Обучение метанию гранаты 700 гр на дальность. Процесс обучения метанию гранаты

На уроках по физической культуре в старших классах выполняется норматив в метании гранаты на дальность. Кадеты выполняют нормативы согласно НФП-2004.

Упражнение

класс

отлично

хорошо

удовлетворительно

Метание гранаты (500г) на дальность

35м

32м

28м

Метание гранаты Ф-1(600г) на дальность

35м

32м

28м

Метание гранат на дальность производится с разбегу или с места любым способом. Дальность броска замеряется от линии метания длинной 4 метра и шириной 7 см. по коридору шириной 10 м. Планка закрепляется в уровень с поверхностью стадиона. Дорожка для разбега размечается линиями шириной 7 см. Ширина дорожки для разбега 1.25м, а длина 25-30 м. На последних 6-8 метрах дорожка имеет уширение до 4 м.

Метание на дальность выполняется тремя гранатами. Засчитывается лучший бросок. С разрешения судьи участник метает гранаты. Бросок засчитывается после команды старшего судьи «Есть». Если граната упала в границах коридора, и, если участник не нарушил правила метания, при нарушении правил метания попытка не засчитывается.

Нарушением правил считаются:

    касания земли любой частью тела;

    заступ на планку или касание ее сверху;

    падение гранаты (даже случайно) во время разбега или замаха впереди планки;

    выход из сектора после броска или до команды «Есть».

Техника метания

Техника метания гранаты на дальность состоит из трех частей:

    разбег;

    бросок;

    остановка после броска.

Граната при метании на берется в обхват за рукоять. Большой палец захватывает снизу, остальные сверху. Граната при этом располагается на ладони чуть наискось. Мышцы предплечья и кисти должны быть относительно расслаблены.

Разбег служит для придания наибольшей начальной скорости гранате во время броска. Он состоит из двух частей: предварительной – от старта до контрольной отметки и заключительной – от контрольной отметки до линии метания.

В исходном положении рука с гранатой поднята над плечом. В начальной части разбега руки работают в соответствии с темпом бега. Бег выполняется с постепенным ускорением.

В заключительной части разбега выполняются бросковые шаги с одновременным отведением руки с гранатой назад и поворотом плеч и корпуса вправо. Отведение руки с гранатой должно сочетаться с ритмом шагов ног.

На втором бросковом шаге рука с гранатой полностью отводится назад. Граната находится на уровне плеча. Корпус откланяется назад. Смотреть необходимо вперед.

Третий скрестный шаг широкий, свободный выполняется максимально быстро. От этого шага зависит успешный переход от разбега к броску. Правая нога ставится на землю под углом 45 градусов. Носок развернут наружу. Корпус откланяется назад. Рука с гранатой отведена назад, кисть находится на средней линии туловища.

На четвертом шаге совершается бросок. Левая нога ставится на пятку с переходом на всю стопу. Корпус, рука и нога принимает положение «натянутого лука». Затем корпус поворачивается налево, а рука выполняет захлестывающее движение, в котором участвует предплечье и кисть (рис.1).

Рисунок 1. Техника метания на четыре шага

Следующая задача остановиться и не заступить за линию метания. Для этого выполняются стопорящие прыжки на правой ноге. При метании граната может отводиться вверх назад по дуге и вниз по дуге. При отведении гранаты вверх по дуге, бросок получается более точным. Выполняется на четыре бросковый шага. При отведении гранаты вниз назад необходимо иметь более тренированный плечевой сустав. Такое метание выполняется на три, пять бросковых шагов (рис.2).

Рисунок 2. Метание гранаты с отведением руки вверх назад по дуге

Методика обучения метанию

Метание гранаты на дальность технически сложное упражнение. Для овладения техникой метания необходимо тренировать скоростно-силовые качества, координацию движений. Добиваться выполнения упражнений с максимальной амплитудой. Выполнять метания различных снарядов и всевозможными способами.

Последовательность обучения метанию, следующая:

    с места;

    в движении ( c трех, четырех шагов);

    с разбегу.

Метание гранаты с места

Начальный этап обучения метанию гранаты с места включает следующие упражнения:

    Исходное положение ноги на ширине плеч, рука отведена назад вверх за голову. Выполнить прогиб в пояснице, замах и бросок. Вначале броски выполняются на минимальное расстояние. Затем расстояние броска увеличивается. При метании метающая рука проходит ближе к голове. Метание выполнять не опуская руку ниже уровня плеча. Это упражнение выполнять двумя руками.

    Исходное положение левая нога впереди на всей стопе, правая сзади на носке. Выполнять бросок обращая внимание на выпрямление правой ноги. И захлестывающего движения рукой. Конечное положение после каждого броска фиксировать, и проверять положение ног. Это упражнение выполнять двумя руками.

    Исходное положение левая нога впереди правая сзади. Рука отведена назад за голову, корпус повернут левым боком вперед. При выполнении броска обращать внимание на поворот корпуса и выпрямление сзади стоящий правой ноги. Это упражнение выполнять двумя руками.

    Исходное положение правая нога впереди левая сзади. Рука с гранатой за головой. С шагом левой ноги вперед выполнить метание гранаты. Обратить внимание на перенос тяжести тела с левой ноги на правую, и на активный поворот туловища. Стремиться выполнить бросковое движение начиная с правой стопы, правого бедра, туловища и руки последовательно включая в работу мышцы названных частей тела. Это упражнение выполнять двумя руками.

Метание гранаты в движении

Следующим этапом обучения метанию гранаты является метание в движении или с ходу. Как правило на этом этапе обучение проводится с трех или четырех шагов.

При метании с трех шагов:

Исходное положение лицом в направлении метания, граната в руке на уровне пояса. С шагом левой ноги вперед, отвести руку с гранатой вниз назад. Выполнить скрестный шаг правой ногой и поворот туловища направо. И с постановкой левой ноги вперед выполнить бросок гранаты. Обратить внимание на раннее изученный элементы техники броска.

При метании с четырех шагов:

Исходное положение левая нога впереди, граната в руке на уровне пояса. С шагом правой ноги вперед рука с гранатой отводится вверх назад. Корпус поворачивается направо. Шаг левой ногой. Скрестный шаг правой ногой с поворотом стопы. И с постановкой левой ноги выполняется бросок. Корпус поворачивается налево. Движение руки из-за головы. Разучивать и тренировать метание нужно начинать в медленном, среднем и максимальном темпе.

Метание гранаты с разбегу

Метание с разбегу – технически сложное упражнение. Начало разбега напоминает свободный бег с ускорением. Постепенно увеличивается длина и темп беговых шагов. Попаданием на контрольную отметку начинаются бросковые шаги, во время которых происходит отведение гранаты, поворот корпуса, скрестный шаг, бросок. Необходимо, как бы, обогнать снаряд.

Чтобы освоить технику метания требуются продолжительные тренировки. Но без использования вспомогательных упражнений добиться хорошего результата сложно.

Вспомогательные упражнения

Вспомогательные упражнения:

    со штангой;

    с гирей и диском от штанги;

    с медицин болом;

    резиновым жгутом;

    беговые упражнения;

    на гибкость и расслабление.

Со штангой необходимо выполнять следующие упражнения:

    толчок штанги вверх от груди;

    выпрямление рук в локтях за головой;

    рывок;

    выпады со штангой на плечах;

    приседания с последующим выходом на носки;

    наклоны туловища вперед, назад, влево, вправо;

    подскоки.

Упражнения с гирей и диском от штанги:

    выталкивание гири вверх из положения приседа;

    прыжки на одной ноге с гирей в руках;

    толчок гири вверх из исходного положения левая нога впереди;

    повороты корпуса влево, вправо диск в согнутых руках.

С медицин болом различных весов следует использовать упражнения:

    бросок двумя руками из-за головы в шаг;

    бросок одной рукой с поворотом корпуса справа налево в шаге;

    броски одной, двумя руками, когда ноги стоят параллельно (бросок выполняется за счет силы рук и туловища);

    бросок одной двумя руками с двух шагов правой, левой;

    подбрасывание вверх из-за головы;

    бросок в пол из-за головы.

С резиновым жгутом:

    тяга рукой;

    жгут в руке натянут, поворот туловища;

    жгут зафиксирован на поясе выпрямление согнутой ноги.

Беговые упражнения:

    бег с высоким подниманием бедра;

    бег с высоким подниманием бедра на месте с опорой о стену;

    многоскоки;

    бег скрестными шагами левым боком вперед;

    бег с ускорением на 50-60 метров;

    бег с ускорением, старт из различных исходных положений;

    бег барьерный;

    прыжки с места и разбега в длину;

    прыжки тройные, пятерные, десятерные;

    бег с гранатой в руке, с многократным отведением ее вверх назад.

Упражнения на гибкость и расслабление очень важны. Следует использовать следующие упражнения:

    пружинящие наклоны вперед, руки на плечах партнера;

    лежа на передней части бедра, наклоны вперед;

    лежа на задней части бедра, наклоны назад;

    сидя спиной к стене подняться и прогнуться в пояснице, упор руками о стену;

    покачивание в максимальном шпагате со сменой ног;

    выполнение гимнастического мостика с помощью и самостоятельно;

    различные махи и подъемы ногами и телом в положении виса на перекладине;

    махи ногами в разных направлениях с опорой на руки;

    встряхивание рук с опусканием их вниз;

    встряхивание ног, лежа на спине.

В метании гранаты необходимо тренировать и совершенствовать скоростно-силовые качества, а также координацию движений. Стараться выполнять упражнение с максимальной амплитудой, а также тренироваться по средством метания различных снарядов и всевозможными способами.

Труд над техническими и физическими составляющими метания гранаты непременно окупится личным рекордом и вызовет радость о проделанных тренировках.

Карманное оружие, ручное вооружение и метательное оружие, гранаты - объединяют современную огневую мощь и проверенную временем надежность сильной комбинации. Поскольку даже неметательные гранаты могут быть очень опасными, если неправильно используются, «чрезвычайно» важно знать, как обращаться с ней и бросать ее безопасно, прежде чем вы попытаетесь это сделать. Следует иметь ввиду, что никакое письменное руководство, даже достаточно информативное, не может заменить совет закаленного эксперта по оружию, таким образом, «никогда» не используйте гранату, пока вы не прошли обучение в военной или полицейской школе.

Шаги

Бросок из положения стоя

    Определите местонахождение вашей цели, перед вами готовая граната. В отличие от огнестрельного оружия, не существует способа «направить» гранату на ваших врагов так, чтобы был выбор, что повредить, гранаты без разбора поражают цель всецело: будь то друг или враг, которые находятся в пределах радиуса взрыва. Поэтому важно знать, где ваш противник, прежде чем потянуть чеку. Даже не берите гранату, пока вы не определили вражеское положение, вы намереваетесь нанести удар. Вы ведь не хотите остаться с действующей гранатой и не найти места, куда ее бросить.

    Захват гранаты в руке для броска. Когда вы нашли цель, и готовы бросить гранату, захватите ее в той руке, которую вы обычно используете для броска. Захватите гранату в ладони вашей руки с чекой. Используйте большой палец, чтобы оказать устойчивое давление на рычаг безопасности - большой, квадратный, металлический рычаг, идущий от вершины к низу гранаты.

    Сдвиньте чеку гранаты другой рукой. Захватите кольцо на стороне механизма рычага, просунув палец через него, и удалите его, потянув, крутящими движениями. Чека, держащая рычаг на месте, должна стать меньше. Обратите внимание на то, что, вопреки изображению гранат в фильмах по телевизору, их плавкие предохранители не обязательно загораются, когда вы тянете чеку. Скорее это произойдет, когда вы отпустите рычаг, и предохранитель загорится, поэтому держите давление на рычаг, пока вы не бросите гранату.

    Бросок с движением сверху вниз. Гранаты могут быть брошены естественно. Тем же самым путем вы можете бросить мяч. Чтобы бросить гранату, поставьте ноги примерно на ширине плеч, немного согнув в коленях, отведите руку назад и бросьте гранату из-за головы, сделав большой шаг вперед. Ваша рука должна пройти рядом с вашим ухом, и вы должны немного повернуть бедра. Позвольте гранате скатиться до ваших кончиков пальцев.

    • Для максимального расстояния и точности, бросая гранату, выполните движение броска. Таким образом, после того, как граната полетит, опустите руку вниз и продолжайте поворачиваться немного в бедрах.
  1. Спрячьтесь! Используйте время, которое у вас есть перед взрывом гранаты, чтобы защитить себя. Присядьте, встаньте на колени или скройтесь за любым доступным покрытием, чтобы защитить себя от осколков. Следует иметь в виду, что в таких ситуациях, в которых вы, вероятно, будете использовать гранату, вы, скорее всего, захотите спрятаться не только от взрыва гранаты, но также и от вражеского огня, поэтому не тратьте время впустую и прячьтесь.

    Бросок из положения, стоя на коленях

    1. Встаньте боком к вашей цели. Зачастую в боевых ситуациях у вас не будет возможности бросить гранату из свободного положения. Например, если вы будете «подперты» сзади вражеским огнем, то вы не захотите высовываться и вставать, чтобы бросить гранату. К счастью, есть возможность бросить гранату из положений, которые минимизируют вашу подверженность ответу.

      • Чтобы бросить гранату из положения, стоя на коленях, начните, занимая надлежащую позицию. Согните колени, чтобы опуститься близко к земле, затем поверните тело на 90 градусов подальше от направления, в котором вы намереваетесь бросить гранату так, чтобы ваше плечо находилось «подальше» от вашей цели. Трудно получить тот же бросок в положении на коленях, который вы получили бы в положении стоя. Самым разумным выбором будет бросок через ваше тело, это максимизирует силу броска.
    2. Снизьтесь перед броском и сфокусируйте всю силу броска позади вас. Согнитесь и прижмитесь к земле так, чтобы ваше колено указывало на вашу цель. В то же время вытянитесь так, чтобы боковая сторона вашего ботинка коснулась земли. Держите свое тело прямо и напряженно для максимальной стабильности.

      • Имеется в виду, что позиция, стоя на коленях, которую вы используете, чтобы бросить гранаты, «не является» тем же самым типичным видом позиции, которую вы можете использовать в обычных небоевых ситуациях (так, когда вы должны взять что-то с пола). Эта измененная позиция придает дополнительную стабильность и поддержку. Совершив бросок, вы не сможете продвинуться, просто опускаясь одним коленом на пол и сгибая другое.
    3. Протяните вашу руку перед броском. Держите гранату напротив груди, вытаскивая чеку и удерживая рычаг. Поскольку вы поднимаете руку перед броском назад, протяните другую руку к своей цели, вытянув пальцы. Держите руку до броска под небольшим углом (приблизительно 45 градусов). Если вы поместите руку правильно, вы должны проверить, насколько и как сгибается рука.

      • Как упомянуто выше, позиция, стоя на коленях, не предусматривает такого сильного броска, как позиция «стоя». Разместите вашу руку перед броском таким образом, чтобы позволить себе делать дополнительные движения после броска, это немного увеличит вашу силу.
    4. Бросок движением сверху вниз. Запустите гранату за голову, пронеся руку мимо уха и повернувшись в бедрах. Для увеличения силы броска отодвиньтесь в сторону.

      • Не забудьте спрятаться! Расположитесь максимально низко за самым крепким ближайшим укрытием. Как всегда, если нет ближайшего укрытия, прижмитесь с силой к земле против направления взрыва.

    Бросок из положения лежа

    1. Лежа на спине, удалите чеку. Из всех положений броска гранаты, положение лежа, как правило, предполагает наименьшее количество силы, расстояния и точности, таким образом, когда возможны другие позиции, они предпочтительнее. Однако в ситуациях, когда вы находитесь за очень низким укрытием, вы не можете рисковать и подвергать себя вражескому огню. Не торопясь, попробуйте встать в положение на колени. В тех случаях, когда бросок лежа, может быть единственным способом нанести удар врагу, не подвергайте себя смертельной опасности.

      • Чтобы начать, лягте на спину за укрытием. Вы должны лежать параллельно взмаху вашей руки при броске, расположенной далеко от вашей цели. Это позволит вам легко захватить и подготовить гранату возле вашей груди, а также открывает вам самые лучшие варианты укрытий от взрыва.
    2. Поднимите ваше тело назад и приготовьте гранату, чтобы бросить ее. Нагнитесь под углом 90 градусов, чтобы тело соприкоснулось с коленями. Поставьте боковую сторону своего ботинка вдоль земли. Как и в позиции на коленях, это придаст вам дополнительную стабильность и силу при броске.

      • Одновременно, подготовьте гранату, вытаскивая чеку и отпуская рычаг. Поднимите руку рядом с ухом и подготовьтесь бросать.
    3. Бросьте гранату через ваше тело. Чтобы бросить гранату, оттолкнитесь, поскольку вы запускаете гранату от своего тела. Выполните эти движения. В случае необходимости вы можете даже провернуться полностью. Поддерживайте на низком уровне голову и тело во время броска, однако, основное преимущество позиции лежа состоит в том, что она минимизирует риск вражеского огня, поэтому останьтесь лежать.

      • Если можете, используйте так же нерабочую руку, чтобы захватить любой объект перед вами для дополнительной устойчивости.
    4. Спрячьтесь. Так как вы уже лежите, вы не должны «наклоняться» после того, как вы выпустите гранату. Однако, вы должны удостовериться, что находитесь позади любого доступного укрытия. Как упомянуто выше, если нет никакого доступного укрытия, вы должны лечь против взрывной волны, чтобы минимизировать повреждения.

      • Помните, что в надлежащей форме вам будет тяжело получить тот же самый результат броска на расстоянии из положения, лежа, как и из положения «на коленях» и (особенно) положения стоя. Поскольку граната, вероятнее всего, будет ближе к вам при взрыве, более важным моментом является защита себя после броска.

    Безопасный бросок гранаты

    1. Выберете правильную гранату для вашей работы. Гранаты имеют огромное разнообразие форм. Некоторые сделаны для поражения врага, другие, для того, чтобы просто ошеломить или подчинить его, сохранив ему жизнь, и еще для того, чтобы причинить ущерб имуществу. Чрезвычайно важно знать о типе гранаты, которую вы бросаете, прежде чем вы бросите ее. Если вы используете неправильную гранату, результаты могут иметь катастрофические последствия. Ниже несколько наиболее распространенных типов гранат:

      • Фрагментационные гранаты: производят много маленьких осколков при взрыве. Обычно используется для смерти небронированных целей, на близких расстояниях с быстро уменьшающейся эффективностью в более длинных диапазонах. Осколки могут проникнуть через мягкие ткани, такие как древесина, пластырь, олово, но не повредит шлакоблоки, мешки с песком и броню.
      • Фугасные гранаты: создают взрыв с чрезвычайной силой. Этот эффект усиливается в окружающей среде, особенно в городских районах и бункерах, укреплениях и так далее. Может также использоваться для запланированного сноса.
      • Самодельные зажигательные гранаты: производит чрезвычайно высокотемпературный огонь. Может поджечь огнеопасные структуры, разрушить оборудование и оружие, и даже проникнуть через бронированные машины в определенных ситуациях.
      • Дымовые гранаты: производит или белый, или цветной дым. Обычно используемый метод, чтобы скрыть пехоту или движение легкового автомобиля, или как знак для своих.
      • Гранаты шокового действия или светошумовые гранаты: производят оглушительный удар и яркую вспышку на мгновение, дезориентируя цели в бою.
      • Отравляющее вещество лежит в основе гранаты: обычно она заполняется слезоточивым газом, резиновыми окатышами или другими несмертельными средствами устрашения. Эти гранаты предназначаются, чтобы разогнать и подчинить толпу, не вызывая смертельные раны.
    2. Изучите радиус действия вашей гранаты. Гранаты могут легко вызвать жертвы среди своих, если они взрываются слишком близко к вам, таким образом, чрезвычайно важно знать, какие диапазоны считают «безопасными». Даже, если вы будете далеко за пределами летального радиуса действия вашей гранаты, вы захотите спрятаться, прежде чем она взорвется. Довольно редко, представляется возможным обнаружить осколки, обломки или взрывы вне определяемого летального диапазона, поэтому не подвергайте себя этим опасностям напрасно.

      Проявите особое внимание и осторожность, «подготавливая» вашу гранату. Так как у гранат есть рассчитанный плавкий предохранитель, для вражеской цели теоретически возможно взять гранату и отбросить ее назад, чтобы попасть в вас. Во избежание этого, некоторые солдаты используют технику, названную, «подготовка» гранаты, преднамеренно держа ее в течение короткого времени перед броском, чтобы сократить количество времени, в которое враг должен отбросить ее назад. Чтобы приготовить гранату, потяните чеку, выпустите рычаг, посчитайте до «одного тысячи одного» или «двух тысяч одного», затем бросьте. У большинства боевых гранат есть четыре или пять вторых плавких предохранителей, таким образом, «не готовьте вашу гранату больше одной или двух секунд», если вы не уверены, что ее плавкий предохранитель более длинный Спрячьтесь, прежде, чем граната взорвется. Этот момент может буквально иметь тонкую грань между жизнью и смертью, особенно если вы находитесь в пределах ее смертельного диапазона. Помещение с физическими барьерами является почти всегда хорошей идеей (за исключением дымовых гранат по очевидным причинам). Однако не все формы укрытия равны, когда дело доходит до гранат. Для вашей личной безопасности важно понять различие между «хорошим» и «плохим» укрытием, прежде чем вы бросите свою первую гранату.

    Это достаточно высокая температура, которая может пропалить даже сталь, таким образом, здесь важно расстояние для собственной защиты от этих гранат.

    • Приспособьтесь к своей ситуации. Используйте месторасположение в своих интересах.
    • Помните, чем ближе ваше положение напоминает положение, стоя, тем дальше вы можете бросить гранату. Используйте руки и ноги, чтобы максимизировать свой диапазон.

    Предупреждения

    • Если в вашей гранате используется заряд взрывчатого вещества какого-либо типа или обломки от какого-либо крепления, это может вызвать серьезную травму.
    • Фрагментационные гранаты М67 чрезвычайно опасны! Они разработаны, чтобы наносить смертоносные удары на расстоянии пяти метров и приводить к жертвам - в пятнадцати метрах. Не используйте их нигде, кроме боя и боевых учениях.

Введение ……………………………………………………………………3

1. Легкая атлетика…………………………………………………………4

2. Виды легкой атлетики…………………………………………………..5

3. Метание мяча…………………………………………………………….7

Заключение…………………………………………………………………11

Список литературы………………………………………………………….12

Введение.

Легкая атлетика является комплексным видом спорта, включающим в себя различные виды дисциплин. Она по праву считается королевой спорта, недаром, два из трех призывов в девизе «Быстрее, выше, сильнее» можно не задумываясь отнести к именно легкоатлетическим дисциплинам. Легкая атлетика составляла основу спортивной программы первых олимпийских игр. Свои позиции легкой атлетике удалось завоевать за счет простоты, доступности и, если хотите, естественности своих соревновательных дисциплин.
Лёгкая атлетика - совокупность видов спорта, объединяющая такие дисциплины, как ходьба, бег, прыжки (в длину, высоту, тройной, с шестом), метание (диска, копья, молота), толкание ядра и легкоатлетические многоборья. Один из основных и наиболее массовых видов спорта.

1. Легкая атлетика.

Легкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта; включает бег и ходьбу на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания спортивных снарядов, легкоатлетические многоборья. Зародилась в Великобритании в 18 в. В Международной любительской федерации - ИААФ (IAAF; основана в 1912) ок. 190 стран (1991). В программе Олимпийских игр с 1896, чемпионаты мира с 1983, Европы с 1934. Годом рождения отечественной легкой атлетики считается 1888 год. Тогда в дачном местечке Тярлево, неподалеку от Царского Села (ныне г. Пушкин под Петербургом), возникает первый в России кружок, члены которого стали заниматься бегом. Затем этот кружок перебазировался в столицу на Петровский остров под именем "Петербургское общество любителей бега" (1890 г.), а позднее "Петербургского общества любителей спорта" (1893 г.). К 1895 г. легкая атлетика в России включала в себя: бег, спортивную ходьбу, прыжки в длину и высоту с разбегом и без разбега, метание ядра, метание кожаного мяча, тройной прыжок с места и разбега, барьерный бег, кросс... Основателем, первым председателем, душой этого общества был банковский служащий Петр Павлович Москвин - энергичный, деятельный, подвижный, небольшого роста, с густыми черными усами и такими же черными всегда веселыми глазами человек. Популярность его была чрезвычайно высока, хотя он не был ни чемпионом, ни рекордсменом, не прославил себя на международной арене. П. П. Москвин был не только основоположником организованных занятий легкой атлетикой в России, но и пионером некоторых других видов спорта. Например, впоследствии он ввел игру в хоккей в спортивную жизнь городов Дальнего Востока. В 1945 г. ему было присвоено звание Заслуженного мастера спорта за огромный вклад в дело развития российского спорта. Международная Любительская легкоатлетическая Федерация (ИААФ) создана в 1912 г. и объединяет около 210 национальных федераций. Олимпийская программа неоднократно изменялась. В разное время в нее входили такие дисциплины, как бег 60 м, командный бег 5000 м, бег 2500 и 4000 м с препятствиями, прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, перетягивание каната, триатлон и др. Современная программа Олимпийских игр включает 44 вида соревнований (24 для мужчин и 20 для женщин): бег 100, 200, 400, 800, 1500, 10000 м, марафонский бег 42,195 км, 100, 110 и 400 м с барьерами, с препятствиями 3000 м, эстафеты 4x100 и 4x400 м, спортивную ходьбу 10, 20 и 50 км, прыжки с шестом, в высоту, в длину, тройной, толкание ядра, метания диска, молота, копья, семиборье, десятиборье. Допуск на Олимпийские игры получают спортсмены выполнившие нормативы МОК и НОК.

2. Виды легкой атлетики.

Ходьба Спортивная ходьба по технике движений отличается от всех видов ходьбы постановкой выпрямленной в коленном суставе ноги. Однако, общим для всех видов ходьбы является постоянный контакт ноги с грунтом одной или двух ног одновременно. За появление фазы полета скороходы дисквалифицируются намного чаще, чем за другую наказуемую ошибку, когда согнута опорная нога ходока в момент вертикали. Моментом вертикали называют момент начала обгона маховой ноги опорной. Скорость в спортивной ходьбе вдвое-втрое выше, чем в обычной и достигает 14-16 км/час. Рекорды в спортивной ходьбе регистрируются на дорожке стадиона не более 500 м на дистанциях от 3-х км до результатов суточной ходьбы (более 200 км). Высшие достижения регистрируются на шоссе. На крупнейших соревнованиях мужчины идут 20 км и 50 км, а женщины идут 20 км.

Бег Бег занимает наибольшую часть программы легкой атлетики и имеет 4 разновидности: гладкий бег, бег с препятствиями (искусственными и естественными), эстафетный бег.

Прыжки
Прыжки в легкой атлетике проводятся в длину, в длину тройным, в высоту и в высоту с шестом, как для мужчин, так и для женщин. Результат фиксируется в метрах и сантиметрах.

Метания В метания входят: толкание ядра весом 7257 г для мужчин и 4000 г – для женщин, метание молота такого же веса, метание копья (800 г и 600 г), метание диска (2 кг и 1 кг), гранаты (700 г и 500 г) и теннисного мяча. Последние два вида являются вспомогательными для обучения метанию копья. Во всех видах метаний производится предварительный разгон снаряда, позволяющий увеличить скорость снаряда при отрыве от рук метателя (вылете).

Многоборья Легкоатлетические многоборья включают много видов легкой атлетики. Классическое мужское десятиборье – это бег на 100, 400, 1500 м, 110 м с барьерами, прыжки в высоту, с шестом, в длину, метание копья, диска, толкание ядра. Классическое женское семиборье – это бег 100 м с барьерами, 200 м, 800 м, прыжки в длину и в высоту, метание копья и толкание ядра. Результат определяется в очках, подсчет которых идет по специальной таблице.

В настоящее время мировая легкая атлетика находится в двойственной позиции – с одной стороны, успешное развитие, с другой – огонь критики. В спорте возникает множество проблем, решение которых кажется не вполне реальным. Перед лицом таких проблем для эффективного их решения необходим полный и детальный анализ сложившейся ситуации с целью поиска реального выхода. Существует 12 наиболее сложных проблем в современной легкой атлетике – это проблемы зрителей, спортсменов, тренеров, соревнований, спортивных площадок, телевидения, стимулирования, культуры, обслуживающего персонала, некоторых иллюзий, демографии и допинга.

3. Метание мяча.

Метание мяча выполняется из различных положений - ­стоя, с колена, лежа. Метание мяча делится на фазы: разбег, финаль­ное усилие (бросок), торможение.

Техника хвата и выпуска снаряда

Мяч удерживают фалангами пальцев метающей руки, три пальца размещены как рычаг сзади мяча, а мизинец и большой поддерживает сбоку.

Методика обучения

· Бросок мяча кистью руки вниз перед собой.

· Бросок мяча вперед в цель.

· Стоя в шаге, рука с гранатой (мячом) отведена назад-вверх.

Упражнения с малыми мячами

· Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой, лов­ля двумя руками. То же, ловля одной рукой.

· Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой. Пос­ле удара мяча об пол поймать его:

а) двумя руками;

б) снизу правой (левой) рукой;

· Броски мяча вверх правой рукой, ловля левой, и наоборот.

· Удар мячом о пол сверху вниз правой (левой) рукой, ловля снизу.

· То же, но поймать мяч сверху правой (левой) рукой.

· Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой. Хло­пок в ладоши (перед собой или за спиной) и ловля мяча пра­вой (левой) рукой. То же, но хлопок после удара мяча об пол.

· Передача мяча из одной руки в другую над головой, из-за спины, между ног.

· Бросок мяча вверх. Поворот кругом через левое (правое) плечо и ловля мяча:

а) двумя руками;

· То же, но вместо броска сильный удар мячом о пол

· Учащиеся выстраиваются в шеренгу на расстоянии 2 – 3 м от стенки. Мяч в правой (левой), бросок из-за головы в стену и ловля двумя руками. То же, но после отскока мяча от пола.

· Перебрасывание мяча в парах на расстоянии 3 - 4 м из-за головы одной рукой и ловля двумя снизу. То же, но расстояние между партнерами увеличивается.

· Бросок мяча в стену из-за головы с расстояния 4 - 6 м и ловля одной рукой после отскока.

· То же, но перед ловлей выполнить хлопок в ладоши, присесть, выпрямиться, повернуться кругом.

Методические указания

Рука с мячом над плечом на уровне головы, ноги врозь; затем в шаге, левая впереди. При броске локоть с мячом находится близко к голове и не опускается ниже уха, финальное движение кистью долж­но быть ускоренным. Выполнить метание гранаты с места из-за головы, заканчивая кистью и вращением гранаты в вертикальной плоскости.

Техника финального усилия (броска)

Стоя левым боком в направлении метания, ноги «в шаге» тяжесть тела не правой ноге, носок которой развернут «в шаге» под углом 30°, левая нога впереди, носком внутрь. Рука с мячом отведена назад на уровне плеча, плечи незначительно повернуты направо, левая рука перед грудью, согнута в лок­те.

Движение начинается с разгибания правой ноги вперед - вверх, поворачивая пятку наружу, подает вперед правую сто­рону таза с плечом и переносит вес тела на левую ногу. Одновременно правая рука, сгибаясь в локтевом суставе, «берет на себя» снаряд, проходя через положение «натянутого лука». Быстрым движением плеч и руки вперед-вверх метатель выполняет бросок. После броска сделать шаг пра­вой ногой вперед - с поворотом носка внутрь и сгибанием но­ги в коленном суставе.

Методика

· «Стоя в шаге», левая нога впереди, рука с мячом над плечом

· То же, выполняя бросок слитно

· Стоя левым боком, левая нога приподнята, правая рука с мячом отведена назад, левая согнута перед грудью

· Метание мяча в цель и на дальность.

Методические указания

На счет «раз» - рука с мячом отводится назад на уровне плеча, правая нога сгибается, туловище закручивается и наклоняется вправо, на счет «два»- поворачиваясь грудью вперед, выпрямляя правую ногу и поднимая руку с мячом вперед, примять положение «натянутого лука», на счет «три» - бросок.

Введение

Изучению и совершенствование техники метания способом «бросок из-за головы через плечо», к которому относится метание гранаты (или любых утяжеленных предметов – из-за отсутствия средств и инвентаря), не всегда уделяется должное внимание.Метание копья относится к технике метания данным способом и имеет тысячелетнюю историю. Еще во второй половине V века древний ваятель Поликлет создал своего знаменитого «Дорофора», статую атлетически сложенного юноши с коротким копьем в руках, выражающую стремление к гармоничному развитию человека.

Впервые метание копья появилось на Олимпийских играх в Древней Греции и являлось составной частью пятиборья, в которое входили: бег на одну стадию, прыжок в длину, метание диска, копья и борьба. Копье метали с небольшого возвышения, причем копье держали при помощи петли из кожаного ремня, в которую метатель вставлял пальцы. Нередко можно слышать, что легкоатлетические упражнения просты и доступны для выучивания. Это не так. Действительно, основой легкоатлетических упражнений служат ходьба, бег, прыжки метания. Однако внимательное изучение техники этих движений в легкоатлетических видах указывает на то, что они доведены до высочайшей степени усовершенствования. В технике движений копьеметателя (и других метателей) существует много тончайших нюансов: в его разбеге, последних шагах и всех фазах согласования движений ног, туловища и рук.

Метания относятся к военно-прикладным умениям и навыкам. Они составляют важную часть подготовки школьников к службе в армии.

Совершенствование техники.

Основой совершенствования техники метания является координационный навык броскового движения в сочетании со скоростью разбега. Однако единого мнения, что является определяющим элементом техники метания, у специалистов и спортсменов нет. Финская школа метания считает, что главное – это умение быстро выполнить все движения и сочетать в финальном усилии поворотно-разгибательное движение правого бедра и хлестообразное движение руки с ритмом разбега. Советская ленинградская школа метания (в частности В.И. Алексеев) считала главенствующим сочетание разбега с финальным усилием. Олимпийская чемпионка Э. Озолина подчеркивает важную роль элементов финального усилия – взятие «на себя» и выход грудью в последнем бросковом шаге. Обгон снаряда в с крестном шаге, совмещение тяговых усилий с осью снаряда и предполагаемой траекторией полета снаряда, сочетание работы метающей руки и левой ноги – моменты, на которых заостряли внимание тренеры сборной команды СССР В. В. Кузнецов и В.И. Алексеев.

Мы считаем важным добавить в финальное усилие резкий выдох, который, по нашему мнению, многократно увеличит силу броска и скорость полета (как в восточных единоборствах в момент удара или броска). Большинство специалистов сходятся в одном: важен ритм и свобода в движениях.

Главным средством в совершенствовании техники метания предметов является повторное выполнение упражнения. Под упражнением в данном случае надо понимать как целостное выполнение движений при метании предметов и вспомогательных снарядов, так и комплекс специальных и имитационных упражнений, помогающих создать правильные мышечные ощущения. С этой целью рекомендуем выполнять имитационные упражнения со снарядами и без них. При этом на замах делать вдох через нос, а на финальное усилие – выдох через рот, как в восточных единоборствах.

Процесс обучения метанию гранаты.

Процесс обучения метанию гранаты 600 г на дальностьделится на три этапа: ознакомление, разучивание, тренировка (совершенствование).

Ознакомление направлено на создание у обучаемых правильного представления о разучиваемом упражнении, и ясного понимания его структуры.

Для ознакомления необходимо:

Назвать упражнение в точном соответствии с НФП: «Упражнение 52. Метание гранаты 600 г на дальность»;

Образцово показать упражнение лично или с привлечением одного из сержантов подразделения (заранее подготовленного и отлично выполняющего упражнение военнослужащего из числа обучаемых). Показ должен быть слитным, четким и точным, в установленном темпе, чтобы у обучаемых сложилось полное представление об упражнении в целом.

Упражнение выполняется в комплексе с подходом к месту метания и отходом от него, а также со всеми командами и докладами. Во время показа упражнения обучаемые должны находиться в одно (двух) шереножном строю вдоль сектора метания, лицом к нему, чтобы видеть показ упражнения в профиль.В случае личного показа руководитель командует сам себе;

Объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение. Объяснение техники выполнения элементов упражнения осуществляется лаконично, без лишних подробностей. Внимание обучаемых задерживается только на наиболее существенных, по мнению руководителя, деталях техники и элементах соединений или комбинаций, от которых во многом зависит качество выполнения упражнения.Следует указать, что основное предназначение изучаемого упражнения - развитие у обучаемых специальных двигательных качеств и создание предпосылок психологической устойчивости при метании боевых гранат.Прикладное назначение данного упражнения заключается в способности обученного военнослужащего метать боевосколочные противопехотные гранаты в цель на дальность и точность.

Метание гранаты 600 г на дальность изучается на занятиях по ускоренному передвижению и лёгкой атлетике, а совершенствуются – на комплексных учебно-тренировочных занятиях и на занятиях по другим предметам боевой подготовки.

Руководитель доводит, что это упражнение входит составной частью в упражнения 32, 33, 34, 35 и 37 (упражнения на полосе препятствий) и в упражнение 50 «Бег на 3 км с метанием гранат и стрельбой». Оно включается в перечень упражнений, выполняемых во время плановых занятий и спортивно-массовой работы в период подготовки подразделений к боевым действиям;

Показать упражнение еще раз по частям с попутным объяснением техники выполнения. Упражнение показывается с остановкой после разбега до линии метания с замахом рукой в движении. Руководитель объясняет технику выполнения бросковых шагов и порядок выполнения стопорящих прыжков.

Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков и совершенствование техники выполнения упражнения.Метание гранаты 600 г на дальность представляет собой физическое упражнение сложное для обучаемых и состоит из нескольких составных элементов, поэтому его разучивание целесообразно проводить по разделениям.В начале метание гранаты разучивается с места, а затем с двух и четырех шагов по разделениям. Метание с полного разбега начинается на малой скорости беговых шагов после медленной ходьбы, чтобы прочувствовать координацию движений. Затем скорость разбега постепенно увеличиваю

Тренировка (совершенствование) направлена на закрепление у обучаемых двигательных навыков, совершенствование физических и специальных качеств. Тренировка заключается в многократном повторении упражнения с постепенным усложнением условий его выполнения и повышением физической нагрузки. Основным методом развития физических качеств у обучаемых во время тренировки в метании гранаты 600 г на дальность являются повторный метод. В этом случае, количество повторений упражнения (метаний гранаты) зависит от уровня текущих индивидуальных показателей занимающихся, учет которых ведется в подразделении в Карточках учета результатов практических проверок по физической подготовке и уровня спортивной подготовленности военнослужащего. Повторный метод характеризуется многократным выполнением метания гранаты с индивидуальной величиной усилий 100% от максимального. Способ организации военнослужащих при метании гранаты на всех этапах обучения - фронтальный. Для повышения плотности занятия и при наличие достаточного количества учебных гранат, метание проводится в одношереножном строю с интервалами между обучаемыми в 3-4 шага. Обучаемые метают гранаты по команде справа и слева по одному и сами наблюдают за местом падения гранат. Сбор гранат производится только по команде руководителя занятия.

4.Техника ме­тания гранаты

Для правильного и точного броска не­обходимо правильное держание снаряда. Гранату держат так, чтобы ее ручка своим основанием упиралась в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, а остальные пальцы плотно охватывали ручку гранаты. При этом большой палец мо­жет располагаться как вдоль оси гранаты, так и поперек (рис. 1).

Рис. 1. Держание гранаты.

На соревнованиях по легкой атлетике гранату метают с разбега от планки длиной 3,66 м в коридор шириной 10 м. Вес гранаты для мужчин и женщин 700 г, для юношей и девушек - 500 г.Гранату держат способом, показанным на рисунке. Обхватывают четырьмя пальцами так, чтобы согнутый мизинец касался торца ручки; продольная ось гранаты находится в линии предплечья. Лишь при выполнении броска кисть вначале сгибается в тыльном направлении, а потом во время хлесткого движения рукой - в ладонном. Во время разбега гранату держат над плечом. Полусогнутая рука с гранатой - свободной двигается вперед-назад в такт бега. Разбег, бросковые шаги и метание гранаты выполняются так же, как и при метании копья. Подняв гранату над плечом, метатель начинает разбег (25-30 м). В первой части разбега движение прямолинейное и равноускоренное (до 20 м), затем следуют пять бросковых шагов (до 10 м).Попав левой ногой на контрольную отметку примерно за 10 м от планки для метания, делая шаг с правой ноги (с пятки), метатель начинает плавно отводить гранату по дуге, посылая руку вперед-вниз. Затем во время второго шага левой ногой с пятки он переводит руку с гранатой вниз-назад.

Третий шаг с правой ноги, так называемый «скрестный», - наиболее ответственный, так как во время его выполнения происходит подготовка к метанию. Его делают быстро за счет толчка левой ноги и махового движения правой, стопа которой ставится с наружной части пятки на всю подошву, поворачиваясь носками на 45° к линии разбега. Ускоренное движение ног и таза опережает верхнюю часть туловища и руку с гранатой. Туловище наклоняется в сторону, противоположную направлению метания; рука с гранатой поднимается до высоты плечевого сустава в том же направления.С четвертым шагом начинается бросок гранаты. Левая нога ставится на грунт с пятки стопой внутрь до 45° к линии метания и несколько левее от этой линии (20-30 см).

Выпрямляя и поворачивая правую ногу влево, метатель поворачивает туловище грудью в направлении метания, выводит таз вперед на левую ногу и, поднимая локоть руки с гранатой вверх, переходит в положение «натянутого лука».

Мышцы передней части туловища сильно растягиваются и вслед за этим быстро сокращаются. Вначале сокращаются мышцы туловища, затем руки и, наконец, кисти и пальцев. Хлестким движением кисти и пальцев заканчивается рывок, и граната выбрасывается под углом 42-44°.Чтобы не переступить через планку после броска, метатель делает пятый, тормозящий, шаг, останавливающий поступательное движение тела. Этот шаг выполняется прыжком с левой ноги на правую, стопа которой ставится носком влево от линии метания. Левая нога поднимается назад. Иногда делают еще дополнительно 2-3 скачка на правой ноге в направлении метания. В связи с тем, что пятый шаг делается прыжком на метр-полтора в направлении броска, левая стопа при четвертом шаге ставится не у планки, а за метр-полтора от нее.
После хлесткого движения кистью и пальцами руки граната в полете вращается вертикально (в плоскости полета).

Вот это и есть правильная техника метания гранаты , и если вы научитесь выполнять все нюансы, если научитесь правильно выполнять эту технику метания гранаты , то вы однозначно повысите свои результаты и будете метать гранату дальше, чем раньше

Заключение.

Нередко можно слышать что легкоатлетические упражнения просты и доступны для выучивания. Это не так. Действительно основой легкоатлетических упражнений служат ходьба бег прыжки и метания. Однако внимательное изучение техники этих движений в легкоатлетических видах указывает на то что они доведены до высочайшей степени усовершенствования. В технике движений копьеметателя (и других метателей) существует много тончайших нюансов: в его разбеге последних шагах и всех фазах согласования движений ног туловища и рук.

Метания относятся к военно-прикладным умениям и навыкам. Они составляют важную часть подготовки молодых людей к службе в армии.


Похожая информация.


Метание гранаты - один из наиболее простых и доступных видов метаний, который используется как вспомогательное упражнение для совершенствования броскового движения на занятиях с начинающими копьеметателями. Крупные соревнования по этому виду не проводятся, и в настоящее время метание гранаты входит только в школьную программу физического воспитания и как прикладной вид используется в армии.

Для удобства описания техники метания гранаты условно выделяют следующие части: держание снаряда , разбег (предварительный и заключительный), финальное усилие и сохранение равновесия после броска .

Держание снаряда . Существует несколько способов держания гранаты. Квалифицированные спортсмены применяют способ захвата гранаты с высоким расположением ее центра тяжести; граната держится за конец рукоятки четырьмя пальцами, ручка гранаты своим основанием упирается в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, кисть расслаблена, большой палец расположен вдоль оси гранаты. Этот способ метания позволяет получать хорошие результаты спортсменам с сильно развитой кистью руки. При способе, когда граната берется «в кулак», рычаг укорочен, кисть более закрепощена, ось гранаты направлена перпендикулярно руке, контроль за выпуском снаряда невозможен (отсюда частое явление низкой траектории броска), однако и этим способом достигались хорошие результаты.

Первый из описанных способов держания гранаты, хотя и более труден, однако дает целый ряд преимуществ перед способом захвата «в кулак», т.к. здесь увеличивается длина рычага метания, раскрепощается кисть и сохраняется возможность до самого момента выпуска гранаты направлять ее. В ходе тренировки каждый занимающийся подбирает для себя наиболее целесообразный способ держания гранаты.

Разбег . В начале разбега гранату несут в согнутой руке, впереди правого плеча на уровне головы. Это более эффективный способ, при котором спортсмен может контролировать положение руки с гранатой.

Разбег состоит из двух частей : а) от начала до контрольной отметки – предварительная часть ; б) от контрольной отметки до планки, ограничивающей место разбега, – заключительная часть . Предварительная часть разбега составляет 16-20 м, или 8-10 беговых шагов , а заключительная часть – 7-10 м, или 4-5 бросковых шагов .

В первой части разбега метатель приобретает оптимальную скорость движения, которая помогает ему эффективно выполнить заключительную часть, где решаются главные задачи метания. При этом рука с гранатой должна быть ненапряженной, а весь разбег ритмичным и ускоряющимся, сохраняя прямолинейность продвижения и вертикальное положение туловища. Когда спортсмен приближается к контрольной отметке, он должен набрать необходимую скорость, которая равна, приблизительно 2/3 его максимальной спринтерской скорости. Превышение оптимальной скорости разбега следует считать технической ошибкой, ибо это приводит к нарушению правильного ритма последующих движений метателя и в итоге – к неудачному броску. В принципе, бег в предварительной части разбега не должен отличаться от обычного бега, хотя немного и осложнен несением гранаты (рука с гранатой не должна колебаться по вертикали!), а, приближаясь к контрольной отметке, следует повышать темп последних шагов, не удлиняя их.

Заключительная часть разбега (или бросковые шаги) начинается с попадания на контрольную отметку, ориентирующую метателя на начало отведения гранаты и на подготовку к броску. Как показывает практика, осуществление этих движений, а также сам бросок, лучше выполнить за 5 шагов (считая шагом прыжок после броска). При этом подготовка к отведению снаряда начинается, как правило, с момента постановки левой ноги на дорожку (здесь и далее имеется в виду, что метание выполняется правой рукой).

С шагом правой ноги спортсмен начинает поворачиваться левым боком по направлению метания и одновременно отводить руку с гранатой по возможно большей дуге, чтобы удлинить рабочий путь в момент броска. Имеется два основных варианта отведения гранаты: вперед-вниз-назад (отведение гранаты «нижней дугой») и прямо-назад. Первый вариант более широкоамплитудный, но координационно достаточно сложен, второй более рациональный и простой для выполнения. Суть отведения состоит в том, чтобы на бросковых шагах «уйти» от снаряда и, не теряя скорости, приобретенной в разбеге, продвинуться вперед тазом и ногами.

Таким образом, в конце второго шага рука с гранатой выпрямляется, и в дальнейшем метатель будет «вести» снаряд за собой свободной рукой и ускоряться при финальном усилии. Во время этих двух шагов не следует слишком поворачивать туловище направо, что может привести к бегу боком. Если в начале бросковых шагов ось плеч уже повернута в направлении метания, то ось таза только начинает поворачиваться в том же направлении. Следует помнить, что полного совпадения осей плеч и таза не должно происходить до заключительной фазы финального усилия. Кроме того, чтобы сохранить вертикальное положение туловища в бросковых шагах, важно, не поворачивать голову вправо, а устремлять взгляд в направлении разбега.

Следующий бросковый шаг обычно называют «скрестным», смысл которого «обогнать» снаряд, т.е. увеличить скорость нижних звеньев тела по сравнению с плечевым поясом и гранатой. Считается, что он является связующим звеном между разбегом и финальным усилием. Следовательно, чтобы избежать потерь скорости и увеличить ее, целесообразно выполнить этот шаг с ускорением, с короткой безопорной фазой, что создает определенные преимущества при выполнении последнего шага.

Итак, с началом третьего, «скрестного» шага (правой перед левой) метатель, сильно оттолкнувшись левой ногой, посылает более ускоренно таз в направлении метания. Этот «обгон» снаряда сопровождается значительным наклоном и поворотом туловища направо. Рука с гранатой занимает положение замаха и немного заводится за спину. Правая нога ставится с внешнего свода стопы, с последующим быстрым переходом на всю стопу, а затем, амортизируя, она сгибается в коленном и тазобедренном суставах. Постановка ноги с пятки или носка – характерная ошибка. В первом случае метатель резко снижает скорость и нарушает непрерывность движений, а во втором – вынуждает ставить ногу на грунт излишне согнутой и напряженной. Кроме этого, правая стопа ставится на грунт под углом 35-45°, что позволяет без помех продвигать вперед таз, а не плечи и способствует сохранению «закрытого» положения (левым боком) перед броском.

Основные задачи метателя при выполнении следующего, четвертого шага: занять наиболее выгодное (растянутое) положение для броска и резко затормозить скорость движения вперед, что позволяет быстрее и полноценнее выполнить финальное усилие. Для этого метателю следует сделать этот шаг оптимально длинным, с постановкой на грунт напряженной левой ноги стопой слегка внутрь. Если следы стоп на всех шагах расположились по линии разбега, то стопа левой ноги на четвертом шаге ставится левее этой линии на 30-50 см. Это дает лучшую возможность для выполнения броска.

Финальное усилие . Эта часть техники метания гранаты начинается с момента прохождения телом вертикали, проведенной через стопу правой ноги еще до постановки на грунт левой в четвертом шаге. Таким образом, выход в исходное положение и фаза броска как бы наслаиваются друг на друга.

Начиная финальное усилие из хорошо растянутого положения, при котором оси плеч и таза расположены параллельно, необходимо повернуть их почти перпендикулярно руке с гранатой, т.е. выполнить ряд условно названных элементов финального усилия: «захват», с последующей «тягой снаряда» и «взятием снаряда на себя». Следует отметить, что все перечисленные элементы финального усилия – это одно движение, невыполнение одного из элементов которого ведет к уменьшению длины пути приложения усилий и, как следствие, снижает результат. «Захват» выполняется за счет сгибания и разгибания правой ноги в коленном суставе с некоторым поворотом его внутрь и завершается касанием левой ногой грунта. При этом происходит поворот правой руки, слегка согнутой наружу, а левой внутрь. Находясь в двухопорном положении и закончив поворот правой руки наружу, метатель, продвигая плечи вперед, создает дополнительное натяжение мышц («тяга снаряда»). Поворот оси плеч до положения «грудью вперед» в сторону метания помогает вывести локоть метающей руки вперед-вверх («взятие снаряда на себя»), причем важно, чтобы этот поворот сопровождался движением туловища вперед.

Ведущим элементом техники метания гранаты, способствующим переходу набранного метателем в разбеге количества движения в финальное усилие, является работа левой ноги в последнем бросковом шаге. Первым показателем эффективности стопорящей работы левой ноги в финальном движении является степень ее сгибания в коленном суставе. Если левая нога не выдерживает нагрузки, то энергия разбега как бы гасится при сгибании коленного сустава. К тому же туловище метателя, не имея под собой жесткой опоры, не способно развить достаточного ускорения в движении вперед. При таком броске сам спортсмен не чувствует натяжения мышц туловища и плечевого пояса. Бросок получается слабым, или «пустым», как говорят метатели.

Вторым важным показателем эффективности стопорящей работы левой ноги является угол постановки ее на грунт. Чрезмерно близкая постановка левой ноги (под углом более 60°) к проекции ОЦМТ приводит к тому, что метатель «проходит» на левую ногу, не замедляя движения таза. В таких случаях резко ухудшается выполнение основной задачи, возложенной на левую ногу, - упругого торможения скорости движения туловища для создания «удара» плечевым поясом и хлеста рукой.

Выходом метателя в положение «натянутого лука» заканчивается первая часть финального усилия. В этом положении он, будучи повернут грудью вперед, «тянет» гранату всем телом, еще не включая полностью руку в движение. Если метатель хорошо сделал выход, то мышцы передней поверхности туловища, плечевого пояса и ног оказываются чрезвычайно сильно растянутыми. Подобно тому, как разогнется напряженный лук, поставленный одним концом на землю, если тетива будет внезапно перерезана, так и метатель «разряжается» быстрым и длинным рывком. Следовательно, бросок гранаты выполняют не одной рукой, а совместными усилиями ног, туловища и рук.

Заключительное движение – «рывок» – быстрое, но вместе с тем достаточно продолжительное воздействие на гранату, главным образом за счет поступательного движения верхней части туловища. Важно, чтобы правая рука со снарядом «выносилась» из-за спины локтем вперед, а выпуск гранаты заканчивался захлестывающим движением предплечья и кисти, благодаря чему создается вращательное движение гранаты в вертикальной плоскости. «Хлестообразное» движение будет эффективным лишь при соблюдении требований законов механики, предъявляемых к условиям передачи количества движения от отдаленных звеньев к ближайшим. Заканчивая бросок, метатель быстро переносит тяжесть тела вперед на левую ногу, выполняя при этом, так называемый, «навал» на гранату, который достигается как бы падением тела вперед. Следует отметить, что успешное выполнение финального усилия возможно только, если движения в нем начинаются с ног и поддерживаются ими до момента вылета снаряда. Выпускается граната под углом 40-42° к горизонту.

Сохранение равновесия после броска . После окончания броска инерция движения метателя вперед еще довольно значительна, и надо уметь сдержать ее на кратчайшем отрезке (1-1,5 м). Это можно сделать, если метатель после выпуска снаряда совершит резкий переход с левой на правую ногу, слегка повернув ее носком влево, т.е. прибегнет к пятому, тормозящему шагу. В случае, если перескок сделан вяло, правая нога не сдерживает напора и сгибается, а метатель неумело использует компенсаторные движения руками и левой ногой, торможения не получится. Метатель перейдет линию, бросок не будет засчитан. Практика свидетельствует, что лучше от места постановки левой стопы (в исходном положении для броска) до планки оставлять 2-2,5 м, чтобы быть уверенным, что впереди достаточно места для тормозящего шага. Метатели, старающиеся сэкономить это расстояние, почти всегда боясь перейти границу, «комкают» финальное усилие, что снижает результат броска.

Характерно, что начинающие метатели очень часто усиленно изучают технику разбега, броска и мало обращают внимания на торможение. В результате создается навык пробегания вслед броску, который очень трудно поддается исправлению.



Похожие статьи