Развитие индивидуальности и личностных качеств. Формирование личностных качеств обучающихся

Развитие внутренних качеств личности происходит путем выполнения ежедневных действий, и является наиболее важным принципом саморазвития, ведь нарабатывая определенные качества, мы тем самым создаем самого себя. Если после мы четко выясняли, из каких именно действий будет состоять наша жизнь, и начали применять данную модель, то для развития внутренних качеств, нам необходимо сделать все, что бы поддерживать данную модель жизни.

Как мы знаем, если человек постоянно везде опаздывает и все забывает, то его считают неорганизованным, а если он напротив, все успевает вовремя, то таких людей считают организованными, пунктуальными. Из этого всего становится понятно, что для обретения какого либо внутреннего качества, необходимо его развивать, и нарабатывать, то есть жить в соответствии с характеристиками данного качества личности.

Зачем нужно развивать внутренние качества личности.

Каждый из нас ставит, и будет ставить перед собой разные жизненные цели, среди которых может быть много тех, которые являются относительно высокими. Для достижения многих целей необходимо иметь развитые внутренние качества, такие как дисциплинированность, настойчивость, смелость, гибкость, терпеливость,

Многие цели, требуют больших временных затрат, и состоят из множества мелких и однообразных шагов, которые необходимо выполнять для достижения этой самой цели. Если человек не в состоянии придерживаться даже самой небольшой ежедневной программы действий, то его шансы достичь более высоких и сложных целей становятся вовсе мизерными.

Основные внутренние качества личности.
  • Ответственность
  • Самодисциплина
  • Организованность
  • Выдержка (терпение)

Ответственность – это способность брать на себя обязательства и выполнять их, не перекладывая вину на других людей и обстоятельства в случае невыполнения обязательств.

Самодисциплина или дисциплинированность – способность заставлять себя действовать на основании составленной ранее программы действий, несмотря на психологическое состояние и неудобные обстоятельства.

Организованность – способность действовать точно и последовательно, не пропуская необходимые шаги программы действий.

Выдержка (терпение) – умение оставаться спокойным и придерживаться установленного плана, умение терпеть необходимо в случае, когда долго нет результата, либо ситуация развивается по нежелательному сценарию.

Пример .

Вы полностью расписали каждый свой день в блокноте, и уже несколько дней вы придерживаетесь нового для себя распорядка, а именно ложитесь в одно время, встаете, питаетесь, бегаете и так далее. Но вдруг случается непредвиденное обстоятельство, и вам пришлось лечь на четыре часа позже обычного, и утром вы чувствуете, что не достаточно восстановились во время сна, и хотите еще поспать. Если в этот момент вы все же встаете, и затем делаете утреннюю пробежку (или зарядку), то вы тем самым нарабатываете в себе такие качества личности как дисциплинированность, организованность, и у вас нарабатывается и навык самоконтроля. Если же напротив, вы остаетесь спать, то у вас начинают вырабатываться такие качества как слабоволие, неорганизованность, жалость к себе, лень, и так далее. Таким образом, день за днем, мы либо усиливаем свои внутренние качества личности, либо ослабляем их, и закрепляем противоположные качества.

Когда вы переступаете через свои слабости и страхи, через свою лень, выходите за свою, то в этот момент у вас происходит закрепление и усиление внутренних качеств, поэтому своими действиями вы сами определяете каким человеком вам быть. Если вы можете обмануть других людей, и проявлять перед ними определенные качества личности, то себя вы обмануть не сможете, и всегда будете знать свое истинное лицо, поэтому будьте честным перед самим собой, работайте на совесть и только тогда вы получите тот результат которого заслуживаете.
ПОСМОТРИТЕ ДВА КОРОТКИХ ВИДЕО


Рекомендую так же ознакомиться со статьей о, которая поможет вам усилить свой магнетизм и повысит качество взаимодействия с людьми. На этом про развитие внутренних качеств личности достаточно, успехов.

Неэффективность воспитательной работы в школе во многом объясняется тем, что ее научно-методическое освещение зачастую характеризуется недостаточной четкостью, неконкретностью, а иногда и определенной теоретической аморфностью. Например, если речь идет о патриотическом или трудовом воспитании, то обычно в общих чертах раскрываются их этическая сущность, задачи, а также рассматриваются те «воспитательные мероприятия», которые составляют их содержание. Но учителям и классным руководителям расплывчатых рассуждений о столь сложных процессах далеко не достаточно. Ведь практику нужно осмыслить систему и конечные результаты воспитательной работы, к достижению которых необходимо стремиться, а также то, в каких личностных изменениях и новообразованиях они должны воплощаться. Однако именно этого зачастую и недостает учебным пособиям по педагогике для студентов и многочисленным методическим рекомендациям, адресованным учителям.

Существует убежденность, что теоретикам и практикам в своей работе акцент необходимо делать именно на таком аспекте воспитания, который характеризует и личностное развитие учащихся, и его конечные результаты.

Какой смысл имеет само понятие «воспитание»? В его истолковании даже в специальной литературе наблюдаются определенный разнобой и неточности. Термин этот в содержательном отношении слишком сложный и многоплановый, что и позволяет вкладывать в него различные смысловые оттенки, акцентируя внимание то на одних из них, то на других. Но в науке подобное недопустимо. Известный российский академик-математик А.Д. Александров писал: «Научный подход, научная позиция требуют точности понятий, точности употребляемых терминов, тем более что одни и те же слова употребляются сплошь и рядом в разных смыслах» Александров А.Д. Поклоняться только истине // Правда. - 1995. - 3 февр.. К таким словам, в частности, относится и «воспитание».

«Воспитание» долгое время ассоциировалось с понятием «образование» и по существу выступало как его синоним. В этом случае оно включало в себя как обучение, так и формирование у обучае-мых определенных духовных и нравственных или, выражаясь современным языком, личностных свойств и качеств. Определенная синонимичность сохраняется до сих пор. В частности, она проявляется при определении сущности воспитания в его, так называемом широком смысле. Например, Н.К. Крупская считала, что воспитание в его широком понимании включает в себя процесс овладения всей совокупностью общественного опыта, т.е. знаниями, умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духов-ными (нравственными, эстетическими и мировоззренческими) отношениями. Подобным же образом трактуется и понятие «образование». «Три качества, - писал Н.Г. Чернышевский, - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». Родственность воспитания и образования в таких определениях выступает со всей очевидностью.

Но есть и специфические различия, связанные с результатами этих взаимосвязанных процессов, которые привели к содержательному разграничению самого понятия «воспитание». Речь идет о том, что и в процессе воспитания, понимаемого в широком смысле, и в системе образования с некоторой долей условности можно выделить обучающий компонент, когда учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками мировоззренческого и нравственно-эстетического плана и таким образом достигают определенного уровня обученности.

Однако для развития личности обучения и определенной обученности недостаточно. В самом деле, хорошо овладев некоей совокупностью знаний, умений и навыков, человек может проявлять довольно высокую обученность. Но он может не иметь должной воспитанности, т.е. не владеть необходимой культурой общения, быть неопрятным, проявлять эгоцентрические наклонности, лицемерие, низкий уровень общественно-политических взглядов и даже быть нравственным уродом. Задача школы - формировать у учащихся и высокую степень обученности, и высокий уровень воспитанности.

Может ли она успешно решать эту задачу только с помощью обучения даже при том условии, что одной из важнейших функций последнего является взаимосвязанное развитие и воспитание учащихся? Безусловно, обучение играет весьма значительную роль в личностном формировании. Оно развивает познавательно-интеллектуальную сферу, расширяет кругозор, способствует осмыслению нравственности, мировоззренческих идей и т.д.

В этом смысле обучение и воспитание выступают в органическом единстве. И, тем не менее, воспитание не может ограничиваться и сводиться к обучению. Отстаивая самосто-ятельный характер воспитания в педагогическом процессе, А.С. Макаренко, как известно, утверждал, что методика воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно независимую от логики работы образовательной; и то, и другое - методика воспитания и методика образования - составляют два более или менее самостоятельных отдела педагогической науки. Довольно четко отграничивала воспитание от обучения Н.К.Крупская. Она подчеркивала, что обучение направлено главным образом на приобретение знаний и умений применять их на практике, и обеспечивает определенную обученность. Воспитание же она связывала с формированием личностных свойств и качеств, которые характеризуют воспитанность учащихся.

Существенным признаком развития, формирования личности, отраженным в понятии «воспитание», является выработка разнообразных качеств и свойств личности, ее поведения. К настоящему моменту произошло определенное содержательное «раздвоение» понятия «воспитание», которое теперь трактуется в широком и узком смысле. В широком смысле оно стало, как уже отмечено выше, обозначать весь процесс формирования личности, включая в себя организацию ее интеллектуально-познавательной деятельности, овладение изучаемым материалом, а также духовно-нравственное развитие и выработку соответствующих свойств и качеств. В этом значении оно по существу и выступает как синоним образования, обеспечивая одновременно и обученность, и воспитанность учащихся. В узком смысле воспитание связывается со специфическим процессом формирования у учащихся личностных (нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических) свойств и качеств. Естественно, что в этом значении оно характеризуется не только специфическими содержательными особенностями, но и своеобразными методами его практической реализации, среди которых существенное значение имеют методы убеждения, поведенческие упражнения и т.д.

В педагогической работе мы всегда имеем дело с отношением, которое и составляет истинный объект нашей пе-дагогической работы. Поскольку же отношения не всегда определяются обученностью человека, это обусловливает необходимость проведения специальной воспитательной работы по их формированию, а также разработки и знания теоретических и методических основ этого процесса.

Касаясь объекта воспитания, нельзя не детализировать его предметной стороны и хотя бы в общей форме не определить содержания тех отношений, которые необходимо формировать у учащегося. Условно их можно объединить в четыре основные группы:

Социальные отношения личности, сюда входят такие качества, как гражданственность, законопослушание, уровень общественной активности и зрелости, выполнение общественного долга и т.д.;

Нравственные - весьма разветвленная система моральных качеств - патриотизм, культура межнациональных отношений, дисциплинированность, трудолюбие, коллективизм, честь и личное достоинство и т.д.;

Эстетические, сюда относятся уровень развитости чувства прекрасного, увлеченность различными видами искусства и степень их понимания, творческо-эстетические способности и т.д.;

Санитарно-гигиенические, под которыми подразумеваются физическая культура, занятие спортом, здоровый образ жизни, экологическая подготовленность и т.д.

В данном случае указаны лишь некоторые отношения и входящие в их состав личностные качества. В процессе же воспитания школа имеет дело со множеством отношений и личностных качеств, что не может не находить своего отражения как в содержании воспитательной работы, так и в ее методике.

В свое время в педагогике, как известно, утвердилось положение о деятельностном характере воспитания. Потом оно было несколько уточнено и расширено, и стали говорить о деятельностно-личностном подходе, подчеркивая, что личность развивается только в процессе разнообразной активной деятельности. Но, есть основание считать данное определение неполным. Дело в том, что формирование личности происходит не только благодаря той деятельности, в которую она включается. Едва ли не решающее значение в ее развитии имеют те отношения, которые возникают и упрочиваются в процессе этой деятельности. Именно в деятельности и связанных с ней отношениях изначально коренятся социальные и психолого-педагогические истоки личностного формирования растущего человека. Это означает, что воспитание и формирование личности происходят только путем включения ее в разнообразные виды деятельности и благодаря развитию и укреплению тех отношений, которые возникают у нее в процессе этой деятельности.

Человек по своей природе существо деятельное. Он становится личностью, овладевая различными сторонами общественного опыта: знаниями, разнообразными умениями и навыками, способами творческой деятельности. Но его личностное развитие в решающей мере зависит от тех отношений - положительных или отрицательных, - которые возникают и упрочиваются у него в этом процессе. Можно, к примеру, привлекать учащегося к труду, но для воспитания трудолюбия необходимо так организовать эту деятельность, чтобы она возбуждала у него положительные эмоции, внутреннее воодушевление и радость. Если же переживания будут носить негативный характер, это не только не будет способствовать формированию трудолюбия, но, наоборот, вызовет отвращение. Сказанное относится ко всем видам деятельности - к учебной, художественно-эстетической, экологической, спортивно-оздоровительной и т.д., в которые вовлекаются учащиеся в процессе школьного воспитания.

Когда тот или иной школьник не проявляет старательности в учении, то говорят, что он «не хочет учиться», ему адресуются постоянные упреки, прибегают и к другим мерам так называемого педагогического воздействия. Но педагогические ли эти меры? Конечно, нет. Скорее, антипедагоги-ческие. С точки зрения деятельностно-отношенческой концепции воспитания, здесь нужны действенная помощь в преодолении возникающих затруднений и возбуждение интереса к учению. Другими словами, необходимо формировать и закреплять положительное отношение к овладению знаниями, развивать такие личностные качества, как усидчивость в учении, упорство в преодолении трудностей, стремление к улучшению успеваемости и т.д.

Что же следует понимать в этом случае под отношениями как объектом воспита-ния и связанными с ними личностными качествами?

Отношение в известном смысле выступает как определенное внутреннее эмоционально-чувственное переживание человека, которое возникает у него в процессе той или иной деятельности. Чем бы ни занимался человек, это порождает у него определенные позитивные или негативные эмоции, которые, соответственно, стимулируют эту деятельность или же тормозят ее. С этой точки зрения отношение можно трактовать как выражение определенных эмоционально-чувственных переживаний, которые устанавливаются между личностью и другими людьми (различными событиями, сторонами окружающего мира), затрагивая сферу ее потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявле-ний.

Например, включаясь в трудовую деятельность, одни учащиеся проявляют к ней интерес, старательно и добросовестно выполняют задания, добиваются при этом высоких показателей, что, естественно, вызывает у них положительные психологические переживания и еще больше воодушевляет к участию в труде, способствует формированию трудолюбия. В тех же случаях, когда учащиеся проявляют негативное отношение к трудовой деятельности, вряд ли можно говорить об эффективности трудового воспитания. По-разному могут относиться друг к другу в ученическом коллективе. Одни учащиеся проявляют гуманность, учтивость, скромность, другие же допускают грубость, неуважение, заносчивость и т.д. Все это сказывается не только на характере повседневного поведения, но и на личностном развитии в целом, определяя его положительную или негативную направленность.

Влияние отношений имеет временной аспект. Одни из них являются быстро проходящими, носят кратковременный характер, не оставляя заметного следа в развитии личности. Другие же не только вызывают достаточно сильные переживания, но и часто повторяются, приобретая определенную устойчивость и постоянство и выступая в форме соответствующего личностного качества. Когда, например, под влиянием воспитания формируется умение при встрече здороваться с другими людьми, проявлять учтивость, обходительность и уважительность, это закрепляется и становится присущим поведению, и так бывает во всех случаях, когда те или иные отношения и действия приобретают определенную устойчивость, постоянство и характеризуют развитие соответствующих личностных качеств. Таким образом, под личностным качеством следует понимать закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях. Скажем, если вежливость или другое качество стали привычными, они проявляются не только в условиях нормального общения или деятельности, но даже и тогда, когда учащийся сталкивается с грубостью. Именно в этом состо-ит подлинная воспитанность личности, к достижению которой необходимо стремиться и которая требует как знания психолого-педагогических основ воспитательной работы, так и умелого ее осуществления. Процессуальные основы формирования отношений и личностных качеств. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что учителя и классные руководители, сталкиваясь с недостатками в поведе-нии учащихся, зачастую оказываются не в состоянии найти действенные подходы к их преодолению. Например, в классе обнаруживается, что многие учащиеся стали хуже выполнять домашнюю работу, что повлекло за собой снижение успеваемости. Но дело ограничивается проведением одного-двух «мероприятий», вместо того, чтобы разработать и использовать целую систему воспитательной работы, направленную на решение возникшей проблемы. Тут, во-первых, нужна целая система разнообразной воспитательной работы, во-вторых, она должна проводиться более или менее продолжительное время, с тем чтобы соответствующее отношение и личностное качество закрепились и приобрели необходимую устойчивость. Какой же должна быть эта система?

Для ответа обратимся к психологической структуре отношений и личностных качеств. В общем виде здесь можно выделить:

а) потребностно-мотивационную сферу,

б) знание сущности и способов проявления соответствующего качества,

в) внутреннее эмоционально-чувственное стремление и убеждение в необходимости выработки этого качества,

г) владение соответствующими поведенческими умениями и навыками,

д) способность к проявлению волевых усилий, придающих отношению и личностному качеству необходимую устойчивость.

Надо, однако, не только знать указанные структурные компоненты, но и владеть надлежащими методами и формами воспитательной работы. Возьмем, к примеру, связанный с этим вопрос о необходимости выработки у учащихся потребностно-мотивационной сферы. Как его решать практически? С психологической точки зрения, потребность в формировании того или иного качества возникает тогда, когда учащийся переживает внутреннее противоречие между тем, какой он есть, и тем, каким хочет быть в соответствующей сфере поведения и деятельности. Чтобы возбудить это противоречие, нужно создать необходимые педагогические условия или ситуации. К таковым, в частности, относятся: анализ педагогом особенностей по ведения и деятельности учащихся и выявление имеющихся недостатков. Логическим продолжением данной работы должно быть обсуждение в классе выявленных недостатков и постановка перед учащимися конкретных задач по их преодолению. В этих целях можно провести «классный час», беседу, организовать встречу учащихся с директором школы или такое классное собрание, на которое были бы приглашены для совместного обсуждения данной проблемы родители учащихся. Цель указанных форм воспитательной работы - создать общественное мнение и возбудить у школьников стремление (потребность, мотивацию) к преодолению имеющихся недостатков.

Следующий компонент процесса формирования личностного качества - включение учащихся в познавательную деятельность по осмыслению сущности того или иного качества и способов его проявления. Здесь весьма важно придавать этой деятельности содержательно-интеллектуальный и эмоционально-положительный характер, сделать ее интересной и увлекательной. В качестве форм этой работы могут использоваться и «классные часы», и разнообразные виды бесед, и дискуссии, и встречи со специалистами в сфере науки и техники, и экскурсии на производство, а также в культурно-просветительские учреждения, и обсуждение произведений литературы и искусства и т.д.

Не менее существенны в плане личностного развития учащихся формирование поведенческого и волевого компонентов, выработка соответствующих навыков и привычек, которые, в конечном счете, и определяют результативность воспитательной работы. Главным методом воспитания здесь, по утверждению А.С. Макаренко, является упражнение в правильном поступке.

Когда иной раз говорят о так называемом словесном воспитании, то, как раз и имеют в виду то, что различные формы разъяснительной работы и различные требования учителей и классных руководителей не подкрепляются соответствующими поведенческими упражнениями, приучением к разумным действиям и поступкам. В результате страдает дисциплина на уроках и переменах, замедляется развитие культуры общения, речи и т.д.

Интегративный характер формирования личностных качеств. Любое каче-ство представляет собой весьма сложное образование и включает в себя целую совокупность разнообразных личностных черт и свойств. Возьмем тот же простейший пример с вежливостью. Воспитание этого качества обычно начинают с формирования таких элементов поведения, как приучение детей здороваться со сверстниками и знакомыми взрослыми, уступать место взрослым, благодарить за те или иные услуги. Потом вырабатываются более сложные черты этого качества: умение быть предупредительным, оказывать знаки внимания и учтивости, проявлять готовность к взаимопомощи и т.д.

В педагогическом плане здесь имеют место два момента. Во-первых, в силу возрастных возможностей учащихся нельзя сразу формировать всю совокупность черт и свойств, составляющих содержание того или иного качества. И, во-вторых, любое личностное качество ввиду своей сложно-сти обусловливает необходимость начинать его воспитание с выработки сравнительно простых умений и навыков поведения и деятельности и лишь постепенно переходить к более высокому уровню их развития. Отметим, что в принципе так же формируются дисциплинированность, трудолюбие и другие качества.

Указанная особенность воспитания породила в педагогике идею об интегративном характере формирования личностных качеств, которая нашла свое отражение в работах таких известных педагогов, как В.М. Коротов и И.С. Марьенко, а также автора настоящих строк. Понятие интегративности обозначает в данном случае объединение, сочетание в процессе воспитания отдельных свойств и черт, которые в своей совокупности образуют то или иное личностное качество. Реализация принципа интегративности в процессе формирования у учащихся личностных качеств требует от учителей и классных руководителей обстоятельного знания этики и детального представления о чертах и свойствах, которые определяют содержание тех или иных качеств. Без подобной конкретизации и целенаправленности воспитание становится педагогически недейственным, что нередко и наблюдается в школах.

В процессе воспитания необходимо формировать не одно, а множество различных качеств - интеллектуально-познавательных, социально-этических, нравственных, художественно-эстетических и санитарно-гигиенических. Как же быть в этом случае?

При решении данной проблемы следует исходить из того, что, как отмечал А.С. Макаренко, человек воспитывается, не по частям, все его свойства и качества развиваются одновременно и в теснейшей связи между собой. Здесь значимо то, что учащиеся обычно вовлекаются в различные виды и формы учебной, обществен-ной, патриотической, трудовой, нравственно-эстетической и спортивно-оздоровитель-ной деятельности. При этом они находятся в постоянном коллективном общении, и каждый из этих видов деятельности влечет за собой возникновение тех или иных отношений, служащих основой развития личностных свойств и качеств.

Указанная многосторонность и целостность личностного развития учащихся имеют особое методическое значение. Воспитательная работа в школе должна быть организована так, чтобы учащиеся вовлекались в разнообразные виды деятельности. Вряд ли можно считать нормальным, когда все время школьников поглощено только учебной работой и не обращается должного внимания, к примеру, на организацию трудовой деятельности, или когда из системы воспитания выпадают вопросы развития читательских интересов, культуры общения и т.д. На все это необходимо обращать должное внимание. Если же запросы и интересы учащихся в этом отношении не удовлетворяются, они сами, проявляя известную самодеятельность, расширяют предмет своих увлечений, причем не, всегда здоровых.

Вот почему организация и вовлечение учащихся в разнообразные виды учебной и внеклассной работы по их всестороннему личностному развитию должны составлять важное направление школьного воспитания. Но не меньшее значение имеет и другое его направление. Речь идет о том, что, хотя развитие личности и носит целостный и разносторонний характер и все ее качества формируются в тесной связи между собой, это не означает, что они развиваются одновременно. Наблюдается как раз обратное. В одних видах деятельности школьники участвуют регулярно и проявляют более высокую активность, другие же по разным причинам их не всегда привлекают. Это, естественно, ведет к тому, что одни отношения и личностные качества формируются и закрепляются быстрее, другие отстают в своем развитии, что обусловливает необходимость определенного «подтягивания» и «выравнивания» этого развития. Вот почему в каждый отдельно взятый период воспитательной работы, наряду с формированием всех сторон и свойств личности, обязательно нужно выдвигать перед учащимися ту или иную конкретную (ведущую) воспитательную задачу и доводить ее решение до выработки соответствующего личностного качества. Скажем, в классе учащиеся не всегда поддерживают необходимый порядок и дисциплину или же им не хватает культуры общения. Каждый из этих недочетов может составить предмет ведущей воспитательной задачи, разработки разнообразных форм урочных и внеклассных занятий и концентрации педагогических усилий на ее решении.

Указанная двоякая направленность воспитательной работы имеет большое значение. Дело в том, что развитие всех сторон и свойств личности в системе ее целостного формирования происходит постепенно и медленно, иногда даже незаметно как для самих учащихся, так и для учителей и классных руководителей. Между тем весьма важно, чтобы школьники ощущали свой рост, совершенствовали свою духовность и поведение и черпали в них силу для дальнейшей активной работы над собой. Решение ведущих воспитательных задач по формированию связанных с ними личностных свойств и качеств как раз и способствует этому. Почувствовав прогресс в своем развитии, учащийся переживает удовлетворение, и у него появляется стремление не только закрепить достигнутый успех, но и активизировать свои усилия в дальнейшем самосовершенствовании.

Немаловажную роль здесь играет и феномен генерализации в процессе личностного формирования учащихся. Суть его состоит в следующем. Если то или иное личностное качество закрепляется и становится устойчивым, то, по законам генерализации, оно оказывает воздействие на развитие других сторон и свойств растущего человека. К примеру, в процессе решения ведущей воспитательной задачи учащиеся стали активнее читать художественную литературу или улучшили культуру общения. Это, несомненно, положительно скажется на их интеллектуальном и эстетическом развитии, на разумной организации досуга, а также на возросшем взаимном уважении и микроклимате в коллективе сверстников и т.д.

Рассмотренные вопросы позволяют не только глубже осмыслить теоретические и методические основы личностного формирования учащихся, но и корректировать проводимую в школе воспитательную работу, конкретнее анализировать и устранять ее недочеты, если она оказывается педагогически недостаточно эффективной.

Под основными, или базовыми, качествами личности понимаются те, которые, начиная оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека, определяемую через понятие социального типа, или характера, личности. Это фундаментальные черты личности, доминирующие мотивы и потребности, другие свойства, по которым спустя много лет можно узнать человека. Такие качества отличаются от остальных личностных свойств человека тем, что их истоки уходят в младенческий и ранний возраст, а предпосылки к формированию складываются в тот период жизни ребенка, когда он еще не владеет речью. Жизненная устойчивость этих качеств объясняется, в частности, тем, что в начальный период формирования данных свойств мозг ребенка еще незрелый, а его способность к дифференциации раздражителей недостаточно развита.

Основные личностные качества отличаются от других тем, что их развитие -- по крайней мере в начальный период -- в определенной степени зависит от генотипических, биологически обусловленных свойств организма. К числу таких личностных качеств относятся, например, экстраверсия (направленность внимания на внешний мир) и интроверсия (направленность внимания на внутренний мир), тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность и другие. Они складываются и закрепляются у ребенка в дошкольном возрасте, в условиях сложного взаимодействия многих факторов: генотипа и среды, сознания и бессознательного, оперантного и условнорефлекторного научения, подражания и ряда других.

Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к трем-четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми. На пороге школы возникает новый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он характеризуется оформлением у ребенка его «внутренней позиции» -- довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. «Возникновение такого новообразования,-- пишет Л. И. Божович,-- становится переломным пунктом на протяжении всего онтогенетического развития ребенка».

Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности, в которых проявляются его независимость, настойчивость, самостоятельность и целеустремленность.

Осознание себя как индивида приходит к ребенку в возрасте около двух лет. В это время дети узнают свое лицо в зеркале и на фотографии, называют собственное имя. До семи лет ребенок характеризует себя в основном с внешней стороны, не отделяя свой внутренний мир от описания поведения. Формирующееся самосознание, когда оно достигает достаточно высокого уровня, приводит к появлению у детей склонности к самоанализу, к принятию на себя ответственности за то, что происходит с ними и вокруг них. Возникает выраженное стремление ребенка в любой ситуации делать все от себя возможное для того, чтобы добиваться поставленной цели.

Весьма заметным в дошкольном возрасте становится процесс развития личности и совершенствования поведения ребенка на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. Можно сказать, что данный возраст представляет собой сензитивный (самый благоприятный) период в развитии личности на основе подражания, сопровождаемого закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем -- в форме демонстрируемых качеств личности. Являясь первоначально одним из механизмов научения, подражание затем может стать устойчивым и полезным качеством личности ребенка, суть которого заключается в постоянной готовности видеть в людях положительное, воспроизводить и усваивать его. Правда, особой нравственно-этической селективностью подражание в этом возрасте еще не обладает, поэтому дети с одинаковой легкостью могут усваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения.

В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формирование характера ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти же годы начинают оформляться такие важные личностные качества, как инициативность, воля, независимость.

В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.

У детей, начиная примерно с трехлетнего возраста, отчетливо проявляется стремление к самостоятельности. Будучи не в состоянии реализовать его в условиях сложной, недоступной жизни взрослых дети обычно довольствуются тем, что отстаивают свою самостоятельность в игре. Современные игрушки -- это заместители тех предметов, с которыми ребенок должен будет встретиться в реальной жизни по мере своего взросления.

К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении. Такое достижение следует рассматривать как еще один шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем, так как с началом школьного обучения ребенку постоянно приходится оценивать себя в различных видах деятельности, и если его самооценка оказывается неадекватной, то и самосовершенствование в данном виде деятельности обычно задерживается.

Особую роль в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка играет представление о том, как дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Те из родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное влияние. В некоторых исследованиях установлено, что самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Этот период времени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, т. е. на три года меньше.

Лариса Тиунова
Педагогический проект «Формирование личностных качеств детей младшего дошкольного возраста»

Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте . Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка . Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее, имеют свои истоки в дошкольном детстве . Это побуждает обратиться к рассмотрению вопросов социально-личностного развития детей с дошкольного детства .

Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников , привычек, нравственного поведения стояла перед педагогами всегда , но наиболее остро она проявляется в настоящее время. ФГТ в сфере дошкольного образования нацеливают педагогов ДОУ на формирование культурных ценностей. Для этого социально-личностное развитие дошкольников становится основополагающим в работе ДОУ по обеспечению государственных федеральных требований. Оно объединяет в себе основные направления нравственного, патриотического и гендерного развития дошкольников .

В дошкольный период наиболее целесообразнее прививать ребенку тот или иной навык культурного поведения. Так, в 4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте - с развитием и пониманием речи окружающих - вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих.

Дошкольники , в детском саду должны научиться и обладать определенными социально - личностными качествами :

определять «Что такое - хорошо, что такое - плохо?

проявлять нравственные привычки – вежливость, доброту и отзывчивость и др.

знать нормы и правила поведения в обществе, способы взаимопонимания с окружающими людьми (взрослые и сверстники)

иметь адекватную самооценку к самому себе.

И поэтому очень важно, выстроить систему адекватно направленную на формирование у ребенка личностных качеств .

В программе «Истоки» это направление решается в большей степени во всех разделах программы.

Однако, как известно, говорить о качестве работы с детьми , можно лишь тогда, когда поставленные задачи реализуются через систему работы. В целях повышения качества работы и создания системного подхода к решению задач социально-личностного развития детей и был разработан данный проект . Настоящий проект представляет собой систему работы с детьми 3-5 лет по формированию личностных качеств и нравственного поведения детей .

Цель работы :

Внедрение эффективных форм , методов для успешного воспитания привычек нравственного поведения у детей младшего и среднего дошкольного возраста .

Задачи :

1. Изучить опыт науки и практики по формированию социально- личностных качеств дошкольников .

2. Разработать и адаптировать комплекс мероприятий для развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей .

3. Привлечь внимание родителей к проблеме формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста .

4. Создать необходимую предметно – пространственную среду для удовлетворения потребностей каждого ребёнка в деятельности, познании, общении.

6. В ходе реализации проекта разработаны комплексы мероприятий, способствующих развитию положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей .

Ожидаемые результаты :

Положительная динамика сформированности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста (отзывчивость, сочувствие, доброжелательность и др.)

Создание у детей целостного и системного представления о социальных нормах и правилах поведения в обществе.

Обогащение предметно – развивающей среды в группе детского сада.

Повышение заинтересованности родителей и воспитателей в решении проблем нравственного воспитания детей .

Система работы по следующему алгоритму :

Методы и приёмы

1 группа методов, обеспечивающая создание у детей практического опыта общественного поведения (воспитание нравственных привычек; пример взрослого или других детей ; целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей ; организация совместной деятельности; совместная игра)

2 группа методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок (беседа воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения; метод поощрений и наказаний.)

Алгоритм проведения ОД по воспитанию нравственных навыков и привычек на примере произведения В. Осеевой «Волшебное слово»

Цель – познакомить детей с этической нормой и выявить правила поведения, как действовать в жизненной ситуации.

Алгоритм выявления правил поведения

1. Увидеть проблему и понять причину

2. Узнает норму – волшебное слово «пожалуйста»

3. Применяет волшебное слово и видит результат, что данная норма поведения действует

Выход на Правило :

4. Если что-то хочешь попросить всегда нужно говорить «волшебное слово» - пожалуйста.

В своей работе опиралась на подходы, на которых базировалась моя педагогическая работа :

Широкое использование непосредственного предметного окружения, развивающей среды, созданной в ДОУ;

Организацию регулярной и разнообразной деятельности детей , общения (эмоционально-доброжелательное взаимодействие с окружающей действительностью);

Широкое использование специально-подобранной детской художественно-познавательной литературы;

Совместную творческую деятельность воспитателя с детьми (создание альбомов, копилок и др.) ;

Регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему социально-личностного воспитания ;

Оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий с досугами, праздниками, вызывающими яркий эмоциональный отклик детей ;

Практика апробирования данной работы показала, что наиболее эффективны в работе с детьми, оказались такие приемы как, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, тематические и обобщающие беседы, создание разных проблемных ситуаций;

Дидактические игры - в них дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях окружающей действительности;

Сюжетно-ролевые игры – помогают детям освоить следующую особенность человеческой деятельности – закрепленность взаимосвязанных систем, целей за носителями определенных профессий.

Правильная организация игровой деятельности с детьми предполагает следующее :

Создание благоприятных условий для самостоятельной и совместной игры воспитателя с дошкольниками .

Беседа - используется с разными дидактическими целями :

Для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией) .

Для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей .

Проблемная ситуация создается с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных форм общества . Детям предлагаются ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь, а так же обсуждаются межличностные конфликты , возникающие на моральной почве :

Таким образом :

Даем детям знания этических норм на основе литературного произведения, через решение проблемной ситуации (правила поведения) .

Показываем, как действовать

Формируем ценностное отношение у детей

Ставим детей в условия : видеть и понимать последствия поступков и отвечать за них.

Наши результаты :

У детей :

прослеживается положительная динамика сформированности нравственных качеств

создалось целостное представление о нормах и правилах поведения в обществе

Обогатилась предметно развивающая среда в группе

Повысилась заинтересованность родителей в решении проблем нравственного воспитания детей .

Результаты работы по проекту :

Результаты диагностики детей (способы поведения и личностные качества )

Высокий уровень - 26%

Средний уровень - 72%

Низкий уровень - 2%

Результаты анкетирования родителей

28% - уделяют внимание формированию у детей нравственных качеств

58% - частично уделяют внимание

14% - не имеют представления, как и какие нравственные качества необходимо развивать у ребёнка.

Список использованной литературы :

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной деятельностью (средняя группа) . - М., 2003.

2. Голицына Н. С. - Ознакомление дошкольников с социальной действительностью (перспективное планирование работы с детьми 3 -7 лет. - М. 2004.

3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М., 2002.

4. Дружные ребята : Воспитание гуманных чувств и отношений у дошк .: Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждений и родителей / Р. С. Буре, М. В. Воробьёва, В. Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004. – 141 с.

5. Истоки : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования . – 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л. А. Парамоновай. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320с.

6. .Солодянкина О. В. - Социальное развитие ребенка дошкольного возраста . М., 2006.

7. Формирование нравственного здоровья дошкольников (занятия, игры, упражнения) . М., 2002 г. ,

Инструкция

Для начала четко определите, какое качество вы хотите развить в себе и в какой мере. Проанализируйте, что вам для этого понадобится, и какие препятствия могут встретиться на пути развития качества. Разработайте несколько вариантов достижения цели, включая конкретные самостоятельные действия, а также помощь других, которая, возможно, понадобится.

Легче достичь желаемой цели в том случае, если есть четкое понимание, зачем вам это нужно. Иными словами, многое зависит от мотивации. Например, вы хотите оттачивать умение быть лидером, потому что это качество ценится в крупных организациях, и его наличие даст вам возможность получить должность в одной из них. Или же вы планируете развить мягкость и кротость, для того чтобы завоевать сердце любимого человека, который ценит это качество. Варианты могут быть различными, но суть одна – прежде чем взяться за дело, нужно понимать, зачем это делать.

Установите сроки. Любая цель должна быть поставлена на определенное время. Это побудит действовать решительно и не опускать руки в случае неудач. Но учитывайте, что развить качества не просто, поэтому, работая над одним из них, необходимо устанавливать оптимальные сроки. Только тогда можно будет развить настоящее качество, а не создать видимость его проявления на небольшой промежуток времени.

Выберите пример для подражания. Нужно знать, что собой представляет качество, над которым вы работаете, и как оно проявляется в различных ситуациях, но видеть, как это происходит на практике – совершенно другое дело. Старайтесь больше общаться с теми, кто сможет поддержать вас в вашем стремлении и показать, как это нужно делать на личном примере.

Заранее выделите ситуации, в которых проявлять необходимое качество будет не просто, и разработайте план ваших действий. Не огорчайтесь, если сразу не все будет так гладко, как хотелось бы. Делайте выводы, признавайте свои ошибки и продолжайте действовать в нужном направлении. Развитие личностных качеств – это кропотливый, но вознаграждающий труд, который не разочарует.



Похожие статьи