Возрастные особенности пищеварительного тракта. Строение и функции пищеварительной системы

Пищеварительная система-это совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез. Система органов пищеварения представлена пищеварительным каналом и рядом желез, расположенных за его пределами (печень, поджелудочная железа и крупные слюнные железы). Пищеварительный канал начинается ротовой полостью, затем идут глотка, пищевод, желудок, двенадцатиперстная, тонкая и толстая кишки. Его длина у взрослого человека составляет 8-10 м, процесс пищеварения в нем может длиться около 2 сут.

Пищеварение - это сложный физиологический процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается физическим и химическим изменениям, и питательные вещества всасываются в кровь и лимфу.

Физические изменения пищи состоят в ее размельчении, набухании, растворении, химические -в ферментативном расщеплении белков, жиров и углеводов до конечных продуктов, подвергающихся всасыванию. Важнейшая роль в этом принадлежит ферментам секретов пищеварительных желез.

Функции пищеварительной системы

  • 1. Моторная (механическая) - механическое измельчение пищи (жевание), передвижение пищи вдоль пищеварительного тракта (глотание, перистальтика, перемешивание пищевой кашицы с пищеварительным соком), выделение непереваренных продуктов (дефекация).
  • 2. Секреторная (химическая) - выработка ферментов пищеварительных соков (желудочного, кишечного, панкреатического), слюны и желчи.
  • 3. Всасывающая - всасывание продуктов переваривания белков, жиров, углеводов, а также воды, минеральных солей и витаминов.
  • 4. Эндокринная - секреция ряда гормонов, регулирующих пищеварение и влияющих на нервную и кровеносную системы.

В настоящее время процесс пищеварения рассматривают как трехэтапный: полостное пищеварение -? пристеночное и внутриклеточное пищеварение -> всасывание. Полостное пищеварение заключается в начальном гидролизе полимеров до стадии олигомеров, пристеночное и внутриклеточное - обеспечивает дальнейшее ферментативное расщепление олигомеров до мономеров, которые затем всасываются-так называемый пищеварительно-транспортный конвейер.

Пищеварение и всасывание поддерживают постоянный уровень питательных веществ в организме. Уменьшение содержания питательных веществ в организме рефлекторно через возбуждение механорецепторов желудка и хеморецепторов желудочно-кишечного тракта, сосудов и тканей, а также холодовых рецепторов, и гуморальным путем приводит к возбуждению части пищевого центра-центра голода, расположенного в латеральных ядрах гипоталамуса. Это возбуждение приводит к:

  • 1) выходу резервных питательных веществ из депо;
  • 2) перераспределению их к более важным органам;
  • 3) снижению уровня расхода питательных веществ и обменных процессов в клетках и тканях.

Это внутреннее звено саморегуляции может только некоторое время обеспечивать поддержание постоянства питательных веществ. Необходим прием пищи из внешней среды. Происходит формирование пищевой мотивации и ее реализация в виде пищевого поведения: поиск и потребление пищи.

От момента приема пищи до поступления питательных веществ в кровь затрачивается время на переваривание и всасывание. Однако восстановление нормального уровня питательных веществ в крови начинается уже в момент поступления пищи в ротовую полость и желудок. Это происходит в результате поступления импульсов от рецепторов ротовой полости и желудка к центру насыщения, локализованному в вентромедиальных ядрах гипоталамуса. После поступления питательных веществ в кровь происходит насыщение - заключительный этап саморегуляции, который приводит к восстановлению исходного уровня питательных веществ в организме.

Пищеварительная система к моменту рождения анатомически сформирована, но как в морфологическом, так и в функциональном отношении, является незрелой. Созревание этой системы интенсивно совершается в первые пять лет, особенно в 1-3 года, когда происходит переход от молочного питания к искусственному, смешанному. В дальнейшем развитие пищеварительной системы идет не только по пути созревания отдельных ее звеньев, но и в направлении развития пищедобывательной деятельности. Завершается созревание функциональной пищеварительной системы к 12 годам.

Пищеварительная система - система органов, в которой происходит переваривание пищи, всасывание переработанных и выделение не переваренных веществ.

Она включает пищеварительный тракт и пищеварительные железы.

Пищеварительный тракт - это трубчатая часть пищеварительной системы, в нем различают ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкую и толстую кишку. В свою очередь желудок, тонкий и толстый кишечник составляют желудочно-кишечный тракт.

Пищеварительные железы (слюнные, желудочные, кишечные, поджелудочная железа, печень) располагаются по ходу пищеварительного тракта и вырабатывают пищеварительные соки.

Расщепление питательных веществ пищи происходит под влиянием трех видов ферментов:

· протеолитические - расщепляют белки до полипептидов и аминокислот;

· амилолитические - углеводы до дисахаридов и моносахаридов;

· липолитические - жиры до жирных кислот и глицерина.

Пищеварение и всасывание - главные компоненты функциональной пищеварительной системы, которые поддерживают постоянный уровень питательных веществ в организме.

Особенностью обменных процессов в детском организме является преобладание анаболических процессов (ассимиляции) над катаболическими (диссимиляции). Растущему организму требуются повышен­ные нормы поступления питательных веществ, особенно белков. Для детей характерен положительный азотистый баланс, т. е. поступле­ние азота в организм превышает его выведение.

Использование питательных продуктов идет в двух направлениях:

Для обеспечения роста и развития организма (пластическая функция)

Для обеспечения двигательной активности (энергетическая функция).

Основная функция пищеварительной системы - поддержание такого уровня питательных веществ в организме, который обеспечивает нормальное течение обменных процессов. Уменьшение содержания питательных веществ в организме через возбуждение хеморецепторов желудочно-кишечного тракта, сосудов и тканей нервным и гуморальным путем возбуждает части пищевого центра, расположенного в гипоталамической области. Это возбуждение вызывает:

· выход резервных питательных веществ;

· перераспределение резервных питательных веществ к более важным органам;

· снижение уровня расхода питательных веществ и обменных процессов в клетках и тканях организма.

Всасывание - физиологический процесс переноса веществ из полости пищеварительного тракта в кровь и лимфу. Всасывание происходит на протяжении всего пищеварительного тракта.

Пищеварительный канал состоит из системы органов, которые производят механическую и химическую обработку пищи и ее всасывание.

В нем различают следующие отделы:

а) ротовая полость;

б) глотка;

в) пищевод;

г) желудок;

д) тонкий кишечник; в него входят три переходящих друг в друга отдела: двенадцатиперстная кишка, тощая кишка и подвздошная кишка;

е) толстый кишечник – образованный слепой кишкой, частями ободочной кишки (восходящей, поперечной, нисходящей и сигмообразной кишками) и прямой кишкой.

У новорожденных желудок имеет округлую форму и расположен горизонтально. К 1 году он становится продолговатым и приобретает вертикальное положение. Форма, характерная для взрослых, формируется к 7 - 11 годам. Слизистая оболочка желудка детей менее складчатая и более тонка, чем у взрослых, содержит меньше желез, а в каждой из них число гланулоцитов меньше, чем у взрослых. С возрастом увеличивается общее число желез и число их на 1 мм 2 слизистой оболочки. Желудочный сок беднее ферментами, активность их еще мала. Это затрудняет процесс переваривания пищи. Низкое содержание соля­ной кислоты снижает бактерицидные свойства желудочного сока, что приводит к частым желудочно-кишечным заболеваниям детей.

Железы тонкой кишки, так же как и желе­зы желудка, функционально не вполне развиты. Состав кишечного сока у ребенка такой же, как и у взрослого, но переваривающая сила ферментов значительно меньше. Она возрастает одновременно с повышением активности желудочных желез и увеличением кислот­ности его сока. Поджелудочная железа выделяет тоже менее актив­ный сок. Кишечник ребенка отличается активной и очень неустойчивой перистальтикой. Она может легко усиливаться под влиянием мест­ного раздражения (поступление пищи, ее брожение в кишечнике) и различных внешних воздействий. Так, общее перегревание ребен­ка, резкое звуковое раздражение (крик, стук), увеличение его дви­гательной активности приводят к усилению перистальтики. В связи с тем что у детей относительно большая длина кишечни­ка и длинная, но слабая, легко растягивающаяся брыжейка, возни­кает возможность возникновения заворотов кишок. Двигательная функция желудочно-кишечного тракта становится такой же, как у взрослых, к 3-4 годам.

В дошкольном возрасте интенсивно развиваются функции под­желудочной железы и печени ребенка. В возрасте 6-9 лет активность желез пищеварительного тракта значительно усиливается, пищева­рительные функции совершенствуются. Принципиальное отличие пищеварения в детском организме от взрослого заключается в том, что у них представлено только пристеночное пищеварение и отсутствует внутриполостное переваривание пищи.

Недостаточность процессов всасывания в тонком кишечнике в некоторой степени компенсируется возможностью всасывания в же­лудке, которая сохраняется у детей до 10-летнего возраста.

Для детей в связи с большой интенсивностью обменных процес­сов характерна более высокая, чем у взрослых, потребность в воде и витаминах. Относительная потребность в воде (на 1 кг массы тела) с возрастом снижается, а абсолютная суточная величина потребления воды нарастает: в возрасте 1 года необходимо 0.8 л, в 4 года - 1 л, в 7-10 лет 1,4 л, в 11-14 лет- 1,5 л.

В детском возрасте также необходимо постоянное поступление в организм минеральных веществ: для роста костей (кальций, фосфор), для обеспечения процессов возбуждения в нервной и мышечной ткани (натрий и калий), для образования гемоглобина (железо) и др.

Энергетический обмен у детей дошкольного и младшего школьного возраста значительно (почти в 2 раза) превышает уровень обме­на у взрослых, снижаясь наиболее резко в первые 5 лет и менее замет­но - на протяжении всей последующей жизни. Суточный расход энергии растет с возрастом: в 4 года - 2000 ккал, в 7 лет - 2400 ккал, в 11 лет - 2800 ккал.

Ротовая полость

Зубы закладываются еще в утробном периоде и развиваются в толще челюсти. У ребенка на 6–8 месяце жизни начинают прорезываться молочные, или временные, зубы. Зубы могут появляться раньше или позднее в зависимости от индивидуальных особенностей развития. Чаще всего первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются верхние средние и верхние боковые; в конце первого года прорезываются обычно 8 молочных зубов. В течение второго года жизни, а иногда и в начале третьего заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов.

В 6–7 лет молочные зубы начинают выпадать, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего зубы выпадают. Малые коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости, вырастают без молочных предшественников. Прорезывание постоянной смены зубов заканчивается к 14–15 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой задерживается до 25–30 лет; в 15 % случаев они отсутствуют на верхней челюсти вообще. Причиной смены зубов является рост челюстей.

С возрастом количество отделяющейся слюны увеличивается; наиболее значительные скачки отмечаются у детей от 9 до 12 месяцев и от 9 до 11 лет. Всего в сутки у детей отделяется до 800 куб. см слюны.

Пищевод

У детей слизистая оболочка пищевода нежная, легко-травмируемая грубой пищей, богата кровеносными сосудами. Длина пищевода у новорожденных – около 10 см, в возрасте 5 лет – 16 см, в 15 лет – 19 см.

Желудок

Желудок грудных детей имеет скорее горизонтальное положение и расположен почти весь в левом подреберье. Только когда ребенок начинает стоять и ходить, его желудок занимает более вертикальное положение.

С возрастом меняется и форма желудка. У детей до 1,5 лет она округлая, до 2–3 лет – грушевидная, к 7 годам желудок имеет форму, как у взрослых.

Вместимость желудка увеличивается с возрастом. Если у новорожденного она составляет 30–35 мл, то к концу первого года жизни увеличивается в 10 раз. В 10–12 лет вместимость желудка достигает 1,5 л.

Мышечный слой желудка у детей развит слабо, особенно в области дна. У новорожденных железистый эпителий желудка слабо дифференцирован, главные клетки еще недостаточно созрели. Дифференцировка клеток желез желудка у детей завершается к семи годам, но полного развития они достигают лишь к концу пубертатного периода.

Общая кислотность желудочного сока у детей после рождения связана с наличием в его составе молочной кислоты.

Функция синтеза соляной кислоты развивается в период от 2,5 до 4 лет. Относительно низкое содержание соляной кислоты в желудочном соке детей 4–6 лет ведет к снижению его противомикробных свойств, что проявляется в склонности детей к желудочно-кишечным заболеваниям.

Во время внутриутробного развития питание плода осуществляется за счет пищевых веществ, поступающих от матери. Сразу после рождения ребенок переходит на новые условия питания. Органы новорожденного недостаточно зрелы и приспособлены переваривать только материнское молоко.

Полость рта. У ребенка грудного возраста сосание является основным механизмом, обеспечивающим поступление в организм питательных веществ: материнского молока или питательных смесей через соску. Оно является, безусловно- рефлекторным, актом, который появляется у плода на 4-м месяце и полностью формируется на 5 - 6-м месяце внутриутробного развития. Новорожденный может сосать и глотать тотчас же после рождения. Сосательный рефлекс возникает у него даже при механическом раздражении кожи губ и лица. У новорожденных детей сосание, глотание и дыхание могут происходить одновременно, и молоко не попадает в гортань из-за более высокого расположения входа в нее, чем у взрослых. У ребенка во время кормления дыхание сменяется со смешанного типа на грудное, а при выключенном брюшном дыхании и опущенной диафрагме молоко легче проходит по пищеводу в желудок.

Слюнные железы новорожденных выделяют очень мало слюны. С возрастом количество ее медленно увеличивается. Значение слюны при питании ребенка состоит в герметизации губ с материнской грудью. С 4 - 6-месячного возраста слюноотделение у детей значительно усиливается, что связано с прикормом (густая и твердая пища, раздражая слизистую оболочку рта, усиливает слюноотделение) и появлением молочных зубов. Неумение глотать слюну приводит к слюнотечению, которое прекращается к 1 - 1,5 годам. Слюноотделение у детей, как и у взрослых, осуществляется тремя парами крупных слюнных желез (околоушная, подчелюстная, подъязычная) и рядом мелких, расположенных в слизистой оболочке полости рта, у корня языка, на твердом и мягком небе. С возрастом масса желез увеличивается, ветвится и расширяется система выводных протоков. К двум годам слюнные железы детей по гистологическому строению сходны с таковыми у взрослых.

Смешанная слюна ребенка имеет колеблющиеся в широких пределах значения рН 6-7,8, содержит неорганические и органические вещества. Среди последних муцин (слизь) важный компонент для формирования и ослизнения пищевого комка, образования защитного слоя на слизистой оболочке полости рта и глотки. В слюне содержится амилаза, но переваривающая сила ее мала. Ниже, чем у взрослых, активность в слюне детей лизоцима (муромидаза), оказывающего бактерицидное действие.

С переходом на прием плотной пищи особое значение приобретают ее размельчение, смачивание и формирование пищевою комка, что достигается с помощью жевания, которое становится эффективным сравнительно поздно к 1,5 - 2годам.

Зубы закладываются и развиваются в толще челюсти. Еще во внутриутробном периоде развития закладываются зачатки постоянных зубов, сменяющих в определенном возрасте молочные.

На 6-8-м месяце жизни у ребенка начинают прорезываться временные, или молочные, зубы. Зубы могут появляться раньше или позднее в зависимости от индивидуальных особенностей развития, качества питания. Чаще всего первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются верхние средние и верхние боковые; к концу первого года жизни прорезывается обычно 8 зубов. В течение второго года жизни, а иногда и начала третьего года заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Молочные зубы нежные и хрупкие, это следует учитывать при организации питания детей.

В 6-7 лет у детей начинают выпадать молочные зубы, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего они выпадают. Малые коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости, вырастают без молочных предшественников. Прорезывание постоянных зубов заканчивается к 14 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой задерживается до 25- 30 лет; в 15% случаев они отсутствуют на верхней челюсти вообще. В связи с тем, что зачатки постоянных зубов находятся под молочными зубами, следует особо обращать внимание на состояние полости рта и зубов у детей школьного и дошкольного возраста.

Глотание пищевого комка является рефлекторным актом. Глотательный рефлекс начинает формироваться раньше, чем рефлекс сосания. У плода 6 -7 месяцев он уже сформирован, а у новорожденного ребенка хорошо координирован.

Глотка новорожденного имеет форму воронки с высокой и широкой верхней частью и суженой нижней. Её длина 3 см к двум годам увеличивается в 2 раза. Нижний край при рождении находится на уровне 3-4 шейных позвонков, к 12 годам 5-6 шейного позвонка, к 14 годам на уровне 6-7 шейного позвонка. Из глотки пища попадает в пищевод.

Пищевод у новорожденного представляет собой трубку 10-12см длиной, тогда как у взрослого она достигает 25 см. К 11-12 годам его длина удваивается. У новорожденного шейная часть пищевода располагается несколько выше, чем у взрослого. Однако с возрастом она опускается, особенно интенсивно до 10-12 лет. Слизистые железы пищевода у новорожденного развиты слабо, его слизистая оболочка нежна и легкоранима. Мышечная оболочка пищевода у новорожденных развита слабо, она растёт до 11-12 лет. Нижний конец пищевода расширен и его мышцы на границе с желуд­ком слабы, в связи с этим, шевеление ребенка после кормления может вызвать срыгивание. Это может случиться и при перекармливании ребенка.

У новорожденных желудок имеет округлую форму и расположен горизонтально, после 1,5 лет желудок приобретает грушевидную форму и приобретает вертикальное положение, а с 6-7 лет его форма ничем не отличается от желудка взрослых.

Емкость желудка при рождении составляет 5 - 10 мл, в первые недели увеличивается до 30 -35мл, к 1 году до 300 - 400 мл, в возрасте 10 лет достигает примерно 750 -800 мл, а у взрослого равна 1500 - 2000 мл.

Слизистая оболочка желудка детей менее складчатая и более тонка, чем у взрослых. Вход в желудок относительно широк, кардинальный сфинктер развит недостаточно, а пилорический сформирован хорошо, что предрасполагает грудных детей к срыгиванию и рвоте.

Желудочные железы в первые годы жизни ребенка еще недоразвиты и малочисленны, хотя и способны секретировать желудочный сок, в котором содержание соляной кислоты, количество и функциональная активность ферментов значительно ниже, чем у взрослого человека. До 4 - 5 месячного возраста кислотность сока обеспечивается молочной кислотой, a лишь затем соляной. Низкая концентрация соляной кислоты обусловливает слабые бактерицидные свойства желудочного сока у детей до 6-7 лет, что способствует более легкой восприимчивости детей этого возраста к желудочно-кишечным инфекциям. До 10-летнего возраста кислотность желудочного сока повышается у детей мужского и женского пола параллельно, затем бывает высокой у мальчиков, причем это различие не меняется вплоть до 40-летнего возраста, когда вновь выравнивается.

В процессе развития детей и подростков существенно меняется активность содержащихся в желудочном соке ферментов. Особенно значительно меняется в первый год жизни активность фермента – химозина, створаживающего белки молока. Его активность резко возрастает к концу 1-го года, у взрослых этот фермент полностью теряет свое значение в пищеварении. В связи с низкой кислотной способностью желудочного сока фермент пепсин у новорожденных детей способен расщеплять лишь белки, входящие в состав молока. С возрастом нарастает также активность других ферментов желудочного сока и в старшем школьном возрасте она достигает уровня взрослого организма. Следует отметить, что у детей до 10 лет в желудке активно идут процессы всасывания, в то время как у взрослых эти процессы осуществляются в основном только в тонком кишечнике.

Порция грудного молока задерживается в желудке после кормления 2 – 3 часа, питательная смесь с коровьим молоком - 3 - 4 часа. Увеличение в пище количества белков и жиров замедляет ее эвакуацию до 4,5 - 6,5 часа.

Поджелудочная железа развивается наиболее интенсивно до 1 года и в 6-8 лет. Масса железы 2 - 4 г, к концу 1-го года достигает 10 - 12 г, к 4 мес. масса удваивается, к 8 годам утраивается, у взрослых 60 - 115 г. По своим морфофункциональным параметрам она достигает уровня взрослого организма к окончанию подросткового возраста (в 11-13 лет завершается ее морфологическое развитие, а в 15-16 лет – функциональное).

Печень новорожденного относительно велика, около 4-5,5% массы тела (у взpoслых 2 - 3 %). При рождении равна в среднем 135 г, к концу первого - началу второго года жизни она удваивается, к 3 годам утраивается, в возрасте 14-15 лет, в период полового созревания, наблюдается особенно сильный рост печени, ее масса увеличивается до 1300 г. У детей морфологически еще не вполне созрели клетки печени, в связи с чем функция ее несовершенна. При заболеваниях ее клетки легко погибают, что приводит к нарушению обменных процессов, барьерной функции печени. Это в значительной мере осложняет течение кишечных заболеваний у детей.

Желчный пузырь вначале имеет веретенообразною форму, в возрасте 13 лет становится круглым, а у взрослых приобретает грушеобразную форму. У новорожденного его длина равна 3 см, у взрослого 10 см. Емкость желчного пузыря увеличивается с 3 мл примерно до 35 мл в зрелом возрасте. У новорожденного желчный пузырь мал; емкость его у ребенка 3-х мес. около 3 мл, к концу года 8 - 9 мл (у взрослых 50 - 65 мл). Желчеобразование у новорожденных происходит весьма интенсивно: на 1 кг массы тела желчи выделяется в 4 раза больше, чем у взрослых. В желчи детей концентрация желчных кислот, солей, холестерина ниже, а муцина и пигментов - выше, чем в желчи у взрослых. Нередко это служит причиной недостаточного усвоения жиров и появления их в кале при раннем прикорме. Регуляция желчеобразования осуществляется в основном гуморальным путем, выделение желчи в двенадцатиперстную кишку регулируется нервными и гуморальными механизмами, как у взрослых.

Тонкая кишка новорожденного имеет длину 1,2 – 2,8 м; в 2-3 года -2,8м. К середине периода второго детства её длина равна длине кишки взрослого человека 5-6м. Отношение длины тонкого кишечника к длине тела у детей больше, чем у взрослых: у новорожденных - в 6,3, в возрасте 12 лет в 6,6, у взрослых – в 5,4 раза. Наиболее интенсивный рост тонкой кишки наблюдается в возрасте от 1 года до 3 лет и от 10 до 15 лет. В связи с тем, что у детей относительно большая длина кишечни­ка и длинная, но слабая, легко растягивающаяся брыжейка, возни­кает возможность возникновения заворотов кишок.

Двенадцатипёрстная кишка у новорожденных имеет кольцевидную форму, у взрослых -V-образную, складчатую или неправильную форму.

Слизистая оболочка тонкая, ворсинок в тонкой кишке детей меньше, чем у взрослых. Железы тонкой кишки, так же как и железы желудка, функционально не вполне развиты. Состав кишечного сока у ребенка такой же, как и у взрослого, но переваривающая сила ферментов значительно меньше. Она возрастает одновременно с повышением активности желудочных желез и увеличением кислотности его сока.

Кишечник ребенка отличается активной и очень неустойчивой перистальтикой. Она может легко усиливаться под влиянием местного раздражения (поступление пищи, ее брожение в кишечнике) и различных внешних воздействий. Так, общее перегревание ребенка, резкое звуковое раздражение (крик, стук), увеличение его двигательной активности приводят к усилению перистальтики. Двигательная функция желудочно-кишечного тракта становится такой же, как и у взрослых, к 3-4 годам.

В тонкой кишке осуществляется полостное, мембранное и внут­риклеточное пищеварение. Соотношение между ними в раннем постнатальном онтогенезе претерпевает характерные изменения. Слизистая оболочка тонкой кишки новорожденных обладает высокой ферментативной активностью и обеспечивает высокую интенсивность мембранного пищеваре­ния. Существенное значение имеет и внутриклеточное пищеваре­ние. Эти виды пищеварения у детей обеспечивают гидролиз в ус­ловиях еще несформировавшегося полостного пищеварения. У дeтeй раннего возраста кишечное пищеварение осуществляется на боль­шей части тонкой кишки. С возрастом в связи с развитием полост­ного пищеварения основной пищеварительный процесс заверша­ется в начальной трети тонкой кишки.

Весь путь по тонким кишкам пищевая кашица у ребенка проходит за 12-30 ч, а при искусственном вскармливании – за более длительное время.

Толстая кишка у новорожденных детей и взрослого равна приблизительно длине тела. Просвет кишки увеличивается вплоть до 21 года. Слепая кишка опускается в малый таз обычно только в пубертатном периоде. В возрасте 12 - 14 лет топографическое расположение органов пищеварения такое же, как у взрослых. Жировая ткань откладывается в сальнике только после окончания пубертатного периода.

В толстой кишке происходит формирование кала еще во время внутриутробного развития. Первородный кал, или меконий , образуется вследствие выделения какого-то количества пищеварительных соков и слущивания эпителия. Меконий выделяется в первые часы после рождения, он темного цвета и не имеет запаха. В течение последующих 2-3 дней меконий исчезает и появляется кал, состоящий из непереваренных остатков пищи. В первые месяцы жизни дефекация происходит непроизвольно в связи с каждым кормлением 5 - 7 раз в сутки. Затем становится реже, в возрасте 1 года 1 - 2 раза в сутки. К этому времени дефекация становится произвольным актом. При смешанном и искусственном вскармливании акты дефекации более редкие.

Ребенок рождается со стерильным желудочно-кишечным трактом, который затем заселяется микроорганизмами, их вид и количество стабилизируются в каждом отделе пищеварительного тракта. Количественная и качественная стабилизация микрофлоры кишечника завершается к школьному возрасту, когда по ocнoвным показателям она становится близкой к микрофлоре взрослого человека.

Развитие органов пищеварения идет параллельно с общим физическим развитием детей и подростков. Наиболее интенсивный рост и функциональное развитие органов пищеварения наблюдается в 1-й год постнатальной жизни, в дошкольном возрасте и в подростковом периоде, когда органы пищеварения по своим морфофункциональным свойствам приближаются к уровню взрослого организма. Кроме того, в процессе жизни у детей и подростков легко вырабатываются условные пищевые рефлексы, в частности рефлексы на время приема пищи. В связи с этим важно приучить детей к строгому соблюдению режима питания.


Пищеварительный канал состоит из системы органов, которые производят механическую и химическую обработку пищи и ее всасывание.

В нем различают следующие отделы:

а) ротовая полость;

б) глотка;

в) пищевод;

г) желудок;

д) тонкий кишечник; в него входят три переходящих друг в друга отдела: двенадцатиперстная кишка, тощая кишка и подвздошная кишка;

е) толстый кишечник – образованный слепой кишкой, частями ободочной кишки (восходящей, поперечной, нисходящей и сигмообразной кишками) и прямой кишкой.

Ротовая полость

Зубы закладываются еще в утробном периоде и развиваются в толще челюсти. У ребенка на 6–8 месяце жизни начинают прорезываться молочные, или временные, зубы. Зубы могут появляться раньше или позднее в зависимости от индивидуальных особенностей развития. Чаще всего первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются верхние средние и верхние боковые; в конце первого года прорезываются обычно 8 молочных зубов. В течение второго года жизни, а иногда и в начале третьего заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов.

В 6–7 лет молочные зубы начинают выпадать, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего зубы выпадают. Малые коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости, вырастают без молочных предшественников. Прорезывание постоянной смены зубов заканчивается к 14–15 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой задерживается до 25–30 лет; в 15 % случаев они отсутствуют на верхней челюсти вообще. Причиной смены зубов является рост челюстей.

С возрастом количество отделяющейся слюны увеличивается; наиболее значительные скачки отмечаются у детей от 9 до 12 месяцев и от 9 до 11 лет. Всего в сутки у детей отделяется до 800 куб. см слюны.

У детей слизистая оболочка пищевода нежная, легко-травмируемая грубой пищей, богата кровеносными сосудами. Длина пищевода у новорожденных – около 10 см, в возрасте 5 лет – 16 см, в 15 лет – 19 см.

Желудок грудных детей имеет скорее горизонтальное положение и расположен почти весь в левом подреберье. Только когда ребенок начинает стоять и ходить, его желудок занимает более вертикальное положение.

С возрастом меняется и форма желудка. У детей до 1,5 лет она округлая, до 2–3 лет – грушевидная, к 7 годам желудок имеет форму, как у взрослых.

Вместимость желудка увеличивается с возрастом. Если у новорожденного она составляет 30–35 мл, то к концу первого года жизни увеличивается в 10 раз. В 10–12 лет вместимость желудка достигает 1,5 л.

Мышечный слой желудка у детей развит слабо, особенно в области дна. У новорожденных железистый эпителий желудка слабо дифференцирован, главные клетки еще недостаточно созрели. Дифференцировка клеток желез желудка у детей завершается к семи годам, но полного развития они достигают лишь к концу пубертатного периода.

Общая кислотность желудочного сока у детей после рождения связана с наличием в его составе молочной кислоты.

Функция синтеза соляной кислоты развивается в период от 2,5 до 4 лет. Относительно низкое содержание соляной кислоты в желудочном соке детей 4–6 лет ведет к снижению его противомикробных свойств, что проявляется в склонности детей к желудочно-кишечным заболеваниям.

Пищеварение в кишечнике

У взрослых кишечник относительно короче, чем у детей: длина кишечника у взрослого человека превышает длину его тела в 4–5 раз, у грудного ребенка – в 6 раз. Особенно интенсивно кишечник растет в длину от 1 до 3 лет из-за перехода от молочной пищи к смешанной и от 10 до 15 лет.

Мышечный слой кишечника и его эластические волокна развиты у детей слабее, чем у взрослых. В связи с этим перистальтические движения у детей происходят слабее. Пищеварительные соки кишечника уже в первые дни жизни ребенка содержат все основные ферменты, обеспечивающие процесс пищеварения.

Рост и развитие поджелудочной железы продолжается до 11 лет, наиболее интенсивно она растет в возрасте от 6 месяцев до 2 лет.

Печень у детей относительно больше, чем у взрослых. В 8-10 месяцев ее масса удваивается. Особенно интенсивно печень растет в 14–15 лет, достигая массы 1300–1400 г. Желчеотделение отмечается уже у трехмесячного плода. С возрастом желчеотделение усиливается.

Пищеварительная система новорожденного существенно отличается от таковой у взрослых.

Полость рта развивается из ротовой бухты, покрытой эктодермой, которая постепенно углубляется и достигает головного конца передней кишки, здесь происходит соединение обоих зародышевых листков - эктодермы и энтодермы. Сверху ротовая бухта ограничена лобным бугром, который образуется вследствие активного роста головного мозга; с боковых поверхностей и снизу ротовая ямка ограничена висцеральными дугами. Впоследствии из этих зачатков развиваются кости лица и органы полости рта.

У новорожденного полость рта развита очень слабо. В дальнейшем, с развитием челюстей, прорезыванием зубов и увеличением неба, полость рта постепенно увеличивается в размерах, формируются преддверие и собственно полость рта. В преддверии рта слизистая оболочка образует ряд складок: уздечки губ и щечные тяжи, а на твердом небе - поперечные складки. У новорожденного и ребенка до 2-3 лет в задних отделах твердого неба имеются образования из эпителиальной ткани - тяжи, залегающие по обеим сторонам от средней линии неба. Само твердое небо у новорожденного и в первые месяцы у детей грудного возраста значительно уплощено, а сводчатость его выражена намного слабее, чем у взрослых.

Всю полость рта до появления преддверия полностью выполняет язык, который у новорожденного и в первые месяцы жизни весьма широк и резко уплощен. Он закладывается из нескольких так называемых языковых бугорков - зачатков, лежащих на дне первичной ротовой полости: одного непарного бугорка, расположенного по средней линии, и пары латеральных бугорков. Бугорки, расположенные впереди слепого отверстия, развиваются в тело (спинку и верхушку) языка, а бугорок, залегающий кзади от слепого отверстия, оформляется в корень языка. Все перечисленные зачатки языка быстро срастаются, оставляя след - границу между корнем и телом языка в виде пограничной борозды. Впереди и вдоль которой залегают желобоватые сосочки. Из эпителиального слоя языка образуются сосочки языка: вначале появляются желобоватые, листовидные, а затем грибовидные и нитевидные. Мышцы языка развиваются из миотомов затылочной области, которые врастают в толщу корня языка.

Полость рта делится на собственно полость рта и преддверие рта: десны, альвеолярные отростки верхней и альвеолярная часть нижней челюстей, за-ложеш1ые в пил зубы, вначале молочные, а затем постоянные.

Закладка зубов происходит на 2-м месяце внутриутробной жизни, при этом эмаль зуба образуется за счет эктобласта, а дентин, цемент и пульпа - за счет мезобласта. Вначале появляется зубная пластинка, lamina dentalis. Она врастает в подлежащую мезенхиму, дающую начало десневым валикам. Затем на зубных пластинках образуются выпячивания за счет разрастания эпителия - таким образом формируются эмалевые органы молочных зубов. На 10-й неделе в них врастает мезенхима, из которой образуются зубные сосочки, papillae dentales, Впоследствии они частично обособляются от зубной пластинки, сохраняя с ней связь в виде эпителиального тяжа. Кроме того, в этот же период вокруг эмалевого органа уплотняется окружающая мезенхима и образуется зубной мешочек, sacculus dentis, сливающийся с зубным сосочком. Все эти преобразования наблюдаются на I стадии развития. На II стадии происходят дальнейшие изменения зачатков зубов: они обособляются от зубной пластинки, теряющей связь с эпителием полости рта. В III стадии, на 4-м месяце эмбрионального развития, образуются дентин, эмаль и пульпа зуба.

Коронка формируется до рождения, а развитие корней молочных зубов заканчивается после их прорезывания.

Сроки прорезывания молочных зубов: медиальные резцы - от 6-го до 8-го месяца; латеральные резцы - от 7-го до 9-го; первые коренные - от 12-го до 15-го; клыки - от 15-го до 20-го; вторые коренные - от 20-го до 30-го месяца; при этом зубы нижней челюсти появляются несколько раньше, чем соответствующие на верхней челюсти.

Слюнные железы являются производным эпителия полости рта и мало чем отличаются от таковых у взрослого человека, однако у новорожденного крупные слюнные железы: околоушные, подъязычные и поднижнечелюстные - имеют хорошо выраженное дольчатое строение.



Пищеварительный канал состоит из системы органов, которые производят механическую и химическую обработку пищи и ее всасывание. У человека пищеварительный канал имеет вид трубки длиной 8-10 м. Стенка пищеварительной трубки состоит из трех слоев: внутреннего (слизистой оболочки), среднего (мышечной оболочки) и наружного (соединительно-тканной, или серозной, оболочки). Гладкая мышечная ткань средней оболочки имеет два слоя: внутренний – круговой и наружный – продольный. В пищеварительном канале различают следующие отделы:

а) ротовая полость;

б) глотка;

в) пищевод;

г) желудок;

д) тонкий кишечник; в него входят три переходящих друг в друга отдела: двенадцатиперстная кишка, тощая кишка и подвздошная кишка;

е) толстый кишечник – образованный слепой кишкой, частями ободочной кишки (восходящей, поперечной, нисходящей и сигмообразной кишками) и прямой кишкой.

В полость пищеварительного канала поступают пищеварительные соки, образуемые железами. Часть желез расположена в самом пищеварительном канале; крупные железы находятся вне его, и вырабатываемые ими пищеварительные соки попадают в его полость по выводным протокам.

Переваривание пищи начинается в ротовой полости, где происходит механическое раздробление и измельчение пищи при ее пережевывании. В ротовой полости помещаются язык и зубы. Язык – подвижный мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой, богато снабженный сосудами и нервами.

Язык передвигает пищу в процессе жевания, служит органом вкуса и речи.

Зубы измельчают пищу; кроме того, они принимают участие в формировании звуков речи. По функции и форме различают резцы, клыки, малые и большие коренные зубы. У взрослого человека 32 зуба: в каждой половине верхней и нижней челюстей развиваются 2 резца, 1 клык, 2 малых коренных и 3 больших коренных зуба.

Зубы закладываются еще в утробном периоде и развиваются в толще челюсти. У ребенка на 6–8 месяце жизни начинают прорезываться молочные, или временные, зубы. Зубы могут появляться раньше или позднее в зависимости от индивидуальных особенностей развития. Чаще всего первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются верхние средние и верхние боковые; в конце первого года прорезываются обычно 8 молочных зубов. В течение второго года жизни, а иногда и в начале третьего заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов.

В 6–7 лет молочные зубы начинают выпадать, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего зубы выпадают. Малые коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости, вырастают без молочных предшественников. Прорезывание постоянной смены зубов заканчивается к 14–15 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой задерживается до 25–30 лет; в 15 % случаев они отсутствуют на верхней челюсти вообще. Причиной смены зубов является рост челюстей.

Измельченная механически пища в полости рта смешивается со слюной. В ротовую полость открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушные, поднижнечелюстные и подъязычные. Кроме того, почти по всей слизистой оболочке ротовой полости и языка расположены мелкие слюнные железки. Интенсивное слюноотделение начинается с появлением молочных зубов.

В слюне содержится фермент амилаза, расщепляющий полисахариды до декстринов, а затем до мальтазы и глюкозы. Белок слюны муцин делает слюну клейкой. Благодаря муцину пропитанная слюной пища легче проглатывается. В составе слюны есть вещество белковой природы – лизоцим, обладающий бактерицидным действием.

С возрастом количество отделяющейся слюны увеличивается; наиболее значительные скачки отмечаются у детей от 9 до 12 месяцев и от 9 до 11 лет. Всего в сутки у детей отделяется до 800 куб. см слюны.

Пищевод. Пища, измельченная в ротовой полости и пропитанная слюной, сформованная в пищевые комки, через зев поступает в глотку, а из нее – в пищевод. Пищевод – мышечная трубка длиной у взрослого человека около 25 см. Внутренняя оболочка пищевода – слизистая, покрыта многослойным плоским эпителием с признаками ороговения в верхних слоях. Эпителий защищает пищевод при движении по нему грубого пищевого комка. Слизистая оболочка образует глубокие продольные складки, что позволяет пищеводу сильно расширяться при прохождении пищевого комка.

У детей слизистая оболочка пищевода нежная, легко-травмируемая грубой пищей, богата кровеносными сосудами. Длина пищевода у новорожденных – около 10 см, в возрасте 5 лет – 16 см, в 15 лет – 19 см.

9.2. Процесс пищеварения

Особенности пищеварения в желудке. Желудок – наиболее расширенная часть пищеварительной системы. Он имеет вид изогнутого мешка, вмещающего до 2 л пищи.

Расположен желудок в брюшной полости асимметрично: большая его часть находится слева, а меньшая – справа от срединной плоскости тела. Выпуклый нижний край желудка – большая кривизна, короткий вогнутый край – малая кривизна. В желудке различают вход (кардиальная часть), дно (фундальная часть) и выход (пилорическая, или привратниковая, часть). Привратник открывается в двенадцатиперстную кишку.

Изнутри желудок выстлан слизистой оболочкой, образующей множество складок. В толще слизистой оболочки находятся железы, которые вырабатывают желудочный сок. Различают три типа клеток желудочных желез: главные (вырабатывают ферменты желудочного сока), обкладочные (вырабатывают соляную кислоту), добавочные (вырабатывают слизь).

Желудочный сок человека – бесцветная жидкость кислой реакции, в состав которой входят соляная кислота (0,5 %), ферменты, минеральные вещества и слизи. Последние предохраняют слизистую оболочку желудка от механических и химических повреждений. Соляная кислота убивает бактерии, попадающие в желудок, размягчает волокнистую пищу, вызывает набухание белков и способствует активированию пищеварительного фермента пепсина. За сутки у взрослого человека отделяется 1,2–2 л желудочного сока.

В состав желудочного сока входят два фермента – пепсин и химозин. Пепсин вырабатывается желудочными железами в неактивной форме и активизируется только в кислотной среде желудка. Пепсин расщепляет белки до альбумоз и пептонов. Химозин, или сычужный фермент, вызывает створаживание молока в желудке. Обнаружить химозин в желудочном соке детей особенно просто в период молочного вскармливания. У более старших детей створаживание происходит под влиянием пепсина и соляной кислоты желудочного сока. Также в желудочном соке содержится фермент липаза, который расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот. Желудочная липаза действует на жиры, находящиеся в состоянии эмульсии (жиры молока).

В желудке пища задерживается от 4 до 11 ч и подвергается не только химической обработке с помощью желудочного сока, но и механическому воздействию. В толще стенок желудка находится мощный мышечный слой, состоящий из гладких мышц, мышечные волокна которого идут в продольном, косом и круговом направлениях. Сокращения мышц желудка способствуют лучшему перемешиванию пищи с пищеварительным соком, а также передвижению пищи из желудка в кишечник.

Желудок грудных детей имеет скорее горизонтальное положение и расположен почти весь в левом подреберье. Только когда ребенок начинает стоять и ходить, его желудок занимает более вертикальное положение.

С возрастом меняется и форма желудка. У детей до 1,5 лет она округлая, до 2–3 лет – грушевидная, к 7 годам желудок имеет форму, как у взрослых.

Вместимость желудка увеличивается с возрастом. Если у новорожденного она составляет 30–35 мл, то к концу первого года жизни увеличивается в 10 раз. В 10–12 лет вместимость желудка достигает 1,5 л.

Мышечный слой желудка у детей развит слабо, особенно в области дна. У новорожденных железистый эпителий желудка слабо дифференцирован, главные клетки еще недостаточно созрели. Дифференцировка клеток желез желудка у детей завершается к семи годам, но полного развития они достигают лишь к концу пубертатного периода.

Общая кислотность желудочного сока у детей после рождения связана с наличием в его составе молочной кислоты.

Функция синтеза соляной кислоты развивается в период от 2,5 до 4 лет. В возрасте от 4 до 7 лет общая кислотность желудочного сока в среднем составляет 35,4 единицы, у детей от 7 до 12 лет она равна 63. Относительно низкое содержание соляной кислоты в желудочном соке детей 4–6 лет ведет к снижению его противомикробных свойств, что проявляется в склонности детей к желудочно-кишечным заболеваниям.

У новорожденного ребенка в составе желудочного сока можно выделить следующие ферменты и вещества: пепсин, химозин, липазу, молочную кислоту и связанную соляную кислоту. Пепсин из-за низкой кислотности желудочного сока способен расщеплять лишь белки, входящие в состав молока. Активность фермента химозина к концу первого года жизни повышается до 256–512 единиц, хотя в первый месяц жизни ребенка она составляла всего 16–32 единицы. Находящийся в составе желудочного сока грудных детей фермент липаза расщепляет до 25 % жира молока. Однако следует учитывать тот факт, что жир материнского молока расщепляется не только желудочной липазой, но и липазой самого материнского молока. Это сказывается на скорости расщепления жиров в желудке детей, вскармливаемых искусственно. У них молочные жиры расщепляются всегда более медленно, чем при грудном вскармливании. В коровьем молоке липазы мало. По мере взросления ребенка активность липазы возрастает с 10–12 до 35–40 единиц.

Количество желудочного сока, его кислотность и переваривающая сила так же, как и у взрослого человека, зависят от пищи. Например, при питании женским молоком выделяется желудочный сок с низкой кислотностью и переваривающей силой; по мере становления желудочной секреции наиболее кислый сок отделяется на мясо, затем на хлеб, и наименьшей кислотностью отличается сок на молоко.

Секреторную активность желез желудка регулирует блуждающий нерв. Желудочный сок выделяется не только при раздражении рецепторов ротовой полости, но и на запах, вид пищи. Также он выделяется ко времени приема пищи.

У грудного ребенка желудок освобождается от пищи при грудном вскармливании через 2,5–3 ч, при питании коровьим молоком – через 3–4 ч, пища, содержащая значительные количества белков и жиров, задерживается в желудке 4,5–6,5 ч.

Пищеварение в кишечнике. Содержимое желудка в виде пищевой кашицы, пропитанной кислым желудочным соком, частично переварившееся мышечными сокращениями его стенок, перемещается к выходной его части (пилорическому отделу) и дозированно проходит из желудка в начальный отдел тонкого кишечника – двенадцатиперстную кишку. Внутрь двенадцатиперстной кишки открывается общий желчный проток печени и проток поджелудочной железы.

В двенадцатиперстной кишке происходит наиболее интенсивное и полное переваривание пищевой кашицы. Под действием сока поджелудочной железы, желчи и кишечного сока белки, жиры и углеводы перевариваются так, что становятся легкодоступными для всасывания и усвоения организмом.

Чистый поджелудочный сок – бесцветная, прозрачная жидкость щелочной реакции. Кишечный сок содержит фермент трипсин, расщепляющий белковые вещества до аминокислот. Трипсин вырабатывается клетками железы в неактивной форме и активируется кишечным соком. Фермент липаза, содержащийся в кишечном соке, активируется желчью и, действуя на жиры, превращает их в глицерин и жирные кислоты. Ферменты амилаза и мальтаза превращают сложные углеводы в моносахариды типа глюкозы. Отделение поджелудочного сока продолжается 6-14 ч и зависит от состава и свойств принятой пищи.

В двенадцатиперстную кишку поступает желчь, вырабатываемая клетками печени. И, хотя желчь не содержит в своем составе ферментов, ее роль в пищеварении огромна. Желчь переводит в активное состояние липазу, вырабатывающуюся клетками поджелудочной железы; эмульгирует жиры, превращая их во взвесь мелких капелек (эмульгированные жиры легче перевариваются). Кроме того, желчь активно влияет на процессы всасывания в тонкой кишке и способствует усилению отделения сока поджелудочной железы.

Двенадцатиперстная кишка продолжается в тощий отдел тонкого кишечника, а последний – в подвздошную кишку. Длина тонкой кишки у взрослого человека – 5–6 м. Внутренняя оболочка тонкой кишки слизистая и имеет множество выростов, или ворсинок (около 4 млн у взрослого человека). Ворсинки значительно увеличивают всасывающую поверхность тонкого кишечника. Помимо трипсина и липаз, в составе кишечного сока присутствует свыше 20 ферментов, оказывающих каталитическое воздействие на расщепление пищевых веществ.

В стенках тонкого кишечника имеются продольные и кольцевые мышцы, сокращения которых вызывают маятникообразные и перистальтические движения, что улучшает контакт пищевой кашицы с пищеварительными соками и способствует перемещению содержимого тонкой кишки в толстую кишку.

Длина толстой кишки – 1,5–2 м. Это самый широкий отдел кишечника. В толстой кишке различают слепую кишку с червеобразным отростком (аппендикс), ободочную кишку и прямую кишку.

В толстой кишке ферментативная обработка пищи весьма незначительна. Здесь происходит процесс интенсивного всасывания воды, в результате чего в конечных ее отделах формируется кал, который и выводится из организма. В толстой кишке живут многочисленные симбиотические бактерии. Одни из них расщепляют растительную клетчатку, так как пищеварительные соки человека не содержат ферментов для ее переваривания. Другие бактерии синтезируют витамин К и некоторые витамины группы В, которые затем всасываются организмом человека.

У взрослых кишечник относительно короче, чем у детей: длина кишечника у взрослого человека превышает длину его тела в 4–5 раз, у грудного ребенка – в 6 раз. Особенно интенсивно кишечник растет в длину от 1 до 3 лет из-за перехода от молочной пищи к смешанной и от 10 до 15 лет.

Мышечный слой кишечника и его эластические волокна развиты у детей слабее, чем у взрослых. В связи с этим перистальтические движения у детей происходят слабее. Пищеварительные соки кишечника уже в первые дни жизни ребенка содержат все основные ферменты, обеспечивающие процесс пищеварения.

Рост и развитие поджелудочной железы продолжается до 11 лет, наиболее интенсивно она растет в возрасте от 6 месяцев до 2 лет.

Печень у детей относительно больше, чем у взрослых. В 8-10 месяцев ее масса удваивается. Особенно интенсивно печень растет в 14–15 лет, достигая массы 1300–1400 г. Желчеотделение отмечается уже у трехмесячного плода. С возрастом желчеотделение усиливается.



Похожие статьи