Иеромонах иов сретенский монастырь. Вера православная - иов гумеров ванга

Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии.

Его отец Василий Тимофеевич Говоров после окончания Орловской семинарии был священником Владимирской церкви села Чернавское и всю жизнь отличался глубоким благочестием. Как известный и почитаемый среди духовенства пастырь, он был назначен на должность благочинного, которую исполнял в течение 30 лет, заслужив одобрение начальства, любовь и уважение подчиненных. Мать святителя Татьяна Ивановна происходила из священнической семьи. Она имела тихий, кроткий нрав и любвеобильное сердце. Первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме. Благочестивые родители старались дать ему воспитание в духе христианской любви и церковности. От отца он унаследовал живость и чистоту ума, от матери - нежное, любящее сердце, кротость, скромность и впечатлительность.

В 1823 году отррк Георгий поступил в Ливенское духовное училище. Способный, хорошо подготовленный отрок Георгий легко прошел курс и в 1829 году в числе лучших учеников был переведен в Орловскую семинарию. Возглавлял ее архимандрит Исидор, впоследствии известный иерарх Русской Православной Церкви. Георгий Говоров с большим интересом изучал науки и особенно психологию. В годы учебы, после паломничества в Задонский монастырь, где почивали мощи Тихона Задонского (память 13 августа), в то время еще не прославленного, у Георгия появилось благоговение к этому святителю.

С отличием окончив семинарию в 1837 году, Георгий Васильевич Говоров получает назначение в Киевскую духовную академию. Здесь завершилось образование и ясно определилось направление нравственной жизни Георгия Говорова, а добрые качества нравственного поведения предуказали его путь к иноческой жизни.

Благодатное влияние оказали на Георгия Киево-Печерская Лавра и другие киевские памятники священной истории, красноречивые свидетели подвигов русского иночества. Юный студент нередко посещал Киевскую Лавру. Впечатления о ее посещениях были настолько глубоки и сильны, что святитель до конца жизни с восторгом вспоминал о них: «Киевская Лавра - неземная обитель. Как пройдешь брешь, так и чуешь, что зашел в друтой мир». В последний год учебы Георгий Говоров решил всецело посвятить себя служению святой Церкви в иноческом чине. 1 октября 1840 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, он подал академическому начальству прошение о пострижении в монашество, в котором писал: «Имея постоянное усердие к занятию богословскими предметами и к уединенной жизни, я, чтобы соединить то и другое на предлежащем мне служении Церкви, положил обет посвятить жизнь свою монашескому званию».

С разрешения академического и высшего духовного начальства 15 февраля 1841 года он принял постриг с именем Феофан. Чин пострижения совершен был в Святодуховской церкви Киево-Братского монастыря ректором академии архимандритом Иеремией (впоследствии архиепископ Нижегородский). В апреле 1841 года инок Феофан Иеремией (в то время уже епископом Чигиринским, викарием Киевского митрополита) в большом Успенском соборе Киево-Печерской Лавры рукоположен был в иеродиакона, а 1 июля - в иеромонаха.

Иеромонах Феофан продолжал учебу в академии. Он успешно сдал выпускные экзамены, а курсовое сочинение на тему «Обозрение подзаконной религии» академическим ученым советом в числе лучших было отослано в Синод на рассмотрение. Даровитость и трудолюбие отца Феофана отметил постоянный член Синода митрополит Московский Филарет (Дроздов, память 19 ноября).

В 1841 году иеромонах Феофан в числе первых закончил академию со степенью магистра. Началась его служебная деятельность на учебно-воспитательном поприще. 27 августа 1841 года иеромонах Феофан был назначен ректором Киево-Софиевского духовного училища, которое находилось под непосредственным наблюдением Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова). Но недолго трудился отец Феофан в Киевском училище: 7 декабря 1842 года он был назначен инспектором Новгородской семинарии. Три года иеромонах Феофан был в Новгороде. За это короткое время он успел проявить себя как талантливый воспитатель и прекрасный преподаватель психологии и логики.

Высшее духовное начальство высоко ценило нравственные качества и незаурядные умственные способности иеромонаха Феофана, и потому 13 декабря 1844 года он был переведен в Петербургскую духовную академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия.

Сознавая великую ответственность перед Богом в деле духовного воспитания юношества, отец Феофан стремился действовать на будущих пастырей большой добротой, любовью и кротостью. «Воспитатель, - писал он, - должен пройти все степени христианского совершенства, чтоб впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых». К преподаваемым предметам иеромонах Феофан относился с большим вниманием. Оставив философско-умозрительные методы работы, молодой богослов опирался на опыт аскетический и психологический. Главными - после Священного Писания и творений святых отцов - источниками его лекций были жития святых и психология.

1 февраля 1845 года отец Феофан был назначен помощником инспектора академии, а с 20 мая по 4 августа 1846 года он исполнял обязанности инспектора. За ревностное исполнение этих обязанностей, засвидетельствованное академическим начальством, иеромонах Феофан был во второй раз удостоен благословения Святейшего Синода, а 25 мая 1846 года - и звания соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры.

Иеромонах Феофан был глубоко предан делу христианского воспитания, однако его влекла уединенная монашеская жизнь. Вскоре представился случай к удовлетворению духовных устремлений отца Феофана. 21 августа 1847 года по собственному желанию он был назначен членом Духовной миссии в Иерусалиме.

Во главе Русской Духовной миссии стоял архимандрит Порфирий (Успенский), прекрасный знаток Востока, известный церковный археолог. Кроме иеромонаха Феофана, сотрудниками миссии состояли два студента, окончившие Петербургскую семинарию, Н. Крылов и П. Соловьев. 14 октября 1847 года миссия отбыла из Петербурга в Палестину. Шестилетнее пребывание на Востоке имело для иеромонаха Феофана большое духовное и нравственное значение. Посещая древние обители, он неутомимо изучал писания святых отцов по древним рукописям, знакомился с уставом и житиями древних подвижников восточных обителей и святой Афонской горы. Молодой аскет вошел в тесную духовную связь с афонскими старцами, которые оказали благотворное влияние на направление его духовной жизни и впоследствии способствовали изданию его сочинений. Здесь, на Востоке, отец Феофан основательно изучил греческий и французский языки, познакомился с еврейским и арабским.

В 1853 году началась Крымская война, 3 мая 1854 года члены Русской Духовной миссии были отозваны из Иерусалима в Россию. За свои труды в миссии иеромонах Феофан был возведен 4 апреля 1855 года в сан архимандрита и 12 апреля назначен в Петербургскую духовную академию бакалавром по кафедре канонического права, а через полгода - на должность ректора Олонецкой духовной семинарии, Олонецкая духовная семинария в это время была еще совершенно не устроена, даже не имела своего здания. Архимандрит Феофан занимается организацией строительства здания для семинарии. Однако главной заботой отца Феофана, было воспитание учащихся Олонецкой семинарии.

Помимо семинарии на архимандрита Феофана были возложены многие дела по епархии из-за отсутствия Олонецкого архиепископа Аркадия, который был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 17 октября 1855 года отец Феофан определен членом Олонецкой Духовной консистории. Архимандрит Феофан заботился об улучшении проповеднической деятельности приходского духовенства и выработал целый ряд мер борьбы с расколом, который утвердился в тех краях в форме даниловщины, филипповщины, аристовщины и странничества.

В 1856 году архимандрит Феофан был назначен на должность настоятеля посольской церкви в Константинополе, что было обусловлено тем, что он был хорошо знаком с православным Востоком и вполне подготовлен к этой должности. Константинопольская Церковь в это время переживала большие трудности в связи с распрей греков с болгарами. Русское правительство и Святейший Синод, заинтересованные в скорейшем ее прекращении, поручили архимандриту Феофану собрать сведения, касающиеся греко-болгарской распри. 9 марта 1857 года отец Феофан представил отчет, который имел большое значение при обсуждении этого вопроса Святейшим Синодом Русской Православной Церкви.

Своей симпатией к болгарскому народу, сочувствием к его законным требованиям, своим искренним желанием помочь отец Феофан снискал себе большую любовь среди болгар. Озабоченный сложной ситуацией в Болгарской Церкви, архимандрит Феофан не забывал и о благе Константинопольской Церкви. Он близко познакомился с внутренней жизнью константинопольского патриархата, с состоянием синода, положением патриарха, епископов, священников, содержанием церквей и духовенства, и ему открылась бедственная картина. Обо всем этом отец Феофан писал в своем отчете, взывая о помощи к «великодушной» России, которой «не следует оставлять своей матери по вере в этом беспомощном состоянии».

Во время своего пребывания в Константинополе архимандрит Феофан заботился и о русских, которые здесь жили, и предложил русскому правительству устроить в Константинополе госпиталь для русских матросов и паломников и просил также устроить «братство с церковью».

Во время пребывания за границей отец Феофан еще более укрепил знание греческого языка, которое он применил в последующих трудах. На православном Востоке он собрал много драгоценных жемчужин святоотеческой, главным образом аскетической литературы.

13 июня 1857 года указом Святейшего Синода архимандрит Феофан назначается на должность ректора Санкт-Петербургской духовной академии, которую возглавлял два года. Как ректор архимандрит Феофан посещал лекции профессоров, присутствовал на экзаменах, следил за всем ходом учебного дела в академии. Особое внимание он обращал на воспитательную работу. На посту ректора Санкт-Петербургской духовной академии отец Феофан усиленно занимался также редакторской и богословской работой. Свои сочинения он публиковал главным образом в академическом журнале «Христианское чтение», который выходил тогда под его наблюдением. Время ректорства архимандрита Феофана совпало с празднованием 50-летия открытия Петербургской духовной академии. Юбилейное празднование состоялось 17 февраля 1859 года. Святейший Синод наградил отца Феофана орденом святого князя Владимира III степени.

29 мая 1859 года состоялось наречение отца Феофана во епископа Тамбовского и Шацкого. В речи при наречении во епископа архимандрит Феофан сравнивал свою жизнь и разнообразную деятельность с шаром, без грохота и шума катящимся туда и сюда, по направлению сообщаемых ему ударов. В этом же слове он поведал, что не чуждо было бы тайным желаниям сердца, если бы на его долю выпало такое место, где бы он свободно мог предаться занятиям по сердцу.

1 июня митрополитом Григорием с собором епископов в Троицком соборе Александро-Невской Лавры была совершена его хиротония.

Служение преосвященного Феофана в Тамбовской епархии продолжалось только четыре года. Но за это время он необыкновенной кротостью своего характера, редкой деликатностью и участливым вниманием к нуждам пасомых успел снискать всеобщую и самую искреннюю любовь. Святитель Феофан проявил себя ревностным служителем во всех сферах церковной жизни. Много забот и трудов пришлось понести владыке при управлении Тамбовской епархией.

Епископ Феофан проявил себя ревностным проповедником. Почти каждое богослужение он сопровождал проповедью, и слово его, шедшее от сердца и дышавшее глубоким убеждением, привлекало многочисленных слушателей. Плодом его ревностного проповедания явился выпуск двух томов его слов к тамбовской пастве (всего 109 слов). Глубокое знание всех движений сердца человеческого и его духовных потребностей, опытное знакомство с духовной жизнью, обширные познания в области и Священного Писания, и творений святоотеческих, и наук естественных, исторических и других и иные высокие достоинства отличают слова преосвященного Феофана к тамбовской пастве, при необыкновенной ясности, живости и простоте изложения чрезвычайно сильное производившие впечатление на слушателей. Святитель Феофан заботился и о внешнем благоустройстве духовно-учебных заведений, побудил начальство Тамбовской семинарии произвести капитальный ремонт семинарского храма. В целях подема народного образования при содействии преосвященного Феофана было открыто много церковно-приходских училищ, воскресных школ и частных школ грамотности, а также открыто шестилетнее женское епархиальное училище.

Епископ Феофан в то же время заботился о повышении образования и самого духовенства. По его ходатайству перед Святейшим Синодом с 1 июля 1861 года стали выходить «Тамбовские епархиальные ведомости».

В дни скорби и мира он был любвеобильным отцом для всех. При своих многочисленных и разнообразных делах и заботах по управлению Тамбовской епархией святитель Феофан находил время и для учено-литературной деятельности. К этому времени относится его богословский труд «Письма о христианской жизни», который заключает в себе целую систему христианского нравственного учения.

Во время одной из поездок с целью обозрения храмов и монастырей своей епархии святитель Феофан посетил Вышенскую пустынь, которая понравилась ему строгим иноческим уставом и красотой местности. Назначая туда настоятелем эконома архиерейского дома игумена Аркадия, владыка на прощание сказал ему пророчески: «Поезжайте, отец игумен, туда, а там, Бог даст, и я к вам приду». В 1861 году епископ Феофан пережил большую радость. По решению Святейшего Синода он принимал участие в торжестве открытия мощей святителя Тихона Задонского. Это событие произвело большое впечатление на Тамбовского архипастыря и послужило как бы особым благодатным освящением его собственного служения.

22 июля 1863 года преосвященный Феофан был перемещен на Владимирскую кафедру. Непродолжительно было служение епископа Феофана и во Владимире, но и здесь он проявил себя ревностным архипастырем и успел заслужить всеобщее уважение и любовь. Первым предметом попечения заботливого архипастыря Владимирской епархии было спасение пасомых через назидание, посредством проповеди слова Божия. Епископ Фео-фан предпринимал поездки в раскольнические центры епархии, где произнес целый ряд проповедей, а в конце 1865 года открыл в селе Мстере Вязниковского уезда Богоявленское православное братство.

Однако предметом самых усердных забот епископа Феофана явились церковно-приходские школы и духовно-учебные заведения епархии. Он закончил начатую его предшественником постройку общежития для учеников Владимирской духовной семинарии, открыл училище для девиц духовного звания. С начала 1865 года по ходатайству святителя Феофана стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости». За усердную и плодотворную архипастырскую деятельность во благо Церкви преосвященный Феофан был награжден орденом святой Анны II степени (17 апреля 1857 года) и святой Анны I степени (19 апреля 1864 года).

После двадцатипятилетнего служения Церкви на различных поприщах, преосвященный Феофан нашел благовременным осуществить свое всегдашнее стремление. Посоветовавшись со своим давним духовным руководителем митрополитом Исидором, он подал прошение в Святейший Синод об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии.

Ходатайство владыки было удовлетворено, и он 17 июля 1866 года был освобожден от управления епархией и назначен настоятелем Вышенской пустыни, где повел свою жизнь как ученый инок.

Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены. «Я ищу покоя, - писал епископ Феофан митрополиту Исидору, - чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, и полезный и нужный для Церкви Божией».

Суетная должность настоятеля нарушала внутренний покой владыки Феофана, и он скоро подает новое прошение об освобождении его от этой должности. Святейший Синод удовлетворил его просьбу. Долгожданное уединение, к которому так настойчиво стремился святитель, наконец пришло по милости Божией. 06 этом времени святитель говорил: «Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили бы на него... Вышу можно променять только на Царство Небесное».

В первые шесть лет своего пребывания в Вышенской пустыни преосвященный Феофан не уединялся окончательно. Вместе с иноками обителй он ходил ко всем церковным службам, а в воскресные и праздничные дни сам совершал литургию в сослужении братии. Внешняя обстановка вполне соответствовала духовным потребностям подвижника-святителя. Он охотно принимал посетителей - родных и почитателей, искавших его духовных советов, вразумлений и наставлений, выходил из кельи на прогулку. Святитель Феофан в начале своего пребывания в Вышенской пустыни испытывал борьбу с помыслами, которые внушали ему сожаление о раннем оставлении кафедры.

В 1872 году духовное начальство предлагало ему снова принять управление епархией, даже Московской, а потом в этом же году предлагало ему заседать в судном отделении Святейшего Синода.

В 1879 году святителя Феофана через Святейший Синод приглашал в Японию отец Николай (Касаткин), будущий равноапостольный просветитель Японии (память 3 февраля). Но епископ Феофан отказался от этих приглашений. После пасхальных дней 1872 года он начал вести затворническую жизнь. Феофан затворник прекратил всякие сношения с людьми, перестал ходить в монастырский храм на богослужение и затворился в отдельном флигеле. С этого времени он принимал только настоятеля пустыни, духовника игумена Тихона и келейника отца Евлампия. К этому времени епископ Феофан устроил в своих келиях малую церковь во имя Крещения Господня, в которой служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а в последние 11 лет ежедневно.

В богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных проходила большая часть затворнической жизни архипастыря. В свободное от духовных подвигов время он занимался учено-литературными богословскими трудами, писал множество писем к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбами о помощи и наставлениях. Уйдя из мира и почти не встречаясь с людьми, епископ-затворник интересовался жизнью Церкви и своей родины. Он выписывал много журналов. В кабинете у него была огромная библиотека. При написании своих произведений святитель использовал обширную литературу на русском и иностранных языках.

В подвиге духовнолитературного творчества святитель Феофан видел великое служение Церкви Божией. 0б этом он говорит в одном из своих писем: «Писать - это служба Церкви нужная». Весьма разнообразны предметы и содержание творений Вышенского затворника. Почти ни одна деталь духовной жизни не ускользнула от его глубокого, внимательного наблюдения. Но главной темой всех его многочисленных произведений является спасение во Христе. Один перечень этих творений вызывает благоговение.

Основой для его богомудрых писаний служили почти исключительно творения восточных церковных учителей и аскетов. Учение епископа Феофана во многом родственно учению старца Паисия Величковского. Это особенно заметно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Как выдающийся знаток аскетической письменности, преосвященный Феофан не только отразил ее особенности в своих творениях, но и воплотил в своей жизни, проверив истинность святоотеческих аскетических предпосылок собствен-ным духовным опытом. По содержанию его сочинения распадаются на три отдела: нравоучительный, истолковательный и переводный. Особенно большую ценность для богословской науки представляют много численные труды святителя по христианской нравственности.

В своих нравоучительных произведениях преосвященный Феофан изобразил идеал истинной христианской жизни и пути, ведущие к его достижению. В сочинениях святителя Феофана излагаются основы святоотеческой психологии. Всесторонне образованный архипастырь-учитель проник в сокровенные тайники человеческой души. В своих сочинениях он сумел сочетать глубину психологического анализа и богословия с простотой изложения. Обозревая душевные и духовные способности человека, преосвященный Феофан глубоко проникает в его внутренний мир. Это проникновение является следствием тщательного самонаблюдения и большого духовного опьита святителя.

Среди творений епископа Феофана почти не встречается трудов специально догматического характера, но поскольку нравственное учение христианства стоит в неразрывной связи с христианскими догматами, то в разных местах его трудов можно увидеть раскрытие и догматического учения. Догматический элемент в творениях святителя особенно важен потому, что разяснения автора касаются высочайших и труднейших пунктов христианской догматики.

Одним из важнейших дел жизненного подвига преосвященного Феофана являются его замечательные труды по изяснению слова Божия, которые представляют собой ценный вклад в русскую библеистику.

В тесной связи со всеми трудами епископа Феофана в области богословия стоит его переводческая деятельность. Свою духовную опытность он почерпал не только из личных внутренних переживаний, но и из аскетической письменности, которой всегда особенно интересовался. Важнейшей из переводных работ святителя является «Добротолюбие», главный предмет которого составляют писания о духовной жизни основателей и великих учителей христианского аскетизма. Особый вид литературных трудов преосвященного Феофана представляют его многочисленные письма, Которыми он обменивался со всеми, кто просил его советов, поддержки и одобрения, начиная с сановников и кончая простолюдинами. Искренность и любовь к людям святитель сохранил до своей блаженной кончины.

Все Духовные академии Русской Православной Церкви избрали святителя Феофана своим почетным членом, а Санкт-Петербургская присвоила ему в 1890 году звание доктора богословия за многополезные богословские сочинения.

6 января 1894 года, в день престольного праздника своего келейного храма Крещения Господня, около четырех часов дня, епископ Феофан мирно скончался.

Отпевание почившего епископа-затворника было совершено 11 января епископом Тамбовским Иеронимом (Экземплярским) при огромном стечении духовенства и народа. Погребение состоялось в Казанском соборе Вышенской пустыни во Владимирском приделе. На Поместном соборе Русской Православной Церкви 6-8 июня 1988 года епископ Феофан Затворник канонизирован как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества.

Феофан Затворник – святой, архиерей Русской Церкви, богослов и публицист. Он не только оказал влияние на общество, не только стал известной и значимой исторической фигурой, но и просиял на Небесах.

Святые — как, впрочем, и любые ученые, поэты, писатели — это обычные люди, такие же, как мы с вами. Но они много работают над своей духовной и душевной жизнью, над своим образованием — действительно, есть и святые простецы, но многие православные святые — умнейшие люди своего времени. Так и труды святителя Феофана по сей день изучаются многими философами и богословами, являясь к тому же величайшей духовной помощью для каждого православного христианина.

Интересное прозвище — Вышенский затворник — святитель Феофан получил благодаря своей жизни. После выхода на покой (пенсию) он ужесточил аскетические подвиги, особым образом оставшись совершенно наедине с собой.

Икона святителя Феофана Затворника

Икона святителя Феофана Затворника почитается православными от простых людей до богословов. Как архиерей святитель был не раз зарисован живописцами с натуры. Его внешность хорошо известна, даже запоминается.

    Святитель имеет сухощавое лицо, светлые глаза, седую длинную бороду, волосы также седые и немного кудрявые, они спускаются волнами на плечи из-под архиерейской митры или монашеского клобука.

    Святитель изображен в праздничном красном облачении архиерея, с митрой и с посохом в руке или в епископской фиолетовой мантии. Правой рукой он благословляет верующих или держит крест. Жезл - символ архипастырской власти, его по сей день обязательно на богослужения выносят вслед за архиереями, ведь в Евангелии духовенство Господь часто сопоставляет с пастухами, пасущими и оберегающими народ, как овец, хранящих его от бесов — духовных волков. Также часто святитель изображается с книгой в руках — многие считают ее символом его духовных трудов, но в действительности в православной иконографии так, с Евангелием, изображаются многие святители, начиная от Николая Чудотворца.

    На иконах святителя во весь рост он изображается или в той же фиолетовой мантии, или в облачении архиерея времен Византии — с черными крестами.

    Редкий тип иконографии святителя Феофана — житийная икона, то есть вокруг изображения самого святого поставлены клейма, на которых запечатлены разные эпизоды из жизни святого. «Читать» такое живописное житие нужно слева направо и сверху вниз. В отличие от других икон, здесь бывает более десятка сюжетов: эта иконография продолжала развиваться в течение веков. Само изображение преподобного, вокруг которого строятся клейма, обычно представляет его в полный рост в традиционных архиерейских одеждах с благословляющим жестом правой руки.


Житие святителя Феофана, Затворника Вышенского

Будущий святитель родился в семье сельского священника Орловской губернии Василия Говорова, и при рождении был назван Георгием. Первые шаги в церкви святитель сделал еще в детстве: мудрые родители дали ему и начальное образование, и подготовку к священническому служению. В то время многие дети священников продолжали династию, священство было особым сословием. Маленький Георгий с детства прислуживал в алтаре и любил молитву.

В 1829 году Георгий окончил духовное училище в Ливне и поступил в Орловскую духовную семинарию: преподаватели ценили его за рвение к знаниям. Как лучший воспитанник семинарии за счет государства он был отправлен Киевскую духовную академию, находящуюся по сей день на территории Киево-Печерской лавры. Здесь святитель получил и знания, и духовный рост: он много времени проводил в молитве у мощей Киево-Печорских святых, в пещерах.

Здесь к концу курса обучения года он принял монашество — пройдя ряд трудов, положенных послушнику, над ним был совершен постриг в рясофорного инока с наречением имени Феофан. Известно, что на постриг святого собрались многие: он был уже известен и любим многими людьми, учителями и учениками.

Рясофорный постриг — это лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые монашеские одежды. В это время святитель, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако святитель был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни и принял затем постриг мантийный. Мантия — «малый ангельский образ», малая схима. Святитель дал обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества. Через несколько месяцев святитель был посвящен в иеродиакона (священнослужителя, который прислуживает за богослужениями священнику, но не может совершать Таинства Церкви), а затем в иеромонаха — священника, носящего монашеский сан.

Будущий святитель остался преподавать: на протяжении нескольких десятилетий отец Феофан был ректором и инспектором ряда духовных учебных заведений: Киевско-Софийского училища, Новгородской и Олонецкой семинарий, наконец, Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Как преподаватель СПбДАиС святитель в 1847 году вошел в состав созданной Церковью Духовной Миссии в Иерусалиме — своеобразного церковного посольства. Здесь святитель налаживал контакты между Православными Церквями, а также занимался научной деятельностью: изучал языки, общался с представителями различных конфессий, рукописями Святых Отцов. В 1855 году святитель был награжден саном архимандрита и должностью настоятеля храма при дипломатическом посольстве России в Константинополе.

По возвращении в Россию святитель Феофан некоторое время был ректором Санкт-Петербургской ДУховной Академии, а затем был хиротонисан в архиереи. С 1859 по 1866 он занимал кафедру Тамбовскую и Шацкую, затем Владимирскую.

В обеих епархиях он был инициатором ряда просветительских миссий:

  • Организовал издания региональных газет «Православные ведомости»,
  • Совершал открытия епархиальных училищ для юношей и даже девушек, что в те времена было редкостью,
  • Совершал посещения даже самых отдаленных приходов.

Здесь он заботился о нравственном состоянии священников, монахов и мирян, боролся с остатками языческих обычаев, пьянством, хулиганством. Современники свидетельствовали, что везде, где святитель ни появлялся, он своим спокойным нравом, заботой о людях мог поднимал нравственность, заботился о молитве и богобоязненности в городе ли, в храме, в учебном ли заведении. Известно, что святитель способствовал и просвещению людей, и сам жил более чем скромно, а многие пожертвования отдавал нищим, ходил по бедным семьям и тайно, чтобы подавать милостыню.

Немногие архиереи постоянно объезжают свои епархии, предпочитая вызывать священников в кафедральный город. Однако святитель Феофан лично, заботясь приходах, объезжал даже самые отдаленные церкви и деревни. Он посещал и богатых, и бедных людей, узнавал об их жизни и подавал архипастырские наставления: благодаря своей праведной жизни в трудах и молитвах владыка Феофан обрел от Бога дар прозорливости и чудотворений.

Всю жизнь он стремился к уединенной молитве и отшельничеству — возможно, это чувство появилось в нем после молитвенной практики в Киево-Печерской лавре. Потому в 1866 году святитель подал прошение об освобождении от управления епархией и выходе на покой. Конечно, многих это удивило. Святителя назначили настоятелем Вышенской обители в Рязани, а затем он попросил об увольнении и с этой должности, чтобы предаться молитве и трудам.

Затворничество святителя Феофана Вышенского

По примеру многих древних святых отцов Церкви святитель Феофан затворился в келье. Отметим, что для России XIX века это был совершенно беспрецедентный случай. В то время широкие круги общества относились к Православию как религии для бедных людей ограниченного кругозора. Просияли в это время лишь старцы Оптиной пустыни, святитель Игнатий (Брянчанинов) — и то сама официальная Церковь удивлялась их подвигам.

Святитель Феофан же продолжил традицию подвига безмолвия и затворничества, идущую из древних монастырей и продолжившуюся как раз в Киево-Печерской лазер, воспитанником которой он был.

Святитель закрылся в келейном корпусе, в отдельном помещении из трех небольших комнат: кабинета, молельни, спальни — и выходил только на галерею, чтобы подышать воздухом. Он устроил крохотную домовую церковь, где в одиночестве каждый день совершал Литургию. Здесь святитель почти никого не принимал, особенно праздных гостей, молился, писал богословские и духовные труды, письма-наставления духовным детям, а также играл на музыкальных инструментах и пел духовные песнопения. Святитель также трудился физически, справедливо говоря, что тело — храм Божий и нужно его утруждать, чтобы поддерживать в форме и заставлять служить Богу и людям. Владыка Феофан резал по дереву, писал иконы, шил сам себе одежду, одеваясь более чем скромно.

Так святитель прожил более 28 лет и отошёл ко Господу 6 (19) января — в праздник Крещения Господня, Богоявления (важно, что само имя Феофан с греческого переводился как Богоявление!). Для всей братии обители это стало знаком особой милости Божией к святителю. Известно, что его отпевание прошло при большом стечении народа, во гробе архипастырь лежал со светлой улыбкой на лике. Тело святителя пребывало в Казанском соборе Вышенской пустыни, под мраморным надгробием, на котором были высечены ноты и вырезана каменная митра.


Мощи Феофана Затворника и чудеса святителя

Мощи святителя были тайно обретены несколькими священниками в 1970-х годах. Тогда на территории обители была психиатрическая больница, храм был складом, а сам мощи были засыпаны безбожниками мусором. Однако Бог поругаем не бывает: мощи достали по частям, они были абсолютно высохшими, остался только скелет (это также свидетельство святости). Сначала их увезли в Троице-Сергиеву лавру, а когда святителя Феофана прославили в лике святых — это произошло в 1988 году — их вернули в Рязанскую епархию. Долгие годы мощи пребывали в храме села Эммануиловка в приделе, построенном и освященном в честь святителя.

Затем, с возрождением Вышенской обители, по благословению Святейшего Патриарха Алексия Второго, их торжественным крестным ходом перенесли туда, и сейчас телом святитель почитывает в родной обители, напротив сохранившегося келейного корпуса, где он и был в затворе — в Сергиевском храме.

Еще в Эммануиловке от мощей начали происходить чудеса.

  • Не ходивший с рождения ребенок после омовения в источнике и приложения к мощам внезапно сам стал не только ходить, но и бегать.
  • Исцелился от тяжелого, долгого радикулита летчик.
  • Страдавшая грыжей позвоночника и готовившаяся к операции женщина полностью исцелилась после омовения в источнике и молитвы.


Труды и творчество святителя Феофана

Святитель Феофан Затворник оставил поистине великие труды. Они касаются и богословских тем, и духовных; он сделал доступным для всех православных наследие святых Отцов Церкви и показал простоту духовной жизни.

Очень известна книга «Мысли на каждый день» Феофана Затворника. Для каждого дня им написала краткая заметка-размышление, в основном, на тему читаемого в этот день по церковному Уставу места в Новом или Ветхом Завете. Сегодня книга не только издается, но и распространяется в мобильных приложениях вместе с календарями.

Другими работами святителя являются книги «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?», «Как начинается в нас христианская жизнь?», духовные письма, толкования на Апостольские послания, поучения. Важным трудом святителя стало «Добротолюбие избранное для мирян» — поучения древних святых, переведенные на русский язык (удивительно — слова святых перевел современный святой). Этим трудом пользуются по сей день ученики духовных учебных заведений и все православные христиане.


Почитание Феофана Затворника

Память святителя Феофана отмечается всей Православной Церковью дважды в год:

23 января, в день преставления святителя ко Господу,
29 июня, в день перенесения мощей святителя Феофана из Эммануиловки в Вышенскую пустынь.

Многие люди съезжаются в эти дни в Вышенский монастырь. К этим дням не раз приурочивали научные конференции, на которых ученые и философы анализируют произведения великого святого, его житие.

В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Они были составлены почитателями и свидетелями чудес святого вскоре после его смерти. Пастырь народный не оставляет всех людей и по своей смерти. Краткие молитвы святому можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти, также в любой трудный жизненный момент, в болезни, при трудных жизненных обстоятельствах:

Православия наставник, благочестия и чистоты учитель, Вышенский подвижник, святитель Феофан, умудренный Богом, твоими трудами Слово Божие разъяснял всем людям и всем православным христианам путь ко спасению указал, молись же Христу Богу о спасении душ наших.
Имя твое означает Богоявление, о святитель Феофан, ты же и трудами Твоими многим людям Бога явил и просветил их, теперь же с Ангельскими Силами стоишь у Престола Святой Троицы, молись же непрестанно обо всех нас.


В чем помогает святитель Феофан

В молитвах к святителю люди просят об избавлении от любых бед и несчастий, а также при трудностях в учебе, работе, научной деятельности.

В непростые моменты жизни мы понимаем: наша судьба во многом зависит от воли Божией, Господь являет ее в обстоятельствах и случайностях. Часто мы сами уже не можем повлиять а свою жизнь — например, не можем сами избавиться от порочных привычек, не можем сами найти хорошую работу — и это самое время, чтобы попросить помощи у Господа и Его святых.

Святитель Феофан Вышенский заботился о целых городах и учебных заведениях при жизни, успевал узнать нужды каждого, исправить и изменить к лучшему людей. Вот почему и после смерти он почитается как добрый заступник, целитель и помощник — и есть многие свидетельства о помощи святителя по молитвам к нему.

Святитель Феофан, по свидетельствам молящихся ему и по записям чудес от его святых мощей, имеет особую благодать помощи

  • в исцелении недугов взрослых и детей,
  • в учебе,
  • при трудностях в работе,
  • ученым — в научной деятельности, создании диссертаций, монографий,
  • в изменении характеров человеческих,
  • в осознании своих грехов, покаянии,
  • избавлении от греховных страстей и вредных привычек,
  • при зависимости от алкоголя, курения, наркотиков,
  • в бедности, материальных трудностях,
  • в выздоровлении душевнобольных, бесноватых,
  • в скорейшем исцелении детей,
  • при воздействиях колдунов.

Чтобы исцелиться и духовно, и физически, стоит по возможности посещать богослужения в храме или ежедневно молиться дома. Церковью установлено утреннее и вечернее молитвенное правило, которые старается ежедневно читать каждый православный христианин. Эти молитвы можно найти в любом молитвослове. Обычно они занимают 10-15 минут. Ежедневно к своему молитвенному правилу можно добавлять молитву святителю Феофану Затворнику.

    Можно посетить любой православный храм — возможно, там будет икона святителя — или приобрести икону для домашней молитвы.

    Молясь дома или в храме, зажигайте перед ней тонкую церковную свечу.

    После молитвы можно прикладываться к иконе: дважды перекреститесь, поцелуйте руку или край одежды изображенного на иконе святого, перекреститесь еще раз.

    Читайте молитву со вниманием, не как заговор, а как обращение к святому. Расскажите своими словами о беде и скорби, попросите помощи.

    Молитву святителю Феофану Затворнику можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О святитель и отец наш Феофан, архиерей славный и затворник дивный, Божий избранник и Тайн Христовых служитель, умудренный Богом учитель и апостольских слов праведный исследователь, переводчик слов отец Церкви в Добротолюбии, христианского благочестия проповедник прекрасный, жизни духовной наставник искусный, подвигов монашеских усердный исполнитель и обо всех людях ходатай благодатный!
Сейчас к тебе, на Небесах Богу предстоящему и о нас молящемуся, молимся и просим: проси у Щедрого Господа, да подаст Церкви Российской и стране нашей всей мир и благосостояние, святителям и архиереям Христовым - хранение в истине Божественной, пастве добрую помощь, лжеучителей и еретиков вразумление и посрамление; совершающим подвиги духовные и молитвенные — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; всем преподавателям и учителям — мудрость и познание Божие, учащимся - старание и Господню помощь; всем же людям православным - помощь на пути ко спасению, чтобы вместе с тобой прославляли все мы Силу, Премудрость и Благодать Господа нашего Иисуса Христа вместе с Отцом Его Бесконечным и Безначальным, со Святым и Животворящим Духом Его вечно. Аминь.

Молитвами святителя Феофана да хранит вас Господь!

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ ПРОчтение. Выпуск 13. Двухтомник о. Иова (Гумерова)

    ✪ Книга: Тысяча вопросов священнику

    ✪ Лекция 30. Русская Православная Церковь на рубеже XIX и XX столетий

    Субтитры

Биография

Родился 25 января 1942 года в поселке Челкар Актюбинской области Казахской ССР в татарской семье. В 1948 году семья Гумеровых переехала в Уфу, где Шамиль провел детские и отроческие годы. В 1959 году окончил среднюю школу.

В 1959 году поступил на исторический факультет Башкирского государственного университета . Окончил четыре курса и перевёлся в 1963 году на философский факультет Московского государственного университета , который окончил в 1966 году.

«К богословию меня привела философия, которую в Средние века называли „служанкой богословия“ („philosophia est ministra theologiae“). Философия стала интересовать меня ещё в школе. Мы жили на окраине Уфы. В нашей районной библиотеке я обнаружил классические труды Р. Декарта, Г. В. Лейбница, Г. Гегеля и других философов и очень увлекся ими. Окончив среднюю школу, я хотел поступить на философский факультет Московского университета, но туда принимали только с трудовым стажем не менее двух лет. Мама уговорила меня поступить на исторический факультет Башкирского государственного университета. Там я окончил четыре курса, перешел на пятый. Но мое желание оставалось неудовлетворенным, ведь второе высшее образование в Советском Союзе получить было невозможно. Неожиданно для меня ректор университета, который знал о моем увлечении философией, предложил попробовать перевестись на философский факультет Московского университета. Всё прошло без затруднений, и я был принят на третий курс. Началась очень напряженная жизнь, в течение учебного года я должен был сдать экзамены и зачеты за три курса» .

В 1969 году поступил в аспирантуру , которую закончил в 1972 году. Подготовил кандидатскую диссертацию по теме «Системный анализ механизма изменения социальной организации», которую защитил в в декабре 1973 года.

По окончании аспирантуры с июля 1972 года работал в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Академии наук. С июня 1976 года до декабря 1990 года работал старшим научным сотрудником во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований (ВНИИСИ) Академии наук. В эти годы знакомится с российским социологом Валентиной Чесноковой , в кругу общения которой и сформировалось его профессиональное видение.

17 апреля 1984 года со всей семьей (жена и трое детей) принял святое крещение с именем Афанасий (в честь святителя Афанасия Великого).

С сентября 1989 года по 1997 год преподавал основное богословие в Московской Духовной Семинарии и Священное Писание Ветхого Завета в Московской Духовной академии . В мае 1990 года экстерном окончил Московскую Духовную Семинарию, а в 1991 году - тоже экстерном - Московскую Духовную Академию. В 1991 году защитил диссертацию на степень кандидата богословия.

5 апреля 2005 года пострижен наместником монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым) в монашество с именем Иов в честь праведного Иова Многострадального .

В 2003-2011 годы вел рубрики «Вопросы священнику» на сайте «Православие.Ru ».

10 апреля 2017 года за Литургией в Малом соборе Донского монастыря Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был возведён в сан архимандрита .

Семья

Работа по канонизации святых

В 1997-2002 годы по поручению священноначалия готовил материалы к канонизации святых. Среди них причислены к лику святых: праведная Матрона Московская , митрополит Макарий (Невский) , архиепископ Угличский Серафим (Самойлович) , епископ Григорий (Лебедев) , протоиерей Иоанн Восторгов , мученик Николай Варжанский, епископ Белевский Никита (Прибытков) , протоиерей Неофит Любимов, протоиерей Сергий Голощапов , архимандрит Игнатий (Лебедев) , иеросхимонах Аристоклей (Амвросиев), Михаил Новосёлов , Анна Зерцалова, схимонахиня Августа (Защук) и другие.

Собрал также материалы к канонизации протоиерея Валентина Амфитеатрова , подвижницы благочестия Московского Иоанновского монастыря инокини Досифеи, старца Новоспасского монастыря иеросхимонаха Филарета (Пуляшкина), великого князя Сергия Александровича, духовного писателя Евгения Поселянина . Однако Синодальная комиссия по канонизации не приняла решение об их прославлении.

Публикации

Книги

  1. Благодатный пастырь. Протоиерей Валентин Амфитеатров. М., издательство Московской патриархии, 1998, 63 с.
  2. Суд над Иисусом Христом. Богословский и юридический взгляд. М., издание Сретенского монастыря, 2002, 112 с.; 2-е изд. М., 2003, 160 с.; 3-е изд., М.. , 2007, 192 с.
  3. Вопросы священнику. М., издание Сретенского монастыря, 2004, 255 с.
  4. Вопросы священнику. Книга 2. М., издание Сретенского монастыря, 2005, 207 с.
  5. Вопросы священнику. Книга 3. М., издание Сретенского монастыря, 2005, 238 с.
  6. Вопросы священнику. Книга 4. М., издание Сретенского монастыря, 2006, 256 с.
  7. Вопросы священнику. Книга 5. М., издание Сретенского монастыря, 2007, 272 с.
  8. Вопросы священнику. Книга 6. М., издание Сретенского монастыря, 2008, 272 с.
  9. Тысяча вопросов священнику. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009, 896 с.
  10. Таинство Елеосвящения (соборование). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009, 32 с.
  11. Святое крещение. - М., 2011. - 32 с. (Серия «Таинства и обряды»).
  12. Что такое брак? - М., 2011. - 64 с. - (Серия «Таинства и обряды»).
  13. Крестная сила. - М., 2011. - 48 с. - (Серия «Таинства и обряды»).
  14. Таинство покаяния. - М., 2011. - 64 с. - (Серия «Таинства и обряды»).
  15. Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах. Том 1., М., Сретенский монастырь, 2011, 496 с. Том 2.. М., Сретенский монастырь, 2011, 640 с.
  16. Закон Божий, М., Сретенский монастырь, 2014, 584 с. (в соавторстве со священниками Павлом и Александром Гумеровыми)

Статьи

  1. Правда веры и жизни. Житие и труды священномученика Иоанна Восторгова. М., издание Сретенского монастыря, 2004, 366 с.
  2. «Если мы хотим быть солию земли…». Иоанн Кронштадский. - Сибирские огни, 1991 № 5, с. 272-278
  3. Три четверти академического богословия (Духовное наследие Прибавлений к творениям святых отцов" и «Богословского вестника»). - Богослоский вестник. М., 1993. [Т.] 1. № 1-2, с. 21 - 39. .
  4. Право и правда [суд над Иисусом Христом]. - Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 5. с. 57 - 74.
  5. Добрый посев. Русская писательница Александра Николаевна Бахметева . - В кн.: А. Н. Бахметева. Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа, М., 2010.
  6. Хранитель церковной традиции. - В сборнике: «Господь - крепость моя. Памяти архиепископа Александра (Тимофеева)», Саратов: Издательство Саратовской митрополии, 2013, с. 88 - 93.
  7. Образ Отцовства небесного. - «Православие и современность», 2014 г., № 27 (43).
  8. Настольная книга священнослужителя. М., 1994. (Статьи в разделе «Словарь проповедников»):
    1. Архиепископ Амвросий (Ключарев)
    2. Протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров
    3. Митрополит Антоний (Вадковский)
    4. Протоиерей Алексий Васильевич Белоцветов
    5. Профессор протоиерей Александр Адреевич Ветелев
    6. Епископ Виссарион (Нечаев)
    7. Протоиерей Петр Викторович Гнедич
    8. Митрополит Григорий (Чуков)
    9. Архиепископ Димитрий (Муретов)
    10. Епископ Иоанн (Соколов)
    11. Протоиерей Иоанн Васильевич Леванда
    12. Митрополит Макарий (Булгаков)
    13. Митрополит Макарий (Невский)
    14. Архиепископ Никанор (Бровкович)
    15. Арихиепископ Николай (Зиоров)
    16. Митрополит Николай (Ярушевич)
    17. Протоиерей Василий Иоаннович Нордов
    18. Митрополит Платон (Левшин)
    19. Протоиерей Родион Тимофеевич Путятин
    20. Священник Михаил Димитриевич Смирнов
    21. Протоиерей Петр Алексеевич Смиров
    22. Протоиерей Петр Алексанрович Соллертинский
    23. Святитель Тихон Задонский
    24. Митрополит Филарет (Амфитеатров)
    25. Архиепископ Филарет (Гумилевский)
  9. Большая советская энциклопедия :
    1. Кёниг Р.
    2. Кетле А. (совм. с А. Х. Хргиан)
    3. Знанецкий Ф. В.
    4. Миллс Ч. Р.
  10. Энциклопедия «Русские писатели. 1800-1917» (Издательство «Энциклопедия»):
    1. Альбертини Н. В.
    2. Амвросий (Гренков А. М.), преп.
    3. Антонов А. В.
    4. Аристов Н. Я.
    5. Бабиков А. Я.
    6. Басистов П. Е.
    7. Бахметева А. Н.
    8. Бахтиаров А. А.
    9. Белянкин Л. Е.
    10. Блудова А. Д.
    11. Боборыкин Н. Н.
    12. Булгаков М. П. (митрополит Макарий)
    13. Бухарев А. М.
    14. Валуев Д. А.
    15. Васильчиков А. И.
    16. Векстерн А. А.
    17. Гаврилов Ф. Т. (авторская под. - А. А. Уфимский)
    18. Глинка Г. А.
    19. Глухарёв М. Я. (архимандрит Макарий)
    20. Говоров Г. В. (епископ Феофан Затворник)
    21. Горбунов И. Ф. Горбунов О. Ф.
    22. Данилевский Н. Я.
    23. Дельвиг А. И.
    24. Елагин В. Н. (совм. с А. Л. Варминским)
    25. Игнатий (Брянчанинов)
    26. Иннокентий (Борисов)
    27. Ириней (Фальковский) (совм. с М. П. Лепехин)
    28. Исмайлов Ф. Ф. Карсавин Л. П. Кашкаров И. Д.
    29. Коцебу О. Е.
    30. Коялович М. И.
    31. Курч Е.М
    32. Леонид, архимандрит (Кавелин)
    33. Меньшиков М. О. (при участии М. Б. Поспелова)
    34. Никодим, епископ (Казанцев Н.И)
    35. Пассек В. В.
    36. Победоносцев К. П. (совм. с Сергеевым)
    37. Полетика П. И.
    38. Радожицкий И. Т. (совм. с М. К. Евсеевой)
    39. Рикорд Л. И.
    40. Романов В. В.
  11. Православная энциклопедия :
    1. Аварим
    2. Авдий
    3. Аггей
    4. Авессалом
    5. Авиафар
    6. Адониседек
    7. Акила и Прискила
    8. Амфитеатров В. Н.
    9. Богословский вестник

В соавторстве со священником Павлом Гумеровым

  1. Вечная память. Православный обряд погребения и поминовение усопших. М., Издательство Русской Православной Церкви, 2009, 160 с. - 2-е исправленное издание, М.. 2011.
  2. Дом христианина. Традиции и святыни. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010, 63 с.

Научные публикации

  1. Системно-семиотические инварианты культуры. - В кн.: Системные исследования. - М., 1982, с.383-395.
  2. Методологические проблемы системного анализа организации. В сборнике: "Философско-методологические основания системных исследований. Системный анализ и системное моделирование. М.: Наука, 1983. С. 97-113.
  3. Развитие и организация. В сборнике: «Системные концепции развития», М., 1985. Вып.4., с.70-75.
  4. Глобальные задачи и проблемы «общечеловеческой этики». - В сборнике: Концепция глобальных проблем современности. - М., 1985.
  5. Экологические ценности в системе культуры. В сборнике: Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник, 1988. -М.: Наука, 1989. - С.210 - 224.
  6. Философско-антропологические проблемы экологии. - В сборнике: Экология, культура, образование. М., 1989. С. 96-100.

Иеромонах Иов (в миру Шамиль Абильхаирович Гумеров , в крещении Афанасий ; род. 25 января 1942, Челкар) - российский религиозный деятель, иеромонах Русской православной церкви, насельник Сретенского монастыря в Москве, богослов, духовный писатель. Кандидат философских наук, кандидат богословия.

Биография

По происхождению - татарин. Отец, Абильхаир Гумерович, (1913-1996) был начальником службы радиосвязи Уфимского аэропорта. Мать, Нагима Хасановна, в девичестве Искиндирова, (1915-1999) работала бухгалтером.

Родился 25 января 1942 года в поселке Челкар Актюбинской области Казахской ССР. В 1948 году семья Гумеровых переехала в Уфу, где Шамиль провел детские и отроческие годы. В 1959 году окончил среднюю школу.

В 1959 году поступил на исторический факультет Башкирского государственного университета. Окончил четыре курса и перевелся в 1963 году на философский факультет Московского государственного университета, который окончил в 1966 году.

«К богословию меня привела философия, которую в Средние века называли „служанкой богословия“ („philosophia est ministra theologiae“). Философия стала интересовать меня ещё в школе. Мы жили на окраине Уфы. В нашей районной библиотеке я обнаружил классические труды Р. Декарта, Г. В. Лейбница, Г. Гегеля и других философов и очень увлекся ими. Окончив среднюю школу, я хотел поступить на философский факультет Московского университета, но туда принимали только с трудовым стажем не менее двух лет. Мама уговорила меня поступить на исторический факультет Башкирского государственного университета. Там я окончил четыре курса, перешел на пятый. Но мое желание оставалось неудовлетворенным, ведь второе высшее образование в Советском Союзе получить было невозможно. Неожиданно для меня ректор университета, который знал о моем увлечении философией, предложил попробовать перевестись на философский факультет Московского университета. Всё прошло без затруднений, и я был принят на третий курс. Началась очень напряженная жизнь, в течение учебного года я должен был сдать экзамены и зачеты за три курса» («Без любви помочь человеку невозможно», - ЖМП, 2012, № 6, с. 50).

В 1969 году поступил в аспирантуру Института конкретных социальных исследований (ИКСИ) АН СССР, которую закончил в 1972 году. Подготовил кандидатскую диссертацию по теме «Системный анализ механизма изменения социальной организации», которую защитил в Институте философии АН СССР в декабре 1973 года.

По окончании аспирантуры с июля 1972 года работал в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Академии наук. С июня 1976 года до декабря 1990 года работал старшим научным сотрудником во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований (ВНИИСИ) Академии наук. В эти годы знакомится с российским социологом Валентиной Чесноковой, в кругу общения которой и сформировалось его профессиональное видение.

17 апреля 1984 года со всей семьей (жена и трое детей) принял святое крещение с именем Афанасий (в честь святителя Афанасия Великого).

С сентября 1989 года по 1997 год преподавал основное богословие в Московской Духовной Семинарии и Священное Писание Ветхого Завета в Московской Духовной академии. В мае 1990 года экстерном окончил Московскую Духовную Семинарию, а в 1991 году - тоже экстерном - Московскую Духовную Академию. В 1991 году защитил диссертацию на степень кандидата богословия.

В праздник Живоначальной Троицы 3 июня 1990 года ректор Академии архиепископ Александр (Тимофеев) рукоположил Афанасия Гумерова в диакона, а 23 сентября того же года - в священника. Служил в храме св. равноапостольного князя Владимира в Старых Садех, святителя Николая Чудотворца в Хамовниках, Ивановском монастыре.

С декабря 2002 года с согласия матушки Елены и детей, начавших самостоятельную жизнь, стал насельником Сретенского монастыря.

«Мне было уже шестьдесят лет. Постепенно старел и стал вспоминать о своем давнем желании принять монашество. Пока дети были маленькие, конечно, и речи об этом не могло быть. Но теперь они выросли. Кроме того, хотя я всю жизнь был здоровым человеком, началась полоса постоянных болезней. Было и ещё одно обстоятельство: сын попал в армию, воевал в Чечне в наступательной группировке. Думаю, Господь специально посылал мне все эти испытания, которые побудили меня размышлять о монашеском пути. Я решил 40 дней читать акафист Матери Божией. Перед чтением и после просил Пресвятую Богородицу открыть Божию волю мне через архимандрита Тихона (Шевкунова), так как я преподавал тогда в Сретенской семинарии и он был единственным наместником монастыря, с которым я тесно общался. И Божия Матерь в точности исполнила мою просьбу: дней через десять я шёл из семинарии домой и обошел храм с южной стороны, чтобы идти к воротам монастыря. Навстречу мне шел отец Тихон, мы поздоровались, и первыми словами, которые он мне сказал, были: „Когда вы переселитесь к нам? Мы вам подготовили келью“. После этого я вернулся домой и рассказал своей супруге о случившемся. Матушка мне сказала, что это воля Божия. Она прибавила: „Мне хорошо только тогда, когда тебе хорошо. Если тебе будет в монастыре хорошо, то поступай, а я потерплю“. Через месяц я приехал в Сретенский монастырь».

Иеромонах Иов (Гумерв) - в миру Шамиль (в крещении Афанасий) Абильхаирович Гумеров - родился 25 января 1942 г. в посёлке Челкар (ныне город) Актбинской области Казахстана. Татарин.

Отец, Абильхаир Гумерович, (1913-1996, начальником службы радиосвязи Уфимского аэропорта.

Мать, Нагима Хасановна, в девичестве Искиндирова, (1915-1999), бухгалтер

  • В 1948 году семья Гумеровых переехала в Уфу
  • В 1959 году окончил среднюю школу.
  • В 1959 году поступил на исторический факультет Башкирского государственного университета. Окончил четыре курса и перевелся в 1963 году на философский факультет Московского государственного университета, который окончил в 1966 году.
  • «К богословию меня привела философия, которую в Средние века называли „служанкой богословия“ („philosophia est ministra theologiae“). Философия стала интересовать меня еще в школе. Мы жили на окраине Уфы. В нашей районной библиотеке я обнаружил классические труды Р. Декарта, Г. В. Лейбница, Г. Гегеля и других философов и очень увлекся ими. Окончив среднюю школу, я хотел поступить на философский факультет Московского университета, но туда принимали только с трудовым стажем не менее двух лет. Мама уговорила меня поступить на исторический факультет Башкирского государственного университета. Там я окончил четыре курса, перешел на пятый. Но мое желание оставалось неудовлетворенным, ведь второе высшее образование в Советском Союзе получить было невозможно. Неожиданно для меня ректор университета, который знал о моем увлечении философией, предложил попробовать перевестись на философский факультет Московского университета. Всё прошло без затруднений, и я был принят на третий курс. Началась очень напряженная жизнь, в течение учебного года я должен был сдать экзамены и зачеты за три курса» («Без любви помочь человеку невозможно», - ЖМП, 2012, № 6, с. 50).
  • В 1969 году поступил в аспирантуру Института конкретных социальных исследований (ИКСИ) АН СССР, которую закончил в 1972 году. Подготовил кандидатскую диссертацию по теме «Системный анализ механизма изменения социальной организации», которую защитил в Институте философии АН СССР в декабре 1973 года.
  • По окончании аспирантуры с июля 1972 года работал в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Академии наук. С июня 1976 года до декабря 1990 года работал старшим научным сотрудником во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований (ВНИИСИ) Академии наук. В эти годы знакомится с российским социологом Валентиной Чесноковой.
  • 17 апреля 1984 года со всей семьей (жена и трое детей) принял святое крещение с именем Афанасий (в честь святителя Афанасия Великого).
  • С сентября 1989 года по 1997 год преподавал основное богословие в Московской Духовной Семинарии и Священное Писание Ветхого Завета в Московской Духовной академии. В мае 1990 года экстерном окончил Московскую Духовную Семинарию, а в 1991 году - тоже экстерном - Московскую Духовную Академию. В 1991 году защитил диссертацию на степень кандидата богословия.
  • В праздник Живоначальной Троицы 3 июня 1990 года ректор Академии архиепископ Александр (Тимофеев) рукоположил Афанасия Гумерова в диакона, а 23 сентября того же года - в священника. Служил в храме св. равноапостольного князя Владимира в Старых Садех, святителя Николая Чудотворца в Хамовниках, Ивановском монастыре.
  • С декабря 2002 года с согласия матушки Елены и детей, начавших самостоятельную жизнь, стал насельником Сретенского монастыря.
  • «Мне было уже шестьдесят лет. Постепенно старел и стал вспоминать о своем давнем желании принять монашество. Пока дети были маленькие, конечно, и речи об этом не могло быть. Но теперь они выросли. Кроме того, хотя я всю жизнь был здоровым человеком, началась полоса постоянных болезней. Было и ещё одно обстоятельство: сын попал в армию, воевал в Чечне в наступательной группировке. Думаю, Господь специально посылал мне все эти испытания, которые побудили меня размышлять о монашеском пути. Я решил 40 дней читать акафист Матери Божией. Перед чтением и после просил Пресвятую Богородицу открыть Божию волю мне через архимандрита Тихона (Шевкунова), так как я преподавал тогда в Сретенской семинарии и он был единственным наместником монастыря, с которым я тесно общался. И Божия Матерь в точности исполнила мою просьбу: дней через десять я шёл из семинарии домой и обошел храм с южной стороны, чтобы идти к воротам монастыря. Навстречу мне шел отец Тихон, мы поздоровались, и первыми словами, которые он мне сказал, были: „Когда вы переселитесь к нам? Мы вам подготовили келью“. После этого я вернулся домой и рассказал своей супруге о случившемся. Матушка мне сказала, что это воля Божия. Она прибавила: „Мне хорошо только тогда, когда тебе хорошо. Если тебе будет в монастыре хорошо, то поступай, а я потерплю“. Через месяц я приехал в Сретенский монастырь»
  • В апреле 2005 года пострижен наместником монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым) в монашество с именем Иов (в честь святого Иова Многострадального).
  • В 2003-2011 годы вел рубрики «Вопросы священнику» на сайте «Православие. Ru»
  • 10 апреля 2017 г. - за Литургией в Малом соборе Донского монастыря Патриархом Кириллом был возведён в сан архимандрита

Трое детей: два сына и дочь. Сыновья Павел и Александр - священники. Дочь Надежда

  • В 1997-2002 годы по поручению священноначалия готовил материалы к канонизации святых.

Кандидат философских наук, кандидат богословия.

Сочинения:

  • Благодатный пастырь. Протоиерей Валентин Амфитеатров. М., издательство Московской патриархии, 1998, 63 с.
  • Суд над Иисусом Христом. Богословский и юридический взгляд. М., издание Сретенского монастыря, 2002, 112 с.; 2-е изд. М., 2003, 160 с.; 3-е изд., М.. , 2007, 192 с.
  • Вопросы священнику. М., издание Сретенского монастыря, 2004, 255 с.
  • Вопросы священнику. Книга 2. М., издание Сретенского монастыря, 2005, 207 с.
  • Вопросы священнику. Книга 3. М., издание Сретенского монастыря, 2005, 238 с.
  • Вопросы священнику. Книга 4. М., издание Сретенского монастыря, 2006, 256 с.
  • Вопросы священнику. Книга 5. М., издание Сретенского монастыря, 2007, 272 с.
  • Вопросы священнику. Книга 6. М., издание Сретенского монастыря, 2008, 272 с.
  • Тысяча вопросов священнику. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009, 896 с.
  • Таинство Елеосвящения (соборование). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009, 32 с.
  • Святое крещение. - М., 2011. -(Серия «Таинства и обряды»).
  • Что такое брак? - М., 2011. - (Серия «Таинства и обряды»).
  • Крестная сила. - М., 2011. - (Серия «Таинства и обряды»).
  • Таинство покаяния. - М., 2011. - (Серия «Таинства и обряды»).
  • Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах. Том 1., М., Сретенский монастырь, 2011, 496 с. Том 2.. М., Сретенский монастырь, 2011


Похожие статьи