Регулирование отношений в сети интернет. Государственное регулирование сети интернет

Отдельного рассмотрения требует система Интернет, которая относится к открытым

международным негосударственным информационным системам, имеет свою историю,

особенности обеспечения безопасности в настоящем и особую роль в будущем.

История

появления и развития Интернет на первом ее этапе тесно связана с интересами обеспечения

национальной безопасности.-

Хотя, официальный запрет на участие государств СНГ в глобальной сети Интернет был

снят лишь в 1993-1994 годах, интернет-технологии использовались в нашей стране еще до

этого момента. В 1983 г. в Европе организовалась академическая научная сеть,

которая была сделана не на протоколах Интернет, а на протоколах, разработанных IBM. В

1990 г. узел этой Международной европейской сети был открыт в России - будущая

отечественная сеть "Фринет" и начал свою деятельность "РЕЛКОМ".

В России Интернет сегодня- - это уже около 330 организаций - провайдеров, которые

обеспечивают подключение к сети более 1 500 000 (в 1998 г. - 0,9 - 1 млн. пользователей)

индивидуальных и корпоративных пользователей, которые получают доступ к 2500

российским серверам. По сведениям, полученным в результате мониторинга

информационного наполнения российской части сети, который осуществляется

Центральным экономико-математическим институтом (ЦЭМИ) совместно с РОЦИТ, не

менее 1000 таких узлов являются активными, постоянно обновляют свою информацию,

ведут некоторые станционные услуги, осуществляют обмен информацией друг с другом и с

пользователями Интернет. Для сравнения в США количество подобных узлов колеблется от 270 до 350 тыс. По числу человек, приходящихся на один уникальный информационный ресурс или адрес сети на первом месте - Финляндия - 18 человек, в Норвегии - 35, в Швейцарии - 69, в Великобритании - 101, в США - 70, в России - 3 тыс. человек.-Интернет - это уникальная совокупность локальных, региональных и национальных компьютерных сетей и универсальная технология обмена данными, где отсутствует централизованная система управления (роль координатора играет Общество участников Интернет (ISOC) - общественная организация, базирующаяся на взносах участников и пожертвованиях спонсоров).-

Интернет - это система, которая стала в последнее время средством информационного общения многих миллионов людей во многих странах мира;

не признает национальных границ, что делает эту систему качественно новым явлением в мировом сообществе;

является редким по своим возможностям средством доступа к информации по всему многообразию человеческой деятельности и интересов;

становится мощным инструментом познания мира, обучения, доступа к профессиональным знаниям;

являясь новым средством массового распространения информации, становится трибуной политических высказываний и политической агитации;

становится объектом разработки и применения новейших программных и инструментальных технологий, что делает ее сферой бурного развития в будущем. Наряду с подключением информационных систем к глобальным информационным системам (в том числе - Интернет) и использованием их возможностей происходит активное

использование интернет-технологий при построении других информационных систем, так называемой Интранет. Полномасштабная Интранет - это способ использования стандартных технологий Интернет для построения полнофункциональной, всеобъемлющей информационной среды для совместного использования информации, для коммуникаций и приложений, построенных на основе открытых сетевых технологий и открытой платформы приложений, опирающейся на сеть. Появление систем Интранет знаменует собой процесс вытеснения решений, основанных на закрытых технологиях (решениях, разработанных одной фирмой для одного приложения) и появления жестких требований к новым приложениям или даже к изменению существующих с тем, чтобы они работали на основе открытых стандартов.-

Приведем лишь часть открытых стандартов, которые сегодня фактически стали стандартами информационных систем: управление сетевыми устройствами (SNMP); электронная почта (SMTP, IMAP, MIME); телеконференции (NNTP); информационный сервис (HTTP, HTML); справочная служба (LDAP); программирование (Java). В настоящий момент в Интранет разработаны открытые стандарты, позволяющие строить на их основе большинство видов приложений, которые достаточно мощны, чтобы успешно конкурировать с закрытыми системами класса Lotus Notes и Microsoft Back Office. Сервисы, предоставляемые Интранет образуют вместе целостную сетевую инфраструктуру, в которой различают два вида сервисов - пользовательские и сетевые. Среди пользовательских сервисов выделяются четыре основных типа: создание и публикация документов; координация работ и взаимодействие пользователей информационной системы - системы электронной почты и средства коллективной работы (groupware); навигация (быстрый поиск и доступ к информации); доступ к приложениям. К сетевым сервисам относятся: справочники - управление информацией о людях и ресурсах (единая справочная служба); репликация - прозрачное распространение данных по сети; безопасность; управление. Приложения, в свою очередь, делятся на три группы: базовые, предоставляемые Интранет в качестве стандартных средств: электронная почта, средства коллективной работы, телеконференции, компьютерная телефония, хранение и совместное

использование информации, навигация и поиск, справочники; приложения, поставляемые независимыми производителями программного обеспечения; приложения, разрабатываемые специально для нужд каждой организации: базы и хранилища данных, исследования, проекты, продажи и маркетинг, кадровые и финансовые приложения, взаимодействие с партнерами и поставщиками.

К основным тенденциям развития систем Интранет можно отнести: интеллектуальный сетевой поиск; высокая интерактивность навигаторов за счет применения Java-технологии; сетевые компьютеры; превращение интерфейса навигатора в универсальный интерфейс с компьютером, когда "вытесняется" пользовательский интерфейс операционных систем. После создания системы Интернет на бюджетные средства при активном содействии со стороны государственных органов на начальном этапе, общественного саморегулирования

На этапе становления сегодня назрела необходимость государственного участия в дальнейшем развитии и функционировании этой системы в силу, как ее огромных возможностей, так и наличия больших проблем, которые общество решить само не в состоянии.

Как свидетельствует обсуждение вопроса о степени и необходимости государственного регулирования процессов в электронном сообществе здесь существуют различные точки зрения: от полного саморегулирования Интернет как "международной общественной организации" до совместного участия государства и общественных организаций, которые сегодня регулируют эту деятельность в России, в решении проблем обеспечения безопасности. При этом владелец сети обязан обеспечить безопасность системы управления сетью, а пользователь сети имеет право воспользоваться услугами по защите своей собственной информации. На наш взгляд, должно быть совместное государственно-общественное регулирование процессов развития и дальнейшего успешного и безопасного функционирования Интернет.

Практика зарубежных стран показывает, что использование государственными органами новых сетевых технологий оказывает огромное положительное влияние на взаимоотношение общества и

государства. Появление электронных представительств и возможности обратной связи у органов государственной власти облегчает доступ к законодательно-нормативной информации, облегчает участие граждан в процессе управления государством как на стадии принятия решений, так и на стадии их реализации; повышает доверие граждан к органам власти и уменьшает дистанцию между органами власти и гражданами. Примером этому может служить ситуация в Амстердаме (Голландия), где принята концепция цифрового города, согласно которой вся информация муниципалитета обязательно полностью публикуется через Интернет. Государственные чиновники обязаны реагировать на обращения, поступающие по Интернет, как если бы они общались ежедневно с просителями. Аналогичные программы сейчас приняты во всех скандинавских странах. Правительство Российской Федерации приняло лишь одно решение в отношении Интернет

О подключении 32 региональных университетов России к сети Интернет. Наряду с этим, Президент РФ, Парламент и Правительство России, большинство федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти в субъектах РФ также имеют свои электронные представительства в глобальной сети, где выставляются как принятые нормативные акты, так и их проекты.

В то же время при феноменальном успехе Интернета и использовании таких технологий многократно увеличились и опасности для таких информационных систем- . Среди причин и условий, порождающих такую ситуацию можно условно выделить несколько групп: технологические, социально-экономические и организационно - правовые. А. К технологическим условиям можно отнести-:

уязвимость сервисов TCP/IP - ряд сервисов TCP/IP являются небезопасными и могут быть скомпрометированы злоумышленниками; сервисы, использующиеся в локальных сетях для улучшения управления сетью особенно уязвимы;

легкость наблюдения за каналами и маскировки под других(маскарада) - большинство

трафика Интернета незашифровано; электронная почта, пароли и передаваемые файлы

могут быть перехвачены, используя легкодоступные программы, затем злоумышленники

могут использовать пароли для проникновения всистемы;

отсутствие политики безопасности - многие сети могут быть сконфигурированы по

незнанию таким образом, что будут позволять доступ к ним со стороны Интернета, не

подозревая при этом о возможных злоупотреблениях этим; многие сети допускают

использование большего числа сервисов ТСРЯР, чем это требуется для деятельности их

организации, и не пытаются ограничить доступ к информации об их компьютерах, которая

может помочь злоумышленникам проникнуть в сеть;

сложность конфигурирования - средства управления доступом в хостах зачастую являются

сложными в настройке и контроле за ними; неправильно сконфигурированные средства

К этим причинам, имеющим достаточно общий характер во всех странах, следует отнести

также и ряд особенных условий в этой области, присущих для России:

недостаточная пропускная способность и низкая надежность линий связи и

коммуникационного оборудования;

низкий уровень телефонизации России;

использование в преимущественно англоязычной Интернет русского и других

национальных языков нашей страны.

Б. К социально-экономическим условиям, порождающим низкий уровень обеспечения

информационной безопасности при пользовании Интернет в России, можно отнести:

чрезвычайно низкий уровень информационной культуры населения страны и наряду с этим

высокий уровень квалификации отечественных компьютерных мошенников,

осуществляющих многочисленные попытки противоправного вмешательства в работу

национальных и международных сетей;

отсутствие у населения финансовых средств для приобретения компьютера и подключения

к сети (в настоящее время стоимость компьютера почти в 10 раз превышает уровень

среднемесячной

заработной платы, а стоимость подключения и доступа - до $ 100 в месяц, в зависимости от

объема работы, для сравнения: в США - около $20 в месяц, независимо от объема работы);

отсутствие у государства возможности создать магистральные телекоммуникации за счет

собственных средств. Привлечение для этих целей иностранных инвестиций, с одной

стороны, позволяет развивать сетевую инфраструктуру, а с другой стороны, ставит Россию

в зависимость от владельца этой сети.

Достаточно быстро мировое сообщество отреагировало на проблему компьютерной

безопасности созданием специальных структур, научно-исследовательских центров,

коммерческих организаций, которые занимаются предоставлением услуг по защите,

занимаются научными разработками по защите. Но развитие структур, отвечающих за

безопасность в России, не поспевает за развитием Интернет.

К сожалению, несмотря на экономическую рентабельность развития Интернет в России,

сейчас вопросам компьютерной безопасности уделяют минимальное внимание даже

сервис-провайдеры. При проектировании и развитии инфраструктуры сети в лучшем

случае принимаются во внимание только те аспекты компьютерной безопасности, которые

не требуют дополнительного финансирования. Во многих государственных и

негосударственных организациях осуществляется подключение к Интернет всей сети, а не

конкретного компьютера, так как выделение двух сетей: одной - закрытой для организации,

другой - для подключения к Интернет, связано с большими материальными затратами.

В. К организационно-правовым условиям недостаточного уровня обеспечения

информационной безопасности можно отнести следующие:

отставание традиционного информационного законодательства развитых стран от

серьезных изменений в общественных отношениях при вхождении в единое

информационное пространство;

трансграничные сети, в том числе и Интернет, не признают географические и

геополитические границы, в связи с чем происходит столкновение национальных

законодательств в новом телекоммуникационном безграничном пространстве;

телекоммуникации создают новые возможности не только для труда и отдыха

(телемедицина, телеобразование,

телевоспитание, телеотдых), но и для совершения правонарушений, как традиционных так

и для новых видов преступности - компьютерные преступления: -

нарушение прав интеллектуальной собственности; -

проникновение в системы управления; -

распространение информации, оказывающей негативное влияние на социальное здоровье общества, в том числе бесконтрольное распространение оскорбительных и непристойных материалов в сетях Интернет и доступ к ним детей; -

проведение мошеннических коммерческих операций и построения по типу пирамидальных мошеннических структур;

Несанкционированный доступ к конфиденциальной информации юридических лиц и органов власти;

Нарушение прав и законных интересов личности в процессе информационного обмена. Наряду с общими для мирового сообщества проблемами, в России имеются и специфические:

правовой нигилизм и отсутствие однозначно установленного правового статуса различных информационных объектов, в силу чего происходит бесконтрольное их использование; в области обеспечения информационной безопасности в России крайне остро стоит кадровая проблема: отсутствие достаточного числа подготовленных специалистов по этим вопросам как в органах исполнительной власти, правоохранительных органов, таки среди судей, адвокатов; достаточного количества специалистов, занимающихся разработкой новых технологий в области программирования и оборудования, обеспечивающих защиту информации (при этом, по оценкам Гостехкомиссии при Президенте РФ, в случае сохранения общей ситуации с обеспечением информационной безопасности в России в 2000 г.

Потери составят до $2000 на один хост, что примерно равно стоимости оборудования хоста);

крайне неразвитая нормативно-правовая база по этим вопросам, как на федеральном, так и, по свидетельству начальника группы компьютерной безопасности Института космических исследований РАН СВ. Полунина, на первичном уровне, где "отсутствует нормативная или методическая документация по организации системы безопасности внутри предприятия. Если коммерческие организации имеют какие-то средства на разработку или внедрение иностранного опыта, то государственные, научные и академические организации таких возможностей не имеют".

Хотя, Интернет - это система, где отсутствует централизованная система управления, в то же время каждое государство создает свои правовые и организационные механизмы регулирования использования Интернет. Понимая преимущества и отрицательные последствия по вхождению в информационное общество, стержнем которого являются трансграничные телекоммуникационные сети, и в том числе Интернет, практически каждая из стран сегодня подготовила и реализует свою программу.

Отсутствие в кибернетическом пространстве территориальных границ побуждает к объединению усилий законодателей различных стран с целью унификации национальных законодательств и разработки международных соглашений, определяющих правила функционирования Интернет как единой интернациональной сети, разработки Кодекса отношений в новой электронной реальности, в том числе по защите неприкосновенности

частной жизни, защите прав интеллектуальной собственности, обеспечению органами власти прав граждан на доступ к информации, создаваемой на деньги налогоплательщиков, и другие. Практически все проблемы, связанные с феноменом Интернет, могут быть успешно решены только в результате объединения усилий мирового сообщества. Координационный Центр расследования происшествий с компьютерной безопасностью (CERT/CC), который ведет некоторую статистику о числе инцидентов, расследованных им после его создания в 1988 г., считает, что Интернет очень уязвим к атакам. Сети, которые соединены с Интернетом, подвергаются некоторому риску того, что их системы будут атакованы или подвергнуты некоторому воздействию со стороны злоумышленников, и что риск этого значителен. На уровень риска могут повлиять следующие факторы: число систем в сети; какие службы используются в сети; способ соединения сети с Интернетом; профиль сети и степень ее известности; степень готовности организации к улаживанию инцидентов с компьютерной безопасностью. Чем больше систем в сети, тем труднее контролировать их безопасность, так же как, если сеть соединена с

Интернетом в нескольких местах, то она будет более уязвима, чем сеть с одним шлюзом. По мнению ряда авторов, Интернет и информационная безопасность несовместны по самой природе Интернет. Она родилась как чисто корпоративная сеть, однако, в настоящее время с помощью единого стека протоколов ТСРЛР и единого адресного пространства объединяет не только корпоративные и ведомственные сети (образовательные, государственные, военные и т. д.), являющиеся, по определению, сетями с ограниченным доступом, но и рядовых пользователей, которые имеют возможность получить прямой доступ в Internet со своих домашних компьютеров с помощью модемов и телефонной сети общего пользования. Платой за пользование Интернет является всеобщее снижение информационной безопасности, поэтому для предотвращения несанкционированного доступа к своим компьютерам все корпоративные и ведомственные сети, а также предприятия, использующие технологию интранет, ставят фильтры (fire-wall) между внутренней сетью и Интернет, что фактически означает выход из единого адресного пространства. Еще большую безопасность даст отход от протокола ТСРЛР и доступ в Интернет через шлюзы.-

Этот переход можно осуществлять одновременно с процессом построения всемирной информационной сети общего пользования, на базе использования сетевых компьютеров, которые с помощью сетевой карты 10Base-T и кабельного модема обеспечивают высокоскоростной доступ (10 Мбит/с) к локальному Web-серверу через сеть кабельного телевидения. Для решения этих и других вопросов при переходе к новой архитектуре Интернет предлагают:

ликвидировать физическую связь между будущей Интернет (которая превратится во Всемирную информационную сеть общего пользования) и корпоративными и ведомственными сетями, сохранив между ними лишь информационную связь через систему World Wide Web;

заменить маршрутизаторы на коммутаторы, исключив обработку в узлах IP-протокола и заменив его на режим трансляции кадров

Ethernet, при котором процесс коммутации сводится к простой операции сравнения МАС-адресов;

перейти в новое единое адресное пространство на базе физических адресов доступа к среде передачи (МАС-уровень), привязанное к географическому расположению сети, и позволяющее создать адреса в рамках 48-бит.

В качестве разновидности такого шлюза при доступе в Интернет предлагается использовать брандмауэры. Система брандмауэра - это набор систем и маршрутизаторов, добавленных в сеть в местах ее соединения с Интернетом и политики доступа, определяющей правила их работы. Брандмауэр заставляет все сетевые соединения проходить через шлюз, где они могут быть проанализированы и оценены с точки зрения безопасности, и предоставляет другие средства, такие как меры усиленной аутентификации

вместо паролей. Кроме того, брандмауэр может ограничить доступ к тем или иным системам или доступ к Интернету от них, блокировать определенные сервисы. В зависимости от необходимой степени безопасности выделяют три разновидности подключения информационных систем к Интернет.

Первый пример - для организаций, которые решили не ограничивать свое взаимодействие с Интернетом, целесообразно выделить наиболее важные данные и обрабатывать их отдельно.

Второй пример (типовой) - внутренние и внешние системы разделяются с помощью брандмауэра (обычно используется шлюз, присоединенный к двум сетям или хост-бастион), когда большинство интернетовских служб доступны внутренним пользователям, а с помощью криптографии создаются виртуальные частные сети или туннели в Интернете. Третий пример - для организаций с высокими требованиями безопасности рекомендуется иметь свой информационный узел в Интернете, который не соединен с внутренними информационными системами.

Дальнейшее развитие Интернет в России сдерживается не только состоянием технической базы, но и отсутствием государственной политики, определяющей роль, место и формы участия органов государственной власти в Интернет. Стремительное развитие Интернет опережает процесс создания и совершенствования

соответствующей нормативно-правовой базы. Анализ отечественного законодательства показывает, что в этой области пока не обеспечивается эффективное регулирование. В этих целях необходимы следующие меры:

1) принять законодательные меры поддержки развития национальных сетей связи, в первую очередь широкополосных, высокоскоростных и спутниковых каналов, обеспечивающих современный технологический уровень передачи информации; отечественных сервис-провайдеров и производителей коммуникационного оборудования для обеспечения национальных интересов при использовании Интернет в России;

2) разработать модельный Кодекс поведения в Интернет;

3) всемерно поддерживать инициативы, направленные на создание программных и технических средств, позволяющих осуществлять доступ в Интернет, а также блокирование или сокрытие оскорбительных и непристойных материалов в сетях Интернет;

4) ускорить разработку федеральной программы обеспечения информационной безопасности компьютерных сетей, включая развитие системы подготовки и переподготовки кадров;

5) создать систему подготовки судей (в том числе и арбитражных судов) по проблемам нарушений прав интеллектуальной собственности и компьютерных преступлений, а также подготовки специалистов по расследованию компьютерных преступлений для МВД, ФСБ и Прокуратуры РФ и специалистов по информационной безопасности; 6)

определить функции государственных органов по регулированию использования Интернет, имея в виду разделение функций разработки и эксплуатации информационных систем и функций контроля за состоянием этих систем, а также расследования нарушений в этой сфере; 7)

создать негосударственный центр (или систему центров) для проведения научных исследований в области разработки средств защиты информации и сертификации этих средств, с функциями аналитического мониторинга этой области знаний, информирования пользователей всех уровней об угрозах, мерах противодействия и

оперативной помощи в случаях нарушения информационной безопасности;

8) привлекать внебюджетные источники инвестиций, включая иностранные, обеспечивая при этом национальную независимость российского телекоммуникационного пространства;

9) создать Российский центр по распределению адресного пространства в целях оптимизации развития сетевой инфраструктуры и оптимизации использования сетей, а также для обеспечения контроля адресного пространства Интернет в России; 10)

активизировать российское участие в подготовке международных актов (особенно в рамках ЕС и СНГ) о развитии общедоступных компьютерных сетей, подготовку и принятие единых правил их использования, а также инициировать со стороны России разработку двусторонних межгосударственных соглашений в этой области.

Беляев С. Т. - директор Института общеядерной физики в РНЦ "Курчатовский институт", академик Российской академии наук. Из выступления на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ. Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе РФ "Россия и Интернет: выбор будущего" 17 декабря 1996 г.

Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе РФ "Россия и Интернет: выбор будущего" 17 декабря 1996 г.; Волчинская Е. К., Терещенко Л., Якушев М. Интернет и гласность. М., 1999. С. 14-15.

Сегодня в мире накоплено более 54 млн гипертекстовых документов. Эта информация, в первую очередь, относится к бизнесу, экономике, культуре, развлечениям. Мы отстаем по количеству информации, размещаемой в сети, от североамериканских штатов более чем в 100 раз, а по числу пользователей в 50 раз. В настоящее время наиболее популярной частью Интернет является то, что называют Всемирной информационной паутиной (World-Wide Web). По сведениям американских экспертов, ежегодно Всемирная информационная паутина растет чуть менее чем в два раза. Рост в США составляет 100%, в России - 200-300%. По оценкам экспертов из Релкома, Роцита, Демоса, "Russia on line" и академических сетей, услугами разнообразных видов электронной почты в нашей стране пользуются более миллиона человек. Ежегодно число пользователей электронной почтой увеличивается примерно в два раза. Их количество возрастает ежегодно в 2 раза (без учета тех пользователей, которые получают доступ к Всемирной информационной паутине со своих рабочих мест из корпоративных сетей). -

В Интернет различают три уровня. Первый уровень (чисто технический, сетевой) - это глобальное объединение десятков тысяч различных компьютерных коммуникационных сетей с более 6 млн компьютеров совершенно разного статуса, но на основе единых протоколов и единой системы адресации. На этом уровне возможности Интернет используют и закрытые системы (ведомственные, государственные, фирменные, профессиональные и так далее), которые между собой связь ведут по тем же самым каналам, сервисным сетевым программам. Второй уровень (сервисный) - программные средства, обеспечивающие различный сетевой сервис. Это и обслуживание, и возможности передавать почту, и передача данных, и режим удаленного терминала, и поиск банка данных, и всемирная паутина, которая принесла возможность использования гипертекста, средства мультимедиа. Благодаря этому уровню объединения все появляющиеся новые программные сервисные продукты становятся достоянием всей Интернет. Третий уровень (информационный) - это информация разного типа, разного значения, которая циркулирует в сети (конференции, передача новостей, банки данных, биржевые, торговые, банковские операции, информационные агентства, электронные научные журналы, которые сегодня уже функционируют, путеводители по Интернет и так далее). Хотя, следуя технократическому подходу, информация по-прежнему включена здесь в состав собственно информационной системы, но с позиций права, изложенных выше, мы будем в дальнейшем рассматривать Интернет как информационную систему, состоящую только из первых двух компонентов. -

Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе РФ "Россия и Интернет: выбор будущего" 17 декабря 1996 г.; Волчинская Е. К., Терещенко Я, Якушев М. Интернет и гласность. М., 1999. С. 14-15. -

Подробнее см.: Лопатин В. Н. Информационная безопасность и сеть Интернет //Тематическая серия: нормативная база вузовской науки. Годичное собрание научной общественности высшей школы России 3-5 марта 1998 года. Спецвыпуск. Тверь, 1998. С. 39-45. -

Барбара Гутман, Роберт Бэгвилл. Политика безопасности при работе в Интернете-техническое руководство. М., 1997. -

Закурдаев СВ. Internet и проблема информационной безопасности / Информационные системы. 1996. № 6. С. 96. -

Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе РФ "Россия и Интернет: выбор будущего" 17 декабря 1996 г

Еще по теме 15.3. Особенности правового регулирования отношений в Интернет:

  1. Глава 8. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА
  2. 18.1. Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера
  3. 10.1. Особенности правового регулирования отношений собственности в международном частном праве

Государственная политика может быть направлена на ограничение доступа к определенной информации для взрослых. Этот подход используется в австралийском федеральном законе (хотя он до сих пор не вступил в силу), в Китае, Саудовской Аравии, Сингапуре, Объединенных Арабских Эмиратах, Вьетнаме. Некоторые страны требуют от интернет-провайдеров блокировать подобную информацию, в то время как другие страны допускают ограниченный доступ в Интернет, контролируемый государственными органами.
Наконец, государство может запрещать открытый доступ к Интернету. Отдельные страны требуют от пользователя зарегистрироваться или получить лицензию для того, чтобы получить доступ с ограничениями, перечисленными выше (см. п. 3). Например, на Кубе пользование Интернетом ограничено и контролируется правительством. Требуется официальное разрешение и необходимое оборудование, включая наиболее современное, которое ограничено и может быть куплено только в специальных управляемых государством магазинах, снова только со специальным разрешением. Декрет 209 («Доступ к Мировой компьютерной сети с Кубы»), принятый в июне 1996 г., гласит: сеть не может использоваться «в нарушение моральных принципов Кубинского общества и законов» и сообщения электронной почты не должны «подвергнуть опасности национальную безопасность» .

The Internet under Surveillance. Reporters without Borders 2003. Editions La Decouverte & Syros, 2003. P. 46.
В США госрегулирование Интернета началось с ограничений. В феврале 1996 г. конгресс принял Communications Decency Act («Акт о соблюдении приличий в средствах массовой коммуникации»). Целью его было оградить детей от доступа к порнографии. В связи с Communications Decency Act нельзя не вспомнить историю порноиздателя Ларри Флинта (американское правосудие так и не смогло справиться с Флинтом, который умело воспользовался Первой поправкой, гарантирующей свободу слова). И вспомнили: уже летом 1997 г. «Акт…» был отменен по решению Верховного Суда, так что родителям теперь приходится обходиться в столь важном вопросе без помощи государства. Этот случай продемонстрировал, что государственное регулирование Интернета в правовом государстве может оказаться невозможным. Федеральный бостонский судья Марк Вульф так охарактеризовал ситуацию: «Нам действительно надо выработать совершенно новые подходы и концепцию. И в этом обсуждении должны участвовать и президент, и конгресс, и Верховный Суд. Но я думаю, на это уйдет немало времени».
Куда жестче государственный напор оказался во Франции, что вполне в духе исторических традиций этой страны. Весной 2000 г. Национальная ассамблея проголосовала за законопроект об обязательной регистрации владельцев всех веб-сайтов и об уголовной ответственности провайдеров за предоставление хостинга (услуга по размещению информации в Интернете) неидентифицированным пользователям. Мало того, сенат (верхняя палата французского парламента) принял законопроект, предписывающий провайдерам сообщать сведения о владельцах сайтов заинтересованным третьим лицам. Впоследствии закон все же был смягчен: провайдер или хостинговая компания обязаны требовать от пользователя указания данных о себе, но не обязаны проверять их достоверность.
Необходимость регулирования доступа к материалам, размещенным в Интернете, признается во многих странах мира. Однако то, что является легальным в одной стране, может не быть таковым в другой стране. Например, во Франции запрещается размещение на веб-страницах нацистской тематики, в то время как австралийские законы этого не запрещают. Существуют и другие примеры неэффективности национальных законов, касающихся цензуры в Интернете. В данном случае представляется целесообразным принятие соответствующего акта на международном уровне.
Необходимо отметить, что чрезмерное регулирование содержания информационных ресурсов, размещенных в Интернете, может негативно сказаться на развитии правовой культуры, на формировании правовой активности личности. Вместе с тем отсутствие минимально необходимых ограничений на доступ к определенной информации также может привести к подобному результату. В связи с чем представляется целесообразным законодательное регулирование данного вопроса на основе сочетания интересов как личности, так и общества и государства.
В последние годы все больше внимания уделяется разработке законодательных актов, регулирующих правоотношения, возникающие в связи с функционированием сети Интернет. Очевидно, это связано с тем, что Интернет из глобальной «оффшорной» информационной зоны все более превращается в повседневную реальность, из киберпространства — в обычное экономическое пространство, из мира «продвинутого» интернет-сообщества, пусть даже весьма обширного, — в область интересов всего общества. Второй причиной более строгого отношения к правовым вопросам стала проблема безопасности данных, в первую очередь персональных данных, защиты от информационных атак на почтовые ящики и надежности экономических отношений в Интернете. То, что казалось сдерживающим фактором развития, стало необходимым условием развития, а права и гарантии, репродуцированные в глобальный информационный мир, потребовали такой же законодательной защиты, как и в обычном мире. На уровне законодательных инициатив только в Соединенных Штатах было подготовлено и предварительно рассмотрено в комитетах конгресса более пятидесяти (!) законопроектов. Сферы, затрагиваемые этими законодательными инициативами, можно условно разделить на следующие:
— регулирование потоков информации, поступающих в личные (частные) электронные почтовые ящики, в том числе коммерческой информации. Это предполагает: защиту электронного ящика от потока информации, если владелец ящика отказывается от принятия этих сообщений; ответственность за передачу искаженной информации; обязанности поставщика информации по отношению к владельцу почтового ящика; требования к составу реквизитов отправителя;
— защита персональных данных: раскрытие целей сбора персональных данных; обязанности оператора сайта, собирающего и использующего персональные данные, по отношению к частным лицам; ограничение на распространение персональных данных без соответствующего согласия частного лица; требования по защите персональных данных от несанкционированного распространения;
— предупреждение мошенничества в Интернете и запрет несанкционированного использования Интернета для азартных игр и т.п., в том числе: распространение на Интернет норм уголовного законодательства, относящихся к мошенническим действиям; действия органов исполнительной власти по предупреждению и профилактике мошенничества в Интернете;
— обеспечение свободы конкуренции в Интернете. Установление норм применения требований антимонопольного законодательства к субъектам, действующим в Интернете;
— программы оснащения образовательных учреждений и библиотек новыми информационными технологиями защиты учащихся от нежелательной информации, содержащейся в Интернете. Это предполагает предписание школам и библиотекам внедрить компьютерные технологии, позволяющие блокировать нежелательную информацию из Интернета под угрозой лишения их государственных субсидий.
Возникновение в России новых общественных отношений в связи с функционированием Интернета, их трансформация в основных сферах общественной жизни существенно влияют на становление информационных правоотношений, которые требуют особого регулирования. В данном случае представляется целесообразным использование положительного опыта зарубежных стран.
С помощью Интернета формируется мировое информационное пространство, которое и составляет основу информационного общества.

Вопрос о правовой природе отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в области использования сети Интернет, является самым дискуссионным и сложным в информационном праве.

Общественные отношения, возникающие с использованием глобальных компьютерных сетей, являются особыми информационными отношениями, направленными на организацию движения информации в обществе. Они обусловлены информационной природой коммуникаций самого информационного общества, их можно называть интернет-отношениями или информационно-кибернетическими отношениями, участвовать в которых можно только посредством ЭВМ, подключенной к компьютерной сети.

Важной является позиция профессора И. Л. Бачило, который среди правоотношений в информационной сфере выделяет «виртуальные связи в Интернете» и «так называемые виртуальные отношения», отличающиеся от обычных правоотношений тем, что «во-первых, формируются и реализуются на основе информационных технологий с минимальным потенциалом традиционных документированных ресурсов и, во-вторых, совершаются между виртуальными субъектами».

Среди особенностей исследуемых отношений можно выделить обязательное наличие технической компоненты, информационное наполнение данного вида отношений и особый субъектный состав. Кроме того, они не всегда гарантируются или обеспечиваются принудительной силой какого-то одного государства, так как исследуемая сфера планетарная по своей сути. Таким образом, исследуемые отношения характеризуются главным образом теми особенностями, которые вытекают из специфической среды их формирования и существования - информационной среды всемирной компьютерной сети Интернет. В связи с этим они выступают как общественные отношения, протекающие в электронной форме в киберпространстве.

Основываясь на различных научных подходах, интернет-отношения в настоящее время можно определить как часть информационных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в кибернетическом пространстве, участники которых выступают как носители субъективных прав и обязанностей в Интернете.

В зависимости от ситуации в Интернете и собственно характера информационного воздействия на интернет-отношения последние могут быть как информационными, так и морально- этическими. В узком смысле можно считать их информационными отношениями, возникающими, изменяющимися и прекращающимися в одной из структурных зон информационной сферы, в киберпространстве. Специфика интернет-отношений заключается в следующем.

1. Особый субъектный состав. Интернет-отношения могут возникать между особыми субъектами (операторы связи, провайдеры, разработчики сетей, международные организации, отвечающие за развитие протоколов Интернета, и т.д.).

2. Субъекты интернет-отношений могут находиться в разных странах, а их деятельность регулироваться законодательствами разных стран.

3. Интернет-отношения невозможны без использования информационно-телекоммуникационных технологий и сетей. Они имеют информационное наполнение, т.е. складываются по поводу информации в Интернете. Объектом этих отношений является не всякая информация, а только обрабатываемая в киберпространстве.

4. Интернет-отношения выделяются на определенном этапе развития общества, государства и технологий, как в свое время считал А. Б. Венгеров, для целей автоматизации управления различными информационными системами, в нашем случае сложной кибернетической системы - Интернета.

Интернет-отношения можно классифицировать по следующим основаниям:

- в зависимости от субъектов: между разработчиками трансграничных информационных сетей и их партнерами; между специалистами, производящими и распространяющими информацию в Интернете; между провайдерами (операторами) и Минкомсвязи России, выдающим лицензии на оказание онлайновых услуг; между гражданами, организациями, фирмами и иными потребителями и др.;

По государственной принадлежности физических и юридических лиц, которая закреплена в законодательных актах, можно выделить отношения между отечественными и зарубежными провайдерами; между последними и отечественными пользователями Интернета; между отечественными юридическими лицами и иностранными гражданами; между отечественными и зарубежными разработчиками сетей; между специалистами и др.;

- в зависимости от конкретных целей возникновения и соответственно информационного воздействия можно выделить две группы отношений: внутренние (осуществляются в самом киберпространстве) и внешние (связаны с оказанием внешних информационных услуг).

Анализ позволяет сделать вывод о том, что информационное право охватывает довольно широкий круг отношений. Все они в известной мере характеризуют содержание этой комплексной отрасли права как совокупности норм, взятых из различных отраслей права и регулирующих информационные отношения в информационной сфере общества и его подсистемах.

Мозолина О.В. Публично-правовые аспекты международного регулирования отношений в Интернете: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2008. - С. 3.

Опросы «Интернет в России/Россия в Интернете». Выпуск 16, 2006. #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">

Макарова Е.М. Проблемы правового регулирования использования интернета в предпринимательской деятельности: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2007. - С. 3.

Самигулина А.В. Особенности купли-продажи готового бизнеса и нормативного урегулирования купли-продажи предприятия в сфере компьютерной сети "Интернет" // Право и экономика, 2009. - № 5.

Васильева Н.М. Правовое регулирование налогообложения электронной коммерции: опыт зарубежных стран и России // Публично-правовые исследования, 2006. - Т. 1.

Горшкова Л.В. Правовые проблемы регулирования частноправовых отношений международного характера в сети Интернет: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2005. - С. 8.

Гулемин А.Н. Интеграция информационного законодательства в условиях глобализации: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2008. - С. 8.

Мозолина О.В. Публично-правовые аспекты международного регулирования отношений в Интернете: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2008. - С. 10; Мозолина О.В. Вопросы международно-правового регулирования Интернета // Московский журнал международного права, 2004. - № 4.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Идентификация ключевых узлов в сети Интернет и навигация между ними. Уровни интернет-архитектуры. Правовые аспекты коммуникативного регулирования отношений в сети Интернет и дифференциации информации по отдельным "квалифицирующим" признакам в России.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2016

    Концепции правового регулирования отношений в сети Интернет. Накопление и динамика системных правовых проблем. Альтернативные подходы к определению места интернет-права в системе отраслей права и законодательства. Рабочее определение интернет-права.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2016

    Правовые проблемы виртуальной среды, особенности правоотношений в глобальной сети Интернет. Проблема формирования нового международного информационного законодательства. Основные направления правового регулирования информационных отношений в Интернет.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2017

    Основы правового регулирования института авторских и смежных прав в сети Интернет. Изучение законодательной и нормативной базы, регулирующей институт авторского права в сети Интернет в Российской Федерации, за рубежом и международными соглашениями.

    дипломная работа , добавлен 03.11.2014

    Особенности интересов государства в информационной сфере. Проблемы правового регулирования защищенности этих интересов при обмене данными в сети Интернет. Правовые, организационно-технические и экономические методы обеспечения информационной безопасности.

    эссе , добавлен 18.03.2011

    Субъекты административно-правовых интернет-отношений. Характеристика и способы совершения правонарушений в данной сфере. Актуальные направления противодействия и предупреждения, проблема защиты личности от диффамации в сети интернет и пути ее разрешения.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2017

    Сущность и закономерности легализации интеллектуальной собственности в сети Интернет. Вопросы защиты соответствующих прав. Проблемы доказательства нарушения авторских и смежных прав, ответственность провайдеров. Технические меры защиты информации.

    контрольная работа , добавлен 04.04.2016

    Теоретический анализ понятия интеллектуальной собственности и основ ее конституционно-правового регулирования. Изучение проблем, возникающих при регулировании авторских и смежных прав в недавно возникшей области правового регулирования – в сети Интернет.

    дипломная работа , добавлен 28.02.2011



Похожие статьи