Что делать, если в дороге стало плохо? К вам едет поликлиника! Или как я побывала в Поезде здоровья.

Скоростной поезд «Ласточка» вышел днем 2 октября из Нижнего Новгорода в Москву. Вот что рассказал корреспонденту «Правмира» Александр Соколов, редактор портала Антропогенез.ru который ехал в этом поезде: «Пожилому мужчине стало плохо, люди закричали: «Врача!».

Прибежал проводник, пришли полицейские. Стали кричать: «У кого есть тонометр?». У пассажиров прибор нашелся. Но в поезде ничего не было. Если бы была аптечка, ее бы принесли». По его словам, проводник и один из пассажиров по очереди делали пострадавшему массаж сердца, но создалось впечатление, что оказывать первую помощь они не особо не умели.

Персонал «Ласточки» связался с подстанцией скорой помощи, но до ближайшего полустанка поезд шел минут 40. Все это время пострадавшему оказывали первую помощь, но когда поезд остановился и вошел врач скорой помощи, он констатировал смерть. Врач скорой отказывался забирать тело, требуя вызвать полицию, полицейские, которые были в вагоне, спорили с ним. В итоге тело вынесли на платформу на мягких носилках, и поезд уехал.

«Мне было жаль проводника. Было видно, что он переживал и старался спасти этого человека, как мог, – рассказал свидетель, – неизвестно, смогли бы помочь человеку, если бы была аптечка. Но ее не было! В “Ласточке” нет ни средств первой помощи, ни людей, которые могут ее оказать. Зато продают замечательные сувениры», – сказал нам Александр Соколов.

Была ли в той «Ласточке» аптечка?

На вопрос, почему «Ласточке» не было аптечки, в пресс-службе Федеральной пассажирской кампании (структура ОАО РЖД) ответили:

– Все поезда «Ласточка», обслуживаемые АО «ФПК» оснащаются аптечками в соответствии с действующими Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок, утвержденными Постановлением главного санитарного врача Онищенко Г.Г. от 4 марта 2012 г. № 12.

– Поезд идет без остановок, получается, что сердечный приступ в «Ласточке» с большой вероятностью может привести к смерти?

– Поезд может остановиться на любой ближайшей станции, даже если она не запланирована в графике, чтобы как можно скорее оказать помощь пассажиру. Для этого необходимо обратиться к начальнику поезда, который вызовет медиков на ближайшую станцию. Не дожидаясь прибытия врачей, начальник поезда по «громкой связи» или через проводников также должен узнать, есть ли врачи среди остальных пассажиров. Проводники поездов дальнего следования в обязательном порядке проходят обучение по оказанию пассажирам доврачебной помощи.

В пресс-службе АО ФПК сообщили, что аптечка в «Ласточке» была, и по итогам служебного расследования нарушений в действиях работников железнодорожного транспорта выявлено не было.

Поможет ли пассажиру аптечка проводника?

В пресс-службе АО ФПК нам сообщили, что все вагоны пассажирских поездов дальнего следования, в том числе и электропоезда «Ласточка» оснащаются медицинскими средствами для оказания первой помощи в соответствии с приказом Минсоцразвития РФ № 498н от 5 мая 2012 г.

В состав аптечки входят средства для временной остановки кровотечения и фиксации переломов, (жгут, бинты, шины, лейкопластырь и т. п), прибор для проведения легочной реанимации, (дыхательный мешок с масками для новорожденных и взрослых), есть даже набор для того, чтобы принять роды, есть и другие медицинские изделия, например бескаркасные носилки.

Но может ли аптечка реально кого-то спасти? Поможет ли она продержаться человеку с инфарктом? Противошоковых препаратов в железнодорожной аптечке нет, это сильнодействующие лекарства, требующие специальных условий хранения. Нет в поездах и дефибриллятора. Дефибриллятор – штука дорогая и специфическая и бывает только в реанимобилях. Врачи или медсестры тоже в поезде не полагаются. Как правило, медика можно отыскать среди пассажиров. Но для медика оказание помощи в полевых условия тоже зачастую превращается в проблему.

Кардиолог, кандидат медицинских наук Антон Родионов ранее рассказывал “Правмиру” о том, как устроена медицинская помощь на борту воздушного судна, и почему врач должен помочь пострадавшему на улице, а права на это не имеет.

Кроме того, даже если медик найден, ни лекарств, ни оборудования он с собой не возит.

Возможно, аптечки в поездах и самолетах должны быть более специализированными, дискуссии об этом давно ведутся в профильных ведомствах. Есть и еще одна проблема – скорая помощь прибывшая на ближайшую станцию, не всегда может доставить пострадавшего в больницу, ближайший профильный стационар может оказаться слишком далеко. Обсуждается идея о создании специального подразделения транспортной медицины , но Минтранс и Минздрав пока не пришли к соглашению по этому вопросу.

Куда обращаться, чего требовать?

Куда обращаться родственникам умершего пассажира? На что они могут рассчитывать? По страховке, которая продается вместе с билетом на поезд, получить компенсацию можно только, если травма пассажира связана с движением поезда, например, при аварии.

Но, по словам адвоката Сталины Гуревич, отсутствие в поезде аптечки может быть поводом для обращения в суд: «Отсутствие в поезде аптечки – нарушение закона о защите прав потребителей и оказание услуг не соответствующих требованиям безопасности – повод привлечь к уголовной и гражданской ответственности. Но есть важный вопрос – явилось ли отсутствие аптечки и навыков оказания первой помощи у проводника причиной смерти? Можно ли было спасти этого человека?

Если родственники умершего пассажира захотят это выяснить, им нужно обратиться в Следственный комитет, с заявлением о возбуждении уголовного дела и проведении судебно-медицинской экспертизы. Если экспертиза установит причинно-следственные связи, то виновных можно будет привлечь к ответственности».

Что делать, если в поезде человеку стало плохо

Если рядом с вами стало плохо человеку, первым делом нужно сообщить об этом проводнику. Проводник обязан связаться с начальником поезда, если он этого не делает – настаивайте, сходите в соседний вагон, обратитесь к другому проводнику.

У проводника должна быть аптечка, все проводники обучены навыками первой помощи. Проводник должен оказать первую помощь, воспользовавшись средствами из аптечки.

Начальник поезда должен с помощью громкой связи постараться найти врача среди пассажиров и вызвать скорую помощь на ближайшую станцию, если это требуется.

Помните, что действия должны быть слаженными, спросите у проводника, чем можно помочь (поддержать человека, принести воды, засечь время), не паникуйте и не пугайте других пассажиров. Запоминайте происходящее, чтобы на станции сообщить врачу нужные сведения, ответить на вопросы.

Не раздражайтесь и не возмущайтесь происходящим – работники поезда делают все, что могут. Если вы не чувствуете сил помогать, смотреть на человека в тяжелом состоянии, лучше выйти в коридор поезда, в тамбур, в вагон-ресторан и отдохнуть – не мешайте тем, кто борется за жизнь пострадавшего.

От внезапного ухудшения самочувствия не застрахован никто. Это может быть и банальное отравление, и скачки давления, и обострение хронических заболеваний. Что делать, если вы или кто-то из попутчиков почувствовал себя плохо?

В первую очередь, нужно оценить состояние. Как правило, многие люди возят с собой «походную» аптечку с испытанными препаратами, которые могут понадобиться в дороге. Возможно, удастся обойтись «домашним запасом». Помните, что в аптечках у проводников медикаментов нет - это запрещено приказом Минздравсоцразвития. В аптечке поезда есть бинты, вата, перевязочный комплект, жгуты - абсолютный минимум. Сейчас аптечные укладки стали комплектоваться также гипотермическими пакетами, изотермическим спасательным покрывалом, шинами на случай переломов, бескаркасными носилками.

Если случилось что-то более серьезное - например, проблемы с сердцем, перелом или резкое обострение хронических заболеваний, то рассчитывать можно только на выносливость собственного организма и немного - на счастливый случай. Проводники проходят медицинскую подготовку, однако мало кто из них сталкивался с ситуациями, когда нужно делать массаж сердца или останавливать сильное кровотечение. Собственно, производить такие действия проводникам запрещено - они не являются медработниками и вправе оказывать только первую доврачебную помощь. В экстремальных ситуациях проводник с помощью объявления по громкой связи ищет врача среди пассажиров. Это и есть тот самый счастливый случай, который может спасти кому-то жизнь.

Начальник поезда через машиниста вызывает бригаду медиков на ближайшую станцию. Оттуда пострадавшего доставят в ближайшую больницу.

Пассажиры поезда №209, следовавшего по маршруту Лабытнанги — Москва, пять часов переживали за 60-летнего мужчину, у которого случился сердечный приступ. Инцидент произошел 21 июня этого года. Мужчина, который ранее перенес инсульт, ехал вместе с семьей в плацкартном вагоне, когда ему стало плохо. Приступ начался еще утром около 10 часов, после чего проводники стали искать врачей среди пассажиров по соседним вагонам. Двух врачей удалось найти, они несколько часов находились рядом с больным. При этом у поездной бригады не оказалось никаких медикаментов.

Состояние человека ухудшалось, у него останавливалось дыхание, однако этот участок пути не проходит между крупными станциями, и первая бригада «скорой» поджидала поезд только на станции Костылево в 13.30.

Костылевские врачи осмотрели мужчину в вагоне, сделали укол, задержав поезд на 15 минут, и сообщили, что ничем помочь не могут: «Состояние тяжелое, надо госпитализировать, а у нас некуда, надо везти в Вельск».

В итоге больного везли еще больше часа до Вельска, где уже вторая бригада «скорой» госпитализировала пострадавшего. В итоге с момента приступа до госпитализации прошло не менее пяти часов. Очевидцы негодовали не только по поводу промедления с оказанием медпомощи, но и по поводу сильной духоты в вагоне — больному из-за этого становилось только хуже. Чтобы облегчить состояние мужчины, пришлось держать открытыми двери в тамбур.

«У нас в вагонах или вентиляция, или кипяток в титане. В поезде ездит милиция, но врачей никогда нет», — объяснила одна из проводниц духоту в поезде, в котором ехало более полутысячи человек.

Пассажиры мерзнут и травятся

Жалобы на неадекватный температурный режим в вагонах — одни из самых распространенных среди пассажиров. «В прошлом году 4 мая мы возвращались из Казани, был какой-то дополнительный поезд, потому что на плановые билеты кончились, — рассказала «Газете.Ru» жительница Москвы Маргарита Верховская. — Начались заморозки, а у поезда была сломана система отопления.

Был страшный холод, градусов пять, не больше. Не было ни дополнительных одеял, ничего, чтобы согреться.

Начальник поезда отказался что-либо делать по этому поводу. Я приехала в Москву и сразу слегла с температурой, пришлось брать больничный. Написала на сайт РЖД жалобу. Через несколько месяцев пришел ответ: мол, всех наказали. Но имена проводника и начальника поезда не совпадали, поэтому мне кажется, что вряд ли расследование по этому поводу проводилось».

На вопрос о том, что делается компанией в связи с жалобами пассажиров на духоту в поездах либо слишком сильно дующий кондиционер, в ФПК ответили, что «проводник пассажирского вагона должен оперативно реагировать на просьбы пассажиров, по возможности выполнять пожелания пассажиров. Особое внимание при этом уделяется маломобильным пассажирам, людям пожилого возраста, пассажирам с детьми. Для понимания: в вагонах с принудительной вентиляцией и установкой кондиционирования воздуха вентиляция должна работать непрерывно в автоматическом режиме в зависимости от температуры воздуха в вагоне».

Впрочем, проблемы со здоровьем могут возникнуть у пассажиров не только из-за духоты или мороза в вагонах. Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский рассказал «Газете.Ru», что два года назад, когда он ехал с семьей на поезде в Кисловодск, он и еще восемь человек в вагоне получили жесткое пищевое отравление, попробовав «бортовое питание», которое можно заказать в поезде.

«Меня с женой и ребенком чуть не сняли с поезда и не лишили отдыха в санатории, куда мы направлялись, посчитали, что у нас какое-то инфекционное заболевание. При этом никакой медицинской помощи мы не получили на протяжении 12 часов, врача в поезде не было и на станцию его не вызвали», — пояснил Саверский.

Какую помощь ждать от РЖД

Такие случаи не единичны — ежегодно в российских поездах, на вокзалах, платформах и других объектах железнодорожного транспорта медицинская помощь оказывается примерно 1 млн человек. И 70 тыс. больных пассажиров обращаются за помощью в медицинские пункты на вокзалах, расположенных по пути следования поезда, говорится в статистике Федеральной пассажирской компании (ФПК).

Если пассажиру стало плохо, то необходимо первым делом вызвать начальника поезда, гласят правила.

Именно он должен связаться с медицинскими работниками, которые будут ждать поезд на ближайшей станции, а также узнать по «громкой связи» или через проводников, есть ли врачи среди остальных пассажиров. При этом сами проводники могут оказать пассажиру только первую доврачебную помощь, потому что не являются медработниками.

Для первой помощи в поезде хранятся специальные медицинские укладки (аптечки). Там, в частности, есть средства для временной остановки кровотечения, изделия для проведения легочной реанимации — для новорожденных и взрослых, — гипотермический пакет, изотермическое спасательное покрывало, шины на случай переломов, бескаркасные носилки и т.д.

Саверскому и восьми пассажирам, которые отравились, должны были оказать помощь прямо на месте.

Сотрудники поезда регулярно проходят обучение, где им объясняют, как помочь человеку при «травмах, различных отравлениях, попадании инородных тел, ранениях, сдавливании конечностей, кровотечениях, переломах, ушибах, растяжениях связок, вывихах, ожогах и обморожениях». В пресс-службе ФПК «Газете.Ru» пояснили, что в программу обучения также входят оказание первой помощи лицам, пострадавшим от действия электрического тока, способы проведения искусственного дыхания и наружного массажа сердца, первой помощи при тепловом и солнечном ударах, а также при эпилептическом припадке.

Если угроза жизни отсутствует, то вызванные врачи организуют эстафетное медицинское сопровождение до пункта назначения или же направляют пассажира в ближайшую больницу, где ему способны помочь. В случае если жизни или здоровью пассажира при перевозке на поезде был причинен вред, то случай признается страховым — у ФПК заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. Кроме того, пассажиры могут дополнительно оформить полисы добровольного страхования от несчастных случаев, когда будут покупать билеты в кассах ФПК или на сайте РЖД.

Правда, получить деньги по «автоматической» страховке пассажирам непросто, признают юристы. Достаточно сложно доказать, что вред здоровью был причинен именно в ходе перевозки, если только не произошла какая-то авария. А в случаях отравления или простуды рекомендуется отправлять жалобу в РЖД и собирать показания свидетелей. И даже в случае, если все документы на руках, «судиться по таким делам означает потратить пару лет своей жизни без гарантированного результата», резюмирует президент Лиги защитников пациентов.

Отправляясь в путешествие на поезде, обязательно подумайте о проблемах, которые могут возникнуть на пути следования. Особенно это касается людей, имеющих хронические заболевания либо иные проблемы со здоровьем.

  • Огромное скопление людей в ограниченном пространстве в несколько раз увеличивает риск подхватить всевозможные инфекции. Поэтому желательно по возможности избегать тесных контактов с другими пассажирами, пользоваться только одноразовыми средствами гигиены и несколько раз в день дезинфицировать руки специальными жидкостями. Ведь на ручках тамбуров и всех частях поезда огромное количество микробов.
  • Опасность могут представлять и емкости с кипятком, которые постоянно носят пассажиры в вагонах. При резком торможении в таком случае возрастает риск получить ожог. Внезапные остановки могут привести и к травмам.
  • В поездку следует брать только те продукты, качество которых останется достойным и через несколько дней. Особенно это правило актуально для длительных поездок. В противном случае значительно возрастает риск получить пищевое отравление.
  • Недостаточная вентиляция, большое количество пыли, особенно в летний период повышают риск осложнений у людей с астмой и аллергией.

Как видно, ситуаций, когда может понадобиться медицинское вмешательство в поезде, более чем достаточно. Поэтому обязательно стоит захватить с собой аптечку со всеми необходимыми лекарственными препаратами.

Следует знать, что все проводники обычно проходят медицинскую подготовку и смогут оказать вам первую помощь. Если все-таки сложится серьезная ситуация, когда вмешательства врачей не избежать, то бригадир поезда обязан будет вызвать скорую на ближайшую станцию по маршруту следования. Прибывшие на станцию медицинские сотрудники помогут больному. Если проблема со здоровьем будет угрожать жизни, то пострадавшего госпитализируют в ближайшую больницу.

Отправляясь в любое путешествие, обязательно найдите полчаса и подумайте, что может понадобиться вам в поездке. Тогда вы в случае необходимости сможете помочь самому себе, своим близким или соседям по вагону.

Задача по организации медицинского обслуживания во время переездов в поездах решается, как правило, силами самих заболевших. А какие меры осуществлены РЖД и другими людьми, обязанными принимать решения и действия для того, чтобы хотя бы уменьшить риски потери людей или ухудшения их здоровья в пути?

Медицинская промышленность

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 5.05.2012 № 498 Н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения укладок для оказания первой помощи пострадавшим на железнодорожном транспорте при оказании услуг по перевозкам пассажиров», выпущены специальные медицинские укладки – наборы медицинских препаратов, размещенные в специальной таре для хранения и транспортировки.

Таким образом, говорить, что в плане оснащения царит бездействие – неправда. В частности вопрос обеспечения медицинскими принадлежностями и лекарствами решен.

На Московских вокзалах

На всех девяти вокзалах Москвы есть медицинские пункты. На Рижском и Савеловском медицинская помощь представлена одним фельдшером. На остальных, кроме фельдшера, есть также врач. «Департамент здоровья РЖД» совместно с поликлиникой несут ответственность за пассажиров. Дирекция вокзалов обязана обеспечить Департамент оборудованными помещениями и сделать для пассажиров специальную навигацию (значки), по которым без труда можно найти медицинский пункт. В обязанности персонала входит сообщение в медицинский пункт о том, что кому-то стало плохо, а также доставка этого человека в медпункт.

Во время стоянок

Информацию о вызове к поезду фельдшер или врач получает по телефонной или радиосвязи от дежурного по вокзалу. Проблема заключается в том, что если вам потребовалась помощь, поезд придется покинуть. Стоянка состава по причине того, что в нем есть заболевший, не может быть продлена. Поезд в любом случае отправится по расписанию, и так как на некоторых остановках время остановки крайне ограничено, то на практике получить медицинскую помощь вовремя может оказаться довольно проблематично.

У РЖД, по их сведениям, имеется возможность контролировать заболевшего в дороге во время стоянок на протяжении всего пути следования поезда эстафетным методом.

Собираясь в дорогу

Рассчитывать вам придется только на себя. Рассматривая вопрос о своем путешествии или поездке вашего родственника, не нужно полагаться на помощь посторонних людей. Они, конечно, скорее всего, помогут в критической ситуации. Но принимать решение в пользу поездки нужно только тогда, когда вы уверены, что перенесете дорогу самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи.

1. Возьмите лекарства. Во-первых, аптечки по каким-то причинам может не оказаться именно в вашем вагоне, во-вторых, даже если она есть, необходимого препарата может не найтись. Так как различных заболеваний много, лекарства в ней предназначены для самых распространенных случаев, а ваш персональный порой просто не предусмотреть. В-третьих, взяв лекарства, вы можете оказать помощь другим людям, а не взирать безучастно на то, как на ваших глазах умирает человек.

2. Помните, что если вам стало плохо, проводник обязан оказать доврачебную помощь и сообщить о необходимости вызвать скорую помощь, поэтому не молчите о своей проблеме, если она возникла и справиться самостоятельно вы не можете.

3. Не предпринимайте попыток остановить поезд. Часто после остановки люди гибли только по причине, что поезд долго двигался на станцию и заболевший не мог получить медицинскую помощь вовремя.

4. Помните: в критической ситуации лучше покинуть вагон по прибытию на станцию, воспользоваться услугами врача и продолжить движение позже, чем, идя на риск, ехать дальше и «не дотянуть».



Похожие статьи