Легенды о крыме для детей. Крымские легенды

Черное море занимает площадь 442 тыс. кв. километров, наибольшая глубина равна 2.245 метрам. Море почти на 90 % безжизненно, так как на глубинах, превышающих 150–200 метров, вода сильно насыщена сероводородом, который убивает почти все живые организмы.

В древности местные племена называли море Темарунда, что в переводе означает «Темная пучина». Древние греки сначала дали морю название Понт Аксинский - «Негостеприимный». Но после основания и расцвета греческих колоний его стали называть Эвксинский - «Гостеприимный».

Д авно это было. Так давно, что даже счёт времени шёл в обратную сторону. Жило в Тавриде гордое и миролюбивое племя горцев. Жили тихо и мирно. Ни на кого не нападали, и на них никто не нападал. Возделывали землю и растили детей. Умные руки горцев научились выращивать на склонах гор душистый сладкий виноград и розы. Неподатлива горная гряда, но горцы - народ терпеливый и трудолюбивый. С берега моря в корзинах приносили они землю и засыпали ею расщелины. И добрели горы, покрытые виноградными лозами, фруктовыми деревьями, кизиловыми и ореховыми кустарниками.

В горных лесах водилось много дичи, а горцы были меткими стрелками. Но они не злоупотребляли оружием и натягивали тетиву лука только тогда, когда им нужна была пища. Селение горцев богатело с каждым годом… Прослышали о Тавриде в далёкой Элладе, и задумали греки покорить эту богатую землю.

У берегов Тавриды появилось множество кораблей. В них сидели вооруженные эллины. Они хотели под покровом ночи подойти к берегу и напасть на спящих горцев. Но море вдруг засветилось голубоватым пламенем, и горцы увидели пришельцев. Греческие корабли шли словно по серебру. Весла разбрызгивали воду, и брызги мерцали, как звёзды на небе. Даже пена у берегов светилась голубым мёртвым свечением.

Всполошилось селение горцев. Женщины и дети спрятались в пещеры, а мужчины приготовились отразить натиск. Они поняли, что битва будет не на жизнь, а на смерть: греков было бессчетное множество.

Но тут словно тучи закрыли звёзды. Это гигантские орлы-грифы взлетели со скал и устремились к морю. Распластав огромные крылья, орлы стали кружить над греческими судами. В испуге закричали эллины и закрыли головы щитами. Но тут раздался грозный клекот грифа-предводителя, и птицы своими железными клювами стали долбить деревянные щиты, обтянутые кожей.

Обрадовались горцы, увидев поддержку с неба, и начали сталкивать в воду огромные валуны.

Взбунтовалось море, заштормило, поднялись огромные волны. Такие огромные, что солёные брызги, пробив мрак ночи, добрались до солнца и вызвали дождь. Над морем стоял сплошной стон и грохот.

В страхе повернули эллины свои корабли обратно. Но мало кто возвратился к своим берегам.

С тех пор греки стали называть это море Понтом Аксинским - Негостеприимным морем. И наказали детям своим, чтоб никогда не поднимали оружия против жителей Тавриды и никогда не пытались пройти по Понту Аксинскому.

Мало ли, много ли прошло времени с тех пор, только снова стало тянуть греков на солнечные берега богатой Тавриды. Но они хорошо помнили наказ своих предков, и не тысячи кораблей вышли в Понт Аксинский, а всего лишь пять. И сидели в них не вооруженные воины, а мирные послы с богатыми дарами для горцев.

И договорились горцы с греками, и поклялись, что никогда не поднимут оружия друг против друга.

С тех пор и поселились эллины вдали от Эллады и счастливо зажили под солнцем Тавриды. Стали они выращивать виноград и розы. Вели торговлю с горцами и удивлялись: почему такое ласковое море названо Аксинским - Негостеприимным?

Нет, это доброе и гостеприимное море. И назвали греки море Понтом Эвксинским - Гостеприимным морем…

Так и повелось с тех пор. Кто идет к Черному морю с открытым сердцем и мирным флагом, оно всегда гостеприимное - Понт Эвксинский. А для врагов наших - Понт Аксинский. Негостеприимное.

Скалы-близнецы у Гурзуфа

Скалы-островки стоят в некотором отдалении от берега моря напротив Артека.

Д авным-давно на вершине Медведь-горы стоял величественный замок. Жили в нем братья-близнецы Петр и Георгий. Жили они дружно, в бою рядом сражались, защищая друг друга. Был у князей верный слуга - старый Нимфолис. Однажды подарил Нимфолис братьям по перламутровому ларцу и сказал:

Вы постигнете тайну живущего, узнаете, как устроен мир. Но помните, никогда не пользуйтесь этим даром с корыстной целью! Только для радости познания.

В одном ларце был костяной жезл с надписью: «Подними его - и расступится море, опусти его - узнаешь обо всем, что есть в пучине», а в другом ларце - два серебряных крыла, тоже с надписью: «Привяжи их - и понесут тебя, куда захочешь, узнаешь там все, что пожелаешь».

Интересно зажили братья, стали мир узнавать…

Но вот услыхали братья, что есть у одного князя две сестры - красавицы, девушки-близнецы.

Братьям бы пойти с миром да лаской, заслужить любовь и уважение, а они по-другому сделали, по-плохому. Силой привезли сестер в свой замок, а насилие и любовь вместе никогда не уживутся. А в «клетке» омертвела душа у сестер и ничего в ней не осталось, кроме презрения и ненависти к братьям.

А братья хотели любой ценой купить любовь красавиц. И решили они удивить сестер подарками Нимфолиса.

Он нас не осудит, - сказал Георгий. - Ведь он знает, как нужна нам дружба этих женщин. Нет, не ради корысти, а ради счастья решаем мы воспользоваться подарками старого слуги.

На другой день подвязал Георгий коню крылья, уселись на коня братья с сестрами и поднялись ввысь. Вдруг раздался голос старого Нимфолиса:

Задрожал Георгий, побледнел первый раз в жизни и повернул коня.

А сестры заговорили насмешливо и дерзко:

Не поднял нас до солнца, бежал, как трусливый заяц.

На другой день запряг Петр в колесницу коней и повез сестер и брата к бурному морю. Поднял жезл, расступилась пучина и понеслись они по дну вглубь. Недалеко еще отъехали от берега, как явился к Петру незримый для красавиц Нимфолис и сказал:

Петр, с нечистым замыслом опустился ты в глубину. Приказываю тебе вернуться, если не хочешь погибнуть сам и погубить всех.

Ничего не ответил Петр, хлестнул быстрых коней. Разгневался Царь пучин, грянул трезубцем один раз - и убил братьев, грянул второй - и убил сестер. Но не погибли они. Всплыли их тела, соединились навеки в камне.

И люди увидели в море скалы-близнецы Адалары. Повествуют эти скалы о том, как скорбно кончаются попытки взять что-либо силой от души человеческой.

Скалы близнецы у Гурзуфа

(юмористическая версия)

Гурзуфские шутники, наследники знаменитого балаклавского юмориста и любителя розыгрышей начала XX в. Саши Аргириди, воспетого в рассказе А. И. Куприна «Листигоны», объясняют происхождение названия Адалары несколько иначе, рассказывая легенду, которая не претендует на историческую достоверность.

Согласно этой легенде, в начале XX в. в Гурзуфе проездом побывала одна богатая американка. На нее очень большое впечатление произвели гурзуфские скалы-островки, и она пожелала проплыть к ним на лодке. Местные рыбаки согласились выполнить ее желание. Когда они уже подплывали к островкам, на море вдруг неожиданно поднялся шторм. Лодку сильно раскачивало, и в какой-то миг из рук американки в море упала ее сумочка, в которой находилась большая сумма денег. В отчаянии дама громко воскликнула: «Ай, доллары!», причем сделала ударение на втором слоге. А сумочка с долларами так и утонула в море. Сколько ни ныряли рыбаки, но не смогли ее достать. С тех пор прошло много лет, а эту сумочку так никому не удалось найти, хотя немало удальцов пытались это сделать. Лишь изредка море выносит на берег напротив Адалар долларовые купюры. С тех пор островки так и называются - Ай-Долары. Кстати, в книге «Топонимия Крыма» название Ай-Долары является вторым после Адалары вариантом наименования двух скалистых островков в Гурзуфском заливе.



  • Эта история произошла в далекие времена.На землю Крыма пришли племена кочевников, которые обустроили на Демерджи – тогда она называлась Фунна ("Дымящаяся") – "дьявольскую" кузницу. В ней они ковали редкой крепости сталь, которая рубила любое оружие, как бумагу, сама же даже не зазубривалась. Взмолились местные жители – попросили кузнеца не губить их, отправили к нему делегацию уважаемых людей, но он убил послов. И тогда к нему отправилась местная девушка Мария – она надеялась уговорить кузнеца закрыть свою кузницу и уйти из их мест. Однако он, соблазнившись красотой и молодостью девушки, решил оставить ее на горе, сделав своей наложницей. Мария оттолкнула насильника, и тот, упав на горн, опалил себе волосы и бороду. В ярости кузнец схватил один из только что выкованных кинжалов и убил девушку. Не выдержала старая гора такого злодеяния и рухнула, похоронив под собой и кузницу, и кузнеца, и всех его подручных. А когда улеглось пламя и дым, местные жители увидели совсем другую гору – на ее склоне, как гигантские изваяния, застыли огромные камни (сейчас эту "скульптурную группу" называют "Долиной привидений"), а наверху появилась причудливая скала, напоминающая женскую голову – память о Марии, последней жертве жестокого кузнеца.


  • Эта история произошла, когда в Крыму обитали только дикие звери, среди которых было много огромных медведей. Ими управлял вожак – старый и грозный. Однажды, вернувшись к месту ночлега, медведи увидели обломки корабля, а рядом – маленькую девочку, единственную, кто выжил после кораблекрушения. Медведи оставили ее себе, и вскоре полюбили и привязались к ней. Больше всего им нравилось, как она поет, – у девушки был прекрасный голос. Однажды к берегу прибило лодку, в которой лежал изможденный, но очень красивый юноша. Девушка перенесла его в укромное место, а лодку спрятала в скалах – чтобы медведи ни о чем не догадались. Придя в себя, юноша рассказал, что бежал от разбойничьих племен, которые еще ребенком взяли его в плен. Девушка начала выхаживать юношу, носила ему еду и питье. Молодые люди и не заметили, как полюбили друг друга, и юноша, выздоровев, предложил девушке бежать вместе с ним. Она согласилась. В назначенный день, когда медведи, как всегда, ушли на охоту, юноша и девушка сели в лодку и поплыли прочь от крымского берега. Но вскоре медведи вернулись в свое логово и, не обнаружив девушку, бросились к морю. А вожак лег у воды и с силой стал втягивать в себя воду, море мелело, а лодку притягивало обратно к берегу. И тогда девушка запела: медведь заслушался и перестал пить воду. Девушка и юноша смогли уплыть, а старый медведь, затосковав, так и остался лежать в Партенитской долине, глядя в даль и ожидая, что та, которую он так любил, однажды вернется.


  • В те времена, когда Крымом правил турецкий султан, жил в деревеньке Мисхор крестьянин Абий-ака. Единственным богатством этого человека была дочь – красавица Арзы. Она любила по вечерам приходить к фонтану у берега моря – набрать в медный кувшин воды. Там и увидел ее старый купец Ала-Баба, и возник в его голове чудовищный план – он решил похитить Арзы и продать ее в рабство на рынке в Стамбуле. Арзы просватали за парня из соседнего села – на их свадьбе гуляли все односельчане. Вечером загрустившая невеста решил в последний раз сходить к своему любимому фонтану – посидеть на его камнях, попрощаться со своей девичьей жизнью. Там и подстерег ее Али-Баба. Прибежал жених Арзы к прибрежному фонтану, но было поздно: в то время как он, разыскивая невесту, бегал по окрестностям, девушку уже везли на корабле в Стамбул, где продали в гарем самого султана.
  • В гареме Арзы родила сына, а спустя несколько дней, в годовщину своего похищения, поднялась с младенцем на руках на самую высокую башню султанского дворца и бросилась вниз – в мутные воды Босфора. В тот же вечер грустная русалка с ребенком на руках вышла на берег у Мисхора. Она подошла к фонтану, который неожиданно стал бить гораздо сильнее, умылась, посидела около него, с тоской глядя на родное село, и снова ушла в море. С тех пор, утверждают местные жители, раз в год фонтан "оживает", а на берег выходит русалка с ребенком на руках, чтобы, спустя час, снова уйти в море – до следующего года.




  • Но нашелся юноша, сильный и смелый, который решил убить наводящего ужас на всю округу великана. Прекрасным весенним вечеромон отправился на Кара-Даг и запел старинную песню о любви. И получалось у него так красиво и задушевно, что даже людоед вылез из своего убежища – послушать. А когда песня кончилась, попросил: "Спой-ка мне еще раз, у меня весеннее настроение – хочу послушать про любовь". "А хочешь увидеть ту, что посылает любовь? – спросил у него юноша. И, услышав утвердительный ответ, сказал: "Завтра я приведу ее к тебе". На следующий день юноша пришел на Кара-Даг вместе со своей невестой Эльбис. "Эй, великан, – смело крикнула она, хотя сама так и дрожала от страха – посмотри на меня – сейчас я пошлю тебе любовь!" Эльбис была настолько красива, что великан, чтобы получше ее рассмотреть, широко раскрыл свой единственный глаз. А девушка взяла лук и выпустила в него ядовитую стрелу. Взревел людоед, хотел было кинуться на своих обидчиков, да поскользнулся и упал в свою нору. Целую ночь ворочался он там, а под утро все стихло. Утром люди вышли из своих домов и с удивлением увидели, что Черной горы больше нет – она рухнула, похоронив под своими обломками страшного людоеда, а на ее месте появились зубчатые скалы, напоминавшие средневековый замок. А о тех страшных событиях сегодня напоминают только остатки сокровищ великана – камешки сердолика, которые до сих пор можно найти в этих местах.




  • Думаю, что наши фольклористы, приветствуя появление "Легенд Крыма", с самым пристальным вниманием будут дальше собирать и изучать народные произведения, посвященные этому дивному полуострову.

Саки — больнеогрязевой курорт, расположенный в 20 километрах от Евпатории и в 6 километрах от морского побережья. Город лежит на берегу Сакского грязевого озера. Уже в античных письменных источниках содержатся свидетельства о целебных свойствах местной грязи. В 1827 году в Саках была основана первая в России грязелечебница, а через 10 лет здесь открыли отделение Симферопольского военного госпиталя. Ныне бальнеологический курорт Саки известен во всём мире. В крымском фольклоре имеется немало легенд о том, как человек, испробовавший на себе соль и …

Жила в Мисхоре красавица Арзы, и нашелся для неё жених из другой деревни. За день до свадьбы решила девушка пройти с кувшином к любимому источнику, набрать воды. Тут и похитил её турецкий разбойник Али-Баба, увез за море в Стамбул, продал в гарем богатому паше. Жила она там и тосковала по своему суженому, по той жизни, что не сбылась. Родился у Арзы ребенок, и ничего-то не ждало его впереди, кроме рабства до конца дней. Не выдержала Арзы, бросилась вместе с сыном …

Прекрасная, душистая природа Крыма, многовековая и трагическая его история, в которой переплелись пути многих народов и племен нашей Родины, в которой отразилась их героическая борьба против иноземных захватчиков, «им же несть числа»,- все это не могло не привлечь внимания поэтов, художников, композиторов…

Два великих поэта славянства — Пушкин и Мицкевич — воздали должное в своем творчестве крымской теме. Крымский пейзаж, жизнь людей этого солнечного полуострова подсказали не одну вдохновенную страницу Максиму Горькому, Лесе Украинке, Михаилу Коцюбинскому, Александру Олесю, Владимиру Маяковскому.

Широко отразилось прошлое Крыма и в творчестве безымянных народных поэтов, в фольклоре. Сам воздух Крыма, его живописные горы, его прибрежные скалы, его рощи, сады, виноградники, я бы сказал, дышат поэзией, навевают легенды, сказки, песни.

История Крыма неотъемлема от истории древней Руси, позже — от истории Украины и России.

Для Украины казацких времен крымские города были связаны со страшным словом неволя, с татарскими набегами на мирные селения, а также с прославленными походами против турецко-татарских поработителей. Отражение событий того времени мы видим во многих гениальных строках Тараса Шевченко.

Народ России явил бессмертные патриотические подвиги в дни русско-турецкой войны 1853-1856 гг. Подвиги эти также отразились в многочисленных литературных произведениях, среди которых на первое место нужно поставить беспредельно правдивые «Севастопольские рассказы» Льва Толстого. С. Н. Сергеев-Ценский, которого заслуженно можно назвать певцом Крыма и который был сыном одного из защитников Севастополя во время этой войны, посвятил ей трехтомный роман «Севастопольская страда», пользующийся большой популярностью у наших читателей. Крепко связаны с Крымом жизнь и творчество незабвенного П. А. Павленко.

На этом сайте собраны, конечно, только часть крымских легенд и преданий, чудесных по своей простоте и внутренней правдивости. В этих произведениях много фантастики, иногда в них действуют колдуны и колдуньи, сверхъестественные силы… Но главное действующее лицо в них — народ, трудовой народ с его мужеством, великодушием, благородством. Верность родной стране и родному народу, девичья чистота и неизменная любовь воспеваются в легендах о далеком и близком прошлом Крыма, с которым так уместно знакомит нашу общественность Крымское издательство.

Думаю, что наши фольклористы, приветствуя появление «Легенд Крыма», с самым пристальным вниманием будут дальше собирать и изучать народные произведения, посвященные этому дивному полуострову.

ЛЕГЕНДЫ КРЫМА

(уч.Рыбальченко С.Р.)

1.Крым-сон волшебный на яву, который длится бесконечно. Здесь рай земной, здесь вдохновенье, кладезь дивных впечатлений. Здесь изменяет бег свой время, природа неземным лицом вам скажет: «Создан Крым творцом, как иллюстрация эдема». Образ дивной Тавриды, сфинксов белых ущелий, вознесенных под небом руины неземных городов.

2. В чем же заключаются основные различия между легендами и сказками? (Слайд3)

Сказки

- Неопределенность места и времени;

- персонажи- лишенные индивидуальности; -природа- заметны черты обожествления

Легенды

Историческая и географическая

конкретность описываемого;

Персонажи- конкретные люди со своими именами и психологическими особенностями;

Природа обожествляется

3. « О сборниках «Легенды Крыма »нам расскажет _______________________(слайд 4)

Первый из сборников «Легенды Крыма» вышел в 1913 году в Москве, второй - в 1915 году в Москве, третий - в 1917 году в Одессе.

В 1958 году появляется изданный в Симферополе на украинском языке сборник «Крымские

легенды». Составителями сборника стали Р. Дуль и В. Шляпочников.

В 1959 году - издаётся сборник «Легенды Крыма» составленный Д. Ш. Прикордонным.

Украинский поэт M . Ф. Рыльский писал: «…источником творчества, известных авторов - сказителей легенд, является «сам воздух Крыма,его живописные горы, его прибрежные скалы, его рощи, сады и виноградники...»

4. (Слайд 5). «Нет во всем мире уголка теплее, чем родной дом, родная земля, которая богата преданиями.»

«Проходят века, а предания живут. С былью переплетаются небыли. Заглянем в глубь веков, познакомимся с легендами Крыма»

5. Цель нашего урока:

- воспитывать патриотизм, гражданственность и любовь к малой родине, -углубить знания учащихся об историческом наследии Крыма.


- формировать духовные качества, направленные на сохранение исторических памятников и преемственности поколений.

6. Благодатна крымская земля, многие народы живут в Крыму и хочется произнести торжественные слова, в которых бы говорилось о красоте и величии нашей земли: стихотворение Исмаила Гаспринского « Крым»

Зовут его зеленый рай под Чатыр Дагом вечным

Сады его из края край, а степи бесконечны.

Весной ручьи дарит яйла, как чудны их потоки.

А летом над страною роз с утра до ночи птицы,

Все славят винограда гроздь, и золото пшеницы.

Яйла и степь, степь и яйла повеют ветром рая,

напомнят древность Карасу и мощь Бахчисарая.

(слайд 9)

7. Легенда « Мюск-Джами» создана на основе примеров из реальной жизни народа. Об этой легенде нам расскажет ______________________________

(слайд 10)

8.Аюв-дагъ

Опустив свою голову вниз

И напившись соленой воды,

В сильный шторм или тихий бриз

Существует страж у природы.

Хочет выпить полностью море

Этот дикий огромный медведь,

А потом, встав на вольном просторе,

На людей, на весь свет зареветь.

Суждено лишь случиться беде,

Когда хочешь мир победить.

Аю - Даг - гора на воде.

Зверю камнем теперь только быть! (слайд 11-15)

9.

9.Арзы
На морском берегу, у подножия гор,
Утопала в садах деревушка Мисхор.
В скромной хижине здесь подрастала Арзы.
Тоньше был её стан виноградной лозы.
Очи были черней неба в летнюю ночь.
Словно розу, Абий холил юную дочь.
Вот уж к свадьбе антер вышивала Арзы,
Не предчувствуя бед, приближенья грозы.
…Вечерело. Затих вдалеке муэнзин.
И накинув чадру, взяв любимый кувшин,
Поспешила Арзы к роднику за водой,
Но… была пленена она алчной рукой.
Деву продал пират, злобный Али-Баба,
Падишаху в гарем…Как жестока судьба!
Там, в Стамбуле, аллах сына ей подарил,
Но иссохла душа без родимой земли.
И однажды в Босфор с сыном бросилась мать,
Чтоб до Крыма доплыть и Мисхор увидать.
Но в русалку – увы! – превратилась Арзы.
На щеке у нею след горючей слезы… (слайд 16-17)

10. Легенда про Эмине- Баир- Хосар

В деревне у подножия Чатыр-Дага жила красавица Эмине. Была Эмине невестой чабана по имени Баир, после сбора урожая влюбленные собирались сыграть свадьбу. Но заприметили девушку и слуги Селяметхана. (Расхвалив хану красавицу, они заинтриговали хана. Но, узнав, что у девушки есть жених, Селяхметхан решил избавиться от него хитростью: Пусть Баир докажет, что достоин красавицы: если он изведет племя вепрей, расплодившихся в горном лесу, ma к и быть пусть женится на Эмине.". "Услышав о воле властителя Крыма, Баир отправился в лес. Выследив и подстрелив вожака вепрей, чабан помчался на вершину Чатыр-Дага, увлекая за собой стаю разъяренных кабанов. На вершине конь Баира перелетел через глубокую воронку, а кабаны, ослепленные яростью, один за другим исчезли во тьме бездонной ямы. Решив отдохнуть после тяжкого дела, Баир лег отдохнуть. Проснулся ночью, позвал коня. Вдали раздалось тихое ржание. Шагнул Баир в ту сторону, поскользнулся и упал в колодец -хосар.

Ночью конь Баира вернулся в деревню. Эмине решила отправиться на поиски Баира. Конь привел девушку к, колодцу, цепляясь за холодные уступы, спустилась Эмине в подземелье и нашла тело израненного Баира. перевязала она его раны и с большим трудом вытащила из колодца. В деревне Баир поправился, а вскоре и свадьбу с Эмине сыграл таинственную пещеру на "Чатыр-Даге с тех пор люди стали называть "Эмине- Баир- Хосар".

(слайд 19-24)

11.Легенда о водопаде Учан-Су

В скалистом ущелье, в сосновом лесу.

Таится от всех водопад Учан-Су.

Преданье пришло к нам из дали веков

О том как, возник водопад среда лесов.

Жила в деревушке девчонка одна,

Фиалки весной собирала она.

Была попрыгунья, как птичка, легка.

Её так и звали «летящей» - Учан.

Парней волновал её девичий стан.

.. . Однажды пронесся ночной ураган -

То был Горный Дух, он похитил Учан.

В пещере, в неволе, томилась она.

Вот третья уже наступила весна.

Упав на колени, просила Учан:

«Верни меня, Дух, в мой родительский стан!»

Но лишь усмехнулся злой Дух, говоря:

«Там солнце сожгло и сады и поля.

Там лозы поникли, колодцы сухи...

Зачахнешь ты там от беды и тоски!»

Но в страстной молитве шептала она

«С народом судьбу разделить я должна!»

«Ты можешь вернуться, но... горной рекой.

Готова ль, Учан, ты на подвиг такой?»

И молвила дева «Готова Дух Гор!»

И тот час колдун свой свершил приговор:

Из горной стремнины пронесся поток;

Он падал со скал, торопился, как мог.

Живительной влагой в долину пришел -

И первый побег благодарный взошел!

... Когда в праздник полон был пловом казан,

Пел песни народ, прославляя Учан!

И ветер поведал в сосновом лесу:

Зовут с той поры водопад «Учан - Су».

(слайд 25-28)

12 .Бахчисарай

Как зачарованный стоит Бахчисарай.

Сияет месяц золотистым светом.

Белеют стены в дивном блеске этом.

Уснул весь город, как волшебный край.

Серебряным деревьям, минаретам,

Как часовым, доверен сонный рай;

Среди кустов таинственным приветом

Плеснет фонтан во мраке невзначай.

Природа дышит сладостным покоем.

Над сонной тишью легкокрылым роем

Витают древние мечты и сны.

И тополя, вершинами кивая,

Неторопливо шепчут, вспоминая

Седые были давней старины...

(слайд 29-34)

13. Фонтан слез

Был грозный и свирепый хан крымский - Крым -Гирей

И не было на свете, кто б был его смелей.

Силен был хан, но сила сравниться не могла

С Жестокостью, которой не видел свет тогда.

по трупам шел он к власти, и трона он достиг

И тут же, перерезал всех родичей своих

Чтоб неповадно, пока он будет жуть,

Кому-то рваться к власти, хотев его сместить.

К огда свои набеги вершил хан Крым-Гирей

Земля за ним горела, лишь пепел был на ней.

Ни жалобы, ни слезы не трогала его.

Он кровью упивался, свиреп был до того,

Что трепетали люди, от ужаса тряслись,

Его услышав имя, не знали, где спастись.

Лишь только власть и славу хан Крым-Гирей ценил,

Не знал любви и ласки и деньги не любил

Какой ни есть, но человек без сердца не бывает.

Есть сердце - камень, есть - металл.Д a кто ж его узнает.

Пусть даже камень! Постучишь - тебе летит ответ,

( В ответ железо прозвенит и пустота лишь промолчит...

Но сердце Крым-Гирей имел Ходил в народе слух

Что это шерсти был комок а он, известно, глух.

Хоть руки все отбей о шерсть, ни звука не услышишь.

Но это слух: А что в душе? И хочешь, а не видишь.

( Вот старость тихо подкралась, ослабло сердце хана.

Опала шерсть с него тогда, любовь оно узнало.

Хоть та, которую Гирей всем сердцем полюбил,

Была невольницей, но хан отвергнут ею был

И старый хан на склоне лет познал, что сердце может...?

" Болеть, страдать, винить весь свет

И ждать своей любви в ответ,

Любовь от той, что может

Одним лишь взглядом превратить весь мир в цветущий сад.

Один лишь взгляд - и снова он и молод и богат.

Она не долго прожила, не вынесла недоли.

Зачахла, как цветок, лишенный солнца - воли.

Мужчине, не закате дней, любить ужасно, трудно.

Любовь приносит сердцу боль, коль любишь безрассудно

Но а когда любимая из жизни вдруг уйдет,

Т о сердце плачет не слезой - все кровью изойдет.

Вот вызвал хан к себе тогда того из мастеров, .

К оторого держал в плену, в почете, без оков.

И глядя почему-то в даль, хан старый произнес:

«Ты сделай так- чтоб камень тот через века пронес

Все моё горе, сердца боль, страдания души

И слезы сердца моего, чтоб плакал он.

Скажи, Ты можешь сделать так?»

В ответ пожал плечами мастер:

    Тебя я понял, старый хан, который жаждал власти
    Как? Хороша она была? Рассказывай смелей!

    Умолкли, прикуси язы! Ч mo знаешь ты о ней!
    Она была совсем юна, она была прекрасна,
    Кротка, как голубь, и нежна, как утро в жаркий день,

Добра, как сотни матерее… Что знаешь ты о Ней?

Подумал мастер и сказал:

«Что выдавишь из камня? Н o если сердцем плачешь Ты?
Я верю, что страданья не чужды камню.
Если есть в Тебе душа, то, значит, и в камне
быть она должна. И он, как ты, заплачет.
Ты хочешь, чтобы плакал он? Ну что ж готов я сделать.
Но только он и обо мне сумеет всем поведать.
Тебе же правду я скажу, пока живу и вижу.
Ведь у меня ты отнял все. Тебя я ненавижу.
Ты отнял у меня семью, и родину, и честь -
Все, чем жила душа моя. Я думал, будет месть,
Я плакал сердцем. Слезы - кровь. Никто не мог их видетъ.
Теперь узнают все вокруг, как можно ненавидеть.
Но ты теперь такой, как я. И я тебя прощаю.
И тот фонтан, что будет здесь, я людям посвящаю.
Твою любовь и жизнь свою я пронесу через года.
Не станет нас, но есть покуда любовь и ненависть. Всегда… »

Всегда фонтан стоять здесь будет,

Всегда он будет полон слез,

И никогда он не забудет прошедших дней, страданий, грёз.

Хоть с той поры немало лет умчалось, улетело прочь,

но тот фонтан в "Бахчисарае стоит и плачет день и ночь.

(слайд 35-36)

14.Фонтан слез

Две розы пламенны слезою - Воспоминанья прошлых лет,

Омыты чистою росою,

Печали берегут обет.

Две розы, словно как два сердца, Осколки раненной души,

В храм без надежды нет и дверцы, Но им преграды не страшны.

Они безмолвно тихо плачут, Напоминая о себе,

Но чувств и слез своих не прячут, И не жалеют о судьбе.

Фонтан любви, воспоминанья Наполнит чашу бытия,

Скупые слезы состраданья Безмолвно хлынут в два ручья.

На миг вернут переживанья

И пронесут через века

Душевный трепет, состраданья, Где жизни бурная река! (слайд 37)

Игра: «Определи название»

Условия игры: Выразительно прочитываются небольшие отрывки из легенд. Выигрывает тот. Кто первым указывает название.

1. «На морском побережье в 14 верстах от Алушты проживал честный
рыбак с добродушною женой. Это были чрезвычайно кроткие и
хорошие люди. Их ветхая хижина всегда была открыта для путников

, которые находили в ней приют и ночлег... что и говорить, окрестные жители глубоко уважали рыбака и его жену. Добрая слава шла о них по Крыму. А рядом с доброй, шла слава худая - о детях этих честных людей, о 3-х дочерях родных. »

(Тополь, гранат, кипарис)

2. «Много дней блуждали в неизвестности моряки. На судах уже
кончилась пресная вода и пища. Люди, ослабшие и утомленные, пали
духом и покорно ждали гибели, но однажды ранним утром подул
легкий спасительный ветерок. Сверкающие солнечные лучи ударили в
глаза людям, и совсем неподалеку они увидели зелено-лиловые горы»

(«Как возникла Ялта»)

3. «И показалось молодым чабанам, что все вокруг изменилось,
повеселело. И солнце перестало так немилосердно жечь, и небо стало
более голубым, приветливым, и подул свежий ветер, так что стало
легче дышать. Схватили чабаны ведра и начали черпать воду и
выливать их в овраг. - Пей воду, крымская земля! »

(«о семи колодезях»)

4. «В легенде мастер Омер сказал хану, что в сооруженном им фонтане
он постарается отобразить не только любовь хана к прекрасной
девушке и его скорбь по поводу ее смерти, но и свою жизнь. Жизнь
несчастного пленника, лишенного родной земли, имени, чести.»

(«Фонтан слез»)

5. «Одна из легенд носит название дерева, наблюдая за которым, можно
узнать, какая будет зима холодная или нет. Как называется дерево и
какими его свойствами определяет характер предстоящей зимы?»
(Кизил. Существует примета: если большой урожай на кизил-быть
холодной зиме)

6.Кольца змеиных тел мелькали в траве,освещаемые солнцем. Невозможно было уследить, где одна змея, где другая. В азарте борьбы змеи отползли от берега и скрылись за стеной кустарника. Оттуда доносилось злобное шипение и треск веток.

(Так был основан Бахчисарай)

7. Опустился он на колени. Погрузил в голубую влагу свою страшную пасть и стал долго и жадно пить. Грозно бурлило море у жаждущей пасти, высокие волны ходили по всему побережью от тяжкого дыхания зверя.

(О медведь-горе)

8. Он, как ни один из смертных, был крепко привязан к жизни. Он ежедневно на протяжении многих лет принимал ядовитые снадобья и так приспособил свой организм, что когда захотел умереть, смерть не пришла к нему.

(Смерть Митридата)

9. Когда пройдет дождь, старокрымские татары идут к развалинам, чтобы вздохнуть аромат мускуса и потолковать о прошлом.

(Легенда о Мюск-джами)

10. На мраморной плите вырезал Омар лепесток цветка один, другой... А в середине цветка высек глаз человеческий, из него должна была упасть на грудь камня тяжелая мужская слеза, чтобы жечь ее день и ночь, не переставая, годы, века. Чтобы слеза набегала в человеческом глазу и медленно-медленно катилась, как по щекам и груди, из чашечки в чашечку.

(Фонтан слез)



Похожие статьи