Китайский шелк: легенды, история и технология производства. Натуральный шелк: описание ткани, состав, свойства, достоинства и недостатки Потребительские свойства шёлковых тканей

Традиция шелководства на территории Китая зародилась ещё в неолите ( -III тысячелетии до н. э.). Как рассказывает старинная китайская легенда, искусством изготовления шёлка Китай обязан жене Жёлтого императора , мифического основателя китайского государства, потому что именно она научила свой народ разводить гусениц и ткать. Самый древний кокон шелкопряда, обнаруженный археологами, был найден в неолитическом поселении северной провинции Шаньси (ок. -1700 гг. до н. э.), а первые фрагменты шёлковой ткани - в одной из гробниц южного Китая времён Борющихся царств ( -221 гг. до н. э.). На рубеже новой эры в Китае уже были широко распространены многие разновидности шёлка:

  • плотный шёлк, напоминающий креп ;
  • тонкие газовые шелка;
  • шелка сложного плетения;
  • шелка с разнообразным вышитым рисунком;
  • и другие.

Перед окрашиванием шёлк промывали, вываривали и отбеливали . Для окрашивания применяли минеральные и растительные красители . Для придания более сложных оттенков ткани подвергались многократной окраске.

Много столетий никому за пределами Китая не удавалось овладеть технологией производства шёлка, так как за разглашение тайны полагалась смерть . Огромные усилия были потрачены на то, чтобы выведать этот секрет.

Хорошо известно предание о том, как производство шёлка возникло в Хотане . Местный правитель никак не мог заполучить сырьё и способ изготовления вожделенного материала. Тогда по совету своего министра Юйчи Му он решил схитрить и посватался к китайской принцессе. Когда предложение было принято, посланец хотанского правителя шепнул принцессе, что на родине её супруга много превосходного нефрита, но нет изысканного шёлка и, если она хочет носить такую же красивую одежду, как и до свадьбы, ей следует привезти с собой яйца шелковичных червей и семена тутового дерева. Всё, что требовалось, девушка привезла в Хотан, спрятав коконы в замысловатой причёске, а яйца - среди мешочков с травами и снадобьями. Предприимчивая принцесса мыслила значительно масштабнее своего жениха и прихватила с собой под видом домашней прислуги специалистов по разведению шелкопряда, разведению тутовых деревьев и ткачеству.

Изготовление шёлковой ткани

Волокнистое сырье последовательно проходит этапы сортировки, растрёпывания (для разрыхления спрессованный массы волокон и частичному удалению примесей), вымачивания и дальнейшей сушки (для удаления серицина). Далее следуют несколько этапов чесания (преобразования массы волокон в гребенную лету с ориентированными волокнами), в ходе которых образуется длинноволокновый и коротковолокновый очёс , используемые для получения пряжи с разными свойствами. Далее следует этап кручения нитей, из которых позже на этапе ткачества будет изготовлена ткань .

Отделка шёлковых тканей для придания им полезных свойств состоит из этапов отваривания (в мыльном растворе при температуре около 95 градусов на протяжении 1,5-3 часов для окончательного удаления серицина , красящих и жировых веществ; крашения; оживления (обработка раствором уксусной кислоты в течение 15-30 мин при температуре 30 °C для придания блеска и сочности окраски (для окрашенных тканей)). Опционально: для получения белого шёлка сырьё подвергают белению щелочным раствором перекиси водорода при температуре 70 °C на протяжении 8-12 часов; для получения шёлка с рисунком используют аэрографный метод нанесения при помощи трафаретов (для единичных экземпляров) или аппаратное нанесение рисунка при помощи сетчатых шаблонов. Заключительная отделка для всех видов сырья - декатировка - обработка горячим паром под давлением в течение нескольких минут для снятия внутримолекулярных напряжений в структуре волокон.

Свойства и особенности шёлковых тканей

  • Обладает средней теплостойкостью - при длительном воздействии высоких температур прочность на разрыв снижается незначительно, но ткань становится более хрупкой
  • рекомендуемая температура влажно-тепловой обработки - 110 °C
  • очень низкая светостойкость - после воздействия в течение всего 200 часов солнечным излучением прочность уменьшается вдвое
  • средняя хемостойкость - шёлк, как и другие ткани из натурального сырья, нечувствителен к воздействию органических растворителей (уксус , спирт), а реагирует только с концентрированными растворами кислот и щелочей.
  • высокая гигроскопичность и впитываемость.
  • шёлк нельзя кипятить
  • высокая прочность (во влажном виде прочность уменьшается)
  • хорошо растягивается и вытягивается.
  • шёлк горит медленно, издаёт запах горелых перьев.
  • на конце сгоревшей шёлковой нитки остаётся мягкий шарик тёмно-серого цвета
  • природный цвет волокна - белый или кремовый.

Особенности ткани

  • хорошие гигиенические свойства

После соответствующей обработки шёлковые ткани приобретают:

  • хорошую драпируемость
  • блеск

Разновидности

См. также

Напишите отзыв о статье "Шёлк"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Кукин Г. Н., Соловьев А. Н. Текстильное материаловедение ч. 1-3. - М ., 1964-67.
  • Рубинов Э. Б., Усенко В. А., Ибрагимов С. С. Учение о шелке и кокономотание, ч. 1. - М ., 1966.

Ссылки

  • видео

Отрывок, характеризующий Шёлк

Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе. Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало всё ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении. Она отгоняла и старалась скрыть их.
«Но не слишком ли я холодна с ним? – думала княжна Марья. – Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен».
И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем. «La pauvre fille! Elle est diablement laide», [Бедная девушка, она дьявольски дурна собою,] думал про нее Анатоль.
M lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал. У m lle Bourienne была история, слышанная ею от тетки, доконченная ею самой, которую она любила повторять в своем воображении. Это была история о том, как соблазненной девушке представлялась ее бедная мать, sa pauvre mere, и упрекала ее за то, что она без брака отдалась мужчине. M lle Bourienne часто трогалась до слез, в воображении своем рассказывая ему, соблазнителю, эту историю. Теперь этот он, настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mere, и он женится на ней. Так складывалась в голове m lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться.
Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.
Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоедала беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам.
Общество после чаю перешло в диванную, и княжну попросили поиграть на клавикордах. Анатоль облокотился перед ней подле m lle Bourienne, и глаза его, смеясь и радуясь, смотрели на княжну Марью. Княжна Марья с мучительным и радостным волнением чувствовала на себе его взгляд. Любимая соната переносила ее в самый задушевно поэтический мир, а чувствуемый на себе взгляд придавал этому миру еще большую поэтичность. Взгляд же Анатоля, хотя и был устремлен на нее, относился не к ней, а к движениям ножки m lle Bourienne, которую он в это время трогал своею ногою под фортепиано. M lle Bourienne смотрела тоже на княжну, и в ее прекрасных глазах было тоже новое для княжны Марьи выражение испуганной радости и надежды.
«Как она меня любит! – думала княжна Марья. – Как я счастлива теперь и как могу быть счастлива с таким другом и таким мужем! Неужели мужем?» думала она, не смея взглянуть на его лицо, чувствуя всё тот же взгляд, устремленный на себя.
Ввечеру, когда после ужина стали расходиться, Анатоль поцеловал руку княжны. Она сама не знала, как у ней достало смелости, но она прямо взглянула на приблизившееся к ее близоруким глазам прекрасное лицо. После княжны он подошел к руке m lle Bourienne (это было неприлично, но он делал всё так уверенно и просто), и m lle Bourienne вспыхнула и испуганно взглянула на княжну.
«Quelle delicatesse» [Какая деликатность,] – подумала княжна. – Неужели Ame (так звали m lle Bourienne) думает, что я могу ревновать ее и не ценить ее чистую нежность и преданность ко мне. – Она подошла к m lle Bourienne и крепко ее поцеловала. Анатоль подошел к руке маленькой княгини.
– Non, non, non! Quand votre pere m"ecrira, que vous vous conduisez bien, je vous donnerai ma main a baiser. Pas avant. [Нет, нет, нет! Когда отец ваш напишет мне, что вы себя ведете хорошо, тогда я дам вам поцеловать руку. Не прежде.] – И, подняв пальчик и улыбаясь, она вышла из комнаты.

Все разошлись, и, кроме Анатоля, который заснул тотчас же, как лег на постель, никто долго не спал эту ночь.
«Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина; главное – добрый», думала княжна Марья, и страх, который почти никогда не приходил к ней, нашел на нее. Она боялась оглянуться; ей чудилось, что кто то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто то был он – дьявол, и он – этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом.
Она позвонила горничную и попросила ее лечь в ее комнате.
M lle Bourienne в этот вечер долго ходила по зимнему саду, тщетно ожидая кого то и то улыбаясь кому то, то до слез трогаясь воображаемыми словами рauvre mere, упрекающей ее за ее падение.
Маленькая княгиня ворчала на горничную за то, что постель была нехороша. Нельзя было ей лечь ни на бок, ни на грудь. Всё было тяжело и неловко. Живот ее мешал ей. Он мешал ей больше, чем когда нибудь, именно нынче, потому что присутствие Анатоля перенесло ее живее в другое время, когда этого не было и ей было всё легко и весело. Она сидела в кофточке и чепце на кресле. Катя, сонная и с спутанной косой, в третий раз перебивала и переворачивала тяжелую перину, что то приговаривая.
– Я тебе говорила, что всё буграми и ямами, – твердила маленькая княгиня, – я бы сама рада была заснуть, стало быть, я не виновата, – и голос ее задрожал, как у собирающегося плакать ребенка.
Старый князь тоже не спал. Тихон сквозь сон слышал, как он сердито шагал и фыркал носом. Старому князю казалось, что он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любит больше себя. Он сказал себе, что он передумает всё это дело и найдет то, что справедливо и должно сделать, но вместо того он только больше раздражал себя.
«Первый встречный показался – и отец и всё забыто, и бежит кверху, причесывается и хвостом виляет, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца! И знала, что я замечу. Фр… фр… фр… И разве я не вижу, что этот дурень смотрит только на Бурьенку (надо ее прогнать)! И как гордости настолько нет, чтобы понять это! Хоть не для себя, коли нет гордости, так для меня, по крайней мере. Надо ей показать, что этот болван об ней и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у ней гордости, но я покажу ей это»…
Сказав дочери, что она заблуждается, что Анатоль намерен ухаживать за Bourienne, старый князь знал, что он раздражит самолюбие княжны Марьи, и его дело (желание не разлучаться с дочерью) будет выиграно, и потому успокоился на этом. Он кликнул Тихона и стал раздеваться.
«И чорт их принес! – думал он в то время, как Тихон накрывал ночной рубашкой его сухое, старческое тело, обросшее на груди седыми волосами. – Я их не звал. Приехали расстраивать мою жизнь. И немного ее осталось».
– К чорту! – проговорил он в то время, как голова его еще была покрыта рубашкой.
Тихон знал привычку князя иногда вслух выражать свои мысли, а потому с неизменным лицом встретил вопросительно сердитый взгляд лица, появившегося из под рубашки.
– Легли? – спросил князь.
Тихон, как и все хорошие лакеи, знал чутьем направление мыслей барина. Он угадал, что спрашивали о князе Василье с сыном.
– Изволили лечь и огонь потушили, ваше сиятельство.
– Не за чем, не за чем… – быстро проговорил князь и, всунув ноги в туфли и руки в халат, пошел к дивану, на котором он спал.

Натуральный шелк - волокно, которое получают из кокона тутового шелкопряда, является сырьем для последующего изготовления пряжи.

История шелка

История шелка окутана легендами. Первыми натуральный шелк начали изготавливать и использовать китайцы, и было это более 5000 лет назад.

Согласно легенде шелк появился в 2640 до нашей эры во времена правления императора Хуэнга Ти (иной вариант написания «Хуан Ди», более известен как Желтый император). Однажды его жена Хси Линг Ши (иной вариант написания «Си Линь Ши») пила чай в тени тутового дерева. Неожиданно в ее чашку с горячим чаем упал кокон, который стал расплетаться и превратился в удивительную сияющую нить. Эта нить очень понравилась Хси Линг Ши, поэтому она велела слугам смотать ее с кокона и выткать из нее ткань. Эта легенда подтверждается археологами – коконы тутового шелкопряда, найденные в провинции Шаньси, датируются приблизительно между 2600 и 2300 г. до н.э.

Впрочем, другие археологические находки – маленькая чашка из слоновой кости, на которой изображен вырезанный шелкопряд, шелковые нити и ткань, найденные в ходе раскопок вдоль нижнего течения реки Янцзы – выявили начало шелководства между 6000 и 7000 лет тому назад.

Долгое время китайцы скрывали технологию производства шелка в секрете – все попытки вывезти коконы шелкопряда из Поднебесной строго наказывались – «воров» карали смертной казнью.

В настоящее время Китай является крупнейшим производителем шёлка (половина всего производства в мире). Значительное количество производится также в Индии (около 15 %), Узбекистане (около 3 %) и Бразилии (около 2,5 %), а также в Иране, Таиланде и Вьетнаме.

Технология производства

Шелк представляет собой продукт выделения гусеницами шелкопрядами особого секрета из шелкоотделительных желез. Промышленное производство шелка – выращивание шелковичной гусеницы – называется серикультивированием.

В разных странах можно найти множество видов шелкопрядущих насекомых.

В Китае в шелковой промышленности используется шелк, вырабатываемый шелкопрядными гусеницами слепого нелетающего мотылька Bombyx mori. Он откладывает 500 и более яиц за 4-6 дней и после этого умирает.

Сначала яйца выдерживают при температуре 18,33 градусов, понемногу увеличивают до 25 градусов пока не появятся личинки. Их два раза в час кормят свежайшими листьями тутового дерева, оберегают от сквозняка, шума и посторонних запахов.

Через некоторое время (порядка 4–6 недель, пока гусеницы не достигнут максимального размера – около 7,5 см) наступает время свивать коконы. Гусеницы начинают вырабатывать желеобразное вещество – белковые нити, которые связываются белком серицином (выделяемым другими железами) и затвердевают при контакте с воздухом.

За 3-4 дня благодаря постоянному вращению шелкопряд укутывается шелковой нитью, пока, в конце концов не превращается в белый шарик. В природе из кокона через 12–16 дней вылупились бы бабочки (больше похожие на моль), но тогда они испортили бы целостность шелковой нити. Поэтому кокон обрабатывают горячим воздухом, паром или кипящей водой.

Свойства шелка

Причины популярности шелковых тканей на протяжении нескольких тысячелетий кроются в их уникальных свойствах:

  • высокая гигроскопичность и большая воздухопроницаемость – шелк великолепно впитывают влагу - до 30% от своего веса и при этом остается сухим на ощупь. Секрет в том, что нитка просто вырастает в размере, а благодаря циркуляции воздуха происходит быстрое испарение излишней влаги;
  • терморегуляция – шелк способен поддерживать оптимальный для человеческого организма температуру - в зависимости от температуры среды, так как превосходно адаптируется к температуре тела и обеспечивает дополнительное тепло (если это необходимо в данных условиях);
  • гигиеничность и гипоаллергенность – шелк не собирает пыль и в нем невозможно размножение патогенных микробов и сапрофитов (пылевых клещей);
  • по своей структуре шелк схож с человеческой кожей, благодаря чему способствует регенерации и задерживает старение организма;
  • особая прочность и надежностью – шелковая нить крепкая, как стальная проволока, в наши дни ткань из этого материала является наиболее износостойкой;
  • потребительские свойства шелковых тканей – легкость, блеск и отличная драпируемость – еще больше способствуют привлекательности этого материала

Из недостатков шелка можно выделить:

  • изделия из шелка весьма сильно мнутся (кроме креп-жоржета и шифона);
  • шелк плохо переносит солнечный свет и портится под действием ультрафиолетовых лучей;
  • капли дождя, пота и иных жидкостей образуют на поверхности некрасивые пятна

Ассортимент шелковых изделий

Из шелковой нити изготавливают большое количество различных тканей. Самые распространенные из них такие:

  • Фуляр (франц. Foulard, платок) – легкая мягкая гладкокрашеная или с набивным рисунком ткань. Первоначально использовалась для изготовления носовых платков. Очень мягкая и легкая, с выраженным блеском, прекрасно драпируется.
  • Туаль (от фр. Toile, ткань) – тончайшая блестящая ткань, использующаяся на подкладке дорогой одежды.
  • Атлас (араб., гладкий) – плотная ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью и матовой изнанкой. Применяется для пошива одежды и обуви, изготовления драпировок, обивки для мебели. Мягкая, хорошо драпируется, блестит.
  • Сатин – довольно плотная ткань с гладкой шелковистой лицевой поверхностью. Это название применяют также по отношению к тканям, изготовленным из хлопка и синтетических волокон.
  • Шифон (фр. chiffon, тряпка) – шелковая или хлопчатобумажная мягкая тонкая матовая ткань. На ощупь шероховата, хорошо драпируется.
  • Органза – тонкая, легкая, полупрозрачная ткань из очень туго скрученных нитей. может быть блестящей или матовой, а также хамелеоном.
  • Газ – лёгкая, прозрачная ткань, незаменима для свадебных нарядов.
  • Креп и полукреп ― группы тканей (в том числе шелковых), которые получаются при использовании сильно скрученных нитей, что создает эффект несминаемости. Наиболее популярны креп-шифон (нежная, воздушная, прозрачная ткань), креп-жоржет (блестящая ткань с гофрированной текстурой) и крепдешин (тонкая плотная ткань с умеренным блеском)
  • Чесуча – грубый вид шелковой ткани из дикого шелка

Уход за одеждой из шелка

Шелк – это материал, который при правильном уходе может служить до 20 лет. В стиральной машине одежду из натурального шелка следует стирать исключительно в бережном режиме. При этом оптимально использовать предназначенные для шелка моющие средства. Температура – не выше 30°С, без замачивания и использования отбеливателей, а также без отжима на высоких оборотах.

Руками шелк тоже нужно стирать правильно. А именно - сильно не тереть, не выжимать.

Полоскать шелковые изделия нужно в воде при температуре 20-25°С. В воду можно добавить немного уксуса (5 ложек 9 %-ного уксуса на 10 литров воды) – это поможет устранить вредное воздействие щелочи и освежит цвет изделия.

Нельзя сушить шелковые изделия на солнце, батарее либо около отопительных приборов. Необходимо повесить шелковое изделия для просушки в тени в расправленном виде. Гладить шёлковое изделие нужно во влажном состоянии и исключительно с изнанки. Использовать нужно умеренно горячий утюг, а ткань в процессе глажки не смачивать. Желательно держать утюг прижатым не более 5 секунд для предотвращения повреждения ткани.

Следы от пота, оставшиеся на одежде из натурального шелка, можно вывести спиртом.

Как отличить натуральный шелк

Искусственный шелк (вискоза, ацетат) производится из полимеров естественного происхождения (древесная целлюлоза и ацетилцеллюлоза), поэтому не считается синтетическим материалом.

По текстуре он весьма схож с настоящим шелком, легко поддается окрашиванию, прекрасно впитывает влагу, обладает выраженной теплопроводимостью.

Но все же искусственный шелк не так долговечен (быстро разрушается, особенно от влаги) и практически не обладает иными свойствами натурального шелка.

Самый надежный способ отличить натуральный шелк от искусственного – поджечь несколько волокон. Подожженный шелк имеет слабовыраженный запах паленой шерсти, а искусственный – или горелой бумаги, или синтетики.

Более доступный способ основан на ощущениях – если приложить шелковое изделие к щеке, то не должно возникнуть ни малейшего дискомфорта. Он мгновенно приобретает температуру тела.

Еще один из методов определения подлинности шелка основан на особенностях волокон: если собрать ткань складками, сжать в кулаке на несколько секунд, то искусственная ткань после выпрямления будет испещрена четкими заломами, натуральная – еле заметными.

  • В Римской империи шелк был настолько дорогостоящим, что его ценили на вес золота и нередко использовали в качестве платежного средства в торговых операциях. Носить шелковые наряды разрешалось лишь весьма состоятельным людям.
  • В 15 веке во Франции постели любовников застилались шелковыми тканями – в те времена верили, что шелк повышает любовную силу.

Тутовый шелкопряд – это единственное полностью одомашненное насекомое, практически не встречающееся в природе в диком состоянии, и самое распространенное на Земле насекомое-производитель.

Химическая формула шелка: C15H23O6N5

Дюпон - тяжелая плотная ткань. Его изготавливают из двух нитей: раскрученных (основа) и резаных (уток). Подходит для обивки мебели, изготовления одежды и как портьерная ткань.

Атлас - плотная шелковая ткань. Лицевая сторона глянцевая, блестящая и гладкая, а изнаночная матовая. Такой вид переплетения ткани изобрели в Китае. В Европу данная технология попала вместе с технологией выращивания тутового шелкопряда по великому шёлковому пути.
Атлас используют для изготовления шарфов, платков, одежды и пр. Разные виды атласа обуславливает разная плотность и ширина ткани. Одна из разновидностей тонкого атласа - шармез .

Жаккард - шёлк с разнообразными узорами, обусловленными особым переплетением шелковых нитей. Его производят на специальном жаккардовом станке. Эта красивая ткань используется для пошива блузок, платьев и платков, а также в интерьере.

Креп-жоржет - поверхность этого вида шелковой ткани матовая, текстура плотная. Ткётся из нитей повышенной крутки, за счет чего практически не мнется. Очень удобен в носке.

Бархат - ткань с густым мягким ворсом на лицевой стороне. Также используется для изготовления одежды и в интерьере.

Парча́ - тяжёлая шелковая ткань с узором, выполненным металлическими нитями с серебром, золотом или их сплавами с иными металлами.

Крепдешин - в переводе с французского означает волнистый, шероховатый. Он тонкий, зернистый на ощупь, как песок. Идеален для драпировки и воланов, очень хорошо носится и почти не мнется.

Эпонж - в переводе с французского - «губка». Поверхность этой ткани похожа на губку. Она имеет не слишком плотное переплетение нитей. Как правило, это цветной рисунок в виде широких полос, клетки или красивого орнамента.

Органза - жесткая прозрачная шелковая ткань полотняного переплетения с сильно закрученной нитью. Бывает матовой и блестящей. Впервые была произведена в Индии под названием "органди".
Используется в пошиве вечерней и театральной одежды, дизайне интерьера и изготовлении цветов из ткани.

Муслин - тонкая прозрачная ткань. Вырабатывается из однониточного натурального шёлка повышенной крутки; используется для изготовления платьев, театральных костюмов и пр.

Саржа - шёлк с диагональным переплетением нитей; вырабатывается в основном набивной и гладкокрашеной. Используется как платьевая, подкладочная и техническая ткань.

Туаль - шелковая ткань с некрученой нитью полотняного переплетения. Она мягкая и легкая, с благородным блеском. Чаще всего используется в виде подкладки дорогой одежды, а также пользуется спросом у художников по батику.

Чесуча (дикий шелк) - суровая платяная ткань, имеющая желтоватый цвет. Она изготавливается из особого сорта шелка – туссора или из шелковых очесов. Диким шелком также называют шелк из резаных нитей, или же шелк, выработанный из разноволокнистых коконов дикого шелкопряда (дубовый шелкопряд). Данный вид ткани редко отбеливают или окрашивают, так что он очень подходит для одежды будущих мам и малышей, а также для склонных к аллергии людей.

Шифон - тонкая прозрачная струящаяся шелковая ткань полотняного переплетения из нитей креповой крутки. Очень легкая и прозрачная. Идеальна для изготовления блузок и шарфов.

Эксцельсиор - шёлк с некрученой нитью полотняного переплетения. Легкая и мягкая ткань. Как правило с набивным рисунком или гладкоокрашенная. Пользуется спросом у дизайнеров, занимающихся батиком или созданием цветов из шелка.

Фуляр – легкий шёлк, очень мягкий. Считается непрочным материалом, поэтому одежду из него делают редко, используя больше как отделочный материал, для шарфов, шелковых цветов.

Газ - легкий и полупрозрачный шелк, потому что между нитями много пространства. Он бывает разным – гладким, узорчатым и диагонального переплетения.
- Газ-кристалл - был изобретен в 1852 г. Для его изготовления используется разноцветные нити основы и утка. От других видов шелка газ-кристалл отличает радужный блеск;
- Газ-иллюзион является самым тонким, практически прозрачным.
- Газ-рис - очень мягкий шёлк. Изготавливается из некрученых нитей шёлка-сырца.
- Газ-марабу - ткань из предварительно скрученных нитей шёлка-сырца. Поэтому она имеет красивый золотистый цвет, но немного жестковата.

Реферат на тему:

Шёлк



План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Разновидности
  • Примечания

Введение

Кокон крупно

Коконы тутового шелкопряда перед обработкой

Камбоджийский шёлк

Шёлк - мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути. Длина шелковой нити достигает 800 - 1000м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме отражает свет, что вызывает красивое переливание и блеск.

В настоящее время крупнейшим производителем шёлка является Китай (около 50% всего мирового производства). Индия производит около 15% мирового шёлка, за ней следуют Узбекистан (около 3%) и Бразилия (около 2,5%). Значимыми производителями также являются Иран, Таиланд и Вьетнам.


1. История

Как рассказывает старинная китайская легенда, искусством изготовления шёлка Китай обязан жене Жёлтого императора, мифического основателя китайского государства, потому что именно она научила свой народ разводить гусениц и ткать ткань. На самом деле самый древний кокон шелкопряда был найден в неолитическом поселении северной провинции Шаньси (ок. 2200-1700 гг. до н.э.), а первые фрагменты шёлковой ткани в одной из гробниц южного Китая, времен Борющихся царств (475-221 гг. до н.э.). Много столетий никому за пределами Китая не удавалось овладеть технологией производства шёлка, так как за разглашение тайны полагалась смерть. Огромные усилия были потрачены на то, чтобы выведать этот секрет. Хорошо известно предание о том, как производство шёлка возникло в Хотане. Местный правитель никак не мог заполучить исходные данные и способ изготовления вожделенного материала. Тогда по совету своего министра Юйчи Му он решил схитрить и посватался к китайской принцессе. Когда предложение было принято, посланец хотанского правителя шепнул принцессе, что на родине ее супруга много превосходного нефрита, но нет изысканного шёлка и, если она хочет носить такую же красивую одежду, как и до свадьбы, ей следует привезти с собой яйца шелковичных червей и семена тутового дерева. Всё, что требовалось, девушка привезла в Хотан, спрятав яйца в замысловатой прическе, а семена среди мешочков с травами и снадобьями. Предприимчивая принцесса мыслила значительно масштабнее своего жениха и прихватила с собой под видом домашней прислуги специалистов по разведению шелкопряда, разведению тутовых деревьев и ткачеству.

Согласно другой легенде, в 550 году византийский император Юстиниан I уговорил двух персидских монахов привезти ему из Китая драгоценные яйца шелкопряда. Монахи спрятали их в пустотелой бамбуковой палке.

Подлинная история остаётся неизвестной. Так или иначе, веками тщательно охраняемая тайна была раскрыта.

В Средние века шёлковое дело становится одной из главных отраслей промышленности в Венеции (XIII век), в Генуе и Флоренции (XIV век), в Милане (XV век). К XVIII веку шёлковое дело получило распространение по всей Западной Европе.

Традиция шелководства на территории Китая зародилась еще в неолите (V-III тысячелетии до н.э.). На рубеже новой эры в Китае уже были широко распространены многие разновидности шёлка: плотный, напоминающий [[креп}], тонкие газовые, сложного плетения, шелка с разнообразным вышитым рисунком... Перед окрашиванием шёлк промывали, вываривали и отбеливали. Для окрашивания применяли минеральные и растительные красители. Для придания более сложных оттенков ткани подвергались многократной окраске.


2. Разновидности

  • Чесуча, дикий шёлк, tussore, tussur, tusser, tusseh, tussah - от Antheraea mylitta (бабочка‐павлиноглазка) - плотный, лёгкий и средний, желтовато-коричневого цвета.
  • Малагасийский шёлк

Примечания

  1. Пётр Смирнов. У китайцев отнимают шёлк - www.gazeta.ru/science/2008/05/26_a_2735430.shtml. Газета.ру (26 мая 2008).

Шелком называют мягкую и прочную ткань с приятным глянцевым блеском. Технология изготовления нити уникальна – ее получают, разматывая миниатюрные коконы тутового шелкопряда. Секрет изготовления шелка долгое время был известен только в Китае. Несмотря на то, что сейчас благородную ткань изготавливают в Индии, Бразилии и других странах мира, Китай и по сей день остается крупнейшим производителем шелка.

Тафта

Главная особенность (или таффеты) – жесткость и формоустойчивость. Из этого материала шьют нижние юбки и подкладку. Словом «тафта» персы называли любой сотканный материал. Туго скрученные нити соединяются в надежном полотняном переплетении.

Характерные черты:

  • износостойкость;
  • долговечность;
  • приятный глянцевый блеск;
  • формоустойчивость;
  • отталкивание влаги.

Благодаря прочности ткани, из вощеной тафты изготавливали аэростаты и обтягивали ею крылья и оперение некоторых первых самолетов.

Тафта бывает одноцветной, набивной, жатой и гладкой, а также с крупным плетеным рисунком.

Туаль

Туаль начали изготавливать во Франции, чтобы заменить дорогую набивную индийскую ткань чинц. Главная особенность – отпечатанный поверх однотонного полотна цветной рисунок. Популярные сюжеты:

  • цветочные орнаменты;
  • изображения зверей;
  • пасторальные сцены.

Переплетение нитей основы и утка – полотняное. Также туаль изготавливают из натурального шелка. В отличие от хлопкового аналога, шелк более гладкий, блестящий, тонкий и праздничный. Этим материалом часто обивали стены в жилых комнатах.

Шифон

Шифон-шелк

Настоящий шелковый шифон – это дорогой, элитный материал. Очень легкая, слегка песочная на ощупь ткань. Нити для создания шифона плотно скручивают (впрочем, как и для изготовления других легких материй).

Основные свойства:

  • легкость;
  • цветоустойчивость;
  • прочность;
  • гипоаллергенность;
  • гигроскопичность;
  • антибактериальность.

Среди разновидностей шифона можно назвать перламутровый перлшифон, глянцевый атлас-шифон, шероховатый креп-шифон, шифон-жаккард и переливающуюся ткань с эффектом хамелеона.

Чесуча (дикий шелк)

Ткань состоит из полотняного переплетения неравномерных по толщине волокон. Этот материал производят либо из остатков шелковой пряжи и бракованных волокон, либо из коконов не тутового шелкопряда, а бабочки под названием Antheraea mylitta. Материал получается плотным, но легким. Необработанная чесуча имеет желто-коричневую окраску.

Достоинства:

  • доступная цена;
  • прочность;
  • гигроскопичность;
  • эстетичный матовый блеск.

Из чесучи шьют повседневную и верхнюю одежду для любого сезона и климата. В составе нитей сохраняются аминокислоты, оказывающие полезное воздействие на состояние кожи.

Фуляр

Платочная ткань фуляр

Этот тонкий шелковый материал называют платочной тканью. Фуляр появился в XVIII веке в Европе. В переводе с французского языка означает платок. Переплетение ткани очень простое и надежное – полотняное. Фуляр окрашивают в различные цвета, декорируют принтами.

Свойства ткани:

  • антибактериальность;
  • гипоаллергенность;
  • гигроскопичность;
  • драпируемость.

Фуляр нельзя назвать очень прочной тканью. Из этого материала изготавливают занавески, абажуры, шейные платки и палантины, а также аксессуары (искусственные цветы, броши).

Свойства и применение шелка

Рассмотрев различные виды тканей, можно сделать вывод, что главный отличительный признак натурального шелка – мягкий благородный блеск. Волокно имеет трехгранное сечение и преломляет свет, словно призма. Благодаря этому оптическому эффекту, шелковые вещи выглядят легко, изящно, напоминают гладкую поверхность воды.

Недостатки:

  • требуется деликатный уход и осторожная работа с утюгом;
  • шелк следует беречь от солнечных лучей;
  • высокая стоимость.

Из шелка шьют большое количество различных изделий:

  • женскую одежду (блузки, юбки, жакеты, брюки);
  • платья (свадебные, вечерние, коктейльные);
  • мужскую одежду (рубашки, галстуки);
  • белье (корсеты, трусы, бюстгальтеры);
  • домашнюю одежду (халаты, костюмы);
  • постельное белье (наволочки, простыни, пододеяльники, а также декоративные подушки);
  • шторы (ламбрекены, гардины, портьеры);
  • бытовой текстиль (салфетки, );
  • подкладку для верхней одежды (пальто, куртки, шубы);
  • мебельную обивку (кресла, диваны, пуфы);
  • декор и аксессуары (ленты, заколки для волос, шейные платки).

Интересный факт: шелковые нити применяют также в качестве хирургического шовного материала для обработки ран и разнообразных травм.

Тонкости ухода

Шелк – благородный и деликатный материал. Вещи следует беречь от затяжек, когтей животных, воздействия высоких температур. Шелк требует аккуратности и сноровки во время глажки. Для поддержания опрятного внешнего вида ткани следует придерживаться нескольких общих правил:

  • Шелк можно стирать руками, в теплой воде (30 градусов), избегая резкого выкручивания.
  • В стиральной машинке выбирают деликатный или бережный режим (в зависимости от модели техники они называются по-разному). Некоторые стиральные машины оснащены специальным режимом «шелк». Температурный режим соблюдается (30 градусов).
  • Выстиранную ткань следует прополоскать в теплой воде (25 градусов). Также можно добавить уксус (пять столовых ложек на десять литров воды) – этот прием поможет усилить яркость шелка.
  • Материал можно отжимать руками и в машине, только нужно убедиться, что процесс будет щадящим.
  • Шелк сушат в тени на улице либо в хорошо проветриваемом помещении - под воздействием ультрафиолета ткань может изменить цвет. Вещи хорошо расправляют либо вешают на плечики.
  • Ткань держат вдали от отопительных приборов.
  • Шелк гладят несильно нагретым утюгом. Существуют специальные одноименные автоматические режимы для глажки.

При покупке шелка следует опасаться подделок из вискозы либо синтетических нитей. Искусственная ткань блестит тускло, лицевая сторона может быть неравномерной. При сжатии ненатуральный шелк мнется и сохраняет форму заломов. Если поджечь синтетическую нить, она будет пахнуть пластиком, а вискозная – древесиной. Подожженная шелковая нить горит очень медленно, пахнет жжеными перьями, а на конце образуется серый шарик.

Несмотря на высокую стоимость ткани, натуральная шелковая одежда очень популярна. Она считается престижной и подходит как для повседневного ношения, работы в офисе, так и для различных торжественных мероприятий.




Похожие статьи