Правила штабелирования грузов. Способы формирования штабелей различных грузов, габаритыштабелей,величины проездов

Штучные грузы , перевозимые в таре или без упаковки, складируются в портах в крытых складах или на открытых площадках в штабеля определенных форм и размеров. Штабель груза формируется в зависимости от того, как поступает груз, - поштучно или в пакетах. Территория в крытом складе или на открытой площадке, предназначенная для складирования груза, должна быть очищена от мусора, подъезды к площади должны быть свободными. Независимо от вида покрытия площадки или пола склада все грузы должны быть уложены на подтоварники - сухие деревянные доски, щиты, бруски, бревна и др. Размеры, форма и высота подтоварников определяются специфическими особенностями груза, сроком его хранения и состоянием складской площади.При поступлении в порт каждая партия груза хранится отдельно одна от другой. Штабеля формируются повагонно или поконосаментно, формы и размеры их определяются особенностям» груза и размерами складских площадок в порту. Во все случаях складирования должна быть обеспечена возможность проверки состояния всего груза и подхода к любому месту штабеля, соблюдены правила пожарной безопасности и требования безопасности труда.В крытых складах расстояние между штабелями и стенками склада составляет 0,7 м; между штабелями груза - не менее 2 м; ширина поперечных и продольных проездов принимается 3,5 м для проезда погрузчиков; магистральные проезды между группами штабелей - 6м. Высота складирования груза зависит от прочности тары, способа производства работ и допускаемой нагрузки на пол склада. При ручной укладке грузов высота штабеля обычно составляет 1,75-2 м, при механизированной - 3,5-5 м.

Формирование и разборку штабеля с использованием крана при нахождении портовых рабочих на штабеле следует производить послойно по всей его площади, причем в зависимости от рода груза и вида упаковки допускаются следующие углубления: для мешковых грузов - до 1,5 м; киповых (кроме каучука) - до 1 м; каучука - до 4 кип (по высоте штабелирования); мелких ящичных грузов - до 1,2м; крупногабаритных ящиков - 1 ящик; катно-бочковых грузов - 1 место; грузов в пакетах - 1 пакет.

При складировании штучных грузов следует выбрать конструкцию штабеля, определить его габариты и взаимное расположение штабелей на складской площади. Для решения этих вопросов необходимо знать характер упаковки груза, особенности счета грузовых мест, влажность воздуха и состояние самого груза. Штабель ящичных киповых грузов состоит из стопок, рядов и ярусов (рис. 20). Грузовые места одинаковой формы и размеров, уложенные одно на другое по вертикали, составляют стопку штабеля, расположенные по длине - его продольные ряды, а по ширине - поперечные. Горизонтальный слой штабеля, ограниченный высотой грузовых мест, представляет собой ярус или слой.

Генеральные грузы правильной геометрической формы при поштучном складировании укладывают в штабеля прямой кладки (ровными рядами), т.е. грузовые места одинаковых размеров укладывают так, что каждое вышележащее место совпадает с местом, лежащим ниже.В высоких штабелях из-за непрочности тары или неправильной укладки грузовых мест возможен обвал. Во избежание этого необходимо крайние ряды штабелей укладывать с небольшим уклоном к середине, для чего под них подводят призматические прокладки либо делают «перевязки» рядов штабеля через два-три яруса досками толщиной 2,5 см. При отсутствии прокладок штабеля выкладывают уступами или со смещением к центру штабеля на половину грузового места.При формировании штабеля для обеспечения большей прочности грузы укладывают крест-накрест, обратной кладкой, тройником или пятериком. Грузы в неисправной таре следует складировать только в специально отведенных местах отдельными штабелями высотой в один ряд или пакет.Поштучное складирование груза имеет ряд недостатков: участие большого числа рабочих в складских операциях, большая трудоемкость перегрузочных работ, непродолжительный срок службы тары и значительные потери груза из-за многочисленных перевалок. При пакетном складировании эти недостатки устраняются.Формировать грузы в пакеты на плоских поддонах можно различными способами. Процесс складирования выполняется машинами. Пакеты в складе устанавливаются по высоте до четырех ярусов. Если поддоны загружены легким грузом и их грузоподъемность используется неполностью, можно устанавливать пакеты в пять ярусов высотой штабеля до Для устойчивости штабеля пакеты необходимо укладывать уступами. Складирование мешковых грузов. При складировании мешковых грузов мешки укладывают в закрытых сухих и чистых складах отдельно от грузов, обладающих специфическим запахом. Допускается хранение мешковых грузов на открытых площадках, но при этом обязательно укрывать штабеля брезентом. Во всех случаях штабеля формируют на подтоварниках.Укладка в штабель мешковых грузов ведется следующими способами: прямой кладкой; со смещением на пол мешка, начиная с высоты штабеля; обратной кладкой, или крест-накрест; клетками - тройником, пятериком, колодцем. Укладка колодцем обеспечивает хорошую вентиляцию груза и применяется, если груз в мешках влажный и есть опасность его согревания и порчи. С развитием пакетных перевозок портами предложены различные способы формирования мешков в пакеты на плоских поддонах и в строп-контейнерах. В зависимости от размеров мешков на поддоне можно разместить 15- 60 мешков в 3-8 ярусов. На поддоне мешки располагаются двойкой, тройником вперевязку, четвериком, пятериком вперевязку, шестериком вперевязку, восьмериком вперевязку. Аналогично могут быть сформированы пакеты в строп-контейнерах. В штабель такие пакеты укладываются по высоте в 3-4 яруса.Складирование ящичных грузов. Условия хранения грузов в ящиках зависят от свойства груза. Большинство мелкотарных ящиков хранят в крытых помещениях, в то время как для тяжеловесных и крупногабаритных ящиков, как правило, этого не. требуется.При поштучном формировании штабеля ящики укладывают способом прямой кладки или клеткой. Следует учитывать допустимые нагрузки на 1 м 2 настила склада или причала. По особым правилам складируют ящики со стеклом. Пакеты ящичных грузов формируются укладкой ящиков крест-накрест, тройником, пятериком в зависимости от размеров ящиков и площадок, на которых они размещаются. Ящики укладывают в пакеты параллельными рядами вперевязку. При пакетировании грузов в картонных коробках необходимо защищать углы пакета обрезками досок. При складировании ящичных грузов в пакетах, сформированных на плоских поддонах, последние устанавливают в штабель стопками друг на друга.

Складирование киповых грузов. Грузы в кипах составляют около 15-20% общего объема тарно-штучных грузов, перегружаемых в морских портах. Большинство киповых грузов подвержено влиянию атмосферных осадков и боится загрязнения, поэтому их необходимо хранить в закрытых складах. Например, хлопок, лени другие волокнистые грузы, как правило, следует хранить в сухих складах или под навесами. Допускается хранение и на открытых площадках, но при этом кипы должны быть уложены на специальные настилы и. штабеля надежно укрыты. Киповые грузы укладывают в штабель большей частью таким же образом, как и ящичные, однако ввиду того, что хлопок и другие волокнистые грузы относятся к группе опасных, при хранении их необходимо соблюдать соответствующие правила пожарной безопасности.Складирование катно-бочковых грузов. Особенности формирования штабелей грузов этой категории определяются свойствами содержимого бочек, их формой (цилиндрическая или коническая), расположением пробки (пробка в бочке должна быть вверху) и средствами механизации,с помощью которых груз укладывают в штабель. Бочковые грузы укладывают в штабель двумя способами; с установкой бочек на торец (вертикальное положение) или на образующую (в горизонтальном положении). При складировании на торец бочки нижнего яруса должны опираться на пол всей торцевой частью. Складирование бочек на образующую осуществляется ровными рядами с прокладками из досок под каждый ярус и расклиниванием крайних рядов: «тройником» - бочки верхнего яруса укладываются в углубления между бочками нижнего; «пятериком» - бочка верхнего яруса опирается на четыре нижние бочки.Складирование контейнеров .Развитие контейнерных перевозок потребовало сооружения специализированных причалов - контейнерных терминалов (рис. 23). Складские площади морских контейнерных терминалов достигают 500 га и оснащены высокопроизводительным перегрузочным оборудованием. Морской грузовой фронт, где производится загрузка (разгрузка) судов-контейнеровозов, как правило, имеет один - три причала, расположенных в линию. Ширина его достигает 15-50 м.Складские технологические площади на территории планируются значительной глубины (до 1000 м). В зависимости от применяемой технологии грузовых работ на складской технологической площади выделены зона хранения и зона приема-передачи контейнеров, размещены места складирования контейнеров, специальные полосы для движения перегрузочных машин на морской грузовой фронт в пределах технологических площадей Склады комплектации представляют собой крытые помещения площадью 10-40 тыс. м 2 , расположенные чаще всего за территорией терминала. Конструкция складов комплектации весьма разнообразна по планировке и наличию рамп. Высота уровня пола складов обеспечивает обработку через переходные мостики контейнеров, стоящих на шасси. На складах выгружают прибывшие грузы, сортируют их и комплектуют для погрузки в контейнеры одного направления. Склады оборудованы радиосвязью и телекамерами, позволяющими вести наблюдение за ходомработ.

Штучные грузы , перевозимые в таре или без упаковки, складируются в портах в крытых складах или на открытых площадках в штабеля определенных форм и размеров. Штабель груза формируется в зависимости от того, как поступает груз - поштучно или в пакетах. Территория в крытом складе или на открытой площадке, предназначенная для складирования груза, должна быть очищена от мусора, подъезды к площади должны быть свободными. Независимо от вида покрытия площадки или пола склада все грузы должны быть уложены на подтоварники - сухие деревянные доски, щиты, бруски, бревна и др. Размеры, форма и высота подтоварников определяются специфическими особенностями груза, сроком его хранения и состоянием складской площади.
При поступлении в порт каждая партия груза хранится отдельно одна от другой. Штабеля формируются повагонно или поконосаментно, формы и размеры их определяются особенностями груза и размерами складских площадок в порту. Во всех случаях складирования должна быть обеспечена возможность проверки состояния всего груза и подхода к любому месту штабеля, соблюдены правила пожарной безопасности и требования безопасности труда.
В крытых складах расстояние между штабелями и стенками склада составляет 0,7 м; между штабелями груза - не менее 2 м; ширина поперечных и продольных проездов принимается 3,5 м для проезда погрузчиков; магистральные проезды между группами штабелей - 6 м. Высота складирования груза зависит от прочности тары, способа производства работ и допускаемой нагрузки на пол склада. При ручной укладке грузов высота штабеля обычно составляет 1,75-2 м, при механизированной-3,5-5 м.
Грузы должны быть уложены плотно, штабель не должен иметь пустот. При небольшой высоте штабеля (до 2 м) ширина его может быть одинаковой по всей высоте. Если же высота превышает 2 м, то для устойчивости штабель делают уступообразным. Большие партии однородных мешковых, киповых и других штучных грузов складируют для кратковременного хранения в большие штабеля (бунты). Важно, чтобы верхняя часть штабеля была правильно уложена. Верх штабелей в крытых складах должен быть ровным и плоским; штабеля, складируемые на открытых площадках, должны иметь выпуклую вершину для свободного стока воды по брезенту, которым укрывают штабель.
Формирование и разборку штабеля с использованием крана при нахождении портовых рабочих на штабеле следует производить послойно по всей его площади, причем в зависимости от рода груза и вида упаковки допускаются следующие углубления: для мешковых грузов - до 1,5 м; киповых (кроме каучука) - до 1 м; каучука - до 4 кип (по высоте штабелирования); мелких ящичных грузов - до 1,2 м; крупногабаритных ящиков - 1 ящик; катно-бочковых грузов - 1 место; грузов в пакетах - 1 пакет.

4.3.1. Поступающие грузы укладываются на стеллажи, поддоны, в штабели и т.п. Вес груза на поддоне не должен превышать расчетной грузоподъемности стандартного поддона.

4.3.2. При размещении товаров в помещениях размеры отступов должны составлять: от стен помещения - 0,7 м, от приборов отопления - 0,2-0,5 м, от источников освещения - 0,5 м, от пола - 0,15-0,30 м. Зазоры в штабеле должны быть: между ящиками - 0,02 м, между поддонами и контейнерами - 0,05-0,10 м.

Примечания:

1. Допускается устанавливать стеллажи или укладывать товары в штабели с отступом от стен и пристенных колонн, составляющим 0,05-0,10 м в случаях, когда отступы не используются для эвакуации людей.

2. Размеры отступов от приборов отопления должны быть увеличены, если этого требуют условия хранения товара.

4.3.3. При штабелировании грузов следует обеспечивать устойчивость штабеля и безопасность людей, работающих на штабеле или около него.

4.3.4. Не допускается укладка в штабель грузов в поврежденной или в разногабаритной таре, в таре со скользкими поверхностями, в упаковке, не обеспечивающей устойчивость пакета.

4.3.5. Укладка грузов должна обеспечивать их устойчивость при хранении и транспортировании, разгрузке транспортных средств и разборке штабелей, а также возможность механизированной погрузки и выгрузки. Дештабелирование грузов должно производиться только сверху вниз.

4.3.6. Грузы в ящиках и мешках, не сформированные в пакеты, следует укладывать в штабель вперевязку. Для устойчивости штабеля следует через каждые 2 ряда ящиков прокладывать рейки, а через каждые 5 рядов мешков - доски.

4.3.7. Высота складирования тарно-упаковочных и штучных грузов определяется исходя из высоты помещения, нагрузки на перекрытия, технических характеристик и средств механизации, технологических правил и условий хранения. Высота штабеля при ручной укладке затаренных грузов в ящиках массой до 50 кг, в мешках до 70 кг не должна превышать 2 м.

4.3.8. Высота укладки бочек в горизонтальном положении (лежа) должна быть не более 3 рядов с обязательной укладкой прокладок между рядами и подклиниванием всех крайних рядов. При установке бочек стоя высота укладки допускается не более чем в 2 ряда вперевязку с прокладкой равных по толщине досок между рядами.

4.3.9. Бочки с бензином и другими легковоспламеняющимися жидкостями необходимо укладывать только лежа, в один ряд пробкой вверх.

4.3.10. Не следует укладывать штабель к штабелю вплотную во избежание обвалов при разборе соседнего штабеля. Расстояние между рядами штабелей должно быть определено с учетом возможности установки тары в штабель, снятия тары со штабеля грузозахватными устройствами и обеспечения необходимых противопожарных разрывов.

4.3.12. При выполнении работ с тарно-упаковочными и штучными грузами следует использовать различные виды тары-оборудования, а также специализированные грузозахватные приспособления, исключающие падение грузов.

4.3.13. При формировании "подъема" груза на поддоне наибольший свес груза с поддона на сторону не должен превышать: для грузов в мешковой (тканевой, джутовой) таре - 100 мм, для грузов в бумажных мешках, в кипах и ящиках - 50 мм. Наибольшая устойчивость пакета обеспечивается при укладке мест вперевязку.

4.3.14. Перед подъемом и перемещением грузов проверяются их устойчивость и правильность строповки. Способы строповки должны исключать возможность падения грузов.

4.3.15. Строповку контейнеров следует производить за все строповочные узлы. При ручной строповке (отстроповке) контейнеров применяются специальные лестницы и другие средства, обеспечивающие безопасность работающих.

4.3.16. Строповку крупногабаритных грузов необходимо выполнять с учетом их массы и расположения центра тяжести.

4.3.17. При транспортировании, погрузке-выгрузке, складировании и монтаже витринных стекол следует соблюдать меры предосторожности, обеспечивающие безопасные условия труда.

4.3.18. Транспортирование грузов должно выполняться электро- и автотранспортными средствами, имеющими устройства, исключающие возможность их эксплуатации посторонними лицами. Оставлять после окончания и в перерывах между работами транспортные средства можно, если приняты меры, предотвращающие самопроизвольное их движение; на подъемно-транспортном средстве поднятый груз должен быть опущен.

4.3.19. Транспортировка длинномерных грузов погрузчиками должна производиться на открытых территориях с ровным покрытием и при таком способе захвата груза, который исключает возможность его развала. Максимальный уклон, по которому может производиться транспортировка грузов погрузчиками, должен иметь угол, не превышающий угол наклона рамы минус 3°.

4.3.20. Грузовые ручные тележки должны иметь съемные или жесткие приспособления, обеспечивающие устойчивость различных грузов, поручни для удобства их передвижения. Тележки для перемещения бочек, медведки должны быть снабжены предохранительными скобами на концах рукояток и иметь приспособления для защиты рук в случае падения или смещения грузов с тележки.

Тележки с подъемной платформой или подъемными вилами с ручным гидравлическим рычажным приводом подъема груза используются при внутрискладских перемещениях грузов в таре размерами 800х600 и 600х400 мм.

Грузовые транспортные тележки грузоподъемностью до 50 кг используются для перемещения отдельных легковесных грузов, а грузоподъемностью 0,25-1,0 т - для перемещения отдельных грузов или мелких штучных грузов на поддонах или в таре.

Платформы тележек по форме должны соответствовать виду перевозимых грузов, при необходимости иметь специальные приспособления для закрепления и фиксации грузов.

Передние колеса ручных тележек для перевозки грузов массой более 300 кг должны быть управляемыми.

Грузовые ручные тележки должны быть исправными, устойчивыми и легкоуправляемыми.

Скорость перемещения ручных тележек не должна превышать 5 км/ч.

При перемещении груза вниз по наклонному полу работник должен находиться сзади тележки. При необходимости остановку гидравлической тележки допускается производить опусканием груза. При перемещении груза, уложенного в высокий штабель, следует привлекать второго работника для поддержания штабеля. Работник, сопровождающий тележку, не должен находиться сбоку тележки.

4.3.21. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ и транспортировании грузов вручную следует выполнять требования:

при разгрузке транспортного средства должны применяться мостики, сходни, трапы, прогиб настила которых при максимальной нагрузке не должен превышать 20 мм. При длине трапов, мостиков более 3 м под ними должны устанавливаться промежуточные опоры;

мостики и сходни должны быть изготовлены из досок толщиной не менее 50 мм и снизу скреплены жесткими планками с интервалом не более 0,5 м;

сходни должны иметь планки сечением 20х40 мм для упора ног через каждые 300 мм;

металлические мостики должны изготавливаться из рифленого листового металла толщиной не менее 5 мм;

грузы в жесткой таре и лед без упаковки следует переносить только в рукавицах;

стеклянную посуду необходимо ставить на устойчивые подставки, порожнюю стеклянную тару следует хранить в ящиках с гнездами;

грузы следует переносить только в исправной таре.

При размещении штабелей грузов в складах и на площадках необходимо предусмотреть:

  • - проходы между штабелями грузов высотой до 1,2 м, шириной 1 м, а между штабелями большей высоты - 2м;
  • - проходы между штабелями и стеной или иной преградой шириной 0,7 м;
  • - проходы между штабелями, совмещенные с переходами через крановые и железнодорожные пути, шириной не менее 2 м;
  • - проезды для погрузчиков шириной не менее 3,5 м;
  • - магистральные проезды между группами штабелей шириной не менее 6 м, а для крупнотоннажных контейнеров.

Грузы следует укладывать не ближе 2 м от наружной грани головки крайнего рельса железнодорожного пути при высоте складирования до 1,2 м и не ближе 2,5 м - при складировании на большую высоту.

Расстояние от выступающих частей портала крана до штабеля груза должно быть не менее 0,7 м.

Способы формирования штабелей должны гарантировать безопасность работ, обеспечивать сохранность грузов и исключать возможность их развала.

Технология укладки грузов в штабель, применяемые машины и вспомогательные средства должны быть указаны в РТК и ПОР.

Высота штабелей грузов при нахождении рабочих на штабеле не должна превышать 6 м.

Укладка грузов на большую высоту допускается при условии разработки мероприятий, обеспечивающих безопасность работающих на штабеле, и их согласования с технической инспекцией труда.

Укладывать (разбирать) груз в штабеля с использованием крана при нахождении рабочих на штабеле следует слоями. Высота слоя при ручной укладке с расформированием (формированием) подъема не должна превышать 1,5 м, без расформирования (формирования) подъема - высоте груза в одном подъеме.

Запрещается разбирать штабель путем выборки нижних грузовых мест в слое.

Размер верхней площадки штабеля, а также ширина уступа в ярусах (слоях) груза должны быть достаточными для безопасного производства работ. Рабочий должен иметь возможность отойти на расстояние не менее 5 м от места укладки груза (если нет других указаний по месту его нахождения), а расстояние от места его нахождения до края штабеля (яруса) не должно быть менее 1 м. При выполнении работ на штабеле на расстоянии менее 1 м от края штабеля на высоте более 3 м от грунта, площадки или уступа штабеля рабочие должны снабжаться и пользоваться предохранительными поясами со страховочным канатом и карабином. Места закрепления карабина предохранительного пояса должен указывать производитель работ. Если пользоваться предохранительными поясами невозможно, то необходимо разработать другой безопасный способ производства работ, исключающий падение рабочих с высоты (применение эстакад, вышек, телескопических подъемников и других видов оборудования, обеспечивающих безопасные условия труда). При формировании штабеля в крытом складском помещении способом, предусматривающим нахождение рабочих на штабеле, расстояние между верхней площадкой штабеля, на которой находятся рабочие, и наиболее низкими частями перекрытия склада, а также токоведущими проводами должно быть не менее 2 м. Для безопасного подъема на штабель (ярус штабеля) или отдельное грузовое место высотой более 1 м необходимо пользоваться передвижными механизированными трапами или иными устройствами, отвечающими требованиям безопасности, а при их отсутствии применять переносные инвентарные лестницы. Длина переносных лестниц зависит от высоты штабеля или слоя груза (h) и должна быть не менее h /0,96+1,0 м, но не более 5 м. В целях распределения нагрузки на покрытие склада, предупреждения деформации и разрушения грузовых мест, деформации строповочных петель и безопасности производства работ при строповке (отстроповке) грузов стропами, тарно-штучные грузы следует укладывать на подкладки прямоугольного поперечного сечения. Размеры и количество подкладок и прокладок, а также места их установки должны быть обоснованы и указаны в Технических условиях, а также в РТК и ПОР.

Подкладки и прокладки под груз должны быть уложены до подачи груза к месту складирования. Концы прокладок и подкладок не должны выходить за габариты уложенного груза более чем на 0,1 м. Запрещается изменять положение подкладок и прокладок под висящим над ними грузом.

Для закрытия штабелей нужно применять исправные брезенты с устройствами для их увязки и крепления. Подавать брезенты на штабель высотой более 1,5 м следует с помощью грузоподъемных средств. Закрывать штабели брезентами следует методом раскатывания, а раскрывать методом скатывания. Выполнять эту работу следует не менее чем двум рабочим. При силе ветра более четырех баллов укрывать штабели необходимо под руководством производителя работ.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ И СКЛАДИРОВАНИЕ ГРУЗОВ

СКЛАДИРОВАНИЕ, СТРОПОВКА, ПОГРУЗКА И ВЫГРУЗКА ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта разработана на складирование, строповку, погрузку и выгрузку лесоматериалов.

ТТК предназначена для ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ, а также с целью использования при разработке проектов производства работ, проектов организации строительства, другой организационно-технологической документации.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основные указания по складированию

1. Материалы, оборудование следует размещать на выровненных и утрамбованных площадках, а в зимнее время на очищенные от снега и льда.

Со складских площадок должен быть организован отвод поверхностных вод путем водоотводных канав.

2. На складе, между штабелями, следует оставлять проход шириной не менее 1,0 м, а при движении автотранспорта через зону складирования - проезд шириной не менее 3,5 м.

3. Складировать изделия в штабеля необходимо по одноименным маркам, надписи марок должны быть обращены в сторону проходов и между ними оставлен зазор в 5-10 см.

Штабели должны быть снабжены табличками, обращенными в сторону проходов с указанием количества и типа изделия.

4. Подкладки и прокладки в штабелях следует располагать в одной вертикальной плоскости, вблизи монтажных петель, а их толщина при складировании панелей, блоков и т.д. должна быть больше выступающих монтажных петель на 20 мм.

Применение прокладок круглого сечения при складировании строительных материалов в штабель запрещается.

5. При выполнении работ на штабеле высотой более 1,5 м необходимо применять переносные инвентарные лестницы.

6. Прислонять (опирать) материалы и изделия к заборам и элементам временных и капитальных сооружений запрещается.

7. Расстояние от штабелей материалов и оборудования до бровок выемок (котлованов, траншей) должно быть назначено расчетом на устойчивость откосов (креплений), как правило, за пределами призмы обрушения, но не менее 1,0 м от бровки естественного откоса или крепления выемки.

8. Складировать материалы и изделия следует не ближе 3,5 м от строящегося здания.

9. При складировании материалов и изделий вблизи ж/дорожных путей расстояние между штабелями и ближайшим рельсом должно быть не менее 2 м.

Складирование лесоматериалов

Площадку для складирования очищают от сухой травы, коры, щепы. Прокладки устанавливают симметрично продольной оси штабеля на расстоянии от торцов бревен не более 1 м с каждой стороны. Лесоматериалы укладывают комлями и вершинами в противоположные стороны и выравнивают с одной из сторон штабеля.

В блок-пакеты и блок-комплекты должны укладываться пиломатериалы (заготовки) одной породы, толщины, ширины и сорта. Не допускается укладка пиломатериалов внахлестку.

Круглые и пиленые лесоматериалы, хранящиеся в штабелях, следует укладывать на подштабельные основания из антисептированных подкладок (рис.1, 2) или сборных железобетонных элементов высотой не менее 0,35 м.

Рис.1. Способ укладки блок-пакетов круглого леса в штабель

Лесоматериалы должны быть уложены правильными штабелями. Размеры штабелей круглого леса не должны превышать по ширине длины бревна, по длине 100 м. Штабеля должны формироваться в группы. Количество штабелей в одной группе не должно превышать 12 при предельной длине группы 150 м и ширине 15 м.

Рис.2. Подштабельное основание для пиломатериалов

Разрывы между штабелями в одной группе должны быть не менее 2 м (рис.3).

Рис.3. Расположение штабелей лесоматериалов на складе (в группе четыре штабеля)

При длительном хранении лесоматериалы необходимо укладывать и сортировать в соответствии с ГОСТ 2292-88 ; при этом необходимо соблюдать следующие требования и правила:

Круглые лесоматериалы хранить в штабелях (рис.4), обеспечивающих естественную сушку древесины, между рядами лесоматериалов устанавливать упоры против раскатывания;

Рис.4. Штабель круглого леса

Древесину лиственных пород укладывать в штабеля прежде древесины хвойных пород;

При сухом способе хранения окоренные круглые материалы укладывать в нормальные штабеля, в которых укладку сортиментов в рядах производить плотно, или в разреженные штабеля с расстоянием между сортиментами в ряду не менее 50 мм, между рядами укладывать прокладки из здоровой древесины;

Пиломатериалы, поступающие на склад в летнее время, укладывать в штабеля немедленно, если поставка осуществляется блок-пакетами, или не позже двух суток, если поставка осуществлена россыпью; при этом сосновые пиломатериалы хранить отдельно от еловых;

Пиломатериалы высших сортов (до второго сорта включительно) влажностью менее 25%, а также сухие пиломатериалы твердых лиственных пород первого сорта хранить под навесами или в закрытых вентилируемых складских помещениях, сухие пиломатериалы остальных сортов хранить на открытых складских площадках в плотных штабелях, обеспечивающих защиту от атмосферных осадков;

Пиломатериалы влажностью более 25% хранить в штабелях, обеспечивающих естественную сушку; для предохранения штабелей пиломатериалов от воздействия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков над штабелями устраивать сплошную крышу;

Рис.5. Пиломатериалы

Рис.6. Сухой брус, шпалы при ручной укладке

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Складирование бревен и пиломатериалов

Бревна и лесоматериалы хранят в штабелях под открытым небом, а пиломатериалы, предназначенные для столярных изделий, паркета, отделочных работ, - под навесом. Штабеля бревен укладывают на подкладках сечением не менее 250x250 мм. Размеры штабелей зависят от типа склада, его оборудования. При ручной укладке высота штабеля может быть принята 2-3 м, при механизированной 8-10 м, длина 100-120 м. Ширина штабеля определяется максимальной длиной бревен. Расстояние между отдельными штабелями должно быть не менее 1 м. Между группами штабелей устанавливают разрывы шириной не менее 10 м. Бревна укладывают по породам леса, сорту и толщине различными способами: клеточным (рис.7, а ), рядовым с прокладками (см. рис.7, б ), рядовым без прокладок (см. рис.7, в ), пакетным (см. рис.7, г ) штабелями.

Рис.7. Складирование бревен и пиломатериала:

а - клеточный; б - рядовой с прокладками; в - рядовой без прокладок; г - пакетный; д - прямой; е - перекрестный штабель

В клеточном штабеле бревна каждого верхнего ряда располагают перпендикулярно бревнам каждого нижнего ряда. Такой способ укладки в основном применяют для крепления беспрокладочных или пакетных штабелей (см. рис.7, г ). В рядовом штабеле бревна укладываются параллельными рядами, отделяемыми друг от друга прокладками толщиной 60-80 мм. Рядовые штабеля имеют хороший доступ воздуха, удобны при погрузке. Пакетный штабель складируют отдельными ромбическими или прямоугольными пакетами, которые разделяют прокладками. Преимущество этого типа штабелей - удобство и быстрота застроповки бревен в большом количестве, максимальная загрузка крана, а недостаток - значительная потребность прокладок. От раскатывания пакетные и беспрокладочные штабеля предохраняют упорами (см. рис.7, а , г ).

Пиломатериалы складируют прямыми (см. рис.7, д ) или перекрестными (см. рис.7, е ) штабелями по породам, марке и толщине древесины. При прямой укладке между ярусами пиломатериала через каждые 1-2 м кладут прокладки толщиной 25-30 мм, шириной 50-75 мм. Для обеспечения сквозного проветривания пиломатериалы повышенной влажности укладывают в горизонтальные ряды с интервалом 150 мм, средней влажности - 100 мм, а сухие - 50 мм. Высота штабеля ручной укладки не должна превышать 3 м, а механизированной - 8 м. Между штабелями оставляют разрывы не менее 2 м, промежутки между группами штабелей - не менее 6 м.

Строповка бревен, пиломатериалов и деревянных изделий

Строповка бревен и пиломатериалов . Бревна и пиломатериалы при погрузке и разгрузке стропят грузозахватными средствами. Самыми простыми, надежными и дешевыми считают универсальные и облегченные стропы. Подъем бревен универсальными стропами показан на рис.8. Недостаток этого способа заключается в длительности зацепки и расстроповки груза.

Рис.8. Строповка бревен:

а - универсальными стропами; б - облегченными стропами со свободным крюком; в - траверсой с самооткрывающимися петлями; г - захватом-траверсой; 1 - стальные канаты с петлями; 2 - цепи; 3 - шарниры; 4 - откидные крюки; 5 - грузики; 6 - траверса; 7 - коромысло; 8 - балка траверсы; 9 - крюк; 10 - облегченный строп; 11 - серьга

Для строповки бревен и пиломатериалов можно успешно использовать строп со свободным крюком, легко передвигающимся по канату в зависимости от размера поднимаемого груза. После опускания и укладки бревен или пиломатериалов петля стропа быстро снимается с подвижного крюка и легко вытаскивается из-под груза. Приспособление очень удобно в эксплуатации и просто в изготовлении.

Приспособление с самооткрывающимися петлями состоит из стальных канатов с петлями, цепей, откидных крюков, поворачивающихся в шарнирах под действием грузов, и траверсы, подвешиваемой на крюк крана. Освобождение бревен происходит автоматически после опускания крюка и укладки их на место. При этом канаты, освободившиеся от натяжения, опускаются вниз. Откидные крюки под действием массы грузиков поворачиваются в шарнирах, и петля канатов соскальзывает с крюков. Для полного освобождения бревен от канатов нужно поднять крюк крана и вытащить концы каната из-под груза.

Погрузка и выгрузка бревен пакетами . Преимущество пакетного способа строповки бревен состоит в максимальном использовании мощности грузоподъемных кранов. При погрузке и выгрузке бревен пакетами целесообразно применять специальный захват-траверсу с двумя длинными облегченными стропами.

Для строповки пакета, уложенного на платформу или в штабель, две диагонально расположенные петли стропов снимают с крюков траверсы, после чего поднимают крюк крана и натягивают стропы до полного вытаскивания их из-под груза.

Длинномерный круглый лес пакетируют с помощью многооборотных гибких стропов. В этих стропах нижняя несущая часть состоит из коротких звеньев, изготовленных из полосовой стали и соединенных четырехугольными рамками. Верхняя замыкающая часть - цепная с рычажным замком. К концевым звеньям несущей части присоединены грузовые кольца. Сечение пакета овальное. При укладке в вагоне он расплющивается, обеспечивая хорошее использование его емкости. Грузоподъемность стропа - 5 т, собственная масса - 15 кг, максимальная масса пакета -10 т, длина бревен в пакете - 4,5-6,5 м.

Поштучное транспортирование бревен большого диаметра выполняют с помощью клещевых захватов или специальных крюков. Клещевой захват состоит из пары рычагов и траверсы и пригоден для подъема одного-двух бревен. Захват с заостренными крюками, попарно присоединенными к групповому стропу, одновременно поднимает два, четыре, шесть и более коротких, но толстых бревен. Бревна захватывают клещевыми захватами, их расстроповка происходит за счет полуавтоматических захватов, а строповка заостренными крюками - вручную.

Строповка досок, брусьев и шпал . Для строповки подобных грузов, кроме обычных грузозахватных средств, применяют рамный захват (рис.9). Он состоит из рамы, зажимов, канатных или цепных растяжек. На раме закрепляют подвески. Захват опускается на предназначенный для подъема пакет материала, предварительно уложенньй на подкладки.

Рис.9. Строповка досок, брусьев, шпал рамным захватом:

1 - рама; 2 - зажимы; 3 - цепные растяжки; 4 - подвески

Под пакет подводят металлические брусья, концы которых продевают в петли подвесок. Поднятый груз плотно сжимают рычаги, предохраняя его от разваливания при качке. Пакеты пиломатериалов, не связанные жесткими или полужесткими приспособлениями, можно перегружать с помощью специального захватного устройства. Захват состоит из двух шарнирных четырехзвенников, соединенных в верхней части двутавровой балкой, а в нижней - П-образной балкой, обшитой деревом и служащей прижимом. В средней части шарнирная система имеет две оси, к которым на цепях подвешены крюки. На крюки надевают концы стропов, их длина должна быть равна периметру пакета. Верхнюю балку подвешивают на крюк крана. При подъеме каждый четырехзвенник стремится сложиться и нижняя его балка давит на пакет, обеспечивая его безопасную и надежную перегрузку. Грузоподъемность грузозахватного устройства 5 т.

Перегрузка пакетов круглого леса - длинномера . Для перегрузки пакетов круглого леса в полужестких стропах используют полуавтоматическое захватное устройство, которое состоит из траверсы, которую посредством тросов и кольца подвешивают на крюк грузоподъемного крана. Крюки, входящие в зацепление с пакетом, прикреплены к подвешенным к нижней части траверсы цепям. В раме траверсы смонтированы два вала, на которые насажены рычаги с тросами управления. Валы соединены зубчатыми секторами и возвратными пружинами. Для управления крюками на траверсе установлен замок, который связан с валом. В нерабочем состоянии рычаги под действием массы груза опускаются в крайнее нижнее положение, и тросы ослабевают. Крюки свободны и при наведении на пакет заводятся в кольца полужесткого стропа. После застроповки пакет перемещается краном на склад или на подвижный состав. При укладке на место траверса опускается вниз. При этом грузовые цепи ослабевают, рычаги под действием пружин поворачиваются, тяги приподнимаются и фиксируют замок в верхнем положении. При подъеме траверсы тросы управления натягиваются и выводят крюки из зацепления с проушинами стропа, захват освобождается от груза.

Перегрузка короткомерного круглого леса . Для перегрузки короткомерного груза - круглого леса - применяют стропы (рис.10) и контейнеры. Специальные стропы предварительно укладывают в мерные станки. Строп состоит из двух канатов. Один из них с петлями и коушами по обоим концам располагают под пакетом. Крюки с роликами в проушине другого каната заводят в петли первого. В процессе подъема пакет затягивается. Канат освобождается в процессе укладки пакета на место за счет вывода одного из крюков из петли первого каната.

Рис.10. Перегрузка короткомерного круглого леса: а - стропы, предварительно уложенные в мерный станок; б - затягивание пакета в процессе подъема; в - захват с контейнером "донуги"; 1 - стальной строп; 2 - траверса; 3 - стержни; 4 - крюки, которыми зацепляют трубчатые угольники в нижней части контейнера

При перегрузке пакетов круглого леса в специальных контейнерах "донуги" используют четыре стальных стропа, прикрепленных к подвешиваемой на крюк крана траверсе. К нижней части стропов подвешены стержни из круглой стали, которые крюками зацепляют трубчатые угольники в нижней части контейнера. Длина стержней должна соответствовать высоте контейнера.

На рис.11 показаны способы складирования лесоматериалов. При складировании круглого леса (см. рис.11, а ) площадку для складирования очищают от сухой травы, коры, щепы или покрывают слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 150 мм. Прокладки устанавливают симметрично продольной оси штабеля не далее чем 1 м от торцов бревен с каждой стороны. Лесоматериалы укладывают комлями и вершинами в противоположные стороны и выравнивают с одной из сторон штабеля. Концы лесоматериалов не должны выступать более чем на 0,5 м.

Рис.11. Складирование лесоматериалов:

а - круглый лес; б - рядная укладка пиломатериалов; в - укладка пиломатериалов в клетки; г - сухой брус, шпалы при ручной укладке; 1 - упор; - длина подкладки; - длина пиломатериала

Способы укладки грузов должны обеспечивать:

Устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в укладках;

Механизированную разборку штабеля и подъем груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования;

Безопасность работающих на штабеле или около него;

Возможность применения и нормального функционирования средств защиты работающих и пожарной техники;

Циркуляцию воздушных потоков при естественной и искусственной вентиляции в закрытых складах;

Соблюдение требований к охранным зонам линий электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

4. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РАБОТ

Требования к складированию пиломатериалов

Площадки для хранения лесных материалов следует располагать на необводненных участках местности. Их следует тщательно спланировать, очистить от растительности, а зимой от снега, уплотнить и покрыть тонким слоем негашеной извести. Не допускается выравнивание площадок опилками, корой и другими отходами древесины.

На складах необходимо устраивать временные дороги с покрытием и без покрытия, в зависимости от срока службы склада, с гравийно-песчаным или щебеночным основанием. При надобности следует устраивать канавы для отвода дождевых и паводковых вод. Ширину подъездных дорог и углы их поворотов следует принимать исходя из технических характеристик применяемых транспортных и погрузочно-разгрузочных средств, но не менее 3 м, ширину проходов между штабелями - не менее 1 м. Площадка должна быть освещена, ограждена, иметь сторожевую охрану, и оборудована средствами пожаротушения.

Лесоматериалы должны храниться в штабелях в рассортированном виде. На штабеле лесоматериала должна быть табличка с указанием номера, сортимента породы, размеров, сорта, количества лесоматериалов, времени начала и конца укладки, режима и предполагаемого времени хранения.

Завоз и приемка древесины, зараженной грибками, на склады и строительные площадки запрещается. Транспортные средства, в которых ранее перемещался зараженный грибками лес, перед погрузкой здоровой древесины необходимо тщательно очистить от щепы и мусора; в них необходимо провести дезинфекцию 3% раствором антисептика.

Лесоматериалы, хранящиеся на складе, необходимо систематически осматривать, не реже одного раза в месяц. При обнаружении на древесине грибков или налетов плесени штабеля следует перебрать, пораженные лесоматериалы удалить, а площадку, где хранились материалы, продезинфицировать в соответствии с требованиями ГОСТ.

При перевозке и хранении лесоматериалов, деревянных изделий и конструкций необходимо принимать меры против их увлажнения, коробления, механических повреждений, растрескивания и загрязнения.

Изделия из древесины следует хранить в сухих вентилируемых помещениях с относительной влажностью воздуха не более 60%.

Складирование лесоматериалов

Круглый лес

Рис.12. Складирование круглого леса

Площадку для складирования очищают от сухой травы, коры, щепы.

Прокладки устанавливают симметрично продольной оси штабеля на расстоянии от торцов бревен не более 1 м с каждой стороны.

Лесоматериалы укладывают комлями и вершинами в противоположные стороны и выравнивают с одной из сторон штабеля.

Складирование пиломатериалов

ПИЛОМАТЕРИАЛЫ

Рис.13. Рядная укладка и укладка в клетки пиломатериалов

ПИЛОМАТЕРИАЛЫ

Рис.14. Складирование сухого бруса, шпал при ручной укладке

Требования безопасности к укладке пиломатериалов, строительных материалов, конструкций и изделий

Материалы, изделия, оборудование

Способ укладки

Предельная высота укладки

Дополнительные указания по укладке

Круглый лес

В штабель

С прокладками между рядами и установкой упоров против раскатывания. Ширина штабеля менее его высоты не допускается

Пиломатериалы

В штабель

Прислонять, опирать штабель к изделиям, стенам и др. элементам ограждений запрещается

а) рядовая укладка

0,5 ширины штабеля

б) укладка в клетки

1,0 ширины штабеля

5. ПОТРЕБНОСТЬ В МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ

Пиломатериалы

Древесина разных пород обладает различными свойствами и применяется для различных целей.

Наиболее часто в строительстве употребляется древесина хвойных пород (сосны, ели, лиственницы, кедра, пихты), которые характеризуются хорошими внешними и механическими свойствами: блеском, красивой текстурой, запахом скипидара, микроструктурой от 3 до 25 годичных слоев на 1 см среза, достаточно высокой прочностью, низкой твердостью, хорошо удерживают металлические крепления. Хвойные породы не подвергаются изгибанию, так как у них невысокая способность к этому.

Лиственные породы (дуб, ясень, береза, липа, бук и т.д.) обладают различными свойствами. Так, например, древесина дуба отличается высокой прочностью и твердостью, стойкостью к гниению, имеет красивую текстуру и цвет. Аналогичными свойствами обладает и древесина ясеня. Ясень часто используется для изготовления рукояток для инструментов и лестничных перил.

Древесина березы очень хорошо сопротивляется удару, однородна по строению и цвету, но подвержена гниению. Из нее изготавливают лущеный шпон, фанеру, древесностружечные плиты, мебель, упаковку. Применяется березовая древесина и в строительстве.

Липа обладает невысокими механическими свойствами, ее мягкая и легкая древесина хорошо режется, мало трескается и слабо коробится. Ее часто используют для резьбы по дереву, изготовления чертежных досок, деревянной посуды, карандашей и т.д.

Пиломатериалы, которые используются в строительстве, имеют свои специфические названия. Различаются они в зависимости от толщины и отношения ширины к толщине.

У досок это отношение должно быть не более 2. Максимальная толщина досок - 100 мм.

Если толщина пиломатериала не превышает 100 мм, но отношение ширины к толщине меньше 2, пиломатериал называют бруском.

Пиломатериал толщиной более 100 мм имеет название брус.

Максимальная длина пиломатериала, изготовленного из деревьев лиственных пород, - 5 м. Пиломатериалы хвойных пород могут быть длиннее - до 6,5 м.

Внешнего осмотра достаточно для того, чтобы выявить пороки древесины: сучки, косослой, гниль, червоточину.

Сучком называется часть ветви, заключенная в древесине ствола. При распиловке древесины срезы сучков часто оказываются на поверхности. По форме и расположению относительно граней доски или бруса сучки разделяются на круглые, овальные, продолговатые, пластевые, кромочные, ребровые, сшивные, торцевые, разбросанные, групповые, разветвленные (рис.15).

Рис.15. Разновидности сучков:

а - круглый; б - овальный; в - продолговатый; г - пластевой; д - кромочный; е - ребровый; ж - сшивной; з - групповые; и - разветвленные

Наличие сучков значительно снижает прочность древесины, поскольку нарушает ее однородность, а если сучок расположен перпендикулярно к продольной оси (его называют пасынком), доска или брус считаются негодными для чистовых работ и ответственных участков конструкции. Такая древесина относится к третьему сорту.

Низкое качество имеют и пиломатериалы с табачными сучками светлого или темно-коричневого цвета - их легко выделить среди других, так как древесина в сучках легко разламывается и растирается в порошок. Наличие таких сучков допускается только в древесине третьего сорта и то, если размер сучка не превышает У5 диаметра* бревна.

________________

* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Слишком сучковатая древесина для дела не годится. В зависимости от плотности расположения сучков древесина разделяется по сортам. В древесине первого сорта диаметр сучка не должен превышать части диаметра бревна, в древесине второго сорта - 1/3. Если древесина имеет плотность сучков больше, чем один сучок на 2 погонных метра, она относится к третьему сорту.

Признак косослоя - спиральное направление внешних волокон и трещин. Наличие косослоя резко снижает (до 90%) прочность древесины. На 1 м длины смещение не должно превышать 1/3 диаметра бревна в зависимости от сорта древесины.

Пиломатериалы с косослоем не применяются поэтому в перекрытиях и вообще там, где возможны даже незначительные нагрузки.

Разрыв древесины вдоль волокон называется трещиной. По своему расположению трещины могут быть пластевыми, кромочными и торцовыми, а по типу - метиковыми, морозными, усушки и отлупными. Виды трещин показаны на рис.16.

Рис.16. Типы трещин в древесине:

I - пластевые; II - кромочные; III - торцевые; а - метиковые; б - морозные; в - трещины-усушки; г - отлупные

Трещины тоже сильно снижают прочность пиломатериалов, поэтому допускаются они только, если суммарная глубина трещин не превышает -1/3 части диаметра бревна в зависимости от сорта древесины. При этом протяженность каждой из трещин не должна превышать соответственно 1/3-1/2 части диаметра бревна для первого и второго сортов.

К порокам древесины относится также и червоточина, то есть ходы и отверстия, которые проделали в древесине насекомые. Степень поражения червоточиной определяется глубиной проникновения в массив древесины и диаметром проделанного отверстия.

Если червоточиной поражен только верхний слой древесины и глубоко она еще не проникла, пиломатериал может использоваться в строительстве, правда, с ограничениями, так как червоточина тоже снижает прочность древесины. При глубоком проникновении червоточины древесина становится рыхлой и трухлявой.

Гниль древесины может быть нескольких видов, и не каждый из них выводит древесину из строя окончательно. Гниль - это следствие грибкового заболевания древесины, и многие древесные грибы делают древесину совершенно непригодной. Но есть и такие, которые при правильной обработке и хранении древесины прекращают свое действие. Гниль может появиться в древесине еще в то время, когда дерево не срублено, на корню (например белая, ситовая, трухлявая гниль), или уже в процессе хранения на складе (заболонная гниль). От гнили можно избавиться, хорошо просушив древесину, ее действие не возобновится, если древесина хранится правильно.

Хранить пиломатериалы нужно в штабелях, причем еще перед укладкой в штабель их нужно рассортировать по размеру. Штабель должен быть сооружен таким образом, чтобы внутрь него свободно мог проходить воздух. Это необходимо для воздушной сушки древесины.

В зависимости от толщины доски через каждые 0,5-0,7 м между укладываемыми в штабель досками нужно проложить прокладки такого размера, чтобы оставался зазор величиной 10 см. Располагать штабель нужно таким образом, чтобы длинная сторона досок была перпендикулярна к направлению господствующего ветра. Чтобы торцы толстых досок и брусьев не растрескались, их необходимо покрыть известью.

Не следует сооружать штабель высотой больше 3 метров. От дождя и прочих осадков уложенную в штабель древесину следует защитить с помощью односкатной крыши из толя или рубероида. Она должна перекрывать штабель не менее чем на 0,5 м.

По стойкости к поражению и растрескиванию древесина разных пород делится на два класса.

Поражению насекомыми лучше других сопротивляется древесина пихты, березы, бука, граба, клена, ольхи, тополя, явора. Эти породы деревьев дают древесину первого класса стойкости. Большинство хвойных пород, а также дуб и ясень относятся ко второму классу.

Грибковому поражению хорошо сопротивляются: пихта, дуб, клен, ильмовые породы, явор, ясень, составляющие первый класс стойкости. Во второй класс входят: ель, сосна, лиственница, кедр, ольха, осина, тополь, береза, бук, граб, липа.

Хорошо сопротивляется растрескиванию древесина ели, сосны, пихты, ольхи, осины, липы, тополя и березы - это породы, относящиеся к первому классу стойкости. Ко второму относится древесина лиственницы, бука, граба, ильмовых пород, явора, клена, дуба и ясеня.

Влажность свежесрубленной сосновой и еловой древесины составляет 50-60%. Через 1,5-2 года сушки ее влажность снижается до 15-18%. Древесину в этом случае называют полусухой. Древесина с меньшей влажностью называется сухой. Для работы нужно использовать древесину влажностью не более 20%, иначе она будет подвержена гниению. Следует учесть, что в условиях постоянного сохранения положительной температуры влажность древесины еще более уменьшается. Поэтому для внутренних дверей, например, следует использовать сухую древесину, чтобы при усушке в дверном полотне не появились щели и перекосы.

В зависимости от назначения элемента конструкции, для которого используется тот или иной пиломатериал, необходимо определять и его размеры:

Для стропил, балок цокольных и междуэтажных перекрытий, а также проступей ступеней лестниц и наружных наличников используются пиломатериалы второго и третьего сорта толщиной 50 мм, шириной 150-180 мм и длиной 4,0-6,5 м;

Для стоек каркасных стен, перегородок, обвязки, ригелей, поручней перил лестниц и подоконных досок - второго и третьего сорта толщиной 50 мм, шириной 100 мм и длиной 2,7-6,5 м;

Для балясин перил лестниц и обрешетки крыш - второго и третьего сорта толщиной 50 мм, шириной 50 мм и длиной 3,5-6,5 м;

Для стоек каркасных стен, нижней обвязки, элементов стропил и настила чистого пола - второго и третьего сорта толщиной 40 мм, шириной 100-150 мм и длиной 2,7-6,5 м;

Для черепных брусков, обрешетки крыш и каркасов фронтонов - третьего сорта толщиной 40 мм, шириной 50 мм и длиной 1,5-6,5 м;

Для наличников внутренней отделки окон и дверей - второго сорта толщиной 25 мм, шириной 80-150 мм и длиной 2,4-6,5 м;

Для архитектурных элементов фасада, наличников и обшивки стен - второго сорта толщиной 19 мм, шириной 50-150 мм и длиной 2,4-6,5 м;

Для обшивки перегородок и нащельников - третьего сорта толщиной 16 мм, шириной 80-150 мм и длиной 3,5-6,5 м;

В качестве шпунтованных досок для подшивки потолка, для обшивки стен и фронтонов - второго сорта толщиной 16 мм, шириной 80-150 мм и длиной 3,5-6,5 м.

Для отделки деревянных элементов можно приобрести шалевку толщиной 7-19 мм, тес толщиной 22-35 мм, тонкие и толстые доски. Доски можно брать как чистообрезные, имеющие прямоугольное сечение по всей длине, так и с тупым или острым обзолом, а также необрезные (рис.17).

Рис.17. Виды пиломатериалов:

а - двухкантный брус; б - трехкантный брус; в - четырехкантный брус; г - доска необрезная; д - доска чистообрезная: 1 - пласть; 2 - кромка; 3 - ребро; 4 - торец; е - обрезная доска с тупым обзолом; ж - обрезная доска с острым обзолом; з - брусок; и - обапол горбыльный; к - обапол дощатый; л - шпала необрезная; м - шпала обрезная

Для защиты древесины от гниения используют антисептики: в водном растворе - масляные, в органическом растворе - в виде пасты. Антисептики должны быть безопасными, легко проникать в древесину на требуемую глубину, не вымываться и не снижать при пропитке прочности древесины. Кроме того, к ним предъявляются следующие требования: антисептики должны быть ядовитыми по отношению к грибам, быть малолетучими, не вызывать коррозию металла и иметь невысокую стоимость.

Масляные антисептики обладают высокой токсичностью и полностью уничтожают дереворазрушающие грибы, насекомых и морских древоточцев. Они не летучи и не вымываются из древесины. Применяются масляные антисептики в ограниченных масштабах, поскольку обладают резким неприятным запахом, окрашивают древесину в темный цвет и повышают ее горючесть.

Антисептики, растворенные в пентахлорфеноле, используются в столярных изделиях. Они нелетучи и устойчивы к вымыванию, обработанная ими древесина хорошо клеится, полируется и окрашивается.

Таблица 5.1

Плотность древесины различных пород, кг/м



Похожие статьи