Отрицательные стороны классно урочной системы. Формы организации обучения
Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм , а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский .
Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:
– постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
– каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
– учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
– каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
– постоянное чередование уроков (расписание);
– руководящая роль учителя (педагогическое управление);
– применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной:
– при массовом охвате детей школьного возраста учебными занятиями данная система обеспечивает организационную четкость и непрерывность работы учащихся и стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика;
– предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной работы школьников;
– обеспечивает возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы;
– создает благоприятные предпосылки дня взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся;
– экономична, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся.
Вместе с тем данная форма не лишена недостатков , снижающих ее эффективность, главный среди которых – опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.
Классно-урочная форма организации обучения включает в себя наряду с уроком целый комплекс форм организации учебного процесса. К ним относятся: лекции, семинарские занятия, экскурсии, занятия в учебных мастерских, практикумы, формы трудового и производственного обучения, собеседования, консультации, экзамены, зачеты, формы внеклассной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы) и др. В рамках этих форм обучения может быть организована коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.
Важнейшей особенностью перечисленных выше форм организации обучения является то, что на любой из них учащийся учится работать: слушать, обсуждать вопросы при коллективной работе, сосредоточиваться и организовывать свою работу, высказывать свои суждения, выслушивать других, аргументировать свои доказательства, составлять конспекты, компоновать тексты докладов, работать с источниками знаний, планировать свои действия, организовывать свое рабочее место и т. д.
При групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, формируют опыт вступать в контакты с окружающей средой взрослых.
1. Классно-урочная система обучения, ее суть и история развития.
2. Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса:
§ педагогические требования к уроку;
§ подготовка учителя к уроку;
§ типы уроков и их структура;
§ схема анализа урока;
§ пути повышения эффективности урока.
3. Внеурочные формы обучения.
4. Формы организации трудовой подготовки учащихся в школе, профтехучилище.
5. Нетрадиционные формы обучения.
Литература: 7, 11, 13, 23, 38, 42, 48, 51, 60.
Классно-урочная система обучения, ее суть и история развития
Классно-урочная система обучения - это такая организация учебного процесса, при которой ученики группируются по классам и основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Уроки проводятся по расписанию, составленному на основе учебного плана. Учебные помещения в школе называются классными комнатами, учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, агродилянкамы.
Классно-урочная система является важнейшим изобретением в дидактике. Она одолела долгий и сложный путь, придя на смену индивидуальному обучению, которое широко применялось в школах древнего мира и средневековья.
Некоторые черты классно-урочной системы имели место в средние века в монастырских школах (классы, парты, кафедра учителя, звонки перед началом и в конце занятий). В эпоху Возрождения появилось разделение детей на классы по знаниям, стали вводиться учебные планы, разнообразились методы и приемы обучения. Классно-урочная система была принята также в иезуитских школах и коллегиумах. В 20-30-х годах XVI века классно-урочная система применялась в общедоступных школах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии и в других странах.
Создателем классно-урочной системы справедливо считают Яна Амоса Коменского, который проверил, усовершенствовал и использовал ее основные принципы при организации школ в Чехии и Польше. В "Великой дидактике" и в "Законах благоустроенной школы" (1633-1638) он обобщил огромный опыт, оформил контуры классно-урочной системы, которая уже более 350 лет царит как форма организации учебно-воспитательного процесса в школах всего мира.
В XVI в. на территориях Правобережной Украины и Белоруссии началось развитие братских школ, где индивидуальная форма обучения заменялась постепенно классно-урочной системой обучения. В конце XVII века. определенные черты этой системы нашли отражение в Славяно-греко-латинской академии (Москва), а со второй половины XVIII века. классно-урочная система стала широко применяться в русских народных школах.
Развитие классно-урочной системы в XIX в. тесно связан с именем К. Д. Ушинского, который в своих трудах представил урок как неотъемлемую и главную форму классно-урочной системы. Разработанная Ушинского теория урока основана на его дидактическом учении о систематичности, последовательность и прочность усвоения знаний, о наглядности и активность учащихся в обучении, на учете психофизиологических законов и особенностей развития ребенка.
В конце XVIII - начале XIX в. получили распространение в различных странах белл-ланкастерская система обучения (названа именами английских педагогов А.Белла и Дж.Ланкастера) как система парного обучения: ученики были разделены на десятки (отделения), учились у своих старших товарищей ("мониторов"), которых в свою очередь готовил учитель. Вместо учебников широко применялись наглядный (самодельные таблицы). При взаимном обучении ученики быстрее, чем в обычных школах, овладевали навыками письма, чтения, счета. Эта система считается прогрессивной, в России свидетельство были офицеры-декабристы, которые таким образом учили письменности своих солдат. Белл-ланкастерская система оправдывала себя там, где не хватало учителей, но она не давала прочных знаний, потому что с "монитором" всегда можно было договориться, поэтому ее перевели в систему малокомплектных школ в селах, где учитель учил два-три класса одновременно.
В 20-х годах XX в. были многочисленные попытки подменить установленную в советской школе классно-урочной системе обучения. В качестве альтернативы в 20-х годах в общеобразовательных школах широко применялся бригадно-лабораторный метод, который побуждал учеников объединяться в бригаду, обрабатывать материал под руководством учителя или консультанта, а затем один из учеников от всей бригады сдавал его учителю. Этот метод, как и каждый метод обучения, имел свои преимущества и недостатки: какой-то мере приучал учеников к самостоятельности, демократии и в то же время способствовал безответственности части учащихся, прятались за спиной бригадира. Бригадно-лабораторный метод был несколько похож на типичный американский «метод проектов», при котором ученики получали большое задание ("проект") и разрабатывали его по очереди.
В двадцатые годы в советскую школу частично проникла американская система Дальтон-план, правильнее Долтон-план (по названию американского города Долтон, где она широко применялась). Создателем этого плана стала известна учительница А. Паркхерст. Ученики сходились утром в школу в "класс организации", где они под руководством учителя-консультанта составляли план на день, а потом работали самостоятельно. Учет работы учащихся осуществлялся с помощью сложной системы: в конце занятия ученики сдавали зачет, результаты которого заносились в индивидуальную карточку. Домашние задания отсутствовали. Это была одна из самых распространенных школьных систем, основанных на принципе индивидуального обучения. Отрицательными чертами этой системы были: низкий уровень дисциплины, отсутствие работы учителя со всем классом, конечный слабый результат. В школах Украины и России в 20-х годах были попытки применения Дальтон-плана как формы "свободного обучения", но он оказался неэффективным.
В начале XX в. А. Ферьер (Швейцария), А. Декролли (Бельгия), А. Шульц (Германия) ввели в школах комплексный метод обучения, который заключался в объединении учебного материала вокруг тем-комплексов. Комплексность нарушала предметность преподавания, систематичность изучения основ наук. В советских школах западные комплексы заменялись новым содержанием, существовали комплексы-программы "Труд", "Природа", "Общество", предметная система почти терялась. Все эти системы обучения не выдерживали испытания конечным результатом - не хватало крепких систематизированных знаний, поэтому в 30-х годах отечественная школа и педагогическая наука отказалась от этих экспериментов с 1931 вернулась к классической классно-урочной системы обучения.
В США, Японии, во многих европейских странах классно-урочная система сохраняется только в младших (1-6) классах, а дальше обучение организуется добровольно в факультативных группах.
В последнее десятилетие классно-урочная система обучения обогатилась новыми теориями целостности, проблемно-развивающего и программированного обучения, крупноблочного системы преподавания, личностно-ориентированного обучения, дифференциации и индивидуализации учебной работы, самостоятельной работы учащихся и др. В систему учебных занятий прочно вошли наблюдения, демонстрации и различные лабораторные работы, экскурсии, использование технических средств обучения, опорных таблиц сигналов, учебные модули, стандартизация, 12-балльное оценивание и тематический учет знаний учащихся, диалог.
Классно-урочная система в школах Украины такие организационные признаки:
1. Комплектование классов в рамках единого возраста и численности согласно Положениям о общеобразовательную среднюю школу и другие учебно-воспитательные учреждения.
2. Основной формой организации учебного процесса является урок.
3. К урокам прилагаются другие формы обучения в классе.
4. Посещение уроков школьниками является обязательным.
5. Учебный год делится на семестры, между которыми есть каникулы.
Эти организационные признаки нужно воспринимать как фундамент организации всей деятельности школы, а классно-урочную систему как одну из начатых человечеством признаков культуры не только в образовании, но и в науке.
Наибольшее распространение в нашей стране и за рубежом получила классноурочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертили отцы-иезуиты под руководством И. Лойолы, усовершенствовал систему немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в массовую практическую технологию Я. А. Коменский.
Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:
Постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
Каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
Учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
Каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
Постоянное чередование уроков (расписание);
Руководящая роль учителя (педагогическое управление);
Применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Классно-урочная форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой, является экономной, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся, создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности воспитания и развития учащихся. Вместе с тем эта форма организации обучения не лишена недостатков, снижаюших ее эффективность; главный среди них - опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.
Наряду с классно-урочной формой, которая является главной (основной), в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному: вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т. д. К ним относятся консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.
Существует несколько форм организации обучения:
1) индивидуальная;
2) индивидуально-групповая;
3) коллективная;
4) классно-урочная.
Индивидуальная форма – самая древняя форма организации обучения. Она подразумевала отдельное обучение ребенка на дому, при этом помощь учителя была лишь косвенной. Недостаток внимания педагога является существенным минусом данной формы обучения.
Индивидуально-групповая форма. Суть данного учебного процесса заключается в следующем: учитель занимается с группой учащихся, однако их уровень подготовки различен, поэтому приходится разъяснять материал индивидуально, затрачивая дополнительно время на каждого отдельного ученика, следовательно, данная система была неэкономичной и также не могла удовлетворить всех требований в образовании.
Постепенно стала формироваться концепция коллективного обучения, которая была впервые опробована в братских школах Украины и Белоруссии. Из этой концепции и возникла классно-урочная система обучения, которая была теоретически обоснована чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592–1670). Согласно его научным разработкам можно выделить следующие особенности классно-урочной системы:
1) главную основу системы представляет класс, включающий в себя набор учащихся приблизительно одного возраста и в течение всего времени обучения сохраняющий постоянный состав;
2) основой процесса обучения является урок. Он предусматривает знания и навыки учащихся по одной отдельной теме, предмету;
3) главная деятельность на уроке принадлежит учителю, который руководит работой на уроке, оценивает достижения учащихся и решает вопросы о переводе учеников в следующий класс.
К структурным признакам классно-урочной системы относятся:
1) учебный день;
2) учебная четверть;
3) учебный год;
4) учебные каникулы;
5) расписание уроков.
Урок классно-урочной системы включает в себя следующие компоненты учебно-воспитательного процесса:
2) цель урока;
3) методы и средства;
4) дидактические элементы урока;
5) деятельность учителя по организации учебной работы.
Классно-урочная система существует около трех столетий.
За это время ее подвергли тщательному анализу. Можно отметить следующие позитивные стороны данной системы:
1) экономичность обучения;
2) взаимодействие учащихся и помощь друг другу;
3) четкую структуру урока;
4) доминирующую роль учителя, который грамотно управляет процессом обучения;
5) в процессе индивидуально-коллективного общения между учителем и учениками последние осваивают навыки, знания и развивают способность общения с другими людьми, друг с другом;
6) осуществляется процесс совершенствования педагогического мастерства учителя, происходит двухстороннее развитие;
7) ученика, приобретающего новые знания, и педагога.
В классно-урочной системе существует и ряд недостатков:
1) педагог вынужден часто принимать во внимание индивидуальные способности отдельных учащихся, что тормозит темпы обучения всего класса;
2) единая программа обучения рассчитана на всех и каждого и не всегда учитывает индивидуальные способности учеников, что создает трудности для слаборазвитых учащихся и не поощряет особо одаренных.
С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет е большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.
Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (Л. А. Бударный).
В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладевает основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.
Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.
Классно-урочная форма
Наибольшее распространение в нашей стране и за рубежом получила классноурочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертили отцы-иезуиты под руководством И. Лойолы, усовершенствовал систему немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в массовую практическую технологию Я. А. Коменский.
Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:
Постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
Каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
Учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
Каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
Постоянное чередование уроков (расписание);
Руководящая роль учителя (педагогическое управление);
Применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Классно-урочная форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой, является экономной, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся, создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности воспитания и развития учащихся. Вместе с тем эта форма организации обучения не лишена недостатков, снижаюших ее эффективность; главный среди них - опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.
Наряду с классно-урочной формой, которая является главной (основной), в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному: вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т. д. К ним относятся консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.
Требования к уроку
Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения урок - законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок - сложный и ответственный этап учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения. Дать хороший (качественный) урок - дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:
Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебновоспитательного процесса.
Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
Эффективное использование педагогических средств.
Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять знания. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.
К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся четкое определение образовательных задач каждого урока, рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей, внедрение новейших технологий познавательной деятельности, рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов, творческий подход к формированию структуры урока, сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся, обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления, научный расчет и мастерство проведения урока.
Воспитательные требования к уроку включают определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей, постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы, воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др., внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебнопознавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности, изучение и учет уровня развития познавательных возможностей учащихся, проектирование «зон ближайшего развития», проведение учебных на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии, прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся, оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен. Вместе с перечисленными требованиями к уроку выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарногигиенические, этические и т. д.
Типы и структуры уроков
Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе. Выделяются следующие типы уроков:
Комбинированные (смешанные);
Изучения новых знаний;
Формирования новых умений;
Обобщения и систематизации изученного;
Контроля и коррекции знаний, умений;
Практического применения знаний, умений (Г. И. Щукина, В. А. Онищук, Н. А. Сорокин, М. И. Махмутов и др.).
Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения: 1) подготовка к усвоению новых знаний; 2) усвоение новых знаний, умений; 3) их закрепление и систематизация; 4) применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного, или смешанного. Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, представлены в табл. 8:
На комбинированном уроке учитель может достичь нескольких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения большого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированных уроков в массовой практике: по некоторым данным, их доля достигает 75-80% общего числа всех проводимых уроков.
Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебновоспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности для приспособления к конкретным условиям. Для учащихся начальной школы его длительность сокращается до 30 мин. с учетом объема произвольного внимания учащихся. Целесообразность 45- минутной длительности урока, интуитивно установленная в древности, сегодня подкрепляется психофизиологическими исследованиями. Если уроки становятся короче, приходится форсировать процесс «втягивания» в работу, соответственно сокращается время продуктивной деятельности. При более длительных уроках нарастает необходимость волевой регуляции произвольного внимания, они утомляют детей. Кроме своего важного преимущества - возможности достигать на одном уроке нескольких целей, комбинированный урок имеет и недостатки: практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности. Ведь с того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены: значительно возрос объем материала, изучаемого на уроке, во многих школах переполнены классы, что затрудняет управление познавательными процессами, ухудшилось отношение учащихся к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов урока снизилась.
С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки усвоения новых знаний, формирования новых умений, обобщения и систематизации знаний, умений, контроля и коррекции знаний, умений, применения знаний, умений на практике. Нетрудно заметить, что все эти типы представляют собой «укороченный» комбинированный урок. Структура их состоит обычно из трех частей: организации работы (1-3 мин); главной части - формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т. д. (35-40 мин); подведения итогов и задания на дом (2-3 мин).
В средние века в связи с увеличением обучающихся появилась возможность подбирать в группы детей примерно одного возраста. Это обусловило необходимость создания более совершенной организационной системы обучения. Ею стала классно-урочная система, разработанная в 17 в. Я.А.Каменским и описанная им в книге «Великая дидактика». Он ввел в школах учебный год, разделил учащихся на классы (группы), поделил учебный день на равные отрезки и назвал их уроками. Уроки чередовались с переменами. С методической стороны все уроки выстраивались довольно четко, представляли собой относительно законченное целое. Структурными частями урока были: начало, в течение которого учитель с помощью вопросов побуждал учащихся восстановить в памяти и устно изложить пройденное ранее, продолжение, когда учитель разъяснял новый материал, и окончание, когда учащиеся закрепляли только что услышанный материал и выполняли упражнения. Я.А.Каменский был против домашних заданий.
Дальнейшее развитие классно-урочная система обучения получила у К.Д.Ушинского – разработал стройную теорию урока, в особенности его организационное строение и типологию. В каждом уроке Ушинский выделял три последовательно связанные друг с другом части. 1 часть – осуществление сознательного перехода от пройденного к новому и создание целевой установки на интенсивное восприятие материала. Эта часть – «дверь» урока. 2 часть – решение основной задачи и является определяющей, центральной частью урока. 3 часть – подведение итогов проделанной работы и закрепление знаний и навыков.
Дистервег разработал систему принципов и правил обучения, касающееся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.
Классно-урочная система остается неизменной более 300 лет. Классно-урочная система обучения предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы. В рамках урока органично соединить фронтальные, групповые, индивидуальные формы обучения.
С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. При массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением.
Урок – это организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
Признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения:
Постоянная группа учащихся;
Руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них;
Овладение основами изучаемого материала непосредственно на уроке.
Эти признаки отражают сущность урока.
Обязательными элементами уроков являются организационный этап и подведение итогов урока.
Организационный этап предполагает постановку целей и обеспечения условий для их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала.
На этапе подведения итогов урока фиксируется достижение целей. Определяется мера участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, делается оценка их работы и определяются их перспективы.
Урок как организационная форма обучения – явление динамическое. Он постоянно развивается, отражая основные тенденции развития педагогического процесса в направлении его целостности. Прежде всего это выражается в оптимальной реализации триединой функции обучения – образовательно-воспитательно-развивающей, а следовательно, и в его направленности на творческое развитие сущностных сил и природных задатков учащихся.
Другая тенденция развития урока проявляется в наполнении урока жизненно важным содержанием, в организации обучения как естественного компонента жизнедеятельности учащихся. В связи с этим урок не только специально организованная форма познания, но и полноценная в социальном и нравственном отношении общением. Проявлением этой тенденции является:
Использование диалогических форм обучения (бесед, обсуждений, дискуссий и др.),
Элементов проблемности,
Сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм учебной работы,
Увеличение доли кооперировано-групповых и особенно коллективных форм обучения.
Тенденции, касающиеся общего организационного построения уроков, проявляются в видоизменении их структуры, варьировании типов и сочетании с другими организационными формами обучения; в максимальном сокращении времени на проверку домашнего задания и устный опрос, использование этих этапов урока для решения основных дидактических задач посредством совмещения их с самостоятельной работой учащихся.
Основные тенденции развития урока находят свое конкретное проявление в организационных и сугубо дидактических требованиях.
К 1 группе (организационной) требований относятся:
Целевая установка урока и его общая организационная четкость,
Разнообразие способов организационного построения и проведения уроков,
Рациональное использование учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.
Дидактические требования сводятся к соблюдению принципов обучения, их единство обеспечивает:
Четкую постановку учебных задач и их последовательное решение;
Оптимальный отбор содержания,
Выбор форм учебной работы, методов, приемов и средств, направленных на развитие познавательной активности
Самостоятельное приобретение знаний под руководством учителя
Урок как основная организационная форма обучения дополняется другими формами: экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия. Лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены были заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся.
Вывод. По образному выраженнию Н.А.Верзилина: урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». Урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутреннй взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащегося.
53. Классно-урочная система и ее характеристика.
Классно-урочная система обучения – организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), – классы, а ведущей формой обучения является урок. Особенности и признаки классно-урочной системы обучения:
основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок;
урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя;
ведущая роль учителя состоит не только в организации процесса передачи и усвоения учебного материала, но и в оценке результатов учебы учащихся и уровня обученности каждого ученика, а также в принятии решения о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине в конце года;
класс - это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не изменяется) ;
класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий;
для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы дня;
учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый учебный день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями;
учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине;
обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов.
Урок традиционно является основной формой обучения. Он представляет собой завершенный, целостный элемент как во временном, так и организационном отношении в системе учебно-воспитательного процесса. Представляет собой универсальную систему взаимодействия учителя и учащихся, работающую на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, развитие их способностей, нравственно-духовное и физическое совершенство. Урок – это дидактическая конструкция, в которой в единстве и взаимосвязи представлены цель и результат, организационная форма и содержание, субъект и объект общения, личностные и профессиональные качества учителя, его мастерство и творчество, процесс и методическое обеспечение, предназначенные для реализации целей и задач обучения, развития и воспитания.
В педагогической науке существуют различные мнения о преимуществах и недочетах классно-урочной системы, например выделяют такие преимущества и недочеты:
54. Педагогические требования к уроку.
При конструировании урока необходимо соблюдать условия и правила его организации, а также требования к нему. Под условиями понимается наличие факторов, без которых невозможна нормальная организация урока. Анализ учебного процесса позволяет выделить две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические. В группе социально-педагогических можно отметить соблюдение следующих важных условий:
1) наличие квалифицированного, творчески работающего учителя;
2) наличие коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией и мотивацией к учению;
3) наличие необходимых средств обучения;
4) доверительные отношения между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении.
В группе психолого-дидактических можно указать следующие условия:
1) соответствие уровня обученности учащихся программным требованиям;
2) наличие обязательного уровня сформированности мотивов учения и труда;
3) соблюдение дидактических принципов и правил организации учебного процесса;
4) применение активных форм и методов обучения.
Вся совокупность требовании к учебному процессу, в конечном счете, сводится к соблюдению дидактических принципов обучения: воспитывающего и развивающего обучения; научности; связи теории с практикой, обучения с жизнью; наглядности; доступности; систематичности и последовательности; самостоятельности и активности учащихся в обучении; сознательности и прочности усвоения знаний, умений и навыков; целенаправленности и мотивации обучения; индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Кроме основных правил, вытекающих из дидактических принципов, обучающий при подготовке урока руководствуется и методическими правилами организации урока, основанными на логике процесса обучения, принципах обучения и закономерностях преподавания. При этом следует:
определить общую дидактическую цель урока, включающую образовательную, воспитательную и развивающую составляющие;
уточнить тип урока и подготовить содержание учебного материала, определив его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся;
определить и детализировать дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей;
выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами;
определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения;
стремиться поставленные дидактические задачи решать на самом уроке и не переносить их на домашнюю работу.
Когда говорят о требованиях к уроку, как обычно, сводят их к обязанности соблюдения всей совокупности отмеченных выше правил. Тем не менее, отметим, что наиболее значимыми требованиями к уроку являются его целенаправленность; рациональное построение содержания урока; обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения; разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся.
" |
Похожие статьи
-
Мытарства души после смерти: что происходит после смерти
Понимание посмертной жизни души очень важно для каждого верующего религиозного человека. Ответив на вопрос, что нас ждет после смерти, что такое душа, мы понимаем, что такое человек и как нужно жить, чтобы не погибнуть для вечности....
-
Штомпка анализ современных обществ
Теория структурации Э. Гидденса послужила в определенной мере толчком для появления в 1990-х гг. работ польского социолога Петра Штомпки (ныне президента Международной социологической ассоциации), посвященных комплексному и целостному...
-
Поиск презентаций. это будет их проект
Презентация: Творческий проект с использованием ученика 1-5 класса МОУ Гимназии 26 Девяткина Дмитрия «Правила поведения младшего школьника при чрезвычайных ситуациях.» Творческий проект с использованием ученика 1-5 класса МОУ Гимназии 26...
-
Когда наступает Новый год Свиньи по китайскому календарю?
Восточная культура и китайские традиции прочно прижились в нашей повседневной жизни, стали и нашими привычками и традициями. Праздновать Новый год по-восточному сегодня стали многие люди, другие же хоть и не празднуют, но какое животное...
-
Сочинение по картине К.Ф.Юона На тему: «Весенний солнечный день. Описание картины К. Юона "Весенний солнечный день" Весенний солнечный день небо
К. Ф. Юон является замечательным и талантливым мастером живописи, которому удалось создать множество примечательных картин. Особое внимание уделялось художником написанию природных особенностей родного края, которые изображены на его...
-
Крымский гуманитарный университет (КГУ)
г.Ялта, пгт. Массандра, ул. Стахановская, 11 Становление и развитие современной кафедры педагогики и управления учебными заведениями начинается с деятельности цикловой комиссии при Ялтинском педагогическом училище. В 1994 году одновременно...