На повестке дня стояли важные вопросы. Ораторское искусство и деловое общение - О

17. Исправьте выражения: более красивее; более легче; более лучше.

Задание III. Отредактируйте фразы; объясните ошибку в построении предложения.

1. Встреча прошла с большим интересом.

2. Я заметил характерную ему ошибку.

3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали вни-мание нашей организации.

4. Он попытался предостеречь неверный шаг ди-ректора.

5. На встрече присутствовал и представитель с завода.

6. Обработав эти данные, выяснилась полная кар-тина состояния дел.

7. Мое мнение к нему как к человеку неплохое.

9. На повестке дня стоял вопрос о ресурсах.

10. Поднимаясь по лестнице, в глаза мне броси-лось странное объявление.

11. Мне надоело тратить нервы на этот вопрос.

12. Я понял, какой намек мне дали.

13. У нас самая дешевая стоимость товаров.

14. Я не хочу нагнетать обстановку.

15. Многие поддались на уловку квартир, работы, дач.

16. Приведенные сведения в последнем статотче-те говорят о том, что проблема еще не решена.

17. Николай ждал меня на коридоре.

18. Я не раз отмечал о том, что необходимо соблю-дать инструкцию.

19. Все это сказывается на работу.

20. Разрешите поднять этот тост за наши успехи.

Задание IV. Работа над точностью и выразитель-ностью речи.

1. Придумать фразы со словами: терпение, терпе-ливость, терпимость, толерантность.

2. Найти синонимы слова сказал.

3. Найти синонимы слова шел.

4. Придумать фразы со словами: питаться, есть, кушать, лопать.

5. Объяснить смысл крылатых выражений: ябло-ко раздора, сизифов труд, гордиев узел, авгиевы ко-нюшни.

6. Объяснить смысл фразеологизмов: играть пер-вую скрипку, вариться в собственном соку, снять стружку, через пень-колоду, зубы заговаривать, во-дить за нос, поставить на карту.

7. Исправить предложения и объяснить ошибки: Все требовали приподнять занавес.

Все равно велосипеда он не откроет, Он полслова на лету схватывает.

Практические занятия

Практические занятия

Обещал снять с него семь шкур. Все это вошло нам в пот и кровь. Это все еще держится в облаках. Другой конец палки состоит в том...

8. Отредактируйте:

Помню, какие свинарники мы возводили!

Перед ним была альтернатива: остаться в деревне или вернуться в город.

Я не могу съесть эту кашу в полном объеме.

А вечером, когда все небо будет усеяно звездами, мы снова попремся на море.

9. Продолжите фразы: Стало ясно, что трудности с каждым днем будут... Мы надеемся, что к концу года уровень производства начнет... Моя тревога., с каждым днем. Площадь засоленных почв... с каж-дым годом (возрастать, увеличиваться, повышаться, усиливаться).

10. Найти канцеляризмы в отрывке из пародии на литературоведческую статью: «...не менее важна и реакция старухи на сообщение ей старика о неис-пользовании им откупа рыбки, употребление стару-хой ряда вульгаризмов, направленных в адрес ста-рика и понудивших его к повторной встрече с рыб-кой, посвященной вопросу о старом корыте» (из книги К. Чуковского «Живой, как жизнь»).

11. Выразить мысль без канцеляризмов: «Следует приложить все усилия для устранения негативных последствий этого явления».

12. «Перевести» наукообразную фразу: «Для созда-ния положительного настроения можно рекомендо-вать такое известное средство, как улыбка».

13. Отметить канцеляризмы, выразить мысли раз-говорным стилем:

В отношении применения этого метода еще сто-ит большой вопрос. Кислотные дожди оказывают чрезвычайно большой вред зеленым насаждениям. Для ускорения принятия решения предлагаю сделать перерыв. Необходимо принять срочные меры для обеспечения экономии электроэнергии.

14. Уместно ли использование фразеологизма в данном предложении: «То, что мы задумали, я уверен, наведет шорох на наших конкурентов?» Как лучше выразить эту мысль?

15. Что хотел сказать оратор: «Инвалиды и пенси-онеры существуют у нас в жестком виде?»

16. Как лучше выразить эту мысль: «Приступать к созданию ребенка можно только в хорошем настро-ении, осознавая всю полноту ответственности за это дело» (из книги о самовоспитании)?

Задание I

Воспользуйтесь «Орфоэпическим словарем русско-го языка».

Задание II

2. (я, ты, он) понял (она) поняла

(оно) поняло

3. (я, ты, он) начал (она) начала (оно) начало

4. (я, ты, он) принял (она) приняла (оно) приняло

5. (я) хочу (ты) хочешь

(он, она, оно) хочет

(мы, вы, они) поняли

(мы, вы, они) начали

(мы, вы, они) приняли

(мы) хотим (вы) хотите (они)хотят

6. Так много, надеть очки, осмеять.

Практические занятия

Практические занятия

7. Эти выражения содержат лишние слова: кри-минал означает преступление, вакансия - свобод-ное место, прейскурант - сборник цен, сувенир - то, что дарят на память, перспективы - то, что в будущем, и т.п.

8. Каждая минута; отступают только назад; в де-кабре; ознакомиться можно только впервые; заве-щать; летом; в итоге; заблуждение.

9. Любовь к родине, заведующий клубом, благода-рю вас.

10. Смеяться над ним, прийти по делу, лучше всех.

11. Говорить о жизни - гаварыць пра жыццё, хо-дить по дорогам - хадзщь па дарогах, мы с Толей - мы з Толям.

12. Золотая медаль, большая собака, вкусное яблоко.

13. Выборы выборов выборам выборы выборами о выборах

Средства

средствам

средства

средствами

по средствам

14. Сто двадцать семь человек ста двадцати семи человек ста двадцати семи человекам сто двадцать семь человек ста двадцатью семью человеками о ста двадцати семи человеках

Восьмое марта восьмого марта восьмому марта восьмое марта восьмым марта о восьмом марта

15. Сколько рублей скольких рублей скольким рублям сколько рублей сколькими рублями о скольких рублях

Сколько детей скольких детей скольким детям сколько детей сколькими детьми о скольких детях

16. Воспользуйтесь «Словарем иностранных слов»

17. Красивее, легче, лучше.

Задание III

1. Встреча вызвала большой интерес.

2. Я заметил характерную для него ошибку.

3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее уделили вни-мание нашей организации.

4. Он попытался предостеречь директора от не-верного шага.

5. На встрече присутствовал и представитель за-вода.

6. Обработав эти данные, мы выяснили полную картину состояния дел.

7. Мое мнение о нем как о человеке неплохое.

9. В повестку дня был включен вопрос о ресурсах.

10. Когда я поднимался по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление.

11. Мне надоело тратить здоровье на этот вопрос.

12. Я понял, какой намек мне сделали.

13. У нас самая низкая стоимость товаров.

14. Я не хочу нагнетать атмосферу. Или: Я не хочу усугублять обстановку.

Практические занятия

Практические занятия

15. Для многих стали приманкой квартиры, пре стижная работа, дачи.

16. Сведения, приведенные в последнем статот чете, говорят о том, что проблема еще не решена.

17. Николай ждал меня в коридоре.

18. Я не раз отмечал, что необходимо соблюдать инструкцию.

19. Все это сказывается на работе.

20. Разрешите поднять бокал за наши успехи. Раз-решите произнести тост в честь наших успехов.

Задание IV

1-6. Воспользуйтесь «Словарем синонимов русско-го языка», «Учебным словарем наиболее употребитель-ных фразеологизмов современного русского языка» А.Ф. Калашниковой.

7. Все требовали приподнять завесу. Все равно велосипед он не изобретет. Он схватывает все с полуслова.

Обещал спустить с него шкуру (или снять стружку). Все это вошло в кровь и плоть. Пока это все неясно и неопределенно; есть выра-жение «витать в облаках» (мечтать). Но палка о двух концах...

8. Помню, какие свинарники мы строили!

Он стоял перед выбором: остаться в деревне или вернуться в город.

Я не могу съесть всю эту кашу.

А вечером, когда все небо будет усеяно звездами, мы снова потянемся к морю.

9. Стало ясно, что трудности с каждым годом бу-дут возрастать.

Мы надеемся, что к концу года уровень производ-ства начнет повышаться.

Моя тревога усиливается с каждым днем. Площадь засоленных почв увеличивается с каж-дым годом.

11. Постараемся всеми силами исправить поло-жение.

12. Чтобы настроение улучшилось, улыбнитесь.

13. Нам надо подумать, стоит ли применять этот метод.

Кислотные дожди губят растения. Чтобы мы смогли поскорее принять решение, предлагаю сделать перерыв.

Подумаем, как нам экономить электроэнергию.

14. Ох, как забеспокоятся наши конкуренты, уз-нав, что мы задумали!

15. Инвалидам и пенсионерам у нас нелегко жить.

16. Зачинать ребенка нужно в хорошем настрое-нии, понимая ответственность этого шага.

К главе 5 «Подготовка к речи-монологу»

Задание I. Изучение на конкретных примерах системы связей: Тема - Аудитория - Цель - Ос-новная идея - Рекламное название.

1. Определите цель и главную идею беседы на темы:

«Организация рабочего времени - необходимое средство повышения производительности труда»:

а) в студенческой группе;

б) с бизнесменами.

«Учебное заведение, которое я закончил»:

а) рассказ в молодежной компании;

б) беседа с директором фирмы, в которой вы хо-тите работать.

2. Обоснуйте выбор темы, цель и главную идею своего будущего выступления в группе.

3. Обсуждение окончательного плана выступле-ния в соответствии с логикой раскрытия темы и за-нимательностью изложения.

Задание II. Прокомментировать использование цифр в предложенных преподавателем газетных пуб-ликациях.

Задание Ш. Преподаватель предлагает студентам записать несколько высказываний великих людей. Дает задание на дом по работе с ними: свободный пе-ресказ, оценочные суждения, творческое развитие мысли. Затем выполнение заданий обсуждается.

К главе 6 «Секреты успешного выступления»

Задание I. Тренировка умения приветствовать аудиторию.

Цель задания - научиться делать начальную пау-зу и здороваться с аудиторией так, чтобы интонация выражала радость от встречи.

Студенты по очереди выходят к аудитории и при-ветствуют собравшихся жестом.

Преподаватель следит за тем, чтобы походка ора-тора была уверенной, голова приподнята. Остано-виться нужно в том месте, откуда хорошо видны все собравшиеся, а оратор - всем. Начинать приветст-вие следует только после начальной паузы, «собрав» всех взглядом. Жест должен быть широким, помога-ющим последовательно охватить взглядом всех со-бравшихся.

Во время второго выхода после начальной паузы нужно произнести: «Рад вас видеть». Можно при этом помогать себе жестом.

Преподаватель следит за тем, чтобы был зритель-ный контакт со всеми, а интонация приветствия со-ответствовала смыслу слов.

Студентам предлагается по очереди выйти третий раз к аудитории и приветствовать всех словом «Здрав-ствуйте!» с разной интонацией, выражающей:

а) безразличие;

б) назидательность, суровость;

в) радость от встречи.

Задание считается выполненным, если оратор вышел уверенной походкой, была выдержана началь-ная пауза, в приветствии звучала радость от встречи с аудиторией, а взгляд оратора охватил всех слуша-телей.

Практические занятия

Практические занятия

Задание II. Тренировка умения начинать выступ-ление.

После приветствия нужно произнести одну-две фразы. Это может быть комплимент собравшимся, вопрос к аудитории, обращение к тем чувствам, ко-торые в данный момент волнуют людей.

Задание III. Чей вариант вступления лучше?

Задание дается всей группе. Нужно предложить варианты вступления (зачин и введение в тему), ко-торые мог бы использовать известный бизнесмен, если бы его попросили провести беседы на темы:

1. Как организовать свой день.

2. Как добиться успеха в бизнесе. «Выступать» предлагается перед

а) уставшими студентами в конце занятий;

б) сотрудниками фирмы, успехи которой в бизнесе оставляют желать лучшего.

Цель задания - попытаться установить эмоцио-нальный контакт с данной категорией слушателей, искусно подвести к теме выступления.

Варианты вступлений обсуждаются, лучшие отме-чаются.

Задание IV. Тренировка умения начинать и за-канчивать выступление.

Студентам раздают карточки с названиями тем. Им нужно предложить вступление и заключение к этим темам (импровизация). Примеры тем:

1. Сотвори себя сам.

2. Дружба помогает жить.

3. Берегите любовь.

4. Как жить, не старея.

5. Резервы психики человека.

6. Как научиться владеть собой.

7. Космическое будущее человечества.

8. Лучше гор могут быть только горы.

9. Море - мир красоты и чудес.

10. Музыка в нашей жизни.

11. Красота спасет мир.

Задание V. Тренировка умения отвечать на воп-росы.

Трем студентам по очереди предлагается ответить на вопросы по своей теме. Необходимо каждый раз перефразировать вопрос, сохранив его смысл, и дать краткий ответ.

«Жюри», выбранное заранее, оценивает по 10-балль-ной системе умение будущих ораторов отвечать на воп-росы, учитывая:

1) насколько точно был понят смысл вопроса;

2) краткость и точность ответов;

3) впечатление от манеры отвечать (быстрота ре-акции, самообладание, доброжелательный тон).

Задание VI. Тренировка умения выступать.

Студентам предлагается готовить мини-выступле-ние (на 3 минуты) к каждому занятию. Темы выступ-лений, например, такие: «Это интересно знать», «Как я люблю отдыхать», «Мое отношение к предпринима-тельству; классической музыке; альпинизму и т.п.» (любые темы, в названии которых есть слово «я» или «мой, мое»).

Практические занятия

К главе 7 «Культура ведения полемики»

Задание I. Преподаватель вместе со слушателя-ми выбирает тему полемики (тезис), например: «В на-шей стране должна быть правительственная цензура средств массовой информации» (или «один госу-дарственный язык», «платное здравоохранение», «бес-платное высшее образование» и т.п.). Обратное ут-верждение (не должна...) представляет собой антите-зис. Сторонники каждого утверждения объединяют-ся в команды и готовятся к проведению полемики, привлекая справочную и другую литературу. Необхо-димо уточнить все термины, уходящие в тезис, проанализировать проблему по плану, предложенному в главе 5 (стр. 72-73), собрать все аргументы и подго-товить убеждающую речь. Следует продумать способ опровержения оппонентов и критику их доводов.

На занятие приглашается «жюри». В выступле-нии команд оцениваются:

ораторское искусство лидера каждой команды; логичность и убедительность каждого довода; качество опровержения; вопросы обеих команд; сплоченность каждой команды; тон ведения полемики;

использование тактики и приемов ведения по-лемики;

использование уловок и их нейтрализация.

Перед тем как дать слово участникам команд, пре-подаватель рассказывает о цели занятия, пред-ставляет членов «жюри», объявляет порядок ведения обсуждения. В ход полемики он вмешивается лишь в том случае, если нужно пресечь запрещенные при-емы. После завершения полемики и вердикта «жюри» участники обсуждают, чему их научило это занятие.

Задание II. Дискуссия на тему «С чего начинать свое дело». Разбор возникшей полемики, оценка по-ведения ее участников.

Слушателям предлагается определить последо-вательность действий, необходимых для начала выпуска нового товара (что это за товар, решает группа):

2) найти сырьё;

3) разработать технологию изготовления товара;

4)закупить оборудование;

5) найти помещение для работы;

6) заключить договор на поставку сырья;

7) изучить потребность населения в этом товаре;

8) получить лицензию на эту деятельность;

9) сформировать трудовой коллектив;

10) заключить договор на аренду помещения.

Затем слушатели объединяются в команды и со-вместно определяют последовательность своих дей-ствий.

После этого представители разных команд отста-ивают свою правоту по каждому пункту.

«Жюри» оценивает убедительность аргументации и культуру ведения полемики каждого участника игры. В заключении оно подводит общий итог «сра-жений» по всем вопросам.

По этому принципу может быть организована дискуссия на любую тему, близкую интересам слу-шателей и кругу их знаний.

Задание III. Деловая игра «Выступление»

Эта игра подводит итог изучению мастерства пуб-личного выступления.

Цель проведения игры - на примере трех выс-туплений дать представление о всей сложности ора-торского искусства, необходимости тщательной под-готовки к выступлению.

Основные задачи игры:

1. Выработать навык публичного выступления.

2. Научить парировать реплики, отвечать на воп-росы, полемизировать.

3. Сформировать умение анализировать выступ-ление оратора и критически оценивать свое выступ-ление.

За 4 учебных часа можно провести 3 цикла дело-вой игры.

Игровые роли:

1. Оратор.

2. «Оппонент».

3. «Непонятливый слушатель».

4. «Любознательный слушатель».

5. 11 «рецензентов»

Ораторы назначаются заранее. Они выступают с сообщениями, которые начали готовить после изуче-ния темы «Подготовка к речи-монологу». На выступ-ление отводится 15 минут.

Задание «Оппоненту» - критически оценивать выступление. Допускаются реплики по ходу выступ-ления, полемические высказывания, но в корректной форме. После выступления следует задать вопрос или высказаться по поводу какого-либо положения выс-тупления с критических позиций, постараться вызвать оратора на спор или ввязать в полемику.

Задание «Непонятливому слушателю» - задать оратору вопрос, который требует разъяснения тер-мина или какого-либо положения выступления.

Задание «Любознательному слушателю» - задать оратору дополнительный вопрос по теме.

Задания «Рецензентам» - разобрать выступление:

1. Было ли удачным название выступления? Обо-снуйте свое мнение.

В чем состоит главная идея выступления? Какую цель, по вашему мнению, ставил перед со-бой Оратор и удалось ли ему ее достичь?

2. Вид вступления. Удачно ли оно? Каков вид зак-лючения?

3. Было ли выступление доходчивым? Пояснял ли Оратор значение терминов? Как он это делал?

4. Было ли выступление последовательным? Каков его план? Интересна ли композиция выступления?

5. Какие приемы изложения использовал Оратор?

6. Обосновывал ли Оратор свои мысли? Каким образом? Насколько убедительно?

7. Удалось ли выступающему установить контакт с аудиторией? Если да, что этому способствовало? Если нет, то почему?

Отметить манеру держаться (позы, жесты), инто-нацию, эмоциональность Оратора, зрительный кон-такт со слушателями.

8. Что вы можете сказать о его культуре речи?

9. Удачно ли Оратор отвечал на вопросы?

10. Успешно ли полемизировал с оппонентом?

11. Общее впечатление от выступления. Пожела-ния Оратору по совершенствованию мастерства.

Слушателям, не получившим специальных зада-ний, предлагается реагировать на выступление есте-ственно, при желании задавать вопросы.

101 Практические занятия

К главе 8 «Восприятие и понимание партнера по общению»

Задание I. Слушатели по очереди рассказывают о диалоге с незнакомым пассажиром (см. задание для самостоятельной работы после изучения главы 8). Препо-даватель и остальные слушатели оценивают полноту и остроту наблюдений, обоснованность предположений, причины ошибок стереотипизации.

Задание II. Слушатели, разбившись на пары, 6 секунд молча смотрят друг на друга. Затем препода-ватель приглашает к столу какую-нибудь пару. Не гля-дя на партнера, нужно описать черты его лица, на-звать цвет глаз, волос, форму лица и т.п. Затем нужно назвать главную особенность внешности партнера.

Выполнение этого задания возможно только в об-становке доброжелательности, уважения друг к дру-гу, при стремлении отыскать что-то красивое и при-мечательное во внешности партнера. Создание та-кой атмосферы зависит от преподавателя.

Задание III. Для изучения особенностей восприя-тия преподаватель предлагает следующее:

1. Показывает в течение 5-7 секунд слушателям портрет известного ему человека и просит описать его внешность, дать психологический портрет, уга-дать профессию.

Интересно и полезно сравнить разные впечатле-ния. Студенты приходят к выводу об индивидуаль-ности восприятия, различии между информацией и интерпретацией, влиянии стереотипов.

Ход одного цикла игры:

1. Преподаватель раздает задания всем участни-кам игры.

2. Выступление Оратора.

Преподаватель следит за корректностью поведе-ния Оппонента.

3. Полемика с Оппонентом.

4. Ответы на вопросы слушателей.

5. Выступления Рецензентов с разбором сооб-щения.

6. Слушатели с места дополняют ответы.

7. Преподаватель уточняет и обобщает сказанное. Для второго и третьего циклов игры назначаются

другие участники.

После завершения деловой игры преподаватель подводит итоги.

Практические занятия

2. Преподаватель читает биографию какого-ни-будь человека и просит слушателей пересказать ее, выделив самое главное. Выясняется, что это «глав-

ное» у многих слушателей не совпадает, отражая то, что важно, значимо для каждого.

3. Преподаватель предлагает слушателям описать, как они хотели бы, чтобы их воспринимали. Затем слушатели достают листки, на которых они описы-вали то впечатление, которое, на их взгляд, они про-изводят (задание для самостоятельной работы после изучения главы 8). Сравнивая эти описания, можно сделать полезные для каждого выводы.

Задание IV. Это задание позволяет проверить способность поставить себя на место партнера, по-нять его чувства.

Преподаватель описывает, к примеру, следующую ситуацию. «Предположим, что вы попросили друга собрать для вас какую-то информацию. Друг подхо-дит к вам в хорошем настроении и сообщает, что сейчас подробно расскажет обо всём, что узнал. Но вам эта информация уже не нужна и у вас сейчас совершенно нет времени. Как пройдет ваше объяс-нение с другом?» Слушатели разбиваются на пары и разыгрывают эту ситуацию. Впечатления обсужда-ются в группе. Преподаватель задает вопросы, по-зволяющие выяснить способность к децентрации каждого.

ление от имени этого персонажа. В первой части объявления, даваемого от третьего лица, нужно его представить: описать внешность, самые характерные черты, интересы и увлечения, вторая часть объявле-ния - «заказ» на будущего спутника жизни: его вне-шность, черты характера.

«Брачные объявления» звучат по очереди. Необхо-димо внимательно слушать, чтобы не пропустить «свою пару». В конце концов все находят друг друга и становятся рядом. Для преподавателя информатив-но и то, как образуются пары.

Ход игры обсуждается и комментируется.

Примеры «брачных пар»:

галстук - сорочка

карандаш - бумага

подсвечник - свеча

проигрыватель - пластинка

руль - машина

диван - подушка

стол - скатерть

берег - река

ручка - стержень

бассейн - вода.

Задание V. «Брачные объявления».

В ходе игры выявляется способность к децентрации, объективному восприятию партнера, умению анализировать. Игра развивает воображение и речь. Преподаватель-психолог сможет увидеть психологи-ческие проблемы некоторых участников игры.

Практические занятия

Задание I. Проверка наблюдательности.

Несколько человек выходят за дверь, остальные - наблюдатели. Преподаватель принимает определен-ную позу, сидя на стуле. В аудиторию входит слуша-тель, который через несколько секунд занимает мес-то преподавателя и принимает ту же позу. Затем вхо-дит следующий слушатель, и все повторяется снова. Когда последний участник группы садится на стул, преподаватель располагается на стуле рядом и при-нимает исходную позу. У всех есть возможность срав-нить позы и выявить самых наблюдательных.

Задание II. Проверка правила Беннета.

а) В центре аудитории в определенной позе зами-рает слушатель. Остальные по очереди отвечают на следующие вопросы:

1) Что, по вашему мнению, выражает эта поза?

2) Какие эмоции она у вас вызывает?

Различия в толковании позы у разных слушателей

и в эмоциях, вызываемых ею, подтверждает правило Беннета.

б) Преподаватель предлагает слушателям определить социальный статус, внутреннее состояние, отношение к теме разговора и друг к другу участников беседы, изображенных на рисунке б (стр. 159). Мнения слуша-телей сопоставляются и обсуждаются в группе2.

Задание III. Слушатели разбиваются на пары и садятся лицом друг к другу. Они поочередно прини-мают позы, соответствующие их состоянию и настрое-нию. Партнер должен их отгадать. Чтобы сделать это было легче, партнеру рекомендуется принять такую же позу. Интересно сравнить толкование позы парт-нером до и после этого.

Результат выполнения упражнения обсуждается в группе. Выясняется, что большинство слушателей смогли отгадать настроение партнера по его позе. Этому способствовало подражание позе. Исключения подтверждают правило Беннета.

Задание IV. Упражнение, иллюстрирующее зна-чение подражания по позе и «отзеркаливанию» для создания благоприятной атмосферы общения.

Слушатели разбиваются на пары. Первые номера начинают рассказывать вторым о том, как они прове-ли вчерашний день. У слушающих задание - в тече-ние первых трех минут принять позу, подражающую позе рассказчика, и «отзеркаливать» его жесты. За-тем принять произвольную позу (за исключением позы внимания) и перестать «отзеркаливать» партнера. Как правило, вскоре после этого желание рассказывать пропадает, и партнер умолкает. Слушатели меняют-ся ролями, и упражнение повторяется. Результат - впечатления, ощущения - обсуждается в группе.

Задание V. Тренировка умения «отзеркаливать».

Слушатели разбиваются на пары и располагают-ся произвольно. В каждой паре определяются веду-щий и ведомый. Преподаватель начинает медленно, с паузами читать какой-нибудь текст, который легко сопровождать выразительными жестами, например, басню Крылова «Ворона и Лисица». Ведущий пары сопровождает слова басни жестикуляцией. Ведомый повторяет его движения. Преподаватель читает текст еще раз. Роли в парах меняются.

Задание можно повторить с другим текстом.

Практические занятия

Задание VI. Тренировка умения влиять на состо-яние партнера. Начало упражнения повторяет упраж-нение V. Но «ведомый» получает задание: в какой-то момент перехватить инициативу. Пока преподаватель читает басню, первый ведущий может вновь заста-вить подражать себе.

Результат выполнения упражнения обсуждается: легко ли было захватить инициативу? Для чего нужна такая тренировка?

Ораторское искусство и деловое общение / О. А. Баева...

Задание III

1. По сезонам. По назначению одежды. По ориентации на пол и возраст.

2. По виду потребностей, которые они удовлетворяют.

3. Срок выдержки и качество. Из чего изготовлено. Способ производства и состав вина.

4. Совершено ли специально или по неосторожности.

5. В какое время года можно заниматься. Являются ли виды спорта олимпийскими. Использование технических средств. По зрелищности. По распространенности среди населения. По количеству участников (командные, парные, одиночные). По половой принадлежности участников. По близости к искусству. По тому, как оценивается результат.

6. В зависимости от цели занятия этой деятельно­ стью; от величины валового дохода; от характера де­ ятельности.

7. В зависимости от того, какие средства исполь­ зуют для осуществления своей политики.

8. Отношение к работе. Характер. Нравственные качества. Стиль общения со студентами. Методы ра­ боты. Владение речью. Профессиональная компетен­ тность. Способ чтения лекций. Возраст. Работа над собой.

9. В зависимости от законности избранных средств. От того, есть ли первоначальный капитал. Какие особенности характера личности при этом ре­ ализуются.

10. В зависимости от имеющихся средств; от реа­ лизуемых потребностей; от количества участников и места развлечений.

11. В зависимости от стиля музыки; от использо­ вания современных технических средств; от нацио-

Практические занятия

нальной принадлежности композиторов и исполни­ телей; от аудитории, на которую она рассчитана.

12. В зависимости от цели обучения в вузе; от от­ ношения к учебе; от способа подготовки к экзаме­ нам и от способностей к учебе.

Задание IV

1. Дедуктивное умозаключение. Ошибка - упот­ ребление одного термина в разных значениях.

2. Тоже.

3. Неверна большая посылка в дедуктивном умозаключении.

4. Большая посылка, представляющая собой древ­ нее изречение, не является абсолютной истиной.

5. Ошибка поспешного обобщения в индуктивном умозаключении.

6. Ошибка «круг в доказательстве».

7. Ошибка поспешного обобщения.

8. Ошибка предвосхищения основания.

9. Ошибка «Вывод не следует». Аргументы не от­ носятся к данному тезису.

10. Неправильная аналогия.

11. Ошибка «После этого, значит, по причине

12. Ошибка - аргументов недостаточно.

13. Ошибка использования одного термина в раз­ ных значениях в дедуктивном умозаключении.

К главе 3 «Как сделать свою речь убедительной»

Задание I. Найти аргументы, которые могут убедить.

1. Заниматься бегом по утрам: а) даму средних лет; б) пожилого мужчину.

2. Бросить курить:

а) шестиклассника; б) тридцатилетнюю женщину.

3. Сдавать одежду в химчистку:

а) малообеспеченного гражданина; б) преуспевающего.

4. Застраховать имущество:

а) многодетную семью; б) одинокого мужчину; в) директора фирмы.

5. Изучить курс ораторского искусства:

а) выпускника Педагогического университета; б) выпускника Политехнической академии; в) сотрудника фирмы; г) директора фирмы.

6. Сделать пожертвование в общество защиты без­ домных собак:

а) обычную женщину; б) преуспевающего директора фирмы.

Задание П. Кто из студентов убедительнее докажет.

1. а) должно быть свободное посещение лекций; б) нельзя разрешать свободное посещение лекций.

2. а) дачный участок - это прекрасно; б) дача - это чемодан без ручки.

3. а) нужно срочно приватизировать жилье; б) нет никакого смысла приватизировать жилье.

Практические занятия

4. а) счастье в браке возможно только, если моло­ дые люди страстно любят друг друга;

б) счастье в браке невозможно, если молодые люди страстно любят друг друга.

Задание III. Представьте, что вы продавец на ба­ заре. Зазывая покупателей, нужно продать:

а) ласты; б) самовар;

в) белую ручную мышку; г) учебник по культуре делового общения;

д) большой оранжевый зонт.

К главе 4 «Культура речи делового человека»

Студенты получают задания на карточках. После выполнения задание обсуждается всей группой.

Задание I. Проработайте возможные орфоэпичес­ кие ошибки в словах.

1. Каталог, квартал, красивее, аристократия.

2. Товарищеская ответственность, задолго, партнер.

3. Осведомиться, эксперт, феномен, созыв сессии.

4. Упрочение, обеспечение, хозяева, украинец.

5. Оптовые цены, валовой доход, перспектива (или переспектива).

6. Безудержный, начать бряцать, газопровод, нефтепровод.

7. Хозяева, мельком, тяжба, тесно.

8. Истекший, бытие, дебаты, фарватер.

9. Тенденция, тест, темп, диспансер.

10. Звонит, загнутый, намерение, ходатай.

11. Ходатайствовать, осведомиться, кладовая.

12. Тенденция, претензия, претендент.

13. Компетентный (или [пент]), констатировать (или [стант]), эскорт (или экскорт), юрисконсульт (или юристконсульт), беспрецедентный (или [ценд]).

14. Языковая колбаса, языковая ошибка, воры, в спину, вы правы.

15. Одновременный, углубить, опошлить, норми­ ровать.

16. Ножницы, прочитанный, светло, некоторые. (Переведите эти слова на белорусский язык.)

17. Намереваться, принять, в голову.

18. Формировать, хаос, прибывший, давнишний.

Практические занятия

Задание П. Работа над правильностью речи.

1. Объясните значения слов-паронимов и приду­ майте обороты со словами:

Сравнять и сравнить; надевать и одевать. Эффектный и эффективный; экономный и эко­

номичный.

Невежа и невежда.

Одинарный и ординарный; апробировать и опро­ бовать.

Представить и предоставить; акционерный и ак­ ционерский.

Ванна и ванная.

Планировка и планирование; абонент и абонемент. Хозяйничать и хозяйствовать; адресат и адресант. Парламентер и парламентарий.

2. Проспрягать глагол понять в прошедшем времени.

3. Проспрягать глагол начать в прошедшем времени.

4. Проспрягать глагол принять в прошедшем времени.

5. Проспрягать глагол хотеть в настоящем времени.

6. Как правильно: так много или столько много, очки надеть или одеть, осмеять или обсмеять?

7. Прокомментируйте ошибки в выражениях: кри­ минальное преступление; свободная вакансия; прейс­ курант цен; памятный сувенир; будущие перспек­ тивы; смелый риск; первая премьера; моя автобио­ графия; первое боевое крещение; хронометраж вре­ мени.

8. Устранить многословие в выражениях: каждая минута времени; отступать назад; в декабре месяце; впервые познакомиться; завещать в наследство; в летний период времени; в конечном итоге; ошибоч­ ное заблуждение.

9. Перевести на русский язык: любоу да радзiмы; загадчык клуба; дзякую вам.

Практические занятия

10. Перевести на русский язык: смяяцца з яго; прыйсцi па справах; лепшы за ycix.

11. Исправить выражения: говорить про жизнь; ходить по дорогах; мы с Толем.

12. Перевести эти выражения на белорусский язык.

12. Перевести на русский язык: залаты медаль; вялцц сабака; смачны яблык.

13. Просклоняйте существительные: выбор , средства.

15. Просклоняйте сочетания: сколько рублей; сколько детей.

16. Объясните значение слов: импортировать, при­ оритет, гармонировать, конфиденциально, пролонга­ ция, легитимность, адекватный, консенсус, ментали­ тет, реноме, дивиденд, плебисцит.

17. Исправьте выражения: более красивее; более легче; более лучше.

Задание III. Отредактируйте фразы; объясните ошибку в построении предложения.

1. Встреча прошла с большим интересом.

2. Я заметил характерную ему ошибку.

3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали вни­ мание нашей организации.

4. Он попытался предостеречь неверный шаг ди­ ректора.

5. На встрече присутствовал и представитель с завода.

6. Обработав эти данные, выяснилась полная кар­ тина состояния дел.

7. Мое мнение к нему как к человеку неплохое.

Практические занятия

9. На повестке дня стоял вопрос о ресурсах.

10. Поднимаясь по лестнице, в глаза мне броси­ лось странное объявление.

11. Мне надоело тратить нервы на этот вопрос.

12. Я понял, какой намек мне дали.

13. У нас самая дешевая стоимость товаров.

14. Я не хочу нагнетать обстановку.

15. Многие поддались на уловку квартир, работы, дач.

16. Приведенные сведения в последнем статотчете говорят о том, что проблема еще не решена.

17. Николай ждал меня на коридоре.

18. Я не раз отмечал о том, что необходимо соблю­ дать инструкцию.

19. Все это сказывается на работу.

20. Разрешите поднять этот тост за наши успехи.

Задание IV. Работа над точностью и выразительностью речи.

1. Придумать фразы со словами: терпение, терпе­ ливость, терпимость, толерантность.

2. Найти синонимы слова сказал.

3. Найти синонимы слова шел.

4. Придумать фразы со словами: питаться, есть, кушать, лопать.

5. Объяснить смысл крылатых выражений: ябло­ ко раздора, сизифов труд, гордиев узел, авгиевы ко­ нюшни.

6. Объяснить смысл фразеологизмов: играть пер­ вую скрипку, вариться в собственном соку, снять стружку, через пень-колоду, зубы заговаривать, во­ дить за нос, поставить на карту.

7. Исправить предложения и объяснить ошибки: Все требовали приподнять занавес.

Все равно велосипеда он не откроет, Он полслова на лету схватывает.

Практические занятия

Обещал снять с него семь шкур. Все это вошло нам в пот и кровь. Это все еще держится в облаках.

Другой конец палки состоит в том...

8. Отредактируйте:

Помню, какие свинарники мы возводили! Перед ним была альтернатива: остаться в деревне

или вернуться в город.

Я не могу съесть эту кашу в полном объеме.

А вечером, когда все небо будет усеяно звездами, мы снова попремся на море.

9. Продолжите фразы: Стало ясно, что трудности

с каждым днем будут... Мы надеемся, что к концу года уровень производства начнет... Моя тревога.,

с каждым днем. Площадь засоленных почв... с каждым годом (возрастать, увеличиваться, повышаться, усиливаться).

10. Найти канцеляризмы в отрывке из пародии на литературоведческую статью: «...не менее важна и реакция старухи на сообщение ей старика о неиспользовании им откупа рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов, направленных в адрес старика и понудивших его к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте» (из книги К. Чуковского «Живой, как жизнь»).

11. Выразить мысль без канцеляризмов: «Следует приложить все усилия для устранения негативных последствий этого явления».

12. «Перевести» наукообразную фразу: «Для создания положительного настроения можно рекомендо­ вать такое известное средство, как улыбка».

13. Отметить канцеляризмы, выразить мысли разговорным стилем:

В отношении применения этого метода еще стоит большой вопрос. Кислотные дожди оказывают

Практические занятия

чрезвычайно большой вред зеленым насаждениям. Для ускорения принятия решения предлагаю сделать перерыв. Необходимо принять срочные меры для обеспечения экономии электроэнергии.

14. Уместно ли использование фразеологизма в данном предложении: «То, что мы задумали, я уверен, наведет шорох на наших конкурентов?» Как лучше выразить эту мысль?

15. Что хотел сказать оратор: «Инвалиды и пенси­ онеры существуют у нас в жестком виде?»

16. Как лучше выразить эту мысль: «Приступать к созданию ребенка можно только в хорошем настро­ ении, осознавая всю полноту ответственности за это дело» (из книги о самовоспитании)?

О т в е т ы

Задание I

Воспользуйтесь «Орфоэпическим словарем русско­ го языка».

Задание II

2. (я, ты, он)

(мы, вы, они) поняли

(она) поняла

(оно) поняло

3. (я, ты, он) начал

(мы, вы, они) начали

(она) начала

(оно) начало

4. (я, ты, он) принял

(мы, вы, они) приняли

(она) приняла

(оно) приняло

5. (я) хочу

(мы) хотим

(ты) хочешь

(вы) хотите

(он, она, оно) хочет

(они) хотят

6. Так много, надеть очки, осмеять.

Практические занятия

7. Эти выражения содержат лишние слова: кри­ минал означает преступление, вакансия - свобод­ ное место, прейскурант - сборник цен, сувенир - то, что дарят на память, перспективы - то, что в будущем, и т.п.

8. Каждая минута; отступают только назад; в де­ кабре; ознакомиться можно только впервые; заве­ щать; летом; в итоге; заблуждение.

9. Любовь к родине, заведующий клубом, благода­ рю вас.

10. Смеяться над ним, прийти по делу, лучше всех.

11. Говорить о жизни - гаварыць пра жыццё, хо­ дить по дорогам - хадзщь па дарогах, мы с Толей - мы з Толям.

12. Золотая медаль, большая собака, вкусное яблоко.

13. Выборы

Средства

средствам

средства

выборами

средствами

о выборах

по средствам

14. Сто двадцать семь человек ста двадцати семи человек ста двадцати семи человекам сто двадцать семь человек

ста двадцатью семью человеками о ста двадцати семи человеках

Восьмое марта восьмого марта восьмому марта восьмое марта восьмым марта о восьмом марта

16. Воспользуйтесь «Словарем иностранных слов»

17. Красивее, легче, лучше.

Задание III

1. Встреча вызвала большой интерес.

2. Я заметил характерную для него ошибку.

3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее уделили вни­ мание нашей организации.

4. Он попытался предостеречь директора от не­ верного шага.

5. На встрече присутствовал и представитель за­

6. Обработав эти данные, мы выяснили полную картину состояния дел.

7. Мое мнение о нем как о человеке неплохое.

9. В повестку дня был включен вопрос о ресурсах. 10. Когда я поднимался по лестнице, в глаза мне

бросилось странное объявление.

11. Мне надоело тратить здоровье на этот вопрос.

12. Я понял, какой намек мне сделали.

13. У нас самая низкая стоимость товаров.

14. Я не хочу нагнетать атмосферу. Или: Я не хочу усугублять обстановку.

Практические занятия

15. Для многих стали приманкой квартиры, пре стижная работа, дачи.

16. Сведения, приведенные в последнем статот чете, говорят о том, что проблема еще не решена.

17. Николай ждал меня в коридоре.

18. Я не раз отмечал, что необходимо соблюдать инструкцию.

19. Все это сказывается на работе.

20. Разрешите поднять бокал за наши успехи. Разрешите произнести тост в честь наших успехов.

Задание IV

1-6. Воспользуйтесь «Словарем синонимов русского языка», «Учебным словарем наиболее употребитель­ ных фразеологизмов современного русского языка» А.Ф. Калашниковой.

7. Все требовали приподнять завесу. Все равно велосипед он не изобретет. Он схватывает все с полуслова.

Обещал спустить с него шкуру (или снять стружку). Все это вошло в кровь и плоть.

Пока это все неясно и неопределенно; есть выра­ жение «витать в облаках» (мечтать).

Но палка о двух концах...

8. Помню, какие свинарники мы строили!

Он стоял перед выбором: остаться в деревне или вернуться в город.

Я не могу съесть всю эту кашу.

А вечером, когда все небо будет усеяно звездами, мы снова потянемся к морю.

9. Стало ясно, что трудности с каждым годом бу­ дут возрастать.

Мы надеемся, что к концу года уровень производ­ ства начнет повышаться.

Практические занятия

Моя тревога усиливается с каждым днем. Площадь засоленных почв увеличивается с каж­

дым годом.

11. Постараемся всеми силами исправить поло­ жение.

12. Чтобы настроение улучшилось, улыбнитесь.

13. Нам надо подумать, стоит ли применять этот

Кислотные дожди губят растения.

Чтобы мы смогли поскорее принять решение, предлагаю сделать перерыв.

Подумаем, как нам экономить электроэнергию.

14. Ох, как забеспокоятся наши конкуренты, уз­ нав, что мы задумали!

15. Инвалидам и пенсионерам у нас нелегко жить.

16. Зачинать ребенка нужно в хорошем настрое­

нии, понимая ответственность этого шага.

К главе 6 «Секреты успешного выступления»

Задание I. Тренировка умения приветствовать аудиторию.

Цель задания - научиться делать начальную пау­ зу и здороваться с аудиторией так, чтобы интонация выражала радость от встречи.

Студенты по очереди выходят к аудитории и при­ ветствуют собравшихся жестом.

Преподаватель следит за тем, чтобы походка ора­ тора была уверенной, голова приподнята. Остано­ виться нужно в том месте, откуда хорошо видны все собравшиеся, а оратор - всем. Начинать приветст­ вие следует только после начальной паузы, «собрав» всех взглядом. Жест должен быть широким, помога­ ющим последовательно охватить взглядом всех со­ бравшихся.

Во время второго выхода после начальной паузы нужно произнести: «Рад вас видеть». Можно при этом помогать себе жестом.

Преподаватель следит за тем, чтобы был зритель­ ный контакт со всеми, а интонация приветствия со­ ответствовала смыслу слов.

Студентам предлагается по очереди выйти третий раз к аудитории и приветствовать всех словом «Здрав­ ствуйте!» с разной интонацией, выражающей:

а) безразличие; б) назидательность, суровость;

в) радость от встречи.

Задание считается выполненным, если оратор вышел уверенной походкой, была выдержана началь­ ная пауза, в приветствии звучала радость от встречи с аудиторией, а взгляд оратора охватил всех слуша­ телей.

Практические занятия

Задание II. Тренировка умения начинать выступ­ ление.

После приветствия нужно произнести одну-две фразы. Это может быть комплимент собравшимся, вопрос к аудитории, обращение к тем чувствам, ко­ торые в данный момент волнуют людей.

Задание III. Чей вариант вступления лучше? Задание дается всей группе. Нужно предложить

варианты вступления (зачин и введение в тему), ко­ торые мог бы использовать известный бизнесмен, если бы его попросили провести беседы на темы:

1. Как организовать свой день.

2. Как добиться успеха в бизнесе. «Выступать» предлагается перед а) уставшими студентами в конце занятий;

б) сотрудниками фирмы, успехи которой в бизнесе

оставляют желать лучшего.

Цель задания - попытаться установить эмоцио­ нальный контакт с данной категорией слушателей, искусно подвести к теме выступления.

Варианты вступлений обсуждаются, лучшие отме­ чаются.

Задание IV. Тренировка умения начинать и за­ канчивать выступление.

Студентам раздают карточки с названиями тем. Им нужно предложить вступление и заключение к этим темам (импровизация). Примеры тем:

1. Сотвори себя сам.

2. Дружба помогает жить.

3. Берегите любовь.

4. Как жить, не старея.

5. Резервы психики человека.

6. Как научиться владеть собой.

Практические занятия

7. Космическое будущее человечества.

8. Лучше гор могут быть только горы.

9. Море - мир красоты и чудес.

10. Музыка в нашей жизни.

11. Красота спасет мир.

Задание V. Тренировка умения отвечать на воп­ росы.

Трем студентам по очереди прелагается ответить на вопросы по своей теме. Необходимо каждый раз перефразировать вопрос, сохранив его смысл, и дать краткий ответ.

«Жюри», выбранное заранее, оценивает по 10-балль­ ной системе умение будущих ораторов отвечать на воп­ росы, учитывая:

1) насколько точно был понят смысл вопроса;

2) краткость и точность ответов;

3) впечатление от манеры отвечать (быстрота ре­ акции, самообладание, доброжелательный тон).

Задание VI. Тренировка умения выступать. Студентам предлагается готовить мини-выступле­

ние (на 3 минуты) к каждому занятию. Темы выступ­ лений, например, такие: «Это интересно знать», «Как я люблю отдыхать», «Мое отношение к предпринима­ тельству; классической музыке; альпинизму и т.п.» (любые темы, в названии которых есть слово «я» или «мой, мое»).

К главе 7 «Культура ведения полемики»

Задание I. Преподаватель вместе со слушателями выбирает тему полемики (тезис), например: «В на­ шей стране должна быть правительственная цензура средств массовой информации» (или «один госу­ дарственный язык», «платное здравоохранение», «бес­ платное высшее образование» и т.п.). Обратное ут­ верждение (не должна...) представляет собой антите­ зис. Сторонники каждого утверждения объединяют­ ся в команды и готовятся к проведению полемики, привлекая справочную и другую литературу. Необхо­ димо уточнить все термины, уходящие в тезис, проанализировать проблему по плану, предложенному в главе 5 (стр. 72-73), собрать все аргументы и подго­ товить убеждающую речь. Следует продумать способ опровержения оппонентов и критику их доводов.

На занятие приглашается «жюри». В выступле­ нии команд оцениваются:

ораторское искусство лидера каждой команды; логичность и убедительность каждого довода; качество опровержения; вопросы обеих команд; сплоченность каждой команды; тон ведения полемики;

использование тактики и приемов ведения по­ лемики;

использование уловок и их нейтрализация. Рекомендуется подготовить бланки для фикса­

ции оценок выступления команд с учетом этих кри­ териев.

Перед тем как дать слово участникам команд, пре­ подаватель рассказывает о цели занятия, пред­ ставляет членов «жюри», объявляет порядок ведения

1.Встреча прошла с большим интересом. (Встреча прошла очень интересно) -
2.Я заметил характерную ему ошибку. (Я заметил характерную для него ошибку)
3.Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали внимание нашей организации. (Хотелось бы, чтобы вы поскорее уделили внимание нашей организации)
4.Он попытался предостеречь неверный шаг директора. (Он попытался предостеречь директора от неверного шага)
5.На встрече присутствовал и представитель с завода. (На встрече присутствовал и представитель завода)
6.Обработав эти данные, выяснилась полная картина состояния дел. (Обработав эти данные, картина состояния дел полностью проявилась)
7.Мое мнение к нему как к человеку неплохое. (Моё отношение к нему, как к человеку, неплохое)
8.Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студентам стали ясны многие сложные вопросы. (Прочитав литературу, рекомендованную преподавателем, студентам стали ясны многие сложные вопрос) . Грамматическая ошибка. Неправильное употребление причастного оборота в предложении.

9.На повестке дня стоял вопрос о ресурсах. (На повестке дня был поставлен вопрос о ресурсах) . Лексическая ошибка, «вопрос» не может «стоять» .
10.Поднимаясь по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление. (Когда я поднимался по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление) . Грамматическая ошибка. Неправильное употребление деепричастного оборота в предложении.
11.Мне надоело тратить нервы на этот вопрос. (Мне надоело нервничать по этому вопросу) . Речевая. Просторечие. Речь идёт, очевидно, о трате сил, здоровья. В данном предложении не уместно.
12.Я понял, какой намек мне дали. (Я понял, на что мне намекали) .
13.У нас самая дешевая стоимость товаров. (У нас самые дешевые товары) . Речевая, нарушение лексической сочетаемость: низкая стоимость, дешёвый товар.
14.Я не хочу нагнетать обстановку. (Я не хочу накалять обстановку) . Речевая, уместнее сказать «накалять» .
15.Николай ждал меня на коридоре. (Николай ждал меня в коридоре) . Грамматическая, неправильное употребление предлогов.
16.Я не раз отмечал о том, что необходимо соблюдать инструкцию. (Я не раз отмечал то, что необходимо соблюдать инструкцию) . Грамматическая, неправильное употребление предлогов.
17.Все это сказывается на работу. (Все это сказывается на работе) . Грамматическая, неверное окончание при склонении.
18.Разрешите поднять этот тост за наши успехи. (Разрешите произнести этот тост за наши успехи) . Речевая, тост-это краткая застольная речь, её нельзя выпить или поднять, но можно произнести, провозгласить и т. д.


Некоторые попыталась сама, незнаю правильно или нет. Подскажите пожалуйста, знающие люди!

6.Обработав эти данные, выяснилась полная картина состояния дел. (Обработав эти данные, картина состояния дел полностью проявилась)
Не исправили.
После обработки этих данных состояние дел проявилось полностью.

9.На повесткУ дня был поставлен вопрос.. .

11.Мне надоело тратить нервы на этот вопрос. (Мне надоело нервничать по этому вопросу) Было просторечие, стал канцелярит.)))
11.Мне надоело нервничать по этому ПОВОДУ

16.Я не раз отмечал о том, что необходимо соблюдать инструкцию. (Я не раз отмечал то, что необходимо соблюдать инструкцию) .
Я не раз отмечал, что необходимо соблюдать инструкцию. БЕЗ "ТО".

18. Хм.. . "Поднять тост" -- вполне допустимо.))

P.S. Во, даже в словаре нашел:
1. ТОСТ, -а; м. [англ. toast]
Застольное пожелание, предложение выпить вина в честь кого-, чего-л. ; здравица. Провозгласить, произнести т. Поднять т. Выпить т. за здоровье хозяйки дома. Т. в честь именинника.
(Большой толковый словарь Кузнецова)

P.P.S. Я бы выбросил слово "этот".
Разрешите поднять тост за наши успехи.

Тема 9. БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ

Единственный способ настраивать людей
на энергичную деятельность – это общаться с ними.

Ли Якокка

Барьеры взаимодействия: мотивационный барьер, этический барьер, барьер стилей общения.

Барьеры восприятия и понимания: эстетический барьер, разное социальное положение, барьер отрицательных эмоций, состояние здоровья, психологическая защита, барьер установки, барьер двойника.

Коммуникативные барьеры: некомпетентность, неумение выражать свои мысли, плохая техника речи, неумение слушать, барьер модальностей, барьер характера.

Как преодолеть барьеры в общении? Наши типичные ошибки: неправильные ожидания в отношении партнера; нам кажется, что партнер должен догадываться о том, что мы чувствуем; не улавливаем подтекст разговора; если поведение человека нам неприятно, нам кажется, что он плохо к нам относится или даже делает это нам назло; мы стараемся оправдать ожидания собеседника. Чтобы преодолеть барьеры в общении, нужно поставить «диагноз» себе или партнеру и так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.

Вопросы для самоконтроля

1.Как связаны особенности восприятия с возникновением барьеров восприятия?

2.Что такое коммуникативные барьеры?

3.Назовите основные характеристики логического барьера и пути их преодоления.

4.Назовите основные характеристики барьера восприятия и понимания и пути его преодоления.

5.Назовите основные характеристики семантического барьера и пути его преодоления.

6.Назовите основные характеристики фонетического барьера и пути его преодоления.

7.Назовите основные характеристики барьера взаимодействия и пути его преодоления.

Задание 1

Определите, владеете ли вы навыками человека, приятного в общении:

Умеете ли вы поздороваться так, чтобы вам улыбнулись в ответ?

Умеете ли вы так прервать затянувшийся разговор, чтобы собеседник на вас не обиделся?

Умеете ли вы шуткой разрядить обстановку, остудить закипевшие страсти?

Умеете ли вы так отказать человеку, обратившемуся к вам с бестактной или несвоевременной просьбой, чтобы не прервать с ним отношения?

Если с вами грубы, можете ли вы не отвечать грубостью? Способны ли вы спокойно ответить грубияну или другим способом осадить его?

Умеете ли вы попрощаться так, чтобы вас захотелось увидеть снова?

Задание 2

Расскажите о своем опыте преодоления барьеров в общении. Проблемные ситуации обсудите.

Задание 3

Эвфемизмы – мягкие эквиваленты достаточно резких слов или выражений, которые предпочтительно завуалировать, например, вместо «он умер» – «он ушел из жизни», «бедный» – «нуждающийся», «старый человек» – «человек преклонного возраста» и т.п. Придумайте не менее 10 слов, неприятных для партнера, и подберите к ним эвфемизмы.

Задание 4

Назовите вежливые формы обращения с просьбой (прошу вас, будьте так любезны и т.п.), затем вежливые формы отказа (к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих силах и т.п.)

Вспомните о предпочтительности в определенных ситуациях просьбы в сослагательном наклонении (хотелось бы ), ответа по формуле да, но… .

Найдите формулы просьбы и отказа, уместные в общении с коллегой, с вышестоящим лицом, с клиентом фирмы.

Задание 5

Разбейтесь на пары. Один партнер должен придумать бестактную просьбу, другой – отказать в этой просьбе, но так, чтобы не прослыть занудой и не прервать отношения с человеком.

Задание 6

Работа над правильностью речи.

1.Прокомментируйте ошибки в выражениях: криминальное преступление, свободная вакансия, прейскурант цен, памятный сувенир, будущие перспективы, смелый риск, первая премьера, моя автобиография, первое боевое крещение, хронометраж времени.

2.Устраните многословие в выражениях: каждая минута времени, отступать назад, в декабре месяце, впервые познакомиться, завещать в наследство, в летний период времени, ошибочное заблуждение.

3.Объясните значения слов-паронимов и придумайте обороты со словами: сравнять и сравнить; надевать и одевать; эффектный и эффективный; экономный и экономичный; невежа и невежда; ванна и ванная; одинарный и ординарный; апробировать и опробовать; представить и предоставить; акционерный и акционерский; планировка и планирование; абонент и абонемент; хозяйничать и хозяйствовать; адресат и адресант; парламентер и парламентарий.

4.Объясните значение слов: импортировать, приоритет, гармонировать, конфиденциально, пролонгация, легитимность, адекватный, консенсус, менталитет, реноме, дивиденд, плебисцит.

Задание 7

Проработайте возможные орфоэпические ошибки в словах:

1) каталог, квартал, красивее, аристократия;

2) товарищеская ответственность, задолго, партнер;

3) осведомиться, эксперт, феномен, созыв сессии;

4) упрочение, обеспечение, хозяева, украинец;

5) оптовые цены, валовой доход, перспектива;

6) безудержный, начать, бряцать, газопровод, нефтепровод;

7) хозяева, мельком, тяжба, тесно;

8) звонит, загнутый, намерение, ходатай;

9) ходатайствовать, осведомиться, кладовая;

10) языковая колбаса, языковая ошибка, воры, в спину, вы правы;

11) одновременный, углубить, опошлить, нормировать;

12) ножницы, прочитанный, светло, некоторые;

13) намереваться, принять, в голову;

14) формировать, хаос, прибывший, давнишний;

15) истекший, бытие, дебаты, фарватер;

16) тест, темп, диспансер, демагогия;

17) тенденция, претензия, претендент, декольте;

18) компетентный (или [пент]), констатировать (или [стант]), эскорт (или экскорт), юрисконсульт (или юристконсульт), беспрецедентный (или [ценд]).

Задание 8

1.Проспрягайте глаголы понять, начать, принять в прошедшем временем, а глагол хотеть – в настоящем времени.

2.Как правильно: так много или столько много, очки надеть или одеть, осмеять или обсмеять?

3.Исправьте выражения: говорить про жизнь, ходить по дорогам, мы с Толем.

4.Просклоняйте существительные: выборы, средства.

6.Исправить выражения: более красивее, более легче, более лучше, более дешевле.

Задание 9

Отредактируйте фразы, объясните ошибку в построении предложения.

1.Встреча прошла с большим интересом.

2.Я заметил характерную ему ошибку.

3.Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали внимание нашей организации.

4.Он попытался предостеречь неверный шаг директора.

5.На встрече присутствовал и представитель с завода.

6.Обработав эти данные, выяснилась полная картина состояния дел.

7.Мое мнение к нему как к человеку неплохое.

9.На повестке дня стоял вопрос о ресурсах.

10.Поднимаясь по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление.

11.Мне надоело тратить нервы на этот вопрос.

12.Я понял, какой намек мне дали.

13.У нас самая дешевая стоимость товаров.

14.Я не хочу нагнетать обстановку.

15.Николай ждал меня на коридоре.

16.Я не раз отмечал о том, что необходимо соблюдать инструкцию.

17.Все это сказывается на работу.

18.Разрешите поднять этот тост за наши успехи.

Задание 10

Объясните смысл крылатых выражений и фразеологизмов: яблоко раздора, сизифов труд, гордиев узел, авгиевы конюшни, играть первую скрипку, вариться в собственном соку, снять стружку, через пень-колоду, зубы заговаривать, водить за нос, поставить на карту.

Задание 11. «Брачные объявления»

Каждый участник получает карточку с названием какого-то предмета, обладающего характерными свойствами: ему для полноты существования нужен другой предмет, дополняющий его. Каждый участник игры произносит текст «брачного объявления» от имени своего предмета. В первой части объявления нужно представить свой предмет: описать его внешность, самые характерные черты, интересы и увлечения; вторая часть объявления – «заказ» на будущего спутника жизни: его внешность, черты характера, интересы.

Объявление составлено правильно, если удалось найти те главные черты предмета и его «половины», сочетание которых образует прочный союз, наполнит смыслом «жизнь» обоих. Необходимо внимательно слушать, чтобы не пропустить свою пару.

Предыдущая

«Построение графика квадратичной функции» - 1. Функция у = х2. Ветви параболы симметричны относительно оси ОУ. у = x2 Функция – квадратичная; График – парабола. 4. Алгоритм построения графика квадратичной функции. 3. Выделение квадрата двучлена из квадратного трёхчлена. График симметричен относительно х = 2. Квадратичная функция. Построение графика.

«Построение графиков функций» - График функции y = sinx. Алгебра. Тема: Построение графиков функций. Выполнила: Филиппова Наталья Васильевна учитель математики Белоярская средняя общеобразовательная школа №1. Построение графика функции y = sinx. Линия тангенсов. Построить график функции y=sin(x) +cos(x).

«Построение графиков» - Построить графики функций, сжатием вдоль оси ординат. Найти все значения параметра а при каждом из которых система. Построим графический образ соответствий, входящих в систему. Решений нет, если. Определим знаки в полученных областях, и получим решение данного неравенства. 2.Пересекаем полученный график прямыми перпендикулярными параметрической оси.

«Построение многоугольников» - В природе, в окружающем мире, в быту - всюду мы видим правильные многоугольники. Деление на 12 частей. Деление на 10 равных частей. Многообразие многоугольников в мире человека. Карл Гаусс, учащийся первого курса Геттингенского университета, решил задачу, перед которой математическая наука пасовала более двух с лишним тысяч лет.

«Построение циркулем и линейкой» - Историки. Какие знания и понятия о циркуле выходят за пределы школьной геометрии? Геометрические построения с помощью циркуля и линейки. Исследователи. Кто и когда изобрёл циркуль? Моря и пустыни, Земля и Луна Свет Солнца И снега лавины… Как с помощью геометрических построений определить стороны горизонта на местности?

«Построение геометрических фигур» - Не существует инструментов для проведения прямых и плоскостей в пространстве. Инструменты построений. Чертежные машины пантограф; эллипсограф; рейсмус; графопостроитель ЭВМ или компьютера. П5: Построить (найти) точку пересечения двух данных окружностей. Координатный метод. Л2: построить прямую, проходящую через две заданные (построенные) точки.



Похожие статьи