Повышение квалификации психология служебной деятельности. Новая специальность «Психология служебной деятельности
Психология служебной деятельности – относительно новая специальность, открывающая широкие возможности для студентов, выбравших ее в качестве своей будущей профессии.
Сфера профессиональной подготовки специалистов, получающих образование по направлению психологии служебной деятельности, включает в себя решение комплексных вопросов психологического обеспечения в области управления, служебной деятельности правоохранительных структур, организацию работы социальных служб, предоставление психологической помощи и многое другое. Кроме того, она включает такое направление, как предоставление помощи в социальной и профессиональной реализации.
Где обучают психологии служебной деятельности
Учитывая специфику профессии и ее новизну, на сегодняшний день не так много высших учебных заведений обучают данной специальности: даже в столице количество таких вузов не достигает и десяти.
Тем не менее, найти подходящий вуз можно как в Москве, так и в других регионах. В столице получить образование по данной специальности можно в университете госуправления, в университетах МВД РФ и им. М.В. Ломоносова, в городским психолого-педагогическом университете и в некоторых других.
Для того, чтобы поступить на учебу по данной специальности, как правило, требуется сдать три экзамена. Первым и основным является биология, вторым – русский язык. Третьим экзаменом может быть иностранный язык или математика.
В большинстве высших учебных заведений обучение по данной специальности на очном отделении осуществляется в течение пяти лет. Кроме очной формы обучения, студенты могут выбрать очно-заочную или полностью заочную форму получения образования.
Кроме общих дисциплин, студенты данный специальности во время учебы знакомятся с разными направлениями психологии, изучают особенности психологического консультирования и мотивационных вопросов. Большое внимание уделяется обеспечению профессиональной деятельности в нестандартных, экстремальных условиях, в условиях пенитенциарных заведений.
Как и любая другая специальность, психология служебной деятельности предполагает прохождение не только теоретического, но и практического курса, играющего важнейшую роль в профессиональной подготовке.
Чему учат в вузах
Во время прохождения обучения по данной специальности студенты получают важнейшие умения и навыки, которые впоследствии могут применяться ими в государственных или частных структурах, в специализированных структурах МВД.
В перечень навыков входят:
- проведение собеседований на профпригодность лиц для службы в армии или работы в органах внутренних дел;
- составление характеристик служащих, проведение анализа результатов их деятельности;
- консультирование и обучение персонала максимально эффективной самореализации в процессе работы;
- реабилитация лиц с травмами, полученными вследствие их работы в экстремальных условиях, либо в результате попадания в зоны чрезвычайных происшествий, террористических действий;
- анализ и прогнозирование психологической ситуации в коллективе, разработка рекомендаций для создания благоприятной атмосферы;
- предоставление консультаций и оказание помощи в вопросах профессиональной ориентации;
- проведение собеседований с кандидатами на занятие определенных должностей;
- преподавание психологии в лицеях, вузах, на специализированных курсах.
Это базовые навыки, которые получают студенты в ходе своего обучения. Данные умения позволяют многим студентам трудоустраиваться по специальности еще во время учебы. Те, кто в дальнейшем хотят работать над теоретическими и научными вопросами, продолжают обучение в магистратуре. Студенты, желающие профессионального совершенствования или стремящиеся к работе за границей, поступают в аспирантуру.
Возможности трудоустройства для специалистов
Выпускники, получившие образование по специальности психология служебной деятельности, могут работать в нескольких направлениях.
Направления следующие:
- по профессии психолога (психолога-консультанта) в государственных и частных медицинских учреждениях, в образовательных и воспитательных учреждениях, в центрах оказания психологической помощи и в службах по подбору персонала;
- по профессии психолога в сфере управления персоналом (хед-хантера) в рекрутинговых агентствах, в службах персонала предприятий и в порядке частной практики;
- по профессии бизнес-тренера или коуча в HR-отделах, в различных компаниях и организациях и в порядке частной практики.
Зарплата психологов начинается от 15-20 тысяч рублей. Эффективный тренер может зарабатывать 60-90 тысяч рублей и больше. Рекрутер или специалист по подбору кадров получает от 25-30 тысяч рублей. Чем больше и престижнее организация, тем выше уровень заработной платы.
20.07.2016
В этом году в НГУЭУ открылась новая специальность «Психология служебной деятельности» со специализацией «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях». О ее преимуществах и возможностях трудоустройства выпускников рассказывает заведующий кафедрой психологии экстремальной деятельности Виктор Колышкин.
Посмотреть все фото
— Почему появилась эта специальность?
Современный человек часто попадает в различные неблагоприятные, а порой и экстремальные ситуации. Вследствие этого у него возникает страх, беспокойство, тревожность - предшественники депрессии, которая чаще всего и является причиной самоубийств. Любые экстремальные ситуации приводят вначале к психоэмоциональному напряжению, а затем - и к ярко выраженному стрессу. А это уже не просто отклонения в состоянии здоровья, но и так называемые «пограничные состояния». Так как это еще не явная патология, она выпадает из поля зрения врачей, занимаются ею психофизиологи и клинические психологи. Вообще, парадоксально, но факт - специалистов, которые оценивают и прогнозируют состояние организма человека, находящегося в экстремальных состояниях, в России нет. Вот именно по этой причине наша кафедра и заполнила эту, в общем-то, свободную нишу, начав готовить такие кадры.
Причин возникновения стресса может быть много: и чрезвычайные ситуации, и человеческий фактор… Как они сказываются на состоянии человека и как ваши выпускники помогают бороться с последствиями?
Не секрет, например, что для современного руководителя характерно состояние эмоциональной напряженности, которое проявляется различными конфликтными ситуациями и стрессом. По этой причине возникает следующий парадокс: при свободных местах на руководящие должности (главным образом, нижнего и среднего звена) нет желающих их занять. И это свидетельствует о проблеме профотбора и подготовки кадров. Решать ее тоже могут наши специалисты.
Что касается техногенных катастроф, то, к сожалению, человек пока не научился предотвращать их. Мы можем только ликвидировать их последствия, в том числе проводить работы по оказанию психологической помощи людям, пострадавшим и выжившим в зоне бедствия, выводя их из посттравматического стресса. Это состояние по статистике наблюдается у 20% людей, перенесших различные бедствия и тех, кто ликвидировал их последствия. И задача именно наших специалистов-психологов помочь тем, кто страдает от посттравматического стрессового расстройства.
Вообще, структура МЧС (особенно за Уралом) испытывает острую нехватку специалистов, знающих методы оценки психического (психофизиологического) состояния человека, попавшего в экстремальные условия среды, и методы управления этим состоянием. Наша кафедра выпускает именно таких специалистов.
До недавнего времени решением таких проблем занимались клинические психологи - специалисты по оценке состояния человека, профилактике различных психических отклонений, реабилитации людей со стрессовыми расстройствами и т.д.
- Вы упомянули клинических психологов. Разве их подготовка - это не прерогатива медицинских вузов?
После получения высшего медицинского образования человек становится врачом-психологом по медицинской психологии. А это совсем другое - их задача заключается в работе с людьми, уже находящимися в состоянии патологии. Наши же выпускники работают с людьми, которые не находятся пока еще в состоянии патологии, но уже не здоровы. В их профессиональные компетенции входит оценка, диагностика, прогнозирование, профилактика и коррекция функционального состояния организма человека, его пограничных состояний. И это еще не все. Они занимаются психодиагностикой и подготовкой трудовых коллективов, формированием и психологическим сопровождением спортивных команд и других микрогрупп, адаптацией, профилактикой, реабилитацией работников МЧС и людей, пострадавших от чрезвычайных ситуаций и многим другим.
Для того, чтобы было понятно, что могут осуществлять наши выпускники по этой редкой, но важной специальности, достаточно перечислить только некоторые дисциплины нашей специализации: «Психологическая коррекция и реабилитация», «Сон, гипноз и их механизмы», «Психология лжи и полиграфическое исследование личности», «Психофизиологические механизмы памяти в экстремальных условиях среды», «Латеральные механизмы переработки информации в экстремальных условиях среды», «Психологическая профилактика профессиональной деформации личности в экстремальных условиях среды», «Управление функциональным состоянием человека с помощью биологической обратной связи».
К слову сказать, указанные дисциплины отсутствуют в учебном плане подготовки наших бакалавров по « ». У них задача совсем другая - понять, почему у человека возникают те или иные нарушения, но они не владеют методами по управлению и коррекции этих нарушений. Другими словами, они не могут воздействовать на человека. Бакалавриат по «Психофизиологии» - это сильно урезанный аналог специализации «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях».
- Где могут работать ваши выпускники?
Как показывает практика, если студент успешен в учебе, то он обязательно после окончания вуза трудоустроится по профессии. Лучшие наши выпускники работают в психоневрологических диспансерах, различных кадровых агентствах и в отделах по работе с персоналом, в службах занятости, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, в различных образовательных центрах, которые проводят психологическое консультирование физических лиц и организаций. Немало ребят работают в службах, которые помогают прийти в норму человеку, оказавшемуся в экстремальных, стрессовых ситуациях или пережившему такие ситуации.
Вообще, наши выпускники разлетелись по многим городам России. Например, одна из них в Санкт-Петербурге организовала собственное консалтинговое агентство со специализацией по решению именно психологических проблем. Есть и те, кто успешно трудоустроился за рубежом.
Если говорить о профессиях, то наши выпускники работают психологами, психофизиологами, клиническими психологами, специалистами по оценке состояния человека, профилактике различных психических отклонений, реабилитации людей со стрессовыми расстройствами и т.д.
Вы отметили, что нехватка психологов есть в МЧС России. Значит ли это, что МЧС рассматривает выпускников кафедры психологии экстремальной деятельности НГУЭУ как своих потенциальных сотрудников?
Да, МЧС заинтересовано в наших выпускниках. Например, в региональном отделение МЧС России по Новосибирской области прошлым летом была организована психологическая служба, и мы заключили соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве. Теперь наши студенты могут проходить в этой организации практику с возможностью последующего трудоустройства. Кстати, мы также плотно сотрудничаем и с Институтом физиологии и фундаментальной медицины СО РАН - и это говорит об уровне подготовки наших выпускников.
- Хорошим психологом не стать без практики. Как ваши студенты будут осваивать необходимые навыки?
По большинству дисциплин, изучаемых на нашей кафедре, - их у нас более 60 - предусмотрены лабораторные работы. Что это, если не практика? Закуплены современные и дорогие компьютерные программы Центра психофизиологического прогнозирования и здоровья - суперсовременные компьютерные диагностирующие системы. И будущие специалисты овладевают навыками практического использования современных психофизиологических методов, включая компьютерную полиграфию, многомерное шкалирование исследований активности нейронов и суммарной активности мозга. В основе обучения студентов-специалистов по экстремальной психологии - практикумы, которые начинаются буквально с первого семестра. Их главная черта - ориентация на активное участие студентов в экспериментах, то есть реализация принципа «обучение через исследование». Полученные знания выпускники могут использовать и в научных исследованиях. В НГУЭУ есть аспирантура по психофизиологии, и после окончания нашего вуза можно поступить на этот третий уровень высшего образования. Также студенты кафедры психологии экстремальной деятельности проходят практику уже с первого курса не только в нашем Центре психофизиологического прогнозирования и здоровья, но и в таких учреждениях, как клинические центры и диспансеры, структуры МЧС и МВД, агентства по подбору, оценке и управлению персонала, учреждения по диагностике и подготовке трудовых коллективов, спортивных команд, социально-психологические центры, службы занятости.
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Биология - профильный предмет, по выбору вуза
- Иностранный язык - по выбору вуза
Это направление позволит проявить себя в чрезвычайно популярных и прибыльных профессиях коуча (консультант-психолог, помогающий развиться и самореализоваться в профессии или стиле жизни), хед-хантера (специалист по поиску высококлассных и редких профессионалов), тренинг-менеджера и других. Программа довольно новая.
Экзамены при поступлении
Для поступления на учебу по этой программе, как и по другим из области психологии, придется сдавать три экзамена. Первый и профилирующий среди них - биология, важен также результат по русскому языку. Для третьего испытания можно будет выбрать иностранный язык или математику.
Краткое описание специальности
Специалист-психолог служебной деятельности готовится к решению следующих задач: психологическое обеспечение в области управления, обеспечение деятельности сотрудников правоохранительных органов, организация работы социальных служб, оказание психологической помощи. Отдельным пунктом для выпускников значится помощь клиентам в социальной и профессиональной реализации и идентификации (так называемый коучинг).
Крупные вузы в столице
В огромной Москве специалистов по психологии служебной деятельности готовят достаточно мало вузов, их количество не достигает и десятка. Многие из них гордятся, что студенты начинают работать по специальности еще в процессе обучения (приблизительно один человек из 6-8).
Хорошую теоретическую и практическую базу дадут:
- Московский городской психолого-педагогический университет;
- столичный университет госуправления;
- Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ;
- Московский университет МВД РФ;
- Московский госуниверситет им. М.В. Ломоносова.
Сроки и формы обучения
Стандарт обучения предполагает подготовку специалиста на очном отделении в течение пяти лет, что и предлагают большинство из указанных вузов. При коррекции программы для студентов-заочников или учащихся очно-заочной формы обычно срок обучения продлевается на год по решению ученого совета вуза.
Предметы, изучаемые студентами
Кроме общеобразовательных дисциплин, студенты ознакомятся с различными направлениями психологии, детально остановятся на особенностях психологического консультирования и мотивационных вопросах, пройдут несколько практических блоков. Важными темами станут обеспечение профессиональной деятельности в экстремальных и особых условиях, условиях пенитенциарных заведений, при работе в правоохранительных органах и государственных социальных службах.
Получаемые знания и навыки
Результатом подготовки станет большой спектр умений, который выпускники смогут применять на практике как в гражданских (частных либо государственных) организациях, так и в специализированных структурах МВД и других органах.
Студенты пройдут несколько видов практики, в результате которой получат такие навыки:
Кем работать
Зарплата рядового начинающего психолога составляет 15-20 тыс. рублей. Эффективный тренер-коуч может зарабатывать 60-90 тыс. рублей, причем зарплата профессионала и начинающего тренера может отличаться в разы. Особенно популярен на данный момент бизнес-коучинг, в котором заработок часто зависит от личной популярности ведущего семинаров. Начинающий рекрутер или специалист по кадрам (HR-менеджер) может рассчитывать на 25-30 тыс. рублей, для больших специалистов озвучиваются суммы вплоть до 200 тыс. рублей.
Продолжение обучения по специальности
Если студент понимает, что он нацелен на поиск работы за пределами страны, либо желает профессионально совершенствоваться у себя на родине, ему стоит подумать о поступлении в психологическую аспирантуру.
Последняя не только даст более развернутое представление о психологии, но и позволит поменять специализацию в случае необходимости. Продолжить учебу в магистратуре стоит тем, кто заинтересован в будущей работе над научными и теоретическими вопросами. Обычно для поступления в магистратуру сдается комплексный экзамен и проводится собеседование.
Похожие статьи
-
Мытарства души после смерти: что происходит после смерти
Понимание посмертной жизни души очень важно для каждого верующего религиозного человека. Ответив на вопрос, что нас ждет после смерти, что такое душа, мы понимаем, что такое человек и как нужно жить, чтобы не погибнуть для вечности....
-
Штомпка анализ современных обществ
Теория структурации Э. Гидденса послужила в определенной мере толчком для появления в 1990-х гг. работ польского социолога Петра Штомпки (ныне президента Международной социологической ассоциации), посвященных комплексному и целостному...
-
Поиск презентаций. это будет их проект
Презентация: Творческий проект с использованием ученика 1-5 класса МОУ Гимназии 26 Девяткина Дмитрия «Правила поведения младшего школьника при чрезвычайных ситуациях.» Творческий проект с использованием ученика 1-5 класса МОУ Гимназии 26...
-
Когда наступает Новый год Свиньи по китайскому календарю?
Восточная культура и китайские традиции прочно прижились в нашей повседневной жизни, стали и нашими привычками и традициями. Праздновать Новый год по-восточному сегодня стали многие люди, другие же хоть и не празднуют, но какое животное...
-
Сочинение по картине К.Ф.Юона На тему: «Весенний солнечный день. Описание картины К. Юона "Весенний солнечный день" Весенний солнечный день небо
К. Ф. Юон является замечательным и талантливым мастером живописи, которому удалось создать множество примечательных картин. Особое внимание уделялось художником написанию природных особенностей родного края, которые изображены на его...
-
Крымский гуманитарный университет (КГУ)
г.Ялта, пгт. Массандра, ул. Стахановская, 11 Становление и развитие современной кафедры педагогики и управления учебными заведениями начинается с деятельности цикловой комиссии при Ялтинском педагогическом училище. В 1994 году одновременно...