Правильное мировоззрение. Правильное мировоззрение – основа успеха

Самое важное в жизни

Знаете, что есть самое важное для нас в нашей жизни? Мало кто отдает себе отчет в том, что это наше мировоззрение. Весь мир находится у нас в голове, поэтому наше мировоззрение - это наше всё. Лишить человека мировоззрения, значит, отобрать у него Вселенную. С потерей мировоззрения мы теряем все свои ценности. Удивительно: большинство людей почти не задумываются о качестве своего мировоззрения.

Жизнь подобна эскалатору, который едет нам навстречу, и если мы не идем вперед, то отбрасывает нас назад. Без движения нет развития . Бездельник тупеет и заплывает жиром, а тот, кто участвует в дебатах и баталиях, приобретает быстрый ум и проворное тело. Все наши достижения начинаются в голове, поэтому мировоззрение, как руководство к действию, определяет наше целенаправленное движение по жизни.

Окружающий мир расставил вокруг нас много ловушек (в этом можно легко убедиться, если, например, пробежаться по улице с закрытыми глазами - как говорится, до первого фонаря). Мы можем обходить препятствия окружающего мира только благодаря адекватному мировоззрению. Неадекватное же мировоззрение заставляет нас ошибаться - спотыкаться и разбивать лбы. Ошибки бывают, полезны (не случайно некоторые автотранспортные предприятия не принимают на работу водителей, которые ни разу не попадали в аварию) - "то, что не убивает меня, делает меня сильнее". То есть, ошибки необходимы и полезны не сами по себе, а потому, что позволяют нам учиться, т.е., расширять адекватное мировоззрение.

Мировоззрение - это вера

Мировоззрение (миросозерцание, миропонимание, мироощущение, кругозор) - это представление о мире, в котором мы живем. Это система убеждений о мире. Проще говоря, мировоззрение - это вера (не путать с более узким смыслом этого слова - религиозностью). Вера в то, что мир такой, каким нам кажется.

Иногда говорят: "без веры жить нельзя", имея в виду религиозную веру. Думаю, однако, что без религиозной веры прожить можно, что доказывают своим существованием атеисты. Но вот без веры, в смысле мировоззрения, жить действительно никак невозможно, т.к. все наши поступки начинаются в голове. В этом смысле все люди - верующие, ибо у всех есть мировоззрение. Неверие - не пустота, а тоже вера: атеисты, не верящие в бога, верят в то, что бога не существует. И сомнение - тоже вера. Пустотой в мировоззрении является не неверие, а незнание.


Мусор в голове не заменит знаний, хотя с ним не скучно

Наша голова напичкана убеждениями о мире - информацией. Достоверной или ложной? Это очень важный вопрос, ответу на который стоит посвятить жизнь и написать книгу. В нашем мировоззрении полно всяких верований и наивно полагать, что все они верны: помимо знаний хватает и мусора - у каждого в голове свои тараканы.

Люди предубеждены в правильности своей веры, иначе ее у них просто не было бы. Поэтому они обычно не склонны ворошить свое мировоззрение. Жить с устоявшейся верой спокойней - не надо лишний раз напрягать мозги. Кроме того, приятней утонуть в пучине грез и сладкой лжи, чем плавать в холодном океане суровой правды. Человек, отказавшийся от своих привычных убеждений, чувствует себя потерянным и незащищенным, как рак-отшельник, утративший раковину. Порой, разубедить человека в его вере - значит, отнять у него святое или смысл жизни.

Люди цепляются за свои воззрения, как правило, не потому, что они истинные, а потому, что они их собственные. Даже от ложных убеждений нелегко отказаться: "ты, конечно, прав, но я всё равно останусь при своем мнении", - нередко твердят упрямцы. Цепляясь за свои несостоятельные убеждения, они тем самым загоняют себя в сети невежества, и беда их в том, что при этом сами они не осознают, что уперлись в тупик.

Если же человек способен легко и без проволочек отрекаться от надуманных верований, значит, он чего-то стоит, ибо тогда у него появляется повод для совершенствования. Будьте готовы к революциям в своих мозгах . Проводить инвентаризацию своей веры так же полезно, как наводить порядок в доме, очищая его от пыли и грязи, ибо мусор в голове не заменит знаний, хотя с ним не скучно.

"Тот, у кого мозги напичканы мусором, находится в
состоянии помешательства. А так как мусор в той
или иной мере присутствует в голове у каждого,
то все мы в разной степени помешанные"
Скилеф


Адекватное мировоззрение
- самый ценный капитал человека. Однако люди, как правило, не особо тщательно заботятся о содержании своих мозгов, поэтому живут не в реальном мире, а в мире своих иллюзий и фантасмагорий. Мало кто задумывается о структуре своего мировоззрения, хотя это важнейший вопрос.

Мировоззрение каждого человека отражает эволюцию человечества

Человечество взрослеет. С каждым поколением оно растет, накапливая знания о мире - нарабатывает культуру. По мере взросления человечества растет и мировоззрение каждого среднестатистического человека. Конечно, на мировоззрение людей, помимо мировой культуры, влияют и другие факторы: местные особенности ("менталитет"), персональные различия (темперамент, воспитание) и прочие. Поэтому мировоззрения разных людей в чем-то похожи, но есть в них и различия.

Вбирая знания о мире, оно тянется к Истине, как стебелёк к Солнцу. Мировоззрение людей во все времена соответствует настроению эпохи, в которой они живут. Сейчас люди уже не те, что были до Нашей Эры - то были дети, а сейчас подростки. И даже, несмотря на то, что у многих современных людей в головах присутствует дремучее средневековье - полно суеверий - тем не менее, их представление о мире во многом превосходит мировоззрение первобытных дикарей или древних египтян. И по сравнению со средневековыми учеными каждый современный оболтус - гений.


Пирамида адекватного мировоззрения

У каждого человека своё мировоззрение. Люди отличаются друг от друга не только физиономиями, но и содержанием мозгов. Но структура адекватного человеческого мировоззрения, его каркас, имеет одну и ту же многоэтажную форму для всех трезвомыслящих людей.

Наше мировоззрение - система убеждений о мире, в котором мы живем - представляет собой иерархическую структуру информации, похожую на многоуровневую пирамиду. На каждом уровне пирамиды мировоззрения располагаются убеждения, имеющие различную силу нашего доверия - от очевидных до сомнительных. Каждый следующий возвышающийся уровень убеждений опирается на предыдущие уровни - вырастает из них. В упрощенном виде пирамиду мировоззрения можно представить в виде трех уровней, базирующихся на фундаменте:

3

теории

2 - очевидная

информация из

опыта других людей

=================

1 -убеждения из нашего опыта

=======================

ФУНДАМЕНТ : Главная Аксиома Жизни

Пройдемся по этажам пирамиды снизу доверху:

Фундаментом пирамиды мировоззрения служит Главная Аксиома Жизни (ГАЖ) - вера в существование объективного мира вокруг нас, выраженная формулой:

Вселенная = "Я" + "не Я" .

Хоть и нельзя доказать или опровергнуть наличие мира вокруг нас, тем не менее, мы принимаем ГАЖ на веру и водружаем на нее все остальные убеждения пирамиды мировоззрения.

Первый уровень нашего мировоззрения содержит убеждения, полученные непосредственно из нашего личного опыта . Это основной и самый многочисленный уровень наших убеждений - на нем располагается огромное количество очевидных и простых знаний о мире. Данный уровень самый древний и во многом совпадает с представлениями о мире людей давних эпох. Он содержит самые необходимые для жизни знания и так же важен для человека, как умение ходить и размышлять.

Здесь находится понимание трех фундаментальных категорий бытия: материи, пространства и времени и их четвертой производной - движения . Также на этом уровне лежат примерно такие наши бесспорные убеждения: я - человек; вокруг меня существуют другие люди, животные, растения и т.д.; стол - твердый; стекло - прозрачное; огурцы съедобны; гвозди ржавеют; сосульки тают; птицы умеют летать; люди могут врать и ошибаться, но иногда говорят правду; гаишники иногда машут полосатыми палками и прочие .

Убеждения первого уровня пирамиды мировоззрения рождались в нашей голове из нашей практики с самого раннего детства, когда мы начинали познавать мир, причем, многие из них подтверждались практикой неоднократно. Поэтому они являются самыми твердыми. Мы практически никогда не ставим их под сомнение, ибо наши органы чувств - самые надежные источники информации в мире .

Благодаря убеждению, что другие люди подобны нам и могут говорить правду , из первого уровня мировоззрения вырастает второй.

Второй уровень содержит очевидную информацию , подтвержденную опытом других людей. Например, некоторые люди, как мне кажется, знают из своего опыта, что в мировом океане живут киты; я же верю в эту информацию.

Если мы хотим иметь больше знаний о мире, то не можем опираться, лишь на свой опыт, но также должны доверять другим людям, у которых другой опыт и которые могут нам поведать о нем. Так распространяется культура в обществе. Обмениваясь опытом, люди обогащают мировоззрение друг друга. Именно в доверии другим людям состоит полезная функция образования, формирующего второй (а также третий) уровень нашего мировоззрения. В целях эффективного познания мира полезней прочитать книгу исследователя, который потратил свою жизнь на изучение некоторых явлений, чем самому всю жизнь изучать эти явления.

Второй уровень мировоззрения моложе первого и у людей стал активно формироваться с появлением речи, когда они научились обмениваться информацией более точно и тонко, нежели при помощи жестов и нечленораздельных криков. Затем он неоднократно убыстрял темпы роста в связи с появлением письменности, книгопечатания, средств массовой информации и прочих достижений.

На этом уровне нашего мировоззрения могут находиться примерно следующие убеждения: кобра ядовита; пингвины обитают в Антарктиде; на Северном Полюсе холодней, чем в Африке; Италия имеет форму сапога (космонавты не дадут соврать); Германия воевала с Советским Союзом; археологи находят в земле предметы, именуемые костями динозавров; железо при нагревании плавится, нефть добывают из недр Земли, бензин из нефти и т.д .

Информация, находящаяся на данном уровне, подтверждена многочисленными свидетельствами других людей, и для нас практически так же очевидна, как и факты первого уровня. Иногда мы сами убеждаемся в ней на практике, и тогда она переходит со второго уровня нашего мировоззрения на первый.

Однако сюда может затесаться и неочевидная информация: рассказы о снежном человеке, лох-несском динозавре, о привидениях или инопланетянах: "вдруг меня схватили пришельцы и затащили в НЛО". Данные свидетельства сомнительны, поскольку утверждаются лишь немногими "очевидцами", противоречат фундаментальным научным концепциям, а также подкрепляются убеждением, что другие люди могут врать и ошибаться .

Третий уровень - Теории . Это высший уровень нашего мировоззрения, т.к. теории - более сложные сооружения, включающие в себя кирпичики информации из предыдущих уровней. Как правило, чтобы открыть стоящую теорию, требуется ум гения, а чтобы ее развить - наблюдения, размышления и дискуссии исследователей разных поколений. Именно благодаря овладению достоверными теориями человек умеет конструировать ракеты, транслировать информацию в любую точку планеты, а также систематически увеличивает среднюю продолжительность своей жизни.

Здесь обычно располагаются: Теории: вероятностей, Относительности, Эволюции, Большого взрыва, глобального потепления, раздельного питания; постулат диетологии: чем больше жрешь и меньше двигаешься, тем, как правило, толще слой жировой клетчатки; религиозные убеждения, астрология, теория заговоров, вера в духов, оккультные учения, а также заезженные лозунги: "нервные клетки не восстанавливаются", "соль и сахар - белая смерть", "СПИД - чума XX века" и прочие - всё это здесь, на третьем уровне.

Следует заметить, что третий уровень - самый захламленный. Помимо верных концепций здесь много мусора - суеверий, предрассудков, недоказуемых доктрин и ошибочных гипотез, которые внедряются в мировоззрение людей ввиду их легковерия и недостатка знаний. Многие теории надуманы, непроверенны и не доказаны. Кроме того, часто люди склонны сами себе выдумывать нереальные убеждения, в которые им хочется верить. И они забывают, что недостоверные теории, хоть даже и очень красивые, не возносят человека, а сажают в лужу . Тараканы в голове в основном обитают на верхних этажах пирамиды мировоззрения.

Мы рассмотрели так называемые фактические мировоззренческие убеждения, т.е., отражающие объективный мир. Также в нашем мировоззрении присутствуют оценочные убеждения, которые пронизывают все уровни нашей пирамиды снизу доверху и отражают наше отношение к фактам окружающего мира. "Мы живем в бесцветном мире, который раскрашиваем сами" (Скилеф ). Оценки делают мир цветным. Оценки субъективны.

Мы живем в бесцветном мире,
который раскрашиваем сами

Скилеф

Оценки

Знаете, почему люди любят, ненавидят, спорят между собой и в чем причина всех войн человечества? Как оказалось, всё дело в оценках.

Все человеческие радости, горести, разногласия и проблемы произрастают из оценок, находящихся в головах людей. Человек счастлив или несчастен не от самой жизни, а оттого, как он ее оценивает. Наша жизнь состоит не из событий, а из нашего отношения к событиям. Оценки делают бесцветный мир ярким, толкают людей на поступки и заставляют их делать выбор. А т.к. всю свою жизнь мы только тем и занимаемся, что постоянно делаем выбор, то наши оценки - источник жизненного движения.

Оценки присутствуют в нашем мировоззрении наряду с фактической информацией. Оценки (мнения, точки зрения, вкусы) - это убеждения, отражающие наше отношение к фактам. И если фактические убеждения нашего мировоззрения отражают объективный мир (например, понятие "слон"), то оценки существуют, лишь в голове (слон плохой).

Наши оценки исходят из глубины нашей личности - их порождают инстинкты, шлифуют эмоции и утверждает разум. Оценки формируются человеческими потребностями, поэтому характеризуются категориями: выгодно-невыгодно, польза-вред, нравится-не нравится. В общем, человеческие оценки обычно отражают интересы людей.

Как правило, оценки измеряются шкалой "хорошо-плохо". Скажем, если сотрудник требует повышения зарплаты, значит, он считает, что это хорошо; начальник же обычно против, т.к. для него эти лишние траты - плохо.

Оценки характеризуются категориями "добро" и "зло" (например, герой, злодей). Либо отражают относительные величины (большой, сильный, много, быстро, горячо). В речи оценки часто выражаются именами прилагательными: красивый, убогий, чудесный, обычный, приятный, вульгарный, замечательный, представительный и т.д. Такие понятия, как: праведник, грешник, молодец, дурень, подвиг, разврат - выражают оценки. Фактическая информация тоже может принимать оценочные оттенки: приперся (всё-таки пришел), свалил (наконец-то ушел), скочурился (слава Богу помер). Многие жаргонные термины (круто, стремно, кайф, отстой), ругательные слова (подлец, мерзавец, сволочь, дрянь) - оценки. И матерные слова, обычно, тоже выражают оценки (no comment).

Преступный произвол, справедливое возмездие, огромный вред, худшие опасения, наилучшее благоприятствование - оценки. Понятия: добро, зло, справедливость, великодушие - оценочные понятия. Разные жизненные принципы, моральные устои, заповеди и кодексы чести - всё это оценочные системы, которые субъективны и могут отличаться как у отдельных людей, так и у целых народов. Например, в нашем обществе принято считать, что убивать - плохо, а некоторые туземцы с Андаманских островов считают, что съесть своего врага - здорово.

Оценки находятся в голове человека, а не за ее пределами. Оценки у каждого свои, совпадают у единомышленников и отличаются у оппозиционеров.

Против фактов, как говорится, не попрешь, а вот по поводу оценок люди готовы спорить всю свою жизнь, чем они и любят заниматься. Когда люди противопоставляют свои личные оценки друг другу, тогда начинаются конфликты - споры, скандалы, драки и войны. Ведь, то, что выгодно одному, может вредить другому.

Мировоззрение человека

18.03.2015

Снежана Иванова

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо...

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.

Понятие и структура мировоззрения

Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.

Познавательный

Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.

Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому , которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.

Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.

Ценностно-нормативный

В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.

Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.

Эмоционально-волевой

Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.

Практический

Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.

Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.

Основные типы мировоззрения

Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:

  • Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;
  • Религиозное. В отличие от мифов, человека религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;
  • Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.

Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:

  • Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;
  • Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;
  • Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, – имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.

Формирование мировоззрения личности

На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:

  • мир материален;
  • всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;
  • в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;
  • человек может и должен получать достоверные знания о мире.

Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

Дошкольный возраст

Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.

Младший школьный возраст

В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.

Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.

Подростки

Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.

Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.

Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.

Юноши

На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.

Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.

Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.

Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.

Роль мировоззрения в жизни человека

Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.

Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.

Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.

Мировоззрение современного человека

К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.

На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.

В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.

Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и , потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.

Жизненный путь человека основан на его мировоззрении.
Еще с детских лет закладывается его мироощущение и миропонимание, на основе которых в процессе жизни и формируется соответствующее мировоззрение.
Человек учится, работает и каким-то образом проявляется в социуме современного общества. И все же во Вселенной существует определенная система понятий и законов, которая помогает сформировать правильное мировоззрение, которое может принести лучшее качество жизни и удовлетворенность своим проживанием.

Что формирует Мировоззрение человека
Что формирует мировоззрение человека? Поскольку человеку приходится жить в материальном мире, то и его мировоззрение формируется на материальной основе, другими словами это материалистическое мировоззрение.

Однако такое мировоззрение, основанное на материальной стороне жизни, часто рушится, и оно не является стабильным.

Этот мир непостоянен и часто приносит много страданий человеку. Существует много болезней, некоторые со смертельным исходом. Или же происходит крах финансовой системы, потеря жилья, работы или своих близких.

Многие желания человека вообще не исполняются, и все это приносит страдания. Получается парадоксальная вещь, когда человек вроде бы рождается для счастья в этом материальном мире, но именно материальное и заставляет его страдать.

Вот здесь тяжелая жизненная ситуация, страдания, стрессы, невзгоды, потери, болезни и заставляют человека менять его мировоззрение, поскольку материальное неустойчиво и является страданием. Тогда идут поиски чего-то большего, более глубокого и более устойчивого.
Человек начинает интересоваться своим духовным развитием, обращаясь к своей Душе и устремляясь к Богу. Все это формирует мировоззрение человека, а в ряде случаев меняет его.

Смена мировоззрения не означает полный отказ от материального , потому что мало кто может стать отшельником. Дело не в отказе, а в гармоничном сочетании материального и духовного.

Слово «духовное» означает Дух, Душа или Бог. И потому духовное развитие означает проживание в Законах Бога или заповедях и проживание своей жизни в Любви к окружающему миру и самому себе. Таким образом формируется правильное мировоззрение.

Принципы Мировоззрения человека
Каковы же основные принципы мировоззрения человека? Существует такое понятие как Законы Бога и если мысли, слова и действия человека идут в нарушении Законов Абсолюта, то такие ситуации несут вред себе и окружающим, несут разрушение, а не созидание.


Все, что построено на злобе, на ревности, на жадности, на зависти и мести – разрушает Душу человека и делает его несчастным
. И это указывает на материальное мировоззрение человека, где сильно проявлен дуализм, недовольство и неприятие окружающего мира, когда существует борьба с окружающим миром и желание иметь все больше и больше.
Это гонка и суета в никуда, когда идут потери и проявляются различные болезни.

Нужно понять и основывать свое мировоззрение на том, что в этой жизни тело и личность принадлежат Душе, которая создала их для своих целей, для своей задачи духовного развития.

Имя человека, его фамилия, место проживания и род деятельности - все это принадлежит Душе. И основная сложность в том, чтобы личность человека служила Душе, а не эго. Потому что задачи Души на эту реинкарнацию – это жизнь по Законам Бога и на Любви к окружающим.

И соответственно личность тоже должна жить по таким Законам Творца, и таким образом, будут выполняться задачи на эту жизнь, и будет идти духовное развитие. И тогда жизнь такого человека гармонична, у него будет материальный достаток, будет здоровье и будет умиротворение и спокойствие в Душе. В этом и заключаются главные принципы мировоззрения человека.

Мировоззрение Космоса и Вселенной
Все Мироздание основывается на определенных законах, Законах Бога и Души. И все что создано во Вселенных, создано для счастья, самопознания и эволюции. Все это закладывает и основу мировоззрения человека.

Когда живые существа Космоса следуют Законам Творца, живут на любви к окружающему миру, то они быстро эволюционируют и практически не испытывают страданий. Поскольку каждая личность создана Душой и Богом, то она в ответе за свою жизнь и окружающий мир. Поэтому и основные принципы мировоззрения человека должны основываться на этом.

Чем больше человек отдает окружающему миру, тем больше он развивается духовно. Люди любят маленьких детей, потому что они несут в мир Свет, безусловную Любовь и очень много отдают в этот мир. Взрослые люди замыкаются на себе, на своем эго и мало отдают миру.

Что такое эго, эгоизм человека – это разделение с Душой , это одиночество, когда человек ощущает себя отдельной личностью, личностью отдельной от Души, от Бога, от Любви.

Чтобы начать жизнь целостную, необходимо признать свою Душу и устремиться к Богу, тогда личность начнет делать благо окружающим и благо именно бескорыстное. Вот есть такое слово благотворительность.

Почему нужно творить благо? А потому что есть потребность Души и это есть предназначение человека в его жизни – творить благо и уменьшать свои негативные качества . И это есть путь к Свету, путь к Богу и это путь эволюции и счастья. Это ведет к развитию человека, развитию духовности, развитию мировоззрения.
Когда человек делает благо, его Душа удовлетворена, и личность также будет спокойна и счастлива. В этом состоит целостность человека. Все страдания человека от его эгоизма и оторванности от своей Души.

Когда человек творит благо, его эгоизм разрушается, его одиночество разрушается, и его страдания разрушаются, да и откуда быть страданиям, если Душа наполняется Светом, удовлетворением и счастьем.

Жизнь на эгоизме – это потери, а жизнь в единстве со своей Душой - это приобретение. Таков золотой закон Восхождения, существующий во Вселенной. Правильное мировоззрение человека соответствует этому закону.

Заключение
Мировоззрение человека, его основа и принципы закладываются с детских лет. Мировоззрение человека должно служить его духовному развитию и развитию личности. И подлинное мировоззрение соотносится с Законами Творца, с проявлением любви в окружающий мир и это именно то, что лежит в основе всех Душ, и это то, что их объединяет.

Каждый искатель или человек всерьез занимающийся самоисследование так или иначе сталкивается с вопросом мировоззрения. Что это, зачем оно и что с ним делать? Эти вопросы возникают в том или ином объеме и комбинациях неизбежно.

Попробуем с этим разобраться. И так вопрос первый – что такое мировоззрение? Мировоззрение это знания или набор знаний о себе, мире и реальности которые структурированы (или не структурированы) определенным образом.

На что влияет этот набор знаний? Он влияет на то как мы видим себя, мир и реальность и соответственно как мы поступаем и реагируем на то, что с нами, внутри нас и вокруг нас происходит. В случае набора знаний мы говорим о мировоззрении, в случае наших взглядов которые из мировозpрения вытекают – о мировосприятии и в случае связанного с этим ощущения – миро- и самоощущении.


Как я уже говорил ранее человеческий опыт связан с который состоит из трех основных блоков – различения, переживания и интерпретации. Как мы себя осознаем, так и переживаем, а как переживаем так и интерпретируем (описываем и объясняем) этот опыт себе и другим соответственно.

Мировоззрение относится большей частью к области работы ума (точнее интеллекта) и соответственно включает информацию из блоков различения и интерпретации позволяя нам опираясь на эту информацию переживать себя и мир в различных ситуациях именно так как мы это и делам.

Если мировоззрение осознано (отрефлексировано) и мы провели с ним соответствующую работу в этом отношении то мы переживаем себя и получаем соответствующий опыт тоже осознано. Если нет, то это происходит неосознанно т.е. автоматически.

Теперь рассмотрим как мы обнаруживаем своем мировоззрение и критерий его «правильности». Поскольку обычно мы его не осознаем и это нормально – так и должно быть, то мы его не замечаем, а обнаруживаем только в тех ситуациях когда сталкиваемся со «страданиями» и тем что «что-то пошло нет так». В таких ситуациях мы можем заинтересоваться (если есть навык такой интроспекции и соответствующее желание) и обнаружить, что некоторые наши убеждения коорые основаны на наших взглядах приводят к тому, что мы ведем себя так, что это приводит к ситуациям «страдания».

Из этого же легко обнаружить и основной критерий правильности мировоззрения – адекватность. Т.е. такое мировоззрение хорошее и адекватное которое приводит к минимуму страдания (по плану и в перспективе). Что это в реальности означает?

В реальности это означает, что в момент «контакта» или участия в ситуации или происходящем наш мировоззренческий конфликт с ней минимален. Т.е. мы воспринимаем (точнее и воспринимаем и интерпретируем) все именно так как оно есть, а соответственно это не вызывает в нас фрустрации, конфликта и других «негативных» реакций – какой бы с точки зрения «хорошести/плохости» ситуация не была.

Опираясь на изложенное в предыдущем абзаце мы можем прийти к офигенному и неожиданному выводу – лучше вообще не иметь мировоззрения. Потому, что в этом случае мы видим то, что есть – ни как это не интерпретируем и нам все равно и пофиг.

Да – так и есть. Это идеальный вариант, а значит и абстрактный. Но! почему это не подходит в реальных ситуациях и в реальной жизни. Точнее сначала посмотрим когда это подходит и когда надо к такому восприятию стремится по возможности. Это подходит когда мы вроде бы не заинтересованы в ситуации и происходящем и когда нам надо обеспечить с ней максимальный контакт, чтоб получить новый опыт, а не интерпретировать то, что есть в категориях старого. Это позволит свежо и всегда по новому смотреть на мир себя и возможно позволит нам заметить то, что мы не замечали раньше и пересмотреть то мировоззрение которое у нас есть.

А теперь посмотрим когда это вааще не подходит. Да почти всегда. Почему же? Потому, что основная цель мировоззрения выработать структуру взглядов которые позволят нам жить и действовать автоматически. Ведь именно такое реагирование нам и необходимо в 99% случаев жизни – когда у нас нет времени думать, анализировать и глубоко вникать. В такие моменты мы просто должны знать как действовать и все. Т.е. так или иначе мировоззрение к этому моменту должно быть сформировано и должно подсказать нам как нам поступить. И если оно «адекватно» т.е. правильное то с большой долей вероятности мы поступим так, что это не приведет к «страданиям», если же нет – то мы будем расстроенны рано или поздно.

На самом деле и первый вариант (восприятие ситуации когда мировоззрение отодвинуто в сторону не участвует в ее осознании и интерпретации) и второй (автоматическое восприятие и регагирование на основе уже существующего мировозpрения) могут гармонично взаимодействовать дополняя друг друга и занимая каждый свое место. Когда нам надо взглянуть на ситуацию «незашоренно» быть более открытыми, получить новый опыт, пересмотреть свои взгляды и т.п. мы используем первый, а когда нам необходимо быстрое и «правильно» реагирование основанное на адекватно выстроенном мировозpрении – второй.

Что ж надеюсь теперь все понятно почему важно иметь «адекватное» мировзрение и проводить соответствующую работу над ним и когда буде полезно отставить его в сторону и быть более открытым и восприимчивым к новому, что позволит более глубоко включиться в ситуацию и получить новые восприятия и переживания которые могу изменить нас.

А теперь вернем к вопросу, а как же нам построить это адекватное мировоззрение и что это означает по существу. Как я уже сказал - мировоззрение это набор знаний и как говорил ранее . Какой же это контекст? Вот он – для кого и в какой ситуации это знание истинно? Или другими словами – с какой точки зрения и в каком контексте это знание является правдивым. Т.е. вопрос адекватности знания опирается на два критерия – идентификации (восприятия и воспринимающего) и контекста (в котором это знание адекватно).

Посмотрим и на первое и на второе более внимательно. Когда-то я рассказывал, что (т.е. где-то в чем-то каждый из нас - легион) и является совокупной формой через которую выражают себя и проявляются многие силы. Если вкратце и для примера то человек это – потенциал проявления, космические силы, живое, биологический вид, социальная единица, часть культуры и душа. Все эти идентификации предусматриваю соответствующую точку зрения на реальность и мировосприятие, которые иногда могут взаимодействовать, а иногда и конфликтовать и это следует различать и учитывать. И естественно идентификации предусматривают цель которая в свою очередь предусматривает контекст ее реализации для данной идентификации.

Теперь о контексте. Наша жизнь есть множество (может даже и бесконечное) различных ситуаций взаимодействия которые так или иначе могут быть описаны соответствующими контекстами, которые могут образовывать, слои, пласты, ряды.. быть вложенными и т.п. и т.д. Что самое важное в этом так это уметь четко определять контекст ситуации (взаимодействия, явления) и отличать его от «другого» по определенным критериям и в определенных рамках. Почему это важно? – потому, что любое знание достоверно, правдиво и объективно только в своем контексте.

Обобщим. Получается, что работа по построению адекватного мировозpрения это построение структуры (или прям гиперструктуры или даже супер-матрицы) в которой все знания занимают свое место в соответствии с идентификацией и контекстом в котором они были получены и для которых они соответственно «адекватны». Такое мировоззрение и в целом будет адекватным. Что конечно не означает, что не будет ситуаций когда оно может привести к конфликту и обнаружить свою неадекватность и тогда нам придется применить «план Б» и отложить свое мировоззрение и получить новый опыт и интегрировать его и пересмотреть еще раз свое мировоззрение.

Конечно кому-то вот так сходу может показаться что – «а зачем тогда.. если все время.. и всегда по новой?». А вот почему а) потому, что вариантов нет б) потому, что адекватное мировоззрение все же значительно минимизирует «страдания» в) оно же позволяет не путаться в знаниях и ситуациях, а всегда действовать наиболее адекватно.

Ну и… конечно можно всего этого и не делать. Потому, что это и без вас будет работать – ибо объективный процесс. Мы невежественны в отношении реальности и это факт – иначе не было бы и речи об самоисследовании и поиске и пути и значит так или иначе будете «страдать» и «учиться» - это неизбежно, просто если вы себе отдаете отчет в механизме происходящего, то можете делать все быстро, относительно безболезненно, по доброй воле и когда вам удобно, а в противном случае медленно, со «страданиями» и когда попало. Впрочем как и обычно возможны комбинации.

Да.. и еще один маленький но важный момент! Каким бы замечательным не было ваше мировозрение всегда стоит отдавать себе отчет, что это просто знание.. информация, а не реальность и не . Когда вы помните об этом, то они вам полезны и помогают, а если вдруг забудетесь и начнете думать, что вот так и есть на самом деле... то лучше не надо забывать. Потому, что знания не , мир и нас самих, а просто служат определенной цели. И ваше бытие и проявленность так же как и бытие и проявленность всего мира обуславливает появление этих знаний(т.е. является их причиной), а не знания обуславливают бытие.

Ну вот – теперь про мировоззрение вы знаете все.

Мировоззрение – это совокупность принципов и представлений, которые определяют общее видение мира и его понимание. Мировоззрение напрямую влияет на человеческую деятельность, оно делает ее более осмысленной и целенаправленной. Финансовое мировоззрение представляет собой совокупность взглядов, которые напрямую формируют отношение к деньгам и имуществу.

Пожилые люди нередко отрицательно относятся к таким сферам, как бизнес. Эти люди приписывают предпринимателям самые разные грехи, например, они уверены в том, что честным путем заработать состояние невозможно. Основа такого мировоззрения – это отчасти советское воспитание, где капитализм порицался во всех проявлениях. Как правило, такие «негативисты» бедны и недовольны своим положением в обществе. Кроме этого, эти личности распространяют вокруг себя негатив, а также ищут для общения людей с похожими взглядами на жизнь.

Кратко такое мировоззрение можно охарактеризовать одним предложением: «все богаты люди воры, а бедные вынуждены на них работать». Испорченное мировоззрение в любом случае приводит к нужде и проблемам. Именно в этом и состоит опасность общения маленьких детей с такими негативистами, потому что ребенок невольно формирует соответствующие стереотипы, которые обязательно проявятся во взрослой жизни. Можно ли изменить негативный взгляд на бизнесменов? Если человек имеет относительно гибкий ум, то ему нужно просто встретиться с каким-нибудь предпринимателем и поговорить «о жизни». В большинстве случаев бизнесмены являются очень внимательными, уверенными в себя людьми с высокими идеалами. Если немного пообщаться с таким человеком, то можно быстро понять, что предприниматели – это такие же люди, как и все остальные, однако мировоззрение и подход решению задач у них совершенно другой. Редко кто из бизнесменов будет сетовать на жизнь и проблемы, потому что они предпочитают совершать действия для решения проблем, и при этом они умудряются самосовершенствоваться и закалять волю.

Вывод из всего вышесказанного прост: мы создаем свой Мир посредством своего мировоззрения. Если человек постоянно находится в тревожном состоянии, то Мир периодически будет подбрасывать такому индивиду проблемы. А если Вы сосредоточитесь на действии, творчестве и позитиве, то вероятность успеха заметно возрастает.

Разница в мировоззрении бедняка и успешного человека проиллюстрирована в следующей таблице:

Успешный человек Неудачник
Видит возможности и способы улучшить ситуацию Видит только нужду и проблемы
Верит в свои силы Видит препятствия и не пытается их преодолеть
По своей природе является победителем По природе неудачник
Позитив в любой ситуации (все к лучшему) Неудачи заставляют чувствовать себя никчемным и слабым
Высокая самооценка (мировоззрение победителя) Низкая самооценка – я ничтожество
Помогает остальным (друзьям, родственникам, незнакомцам) Постоянно требует помощи
Деньги – средство на пути к цели Деньги – зло, они приносят несчастье
Деньги постоянно имеются, они приходят и уходят легко Деньги портят человека, делают его жадным
Заработать большие деньги – не проблема Большие деньги можно заработать только тяжким трудом или украсть


Похожие статьи