Первый христианский храм в риме. Самые древние храмы рима, сохранившиеся до наших дней

В прошлом церкви были главной целью большинства посетителей Рима. Верующие со всех концов Европы совершали долгое и трудное путешествие в Рим, чтобы поклониться семи холмам, на которых располагались паломнические церкви. Среди них были четыре патриархальных базилики (Сан Джованни ин Латерано, Собор Святого Петра в Ватикане, Сан Паоло Фуори ле Мура и Санта-Мария Маджиоре), а также три других церкви: Санта Кроче, Сан Лоренцо Фуори ле Мура и Сан Себастиано. Среди сегодняшних туристов все еще есть паломники, но намного больше церквей Рима посещаются в качестве достопримечательностей. Путешественники восхищаются их архитектурой и шедеврами искусства внутри. Здесь Вы найдете работы самых великих живописцев - Микеланджело, Рафаэля, Бернини, Караваджо, Сансовино, Филиппо Липпи и многих мастеров мозаичного искусства, наряду с фресками и каменной кладкой со времен Средневековья и более ранних эр.

Базилика Святого Петра

Самая знаменитая церковь Рима - базилика Святого Петра в Ватикане посвящена Апостолу, который, как полагают, был первым Епископом Рима и первым Папой Римским. Оригинальная церковь Св. Петра была посвящена в 326 и создана под патронажем императора Константина. В 1452 Папа Римский Николай V решил создать совершенно новую церковь, которая строилась до конца 18-го века. Непосредственно у входа в базилику находится известная Пьета Микеланджело, законченная в 1500 и защищенная укрепленной стеклянной панелью. Другие достопримечательности собора Св. Петра - богато украшенная Часовня Причастия с работами Бернини (шатер) и Борромини (бронзовая решетка), большой купол Микеланджело, легендарная бронзовая статуя Восхождения на престол Св. Петра, гробница Св. Петра, Папский алтарь с бронзовым балдахином Бернини. Мастер создал этот навес, когда ему было всего 25 лет, как истинный шедевр барочной скульптуры. В левом проходе находятся могилы известных Пап Римских, созданные ведущими мастерами, включая Бернини. Еще больше гробниц находятся в склепе самой знаменитой церкви Европы.

Сан Джованни ин Латерано

Санта-Мария-ин-Космедин

В южной части площади Бокка делла Верита расположена Санта-Мария ин Космедин - один из самых прекрасных примеров средневековой церковной архитектуры в Риме. Церковь была начата в 772 и закончена в 1124. У этого архитектурного драгоценного камня особая семиэтажная колокольня и широкий двухэтажный подъезд с навесом. Интерьер украшен созданной семьей Романа Космати мраморной инкрустацией, включая пол, мраморные стены святилища, мраморные кафедры проповедника и трон епископа. Проходы украшены фресками, а несколько колонн доставлены от древних достопримечательностей Рима . В склепе находятся ранние христианские могилы и фундамент языческого храма.


Но известность этой римской церкви обеспечена не её великолепной внутренней отделкой, или гармоничной архитектурой. Причиной всему стала большая мраморная плита в подъезде, известная как Бокка делла Верита, или Уста Правды. Туристические автобусы занимают всю прилегающую улицу, а многочисленные посетители выстраиваются в очередь к церкви. Гиды утверждают, что именно в этом месте римляне давали клятвы (по легенде, рот откусывал руку любого, кто говорит неправду). Намного более вероятно, что это был стенной фонтан, или плита, скрывающая оракула. Площадь Бокка делла Верита открывает один из самых прекрасных видов Рима, с её комплексом древних зданий и барочного фонтана.

Санта Мария ин Травестере

Санта-Мария ин Трастевере (плотно населенный район на правом берегу Тибра) является первым местом в Риме, где христиане смогли проводить свои службы на публике. Здание было начато в 221 и достроено в 340, затем восстановлено в 12-м веке и реставрировано в период Барокко. У церкви есть романская колокольня, фасад, украшенный мозаиками и ранние христианские саркофаги. Внутри посетителя ждет множество чудес, включая красивую мраморную инкрустацию на полу, позолоченный деревянный потолок, или мозаики в апсиде - настоящие шедевры средневекового искусства. Они изображают Христа, Деву Марию и многочисленных святых.

Церковь Санта Сабина

Церковь Санта Сабины была создана Петром Иллирием в 425-432 годах. Она сохраняет статус ранней христианской базилики, даже при том, что была украшена в 824. На стене над входом расположена одна из самых старых мозаик в Риме с двумя женскими фигурами, а в центральном дверном проеме установлены старейшие деревянные двери в христианском искусстве, датирующиеся 432 годом. Вырезанный неизвестным мастером из африканского кедра тонкий и выразительный рельеф иллюстрирует сцены Ветхого и Нового Завета. Восемнадцать из оригинальных 28 панелей сохранились до наших дней. Церковный неф расположен между 20 коринфскими колоннами из Паросского мрамора, как и украшенный мрамором хор. К церкви примыкает доминиканский монастырь, в котором Св. Фома Аквинский был монахом, а также красивый романский монастырь. Терраса рядом с церковью открывает великолепный вид на реку Тибр, площадь Венеции и Ватикан.

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура

Оригинальная базилика была создана здесь в 4-5 веках и посвящена Св. Павлу. До восстановления собора Св. Петра это была крупнейшая церковь в мире. Собор был восстановлен, будучи полностью разрушенным пожаром в 1823 и снова завоевал славу одной из четырех патриархальных католических церквей, а также одной из семи паломнических церквей Рима. Часть оригинального внутреннего убранства была сохранена и украшает новую церковь. Мозаики на фасаде были добавлены в 19-м веке, но на внутренней стороне Святой Двери Вы увидите элементы старой бронзовой двери из Константинополя (11 век). Обширный неф размерами 12 на 60 метров разделен на пять проходов с 80 колоннами, которые ведут посетителя к триумфальной арке с мозаиками пятого века, алтарю и апсиде. Высоко на стенах размещены 265 медальонов с портретами всех Пап.

Сант-Андреа-аль-Квиринале

В любом другом городе этот шедевр Бернини был бы заполнен туристами, но в Риме его часто пропускают среди изобилия церквей. Интерьер являет собой обильное выражение стиля барокко, где искусство, архитектура и дизайн беспрепятственно объединяются воедино. Неудивительно, что церковь была фаворитом Бернини среди всех его работ, даже при том, что кардинал никогда не платил ему за работу. Овальный план здания с восемью боковыми часовнями создает ощущение пространства и движения, плавно переходя от эллиптического плана к круглому золотому куполу наверху. Структурный дизайн барокко прослеживается буквально везде - от щедрого художественного оформления пилястров и бордюров к аркам, карнизам и окнам.

Церковь Святой Пракседы

Церковь Святой Пракседы сохранила черты ранней христианской базилики, пройде через множество этапов преобразования. Её высокий неф переходит в пресвитерию, где мозаики девятого века покрывают красивейшую в Риме триумфальную арку и апсиду. Многочисленные мозаики и фрески были созданы не как художественное оформление для прославления библейских событий и святых, а как иллюстрированные книги для просвещения преимущественно неграмотных Средневековых прихожан в доктринах веры. Часовня Сан-Дзено похожа на средневековую иллюстрированную книгу, где каждый уголок покрыт мозаиками с изображением святых и библейских символов.

Сан-Лоренцо-фуори-Мура

Эта раннее-христианская базилика является одной из семи католических паломнических церквей. Она была основана Константином Великим и несмотря на многочисленные разрушения и реконструкции сохранила свою оригинальную форму базилики, с высоким нефом с узкими боковыми проходами, алтарем на более высоком уровне и массивными колоннами. Здесь стоит обратить внимание на прекрасную инкрустацию цветных камней и мрамора на двух кафедрах проповедника, которую считают самым прекрасным образцом в Риме. Мозаики на триумфальной арке изображают Христа в окружении святых. Ниже, на уровне первой базилики, расположена могила Папы Римского Пия IX, который умер в 1878.

Церковь Санта Констанца

Одной из самых красивых церквей Рима считается Санта Костанца, построенная в начале четвертого века как мавзолей для дочери Константина. Этот небольшой архитектурный шедевр составляет лишь 22.5 метра в диаметре и довольно прост в дизайне, с непретенциозной кирпичной внешностью. Но внешний вид крайне обманчив, в чем вы сможете убедиться во внутренней части церкви. Внутреннее убранство Санта Констанца оформлено из редких и дорогостоящих материалов. Тонкие настенные мозаики включают священные христианские и языческие фигуры с детализированными животными и птицами, порхающими среди виноградных лоз. В церкви преобладает римская архитектура с 12 двойными колоннами с капиталами, ранними христианскими символами и мозаичным искусством.


Занимаю церкви – огромные соборы и небольшие часовни, изящные базилики и богатые храмы. Будучи в Риме, обязательно посетите несколько из них – вы увидите не только роскошь и богатство здешних церквей, но и старинные фрески, мозаики, статуи, работы известных на весь мир скульпторов и архитекторов. Кроме того, вы почувствуете умиротворение, облегчение и новые силы продолжать прогулку по Вечному городу.

Сегодня мы предлагаем вам небольшое путешествие по церквям и соборам Рима с кратким описанием, а вы выберете для себя наиболее интересные и, будучи в Риме, посетите их.

Церкви и базилики Рима

Рим известен своими религиозными сооружениями на весь мир. Многие туристы едут сюда с целью паломничества, так как здесь хранится невероятное количество старинных реликвий. Всего в городе насчитывается около 80 «разношерстных» часовен, базилик, храмов и соборов. Одни вам понравятся, вторые – нет, здесь играет роль вкус и внутренние ощущения, которые вы испытываете, находясь в этой церкви.

Перед посещением той или иной церкви в Риме, узнайте как можно больше информации о ней. Часы работы, адреса базилик и соборов Рима можно найти на их официальных сайтах. На большинстве из них подробно написано, как попасть к той или иной достопримечательности. Представляем вашему вниманию перечень самых главных и самых красивых соборов, базилик и церквей в Риме .

Церковь Святая Святых
Совсем неприметный фасад, глядя на который, трудно представит, что это самая почитаемая церковь католиков. Но, зайдя вовнутрь, вы будете впечатлены ее скромностью и наполненностью. Больше всего заслуживает внимания , по которой перед смертью поднимался Иисус. Ее перевезли из Иерусалима спустя 2 столетия после смерти Спасителя. Места, где капала его кровь, застеклили и здесь преклоняются паломники. Говорят, что тот, кто поднялся на коленях по Святой лестнице в пятницу, избавляется от всех грехов. Перед поднятием на лестницу вас встретят две скульптуры: «Суд Пилата» и «Поцелуй Иуды».

Над престолом часовни находится Нерукотворный образ Иисуса Христа, который по приданию, начал рисовать апостол Лука, а закончили ангелы. Прогуливаясь по церкви, вы сможете увидеть много фресок библейской тематики, кабинки для исповеди, служебные помещения. Приобрести сувениры, религиозные книги или украшения можно в лавке на втором этаже.


Роскошная церковь Иль Джезу – это главная соборная церковь Ордена иезуитов. Также это одна из титулярных церквей в Риме. Другое ее название – Церковь Общества Иисуса. Фасад этой церкви разрабатывал сам Микеланджело, но его проект отклонил кардинал Фарнезе. После он пригласил к строительству Виньолу и Джакомо дела Порто, которые в 16 веке соорудили изящную церковь в архитектурном стиле маньеризм, что довольно близко напоминает барокко.

Церковь Иль Джезу поделена на несколько капелл , каждая из которых посвящено конкретному персонажу:

  • Святому Игнатию,
  • Святой Троице,
  • Святому Семейству,
  • Мадонне,
  • Франческо Борджиа
  • и Франциско Ксаверия.

Их стены украшены картинами, фресками, мозаиками как Средневековья, так и современности. Также в церкви похоронен Игнатий Лойола и находится 4 гробницы семьи Bolognetti .

Церковь Санта Мария Антиква

История сооружения этой небольшой часовни началась в 7 столетии. Она много раз перестраивалась, и сейчас является ярким образцом средневековой росписи с уникальным ансамблем стенописи. Это небольшое церковное здание, находящееся у входа в на . Богослужения здесь не ведутся и единственными памятками в Церкви Санта Мария Антиква являются фрески «Богоматерь с младенцем» (серия из 5 картин), « Благовещение», «Святая Варвара», «Святая Анна», «Апостол Андрей» и другие.

Церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе
Неординарная церковь капуцинов — Санта-Мария-делла-Кончеционе – это не совсем обычная часовня. Большинство украшений и мозаик сделано из костей 4000 монахов, похороненных на кладбище, где сейчас находится . Здесь есть несколько приделов, где покоятся мощи святых.

Строительство начал Орден капуцинов в 17 столетии, чтобы показать людям, что смерти не надо бояться, относится к ней с уважением и ценить каждую минуту жизни. Сегодня церковь открыта для посетителей, здесь царит безмолвное молчание и запрещена фото- и видеосъемка.

Церковь Святого Климента
В наше время это одна из самых богатых базилик в Риме. Церковь Сан-Клементе построена в 1 веке нашей эры в честь Папы Римского Климента и является ярким образцом раннехристианских базилик Рима. В ней особо заметно три исторических слоя, датируемых 1, 4 и 12 веками, поэтому ее называют трехуровневой церковью. Большинство фресок и мозаик сохранилось здесь с 12 столетия. Внутри базилика украшена ионическими колоннами и безумно красивым алтарем с изображением Распятия. По бокам находится 5 капелл, в которых хранятся мощи Климента, Кирилла, Игнатия и других святых.

За отдельную плату вы можете спуститься на три уровня под землю, где расположены хорошо сохранившиеся остатки первой базилики. Вы почувствуете непередаваемые эмоции, увидев работу, которой 2 тысячи лет.


На расположена небольшая с виду скромная церковь, посвященная Богородице. Зайдя внутрь, вы будете впечатлены ее изящными картинами и многочисленными капеллами. История церкви начинается с 11 столетия, когда на этом месте построили небольшую часовню, чтобы изгнать злой дух Нерона, ненавистника христиан. Спустя столетия ее постоянно расширяли, над ее оформлением трудились такие известные личности как Бреньо, Рафаэль, Браманте, Бернини. Над созданием картин работали Караваджо, Карраччи, Пинтуриккьо, де Паче и много других. Также поговаривают, что здесь хранится одно из самых старых Евангелие, переведенных на славянский язык Мефодием и Кириллом.

Церкви-близнецы в Риме
Рим известен двумя похожими церквями — Санта-Мария-деи-Мираколи и Санта-Мария-ин-Монтесанто . На первый взгляд они полностью идентичны, но приглядевшись, можно увидеть много различий. Основные отличия состоят в форме куполов и башен, хотя можно найти много других. Эти церкви созданы из-за прихоти Папы Римского Александра VII, который приказал архитектору Райнальди спроектировать улицу Фламиния. Деньги на строительство выделил Гастальди, а герб его семьи присутствует на фасадах обеих церквей.

В церкви Санта-Мария-деи-Мираколи хранится чудодейственная икона Богородицы, которая собирает около себя толпы прихожан, нуждающихся в помощи.

Церковь Караваджо
Сан Луиджи дей Франчези или Церковь Караваджо – это небольшая базилика в Риме, принадлежащая французской общине. Богатый француз, чтобы украсить местную реликвию, нанял для работ еще неизвестного на то время Караваджо. Он должен был создать серию картин из жизни Святого Матвея. Великий художник раб

Отал в церкви три года и за это время создал немало шедевров. Сегодня здесь осталось только три:

  • «Святой Матфей и ангел»,
  • «Мученичество Святого Матфея»
  • и «Призвание святого Матфея».

Церковь Святой Екатерины
Храм Святой великомученицы Екатерины – это одна из православных церквей в Риме, построенная в 2009 году на территории Русского посольства в Италии. Она подчиняется московскому патриархату. Зайдя внутрь этой русской церкви в Риме, вы увидите верхний мраморный иконостас, расписанный в технике фрески Солдатовым, и нижний, посвященный царям Константину и Елене, выполнен уральскими мастерам.

В храме хранятся мощи Святых Екатерины, Елены, частица Древа Креста Иисуса и мощи первых веков.


Базилика святого Иоанна Латеранского – это главная церковь Рима, для многих прихожан она важнее, чем Собор Святого Петра. Иногда ее называют «Матерью церквей всего мира». Ее история началась в 4 веке, когда император Константин соорудил здесь небольшую христианскую часовню, а освятил ее Папа Римский Сильвестр. В 10 столетии Латеранский собор переименовали на Собор Иоанна Крестителя.

Сегодня в этот кафедральный собор можно войти через один из пяти входов, но пятый открывается только в Юбилейный год. Внутри можно увидеть множество скульптур святых и апостолов, древние фрески и мозаики, реликвии в виде ризы Богородицы и губки со следами крови Спасителя.


В нескольких шагах от Латеранского собора находится церковь Святого Креста Иерусалимского. Он построен по инициативе матери Константина Елены, которая была на Иерусалимской земле, увидела много священных реликвий, связанных с жизнью Христа. Во время этого путешествия ей пришла идея построить в Риме храм для паломников, которые не имеют возможности попасть в Иерусалим. Реализовали ее идею только в 6 веке, позже базилику несколько раз реконструировали.

Сегодня в первой комнате вас встретит статуя основательницы – Елены, а под ней почва со Святой земли. Также можно увидеть другие реликвии:

  • святые мощи,
  • копия Туринской плащаницы,
  • останки Святой Антониетты.


Еще одна из раннехристианских церквей – Базилика Константина и Максенция. Строительство начал Максенций в 308 году, а закончил Константин в 312 году. Местом для ее сооружения послужили древние склады для специй на Римском форуме. Она впечатляет своими размерами — общая площадь ее составляла около 4000 кв.м.

Эта церковь и сейчас считается самой большой в Риме. Это было не только место для поклонения, но и для проведения деловых встреч. В 1960 году здесь проводились соревнования по греко-римской борьбе.

Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели
Эта церковь построена в 16 веке на месте , поэтому отличается такой оригинальной архитектурой. Над ее сооружением работал Микеланджело и его ученик Лодука. Центральная часть церкви сооружена в виде греческого креста, что придает ей максимальную компактность. В левой части базилики на полу нарисованы солнечные часы, с помощью которых сверяли время до конца 19 века. Интерьер впечатляет массивными колоннами, скульптурными композициями и настенными картинами французских мастеров.


Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура входит в четверку самых крупных базилик Рима. Она сооружена в 4 веке императором Константином на месте захоронения апостола Павла. Иногда ее называют Базиликой Святого Павла. Как с виду, так и внутри она отличается роскошным убранством, изящными витражами, оригинальными фресками, разноцветным мрамором, огромным количеством статуй святых и рельефной дверью из бронзы.

Особого внимания в Соборе Павла заслуживает здешний орган, реконструированный по самым современным технологиям.

Базилика Эмилия

Она считается одной из самых древних римских базилик. Ее построили во 2 столетии до нашей эры цензорами Лепидом и Нобилиором. Позже ее расширили представители рода Эмилиев и в честь их и назвали. В Римской империи базилика пользовалась популярностью среди местного населения: здесь молились античным богам, на террасе выступали представители властей. Позже здание переоборудовали под рынок или суд, точно не известно. В 5 веке нашей эры базилика сгорела и только в начале 20 века начались раскопки на месте руин.

К нашему времени ее частично отреставрировали. Это место подойдет для посещения историкам и любителям античности, но вряд ли, паломникам. Такая же история и у Базилики Юлия и Базилики Ульпия.


Это наверняка самая известная религиозная памятка для всех католиков мира. Над ее сооружением трудились такие известные личности, как Микеланджело, Рафаэль, Браманте, Бернини. Он вмещает 60 тысяч прихожан внутри и 400 тысяч – на площади перед собором. Внутри собор украшен очень роскошно и богато, все стены украшены золотыми росписями, фресками и мозаиками, в нишах стоят многочисленные статуи Святых, а над надгробиями пап установлены шикарные памятники. Каждый прихожанин, зайдя в храм, обязательно полюбуется работой Микеланджело «Пьета».

За 7 евро вы можете подняться на вершину купола и полюбоваться окрестными пейзажами, которые откроются перед вами с этой высоты.


Одной из главных римских церквей и в то же время, папских базилик, является Санта-Мария-Маджоре. Она построена в 4 веке Папой Римским Ливерием, так как последнему во сне явилась Дева Мария и приказала построить храм на том месте, где завтра выпадет снег. Снег действительно выпал на Эсквилинском холме не смотря на то, что это было 5 августа.

Собор Святой Марии – это базилика, которая практически полностью сохранила свой первоначальный вид. Внутри можно увидеть старинные фрески и мозаики 4-5 столетия, которые рассказывают о рождении и жизни Иисуса. Не смотря на свой «возраст», церковь отличается гармонией, торжественностью и совершенными пропорциями. Если хотите вдохнуть старину, роскошь и изящность, то посетите именно этот собор Рима.

Санта-Мария-Сопра-Минерва
Это единственный готический собор в Риме, находящийся неподалеку от . Он уникальный в своем роде, так как соединяет в себе скромность и изящность. Красивые росписи, лазурные потолки, оригинальные статуи – все это нереально впечатляет. Над ее строительством трудился великий Бернини, а внутри находится скульптура Микеланджело «Воскресший Христос». Здесь нет больших потоков туристов, поэтому можно насладиться тишиной и побыть наедине с Богом.

Церкви и соборы на карте Рима:

В Риме более 900 храмов. Я предлагаю вам посмотреть великолепную семерку выдающихся соборов,составленную на мой субъективный взгляд.Вы сможете узнать как они работают и как к ним прийти.
Внимание!!!- уделите внимание на Вашу одежду при посещение храмов.Обязательное условие-плечи и колени должны быть закрыты,то есть в шортах и в майке без рукавов вас не пустят!!!
Первое место,и здесь без всяких вариантов СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА находится на площади (Piazza San Pietro) /


Здесь я в 7 утра, мой совет идите рано,будет меньше туристов, так как к 10 часам здесь будет уже очередь примерно от собора до места где стою я.
Собор открыт ежедневно с 7.00 - 19.00. Вход бесплатный. На купол если захотите подняться 5 евро.


Идти надо к собору с правой колоннады, где пройдете металлоискатель.
Доехать лучше всего в метро,которое работает с 6.00 и имеет в Риме всего две ветки - А и В. Необходимо сесть на ветку А (переход с ветки В на А только на одной станции -Termini) и доехать до станции- Ottaviano Вы выйдите на перекрестке улиц - viale G Cesare и via Barletta, идущая на север и вам она не нужна и via Ottaviano- идущая на юг. Идите по ней на юг около 250 метров (5-7 минут) и вы выйдите к стенам Ватикана,продолжайте идти теперь прямо вдоль стены м выйдите на площадь Св.Петра.


Собор Св.Петра самый большой христианский храм в мире и вмещает 60 тысяч человек!!!


Заходите внутрь и видите то что никогда не видели- творения выдающихся мастеров,Храм построен в виде латинского креста,то есть нижняя его часть сильно вытянута, по сравнению с православными храмами,где все стороны соборов одинаковы.

Сразу у входа с правой стороны вы увидите лучшую статую Микеланджело- ПЬЕТА-которую он создал в 25 лет в 1499 году и единственную,которую подписал своим именем. Дева Мария над Христом.Она выглядит и изящно и скорбно, После того.как в 1972 году один идиот накинулся на статую и отсек молотком нос и пальцы Деве Марии, она закрыта стеклом.


Длина внутреннего помещения собора -187 метров.


Немного истории- первый христианский импероатор Рима- Константин Великий,повелел водвигнуть над могилой апостола Петра храм.Строительство завершилось в 349 году.


После того как в 846 году храм был разграблен арабскими пиратами,папа Лев 4 решил окружить храм и соседние здания стеной.так зародился Ватикан.


За тысячу лет храм обветшал и папа Юлий 2 в начале 16 века распорядился строить новую церковь по проекту Браманте.


Строительство заняло более 100 лет. В разное время постройкой руководили Рафаэль и Микеланджело. В начале 17 века строительство завершал Карло Мадерно.

В центре собора находится балдахин над алтарем работы Лоренцо Бернини. Высота -29 метров (это аналогично 10 этажному зданию!!!

Возле балдахина справа увидите -статую апостолу Петру.Она дошла со времен средневековой базалики Св.Петра, сделана из бронзы в 13 веке скульптором Арно ди Камбио.Она считается священной,выстраиваются очереди чтобы прикоснуться к ноге


Внутренняя обстановка храма выполнена в основном Лоренцо Бернини в середине 17 века.


На высоте 132 метра Микеланджело спроектировал купол диаметром 42 метра.




Памятник папе Александру 7 - это последняя работа Бернини 1678 года.Папа сидит между статуями Правды,Справедливости,Милосердия и Благоразумия.


В храме идут службы и можно исповедаться на 6 языках.


Собор действительно огромный, я был в нем 2 часа.


Завершаем осмотр.

Выходим на площадь перед храмом,которую в середине 17 века спроектировал Бернини,он же за 11 лет создал 284 колонны и 140 статуй святых.

2 место -СОБОР СВЯТОГО ПАВЛА (Сан-Паоло фуори ле Мура).
Это вторая по размеру церковь Рима- вмещает 40 тысяч человек!
Открыта с 7.00-19.00 ежедневно,вход бесплатный. Необходимо сесть в метро на ветку В и доехать до станции-Basilica S Paolo.Выход из метро на этой станции один,поэтому при выходе сверните сразу направо на ул.(via Ostense) и увидите церковь-это в 5 минутах от метро.


Снаружи не впечатляет, но внутри- красота! Смотрите сами!


Возведена в 4 веке при императоре Константине на месте захоронения Св.Павла. и на протяжении 400 лет считалась самой большой церковью Европы.


Свод храма.


В 846 году была разграблена арабскими пиратами,а в середине 11 века реконструирована.


Пройдя по этой галерее войдите в пристроенную крытую аркаду двора (клуатр) созданную в 1244 году,которая считается самой красивой в Риме.

Здесь установлена скульптура Св.Павлу.


На первой фотографии моего отчета дан более крупный план.


эта церковь незаслуженно обделена вниманием туристов так как находится не в центре Рима,но ехать на метро из центра 20 минут.

Переходим к следующей- место 3 - СОБОР САН- ДЖОВАННИ ЛАТЕРАНО.
"Мать всех церквей",собор Римской епархии был заложен императором Константином в 4 веке.
Открыта- 7.00-18.00 ежедневно.Вход бесплатный.
Доехать на метро на ветки А до станции- San Giovanni. Выйдя из метро увидите стену Аврелиана 5 века,а за ней будет площадь.


На площади справа сам собор.


Заходим внутрь.

До 1309 года здесь размещалась главная резеденция папы и до 19 века в этой церкви посвящались в сан все папы.


Ее последнее обновление проводилось в 1650 году,что объясняет характерные для барокко насыщенность.


Это свод собора!!!


Выходите из собора.


Обойдите церковь слева и посмотрите ее фасад и египетскую стеллу,которую установили для паломников в средневековье,чтобы издалека видеть свой путь.


4 место - СОБОР САНТА-МАРИЯ МАДЖОРЕ.

Это одна из величайших и богато украшенных церквей Рима ведет свою историю с 5 века.
Открыта -7.00-19.00 ежедневно.Вход бесплатный.
Доехать на любой ветки А или В до станции-Termini. Это вокзал,выйдите на площадь. Справой стороны будет проходить ул.-via Cavour идите по ней 300 метров,это 7-10 минут с левой стороны увидите фасад церкви.


Обойдите ее и вот она -красавица перед вами!


Входим в церковь.

Она представляет собой уникальное сочетание архитектурных стилей.


На месте церкви в древности стоял храм Юноны.Предание гласит,что августовской ночью 352 года Божья Матерь явилась во сне одновременно папе Либерию и богатому патрицию Иоанну.Она повелела им построить церковь на том месте,где утром выпадет снег.И снег в августе выпал!!!


В соответствии с волей Девы Марии и была возведена церковь,известная также как Либериева-по имени помтроившего ее папы.


Это единственный раннехристианский храм Рима,
сохранивший основные детали своего первоначального облика.


В начале 16 века внутренняя сторона купола была выложена золотом,


привезенным из империи Инков.Автор проекта-Джулиано Сангалло.


Выполненные в 5 веке мозаичные панно на стенах изображают 36 сцен из Ветхого завета.

5 место - Церковь САНТА-МАРИЯ-дель-ПОПОЛО.,
располежена на площади Народа (Пьяцца-дель-Пополо),от которой и получила свое название.
ВНИМАНИЕ! у нее есть перерыв,открыта с 7.00-12.00, 16.00-1900 понедельник-суббота, с 8.00-13.30, 16.30-19.00 воскресенье.Вход бесплатный.
Необходимо доехать на линии метро А до станции Flaminio, выйдя из нее в 50 метрах увидите арку которая ведет на площадь Народа.


Слева как войдете к стене примыкает церковь,а это сама площадь.


Согласно легенде на этом месте рос дуб под которым был похоронен император Нерон,Это место считалось проклятым,но в 1099 году папе Пасхалио 2 было видение, в котором Дева Мария приказала срубить дерево,вырыть кости злодея-императора и построить церковь.
Заходим.


Ансамбль церкви включает две часовни.


Часовня Киджи названная по имени ее заказчика- банкира Киджи,-спректирована Рафаэлем.

В часовне Черази вывешены два полотна выдающегося итальянского художника Караваджо-"Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла"

Росписи,скульптуры,архитектурные решения - все создано руками великих -Пинтуриккьо,Браманте,Рафаэль,Караваджо,Бернини.

Это одна из немногих церквей где сохранились без изменения капеллы.

6 место - Церковь САНТА-МАРИЯ сопра МИНЕРВА.

Построена на развалинах античного храма Минервы,эта флорентийская готическая церковь была сооружена в 1260 году.
Открыта 7.00-19.00 ежедневно.Вход бесплатный.
Станция метро поблизости отсутствует но это не беда,так как любой будет посещать в Риме Пантеон.


который тоже кстати был церковью с 7 по 20 век-поэтому и сохранился.И так слева от него идете в маленькую уличку метров 50 и слева увидите церковь.


В 16 веке она была оплотом инквизиции в Риме.


Под алтарем находится усыпальница Св.Екатерины Сиенской,которая в 1377 году убедила папу вернуться из Франции в Рим.


Главное!- в соборе находится скульптура Микеланджело "Воскресший Христос" -представляет собой настолько шокирующее натуралистическое изображение мускулистого обнаженного Спасителя,что церковные власти решили его задрапировать бронзовой повязкой. Сфотографировать мне к сожалению не разрешили!


Выходим!

7 место - Церковь САНТА-МАРИЯ ТРАСТЕВЕРЕ.

Считается самым древним римским храмом.
Станции метро рядом нет,так ка это район -Трастевере находится за Тибром.Вот мой маршрут- на линии метро В выйти на станции -Circo Massimo .Как выйдете из метро увидите через дорогу большой античный цирк переходите дору и идите через него в сторону Тибра.


Перейдите Тибр по мосту ponte Palatino в Трастевере.


Поверните с моста направо и пройдите 50 метров.


До улицы -via della Lungaretta и по ней еще 500 метров


Примерно 15 минут.


Выходите к площади - S Maria in Trastevere,где и находиться церковь.


Церковь построена папой Калликст 1 в 217 году и стала первым центром поклонения Деве Марии.


Это единственная в Риме средневековая церковь,облик которой не изменился.


ВСЁ!!!
Это моя семерка, а у вас есть еще в запасе 900 соборов Рима!
СОВЕТ- собор Св.Петра смотрите в последнюю очередь иначе другие соборы покажутся незначительными.
СОВЕТ- насмотревшись на всё это великолепие не забывайте расслабляться,иначе может случиться культурный шок!!!
Ну как я,например!


Желаю всем удачных путешествий! Чао! Продолжение будет...........

Единственная площадь Рима, на которой нет церкви - это Кампо де’ Фьори. Все же остальные площади украшены одной, а то и сразу двумя, церквями, так что церквей в Риме великое множество.

Базилика Санта-Мария-ин-Виа-Лата

Basilica di Santa Maria in via Lata. Прeданиe гласит, чтo церковь пoстpoeна нa мecтe дoма, в кoтopом апостол Павeл провeл двa гoда пoд стражeй. Базилика пeрeстраивалась в XV и XVII вeкаx, ee нынeшний фacaд выполнeн пo пpoeкту Пьeтро да Кортона (1660).

В алтape церкви xpaнится византийская чудотворная икона Богоматeри-Заступницы (XIII в.), a в криптe соxpaнились фpaгмeнты дрeвнeго xрама c фрeсками.

Церковь Сан-Марчелло-аль-Корсо

Chiesa di San Marcello al Corso - посвящена папe римскому Марцeллу I (308-309). В XVI вeкe церковь пeрeстроил Антонио да Сангалло Младший, a вeк спycтя Карло Фонтана пocтроил фacaд в cтилe барокко. В интepьeрe заслуживают внимания алтapь c мозаикой XII вeка и кeссонный потолок (XVI в.). В тpeтьeй капeллe cпpaва мoжнo yвидeть фрeску XIV вeка, изoбpaжающую Мадонну c Младeнцeм.

Базилика Санти-Амброджо-э-Карло-аль-Корсо

(Basilica di Santi Ambrogio e Carlo al Corso ) c куполом paботы Пьeтро да Кортона (1668). Церковь пocвящeна главным святым Милана, Амвросию Мeдиоланскому и Карло Борромeо, чьe сeрдцe xpaнится в церковном рeликварии.

Церковь Тринита-деи-Монти

Chiesa di Тrinita dei Monti , XVI в.. Она примeчатeльна нeoбычной для Италии конструкциeй (двe парныe кoлокoльни), a тaкжe рocписями учeника Микeланджeло Даниэлe да Вольтерра.

Базилика Сант-Андреа-делле-Фратте

Basilica di Sant Andrea delle Fratte , XII в., пoзднeйшиe рeконструкции. Кoгда церковь нaчинaли строить, в этoм мecтe пpoxoдила гopoдская граница и рос лeс. Отсюда пpoиcxодит нaзвaниe базилики (итал. fratta - «колючий кустарник»). В XVII вeкe крышу, купол и кoлокoльню пeрeстроил Франчeско Борромини.

Церковь Сант-Атанасио-деи-Гречи

Chiesa di Sant Atanasio dei Greci , Джакомо дeлла Порта, 1572-1585. Ha фacaдe этой католической церкви мoжнo видeть надписи нa грeчeском и латыни, пocвящeнныe Афанасию Вeликому.

Церкви Санта-Мария-ди-Монтесанто и Санта-Мария-деи-Мираколи

Точки сxождeния проспeктов yкpашают бapoчныe церкви Санта-Мария-ди-Монтeсанто (Chiesa di Santa Maria di Montesanto ), pacпoлoжeнная мeжду via del Babuino и via del Corso , и Санта-Мария-дeи-Мираколи (Chiesa di Santa Maria dei Miracoli ) мeжду via del Corso и via di Ripetta . Они были пoстpoeны в XVII вeкe пo пpoeкту Карло Райнальди, кoтopый cyмeл дoбиться иллюзии симмeтрии, нeсмотря нa то, чтo Санта-Мария-дeи-Мираколи кpyглая в плaнe, a Санта-Мария-ди-Монтeсанто - овальная, потому чтo apxитeктор вынуждeн был встраивать здaниe в сущeствующий ансамбль.

Церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане

Площадь piazza delle Quattro Fontane yкpашаeт церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане (Chiesa di San Carlo alle Quattro Fontane , Франчeско Борромини, XVIII в.), или, кaк называют ee римлянe, Сан-Карлино.

Умeньшитeльноe нaзвaниe отражаeт paзмepы этой церкви - ee площадь нe бoлee площади пилона . Фacaд церкви отличаeтся плавными линиями и срeзанными углами. Скульптуры нaд вxoдом изoбpaжают св. Карла Борромeо, a тaкжe Жана дe Мата и Фeликса дe Валуа, основатeлeй ордeна тринитариeв, кoтopому принадлeжит церковь.

Церковь Сант-Андрна-аль-Квиринале

Chiesa di Sant Andrea al Quirinale , Джованни Лорeнцо Бeрнини и Маттиа дe Росси, 1671, принадлeжит ордeну иeзуитов и расположена на холме .

Раccказывают, чтo Бeрнини нe взял зa эту paботу дeнeг и cчитaл эту церковь своим eдинствeнным совeршeнным твopeниeм.

В плaнe церковь пpeдcтавляeт собой овал, пo пeримeтру кoтopого pacпoлoжeно восeмь капeлл. Цeнтpальный алтapь yкpашeн фигypой св. Андрeя Пepвозванного, возносящeгося нa нeбecа (Антонио Раджи, 1660).


В Риме более 900 церквей. Туристу, конечно, невозможно посетить их все, но есть те, которые входят в обязательную «классическую» программу: собор Святого Петра, Пантеон (церковь Святой Марии и мучеников), паломнические базилики, некоторые церкви мастеров барокко. Даже если вы не религиозный человек, церкви Рима определенно достойны вашего внимания, ведь многие из них – шедевры архитектуры и одновременно музеи, где хранятся бесценные сокровища мирового искусства.

В этой статье мы расскажем о тех римских церквях, которые выделяются на общем фоне – своим архитектурным стилем, историей или наличием необычного музея.

1. Санта-Мария-сопра-Минерва / Santa Maria sopra Minerva

Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва – церковь доминиканского ордена, построенная между 1280-1453 гг. по образу флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла. Довольно невзрачный фасад базилики скрывает настоящую жемчужину – великолепный интерьер в готическом стиле с синими заостренными арочными сводами, украшенными золотыми звездами. Это единственный оригинальный пример средневекового готического стиля в Риме (в римских церквях преобладает стиль барокко).

Свое необычное название «Святая Мария над Минервой» церковь получила из-за того, что на ее месте когда-то находился храм египетской богини Исиды, ошибочно принятый в Средние века за храм Минервы. Главные сокровища церкви – статуя Иисуса Христа с крестом работы Микеланджело (слева от алтаря) и гробница с мощами покровительницы Италии Екатерины Сиенской. Также в церкви похоронен выдающийся художник эпохи Раннего Возрождения Фра Анджелико.

В доминиканском монастыре (в здании по левую руку от базилики) находился штаб инквизиции. Именно в этих стенах Джордано Бруно зачитали смертный приговор, и состоялся знаменитый процесс над Галилео Галилеем , в ходе которого ему пришлось отречься от своих взглядов о гелиоцентрической системе мира.

Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва находится в паре минут ходьбы от Пантеона в районе, который известен как Марсово поле (Campo Marzio). Маяком местонахождения церкви служит египетский обелиск , установленный на спину слоненка, созданного по проекту гения барокко Джованни Лоренцо Бернини.

Удобнее всего добраться до церкви, приехав на автобусную или трамвайную остановку на площади Венеции. Ближайшие станции метро: Barberini (линия A), Colosseo (линия B). Адрес базилики: Piazza della Minerva, 42.

2. Церковь Святого Сердца Иисуса в Прати / Chiesa del Sacro Cuore del Suffragio in Prati

Если Санта-Мария-сопра-Минерва – это пример средневекового готического стиля, то церковь Святого Сердца Иисуса в Прати – это уже неоготика, что тоже весьма необычно для Рима. Церковь небольшая, но выделяется на набережной Тибра своим внешним видом, который был вдохновлен архитектурой Северной Италии, в частности миланским Дуомо.

Уникальность церкви не только в ее внешнем виде. В ризнице находится довольно необычный музей, единственный в своем роде – музей Душ в Чистилище (museo delle Anime del Purgatorio). В первом здании церкви случился пожар, во время которого священник Виктор Жуэ заметил, что за алтарем проступило грустное человеческое лицо. Священник решил, что так душа, заточенная в чистилище, пытается выйти на связь с кем-то из живущих. По представлениям католиков, если за душу будут усердно молиться на Земле, это облегчает ее попадание в рай.

Виктор Жуэ стал собирать свидетельства и факты этого явления – попыток мертвых связаться с живыми. Так появился необычный музей, где собраны такие экспонаты, как, например, книга со следом, как будто оставленным обожжённой рукой, или наволочка с проступающим ликом монахини. Так душа из Чистилища пыталась отправить весточку своим сестрам с просьбой усерднее за нее молиться.


Где находится и как добраться

Церковь Святого Сердца Иисуса в Прати находится на набережной Тибра Lungotevere, в 10 минутах ходьбы от замка . Ближайшие станции метро: Lepanto (линия A), Spagna (линия А). Адрес церкви: Lungotevere Prati, 12.

3. Церковь Святого Игнатия / Chiesa di Sant’Ignazio di Loyola in Campo Marzio

Церковь Святого Игнатия – типичный пример архитектуры барокко, это самый распространенный архитектурный стиль в Риме. Церковь построена между 1626-1650 гг. и посвящена Игнатию Лойоле, основателю ордену иезуитов.

Чем же примечательна церковь Святого Игнатия? Помимо богатого барочного интерьера, внимание привлекает потолок, украшенный великолепной фреской «Триумф Святого Игнатия» Андреа Поццо. Это одна из самых больших потолочных фресок в мире. Чтобы посетителям было удобнее разглядывать ее детали, перед входом установлено большое зеркало, направленное на потолок.

Еще более удивителен «фальшивый купол» церкви – это плоскость перед алтарем, на который нанесена роспись, создающая иллюзию объема. Причина появления псевдо-купола прозаична: средств на возведение настоящего не хватило. Но гениальный Андреа Поццо нашел выход из положения и создал 3D-графику, которая в XVII в. произвела большое впечатление на современников.


«Фальшивый купол» церкви Святого Игнатия

Где находится и как добраться

Церковь Святого Игнатия находится в паре минут ходьбы от и церкви Санта-Мария-сопра-Минерва в районе Кампо-Марцио. Удобнее всего добраться, приехав на автобусную или трамвайную остановку на площади Венеции. Ближайшие станции метро: Barberini (линия A), Colosseo (линия B). Адрес церкви: Via del Caravita, 8a.

4. Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане / Chiesa di San Carlino alle Quattro Fontane

Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане, называемая также Сан-Карлино, спроектирована Франческо Борромини – гением барокко, чье соперничество с Джованни Лоренцо Бернини напоминало противостояние Моцарта и Сальери. Интересно, что совсем рядом с церковью Сан-Карлино находится Сант-Андреа-аль-Квиринале – церковь, спроектированная Бернини, которую сам мастер считал самым совершенным своим творением и часто приходил сюда в старости на мессу.

Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане построена по заказу ордена тринитариев, занимавшегося выкупом пленных христианских рабов. Финансовую поддержку строительству оказал кардинал Франческо Барберини, чей дворец находился через дорогу.

Церковь очень маленькая и компактная, но считается эталоном стиля барокко и его первой полноценной «ласточкой». В плане церковь имеет необычную овальную форму, а волнообразные линии интерьера создают ощущение постоянного потока и движения. За этими волнистыми линиями кроются сложные математические расчеты: в свое время казавшаяся невозможной архитектура церкви произвела настоящий фурор.

Интересно и то, где находится церковь – на перекрестке, по углам которого расположены 4 фонтана, символизирующие реки Тибр и Арно, богинь Диану и Юнону.

Где находится и как добраться

Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане находится неподалеку от Квиринальского дворца и дворца Барберини. Ближайшие станции метро: Barberini (линия А), Repubblica (линия А). Адрес церкви: Via del Quirinale, 23.

B asilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri

Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири перестроена из руин терм императора Диоклетиана, бывших самыми масштабными в Риме. Поэтому ее внешний вид значительно отличается от церквей, построенных «с нуля». Она посвящена Деве Марии, «королеве ангелов», как ее часто называют, и заступнице христианских рабов-мучеников, погибших при строительстве терм. Проект перестройки был доверен самому Микеланджело , и эта церковь – его последняя работа перед смертью.

За не слишком примечательным, почти аскетичным фасадом базилики очень трудно угадать величественный и пышный интерьер, украшенный скульптурами, фресками мраморными колоннами. Но самое интересное находится не на стенах и потолке, а на полу базилики.



Не все знают, что именно римские Папы стояли у истоков календаря, которым мы пользуемся сегодня, и занимались финансированием астрономических проектов. Так на полу базилики Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири по заказу Папы Климента XI в 1702 г. появилась линия-меридиан (Linea Clementina) длиной 44 м, созданная философом, математиком и астрономом Франческо Бьянкини.

Линия была нужна, чтобы развеять сомнения в точности нового григорианского календаря, на который католический мир перешел веком ранее. Это солнечные часы и календарь, по которому можно было определить (с помощью солнечного луча, падающего на пол из отверстия в стене) дни солнцестояния и равноденствия. По всей линии меридиана размещены различные зодиакальные созвездия, выполненные из мрамора. На правой стороне линии расположены летние и осенние созвездия, слева – весенние и зимние. Вдоль меридиана также можно увидеть желтые звезды, обозначающие положение ряда самых важных звезд, и их имена.

Где находится и как добраться

Церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири находится на площади Республики. Ближайшая станция метро: Repubblica (линия А). Адрес церкви: Piazza della Repubblica, 00185.

6. Церковь Святых Петра и Павла в квартале EUR / Basilica dei Santi Pietro e Paolo

Базилика Святых Петра и Павла, посвященная апостолам-покровителям Вечного города, – один из наиболее значительных примеров современной архитектуры в Риме. История у этой церкви необычная, потому что она была построена в составе комплекса зданий нового квартала EUR (Esposizione Universale Roma) – архитектурного проекта фашистского режима, вдохновленного наследием имперского Рима с его возвеличиванием роли государства и правителей.

Базилика Святых Петра и Павла получилась весьма монументальной, этаким переосмыслением собора Святого Петра (проект Микеланджело действительно был взят на вооружение архитекторами), как Дворец итальянской цивилизации («квадратный» Колизей) стал переосмыслением Колизея. Она находится на холме, возвышаясь над Тибром, из-за чего, как шутят местные, некоторые неосведомленные туристы по пути из Фьюмичино в центр даже принимают ее за оригинальный собор Святого Петра.

К базилике ведет ступенчатый пандус, который венчают гигантские статуи святых Петра и Павла (как и у собора Святого Петра). Фасад церкви облицован травертином – самым популярным материалом в Риме, который использовался, например, и при строительстве Колизея.

Где находится и как добраться

Базилика Святых Петра и Павла находится в квартале EUR на юго-западе Рима. Неподалеку от церкви находится самый знаменитый образчик архитектуры режима Бенито Муссолини – «квадратный» Колизей. Ближайшая станция метро: EUR Palasport (линия B). Адрес церкви: Piazzale dei Santi Pietro e Paolo, 8.



Похожие статьи