Международная охрана окружающей среды кратко. Источники и принципы международно-правовой охраны окружающей среды

Международно-правовая охрана окружающей среды – сравнительно новая отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм международного права, составляющую особую отрасль системы международного права и регулирующую действия ее субъектов по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из самых различных воздействующих источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

В рациональном использовании природных ресурсов заинтересовано все мировое сообщество, так как охрана окружающей среды усилиями отдельных государств не только малоэффективна, более того, она практически бесполезна.

В настоящее время в сфере охраны природной среды действует немало международных организаций – Международная морская организация, Всемирный фонд диких животных, Всемирная организация здравоохранения и т. д.

Такое понятие, как окружающая среда, охватывает широкий круг элементов, которые связаны с условиями существования человека. Они распространяются на три группы объектов – объекты естественной среды (флора, фауна), объекты неживой среды (гидросфера, атмосфера и литосфера), околоземное космическое пространство и объекты, созданные человеком.

Специфика предмета регулирования соответствующих отношений и объем нормативного регулирования отношений по охране окружающей среды позволяют сделать вывод о том, что в современном международном праве произошло формирование новой отрасли – права охраны окружающей среды.

Основными источниками данного права являются Конвенции:

1) об охране мигрирующих видов животных 1979 г.;

2) об охране биологического разнообразия 1992 г.;

3) о международной торговле видами дикой фауны, находящейся под угрозой исчезновения, 1973 г.;

4) по причинам и предотвращению ущерба, наносимого лесам и водным ресурсам в результате загрязнения воздуха в Европе, 1984 г. Основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды – охрана окружающей среды и ее рациональное использование.

Объектами являются:

1) животный и растительный мир;

2) Мировой океан;

3) атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство.

Принципы охраны окружающей среды, проявляющие себя в международном праве, подразделяются на основные и специальные.

К основным (фундаментальным) принципам относятся следующие принципы: 1)территориальная целостность государств;

2) сотрудничество государств;

3) уважение государственного суверенитета;

4) мирное разрешение международных споров;

5) международно-правовая ответственность и т. д.

К специальным принципам относятся следующие принципы:

1) защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений;

2) экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов;

4) принцип защиты экологических систем Мирового океана;

5) недопустимость нанесения трансграничного ущерба;

6) недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды.

Международное право окружающей среды представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между его субъектами по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений людей. Предметом международного права окружающей среды являются международные экологические отношения, т.е. отношения в сфере взаимодействия человечества с природой.

В контексте развития и реализации международного права окружающей среды деятельность мирового сообщества в области регулирования природопользования, воспроизводства природных ресурсов, охраны природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий осуществляется посредством нормотворчества; взаимных консультаций; мониторинга природной среды и обмена экологически значимой информацией, контроля за состоянием природы, применения мер международной ответственности за нарушение норм и принципов международного права.

Если природоохранительная деятельность на национальном уровне осуществлялась и регулировалась в определенной степени уже в древности, то международное сотрудничество в области охраны окружающей среды зародилось лишь в конце XIX в. Сначала оно носило эпизодический характер, основывалось на двусторонних мерах, касалось охраны отдельных природных объектов. Одним из первых было Соглашение об охране морских котиков 1897 г. Первым крупным многосторонним природоохранительным мероприятием считается конференция по международной охране природы, которая состоялась в ноябре 1913 г. в Берне (Швейцария).

Под воздействием ряда факторов активное многостороннее и двустороннее природоохранительное сотрудничество началось во второй половине XX в. Основные из этих факторов -- использование достижений научно-технического прогресса в целях интенсификации развития экономики, связанное с этим использование во все возрастающих масштабах природных богатств и загрязнение окружающей среды планеты, развитие программ использования космоса и др.

Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и неправительственные организации, а также в предусмотренных международными правовыми нормами случаях юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды в международных пространствах. Объект международно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования -- вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство. Одновременно такой охране подлежат отдельные объекты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы.

К категории источников обязательного международного права окружающей среды должны быть отнесены такие акты, как Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися по угрозой исчезновения (1973 г.), Соглашение об охране полярных (белых) медведей (1973 г.), Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Венская конвенция по охране.озонового слоя (1985 г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.); ряд новейших конвенций -- Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992 г.), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1992 г.), Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция 1992 г.), Конвенция по защите морской среды Балтийского моря (1992 г.) и др. Действует более тысячи договоров, конвенций, соглашений, непосредственно регулирующих отношения по природопользованию и охране окружающей среды. Наряду с ними подписано свыше 3000 двусторонних международных документов в данной сфере. При этом Россия участвует в 78 многосторонних соглашениях. Двусторонние договорные отношения Россия имеет со всеми соседними государствами, а также многими другими государствами Европы, Америки и Азии. О роли и месте международных договоров и принципов в системе российского права свидетельствует то обстоятельство, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Примерами другого вида источников международного экологического права, т.е. создающими «мягкое» право, могут служить Стокгольмская декларация Конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.), Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.), Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию (1992 г.) и др. Названные и другие аналогичные документы не регулируют непосредственно поведение членов международного сообщества, но они обладают огромным авторитетом и этим побуждают государства и международные организации к активной деятельности и сотрудничеству в области охраны природы.

Страница 1 из 2

14. Международно-правовая охрана окружающей среды

14.1. Основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
14.2. Международные организации в области охраны окружающей среды

14.1. Основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

Необходимость укрепления международных связей в области охраны окружающей среды обусловлена тем обстоятельством, что в настоящее время государства столкнулись с большим числом экологических проблем, оказавшись в зависимости друг от друга. Разрушение озонового слоя Земли, потепление климата, загрязнение воздуха и Мирового океана, истощение природных ресурсов, радиоактивное загрязнение окружающей среды распространяется не только на отдельные страны, но и на все мировое сообщество. Поэтому в настоящее время государства под эгидой ООН или на двусторонней основе сотрудничают с целью охраны окружающей среды и природных ресурсов, положив в основу ряд общепризнанных принципов и норм международного права. Они закреплены в межгосударственных актах (как двусторонних, так и многосторонних), в нормативных документах международных организаций и отражены в решениях международных конференций, посвященных в той или иной степени охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Впервые принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды были закреплены в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.). Дальнейшее развитие и отражение эти принципы нашли в Декларации по окружающей среде и развитию, которая была единодушно принята участниками конференции ООН в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) и провозгласила следующие принципы1:
- защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Его суть сводится к обязанности государств сотрудничать, принимать все необходимые меры по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами;
- недопустимость трансграничного ущерба. Он предусматривает запрещение таких действий государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным системам охраны окружающей среды и районам общего пользования, и подразумевает ответственность за его нанесение;
- экологически обоснованное, рациональное использование природных ресурсов. Этот принцип провозглашен в качестве политического требования в Декларации ООН по проблемам окружающей среды 1972 г. Возникновение этого принципа вполне закономерно, ибо исчерпание таких невозобновляемых природных ресурсов, как нефть, газ, уголь, в современных условиях неразработанности проектов альтернативных источников энергии приведет к краху техногенной цивилизации. Истощение же запасов воздуха и питьевойводы поставит под вопрос само существование человечества. Но, несмотря на очевидную важность этого принципа, его употребление затруднено общим содержанием, нуждающимся в четком единообразном толковании. Суть принципа состоит в поддержании природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, т.е. уровне, при котором возможна максимальная численная продуктивность и не может наблюдаться тенденция к ее снижению, а также в научно обоснованном управлении живыми ресурсами;
- недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды. Этот принцип охватывает как военную, так и мирную области использования атомной энергетики. Его формирование и утверждение воплощается не только в договорах, но и в практике;
- защита экологических систем Мирового океана. Это обязывает государства предпринимать все действия по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить прямо или косвенно ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а также чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права;
- запрет военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду в концентрированном виде. Здесь выражается обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на окружающую среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, причинения вреда любому государству;
- обеспечение экологической безопасности. Этот принцип только формируется в последние годы. Он отражает прежде всего глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды. Элементами этого принципа можно считать обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечить сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды;
- контроль за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды. Предусматривается создание, помимо национальной, разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды, которые должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международнопризнанных критериев и параметров;
- международно-правовая ответственность государств за ущерб окружающей среде. Данный принцип предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля. Пока этот принцип окончательно не сложился, но его признание постепенно расширяется. С 26 августа по 4 сентября 2002 г. состоялась 13-я Конференция Всемирного саммита устойчивого развития в Йоханнесбурге (ЮАР). На саммите рассматривались пять важнейших тем: состояние водных ресурсов и санитарии, энергоснабжение, здравоохранение, сельское хозяйство и биоразнообразие. Все эти вопросы имеют большое значение для всего мира, но особенно они касаются развивающихся стран.
Первоочередной задачей саммита явилось составление планов улучшения качества жизни населения многих государств, не имеющих в настоящее время необходимых санитарных условий существования, доступа к чистой питьевой воде, к полноценным продуктам питания.
К сожалению, участники саммита не достигли согласия по ключевым проблемам охраны окружающей среды.

Международный юридический институт

При министерстве юстиции Российской Федерации

Волжский филиал

Курсовая работа

По международному праву на тему:

Международное право охраны окружающей среды

г. Волжский, Волгоградская область


Введение

Глава 1. Общие положения и понятие международного права охраны окружающей среды

1.1 Понятие и источники международного права охраны окружающей среды

1.2 Объекты международно-правовой охраны окружающей среды

1.3 Принципы международного права окружающей среды

Глава 2. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды

2.1 Международные экологические организации

2.2 Международные конференции по окружающей среде

2.3 Участие России в международном сотрудничестве

Глава 3. Международные правонарушения в области окружающей среды

3.1 Международная ответственность за экологические правонарушения

3.2 Международный экологический суд

Заключение

Список используемой литературы

Человек – часть природы. Вне природы, не пользуясь ее ресурсами, он не может существовать. Природа всегда будет основой и источником жизни человека. По отношению к человеку она выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную и другие .

Окружающая природная среда – совокупность естественных систем, природных объектов и природных ресурсов, включая атмосферный воздух, воду, земли, недра, флору и фауну, а также климат в их взаимосвязи и взаимодействии.

Благоприятная природная среда – такое состояние природных объектов, формирующих созданную человеком окружающую среду, а также качество жизни и условий, которое соответствует законодательно установленным стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства

Охрана окружающей природной среды – деятельность по сохранению и восстановлению (если оно нарушено) благоприятного состояния окружающей среды, предупреждению ее деградации в процессе общественного развития, поддержанию экологического равновесия .

Обеспечение благоприятного качества окружающей среды и организация рационального природопользования является одной из наиболее актуальных проблем не только России или стран Европы, но и всего мирового сообщества. Осознание наступившего глобального экологического кризиса органами власти большинства государств мира в середине прошлого века привело к формированию международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и динамичному изменению внутригосударственного экологического законодательства большинства стран мира, включая и Россию. Провозглашение права человека на благоприятную окружающую среду в Декларации принципов, принятой на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г., а также подписание Российской Федерацией ряда международных документов обусловило имплементацию международных экологических норм и стандартов в российское законодательство. Это обусловило формирование экологического правосознания у населения России, рост общественного экологического движения и формирование судебной практики по делам о защите прав и законных интересов граждан в сфере охраны окружающей среды .

Указанная динамика получила отражение в данной курсовой, содержащей рассмотрение современных проблем обеспечения экологической безопасности, обусловленных реалиями XXI века и процессами глобализации в современном мире.

Объект курсовой работы – окружающая природная среда.

Предметом является изучение международных прав в области охраны окружающей среды.

Цель курсовой работы заключается в поиске эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение благоприятной окружающей среды, экологической безопасности с применением международно-правовых экологических принципов и норм.

Задачи курсовой работы:

Изучение роли международного экологического права;

Рассмотрение принципов международного права окружающей среды;

Анализ деятельности международных организаций в сфере охраны окружающей среды;

Выявление международных экологических правонарушений;

Разработка мероприятий и перспектив по улучшению экологических систем.

Методологической основой курсовой работы являются труды учёных в области международного права, права окружающей среды, а также нормативные документы, законодательные акты в области экологического права.

Становление международного права окружающей среды. В своем развитии международное право окружающей среды прошло несколько этапов.

81. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ

Международно-правовая охрана окружающей среды – сравнительно новая отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм международного права, составляющую особую отрасль системы международного права и регулирующую действия ее субъектов по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из самых различных воздействующих источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

В рациональном использовании природных ресурсов заинтересовано все мировое сообщество, так как охрана окружающей среды усилиями отдельных государств не только малоэффективна, более того, она практически бесполезна.

В настоящее время в сфере охраны природной среды действует немало международных организаций – Международная морская организация, Всемирный фонд диких животных, Всемирная организация здравоохранения и т. д.

Такое понятие, как окружающая среда, охватывает широкий круг элементов, которые связаны с условиями существования человека. Они распространяются на три группы объектов – объекты естественной среды (флора, фауна), объекты неживой среды (гидросфера, атмосфера и литосфера), околоземное космическое пространство и объекты, созданные человеком.

Специфика предмета регулирования соответствующих отношений и объем нормативного регулирования отношений по охране окружающей среды позволяют сделать вывод о том, что в современном международном праве произошло формирование новой отрасли – права охраны окружающей среды.

Основными источниками данного права являются Конвенции:

1) об охране мигрирующих видов животных 1979 г.;

2) об охране биологического разнообразия 1992 г.;

3) о международной торговле видами дикой фауны, находящейся под угрозой исчезновения, 1973 г.;

4) по причинам и предотвращению ущерба, наносимого лесам и водным ресурсам в результате загрязнения воздуха в Европе, 1984 г. Основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды – охрана окружающей среды и ее рациональное использование.

Объектами являются:

1) животный и растительный мир;

2) Мировой океан;

3) атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство.

Принципы охраны окружающей среды, проявляющие себя в международном праве, подразделяются на основные и специальные.

К основным (фундаментальным) принципам относятся следующие принципы: 1)территориальная целостность государств;

2) сотрудничество государств;

3) уважение государственного суверенитета;

4) мирное разрешение международных споров;

5) международно-правовая ответственность и т. д.

К специальным принципам относятся следующие принципы:

1) защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений;

2) экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов;

4) принцип защиты экологических систем Мирового океана;

5) недопустимость нанесения трансграничного ущерба;

6) недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды.

автора Сазыкин Артем Васильевич

15. Мониторинг окружающей среды Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных

Из книги Международное право автора Вирко Н А

49. Международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды Составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в области использования и охраны водных

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

52. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды Каждое государство, осуществляя право на проведение в отношении национальной системы окружающей среды необходимой ему политики, должно соблюдать при этом общепризнанные нормы и принципы

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

48. Международное право окружающей среды Международное право окружающей среды– это совокупность принципов и норм международного права по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

Глава 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН И ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ХРАНЕНИЮ, ПЕРЕВОЗКЕ И УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СТАТЬЯ 12. Общие принципы обеспечения безопасности граждан и защиты

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

СТАТЬЯ 12. Общие принципы обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды Обеспечение безопасности граждан и защита окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия регламентируются нормативными правовыми

Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна

46. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ Международно-правовая ответственность – обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения

Из книги автора

Тема III. Принципы и объекты охраны окружающей среды Основные положения. - Принцип устойчивого развития. - Правовое обеспечение экологических отношений. - Международное сотрудничество в охране окружающей среды. - Объекты охраны окружающей

Из книги автора

§ 5. Объекты охраны окружающей среды (естественные системы; природные ресурсы и иные объекты охраны; особо охраняемые территории и объекты)Под объектами охраны окружающей среды понимаются ее составные части, находящиеся в экологической взаимосвязи, отношения по

Из книги автора

§ 5. Референдумы об охране окружающей среды (экологическое законодательство о референдумах; конституционное законодательство о референдумах; региональные правовые акты о референдумах; практика)В деле обеспечения экологической безопасности важное место занимает

Из книги автора

Тема XV. Правовая охрана окружающей среды за рубежом Эколого-правовые системы, стран-членов СНГ. - Правовая охрана природы в США. - Использование зарубежного опыта правовой охраны окружающей

Из книги автора

ПРАВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЕВРОСОЮЗА: ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ Право окружающей среды ЕС – совокупность основанных на экологоправовых идеях норм, регулирующих общественные отношения в процессе взаимодействия общества и природы. Источники права окружающей среды ЕС делятся на

Из книги автора

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЩЕГО РЫНКА ЕВРОСОЮЗА Экологическая политика государств-членов не должна противоречить положениям соответствующих директив или регламентов. В случае, если определенная сфера не урегулирована актами вторичного права ЕС,

Из книги автора

Глава VII Охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий,

Из книги автора

Глава IX Экономический механизм охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды Экономический механизм охраны окружающей среды имеет несколько составляющих элементов. Во-первых, пользование природными ресурсами является платным. Законодатель

Из книги автора

Механизм охраны окружающей среды Проблема международной экологической безопасности очень актуальна. За последние 50 лет планета потеряла половину своего лесного массива, бесследно исчезли сотни видов крупных млекопитающих, птиц. Одна треть территории суши земли



Похожие статьи