Золотые ворота баптистерия флоренция. Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции – архитектурный шедевр католического мира

Привет, друзья. Вряд ли вы станете спорить с тем, что Италия – это настоящая сокровищница искусств. Практически в каждом городе этой страны есть хоть одна жемчужина. Во Флоренции . Сегодня мы расскажем об одном из главных и самом древнем религиозном сооружении города. Это баптистерий Сан-Джованни или Флорентийский баптистерий.

Италия. Регион Тоскана. Флоренция. Баптистерий Сан-Джовани (Battistero di San Giovanni).

Говоря русским языком, баптистерий это – здание, где совершается таинство крещения (крестильня).

История

Баптистерий является частью Кафедрального собора , расположенного на Пьяцца дель Дуомо (Соборная площадь).

  • Когда-то само это место было сакральным.
  • Затем, в начале I cтолетия, здесь был возведён храм, посвященный римскому богу войны Марсу.
  • С течением столетий в архитектуру постройки вносились изменения. Здание перестраивалось в соответствии новой вере и традициям моды.
  • К IX веку это уже была базилика.
  • В XI веке, после сноса стен и реконструкции, здание получило знаменитую форму восьмигранника и было освящено римским папой Николаем II.
  • В XII веке оно получило статус баптистерия. В течение этого же столетия здание активно достраивали и обшивали стены мрамором.
  • Известен баптистерий и благодаря готической колокольне Джотто, которая была заложена в XIII веке. Она стоит отдельно от здания крестильни.
  • С IX по XII век баптистерий был одновременно кафедральным собором и крестильней.

Эта универсальность стала причиной появления в здании трех ворот.

И над внешним видом, и над интерьерами собора работали величайшие мастера архитектуры, скульптуры, литья, росписи, мозаики, резьбы по камню.

Интерьер

Интерьер баптистерия поражает великолепием. Чего только стоит роспись потолка и мраморный купол, украшенный византийской мозаикой.

Росписями Небесной Иерархии занимались лучшие мастера XII-XIV веков. Особенно выделяется фреска «Иисус с ангелами».

Окна здания отделаны лепниной, кафедра баптистерия украшена фресками, а скромный декор пола оттеняет богатая роспись потолка.

Всё вместе символизирует счастье небесной жизни и тщету земной.

У одной из стен здания расположен крестильный источник. С IX по XIX столетие здесь проходило таинство крещения всех жителей Флоренции. Среди них поэт Данте. Возможно, поэтому он упомянул этот святой источник в своей Божественной комедии.

Внутри здания находится гробница одного из Медичи, гробница антипапы Иоанна XXIII, 1420 года, работы Донателло и Микелоццо.

Гробница антипапы

Врата

С вратами Battistero di San Giovanni Россию связывают давние и прочные узы «родства».

Так Северные врата Казанского собора, находящегося в Санкт Петербурге, являются точной копией Восточных врат баптистерия. Но панели с рельефами, украшающие двери врат Казанского собора, расположены совершенно в другом порядке. Установлены в начале XIX века.

Северные врата Казанского собора

В Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ) находится гипсовый слепок с Восточных врат Флорентийского баптистерия, сделанный ещё при основателе музея И.В. Цветаеве, который восхищался их красотой и мастерским исполнением.

Так что посмотреть фрагменты можно и в России, но, конечно, это только представление, т.к. врата отлиты в бронзе и покрыты золотом, что придаёт рельефным сценам объём, живость и блеск.

Когда баптистерий перестраивался, гильдия купцов спонсировала строительство врат. Для работы над ними были приглашены лучшие мастера Италии. Каждый представлял свой проект, но работы начинались только после жесткого отбора.

Южные врата

Их создание было поручено маститому архитектору, скульптору и ювелиру Андреа Пизано.

Для работы над массивными дверями была создана специальная мастерская, в которой под руководством Пизано учились и трудились многие скульпторы и мастера литья. Именно эта мастерская положила начало флорентийской скульптурной школе.

Только для дверей было отлито 28 прямоугольных бронзовых панелей. Сверху особой техникой на них нанесено золотой покрытие.

Поскольку баптистерий посвящен Иоанну Крестителю то 20 сцен рассказывают о его деяниях и жизни. На 8 пластинах изображены аллегорические изображения добродетелей.

Работа над вратами велась 8 лет.

Южные врата

Главным архитектором собора сначала был назначен Арнольфо ди Камбио. В 1334 году он умер и главным архитектором становится Джотто. Джото спроектировал и начал строительство прекрасной звонницы собора 90 — метровой Кампанилы.

В 1337 году он умирает, успев сделать только первый этаж колокольни.

Теперь главным архитектором собора становится Андреа Пизано. Кроме врат, Андреа Пизано занимался зданием клира и дальнейшим возведением башни. По рисункам Джотто Пизано создал серию рельефов нижнего яруса.

В 1348 году во время большой чумы Пизано умер.

Северный портал

В 1401 году на отборочный конкурс свои работы представили такие величины как Донателло и Брунеллески, но строгая комиссия остановила свой выбор на молодом 21 летнем и пока ещё не известном скульпторе Лоренцо Гиберти (к тому времени это был его первый крупный заказ).

В мастерской Гиберти было отлито 28 панелей готического стиля в рамах. Они гармонично сочетаются с Южными вратами Андреа Пизано. На пластинах рельефы со сценами из Нового Завета.

Работа над вратами Северного портала продолжалась по одним источникам 20 лет, по другим 23 года (с 1401 года по 1424 год).

Колонна святого Зиновия

Недалеко от этого входа вы увидите беломраморную колонну с крестом и бронзовым барельефом, на котором изображено цветущее дерево вяза и сцена, рассказывающая о чуде святого Зиновия.

С монументом связано предание: флорентийский епископ был вдохновенным проповедником, творил чудеса и занимался благотворительностью. После смерти святого, 27 декабря 429 года его останки решили перенести из церкви Сан Лоренцо в только что построенный собор святой Репараты.

Процессия горожан несла тело святого через город. По дороге им встретился сухой вяз. Полы плаща святого Зиновия коснулись дерева, и случилось чудо — вяз зацвёл.

На этом месте была установлена памятная колонна. Первая колонна не сохранилась, но на её месте воздвигли новую. Каждый год 27 декабря флорентийцы украшают её зелёными ветвями и цветами.

Самого святого тоже можно увидеть – его фигура в плаще отлита на дверях собора. Взгляд епископа направлен на колонну.

Но вернёмся к вратам баптистерия.

Восточный портал — Райские врата

Ворота Северного портала, созданные Гиберти, принесли ему славу великого мастера и произвели настолько сильное впечатление на современников, что ему поручили выполнить и восточный вход.

Восточный вход всегда соединён с собором или направлен к нему. Врата этого портала по праву считают шедевром. Спустя 50 лет Микеланджело сказал: «Они настолько красивы, что могли бы стать Вратами Рая». С тех пор их так и называют — Porta del Paradiso.

Лоренцо ди Чоне Гиберти, к тому времени уже знаменитый мастер и учитель, помимо цветочных украшений и переходных орнаментов, создал десять парных бронзовых позолоченных барельефных панелей, иллюстрирующих сцены Ветхого завета.

Эти панели украшают внешнюю и внутреннюю стороны врат Восточного портала. Именно они принесли мастеру мировую славу.

Работа над ними продолжалась 27 лет (с 1425 по 1452 год).

  • Вес дверей 400 килограммов
  • Высота 5 метров
  • Ширина каждой створки 1,5 метра

В процессе работы Гиберти отточил технику создания рельефов, создал свою школу, теперь уже всемирно известную, воспитал плеяду мастеров, изобрел оригинальную технику позолоты бронзы, впервые применил законы перспективы, создал другие прекрасные работы, в том числе скульптуры и митру для папы римского Евгения, написал «Комментарии» — историю искусств Италии в 3-х томах. Собственно, Лоренцо Гиберти стал родоначальником истории искусств как науки.

Стихийные бедствия, мировая война, во время которых двери приходилось снимать и прятать в безопасных местах повредили панели. В 1966 году во время страшного наводнения 5 листов из 10 были оторваны и унесены потоком воды. В 1990 году их заменили точными копиями.

Со временем золото загрязнилось и почернело. После длительной реставрации 10 оригинальных панелей без рамы сейчас находятся в музее Дуомо. А на храме мы видим блестящие копии.

Лоренцо Гиберти прожил 74 года. Из них 47 лет он отдал собору Санта Мария дель Фьоре и его баптистерию.

Всё это дало право мастеру поместить своё изображение на врата Рая. На створках дверей вы увидите два бронзовых медальона. Они играют роль дверных ручек. В них Гиберти разместил свой портрет и портрет помогавшего ему в работе племянника. Там же можно прочитать надпись на латыни «Восторгайся с каким искусством сделано!»

Музей собора

При соборе есть целый музей Dell"Opera Museo Del Duomo, где хранятся оригиналы работ средневековых мастеров, украшавших храм.

Часть внешних и внутренних фрагментов, в том числе и врата баптистерия, после двадцатисемилетней реставрации, также хранятся в музее, т.к. сохранить их первозданность можно только в закрытом помещении.

Мало того, 10 панелей Райских врат, выложенные в ряд, лежат в музее в контейнерах с азотом.

Врата, которые мы видим на крестильне – великолепная точная копия, выполненная флорентийской мастерской Энрико Маринелли в 1990 году.

Видео о Баптистерии Сан Джованни

Время работы

Вход в баптистерий открыт ежедневно.

  • С понедельника по субботу с 11:15 до 19:00
  • В воскресенье с 8:30 до 14:00

Сколько стоит

Стандартный билет стоит 5 евро

Официальный сайт: www.operaduomo.firenze.it

На сайте есть подробная история строительства собора, выполненная как древо, где указаны годы каждого этапа работы и имена мастеров.

Как добраться

Крестильня находится на площади Дуомо. Доехать до нее можно автобусами 17, 6, 23, 36, 37, 71.

Адрес: PiazzadelDuomo

Баптистерий на карте

Спасибо, что вы читаете наш блог. Подписывайтесь на новые рассылки, делитесь с друзьями полезной информацией.До скорого!

Находится в историческом центре Флоренции и радует своим восьмигранным видом еще с 11-12 века. Бело-зеленое мраморное здание даже старше всемирноизвестного Дуомо (Миланский собор – религиозные достопримечательности). Чем же так притягивает туристов крестильня Флоренции ? Баптистерий Сан-Джованни с восточной части украшен воротами, на которых красуются позолоченные панели-барельефы с изображениями библейских персонажей и тем. Это дверь Баптисерия. Количество панелей на ней приравнивается к 10-и.

Проходя у северных и южных ворот Баптисерия, обязательно обратите внимание на 28 барельефов на каждой, а также на шедевр мастеров Византии – мозаичный купол Баптисерия. Авторами золоченных дверей было Гиберти и Пизано. На дверях, выходящих на юг, Андрей Пизано “описал” жизнь Иоанна Крестителя. Восточные двери с выпуклыми библейскими сюжетами многие называют “Врата рая” . В двух сценах Лоренцо Гиберти изобразил именно себя.

О жизни и творчестве архитекторов вы можете почитать в книге знаменитого итальянского живописца и архитектора Джорджо Вазари “Жизнеописаний знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих”. Она является культурным наследием, в которой описывается история европейского искусства, творчество художников эпохи Возрождения. В книге рассказывается также биография Донателло, Брунеллеско и многих других скульпторов и архитекторов Италии.

Флоренция, являясь городом Италии, часто привлекает своей масштабностью, и многие ее называют страной-музеем под открытым небом со множеством удивительных архитектурных достопримечательностей. Вам и месяца не хватит на осмотр итальянской культуры, наполненной искусством прошлых веков. Баптистерий Сан-Джованни считается изюминкой среди памятников культуры и достопримечательностей Флоренции.

Не зря все экскурсионные программы включают в себя посещение этого поразительного исторического центра. А знаете ли вы, что в Баптистерии Сан-Джованни приняли крещение Данте и небезызвестная Мария Медичи. Несмотря на то, что эта религиозная достопримечательность Флоренции является скорее местом для паломничества туристов, в Баптисерии до сих пор проводятся обряды крещения. Чтобы посетить Баптистерий Сан-Джованни вам необходимо дойти до площади Piazza del Duomo , но обязательно с 5 EUR в кармане на одного человека. В эту стоимость услуги гида не входят.

Адрес: Баптистерий Сан-Джованни, Piazza Duomo, Флоренция, Италия

Часы работы: Пн-Сб – 12.00-19.00, Вс – 8.30-14.00, первая суббота каждого месяца – 8.30-14.00

Цена : 5 EUR

Интересные места и достопримечательности Флоренции

  • Уффици
  • Базилика Санта-Кроче
  • Палаццо Веккьо
  • Площадь Микеланджело
  • Площадь Синьории
  • Санта-Мария-дель-Фьоре
  • Палаццо Питти
  • Большая Синагога Флоренции
  • Мастерская обработки самоцветов
  • Пьяцца-дель-Дуомо
  • Мост Санта Тринита

Баптистерий Святого Иоанна Крестителя – это одна из трех основных составляющих архитектурного ансамбля Кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре , знаменитого символа Флоренции! Путешественник, вошедший на Соборную площадь со стороны главного входа в Дуомо, непременно отметит на переднем плане приземистое здание. Это необычное строение и есть крестильня, названная именем небесного покровителя Флоренции святого Иоанна.

История строительства

Место, на котором нынче красуется здание крестильни, издавна считалось сакральным для обитателей этой части итальянских земель. Сохранились сведения о том, что в 1 веке нашей эры, в данной части Соборной площади, был построен храм, посвященный одному из жителей Олимпа, возможно, воинственному Марсу. В VII веке н.э. здание претерпело значительные изменения, чтобы к IX веку преобразиться в романскую базилику. В 897 году название здания связывали с именем святого Иоанна. А в XI веке религиозная постройка получила свою замечательную форму правильного восьмигранника. В таком виде здание было освящено благодатью папы Николая II. XII век выдался знаковым для данной достопримечательности. В 1128 году она получила статус баптистерия. На протяжении этого столетия строители надстраивали крышу и увенчали ее небольшим фонарем. Также велись активные работы по обшивке стен здания полихромным мрамором, белым и зеленовато-серым. В самом начале 13 века крестильня получила пристройку в виде прямоугольной кафедры (scarsella). Кстати, в период с IX по XII века, баптистерий совмещал в себе функции кафедрального собора и крестильного дома. Для того, чтобы прихожане имели возможность свободно посещать проповеди священников и поучаствовать в обряде крещения, в здании баптистерия есть три пары ворот. Поверьте, каждая из них имеет особое значение.

Показать больше

Ворота

Первым свою руку к украшению порталов приложил талантливый средневековый мастер Андреа Пизано (Andrea Pisano). Его заботам были вверены бронзовые двери, иначе именуемые Южными воротами в крестильный дом. Работа над Южными воротами заняла 6 долгих лет, начиная с 1330 года. На золотистой бронзовой поверхности створок Пизано выгравировал сцены из жития Иоанна крестителя, снабдив их аллегорическими изображениями Добродетелей. 28 картин, сработанных не без помощи ювелирных дел мастеров, вызывают восхищение и трепет у гостей Флоренции. Северный вход в Баптистерий Святого Иоанна после длительного и напряженного конкурса получил в свое распоряжение Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti). Одним из проигравших соперников оказался сам Бруннелески, автор непревзойденного купола Кафедрального собора Дуомо . Гиберти корпел над Северными воротами с 1401 по 1424 года, покрыв их рисунками на тему Нового Завета и Евангелия. Неподалеку Северных ворот находится колонна, посвященная первому епископу флорентийскому Святому Зиновию. Его мощи были помещены в Дуомо, где и хранятся по нынешний день. По преданию местных жителей, гробница с останками святого заставила зазеленеть старый вяз, посреди суровой зимы. На месте того чудесного вяза впоследствии был установлен мраморный монумент. Северные ворота настолько впечатлили заказчиков из гильдии торговцев, что Лоренцо Гиберти практически без проволочек приступил к работе над третьим порталом баптистерия, Восточным. Полет творческой мысли мастера был настолько всеобъемлющ, что ему понадобилась собственная мастерская по работе с бронзой. Общий период работы над Восточными воротами составил 27 лет. На деньги, выделенные гильдией купцов, Гиберти создал настоящие Ворота Рая. Восточные врата разделены на 10 отдельных картин из бронзы, каждая размером 5 на 2. Все картины – иллюстрация историй из Ветхого Завета, в обрамлении ликов святых. Легенда гласит, что название «Врата Рая» Восточному входу в баптистерий дал сам Микеланджело, пораженный отточенностью деталей и красотой выполненных рисунков. А сияние свежее обработанной бронзы только дополнило невероятные впечатления от створок ворот. В настоящее время панели «Врат рая» заменены на копии, а оригинальные панели находятся в музее Дуомо . Копия этих ворот в начале XIX века была установлена на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге (при этом некоторые панели поменяли своё место).

Внутреннее убранство

Внешняя отделка трехъярусного баптистерия удачно гармонирует с устремленной ввысь колокольней Джотто и зданием Кафедрального собора Санта-Мария-дела-Фьоре . Однако внутренний декор крестильного здания поражает глубиной проработки и огромной ценностью. Белый мраморный купол баптистерия изнутри представляет собой просто фантастическое зрелище. Восемь потолочных граней сходятся в одной точке – крошечном пятачке естественного света, высоко под самым фонарем-лантерной. Лучи дневного света наполняют объемом красивейшие во всей Флоренции и Тоскане фрески. Росписью потолка занимались различные итальянские мастера в период с XIII по XIV столетия. Особенно выделяется образ Иисуса, окруженный ангелами небесными, делами мирскими и грехами смертными. Сцена страшного суда занимает три смежных грани купола. Остальные плоскости расписаны сценами из священного писания. Здесь можно полюбоваться на сотворение жизни на Земле, а также Небесную Иерархию, отыскать фигуры Иоанна Крестителя и Девы Марии. Особый вклад в создание фресок внес художник Коппо ди Марковальдо (Coppo di Marcovaldo). Купол от стеновой части отделяет узкий горизонтальный ярус, украшенный окошками и ликами святых. Стены, или так называемый, нижний ордер здания, имеют классическую романскую отделку. То есть вертикальное разделение пространства благодаря колоннам. Парные окна с округлыми арками отделаны причудливой лепниной и несут более декоративную нагрузку, чем функциональную. Если опустить взгляд еще ниже, то можно насладиться сочетанием колон и крупного геометрического орнамента. Этот ансамбль органично связывает богато расписанный потолок и скромный декор пола. Не оставит равнодушным посетителей кафедра баптистерия, украшенная фресками конца XIII века. Также внутри крестильни Святого Иоанна находятся саркофаг епископа Раньери и мемориал Иоанна XXIII. Над созданием гробницы самопровозглашенного папы потрудились сразу два талантливых итальянца – Микелоццо и Донателло. У стены баптистерия скромно расположился крестильный источник. Именно ему обязаны многие поколения флорентинцев обрядом посвящения в католическую веру. С IX века и вплоть до конца XIX столетия два раза в год в этом источнике совершалось таинство крещения. В свое время Данте Алигьери был настолько впечатлен величием баптистерия, что упомянул крестильный источник в своем самом значительном произведении, Божественной комедии. В качестве особой памятки о прошлом великого города, в здании баптистерия находится гробница одного из представителей семейства Медичи.

Очень часто осмотр исторической части города рекомендуется начинать с кафедрального собора. Как водится, перед собором находится главная площадь, на которой кипит жизнь, а сам собор является архитектурным шедевром.
Но мы-то с тобой, читатель, в Неаполе - здесь все по-другому. Сказать по правде, из всех осмотренных неаполитанских церквей собор произвел наименьшее впечатление, возможно, это - следствие обманутых надежд. Во-первых, никакой площади нет и в помине: собор метров на десять отступает от красной линии виа Дуомо, так что говорить о площади не стоит. Во-вторых, все впечатления от архитектуры собора можно выразить одним словом - он БОЛЬШОЙ. Собор столько раз перестраивали в ногу со временем, что в итоге получилась неудачная эклектика.
Но это не значит, что смотреть здесь нечего. Просто нужно вычленять интересные детали, а мимо всего остального проходить быстрым шагом.
Собор стоит на одноименной улице (via Duomo), на отрезке между двумя Декуманами (среденй - via Tribunale и северной, имеющей на своем протяжении несколько названий). От Сан-Джованни-а-Карбонара можно дойти, перебежав через набитую автомобилями виа Карбонара и пройдя затем по спокойной via Luigi Settembrini. На последней можно увидеть роскошную барочную церковь Санта-Мария-Доннареджина-Нуова, в которой находится епархиальный музей. Последнее время я стал недолюбливать клерикальные музеи, на мой взгляд, брать деньги за осмотр реликвариев и потиров как-то нехорошо. Поэтому музей я все эти годы игнорировал, но если кто-то желает поглядеть, вот их сайт: http://www.museodiocesanonapoli.com

Теперь собственно о соборе. Фасад из-за отсутствия площади перед ним плохо фотографируется, вот так как-то:

Только не обманывайтесь: этой готике от силы 100 лет, это, так сказать, nuovissima gotica))). По идее собор и должен быть готическим, потому что его центральную часть стоили при Карле II Хромом (), но, видать, фасад несколько раз перестраивали по требованиям капризной моды. В XIX веке мода на готику вернулась, и результат перед Вами. Справа от главного входа находится вход в музей Tesoro di San Gennaro - еще одно крупное разочарование, причем достаточно дорогое (8 евро - цена приличной картинной галереи), но об этом в следующий раз.
Войдя в собор, Вы увидите огромный уходящий во тьму главный неф. Тьма - это не фигура речи, а правда истории: ни разу не видел неф нормально освещенным. Так что на фотографии, взятой из Вики, запечатлен какой-то необычайный момент, когда иллюминацию включили:

Но классическими тремя нефами с апсидами собор не ограничивается. Чуть пройдя по левой стене Вы обнаружите проем, ведущий в...прежний кафедральный собор. До Карла Хромого неаполитанский собор располагался вдоль, а не поперек виа Дуомо, и представлял собой классическую пятинефную базилику IV века. Этот прежний собор именуется Санта-Реститута. Постройка нового собора превратило собор прежний в заурядную боковую капеллу, хоть и огромного размера. "Задняя" часть Санта-Реституты была отрезана от основной и стала частью нового собора, потом крайние нефы были поделены стеночками на отдельные капеллы. В результате в нынешней Санта-Реституте очень трудно опознать раннехристианскую базилику: она стала непропорционально широкой, а боковые капеллы начисто мешают "увидеть" прежние нефы. Впрочем, смотрите сами:

Барочные росписи покрыли стены Санта-Реституты, и лишь в двух местах можно увидеть следы прежнего кафедрального собора.
Во-первых, под фреской в апсиде удалось обнаружить лик Спасителя, чудом сохранившийся с IV века. С него смыли последующие слои штукатурки, и теперь Он строго смотрит на посетителей, окруженный легкомысленными барочными пупсиками ангелами.
Во-вторых, в одной из боковых капелл слева - Мадонна-дель-Принчипио - можно увидеть мозаику XIII века:

Богородице предстоят святая Реститута и святой Януарий. О Януарии расскажу подробно в следующий раз, а вот с Реститутой дело обстояло так. Ее пытали, терзали, рвали, а затем посадили в лодку, набитую легковоспламеняющимися веществами, подожгли и отправили в море. Лодка проплыла от берегов Северной Африки до острова Искья и так и не сгорела; местная христианка Луцина нашла нетронутое огнем и тлением тело мученицы в лодке; мощи были погребены на Искье, а затем перенесены в Неаполь. Так гласит легенда. По всей видимости почитание африканской мученицы было принесено в Неаполь православными, бежавшими от преследований вандалов-ариан (так в Неаполь попал епископ Гаудиоз, катакомбы его имени нам ).
Я бы ни за что не повел Вас в Санта-Реституту, если бы отсюда не было бы волшебной дверцы, ведущей в баптистерий. Вот баптистерий пропустить нельзя ни в коем случае, потому что он - один из древнейших из сохранившихся в Западной Европе. Есть еще прославленные равеннские баптистерии (арианский и православный), а также латеранский баптистерий в Риме, но неаполитанцы уверенно считают свой самым древним (о баптистериях полезно почитать хотя бы здесь: http://www.pravenc.ru/text/77506.html). Известно, что баптистерий в Неаполе существовал при епископе Севере (363-412), далее есть сведения, что баптистерий строил епископ Сотер в 465 году, а поскольку в одном городе навряд ли было две крещальни, предполагается, что речь идет об одном и том же сооружении.
Вход в баптистерий справа от главного алтаря Санта-Реституты, билетик стоит 1,5 евро и продается в одной из капелл справа (служитель не любит сидеть на рабочем месте, придется походить вокруг со скучающим видом, тогда он появится откуда-нибудь). Фотографировать запрещено (официально), но поскольку посетителей никто не сопровождает, на запрет можно плюнуть (только не плюйте к купель - неловко как-то). Мозаики сохранились фрагментарно; очень смешно читать описание, в котором, к примеру, написано: "сохранилась только нога персонажа, предположительно представлена сцена Крещения Господня). Что смог запечатлеть, то показываю:
1. Купол:

2. Люнеты:



б) Traditio legis - распространенный сюжет: Христос передает апостолам свитки закона

в) Чудесный улов рыбы (Ин. 21):

Есть еще символы евангелистов, а все остальное не пощадило беспощадное время и такие же беспощадные средневековые реставраторы.
Вот здесь мы прервемся. В следующий раз я постараюсь познакомить Вас со святым Януарием - покровителем Неаполя и показать Вам in situ его реликвии. Если Вы любите чудеса, то не отключайтесь.

Италия и каждый из ее городков наполнены атмосферой древних руин и наследием великой эпохи Возрождения. Эту страну можно охарактеризовать, как настоящий музей под небесным куполом, ведь по количеству «сокровищ» в Европе, Италия заслуженно занимает первое место.

Флорентийский баптистерий

Достопримечательности Флоренции известны всему миру – это превосходные сооружения в виде соборов, великолепных музеев, дворцов и церквей. Одной из таких удивительных достопримечательностей является баптистерий Святого Иоанна (Сан-Джованни), расположенный на площади Дуомо.

Это восьмигранное церковное здание на ступенчатом подиуме было возведено еще в IV-V вв. Тот внешний облик, который мы можем наблюдать сегодня, баптистерий приобрел в XI-XIII вв. Это самое древнее сооружение в городе. До XIX века именно в этом месте крестили всех уроженцев Флоренции. Купольный свод украшает бесподобная византийская мозаика, а центральная мозаика демонстрирует картину Страшного суда с изображением Христа в самом центре.

Северные, Восточные и Южные ворота

Баптистерий – это место для проведения обрядов крещения. Огромный поток людей, желающих принять христианство, стекался к этому храму испокон веков. В связи с этим у сооружения появились три разных входа. Южные ворота были возведены по проекту Андреа Пизано и являются самыми древними. Глядя на Южные ворота, невозможно не насладиться панелями с удивительными барельефами, рассказывающие о жизни Иоанна Крестителя.

Лоренцо Гиберти является создателем двух других ворот. Готический стиль Северных ворот украшают эпизоды из Нового Завета. Они были созданы в начале пятнадцатого столетия. Восточные ворота имеют деления в виде десяти золоченых панелей с изображением библейских историй. Сам Микеланджело «окрестил» Восточные ворота «Райскими вратами». На данный момент именно эти ворота считаются самыми известными.

Кроме площади Дуомо стоит также посетить площадь Синьории , на которой находится несколько старинных зданий 14-16 веков, статуя работы Рафаэля и много других интересных объектов.

Адрес: Piazza San Giovanni, 50122 Firenze FI, Италия.

Время работы зависит от сезона. Ежедневное расписание можно узнать на официальном сайте музеев Флоренции.

Выходной день: первый вторник каждого месяца.



Похожие статьи