Строй кораблей. Тактика парусных флотов: галеры, «рой» и брандеры


С незапамятных времен суда наших предков бороздили воды Черного, Мраморно­го, Средиземного, Адриатического, Эгейского и Балтийского морей, Северного Ледови­того океана. Плавания русских по Черному морю в IX веке были столь обычными, что вскоре оно получает название Русского - так Черноморье и именуется на итальянских картах вплоть до начала XVI века. Общеизвестна славянская Венеция - Дубровник, ос­нованный нашими предками-славянами на берегу Адриатического моря, известны и по­селения, созданные ими на берегах Англии . Имеются точные данные о походах славян на остров Крит и в Малую Азию, о многих других плаваниях.

В этих длительных дальних плаваниях складывались морские обычаи, постепенно формировавшиеся в морские установления и законоположения.

Первое собрание узаконений, определившее порядок службы на русских кораблях, появилось при царе Алексее Михайловиче, когда капитан корабля «Орел» голландец Д. Бутлер представил в Посольский приказ «Корабельного строя письмо», то есть правила корабельной службы, известные также как «Артикульные статьи». Документ этот состо­ял из 34 статей, определявших обязанности капитана и формулировавших краткие на­ставления каждому должностному лицу на корабле и в его действиях при различных об­стоятельствах плавания. «Корабельного строя письмо» представляло собой своеобразный экстракт из тогдашнего голландского Морского устава. Большая часть статей этого пись­ма была посвящена мерам по поддержанию корабля в боевой готовности и задачам эки­пажа в бою. Обязанности корабельных чинов - капитана, кормчего (штурмана), боцма­на, пушкаря и других - были определены весьма стройно и ясно. Капитану, по этому документу, подчинялась вся команда. Общие обязанности в бою регламентировались тремя положениями: «Всяк должен стать в своем месте, где кому приказано, и никто же да не отступит от своего места под великим наказанием»; «Никто же не дерзнет от неприятеля, отвращаться, и никто ж не осмелится своих от битвы отговаривать или лю­дей от смелости приводить в робость»; «Буде же обрящет капитан во благо от непри-ятеля отступить, и то бы все порядком и устройством учинено было».

Сдача корабля противнику запреща­лась безусловно - капитан приносил на это особую присягу.

Позже в России появился новый до­кумент - «Пять морских регламентов». Его содержание доподлинно до нашего времени не дошло, как и сведения о дате издания этого, по существу, Морского ус­тава. Известно, что он был написан на ос­нове сборника морского права под назва­нием «Олеронские свитки», или «Олеронские законы» (они были изданы во Франции на острове Олерон в XII веке), но значительно дополнен и переосмыс­лен. В «Регламентах» были изложены и правила торгового мореплавания. Часть «Олеронских законов» была заимствова­на англичанами и в XV веке включена в законодательный морской свод, имевший название «blacк book of Admiralty» («Чер­ная книга Адмиралтейства»). То, что это была действительно «Черная книга», сви­детельствуют хотя бы такие законополо­жения, определяющие меры наказания матросов за различные проступки, впол­не соответствовавшие духу Средневеко­вья: «1. Всякий, кто убьет другого на бор­ту корабля, должен быть привязан на­крепко к убитому и брошен в море. 2. Всякий, кто убьет другого на земле, должен быть привязан к убитому и по­хоронен в земле вместе с убитым. 3. Вся­кий, вынувший нож или другое оружие с целью ударить другого, должен лишить­ся руки. 4. Всякий, законно обвиненный в воровстве, должен быть подвергнут сле­дующему наказанию: голова брита и по­лита кипящей смолой, а затем обсыпа­на перьями для отличия от других. При первой возможности он должен быть вы­сажен на берегу. 5. Застигнутый спящим на вахте должен быть в корзине подве­шен к ноку бушприта с кружкой пива, куском хлеба и острым ножом, дабы сам выбрал, что лучше: висеть там, покуда не погибнет от голода, или отрезать прикрепляющую корзину веревку и упасть в море...»

Надо сказать, что еще долгое время наказания во флоте оставались изуверс­кими.

В Англии в XV веке во времена прав­ления Генриха VII был введен первый за­кон, формулировавший правила ведения военных операций, действовавший как на суше, так и на море. Все его важнейшие положения были написаны на пергамен­те и прикреплялись к грот-мачте на вид­ном месте. Команде предписывалось чи­тать эти правила при всяком удобном слу­чае. Так начал складываться строго исполнявшийся обычай, который впос­ледствии закрепился и на кораблях рус­ского военно-морского флота, - чтение Морского устава команде по воскресень­ям и праздничным дням, а также по окон­чании церковной службы и церемонии поздравления экипажей командиром или адмиралом.

Когда Петр I в 1696 году приступил к созданию регулярного военного флота Рос­сии, появилась инструкция «О порядке морской службы», определявшая порядок службы на галерах . Она состояла из 15 статей и заключала в себе общие поста­новления и сигналы о плавании галерного флота, о съемке с якоря и постановке на него, о вступлении в бой с неприятелем и «вспоможении» друг другу. Почти в каж­дой статье за неисполнение предписанных действий налагались различные наказания, начиная с денежного штрафа в один рубль до смертной казни. В 1698 году российс­кий вице-адмирал К. Крюйс по поручению Петра I составил новый документ - «Пра­вила службы на судах», - содержание ко­торого было заимствовано из голландско­го и датского уставов и заключавший в себе 63 артикула общих постановлений об обя­занностях лиц, служащих на корабле, и установление судовых порядков с крайне жестокими наказаниями для их наруши­телей. Устав К. Крюйса неоднократно до­полнялся указами царя и частными распо­ряжениями начальников флота.

Так, в 1707 году устав К. Крюйса был дополнен инструкцией адмирала Ф. Ап­раксина «Офицерам, которые команду­ют на брандерах и бомбардирских кораб­лях, как надлежит им действовать во время неприятельского наступления».

В 1710 году этот устав был перерабо­тан с учетом всех внесенных изменений и издан заново под названием «Инструкции и артикулы военные Российскому фло­ту». В них также заключалось 63 статьи, аналогичные статьям предыдущего устава. Различие было лишь в более полной и оп­ределенной редакции и в усилении нака­заний. Но и эти «Инструкции» не охваты­вали всей деятельности флота. Работа по совершенствованию морских узаконений, подготовка материалов к новому вариан­ту флотского устава продолжались. Про­грамма этой подготовительной работы была составлена собственноручно Пет­ром I. Царь-адмирал принимал деятельное участие при написании самого Морского устава По воспоминаниям его сподвижни­ков, он «работал над ним иногда по 14 ча­сов в сутки». И 13 апреля 1720 года доку­мент был обнародован под названием «Книга устав морской, о всем, что каса­ется доброму управлению в бытности флота на море».

Первый в России Морской устав на­чинался манифестом императора, кото­рым Петр I так определил причины его издания: «...сей воинский устав учинили, дабы всякий знал свою должность и неве­дением никто бы не отговаривался». За­тем следовало «Предисловие к доброхот­ному читателю», за которым шел текст присяги для поступающих на военно-мор­скую службу, а также перечень всех кораб­лей и подразделений флота, табель комп­лектации судов различных классов.

Морской устав Петра I состоял из пяти книг.

Книга первая содержала положения «О генерал-адмирале и всяком аншеф-командующем», о чинах его штаба. В доку­менте были помещены статьи, определя­ющие тактику эскадры. Эти указания но­сили явный отпечаток воззрений голландских адмиралов той эпохи и отли­чались не очень жестким регламентирова­нием правил и норм, которые вытекали из свойств и возможностей флотского ору­жия той поры в различных условиях мор­ского боя. Подобная осторожность была предусмотрена, чтобы не стеснять иници­ативы командующих - это проходит че­рез весь устав характерной чертой.

Книга вторая содержала постановле­ния о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и фла­гах торговых...».

Книга третья раскрывала организа­цию боевого корабля и обязанности дол­жностных лиц на нем. Статьи о капитане (командире корабля) определяли его пра­ва и обязанности, а также содержали ука­зания о тактике корабля в бою. Последние имели ту особенность, что почти не каса­лись тактики ведения одиночного боя, пре­дусматривая главным образом действия корабля в линии с другими судами.

Книга четвертая состояла из шести глав: глава I - «О благом поведении на корабле»; глава II - «О слугах офицерс­ких, сколько кому иметь надлежит»; гла­ва III - «О раздаче провианта на кораб­ле»; глава IV - «О награждении»: «...дабы всякий служащий во флоте ведал и был благонадежен, чем за какую службу на­гражден будет». Эта глава определяла на­грады за взятие неприятельских судов, воз­награждение раненных в бою и состарив­шихся на службе; главы V и VI - о разделении добычи при захвате неприя­тельских судов.

Книга пятая - «О штрафах» - со­стояла из XX глав и представляла собой во­енно-морской судебный и дисциплинар­ный уставы. Наказания отличались жестокостью, характерной для нравов того вре­мени. За разные провинности предусмат­ривались такие наказания, как «розстреляние», килевание (протаскивание прови­нившегося под днищем корабля), которое, как правило, заканчивалось для наказуемо­го мучительной смертью, «биение кошка­ми» и так далее. «Ежели кто, стоя, на сво­ей вахте, - говорилось в уставе, - най­дется спящ на пути, едучи против неприятеля, ежели он офицер, лишен будет живота, а рядовой жестоко наказан будет кошками у шпиля.. А ежели оное случится не под неприятелем, то офице­ру служить в рядовых один месяц, а рядо­вой спускай будет трижды с раины . Кто придет на вахту пьян, ежели офицер, то за первый раз вычетом на один месяц жа­лованья, за другой на два, за третий ли­шением чина на время, или вовсе по разсмотрению дела; а ежели рядовой, тот будет наказан биением у мачты». И да­лее: «Всякий офицер во время, бою, кото­рый оставит свой корабль, будет казнен смертию яко беглец с бою».

К Морскому уставу были приложены формы ведомостей судовой отчетности, Кни­га сигналов и Правила дозорной службы.

Морской устав Петра I с незначитель­ными изменениями и дополнениями про­существовал до 1797 года и выдержал во­семь изданий. В 1797 году был опублико­ван новый Устав военного флота, сильно отличавшийся от петровского. В разделах тактики он отражал взгляды на ведение боя тогдашних британских адмиралов и был обстоятельно разработан.

С годами, под влиянием усовершен­ствования технических средств военно-морского флота и появления паровых ко­раблей, тот устав также устарел, и в 1850 году был образован комитет для под­готовки нового Морского устава, изданно­го в 1853 году. В отличие от прежних уста­вов в нем не было постановлений, касаю­щихся тактики. Комиссия посчитала, что это не составляет предмета закона. В уста­ве 1853 года практически отсутствовали постановления о ведении боя, а также раз­деление флота на части, правила составле­ния судовых расписаний, классификация артиллерии корабля.

После 1853 года полной переработки устава не производилось. Трижды назна­чались комиссии для пересмотра Морско­го устава, однако деятельность их ограни­чивалась лишь частичным изменением его отдельных статей - общий дух устава ос­тавался неизменным. Таковы были новые редакции Морских уставов 1869-1872, 1885 и 1899 годов.

Печальный опыт русско-японской войны показал несоответствие действовав­шего тогда Российского Морского устава принципам ведения войны на море, и на­кануне Первой мировой войны в русском военно-морском флоте был издан новый Морской устав. Несмотря на выявившую­ся полную непригодность в современных условиях устава 1899 года, Морской устав 1910 года почти полностью повторял его. Изменениям подверглись лишь описания флагов и должностных лиц.

В 1921 году, уже при советской влас­ти, был введен Морской дисциплинарный устав, в большей своей части сохранивший неизменными общие положения Дисцип­линарного устава Красной армии - были внесены лишь некоторые изменения, со­ответствующие условиям службы на ко­раблях РККФ. В его вводной части было сказано: «В Красном Флоте должны быть строгий порядок и сознательная дисцип­лина, поддерживаемые неустанной рабо­той самих моряков военного флота. Строгий порядок во флоте достигается сознанием всей важности поставленных социалистической революцией задач и единством действий, направленных к их укреплению. Среди революционеров не должно быть нерадивых и тунеядцев».

На первых порах это был единствен­ный устав РККФ, и он содержал некото­рые разделы, в какой-то степени отвечающие и задачам отсутствовавшего в то вре­мя Корабельного устава. Скажем, раздел I перечислял общие обязанности чинов фло­та; раздел II назывался «О флагманах и флагманских штабах»; раздел III - «О должностях чинов служащих на кораб­ле»; раздел IV - «О порядке службы на корабле»; раздел V - «Об описных судах и чинах гидрографической эксплуата­ции»; раздел VI - «О почестях, салютах и фалрепных».

И все же этот документ еще не являл­ся полноценным Корабельным уставом для РККФ. Первый советский Корабель­ный устав, утвержденный наркомом по военным и морским делам М.В. Фрунзе, был введен в действие 25 мая 1925 года. В нем нашли отражение идеи о защите стра­ны и повышении боеспособности армии и флота. Устав соответствовал положени­ям первой Конституции РСФСР. До Вели­кой Отечественной войны, в связи с раз­витием оружия и технических средств во­енно-морского флота, он дважды перерабатывался и переиздавался - в 1932 и 1940 годах.

Содержание каждого устава, его дух отражали фактическое состояние военно-морского флота, новые условия вооружен­ной борьбы на море. Именно с этими из­менениями связано появление Корабель­ных уставов в следующих годах: 1951, 1959, 1978 и 2001-м. В их основе лежат опыт Ве­ликой Отечественной войны, появление новых классов кораблей, видов оружия и средств вооруженной борьбы на море, вы­ход кораблей ВМФ в Мировой океан, изме­нения в тактике и оперативном искусстве, организационно-штатной структуре соеди­нений и кораблей и многое другое. Для того чтобы подготовить такой официальный нормативно-правовой документ, необходи­ма была кропотливая, длительная работа. Так, например, для разработки КУ-78 в 1975 году был организован авторский кол­лектив во главе с адмиралом В.В. Михайлиным (в то время - командующим Балтий­ским флотом). В состав авторского коллектива вошли наиболее авторитетные в сво­ей области деятельности адмиралы и офи­церы, каждый - с богатым опытом кора­бельной службы. За основу проекта ими были взяты Корабельный устав 1959 года с внесенными в него изменениями и допол­нениями в 1967 году и Устав внутренней службы 1975 года

Проект устава дорабатывался несколь­ко раз, его рассматривали и изучали во всех флотах, флотилиях, главных управлениях и службах ВМФ, в Военно-морской акаде­мии, высших специальных офицерских классах. Всего поступило 749 предложе­ний и замечаний. Наибольшей переработ­ке подвергались главы: «Основы, корабель­ной организации», «Политическая рабо­та на корабле», «Основные обязанности должностных лиц», «Обеспечение живу­чести корабля», «Пахта». В устав также был включен принципиально новый раз­дел - «Объявление тревог на корабле».

Выверялись и уточнялись буквально каждая строка нового устава, каждое сло­во в нем. Например, такое уставное поло­жение, как «Частое оставление корабля старшим помощником командира кораб­ля несовместимо с должным исполнени­ем им своих ответственных обязаннос­тей», было взято из дополнения к уставу 1951 года. В 1959 году его изъяли, но, как показала жизнь, необоснованно. Поэтому пришлось снова вернуться к хорошо забы­тому старому. Что ж, и таким путем обре­тается мудрость - через тщательное про­сеивание старого опыта в поисках тех кру­пиц, которые могут пригодиться сегодня.

Совершенно по-новому была изложе­на статья о действиях командира при ава­риях, угрожающих кораблю гибелью: «...в мирное время, командир корабля прини­мает меры к посадке корабля на ближай­шую отмель; в военное время, у своего по­бережья. - действует, как в мирное вре­мя, вдали от своего побережья - должен затопить корабль и принять меры к не­возможности его подъема и восстановле­ния противником».

Приказом Главнокомандующего Во­енно-морским флотом Советского Союза № 10 от 10 января 1978 года устав был введен в действие. Требования Корабель­ного устава строго обязательны для лично­го состава экипажей военных кораблей и всех лиц, временно пребывающих на них.

Со времени введения в действие пер­вого советского Корабельного устава до выхода в свет KУ-78 он переиздавался пять раз, то есть в среднем примерно через каж­дые 12 лет. Этот «срок годности» оказался действительным и для KУ-78. В конце 1980-х годов вновь назрела необходимость в принципиальном пересмотре некоторых положений действующего Корабельного устава. В 1986 году появилось 2-е издание KУ-78. Однако быстро меняющаяся обста­новка привела к необходимости включать в КУ-78 большое количество дополнений и изменений. Встал вопрос о кардинальной переработке существующего устава и из­дании нового. Эта работа началась еще в 1989 году, но в связи с развалом СССР ввод в действие нового устава затянулся. Лишь 1 сентября 2001 года приказом ГК ВМФ № 350 был введен в действие новый КУ-2001. Подверглись изменениям мно­гие разделы и отдельные статьи КУ-78, не­которые из них даны совершенно в новой трактовке. Но общая преемственность по отношению к петровскому уставу, безус­ловно, сохранилась.

Первый Морской устав 1720 года стал как бы фундаментом для повседневной и боевой службы моряков тогдашнего регу­лярного Военно-морского флота России, флота героической эпохи Петра Великого. Прошли века, но ратный дух, пронизыва­ющий каждую строку этого российского флотского закона, выраженные в нем воля к победе, ненависть к врагу и любовь к род­ному кораблю, недопустимость спуска фла­га и сдачи противнику - буквально все, чем был наполнен этот исторический документ, переходило, как эстафета, от одного поко­ления русских моряков к другому. Некото­рые положения первого Морского устава оказались настолько жизненными, что на протяжении всей истории русского и со­ветского Военно-морских флотов они оста­лись почти без изменения. Так, в уставе Петра I в книге второй «О флагах и вымпе­лах...» указано: «Вес воинские корабли рос­сийские, не должны ни перед кем спускать флага». КУ-2001 года полностью повторя­ет это требование: «Корабли Военно-Морс­кого Флота России ни при каких обстоя­тельствах не спускают своего флага пе­ред противником, предпочитая гибель сдаче врагам».

Таким образом, Морской устав не толь­ко регулирует внутреннюю жизнь и поря­док службы на военных кораблях и судах, но по существу своему есть свод кодифи­цированных морских обычаев и традиций.

Жить по уставу - значит следовать ему во всем, вплоть до мелочей. Особенно это важно для молодых офицеров. Есть такая поговорка: «Мудрость людей про­порциональна не их опыту, а их способ­ности к его приобретению». Верно под­мечено! Откуда же еще моряку, особенно молодому, черпать флотскую мудрость, как не из Корабельного устава, который дает исчерпывающий ответ практически на любой вопрос, касающийся службы, помогает правильно вести себя в любой ситуации, организовать всякое порученное дело так, чтобы прийти к успеху. Все в ус­таве уже сотни раз проверено и перепро­верено, в том числе и такая закономер­ность: хочешь добиться строгого, по-насто­ящему уставного порядка - читай устав, что называется, от корки до корки. Здесь уместно вспомнить известные поэтичес­кие строки: «О отрок, службою живущий, читай устав на сон грядущий, и поутру, от сна восстав, читай усиленнее устав».

Главному морскому закону Отечества когда-то подчиняли каждое побуждение свое и Ф.Ф. Ушаков, и Д.Н. Сенявин, и М.П. Лазарев, и П.С. Нахимов, и Г.И. Бута­ков, и С.О. Макаров, и герои Великой Оте­чественной. Руководствуются им и моря­ки сегодняшнего дня.

Строй кораблей

строго определённое расположение кораблей относительно друг друга при совместном плавании и боевом маневрировании. Различают С. к.: простые (корабли располагаются на одной прямой линии) и сложные (корабли выстраиваются в несколько линий, на одной ломаной линии или на нескольких окружностях). К простым С. к. относятся: строй кильватера (каждый корабль следует в кильватерной струе впереди идущего); строй пеленга (корабли находятся на линии, проходящей под определённым углом к курсу ведущего корабля); строй уступа (корабли следуют, отступив вправо или влево от кильватерной струи впереди идущего корабля); строй фронта (корабли располагаются по линии перпендикулярно курсу). Сложные С. к. состоят из двух или нескольких простых. Для сложного строя, кроме расстояния между кораблями в колонне, назначается также расстояние между колоннами. Наиболее часто применяются следующие сложные С. к.: строй двух кильватерных параллельных колонн, причём корабли 2-й колонны равняются по соответствующим кораблям 1-й колонны или располагаются против середины промежутков между кораблями 1-й колонны (т. н. построение в шахматном порядке); строй двойного фронта, при котором корабли находятся в двух параллельных линиях, каждая в строе фронта, причём соответствующие корабли 2-й линии идут в кильватер кораблям 1-й линии или против середины промежутков между кораблями 1-й линии; строй клина, при котором корабли выстраиваются по сторонам угла, в вершине которого находится ведущий корабль. Кроме сложных строев, построенных в прямоугольных координатах, быстроходные корабельные соединения применяют круговые походные строи (ордера). Основой этого построения являются концентрические окружности вокруг центра, перемещающегося по заданному курсу. Концентрическим окружностям, удалённым друг от друга на одинаковое расстояние, присвоены порядковые номера, начиная от центра строя (ордера). Положение каждого корабля в строю определяется номером окружности (расстоянием от центра строя) и направлением (пеленгом) от центра,

Н. П. Вьюненко.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Строй кораблей" в других словарях:

    Установленное расположение кораблей относительно друг друга при совместном плавании и боевом маневрировании. Различают: строй кильватера (простого и сложного), строй пеленга, строй уступа, строй фронта (простого и сложного), строй клина, строй… … Морской словарь

    СТРОЙ КОРАБЛЕЙ, строго определенное расположение кораблей относительно друг друга при совместном плавании и боевом маневрировании. Различают строи пеленга (корабли располагаются на линии, проходящей под углом к курсу ведущего корабля), фронта… … Энциклопедический словарь

    Строго определенное расположение кораблей относительно друг друга при совместном плавании и боевом маневрировании. Различают строи пеленга (корабли располагаются на линии, проходящей под углом к курсу ведущего корабля), фронта (располагаются на… … Большой Энциклопедический словарь

    Строй кораблей - установленное расположение кораблей относительно друг друга при совместном плавании и боевом маневрировании. Основные С. к.| кильватера (простого и сложного), пеленга, уступа, фронта (простого и сложного), клина, обратного клина … Словарь военных терминов

    Боевой строй кораблей - БОЕВОЙ СТРОЙ КОРАБЛЕЙ. Главное требованіе, предъявляемое Б. С., заключается въ томъ, чтобы не только передвигаться на мѣстѣ сраженія, но и предоставить каждому кораблю возможность использовать свои сильныя стороны, наступательныя и оборонительныя … Военная энциклопедия

    Строй, в котором корабли располагаются в несколько линий или на одной ломаной линии. Каждый сложный строй состоит из двух или нескольких простых строев, и элементы строя для каждой линии остаются те же. Для С. С. вводится еще одно расстояние… … Морской словарь

    - (Order, formation) установленное с известной целью взаимное расположение кораблей одного тактического соединения относительно друг друга и направления движения при совместном маневрировании. В зависимости от задач различаются С. походные и боевые … Морской словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Строй (значения). Русская пехота в строю, на переднем плане у правофлангового солдата … Википедия

    - … Википедия

    Эта страница информационный список. В приведенных ниже таблицах приведен актуальный боевой корабельный состав ВМФ России по флотам, а также сводная таблица по всему ВМФ России по состоянию на 2012 год. … Википедия

Книги

  • Корабли-музеи мира , Петлеванный М. Б.. В справочник по мемориальным военным кораблям включено более 670 боевых кораблей и вспомогательных судов из 55 стран, входивших в состав военно-морских флотов, армейских соединений, морских…
Боевой порядок кораблей
Чтобы обсуждать "Линейные корабли" сначала нужно представить себе, что такое боевой порядок кораблей, чего он требует от капитанов и их судов. До первого использования боевого построения английским флотом в 1653 году фактически не было полных инструкций по тому, как атаковать вражеский флот. В соответствии с правилом большого пальца капитан был обязан вступать в битву с кораблем врага равного размера и орудийной мощи. Это считалось правильным поведением. В результате происходила свалка кораблей, где каждый сражался с кораблем противника примерно равных боевых качеств. Представьте себе, как в американском футболе во время подготовки к матчу обсуждается защита против команды противника. Но, как только битва началась, все планы отбрасываются, и каждый корабль оказывается сам за себя.

Лорд Лимси в 1635 году, командовавший в качестве адмирала, вице-адмирала и контр-адмирала флотом Монетных кораблей, должен был попытаться вступить в схватку с флагманскими кораблями, противостоящими ему. Остальная часть флота, в большинстве своем частные корабли, нанятые для правительства Британии, должны были "найти себе равных противников и помогать друг другу, если понадобится". Создается впечатление, что флот был построен в сплошную линию, но еще оставлял общее управление каждому капитану.

Нам мало известно об эволюции тактических приемов в период с 1635 по 1653 год. Но мы знаем, что 29 марта 1653 года морской генерал Роберт Блейк, морской генерал Ричард Дин и адмирал сэр Вильям Пенн выпустили два комплекта инструкций, один для навигации в море, другой для ведения военных действиях. Они стали основой для более поздних Инструкций по навигации и ведению боя, появившихся в 1710 году, которым предстояло стать библией британского военного флота на более чем сотню лет. В битве Габбардской отмели 2 и 3 июня 1653 года, британский флот столкнулся с голландским противником, в первый раз используя то, что мы можем назвать "строй фронтом", что дало ошеломительные результаты. Голландский флот, под командованием адмирала Маэртена Харпертдзоона Тромпа в двухдневной битве потеряла двадцать кораблей. Одиннадцать из них были захвачена, а девять затонули. Но Тромпа это не устрашило. В 10 августа он вышел к британскому флоту, контролирующему голландский берег, и и атаковал морского генерала Джорджа Мунка с его сотней кораблей. Англичане снова ответили своему противнику линейным боевым строем. Тромп был убил в начале битвы, а голландский флот отступил, потеряв одиннадцать кораблей, которые пошли ко дну.

После таких ошеломительных успехов английский флот всей душой принял тактику линейного строя как единственный способ организации флота для ведения военных действий. Другие страны тоже быстро переняли линейное построение и не только для флотов. Английские эскадры всегда в два линейных корабля требовались по инструкции по навигации и бою чтобы построиться в боевой порядок, если они вступали в боя с равными или превосходящими силами.

Только корабли, способные наносить и выдерживать ужасные повреждения, считались способными быть линейными кораблями. Эти корабля быстро получили военное название (ном де гер) "линейные корабли". Минимальный эффективный размер для линейного корабля определялся его вооружением, и этот минимум постепенно рос. В 1650-х годах "большие корабли" имели примерно 30 орудий. К концу века, 50-орудийный корабль рассматривался как необходимый минимум. к 1750 году корабль с 64 орудиями - минимальное число орудий для линейного корабля третьего ранга - считался минимальным. Ко времени начала войны послеразрыва Бонапартом Амьенского мира в 1802 году, 74-орудийный корабль был самым маленьким кораблем, способным оставаться в составе боевого строя.

Основные виды боевого строя

Было три общих видов строя, все они определялись флагманским кораблем или кораблем старшего офицера из всей группы кораблей, и по нему равнялись. Команда построиться боевым строем фронта означала, что все корабли должны выстроиться перед флагманом. Команда встать в строй "колонна" означала, что корабли должны выстроиться вслед за флагманом. По команде образовать боевой строй фронт и "колонна" корабли выстраивались таким образом, что флагманский корабль оказывался в центре строя. Лишь позднее военные тактики признали, что приблизиться к врагу, соблюдая строй фронта, строй "колонна" или строй фронт и "колонна", довольно сложно, Команда простроиться строем кильватера означала, что корабли должны идти под парусами параллельно друг другу в одном том же направлении на расстоянии примерно 100 футов друг от друга. Приближаясь к врагу строем кильватера, строй кораблей имел самый узкий профиль для вражеских орудий и при необходимости легко перестраивался в цепь, чтобы применить эффект бортового залпа во всей полноте.
рис. Положение флагманского корабля при каждом из трех видов построения корабля
(слева направо)
1) строй "колонна; 2) строй фронт и "колонна"; 3) строй фронт.

Боевой порядок был разработан для того, чтобы полностью использовать преимущества силы бортового орудийного залпа каждого военного корабля, способного построиться в боевой порядок в составе флота или эскадры. При боевом построении вся огневая мощь борта каждого корабля в строю обрушивается на противника одновременно, без риска попасть в свой корабль. Учитывая, что средняя семьдесят четверка имела на одном борту 900 фунтов железа, представьте себе повреждения, нанесенные в Нильской битве, когда тринадцать английских 74-орудийных линейных кораблей столкнулись с девятью французскими 74-орудийными кораблями, тремя французскими 80-орудийными кораблями и 12- орудийным Ориентом. Только от тринадцати английских кораблей бортовой удар по мощности составлял около шести тонн. Мысль о почти 12000 фунтах железа, летящих в их направлении, гарантированно выводила любого противника из равновесия.

Правила поддержания боевого порядка были очень строгими. От капитана требовалось занять место корабля в строю и соблюдать его во что бы то ни стало. Существовал особо оговоренный интервал, обычно примерно половина кабельтова (сотня ярдов), который капитан должен был выдерживать относительно впереди идущего корабля. Любое отклонение влекло за собой сигнал с флагманского корабля. Капитанов предавали военному суду и увольняли со службы за выход из строя без специального приказа. Единственной уважительной причиной нарушения строя было настолько серьезное повреждение корабля, что капитан не мог держать курс или сохранить управление кораблем.

Необходима короткая заметка о сигнализации. Когда адмирал или командующий офицер эскадры хотел отдать приказ всем кораблям, находящимся под его командованием, на сигнальном фале поднимались сигнальные флажки общего сигнала. Это был так называемый подготовительный сигнал. Он сообщал всем кораблям, о каком маневре отдается приказ, в соответствии с инструкцией по сигнализации, имевшейся на каждом корабле, чтобы капитаны могли собрать экипаж. Каждый корабль должен был подтвердить получение подготовительного сигнала. Когда все корабли давали подтверждение, сигналом к выполнению приказа был резкий спуск подготовительных флажков. Это называлось сигналом к выполнению. После дачи сигнала исполнения все корабли выполняли то, что было указано в отданном приказе.

В боевых построениях флотов участвовало обычно две или три эскадры. Каждая эскадра подчинялась приказам своего командира эскадры. Они очень редко шли все время сплошным боевым порядком. Обычно флагманский корабль эскадры располагался в центре строя, а остальные корабли выстраивались строем фронта, колонны и по обе стороны от него, эллиптическим строем. Снаружи от линии кораблей и маленькой колонны шли вспомогательные корабли, посыльные суда, корабли снабжения и т.п. В авангарде шли глаза и уши, фрегаты и военные шлюпы, готовые сигнализировать флагману о любых наблюдениях или передавать сигналами отчеты о звуках орудийных залпов. Как только враг был замечен, вспомогательные корабли направлялись к линии горизонта в направлении, противоположном расположению противника, фрегаты и шлюпы замедляли ход, чтобы позволить подтянуться остальному флоту, и корабли выстраивались в боевой порядок. Затем начиналось маневрирование для занятия самой выгодной позиции. Иногда флоты маневрировали в течение многих часов или дней, прежде чем вступить в бой. Что было тому причиной? Ветер.



"ДЕРЖАТЬ БАРОМЕТР" или "попутного вам ветра"

Мы все слышали это выражение "держать барометр" (это английская идиома, означает "иметь перед кем-то преимущество"; в русском языке есть более подходящее выражение, выражающее пожелание "попутного ветра"). Означает ли это держать в своих руках инструмент, предсказывающий погоду? Нет. Это значит просто, что ветер дует со стороны, противоположной от расположения врага. Почему это так важно? Вспомните о ситуации из "Короля Холмов". Один человек должен сражаться, поднимаясь вверх по склону, другой, спускаясь вниз. Кому из них легче? Тому, кто находится на вершине холма; то же справедливо и для военных парусников. Ветер всегда дует "с холма". Корабль, который "держит барометр", имеет возможность подойти к врагу по более прямой траектории, тогда как кораблю противника придется больше маневрировать, а каждый манёвр связывает ему руки, или приводит к тому, что ветер не надувает паруса, и движение корабля значительно замедляется. Представьте себе двух борцов. Один из них более проворный, легко обхватывает противника. Другой каждый раз, когда пытается повернуться лицом к сопернику, снижает скорость. Быстрый противник, что называется, "держит барометр".

Другое преимущество в ситуации с барометром, а, точнее, с ветром - это крен. Когда дует ветер, судно кренится или наклоняется в сторону от ветра. Если у вас "есть барометр", т.е. ветер для вас попутный, корабль наклонится от ветра, в сторону врага. И наоборот, вражеское судно, если попытается изменить галс и стать параллельно, чтобы ударить бортовым залпом, окажется отклоненным от вас. А это означает, что ваши пушки будут расположены ниже орудий врага, и вам будет намного легче ими управлять, просто используя вертикальную наводку. (Клин с задней стороны пушки, приподнимающие ее. Втолкнуть глубже, чтобы приподнять пушку, оттянуть, чтобы опустить). Орудия противника будут постоянно задраны, даже без всякого клина, и ему придется помучиться, чтобы навести их на ваше судно.

ВЫПОЛНЕНИЕ МАНЕВРОВ БОЕВЫМ ПОРЯДКОМ

Было несколько маневров, связанных с боевым порядком, после того, как корабли уже построились. Чтобы выдерживать строй, адмирал приказывал своим кораблям менять курс последовательно. То есть сначала начинал менять галс первый корабль, стоящий во главе строя. Второй корабль доходил примерно до того места, где находился первый, когда начал разворачиваться, и повторял его маневр. Представьте себе цепочку солдат, в колонне по одному, выполняющих поворот направо колонной ("левое плечо вперед"). Первый солдат поворачивает, второй солдат в цепочке поворачивает ровно на том месте, где повернул первый. В результате последовательной смены галса кораблями сохранялся не только боевой строй, но даже интервал между кораблями. Если адмирал хотел, чтобы весь строй поменял курс на обратный, он отдавал приказ всем вместе поменять курс и положить либо лево, либо право руля. Каждый корабль в строю, исполняя приказ, сразу же поворачивал корабль в сторону в соответствии с приказом, менял курс на противоположный и вновь строился в боевом порядке. Это обеспечивало и изменения всего порядка боевого построения на противоположный.

При масштабных действиях флота корабли делятся на эскадры. Каждой эскадрой обычно руководит вице-адмирал или контр-адмирал; командующий флотом тоже руководит какой-нибудь эскадрой. Это дает адмиралу флота возможность атаковать врага сразу в нескольких пунктах. Он может отправить одну эскадру атаковать врага с наветренной стороны, другую - с подветренной, а еще одну - прямо атаковать вражеский фронт или колонну. Существовали определенные проблемы, связанные с эскадрой, атакующей с наветренной стороны, т.е. "державшей барометр", сохраняя боевой порядок. Атакующей эскадре необходимо было подойти настолько, чтобы стать вровень с врагом и замкнуться на него, и только потом перестраиваться для атаки. Обычно это приводило к тому, что командующий эскадрой отдавал приказ о построении колонной, чтобы все корабли могли подойти близко к врагу единым блоком. Приблизившись на достаточное расстояние, строй переформировывался, и эскадра начинала атаку.

Атака с соблюдением боевого порядка требовала чрезвычайной слаженности при исполнении. Если эскадра, атакующий с наветренной стороны, слишком быстро выполняла свою задачу, она могла ввязаться в битву с неприятелем несколько раньше, чем остальной флот, и тогда у противника появлялось временный численный перевес. Если эскадра с наветренной или эскадра с подветренной стороны вступали в бой с опозданием, центральная эскадра, в составе которой обычно находился адмирал флота со своей свитой, втягивалась в бой с неприятельским центром без адекватной поддержки с флангов.



Национальные тактики

Английская тактическая доктрина предписывала каждому капитану, командующему эскадрой, или адмиралу стремиться к "решающей битве", не дожидаясь своего решительного численного превосходства или превосходства в вооружении. Это означало, что колебания недопустимы. Каждый раз, когда враг оказывался в поле зрения, на кон ставились карьера английского капитана (и его голова). Если он не ввязывался в битву, у него должны были быть для этого необоримые основания. Как говорилось выше, мог быть некоторый период перегруппировки для достижения тактического преимущества, но у врага никогда не должно было возникнуть сомнений, собираются ли они вступать в бой или нет. Тактическая доктрина англичан требовала от капитанов целиться, как правило, в корпус вражеского судна. При сокрушительном ударе по деревянному корпусу должны были образоваться крупные деревянные отломки, наносящие судну больше повреждения, чем само пушечное ядро. Кроме того, так ядро могло снести вражескую пушку, уменьшив тем самым огневую мощь врага.

Французы и испанцы были не столь суровы. Французским капитанам дозволялось "уклоняться от битвы, если они не были к этому вынуждены", если они чувствовали, что находятся в тактически невыгодном положении. Испанские капитаны и адмиралы не имели специальных навигационных инструкций, и им приходилось полагаться в основном на собственные приборы. Французская артиллерийская доктрина состояла в том, чтобы целиться в оснастку корабля с целью снизить маневренность противника и затем, когда вражеское судно станет беспомощным, разбить его. Испанская артиллерийская доктрина, опять-таки, основывалась на личном принятии решения капитаном, по его усмотрению.

Различия между англичанами, французами и испанцами в их подходе к артиллерийскому делу можно проиллюстрировать цифрами боевых потерь. В битве у мыса Сент Винсент (1797) во всем британском флоте было убито только 73 человека и 227 ранено. В испанском флоте один только Сан Николас потерял 144 убитыми, а общие потери испанцев составили 430 погибших и 570 раненных. В Нильской битве (1798) английские потери составили 218 погибших и 618 раненных. Потери у французов были ошеломительными, минимум 1500 погибших и 3500 раненных. Когда взлетел на воздух Ориент, французский флагман, погибло свыше 800 французских офицеров. Взрыв был слышен на расстоянии свыше тридцати двух миль от Розетты, а отблеск взрыва виден в Александрии. Точные цифры потерь у французов в заливе Абу" Кир неизвестны, но по некоторым данным современников можно судить, что общие потери у французов составили 8000 человек.

Морская классификация кораблей

Как упоминалось выше, существовали классы кораблей, которые считались пригодными в качестве линейных (то есть могли идти в составе боевого порядка). Система классификации была введена Стюартами, и к 1633 году в ней выделяли шесть классов. По мере того, как менялись корабли, менялись и классы. В конце 1700-х классы выглядели уже так, как мы сегодня их себе представляем. Самый младший класс, Третий класс линейных кораблей, представлял собой двухпалубники, на которых могло быть от 64 до 80 орудий. Наиболее эффективными и многочисленными из них в последние годы были 74-орудийные корабли, во многих отношениях представлявшие собой идеальный компромисс экономичности, боевой мощи и навигационных качеств; именно они составляли сердце линейного флота. У них были тридцатидвухфунтовые орудия на орудийной палубе и восемнадцатифунтовые на верхней палубе, а экипаж насчитывал от 600 до 650 человек.

Линейные корабли Второго класса обычно представляли собой трехпалубники, на которых было установлено от 90 до 98 орудий. Достигавшие обычно примерно 2000-тонного рубежа, они имели экипаж приблизительно в 750 человек. На орудийной палубе располагались тридцатидвухфунтовые орудия, но восемнадцатифунтовые вместо двадцатичетырех фунтовых устанавливались на средней палубе, а на нижней - двенадцатифунтовые. На палубе бака или квартердека у них стояли облегченные орудия, карронады. Корабли второго класса нередко выступали в море в роли флагманов. Они были известны сложностью управления и своим тихоходством.

Корабли Первого класса, самые большие корабли флота, тоже располагали орудийными батареями на всех трех палубах и обычно использовались в качестве флагманских кораблей. Они были вооружены как минимум 100 тяжелых пушек, которые распределялись по палубам примерно так же, как на кораблях второго класса; их экипаж насчитывал 850 человек, и Строительная Мера составляла свыше 2000 тонн (формула для расчета вместимости корабля, а не его водоизмещения, как теперь).

Корабли Четвертого класса - это двухпалубники с 50 - 60 орудиями; к концу XVIII века их уже не считали годными для участия в боевых построениях. Их вооружение обычно составляли восемнадцатифунтовые орудия, экипаж насчитывал 350 человек, водоизмещение достигало примерно 1000 тонн. Наличие двух палуб на кораблях четвертого класса позволяло размещать на них дополнительный боевой состав, поэтому иногда на небольших военно-морских базах их могли использовать как флагманские корабли.

Другие два класса кораблей, входящие в классификацию, никогда не считались линейными кораблями, пригодными для боевого построения, но, тем не менее, были очень важны для командующего флотом. Корабли пятого класса включали фрегаты, "легендарные корабли" военно-морского флота. Их основное вооружение располагалось на единственной орудийной палубе, они выполняли функции оперативных разведчиков боевого флота, если не выполняли самостоятельную роль: крейсировали в поисках торговых кораблей противника, каптеров или вражеского флота. Развившись из прототипов начала XVIII века, корабли пятого класса времен лорда Нельсона имели разнообразное вооружение и приспособления для размещения орудий, от 32-орудийных кораблей, вооруженных двенадцатифунтовыми орудиями, до 36- и 38-орудийных фрегатов с восемнадцатифунтовыми орудиями; были среди них даже 40-орудийные корабли и срезанные двухпалубники с двадцатичетырехфунтовыми орудиями. Захваченные вражеские фрегаты тоже использовались на военной службе, а большая часть кораблей английской постройки представляли собой копии или реконструкции французских судов. Корабли могли иметь облегченные орудия и карронады на квартердеке и полубаке; их тоннаж мог составлять от 700 до 1450 тонн, а численность экипажа от 250 до 300 человек. Корабли Шестого класса обсуждаются в статье, посвященной военным шлюпам. Командовать небольшими фрегатами нередко поручали лейтенантам, заслуживающим продвижения. На этих маленьких военных кораблях они получали возможность доказать свою готовность к последующему продвижению к высокому званию кэптена (капитана первого ранга; по англ - посткэптен). По этой причине такие суда иногда называли пост-кораблями (postship).

Корабли пятого и шестого класса обычно получали указание держаться сбоку от боевого строя, чтобы повторять сигналы, помогать кораблям, не справляющимся с управлением и брать на абордаж и захватывать как добычу сдавшиеся вражеские корабли. Неписанные военные законы того времени были таковы, что линейный корабль не мог стрелять в корабль пятого или шестого класса при ведении боевых действий в масштабе флота или эскадры.

Конечно, если какой-нибудь капитан одного из этих судов не был достаточно безрассуден, чтобы самому открыть огонь по линейным кораблям.

БОЕВОЙ СТРОЙ КОРАБЛЕЙ. Главное требование, предъявляемое Б. С., заключается в том, чтобы не только передвигаться на месте сражения, но и предоставить каждому кораблю возможность использовать свои сильные стороны, наступательные и оборонительные, прикрывая в то же время слабые; для этого каждый корабль д. лежать на наивыгодн. курсовом утле и находиться в наивыгодн. для дан. момента боя расстоянии от непр-ля. Приведенному требованию могут удовлетворить в общем строе только корабли, обладающие одинаковыми тактич. качествами. Наличие в строю корабля более слабого, сейчас же отзовется на силе всего отряда; особенно наглядно это сказывается при различии в скоростях хода отд. кораблей. Соединение разнотипных кораблей понижает силу всего отряда. При наличии двух или более бригад однотипных кораблей таковые м. б. поставлены в общий Б. С., если тактич. элементы их вооружения вполне согласованы и если такое соединение является желательным в интересах управления б. порядком. Б. С. можно разделить на простые и сложные. Простые те строи, при которых корабли вытянуты в одну прямую линию: строй фронта , - когда корабли расположены на линии, перпендикуляр. к линии курса, т. е. находятся друг у друга на траверзе; строй кильватера , - когда корабли расположены друг за другом на л. курса, и строй пеленга , - когда они находятся на линии, наклонной к линии их курса под углом вправо (строй пеленга пр. фланга) или влево (строй пеленга лев. фланга). Эти три строя м. б. объединены одним термином - строй пеленга от 0 до 360 , при чём строй кильватера отвечает строю пеленга в 0 и 180°, а строй фронта - строю пеленга в 90° и 270°. Сложн. строи те, при которых расположение кораблей представляет одну ломаную линию, или неск. прям. или ломаных линий. Такими строями являются: строй клина , строй двойного фронта , строй двойного кильватера , строй двойного пеленга , строй шахматного порядка , строй кучек и проч. В разные историч. эпохи тот или иной Б. С. избирался флотоводцами в зависимости от тактич. свойств кораблей и их главн. оружия, дабы использовать его силу. Так, во времена галерного флота, вся сила которого заключалась в таране и носовом метательном или огнестр. оружии и слабой стороной которого являлись весла и гребцы, расположенные по бортам, почти единственным Б. С. считался строй фронта. Строй кильватера для галер был немыслим. С появлением парусного флота и изобретением бортовых пушечных портов таран утратил свое значение. Появились 100-120-пуш. корабли, сила которых заключалась в бортовом (траверзном) огне, при совершенном отсутствии огня носового и кормового. Встать под анфиладный (продольный) огонь непр-ля было почти равносильно поражению. Отсюда - вполне естественный резкий переход от прежнего строя фронта галер к строю кильватера парусных кораблей, который б. признан единственным Б. С. С появлением парового флота, вновь воскресившего значение тарана и обусловившего возможность нового расположения артил. (вследствие освобождения палуб от рангоута и такелажа) вопрос о Б. С. значительно осложнился. Флоты, не связанные зависимостью от направления и силы ветра, получили свободу маневрирования. Этой эпохе отвечает появление всех тех простых и сложных строев, которые были перечислены выше. Примерная характеристика этих строев такова: строй кильватера - основной строй для действия артил.; строй фронта - тоже для действия тараном и быстрого сближения с пр-ком; строй пеленга - для действия тараном по пр-ку, движущемуся вправо или влево; строй двойного кильватера в шахматном порядке (то же, что и строй кильватера с сокращенными интервалами) - для лучшего сосредоточения огня, т. к. корабли 2-й линии м. стрелять в интервалы между кораблями 1-й линии. Прочие сложные строи объяснялись, по-видимому, желанием создать резервы к кораблям 1-й линии на случай таранной атаки. Обилие Б. С. объясняется, с одной стороны, разнообразием типов судов, а с другой - широко открывшимися горизонтами для тактики боя. Последняя не могла установиться сразу: теорет. соображения требовали проверки б. опытом, а этот опыт м. дать только война. Теперь, когда тактика эскадрен. боя более или менее установилась, она начинает предъявлять определенные требования к технике кораблестроения; т. обр., устанавливаются потребные для боя типы кораблей, а с ними вместе и Б. С. I. Для лин. кораблей и броненосн. крейсеров, предназначен. для лин. боя, Б. С. признаются только простые строи, имеющие наим. число флангов (два) и наиб. обширный б. фронт (более 300° обстрела горизонта). Выбор того или иного строя зависит: 1) от тактич. свойств кораблей, составляющих дан. бригаду (в смысле угла наивыгодн. обстрела и наим. поражаемости бригады), 2) от получающейся при дан. курсовом угле тактич. скорости бригады и сравнения её с таковой же скоростью непр-ля (в смысле упр-ния б. дистанциями), 3) от целей, преследуемых в дан. момент бригадой согласно плану боя и действит. ходу его (в смысле занятия и удержания бригадой дан. позиции), 4) от проч. требований, предъявляемых артил. к маневрированию (в смысле увеличения меткости и действительности артил. огня бригады) и, наконец, 5) от простоты и удобства маневрирования и упр-ния Б. С. II. Для крейсеров, выполняющих в бою самые разнообразные операции, определенного В. С. не намечается; но если они окажутся в линии боя, то при выборе Б. С. бригада крейсеров руководствуется вышеизложенным, при чём соображения п. 3 имеют преобладающее значение. III. Для миноносцев соображения о Б. С. вытекают из свойств их главн. ору-жия - мины и б. качеств самих миноносцев. В целях наим. видимости и поражаемости миноносцам, по-видимому, м. б. рекомендованы строи клина и кучек; но недостатки сложных строев - неудобства маневрирования, упр-ния и малый угол обстрела - побуждают и эти суда предпочитать строй пеленга.



Похожие статьи