Возможна ли полная свобода личности от общества. Почему свобода не может быть абсолютной

Может ли человек вообще быть свободным в обществе? Может, но ровно на столько, в какой мере он возлагает на себя ответственность. Например, человек может убить прохожего? Может – физически ничто ему не мешает, он свободен. Но после злодеяния он будет наказан, согласно нанесённому вреду, и понесёт ответственность. Плюс моральные нормы держат человека в узде. Это и есть свобода в нормальном понимании её смысла. А если же человек, по своему желанию, убил прохожего, и не понёс за это никакой ответственности, то это - извращённая свобода, вакханалия преступности, путь упадка и вырождения общества.

На этом примере хорошо видна разница между настоящей свободой, и свободой творить преступления. Именно такая подмена понятий превращает свободу в разрушительное, разлагающее оружие против общества и государства.

Люди – социальные существа, и все в обществе зависят от всех. Всё, что окружает нас – кормит, согревает, развлекает – создано руками людей. В обществе человек не может быть абстрактно свободен в силу полной, абсолютной зависимости всех людей друг от друга. Вещи, дома, деньги – их можно потерять, уничтожить. Но если будут люди, общество, то всё можно восстановить. А без людей эти потери становятся невосполнимыми. Поэтому, человек, люди являются друг для друга наивысшей ценностью .

Свобода брать на себя ответственность, свобода созидать – это настоящая свобода. Свобода разбить лампочку в подъезде, или вкрутить новую, чтобы стало светло – вот две противоположные свободы.

Всех поборников свободы всегда нужно спрашивать: «Вы добиваетесь свободы «от чего-то» или «для чего-то»?» Если эта «свобода» ОТ долга перед обществом, ОТ обязанностей, ОТ морали – это лик страшного оружия , целью которого является наше благополучие, наш покой, наша уверенность в будущем, наше развитие. Необузданные сексуальные свободы; «моя хата с краю»; свобода слова, понимаемая как свобода лгать; «государство само по себе, а мы сами по себе»; свобода от брака; «это твои проблемы»; свобода от рождения и воспитания детей; навязчивая свобода сексуальной ориентации; «деньги не пахнут» – вот примеры «дубин», сокрушающих души, нравственность и ответственность людей перед обществом, а за ними и само общество. Под видом борьбы за свободы. А на поверку оказываются либо разлагающей враждебной пропагандой, либо способом достижения корыстных целей за счёт других, технологиями захвата власти.

Такой извращённой «свободе» необходимо препятствовать всеми доступными способами. Призывы к такой «свободе» – яд, отрава для общества, вещи, ведущие к изменениям, которые негативно сказываются на всех. Революция и развал СССР, принесшие неисчислимые разрушения и страдания, современная чума глобализации – результаты пропаганды той самой, извращённой свободы.

Пора освободиться от мифа, от вредной иллюзии «свободы», как абстрактной субстанции. В обществе не существует абстрактной свободы – в обществе все зависят от всех!

Настоящая, созидательная, позитивная свобода – это свобода только ради «чего-то». Свобода получать знания, свобода выбирать профессию, свобода развития, личностного роста, созидания, создания семьи, рождения и воспитания детей... То есть, настоящая свобода проявляется как ответственность перед собой и обществом. Только такая свобода действительно освобождает дух, позволяя взлетать ему до невиданных высот.

Поэтому, будьте очень-очень разборчивы, когда слышите слово «свобода». Воплощайте в жизнь только Свободу созидания! Ответственную свободу! Вкрутить лампочку в тёмном подъезде, выкинуть обёртку в урну, приструнить малышей за мелкие пакости, постоянно чему-то учиться, расти над собой, замечать происходящее вокруг, здесь и сейчас – такая, настоящая, свобода уже и всегда есть у каждого. Давайте же ею пользоваться в полной мере, на благо друг друга!

смотреть на рефераты похожие на "Свобода человека в обществе"

Свобода человека в обществе

В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи принадлежит
Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость.

Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико- материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека - как вторичного производного.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.

Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

В праве гражданская, административная и уголовная ответственность устанавливается не формальным путем выяснения состава преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития истории.

Соблюдение прав и свобод личности и ответственность перед законом за совершенное преступление - является одним из признаков правового государства.

Развитие человеческой цивилизации требует и цивилизованного развития права, поэтому возникла концепция правового государства как определяющая любую государственность. Прошло время правового беспредела, когда права и свободы личности ничем не гарантировались и не защищались. Общество имеет новые пути правового обустройства человека, который будет уверен в завтрашнем дне, будет смело идти по жизни.

Правовое государство гарантирует личности его права и свободы и их правовую защиту - важнейший принцип. Следующий принцип - подчинение только закону и деятельность на основании закона, принятого обществом в условиях полной демократии.

Правовое государство является своего рода сочетанием свободы и ответственности, когда человек полностью свободен в моральном и правовом смысле с одной стороны, а за совершение преступления наступает ответственность - с другой стороны.

Правовое государство и народовластие - это неразделимые понятия, управление и самоуправление народных масс, подотчетность выборных органов своим избирателям и смена этих органов при несправлении с возложенными на них обязанностями и задачами, нарушением ими закона.

Правовое государство предполагает закрепление интересов личности на первом месте, устраняет неравноправие наций, ставит на одну линию мужчину и женщину, создает все условия для абсолютного равенства всех членов общества перед законом независимо от происхождения, положения в обществе.

Конституция России поставила интересы личности на первое место.
Первоочередная задача для правоохранительных органов - охрана личного, государственного и общественного имущества, установила статус личности, гарантии прав и свобод. Это подчеркивает возрастающую роль личности в современных условиях для ее развития в обществе.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

  • Дарьина Татьяна Сергеевна , бакалавр
  • Владимирский Государственный университет имени А. Г. И Н. Г. Столетовых
  • СВОБОДА
  • НЕОБХОДИМОСТЬ
  • ПРОТИВОРЕЧИЕ
  • ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
  • ВОЗМОЖНОСТЬ
  • ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
  • ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Данная статья поднимает актуальную сегодня проблему сохранения свободы личности в обществе. Целью этой работы является рассмотрение некоторых путей решения этой проблемы. Эта статья может показать не только успехи, которых достигла социальная наука. Она является также примером успехов, которых достигли отдельные философские направления - например, христианского социализма.

  • Верно ли утверждение, что все в нашей жизни происходит не случайно?
  • Антропологические и правовые аспекты понимания свободы
  • Перспективы развития внутривузовских систем качества и классические философемы о качестве

Свобода и необходимость… Противоречивая связь этих двух понятий является одной из основополагающих в изменении мира. Соотношение свободы и необходимости представляет собой принцип противоречия.

Что представляет собой свобода личности в обществе? Как её достичь в нём? Где истоки свободы и необходимости в действиях личности в обществе? Каково соотношение свободы и необходимости в действиях личности? И возможно ли такое соотношение?

На эти вопросы человек, несмотря на долгую историю своего существования, постоянно ищет ответы. Найти их он не может не только из – за того, что данные вопросы относятся к категории вечных, но и потому, что положение самой личности в обществе по отношению к другим людям постоянно меняется. В силу этого невозможно рассмотреть эти вопросы исчерпывающе, но, тем не менее, они требуют рассмотрения.

Вопрос свободы и несвободы человека в обществе актуален сегодня как никогда ранее. В век глобализации, крупных мировых катаклизмов, в том числе миграций населения, войн, смен политических режимов в странах вопрос сохранения свободы индивида в человеческом обществе приобретает значение, подчас довольно остро и злободневно. Каждый человек хочет считать себя свободным, никто не хочет быть «рабом». Каждый из нас стремится достичь свободы в действиях, поступках, мыслях, вере, предпочтениях и многом другом. Способов достижения собственной свободы в обществе множество. Но часто многие люди не знают все из них. Многие ищут свободу митингами, бунтами, восстаниями (если индивидов много) или нарушением закона и общественного порядка и свободы других людей (если рассматривается конкретный индивид). Потому сегодня так важно в столь непростой обстановке в мире найти такой способ достижения свободы, который не нарушал бы общественный порядок и законы, не разрушал бы само общество. Отсюда же важно разобраться в определениях свободы.

Казалось бы, что может быть проще – найти ответ на такой «простой» вопрос – что важнее: свобода или необходимость?

«Конечно же, свобода личности важнее, - скажут многие, - человек - не машина, которая делает всё на автомате». Те люди, кто так думает, неправы. Свобода и необходимость не могут быть абсолютными, ничто из них не может быть важнее другого. Это выяснил в своё время Л. Н. Толстой. Постараемся выяснить и мы.

Говоря о нереальности существования полной свободы в действиях человека, автор «Войны и мира» утверждал, что человек, руководствующийся только свободой – уже не человек, так как он существует вне времени и пространства, в которых существуют люди, и вне причин, под влиянием которых они совершают действия.

Но известный многим с детства писатель выяснил также, что и абсолютной необходимости не существует, так как число условий, в которых находится человек бесконечно и полностью познать их человек не может. Это даёт простор для свободы. Не может быть полной необходимости и потому, что рассматриваемые нами явления, которые уже произошли, произошли в конечный период времени, а время бесконечно. Это также даёт простор для свободы. И в – третьих, не может быть абсолютной необходимости из–за существования бесконечной цепи причин поступков, выявить которые человек не сможет до конца. Далее мы коснёмся этого вопроса, но прежде необходимо дать определения свободы и необходимости.

Так что же такое свобода личности? И что такое необходимость? Как можно их понимать и трактовать?

Определений свободы и необходимости существует очень много. И одной из целей исследования является поиск дополнительных определений данных понятий. Множественность определений свободы и необходимости зависит не только от субъективного понимания каждым человеком этих понятий, но и из-за многочисленности видов свободы, содержания понятия свободы в частности. Ведь существует свобода воли, свобода мысли, политическая свобода, свобода передвижений и многие другие свободы. И все их можно отнести к категории свободы личности. Сложность же выбора общепринятого понятия необходимости в действиях личности состоит в том, что оно, в первую очередь, не предполагает наличия её (личности), а во – вторых, связывается со случайностью, которая вообще может не зависеть от личности.

Целесообразно привести определения этих понятий по «Новой философской энциклопедии»: «Свобода – одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно - коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами».

В данном определении, несмотря на то, что понятие не включает в себя личность, связь свободы прослеживается через субъект – личность. И в целом, свобода личности в обществе подобных ей (а именно свобода личности и интересует нас) понимается как степень возможности личности совершать определённые действия и соответственно являться причиной этих действий. Общество создано людьми и подчинено тем же законам развития (не всем, но многим), что и развитие человека. Потому данное определение свободы вполне является подходящим для определения свободы личности. Стоит сказать, что далее мы выясним, что возможны ещё трактовки понятия свобода. Они могут позволить нам найти новый путь достижения свободы. А пока следует посмотреть, что говорит «Энциклопедия» насчёт понятия необходимости.

«Необходимость и случайность - соотносительные философские понятия; необходимым называют явление, однозначно детерминированное определенной областью действительности, предсказуемое на основе знания о ней и неустранимое в ее границах; случайным называют явление, привнесенное в эту область извне, не детерминированное ею и, следовательно, не предсказуемое на основе знания о ней. Обычно необходимость играет главную, а случайность – второстепенную роль».

В отношении данного, в целом верного определения, необходимо сделать одну оговорку. Оно должно быть слегка изменено. Нельзя согласиться с тем, что необходимость является главной по отношению к случайности – она не может быть таковой – эти понятия находятся в связи – одно не может существовать без другого. Мы уже говорили об этом в начале. Ответ на этот вопрос мы дадим после того, как ответим на вопрос – что следует понимать под свободой личности и необходимостью на уровне социальной реальности и после того, как найдём возможные пути достижения свободы. Определение необходимости, данное выше, следует считать приемлемым в отношении личности и общества. Необходимость всегда создаётся из того, что уже существует, что известно заранее (в отличие от свободы или случайности). Такая «известность заранее» характерна для отношений общества и личности. В их историческом развитии необходимость закреплена с помощью опыта и примера. Необходимость, например, совершать какое – либо действие сформировалась не сама по себе, и не из ниоткуда, а родилась в силу опыта или примера, которые показали, что данное действие необходимо выполнять, чтобы выжить. Потому определение необходимости, приведённое выше, можно считать подходящим для определения необходимости в отношении общества и личности. Как и в отношении понятия свободы, в понятие необходимости мы приведём далее некоторые трактовки.

Возвращаясь к проблеме определения свободы личности в обществе, стоит сказать, что данная проблема не нова и активно исследуется. Так, доценты кафедры философии Оренбургского государственного университета И. А. Беляев и А. М. Максимов в нескольких статьях рассматривали феномен свободы человека в социально – личностном измерении, а также - с точки зрения природного, социального и духовного аспекта. В одной из статей они приходят к выводу о том, что «подлинная свобода целостного человеческого существа есть непрерывный процесс освоения отчуждённого и отчуждения освоенного», в ходе которого «простая свобода <…> преобразуется и становится полной». При сложности механизма этого процесса от человека требуется больше усилий для обретения нужной свободы. Но «всякое обретённое индивидом качество вносит изменения в его существование, порождая в нём новые противоречия и выстраивая новые границы между ним и Миром. Противоречия требуют разрешения, границы – преодоления. Вот почему свобода относится к числу неразрешимых, вечных проблем».

В целом, сложно не согласиться с авторами. Понятие свободы, как и понятие необходимости, настолько широко, что полностью осветить его невозможно (об этом мы уже говорили в начале), тем более это невозможно в узковременном промежутке, то есть за одну человеческую жизнь. Но не только узковременность мешает этому, не позволяет это сделать и та реальность, в которой мы живём - в ней этот вопрос нельзя решить. Но нам и не требуется решать проблему определения свободы в её фундаментальном определении – нам нужно решить эту проблему только на уровне свободы и необходимости в действиях личности как части общества. К счастью, на этом уровне нельзя решить данную проблему только ссылкой к вечности этих вопросов.

Человек – существо социальное, как говорил Аристотель. И относительно нашей проблемы, этот афоризм можно понимать не иначе, как «человек – «прежде всего» существо социальное», а уже после индивидуальное. Обычно, индивидуальное понимается как имеющее свободу. В отношении общества так оно и есть. Обществу невыгодно ориентироваться на индивидуальное, так как при этом общество не сможет существовать, если составляющие его элементы – индивиды, будут иметь свободу, которую каждый будет понимать по своему, в соответствии со своими представлениями. Общество исчезнет как таковое, так как не будет тех «основ», на которых оно строится. Это очевидно.

Но, допустим, если общество сможет полностью исключить свободу и индивидуальное, то разве сможет человек выжить в таком обществе, которое будет всегда подвержено только необходимости, и не иметь личностных интересов, желаний?

Нет, не сможет. По крайней мере, известно, что он не может жить в таком состоянии постоянно. Ярким примером и доказательством этого могут быть тоталитарные общества, где «роль единственного всеподавляющего субъекта выполняет само общество». Развитие таких обществ по утверждению Беляева и Максимова идет следующим образом: «Эпохи коллективизма, завершающиеся формированием жестких тоталитарных социальных систем <…> сменяются эпохами индивидуалистического субъективизма с претензиями отдельных личностей на самодостаточность». С тоталитарным обществом всё, в принципе, понятно. Осуществить свою свободу человек в нём не сможет. Но есть в мире ещё «стяжатели свободы» личности. И их выявление позволит нам найти пути достижения свободы.

В отношении стяжания и поиска свободы высказывались Н. А. Бердяев – видный представитель православного течения в философии XIX – XX вв. и Н. В. Сомин – разработчик теории православного социализма. Они рассматривали эту проблему с точки зрения религии, а, в частности, православия. Так Сомин в своей статье «Две глобализации» коснулся это проблемы. Хотя в ней он не и говорит о проблеме определения свободы личности в обществе, но, тем не менее, он рассматривает те механизмы, которые могут её сегодня ущемить. Он считает, что это глобализация. Но, по его мнению, не всякая глобализация подавляет личность.

Сомин выводит два вида глобализации – отрицательную и положительную. Именно отрицательная глобализация, по его мнению, и ущемляет свободу: «Отрицательная глобализация (со строчной буквы) навязывает людям нивелирующие «общечеловеческие ценности», делая человечество стадом с примитивными материально - душевными запросами. Ее цель – сделать из людей сатаночеловечество». В этом стоит видеть ещё один путь ущемления свободы личности в обществе. К отрицательной глобализации Сомин относит атлантическую, основанную на «стремлении к богатству, комфорту и материальному благополучию», которые, в свою очередь основаны на грехах человека – самолюбии и тщеславии. Но грех, как известно из христианства, ведёт к потере человеком свободы. Избавление от грехов ведёт к освобождению.

Н. А. Бердяев также затронул проблему свободы и несвободы (у него - принуждения). Но только рассматривал он эту проблему с точки зрения религиозной свободы. Для него христианская религия – это «свобода во Христе» Православие – свобода избрания Христа, и только на свободе православие и может существовать, по мнению философа. Принуждающая церковь не имеет смысла, как утверждает он. Бердяев, в целом, не отрицает и не порицает существование принуждения, но считает, что им нет места в религии: «Принудительное государство, как и принудительное знание, нужны природному миру и природному человечеству, но эти принудительно - природные начала не могут быть внесены в церковь и в веру». Таким образом, именно здесь может быть свобода.

Из всего того, что было выше сказано, можно сделать следующе выводы. Первый вывод – ещё один путь потери свободы личности в обществе помимо установления недемократических, говоря языком права, политических режимов, – глобализация в атлантическом варианте. Второй вывод – свобода личности в обществе может осуществиться через христианскую свободу от греха и для верующего человека это вполне возможно даже в нашем обществе, как утверждал Н. А. Бердяев.

Свободу личности в обществе можно понимать не только как свободу от греха, но и «как процесс и результат актуализации людьми своих возможностей, интересов, желаний». Этот процесс также является свободой. В данном случае – это свобода выбора для реализации своих возможностей. Это - и свобода выбора профессии, и свобода выбора хобби, предпочтений, веры. Такая свобода в современном обществе является уже фактом, не требующим доказательств. В отношении такой свободы Бердяев также утверждал, что христианская свобода – свобода выбора, основанная на вере: «В вере все ставится на карту, все можно приобрести или все потерять. А такая свобода избрания возможна лишь в том случае, если в вере нет принудительности, нет насилующих гарантий».

Кажется, что вопрос решён. Свобода личности в обществе – это наличие выбора возможностей, присутствие веры, через которую возможна и свобода от греха. Но в отношении последнего утверждения свобода всё равно будет несколько ограничена, и не только наличием или отсутствием возможностей у человека, но и наличием или отсутствием тех или иных возможностей в обществе. Беляев и Максимов просто свободу и свободу личности разграничивали как раз по виду возможности: «…имеет смысл обратить внимание на различия свободы вообще и свободы личности как социального индивида. Если первая представляет собой совокупность множества персонифицированных возможностей и уже состоявшихся свобод, то вторая зачастую оказывается закрепленной на уровне возможного. Потенции свободы, которые несет в себе человек, могут быть, а могут и не быть реализованы».

И что, получается, свобода личности ограничивается только самой личностью? Мы уже выяснили, что в отношении общества не только этим.

Чаще всего, но это не значит, что всегда, свободу ограничивает необходимость выполнять те или иные требования, которые выдвигает общество. Это, прежде всего, относится к отрицательной глобализации, которая заставляет отдельные государства и людей выполнять свои требования , которые ведут к греху и несвободе. Соответственно, под необходимостью на общественном уровне можно понимать, помимо основного термина, выполнение индивидом требований отрицательной глобализации. Бердяев же считает, что «принудителным» и заставляющим делать необходимое, является государство. И это вполне, по его мнению, нормально, так как человек принадлежит к двум мирам – миру благодатной свободы и природной необходимости, а государство – часть мира природной необходимости.

Вот они, основные причины несвободы личности, казалось бы. Следует лишь устранить глобализацию и мир природной необходимости - и человек сможет стать полностью свободным. Несвобода будет зависеть лишь от него самого, если он сам того пожелает. Но, возвращаясь к Аристотелю и тоталитарным обществам, стоит вспомнить, что общество не существует без человека, как и человек без него. Человек стал человеком, в большей степени, благодаря обществу. Не будь коллектива людей, человек не смог бы преобразовать себя. Он так бы и остался на уровне животного, так как вне общества у него не было бы предпосылок для развития. Государство в природном мире также необходимо человеку, чтобы избежать анархии: «государство, признает неизбежность начала власти и закона против анархии и распада в мире природном и благословляет власть на служение добру, никогда не благословляя злых деяний власти»

В отношении тоталитарных обществ всё ещё сложнее – из – за отсутствия глобализации как «всенавязывающего авторитета» роль его перенимает тоталитаризм, точнее его носитель - государство. Оно начинает навязывать общие принципы и обязательную идеологию людям, лишая их свободы. Понятно, что здесь свободы не достичь. Но, если мы живём не в тоталитарном обществе? Как здесь найти свободу личности? Где она и в чём заключается?

По мнению Беляева и Максимова свобода может проявиться в культуре, в приобщении к отдельным её элементам.

В общественной реальности под приобщением к культуре принято понимать социализацию. Но Беляев и Максимов в отношении социализации говорили, что её «нельзя рассматривать в качестве критерия свободы, поскольку нормы, регламентирующие поведение индивидов и их разнохарактерных групп зачастую существенно различаются даже в рамках одной и той же социальной системы». Они также через это утверждение делают вывод, что наличие в каждой из социальных систем «множества своеобразных мировоззрений и жизненных укладов» есть свидетельство отсутствия единого и общего для всех пути к свободе. .

Социализация понимается как приобщение к общепринятым нормам. Они обязательны для всех как условие успешной жизни. Социализация здесь может пониматься и как глобализация, которая также «навязывает людям нивелирующие «общечеловеческие ценности»» в виде бесконечного стремления к богатству и материальному достатку, которые, по сути, не нужны человеку, имеющему всё необходимое. Таким образом, через социализацию человек не сможет приобщиться к культуре. Но как же тогда человек может это сделать?

Сомин же считает, что приобщения к культуре можно достичь не в социализации, а в православном социализме, который позволяет человеку приобщиться к культуре под эгидой православного христианства. Православный социализм не даёт человеку подвергнуться отрицательной глобализации в виде приобщения к идеологии богатства и вечного накопительства, которые ведут к греху сребролюбия. Православный социализм и есть путь достижения свободы личности в обществе. Причём этот путь не будет связан с насильственным насаждением православия всем людям. Каждый сможет выбрать то, что он захочет – остаться при глобализации, при исламе или приобщиться к православному социализму. Итак, вот он – ещё один путь достижения свободы человека в обществе, помимо уже известных нам путей в виде открытых бунтов и осуществления (не всегда применим) своих возможностей.

Теперь следует решить вопрос истоков необходимости и свободы личности в обществе. Где они зарождаются, откуда происходят и берут начала? Истоки свободы и необходимости личности, безусловно, искать как совместно друг с другом (в одной реальности), так и в различных измерениях реальности.

Так Максимов и Беляев пишут, что «истоки свободы надо искать внутри человека, в его духовности». Они полагают, что это решающий фактор в становлении свободы личности, а также они считают, что духовность не удалена от реальной жизни, а является её «неотъемлемым компонентом».

Сомин и Бердяев также относят истоки свободы к духовной реальности, так как православие как религия, основанная на вере, – область духовной составляющей человека. Но они связывают свободу также и с областью материального, так как грех сребролюбия – ненужного накопительства материального богатства у Сомина, связан с материальной реальностью. Бердяев же не отрицал существование веры и церкви в реальном обществе.

Таким образом, истоки необходимости следует искать как в обществе в целом, так и в каждом человеке, так как необходимость в обществе может быть относительна, потому что требования общества – это не только правила и нормы со стороны общества, но и совокупности свобод индивидов как выяснили Беляев и Максимов

Подводя итог всему вышесказанному, следует сделать вывод, что свобода и необходимость в обществе – понятия неоднозначные, несмотря на существование основных определений свободы и необходимости. Свобода в обществе может быть и выбором возможностей, и избранием Христа, и отсутствием грехов, как мы выяснили. Необходимость же может быть и необходимостью выполнения чего – либо, и требованием глобализации к постоянному накопительству материальных благ, и принуждением государства, так как оно не относится к миру природной необходимости. Таким образом, понятия свобода и необходимость, несмотря на общие определения понятий, могут иметь различные трактовки, дополнительные определения, которые будут зависеть от того, в каком контексте будет рассматриваться соотношение понятий.

Таким образом, исходя из определений свободы и необходимости, приведённых выше, а именно то, что в обществе индивид способен достичь свободы и не только путём нарушения свободы другого индивида, нарушением общественного порядка, разрушения общества, но и путём приобщения к духовной области, а конкретнее к религии, и в определённой мере – в осуществлении своих возможностей. В общественной реальности это приобщение и такие пути к свободе вполне реальны и достижимы. Эти пути не разрушают общество и не нарушают свободу других индивидов.

Возвращаясь к вопросу соотношения свободы личности и необходимости в обществе, стоит сказать, что такого соотношения не может существовать. Такие противоположные понятия как свобода и необходимость не существуют друг без друга – они обуславливают существование друг друга, дополняют сущность друг друга.

Здесь, как некое доказательство, а скорее как иллюстрацию, такого утверждения стоит привести слова Воланда из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с нее исчезли тени?»

Так же и со свободой и необходимостью. Даже, если бы гипотетически существовала абсолютная свобода, как бы человек смог её себе представить. Была ли бы она той самой свободой, которую мы с вами привыкли понимать? Не отличалась бы она от той свободы, которой мы стремимся достичь? Ответы на эти вопросы более подробно следует рассмотреть в другом месте.

Список литературы

  1. Беляев И. А., Максимов А. М. Свобода целостного человеческого существа в социально-личностном измерении // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 11 (130), ноябрь. - С. 139-145.
  2. Беляев И. А., Максимов А. М. Свобода человека как целостного природно-социально-духовного существа // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2012. - № 1. - С. 202-207.
  3. Бердяев А. Н. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Правда, 1989. – 608 с.
  4. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. [Электронный ресурс] – URL: http://masterimargo.ru/book-29.html
  5. Необходимость и случайность// Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ. - науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001. - ISBN 5-244-00961-3. 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 [Электронный ресурс] – URL: http://iph.ras.ru/elib/2670.html
  6. Свобода// Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ. - науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001. - ISBN 5-244-00961-3. 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 [Электронный ресурс] – URL: http://iph.ras.ru/elib/2670.html
  7. Сомин Н. В. Две глобализации. – URL: http://reosh.ru/dve-globalizacii.html
  8. Сомин Н. В. Православный социализм: обоснование и проблемы реализации. - URL: http://chri-soc.narod.ru/pravoslavnii_socializm.htm
  9. Толстой Л. Н. Война и мир, в 4 томах [Электронный ресурс] - 1867. т. 4 – URL: http://librebook.ru/voina_i_mir/vol5/2

Для каждого человека предельно важно ощущать себя свободным и независимым от внешних обстоятельств и от других людей. Однако совсем непросто разобраться с тем, существует ли истинная свобода, или все наши действия обусловлены необходимостью.

Свобода и необходимость. Понятия и категории

Многие считают, что свобода - это возможность всегда поступать и действовать так, как захочется, следовать своим желаниям и не зависеть от чужого мнения. Однако такой подход к определению свободы в реальной жизни привел бы к произволу и ущемлению прав других людей. Именно поэтому в философии выделяется понятие необходимости.

Необходимость - это некоторые жизненные обстоятельства, которые сдерживают свободу и заставляют человека поступать согласно здравому смыслу и принятым в обществе нормам. Необходимость иногда противоречит нашим желаниям, тем не менее, задумываясь о последствиях своих действий, мы вынуждены ограничить свою свободу. Свобода и необходимость в человеческой деятельности - это категории философии, связь между которыми является предметом спора многих ученых.

Существует ли абсолютная свобода

Полная свобода подразумевает совершать абсолютно все, что ему захочется, независимо от того, причинят ли его поступки кому-либо вред и неудобства. Если бы все могли действовать согласно своим желаниям, не задумываясь о последствиях для других людей, в мире воцарился бы полный хаос. К примеру, если человеку захотелось иметь такой же телефон, как у коллеги, обладая полной свободой, он мог бы просто подойти и отнять его.

Именно поэтому обществом созданы определенные правила и нормы, ограничивающие вседозволенность. В современном мире регулируется, прежде всего, законом. Существуют и другие нормы, влияющие на поведение людей, например, этикет и субординация. Подобное действий дает человеку уверенность в том, что его права не будут ущемлены другими.

Связь свободы и необходимости

В философии с давних пор идут споры о том, как связаны между собой свобода и необходимость в Противоречат ли эти понятия друг другу или, наоборот, являются неразделимыми.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности рассматриваются некоторыми учеными как взаимоисключающие друг друга понятия. С точки зрения приверженцев теории идеализма, свобода может существовать только в условиях, в которых она никем и ничем не ограничена. По их мнению, любые запреты делают для человека невозможным осознание и оценивание нравственных последствий его поступков.

Сторонники механического детерминизма, напротив, считают, что все события и действия в жизни человека обусловлены внешней необходимостью. Они полностью отрицают существование свободы воли и определяют необходимость как абсолютное и объективное понятие. По их мнению, все поступки, совершаемые людьми, не зависят от их желаний и заведомо предопределены.

Научный подход

С позиции научного подхода свобода и необходимость в человеческой деятельности тесным образом взаимосвязаны. Свобода определяется как познанная необходимость. Человек не в состоянии повлиять на объективные условия своей деятельности, однако при этом он может выбрать цель и средства ее достижения. Таким образом, свобода в деятельности человека представляет собой возможность сделать осознанный выбор. То есть принять то или иное решение.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности не могут существовать друг без друга. В нашей жизни свобода проявляется как постоянная свобода выбора, необходимость же присутствует в качестве объективных обстоятельств, в которых человек вынужден действовать.

в повседневной жизни

Каждый день человеку предоставляется возможность выбирать. Практически каждую минуту мы принимаем решения в пользу того или иного варианта: встать утром пораньше или подольше поспать, съесть на завтрак что-то сытное или попить чай, идти на работу пешком или доехать на машине. Внешние обстоятельства при этом на наш выбор никак не влияют - человек руководствуется исключительно личными убеждениями и предпочтениями.

Свобода - это всегда относительное понятие. В зависимости от конкретных условий человек может обладать свободой или лишиться ее. Степень проявления также всегда различна. В одних обстоятельствах человек может выбирать цели и средства их достижения, в других - свобода заключается лишь в выборе способа приспособиться к действительности.

Связь с прогрессом

В древние времена у людей была довольно ограниченная свобода. Необходимость человеческой деятельности не всегда осознавалась. Люди зависели от природы, тайны которой не мог постичь человеческий разум. Существовала так называемая непознанная необходимость. Человек не был свободен, долгое время оставался рабом, слепо подчиняясь законам природы.

По мере развития науки люди нашли ответы на многие вопросы. Явления, которые раньше были для человека божественными, получили логичное объяснение. Поступки людей стали осмысленными, а причинно-следственные связи позволили осознать необходимость тех или иных действий. Чем выше прогресс общества, тем свободнее становится в нем человек. В современном мире в развитых странах границей свободы индивида являются лишь права других людей.



Похожие статьи