Сценарная теория. Сценарные предпосылки выбора профессии

Теории профессионального развития

Практически все теории профессионального развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов, реальность профессиональных достижений, особенности профессионального поведения на работе, наличие удовлетворенности от профессионального труда, эффективность образовательного поведения личности, стабильность или смена рабочего места.
Рассмотрим некоторые направления, теории профессионального развития личности, в которых обсуждается сущность и детерминация профессиональных выборов и достижений.

Психодинамическое направление, имея своей теоретической основой работы З.Фрейда, обращается к решению вопросов детерминации профессионального выбора и удовлетворенности личности в профессии, исходя из признания определяющего влияния на всю последующую судьбу человека его раннего детского опыта. Профессиональный выбор и последующее профессиональное поведение человека объясняются как обусловленные рядом факторов: 1) структурой складывающихся в раннем детстве потребностей; 2) опытом ранней детской сексуальности; 3) сублимацией как общественно полезного смещения энергии основных влечений человека и как процесса защиты от заболеваний из-за фрустрации основных потребностей; 4) проявлением комплекса маскулинности (З.Фрейд, К. Хорни), "зависти к материнству" (К.Хорни), комплекса неполноценности (А.Адлер). [ http://it-med.ru]

Сценарная теория, развиваемая с середины 50-х гг. американским психотерапевтом Э. Берном, объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве. [ http://knowledge.allbest.ru]

В сценарной теории утверждается, что сравнительно малое число людей достигает полной автономии в жизни. В важнейших аспектах жизни (брак, воспитание детей, выбор профессии и карьера, развод и даже способ смерти) люди руководствуются сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в раннем детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и определяющим поведение человека.
Для того, чтобы "хорошие" карьерные сценарии действительно имели место, необходимо выполнение ряда условий: родители желают передать, а ребенок готов, предрасположен к принятию этого сценария; у ребенка должны быть развиты соответствующие сценарию способности и не противоречащие содержанию сценария жизненные события; оба родителя должны иметь собственные сценарии "победителей" (т.е. их собственные сценарии и антисценарии совпадают).

В структурном разделе сценарной теории дается объяснение содержанию профессиональных выборов в связи со строением личности субъекта и доминированием одного из состояний "Я" (Родителя, Взрослого, Ребенка). Для некоторых людей доминирующее состояние "Я" становится "главной характеристикой их профессии: священники - в основном Родители; диагносты - Взрослые; клоуны - Дети". Личность, ведущая себя как догматический Родитель - напряженно работающий и обладающий чувством долга человек, осуждающий, критикующий других и манипулирующий другими, как правило, выбирает профессии, связанные с реализацией власти над другими людьми (военные, домохозяйки, политики, президенты компаний, священнослужители). Личность, ведущая себя как постоянный Взрослый, беспристрастна, сосредоточена на фактах и логике, стремится обработать и классифицировать информацию в соответствии с предыдущим опытом. Такие личности выбирают профессии, где не надо иметь дело с людьми, где ценится абстрактное мышление (экономика, вычислительная техника, химия, физика, математика).

В современной научной литературе на данном этапе не существует однозначного определения понятия выбор. Диапазон выбора каждого человека чрезвычайно широк, он пронизывает все формы его жизнедеятельности. Следует отметить, что выбор образовательной и самообразовательный деятельности занимает одно из важнейших мест в жизни личности. Выбор профессии является одним из наиболее важных событий, определяющий в значительной степени жизненный путь человека. Категория выбора может быть рассмотрена с двух позиций, во-первых, как "способность человека строить свою жизнь в соответствии со своей индивидуальностью" , во-вторых, "как способ взаимодействия личности и общества, как готовность к рациональной организации времени, как способность к саморегуляции". Однако, как в психологии, так и в философии, понятие выбора тесно связано с наличием свободы. Можно ли сказать, что профессиональный выбор является полностью свободным, независимым решением личности? Ученые сходятся во мнении, что выбор всегда происходит под влияние внешних воздействий. Так, согласно, Ю.П. Поваренкову, процесс выбора профессии всегда связан с решением комплекса противоречий, в основе которых лежит конфликт между индивидуальными и социальными потребностями.

Проблема сущности и детерминации профессиональных выборов рассматривается многими направлениями. Так, психодинамическое направление, в основе которого лежат работы З. Фрейда, рассматривает вопрос детерминант выбора профессии и удовлетворенности ею, исходя из признания определяющего влияния раннего детского опыта. Иначе данную проблему рассматривает теория профессионального выбора, разработанная американским исследователем Холландом, базисной идеей которого является положение о том, что профессиональный выбор определяется типом личности. Также следует упомянуть теорию компромисса с реальностью Э. Гинзберга, в рамках которой выбор профессии понимается как развивающийся процесс, состоящий из серии "промежуточных решений", которые существенно ограничивают свободу выбора и возможность достижения новых целей. Однако, на мой взгляд, наиболее подробно следует остановиться на рассмотрении данной проблемы в рамках сценарной теории.

Согласно сценарной теории, появившейся в середине 50-х гг., благодаря американскому психотерапевту Э. Берну, процесс выбора профессии запрограммирован сценарием, сформированным личностью в раннем детстве. В рамках сценарной теории постулируется идея о том, что лишь небольшое число людей достигает полной автономии в жизни, в наиболее важных же аспектах жизни, к которым относятся и выбор профессии и карьерного пути, люди руководствуются сценарием, т.е. своеобразным жизненным планом, выработанным личностью еще в раннем детстве, до 7-летнего возраста, под влиянием родителей. Другими словами, судьбу каждого человека определяют решения, принятые им в детстве, в противовес взрослому планированию. Идея о том, что человеческая жизнь следует образцам, изложенным в мифах, легендах и сказках одним из первых была проработана и высказана Джозефом Кемпбеллом. Основу данной идеи положили труды К.Г. Юнга и З. Фрейда. Так, самой известной мыслью Юнга является идея о связи между архетипами и личностью, Фрейд же непосредственно соотносил всё множество аспектов человеческой жизни с мифом об Эдипе, кроме того, он выдвигал гипотезу о повторяющемся принуждении и о принуждении судьбы. Однако ближе всех из последователей психоанализа к анализу сценариев был Альфред Адлер, говоривший "<…> жизненный план остается в подсознании, так что пациент может считать, что действует неумолимый рок, а не давно подготовленный и обдуманный план, за который ответственен только он сам<…>".

Опираясь на сценарную теорию, можно говорить о том, что у каждого индивида есть подсознательный план жизни, некий сценарий, который обычно основан на детских иллюзиях, порой сохраняющихся у личности до конца жизни. В раннем детстве каждый человек сталкивается с необходимостью принятия решения о том, как ему предстоит жить, так создается некий план, который постоянно присутствует сознании человека, названный Эриком Берном сценарием. Говоря в общем, жизненный план охватывает всю жизнь человека. Он основывается на детских решениях и родительском программировании, в дальнейшем находя постоянное подкрепление в процессе межличностного общения. Некоторые сценарии можно проследить до самых отдаленных предков, что говорит о том, что сценарии начали создаваться в момент появления первых человекоподобных существ на земле. В контексте выбора профессии, родительское программирование сценария будущей жизни ребенка позволяет получить знания, необходимые для дальнейшего успешного овладения профессией. Для того, чтобы можно было говорить о существовании у личности определенного жизненного сценария, должно быть соблюдено наличие следующих переменных: родительские предписания, соответствующие развитию личности; решения, принятые в детстве; подлинная заинтересованность личности в соответствующем методе достижения успеха или неудачи; правдоподобие. Для большего понимания того, что представляет собой жизненный сценарий, необходимо проследить процесс его зарождения. Жизненный сценарий зарождается в раннем детстве с примитивной формы, именуемой протоколом. Уже в период грудного вскармливания осуществляются короткие "протоколы", которые в дальнейшем могут быть весьма непредсказуемо развернуты.Э. Берн приводит примеры следующих протоколов: "Еще рано", "Когда будешь готов/Когда я буду готова", "Побыстрее", "Ты никогда не наедаешься", "Сначала одно, потом другое", "Пусть ест, сколько хочет", "Разве он не замечательный?". Постепенно у ребенка складываются определенные убеждения на свой счет, а также на счет окружающих, особенно в отношении родителей, которые, вероятнее всего, останутся с ним на всю жизнь. Существует четыре варианта убеждений или жизненных позиций, на основе которых в дальнейшем принимаются жизненно важные решения личности:

1. Я о"кей- яв порядке, я хороший;

2. Я не о"кей - я не в порядке, я плохой;

3. Ты о"кей- ты в порядке, ты хороший;

4. Ты не о"кей - ты не в порядке, ты плохой.

Будучи в каждой из четырех позиций человек, согласно Франклину Эрнсту, ведет себя соответственно ей. Это подразумевает, что находясь в позиции сотрудничества - Я-ОК, Ты-ОК, человек способен доверять другим, уверен в себе, получает удовлетворение от своей деятельности. Убеждение Я-не ОК, Ты-ОК представляет собой позицию "ухода", при которой человек, не доверяет себе в возможности справиться с проблемой в наличных условиях, выбирая избегание проблем. Убеждение Я-ОК, Ты-не ОК подразумевает стремление к "избавлению", характеризующееся тем, что человек не испытывает доверяю к другим, поэтому не подпускает к себе их. Позиция Я-не ОК, Ты-не ОК проявляется как "выжидание", что подразумевает игнорирование личностью собственных возможностей решения проблемы, отсутствие доверия к окружающим, человек пребывает в состоянии депрессии и ничего не делает.

Следующим этапом в развитии сценария является поиск сюжета, обладающего соответствующей развязкой. Ребенок пытается найти ответ на вопрос о том, что происходит с похожими на него людьми. В определенный момент он найдет историю, которая даст ему объяснение, к чему он стремится. Что это может быть? Эрик Берн, отвечая на этот вопрос, говорит, что историей, которая станет сценарием на всю дальнейшую жизнь ребенка и будет определять ход её развития, может быть как сказка, прочитанная матерью, так и рассказ о предках, легенда, при прослушивании которой его осеняет понимание того, что это близко, понятно ему, о нем. Круг ролей в жизни ребенка носит весьма ограниченный характер - только родители, братья, сестры, которые являются значимыми Другими, наделенными сродни волшебной властью. Семья является своего рода организацией, в которой есть свои четкие правила, что препятствует приобретению ребенком определенной гибкости. По этой причине при переходе в подростковый возраст и встрече с другими людьми, среди которых он старается отыскать тех, кто может играть по тем ролям, которые предписаны его сценарием, происходит существенная корректировка сценария с учетом нового окружения. Основной сюжет остается неизменным, незначительные изменения касаются самого действия. В результате нескольких подобных адаптаций человек подходит к заключительной развязке.

Эрик Берн выделяет следующие причины, объясняющий значимость жизненного сценария, запрограммированного родителями для ребенка:

1. Он дает жизненную цель, которую, в противном случае, ребенку пришлось бы искать самостоятельно. Ребенок чаще всего действует для других, ради других, и чаще всего ради родителей.

2. Он дает приемлемую для родителей возможность структурировать время ребенка.

3. Программируя ребенка, родители передают ему собственные знания, а также то, чему, по их мнению, они научились.

В результате родительского программирования у ребенка есть два возможных пути, в том случае, если родители были, условно говоря, неудачниками, или иначе побежденными, они передают именно такую программу своему ребенку, если же они победители, то неосознанно будут программировать своего ребенка таким же образом.

Исходя из рассуждениям Э. Берна, ребенок невольно сам программируется на выполнение родительского сценария, в основе которого заложен их жизненный опыт, соединённый с их возможностями. Порой ребенку передается даже траектория не реализованного родительского профессионального пути. Что можно назвать программированием? Например призыв родителей "Поздоровайся" - по существу является приказом проявить себя, аналогичным является призыв "Посмотрите, какой он милый!", который, в действительности, подразумевает приказ "Покажи, какой ты милый!". То же относится и к командам "Поторопись!" и "Ты не можешь сидеть бесконечно!" - это запреты "Не заставляй меня ждать!" и "Не возражай!". Однако предписания и обратные предписания не станут значимыми в развитии ребенка, пока он не примет. Таким образом, ранние решения - это формулы поведения, формирующиеся в ответ на родительские послания. Впоследствии Боб и Мэри Гулдинг продолжили исследования, начатые Эриком Берном. Ими было обнаружено, что существует ограниченное количество видов приказаний - двенадцать. Ученые были убеждены, что человек может воспринять от своих родителей как одно из двенадцати предсказания, так и сразу несколько. Авторы дали название каждому виду предписания, что позволяет описать описывают возможные чувства переживания ребенка, воспринимающего послания, на рассмотрении каждого из них я хотела бы остановиться более подробно.

Не живи. Данное предписание заставляет человека себя ущербным, ненужным или нелюбимым, по этой причине он может изо дня в день медленно убивать себя или же постоянно подвергать свою жизнь неоправданному риску. Такое приказание получают те младенцы, родитель которых, находясь в своём эго-состоянии Ребёнка, чувствует, что родившийся ребёнок мешает или угрожает ему.

Не будь самим собой. Данное приказание передают те родители, у которых родился ребенок не того пола, которого они хотели бы иметь. Невербальное послание таких родителей будет следующим: "Не будь мальчиком (девочкой)", более общее приказание транслируется чаще всего в виде следующего послания: "Не будь самим собой. Будь другим ребёнком". Родители, испытывая неприязнь к своему ребёнку, могут постоянно сравнивать его с другими детьми не в пользу. Родители имеют образ желаемого "идеального" ребёнка, относительно которого они положительно реагируют лишь на те аспекты характера или поведения своего реального ребёнка, которые соответствуют данному образ, при этом игнорируя остальные. В ответ на предписание не быть собой ребенок может решить: "Я покажу им, что я так же хорош/хороша, как и любой/любая мальчик/девочка", "Неважно, как сильно я буду стараться, я никогда не угожу", "Я притворюсь мальчиком/девочкой", "Я никогда не буду так счастлив", "Мне всегда будет стыдно".

Не будь ребёнком. В том случае, если эго-состояние Ребёнок взрослого человека ощущает угрозу со стороны родившегося у него ребёнка, но в то же время не намерен убирать его со своего пути, он может транслировать невербальное послание: "Здесь есть место только для одного ребёнка - и этот ребёнок я. Тем не менее, я буду терпеть тебя, если ты будешь вести себя как взрослый, а не как ребёнок". Вербальные высказывания будут следующего характера: "Ты уже большой, чтобы…" или "Большие мальчики не плачут". Подобные приказания могут исходить от родителей, которые никогда не вели себя как дети, и поэтому чувствуют угрозу в детском поведении. В результате во взрослой жизни люди, получившие такое приказание, обычно чувствует себя некомфортно рядом с детьми, либо ощущают дискомфорт в ситуациях, связанных с развлечениями и удовольствием. В ответ на это предписание ребенок может принять следующие решения: "Я больше ничего не попрошу, я сам о себе позабочусь", "Я всегда буду заботиться о других", "Я никогда не буду развлекаться", "Я больше никогда не сделаю ничего ребячливого".

Не делай. При получении такого приказания, человек во взрослой жизни часто не знает, как поступить, затрудняется с принятием решений, не способен изменить собственное положение. Мотивы такого предписания лежат в страхе родителя в собственном эго-состоянии Ребенка, что его ребёнок причинит себе вред, если будет вне родительского контроля. Это подразумевает, что лучше не делать ничего, поскольку любое действие может быть опасно. В результате, ребенок может решить: "Я никогда ничего не сделаю правильно". "Я глупый". "Я никогда не выиграю", "Я покажу вам, даже если это убьет меня", "Неважно, насколько я хорош, я должен был сделать все еще лучше, поэтому я буду чувствовать себя плохо"

Не расти/оставайся всегда маленьким. В большинстве случаев данное приказание адресовано младшим в семье детям, либо же единственному ребенку, в случае, если родители больше не смогут иметь других детей, поскольку родители видят собственную ценность исключительно в хорошего отца или матери. По этой причине, по мере взросления ребенка, ощущение собственной значимости в мире снижается, иначе предписание "Не расти" можно понимать в значении призыва "Не покидай меня". В результате, во взрослом возрасте человек, получивший данное послание, долго живёт с матерью преклонного возраста. Иной причиной трансляция предписания "Не расти" может быть в случае, когда эмоционально незрелые родители отказываются признавать взросление собственного ребенка, желая, чтобы ребёнок как можно дольше оставался их товарищем по играм. Кроме того, приказания "Не расти" может быть вариацией приказания "Не будь привлекательной (сексуальной)", которое передаётся обычно отцом своей дочери, поскольку он боится собственной сексуальной реакции на своего взрослеющего ребенка. Принимая данное предписание, ребенок решает "остаться маленьким" или "беспомощным", "недумающим", "несексуальным", что часто можно заметить в движениях, голосе, манерах, поведении человека.

Не делай успехов. Это приказание передаётся родителем, который в своём эго-состоянии Ребёнка ревностно относится к будущим успехам своих детей. Парадоксально, но такие родители в будущем дают ребёнку сильное контрприказание хорошо учиться. Ребёнок, вынужденный жить с таким приказанием, будет иметь академические успехи в школе, но может неожиданно завалить экзамен.

Не принадлежи. Данное предписание заставляет человека чувствовать себя не в своей тарелке в обществе других людей, по этой причине такого человека часто считают нелюдимым и замкнутым. Возможно, родители транслируют данное послание из-за своего неумения общаться, либо передавая, как в невербальных, так и в вербальных посланиях, мысль о том, что ребенок не такой, как другие. В этом случае ребенок может решить следующее: "Я никогда не буду никому принадлежать" или "Никто меня никогда не будет любить, потому что я никому не буду принадлежать".

Не будь близким. Это приказание может подразумевать запрет как на физическую, так и на эмоциональную близость. Подобные послания чаще всего передаются в тех семьях, где не принято проявлять физически любовь, а также признаваться в чувствах. Ребенок получает данное послание, когда родители отказывают ему в физическом контакте, при этом по отношению друг к другу сохраняют близкий контакт. По этой причине ребенок может дать себя следующие обещания: "Больше я никогда никому не буду доверять/ ни с кем не буду сближаться", "Я никогда не буду сексуальным". Близким по смыслу является послание "Не доверяй", при котором человек постоянно испытывает недоверие по отношению к окружающим, убежденный, что его отвергают. Такое послание ребёнок получает, если один из родителей или оба неожиданно покидает ребёнка (в случае смерти или развода), а также в дальнейшем может подкрепляться в случае обмана со стороны родителей.

Не будь первым / не будь лидером. Имея такое предписание, человек боится брать на себя ведущую роль. Таким людям комфортнее быть в подчинении, чем брать на себя инициативу, публично выступать, более того, они готовы отказаться от выгодного продвижения по службы, лишь бы не нарушать привычное существование. Разновидностью данного приказания является послание: "Не проси того, что ты хочешь", невербальное же послание несет следующий смысл: "Я буду терпеть тебя, если ты поймёшь, что ты и твои желания здесь ничего не значат".

Не думай. Данное предписание чаще всего передается истеричным родителем, который, руководствуясь желанием во что бы то ни стало достичь своей цели, перестает опираться на разумные рассуждения, полагаясь исключительно на чувства. Одна из возможных причин, по которой родитель стремится передать ребенку приказание "Не думай" заключается в его стремлении игнорировать собственные проблемы, а также в опасениях, что подрастающий ребенок поставит его перед необходимостью их решать. Еще одним возможным вариантам этого приказания являются послания "Не думай о …" (сексе, деньгах и пр.), а также "Не думай о своих проблемах, сосредоточься на моих проблемах". В итоге ребенок может принять в ответ на это следующие решения: "Я не умею решать, мне нужен кто-нибудь, кто бы решал за меня", "Мир так страшен… Я, вероятно, сделал ошибку", "Я слабее других людей", "Я никогда больше не буду ничего решать".

Не чувствуй себя хорошо. Это послание часто получают дети, которые получают внимание в избытке исключительно во время своей болезни, в остальное же время ребёнок ощущает его дефицит. Это приводит к тому, что ребенок принимает следующее решение: "Для того, чтобы получать внимание, я должен болеть". Во взрослой жизни это оборачивается тем, что человек будет стремиться применять сценарную стратегию заболеть, когда не всё идёт гладко в личной жизни, в работе.

Не чувствуй. По большей части послание "Не чувствуй" получают дети, растущие в семьях, где не допускается какое-либо проявление чувств. Родители могут давать более специфическое предписание, например: "Не выходи из себя"; "Не испытывай печаль"; "Не сердись", что является достаточно близким по значению предписанию "Не будь близким". В случае, когда приказание имеет достаточно большую силу, оно способно привести к серьезным проблемам во взрослой жизни человека.

Возвращаясь к вопросу профессионального развития, успешные карьерные сценарии возможны при условии того, что ребенок готов и предрасположен к принятию того сценария, который стремятся передать родители. Кроме того, у ребенка должны быть развиты способности, которые способствовали бы развитию сценария, а также не идущие в разрез с содержанием сценария жизненные события. Не стоит забывать о том, что оба родителя должны иметь сценарий "победителя", который они могут передать своему ребенку.

Профессиональный выбор в рамках сценарий теории рассматривается также ее структурным разделом, в рамках которого он рассматривается, исходя из строения личности субъекта, а также доминирования одного из эго - состояний "Я". Для начала представляется необходимым дать определение понятию структурного анализа. Структурный анализ - анализ личности или последовательности транзакций с точки зрения эго - состояний Родителя, Взрослого, Ребенка. В некоторых случаях доминирующее состояние "Я" личности становится важнейшей характеристикой иго профессии. Так, например, в личности священников в основном доминирует эго-состояние Родителя, диагносты - Взрослые, клоуны - Дети. Личности с сильно развитым догматическим Родителем, который характеризуется как напряженно работающий человек с развитым чувством долга, критикующий и манипулирующий другими, традиционно выбирают профессии, подразумевающие власть над другими людьми. В данную группу профессий можно отнести военных, домохозяек, политиков, директоров компаний, а также священнослужителей. Совершенно другой тип личности с доминирующим эго-состоянием постоянного Взрослого отличается беспристрастностью, сосредоточенностью на фактах и логике, имеет тенденцию к обработке и классификации информации на основе предыдущего опыта. Личность такого типа склонно выбирать профессии, не подразумевающие тесного взаимодействия с людьми, однако, особенно ценящими абстрактное мышление. Это такие профессии, как экономика, технические профессии, физика, химия, математика.

Идеи Адлера о развитии личности как процессе преодоления исходного чувства неполноценности получили своеобразное продолжение в работах Э. Берна.

Люди появляются на свет беспомощными и полностью зависящими от своего окружения. Но ряд из них, назовем их Выигрывающие, успешно справляются с переходом от полной беспомощности к независимости. Другой тип людей - Проигрывающие (Неудачники, Лягушки) - с определенного момента начинают избегать ответственности за свою жизнь, привыкают к тому, чтобы манипулировать собой и другими, они жалеют себя и перекладывают ответственность за свою неблагополучную жизнь на других. Их типичное поведение - обвинение других и оправдание себя. Проигрывающие редко живут настоящим; они живут либо прошлым, сокрушаются: «Если бы только…» («Если бы только я женился на ком-нибудь другом», «Если бы только я родился богатым…», «Если бы только я имел другую работу…»), либо ждут волшебного спасения в будущем («Когда я разбогатею…», «Когда я окончу школу…», «Когда представится новая работа…»), либо боятся будущих несчастий («Что, если я сломаю ногу…», «Что, если меня не примут в институт…», «А вдруг я потеряю работу…», «А вдруг я допущу ошибку…»).

Их голова занята мыслями, не относящимися в данный момент к делу, поэтому неудивительно, что эффективное использование их способностей в реальной жизни затруднено и они сами провоцируют все новые и новые неудачи. Некоторые Проигрывающие говорят о себе как о преуспевающем, но тревожном; как преуспевающем, но попавшем в ловушку, или преуспевающем, но несчастном или совершенно измученном, даже больном. Проигрывающие Лягушки, даже указывая на какие-то положительные моменты своей жизни, всегда добавят вслух или про себя; «Но…» («У меня была бы в школе золотая медаль, но меня специально «засыпали»», «У меня интересная работа, но начальник - самодур», «Мы хорошо жили бы с мужем, но свекровь нам все портит», «Дети хорошие, но часто болеют»).

Большую часть времени они играют роли, притворяясь, манипулируя, расходуют энергию на сохранение масок, часто пряча свое истинное лицо. Они видят себя и других как бы в кривом зеркале, не доверяя людям, избегая взаимной близости или открытости. Вместо этого Проигрывающие пытаются манипулировать другими так, чтобы те поступали в соответствии с их ожиданиями, Их силы направлены на то, чтобы жить, следуя ожиданиям других, уступая другим, выступая в качестве Жертвы. Но, впрочем, Преследователь, Насильник, Нападающий - это просто другой полюс тех же Проигрывающих, но стремящихся замаскировать свое чувство неполноценности повышенной агрессивностью, жестокостью, «крутизной».

У детей в 7-8 лет развивается представление о своей ценности и ценности других, складываются психологические позиции. Если они касаются своего образа, люди решают: я - остроумный, я - глупый, я - сильный, я - ненормальный, я - славный, я - ужасный, я все делаю правильно, я лучше всех, я не заслуживаю того, чтобы жить (многое зависит от того, что слышал ребенок от родителей в свой адрес). Когда люди воспринимают психологические позиции относительно других, они определяются:

  1. «Никто мне ничего не даст»;
  2. «Люди чудесны»;
  3. «Меня никто не любит»;
  4. «Люди симпатичны»;

Наше отношение к жизни и к людям закладывается, как правило, с детства. Например, строгие родители внушали: «Жизнь - это джунгли, где каждый только за себя, поэтому хорошего от людей не жди. Пока человек не доказал, что он порядочный, держись от него подальше». Люди, имеющие такие убеждения, об этом не рассказывают, потому что не доверяют другим.

Или другой вариант, когда усталые и грустные родители учат: «Жизнь - сложная штука, и люди бывают разные. Не будь слишком доверчивым, присматривайся к другим. Убедишься, что хороший, - одно, а увидишь, что плохой, - тогда другое. А пока не разобрался, к себе близко не подпускай». Ребенок верит и не подпускает.

Каждая из этих установок обладает силой, организующей жизнь, и подтверждает саму себя. Например, если женщина говорит, что «все мужчины - сволочи», у нее будут и доказательства, и факты. Она говорит правду: действительно, все мужчины рядом с ней ведут себя как сволочи, но именно с ней. Она предполагает, что будет так, ждет этого и в итоге получает. Если вы верите людям и ожидаете от них хорошего, то, как правило, вам будет встречаться больше хороших людей, чем плохих, ваше позитивное поле притягивает первых и даже улучшает вторых.

В основном позиции бывают такими: я - хороший, я - плохой, другие - хорошие, другие - плохие, Комбинация их ведет к формированию четырех типов судьбы. Первый связан с позицией: «Я - хороший, другие - хорошие», Это психологически надежно, человек верит в себя и в людей, признавая и свою значимость, и значимость окружающих, он способен конструктивно решать собственные проблемы, будучи Победителем. Такой человек чувствует: «Жизнь стоит того, чтобы жить!»

Вторая позиция (и вторая судьба): «Я - плохой, другие - хорошие». Ее разделяют люди, чувствующие свое бессилие, неполноценность и бессмысленность существования. Эта позиция приводит их к отдалению от других людей, депрессии, неврозам, а в крайних случаях - к самоубийству. Некоторые из Неудачников пытаются компенсировать внутреннее чувство неполноценности, стремясь достичь успеха в карьере, в спорте, в сексе, в бизнесе, но каждый раз это всего лишь на время приглушает чувство неполноценности, а затем оно обостряется с новой силой. Человек с такой жизненной установкой чувствует: «Моя жизнь стоит немногого».

Сценарий - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве, в основном - под влиянием родителей. Этот психологический импульс толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

Проигрывающие Лягушки, даже указывая на какие-то положительные моменты своей жизни, всегда добавят вслух или про себя: «Но…» («У меня была бы в школе золотая медаль, но меня специально «засыпали»», «У меня интересная работа, но начальник - самодур», «Мы хорошо жили бы с мужем, но свекровь нам все портит», «Дети хорошие, но часто болеют»),

Большую часть времени они играют роли, притворяясь, манипулируя, расходуют энергию на сохранение масок, часто пряча свое истинное лицо, Они видят себя и других как бы в кривом зеркале, не доверяя людям, избегая взаимной близости или открытости, Вместо этого Проигрывающие пытаются манипулировать другими так, чтобы те поступали в соответствии с их ожиданиями. Их силы направлены на то, чтобы жить, следуя ожиданиям других, уступая другим, выступая в качестве Жертвы. Но, впрочем, Преследователь, Насильник, Нападающий - это просто другой полюс тех же Проигрывающих, но стремящихся замаскировать свое чувство неполноценности повышенной агрессивностью, жестокостью, «крутизной».

У детей в 7-8 лет развивается представление о своей ценности и ценности других, складываются психологические позиции. Если они касаются своего образа, люди решают: я - остроумный, я - глупый, я - сильный, я - ненормальный, я - славный, я - ужасный, я все делаю правильно, я лучше всех, я не заслуживаю того, чтобы жить (многое зависит от того, что слышал ребенок от родителей в свой адрес).

Когда люди воспринимают психологические позиции относительно других, они определяются:

  • «Люди дадут мне все, что я захочу»;
  • «Никто мне ничего не даст»;
  • «У людей и в мыслях нет делать добро»;
  • «Люди чудесны»;
  • «Меня никто не любит»;
  • «Люди симпатичны»;
  • «Каждый человек низок». (Тут тоже многое зависит от того, что говорили родители о других людях и как реально складывался жизненный опыт ребенка: больше хорошего или дурного он видел от родителей, знакомых, чужих людей.)

Наше отношение к жизни и к людям закладывается, как правило, с детства. Например, строгие родители внушали: «Жизнь - это джунгли, где каждый только за себя, поэтому хорошего от людей не жди, Пока человек не доказал, что он порядочный, держись от него подальше». Люди, имеющие такие убеждения, об этом не рассказывают, потому что не доверяют другим.

Или другой вариант, когда усталые и грустные родители учат: «Жизнь - сложная штука, и люди бывают разные. Не будь слишком доверчивым, присматривайся к другим, Убедишься, что хороший, - одно, а увидишь, что плохой, - тогда другое. А пока не разобрался, к себе близко не подпускай». Ребенок верит и не подпускает.

Возможен и третий вариант, когда добрые родители внушают: «Жизнь прекрасна. Конечно, бывают люди недобрые, но ты не ошибешься, если будешь открыт. Пока человек не доказал, что он плохой, считай, что он хороший, добрый, порядочный».

Каждая из этих установок обладает силой, организующей жизнь, и подтверждает саму себя. Например, если женщина говорит, что «все мужчины - сволочи», у нее будут и доказательства, и факты. Она говорит правду: действительно, все мужчины рядом с ней ведут себя как сволочи, но именно с ней. Она предполагает,

что будет так, ждет этого и в итоге получает, Если вы верите людям и ожидаете от них хорошего, то, как правило, вам будет встречаться больше хороших людей, чем плохих, ваше позитивное поле притягивает первых и даже улучшает вторых.

В основном позиции бывают такими: я - хороший, я - плохой, другие - хорошие, другие - плохие, Комбинация их ведет к формированию четырех типов судьбы. Первый связан с позицией: «Я - хороший, другие - хорошие», Это психологически надежно, человек верит в себя и в людей, признавая и свою значимость, и значимость окружающих, он способен конструктивно решать собственные проблемы, будучи Победителем, Такой человек чувствует: «Жизнь стоит того, чтобы жить!»

Вторая позиция (и вторая судьба): «Я - плохой, другие - хорошие». Ее разделяют люди, чувствующие свое бессилие, неполноценность и бессмысленность существования. Эта позиция приводит их к отдалению от других людей, депрессии, неврозам, а в крайних случаях - к самоубийству. Некоторые из Неудачников пытаются компенсировать внутреннее чувство неполноценности, стремясь достичь успеха в карьере, в спорте, в сексе, в бизнесе, но каждый раз это всего лишь на время приглушает чувство неполноценности, а затем оно обостряется с новой силой, Человек с такой жизненной установкой чувствует: «Моя жизнь стоит немногого».

Третья позиция возникает тогда, когда ребенок слышал и сам испытал больше плохого, чем хорошего, которое причинили ему родители или другие люди. Множество обид, несправедливость и трудные жизненные ситуации приучают его оценивать окружающих как плохих, при этом надеяться остается только на самого себя, значит: «Я - хороший, а другие - плохие». Если это так, то человек может либо страдать от своего окружения (позиция Жертвы), либо готов унижать, оскорблять, даже убивать других (позиция Преследователя) и считать, что «чужая жизнь стоит немногого».

Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение определяется рассудком, а будущее индивидуум может только планировать, например, каким будет его супруг (супруга), сколько в их семье будет детей и т. п. «Сценарием считается то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем», - полагает Э. Берн.

Сценарий - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве, в основном - под влиянием родителей.

Этот психологический импульс толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

Образцы, предписания ребенок получает, когда слушает сказки, поет песни, смотрит мультфильмы, ставя себя на место героя, идет вместе с ним по жизни.

От 2 до 5 лет у него сформируется в общих чертах план жизни, в котором определены все важнейшие ее события: на ком жениться, сколько иметь детей, когда и от чего умереть, чему радоваться и чему огорчаться, как часто обижаться, как относиться к себе, к миру, к людям. Но самый важный выбор ребенка - предпочтение сценария с плохим или хорошим концом. Сценарий Неудачника закладывается такими сценами: «Ну что он вертится!», «Посмотрите, как он бледен!», «Ты простудишься!», «Не ори!», «Я от тебя уйду!», «Ты плохой» и пр. И соответственно в сказках из всех персонажей личностно близкими ему оказываются не любимая никем лягушка или любые энергичные злодеи (а то, что они плохо заканчивают, вполне понятно и приемлемо).

Сценарий Удачливого определяется сценами типа: «Иди, поиграем», «Разве он не прелесть?!», «Хороший мальчик», «Я в тебя верю», «Ты сильный и добрый», «Ты сможешь». И в сказках он - Принц, она - Принцесса.

Победители и Выигрывающие отличаются тем, что для них самым важным в жизни являются не достижения, а аутентичность (возможность быть самим собой), для них главное - реализовать свою индивидуальность, они ценят ее в других. Они не посвящают свою жизнь фантазиям о том, кем они могли бы быть. Будучи самими собой, они не заносятся, не предъявляют претензии, не манипулируют другими. Они не боятся самостоятельно мыслить, но и не претендуют на то, что имеют ответы на все вопросы. Они прислушиваются к мнению других, оценивают сказанное ими, в то же время приходя к собственным умозаключениям. Выигрывающие не изображают из себя беспомощных и не играют в обвинителей. Они принимают ответственность за собственную жизнь. Конечно, иногда случается, что они теряют почву под ногами и терпят неудачи, однако, несмотря на все препятствия, не утрачивают главное - веру в себя.

Выигрывающие умеют быть непосредственными: у них нет жесткого предопределенного образа действия, они изменяют свои планы, когда того требуют обстоятельства. Победители испытывают интерес к жизни и получают удовольствие от работы, игр, от других людей, от природы, пищи, секса. Свободно наслаждаясь жизнью, они могут и откладывать удовольствия, дисциплинировать себя в настоящем ради получения удовольствия и успеха в будущем. Даже сталкиваясь с бедствиями, Выигрывающие не считают себя бессильными, не настраиваются на неудачу, а, наоборот, живут, чтобы сделать мир вокруг себя хотя бы немного лучше. Каждый может стать значительным, думающим, осознающим, творческим человеком - продуктивной личностью. Победителям надо только поставить перед собой цель стать таким - способным выигрывать в жизни. Добиться этого можно только сознательно и целеустремленно.

Под выбранный сценарий человек неосознанно начинает подбирать соответствующих людей и такие же обстоятельства. Важнейшие сцены будут репетироваться во все более развернутом виде до тех пор, пока не станут частью характера и судьбы этого человека.

Сценарий определит его важнейший выбор, способ жизни, жизнь. Например, исполнитель роли Жертвы будет попадать в многочисленные ситуации, где его обижают, недооценивают, угнетают, унижают, даже насилуют, причем неосознанно он часто может сам создавать, провоцировать эти ситуации всем своим видом, поведением.

Психологические позиции зависят также от пола. У каждого из нас две оценки себя: одна - общая, а другая - связанная с полом. Иногда они близки, иногда различаются. Например, некоторые люди придерживаются относительно своей учебно-профессиональной деятельности позиции «Я - хороший», но относительно себя как мужчины или женщины - «Я - нехороший, некрасивый, Я никогда не стану настоящим мужчиной/женщиной». Например: «Я преуспевающий бизнесмен (или ученый, или хороший специалист), но терплю фиаско как мужчина, особенно в своей семье»; или: «Я достигла самых высоких деловых успехов, но не чувствую себя женщиной». Некоторые люди считают, что один пол - хорош, а другой - плох. Например: «Мужчины умны, а женщины глупы», «Мужчины порочны, а женщины чисты», «Женщины милы и нежны, а мужчины - тираны», «Женщинам доверять нельзя» и т. п. Приняв психологическую позицию, человек старается укрепить ее, чтобы сохранить свое восприятие окружающего мира. Она становится его жизненной позицией, жизненным сценарием.

Этот процесс можно представить следующим образом:

Переживания - Решения - Психологические позиции - Сценарий, подкрепляющий поведение.

Таким образом, жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании. Таким образом родители передают детям свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если взрослые - неудачники, то и программируют неудачников. Если победители, то соответствующим образом определяют судьбу своего ребенка. И хотя результат предопределен родительским программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет.

Согласно концепции транзактного анализа Э. Берна, сценарий предполагает:

  1. родительские указания;
  2. подходящее личностное развитие;
  3. решение в детском возрасте;
  4. действительную «включенность» в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу.

В отрочестве человек сталкивается со множеством людей, но он интуитивно ищет тех партнеров, которые сыграли бы роли, предполагающиеся его сценарием (они это делают, ибо ребенок также исполняет роль, соответствующую их установкам). В это время подросток дорабатывает свой сценарий с учетом окружения.

Если сценарием считается то, что ребенком планируется совершить в будущем, то жизненный путь - это то, что происходит в действительности.

В какой-то степени он предопределен генетически (см. концепцию виктимологии Ч. Тойча), а также сценарием, который создают родители, и различными внешними обстоятельствами. Болезни, несчастные случаи, война могут сорвать даже самый тщательный, всесторонне обоснованный жизненный план. То же случается, если «герой» вдруг окажется «включенным» в сценарий какого-нибудь незнакомца - например, хулигана, убийцы, автомобилиста-лихача. Комбинация подобных факторов может закрыть путь для реализации определенной линии и даже предопределить трагичность жизненного пути.

Существует немало сил, влияющих на человеческую судьбу:

  1. родительское программирование, поддерживаемое «внутренним голосом», который древние звали «демоном»; конструктивное родительское программирование, подталкиваемое течением жизни;
  2. семейный генетический код, предрасположенность к определенным жизненным проблемам и способам поведения; внешние силы, все еще называемые судьбой;
  3. свободные устремления самого человека.

Продуктом действия этих сил и оказываются разные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к тому или иному типу судьбы: сценарному, несценарному, насильственному или независимому. В конечном же счете судьба каждого человека определяется им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Только тогда свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила - свободу осмысливать их, и если надо - отстаивать их или бороться с планами других.

В сценарном анализе психотерапевты называют победителей Принцами и Принцессами, а неудачников - Лягушками. Задача анализа состоит в том, чтобы Лягушки превратились в Принцев и Принцесс. Для этого психотерапевт должен выяснить, кто представляет в сценарии пациента хороших людей или злодеев. Далее уточнить, каким победителем способен быть пациент. Он может сопротивляться своему превращению, так как, возможно, идет к психотерапевту совсем не для этого. Может быть, он хочет стать храбрым неудачником. Это вполне допустимо, ибо, оказавшись бравым неудачником, он почувствует себя удобнее в своем сценарии, тогда как, превратившись в победителя, должен будет отказаться от сценария и начинать все сначала. Этого люди обычно опасаются.

Таблица 5.7

Развитие личности (по Э. Берну)
Исходное состояние ребенка Внешние факторы воздействия Тип психологической позиции и тип личности, варианты ее судьбы
В детстве у ребенка чувство зависимости от других, беспомощности, неполноценности (Лягушка, «Я плохой», «Проигрывающий»),

Типичное состояние Лягушки: обвинение других (Преследователь); самооправдание (Жертва); манипуляция собой и другими; попытка скрыть свое настоящее лицо.

«Я -нехороший + Другие - хорошие» = комплекс.

Чувство неполноценности:

  1. пассивный неудачник (зеленая Лягушка, чье кредо - «Моя жизнь немного стоит»);
  2. стремление добиться превосходства с помощью каких-либо предметов (модной одежды, роскошной автомашины и т. п.);
  3. желание стать лучше, добившись успехов в карьере, спорте, сексе (внешнее превосходство).
Отверженность ребенка; противоречивое поведение родителей; жесткие наказания «Я - нехороший + Другие - плохие = полная безнадежность (серая Лягушка, чье кредо - «Жить вообще не стоит!»).

Неудачи, алкоголизм, наркотики, самоубийства.

Побои, жестокое обращение с ребенком; избалованность детей «Другие - плохие, а Я - хороший» (кредо - «Чужая жизнь немного стоит!»). Варианты поведения:
  1. Жертва («Все плохие, а Я хороший, меня все обижают»);
  2. желание делать больно другим: стремление к агрессии - словесной (критика других) либо физической (вплоть до убийства);
  3. желание распоряжаться другими: стремление к власти.
Позитивные воздействия:
  • утверждения взрослых о положительных качествах ребенка;
  • принятие ребенка таким, каков он есть;
  • усилия самого человека по самосовершенствованию;
  • признание человеком своих прав и прав других;
  • стремление быть самим собой;
  • принятие ответственности за свою жизнь;
  • стремление сделать жизнь вокруг себя лучше;
  • продуктивный подход к неудачам («Если не получилось, как найти другой способ решения проблемы?»);
  • заинтересованность в благополучии других, в сотрудничестве с людьми
«Я - хороший, Другие - хорошие, жизнь - хороша» (Принц, Выигрывающий, чье кредо - «Жизнь стоит того, чтобы жить!»).

Стать Выигрывающим можно только в случае сознательности и целеустремленности.

Переживания детей ведут к принятию ими решений, определению психологических сценариев и, как следствие, - реальной судьбы Реальная судьба (жизненный путь) - происходящее в действительности. Она определена сценарием, генетическим кодом, внешними обстоятельствами, решениями человека.

Сценарий - то, что человеком в детстве планируется совершить потом. Он определяет, чему радоваться и огорчаться, как относиться к себе и другим, на ком жениться и сколько иметь детей, когда и от чего умереть, хороший или плохой конец.

Общий план жизни формируется в раннем детстве (от 2 до 5 лет) под влиянием:

  • родительского программирования (слов, предписаний, инструкций, образцов поведения родителей);
  • сказок, мультфильмов, книг;
  • решений, принимаемых на основе переживаний;
  • формирующейся психологической позиции.

Под выбранный сценарий человек неосознанно подбирает соответствующих людей, ситуации и обстоятельства.

Реальная судьба (жизненный путь) - происходящее в действительности. Она определена сценарием, генетическим кодом, внешними обстоятельствами, решениями человека. От этого и зависит тип судьбы: сценарный или несценарный.

Как уже отмечалось, возможны четыре основных жизненных сценария . Напомним их:

  1. «Я - хороший, все Они - хорошие, жизнь - хороша»; сценарий Победителя.
  2. «Я - плохой, Они - плохие, жизнь - плоха»; сценарий Побежденного, неудачника.
  3. «Я - хороший, но Они - плохие, жизнь - плоха»; сценарий Озлобленного пессимиста.
  4. «Я - плохой, а Они - хорошие»; сценарий Комплекса неполноценности. Жизненный сценарий оказывает влияет на те жизненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, в браке, в сфере человеческих взаимоотношений. Они могут быть позитивными, негативными, всего выделяют семь вариантов жизненных позиций (рис. 5.2).

Идеализация действительности - это позиция новичка. Для нее характерны ожидание, энтузиазм, вера в то, что буквально все пойдет хорошо (типична для начального этапа карьеры, при вступлении в брак).

Когда у человека возникает осознание углубляющегося разрыва между преувеличенными ожиданиями и желаниями, с одной стороны, и реальными обстоятельствами - с другой, его начинают посещать чувства беспокойства и тревоги, он задает себе вопросы: «Что, в конце концов, происходит? Куда я качусь?» Это типичные признаки крушения надежд.

Наступает период, полный тревоги и нерешительности, вызванный растущим страхом перед тем, что дела пойдут дальше хуже, чем ожидалось. Продолжающееся разрушение надежд (происходящее, кстати, нередко всего лишь из-за ложных страхов и собственной нерешительности) приносит все большее чувство тревоги, раздражения, гнева, желание активного бунта, протеста, суть которого можно выразить примерно в следующих словах: «Думаю, мне придется заставить их тут все поменять, раз никто не решается это сделать». В основе этой позиции неповиновения лежат гнев и вызов. Она проявляется двояко: скрыто и явно. В любом случае не является конструктивной, однако скрытое неповиновение оказывается особенно непродуктивным в долгосрочной перспективе.

Уход от дел как жизненная позиция формируется, когда человек чувствует, что больше не имеет смысла даже пытаться как-то изменить ход вещей. Часто люди поступают так на работе или в семье, физически продолжая якобы принимать участие в деятельности. Люди, занявшие такую позицию, как правило, становятся брюзгливыми, мстительными, предпочитают одиночество, увлекаются спиртным, легко раздражаются, усердно выискивают у окружающих недостатки. Описанная жизненная позиция чревата серьезными последствиями не только для того, кто ее придерживается, но и для окружающих: она может стать заразной болезнью, причем помочь может лишь другая жизненная позиция.

Люди прибегают к осознанию, когда возникает чувство ответственности и желание изменить что-то в себе. Следует отдавать себе отчет в том, кто вы есть на самом деле, и осознавать реальную возможность того, что дела пойдут совсем плохо, если не изменить что-то в самом себе.

Решительность - активная жизненная позиция. Человек решается реально действовать в выбранном направлении, возникает душевная бодрость, снимающая стресс, ощущается прилив сил, энергии.

Убежденность приходит к нам, когда мы перестаем ожидать совершенства от своей работы, семейных отношений, от взаимодействия с окружающими и тем не менее хотим, чтобы дела наши шли хорошо. Появляется активное, постоянное желание улучшать существующее положение дел. Работа становится выполнимой, а человеческие отношения - продуктивными, когда мы сознательно отказываемся от «неба в алмазах» и плечо к плечу с другими идем к поставленным целям.

Последовательность , в которой жизненные позиции объективируются у разных людей, не является раз и навсегда установленной. Однако так или иначе они оказывают совершенно определенное влияние на все, что делает тот или иной человек.

Позиции и ценности (то, что наиболее важно и значимо, что необходимо для удовлетворенности жизнью) у людей различны, отчего неодинакова и сама их жизнь. Чтобы установить контроль над своей жизнью, человеку необходимо проанализировать выбранную им жизненную позицию, цели.

Ответьте на такие вопросы:

  1. Какова моя позиция в настоящий момент? (Для каждой сферы жизни: работы, семьи, неформального общения.)
  2. Какова была моя жизненная позиция в каждой из этих трех сфер на протяжении последних двенадцати месяцев?

Обсудите ответы на эти вопросы с кем-нибудь из тех, кто хорошо вас знает и способен открыто не согласиться с вами. Так вы точнее оцените реальное положение вещей. Затем покажите стрелкой, какую жизненную позицию вы хотели бы занять в будущем (рис. 5.3).

Проанализируйте расхождения между прежними ожиданиями, реальностью и надеждами на будущее:

  1. Перечислите все ваши прежние ожидания (все, на что вы надеялись прежде).
  2. Оцените ваше настоящее положение.
  3. Укажите по пунктам, чего вы ждете (чего бы вам хотелось) от будущего.
  4. Определите для себя, возможно ли скорректировать ваши надежды и изменить нынешнюю и будущую ситуацию. Особо отметьте те изменения, которые вам действительно посильны.
  5. Обсудите эти предполагаемые изменения с вашим хорошим другом.
  6. Отсчитайте в своем календаре 30 дней и распишите по дням, какие цели вы перед собой ставите:
    • напишите себе на завтра: «Работать с полной отдачей сил»;
    • напишите себе на послезавтра: «Беззаветно верить в достижимость поставленной цели»;
    • напишите себе на третий день: «Моментально определять необходимые компоненты успеха»;
    • напишите себе на четвертый день: «Действовать решительно и творчески»;
    • напишите эти же слова в том порядке, в каком вам самим это покажется наиболее разумным, на все остальные дни этого месяца.
  7. Реализуйте намеченное. Если вам требуются, на ваш взгляд, дополнительные силы и ресурсы, чтобы выполнить намеченное, обратитесь к психологу, он может вам помочь мобилизовать сознательные и бессознательные ресурсы вашей психики (в психологии разработаны для этого специальные приемы).

Что может сделать человек, который хочет освободиться от отрицательных эмоций, от проявлений Жертвы (согласно советам практического психолога Н. Козлова):

  1. Надо знать, что унылая физиономия и сутулая осанка не только отражают настроение человека, но и активно формируют это унылое настроение. Но пока вы не согнулись физически, вы не согнулись душевно. Так выпрямитесь, приподнимите голову. В йоге есть прекрасный образ: «Представьте, что у вас на темечке есть маленький крючок, за который вас постоянно кто-то тянет вверх». Почувствуйте это, и у вас всегда будет прямая шея, гордая посадка головы, ходить станет легче, и уныние испарится.
  2. Научитесь расслабляться. Полностью расслабившийся человек «стирает» все отрицательные эмоции. Овладевайте аутотренингом, релаксацией.
  3. Улыбайтесь. При серьезном выражении лица напряжены 17 мышц, а при улыбке - 7. Физиологически смех - это вибрация и массаж, снимающие напряжение. Душевная улыбка поднимает настроение вам и окружающим. Ищите поводы для нее, провоцируйте улыбку и улыбайтесь в душе.
  4. Следует знать, что за плохим настроением, неуверенностью, беспредметной тревогой и страхом стоят, как правило, невидимые внешне напряжения гортани, глотки, диафрагмы и брюшного пресса. Вы не можете снять это прямым расслаблением мышц, но здесь могут помочь специальные типы дыхания. Например, чтобы освободиться от страха, гнева, тревоги и других эмоций, сделайте «собачье дыхание» - быстрое, поверхностное, горлом, через рот. Несколько минут такого дыхания - и ненужные эмоции сбрасываются. Если этого недостаточно, нужно добавить «вибрации на вдохе». Дышите по системе йоги, потом задержите воздух на вдохе и сделайте несколько (до 10) раз движения диафрагмой туда-сюда. Так происходит массаж внутренних органов и ослабляется напряжение там, где иначе добиться расслабления не удается.
  5. Следует знать, что наши болезни, депрессии, жизненные ошибки обусловлены неосознаваемыми комплексами, психологическими травмами, которые когда-то мы вытеснили из сознания в свое бессознательное. Эти «гнойники нашей психики» исподволь отравляют нашу жизнь, и, чтобы от них избавиться, потребуется психотерапевтическая помощь. Методы ребефинга, психоанализа позволяют оздоровить нашу психику, наше тело, нашу жизнь.
  6. Ведите здоровый образ жизни. Уставший и больной тоже может держать себя в оптимальном психологическом состоянии, но это дается ему труднее. Больной зуб может перевесить самую позитивную философию; но и поющее тело - неплохой аргумент против многих проблем. Чаще именно в здоровом теле - здоровый дух.
  7. Научитесь отделять свое Я от переживаемого состояния. Человек, погруженный в свое состояние, не может управлять собой. Чтобы чем-то управлять, надо быть «не-этим». Отделите себя от своих эмоций, поймите, что они и вы - не одно и то же. Вы и ваша обида - это две разные сущности: но только тогда, когда вы об этом вспомнили. Это очень практично: в следующий раз, когда вы разозлитесь или обидитесь, мысленно удалитесь от себя и посмотрите на свою злость со стороны. Обратите внимание, что вы - это не злость. И она потихоньку угаснет. Не старайтесь даже ничего исправить: просто смотрите на то, что происходит с вами и в вас, замечайте, осознавайте это. И все, что необходимо, произойдет само. Без борьбы. Ненужные вам эмоции угаснут.
  8. Помните: побеждает подготовленный. Если вы не учитесь саморегуляции заранее, не практикуете ее (пусть по мелочам) ежедневно, в критический момент вы окажетесь несостоятельными.
  9. Не разрешайте себе впадать в плохое настроение. Вы готовы расстроиться? Стоп! Прежде спросите себя: «Зачем переживать плохое?» Попробуйте даже в неприятной ситуации найти какие-то плюсы, пользу. О плохом и трудном забывать не нужно, но принимать близко к сердцу стоит не мрачное, а светлое. Цените, радуйтесь тому светлому, что есть в вашей жизни или в данной ситуации. Часто о хорошем человек просто знает, помнит его, а плохое не просто видит, но и активно переживает. А можно наоборот? Не только можно, но и нужно!
  10. На мелочи реагировать стыдно! Чтобы мелочи не спутать с чем-то другим, успокойтесь. Сосчитайте до десяти, отдышитесь, постарайтесь отвлечься. Если можете просто лечь спать, сделайте это - «утро вечера мудренее». Спросите себя: действительно ли велик ущерб? Как бы расценил происшедшее спокойный мудрый человек?
  11. Не переживайте, а действуйте. Ваши переживания проблему не решают. Если есть малейший шанс исправить ситуацию, используйте его. Займитесь делом. Иногда обстоятельства бывают сильнее нас, и мы терпим поражение. Откройте глаза на худшее и примите его. Вы сможете жить и без этого? А если этого у вас вообще никогда не было? Можно ли быть счастливым и в данной ситуации? Скажите себе: «Это произошло». Что теперь делать, как выйти из ситуации с наименьшими потерями? И займитесь любым делом. Действие - один из лучших способов успокоиться. Делайте что хотите, только не кисните.
  12. Прежде чем стараться привлечь внимание окружающих к себе, научитесь привлекать свое внимание к окружающим, проявляйте добрый интерес к людям, старайтесь понять другого человека. И разрешите другому быть Другим. Не старайтесь переделать его, даже якобы в его интересах. Старайтесь не влиять - даже замечаниями и советами, пока вас не попросят об этом или пока не встанет вопрос о жизни и смерти. «Живите и жить давайте другим». Конечно, оценки окружающих учитывать надо, когда вас пытаются переделать, высказывая о вас отрицательные мнения, но нельзя становиться рабом чужих оценок, иногда важно уметь спокойно переносить отрицательное или равнодушное отношение людей к себе.
  13. Успех личностного самосовершенствования более выражен, когда применяется комплексный подход:
    • Осознание своей психологической позиции, жизненного сценария, ранних детских переживаний, обусловливающих особенности вашей личности и поведения. Коррекция этих факторов возможна на основе психологических методов, к которым относятся: транзактный анализ, психоанализ, ребефинг, гештальт-терапия, самоанализ. Крайне полезна помощь психолога, психотерапевта.
    • Переосмысление своей жизненной философии, переоценка ситуации, выработка плана действий по ее преобразованию.
    • Если изменение данной конкретной ситуации невозможно, надо переключиться на другие виды деятельности, достаточно приятные для вас и дающие шансы на успех, либо постараться найти плюсы в реальном положении дел («что ни делается, все к лучшему»).
    • Устранить или ослабить отрицательные эмоции (метод отделения своего Я и эмоций; аутогенная тренировка с формулами самовнушения: «Я спокоен. Мое настроение улучшается. Я уверен в своих силах. Я бодр, энергичен»),
    • Ослабить мышечное напряжение и зажимы (методы релаксации, аутогенной
    • тренировки, самогипноза, ребефинга, медитации).
    • Нейтрализовать «гормоны стресса» (физиологические вещества - гормоны (адреналин, норадреналин и др.), циркулирующие в крови человека во время и после стрессовых ситуаций, неудач, конфликтов, эмоциональных событий и психотравм). Лучший способ нейтрализации гормонов - посильная мышечная, физическая нагрузка: длительная пешая прогулка, спортивные упражнения, физический труд на даче или в доме.
  14. Человек многомерен, во всяком случае, всегда присутствуют три грани:
    • «человек объективный»: какой он есть в действительности;
    • «человек внутренний»: каким он себя видит, чувствует;
    • «человек внешний»: как он себя подает, какое впечатление производит. Каким вас будут видеть? Таким, каким вы себя преподнесете. Можно перефразировать известную пословицу: «Провожают по уму, а встречают по одежке и манере держаться». Держите себя так, чтобы люди имели основания относиться к вам с уважением.
  15. Один человек живет среди людей легко, не напрягая окружающих и не дергая себя, а другой с удивительной регулярностью мучается, страдает и, самое главное, устраивает то же самое людям вокруг. Что делает их жизни такими разными? Взгляды на взаимоотношения с людьми, которые берутся за основу и воспроизводятся год за годом. Разная философия дает разное качество жизни. Может, жизненная философия, кодекс взаимоотношений человека-Принца покажутся вам более привлекательными, чем демонстрируемые вами раньше.

Кодекс взаимоотношений:

  • Я свободен, я не являюсь собственностью ни родителей, ни близких, ни любимых. Я пришел в этот мир вовсе не для того, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям. Но и другие не обязаны соответствовать моим ожиданиям. Все они свободны. Никто - ни родители, ни любимые - не являются моей собственностью.
  • Мне никто ничего не должен. Если кто-то мне что-то сделал или сказал хорошее (хотя бы попытался это сделать), я ему благодарен. Не сделал - я не буду на него в обиде. Я стараюсь совершать добрые дела, но если я что-то кому-то не сделал (не смог или не захотел), я не должен мучить себя чувством вины. Обвинять и мучить себя столь же глупо и безнравственно, как мучить и обвинять других.
  • Если мы живем рядом или делаем общее дело, мы должны друг другу только то, о чем договорились. Если у человека неудачи или неприятность, из-за которой он даже крупно подвел меня, он не станет для меня виновным, а всего лишь пострадавшим: он ведь сделал это неспециально. Если человек подвел меня потому, что не заботился о моих интересах, это огорчительно; но, с другой стороны, нет людей, которые обязаны заботиться о моих интересах; если я устрою скандал, то не думаю, что после этого они вдруг будут заботиться обо мне больше. Скандалы и обиды для меня исключены.
  • Тот, кто обманул меня, по-видимому, не мог позволить себе быть честным: у него не хватило для этого сил или благородства. Он нищий. Так за что же его осуждать? А если обман наглый, значит, этот человек живет по другим правилам жизненной игры. У меня такие же основания презирать его, как у него - меня за мою недалекую честность или доверчивость.
  • Если меня обманул близкий человек, возможно, виноват я сам: ведь обычно врут тому, кому опасно говорить правду. Виноват не врущий, а отбивающий у человека желание говорить правду. Человек, оставивший меня в беде, наверняка имел для этого веские причины (никто ведь не хочет быть сволочью), у него тысяча оправданий - попробую его понять.
  • Душевно здоровый человек униженным и оскорбленным быть не может. Воля любого - сказать что-то в наш адрес, наша же воля - принять это или не принять. Если вам это не нужно или у вас нет оснований верить этим людям, с какой стати вы впускаете их слова к себе в душу? То, что говорится о вас, или правда, или ложь. На правду обижаться глупо, на ложь - глупо вдвойне. Нет таких случаев, когда обиды бывают оправданными, а обида имела бы смысл. Всегда легко ответить на вопрос «Почему я обиделся?», но невозможно сказать: «Зачем я это делаю? Какой результат от этого я получу в действительности?» А результат от наших обид бывает нулевым или вовсе отрицательным.

Представители психодинамического направления, теоретиче­ской основой которого являются работы 3. Фрейда, рассмат­ривают вопросы детерминации профессионального выбора и удовлетворенности личности в профессии, исходя из призна­ния определяющего влияния раннего детского опыта на всю последующую судьбу человека. Профессиональный выбор и последующее профессиональное поведение субъекта объяс­няются ими как обусловленные структурой складывающихся в раннем детстве потребностей; опытом ранней детской сексу­альности: сублимацией как общественно-полезным смещени­ем энергии основных влечений человека и как процессом за­щиты от заболевания из-за фрустрации основных потребнос­тей; проявлением комплекса маскулинности у женщин и зави­сти к «материнству» у мужчин, комплекса неполноценности. Рассмотрим эти факторы подробнее.

Отдельные потребности, сформированные в 5-б-летнем возрасте (особенно те из них, которые были фрустрированы в детстве родителями), фиксируются на предметах, которые мо­гут быть поставлены в соответствие с предметами профессио­нальной деятельности. Например, оральная агрессия может реализоваться непосредственно при работе с гаечным ключом или при манипулировании словами; потребность доминиро­вания - в работе продавца, уретральные потребности - в профессиях мореплавателей; от активной страсти к подглядыванию, формирующейся на аутоэротических стадиях сексу­ального развития, ответвляется страсть к познанию, а от пас­сивной мазохистской стадии - стремление к положению ху­дожника или артиста.

Для сублимации как объяснительного механизма профес­сионального выбора характерны некоторые закономерности. Она имеет индивидуальные вариации, присуща многим людям в незначительной степени, не может полностью заменить под­линного удовлетворения основных потребностей, более эф­фективна для реализации сексуальных влечений по сравне­нию с влечением «мортидо» (деструктивных агрессивных вле­чений) и более эффективна для карьеры мужчин, чем для жен­щин. Феномен «зависти девочек к пенису» (под ним понимает­ся главный элемент женской сексуальности, который возника­ет в детстве при обнаружении анатомического различия меж­ду полами и определяет черты женского характера в дальней­шей взрослой жизни), комплекс маскулинности (т.е. опреде­ленные черты женского характера, свидетельствующие о зави­сти к пенису) приводят к идентификации с отцом и в дальней­шем к выбору профессии, соответствующей профессии отца, или к выбору такого профессионального занятия, в котором есть постоянная необходимость соревнования с другим по­лом. Влияние этого комплекса проявляется в профессиональ­ной карьере, в жизни как практически здоровой, так и невро­тической женщины и объясняется в первую очередь сложив­шимися в данном обществе культурно-историческими тради­циями рассмотрения женского идеала. К. Хорни рассматрива­ет в качестве объяснительного механизма карьерных достиже­ний мужчин их зависть к материнству, считая, что зависть к материнству - одна из движущих сил, побуждающих мужчин к созданию культурных ценностей и к сверхкомпенсации в различных карьерных достижениях.



В концепции А. Адлера чувство неполноценности рассмат­ривается как реакция на проявившийся еще в детстве органи­ческий, морфологический или функциональный недостаток; порожденное этой реакцией чувство неполноценности требу­ет в качестве компенсации усиления чувства собственного до­стоинства, стремления к превосходству. Неполноценность и превосходство понимаются Адлером как универсальные и об­щие условия, управляющие поведением человека и стимулирующие его здоровое развитие. Свойственное отдельным людям преувеличенное чувство неполноценности, ставшее своеоб­разным способом избегания жизненных трудностей, обозна­чаются Адлером как комплекс неполноценности. Чувство не­полноценности и стремление к превосходству рассматрива­ются и как детерминанты поведения, и как факторы, влияю­щие на выбор профессии и обусловливающие преимущест­венное развитие определенных способностей, например ар­тистических, художественных, кулинарных. Содержание (важ­ные жизненные события) и форма (преимущественно визу­альные или двигательные воспоминания) ранних впечатле­ний детства определяют стиль жизни человека и в этой связи наиболее пригодны для прогнозов профессиональных выбо­ров взрослых.

Современные зарубежные исследователи считают, что со­бытия первых жизненных стадий развития человека причастны к его карьере, о чем свидетельствуют, например, данные о переносе межличностных образцов поведения в семье в рабо­чую среду (так, ФД Дорн называет саму работу «просто напря­женной семейной драмой»). Психодинамическое направле­ние реализуется в консультировании, фокусированном на представлениях клиентов об их личном опыте и переживани­ях, имеющем цель - найти личностно соответствующие про­фессиональные возможности для развития темы жизни клиен­тов и личностного роста посредством работы.

Сценарная теория выбора профессии и карьерных дости­жений, развиваемая с середины 50-х гг. американским психоте­рапевтом Э. Берном, объясняет содержание профессионально­го выбора строением личности субъекта и доминированием од­ного из состояний-Я (Родителя, Взрослого, Ребенка). Под состо­янием-Я понимаются различные состояния сознания и образ­цы поведения, которые этому состоянию соответствуют и от­крываются непосредственному наблюдению. В терминологии структурного анализа, человек счастлив, когда важнейшие ас­пекты Родителя, Взрослого и Ребенка согласуются друг с другом. Но для профессиональной карьеры важна способность людей к изоляции Родителя, Взрослого и Ребенка, чтобы позволить каж­дому из них выполнять свои функции. Для некоторых людей до­минирующие состояния-Я становятся главной характеристи­кой их профессии: военные, домохозяйки, политики, президенты компаний, учителя, священнослужители - это в основном «Родители». Диагносты, экономисты, физики, химики, матема­тики входят в группу «Взрослые». Рабочие конвейерного произ­водства, спортсмены, клоуны - это «Дети».

В сценарной теории утверждается, что в важнейших аспектах жизни (брак, воспитание детей, выбор профессии и карьера, развод и даже способ смерти) большинство людей руководст­вуется сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в раннем детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и опре­деляющим поведение взрослого человека. В сценарии представ­лены важнейшая мотивировка жизненных решений, готовая жизненная цель и предсказуемость жизненного итога, приемле­мый способ структурирования времени и готовый опыт родите­лей. Люди, имеющие сценарный аппарат, имеют и свои незави­симые побуждения - это зримые представления о том, что бы они сделали, если бы могли делать то, что им хочется делать.

Согласно сценарной теории, человек, полностью руковод­ствующийся сценарием, не является субъектом построения ка­рьеры и карьерных достижений. Общая схема сценарного вы­бора карьеры человека такова. При построении карьерного плана индивида решающее (мотивирующее) воздействие ис­ходит от «Ребенка» родителя противоположного пола. «Взрос­лое» состояние-Я родителя того же пола дает человеку образцы, программу поведения. «Родительские» состояния двух родите­лей (матери и отца) наделяют человека «рецептами», правила­ми и предписаниями поведения, которые составляют антисце­нарий человека. Сценарная теория утверждает, что сценарий, скорее всего, влияет на профессиональные выборы мальчиков.

Для того чтобы имели место «хорошие» карьерные сцена­рии, необходимо выполнение ряда условий: родители должны желать передать, а ребенок должен быть готов, предрасполо­жен к принятию этого сценария; у ребенка должны быть раз­виты соответствующие сценарию способности; его жизнь должна содержать события, не противоречащие содержанию сценария; оба родителя должны иметь собственные сценарии «победителей» (их собственные сценарии и антисценарии должны совпадать).

Сценарная теория рассматривает возможные негативные сценарии для последующей карьеры человека: жесткое половое предпочтение родителей при воспитании ребенка; оче­редность рождения ребенка в семье и наличие братьев и сес­тер; компенсация родительских профессиональных неудач; продолжение в профессиональной судьбе ребенка родитель­ских карьерных намерений; запретительство превышения ре­бенком родительских профессиональных достижений; сцена­рий приравнивания профессиональных достижений женщин к потере ими женственности; сценарий воспитания родителя­ми «вундеркинда» и др.

Современные исследования подтверждают влияние образ­цов карьерного поведения отца и матери на представления ре­бенка о мире профессий, в частности особо значимо влияние образовательного уровня матерей на профессиональные выбо­ры детей. Так, дети матерей с неполным средним образованием выбирают профессии, связанные со спортом, армией, МВД, ко­оперативной и индивидуальной трудовой деятельностью, соци­альными услугами, торговлей. Дети матерей с высшим образо­ванием стремятся приобрести профессии из сферы здраво­охранения, науки, экономики, образования, производства.

Итак, общим для психодинамической и сценарной теорий является установление решающего значения опыта раннего детства в выборе профессии и построении карьеры. Различия в анализируемых теориях обнаруживаются по вопросу содер­жания этого опыта. Согласно психодинамической теории, вы­бор профессии предопределен установившейся в раннем дет­стве структурой зачастую неосознаваемых потребностей, ко­торая делает взрослую личность не только зависимой от про­шлого опыта, но и ставит под сомнение возможности ее разви­тия. Согласно сценарной теории, выбор профессии предопре­делен опытом родителей, воплощенным в готовых жизненных планах, передаваемых ребенку. Из теорий следует важный пси­холого-педагогический вывод: несубъектность профессио­нального выбора ограничивает проявления индивидуальнос­ти, активности личности, может превратить ее карьеру в ис­точник невротических и психосоматических нарушений.

Список литературы

Адлер А. Наука жить. Киев, 1997. С. 49-70.

Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб., 1991. С. 77-79.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

Л.Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993. С. 82-98, 247-256.

Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991. С. 369-385.

Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990. С. 372-373.

ХорниК Женская психология. СПб., 1993. С. 26-53.



Похожие статьи