Формирование личностных качеств. Профессиональные качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности

Развитие внутренних качеств личности происходит путем выполнения ежедневных действий, и является наиболее важным принципом саморазвития, ведь нарабатывая определенные качества, мы тем самым создаем самого себя. Если после мы четко выясняли, из каких именно действий будет состоять наша жизнь, и начали применять данную модель, то для развития внутренних качеств, нам необходимо сделать все, что бы поддерживать данную модель жизни.

Как мы знаем, если человек постоянно везде опаздывает и все забывает, то его считают неорганизованным, а если он напротив, все успевает вовремя, то таких людей считают организованными, пунктуальными. Из этого всего становится понятно, что для обретения какого либо внутреннего качества, необходимо его развивать, и нарабатывать, то есть жить в соответствии с характеристиками данного качества личности.

Зачем нужно развивать внутренние качества личности.

Каждый из нас ставит, и будет ставить перед собой разные жизненные цели, среди которых может быть много тех, которые являются относительно высокими. Для достижения многих целей необходимо иметь развитые внутренние качества, такие как дисциплинированность, настойчивость, смелость, гибкость, терпеливость,

Многие цели, требуют больших временных затрат, и состоят из множества мелких и однообразных шагов, которые необходимо выполнять для достижения этой самой цели. Если человек не в состоянии придерживаться даже самой небольшой ежедневной программы действий, то его шансы достичь более высоких и сложных целей становятся вовсе мизерными.

Основные внутренние качества личности.
  • Ответственность
  • Самодисциплина
  • Организованность
  • Выдержка (терпение)

Ответственность – это способность брать на себя обязательства и выполнять их, не перекладывая вину на других людей и обстоятельства в случае невыполнения обязательств.

Самодисциплина или дисциплинированность – способность заставлять себя действовать на основании составленной ранее программы действий, несмотря на психологическое состояние и неудобные обстоятельства.

Организованность – способность действовать точно и последовательно, не пропуская необходимые шаги программы действий.

Выдержка (терпение) – умение оставаться спокойным и придерживаться установленного плана, умение терпеть необходимо в случае, когда долго нет результата, либо ситуация развивается по нежелательному сценарию.

Пример .

Вы полностью расписали каждый свой день в блокноте, и уже несколько дней вы придерживаетесь нового для себя распорядка, а именно ложитесь в одно время, встаете, питаетесь, бегаете и так далее. Но вдруг случается непредвиденное обстоятельство, и вам пришлось лечь на четыре часа позже обычного, и утром вы чувствуете, что не достаточно восстановились во время сна, и хотите еще поспать. Если в этот момент вы все же встаете, и затем делаете утреннюю пробежку (или зарядку), то вы тем самым нарабатываете в себе такие качества личности как дисциплинированность, организованность, и у вас нарабатывается и навык самоконтроля. Если же напротив, вы остаетесь спать, то у вас начинают вырабатываться такие качества как слабоволие, неорганизованность, жалость к себе, лень, и так далее. Таким образом, день за днем, мы либо усиливаем свои внутренние качества личности, либо ослабляем их, и закрепляем противоположные качества.

Когда вы переступаете через свои слабости и страхи, через свою лень, выходите за свою, то в этот момент у вас происходит закрепление и усиление внутренних качеств, поэтому своими действиями вы сами определяете каким человеком вам быть. Если вы можете обмануть других людей, и проявлять перед ними определенные качества личности, то себя вы обмануть не сможете, и всегда будете знать свое истинное лицо, поэтому будьте честным перед самим собой, работайте на совесть и только тогда вы получите тот результат которого заслуживаете.
ПОСМОТРИТЕ ДВА КОРОТКИХ ВИДЕО


Рекомендую так же ознакомиться со статьей о, которая поможет вам усилить свой магнетизм и повысит качество взаимодействия с людьми. На этом про развитие внутренних качеств личности достаточно, успехов.

Доклад на тему «Развитие личностных качеств учащихся через индивидуальную работу на уроках и внеклассных мероприятиях», может быть использован классным руководителем, учителем или при выступлении на МО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 6»

МО СКО

Доклад на тему: «Развитие личностных качеств учащихся через индивидуальную работу на уроках и внеклассных мероприятиях»

Подготовила

Учитель истории

и обществознания

Калиненко Ю.А.

2014г.

«Развитие личностных качеств учащихся через индивидуальную работу на уроках и внеклассных мероприятиях»

«Учитель, который мало или вообще не принимает во внимание различия

индивидуальностей в классе, есть личность,

Которой безразличны жизни её учеников»

Уильям А.Вард.

Человек – это саморазвивающая система, ибо все, что человек приобретает извне, он пропускает через своё сознание и свою душу. Главная задача учителя – помочь ученику получить и освоить опыт старшего поколения, обогащать и развивать его.

Цель моей педагогической деятельности:

Формировать активное самостоятельное мышление у учащихся и развивать их индивидуальные способности.

В процессе педагогической деятельности решаю следующие задачи:

Создание условий для интеллектуальной активности учащихся;

Развитие внутренних мотиваций познания;

Выработка потребности к самообразованию;

Развитие воображения;

Формирование практических умений и навыков.

Слишком много учащихся страдают от различного рода умственных заболеваний, это вызывает у них ряд неудач. Неудача только одного типа – заниженная самооценка, неуверенность в собственных силах, отсутствие чувства собственной значимости на каком – либо этапе обучения несёт вероятность того, что успеваемость ребёнка резко падает. Поэтому, мне необходимо было создать такие условия, при которых все дети учились бы успешно на столько, нас колько они это могут.

На психологическом уровне исключение жестких внешних требований достигается путём обеспечения свободы в выборе средств, форм и методов обучения, как со стороны учителя, так и со стороны детей, а также посредством создания атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи за счёт изменения оценочной деятельности учителя и учащихся.

Решение основных задач, связанных с процессуальным и внутренним изменением в учебном процессе, вижу в следующем:

1. Активное включение самого ученика в поисковую учебно – познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации.

2. Организация совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности.

3. Обеспечение диалогического общения не только между учителем и учеником, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

Наша школа небольшая, поэтому в одном классном коллективе представлены все категории обучающихся:

1. Учащиеся, составляющие большинство, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

2. Малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени.

3. Способные, которым по силам то, с чем не могут справиться все остальные.

Поэтому на уроках создаю такую ситуацию для учащихся, чтобы они охотно включались в деятельность, так как чем выше мотивация, тем интенсивнее деятельность школьников. С целью повышения значимости отдельных видов учебной деятельности, практикую оформление лучших творческих работ, рефератов, дополнительных заданий. Всё это позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности, специфическим особенностям каждого учащегося. К примеру на уроке в 6 Г классе проводилась работа на лучшее изображение рыцарского сооружения, в качестве закрепляющего момента. Дети очень активно работали.

Весь процесс обучения представлен тремя этапами: первый – учитель обучает всех учащихся; второй – учитель работает индивидуально на фоне самостоятельно занимающегося класса; третий – самостоятельная работа учащихся, которая предполагает обучение по принципу «ученик – ученик, «ученик – группа учеников». То есть на отдельных этапах урока я стараюсь предоставить ученикам возможность общаться друг с другом: обмениваться мнениями, вступать в спор, дополнять, исправлять, оценивать друг друга.

Такую работу необходимо проводить с пятиклассниками в адаптационный период. В частности, работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах – это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога.

Работа в парах формирует у учеников умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнёра по совместной деятельности.

Коллективная познавательная деятельность предполагает соотношение: «Учитель – коллектив – ученик». В процессе коллективной работы на уроке можно лучше узнать как тех учеников, которые увлекаются предметом, так и тех, у кого этот предмет вызывает затруднения. Из коллективных форм работы я использую групповую работу на уроке.

При фронтальной организации работы на уроке каждый ученик попадает под непосредственный контроль учителя на 2-3 минуты. Наиболее эффективной формой организации учебного процесса является работа в группах. Во - первых, на уроке создаётся определённый эмоциональный настрой, при котором ребёнок не боится высказывать свои мысли о чем-то незнакомом, неизвестном. Во-вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками. В-третьих, к детям приходит понимание своей значимости: «…мои знания, умения необходимы группе для успешного выполнения задания». При этом у ребёнка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что бесспорно, является залогом дальнейшего успешного обучения. В-четвёртых, только сотрудничая в группе, ребёнок учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников.

Наиболее сильные учатся формулировать вопросы, овладевая новыми умственными операциями, а слабые чаще дают осмысленные ответы на вопросы. У меня на уроке группы сформированы по 3-4 человека. Групповую работу использую в различных звеньях учебного процесса: при изучении нового материала, закреплении, повторении и при проверке знаний.

На уроке «СБО» в 7В классе по теме «Режим дня» была проведена проектная работа по группам под названием «Здоровый образ жизни».

Задания для 1-й группы:

1. С помощью таблиц составьте режим учебного и режим выходного дней.

2. Подсчитайте, сколько времени ученик должен спать и находиться на воздухе.

3. Сколько раз в день ребёнок должен питаться?

4. На основе этого скажите, какие правила надо соблюдать, чтобы быть здоровым?

Задания для 2-й группы:

1. Найдите в словаре, что обозначают слова личная гигиена .

2. Разделите предметы гигиены на группы.

3. Сформулируйте правила личной гигиены. Нарисуйте к ним знаки.

Задания для 3-й группы:

1. Разложите рисунки на группы: растительного происхождения, животного происхождения. Сделайте вывод: какой должна быть пища?

2. Откройте конверт «Витамины». Внимательно прочитайте статью. Составьте таблицы о витаминах. Сделайте вывод: какой должна быть пища?

3. Откройте конверт «Добавки». Внимательно прочитайте статью. Выделите в одну группу этикетки, на которых указано содержание добавки. Сделайте вывод: какой должна быть пища?

После отчетов каждой группы составляется «Дерево здоровья» и делается вывод. Если кто-то и сомневался в необходимости вести здоровый образ жизни, то после задорных призывов ни у кого не осталось сомнений. У нас получился иллюстрированный и полезный проект благодаря дружной работе в группах.

В своей работе выделяю пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

Фронтальная работа в классе, направленная на достижение общей цели;

Работа в парах;

Групповая работа (на принципах дифференциации);

Межгрупповая работа (каждая группа имеет своё задание в общей цели);

Фронтально – коллективная деятельность при активном участии всех обучающихся.

Эти формы в моей педагогической деятельности позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Мой опыт показал, что коллективный поиск увлекает большинство учащихся, уменьшает число равнодушных, делает для них процесс обучения более интересным, содержательным, насыщенным. Уже после нескольких занятий организованных по группам наблюдается возросшая активность учащихся в обсуждении нового материала, в выработке собственных суждений, в организации диалога, в межгрупповой дискуссии. Такое обучение обеспечивает повышение активности учащихся в процессе обучения, более гибкую структуру организации учебных занятий с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

В своей работе использую следующие подходы при организации групповой самостоятельной деятельности учащихся:

Ученик должен быть заинтересован в её выполнении, что поддерживается ясностью задачи и осознанием важности её выполнения;

Руководство и помощь индивидуально и группам;

Уровень трудности гарантирует высокий уровень успеха;

Краткие периоды обучения, основанные на смене видов деятельности, устанавливаемых учителем;

Любая работа учащихся должна быть проверена, ошибки исправлены, а результаты оценены.

Обязательно в своей деятельности использую приёмы поощрения учащихся такие как:

Поощряю достижение определённых результатов;

Сообщаю учащимся о значимости достигнутых результатов;

Делаю сравнение прошлых и настоящих достижений учащихся;

Связываю доступное с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть;

Проявляю заинтересованность в любых успехах учащихся.

Поощрения стимулируют учащихся к дальнейшему улучшению работы, в особенности, если похвала оказывается действительно заслуженной и воспринимается учащимся как одобрение.

Преимущество такой системы обучения я вижу в следующем:

В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

В процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

Каждый чувствует себя расковано, работает в индивидуальном темпе;

Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей;

Обсуждение одной информации с несколькими учащимися увеличивает число ассоциативных связей, обеспечивает более прочное усвоение.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

В 8Г классе детям тяжело дается групповая деятельность, в этом классе я чаще всего применяю индивидуальную работу. Качакаев Руслан очень любит выходить к доске, пример на доске написаны словарные слова из прошлой темы нкжно вставить пропущенные буквы или записать определение полностью. Халялян Хдр больше предпочитает читать, ему дается задание найди ошибки в тексте, познакомь с биографией и т.д. Игнатов Ярослав любит рисовать.

Одно из составляющих результативной деятельности учащихся и учителя контроль усвоения, посредством которого определяется полнота и качество выполнения ориентированных, исполнительских действий. В ходе контрольной проверки у учащихся есть возможность сопоставить свою работу с требованием учителя, выяснить недочёты, внести коррективы в свою подготовку.

Контроль усвоения и закрепления знаний и внесения корректив в подготовку учащихся провожу при помощи:

Устного опроса;

Контрольных и срезовых работ;

Тестового контроля;

Взаимопроверки и самопроверки.

Особое внимание в классах СКО я отвожу домашнему заданию, стараюсь давать индивидуальное домашнее задание. Так например в 9 Г классе по тем е пища дети должны были отследить и записать свой суточный рацион, на уроке же мы разбирали, кто из учащихся питается правильнее всех. Выяснилось много ошибок, так же мы разбирали режим дня и тему экономика.

Считаю, что коллективная деятельность учащихся на уроке в различных её проявлениях способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка любого возраста.

Как в учебной работе, так и во внеклассной деятельности стараюсь разнообразить формы работы с учащимися. Провожу праздники, конкурсы, беседы, часы общения. Что позволяет мне с ребятами лучше узнать друг друга, сдружиться, раскрыть свои способности. Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр.

В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. В 9 Г классе проводились игры по ПДД, по пожарной безопасности, по здоровому образу жизни. Детям очень нравится решать ребусы, отгадывать различные загадки. Игра сплочает детей увлекает их урока.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

ВЫВОД

Развитие личностных качеств в педагогике имеет в виду не приспособление целей и содержание обучения и воспитания к отдельным школьникам, т.к. цели и содержание воспитания и обучения определяются требованием общества, государственной программой – они являются общими для всех, - а приспособлением методов и форм работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность. Следовательно, развитие школьника – это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенно в личности каждого ученика. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Таким образом, проанализировав выше сказанное, можно сказать, что индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия "внутренней дифференциации” и "индивидуализации” по существу тождественны и работают на развитие личности учащегося.


Именно эффективность развития Личности – во многом определяет Всё, чего человек способен достичь в своей Жизни! Посудите сами, если человек непрерывно совершенствуется, если постоянно растёт его сила разума, духа, воли, чувств, то для него, рано или поздно, будет достижима абсолютно любая вершина. Потому что он своим развитием, когда-то станет соответствовать ей.

Не может достичь того, чему он не соответствует по своему уровню: по знаниям, по силе, по своим личным качествам, по масштабности мышления, по развитым талантам и навыкам и т.д. Например , обычный продавец-исполнитель, который обучен только хорошо считать и обслуживать покупателей – сразу не сможет руководить магазином, эффективно организовывать процесс, управлять людьми, вести договора и мн.др. Ему для этого нужно вырасти, и вырасти, прежде всего, как личность, как лидер! А рост – это рост личных качеств и талантов человека, его знаний и способностей. Для руководства магазином (управления бизнесом) нужны организаторские таланты и качества, навыки влияния на людей и управления ими, умение держать в голове и вести множество дел и процессов одновременно. Одним словом, нужно знать и уметь на много больше, чем знает и умеет обычный продавец, даже самый лучший продавец.

Другими словами , обычному продавцу, чтобы стать владельцем магазина – нужно стать другим человеком, иной, более сильной и развитой личностью, с намного бо льшим набором качеств и способностей, и иным взглядом на жизнь! И это будет уже птица совершенно другого полёта (другой уровень)!

Если вы хотите достичь какую-то очень высокую цель (например, стать Президентом или Миллиардером) – вам нужно вырасти до уровня этой цели! То есть, этой цели достигнет уже другой по своей силе человек, кем вы станете в процессе своего развития!

Как быстро вы сможете достичь своей заветной Цели? Зависит от того, на сколько быстро вы развиваетесь как ! А от чего, от каких качеств зависит скорость вашего развития? Есть первоочередные качества определяющие рост человека, а соответственно и его успешность по жизни! Мы рассмотрим их в ниже приведённой статье, которая была взята из открытых источников Интернета.

ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ,

или во что верят люди?

Несмотря на то, что для подготовки спортсменов при­ме­няются последние достижения науки и техники, они все же не способны показать результаты, доступные пред­ставите­лям эзотерических систем (например, Шри Чинмой одной рукой поднимает две тонны). Принципиальными от­личиями подготовки последних являются: целенаправлен­ное форми­рование личных качеств, использование энерге­тических тех­ник (самовнушение, медитация) в неразрыв­ной связи с фи­лософской подготовкой, то есть с разви­тием мышления, что и рассматривается в данной статье.

1. Привыч­ное мышление

Основой привычного мышления, свойственного большей части лю­дей, является слабость (неспособ­ность к чему-либо) в ее различных проявлениях и отсутствие стрем­­ления от этой слабости избавить­ся. Держится она, в первую очередь, на трех «китах»: безответственно­сти, неадекватной самооценке и закрытости к познанию, которые нам передают сначала родители, затем улица, школа и т.д. в соот­ветствии с действующими в обще­стве стереотипами.

Попробуем изучить этих «китов» подробнее

– соот­ветствует неспособности или неже­ланию человека отвечать, прежде всего, за свои проявления (эмоции, состояния, способности и т.п.), судь­бу и происходящие события. Она задается пассивным отношением к жизни, чему наше общество весьма способствует незнанием или непо­ниманием духовных и социальных законов, техник самоизменения и, в конечном итоге, блокирует одну из основных составляющих созна­ния человека – его волю.

Неадекватная самооценка – чаще всего задается неправиль­ным воспитанием или отношением других, что может или подорвать веру человека в себя (тип «Ничто­жество» – «У меня ничего не по­лучится») или наоборот, поставить его выше окружающих (тип «Гор­дыня» – «Я всегда прав, Я совер­шенен»). В обоих случаях у чело­века формируется искаженное восприятие себя и реакций на себя окружающего мира, что соответ­ствует блокировке второй основ­ной составляющей сознания – духовности.

Закрытость к познанию – со­ответствует неспособности или нежеланию человека думать над тем, что может изменить его внут­ренний мир (представления, каче­ства и т.д.), даже если эти пред­ставления и качества заставляют его страдать, деградировать и ли­шают желаемого. В основе этого чаще всего лежит догматизм (дол­жно быть только так) и система мо­тивации, обвиняющая людей и мир в «несовершенстве» (несоответ­ствию представлениям), что блоки­рует последнюю составляющую сознания – интеллект.

Если у человека хотя бы одно из этих качеств отсутствует, то у него есть шанс стать на путь раз­вития. Как правило, это происходит с помощью , ее воздействия на незаблокированную часть со­знания: постановка в ситуацию выживания (активизация воли, на­пример, П.Брег), вход в тупик раз­вития (активизация , пе­реоценка себя и своей жизни), столкновение с непознанным (включение интеллекта). Одновре­менное же присутствие у человека всех указанных качеств практичес­ки полностью лишают его возмож­ности развития в данной жизни.

2. Эзотерическое мышление

Первое, что необходимо сделать для получения возможности изме­нять себя и свою жизнь, это при­знать, что состояния слабости, бед­ности и отсутствия счастья являются ненормальными для че­ловека, что он страдает там, где заблуждается или не имеет соот­вет­ствующей силы, чтобы спра­виться с той или иной проблемой. Следующий шаг – избавление от привычного мышления, то есть це­лена­прав­ленное формирование качеств, определяющих способности к развитию.

– первая ос­новная характеристика эзотери­ческого мышления, которая распро­страняется на все сферы жизни человека и включает в максималь­но возможный режим работы его волю (внутренний источник энер­гии преобразования и деятельно­сти). Взятие на себя ответствен­ности за свои проявления и свою судьбу является поворотным со­бытием в жизни человека, в же этому соответствует подключение к нему сил, отвечаю­щих за реализацию на Земле по­ставленных целей.

Динамическая самооценка – такое восприятие себя, которое мак­симально активизирует стремление человека к развитию и в то же вре­мя делает его устойчивым к различ­ным оценкам окружающих. Форми­рование данной самооценки сводимо к понятию следующей уни­версальной формулы: «У меня есть множество недостатков и досто­инств, но основное, что вселяет в меня уверенность, – стремление к совершенству, постоянная работа над собой, избавление от всех не­достатков и усиление достоинств».

Открытость к познанию – спо­собность непредвзятого восприя­тия и понимания преобразующей человека информации. Это, в пер­вую очередь, относится к критике (ее разумное использование по­зволяет осознать уже проявленные недостатки и избавиться от них) и следованию выбранному пути развития (во многих случаях че­ловек должен идти через доверие к Учителю, несмотря на то, что его слова могут противоречить обще­при­ня­тыми представлениям).

Пройти этот первый этап пе­рестройки мышления наиболее сложно, так как приходится пре­одолевать множество внутренних преград, остальные же этапы при правильном подходе к обучению логически следуют друг из дру­га, поэтому на них уже перехо­дить легче. Этап второй – про­хождение третьего уровня раз­вития, предполагает целенаправленную наработку личных ка­честв через медитацию и дея­тельность. На следующих же этапах человек становится искусным «программистом» с помощью своих мыслей-программ, форми­рующих идеальное сознание.

3. Эзотерическое отношение к жизни

Жизнь для человека, вставшего на путь развития, перестает быть обязанностью и превращается в удивительную возможность для вы­полнения массы интереснейших дел. Во-первых, это саморазвитие, раскрытие в себе новых способно­стей, тайн подсознания и т.д., во-вторых, исправление своей кармы (искупление прошлых грехов и заблуждений), формирование будущей судьбы (совершение достойных поступков) и многое другое.

При этом человек учится, как довольствоваться малым и как до­стигать максимума во всех своих проявлениях: учиться жить, ставить и реализовывать достойные цели, не боясь потерять все в один миг. Одно из ключевых отличий чело­века, идущего по этому пути, – доминирование духовных ценнос­тей над материальными, когда по­нятие чести становится не пустым звуком, а одним из краеугольных камней его личности.

Честь – внутреннее требование человека к себе по соблюдению определенного кодекса чести, при­нятого в той или иной системе. Эти кодексы могут сильно различать­ся, но чаще всего в их основе ле­жат два основных правила:

1. Необходимость собственно­го безупречного поведения, не за­девающего чести и достоинства других, внимательность к ближним.

2. Необходимость защищать честь свою и своих близких, не ос­тавлять ни одно из оскорблений или унижений безнаказанным.

Правда, если для воина или ари­стократа защита чести может вы­ражаться в виде поединка, то для эзотерического человека это чаще проходит иначе, так как у него есть возможность пользоваться знания­ми о невидимом мире. То есть, по­единок может состояться, но в астральном мире, где в распоряжении человека магия, покровительство сил Света и т.д., основное, чтобы справедливость восторжествовала, и зло не оставалось безнаказанным.

Человек с полностью сформи­ро­ванным мышлением лишен стра­ха, он верит, что если его поведе­ние без­у­пречно, то он находится под по­кровительством Абсолюта, если же Бог посылает ему испы­тания, то он все их готов принять. Кроме этого он верит и имеет воз­можность пра­ктически проверить бессмертие своей души, войти в тонкий мир и по­общаться с давно ушедшими людь­ми, по истории их воплощений изучить законы судь­бы и многое другое.

4. Основные принципы энергетического развития

Эзотерика предоставляет челове­ку огромные, пока еще не изученные наукой возможности, но разобрать­ся самостоятельно в массе различ­ных рекомендаций, в том чи­сле по раскрытию энергетических спо­соб­ностей, довольно сложно. Поэтому из всех этих рекомендаций выделим основные, определяющие эффектив­ность развития человека, нарушение которых сводит почти все усилия на нет. Эти же принципы позволяют оценивать эффективность эзотери­ческих систем развития.

Принцип 1. В основе энергети­ческого развития (раскрытие эк­страсенсорных способностей, обуче­ние управлению своими энергиями и системами, усиление тела через са­мовнушение и медитацию и т.п.) – лежит накопление энергии (увели­чение ее объема, улучшение каче­ства). Накопление энергии – мно­голетняя цель, одна из основных в развитии, которая реализуется че­рез целенаправленный набор энергии, сохранение последней и ее рациональное использование.

Принцип 2. Набор энергии должен быть регулярным и комплексным (на все составляющие человека). При этом физические упражнения заряжают преиму­ще­ст­венно физическое тело, медитация – преимущественно тонкие тела, самовнушение – преимущественно чакры (созна­ние). Набор энергии только на какую-либо одну из составляющих человека вначале может дать определенные результаты, но затем, исчерпав свой резерв, блокирует дальнейшее развитие.

Принцип 3. Сохранение энергии должно быть постоянным в тече­ние дня, что достигается через раз­витие самоконтроля и способнос­тей управления своим состоянием (в классической йоге этому соот­ветствует Нияма, в религиях – жи­знь с любовью в сердце). На на­чальных ступенях развития человек свои состояния практически не воспринимает, в то время как на последующих ступенях оно приоб­ре­тает огромную ценность (негативное состояние – потеря энер­гии, позитивное – ее сохранение и автоматический набор).

Принцип 4. Рациональное ис­пользование энергии предполага­ет умение ее вкладывать (в дела, общение и т.п.) таким образом, что­бы она приносила максимальную отдачу (достижение целей, разви­тие отношений). Это достигается рациональной организацией жиз­ни (ритм, полное использование своего потенциала, отсутствие пе­регрузок) и освоением психологии (с кем и каким образом общаться, чтобы это приносило радость, при­ток позитивных энергий, а не наобо­рот – их отток).

Итак, если у вас проснулся инте­рес к эзотерическим знаниям, и вы хотите их практически реализовать в себе, то желательно запомнить следующие основные правила:

1. Путь развития далеко не все­гда усыпан розами, к вершинам доходят лишь немногие, наиболее устремленные, поэтому никогда не отчаивайтесь и не падайте ду­хом – только в этом случае любые цели станут доступными.

2. Прежде чем приступить к изучению эзотерической теории, а тем более к ее практике, убедитесь, что внутренне вы к этому готовы, то есть взяли на себя ответственность за свои проявления и свою судьбу, выставили динамичную са­мооценку и открылись к познанию, к изменению себя.

3. Развиваться в какой-либо системе в большинстве случаев эффективнее, чем двигаться вперед самому, поэтому из всех доступных систем выберите ту, которая даст максимальные возможности или создайте свою.

Лариса Тиунова
Педагогический проект «Формирование личностных качеств детей младшего дошкольного возраста»

Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте . Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка . Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее, имеют свои истоки в дошкольном детстве . Это побуждает обратиться к рассмотрению вопросов социально-личностного развития детей с дошкольного детства .

Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников , привычек, нравственного поведения стояла перед педагогами всегда , но наиболее остро она проявляется в настоящее время. ФГТ в сфере дошкольного образования нацеливают педагогов ДОУ на формирование культурных ценностей. Для этого социально-личностное развитие дошкольников становится основополагающим в работе ДОУ по обеспечению государственных федеральных требований. Оно объединяет в себе основные направления нравственного, патриотического и гендерного развития дошкольников .

В дошкольный период наиболее целесообразнее прививать ребенку тот или иной навык культурного поведения. Так, в 4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте - с развитием и пониманием речи окружающих - вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих.

Дошкольники , в детском саду должны научиться и обладать определенными социально - личностными качествами :

определять «Что такое - хорошо, что такое - плохо?

проявлять нравственные привычки – вежливость, доброту и отзывчивость и др.

знать нормы и правила поведения в обществе, способы взаимопонимания с окружающими людьми (взрослые и сверстники)

иметь адекватную самооценку к самому себе.

И поэтому очень важно, выстроить систему адекватно направленную на формирование у ребенка личностных качеств .

В программе «Истоки» это направление решается в большей степени во всех разделах программы.

Однако, как известно, говорить о качестве работы с детьми , можно лишь тогда, когда поставленные задачи реализуются через систему работы. В целях повышения качества работы и создания системного подхода к решению задач социально-личностного развития детей и был разработан данный проект . Настоящий проект представляет собой систему работы с детьми 3-5 лет по формированию личностных качеств и нравственного поведения детей .

Цель работы :

Внедрение эффективных форм , методов для успешного воспитания привычек нравственного поведения у детей младшего и среднего дошкольного возраста .

Задачи :

1. Изучить опыт науки и практики по формированию социально- личностных качеств дошкольников .

2. Разработать и адаптировать комплекс мероприятий для развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей .

3. Привлечь внимание родителей к проблеме формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста .

4. Создать необходимую предметно – пространственную среду для удовлетворения потребностей каждого ребёнка в деятельности, познании, общении.

6. В ходе реализации проекта разработаны комплексы мероприятий, способствующих развитию положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей .

Ожидаемые результаты :

Положительная динамика сформированности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста (отзывчивость, сочувствие, доброжелательность и др.)

Создание у детей целостного и системного представления о социальных нормах и правилах поведения в обществе.

Обогащение предметно – развивающей среды в группе детского сада.

Повышение заинтересованности родителей и воспитателей в решении проблем нравственного воспитания детей .

Система работы по следующему алгоритму :

Методы и приёмы

1 группа методов, обеспечивающая создание у детей практического опыта общественного поведения (воспитание нравственных привычек; пример взрослого или других детей ; целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей ; организация совместной деятельности; совместная игра)

2 группа методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок (беседа воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения; метод поощрений и наказаний.)

Алгоритм проведения ОД по воспитанию нравственных навыков и привычек на примере произведения В. Осеевой «Волшебное слово»

Цель – познакомить детей с этической нормой и выявить правила поведения, как действовать в жизненной ситуации.

Алгоритм выявления правил поведения

1. Увидеть проблему и понять причину

2. Узнает норму – волшебное слово «пожалуйста»

3. Применяет волшебное слово и видит результат, что данная норма поведения действует

Выход на Правило :

4. Если что-то хочешь попросить всегда нужно говорить «волшебное слово» - пожалуйста.

В своей работе опиралась на подходы, на которых базировалась моя педагогическая работа :

Широкое использование непосредственного предметного окружения, развивающей среды, созданной в ДОУ;

Организацию регулярной и разнообразной деятельности детей , общения (эмоционально-доброжелательное взаимодействие с окружающей действительностью);

Широкое использование специально-подобранной детской художественно-познавательной литературы;

Совместную творческую деятельность воспитателя с детьми (создание альбомов, копилок и др.) ;

Регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему социально-личностного воспитания ;

Оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий с досугами, праздниками, вызывающими яркий эмоциональный отклик детей ;

Практика апробирования данной работы показала, что наиболее эффективны в работе с детьми, оказались такие приемы как, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, тематические и обобщающие беседы, создание разных проблемных ситуаций;

Дидактические игры - в них дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях окружающей действительности;

Сюжетно-ролевые игры – помогают детям освоить следующую особенность человеческой деятельности – закрепленность взаимосвязанных систем, целей за носителями определенных профессий.

Правильная организация игровой деятельности с детьми предполагает следующее :

Создание благоприятных условий для самостоятельной и совместной игры воспитателя с дошкольниками .

Беседа - используется с разными дидактическими целями :

Для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией) .

Для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей .

Проблемная ситуация создается с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных форм общества . Детям предлагаются ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь, а так же обсуждаются межличностные конфликты , возникающие на моральной почве :

Таким образом :

Даем детям знания этических норм на основе литературного произведения, через решение проблемной ситуации (правила поведения) .

Показываем, как действовать

Формируем ценностное отношение у детей

Ставим детей в условия : видеть и понимать последствия поступков и отвечать за них.

Наши результаты :

У детей :

прослеживается положительная динамика сформированности нравственных качеств

создалось целостное представление о нормах и правилах поведения в обществе

Обогатилась предметно развивающая среда в группе

Повысилась заинтересованность родителей в решении проблем нравственного воспитания детей .

Результаты работы по проекту :

Результаты диагностики детей (способы поведения и личностные качества )

Высокий уровень - 26%

Средний уровень - 72%

Низкий уровень - 2%

Результаты анкетирования родителей

28% - уделяют внимание формированию у детей нравственных качеств

58% - частично уделяют внимание

14% - не имеют представления, как и какие нравственные качества необходимо развивать у ребёнка.

Список использованной литературы :

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной деятельностью (средняя группа) . - М., 2003.

2. Голицына Н. С. - Ознакомление дошкольников с социальной действительностью (перспективное планирование работы с детьми 3 -7 лет. - М. 2004.

3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М., 2002.

4. Дружные ребята : Воспитание гуманных чувств и отношений у дошк .: Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждений и родителей / Р. С. Буре, М. В. Воробьёва, В. Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004. – 141 с.

5. Истоки : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования . – 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л. А. Парамоновай. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320с.

6. .Солодянкина О. В. - Социальное развитие ребенка дошкольного возраста . М., 2006.

7. Формирование нравственного здоровья дошкольников (занятия, игры, упражнения) . М., 2002 г. ,


Личностные качества – не что иное, как составляющие характера, его особенности. Развитие личностных качеств способствует наполнению человека, делая его разносторонним. Личностные качества позволяют правильно реагировать на внешние раздражители и вопреки всему преуспевать в своей деятельности. Это способ эффективного использования внутренних ресурсов.

Уровень развития личностных качеств

Каждый человек рождается с определённым характером и набором личностных качеств, определяющих особенности поведения и жизненные приоритеты. На протяжении жизни, некоторые качества изменяются под влиянием разных факторов, некоторые остаются на всю жизнь.

Психологи утверждают, что основные этапы формирования характера происходят в первые пять лет жизни, далее они несколько корректируются, исходя из жизненных обстоятельств.

Главным показателям и критериям, которые формируют уровень развития личности относятся: способность к активной жизненной позиции, уровень ответственности, направленность способа жизни, уровень культурности и интеллекта, способность управлять эмоциями.

От личностных качеств зависят многие стороны жизни, начиная с выбора и заканчивая приоритетом деятельности для . Если человек осознаёт потребность в более качественном уровне жизни, он будет стараться достигнуть желаемого. В этом помогают как раз такие качества личности как , умение адекватно оценивать действительность и свои возможности. Даже при не самом высоком уровне врождённых особенностей человека, но при осознании своей индивидуальности, всегда есть возможность определиться с деятельностью, которая наиболее полно раскроет способности человека. Тем более, при желании всегда есть возможность развивать личностные качества.


Развитие ребёнка начинается с его рождения. Это многосторонний процесс взаимодействия родителей, общества и саморазвития. Главная ответственность, конечно, возложена на семью. Здесь начинается познание себя как отдельного индивидуума, познаёт разные варианты взаимодействия с другими людьми и варианты ответных реакций.

На сегодняшний день утвердилось мнение, что все проявления человеческого характера приобретаются в раннем детстве. В это время закладываются три ключевые группы качеств личности. В зависимости от периода жизни, происходит становление способов , стилей поведения и инструментов взаимодействия с другими людьми.

Факторы развития личностных качеств

Как только ребёнок начинает воспринимать себя как отдельную особь, начинает осознавать своё место в окружающем мире, начинается процесс развития основных качеств, в том числе на это влияет развитие чувственной сферы жизни. Существует несколько ключевых факторов, которые свидетельствуют о начале процесса:

  • активное и уместное применение личных местоимений;
  • владение навыками самообслуживания и самоконтроля;
  • способность описать свои переживания и объяснить мотивацию поступков.

Возраст начала становления личности

Исходя из вышесказанного, становиться понятен возраст начала становления личности. Психологи указывают возраст два – три года. Однако нельзя сказать, что до этого момента ничего не происходит. Активно идёт подготовка и формирование индивидуальных предпочтений, коммуникативных способностей, темперамента. К наступлению возраста пяти лет, ребёнок полностью воспринимает себя как отдельную личность с индивидуальными особенностями, находящейся в активном взаимоотношении с окружающей действительностью.

На человека влияет не только семья, но и общество, школа, друзья. Эта среда, безусловно, накладывает отпечаток на поведение и формирование ребёнка. Однако, основу, фундамент может заложить только близкие люди. Именно они устанавливают ориентиры, и показывают способы взаимодействия внутри семьи и с другими людьми. Так как ребёнок ещё не знаком с правилами поведения в обществе он ориентируется на родных и берёт с них пример. Поэтому очень часто находится много общих черт у детей с родителями. Часто ребёнок полностью копирует поведенческую модель родителей.



Похожие статьи