Почему рпц не переходит на григорианский календарь. Почему православная церковь не переходит на григорианский календарь


- Календарная проблема несоизмеримо серьезней, чем вопрос о том, за каким столом мы будем сидеть один раз в год в новогоднюю ночь: за скоромным или постным. Календарь касается священных времен народа, его праздников. Календарь определяет порядок и ритм религиозной жизни. Поэтому вопрос об изменениях календаря серьезно затрагивает духовные основы общества.

Мир существует во времени. Бог Творец установил определенную периодичность в движении светил, чтобы человек мог измерять и упорядочивать время. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов (Быт.1:14).

Ко времени рождения христианской государственности человечество имело уже достаточно разнообразный календарный опыт. Существовали календари: еврейский, халдейский, египетский, китайский, индусский и другие. Однако по Божественному Промыслу календарем христианской эры стал Юлианский календарь, разработанный в 46 г. и пришедший с 1-го января 45 года до Р.Х. на смену несовершенному лунному римскому календарю.

Отцы I-го Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Никее, определили отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия. В то время по юлианскому календарю весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Святые отцы Собора, исходя из евангельской последовательности событий, связанных с Крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, заботились о том, чтобы новозаветная Пасха, сохраняя свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая всегда празднуется 14 нисана), была бы независима от нее и всегда праздновалась позже. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Это было настолько значимо для отцов Собора, что они пошли на то, чтобы этот главный христианский праздник был передвижным. При этом солнечный календарь был соединен с календарем лунным: в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз. Для вычисления фаз Луны употреблялись так называемые циклы Луны, т. е. периоды, по прошествии которых фазы Луны возвращались приблизительно на те же дни юлианского года.

Переход на григорианский календарь приведет и к серьезным каноническим нарушениям, ибо Апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями: Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина (правило 7). Григорианский календарь приводит католиков к нарушению этого правила. Они праздновали Пасху прежде иудеев в 1864, 1872, 1883, 1891 годах, вместе с иудеями в 1805, 1825, 1903, 1927 и 1981 годах. Так как переход на григорианский календарь добавил бы 13 дней, то на это же число дней сократился бы Петровский пост, поскольку он оканчивается ежегодно в один и тот же день – 29 июня / 12 июля. В некоторые годы Петровский пост бы просто исчезал. Речь идет о тех годах, когда бывает поздняя Пасха. Нужно задуматься и над тем что Господь Бог Свое Знамение у Гроба Господня (схождение Благодатного огня) совершает в Великую Субботу по юлианскому календарю.

@ Иеромонах Иов (Гумеров)

До Рождества Иисуса Христа человечество знало немало календарей, но Богу так было угодно, чтобы Иисус родился именно тогда, когда Рим жил по Юлианскому календарю, названному в честь диктатора Юлия Цезаря, по поручению которого ученый Созиген разработал новый календарь.

Мудрец взял за основу астрономический год - то есть время, за который Земля делает оборот вокруг солнца (скорее всего, астроном об этом не знал, и для него Солнце вращалось вокруг Земли) и округлил его, и год оказался равен 365 суткам, а оставшиеся часы и минуты (а именно 5 ч. 48 мин. 47 сек.) за четыре года сложились в еще одни сутки, которые было решено отмечать дополнительным днем в високосный год. В новом календаре был обессмертен и сам Юлий Цезарь - в его честь назвали месяц июль.

Собор в Никее - когда отмечать Пасху?

Так как Христос родился и жил во времена действия юлианского календаря, было вполне естественным то, что Его церковь начала свою жизнь по нему, а в IV веке на первом Вселенском соборе, который прошел в городе Никее, задались вопросом о дате праздника Пасхи. По соображениям последовательности евангельских событий ее следовало праздновать после ветхозаветной пасхи (пейсаха), которая посвящена освобождению евреев из египетского рабства и которую празднуют в течение недели поле 14 ниссана по еврейскому календарю. Так как Христа распяли после пейсаха, то праздновать его Воскресение следовало тоже после, при этом святые отцы хотели учесть не только связь двух праздников разных религий, но и обеспечить независимость христианской Пасхи от еврейского календаря, поэтому было решено праздновать Пасху после весеннего равноденствия в первое воскресенье после полнолуния, а если это воскресенье совпадает с пейсахом, то Пасху следовало отмечать неделей позже. Чтобы точно следовать церковному календарю, священникам пришлось учитывать Александрийское исчисление лунного цикла, созданное математиком Mетоном, который жил еще за пять веков до Христа.

При вычислениях дня Пасхи, христиане всего мира совмещали юлианский календарь, ориентированный на солнце с лунным календарем Mетона, и все получилось вполне логично, так как равноденствие падало на 21 марта, и православная Пасха, ставшая подвижным праздником, всегда отмечалась после Пейсаха.

Реформы - не всегда хорошо

По такому календарю долго время жили все христиане, но в XVI веке римский папа Григорий XIII затеял реформу календаря, и математик Лилио Луиджи разработал новый календарь, который брал в расчет точные соображения науки. День весеннего равноденствия сместился по исчислению на 10 дней вперед, год стал на 26 секунд дольше, продолжительность беспорядочно чередующихся месяцев стала разной, первое полугодие оказалось короче второго, а дни недели перестали совпадать с определенными датами, как это было раньше. Несмотря на это, многие церкви, среди которых были католики, протестантские церкви и униаты, признали этот календарь.

Календарь папы был настолько неудобен, что в конце XIX века была создана особая Комиссия по вопросу о нужности календаря в России, которая заседала почти год.

Российский астроном Е. Предтеченский указывал коллегам, что Александрийское исчисление лунного цикла, принятое в юлианском календаре, до сих пор остается непревзойденным по точности, в отличие от римского исчисления, принятого у григорианцев: «…Римская пасхалия, - писал он, - принятая западной церковью, является… до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета».

В 1923 году Константинопольская Церковь перешла на новоюлианский календарь, который разработал югослав Миланкович, после чего на него перешли 11 Поместных церквей, которые оставили празднование Воскресения Христа по юлианскому календарю, а остальные даты стали праздновать по-новому. Верным юлианскому календарю остались лишь христиане Русской православной церкви и монахи на Святой горе Афон.

Григорианский календарь разрушает Пасху

Наш современник, иеромонах Иов Гумеров в своих статьях разъясняет, что переход РПЦ на григорианский календарь будет означать разрушение Пасхалии и приведет к каноническим нарушениям, потому что «Апостольские правила» не позволяют отмечать Пасху раньше пейсаха: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина». Несмотря на запрет, католики отмечали Пасху раньше иудейской четыре раза в XIX веке и пять раз отмечали ее с иудеями в XIX-XX вв.; переход на григорианский календарь сократил бы Петров пост на 13 дней, а в некоторые годы его просто не было бы.

Кроме того, духовенство считает обстоятельства, при которых григорианский стиль был введен в обращение, слишком подозрительными: в Восточной Европе, в Греции и в Константинополе его лоббировали антихристиански настроенные люди, а в России введение нового календаря было связано с насилием над православными, например, в двадцатых годах XX века епископ Герман Финляндский устроил гонения против русских монахов, придерживавшихся юлианского календаря.

В 1923 году советское правительство требовало от Святейшего Патриарха Тихона введения «нового» стиля, угрожая расправой с арестованным духовенством, но Патриарх остался верен православной вере и не подписал документ. Быть может, в эти суровые дни он вспомнил о том, что Господь посылает православным Благодатный огонь именно по юлианскому календарю, а значит именно он остается единственным истинным инструментом исчисления христианских праздников.

Новосозданная украинская Поместная православная церковь планирует постепенно перейти с юлианского на григорианский календарь. Эксперты, опрошенные «Вестями», считают, что большинство верующих не готовы к смещению религиозных праздников, а инициаторы данной реформы рискуют, что их начнут ассоциировать с католическим миром.


В планах новосозданной украинской Поместной православной церкви (ПЦУ) — постепенный переход на григорианский календарь. Как сообщил в одном из интервью митрополит Епифаний, избранный в выходные предстоятелем ПЦУ, необходимо завершить полноценное единение украинской церкви с Константинопольской патриархией, которая отмечает Рождество 25 декабря. Эксперты, опрошенные «Вестями», считают, что большинство верующих, даже бывшего Киевского патриархата и Автокефальной церкви, не готовы к смещению религиозных праздников, а инициаторы «календарной реформы» рискуют, что их начнут ассоциировать с католическим миром.

Как пишет издание, разница в датах поясняется просто. Дело в том, что календари не особо точны: Гай Юлий Цезарь решил проблему сдвига, внедрив в свой, Юлианский, календарь високосный год. Но каждые 128 лет «набегали» одни лишние сутки — и за 1280 лет разница составила 10 дней. В свою очередь, папа Римский Григорий XIII, живший в XVI веке, распорядился праздновать Пасху уже по новому календарю, который сегодня называют григорианским. Его идея в том, чтобы каждые 400 лет убирать три високосных года. Протестанты и православные этих новаций не восприняли, в первую очередь, по политическим мотивам. В итоге к 1917 году разница между календарями составила уже 13 дней.

Переход стран на новый стиль шёл постепенно: сначала — пять католических стран, включая и территорию нынешней Украины, входившую в состав Речи Посполитой. За ними переходили протестантские страны и колонии.

По григорианскому календарю сейчас празднуют почти все — католические, протестантские страны и 10 из 15 православных церквей. И в Российской империи был назначен переход на новый стиль с 1918 года. Но началась гражданская война, и процесс затормозило тюремное заключение патриарха Тихона. Сам процесс перехода Европы и Нового Света занял примерно двести лет. Ряд православных стран Центральной Европы перешёл на новый стиль уже в начале ХХ века», — пояснил «Вестям» социолог Александр Вишняк.

Аргументы сторонников перехода выглядят так: во-первых, Украина будет ближе к странам Запада, во-вторых, Новый год уступит первенство в «диптихе» праздников Рождеству.

«В григорианском календаре Рождество предшествует Новому году, и в Западной цивилизации, куда мы так стремимся, оно стоит куда выше в иерархии праздников. Те сограждане, кто часто путешествует, прекрасно знает, что в ЕС Рождество — это и есть главный праздник », — сказал «Вестям» доктор философских наук Василий Барановский.

Ещё один аргумент сторонников перехода — чисто практичный: Великий пост будет начинаться после Нового года, что снимет вопрос запретов. Сегодня Рождественский пост у православных восточного стиля начинается в конце ноября. Пост по григорианскому календарю начинается 14 февраля — за 45 календарных дней до праздника Пасхи.

«Объяснять смену церковной традиции салатом оливье — кощунство. Христос ни под кого не приспосабливался. Пусть почитают Иоанна Златоуста, который вовсе запрещал празднование Нового года. А что до аргумента о том, что по новому стилю живет вся Европа, то почему же на него не переходит Иерусалимская церковь, Афон, Грузия и Сербия? » — прокомментировал ситуацию митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука.

Политолог Алексей Якубин видит причину в желании перейти на новый стиль в построении властью идеологем: «Это попытка рассинхронизировать Украину с тем, как празднует Рождество РПЦ, сказать, мол, наша новосозданная ПЦУ будет более «прозападной».

Но одновременно такая постановка вопроса несёт и негатив, ведь для верующих она, во-первых, напоминает об угрозе уний и «окатоличивания». Во-вторых, большинство верующих ходит в церковь по большим праздникам, оно воспринимает религию через обряды, календарь — и для них новая структура, принимая новую модель летосчисления, будет не совсем православной. По оценке социологов, к подобной категории относится примерно 40% прихожан.

«Это те, кто не задумывается о том, идут ли в церковь Московского или Киевского патриархата. И они реформу воспримут — во всяком случае, протестовать не будут, — но всё равно, часть продолжит праздновать по-старому », — сказал «Вестям» Александр Вишняк.

На практике же смена календаря с юлианского на григорианский коснётся всех церковных праздников.

«Если переходить — будет смещена вся Пасхалия, весь Петровский пост. Церковных праздников около сотни, просто у всех разный статус: какие-то отмечаются большинством граждан, какие-то — лишь истовыми верующими. При этом я не понимаю, что значит «постепенный переход» — это нужно делать одним махом, ведь нельзя одни праздники перевести на Новый стиль, а другие - оставить на потом », — обрисовал ситуацию «Вестям» масштабы владыка Лука.

Какие последствия это вызовет — большой вопрос.

«Мы уже 100 лет, как приняли летоисчисление по Григорианскому календарю, но у нас до сих пор осталась традиция празднования Старого Нового года, пусть и формальная. Так же большинство граждан будет отмечать два Рождества, два Новых года, и все прочие праздники будут спаренными », — считает политолог, историк Кость Бондаренко.

По его мнению, украинцев ждет путаница, ведь большое количество верующих УПЦ останется верным старому стилю.

Официально в ПЦУ вопрос перехода к григорианскому календарю комментируют так: тему не стоит привязывать к получению томоса.

«И всё-таки это не снимает опасности того, что у прихожан новой церкви сложится впечатление: ПЦУ хочет в большей мере быть похожей на греко-католическую церковь », — резюмировал Якубин.

источник Вести Украина Европа теги
  • 20:38

    Постоянный член жюри КВН, режиссёр Юлий Гусман прокомментировал ФАН заявление актёра Леонида Ярмольника о качестве шуток в программе.

  • 20:28

    Французский биатлонист Мартен Фуркад, финишировав на 39-м месте в индивидуальной гонке на 20 км у мужчин в рамках чемпионата мира, показал худший результат в карьере на главных стартах.

  • 20:23

    Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко заявил, что ФСБ перекрыла поставки из России деталей для оборонно-промышленного комплекса Украины.

  • 20:18

    Российская фигуристка Елизавета Туктамышева провела символическое вбрасывание перед началом встречи плей-офф Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) между СКА и ярославским «Локомотивом».

  • 20:12

    В Национальном собрании Франции выступили против санкций в отношении России, такую позицию в программе к выборам в Европарламент заявила фракция «Республиканцы».

  • 20:10

    В Мурманской области проверяют сообщения об инвалиде, которому не удалось попасть в одну из поликлиник регионального центра, передают «Невские новости» со ссылкой на областное СУ СК России.

  • 20:07

    В рамках учений в Прикамье по тревоге подняты сверхзвуковые истребители-перехватчики МиГ-31БМ, передаёт URA.RU со ссылкой на пресс-службу Центрального военного округа.

  • 20:05

    В Московской области выписали 639 тыс. рецептов на получение льготных лекарственных препаратов на 2,3 млрд рублей с начала 2019 года. Об этом сообщает телеканал «360» со ссылкой на министра здравоохранения региона Дмитрия Матвеева.

  • 20:05

    В Ленинградской области наградили десятилетнего Илью Каулио, спасшего провалившуюся в полынью одноклассницу. Об этом сообщает Newinform со ссылкой на сайт ГУ МЧС России по региону.

  • 20:05

    Теннисистка Мария Шарапова и фигуристка Алина Загитова попали в рейтинг 25 самых популярных спортсменок мира по версии ESPN.

  • 19:56

    ВКС России по согласованию с Турцией нанесли точечный авиаудар по складу с вооружением террористов. Об этом говорится в заявлении Министерства обороны России, поступившем в распоряжение RT.

  • 19:54

    Королевский национальный балет Грузии выступит 10 апреля в Государственном Кремлёвском дворце в Москве. Об этом сообщает «Утро.ру».

  • 19:52

    Российские биатлонисты не сумели завоевать медали чемпионата мира по биатлону в индивидуальной гонке на 20 км у мужчин, победу одержал спортсмен из Германии Арнд Пайффер.

  • 19:51

    В ряде стран мира пользователи Facebook и Instagram столкнулись со сбоем в работе социальных сетей. Об этом свидетельствуют данные портала Downdetector.

  • 19:47

    Курганский городской суд постановил выплатить компенсацию в размере 30 тыс. рублей школьнице, которую укусила собака. Об этом сообщает URA.RU со ссылкой на пресс-службу региональной прокуратуры.

  • 19:44

    Двум пермским театральным проектам окажут федеральную поддержку, сообщает URA.RU. Об этом стало известно по итогам конкурсного отбора, проведённого Минкультуры России в рамках Года театра.

  • 19:44

    Средняя зарплата в Ижевске выросла на 10% за 2018 год - до 38 562 рублей. Об этом сообщает интернет-издание «Сусанин» со ссылкой на главу столицы Удмуртии Олега Бекмеметьева.

  • 19:44

    Посольство России во Франции сообщило о гибели российского лыжника в Альпах.

  • 19:43

    Автомобильный эксперт Игорь Моржаретто в беседе с НСН оценил сообщение о подготовке проекта «дорожной карты» по введению зон, в которые будет запрещено въезжать транспортным средствам с «низким экологическим классом».

  • 19:42

    Парламентские выборы в Молдавии показали, что больше половины её граждан выступают за дружбу с Россией, заявил президент Молдавии Игорь Додон в беседе с газетой «Известия».

  • 19:32

    Украина приостановила полёты Boeing 737 MAX 8 и Boeing 737 MAX 9 над своей территорией после авиакатастрофы в Эфиопии. Об этом заявили в пресс-службе Госавиаслужбы.

  • 19:28

    Главный тренер сборной России по биатлону Анатолий Хованцев заявил, что сильные порывы ветра на чемпионате мира в Эстерсунде очень мешают спортсменам во время прохождения огневых рубежей.

  • 19:24

    Суд дополнительно приговорил бывшего главу предвыборного штаба Дональда Трампа Пола Манафорта к трём с половиной годам лишения свободы, таким образом срок его заключения составил семь с половиной лет.

  • 19:20

    Реставрацию фонтанов «Дружба народов» и «Каменный цветок» на ВДНХ в Москве намерены завершить до майских праздников, сообщает kp.ru.

  • 19:20

    Клинику пластической хирургии и косметологии «ДокторПластик» в Москве закрыли на 90 суток по требованию Росздравнадзора, сообщает m24 со ссылкой на сайт ведомства.

  • 19:18

    Депутат Государственной думы Дмитрий Свищёв в беседе с ФАН предложил ввести штрафы за выгул особо опасных собак без намордника.

  • 19:17

    Экс-голкипер «Ак Барса» Петри Веханен рассказал о победном сезоне в Казани, сообщает «Реальное время» со ссылкой на сайт Континентальной хоккейной лиги (КХЛ).

  • 19:17

    Марселино Гарсия Тораль накануне ответной встречи 1/8 финала Лиги Европы между «Валенсией» и «Краснодаром» высоко оценил стадион российской команды и состояние поля.

  • 19:16

    Главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян прокомментировала слова госсекретаря США Майка Помпео, который обвинил Россию в том, что она использует RT и агентство Sputnik для того, чтобы повлиять на ситуацию в Венесуэле.

  • 19:12

    Губернатор Оренбургской области Юрий Берг и губернатор Самарской области Дмитрий Азаров договорились о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарной сферах, сообщает RIA56. Соответствующий документ подписан в Оренбурге.

  • 19:12

    Глава NASA Джим Брайденстайн выразил уверенность в том, что первым человеком, ступившим на поверхность Марса, «будет женщина». Об этом он сказал в эфире Science Friday.

  • 19:04

    Боец смешанных единоборств Лиана Джоджуа подписала контракт с Абсолютным бойцовским чемпионатом (UFC).

  • 19:01

    Генпрокуратура считает обоснованным уголовное дело в отношении жителя посёлка Локоть Брянской области Владимира Иванчекова, который ухаживал за птицами, занесёнными в Красную книгу, не имея на то разрешения Росприроднадзора.

  • 18:59

    Во время проверки ракеты-носителя «Союз-ФГ», старт которой запланирован на 14 марта, была найдена неисправность, она уже устранена. Об этом рассказал российский космонавт Алексей Овчинин в ходе пресс-конференции.

  • 18:55

    Чемпион России по фигурному катанию Максим Ковтун не сможет принять участие в первенстве мира в японской Сайтаме по медицинским показаниям.ЦИК Украины зарегистрировала более 680 наблюдателей на выборах президента

    Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Украины зарегистрировала 683 официальных международных наблюдателя на выборах главы государства.

  • 18:29

    Вице-президент клуба Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) «Металлург» Магнитогорск Геннадий Величкин заявил, что теоретически возвращение форварда «Питтсбург Пингвинз» Евгения Малкина в родную команду возможно.

  • 18:27

    Британские власти отказались отправлять в Советский Союз одного из ближайших союзников бывшего премьер-министра Маргарет Тэтчер из-за подозрений политика в педофилии, что могло быть использовано КГБ для шантажа, пишет The Times со ссылкой на независимую комиссию по расследованию сексуального насилия по отношению к детям (IICSA).

    Трамп раскритиковал идею об отмене смертной казни в Калифорнии

    Президент США Дональд Трамп подверг критике идею объявить мораторий на исполнение смертных приговоров в штате Калифорния.

  • 18:05

    Глава комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и делам соотечественников Леонид Калашников прокомментировал RT заявление президента Украины Петра Порошенко о том, что Киев будет проводить испытания «новейших ракетных технологий» на территории Черниговской области.

  • 17:59

    Президент США Дональд Трамп выразил возмущение из-за распространяемых в социальных сетях и СМИ слухов о том, что в поездках по стране вместо супруги Меланьи его якобы сопровождает двойник первой леди.

    Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил Habertürk, что его знания русского языка позволяют шутить по-русски с российским лидером Владимиром Путиным.

  • 17:42

    Трёхкратный победитель Кубка Стэнли, советский и российский хоккеист Сергей Фёдоров считает, что нападающему «Питтсбург Пингвинз» Евгению Малкину по силам обойти его по количеству набранных очков в Национальной хоккейной лиге (НХЛ).

  • 17:40

    Генеральный прокурор России Юрий Чайка поручил проверить информацию о взимании двойной платы с граждан за вывоз твёрдых коммунальных отходов, сообщил представитель ведомства Александр Куренной.

Календарная проблема несоизмеримо серьезней, чем вопрос о том, за каким столом мы будем сидеть один раз в год в новогоднюю ночь: за скоромным или постным. Календарь касается священных времен народа, его праздников. Календарь определяет порядок и ритм религиозной жизни. Поэтому вопрос об изменениях календаря серьезно затрагивает духовные основы общества.
Мир существует во времени. Бог Творец установил определенную периодичность в движении светил, чтобы человек мог измерять и упорядочивать время. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов (Быт.1:14). Системы счета больших промежутков времени, основанные на видимых движениях небесных тел, принято называть календарями (от сalendae - первый день каждого месяца у римлян). Циклическое движение таких астрономических тел как Земля, Солнце и Луна имеет главное значение для построения календарей. Потребность упорядочить время появляется уже на заре человеческой истории. Без этого немыслима общественная и хозяйственно-практическая жизнь любого народа. Однако не только эти причины сделали календарь необходимым. Без календаря не возможна и религиозная жизнь ни одного народа. В мировоззрении древнего человека календарь был зримым и впечатляющим выражением торжества Божественного порядка над хаосом. Величественное постоянство в движении небесных светил, таинственное и необратимое движение времени наводили на мысль о разумном устройстве мира.
Ко времени рождения христианской государственности человечество имело уже достаточно разнообразный календарный опыт. Существовали календари: еврейский, халдейский, египетский, китайский, индусский и другие. Однако по Божественному Промыслу календарем христианской эры стал Юлианский календарь, разработанный в 46 г. и пришедший с 1-го января 45 года до Р.Х. на смену несовершенному лунному римскому календарю. Разработал его александрийский астроном Созиген по поручению Юлия Цезаря, который соединял тогда власть диктатора и консула с титулом pontifex maximus (верховный жрец). Поэтому календарь стал называться юлианским. В качестве астрономического года был взят период полного обращения Земли вокруг Солнца, а год календарный был определен протяженностью в 365 суток. Существовала разница с астрономическим годом, который был немного больше - 365,2425 суток (5 часов 48 минут 47 секунд). Для устранения этого расхождения был введен високосный год (annus bissextilis): каждые четыре года в феврале добавлялся один день. В новом календаре нашлось место и выдающемуся инициатору его: римский месяц квинтилий был переименован в июль (от имени Юлий).
Отцы I-го Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Никее, определили отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия. В то время по юлианскому календарю весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Святые отцы Собора, исходя из евангельской последовательности событий, связанных с Крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, заботились о том, чтобы новозаветная Пасха, сохраняя свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая всегда празднуется 14 нисана), была бы независима от нее и всегда праздновалась позже. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Это было настолько значимо для отцов Собора, что они пошли на то, чтобы этот главный христианский праздник был передвижным. При этом солнечный календарь был соединен с календарем лунным: в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз. Для вычисления фаз Луны употреблялись так называемые циклы Луны, т. е. периоды, по прошествии которых фазы Луны возвращались приблизительно на те же дни юлианского года. Существует несколько циклов. Римская церковь почти до VI века употребляла 84-х летний цикл. Александрийская церковь еще с III века пользовалась наиболее точным 19-летним циклом, открытым афинским математиком V века до Р.Х. Метоном. В VI веке Римская церковь приняла александрийскую пасхалию. Это было принципиально важным событием. Все христиане стали праздновать Пасху в один день. Продолжалось это единство до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено. Реформу календаря предпринял папа Григорий XIII. Подготовка ее было поручено комиссии во главе с иезуитом Хрисофом Клавдиусом. Разработал новый календарь преподаватель университета Перуджи Луиджи Лилио (1520–1576 гг.). В расчет брались только астрономические соображения, а не религиозные. Поскольку день весеннего равноденствия, который во время Никейского собора был 21 марта, сместился на десять дней (ко второй половине XVI в. по юлианскому календарю момент равноденствия наступал 11 марта), то числа месяца сдвигались на 10 дней вперёд: сразу же после 4-го числа должно было быть не 5-е, как обычно, а 15-е октября 1582 года. Продолжительность григорианского года стала равной 365.24250 суток тропического года, т. е. больше на 26 секунд (0.00030 суток).
Хотя календарный год в результате реформы стал ближе к тропическому году, однако григорианский календарь имеет ряд существенных недостатков. Вести счет больших периодов по григорианскому календарю трудней, чем по юлианскому. Продолжительность календарных месяцев различна и колеблется в пределах от 28 до 31 дня. Месяцы разной продолжительности чередуются беспорядочно. Различна продолжительность кварталов (от 90 до 92 дней). Первое полугодие всегда короче второго (на три дня в простом году и на два дня в високосном). Дни недели не совпадают с какими-либо постоянными датами. Поэтому не только годы, но и месяцы начинаются с различных дней недели. Большинство месяцев имеет «расщепленные недели». Все это создает немалые трудности для работы плановых и финансовых органов (усложняют расчеты оплаты труда, затрудняют сравнительной оценки итогов работы за различные месяцы и т. д). Не мог григорианский календарь сохранить за 21 числом марта и день весеннего равноденствия. Смещение равноденствия, открытое еще во II в. до Р.Х. греческим ученым Гиппархом, в астрономии называется прецессией. Оно вызывается тем, что Земля имеет форму не шара, а сфероида, сплюснутого у полюсов. На разные части сфероидальной Земли по-разному действуют силы притяжения от Солнца и Луны. В результате при одновременном вращении Земли и движении ее вокруг Солнца ось вращения Земли описывает конус около перпендикуляра к плоскости орбиты. Из-за прецессии точка весеннего равноденствия перемещается вдоль эклиптики к западу, т. е. навстречу видимому движению Солнца.
Несовершенства григорианского календаря вызывали недовольство еще в 19 веке. Уже тогда стали выдвигаться предложения провести новую календарную реформу. Профессор Дерптского (ныне Тартуский) университета И.Г. Медлер (1794–1874 гг.) предложил в 1864 году вместо григорианского стиля употреблять более точный счет, с тридцатью одним високосным годом в каждые 128 лет. Американский астроном, основатель и первый президент Американского астрономического общества Саймон Ньюком (Newcomb) (1835–1909) высказывался за возвращение к юлианскому календарю. Благодаря предложению Русского астрономического общества в 1899 году была образована при нем особая Комиссия по вопросу о реформе календаря в России. Эта Комиссия заседала с 3 мая 1899 г. по 21 февраля 1900 г. В работе принял участие выдающийся церковный исследователь профессор В.В.Болотов. Он решительно выступил за сохранение юлианского календаря: «Если полагают, что и Россия должна отказаться от юлианского стиля, то реформа календаря, не погрешая против логики, должна выразиться в следующем:
а) неравномерные месяцы должно заменить равномерными;
б) по мерке солнечного тропического года должно сократить все годы условного принятого летосчисления;
в) поправку Медлера должно предпочесть григорианской, как более точную.
Но сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательной. Я по-прежне

Почему Православная Церковь не переходит на григорианский календарь?

Вопрос:

Многие искренне убеждены, что существует два Рождества - католическое 25 декабря и православное 7 января. Разве переход на григорианский календарь не избавит человека от необходимости делать лишний раз выбор между правдой и лукавством? У моей подруги мать искренне верующий человек и все годы, что я ее знаю, для нее Новый год - это противоречие между постом и всеобщим праздником. Мы живем в светском государстве со своими правилами и нормами, которое в последние годы сделало много шагов навстречу Церкви. Пусть эти шаги исправляют прошлые ошибки, но если идти навстречу друг другу, можно встретиться гораздо быстрее, чем, ожидая встречи и не двигаясь самому.

С уважением и надеждой на ответ, Тамара

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров) :

Календарная проблема несоизмеримо серьезней, чем вопрос о том, за каким столом мы будем сидеть один раз в год в новогоднюю ночь: за скоромным или постным. Календарь касается священных времен народа, его праздников. Календарь определяет порядок и ритм религиозной жизни. Поэтому вопрос об изменениях календаря серьезно затрагивает духовные основы общества.

Мир существует во времени. Бог Творец установил определенную периодичность в движении светил, чтобы человек мог измерять и упорядочивать время. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов (Быт.1:14). Системы счета больших промежутков времени, основанные на видимых движениях небесных тел, принято называть календарями (от сalendae - первый день каждого месяца у римлян). Циклическое движение таких астрономических тел как Земля, Солнце и Луна имеет главное значение для построения календарей. Потребность упорядочить время появляется уже на заре человеческой истории. Без этого немыслима общественная и хозяйственно-практическая жизнь любого народа. Однако не только эти причины сделали календарь необходимым. Без календаря не возможна и религиозная жизнь ни одного народа. В мировоззрении древнего человека календарь был зримым и впечатляющим выражением торжества Божественного порядка над хаосом. Величественное постоянство в движении небесных светил, таинственное и необратимое движение времени наводили на мысль о разумном устройстве мира.

Ко времени рождения христианской государственности человечество имело уже достаточно разнообразный календарный опыт. Существовали календари: еврейский, халдейский, египетский, китайский, индусский и другие. Однако по Божественному Промыслу календарем христианской эры стал Юлианский календарь, разработанный в 46 г. и пришедший с 1-го января 45 года до Р.Х. на смену несовершенному лунному римскому календарю. Разработал его александрийский астроном Созиген по поручению Юлия Цезаря, который соединял тогда власть диктатора и консула с титулом pontifex maximus (верховный жрец). Поэтому календарь стал называться юлианским . В качестве астрономического года был взят период полного обращения Земли вокруг Солнца, а год календарный был определен протяженностью в 365 суток. Существовала разница с астрономическим годом, который был немного больше - 365,2425 суток (5 часов 48 минут 47 секунд). Для устранения этого расхождения был введен високосный год (annus bissextilis): каждые четыре года в феврале добавлялся один день. В новом календаре нашлось место и выдающемуся инициатору его: римский месяц квинтилий был переименован в июль (от имени Юлий).

Отцы I-го Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Никее, определили отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия. В то время по юлианскому календарю весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Святые отцы Собора, исходя из евангельской последовательности событий, связанных с Крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, заботились о том, чтобы новозаветная Пасха, сохраняя свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая всегда празднуется 14 нисана), была бы независима от нее и всегда праздновалась позже. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Это было настолько значимо для отцов Собора, что они пошли на то, чтобы этот главный христианский праздник был передвижным. При этом солнечный календарь был соединен с календарем лунным: в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз. Для вычисления фаз Луны употреблялись так называемые циклы Луны, т. е. периоды, по прошествии которых фазы Луны возвращались приблизительно на те же дни юлианского года. Существует несколько циклов. Римская церковь почти до VI века употребляла 84-х летний цикл. Александрийская церковь еще с III века пользовалась наиболее точным 19-летним циклом, открытым афинским математиком V века до Р.Х. Метоном. В VI веке Римская церковь приняла александрийскую пасхалию. Это было принципиально важным событием. Все христиане стали праздновать Пасху в один день. Продолжалось это единство до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено. Реформу календаря предпринял папа Григорий XIII. Подготовка ее было поручено комиссии во главе с иезуитом Хрисофом Клавдиусом. Разработал новый календарь преподаватель университета Перуджи Луиджи Лилио (1520–1576 гг.). В расчет брались только астрономические соображения, а не религиозные. Поскольку день весеннего равноденствия, который во время Никейского собора был 21 марта, сместился на десять дней (ко второй половине XVI в. по юлианскому календарю момент равноденствия наступал 11 марта), то числа месяца сдвигались на 10 дней вперёд: сразу же после 4-го числа должно было быть не 5-е, как обычно, а 15-е октября 1582 года. Продолжительность григорианского года стала равной 365.24250 суток тропического года, т. е. больше на 26 секунд (0.00030 суток).

Хотя календарный год в результате реформы стал ближе к тропическому году, однако григорианский календарь имеет ряд существенных недостатков. Вести счет больших периодов по григорианскому календарю трудней, чем по юлианскому. Продолжительность календарных месяцев различна и колеблется в пределах от 28 до 31 дня. Месяцы разной продолжительности чередуются беспорядочно. Различна продолжительность кварталов (от 90 до 92 дней). Первое полугодие всегда короче второго (на три дня в простом году и на два дня в високосном). Дни недели не совпадают с какими-либо постоянными датами. Поэтому не только годы, но и месяцы начинаются с различных дней недели. Большинство месяцев имеет «расщепленные недели». Все это создает немалые трудности для работы плановых и финансовых органов (усложняют расчеты оплаты труда, затрудняют сравнительной оценки итогов работы за различные месяцы и т. д). Не мог григорианский календарь сохранить за 21 числом марта и день весеннего равноденствия. Смещение равноденствия, открытое еще во II в. до Р.Х. греческим ученым Гиппархом, в астрономии называется прецессией . Оно вызывается тем, что Земля имеет форму не шара, а сфероида, сплюснутого у полюсов. На разные части сфероидальной Земли по-разному действуют силы притяжения от Солнца и Луны. В результате при одновременном вращении Земли и движении ее вокруг Солнца ось вращения Земли описывает конус около перпендикуляра к плоскости орбиты. Из-за прецессии точка весеннего равноденствия перемещается вдоль эклиптики к западу, т. е. навстречу видимому движению Солнца.

Несовершенства григорианского календаря вызывали недовольство еще в 19 веке. Уже тогда стали выдвигаться предложения провести новую календарную реформу. Профессор Дерптского (ныне Тартуский) университета И.Г. Медлер (1794–1874 гг.) предложил в 1864 году вместо григорианского стиля употреблять более точный счет, с тридцатью одним високосным годом в каждые 128 лет. Американский астроном, основатель и первый президент Американского астрономического общества Саймон Ньюком (Newcomb) (1835–1909) высказывался за возвращение к юлианскому календарю. Благодаря предложению Русского астрономического общества в 1899 году была образована при нем особая Комиссия по вопросу о реформе календаря в России. Эта Комиссия заседала с 3 мая 1899 г. по 21 февраля 1900 г. В работе принял участие выдающийся церковный исследователь профессор В.В.Болотов. Он решительно выступил за сохранение юлианского календаря: «Если полагают, что и Россия должна отказаться от юлианского стиля, то реформа календаря, не погрешая против логики, должна выразиться в следующем:

а) неравномерные месяцы должно заменить равномерными;

б) по мерке солнечного тропического года должно сократить все годы условного принятого летосчисления;

в) поправку Медлера должно предпочесть григорианской, как более точную.

Но сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательной. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря Юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, что еще несколько столетий удержать в жизни Юлианский календарь и через то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю». В 1923 г. Константинопольская Церковь ввела новоюлианский календарь. Календарь был разработан югославским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879–1956 гг.). Этот календарь, который основан на 900 летнем цикле, будет совпадать полностью с григорианским в последующие 800 лет (до 2800 года). 11 Поместных Православных Церквей, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам.

Прежде всего, переход на григорианский календарь (именно о нем речь идет в письме) означает разрушение той пасхалии, которая является великим достижением святых отцов IV века. Наш отечественный ученый-астроном профессор Е.А.Предтеченский писал: «Этот коллективный труд, по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остаётся непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является, по сравнению с александрийской, до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всём том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает ещё и предположенной цели». (Предтеченский Е. «Церковное время: счисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи». СПб., 1892, с. 3–4).

Переход на григорианский календарь приведет и к серьезным каноническим нарушениям, ибо Апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями: Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина (правило 7). Григорианский календарь приводит католиков к нарушению этого правила. Они праздновали Пасху прежде иудеев в 1864, 1872, 1883, 1891 годах, вместе с иудеями в 1805, 1825, 1903, 1927 и 1981 годах. Так как переход на григорианский календарь добавил бы 13 дней, то на это же число дней сократился бы Петровский пост, поскольку он оканчивается ежегодно в один и тот же день - 29 июня / 12 июля. В некоторые годы Петровский пост бы просто исчезал. Речь идет о тех годах, когда бывает поздняя Пасха. Нужно задуматься и над тем что Господь Бог Свое Знамение у Гроба Господня (схождение Благодатного огня) совершает в Великую Субботу по юлианскому календарю.



Похожие статьи