Как можно обнаружить что в почве есть вода. Конспект непосредственно-образовательной деятельности«Проведение опытов с почвой и землей»в старшей группе

1. С помощью учебника допиши определение.

Почва - это верхний плодородный слой Земли

2. Среди знакомых Муравья Вопросика немало животных, обитающих в почве. В подземных галереях своего дома - муравейника - он развесил портреты друзей. Подпиши их (самостоятельно или с помощью учебника).

3. Практическая работа «Исследуем состав почвы».

Цель работы: определить, что входит в состав почвы.
Оборудование. У учащихся: сухая почва, два лабораторных стакана с водой, ложка или стеклянная палочка. У учителя: свежая почва, штатив, спиртовка, тарелка (чашка) для нагревания почвы, стекло, держатель, лабораторный стакан, фильтр, пипетка.

Ход работы: по заданиям учебника (опыты с нагреванием проводит учитель). По ходу работы заполняй таблицу.

Выводы из опытов:

Опыт 1. В почве есть воздух

Опыт 2. В почве есть вода

Опыт 3. Перегной придает почве темный цвет

Опыт 4. В почве содержится глина и песок

Опыт 5. В почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): да, цель достигнута. В ходе опытов мы определили состав почвы.

Презентация: сообщи классу о результатах своей работы, выслушай и оцени другие сообщения.

4. Какие составные части почвы можно обнаружить с помощью этих опытов? Укажи стрелками.

5. С помощью схемы в учебнике дострой модель-аппликацию. Для этого вырежи таблички из Приложения и расположи их в соответствующих окошках (не наклеивай!).

Программное содержание:

1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, при сжимании комочков земли он «уходит», как происходит загрязнение почвы: обсудить последствие этого.

2. Активизировать в речи слова: почва, подземные жители, воздух, рассыпчатая, сжимается. Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.

3. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы, экологически грамотное поведение в лесу, в парке: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.

Предварительная работа:

Наблюдение за листопадом, почвой на прогулке. Работа на огороде, цветнике (вскопка грядок, прополка, полив); в уголке природы (рыхление, полив). Рассматривание дождевого червя, иллюстраций кротов; наблюдение за жуками и их личинками. Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях. Беседа о почве, прогулки и экскурсии в лес, парк в разные периоды года.

Материал:

Прозрачные банки с водой (на каждого ребенка). Большие банки для воспитателя. Почва для 1, 2, 3 опытов. Листки бумаги. Банки с образцами почвы. 2 прозрачные емкости с водой (чистой и грязной, мыльный или порошковый раствор с пеной). Листья из картона. Эмблемы с изображением червей. Стаканчики с землей. Обручи. Медали для награждения.

Ход НОД:

1 часть. Рассматривание почвы на листках бумаги. Беседа о её составе, свойствах. Вопросы: Что это? Как назвать землю другим словом? Какая почва? (черная, серо – коричневая, рассыпчатая, сухая). Что вы видите в почве? (корешки, сухие останки растений, насекомых). Как вы думаете, как это все попало в землю? Кто живет в земле, в подземном царстве? (черви, кроты, жуки, личинки). Чем они дышат? (воздухом). Давайте посмотрим, есть ли в подземном царстве воздух? Как можно увидеть воздух в воде?

2 часть

Опыт №1 «В почве есть воздух»

Сначала воспитатель в свою банку с водой опускает образец почвы, дети вместе с воспитателем смотрят, есть ли пузырьки воздуха в воде. Затем каждый ребенок выполняет этот опыт самостоятельно в своей баночке.

Вопросы: Как проверить, есть ли в земле воздух? Почему на поверхности воды появились пузырьки? У кого больше (меньше) всех пузырьков? Что это означает? Посмотрите друг на друга. Есть ли у Саши в почве воздух? У кого больше, у тебя или у Саши? Почему подземные жители себя хорошо чувствуют под землей?

Опыт №2 «В пустых местах почвы находится воздух, при сжимании земли он «уходит»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть комочки земли и запомнить, как они выглядят. Обращает внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места», где прячется воздух. Затем предлагает сжать комочек земли в руке. Вопросы: Что с ними произошло? Каким он стал? Увеличился или уменьшился? Почему? (так как « пустых мест» между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места). Точно также под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит»

В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему? Что произойдет с подземными жителями, если в лесу будут ходить не по тропинке, а всюду, где им захочется?

Выводы: Чем больше мест в лесу, парке будут вытаптываться людьми, тем меньше подземных жителей там останется. Где нужно ходить в лесу: где захочется или по дорожкам. Почему?

Опыт №3 «Загрязнение почвы»

Воспитатель предлагает рассмотреть воду в больших банках (в одной – чистая, в другой – с мыльным раствором).

Сравнить, чем отличается вода? (в одной банке – чистая вода, в другой – та, которая остается после стирки, её мы выливаем в раковину).

Вопросы: Что будет с землей, если её полить чистой (грязной) водой? Почему?

Воспитатель проделывает опыт: в большие банки с почвой наливает чистую (грязную) воду.

Вопросы: Что изменилось в первой (второй) банке? (в первой банке почва стала влажной, но чистой. Такая вода может напоить дерево, травинку; во второй почва загрязнилась: появились пузыри). Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую почву выбрали бы для своего дома? Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле? Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чём бы попросили бы их, если бы умели говорить?

Выводы: В жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных), но есть «мертвая вода» - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Такая вода попадает в землю после мойки автомашин, стекает по заводским трубам. Нам необходимо бережно относится к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто. Что мы с вами можем сделать для этого?

3 часть. Подвижная игра «Осень»

Дети делятся на 2 команды. В каждой команде должны быть «червяк», и «дерево».

У одной стены на полу – на одной линии, на определенном расстоянии друг от друга кладутся два обруча. Это «норки» червяков. От каждой команды выбирается ребенок, исполняющий роль дождевого червяка. Он становится в середину круга. Здесь же, в кругу, стоят и стаканы с землей.

У противоположной стены создаются два круга для детей, играющих роли «деревьев». Дети – деревья также становятся в середину своих кругов. Они держат в руках листья.

«Червяк» из каждой команды находится напротив своего «дерева». На голове у детей соответствующие шапочки. Остальные участники игры становятся друг за другом: каждая команда – возле своего «дерева».

По команде воспитателя «Осень», - дети «деревья» бросают один лист на пол. Стоящий ближе всех к «дереву» ребенок должен как можно быстрее поднять его и отнести «червяку». Получив лист, «червяк» поднимает с пола стакан с землей и отдает его ребенку, который быстро (стараясь не рассыпать землю) возвращается к своему «дереву», вручает ему стакан с землей и становится в конец цепочки. «Дерево», получив землю, ставит стакан на пол и роняет следующий лист. Его подхватывает второй член команды. Действия повторяются до тех пор, пока последний участник игры не принесет своему «дереву» стакан с почвой. Как только «дерево» получит последний стакан с землей, оно «вырастает» - изображающий его ребенок, а вместе с ним и все члены его команды поднимают руки – «ветви» вверх. Выигрывает команда, чье «дерево» выросло первым.

По окончании игры вручаются медали победившей команде.

Подводится итог наблюдений и опытов:

Зачем мы сегодня наблюдали? Что увидели?

Все ребята были внимательными, зоркими наблюдателями, поэтому много увидели интересного о земле.


Есть ли в почве воздух? Исследование 1 «Есть ли в почве воздух?» Цель: опытным путём выявить, есть ли в почве воздух Оборудование: Банки с водой, образец почвы. Проведение опыта. Напомнить о том, что в подземном царстве- почве- обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.) Чем они дышат? Как и все животные воздухом. Предложить проверить есть ли в почве воздух? Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Все дет делают опыт самостоятельно и делают соответствующие выводы.


Есть ли в почве влага? Исследование 2. «Есть ли в почве влага» Цель: Опытным путем выявить есть ли в почве вода. Оборудование: Баночка с почвой, стекло, спиртовка, железная ложка. Проведение опыта: Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Делаем вывод, что в почве есть вода.


Где лучше УСЛОВИЯ для жизни растений и почвенных жителей. Исследование 4 Цель: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит их становится меньше. Помочь детям самостоятельно придти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе Оборудование: Для образца почвы: первый- с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй- с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. Проведение опыта: Напомним детям откуда взяты образцы почвы. Предложить высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше- в местах, где редко ступает нога человека), (где воздуха меньше- «Под тропинкой»).Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше и почвенным жителям и растениям трудно дышать.


Опадающие листья- отличное лакомство для дождевых червей. Цель: Путем длительного наблюдения показать детям, как дождевые черви образуют почву. Оборудование: Сетчатая корзинка без дна, опавшие листья. Проведение опыта: Мы с ребятами решили сделать своеобразную столовую для дождевых червей, и других подземных жителей. Мы взяли сетчатую корзинку и отрезали в ней дно и вкопали ее в землю, и наполнили ее опавшими листьями. Дырочки в корзине нужны для того, чтобы у червяков был свободный доступ как в «столовую» так и обратно в привычную среду обитания. Надеемся, что в ходе наблюдения наша листва превратится в плодородную почву.


Почва – живая земля «Почему под елью ничего не растет?» В нашем уголке леса есть замечательное место, где стоя на одном месте и лишь поворачивая голову то вправо, то влево, можно наблюдать совершенно разные лесные сообщества. С одной стороны смешанный лес. С другой стороны ели.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.

Cлайд 1

Есть ли в почве воздух? Исследование 1 «Есть ли в почве воздух?» Цель: опытным путём выявить, есть ли в почве воздух Оборудование: Банки с водой, образец почвы. Проведение опыта. Напомнить о том, что в подземном царстве- почве- обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.) Чем они дышат? Как и все животные воздухом. Предложить проверить есть ли в почве воздух? Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Все дет делают опыт самостоятельно и делают соответствующие выводы.

Cлайд 2

Cлайд 3

Есть ли в почве влага? Исследование 2. «Есть ли в почве влага» Цель: Опытным путем выявить есть ли в почве вода. Оборудование: Баночка с почвой, стекло, спиртовка, железная ложка. Проведение опыта: Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Делаем вывод, что в почве есть вода.

Cлайд 4

Cлайд 5

Где лучше УСЛОВИЯ для жизни растений и почвенных жителей. Исследование 4 Цель: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит их становится меньше. Помочь детям самостоятельно придти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе Оборудование: Для образца почвы: первый- с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй- с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. Проведение опыта: Напомним детям откуда взяты образцы почвы. Предложить высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше- в местах, где редко ступает нога человека), (где воздуха меньше- «Под тропинкой»).Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше и почвенным жителям и растениям трудно дышать.

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Опадающие листья- отличное лакомство для дождевых червей. Цель: Путем длительного наблюдения показать детям, как дождевые черви образуют почву. Оборудование: Сетчатая корзинка без дна, опавшие листья. Проведение опыта: Мы с ребятами решили сделать своеобразную столовую для дождевых червей, и других подземных жителей. Мы взяли сетчатую корзинку и отрезали в ней дно и вкопали ее в землю, и наполнили ее опавшими листьями. Дырочки в корзине нужны для того, чтобы у червяков был свободный доступ как в «столовую» так и обратно в привычную среду обитания. Надеемся, что в ходе наблюдения наша листва превратится в плодородную почву.

Cлайд 9

Cлайд 10

Почва – живая земля «Почему под елью ничего не растет?» В нашем уголке леса есть замечательное место, где стоя на одном месте и лишь поворачивая голову то вправо, то влево, можно наблюдать совершенно разные лесные сообщества. С одной стороны смешанный лес. С другой стороны ели.

Cлайд 11

Есть ли в почве воздух и вода?

(экспериментирование с почвой и песком)

Цель: продолжать знакомить детей с почвой и песком, их свойствами и особенностями, значением почвы в жизни растений.

Программные задачи : закрепить знания детей о составе почвы, её свойствах, обитателях. Познакомить с новыми свойствами почвы. Закреплять умения проводить эксперименты с почвой, фиксировать результаты исследований. Закреплять знания детей о свойствах песка. Соблюдать правила безопасности при работе с почвой и песком.

Развивать наблюдательность,усидчивость, аккуратность, внимание и логическое мышление.

Материалы и оборудование: халаты, почва, одноразовая посуда, спиртовка, пластинка из оргстекла, песок, вода. Листы бумаги и фломастеры, лупы, клей, картон, семена для посадки. Бутылочки с водой.

Методы обучения : экспериментирование, рассуждения, наблюдения, сюрпризный момент, практическая деятельность.

Организация занятия: дети заходят в зал, беседуют с Подземным царём, садятся за общий стол, сдвинув несколько детских, проходит практическая деятельность, затем физкультурная минутка и работа за другими столами с песком.

Данное занятие является продолжением системы занятий по ознакомлению детей с почвой (песком) и её свойствами. На нём уточняются и конкретизируются понятия, которые педагог начал формировать ранее, а также происходит знакомство с новыми понятиями.

В занятии используется сюрпризный момент – Подземный царь. Он ставит перед детьми задачу – выяснить есть ли в почве воздух и вода?

Дети становятся учёными и идут в научную лабораторию, где проводят опыты, зарисовывают результаты и делают выводы: есть ли в почве вода и воздух или нет?

Почву используют для посадки семян подсолнуха.

После эксперимента проводится физкультурная минутка, которая соответствует теме занятия.

В конце занятия – практическая деятельность детей, под успокаивающую музыку, изготовление аппликаций из песка в подарок Подземному царю.

Затем подведение итогов занятия.

Ход занятия:

В – ль : Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с почвой. Но сначала давайте заглянем в наш почтовый ящик экологической почты, не прислал ли кто-нибудь нам письмо.

В – ль или ребёнок достаёт письмо из почтового ящика.

Письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Подземный царь! Большой привет вам от всех жителей подземного царства, я думаю что вы уже знакомы с многими из них. А ещё я посылаю вам в подарок мешочек волшебной земли. Надеюсь, что он вам понравится. Эта земля волшебная! А почему она волшебная? Потому что это не просто земля – это почва. Она кормит и поит растения, а они отдают ей свои сухие листья, ветки. В почве очень много обитателей: дождевые черви, кроты, жучки, паучки. Это целое подземное царство, которое вы не видите. Но я никогда не был в вашем верхнем царстве, и мне бы очень хотелось когда – нибудь побывать у вас в гостях, познакомиться с вами поближе. Надеюсь, что в скором времени мы с вами встретимся. До свидания!»

(Шум ветра, появляется Царь).

Царь: здравствуйте, ребята! Наконец – то я к вам попал. Ну что догадались кто я такой?

Дети: подземный царь!

Царь : ох, как тут у вас светло, никак не могу привыкнуть к вашему солнцу , (закрывает глаза рукой или одевает очки) . У меня под землёй так хорошо – темно, сыро, прохладно. Люблю я свой дом. А скажите ребята: «Вы получили мой подарок?»

Дети : да, получили.

Царь : ребята, я хотел бы у вас спросить, а вы уже знаете что-нибудь о почве.

Дети : да, знаем.

Царь : тогда я сейчас проверю!

Назовите мне слои почвы (песок, глина, мелкие камушки, сверху земля)

А что можно обнаружить в почве? (камушки, веточки, корешки, останки насекомых, песок, сухие листочки, глина).

Кто живёт в почве? (крот, слепыш, дождевой червяк, многоножка).

Какая польза от дождевого червяка ? (Рыхлит почву, перерабатывает листья и превращает их в почву).

Ну что ж молодцы! Не зря я к вам пришёл, вижу много знаете о моём царстве. А то многие люди ходят по крыше моего царства – почве – и даже не думают о том, что её надо беречь. Да ещё и возмущаются6 то им пыльно, то грязно! А я землю-матушку люблю любую!

Ну тогда я задам вам последний вопрос: чем дышат подземные животные? (воздухом ). А чем питаются корни растений? (Водой, воздухом и питательными веществами ).

Царь : а откуда вы знаете, что в почве есть вода и воздух, их же не видно.

В-ль : дорогой царь! А ты задержись у нас ещё немного. Мы с ребятами хотим пригласить тебя в нашу научную лабораторию, где мы проведём опыты с почвой, и ты увидишь в почве воду и воздух.

Царь: устал я, ребята, глаза от света болят, да и здоровье моё не позволяет долго в вашем верхнем царстве находиться. Пойду-ка я домой, за порядком следить, дождевых червей считать, от людей беречь. А вот вы как проведёте опыты, зарисуйте их и отправьте мне по экологической почте, а уж я разберусь, что к чему. И ещё я приготовил вам сюрприз, как только вы закончите свои эксперименты, то загляните в почтовый ящик! Ну что ж, до свидания!!!

В-ль : ну что ж, ребята, проходим в нашу научную лабораторию, одеваем халаты, и занимаем места за столами. Прежде чем начать работу давайте вспомним правила поведения при работе с песком и почвой ((не разбрасывать песок и почву, не тереть глаза грязными руками, со стеклянной посудой обращаться осторожно и др.) . Начинаем работу. Давайте рассмотрим почву, что вам удалось увидеть? (травинки, корешки, лапка насекомого и т. д. ). Всё? А не видели ли вы не спрятался ли там воздух-невидимка? Давайте узнаем это с помощью опыта.

Опыт : возьмём стаканчик с водой и аккуратно опустим туда комочек почвы. Что вы наблюдаете?

На комочке появились прозрачные пузырьки. Побежали вверх серебристые дорожки. Как вы думаете, что это? Откуда взялся воздух? Конечно, воздух, бывший внутри комочка между песчинками и пылинками. Вода проникла внутрь и вытеснила его. Он запузырился, всплыл и смешался с окружающим нас воздухом.

Мы с вами провели первый опыт, какой можно сделать вывод?

Дети : в почве есть воздух.

В-ль : зарисуйте результаты своего эксперимента.(Дети зарисовывают ).

Теперь мы знаем, что в почве есть воздух, а есть ли в почве вода?

Опыт (выполняет взрослый, дети наблюдают ). Перед проведением опыта дать каждому ребёнку потрогать стёклышко. Какое оно – холодное или тёплое? Сухое или мокрое? Педагог нагревает на огне почву, держа над стёклышко. Пусть юные учёные снова проведут осторожно пальчиком по стеклу. Каким оно стало? Откуда взялась вода?

Какой вывод мы можем сделать после этого эксперимента?

Дети: в почве есть вода!

В-ль: зарисуйте результаты эксперимента.

Ребята, опыты мы с вами провели, а посмотрите сколько много у нас земли ещё есть, что мы можем с ней сделать, как использовать её с пользой.

Дети: посадить в землю семена.

В-ль : хорошо, давайте вспомним, как надо сажать семена (насыпать в горшочек земли не до верха, положить в середину семечко и сверху засыпать землёй. Потом полить чуть-чуть водой). (Дети сажают семена).

В-ль : что необходимо нашим семенам для того, чтобы они проросли?

Дети : тепло, свет, вода, любовь.

В-ль: а когда наши семена взойдут и росточки подрастут, мы высадим их на свой участок.

Физкультурная минутка:

В группе дружно мы играем дети шагают

Слои почвы изучаем руки полочкой, попеременно вверх-

Вниз, то правая, то левая рука

Микроскопы в руки взяли показали микроскоп

Кто живёт в земле узнали:

Червячки, жучки,кроты показали волну, присели, присели

Ещё ниже

В почве домик свой нашли. Руки сложили крышей над головой.

Есть вода, чтоб умываться руки ковшиком, черпаем воду и

Умываемся.

Есть и воздух, чтоб дышать руками сверху машем на себя и

Дышим

Будем очень мы стараться дети шагают.

В-ль: вот мы с вами и отдохнули. Скажите, ребята вам понравился подземный царь? (да). Помните он говорил что приготовил нам сюрприз, а давайте и мы ему тоже приготовим сюрприз, сделаем аппликации из песка, я думаю что ему будет очень приятно, он будет на них смотреть и вспоминать вас.

Кто мне назовёт свойства песка? (сыпучий, рыхлый ), а из чего состоит песок? (мелкие-мелкие камушки).

Приступаем к работе (дети делают аппликации из песка).

В-ль : молодцы, очень замечательные получились работы, я думаю что Подземному царю они очень понравятся. Сейчас им надо полежать, просохнуть, а потом мы их с вами положим в конверт и отправим по экологической почве.

Наше занятие подходит к концу, давайте вспомним, что нового мы узнали с вами сегодня. (Что в почве есть вода и воздух ).

Пришло время проверить, какой же сюрприз нам приготовил Подземный царь. Будем проверять (Да).

В-ль с детьми достаёт из ящика экологической почты сюрприз – угощение для детей!




Похожие статьи