Сапун гора является символом героизма советских солдат. Творческий замысел диорамы «Штурм Сапун-горы

Сапун-гора имеет протяжённость около 8 км и высоту 250 м над уровнем моря и является естественной преградой на подступах к городу. 70 лет назад здесь шли ожесточённые бои, а сейчас — создан мемориальный комплекс, в состав которого входят: филиал Музея героической обороны и освобождения — Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», обелиск Славы, выставка боевой техники, храм-часовня во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца

Сапун-гора — трагические события

В 1941-42 гг. по Сапун-горе проходил один из рубежей обороны Севастополя. На этой высоте находился последний командный пункт 7 бригады морской пехоты. Во время освобождения Севастополя в мае 1944 г. в районе Сапун-горы развернулись решающие бои за город.

В память о воинах, сражавшихся за Севастополь, уже 1 мая 1945 г. на Сапун-горе был открыт небольшой военно-полевой музей. За год до этого события, в 1944 г., на Сапун-горе были сооружены памятники воинам Приморской и 51-й Армий.

51 Армия принимала участие в освобождении Крыма и Севастополя от гитлеровцев и штурмовала Сапун-гору 7 мая 1944 г. Памятник был построен руками воинов этой армии в память о своих павших товарищах. Командующий армией генерал Крейзер получил звание Героя Советского Союза в первый месяц войны, задержав наступление противника под Оршей. Это первый пехотный командир, получивший звание ГСС.

О нем была написана песня «Дивизия Крейзера». С 1943 года Крейзер командовал 51 Армией, которая освобождала Донбасс, Никополь, Мелитополь, Крым, Севастополь, затем – Латвию. Именем Крейзера названа улица в Севастополе.

Воины 51 Армии первыми вышли на гребень Сапун-горы вечером 7 мая 1944 г. Рядовой И.К. Яцуненко во время штурма, получив штурмовой красный флаг, одним из первых водрузил его и затем отражал попытки противника захватить или уничтожить флаг.

За этот подвиг Яцуненко был удостоен звания Героя Советского Союза. В дальнейших боях за Севастополь Яцуненко был тяжело ранен, после выздоровления проходил службу в запасных полках. Орден Ленина и медаль «Золотая звезда» получил в 1954 г. Яцуненко умер в 1983 г., похоронен в Севастополе, запечатлен на полотне Диорамы.

Но подвиги в годы войны совершали не только воины на передовой, но и люди в тылу. Ведь без хлеба, угля, металла не было бы победы. Черноморский флот сыграл большую роль в боях за Севастополь, но он был лишь помощником тем, кто воевал на сухопутных рубежах.

На Сапун-горе перед нами открывается живописная панорама местности. Хорошо просматривается Балаклавская долина, в которой расположились виноградники агрофирмы «Золотая балка». Две дороги пересекают Балаклавскую долину.

30 октября 1941 г. началась вторая героическая оборона Севастополя. Фашисты подошли к Севастополю со стороны суши, двигаясь от Евпатории, Симферополя, Ялты. Они надеялись сходу овладеть главной базой Черноморского флота, рассчитывая на то, что Севастополь как военно-морская база не имел никаких сильных укреплений со стороны суши.

Однако они просчитались: Военный Совет Черноморского флота в июле 1941 г. вынес постановление о строительстве сухопутных оборонительных рубежей. Было возведено два оборонительных рубежа; третий (передовой) достроить не успели и создали отдельные опорные пункты на танкоопасных направлениях.

Сапун-гора являлась передним краем тылового рубежа. Главный оборонительный рубеж начинался у , далее шел по Балаклавским высотам, пересекал Ялтинское шоссе, проходил по горе Гасфорта, по склонам Федюхиных высот, далее уходил на Инкерманские высоты,

Мекензиевы горы и в район Любимовки, к самому морю. Сразу же за главным рубежом были возведены опорные пункты на передовом рубеже обороны. Балаклавскую долину, прикрывал Чоргунский опорный пункт.

9 ноября 1941 г. весь Севастопольский фронт был разделен на 4 сектора обороны. Перед нами два сектора обороны – южная половина фронта. Границей между секторами служило Ялтинское шоссе. Вправо от него до берега моря располагался 1-й сектор обороны, командовал им полковник П.Г. Новиков. Влево от шоссе до Инкерманских высот располагался 2-й сектор обороны, комендантом которого был полковник И.А. Ласкин.

Именно сюда, в стык 1-го и 2-го секторов, противник наносил главный удар в ноябрьском наступлении 1941 г., надеясь расчленить нашу оборону, выйти в тыл, окружить и уничтожить по отдельности войска этих секторов, открыть себе кратчайший путь к Севастополю. Бои на этой местности носили ожесточенный характер.

Они начались 11 ноября 1941 года и продолжались до 24 ноября. На передовые рубежи пришли моряки с кораблей, военных училищ, учебных отрядов. С предприятий города с оружием в руках пришли рабочие и служащие. Все, кто мог носить оружие, встали на защиту Севастополя. Женщины, подростки, старики заменили на производстве мужчин, ушедших на фронт. Они работали в госпиталях, сдавали свою кровь раненым.

Город превратился в вооружённый лагерь. Писатель Леонид Соболев писал о севастопольцах: «И когда моряки гибнут в бою, они гибнут так, что врагу становится страшно: моряк захватывает с собой в смерть столько врагов, сколько он видит перед собой». В ноябре 1941 г. у Балаклавы мужественно сражались пограничники майора Герасима Рубцова, кавалеристы полковника Кудюрова. Левее Ялтинского шоссе оборону держали морские пехотинцы полковника Горпищенко, майора Тарана, бойцы полковника Ласкина.

Отличились также лётчики-черноморцы. Благодаря массовому героизму защитников Севастополя, враг был остановлен у главного оборонительного рубежа в ноябре 1941 г.

Первый вражеский штурм был отбит. В декабрьском наступлении 1941 г. (17-31 декабря) и в июньском (7 июня – 3 июля) 1942 г. противник наносил здесь вспомогательный удар, который был не слабее главного, наносимого с севера.

Особенно тяжелые бои шли за Сапун-гору 25 июня 1942 г., а 29 июня советские войска оставили ее и отошли к Севастополю. К этому времени фашисты полностью блокировали город.

Защитники Севастополя перестали получать подкрепление, их становилось все меньше и меньше. Но они продолжали сражаться, выполняя приказ родины «уничтожить как можно больше живой силы и техники врага». 3 июля 1942 г. Совинформбюро сообщило об оставлении Севастополя.

Упорная оборона Севастополя, длившаяся более 8 месяцев, развеяла в прах легенду о способности фашистской армии брать любые крепости в самые кратчайшие сроки. Политическое и военное значение обороны Севастополя огромно. Сковывая одну из лучших армий Гитлера, защитники Севастополя расстроили планы немецкого командования на юге, во многом содействовали срыву наступления на Кавказ.

Илья Эренбург в статье «Севастополь» в 1942 г. писал: «В истории останется поединок небольшого гарнизона с 15-ю вражескими дивизиями. Два слова отныне сплетены в сознании человечества: Севастополь и отвага».

На оборонительных рубежах Севастополя было уничтожено столько вражеских солдат и офицеров, сколько гитлеровская армия потеряла на всех театрах военных действий до нападения на СССР. Однако гитлеровцы и после того, как заняли Севастополь, не чувствовали себя хозяевами. Им продолжали противостоять подпольщики и партизаны.

Фашисты пробыли на этой земле 22 месяца, почти 2 года, превратив Севастополь в неприступную крепость. Вокруг города по суше они создали несколько укрепленных рубежей. Самым мощным из них был главный рубеж, в который входила и Сапун-гора. На крутых склонах этой горы до сих пор видны остатки вражеских укреплений.

Враг использовал укрепления, построенные защитниками Севастополя в 1941 г., еще более усилил их в инженерном отношении, до предела насытив огневыми средствами. В эти склоны было врыто около 100 ДОТов и ДЗОТов. Реставрированный ДОТ мы видим слева. Здесь наверху, гитлеровские солдаты установили также и САУ. Все подступы к Сапун-горе представляли сплошные минные поля.

Справа за Сапун-горой опорным пунктом фашистов была высота Горная. Слева – Сахарная головка. На севере – Мекензиевы горы. Они были такими же неприступными, как и Сапун-гора. Можно сказать, что врага здесь защищал сам камень: его не берет бронебойная пуля и даже не всякий артиллерийский снаряд. Мощные укрепления были созданы фашистами на севере Крымского полуострова: в районе Перекопа, Сиваша, а также на Керченском полуострове.

8 апреля 1944 г. войска 4-го Украинского фронта генерала армии Ф.И. Толбухина и 11 апреля Отдельная Приморская армия генерала Еременко нанесли сокрушительные удары по укреплениям фашистов и, прорвав их, двинулись вглубь полуострова.

Через 10 дней – 18 апреля – была освобождена Балаклава. Советские войска вплотную подошли к Севастополю. Началась подготовка операции по освобождению главной базы ЧФ. Руководили разработкой плана по освобождению Севастополя представители Ставки Верховного командования маршалы СССР К.Е. Ворошилов и А.М. Василевский. Согласно плану, главный удар было решено наносить в направлении Сапун-гора – высота Горная.

Сапун-гора является как бы воротами в Севастополь с южной стороны. Отсюда до центра города, до севастопольских бухт – всего 6 км. В бухтах находились плавсредства фашистов, на берегу были их аэродромы, которые они могли использовать для эвакуации.

Под Сапун-горой единственная удобная танкопроходимая дорога, ведущая на мыс Херсонес, откуда фашисты планировали начать эвакуацию. Чтобы ослабить оборону противника на Сапун-горе был задуман обманный маневр. 5-го мая 2-я Гвардейская армия генерала Захарова начала наступление на Мекензивы горы. Подумав, что главный удар будет нанесен здесь, фашисты перебросили часть войск на северное направление.

Взятие Сапун-горы и освобождение Севастополя

Штурм Сапун-горы начался 7 мая 1944 г. в 10 час. 30 минут. После полуторачасовой артиллерийской и авиационной подготовки советские войска пошли на штурм Сапун-горы и в этот же день, вечером, в 19 часов 30 минут Сапун-гора была в руках советских бойцов. Всего лишь 9 часов понадобилось нашим воинам для того, чтобы овладеть Сапун-горой.

В то время как войска 4-го Украинского фронта громили гитлеровские войска на суше, торпедные катера и подводные лодки ЧФ наносили удары с моря. Они подкарауливали противника на морских путях его отступления в Черном море.

Стремительное наступление на Севастополь велось на суше, в воздухе и на море. От четкого, слаженного и мощного удара советских войск вражеские укрепления рухнули в короткий срок. 7 мая Сапун гора была полностью взята советской армией.

Вечером 9 мая 1944 г., ровно за год до Победы, Севастополь был освобожден. Салют из 324 орудий в Москве возвестил всему миру об одержанной победе и о возвращении города русской славы Родине. 12 мая на мысе Херсонес были уничтожены остатки 17-й немецко-фашистской армии. 24 тыс. гитлеровцев было взято в плен, среди них два генерала, более 40 тыс. – потоплено в Черном море.

Крымский полуостров был освобожден полностью. Освобождение Крыма и Севастополя имело большое значение, оно внесло стратегические изменения в обстановку, сложившуюся на советско-германском фронте в западной части Черноморского бассейна. Советские корабли и авиация получили возможность действовать на коммуникациях врага вдоль западного побережья Черного моря. Был подорван престиж Германии перед лицом ее союзников – Румынии и Турции. А также понесла большие потери одна из боеспособных армий Гитлера.

Победный салют 9 мая 1944 г. венчал не только подвиг советского солдата, он гремел и в честь тех, кто ковал оружие. На выставке советской техники представлена полевая артиллерия, которую называли «богом войны». Она была главной боевой и ударной силой сухопутных войск и наносила врагу огромные потери. Вы видите образцы разнокалиберных пушек и гаубиц.

Пройдясь по Сапун-горе нельзя не заметить обелиск Славы (высота 28 м). Это памятник воинам Приморской армии. Открыт осенью 1944 года. В 1960-х годах обелиск облицевали гранитом и мрамором.

На гранитных плитах высечены наименования воинских частей и соединений, освобождавших Севастополь в мае 1944 г. За этими цифрами — тысячи героев, их именами звучит история. О них эти стихи неизвестного поэта, высеченные на памятнике:

Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную славу поёт вам народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрёт!

К 30-летию освобождения города, в 1974 г., здесь были установлены дополнительные доски. Справа на красных гранитных полированных досках перечислено 118 частей и соединений, удостоенных почетного наименования «Севастопольские». Слева, на гранитных досках – изображение орденов Красного Знамени и Красной Звезды и Суворова.Этими орденами награждена 51 часть за освобождение Севастополя.

Перед памятником справа и слева на красных гранитных досках – имена 240 освободителей, удостоенных высокого звания ГСС. Более 100 национальностей советских воинов принимали участие в освобождении Севастополя.

В битве за Севастополь рядом с русскими шли грузины, армяне, украинцы, туркмены, белорусы и азербайджанцы. Многие из них закончили свой боевой путь далеко за пределами Родины, выполнив свой долг и освободив не только свою страну, но и народы Азии и Европы от фашистского порабощения.

В память о тех, кто ценой своей жизни завоевал мир, горит у обелиска Вечный огонь. Он был зажжен 9 мая 1970 г. (к 25-летию Победы) от огня Славы, горевшего на Малаховом кургане.

Почетное право зажечь Вечный огонь на Сапун-горе было предоставлено участнице обороны Севастополя, прославленной женщине-снайперу, ГСС Людмиле Павлюченко и участнику освобождения Севастополя, ГСС подполковнику Федору Матвееву.

Каждую пятую минуту у Вечного огня звучит песня «Сапун-гора» композитора Бориса Боголепова.


Как символ мира и жизни на многострадальной земле Сапун-горы растёт парк. В 1995 г., к 50-летию Победы, в парке была построена часовня во имя Св. Великомученика Георгия Победоносца (гл. архитектор проекта часовни – Григорьянц Г.С.). 19 января 1995 г. был освящен и заложен первый камень. На церемонии при закладке первого камня присутствовали командование, солдаты и матросы тогда еще обоих флотов (Черноморского и ВМСУ), офицеры, светские власти, предприниматели.

Храм – часовня построен за 77 дней (с 20 января по 7 апреля 1995 г). Купол покрыли золотой смальтой, изготовленной в Италии в мастерской Арсони. Его венчает ангел с крестом высотой 3 м. Торжественное открытие часовни состоялось 9 мая 1995 г., в День Победы.

Величественно возвышается над бухтами белокаменный Севастополь - краснознаменный город-герой, боевой страж русского Черноморья.

Невиданное мужество, отвагу и стойкость проявили советские воины во время героической обороны Севастополя и его освобождения от фашистских захватчиков. Бессмертная боевая слава города увековечена в многочисленных памятниках. Здесь находится всемирно известная панорама "Оборона Севастополя 1854-1855 годов" - уникальное произведение батальной живописи.

В шести километрах на восток от центра Севастополя, на вершине Сапун-горы, рядом с величественным памятником Славы, возвышается строгое полукруглое здание. Здесь размещена самая большая в мире диорама - "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года ". Это крупнейшее произведение современной батальной живописи по праву можно назвать памятником ратному подвигу советских воинов, освободивших Севастополь от гитлеровских захватчиков.

Диорама - особая разновидность изобразительного искусства. Диорама дает возможность раскрыть сложные жанровые темы, широко показать место действия. Обычно диорама состоит из двух элементов: живописного полотна и предметного плана. Основной элемент диорамы, живописное полотно, расположено полукругом. Перед диорамой расположена смотровая площадка. Между живописным полотном и смотровой площадкой расположен предметный план, сюжет которого составляет с картиной одно целое. Такой приём создает иллюзию глубины пространства, усиливает ощущение реальности, достоверности изображенных событий.

Другие диорамы, созданные русскими художниками (например, "Альпийский поход Суворова", "Полтавская битва", "Бой на Одерском плацдарме", "Форсирование Днепра войсками Советской Армии", "Волочаевский бой"), - имеют небольшие размеры. В них фигуры людей и предметы меньше их натуральной величины, что приводит к некоторому искажению реальности.

В диораме "Штурм Сапун-горы" впервые в изобразительном искусстве фигуры людей на переднем плане живописного полотна написаны в их естественных размерах. А предметы натурального плана - это остатки подлинных немецких оборонительных сооружений, оружие и снаряжение. Впервые стройная композиция одной диорамы охватывает громадный оперативный масштаб совместных действий наступающих советских армий, авиации и флота.

Надо сказать, что в диораме воcпроизведены абсолютно достоверные события. Для её создания использовались подлинные документы, отчёты и рапорты командиров частей, наградные документы героев штурма. Много интересных и ценных подробностей рассказали создателям диорамы непосредственные участники освобождения Севастополя.

Штурм Сапун-горы

Развернув одновременное наступление с севера от Перекопа и с востока от Керчи, советские войска гнали гитлеровцев с крымской земли. Противник во что бы то ни стало старался удержать Крым в своих руках. Находившиеся в Крыму 17-я немецкая армия и румынские дивизии, отступая, закрепились в районе Севастополя. Фашистским войскам необходимо было время для обеспечения эвакуации морем. Кроме того, крымская группировка Вермахта, оттягивала на себя часть сил Красной армии, мешая развивать наступление в южном Причерноморье.

На подступах к Севастополю наши войска, подойдя к основному оборонительному рубежу противника, подготовились к решающему штурму.

В полосе наступления, на направлении главного удара, возвышалась Сапун-гора. Крутой восточный склон, отвесные скалы до трех и более метров служили не только естественным препятствием. Они давали возможность противнику создать несколько ярусов оборонительных сооружений, мощных долговременных укреплений и опорных пунктов. К началу мая 1944 года здесь было построено четыре линии траншей, расположенных от основания до гребня горы.

Кроме густой сети траншей и проволочных заграждений, на склоне Сапун-горы было оборудовано значительное количество ДОТов, ДЗОТов и блиндажей. Долина у подножия горы была заминирована.

Утром 7 мая 1944 года войска 51-й и Приморской армий начали совместный штурм укрепленных позиций противника. Части Красной армии перешли в наступление сразу на всём 15-километровом участке фронта - от побережья Чёрного моря под Балаклавой до восточного склона горы Сахарная Головка, недалеко от Инкермана.

Самые напряженные бои развернулись на склоне Сапун-горы, а также на склонах высот Безымянной и Горной, севернее Балаклавы. Враг яростно сопротивлялся.

Но наступательный порыв наших пехотинцев и артиллеристов, моряков и летчиков, танкистов и саперов был неудержимым. Сквозь огненный шквал пробивались наши части к вершине горы. Ценой своей жизни бойцы и матросы отвоевывали траншею за траншеей. Каждый шаг солдата, идущего на штурм, был подвигом.

После взятия Сапун-горы и высот, расположенных вдоль побережья к северу от Балаклавы, путь на Севастополь с восточного и юго-восточного направлений был открыт. 9 мая Севастополь был полностью освобождён от фашистских захватчиков. 12 мая были уничтожены последние немецкие войска, отступившие на мыс Херсонес. Завершился полный разгром вражеских войск в Крыму. Москва салютовала в честь доблестных освободителей Севастополя залпами из 324 орудий.

Диорама

В 1958 году заслуженный деятель искусств РСФСР, член Студии военных художников имени М. Б. Грекова, Пётр Тарасович Мальцев написал батальное полотно "Штурм Сапун-горы". Картина получила высокую оценку на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Советских Вооруженных Сил.

В 1959 году, на основе этой картины, художник создал крупнейшую современную диораму - "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года", в которой мастерски решил тему победного наступления под Севастополем. Вместе с П.Т. Мальцевым работали также художники Г. Марченко и Н. Присекин. По проекту архитектора В. Петропавловского было сооружено здание диорамы и выполнено его техническое оборудование.

Диорама на Сапун-горе была открыта 4 ноября 1959 года. Кстати, за прошедшие годы диораму увидели почти 30 миллионов посетителей.

На живописном полотне длиной в 25 метров и высотой в 5,5 метра воспроизведен момент наибольшего боевого напряжения во время прорыва войсками 51-й и Приморской армий основного оборонительного рубежа фашистских укреплений. Это было вечером 7 мая 1944 года.

По всей равнине до берега моря, под прикрытием сильного артиллерийского огня и бомбоштурмовых ударов авиации, на передний рубеж вражеской обороны устремился сквозь лес разрывов танковый поток.

За танками атакует пехота. В воздухе разгорелись бои истребителей. Эскадрильи наших бомбардировщиков летят бомбить укрепления в глубине вражеской обороны. На море наши катера и морская авиация наносят уничтожающие удары по кораблям противника.

Зритель видит легендарных героев освобождения Севастополя, в образах которых художник стремился не только сохранить портретное сходство, но и передать состояние исключительного психологического напряжения в этот решающий период битвы.

Слева виден комсорг батальона Федор Комиссаров, который ведет бойцов на штурм вражеской батареи. Он возглавил роту после гибели командира.

Ближе к зрителю расположена 45-миллиметровая противотанковая пушка, которая прямой наводкой бьет по амбразуре вражеского дота, замаскированного у гребня Сапун-горы. Эта пушка, втянутая на руках воинов к самой вершине Сапун-горы, прошла с победными боями от Сталинграда до Севастополя. Командир орудия комсомолец Н. Галицын, несмотря на тяжелое ранение, остался на своем посту. Орудие наводит бывалый воин, таджик А. Санонов.

Метким огнем из станкового пулемета разит гитлеровцев отважный солдат Кузьма Москаленко. Молодой боец - комсомолец Петухов подносит ему коробки с пулеметными лентами. Тут же храбрый снайпер Н. Морятов берет на прицел гитлеровского офицера, пытавшегося поднять гитлеровцев в контратаку.

В перывых рядах штурмовых групп поднималась на Сапун-гору медицинская сестра комсомолка Евгения Дерюгина. Под ураганным огнем она оказывала первую помощь раненым. Художник сохранил портретное сходство медсестры Дерюгиной и в то же время сумел обобщить в её образе черты бесстрашных санинструкторов Красной армии.

На крышу разрушенного артиллерией вражеского дота прорвались наши разведчики. Впереди с автоматом - командир разведроты лейтенант Михаил Головня. Рядом с пулеметом - бесстрашный разведчик Николай Гунько.

Фрагмент Диорамы. Пулемётчик Москаленко, медсестра Дерюгина, лейтенант Головня.

Отважный советский воин, гвардии рядовой Ашот Маркарян телом прикрыл от вражеской пули своего боевого командира.

На картине запечатлен и бессмертный подвиг сапера старшего сержанта Федора Скорятина. Он подорвал проволочное заграждение и ценой своей жизни дал возможность нашим бойцам продвигаться вперед.

С гранатой в руках атакует вражеский блиндаж гвардии рядовой Илья Поликахин. Тяжело раненный солдат не покинул поля боя и одним из первых прорвался на вершину Сапун-горы. Он был вместе с теми, кто поднял советский флаг над освобожденным Севастополем. За мужество, проявленное в боях, Илья Поликахин удостоин звания Героя Советского Союза.

Правее, рядовой Иван Яцуненко подхватил знамя полка из рук смертельно раненного парторга роты старшего сержанта Евгения Смелковича. Под вражеским огнем пронес Яцуненко победный штурмовой стяг и одним из первых водрузил его на гребне Сапун-горы, за что так же был удостоен звания Героя Советского Союза.

Фрагмент Диорамы. Илья Поликахин с гранатой, знаменосец Иван Яцуненко.

В первых рядах вместе с пехотинцами штурмуют врага моряки - отважные защитники Севастополя в 1941-1942 годах. Перед входом в блиндаж они смело вступают в рукопашную схватку, расчищая путь нашим армейским частям.

В глубине полотна видно, как к амбразуре вражеского дота, расположенного на гребне высоты, на которой действуют наши огнеметчики, бросается лейтенант М. Дзигунский. Он закрыл телом амбразуру и помог своему взводу взять последний опорный пункт.

Ближе к зрителю, старший лейтенант В. Жуков с пистолетом в руке ведет свою роту на штурм последних фашистских укреплений перед гребнем Сапун-горы. За мужество и отвагу, проявленные в этом бою В. Жукову было присвоено звание Героя Советского Союза. Здесь же видно, как автоматчики из полка К. Яковлева дружным огнем и гранатами ликвидируют попытку вражеской контратаки.

Восьмиметровое расстояние от полотна до смотровой площадки заполняет предметный план. Он усиливает впечатление реальности изображенных событий. Здесь воспроизведена каменистая поверхность склона Сапун-горы, изрытая снарядами и бомбовыми воронками, сооружены натуральной величины вражеские траншеи и ходы сообщения, проволочное заграждение.

На натуральном плане запечатлены подлинные эпизоды рукопашной схватки во вражеском блиндаже, показано, как сдаются в плен фашистские солдаты, захваченные в укрытии. В предметный план вмонтированы и сохраняются как священная реликвия камни Сапун-горы, политые кровью советских воинов.

В монументальной диораме "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года" увековечены подвиги наших славных воинов, а на белокаменном памятнике Славы, что высится на горе, написаны их имена. И каждый, кто приходит сюда, в почтении склоняет голову перед памятью героев, в суровом бою отстоявших свободу и независимость нашей Родины.

Диорама на Сапун-горе не только одно из самых крупных произведений искусства панорамной живописи. Это мощный источник высоких патриотических чувств - великолепный художественный памятник героическим событиям, которые навсегда останутся в памяти народа.

Сапун-гора. Что посмотреть

После осмотра диорамы и экспозиции музея героической обороны и освобождения Севастополя (здесь собраны документы, карты, оружие, личные вещи защитников и освободителей Севастополя) зрители могут с наружной смотровой площадки видеть сегодняшнюю мирную панораму - цветущую долину с садами и виноградниками на местах былых горячих боев. На площадках вокруг здания диорамы представлена различная боевая техника времён Великой Отечественной войны.

Здание Диорамы и экспозиция бронетанковой техники.

Итак, что же еще можно (и нужно) осмотреть на Сапун-горе.

  • Мемориал Славы и Вечный огонь;
  • Памятник воинам 51-й армии;
  • Экспозиция, посвящённая ВМФ СССР: корабельные орудия, орудия береговой обороны, различное морское оборудование;
  • Торпедный катер типа «Комсомолец» Черноморского флота;
  • Экспозиция артиллерии Красной армии;
  • Экспозиция бронетанковой техники - танки и самоходные орудия;
  • Фрагмент немецкой линии обороны (ниже смотровой площадки): трофейные пушки, остатки окопов, дотов и блиндажей, часть из них реконструирована;
  • Храм-часовня в память воинов, погибших во время Второй обороны Севастополя 1941–1942 годов и при освобождении города в 1944 году.

Диорама "Штурм Сапун-Горы" на карте.

В статье использована информация из очерка Г. В. Терновского

Георгий Владимирович Терновский – видный военачальник, участник Великой Отечественной войны, ветеран советского военно-морского флота.

На флоте с 1934 года. В 1938 году окончил Севастопольское военно-морское училище. С первых войны на фронте. Был одним из руководителей морской обороны Одессы.

Участник советско-японской войны 1945 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими милитаристами и проявленные при этом мужество и героизм капитану 3-го ранга Терновскому Георгию Владимировичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Как известный военный историк, Георгий Владимирович Терновский участвовал в восстановлении панорамы Франца Рубо «Оборона Севастополя». При создании диорамы «Штурм Сапун-горы» Георгий Владимирович был одним из главных военных консультантов.

Г. В. Терновский награждён орденом Ленина, 3-мя орденами Красного Знамени, 2-мя орденами Красной Звезды, различными медалями. Похоронен на Преображенском воинском кладбище в Москве.

Фотографии Диорамы - Севастопольский информационный портал.

Заглавная фотография - Ф. М. Коган.

Сапун-гора - естественная горная преграда на подступах к городу. Она стала ареной ожесточенных боев в период героической обороны Севастополя 1941-1942 гг., а также во время его освобождения 1944 г. На вершине Сапун-горы находится мемориальный комплекс в память воинов, освобождавших Севастополь во время Великой Отечественной войны.

Героические события тех дней воскрешает диорама "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г." Художники воспроизвели момент наивысшего напряжения боя. Диорама находится в полукруглом здании музея, на втором этаже.

На площадке образцы советской боевой техники времен войны: танки, пушки, самоходные орудия, мины. На склоне горы - памятник воинам 77-й дивизии, погибшим здесь при штурме укреплений врага. В парке - обелиск Славы, сооруженный в 1944 г. На стелах высечены наименования соединений армии и флота, участвовавших в освобождении города.

Освобождение Крыма началось 8 апреля 1944 года. Советские войска прорвали линию фронта в северной его части и на Керченском полуострове. Несмотря на отчаянное сопротивление врага, кольцо окружения неумолимо сжималось. 16 апреля наши войска вышли к основному оборонительному рубежу противника в районе Севастополя.

На подступах к городу враг создал мощную, глубоко эшелонированную оборону, в которой ключевую позицию занимала Сапун-гора. На ее крутых восточных склонах с отвесными скалами гитлеровцы оборудовали от 3 до 4 линий траншей, построили доты и дзоты, железобетонные укрытия и блиндажи, установили проволочные заграждения, а долину у подножия горы превратили в минное поле. Гитлеровское командование требовало удержать Севастополь любой ценой.

1.


Перед нашими войсками стояла ответственная задача: изучить оборону противника, измотать и обескровить врага, а затем решительным штурмом освободить город. Важная роль при этом отводилась артиллерии и авиации, которым предстояло не допустить переброски немецких войск по морским коммуникациям.

7 мая 1944 года в 10 часов 30 минут советские войска перешли в наступление на участке Сапун-гора — Карань. По всему фронту завязались кровопролитные бои. Особенно ожесточенными они были в районе Сапун-горы, где часами длился бой за каждую траншею. Тысячи бойцов и командиров проявили в этот день невиданный героизм. И хотя враг яростно сопротивлялся, на отдельных участках по несколько раз переходил в контратаку, ничто уже не могло остановить мощного натиска советских войск. В 19 часов 30 минут первыми вышли на гребень Сапун-горы воины 77-й и 32-й гвардейской стрелковых дивизий.

К исходу дня 9 мая был полностью освобожден Севастополь. 12 мая в районе мыса Херсонес капитулировали остатки немецко-фашистской группировки. Крымская операция закончилась блестящей победой советских войск.

«Сапун - гора, Сапун - гора, как много связано с тобою…»

Статья Константина Колонтаева
2.


Одним из самых замечательных событий в истории Севастополя является освобождение его советскими войсками от немецко-фашистских захватчиков в мае 1944 года.

Гитлеровское командование придавало огромное значение удержанию Крыма как важной стратегической позиции в бассейне Черного моря. Немецкие генералы считали: «тот, кто господствует в Крыму, господствует на Черном море». Этим объяснялось их стремление как можно дольше удерживать Крым и Севастополь.

Главным событием, связанным с освобождением Севастополя, стал штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г. Она была взята дивизиями 51-й армии под командованием Героя Советского Союза Я.Г. Крейзера и Приморской армии - командующий генерал-лейтенант К.С. Мельник. Это и обеспечило освобождение Севастополя и разгром немецко-фашистской группировки в Крыму.

Слово «сапун», или «сабун», имеет, как и множество названий в Крыму, тюркское происхождение. В переводе с татарского оно означает - «мыло». Другими словами - «мыльная гора». Это связано с тем, что в течение XIX века на ее склонах добывали особый вид мылящейся глины - кил.

Во времена Крымской войны 1854-55 г.г., при первой обороне Севастополя, недалеко от того места, где сейчас находится Диорама, был установлен наблюдательный пункт командования англо-французских войск, а в прилегающих к Сапун-горе долинах произошли Инкерманское, Чернореченское и Балаклавское сражения.
3.

4.


В начале Второй мировой войны, в 1941-1942 гг., по гребню Сапун-горы проходил второй рубеж обороны 7 и 8-ой бригад морской пехоты Черноморского флота.

Перед началом наступления Сапун-гора представляла невероятно трудный для штурма объект. Она возвышается над прилегающей местностью на 180-215 метров и имеет протяжённость около 8 км от высоты Карагач до Инкермана.

Ее восточный, крутой и каменистый склон переходит в отвесные скалы высотой до 10 метров и более. Это предоставляло противнику возможность создавать многоярусную систему опорных пунктов, чередуя ДОТы и железобетонные сооружения с артиллерийскими и крупнокалиберными пулеметными установками.

Через каждые 25-30 метров в цепи траншей оборудовались тщательно замаскированные площадки с пулеметными установками. Все подступы к инженерным сооружениям были заминированы и прикрывались большой плотности огнем всех видов оружия.

Оценивая значение Сапун-горы, бывший начальник штаба 4-го Украинского фронта, Маршал Советского Союза С. С. Бирюзов отмечал: «Штурм Сапун-горы является одной из блестящих страниц в летописи Великой Отечественной Войны. Наши войска овладели этой высотой в течение одного дня. Со взятием Сапун-горы путь на Севастополь был открыт».

Наши наступающие войска вынуждены были размещаться на равнинной, открытой местности, которая просматривалась с наземных пунктов наблюдения противника на глубину 10-15 км. В период подготовки войск к боевым действиям в условиях горной местности во всех полках первого эшелона были созданы штурмовые группы. В их состав включались артиллерийские корректировщики. Их задачей было выявлять замаскированные огневые средства противника, корректировать огонь, и, захватив его ДОТы, вызывать огонь на себя при отражении контратак противника.
5.

6.


В 9.00 7 мая на всем 12-километровом участке прорыва от горы Сахарная Головка до южного склона высоты Балаклавы артиллерия 51-й и Приморской Армий открыла массированный огонь.

Артиллерийско-авиационная подготовка атаки длилась более полутора часов. Артиллеристы-разведчики одними из первых врывались во вражеские укрепления, совместно с атакующими пехотинцами личным оружием уничтожали вражеские гарнизоны в укреплениях и тут же корректировали огонь своих батарей по вновь выявленным целям.

Для поддержки действий штурмовых групп артиллерия широко применяла стрельбу с открытых и полуоткрытых огневых позиций, часто уничтожая противника огнем прямой наводкой.

Так, например, при отражении одной из многочисленных контратак противника, при бое за овладение очередным ярусом укреплений командир одного из артдивизионов гвардии майор Вениамин Петрович Грибанов, находясь с командиром роты 85-го гв. сп в захваченном у немцев блиндаже, вызвал огонь на себя. В результате противник потерял до двух взводов пехоты и вынужден был отступить на исходные позиции.

9 мая 1944 года войска 4-го Украинского фронта полностью освободили Севастополь, а 12 мая 1944 года взятием мыса Херсонес Крым был полностью очищен от фашистских захватчиков.

Ратный подвиг освободителей Севастополя навсегда запечатлен на полотне знаменитой диорамы «Штурм Сапун-горы» и в материалах музея Славы, который сооружен на Сапун-горе.
7.


Создание мемориального комплекса на Сапун-горе началось в октябре-ноябре 1944 г., когда инженерно-саперные части Приморской армии возвели монументы воинам, павшим в боях за Севастополь при штурме Сапун-горы. Памятник бойцам Приморской армии был сооружен по проекту лейтенанта А.Д. Киселева.

Рядом с ним уже 1 мая 1945 года открыли небольшой военно-полевой музей, экспозиция которого отражала события боев 7-12 мая 1944 г. В нём экспонировались реликвии войны: документы, фронтовые фотографии воинов-освободителей, их личные вещи, оружие, трофеи, захваченные у врага.

В 1944 году на Сапун-горе были сооружены памятники воинам 51-й и Приморской армий. Музей Приморской армии просуществовал до конца 1958 г. На его месте началось строительство здания Диорамы.

Диорама представляет собой живописное полотно незамкнутого, полукруглого обзора и предметный план перед ним. Основателями принципа диорамной живописи стали в начале XIX в. французские художники Дагер и Бутон. В советской живописи принцип диорамы стал осваиваться в 30-е годы XX в. в Московской студии военных художников, возглавляемой М.Б. Грековым, который в 30-е годы написал несколько диорам на темы гражданской войны.
8.


Идея создания севастопольской Диорамы возникла в середине 50-х годов в период между окончанием празднования десятилетия освобождения Севастополя и подготовкой к 15-летию этого события. Договор на создание Диорамы был подписан в ноябре 1957 г. Он включал в себя строительство здания Диорамы, написание полотна и создание предметного плана. Открыть Диораму планировалось 9 мая 1959 г. к 15-летию освобождения Севастополя. Однако выдержать этот срок не удалось, и Диораму открыли 4 ноября 1959 г.

Строительство здания Диорамы началось в январе 1959 г. по проекту севастопольского архитектора В. Петропавловского. Здание возведено на месте, где находился Военно-полевой музей Приморской армии. Эскизы и основные работы на полотне и предметном плане производились в Москве в Студии военных художников им. М.Б. Грекова с февраля 1958 по август 1959 г.

Автор полотна «Штурм Сапун-горы» - известный советский художник-баталист, заслуженный деятель искусств РСФСР Петр Тарасович Мальцев. Его помощниками были известные художники-баталисты Н.С. Присекин и Г.И. Марченко.

Военным консультантом работ был Герой Советского Союза капитан 1 ранга Терновский. Для максимальной достоверности использовали фронтовые фотографии участников штурма, а Илья Поликахин, удостоенный звания Героя Советского Союза за героизм, проявленный при штурме Сапун-горы, позировал П.Т. Мальцеву при написании полотна.

На диораме изображен кульминационный момент штурма Сапун горы войсками 51-й и Приморской армий, отображен массовый героизм советских воинов-освободителей Севастополя.
9.


Между полотном и смотровой площадкой установлен предметный план, составляющий с живописным полотном как бы одно целое. Это создает иллюзию глубины пространства, усиливает ощущение реальности, достоверности изображенных событий.

В диораме «Штурм Сапун-горы» впервые в изобразительном искусстве фигуры людей на переднем плане живописного полотна написаны в их естественных размерах. А предметы натурного плана - это остатки подлинных оборонительных сооружений, оружие и снаряжение противника. За создание диорамы П.Т. Мальцева удостоили золотой медали Академии художеств СССР.

В мае 1958 г. уменьшенную в 10 раз копию живописного полотна изучали и обсуждали специалисты всех видов и родов войск, участники штурма, а также искусствоведы Москвы, Киева, Севастополя, Симферополя.

С 4 августа 1959 г. в построенном на Сапун-горе к тому времени здании Диорамы начался монтаж полотна и предметного плана перед ним. Работа была завершена 1 ноября 1959 г. Общие размеры полотна: длина - 25,5 м, ширина - 5,5 м, общая площадь - 137,5 кв. м. Площадь предметного плана - 83 кв. м.

4 ноября 1959 г. на смотровую площадку Диорамы пришла первая группа посетителей, состоявшая из ветеранов Великой Отечественной войны, участников штурма Сапун-горы. За прошедшие 40 лет с живописным полотном Диорамы ознакомилось 24 млн. человек.
10.

В нижнем зале Диорамы экспозиция состоит из следующих основных частей: «Оборона Севастополя 1941-1942 гг.», «Освобождение Крыма и Севастополя в апреле-мае 1944 г.». В верхнем зале находится живописное полотно «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» и предметный план перед ним. Перед входом в верхний зал - небольшая выставка, посвященная истории создания Диорамы.

Рядом с Диорамой, в парке - обелиск Славы, сооруженный в 1944 г. На стелах высечены наименования соединений армии и флота, участвовавших в освобождении города.

К 1970 году обелиск Славы, сооружённый в ноябре 1944 года, реконструировали. На каждой из 4 сторон памятника установили по две плиты из розового гранита, на которых высечен перечень из 230 соединений и отдельных частей 4-го Украинского фронта и ряда других общегосударственных структур, принимавших участие в освобождении Севастополя. Высота обелиска 28 метров, авторы проекта реконструкции - архитекторы В.М. Артюхов, В.К. Цаккер.

В 25-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, 9 мая 1970 г., у обелиска Славы зажгли Вечный огонь, доставленный с Малахова кургана. Через каждые пять минут звучит мелодия «Сапун-гора» композитора Б.В. Боголепова.

Вместе с памятником Славы воинам-освободителям и Вечным огнем, мемориальными стенами, обрамляющими с трех сторон площадку вокруг памятника, Диорама образует единый архитектурный ансамбль.

На Сапун-горе расположена открытая экспозиция образцов боевой техники СССР и Германии периода Второй Мировой войны. Мемориальный комплекс является филиалом Музея героической обороны и освобождения Севастополя.
11.

12.


У подножия Сапун-горы сооружены памятники воинам 32-й гвардейской и 77-й стрелковой дивизиям, которые 7 мая 1944 года первыми вышли на её вершину.

К 50-летию Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне на Сапун-горе вознёсся храм-часовня Святого Великомученика Георгия Победоносца.
13.

14.

К исходу дня 9 мая был полностью освобожден Севастополь. 12 мая в районе мыса Херсонес капитулировали остатки немецко-фашистской группировки. Крымская операция закончилась блестящей победой советских войск.

Создание

В 1956-1957 годах заслуженный деятель искусств РСФСР, позже народный художник СССР П. Т. Мальцев написал картину «Штурм Сапун-горы», получившую высокую оценку на Всесоюзной художественной выставке в честь 40-летия Советских Вооруженных Сил. Это произведение позже послужило основой для создания нынешней диорамы - «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года».

Композиция

Войдя на смотровую площадку, зритель переносится в 7 мая 1944 года. Перед зрителем открывается панорама местности от высоты Сахарная головка до Балаклавы. По замыслу художников, зритель находится на склоне Сапун-горы .

Вторая половина дня 7 мая 1944 года. В едином порыве штурмуют вражеские укрепления пехотинцы, саперы, танкисты, артиллеристы. В воздухе завязался бой истребителей. На море, в районе Балаклавы, советские катера, поддерживаемые морской авиацией, уничтожают корабли противника.

Штурм Сапун-горы продолжается уже более семи часов. Вершина близка, но самые трудные шаги к ней - последние. Бой идет за каждую траншею, за каждый выступ скалы. На переднем плане картины - штурмовые группы 11-го гвардейского и 63-го стрелковых корпусов, преодолевающие последние укрепления врага перед гребнем Сапун-горы.

Жанровые сцены

Один за другим предстают перед зрителем бессмертные подвиги освободителей Севастополя. Слева, с пистолетом в вытянутой руке изображен комсорг батальона Виталий Комиссаров. Несмотря на ранение, он сменил убитого в бою командира роты и поднял бойцов на штурм фашистской батареи.

Правее, у станкового пулемета,- отважный воин Кузьма Москаленко. В тот день Москаленко подавил огонь четырех вражеских пулеметов и одним из первых вышел на гребень Сапун-горы. Перед ним в воронке от разорвавшегося снаряда занял позицию снайпер старшина Николай Морятов. Свыше двух десятков гитлеровцев сразил он во время штурма.

В боях за Севастополь принимали активное участие и отважные советские женщины - медсестры, связистки, санитарки. На картине в морской форме изображена санинструктор Евгения Дерюгина -- бывшая студентка судостроительного техникума. В период с 3 по 7 мая Женя вынесла с поля боя 80 раненых бойцов. Она погибла от пули фашистского снайпера.

На полотне диорамы изображен узбек Дадаш Бабажанов, который дает клятву своему умирающему товарищу, моряку Семену Машкевичу, что отомстит врагу за его смерть. И слово он сдержал: в боях за Севастополь Бабажанов лично уничтожил 17 гитлеровцев.

В центре картины - группа бойцов на полуразрушенном вражеском доте. Впереди, высоко подняв над головой автомат, ведет за собой воинов лейтенант Михаил Головня. Путь к вершине расчищает метким пулеметным огнём прославленный разведчик старший сержант Николай Гунько.

Правее, на переднем плане живописного полотна, запечатлен бессмертный подвиг сапера Федора Скорятина , ценой своей жизни проложившего последний проход к вражескому блиндажу. Сюда устремились бойцы во главе с лейтенантом Сахаровым. Он увлечен боем и не видит, как вражеский автоматчик целится в него из-за укрытия. Гвардии рядовой Ашот Маркарян закрывает собой командира и погибает.

Рядом бросает гранату во вражеский блиндаж рядовой Илья Поликахин . Он тяжело ранен в голову, однако продолжал сражаться и одним из первых прорвался к гребню Сапун-горы. С группой разведчиков И. Поликахин участвовал также в уличных боях, вместе с Н. Гунько и М. Головней водрузил красный флаг на здании севастопольской метеостанции.

Впереди атакующих идут знаменосцы. Падает смертельно раненый парторг роты Евгений Смелович, но знамя подхватывает рядовой Иван Яцуненко и поднимается с ним на гребень Сапун-горы. Почти одновременно водрузили алые полотнища на покоренной высоте рядовые В. Евглевский, В. Дробязко, сержанты А. Курбанов, Н. Соснин, А. Тимофеев и другие воины.

В глубине картины, справа, где действуют советские огнемётчики, лейтенант Михаил Дзигунский закрывает своим телом амбразуру вражеского дота. Последний опорный пункт взят. Одно за другим выходят на вершину горы подразделения капитана Н. Жилова, старшего лейтенанта П. Калиниченко, гвардии лейтенанта А. Заболотского, младшего лейтенанта В. Громакова и другие.

С пистолетом в руке изображен старший лейтенант Василий Жуков - он поднимает бойцов своей роты навстречу контратакующему противнику. Отважный командир погиб в одной из рукопашных схваток на подступах к Севастополю.

Предметный план

Общее впечатление картины боя усиливает предметный план, заполняющий восьмиметровое расстояние от смотровой площадки до живописного полотна. Здесь воспроизведен подлинный рельеф местности, изрытой снарядами и бомбовыми воронками, сооружены в натуральную величину вражеские блиндажи, траншеи, лежит настоящее трофейное оружие, осколки, гильзы. На двух вмонтированных живописных вставках изображены сержант Сергей Елагин (он берет в плен немецкого солдата) и старшина Николай Супрягин, который в рукопашной схватке вынуждает гитлеровца сложить оружие.

Диорама под названием "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г." является филиалом Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя. Она находится в 12 км от центральной части города.

Как работает Диорама (Севастополь)? Как добраться до нее?

Объект находится на Сапун-горе. Добраться до памятника можно автобусом от График работы: ежедневно с 9:00 до 17:00, кроме понедельника. Касса открыта до 16:30. В период с июля по август, когда тысячи туристов едут в Севастополь, Диорама, фото которой представлено в статье, работает без выходных с 9:00 до 17:30. Приобрести билет в кассе можно до 17:00.

События исторической давности

1941-1942 гг. - время, когда проходила героическая Город был освобожден в мае 1944 г. На Сапун-горе развернулись ожесточенные бои. До сих пор это место хранит исторический ландшафт тех событий. Даже сегодня здесь отчетливо различаются следы вырытых солдатами окопов и траншей, долговременных оборонительных точек, глубокие воронки от бомб и снарядов, покрытые зеленью свежей травы. На Сапун-горе нашли свое пристанище многочисленные памятники и обелиски, входящие в состав Мемориального комплекса национального значения, посвященного событиям Великой Отечественной. Первые памятники в честь освободителей Севастополя были установлены здесь военными архитекторами и строителями еще весной 1944 г. По просьбе ветеранов к 15-летнему юбилею со дня освобождения города от гитлеровских захватчиков был создан живописный монумент - диорама. Оборона Севастополя - показатель мужества и отваги советских воинов. Память об этом останется в отечественной истории навсегда.

Создание композиции

Ответственное задание по написанию живописного полотна получила московская студия военных художников им. М.Б. Грекова. Исполнительные работы начались в 1958 г. творческой группой П.Т. Мальцева, в состав которой также входили Н.С. Присекин и Г.И. Марченко. Для создания реалистичного произведения мастера изобразительного искусства встречались с участниками сражений на Сапун-горе, внимательно изучали события тех времен, делали многочисленные наброски, эскизы и зарисовки местности. На создание образного холста размером 5,5 х 25,2 м и переднего предметного плана общей площадью 83 кв. м. художникам потребовалось 7 месяцев.

Диорама (Севастополь) была торжественно открыта 4-го ноября 1959-го г. Она стала первой композицией столь крупного размера, над которой когда-либо ранее работали советские мастера изобразительного искусства. Ее авторы стремились с максимальной полнотой передать реалистичность описываемых событий. Для этого фигуры людей были написаны в натуральный человеческий рост, а передний предметный план составлен из подлинного снаряжения, обмундирования, оружия, частей инженерных сооружений, собранных с поля боя. На полотне диорамы изображены подвиги реальных солдат, участвовавших в защите Севастополя. Чтобы передать их портретное сходство, художники использовали в работе документальные фотографии. Им также позировали натурщики со схожей внешностью или даже сами герои отгремевшей войны.

Мемориальный комплекс

Диорама (Севастополь) размещена в здании на самой вершине Сапун-горы, именно там, где происходили описываемые ею события. С балкона, расположенного на внешней стороне здания, посетителям открывается уже знакомый вид местности, запечатленный художниками на полотне. На первом этаже, до знакомства с живописной композицией, взору посетителей представлена уникальная музейная экспозиция под названием "Севастополь в годы ВОВ".

Рядом со зданием можно увидеть еще одну важную составляющую мемориального комплекса. Здесь посетители увидят открытую экспозицию военной техники, участвовавшей в реальных боях. Диорама (Севастополь) окружена танками, морской и полевой артиллерией, зенитными и самоходными установками, а также знаменитыми гвардейскими минометами "Катюша". Доминантой памятного комплекса "Сапун-гора" считается Обелиск Славы 28-метровой высоты, у подножия которого с 1970 г. непрестанно горит

Картина "Оборона Севастополя"

В военное и послевоенное время было создано множество произведений в честь победы над фашизмом, увековечивших память о погибших солдатах. Диорама (Севастополь) является одним из крупнейших мемориальных комплексов, посвященных событиям 1941-1945 годов. Многие художники также изображали на своих полотнах фрагменты той страшной войны.

Выдающийся живописец Александр Александрович Дейнека писал: "Большое искусство рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радость, но и гнев". Именно такими чувствами - глубокой ненавистью и гневом к врагу - дышат его картины "Оборона Севастополя" и "На окраинах Москвы", написанные в период ВОВ. Это является полной противоположностью его раннему творчеству, проникнутому воодушевлением, торжественной радостью за успех советского прогресса техники, верой в здоровый дух в здоровом теле и полным ощущением мира. "Оборона Севастополя" - знаменитое произведение А.А. Дейнеки, написанное в Москве в 1942 г. В настоящее время полотно представлена в русском музее в г. Санкт-Петербурге.

Исторические сведения

Исходя из исторических данных, можно предположить, что на картине А.А. Дейнека изображает события Севастополя осени 1941 г., поскольку именно в этот год в период с 30 октября по 21 ноября гитлеровцами был осуществлен первый штурм города. Сначала бои велись на дальних путях подхода к Севастополю, а со 2 ноября началась атака оборонительной крепости. И поскольку в городе уже не осталось, защиту Севастополя взяли на себя морская пехота Черноморского флота, отдельные подразделения с использованием огневой поддержки кораблей. В бою принимали участие и береговые батареи.

Изображенные события

За время Великой Отечественной немецкой армией предпринималось 3 попытки взять Севастополь. Последняя битва за этот город завершилась 9 июля 1942 г. И несмотря на то что картина, изображенная А.А. Дейнекой, не является реально достоверной, на набережной г. Севастополя развертывались сотни подобных боев. Автор сумел передать солдатский героизм, изобразив на полотне великий подвиг морских пехотинцев, которые пожертвовали собственной жизнью ради защиты города.

Описание

Создавая полотно "Оборона Севастополя", художник будто повествует зрителям печальную, жестокую историю. В ней он описывает бой, развернувшийся на набережной, в котором советские моряки заслоняют подступ к городу вражескому отряду. Вдали виднеются руины некогда стоявших домов, кругом пылает огонь. На первом плане картины изображен раненый матрос, кидающий связку гранат. Его лицо решительно и бесстрашно, руки резко вытянуты в стороны, ноги широко расставлены. Поза матроса олицетворяет собой всю неприступность, самоотверженность и готовность любой ценой остановить врага.

Чтобы придать картине реалистичность, А.А. Дейнека изобразил центральную фигуру солдата со смещением в левый угол, оставив тем самым пространство для полета гранат. Исполненный величия матрос совершает последний отчаянный бросок, придавая всей композиции энергичность и драматизм. Для передачи грозности и напора надвигающихся вражеских войск автор использует специальный прием - торчащие клинковые штыки от винтовок.

Неслучайно художник изображает лежащего фашиста у ног солдата несоразмерно маленьким по сравнению с главным героем картины. Таким образом Дейнека говорит о слабости и беспомощности врага перед лицом Советской армии. Картина "Оборона Севастополя" - это не просто воспроизведение эпизода военных действий, а прежде всего символичный образ столкновения советских богатырей в белоснежных одеждах с темной, практически безликой массой захватчиков. Полотно Дейнеки, как и работы многих других художников, увековечили память о героях ВОВ, принимавших участие в ожесточенных боях и отдавших жизнь за свободу своей страны.



Похожие статьи