Социальное партнерство привлечение к сотрудничеству в части укрепления здоровья. Система обеспечения качества среднего медицинского образования в условиях социального партнерства зорина ю.п

Социальное партнерство детского сада и семьи

при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья.

В условиях реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Министерством образования Российской Федерации и требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, создало предпосылки для равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и детского сада как условия реализации государственного социального заказа.

В рамках реализации данного заказа на базе нашего детского сада про­водится исследование на тему "Социальное парт­нерство семьи и детского сада при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья".

Актуальность исследования обусловлена двумя основными факторами. С одной стороны, отмеча­ются неблагоприятные тенденции к ухудшению фи­зического и психического здоровья детей и острая необходимость поиска средств совершенствова­ния методов и приемов их оздоровления, а с дру­гой - существует понимание значения активного взаимодействия детского сада и семьи, при этом отсутствует система тесных партнерских отноше­ний между педагогами и родителями по формиро­ванию у детей основ физической культуры и куль­туры здоровья.

Взрослые, окружающие ребенка, играют суще­ственную роль в его развитии. Первичная ступень социализации малыша - семья, но, к сожалению, она не всегда может обеспечить полноценное вос­питание и развитие активной, творческой и легко адаптирующейся к новым социальным отношени­ям личности. Ребенок, поступивший в дошкольное образовательное учреждение, попадает в новые ус­ловия, где взаимодействие педагогов и родителей, объединивших свои усилия, направленно на реше­ние этих задач.

Культурная традиция советских времен в основ­ном сохраняет доверие родителей к государствен­ному дошкольному образованию. Они рассчитыва­ют, что детский сад гарантирует ребенку получение дошкольного образования в соответствии с совре­менными государственными стандартами. Сегодня родители как никогда нуждаются в помощи со сто­роны педагогов и специалистов ДО. Несмотря на образование, коммуникабельность, информирован­ность в области воспитания и образования детей до­школьного возраста, большинство родителей мало времени уделяют общению с ребенком, поскольку заняты в первую очередь проблемами материаль­ного обеспечения семьи.

Наряду с этим многочисленные стрессообразующие факторы (психическая и физическая нагруз­ки, неопределенность жизненных ситуаций, неу­веренность в завтрашнем дне и т. д.), от которых зависит состояние здоровья взрослых, оказывают негативное психологическое влияние и на здоро­вье детей.

Постоянная занятость родителей и их повышен­ная нервозность, а зачастую и отсутствие педаго­гической грамотности в области здоровья и фи­зической культуры приводят к психологической депривации ребенка в семье. Высокая заинтере­сованность родителей в образовательных играх и занятиях (дидактических, компьютерных играх, просмотре видеофильмов, телепередачах) спо­собствует ограничению движений - гиподинамии, которая пагубно влияет на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Наиболее часто ро­дители обращаются к педагогам с вопросами, каса­ющимися укрепления здоровья детей средствами физической культуры и формирования у них основ здорового образа жизни. При этом важно отметить, что родители и педагоги выполняют разные функ­ции и не могут заменить друг друга в том, что свя­зано с охраной и укреплением здоровья ребенка, его развитием.

За последние 10 лет у детей дошкольного возрас­та отмечается тенденция снижения функциональных возможностей организма, увеличивается количество часто болеющих воспитанников.

Известно, что только здоровый ребенок может усвоить объем знаний и умений, необходимый для обучения в школе. Неслучайно огромное внимание уделяется проблеме формирования у дошкольников основ физической культуры и здоровья, которая мо­жет быть решена при условии тесного взаимодей­ствия ДО с родителями воспитанников.

В сложившейся ситуации важной задачей педа­гогического коллектива дошкольной организации является также коррекция эмоциональных детско-родительских отношений. Если ребенку в семье и детском саду обеспечиваются психологическая за­щита (родители и педагоги его понимают, любят и принимают таким, какой он есть, поощряют даже за небольшие достижения и т. д.), рациональный режим двигательной активности, предоставляет возмож ность приобретения необходимого объема зна­ний, умений и навыков в области здоровья и фи­зической культуры, то это становится залогом его здоровья в будущем.

Социальное партнерство детского сада и се­мьи может обеспечить эффективное формирова­ние основ физической культуры и здоровья детей при наличии условий, способствующих включению родителей в единое воспитательно-образователь­ное пространство. К таким условиям относятся:

    создание доброжелательной атмосферы в обще­нии администрации, педагогов и родителей ДО (ориентирование на потребности семьи и запро­сы родителей по укреплению здоровья детей и формированию физической культуры);

    включение родителей в совместный процесс фи­зического воспитания детей в условиях ДО в ка­честве активных его участников;

    повышение уровня знаний родителей в обла­сти здоровья и физической культуры благодаря транслирующей функции педагогов, специали­стов и медицинских работников ДО (форми­рование целостного представления о единстве целей и задач физического воспитания ребенка в условиях детского сада и семьи; знаний о воз­растных особенностях психофизического разви­тия детей, способах и методах укрепления их здо­ровья и т. д.);

    предоставление родителям выбора форм взаи­модействия с педагогами ДО по вопросам фор­мирования основ физической культуры и здо­ровья (Клуб здоровья, консультации и беседы, совместные спортивные развлечения и празд­ники, дни открытых дверей, наглядно-информа­ционные методы: сайт ДО, стенды, памятки, бу­клеты и др.);

    внедрение здоровьесберегающих технологий в родительскую среду (рекомендации специали­стов, подбор соответствующей литературы, виде­оматериалов, проведение деловых игр, тренин­гов; заочная школа для родителей и т. д.);

    приобретение родителями опыта, социаль­ной активности, реализация совместных про­ектов, участие в круглых столах и семинарах, конференциях.

Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья рассматривается как целенаправленное, организованное взаимо­действие родителей и педагогов, гармонически сочетающее в себе получение фундаментальных знаний из области физической культуры и здоро­вья, развитие мотивационно-потребностной сфе­ры, овладение адекватными методами организа­ции воспитательно-образовательного пространства "родители - дети - педагоги".

Основу социального партнерства составляет мо­дель взаимодействия детского сада и семьи, которая включает следующие компоненты:

    мотивационная готовность - осознанное отно­шение родителей, детей и педагогов к вопро­сам формирования основ физической культуры и культуры здоровья;

    физическая готовность - повышение уровня фи­зической подготовленности родителей, детей и педагогов мотивирует к активной двигательной деятельности;

    педагогическая готовность - создание воспитательно-образовательного пространства "родители - дети - педагоги" на основе знаний закономерностей психофизического развития ребенка;

    социальная готовность - создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия между родителями, детьми и педагогами.

Все эти компоненты взаимосвязаны и могут функционировать как единое целое. В приложении представлен алгоритм действий в рамках модели социального партнерства ДОУ и семьи по выполнению социального заказа государства.

Система мероприятий по созданию единого образовательного пространства строится в следующих направлениях:

    повышение правовой культуры родителей (углубление знаний нормативно-правовой базы об ответственности за сохранение и укрепление здоровья ребенка и формирование у него физической культуры);

    повышение педагогической культуры родителей (изучение закономерностей и особенностей физического и психического развития ребенка на разных возрастных этапах, знакомство с современным опытом семейного воспитания и др.);

    пропаганда здорового образа жизни (активная позиция в приобщении детей к культурным и духовным ценностям физической культуры в условиях семьи и детского сада, совместные занятия родителей и детей по формированию двигательной культуры, направленные на повышение уровня их физической подготовленности и осознанного отношения к сохранению и укреплению здоровья);

    социализация приобретенного опыта в воспитательно-образовательном пространстве "родители - дети - педагоги" (свободная трансляция педагогического опыта оздоровления детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, распространение опыта педагогического воздействия на ребенка с целью формирования основ физической культуры).

Таким образом, целенаправленная система социального партнерства детского сада и семьи позволит сформировать основы физической культуры и культуры здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, будет способствовать созданию условий для самореализации родительского потенциала.

Алгоритм действий в рамках модели социального партнерства детского сада и семьи.

Действие

Цель

Методы

Информационно-аналитическое исследование.

Комплексный мониторинг семьи:

    информация об индивидуальных особен­ностях семьи;

    выяснение образовательных потребно­стей родителей;

    установление контакта с членами семьи;

    согласование педагогических воздей­ствий на ребенка в вопросах укрепления здоровья, психофизического развития и формирования основ физической куль­туры детей.

Педагогические наблюдения, хронометражи, анкетирова­ние, тестирование, беседы, интервьюирование.

Трансляция педагогами ДО инфор­мации, направленной на развитие и формирование у родителей позна­вательной мотивации к совместной деятельности по получению фунда­ментальных знаний из области физи­ческой культуры и культуры здоро­вья детей.

Обогащение родителей знаниями, направ­ленными на повышение уровня физической культуры и культуры здоровья, которые поз­воляют включить их в совместный процесс физического воспитания детей в качестве ак­тивных его участников

Консультации, семина­ры, семинары-практикумы, круглые столы, выставки, стенды, тренинги, сайт ДО, просмотры тематических видеоматериалов.

Наглядно-информационная пропаганда

Развитие умения родителей транслиро­вать полученные знания в области физиче­ской культуры и культуры здоровья детей средствами наглядно-информационной пропаганды.

Презентация, фотоальбом, круглый стол, родительская рубрика в газете ДО "Делим­ся опытом".

Рефлексия эффективности процес­са социального партнерства семьи и детского сада по формированию у детей основ физической культуры и культуры здоровья, включение роди­телей в единое воспитательно-обра­зовательное пространство "родите­ли - дети - педагоги".

Анализ эффективности процесса социально­го партнерства.

Проектная деятельность, анкетирование, совместные игры.


Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов на основе сотрудничества и компромисса.

В России система социального партнерства еще только делает первые шаги.

Для решения задач, стоящих перед системой здравоохранения, направленных на улучшение качества медицинской помощи, необходимо, прежде всего, решать вопрос подготовки медицинских кадров, в том числе и сестринского персонала.

Социальное партнерство в медицине – это отношения между образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения, основанные на взаимной заинтересованности и конечном результате. При этом социальное партнерство позволяет учреждениям здравоохранения стать активными и полноправными участниками образовательного процесса, оказывая влияние на «святая святых» образования – его содержание, а образовательным учреждениям – оказывать влияние на качество медицинской помощи населению. Основой взаимодействия между партнерами является сотрудничество, цель которого – удовлетворение текущих и перспективных потребностей регионального здравоохранения.

Механизм создания социального партнерства – это движение навстречу друг другу, в котором научную и организационную основу системы составляют согласование целей, координация педагогических действий руководителей и организаторов практического обучения, связь теории с практикой. При этом одновременно удовлетворяются потребности:


  • конкретного учреждения здравоохранения;

  • студента как личности – в его интеллектуальном развитии и профессиональном самоопределении;

  • колледжа, который получает хорошо адаптированную к потребностям практической подготовки студентов базу.
На сегодняшний день учреждения здравоохранения с успехом осваивают инновационные формы организации труда, основанные на внедрении современных инновационных сестринских технологий, стандартизации сестринской деятельности, организации сестринского ухода по технологиям «Сестринский процесс» и «Школы здоровья». Все это и послужило основанием поиска новых форм социального партнерства между медицинским образовательным учреждением и ЛПУ.

Определены задачи:


  1. Планирование и осуществление совместной взаимовыгодной деятельности, направленной на повышение качества помощи пациентам.

  2. Оказание методической и консультативной помощи сестринскому персоналу по освоению инновационных сестринских технологий и проведению научных исследований в области сестринского дела.
В условиях рыночной экономики только в тесном контакте с органами управления здравоохранения и ЛПУ средние медицинские учебные заведения выполняют свое главное предназначение – профессиональную подготовку по медицинским специальностям, отвечающую требованиям современного рынка труда.

2. Привлечение к сотрудничеству в части укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний:


  1. Государственные организации;

  2. Негосударственные организации;

  3. Физические лица.

  1. Перспектива развития страны, ее экономический рост и повышение благосостояния народа зависят от уровня физического и духовного здоровья людей, их профессиональной активности и долголетия.
Работающее население создает и поддерживает материальную основу общества.

В настоящее время страна переживает затяжной демографический кризис, обусловленный низкой рождаемостью и высокой смертностью населения.

В России уровень преждевременной смертности в 2-4 раза выше по сравнению с развитыми странами.

Средняя ожидаемая продолжительность жизни населения в России – 66 лет, что на 12 лет меньше, чем в США, на 8 лет меньше, чем в Польше, и на 5 лет меньше, чем в Китае.

Смертность трудоспособного населения превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза и в 2,5 раза – среди всего населения России; ежегодно количество смертей почти на миллион опережает рождаемость.

Динамика показателей смертности по Российской Федерации (на 1000 населения)

В настоящее время:


  • до 70% трудового населения РФ за 10 лет до пенсионного возраста имеют серьезную патологию;

  • отмечается существенный рост заболеваний сердечнососудистой системы, желудочно-кишечной, нейроэндокринной систем, опорно-двигательного аппарата; ухудшается репродуктивное здоровье.
В среднем из-за болезней теряется до 10 рабочих дней на одного работника в год, что соответствует потерям около 1,4% ВВП

Профессиональные риски ухудшают показатели смертности от хронических заболеваний на:


  • 15% от астмы;

  • 13% от хронических обструктивных легочных заболеваний;

  • 13% от сердечнососудистых заболеваний;

  • 10% от рака;

  • 8% от травм.
Социально – экономическое возмещение ущерба их здоровью требует больших экономических затрат, растет сумма экономических затрат на компенсационные выплаты и т.д.

Сохранение и укрепление здоровья трудящихся - одна из важнейших функций государства, составляющих основу государственной социальной политики по охране и восстановлению здоровья работающего населения - система мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности, минимизацию воздействия вредных и неблагоприятных факторов, сохранение и укрепление физического и психического здоровья работников, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности, достижение оптимального качества жизни, эффективности производственной деятельности.

Реализация государственной программы предполагает осуществление комплекса мер:

Основные задачи:


  • совершенствование профилактической направленности;

  • совершенствование лечебно-диагностического процесса и реабилитации;

  • совершенствование правового и организационно-управленческого аспекта;

  • совершенствование информационного обеспечения и подготовки кадров;

  • совершенствование научно-методического обеспечения всех субъектов, участвующих в процессе охраны здоровья работающих.
Реализация государственной политики в области охраны и восстановления здоровья работающего населения предусматривает следующие основные направления:

  • совершенствование законодательства;

  • разработку и реализацию программ здравоохранения и пропаганду здорового образа жизни;

  • реализацию национального проекта «Здоровье»
Закон – механизм реализации обязательств государства перед населением. Стратегия укрепления здоровья работающих должна привлечь внимание органов социального и медицинского страхования к необходимости субсидирования профилактического направления.

В настоящее время в рамках Программы сотрудничества России – Европейский Союз (ЕС) реализуется проект сближения российского законодательства с законодательством Европейского Союза и другими международными документами Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ).

За период с 1967 по 2000 гг. из 22 конвенций МОТ по охране и медицине труда РФ ратифицировано всего 9.

В соответствии с требованиями российского законодательства основным профилактическим звеном является соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, в т.ч. на производстве, организация и проведение обязательных медицинских осмотров работников, обеспечение населения бесплатной медицинской помощью в рамках программы государственных гарантий.

Государство выступает гарантом возмещения ущерба здоровью работника.

В настоящее время имеют дополнительные государственные финансовые гарантии система родовспоможения, основных форм неинфекционных заболеваний, санаторного оздоровления детей, работников бюджетной сферы и т.д..

Решение комплексной проблемы сохранения здоровья и сохранения его работающим может быть осуществлено в рамках национальной системы медицины труда.

В Российской Федерации разработана Концепция и проект программы «Здоровье работающих России на 2004-2015гг».

Приоритетный национальный проект «Здоровье» призван улучшить сложившуюся в российском здравоохранении ситуацию. Согласно этому проекту приоритетным направлением должны стать:


  • развитие первичной медико-санитарной помощи;

  • повышение уровня оплаты труда;

  • подготовка и переподготовка врачей;

  • укрепление материально-технической базы ЛПУ;

  • укрепление профилактической направленности медицины;

  • обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью;

  • обеспечение доступности и качества оказания медицинской помощи на первичном этапе системы национального здравоохранения для предотвращения ранней смертности, увеличения трудового и репродуктивного потенциала РФ.
Идея здоровья нации, его сохранения способна генерировать цели и мобилизовать ресурсы для эффективного функционирования российской национальной экономической системы.

  1. Следует признать, что в этих условиях изменить ситуацию может только реальное повышение роли общественного здравоохранения, ее целенаправленное развитие и совершенствование.
Сохранение и укрепление здоровья человека, увеличение средней продолжительности жизни, предупреждение преждевременной смертности являются актуальными проблемами не только здравоохранения, но и общества в целом.

Укрепление здоровья - процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него.

Глобальной конференцией по укреплению здоровья (Бангкок, 2005г) подтверждается необходимость сосредоточения внимания на мероприятиях по укреплению здоровья, для решения вопросов, связанных с детерминантами здоровья.

Поэтому стратегии, направленные на воздействие на более широкие детерминанты здоровья (экономический рост, неравенство доходов и бедность, образование, условия труда и производственная среда, безработица и доступность медицинской помощи), являются в настоящее время приоритетами во многих странах мира.

Для осуществления этого широкого диапазона мер на уровне населения необходимы усилия всего общества с участием не только отрасли здравоохранения, но и других отраслей и секторов.
С тем чтобы повысить осознание их вклада в создание тех или иных условий и ответственности, которую они несут за то, чтобы улучшить эти условия.

Реформы в секторе здравоохранения послужили толчком для внедрения новой политики укрепления здоровья, с применением новых подходов и методов работы на уровне сообществ, семьи, различных социальных групп и объединений (направленность на снижение факторов риска).

Здоровье населения формируется в определенной социальной среде- повседневной жизни и зависит не только от государственного аппарата и медицинской службы, а так же от наличия, степени развития и деятельности НПО, частного сектора, религии, СМИ, органов местной власти, местного сообщества. Мировой опыт доказывает, что укрепление здоровья и предотвращение болезни в повседневной жизни на местном уровне намного эффективнее, чем борьба на индивидуальном уровне.

Мультипартнерство обеспечивает социальную активность и повышает способность людей и сообществ самим решать свои проблемы.

Органы местной администрации и местного самоуправления являются ключевыми партнерами при реализации программы.

Многие сообщества в качестве приоритетных направлений выбирают программы по профилактике бруцеллеза, анемии, гипертонии, которые реализуются при активном участии других секторов (ветеринария, образование, органы местного самоуправления и т.д.)

Дефениции (лат. definitio - предел, граница) - логическая процедура придания строго фиксированного смысла терминам языка. Термин, над которым проводится операция дефиниции, называется дефидентом .

Активизация деятельности по укреплению здоровья - спланированный процесс в котором государство, общество, индивидуум действуют вместе в формировании потребностей у населения в укреплении и охране своего здоровья.
Детерминанты здоровья - комплекс индивидуальных, социальных, экономических и экологических факторов, определяющих состояние здоровья отдельных людей или групп населения:

  • с действиями конкретного лица: образ жизни, поведение

  • социальные факторы: размер дохода, социальный статус, уровень образования, состояние производственной среды, условия работы на найму, доступ к соответствующему медицинскому обслуживанию, качество окружающей человека среды.
Доказательная медицина - сознательное, недвусмысленное и целесообразное использование существующих наилучших доказательств при принятии решений об уходе за каждым конкретным пациентом.

Качество жизни - степень восприятия отдельными людьми или группами того, что их потребности удовлетворяются, а необходимые для достижения благополучия и самореализации возможности предоставляются.

Общественное здравоохранение - наука, искусство профилактики болезней, основанные на том, что индивидуум, семья, общество становятся сознательными действующими лицами в вопросах, связанных со здоровьем.

Фактор риска – социально – экономическое положение, биологический статус, стереотипы поведения, условия окружающей среды, ассоциируемые или являющиеся причиной повышенной восприимчивости к конкретному заболеванию, ухудшению здоровья или травме.

Список сокращений

ЗОЖ – здоровый образ жизни
НПО – неправительственные организации
ПМСП –первичная медико-санитарная помощь
ЕС - Европейский Союз

МОТ - Международная организация труда

ВВП - валовой внутренний продукт

СМИ-средства массовой информации

Доклад на тему «Социальное партнерство – важный фактор развития СМОУ»

Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов сторон на основе сотрудничества, компромисса. В России система социального партнерства еще только делает первые шаги. Для решения задач, стоящих перед системой здравоохранения, направленных на улучшение качества медицинской помощи населению, необходимо, прежде всего, решать вопрос подготовки медицинских кадров, в том числе и сестринского персонала. Решение поставленных задач возможно при развитии системы социального партнерства. Социальное партнерство в медицине – это отношения между образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения, основанные на взаимной заинтересованности и конечном результате. При этом социальное партнерство позволяет учреждениям здравоохранения стать активными и полноправными участниками образовательного процесса, оказывая влияние на «святая святых» образования – его содержание, а образовательным учреждениям – оказывать влияние на качество медицинской помощи населению. Основой взаимодействия между партнерами является сотрудничество, цель которого – удовлетворение текущих и перспективных потребностей регионального здравоохранения. Механизм создания социального партнерства – это движение навстречу друг другу, в котором научную и организационную основу системы составляют согласование целей, координация педагогических действий руководителей, преподавателей и организаторов практического обучения, связь теории с практикой. При этом одновременно удовлетворяются потребности:

  • конкретного учреждения здравоохранения;
  • студента как личности – в его интеллектуальном развитии и профессиональном самоопределении;
  • колледжа, который получает хорошо адаптированную к потребностям практической подготовки студентов базу.

На сегодняшний день учреждения здравоохранения с успехом осваивают инновационные формы организации труда, основанные на внедрении современных инновационных сестринских технологий, стандартизации сестринской деятельности, организации сестринского ухода по технологиям «Сестринский процесс» и «Школы здоровья». Все это и послужило основанием поиска новых форм социального партнерства между медицинским образовательным учреждением и ЛПУ.
Определены задачи:
1. Планирование и осуществление совместной взаимовыгодной деятельности, направленной на повышение качества помощи пациентам.
2. Оказание методической и консультативной помощи сестринскому персоналу по освоению инновационных сестринских технологий и проведению научных исследований в области сестринского дела.
Я представлю Вашему вниманию социальное партнерство – как важный фактор развития Кузнецкого медицинского колледжа.
Практикоориентированность подготовки студентов в колледже является приоритетным направлением, т. е. весь учебный процесс нацелен на последующую практическую деятельность выпускников. Приказом Министерства здравоохранения Пензенской области № 196 от 07.04.2005 г. в качестве баз практического обучения студентов Кузнецкого медицинского колледжа определено 63 ЛПУ Пензенской области. Социальными партнерами колледжа в создании условий для практического обучения в Кузнецке являются лечебно-профилактические учреждения города:

  • МУЗ Стоматологическая поликлиника;
  • ГУЗ Кузнецкая ЦРБ;
  • МУЗ Кузнецкая городская детская больница;
  • МУЗ Кузнецкая городская больница;
  • Кузнецкий дом ветеранов;
  • Городской центр социального обслуживания населения.

Согласно договорам, лечебно-профилактические учреждения города обеспечивают возможность проведения всех видов практического обучения в любых структурных подразделениях больниц с правом использования инструментария и оборудования базовых ЛПУ. На основных клинических базах созданы и оборудованы пять учебных кабинетов для проведения практических занятий. Работа у постели больного, курация пациентов, участие в проведении лечебно-диагностических и профилактических мероприятиях способствует погружению студентов в профессиональную деятельность, развитию ответственности за результат своей деятельности, способности к системному действию в профессиональной ситуации. Учебный процесс осуществляют преподаватели колледжа в тесном контакте с ведущими клиницистами ЛПУ города. Организация и проведение производственной практики в колледже позволяет достичь требуемого конечного результата по практической подготовке будущего специалиста среднего звена здравоохранения.
Для реализации одного из направлений социального партнерства – подготовка студентов к профессиональной деятельности в рамках национального проекта в сфере здравоохранения и с целью оказания практической помощи городской поликлиники № 1 в колледже создан и функционирует кружок сестринского дела из числа студентов старших курсов для участия в проведении ухода за больными гипертонической болезнью (ГБ) по типу «школы здоровья». В течение учебного года под контролем руководителя кружка (преподавателя колледжа) и старшей медсестры поликлиники № 1 студенты проводят с больными ГБ одного территориального участка занятия на дому по ознакомлению с факторами риска, по оздоровлению образа жизни, по обучению измерения АД и ведения дневника больного ГБ. Такое сотрудничество позволяет пациентам активно вовлечся в процесс борьбы с ГБ совместно с лечащим врачом, что способствует повышению приверженности больных лечению. В случае же организации школы гипертонической болезни на базе поликлиники № 1 на должность ведущей медсестры руководство поликлиники трудоустроит выпускницу колледжа – члена кружка, участвовавшую в данной работе.
В рамках социального партнерства систематически оказывается шевская помощь ЛПУ в виде работы студентов в качестве младшего медперсонала, проведения санитарно-просветительской деятельности с пациентами. В колледже организован психологический клуб «Шанс». Студенты – члены клуба осуществляют социальное партнерство с городским домом ребенка и социально-реабилитационным центром «Защита детства». Деятельность клуба направлена на социальную и психологическую помощь детям – сиротам. Лучшие студенты колледжа являются участниками городского волонтерского центра «Твори добро». Представители этого центра помогают разным категориям людей: воспитанникам вспомогательной коррекционной школы – интернат (проводят с ребятами различные конкурсы, праздники, приуроченные к знаменательным датам), осуществляют уход за тяжелобольными на дому и в доме ветеранов, оказывают социально-бытовую помощь пожилым нуждающимся жителям Кузнецка. Данная деятельность в рамках социального партнерства способствует высокопрофессиональному становлению студентов-медиков, воспитанию качеств общечеловеческой морали, гуманизма, милосердия, высокой духовности.
Ежегодно в колледже традиционно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди выпускников всех специальностей. В жюри приглашаются ведущие специалисты ЛПУ города. В свою очередь, МУЗ «Городская больница» систематически организует и проводит конкурс профессионального мастерства среди, уже работающих медсестер в лечебно-профилактических учреждениях города. Здесь в качестве экспертов привлекаются преподаватели специальных дисциплин колледжа. А так же на базе колледжа функционирует отделение повышения квалификации (ОПК). Основная цель отделения – повышение качества постдипломной подготовки медицинских работников в условиях реформирования здравоохранения. ОПК сотрудничает с лечебными базами по организации и проведению выездных циклов. Обучение слушателей обеспечивают штатные преподаватели и врачи совместители, в основном высшей квалификационной категории. Учебно-методическая база отделения представлена доклиническими кабинетами колледжа и лечебно-профилактическими учреждениями города. Работа ОПК в рамках такого социального партнерства ведет к получению слушателями свидетельства о повышении квалификации и сертификата специалиста сроком на 5 лет.
В рамках национального проекта в сфере здравоохранения и реформирования сестринского дела в колледже проводится исследовательская работа. Студенты занимаются исследовательской деятельностью во время прохождения производственной практики на клинических базах области. Темы, формы, результаты исследований обсуждаются на студенческой научно-исследовательской конференции, ежегодно проходящей в рамках «Недели науки» с приглашением ведущих специалистов ЛПУ города.
Социальное партнерство проявляется и в оценке качества подготовки специалистов. Представители лечебно-профилактических учреждений города участвуют в работе Государственных аттестационных комиссий, подведении итогов производственной практики, что позволяет получить более глубокое представление о профессиональной подготовленности наших выпускников.
Социальным партнером колледжа является Самарский Государственный медицинский университет.
Кроме того, колледж тесно сотрудничает с городским отделом образования. На базе МОУ СОШ № 4 организован и функционирует медицинский класс для школьников города, желающих в дальнейшем связать свою жизнь с медициной. Обучение школьников азам медицинской профессии проводят преподаватели колледжа. По окончании такого мед. класса, абитуриенты, подавшие заявление для поступления в Кузнецкий медицинский колледж имеют преимущества. Колледж систематически проводит профориентационную работу в школах города, района и области, участвует в ярмарке рабочих мест, где выпускники и потребители специалистов могут решить проблему трудоустройства. Главные врачи ЛПУ г. Кузнецка и Пензенской области предлагают вакантные места выпускникам колледжа, знакомят с условиями трудоустройства, заключают договора. Итогом такого социального партнерства является стабильно высокий процент трудоустройства наших выпускников.

В условиях рыночной экономики только в тесном контакте с органами управления здравоохранения и ЛПУ (социальными партнерами) средние медицинские учебные заведения выполняют свое главное предназначение – профессиональную подготовку по медицинским специальностям, отвечающую требованиям современного рынка труда.

Н. С. Толстокора
(ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 6, г. Михайловка»)

Социальное партнёрство как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов

Особенностью развития системы СПО на данном этапе является повышенное внимание к проблемам качества. Сегодня качество профессионального образования часто связывают с социальной эффективностью образования. Иначе говоря, прогрессивность экономического развития любого общества определяется качеством подготовки студентов, успешным освоением ими учебной программы, а также востребованностью выпускников в соответствии с полученным образованием, эффективностью их трудоустройства, быстрой производственной адаптацией, высоким качеством труда на рабочем месте, подготовленностью к освоению более сложных образовательных программ.

Решение обозначенных задач возможно только при наличии эффективно работающей системы социального партнёрства, в основе которой социальной диалог.

Социальное партнёрство – это система взаимодействия образовательного учреждения с потребителями кадров, государственными, общественными организациями, основанная на выявлении, согласовании и реализации интересов всех участников соглашения, это отношения, построенные на взаимной заинтересованности в конечном результате.

При этом основными целями социального партнёрства являются:

  • повышение адекватности результата образовательной деятельности колледжа социальным ожиданиям, потребностям личности, сферы труда и конкретных работодателей посредством гармонизации и интеграции образовательного процесса в ССУЗе;
  • кадровое обеспечение образовательного процесса;
  • обеспечение профессиональной адаптации и социально-профессиональной социализации и самореализации студентов и выпускников;
  • реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Взаимодействия колледжа с социальными партнёрами осуществляется в различных формах и направлениях, таких как:

  • совершенствование организации и содержания целостного образовательного процесса;
  • интеграция требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов;
  • укрепление связи обучения студентов с производством;
  • непрерывное изучение рынка труда и т. д.

Работа по созданию механизма эффективного социального партнёрства – это движение на встречу друг другу. В нашем колледже оно состоит из следующих этапов:

1) Подготовительный – на этом этапе нами определены основные группы социальных партнёров и направления развития партнерства, мониторинг потребностей в кадрах, формирование «портфеля предположений» по налаживанию форм сотрудничества.

Основными социальными партнерами нашего колледжа являются:

  • работодатели: ЛПУ г. Михайловки, Михайловского района и области.
  • органы управления: Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области, отдел по здравоохранению и социальной защите населения городского округа г. Михайловка, «Центр занятости населения Михайловки и Михайловского района»;
  • учреждения культуры: городские библиотеки, городской центр «Юность»;
  • образовательные учреждения: ССУЗы и средние общеобразовательные школы.

2) Организационный – разработка нормативно-правовых основ взаимодействия, разработка критериев эффективности социального партнёрства, формирование организационных структур.

3) Системообразующий – совершенствование программно-методического обеспечения образовательного процесса на основе требований сферы труда, оптимизация практического обучения, выработка единых критериев уровня компетентности специалиста, создание системы непрерывного обучения сотрудников ЛПУ, разработка методов профориентации, адаптации, трудоустройства выпускников.

4) Обобщающий – обобщение реализации целей и задач социального партнёрства, выработка рекомендаций по его дальнейшему совершенствованию.

Социальное партнерство позволяет проявлять гибкость в подготовке студентов, используя вариативный компонент образовательной программы, включая новые дисциплины или углубленные курсы, реализующие потребности работодателя. Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь благодаря собственному опыту, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы студент оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.

Повысить качество подготовки медицинских кадров невозможно без активной помощи заказчиков – лечебно профилактических учреждений. Без тесного взаимодействия с ЛПУ трудно определить слабые стороны среднего профессионального образования, наметить реальные пути его совершенствования.

В формировании ключевых компетенций для среднего медицинского работника большое значение имеет практическое обучение. Учебный процесс в медицинских ССУЗах имеет ряд особенностей. В частности, нужно чередовать получение теоретических знаний с закреплением полученных умений и навыков при проведении практических занятий, прохождении производственной практики непосредственно в ЛПУ, или, как говорят, «у постели пациента».

Администрация колледжа, ориентируясь на требования работодателей, успешно реализует задачу обеспечения условий для трудовой адаптации студентов через использование возможности проведения учебных занятий и прохождения производственной практики в лечебно-профилактических учреждениях города и района. Взаимодействие с лечебными учреждениями осуществляется на основе прямых договоров «О взаимном сотрудничестве» (на 2011–2012 учебный год заключены договора с 9 ЛПУ). Для учебной и практической работы со студентами привлекаются высококвалифицированные специалисты ЛПУ. До 80 % учебных занятий по специальному циклу проводится врачами, главными и старшими медицинскими сестрами в учебных кабинетах, расположенных в лечебно-профилактических учреждениях.

Успешность нашего студента как будущего профессионала формируется в большой степени при прохождении производственной практики, когда теоретические знания и отработанные на фантомах и муляжах манипуляции трансформируются в конкретные умения и навыки по оказанию медицинской помощи конкретному пациенту. Возможность помочь больному, облегчить его страдания, увидеть конкретные результаты своей работы позволяют студенту осознать важность своей профессии, заложить фундамент будущей успешности. И здесь необходимо соблюдение единства требований к студенту как со стороны преподавателей колледжа, являющихся методическими руководителями, так и со стороны специалистов лечебных учреждений, являющихся общими и непосредственными руководителями практики. Данная проблема в нашем колледже решается следующим образом:

  • при прохождении студентами производственных и квалификационных практик для приёма зачёта в комиссию включаются врачи-специалисты, главные и старшие медицинские сестры учреждений, проводится анализ работы студентов на практике (в виде индивидуальных характеристик, отчётов бригадиров, отчётов методических и непосредственных руководителей);
  • на педагогических советах, заседаниях ЦМК педагогическим коллективом совместно с руководителями ЛПУ обсуждаются положительные и отрицательные моменты прохождения практики, вопросы медицинской этики и деонтологии при работе с пациентами в отделениях больниц;
  • при организации производственного обучения на следующий год учитываются все замечания и рекомендации, данные специалистами.

Эти мероприятия позволяют не только повышать ответственность руководителей производственной практики студентов, но и формировать высокий уровень профессиональной компетентности будущих медиков.

К последнему году обучения у большинства студентов, как правило, имеется четкое представления о профессии, особенностях работы в различных медицинских учреждениях, складываются индивидуальные предпочтения. Хочется, чтобы не только выпускник выбирал учреждение, но и чтобы нашего выпускника ждали в медицинских учреждениях. Для такого сотрудничества в нашем колледже организуется стажировка на рабочем месте, которая возможна при соблюдении следующих условий:

  • работодатель имеет соответствующие вакансии;
  • студент четко определился в выборе будущего места работы.

При наличии вакансий в колледж подаются не только сведения о свободных рабочих местах, но и заявки на проведение преддипломной практики выпускника с гарантией его последующего трудоустройства.

Если выпускник проявляет интерес к предложенной работе, мы направляем его на стажировку, обеспечиваем всем необходимым методическим материалом, осуществляем методическое руководство. Со стороны лечебно-профилактических учреждений при проведении такого вида практики назначаются наставники из наиболее опытных и квалифицированных специалистов. Если стажировка проходит успешно, выпускник после получения диплома будет гарантированно трудоустроен в медицинское учреждение. При этом он придет в коллектив, с которым уже хорошо знаком, будет выполнять работу, которая ему известна.

Такая совместная организация практического обучения позволяет не только вырабатывать единые требования к компетентности специалиста, но и единые критерии контроля уровня подготовки.

Работодатели активно учувствуют в оценке качества наших выпускников. Председателями и членами Государственных аттестационных комиссий являются руководители и главные специалисты лечебно-профилактических учреждений города и района. С 2007 г. в итоговую государственную аттестацию выпускников включена защита выпускной квалификационной работы. Разработчиками тем и руководителями выпускных квалификационных работ являются специалисты практического здравоохранения. Подготовка дипломной работы дает возможность глубже изучить потребности пациента, определить организацию сестринской помощи на разных этапах её оказания, совершенствовать навыки профессионального общения, определить свою причастность к положительным переменам, происходящим в лечебном учреждении. Ежегодно на педагогическом совете совместно с председателями и членами Государственных аттестационных комиссий проводится анализ профессиональной подготовки выпускников, составление плана мероприятий по устранению замечаний Государственной аттестационной комиссии.

Важнейшей частью совместной работы стало трудоустройство выпускников. Для этого создана и активно работает комиссия по содействию трудоустройству выпускников. В ее состав входят работники колледжа, представители органов управления города и района, представители ЛПУ.

Ежегодно проводится мониторинг вакансий для выпускников, информирование их о вакантных местах в ЛПУ города, района, области, анализ трудоустройства выпускников. Заявки поступают в колледж еще в процессе обучения. В этих случаях планируется индивидуальное прохождение стажировки на рабочем месте согласно заявке работодателя. Некоторые студенты выпускных групп начинают работать в должности младших медицинских работников в медицинских учреждениях города и района еще в процессе обучения в колледже, что дает им возможность быстрее трудоустраиваться по специальности. По заявкам лечебно-профилактических учреждений города и области проводится обучение по программе 060109 Сестринское дело (повышенный уровень СПО) на базе среднего профессионального образования по профилю здравоохранения.

Отрадно отметить, что наши выпускники имеют соответствующую запросам здравоохранения региона квалификацию и не испытывают проблем с трудоустройством, и в этом большая заслуга наших социальных партнеров – лечебно-профилактических учреждений.

И хотя отражена только часть совместной работы с социальным партнёром – лечебно-профилактическим учреждением, очевидна выгода от совместной деятельности партнёров. Образовательное учреждение благодаря такому социальному партнёрству может осуществить практикоориентированное обучение, так как получает хорошо адаптированную к потребностям практической подготовки студентов базу, где персонал понимает, как надо готовить будущих специалистов. В свою очередь, лечебно-профилактические учреждения могут приобрести специалистов, подготовленных по единым требованиям к уровню компетентности, затрагивая гораздо меньше усилий на процесс адаптации молодого специалиста.

Одним из направлений практикоориентированного обучения является формирование здорового образа жизни у будущих специалистов. Медицинские сестры – главные проводники здоровьесберегающей политики. При организации работы в этом направлении социальное партнерство колледжа осуществляется не только с ЛПУ, но и с образовательными учреждениями города. В нашем колледже накоплен большой методический материал для проведения бесед, внеаудиторных мероприятий по здоровому образу жизни, медицинской профилактике, гигиеническому обучению населения. Студенты-волонтеры не только активно пропагандируют здоровый образ жизни в колледже, но и осуществляют гигиеническое обучение пациентов в стационарах, школьников, их родителей, студентов других образовательных учреждений. В школах и ССУЗах города проводятся беседы и лекции по профилактике ВИЧ-инфекции, туберкулеза, заболеваний, передающихся половым путем. Разработаны для школьников различных возрастов классные часы, включающие конкурсы, викторины, анкетирование: «Откровенный разговор о нас самих», «Как уберечь себя от наркотиков», «Суд над наркоманией», «Нужны ли нам прививки», «По кому звонит колокол», «Поговорим о гриппе», «Что есть, а что не есть? Вот в чем вопрос!».

Ежегодно совместно с Волгоградским областным центром медицинской профилактики студенты и преподаватели колледжа участвуют в акциях по формированию здорового образа жизни, профилактике заболеваний: «Здоровое сердце», «Скажи диабету нет», «Роль медицинского работника в борьбе с туберкулезом», «Всемирный день борьбы с курением» и т. д.

Опыт работы нашего колледжа по формированию системы социального партнерства показывает, что социальное партнёрство – это долгий процесс, требующий усилий обеих сторон. Однако в складывающихся условиях формирование социального партнёрства становится особенно актуальным, так как оно является предпосылкой получения качественного образования на современном этапе. Совместная работа с социальными партнерами, применение пациент-ориентированного подхода ведет к созданию условий для повышения уровня профессиональной готовности, развития у студентов профессионального мастерства, обеспечивает эффективную подготовку будущего специалиста.

Литература

  1. Брянцева И.В. Перспективы формирования профессиональной компетенции у будущих специалистов в свете внедрения ФГОС нового поколения. Журнал «Главная медицинская сестра» №6, 2010.
  2. Денисова Л.Н., Медведев В.П. Развитие личностного потенциала студента в системе непрерывного профессионального образования. Журнал «Аккредитауия в образовании», №16, 2007.
  3. Дмитриев А.М. Опыт организации работы по трудоустройству выпускников методического колледжа. Журнал «Главная медицинская сестра» №10, 2009.
  4. Золочевская И.Г., Ваятва Н.Л. Роль практики в ЛПУ для формирования профессиональной компетентности. Журнал «Сестринское дело» №5, 2010.
  5. Крисько О.В., Лопатина Л.А. Стажировка на будущем рабочем месте. Журнал «Сестринское дело» №1, 2010.
  6. Медведев В.П. Опыт создания инновационной образовательной среды путем интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и производства. Журнал «Успехи современного естествознания», №11, 2007
  7. Никитина Г.А. Формирование мотивации к усвоению профессии, журнал «Сестринское дело №1, 2010.
  8. Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учеб.пособие. – 2-е изд. – М: Альлфа-М; Инфра, 2010.
  9. Пылаев С.В., Лаврин Д.В., Аськова Н.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов медицинских колледжей с учетом потребности работодателей. Журнал «Главная медицинская сестра» №2, 2011.

Государство выступает гарантом возмещения ущерба здоровью работника. В настоящее время имеют дополнительные государственные финансовые гарантии система родовспоможения, основных форм неинфекционных заболеваний, санаторного оздоровления детей, работников бюджетной сферы и т.д.. Решение комплексной проблемы сохранения здоровья и сохранения его работающим может быть осуществлено в рамках национальной системы медицины труда. В Российской Федерации разработана Концепция и проект программы «Здоровье работающих России на 2004-2015гг». Приоритетный национальный проект «Здоровье» призван улучшить сложившуюся в российском здравоохранении ситуацию.

Социальное партнерство.

противоэпидемических.Основные задачи:

  • совершенствование профилактической направленности;
  • совершенствование лечебно-диагностического процесса и реабилитации;
  • совершенствование правового и организационно-управленческого аспекта;
  • совершенствование информационного обеспечения и подготовки кадров;
  • совершенствование научно-методического обеспечения всех субъектов, участвующих в процессе охраны здоровья работающих.

Реализация государственной политики в области охраны и восстановления здоровья работающего населения предусматривает следующие основные направления:

  • совершенствование законодательства;
  • разработку и реализацию программ здравоохранения и пропаганду здорового образа жизни;
  • реализацию национального проекта «Здоровье»

Закон – механизм реализации обязательств государства перед населением.

Лекция №6

Согласно этому проекту приоритетным направлением должны стать:

  • развитие первичной медико-санитарной помощи;
  • повышение уровня оплаты труда;
  • подготовка и переподготовка врачей;
  • укрепление материально-технической базы ЛПУ;
  • укрепление профилактической направленности медицины;
  • обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью;
  • обеспечение доступности и качества оказания медицинской помощи на первичном этапе системы национального здравоохранения для предотвращения ранней смертности, увеличения трудового и репродуктивного потенциала РФ.

Идея здоровья нации, его сохранения способна генерировать цели и мобилизовать ресурсы для эффективного функционирования российской национальной экономической системы.

Социальное партнерство в медицине

Привлечение к сотрудничеству в части укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний:

  1. Государственные организации;
  2. Негосударственные организации;
  3. Физические лица.
  1. Перспектива развития страны, ее экономический рост и повышение благосостояния народа зависят от уровня физического и духовного здоровья людей, их профессиональной активности и долголетия.

Работающее население создает и поддерживает материальную основу общества. В настоящее время страна переживает затяжной демографический кризис, обусловленный низкой рождаемостью и высокой смертностью населения.

В России уровень преждевременной смертности в 2-4 раза выше по сравнению с развитыми странами. Средняя ожидаемая продолжительность жизни населения в России – 66 лет, что на 12 лет меньше, чем в США, на 8 лет меньше, чем в Польше, и на 5 лет меньше, чем в Китае.

Вы точно человек?

Порядок и объём проведения профилактических мероприятий и дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных, муниципальных учреждениях различных сфер, субсидируется государством, в соответствии с Приказом № 188 от 22.03.2006г. Проведение подобных мероприятий в коммерческих организациях проводится за счёт предприятия, в соответствии с нормативами затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина(в размере 500-800 руб).


Важно

Отношение затрат на оказание профилактических медицинских услуг к полученному результату, который определяется по положительному медицинскому, социальному и экономическому балансу в стране и является эффективностью профилактической деятельности. Программы профилактики, применяемые для работы в общественных организациях, могут быть: популяционные, групповые и индивидуальные.


Примеры популяционных программ.

Заполнение листка нетрудоспособности

К числу основных задач комплексного сопровождения относятся: ♦ диагностика отклонений в развитии ребенка; ♦ диагностика социальной ситуации развития ребенка; ♦ организация комплексной помощи ребенку в решении актуальных задач развития,обучения, социализации; ♦ поддержка процессов самоопределения и саморазвития ребенка; ♦ культивирование развивающих детско-взрослых общностей. Таким образом, концептуальная основа профилактической работы школы основывается на современных моделях профилактики злоупотребления ПАВ и принципах, реализация которых призвана обеспечить эффективность Проекта.


5. Схема управления проектом Схема организации внутришкольного и внешкольного взаимодействия исполнителей проекта представлена в виде модели и определяются договорами о сотрудничестве и локальными нормативными актами.

Принцип гуманистического подхода – подход к личности, основанный на свободе выбора, ответственности, партнерстве, информированности. Принцип дифференцированности профилактических подходов: по возрасту, по степени наличия факторов риска или вовлеченности в наркогенную ситуацию.

Принцип аксиологичности — формирования у детей и подростков ценностных ориентаций – жизни, здоровья, семьи, валеологического мировоззрения, общечеловеческих ценностей. Принцип профилактической направленности всех видов деятельности в школе.

Внимание

Принцип триединства социального, психологического и образовательного аспектов профилактической работы. Принцип окрытости – все участники Проекта общества имеют право знать: — все о существующей в школе и городе наркоситуации и ее изменениях, — все о факторах, способствующих вовлечению детей и молодежи в наркозависимость.

Тема 1 5 социальное партнерство в профилактической деятельности

Список сокращений ЗОЖ – здоровый образ жизниНПО – неправительственные организацииПМСП –первичная медико-санитарная помощьЕС — Европейский Союз ВОЗ — Всемирной Организации Здравоохранения МОТ — Международная организация труда ВВП — валовой внутренний продукт СМИ- средства массовой информации Лекция №5Лекция №5 Вредные вещества и их воздействие на человека. Основы промышленной токсикологии Лекция Москва 2005В.
Л. Крупальник, Нагасингхе Сампат. Бешенство животных: Лекция. М.: МгавмиБ им. К. И. Скрябина, 2005 г., -с Лекция №1, 1 п/годие.
Дисциплина (профессиональный модуль) пм. 04….Технологическая карта теоретического (лекционного) занятия лекция №1, 1 п/годие Лекция Содержание учебной дисциплины, ее цель и задачи. «Безопасность жизнедеятельности»Лекция Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Понятие о безопасности жизнедеятельности.
Активизация деятельности по укреплению здоровья — спланированный процесс в котором государство, общество, индивидуум действуют вместе в формировании потребностей у населения в укреплении и охране своего здоровья.Детерминанты здоровья — комплекс индивидуальных, социальных, экономических и экологических факторов, определяющих состояние здоровья отдельных людей или групп населения:

  • с действиями конкретного лица: образ жизни, поведение
  • социальные факторы: размер дохода, социальный статус, уровень образования, состояние производственной среды, условия работы на найму, доступ к соответствующему медицинскому обслуживанию, качество окружающей человека среды.

Доказательная медицина — сознательное, недвусмысленное и целесообразное использование существующих наилучших доказательств при принятии решений об уходе за каждым конкретным пациентом.
При наступлении временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет листок нетрудоспособности выдается со дня окончания указанных отпусков в случае продолжающейся временной нетрудоспособности. · При временной нетрудоспособности в связи с заболеванием (профессиональным заболеванием, травмой, в том числе полученной вследствие несчастного случая на производстве, отравлением) гражданина, наступившим в период ежегодного оплачиваемого отпуска, листок нетрудоспособности выдается в соответствии с настоящим Порядком, в том числе в период долечивания в санаторно-курортном учреждении. 26.
Реклама для привлечения всех желающих к участию в спортивно-массовых мероприятиях. Пропаганда рационального питания, отказа от курения.
Публичные советы регулярно измерять артериальное давление. В некоторых группах населения воздействие факторов риска может быть особенно выражено.

Также некоторые группы населения могут быть особенно чувствительны к определенным программам укрепления здоровья. Программы, реализуемые для заданной части населения, называются групповыми.

Многие групповые программы реализуются в образовательной среде. Это связано с тем, что дети и подростки наиболее восприимчивы к новой информации и еще не имеют устоявшихся неблагоприятных для здоровья привычек. Подобные программы — введение уроков физической культуры, организация питания школьников и т.д. Если человек имеет несколько факторов риска, то для него необходимы индивидуальные программы профилактики.
Медицинские работники практически не могут повлиять на социально-экономические факторы или же изменить среду обитания человека. Однако путем пропаганды и обучения населения здоровым привычкам (здоровьесберегающим технологиям) можно пытаться скорректировать образ и стереотипы жизни отдельных лиц или же определенных групп населения. Основная задача при этом состоит в информировании и обучении определенным навыкам поведения; цель — в повышении ответственности индивидуума за собственное здоровье и изменение мотивации поведения. Подобная работа может проводиться средним медицинским работником самостоятельно и/или совместно с врачом или другим заинтересованным специалистом. Подобная практика совместной деятельности, совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности между сотрудничающими людьми и подразумевает — социальное партнерство.



Похожие статьи