Колочская икона божией матери. Икона Колочская икона Божией Матери

В статье приводятся уникальные исторические документы об истории Колочского монастыря под Можайском и история чудотворной исцеляющей иконы Колочской Божией Матери, список которой и сегодня находится в монастыре.

Монастырь находится в двадцати двух километрах на запад от Можайска на воз­вышенности, пересекаемой Старой Смоленской дорогой.

Колочский монастырь в рукописи середины XIX века

В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге хранится рукопись середины XIX века «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», составленная ректором Смоленской семинарии архимандритом Фотием (Щиревским), профессором семинарии священником Михаилом Карчевским, учителями семинарии Иваном Поповым, Иваном Соколовым, членом и секретарем (учебного) комитета, коллежским советником Христофором Бальбуциновским. О чем свидетельствовали их подписи на последней странице рукописи. В главе «Монастыри» несколько страниц посвящены Колочскому (Колоцкому) монастырю.1

Приводим фрагмент рукописи, описывающий эту древнюю обитель и чудотворный образ Богородицы:

Л. 48 об. «Колочский Монастырь. Колочский Успенский Гжатский Смоленской Епархии третье классный мужский монастырь, прежде бывший Московской Епархии Можайскаго уезда; находится в Гжатском уезде на берегу реки Колочи в 40 верстах от г. Гжатска, в 23 от Можайска и 12 ½ от вновь устроеннаго женскаго Тучкова монастыря. Основанный в 1413 году благоверным Князем Можайским Андреем, сыном Великаго Князя Московскаго Димитрия Иоанновича Донскаго, по случаю явления на сем месте некому земледельцу Луке образа Пресвятыя Богородицы, на собранную сим земледельцем сумму, монастырь этот тогда же снабжен был от разных благотворителей, а особенно от основателя его Князя Андрея Дмитриевича всеми средствами к своему существованию, — населенными землями и угодиями. (Подстрочное примечание в рукописи. 1) Смотр. Пролог под 9 числом июля; Степен. Кн. Степень XIII. Гл. 27; и древн. Рукопись сего монаст.; писанную полууставом 1439 г. cвященником Иаковом Андреевым.)

И вскоре, по причине различных чудотворений от явленнаго образа Пресвятыя Богородицы, сделался известным (Л. 49) и славным во всей окрестности г. Можайска.

Настоятели его Игумены в продолжении многих лет неоднократно присутствовали на Московских соборах при решении важных предметов Церковнаго благочиния и в нисходящем порядке подписывались всегда довольно значительной «степени». (Подстрочное прим. 2) См. Москов. Собор в 1572 году о разрешении четвертаго брака Царю Иоанну Васильевичу, — 1589 году об учреждении в России Патриаршества и др.).

Каково было внутреннее и внешнее состояние сего монастыря в XVI, XVII и XVIII веках, какия были в то время в нем замечательныя события, — об этом по недостатку исторических событий и за неимением письменных документов, нельзя ничего сказать определеннаго. Под 1784 годом находим только в сохранившейся древней приходо-расходной книге сего монастыря, выданной из Крутицкой Духовной Консистории, что по повелению Императрицы Екатерины II-ой, выдано из Гжатскаго Уезднаго Казначейства на починку ветхостей сего монастыря 5750 р. 37 к. ассигн. каковая сумма и употреблена на покрытие церкви и колокольни железом и на постройку настоятельскаго 2–х этажнаго и братскаго одно-этажнаго каменных корпусов.

В новейшия времена замечательныя события в сем монастыре были следующия:

1812 года, во время быстраго похода неприятелей-французов к Москве, монастырь этот, как гласит местное народное предание, укреплен был Русскою артиллерию для удержания (Л. 49 об.) французов; но когда неприятели, не доходя монастыря, пошли в обход онаго, взяв направление в правую сторону, тогда Русския войска оставили монастырь, который немедленно за тем занят был французами (Подстрочное прим. 3) В это время был в монастыре сам Наполеон, всходил на колокольню и обозревал с оной положение Бородинских полей.) и сделался таким образом жалким достоянием неистовых врагов до самаго изгнания их из России.

В это несчастное время монастырь сей потерпел от французов совершенное опустошение и разорение: церковное и монастырское имущество всецело было разграблено, храм опустошен, иконостас разобран и сожжен; все деревянное строение также разобрано и по частям сожжено, а каменныя здания внутри и извне сильно повреждены. Пробыв в таком положении четыре года, монастырь этот с 1816 года опять начал мало-помалу возобновляться и исправляться: сперва на десятитысячную сумму, полученную 1816 года от Высшаго Духовнаго Начальства в единовременное пособие, возобновлено и исправлено было в монастыре все только существенно-необходимое в Церкви и братских келиях; потом разновременно, помощию и усердием богомольцев и деятельностию Настоятелей и братии; исправлены и улучшены были разныя монастырския службы; наконец, 1839 года уже окончательно весь монастырь – внутри и извне возобновлен и справлен на собственную монастырскую сумму и таким образом опять получил приличный благоустроенный вид, в каком пребывает и доныне.
Л. 50 В 1818 году Государь Император Александр I–й посещал этот монастырь, поклонялся чудотворной Иконе Божией Матери и Милостивейше изволил принять от бывшаго тогда настоятеля Игумена Иоасафа в копии икону Колочския Божией Матери.

1830 года, во время свирепствовавшей в Москве холеры, по Высочайшему повелению в этом монастыре учрежден был карантин, в котором все проезжавшие из Московской в Смоленскую губернию были задерживаемы на положенное карантинными правилами время, и молитвами Божией Матери Колочской не только из поступивших в карантин все остались невредимыми, но даже из окрестных мест жители не потерпели от сей эпидемии ни какого вреда.

1837 года Июля 23 Его Императорскаго Величества Наследник Великий Князь Александр Николаевич со всею своею свитою посетил эту обитель, поклонился Чудотворной Иконе Божией Матери, всходил на колокольню и обозревал с оной Бородинское поле, потом осмотрел настоятельския и братския келии и дал на монастырь не малую сумму, изволил отправиться в село Бородино.

1839 года Сентября 2, по открытии памятника на Бородинских полях, посещал сей монастырь Великий Князь Михаил Павлович, поклонялся чудотворному образу Божией Матери Колочской, всходил на колокольню и обозревал с оной Бородинския поля; потом посетив настоятельския келии, изволил отправиться в село (Л. 50 об.) Бородино, где находился тогда Государь Император с войском.

Здания в сем монастыре следущия: соборная Церковь в память Успения Пресвятыя Богородицы с двумя приделами во имя Пророка Илии и Святителя Николая Чудотворца каменная, крытая листовым железом; настоятельский корпус двух этажный каменный; два братских корпуса каменные одно этажные; прочия монастырския службы деревянныя; монастырь обнесен вокруг каменною оградою на 270 саженях с шестью небольшими по углам башнями; над святыми воротами колокольня о четырех ярусах со шпилем, покрытая листовым железом; кресты на колокольне, также как и на Церкви, убраны медными репиями и сияниями чрез огнь позлащенными.

В соборном храме сего монастыря у праваго клироса в киоте стоит явленная и чудотворная Икона Божией Матери Колочской. В Прологе под 9 числом Июля, в Степенной книге (ст. XIII. Гл. 27) и в древней монастырской рукописи, извлеченной из сей последней, содержится подробное повествование, как о явлении и чудотворениях сей иконы, так равно и об основании самаго монастыря. В монастырской рукописи говорится, что «земледелец убог Лука, ходя близ жилища своего в лесу, увидел на древе икону со двема затворцы, на ней же написан образ Пресвятыя Богородицы держащи на руках Предвечнаго младенца Господа нашего Иисуса Христа, на (Л. 51) едином же затворце бяше образ ревнителя Божия Илии Пророка, на другом образ Святителя и Чудотворца Николая и, с поклонением и целованием взят ю, постави у своей нивы на древе. И пришед ин человек убог, взят ю оттуду. Лука же едва умоли его и, дав ему хлеб овсян, взят ю Св. икону и принесе в дом свой. В дому же его бяше человек разслаблен, лежащее много лет, ему же Лука сказа вся подробну, како обрете Св. икону. Он же удивися и моляше его, да принесет к нему …и утвердися верою и знаменася по челу и по очима и по устнама иконою Божия Матери; и в той час здрав бысть, яко николиже болев. И сие слышано бысть от всех, тамо живущих людей, и стекошася мнози и принесоша разслабенныя и болящия различными недуги и вси тогда здравии быша. И тако начаша отвсюду приносити множество недужных, и вси исцелевахуся. И оттоле многа чудеса бываху в дому Лукине от образа Пресвятыя Богородицы, и тогда ради начаша вси людие Луку чтити, яко Апостола или Пророка. И тогда взем Лука чудотворную ту икону Богоматере, понесе ю ко граду Можайску, и изыде во сретение сам благоверный Князь Андрей Димитриевич со кресты и со всем Священным Собором и со всеми боляры и народом того града, и быша чудеса многа от иконы Пресвятыя Богородицы. Оттуда пойде Лука к Москве и сретоша его сам Преосвященный Фотий, Митрополит всея России с Епископы и со всем Освященным Собором, со кресты, также боляры и князи и все народное множество с женами и детьми, и тогда безчисленныя чудеса быша: слепие прозираху, хромие хождаху, немие глаголаху, глухие слышаху (Л. 51 об.) и всякими различными недуги одержимие вси здрава быша. И хождаше Лука от града во град с иконою Богоматере, от Нея же везде неисчетныя чудеса содевахуся, и вси много Луке даваху милостыню. И собрав тако Лука безчисленное богатство, возвратися в Колочу во свое пребывание, и Церковь постави во имя Пресвятыя Богородицы Честнаго Ея Успения, в ней же и чудотворную икону постави, себе же дом созда, яко княжеский и многи рабы притяжи и нача провождати жизнь в плотоугодии. Но человеколюбивый Бог тако его на покаяние обрати: некогда ловцы благочестиваго Князя Андрея Димитриевича уловиша медведя люта, ведяху его в ларе мимо двора Лукина, его же узре Лука повеле медведя того пустити из ларя на дворе своем; медведь же спущен мимо всех самаго Луку достиже и емяже его и еле жива отняша его. Князь же слышав сие, той час посети его и виде его едва дышуща глагола ему: О како не разумел еси человече, како Бог прославит я чудотворением от Святыя иконы Богоматери, и почто о суетных потщался еси и вдався еси мирским позорам и глумлениям и пиянствам: того ради сице тебе случися таковая искушения. Лука же яко от сна воспрянув в чувство прииде и в покаяние и раскаяся о непотребном житии своем и моли Князя: да богатством его промыслит яко Богоугодно и Пречистой Богородице, глаголемой Колочской. Князь же, немаю не коснев, но вскоре таковым его безчисленным богатством монастырь постави явления честнаго и чудотворнаго образа Пречистыя Богородицы глаголемой Колочской, иде же прежде Церковь поставлена бысть, и даде в дом Чудотворному образу и (Л. 52) братии на пропитание селы и имения множество. Тогда в том монастыре Лука пострижеся и поживе в нем во слезах и во умиление и в покаянии добре дондеже преставися».

1839 года Июля 30 с чудотворнаго образа Божией Матери Колочской сняты были серебренныя ризы для очистки и поновления и на иконе найдены письмена в трех столбцах следующия: В первом столбце по правую руку Божией Матери между изображением Ея и Николая Чудотворца написано: «Мсца Сентября в 1-й день при пастве великаго Господина Кир Гермогена Патриарха Московскаго и всея России, и самодержавнаго Государя и Великаго Князя не бе тогда в господствующем граде Москве на вдовствующей Русской земле грех ради наших, во время междоусобныя брани, повелением (здесь не видно) Иакова (далее тоже разобрать не возможно)». Во втором столбце написано: «Божием повелением поновлена бысть сия Св. икона чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы Колочския с предвечным младенцем Господом нашим Иисус Христом в лето 7119 года от Рождества Христова 1611». В третьем столбце между изображениями Божией Матери и Пророка Илии написано: «Пречестныя и великия обители Пресвятыя Богородицы Колочскаго монастыря труды и тщанием многогрешнаго раба Божия (не видно) Григорьева сына, а прозвище Богдана Вологжанина во славу Святыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа и Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Аминь».

Итак, из сего видно, что Чудотворная сия икона поновлена чрез 198 лет по явлении ея, а от поновления до нашего времени протекло более 240 лет.

По субботам ежедневно по древнему благочестивому обычаю, в сем монастыре пред чудотворным образом (Л. 52 об.) Божией Матери совершается, при значительном стечении народа Акафистное пение. На поклонение Божией Матери Колочской всегда притекает много богомольцев; но особенно – великое стечение их бывает 9 Июля, когда празднуется явление Ея. В этот день пред литургиею бывает вокруг собора крестный ход с чудотворною иконою Божией Матери и весь усердствующий народ, окропляемый Святою водою, подходит попарно к ней молиться с усердием и, преклонив главу, проходит под Нею далее. В этот же день у монастыря бывает довольно значительная ярмарка.
В прежния времена, когда Колочский монастырь состоял Московской Епархии в Можайском уезде, ежегодно, по разсказам старожилов, в субботу Пятидесятницы чудотворная икона Божией Матери из монастыря отправляема была в город Можайск, по прозьбе и желанию тамошних граждан, и за 4-е версты от города встречаема была духовенством и всеми гражданами с крестным ходом; по приходе же в городе поставляема была в Соборной Церкви, куда стекалось множество народа на поклонение Божией Матери. По совершении торжества в соборе, на другой день в Можайском Лужецком монастыре, чудотворная икона Божией Матери Колочской, в сопровождении духовенства и множества народа, чрез разныя окрестныя селения, где набожный народ просил совершать молебное пение в домах и на полях, возвращалась в свой монастырь. В настоящее время по пречислении сего монастыря в Смоленскую Епархию к Гжатскому уезду, жители города Гжатска также ежегодно поднимают чудотворную икону Божией Матери Колочской в свой город, где духовенство с крестным ходом при безчисленном (Л. 53) стечении народа, встречает Ее с подобающим благоговением и сопровождает в соборную церковь. Вечером того дня совершается торжественно в Соборе в честь Божией Матери всенощное бдение, а на другой день литургия с молебным пением; потом, граждане соборнаго прихода из собора поднимают Святую Икону в свои домы, где совершают молебное пение Божией Матери. По прошествии же значительнаго времени (около месяца) духовенство Богоявленской Церкви с крестным ходом переносит Святую Икону из Собора в свою Церковь, где, по совершении празднества в честь Божией Матери. Св. икона пребывает до тех пор, пока посетит домы всех усердствующих. Отсюда по прошествии двух-трех недель обратно переносится Она в Собор, где накануне отправления Ея в монастырь паки совершается празднество, служится торжественно всенощное бдение, а на другой день литургия, по окончании которой духовенством Собора и Богоявленской церкви, при безчисленном стечении народа, совершается молебное пение Божией Матери с Акафистом и потом с крестным ходом из Собора отправляется Святая Икона в свой Колочский монастырь.

Настоятельство в сем монастыре издавно было Игуменское, крестьян за ним было 1069 душ (Подстрочное прим. 4) См. Истор. Рос. Иерарх. Ч. 2, стр. 1071). По штатам 1764 года положен сей монастырь в третьем классе; почему долгое время, до 1845 года и управляли им Игумены. Но в этом году Игумен сего монастыря Аполлоний, по изволению Епархиальнаго Начальства с утверждения Св. Синода, произведен в Архимандрита и в сем звании управляет монастырем до ныне.

(Л. 53 об.) В настоящее время братии в сем монастыре на лицо: 1 казначей, 4 иеромонаха, 1 священник белец, 4 иеродиакона, 17 послушников и 9 штатных служителей, — всех 37 человек.

На жалованье настоятелю, монашествующей братии и штатным служителям, на церковныя потребы и просфоры, на починку Церквей и монастыря и на содержание ризницы монастырь сей получает от казны 460 р. 44 к. серебром».

Фрагмент текста рукописи середины XIX века, посвященный Колочскому монастырю, является существенным дополнением к его многовековой истории.

Прославляя древний, чудотворный Колочский образ Богородицы, в молитве, обращаясь к ней, читаем: «Ты наша надежда и упование, Ты еси заступница и предстательница наша, Ты обидимым защищение, печальным утешение, скорбящим радование, сирым приятельница, вдовам хранительница, девам слава, слезящим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение».

Приложение

Ниже приводим текст, описывающий явление чудотворной Колочской иконы Божией Матери в репринтном издании «Чудотворные иконы Матери Божией», подготовленном Коломенским Троицким Ново-Голутвиным женским монастырем:
«Колочская икона Божией Матери явилась на берегах реки Колочи, близ селения того же имени, в 15 верстах от города Можайска, в 1413 году, в правление князя Московскаго Василия Дмитриевича.

Тот, кому первому благоволила Богоматерь явить свой чудотворный образ, был бедный крестьянин по имени Лука.
Проходя по лесу, он вдруг увидел стоящую на древе икону Божией Матери. Лука снял ее и поставил на древе возле своей нивы.
Во время его отсутствия какой-то нищий увидел здесь эту икону и взял ее себе. Лука, узнавши об этом, отыскал нищего, возвратил себе икону и принес с собою домой. В доме в это время лежал больной, с давних пор страдавший расслаблением своего тела. Когда этот больной выслушал рассказ Луки об иконе, то попросил поднести ее к себе. Благоговейно облобызавши образ, больной с верою приложил его к своему челу, глазам и устам и тотчас же получил совершенное исцеление, как будто никогда и не был болен. Слух о совершившемся чуде быстро распространился по окрестным селениям, и жители во множестве стали собираться к св. иконе и приносит с собою различных больных.

Икона Богоматери, прославленная множеством чудес, не должна была долее оставаться в бедном селении. Потому Лука отправился с нею в Можайск. Жители Можайска, уже знавшие о чудотворном образе, явившемся в Колоче, услыхав о ее приближении к своему городу, устроили во главе со своим князем Андреем Дмитриевичем и боярами торжественную встречу. Во время пребывания св. иконы в Можайске от нея совершилось много чудес.

Из Можайска Лука отправился с иконою в Москву, где она также торжественно была встречена митрополитом Фотием, духовенством, боярами и народом. Повинуясь тайному внушению свыше, Лука стал обходить со святою иконою многие другие города, и везде она распространяла вокруг себя сияние непрестанных чудес и благодатных исцелений: слепые получали прозрение, хромые начали ходить, расслабленные вставали, немым возвращалась способность говорить, глухим – слышать и одержимые всякими иными болезнями исцелялись по любвеобильной милости Царицы Небесной. Исцеленные, побуждаемые чувством благодарности к Богоматери за Ея безчисленныя благодеяния давали Луке щедрыя пожертвования, так что тот собрал вскоре великое богатство. Возвратившись в Колочь, Лука на собранные им пожертвования построил в своем селении церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и поставил в ней чудотворную икону.

Но богатство, давши Луке возможность не совершить святое дело построения храма для чудотворной иконы, в то же время и соблазнило его: он, кроме храма, построил себе роскошныя хоромы, окружил себя множеством рабов и рабынь и начал проводить время в пиршествах, удовольствиях и забавах. Вместе с тем он сделался гордым и высокомерным и даже заносчивым по отношению к самому можайскому князю Андрею Дмитриевичу. На охоте, например, он бил ловчих князя и отнимал у них княжеских соколов. Князь терпеливо сносил эти обиды, памятуя, что Сама Пречистая Богороматерь удостоила Луку явлением Своего чудотворнаго образа.

Скоро Лука был вразумлен свыше и направлен снова на путь истины. Однажды на охоте ловчие князя Андрея поймали медведя и повезли его в город к князю. Лука, увидя проезжавших мимо его дома ловчих, остановил их и приказал выпустить медведя к себе на двор. Зверь, очутившись на свободе, тотчас же с яростью бросился на Луку и подмял его под себя: ловчие едва спасли его, всего израненнаго.

Князь, услышавши об этом несчастии с Лукою, увидел здесь кару Божию. Он тотчас, забывши все свои обиды, приехал к больному и обратился к нему со словами увещания.
— Божия Матерь прославила тебя явлением Своего чудотворнаго образа, — говорил князь Луке, — а ты обратился к суете, предался праздной и гибельной жизни. И вот неожиданно разразилось над тобою страшное несчастие, которое показывает тебе с непререкаемою ясностью, как ненадежно и гибельно уповать на богатство, а не на Бога. Вразумись и покайся!

Несчастие, едва не погубившее самую жизнь, и сильныя слова князя произвели в душе Луки совершенный переворот: он со слезами стал каяться в грехах своей прежней жизни и тут же умолял князя употребить все его богатство на дело, угодное Богоматери и полезное для спасения его души. С согласия Луки князь построил на его средства монастырь Пречистой Богоматери на месте, где стояла церковь, созданная Лукою, и назвал его Колочским. Раскаявшийся Лука постригся в иноки в этом монастыре и провел в нем остальную жизнь свою в непрестанных слезах покаяния».

1 На Соборе 1572 г., собранном для рассуждения о предполагавшемся четвертом браке царя Иоанна XIV, упоминается игумен Колочского монастыря Евфимий. Другой игумен обители – Корнилий – переведен в Москву казначеем митрополичьего дома, а в январе 1567 г. избран на Ростовскую кафедру, упоминался до 1574 г. (архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский). Игумен Маркелл, упоминается в 1584 г.; в 1589 г. он предположительно участвовал в избрании святителя Иова, патриарха Московского и всея России (+1607 г.; память 19 июня/2 июля). / Колочский мужской монастырь Гжатскаго уезда, Смоленской губернии. Смоленские епархиальные ведомости. № 9. Смоленск, 1896. С. 430. // Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. Сост. П.М. Строев. «Рукописные памятники Древней Руси». Репр. воспр. текста изд. 1877 г. М., 2007. С. 332, 600.

2 Екатерина II (1729-1796 гг.), императрица с 1762 г. // Колочский монастырь находился в подчинении митрополитов (архиепископов) Сарских и Подонских, в 1768-1785 гг. — епископов Крутицких и Можайских. В 1788 г., в связи с образованием в России губерний и реорганизацией епархиального управления, из подчинения Московской синодальной конторе обитель переведена в Смоленскую епархию при епископе Смоленском и Дорогобужском Парфении (Сопковском; + 1795 г.). / История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 года. ПСТГУ. М., 2006. С. 251.

3 Духовное состояние русских войск, пребывавших у стен Колочской обители и в ней 22 августа 1812 г., перед Бородинским сражением, хорошо передано поэтом и общественным деятелем, офицером Ф.Н. Глинкой: «Никогда, думаю, не молились русские с таким усердием, как сегодня! Поутру полки расположились около Колоцкого монастыря. Там еще остались два или три поседелых монаха. Целый день церковь была отперта и полна. Я был у вечерни. Унылый стон колокола, тихое пение, синеватый сумрак, слегка подсветляемый томною лампадою и несколькими свечами, которые чуть теплились под древними иконами; все это вместе чудесным образом располагало душу к молитве. Глубокое молчание почивало в храме. Никто не смел нарушить его. В сии мгновения души и сердца русских были в тайной беседе с Богом. У некоторых только из молящихся избыток грусти вырывался в тихих рыданиях, мешаясь с дрожащим голосом убеленного сединами старца». / Глинка Ф.Н. Письма русского офицера. «Правда». М., 1990. С. 68. // У В.М. Вороновского в его «Отечественной войне» читаем: «Они (русские войска — ирм. Д.) пошли на Гжатск, дер. Ивашкино, Дурыкино, Колоцкий монастырь и стали на позиции при селе Бородине, где нашли, наконец, крепкое место. Следом за нашей армией неприятель прошел Колоцкий монастырь и, перейдя реку Колочу у дер. Фомкина и Валуева, 24 августа вышел за границу Смоленской губернии». При отступлении французской армии: «17 октября неприятельская армия вновь вступила в Смоленскую губ. у Колоцскаго монастыря. Вскоре она вся растянулась по Смоленскому большаку, спеша без оглядки домой». / Вороновский В.М. Отечественная война в пределах Смоленской губернии. Репр. воспр. текста изд. 1912 г. Смоленск, 2006. С. 53, 54.

4 О состоянии Колочского монастыря после нашествия неприятеля в 1812 г., известно из рапорта настоятеля обители игумена Аполлония (Неулина), направленного в Смоленскую Духовную Консисторию в январе 1837 г. Он писал: «1. Монастырь оный по наружному своему зданию остается в целости, но крайне поврежден: ограда, имеющаяся вокруг онаго во многих местах разбита до половины и в иных до самаго основания; во храме Божием все три иконостаса и равно образа и престолы поломаны, лампады и подсвечники расхищены все, и книги церковные многие расхищены; келья настоятельския каменныя во внутренности сожжены; посуда всякая и все приборы расхищены. Братския кельи остались в целости, но и то одна половина, где жить было можно, а другая повреждена немало и требовала починки. Убыток простирается на 30 000 рублей. 2. Расходной монастырской суммы спрятали в землю медною монетою похищено 600 руб. 3. На возобновление онаго монастыря получено из суммы Комиссии Духовных училищ пожертвованных ею – 10 000 рублей». / РГВИА. Ф. ВУА. Оп. 1. Д. 3465. Ч. 10. Л. 140-140 об.

5 Александр I (1777-1825 гг.), император с 1801 г. Старший сын императора Павла I. // Игумен Иоасаф (Серединский, 1775-после 1821 г.). Приходской священник Смоленской епархии; овдовев в 1812 г., поступает в Смоленский Троицкий монастырь, где пострижен в монашество; с 1813 г. эконом Смоленского архиерейского дома; главный распорядитель по восстановлению разрушенных храмов Смоленска. / Протоиерей Олег Пэнэжко. Город Можайск. Храмы Можайского уезда. Владимир, 2007. С. 283.

6 Александр II (1818-1881 гг.), император с 1855 г. Старший сын императора Николая I.
7 Михаил Павлович (1798-1849 гг.), великий князь, брат императора Александра I и Николая I. С 1831 г. главный начальник военно-учебных заведений. // На Бородинском поле 2 сентября 1839 г. присутствовал Николай I (1796-1855 гг.), император с 1825 г., третий сын императора Павла I.

8 Священномученик Ермоген (Гермоген; ок. 1530-1612 гг.), Патриарх Московский и всея Руси. Замучен поляками в Чудовом монастыре в Кремле. Память 17 февраля/2 марта. // По преданию, чудотворный Колочский образ Пресвятой Богородицы, длительное время хранился в Вознесенском храме г. Гагарина (быв. Гжатска), Смоленской области. Перевезен из Колочи, после закрытия обители, жительницей села Матроной Ивановой. В настоящее время место нахождения иконы неизвестно. Каменный кладбищенский храм в честь Вознесения Господня с небольшим приделом во имя мученика Харлампия (10 февраля) построен в 1791 г. Был приписан к Богоявленскому (Казанскому) храму. После октябрьского переворота 1917 г. Вознесенский храм оставался единственным действующим в Гжатском уезде. В двадцатые годы XX века в храме находилась кафедра епископов Гжатских, викариев Смоленских архиереев. // Успенский Колоцкий женский монастырь. Можайск, 1999. С. 6. // Из дела 1801 г. известно, что в Дворцовой церкви Вязьмы, построенной в 1655 г. во время пребывания в городе царя Алексея Михайловича, хранился Колочский образ Богородицы. В нем писалось: «В Дворцовой ружной церкви есть жалованный блаженной памяти Государем, Царем Алексеем Михайловичем образ Божией Матери Колочинский, храмовый, вделанный в иконостас по левую сторону царских врат, в серебряном окладе, мерой пол аршина» (не сохранился). / Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. «Свиток». Смоленск, 2013. С. 224.

9 Краткое описание Колочской иконы Пресвятой Богородицы помещено в Смоленских епархиальных ведомостях за 1894 г. / Прибавление о чудотворных иконах Божией Матери: Колочской и Умиление-Смоленской и об иконах местно-чтимых в Смоленской епархии. — СЕВ. № 11. Смоленск, 1894, с. 103-104. // Подробнее о Колочской иконе см. / Чудотворные иконы Матери Божией. Часть 2. Июль-декабрь. Издание Ново-Голутвина женского монастыря. Коломна, 1993. С. 451-453.

10 В 1896 г. при настоятеле архимандрите Агапии в монастыре жили: 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 1 монах, не имеющий сана. / Колочский мужской монастырь. СЕВ. № 9. Смоленск, 1896. С. 435.
В 1897 г. при новом настоятеле архимандрите Порфирии в обители – школа грамоты и приют для странников. Количество братии – то же, что и ранее. Средствами содержания монастыря служили: земля в количестве 179 десятин; озеро для рыбной ловли; мельницы; жалованье, получаемое от Государственного казначейства 711 руб. 72 коп.; проценты с капитала до 900 руб. и церковные доходы. / Адрес-календарь Смоленской епархии, с историческими и церковно-практическими указаниями. Приложение к СЕВ за 1897 г. Смоленск, 1897. С. 229.

11 В 1918 г. монастырь закрыт. До 1934 г. Успенский собор обители был приходским храмом. С 1993 г. Колочский монастырь возрожден как подворье Спасо-Бородинского женского монастыря Московской епархии. В 1997 г. преобразован в Успенский Колоцкий женский монастырь (официальное название). — Русская Православная Церковь. Монастыри. Издательство Московской Патриархии. М., 2001. С. 66. // Вагнер Б.Б. Монастырские ансамбли Московии. «Вече». М., 2008. С. 104. // Глушкова В.Г.

12 Монастыри Подмосковья. «Вече». М., 2005. С. 338-346. // Монастыри Русской Православной Церкви. Сост. Рудин Л.Г. «Общество сохранения литературного наследия». М., 2011. С. 243-244. // Успенский Колоцкий женский монастырь. Историческое описание. Можайск, 2009. — 32 стр. с илл.

Колочская икона Божией Матери - великая святыня. В особенности лик почитают в Можайске и Москве. Перед иконой Богородицы люди молятся о духовной поддержке и исцелении.

Чудеса иконы явились миру еще в 15 веке, в имении князя Андрея Можайского, в городке под названием Колоча. Предание гласит о благодатной помощи, исходящей от лика Богородицы ко всем страждущим, убогим и больным.

История иконы

Смоленское княжество было захвачено в 1404 году, и на реке Угре образовалась граница между Москвой и Литвой. Тогда-то все и началось. Сама Богородица подарила свой образ, появившийся недалеко от Смоленска, в городке Колочи, дабы стать заступницей земель русских.

В тот день сердца людей наполнились радостью, крепкой верой и надеждой. И каждую субботу они славили Матерь Божию песнопением. Жители всех городов, поселков и деревень стали молиться перед святым образом, прося поддержки и выздоровления, особенно при непереносимых недугах и душевных переживаниях. Во время смертных болезней и вражеских нападок с иконой совершался крестный ход.

В честь нее построен храм в городе Возьме.

Где хранится икона

Подлинная копия иконы была утеряна, и в настоящее время никто не знает о ее местонахождении. Самый ранний список можно встретить в Успенском Соборе в Москве.

В чем помогает чудотворный образ

Явление образа Пречистой Девы - чудо, которое спасло русский народ от ополчения, войн и смертельных болезней. Но это далеко не все, в чем помогает Богородица. Святой лик обладает многими чудотворными способностями, к которым взывают православные люди.

  • Молитвы перед святыней помогут преодолеть трудности на работе, а также начать собственное дело.
  • Икона считается защитницей от различных недугов, вражеских ополчений, зависти и злости.
  • Колочская Матерь Божия помогает при семейных разладах, искореняет ссоры и ругань в доме.
  • Исцеляете от бесплодия, если усердно и искренне предаваться молитвам на протяжении девяти месяцев.
  • При тяжких заболеваниях икона Богоматери приходит на помощь и помогает исцеляться от недугов.

Описание иконы

На иконе изображена Пресвятая Богородица. Подле Ее правой руки находится Младенец, в руках его - свиток, символизирующий Слово Божие и просвещение. По обе стороны от Святого Семейства на иконе написаны Святые.

По одну сторону от них - Николай Чудотворец, на другой - пророк Илия.

Дни празднования иконы

День, когда свершается празднование иконы, приходится на 9 июля. По новому стилю эта дата переносится на 22 июля.

Молитва пред иконой

«О великая заступница всего народа православного, посланная самим Господом Богом нашим! Взываем мы в молитвах к Тебе и просим о защите и поддержке Твоей! Встань на защиту нашу и убереги нас от недругов, от людей нечестивых.

Дай сил и успехов на работе, огради семью от разлада, исцели от болезней и недугов, о Святейшая Дева! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков.

Только усердные и искренние молитвы помогут вам обрести поддержку Пресвятой Девы. Призвав к Ее защите и покровительству, вы сразу почувствуете легкость и радость на душе. Чудотворный лик Богородицы подарит успех в делах мирских, гармонию в семье и крепкое здоровье.

Мы желаем вам нерушимой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Практически каждый день Русская Православная Церковь чествует тот или иной образ Девы Марии. Лишь немногие из обилия таких праздников являются по-настоящему большими с точки зрения значимости святыни для народа, Отечества, чудотворной силы и прочим параметрам. Но, тем не менее, любая из икон Божией Матери важна для верующих и имеет свою собственную историю. 22 число июля месяца посвящено сразу двум образам Богородицы: Колочскому и Кипрскому. Оба они считаются чудотворными.


Колочская икона Богородицы

Прежде всего, познакомимся поближе с первой православной святыней. особенно почиталась и почитается доныне верующими, проживающими на Московских и Можайских землях. Ее история на территории нашей страны началась в 1413 году, в эпоху правления князя Василия I Димитриевича. Тогда икона явилась одному бедному крестьянину по имени Лука. Произошло сие событие в Колоче – местечке, что, согласно летописи, «от Можайска 15 верст».


В сущности, то были владения князя Андрея Димитриевича, третьего сына святых благоверных князя Димитрия Донского и княгини Евдокии. Надо сказать, что появление так называемого «Колоцкого селища» - предшественника села Колоцкого или местечка Колочи (по названию реки) иначе – относится к XI–му веку. До 1303 года земли эти принадлежали Смоленской губернии, после отошли к Московской. А с 1389 года они стали упоминаться в документах как Можайская волость.


Вернемся непосредственно к явлению иконы Божией Матери Колочской. Выше уже упоминалось о том, что ее нашел местный крестьянин Лука. Вот как написано об этом в летописи: «на некоем древе икону со двема затворы стоящу, на ней же написан образ Пречистыя Богородицы, держащи на руках Предвечного Младенца Господа нашего Иисуса Христа, на едином же затворце бяше образ божия Ревнителя и великого Пророка Илии, и на друзем затворце такоже образ великого Чудотворца и Святителя Николы». Лука взял святой образ к себе в дом. И сразу же произошло чудо: один из родственников-домочадцев крестьянина, болевший расслаблением тела, исцелился. Этот случай быстро стал достоянием местной общественности, и вскоре к дому Луки стали стекаться толпы страждущих и убогих.

Спустя какое-то время о чудотворной иконе узнали в Москве. Луку пригласили в столицу. Там он был встречен самим митрополитом Фотием и многочисленными епископами. На дивную икону собрались посмотреть представители самых разных сословий: бояре, князья, обычные горожане-простолюдины. Князь Андрей Димитриевич молился перед святым образом и произнес такие слова: «Державная моя помощница и великая Воеводо и надеждо всем христианом, не остави нас, всегда надеющеяся на Тя».

Лука с чудотворной иконой Божией Матери побывал в разных городах и концах необъятной Руси. И где бы ни появился крестьянин, все относились к нему с глубоким почтением и уважением: ведь именно этот человек и никто другой удостоился чести найти исцеляющий недуги и душевные раны святой образ Девы Марии! В итоге Лука возгордился своим положением и статусом хранителя иконы, тем более, что высокопоставленные особы не жалели денег для человека, который стал обладателем великой православной святыни. Он вернулся к себе в Колочь с большим богатством. Часть его Лука употребил на строительство храма во имя Успения Пресвятой Богородицы близ места явления иконы – там впоследствии была помещена святыня.


Но и себя не обидел: воздвиг каменные хоромы, завел слуг, стал часто пропадать в местных лесах на охоте, отбирая добычу у княжеских собак, пьянствовать и вести разгульный образ жизни. Князья пытались его образумить, но в ответ слышали только грубости.

Кончилось все тем, что Лука тяжело заболел. Когда это случилось, он понял: пришло наказание Господне за творимые ранее бесчинства. Осознав истину, крестьянин покаялся в грехах своих и позвал к себе князя Андрея, который более всех терпел унижения и оскорбления от обретшего когда-то чудотворную икону Божией Матери человека. Между ними состоялся разговор, по окончании сего князь простил своего подданного. Затем Андрей Димитриевич выстроил Колочский монастырь, ставший новым местом хранения святого образа Девы Марии. Первым иноком обители явился Лука. Он прожил в монастырских стенах, скорбя о своих грехах, несколько лет, после чего умер.

Колочский монастырь был основан, как сообщает «Степенная книга», в 1413 году. В нем и был установлен обычай празднования дня Колочской иконы Божией Матери 9/22 июля ежегодно. Данную традицию утвердил в 1545 году Собор, созванный митрополитом Макарием. При нем, кстати говоря, совершались особенно торжественные крестные ходы к Святому колодцу, простроенному на месте явления иконы и забившего позже источника. Близ того места также находилась часовня.

На сегодняшний день во многих российских храмах есть чтимые списки с Колочской иконы Божией Матери. Имеется такой и в Москве, в Успенском соборе. Где в настоящий момент находится и существует ли вообще оригинал, неизвестно. После революции 1917 года икона вынужденно покинула свою обитель из-за закрытия оной и очутилась сначала в Рождественской церкви села Суконники, затем - в Вознесенском соборе Гжатска. Ее следы окончательно потерялись в 70-х гг. прошлого столетия.

Кипрская икона Божией Матери

Явление второй православной святыни, почитаемой 22 июля, случилось намного раньше, чем то произошло с первой: в 392 году. Из названия иконы понятно, что данное событие имело место быть на острове Кипр . Святой образ помещался на воротах, которые вели к храму Панагии Ангелоктисты. На нем Матерь Божия изображалась сидящей на престоле с Богомладенцем в окружении двух Ангелов Господних. История повествует о том, что однажды чудотворная икона подверглась надругательствам, исходящим со стороны одного циничного и безнравственного островитянина. Тот, проезжая мимо церкви Панагии Ангелоктисты, для собственного удовольствия пустил из лука стрелу в икону. В результате острие пришлось аккурат в колено Девы Марии. К ужасу островитянина из «раны» на святом образе потекла в большом количестве кровь. Негодяй помчался на лошади прочь, но не доехал до собственного дома, упав замертво. Так Бог справедливо наказал человека за святотатство.


Существует некоторая неоднозначность в изображении Матери Божией на Кипрской иконе Богородицы. В одних вариантах Деву Марию со Младенцем окружают Ангелы с пальмовыми ветвями в руках, в других – к ним добавляются еще и преподобные Пелагия и Мария, припадающие к ногам Пречистой, в третьих последняя не сидит на троне, как об этом сказано в предании, в четвертых – Иисус держит в руках скипетр. В любом случае, композиция сего раннего образа Богородицы содержит тот же смысл, что заключался и в более поздних изображениях: Дева Мария - единственная из людей, живших когда-либо на Земле, уподобилась Иисусу Христу, став Сосудом Святого духа и Жилищем Божиим.

В России всегда существовало много разных списков с Кипрской иконы. Особым почтением православных верующих пользовался Старомынский образ, что в селе Стромынь.

Как свидетельствуют старинные летописи и древнерусская «Повесть о Луке Колочском», чудотворная Колочская икона Божией Матери явилась в 1413 году в вотчине князя Андрея Димитриевича, внука Иванова, правнука Иванова и праправнука Даниила Московского, в 15-ти верстах от города Можайска, в местечке Колоча Смоленской губернии.

Крестьянин этого селения по имени Лука обрел и с благоговением перенес святой образ в свой дом, в котором в то время находился некий расслабленный больной. Услышав о чудесном явлении иконы Пресвятой Богородицы, болящий с верою приложился к иконе и получил полное исцеление.

Об этом чудесном исцелении стало известно в окрестностях, многие страждущие и больные начали притекать к чудотворной иконе на поклонение и получали от Богородицы благодатную помощь.

Святой образ был перенесен в Можайск, где его с великим торжеством встречал князь Андрей Димитриевич с великим множеством народу: «Лука же поиде со иконою ис Колочи ко граду Можайску; и якоже приближися ко граду, и изыде во сретенье князь Андрей Дмитриевич з бояры своими и весь град от великих и до малых...; и быша знамения и чудеса много от иконы Божия Матери» («Повесть о Луке Колочском»).

Из Можайска образ был перенесен в Москву. В столице святую икону встретил митрополит Фотий со священным Собором и множеством православных христиан. В то время, как чудотворный образ проносили по Москве, многие больные исцелялись от недугов. Позднее Колочская икона Божией Матери была возвращена в Можайск.

На месте явления чудотворного образа Лукой, который собрал благодаря иконе большие средства, была построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, где и была помещена святая икона. Но и сам Лука не смог преодолеть искушения большими деньгами – для себя он построил просторные каменные хоромы и зажил там, как князь, порою даже избивая и грабя ловчих князя Андрея Димитриевича, охотившихся с ястребами и соколами в лесах близ Колочи. Однако один случай заставил Луку раскаяться в своей неправедной жизни. Однажды ловчий князя поймал огромного злого медведя и велел вести его мимо двора Луки. Тот приказал выпустить зверя. Медведь бросился на Луку и покалечил его. Чуть живой, вмиг раскаявшийся Лука умолял приехавшего князя Андрея Димитриевича с пользой распорядиться своим достоянием. И впоследствии на пожертвования Луки и других православных верующих князь устроил на месте явления чудотворной иконы мужской монастырь, получивший наименование Колочского или Можайского. В этом монастыре Лука принял монашеский постриг и провел последние дни своей жизни в слезах и покаянии.

Первообраз Колочской иконы Божией Матери был утерян в 70-е годы прошлого века.

В Можайске списки с этой редкой Богородичной иконы можно было увидеть лишь в церкви святых праведных Иоакима и Анны и в церкви Илии Пророка. Последний был передан в возрожденный Колоцкий монастырь (ныне он женский). В 1993 г. монастырь был открыт как подворье Спасо-Бородинского монастыря, а в октябре 1997 г. – как самостоятельный. Летом 1998 года список чудотворной Колочской иконы Пресвятой Богородицы замироточил.

Согласно «Степенной книге Царского родословия», празднование Колочской иконе в монастыре издревле проходило 9 июля (по ст. ст.). Согласно устному преданию, на месте чудесного явления иконы забил целебный источник, к которому в день праздника совершается крестный ход. Сейчас на этом месте стоит деревянная часовня.

В Московском Успенском соборе, в приделе святых Апостолов Петра и Павла находится один из поздних списков чудотворного образа, на вызолоченной ризе которого есть надпись: «Лета 7197 (1689), июния, в 28 день, построен образ сей по обещанию великих государей мастерския палаты чиновников, за избавление бед милостию Пресвятыя Богородицы и святых молитвами».

На чудотворной иконе по обе стороны от Божией Матери изображены святитель Николай Чудотворец и Илия пророк.

В этом году отмечается знаменательная дата - шестисотлетие со дня обретения чудотворной иконы Колоцкой Божьей Матери.

В русских летописях это событие первоначально описывалось весьма кратко. В Новгородской (Карамзинской) летописи сказано следующее:

В лето 6921 (1413). ... Того же лета от Можаиска града за 10 верст, в отчине князя Андрея Дмитриевича, от иконы пресвятыа Богородица явилося знамение и прощение многым людемь, слепым, хромым, разслабленым, глухым и немым, несть мощно и сказати или счести их, ум человечь не может изрещи, колико человеколюбие Божие и какова милость на людех. ПСРЛ. Т. XLII. СПб. 2002. С. 174.

Но в позднейших летописных сводах это событие стало обрастать деталями.Так например, в летописных сводах середины XVI века имеются следующие подробности:

В лето 921 (1413) явишася чюдеса ото иконы пречистыя Богородица за 20 версть от града Можайска. И поиде с нею Лука к Можайску, и срете его князь Андрей Димитреевичь и весь народ со кресты. И оттуле поиде и в прочаа грады, и сретаху его князи и боляре с честию и со многими дары. И от сих обогатев зело и оуклонися в житие неполезно, коръчемъствоваше и продаяше целбы, еже творя святая Богородица пречистым своим образом. И сего ради подвиже на него князя Андрея Димитреевича: и взят оу него икону и его обоима и того имением постави монастырь во имя святыя Богородица Колочьской и икону постави в нем, иже и до сего дни чюдеса творить. ПСРЛ. Т. XXII. М. 2005. С. 425.

Хотя летописец и постарался обвинить крестьянина Луку «в житие неполезно», после прочтения летописного рассказа все же невольно возникает сомнение - праведно ли поступил сам князь Андрей Дмитриевич? Похоже, он своею властью отнял икону у крестьянина, польстившись на ее славу и то богатство, которая она приносила.

Икона Колоцкой Божьей Матери

Празднование в честь Колочской иконы Божией Матери 22 июля было установлено в 1547 г. при святителе Макарии, Митрополите Московском. Устное предание гласит о том, что на месте явления чудотворного образа (в 300 метрах от обители) забил целебный источник, к которому в самый день праздника совершался крестный ход, отличавшийся особой торжественностью.

В позднейших летописных редакциях стремление превратить крестьянина Луку в человека корыстного и недостойного владеть такой святыней, как чудотворная икона, лишь усиливается, приобретя свою законченность в рассказе Никоновской летописи:

ПОВЕСТЬ О ЛУКЕ КОЛОЧСКОМ

(Из Никоновской летописи)

В лета 6921 правящу тогда скипетры всероссийскаго державствия христолюбивому великому князю Василию Дмитриевичу. * Бысть во области брата его, князя Андрея Дмитриевича, в пределах града Можайска, * яко пятнадесять поприщ, на месте, зовомо Колочка, идеже жилище имый некий человек, земледелец прост, поселянин и убог сый, именем Лука. И ходящу ему в лесе близ жилища своего и обрете на некоем древе стоящу икону со двема затворцы. На ней же написан образ пресвятыя богородицы, на руку держащу предвечнаго младенца господа нашего Иисуса Христа. На затворцех же на едином бяше образ божия ревнителя и великого пророка Илии, а на другом затворце -- святителя и чюдотворца Николая.

Земледелец же той, поклонение пред нею сотворя, снят ю со древа и, верою многою любезно облобызав, изнесе ю из леса и поставив у своей нивы на древе на месте просте. Посем прииде ин некий человек, такожде убог, и взят ю оттуду к себе. Лука же умолив его, и дав ему хлеб овсяный, и паки взят у него тое икону к себе и принес ю в дом свой.

В дому же его бяше человек разслаблен, лежаще много лет. Ему же той поселянин Лука сказа вся подробну, како обрете святую ту икону. Разслабленный же почюдився таковому дивному изобретению и моляше его, да принесет близу его тое святую икону. И егда донесе ю к нему, разслабленный же, верою утвердився и знаменався иконою божий матери по челу, и по очима, и по устама, и в той час здрав бысть, яко николи же болев. Слышано же бысть сие от всех, иже тамо живущих людей, и вскоре снидошася людие мнози и принесоша болящих различными недуги, и вси здрави быша. И тако начаша отвею ду приносити множество недужных и исцелевахуся. И оттоле многая и безчисленная чюдеса бываху от образа пресвятыя богоматери в дому того поселянина Луки, и того ради начата вей людие того поселянина Луку вельми чтити, яко пророка или яко апостола божия.

Поселянин же той Лука взем чюдотворную икону богоматери и понесе ю прежде ко граду Можайску. Ей же во сретение изиде сам благоверный князь Андрей Дмитриевич со кресты со всем освященным собором и с своими боляры и со всем народом града того от мала и до велика. И быша чюдеса многа от иконы богоматери. Таже оттуду понесе ю Лука к Москве, и сретоша ю сам преосвященный Фотий, * митрополит всея Росии с епископы и со всем освященным собором со кресты. Такожде и боляре и жены и чада их и все воинство и народное множество безчисленно з женами и з детьми, и страждущий различными недуги исцеление от иконы богоматери приимаху: слепии прозираху, хромии хождаху, разслабленнии востаяху, немии глаголаху, глусии слышаху и всякими недуги одержими здрави бываху. Толико безчисленное и неизреченное тьмами тем безпрестани тогда чюдеса быша, яко ум человеческий не может изрещи. Поселянин же Лука с иконою божия матере хождаше от града во град, от нея же везде неизреченный чюдеса содевахуся, и вси даяху многую милостыню в руце тому Луке.

Он же аще и прост человек и последний поселянин, но обаче добродетелен бяше, возвратився паки в Можайский предел, во свое пребывание, имея с собою чюдотворный образ богоматери, ея же милосердием много и безчисленно богатство собра и церковь поставив во имя пресвятыя богородицы честнаго и славнаго ея успения, в ней же чюдесную ту икону богородицыну поставив, идеже есть иыне монастырь Колоческий. *

Себе же дом созда велий. В нем же учинив храмины светлы и велицы. И многие рабы и рабыни притяжа и отроки предстоящий ему и предтекущия и светлыми одеждами оболченныя. И трапеза его бяше драгаго брашна и много пития благовоннаго исполнена, и всегда ему в пищи и питии веселящуся со служащими своими. И ловы деющу со птицы и со псы, ухващши суетную себе утеху полковыми ловитвами содевая. И тако Лука от препростия в суровство пременися, и не токмо вельможам и властем и сановником супротивен являшеся, но я самому князю Андрею Дмитриевичю жесток и непокорен бываше. Еще же, егда ему ловы деющу, самого князя соколы и ястребы грабляше и к себе взимая. Князь же вся сия терпяше образа ради пречистыя богородицы.

Человеколюбивый же бог судьбами своими всем хотяй спастися и в разум истинный прийти, тако и сего Луку не презрев в нечестии пребывающа, но прежде конца на покаяние обратив его сицевым образом. Некогда ловцы благочестиваго князя Андрея Дмитриевича уловили медведя люта и везяху его в ларе мимо дом Лукин. Его же узре Лука и повеле медведя того выпустить из ларя на своем дворе. Медведь же выпусчен со многими людьми и, мимо всех самого Луку достигши, смяте, и еле жива отнята его.

Князь же увидев сия и в тот час потщався скоро прииде от града и посети его. И виде его едва дышуща и глагола ему: "О, како неразумен еси, человече. Видя, како тя бог прослави чюдотворением от святыя иконы пречистыя его матери, и почто о суетных потщался еси и вдался еси мирским позором и глумлением и пьянством, к неполезному житию сшел еси. Того ради сице тебе и случишася таковая искушения, да не уповаеши на множество богатства своего, но бога себе помощника (и не хотя пути спасенаго) взыщеши". Лука же, яко от сна возбнув и в чювство и в покаяние пришед, раскаявся о непотребном житии своем, поминая пресвятыя богородицы чюдотворнаго образа великия и неизреченный чюдеса, такожде и свое первое добродетельное житие. И плакався со слезами, горце рыдая и моляше князя Андрея Дмитриевича, да сотворит с ним милость, богатством его промыслит, яко богу угодно и пречистой его матери богородице. Еже на пользу души его, тако да устроит.

Князь же Андрей Дмитриевич, боголюбив сый, нимало закоснев, но вскоре таковым его безчисленным богатством монастырь создав пресвятыя богородицы, глаголемый Колоческий, идеже церковь Лукою прежде поставлена бысть, в ней же бяше чюдотворяая икона божия матере, от нея же многая чюдеса содевахуся и до сего дни. Боголюбивый же князь Андрей Дмитриевич моляся чюдотворному образу пречистыя богородицы и глаголя: "Посетил мя господь бог своею неизреченною милостею таковым чюдотворным образом и град сей и окрестная веси и пределы града моего -- благословение прадед моих". И глаголя, моляся: "Державная моя помощница и великая воеводо и надеждо всем христианом, не остави нас, всегда надеющеяся на тя". И, совершив молебная пения, даде в дом чюдотворного образа пречистыя богородицы на пропитание братии села и имения множество и глаголя: "Бог с нами, никто же на ны". Тогда в том монастыре и Лука пострижеся в монашеский образ и поживе в нем неколико лет во умилении и в слезах и в покаянии дондеже и преставиея о господе. Честнаго же чюдотворнаго явления образа богоматере торжественное празднество совершается месяца июля в девятый день.

Статья Л.И.Журовой Повесть о Луке Колочском

Повесть о Луке Колочском (в рукописной традиции известна под названиями: «О явлении чюдотворнаго образа пречистыя богородицы и о начале монастыря ея Колочьскаго»; «Сказание о явлении чюдотворнаго образа пречистыя богородицы, иже на Колоче»; «Слово о явлении чюдотворнаго образа пречистыя богородицы и о начале монастыря ея Колочскаго»; «Повесть о явлении чюдотворныя иконы пречистыя владычицы нашея богородицы и присно девы Марии в Можайских пределех») - памятник литературы кон. XV - нач. XVI в. П. рассказывает об основании одного из можайских монастырей; в основе ее сюжета лежат события 1413 г. на Колоче, в 15 верстах от Можайска, где простому поселянину явилась икона божией матери. М. О. Скрипиль приводит П. в качестве примера такого жанра древнерусской литературы, который «стоит на грани церковной легенды и светской историко-бытовой повести» (Скрипиль М. О. Опыты изучения древнерусской историко-бытовой повести. Докт. дис. Машинопись. С. 444-445). В комментарии к изданию П. 1958 г. М. О. Скрипиль ограничивается общими замечаниями о ней. Он пишет, что памятник появился не позднее 1-й пол. XVI в. и что в основе его сюжета лежит устное сказание. Зерно фабулы П. сохранили почти все общерусские летописи XV в. Больший интерес к событиям на Колоче проявили летописи независимого характера, потому что «чудесами и видениями защищались областные сепаратисты от наступления централизующей московской власти» (Адрианова-Перетц В. П. Основные задачи изучения древнерусской литературы в исследованиях 1917-1947 гг. // ТОДРЛ. М.; Л., 1948. Т. 6. С. 9).

Летописные материалы XV в. свидетельствуют о том, что к формированию сюжета П. имел отношение Кирилло-Белозерский монастырь, патрональный монастырь можайских князей, который в последней четв. XV в. был замешан в конфликте великого московского князя с митрополитом Геронтием. Полный текст П. дают лишь летописи XVI в. Летопись Никоновская под 1413 г. рассказывает о том, что «некий человек, именем: Лука, простых людий, ратоев убогих, последний в нищете сый, на некоем древе, в некоем месте наиде икону», что от нее многие исцелились, и ходил Лука из Колочи к Можайску, где «изыде во сретение князь Андрей Дмитриевич», а «оттуду поиде Лука со иконою к Москве и сретоша ея митрополит со епископы». Так ходил Лука «от града во град, и все давали ему имениа многа в милостыню» и стали чтить его, «яко апостола». Возвратившись в Колочу, он построил церковь и дом себе «созда, яко некий князь, и в житие неполезное» пустился: стал грабить сокольников, ловчих князя Андрея Дмитриевича. «Князь же Андрей Дмитриевич терпяше вся сия, иногда же и посылаше к нему, он же к нему сурово и жестоко отвещеваше, князь Андрей же Дмитриевич с смирением и терпением умлъчаваше». Лука же «начал ловчих княжь Андреевых бити и грабити, и медведи с ларми взимаше к себе». Но один ловчий князя решил проучить дерзкого Луку: однажды он «улови медведя, велми зла и люта суща, и повеле его вести близ двора Лукина... Ловчий же лукавьство сътвори над Лукою и в той час пусти медведя, Луке не отшедшу. И прииде медведь на Луку и едва отняша Луку от медведя, точию дыхание в ноздрех имуща». Князь Андрей Дмитриевич, видя живого Луку, обращается к нему с речью о «неполезном» житии Луки и о законном наказании, его постигшем: «...почто еси бесовьское позорище и плясание възлюбил и пианству совокупился? како тя бог прославил своея матери богородици образом чюдотворным, ты же сиа ни во что же положи, но к неполезному к мирскому житию сшел еси, так тебе и случися». Лука раскаивается, просит князя распорядиться его богатством, князь строит монастырь, Лука в нем постригается и живет до своей кончины. П. вошла в состав крупных летописных сводов XVI-XVII вв. и представлена в них тремя редакциями. Никоновская летопись, Румянцевская (ГБЛ, ф. 256, № 255), Архивский летописец (ЦГАДА, ф. 181, № 11) содержат редакцию Летописную 1 (Л-1), свод 1533 г. (ГИМ, собр. Черткова, № 115; ЦГАДА, ф. 201, № 48) - редакцию Летописную 2 (Л-2), свод кон. XVI в. (ГИМ, Музейск. собр., № 3058), свод 1652 г. (ГБЛ, собр. Большакова, № 423) - редакцию Летописную 3 (Л-3). В своем развитии П. утрачивала беллетристические элементы и приобретала окраску церковной легенды, мотив явления иконы привлекал большее внимание книжников и тщательнее ими выписывался. Рассказ о Луке, подробно переданный в Л-1, в следующих редакциях сокращается, Сюжет П. начинает трактоваться с точки зрения христианской морали. Так, в Л-2 редактор объясняет, что князь терпел бесчинства Луки «пречистыя ради богоматере», образ смирного и терпеливого князя оправдывается его боготерпимостью, тогда как в Л-1 потомок московских князей оказывается бессильным в конфликте с убогим земледельцем. Л-2 оказалась наиболее перспективной в литературной истории П., она легла в основу следующей редакции, которая вошла в Степенную книгу (редакция Cm), где сюжет еще более нивелировался в духе прославления предков великих московских князей и норм христианской морали, а наказание Луки получает следующее объяснение: «Человеколюбивый бог, иже судьбами своими хотяи спастися и в разум истинный приити и тако и сего Луку не презре в нечювьствии пребывающа, но прежде конца на покаяние обрати его сицевым образом». В таком виде П. вошла в состав многочисленных сборников смешанного состава XVI-XX вв. На основе редакции Cm складываются в XVII в. Краткая редакция (К), Синодальная (Синод), Проложная (Пр). В К нет рассказа о неправедной жизни Луки, весь сюжет построен на мотиве явления иконы; К вошла в печатный Пролог 1662 г., Латухинскую степенную пространной редакции и в сборники XVII-XVIII вв. Пр известна в одном списке (ЦГИА, ф. 834, оп. 2, № 1296, кон. XVII в.), главной особенностью этой редакции является сокращение беллетристических элементов. Единственным списком представлена Синод (ГИМ, Синод. собр., № VI-1200, 2-я пол. XVII в.), которая отличается чертами, местного сказания. Завершает летописную историю П. Л-3. Эта редакция текстологически связана с Л-2, но уделяет большее внимание религиозным мотивам, что отличает и другие редакции XVII в. Списки П. в сборниках XVII-XX вв. не позволяют выделить особых вариантов и редакций, так как не имеют существенных разночтений и восходят к Ст. В это время П. представляла собой уже «мертвый» текст, который переписывался в сборниках, составлявшихся



Похожие статьи