Единственный подросток 15. Аркадий нейланд – единственный подросток, приговоренный в ссср к высшей мере наказания

Проблемы с детьми подросткового возраста были, есть и будут. Бурный физический рост и половое созревание вызывают кризис, порождающий трудности в обучении и воспитании подростка. Как же быть родителям, если ребенок наотрез отказывается учиться? Ведь данный период приходится на важный этап обучения. Подростки должны определяться с будущей профессией, делать первые важные шаги будущей взрослой жизни.

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.

Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Как же половое созревание влияет на обучение детей?

В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.

Стремительный физический рост подростка

Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.

Причина усталости кроется иногда в сердце

Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг. Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая.

Эмоциональная неустойчивость подростков

На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с .

В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога . Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.

Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?

Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.

У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы.

Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.

Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.

Как определить родителям, почему подросток не желает учиться?

Итак, родители столкнулись с проблемой: «не хочу учиться». Как действовать?

Для начала нужно выяснить, а что является главной причиной:

  • А зачем нужно учиться?

Очень часто причина лежит на поверхности, а мы ее порой не видим или не хотим видеть. Подросток не понимает, зачем ему нужно учиться. В самом деле, мама такая умная, два высших образования имеет, а работает за нищенскую зарплату в школе. Зато тетя Маша, знакомая из соседнего коттеджа, ездит на иномарке, каждый год летает в Париж, в школе была – двоечница. Немного утрированная картинка, но все же.

Родители должны планомерно, на живых примерах объяснять ребенку выгоду обучения, рисовать ему будущие перспективы: возможность посмотреть на мир, изучить культуру, языки, сделать великие открытия, иметь интересную профессию.

  • Взаимоотношения с учителями и сверстниками

Нежелание учиться может быть связано с взаимоотношениями со сверстниками или учителями. Все дети разные по характеру, темпераменту, уровню воспитания. В школе им предстоит не только усваивать предметы, но и нормы поведения, учиться жить в коллективе, устанавливать контакт с окружающим миром. К сожалению, не у всех это получается гладко. Естественно, если учащийся чувствует себя в школе неуютно, его обижают, над ним смеются или не замечают, желания учиться у него не возникнет .

  • Семейное благополучие

Неизбежно на успеваемость ребенка в школе влияет семейное благополучие или его отсутствие.

Ссоры между родителями, аморальное поведение взрослых членов семьи негативно влияет на поведение школьника, его восприятие окружающей действительности.

«Плохая компания» может стать причиной понижения успеваемости подростка и . Происходит это потому, что стать своим в уличной компании можно только при условии «забивания на учебу» (извините за сленг).

  • Гиперактивность у подростка

Ребенок проявляет крайнюю нетерпимость к учебе, не может сосредоточиться на уроках при гиперактивности.

  • Зависимость от гаджетов

Одной из причин угасания интереса к школе становится чрезмерное увлечение средствами современной техники.

Зависимость подростков (и не только) от всевозможных гаджетов, погружение в виртуальный мир, пресыщенность ненужной информацией извне отгораживает его от неинтересного процесса обучения в школе.

Что делать, если подросток 13-15 лет не желает учиться: советы психолога

Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.

Все очень ясно и просто, главное, следовать правилам регулярно:

  • Обеспечьте своему чаду такой режим труда и отдыха , чтобы он мог ежедневно проводить время на свежем воздухе. Это может быть прогулка, пробежка или езда на велосипеде. В это время мозг получает кислород, ребенок заряжается позитивной энергией, а тело получает необходимую ему норму физической нагрузки.
  • Сон- главный помощник . Установите за правило спать не менее 8-9 часов в сутки. Ничто так не восстанавливает память и внимание, как полноценный сон.
  • Распределите школьную нагрузку . Ребенок не должен переутомляться. Если ребенок только что пришел со школы, не нагружайте его уроками, дайте 1-1,5 отдохнуть.
  • Ваш ребенок вырос, он хочет казаться взрослым , часто дерзит, показывает свой крутой нрав. Но он все равно остается вашим ребенком и нуждается в простом дружеском общении. Контакт не должен сводится к дежурным вопросам: «Как дела?», «Хочешь есть?» и пр. Отложите дела и поговорите. Покажите, что вы интересуетесь жизнью сына (дочери) как полноправного члена семьи и не считаете его неразумным малышом. Даже в ответ на его дерзости проявляйте такт и выдержку. Именно этим и отличаемся мы, взрослые, сформированные личности.
  • Дети в этом возрасте хорошо запоминают интересный материал . Поэтому совет психологов как родителям, так и учителям: заинтересуйте ребенка предметом. И тогда он будет с радостью ходить на уроки, а учеба превратится для него в увлекательное путешествие в мир наук.
  • Если причина в конфликте с одноклассниками, учителем , и конфликт не разрешается положительно, лучше поменять по возможности учителя или школу, дабы не усугублять ситуацию.
  • В случае проблем именно с усвоением конкретного предмета можно нанять репетитора или самостоятельно помочь ребенку ликвидировать пробелы.

Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.

Дети очень остро чувствуют отношение взрослых . Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.

Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.

Возраст 13 лет считается периодом очередного кризиса - социального. Основные вопросы, которые задает себе подросток в это время - «Зачем я живу?», «Кто я?». Учёба отходит на второй план. Ведущей деятельностью для этого возраста является общение со сверстниками. Главная потребность - быть значимым среди сверстников. В этом возрасте формируются нравственность и моральные ценности. Подросток стремится занять свою социальную позицию.

В это период человек сравнивает себя с детьми и взрослыми, и приходит к выводу, что он уже не ребёнок, а скорее взрослый. Подросток хочет, чтобы его считали взрослым. Для этого он перестраивает свою деятельность на более серьёзную. Этот возраст считается у психологов очень сложным, так как человек растёт и изменяется во всех смыслах этого слова. Человек не хочет быть ребёнком, но взрослый мир его пока не принимает.

Основные признаки 13 лет - снижение успеваемости, уменьшение работоспособности, неудовлетворенность своей личностью. Внимание человека обращено внутрь себя. Он стремится познать свои чувства, поступки. Ребенок ищет единомышленников, объединяется с ними в группы, где общие идеи часто считаются своими собственными. Встречаются самые разнообразные фобии социального характера: боязнь выделиться, быть осмеянным. В сознании подростка активно проявляются сексуальные интересы.

Интеллектуальные способности в этом возрасте активно совершенствуются. В этом возрасте подросток переходит к логическому мышлению.

Физиология возраста

Наблюдается увеличение скорости роста, который касается всех размеров тела. Интенсивное развитие скелетной мускулатуры, которое тем не мене еще не успевает за ростом скелета, что приводит к неуклюжести и нескладной, угловатой фигуре.

В это время нарушаются нервные процессы, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Повышается утомляемость организма.

Возраст 13 лет у мальчиков характеризуется узлообразным уплотнением в околососковой области и ускоренным ростом пениса и яичек. Начинает «ломаться» голос. Фигура девочек продолжает округляться. Молочные железы в этот период имеют конусообразную форму, могут зудеть и немного болеть.

Статистика возраста

Численность населения РФ в этом возрастном периоде (10-14 лет) составляет 7283 тысяч человек. Из них молодых людей- 3721 тыс. человек, девушек- 3562 тыс. человек.

Из населения данной возрастной группы (до 20 лет) занятых в экономике РФ всего 1,8%

Вы родились в 2005 или 2006

2005 — 5 января. Открыта Эрида – самая большая из карликовых планет нашей Солнечной системы.

2006 — 29 марта. На территории России можно было наблюдать первое в XXI полное затмение солнца.

24 августа. Ученые лишили Плутон статуса планеты. Данное решение было принято на съезде Международного союза астрономов в Праге, Чехия.

2007 — Генетики обнаружили в организме человека модификации, отвечающие за развитие тех или иных заболеваний. Появилась возможность после анализа ДНК выявить предрасположенность к определенным болезням.

4 ноября. В США состоялись президентские выборы. Во главе государства стал первый в истории государства чернокожий президент – Барак Обама.

2009 — 17 августа. Произошла катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Жертвами стали сотни людей. Причиной неполадок стала сери недоработок и сбой в перераспределении электроэнергии в энергосистеме.

2010 — 18 марта. Российский математик Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, которая считалась одной из неразрешимых Проблем тысячелетия. За это Математический институт Клэя присудил ему премию – 1 млн. долларов, от которой он отказался.

10 апреля. Над Смоленском произошла авиакатастрофа, в которой погибли Лех Качиньский – президент Польши, его супруга Мария Качиньская, высшее военное командование, польские политики, в также религиозные и общественные деятели (всего 97 человек).

Создана первая живая клетка, собственная ДНК в которой была заменена на ДНК, созданную искусственным путем. Человечество получило новые инструменты для развития технологий искусственного выращивания органов.

2011 — 11 марта. В Японии, у северо-восточного побережья, произошло землетрясение, магнитуда которого достигла 8,9. В результате землетрясения возникло разрушительное цунами, вследствие чего погибло свыше 15 тысяч человек, несколько тысяч считаются пропавшими без вести.

2 мая. Был убит Усама бен Ладен – террорист «№1» в мире, лидер «Аль-Каиды», который, в частности, считается ответственным за теракт «11 сентября».

7 сентября. Под Ярославлем произошла авиакатастрофа международного чартерного рейса. На борту самолета находилась команда хоккейного клуба «Локомотив», которая летела в Минск. Погибло 44 человека, выжил один.

2012 — 21 февраля. В Москве в Храме Христа Спасителя произошел скандальный панк-молебен группы PussyRiot, три участницы которых были задержаны милицией.

1 декабря. Россия возглавила Большую двадцатку (G20) – форум представителей стран с наиболее развитой экономикой: Австралия, Япония, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Индия, США, Индонезия, Саудовская Аравия, Италия, Мексика, Канада, Китай.

2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек.

15 февраля. На минимальном расстоянии от планеты Земля (27 000 км) пролетел астероид 2012 DA14. За всю историю астрономии это было самое близкое расстояние.

18 марта. Путин В. В. подписал договор о принятии в состав России Крымского полуострова и Севастополя. Данный договор начинает действовать с момента ратификации Федеральным собранием – 21 марта.

2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.

А вместе с ним и новый возрастной кризис .

Рамки его достаточно размыты, он может начаться и в 10 лет, и в 15. Длится в среднем от трёх до пяти лет. Является наиболее серьезным и протекает более остро, чем предыдущие кризисные периоды. На этом этапе ваш ребенок , у него появляются свои взгляды на жизнь.

Кризис подросткового возраста отчасти напоминает кризис трёх лет («Я сам»), только здесь «Я сам» трактуется в социальном смысле. Изменения в поведении ребенка начинают происходить под влиянием роста организма.

Начинается период полового созревания. Говоря проще, «начинают играть гормоны». Подчас подростку приходится сложно справиться с ситуацией. Чувства и эмоции с трудом поддаются его контролю.

Этим объясняются вспышки раздражительности и агрессии. Меняется тело подростка, начинают формироваться вторичные половые признаки.

Симптомы кризиса 13 лет

В этот период у подростка происходит не только гормональная, но и психологическая перестройка организма. Одним из кризиса подросткового возраста является появление чувства взрослости. Подросток уже ощущает себя взрослым и старается всем доказать, что он уже не ребенок.

Появляются атрибуты «взрослой жизни» - манера разговора, одежда, стремясь быть похожими на взрослых, подростки начинают пробовать курить, употреблять спиртные напитки. Им кажется, что таким образом они могут доказать окружающим, что они взрослые. Хотя до настоящего взросления, еще, конечно, далеко.

В этом возрасте подростки стремятся как можно быстрее вырваться из под родительской опеки и стать независимыми как в материальном, так и в моральном плане. Очень важно родителям наладить с подростком доверительные отношения. Нужно постараться стать своему ребенку другом, чтобы он не боялся обсуждать с вами свои проблемы. Будьте более терпимыми к своему ребенку.

В таком сложном периоде ему очень важно ваше участие и поддержка, хотя он изо всех сил пытается доказать вам обратное. В этом возрасте у подростков может появиться так называемый «второй негативизм», как в трёхлетнем возрасте ребенок стремился к независимости - «Я сам», и теперь подросток хочет автономии и обособленности от окружающих. Этот механизм срабатывает в ответ на происходящие изменения в организме подростка. Включаются так называемые «защитные механизмы личности».

В этом возрасте взрослеющие дети вновь стараются узнать себя, занимаются самоанализом . Это может проявляться в написании дневников, некоторые подростки начинают заниматься творчеством, например, писать стихи.

Подростковый возраст

Из-за того, что с началом полового созревания тело подростка сильно меняется, он очень критично начинает оценивать собственную внешность. Подросток в зеркале видит совсем не то, о чём мечтал, из-за этого у них часто снижается самооценка, могут появиться комплексы.

Некоторые девочки переживают, что их фигура далека от идеала, они начинают стесняться самих себя, могут стать замкнутыми. В такой ситуации нелишней будет мамина поддержка, нужно объяснить девочке, что её фигура только начала формироваться, что нужно немного подождать, набраться терпения. Чаще говорите своей дочке, что она красивая, подчеркивайте её достоинства .

Объясните ей, как важно полюбить себя, ухаживать за собой.

Из-за чрезмерного самоанализа у подростков возникают внутренние конфликты, они очень переживают, что они не такие, как им хотелось бы. Из-за этого возникает неуверенность в себ е . Подростки очень ранимы, но часто они пытаются скрыть подобную «слабость» за маской агрессивности.

Общение становится ведущей деятельностью в подростковом возрасте. Частенько они собираются в определенные группы по интересам. Появляются новые увлечения, которые часто сменяют друг друга. Здесь очень важно, чтобы ваш ребенок не попал в компанию людей с дурными интересами.

Подростковый возраст – это возраст первой влюбленности и романтических отношений. Это очень яркое время, где всё переживается на пике эмоций. Этим объясняется резкая смена настроения. У подростков нет полутонов, у них либо всё хорошо и мир прекрасен, либо наоборот, может наступить вселенская тоска. Не стоит этого бояться, пройдёт время, и буря постепенно утихнет.

Пути решения

В этом непростом для ребенка возрасте очень важна поддержка родителей. Откажитесь от тотального контроля вашего ребенка, так как это может лишь усугубить ситуацию и испортить отношения с ребенком.

Старайтесь терпимее относиться к меняющемуся внутреннему миру вашего сына или дочери, общайтесь с ребенком на равных, без чувства превосходства, будьте ему больше другом, чем родителем, чтобы ребенок не боялся с вами обсуждать свои проблемы и сложности. Не нужно давить на ребенка чрезмерной опекой, поймите, что он взрослеет и вправе сам принимать решения. При необходимости вы можете ненавязчиво давать ему советы.

Безусловно, очень важно, чтобы ваш ребенок чувствовал психологическую поддержку со стороны родителей, чтобы не боялся прийти к вам за советом. Помогите вашему ребенку выбрать свой путь в жизни, даже если он несколько отличается от ваших представлений. Помните, что ваш ребенок имеет право на собственный выбор жизненного пути, вы лишь можете мягко направлять его и помогать при необходимости.

Подростковый кризис является сложным периодом и для самого подростка, и для его родителей. Постарайтесь вместе пережить этот нелегкий период, ведь он является необходимым звеном для развития зрелой и гармоничной личности.

Продолжение следует.



Похожие статьи