому что всё болит.

Смиряешь гнев, гордыню – не подавляешь в себе, а как бы отпускаешь без усилий. Очень часто здесь произносят слово «Простите», как я уже говорила. И это ощущение – покоя и радости – ты распространяешь, как волну, и ловишь ее от других людей. Крестный ход на шестой день очень отличается от того, каким был в первый.

Я помню всех, с кем мне довелось общаться, и обо всех вспоминаю с теплом.

Катерина из Петербурга рассказывает, что с хода возвращаешься как с войны – войны с самим собой.

Есть те, кто идет уже в 19-й раз. Я спрашивала: вы же знаете, что так тяжело будет, как же вы опять идете? Тяга, говорят. Тянет. И потом, ничего мы не знаем. Каждый раз здесь открывается что-то новое.

В основном, конечно, здесь набожный народ. Дети наравне со взрослыми поют акафисты, знают все молитвы.

Ну а ты как бы вплываешь, возвращаешься в эту веру, в которую был крещен много лет назад. И многое еще непонятно, многого не знаешь, кое-что вызывает недоумение, но, неизменно, если ты хоть немного хочешь этого, совершаешь душевную работу, ты ощущаешь покой и радость – Божию благодать.

Что еще практикуешь?

Умение доверять.

Умение работать на дальнюю перспективу. Сейчас надо потерпеть, чтобы прийти к заветному.

Вообще это очень мощное духовное и телесное испытание. Первые два дня я только болталась с мыслями: «Как я сюда попала?» А потом, на третий день, начала прислушиваться, тихонько подпевать, участвовать в молитве, создавать собственный разговор со своим Собеседником.

Крестный ход – это открытое богослужение. Богослужение на природе. Дорога к живой вере. Не к той, где «поп – толоконный лоб», а к той энергии, к верной силе, которая управляет всем. Возможность почувствовать себя среди жизни.

Это также возможность увидеть свою страну: людей в самых разных проявлениях; природу, ее мощь и красоту.

А в финале я бы еще хотела добавить слова, которые написала за несколько дней до Великорецкого крестного хода.

И всё же главное, что я знаю сейчас: надо идти всё равно. Просто шевели ногами, что бы ни случалось. Случилось – а ты шевели. Иди.

Памятник князю Владимиру установили на Боровицкой площади в 2016 году. Это место станет одним из эпицентров праздника. Фото: Сергей Севастьянов/ ТАСС


МОЛЕБЕН ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Во всех городах пройдут праздничные богослужения. Центром торжеств станет Соборная площадь Московского Кремля. Здесь впервые состоится литургия под открытым небом.

В Кремле богослужения всегда совершали в соборах. Но в этот раз ждем несколько тысяч людей, внутри они просто не поместятся, - рассказал руководитель патриаршей пресс-службы, священник Александр Волков.

Праздничную службу возглавит патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. После нее состоится крестный ход из Кремля на Боровицкий холм к памятнику святому князю Владимиру. Именно выбор, сделанный этим правителем больше тысячи лет назад, предопределил всю религиозную, культурную и общественную жизнь страны.

КРАСНЫЙ ДЕНЬ КАЛЕНДАРЯ

В советское время дату Крещения Руси официальные власти старательно не замечали. Стена отчуждения рухнула в 1988 году. Торжественное богослужение, посвященное 1000-летию принятия христианства, показали даже по центральному ТВ.

В 2008 году Архиерейский собор Русской православной церкви обратился к президентам России и Беларуси с предложением отмечать дату Крещения Руси на государственном уровне в день памяти святого князя Владимира. То есть 28 июля. С 2010 года праздник внесен в календарь.

Богослужения и крестные ходы в честь 1030-летия пройдут во всех епархиях РФ. Во многих городах даже специально перекроют центральные улицы для крестного хода. Например, в Смоленске, ближайшем соседе Беларуси, после праздничной литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе состоится крестный ход на Владимирскую набережную, где
у памятника святому князю Владимиру совершится молебен. Весь день на набережной будут проходить народные гулянья, выступления популярных артистов, выставка-ярмарка творчества мастеров декоративно-прикладного искусства.

В Беларуси в день святого князя Владимира во всех православных храмах пройдут литургии.

Во всех церквях страны в одно время раздастся звон колоколов, который будет длиться 15 минут, - рассказал сотрудник Миссионерского отдела Минской епархии Павел Сердюк.
27 июля в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге откроется выставка «Хранить веру православную. История церковных музеев. К 1030-летию Крещения Руси». Экспозиция в здании Синода расскажет, как столетиями собирали и сохраняли церковные реликвии. Посетители увидят раритеты из Александро-Невской Лавры и ризницы Смольного собора.
Оргкомитет торжеств Священного Синода возглавляет управляющий делами Московской патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. По словам владыки, глубоко символично, если в эти дни состоится крещение взрослых людей в водоемах. Вхождение в церковь через древнее таинство для каждого человека станет особенно памятным.

СТРАНИЦЫ ЛЕТОПИСИ

ЧУДЕСНОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ

В молодости князь Владимир был закоренелым язычником - любителем вина и женщин, помимо шести жен его ублажали около восьмисот наложниц, гласит «Повесть временных лет». Жестокий и коварный воитель, в борьбе за власть не пощадивший старшего брата Ярополка.

И в то же время - осторожный и осмотрительный дипломат, милосердный правитель, пытавшийся отменить смертную казнь и смягчить наказания.

Чудесное преображение князя началось с трагического эпизода. После победного похода на ятвягов по языческому обычаю требовалось принести человеческую жертву. Жребий пал на мальчика по имени Иоанн. Его отец Феодор отказался выдать сына, объявив, что они - христиане. Дело в том, что бабка Владимира княгиня Ольга, официально первая христианка на Руси, привезла в свое время из Византии нескольких священников, и кое-кого им удалось окрестить. Разъяренная толпа зверски убила отца и сына, ставших первыми мучениками Руси. Погибая, Феодор воскликнул: «У вас не боги, а дерева, нынче есть, а завтра сгниют. Бог один, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека».

Духовная стойкость погибших впечатлила князя (впоследствии он воздвиг на месте их гибели Десятинную церковь, первый каменный храм в Киеве) и стала одной из причин поиска новой веры. Роль сыграла и политика. Язычество мешало сплотить народ. Каждый род почитал свои божества. Нужен был единый духовный стержень. Но каким ему быть?

ГОНЦЫ ВО ВСЕ КОНЦЫ

На зов Владимира приехали послы от ведущих конфессий. Особенно князя тронула речь греческого философа - православного миссионера. Однако, не доверяя только словам, Владимир разослал доверенных людей в разные страны, чтобы все разузнали на месте и доложили.

Гонцы, побывавшие в Византии, поразились неземным убранством храмов и благолепием православной службы. «Горели свечи, благоухал ладан, мерцали фрески и иконы. И мы не знали, на небе мы или на земле. Такая там была красота», - рассказывали они князю, вернувшись. И Владимир решился.

«Иначе говоря, мы приняли православие за его красоту. Ведь именно в православии христианство примирилось с красотой благодаря отцам-каппадокийцам, богословам четвертого века, святым Василию Великому, Иоанну Златоусту, - считал выдающийся русский историк и филолог, академик Александр Панченко. - С тех пор Иисус Христос на фресках, на иконах - прекрасный молодой человек с каштановыми длинными волосами. В его образе словно объединились небо и земля, краса духовная и телесная. И это друг другу не противоречит».
Владимир выбор сделал. Слово князя - закон. Конечно, уничтожение древних языческих капищ подчас встречало яростное сопротивление.

В некоторых городах пришлось вмешаться войску. Но процесс уже стал необратимым.

Первые русские священники проявляли лояльность к ассимиляции языческих традиций и православных. Это создало самобытную православную традицию. Христианство содействовало общему развитию культуры, созданию уникальных памятников письменности, искусства и архитектуры. Православие объединило враждующие княжества
в государство и содействовало его развитию, - считает кандидат исторических наук Илья Александров.

ТРАДИЦИИ

Благовест звучит через века

К юбилейной дате в издательстве «Беларусь» вышла в свет книга «Колокольный звон - душа народа».

Впервые издание продемонстрировали на XXV Минской международной книжной выставке-ярмарке. Автор, Елена Шатько, призналась - от идеи до ее воплощения прошло семнадцать лет.

Побывала в сотнях церквей и костелов, объездила два десятка архивов Беларуси, Литвы, Польши и России. С гордостью скажу: на всей территории РФ не найти столько старинных и уникальных колоколов, как у нас в Синеокой. В девятнадцати деревнях сохранились традиционные, характерные только для этой местности мелодии. Они, как и народные песни, передавались из поколения в поколение. Колокольный звон - это душа народа. Надеюсь, что и эти уникальные звуки попадут в список нематериального культурного наследия Беларуси и ЮНЕСКО.

Еще книга «Колокольный звон - душа народа» - «музыкальная». Перезвоны можно слушать, установив на телефон приложение.

На страницах раскрывается история и традиции колокольного звона в Беларуси с начала XI века. Публикуются воспоминания людей, стоявших у истоков возрождения церковного благовеста. Они вспоминают, как в войну прихожане закапывали колокола, чтобы их не пустили на переплавку враги. Как в советское время многие звонари продолжали ходить в храмы под угрозой ссылок и расстрелов.

За книгу издательство «Беларусь» получило диплом I степени в номинации «Духовность» Нацконкурса «Искусство книги-2018».

Десятки тысяч человек — паломники Великорецкого крестного хода из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья, отправятся в путь из Кирова 3 июня.

Маршрут Великорецкого крестного хода

3 июня, воскресенье

7:00 Божественная литургия в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Кирова, возглавляет митрополит Вятский и Слободской Марк.
9:00 Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу на соборной площади Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова.
10:00 Начало Крестного хода из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова.
11:30 Встреча Крестного хода в Троицкой церкви г. Кирова.
14:00 Выход Крестного хода из Троицкой церкви г. Кирова.
18:30 Встреча Крестного хода в с. Бобино. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.

4 июня, понедельник

3:00 Выход Крестного хода из с. Бобино.
10:00 Встреча Крестного хода в с. Загарье. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.
12:00 Выход Крестного хода из с. Загарье.
20:00 Встреча Крестного хода в с. Монастырском. Молебен святителю Николаю Чудотворцу.

5 июня, вторник

3:00 Выход Крестного хода из с. Монастырского.
9:00 Прибытие Крестного хода в с. Горохово. Божественная литургия.
12:00 Выход Крестного хода из с. Горохово.
16:00-17:00 Отправление автобусов от Свято-Серафимовского собора г. Кирова в с. Великорецкое.
18:00 Встреча Крестного хода в Великорецком Подворье. Молебен святителю Николаю Чудотворцу.
18:30 Всенощное бдение на берегу реки Великой. Исповедь.
18:30 Всенощное бдение в Преображенском храме. Исповедь.
18:30 Всенощное бдение в Никольском храме. Исповедь.

19:00, 20:00, 21:00 Отправление автобусов с паломниками из Великорецкого в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).

6 июня, среда

1:00 Ранняя Божественная литургия в Преображенском храме.
3:00 Ранняя Божественная литургия в Никольском храме.
5:00 Ранняя Божественная литургия в Преображенском храме.
6:00 Средняя Божественная литургия на берегу реки Великой.

6:00 до 8:00 Отправление автобусов с паломниками от Свято-Серафимовского собора г. Кирова в с. Великорецкое.

10:00 Поздняя Божественная литургия на берегу реки Великой.
13:00 Крестный ход на источник. Освящение воды на источнике и на реке Великой.
14:00 Перенесение иконы от берега реки Великой в Никольский храм Великорецкого Подворья.
14:00 - 18:00 Молебны с акафистом перед Великорецким образом святителя Николая Чудотворца в Никольском храме.
18:00 Перенесение Великорецкого образа святителя Николая из Никольского храма в Преображенский.

9:00 - 19:00 Отправление автобусов с паломниками из Великорецкого в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).

7 июня, четверг

1:00 Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу в Преображенском храме Великорецкого подворья.
2:00 Выход Крестного хода из с. Великорецкого.
14:00 Встреча Крестного хода в с. Медяны. Канон Великорецкой иконе святителя Николая.
17:00 Выход Крестного хода из с. Медяны.
19:00 Встреча Крестного хода в пос. Мурыгино.

8 июня, пятница

3:00 Выход Крестного хода из пос. Мурыгино.
4:00 Встреча Крестного хода в пос. Гирсово. Молебен Святителю Николаю.
5:00 Выход Крестного хода из пос. Гирсово
13:00 Встреча Крестного хода в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (г. Киров, Луганская, 5а). Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу, водосвятие.
14:30 Выход Крестного хода.
16:30 Встреча Крестного хода в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря г. Кирова. Молебен с акафистом святителю Николаю.
18:00 Окончание Крестного хода.

Ограничение движения в Кирове

По маршруту прохождения участников Великорецкого крестного хода будет временно прекращено движение транспортных средств:

по ул. Горбачева от ул. Ленина до ул. Казанской
по ул. Урицкого от ул. Орловского до ул. Молодой Гвардии

3 июня - с 10:00 до окончания шествия колонны

по ул. Ленина от ул. Орловской до ул. Профсоюзной
по ул. Профсоюзной от ул. Ленина, далее по мосту через реку Вятку до ул. Седова
по ул. Проезжей от ул. Седова до ул. Павла Корчагина
по ул. Павла Корчагина от ул. Проезжей до ул. Баумана
по ул. Баумана от ул. Павла Корчагина до ул. Семашко
по ул. Семашко от ул. Баумана до ул. Искры
по ул. Искры от ул. Семашко до границы муниципального образования «Город Киров»

на участке от границы муниципального образования «Город Киров» до транспортной развязки и подхода к новому мосту через реку Вятку
по новому мосту через реку Вятку и по ул. Дзержинского до храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» (ул. Луганская, 5а) (в 13:00 встреча крестного хода в храме).

по ул. Луганской и ул. Ломоносова от ул. Дзержинского до храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ул. Ломоносова, 1а)
по ул. Ломоносова от ул. Лепсе до ул. Московской
по ул. Московской от ул. Ломоносова до ул. Дерендяева
по ул. Казанской от ул. Московской до ул. Орловской

по ул. Урицкого от ул. Орловской до ул. Горбачева
по ул. Горбачева от ул. Лесной до ул. Ленина
по ул. Московской от ул. Дерендяева до ул. Казанской

5 июня - с 12:00 до 18:00 и 6 июня - с 5:00 до 9:00 (кроме автобусов предназначенных для перевозки паломников)

по ул. Урицкого от ул. Красноармейской до ул. Орловской
по ул. Орловской от ул. Урицкого до ул. Казанской

Добавим, что в соответствии с этими изменениями будут скорректированы и маршруты движения общественного транспорта.

Возрастное ограничение: 0+


***
Крестный ход - это православный обряд, осуществляемый
в форме благоговейного шествия верующих
с иконами, крестами, хоругвями и
другими христианскими святынями,
организуемого с целью прославления Бога,
испрашивания у Него милости
и благодатной поддержки.

"Крестный ход на Флора и Лавра". Художник Александр Маковский. 1921 год

Крестный ход может совершаться или по замкнутому маршруту, например, вокруг поля, села, города, храма, или по особому, где исходный и конечный пункты следования различны.

Крестный ход глубоко символичен. Торжественный колокольный звон выражает торжество Креста Христова, величественно носимого, окружённого сонмом верных, которые следуют за ним как воины за своим знамением. Крестный ход идёт под предводительством святых, иконы которых несут впереди. Крестные ходы освящают все стихии природы (землю, воздух, воду, огня). Это происходит от икон, фимиама, осенения напрестольным крестом всех сторон света, окропления водой, горения свечей…


Практика совершения Крестных ходов имеет древнее происхождение. Возникли крестные ходы в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами.


Крестный ход в Курской губернии

Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города.


Крестный ход в Москве

Непосредственным поводом к организации умилостивительных шествий могли служить чрезвычайные обстоятельства, например, стихийные или природные бедствия (землетрясения, наводнения, засухи, неурожай), эпидемии, угроза захвата территории врагом.


Крестный ход в Санкт-Петербурге

Подобные шествия сопровождались общими молитвами, содержащими прошения к Богу оградить землю и проживающих на ней жителей от бед. В случае осады города маршрут следования мог пролегать вдоль городских стен или по стенам.
Во времена распространения ересей совершались особые Крестные ходы, мотивированные стремлением защитить Православную веру от поругания, а самих верующих от ошибок и заблуждений.


Всеукраинский Крестный ход, июль 2016 года

Со временем в Церкви укоренилась практика совершения торжественных Крестных ходов. Такие ходы осуществлялись в некоторые праздничные дни, при освящении храмов, перенесении мощей святых угодников, чудотворных икон.


Одним из древнейших, ветхозаветных прообразов Крестных ходов служит семидневное обхождение Израильским народом стен Иерихона (Нав.6:1-4), торжественный перенос ковчега Завета из дома Аведдара в город Давидов (2Цар.6:12).

Неотъемлемым знаком любого крестного хода являются хоругви. Во время путешествия сынов Израилевых в Обетованную землю все 12 колен совершали свое путешествие вслед своих знамений, или хоругвей, и всякое знамя несли впереди за скинией, а за ним следовали все их колена. Как во Израиле хоругви имелись во всяком колене свои, так и у нас при всяком церковном приходе находятся во храме свои хоругви. Как все колена Израилевы путешествовали вослед своих хоругвей, так и у нас всякий приход во время Крестного хода следует вослед своих хоругвей.
Вместо же тогдашнего трубоглашения ныне у нас совершается церковный благовест, отчего освящаются весь воздух вокруг и все люди, а вся сила бесовская прогоняется.

Крестные ходы в России

Предлагаем вам малую толику о некоторых известных крестных ходах в епархиях Русской Православной Церкви. В реальности их конечно больше, крестные ходы проводятся ежегодно практически в каждой епархии.

Георгиевский Крестный ход

Георгиевский Крестный ход по местам воинской славы и героической обороны Ленинграда проходит в Санкт-Петербурге ежегодно. Начало традиции было положено в 2005 году, в год 60-летия победы в Великой Отечественной войне. Помянуть погибших защитников Ленинграда на местах боев и захоронений собираются ветераны войны, представители поисковых отрядов, молодежной организации "Витязи", скауты, курсанты военных ВУЗов, прихожане храмов Петербурга.




Организатор: Настоятель петербургского храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной протоиерей Вячеслав Харинов.

Маршрут: От Невского пятачка (г. Санкт-Петербург) через Синявинские высоты к Успенскому храму села Лезье-Сологубовка, рядом с которым находится Парк мира.

Великорецкий крестный ход

Один из крупнейших ежегодных крестных ходов России. Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца. Крестный ход известен с начала XV века. Первоначально совершался по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах в первое воскресенье после праздника перенесения святых мощей Святителя Николая в Бар-град (22 мая). С 1668 года по благословению епископа Вятского Александра установлена новая дата празднования - 24/6 июня. Позже, с 1778 года разработан и новый маршрут - сухопутный, действующий и поныне. За 5 дней пути паломники проходят 150 км.


Организатор: Вятская епархия.

Маршрут: Начинается 3 июня от Свято-Серафимовского собора в Кирове, проходит через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт - село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров.

Крестный ход на Ганину яму

Ход проходит в память убиенной царсской семьи ежегодно июле. Участники хода идут от Храма-на-Крови к монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. Идут дорогами, по которым в 1918 году везли тела убитых Романовых. В 2015 года ход собрал около 60 тыс. паломников.


Организатор: Екатеринбургская епархия.

Маршрут: Храм-на-Крови - центр Екатеринбурга - ВИЗ- Таганский ряд - Сортировку - поселок Шувакиш - монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме.

Калужский крестный ход

Крестный ход проходит с "Калужской" иконой Божией Матери, в рамках празднования годовщины преставления равноапостольного князя Владимира и дня памяти блаженного Лаврентия.


Организатор: Калужский миссионерский отдел Калужской епархии.

Маршрут: От Свято – Троицкого Собора г. Калуги через более 30 насленных пунктов Калужской, Козельской, и Песоченская епархий с возвращением в Калугу

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери

В Башкирии с 1992 года Башкортостанской митрополии проходит ежегодный Табынский крестный ход - шествие с Табынским образом Божией Матери.


Организатор: Уфимская и Салаватская епархия

Маршрут: проходит по районам Салаватской и Уфимской епархий Башкортостанской митрополии на место явления на р. Усолке у солёных ключей с. Курорт Гафурийского района, где более 450 лет назад обретен чудотворный образ.

Даты и продолжительность: Несколько крестных ходов могут начинаться из различных населенных пунктов в разные дни, при этом окончание ходов, сливающихся в завершение в одно шествие приурочено к девятой пятнице по Пасхе - дню празднования Табынской иконы Божией Матери.

Уфимский Троицкий Крестный ход

Троицкий Крестный проходит вокруг Уфы: паломники проходят более 120 км и молятся о здравии и спасении всех жителей города Уфы.


Организатор: Уфимская епархия

Маршрут: Начинается от Сергиевского Собора Уфы и проходит по окраинам г. Уфы.

Даты и продолжительность: начинается ежегодно в день Святой Троицы и продолжается 5 дней.

Крестный ход с иконой Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной

Курская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви обретенная в XIII веке, во время татарского нашествия. В дни хода икона переносится из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни - 27 верст.


Организатор: Курская епархия.

Маршрут: Знаменский мужской монастырь - Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь.

Даты и продолжительность: ежегодно 9 пятница по Пасхе.

Крестный ход с иконой Божией Матери
"Избавительница от бед" в Ташлу

Крестный ход с Ташлинской иконой Божией Матери, организованный силами казаков станицы Красноглинская Самарского окружного кзачьего общества, начался в 2014 году и прошел по территории Самарской, Нижегородской, Пензенской и Ульяновской областей. Ташлинская икона Божией Матери "Избавительница от бед" - чудотворная икона, почитаемая в Поволжье, главная святыня Самарской епархии – была обретена 21 октября 1917 года близ села Ташла Самарской губернии.


Организатор: Самарская епархия.

Маршрут: Самара - село Ташла, около 71 км.

Даты и продолжительность: начало в первый день Петрова поста, продолжительность 3 дня.

Крестный ход памяти всех новомучеников
и исповедников Российских

Крестный ход проходит ежегодно с 2000 года. Он посвящен памяти всех новомучеников и исповедников Российских, в том числе - мучеников Вавилова Дола: убиенных в годы советской власти насельников пещерного монастыря, некогда располагавшегося в живописном лесном массиве Заволжья. Общая протяженность крестного хода составляет 500 километров.


Организатор: Саратовская епархия.

Маршрут: Саратов - Вавилов Дол

Волжский крестный ход

Волжский Крестный ход начал свою историю с 1999 года. Тогда в преддверии 2000-летия Рождества Христова по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 20 июня от истока Волги начался Крестный ход по водам трех великих славянских рек: Волги, Днепра, Западной Двины. В 2000 году дореволюционная традиция освящения истока реки Волги и начало Волжского крестного хода были объединены в один праздник с этого времени. В 2016 году XVIII Волжский крестный ход пройдет в рамках празднования 1000-летия присутствия русского монашества на святой Горе Афон.


Организатор: Тверская епархия.

Маршрут: Ольгин монастырь в Волговерховье - Вознесенский собор города Калязин.

Иринарховский крестный ход

Каждый год в июле из Борисоглебского монастыря совершается крестный ход на источник преподобного Иринарха. Он посвящен почитаемому святому обители – прп. Иринарху Затворнику и символически соединяет собой село Кондаково – его родину и Борисоглебский монастырь – место его пребывания и упокоения. Крестный ход традиционно проводился свыше 300 лет. В годы Советской власти – не проводился. Возобновлен по старому маршруту в 1997 году. Крестный ход завершается в воскресенье. Протяженность: не более 60-65 км. Участники: свыше 2000.


Организатор: Ярославская и Ростовская епархия.

Маршрут: Борисоглебский монастырь – Троица–на–бору – Селище – Шипино – Кишкино – Комарово – Павлово – Ильинское – Красный Октябрь – Языково – Алешкино – Кучеры – Ивановское – Титово – Звягино – Емельяниново – Георгиевское – Никульское – Горки – Зубарево – Давыдово – Новоселка – Кондаково – колодчик преподобного Иринарха

Даты и продолжительность: Проводится ежегодно на 3 - 4-ой неделе июля. Сроки утверждаются Владыкой Ярославским и Ростовским Кириллом ориентировочно за месяц до его начала.

Согласно преданию, в 988 году Владимир принял крещение вместе со своей дружиной на берегах Черного моря, в Херсонесе, где по христианскому обряду женился на сестре византийских императоров Анне. Вернувшись в Киев, он обратил в христианство сначала своих детей и приближённых, а потом — остальных киевлян. Согласно летописи, людей массово крестили в водах Днепра. Это событие предопределило весь дальнейший ход истории нашего государства. Именно тогда в крестильной купели родилась новая Русь.

«Я был зверь, а стал человек», — так сказал князь Владимир, приняв христианство. «Та перемена, которая произошла с его личностью, характеризует и те перемены, которые произошли с народом. То, что сегодня для нас является безусловно важным, — милосердие, сострадание к другому человеку, готовность помочь, готовность принять людей других взглядов, другой веры — все это у нас в крови. И связано это с тем, что когда-то Русь приняла крещение. Поэтому сегодня мы должны не просто вспоминать это событие, а следовать тому нравственному вектору, который был тогда заложен», — отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда . Он также подчеркнул, что в 988 году в киевской купели родились ныне существующие братские народы, народы исторической Руси, которые сегодня в силу политических причин разделены границами: «Мы с уважением относимся к этим политическим границам, но они не проходят по нашим сердцам. Очень важно, чтобы мы сохранили то единство, которое связано у нас общей верой. РПЦ — это не церковь Российской Федерации, а церковь, которая окормляет своих верующих во многих странах. И этот праздник ещё раз покажет, что мы не разные народы, а братские».

День 1030-летия крещения Руси — важная дата для всего мирового православия. Поэтому центрами церковного празднования станут Москва, Киев, Минск и Кишинёв. Ожидается, что в Москву прибудут представители десяти поместных церквей и лично предстоятель одной из древнейших православных церквей: Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II .

Во всех митрополиях и епархиях пройдут торжества, конференции, концерты, выставки, посвящённые 1030-летию крещения Руси. В Москве их возглавит предстоятель РПЦ — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл , который вместе с Патриархом Александрийским совершит праздничное богослужение. По словам руководителя пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, священника Александра Волкова , «этот международный аспект ещё раз подчеркнёт всеправославную общность, наше православное вселенское братство».

Впервые за всю новейшую историю РПЦ богослужение состоится не в Успенском соборе Московского Кремля, а на Соборной площади, где будет установлен специальный помост. Всё это делается для того, чтобы больше прихожан московских и подмосковных храмов и паломников из разных регионов страны смогли принять участие в молебне. Ожидается, что это будет более 5 тысяч человек. Богослужение начнется в 9:30 утра по московскому времени. А в 12 часов от Соборной площади через Боровицкие ворота крестный ход во главе с двумя патриархами направится к Боровицкому холму, где будет совершен заключительный молебен и предстоятель РПЦ обратится с приветственным словом к пастве.

В 2008 году патриарх Алексий II обратился к руководству России, Украины и Белоруссии с предложением ввести день памяти святого князя Владимира в перечень государственных памятных дат. В нашей стране соответствующий документ был подписан. Президент Владимир Путин дал поручение о поддержке Русской православной церкви в проведении всех мероприятий, посвящённых 1030-летию крещения Руси. «Москва часто проводит мероприятия совместно с РПЦ, и для нас очень важно сделать так, чтобы была соблюдена безопасность, охрана общественного порядка. Городской Департамент здравоохранения обеспечит медицинское обслуживание. Кроме того, после крестного хода в городе пройдет праздник церковного хорового пения, в котором примет участие Синодальный хор и сводный хор Московской епархии», — рассказал руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталий Сучков .

В 12:15 в каждом храме РПЦ по всему миру зазвонят колокола. Праздничный перезвон можно будет слышать практически повсеместно.



Похожие статьи