Полубоги греции список. Древнегреческие боги и богини

Олимп — горный массив в Греции, который почитался, как обиталище древнегреческих богов. Максимальная высота горы составляет 2917 метров. Олимп является священной горой. По древнегреческой мифологии здесь обитают боги Олимпа или Олимпийцы . Главным богом на Олимпе считается Зевс.

В связи с тем, что, как мы уже рассмотрели в , греческая мифология довольно схожа со славянской, так как происходит из общей для нас индоевропейской культуры, стоит продолжить рассматривать различные аспекты древнегреческого язычества, чтобы лучше понять наше собственное язычество. Стоит также отметить, что боги, которые населяют именно греческую гору Олимп, скорее всего являются частью поверий, которые возникли в то время, когда некая часть индоевропейцев заселила эти земли и перенесла древние индоевропейские верования на ту местность, в которой обосновалась. Об этом говорят верования и других народов, которые также населяли высокие вершины целым сонмом верховных богов. В Древней Руси такое поверие не сохранилось видимо потому, что большая часть центральной России — это равнины. Скорее всего, боги населяющие священные горы из индоевропейской мифологии, у славян стали богами, которые обитают на небе.

По древнегреческой мифологии боги Олимпа являются третьим поколением богов. Первым поколением богов были: Никта (Ночь), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь). Второе поколение богов составляли дети Никты и Эреба: Эфир, Гемера, Гипнос, Танатос, Кера, Мойра, Мом, Немезида, Эрида, Эринии и Ата; от Эфира и Гемеры произошли Гея и Уран; от Геи произошли такие боги, как: Тартар, Понт, Кето, Нерей, Тамант, Форкий, Эврибия, а также титаны, титаниды и гекатонхейры (сторукие пятидесятиголовые великаны). Все эти боги, а также их потомки очень интересны с точки зрения мифологии и веры, однако остановимся только на детях титана Кроноса и титаниды Реи .

Кронос и Рея, как уже говорилось выше, являются богами второго поколения. Всего титанов и титанид было 12. Все они являются сыновьями и дочерьми Урана и Геи. Шесть сыновей-титанов Урана и Геи (Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос и Океан) и шесть дочерей-титанид (Мнемозина, Рея, Тейя, Тефида, Феба и Фемида) вступили в брак между собой и породили новое, третье поколение богов. Стоит здесь отойти от линии повествования и заметить, что богов нельзя очеловечивать и всё понимать буквально. Браки между богами, которые являются условными братьями и сёстрами, нельзя понимать как запретную связь между родственниками. Простыми словами, боги, чтобы породить сыновей и дочерей, не занимаются сексом. Это можно понимать, как связь неких стихий, в результате которых порождается новая стихия, или связь неких энергетических или других сущностей, но на самом деле все эти предположения вряд ли имеют под собой реальную основу, так как сущность божественного вряд ли доступна для человеческого понимания.

Наиболее интересными для нас с точки зрения древнегреческой мифологии являются дети титана Кроноса и титаниды Реи. Именно их дети, которых назвали Кронидами, стали первыми богами Олимпа. Шесть богов, потомков Кроноса и Реи: Зевс, Гера, Посейдон, Аид (не является богом Олимпа), Деметра и Гестия. Далее мы рассмотрим этих богов более подробно. Также Олимпийцами стали потомки Зевса (главный бог Олимпа): Афина, Арес, Афродита, Гефест, Гермес, Аполлон и Артемида. Всего 12 богов Олимпа.

Итак, что же за боги обитали на священной горе Олимп?

Зевс — верховный бог Олимпа. В древнегреческой мифологии является богом неба, грома и молний. В римской мифологии Зевс отождествлялся с Юпитером. В славянской мифологии Зевс схож с богом Перуном, который также является богом грома и молний, властителем неба. В германо-скандинавской мифологии Зевс также отождествляется с одним из высших богов — Тором. Интересно, что атрибутами Зевса в древнегреческих представлениях были щит и двусторонний топор. Топор также является атрибутом Перуна и Тора (мьёльнир). Исследователи предполагают, что атрибут топор появился у этого бога в связи с одной из его божественных обязанностей — метатель молний, которые расщепляют деревья пополам, словно бы бог-громовержец ударил сверху топором. В Древней Греции Зевс был не только отцом богов, но также и отцом всех людей.

Гера — самая могущественная богиня на Олимпе. Является женой Зевса. Гера является покровительницей браков и рожениц. Сложно сказать, с какой из славянских богинь может быть тождественная Гера, так как по своим функциям она схожа и с Макошью (верховная богиня, покровительница браков и рожениц), и с рожаницей Ладой. Интересно, что Геру с человеческим лицом стали изображать в относительно поздние времена, однако и после этого её часто изображали по древним обычаям — с головой лошади. Точно также, в виде олених, лосих или лошадей изображали древние славяне Макошь и Ладу.

Посейдон — один из самых почитаемых богов Олимпа. Является покровителем морей, рыбаков и мореплавателей. После того, как боги победили титанов, Посейдону досталась во владение водная стихия. Женой Посейдона считается Амфитрита — нереида, дочь морского бога Нерея и Дориды. Сыном Посейдона и Амфитриты является Тритон. До нас дошли крайне скудные свидетельства существования морского бога у славян. Известно только лишь то, что в новгородских землях его называли Ящером.

Деметра — богиня Олимпа, древнегреческая богиня плодородия и земледелия, рождения и процветания. В Древней Греции являлась наиболее почитаемой богиней, так как от её благосклонности зависел урожай, а следовательно — жизнь древних греков. Считается, что культ Деметры является индоевропейским или даже доиндоевропейским культом богини-матери. Богиня-мать или Великая мать в индоевропейскую эпоху являлась Матерью-Землёй. В нашем, славянском язычестве, Деметра безусловно является тождественной славянской богини Макоши.

Дочерью Деметры является Персефона. Персефона — полное соответствие славянской богини Мораны. Персефона, несмотря на то, что являлась дочерью почитаемой олимпийской богини, непричастна к богам Олимпа. Персефона является богиней подземного мира мёртвых, поэтому на Олимпе она не присутствует.

По этой же причине к богам Олимпа не относят и Аида (сын Кроноса и Реи). Аид — бог подземного мира мёртвых. В славянской мифологии соответствует Чернобогу.

Ещё одной богиней Олимпа является Гестия . Богиня домашнего очага. Олицетворяет чистоту, семейное счастье и покой. Гестия была покровительницей не только домашнего очага, то также покровительницей вечного огня, который никогда не должен был погаснуть. В древнем мире вечный огонь присутствовал у разных народов, в том числе у греков и славян. Вечный огонь поддерживали в честь богов и душ умерших людей. Как явление вечной памяти, вечный огонь дожил до наших дней.

Афина — богиня войны. Дочь Зевса и богини мудрости Метиды. От своего отца Зевса Афина унаследовала силу, а от матери — мудрость. Её изображали в доспехах и с копьём в руках. Помимо своей воинственной черты, Афина является богиней мудрости и справедливости. По преданиям, Афина подарила древним грекам оливу (оливковое дерево). По этой причине оливковым венком всегда награждали прославленных воинов, героев и победителей спортивных игр и соревнований.

Ещё одним богом войны, также обитающем на Олимпе, считается Арес . Сын Зевса и Геры. Афина и Арес являются богами немного противоположными. Если Афина — это справедливая богиня, которая выступает за войну ради правды, то Арес — покровительствует войне ради войны или даже коварной войне. Его спутниками являются богиня раздора Эрида и кровожадная богиня Энио. Кони Ареса носят имена: Пламя, Шум, Ужас и Блеск.

Афродита — богиня красоты и любви. Дочь Зевса и Дионы. Одна из двенадцати олимпийских богов, то есть одна из наиболее почитаемых в древнегреческом пантеоне божеств. В Риме эту богиню называли Венерой. И в наше время Венера — есть образ красоты и любви. Родилась из пены морских вод. Также Афродита считается богиней весны, рождения жизни и плодородия. Любовная власть этой богини считается настолько сильной, что ей подчиняются не только люди, но и боги. Мужем Афродиты был Гефест. Дети Афродиты — Гармония и Эрот.

Гефест — бог-кузнец, покровитель кузнечного ремесла. Сын Зевса и Геры. В славянской мифологии Гефеста сравнивают с богом Сварогом, который также является богом-кузнецом, сковавшим Землю и научившим людей обрабатывать метал. Помимо того, что Гефест был богом кузнечного ремесла, он был и богом огня. В римской мифологии Гефеста называли — Вулканом. Его кузница находится в горе, которая дышит огнём, то есть в действующем вулкане.

Гермес — бог торговли, красноречия, богатства, прибыли. Считается вестником богов, посредником между богами и людьми. Также Гермеса представляли, как покровителя всех путников. Как посредник между небом и землёй, Гефест считается и проводником душ умерших в иной мир. К этому богу взывали о помощи и покровительстве, и путники, и торговцы, и мудрецы, и поэты, и даже воры. Гермес всегда считался хитрецом и плутом. В раннем детстве он украл стало коров у Аполлона, а также скипетр у Зевса, трезубец у Посейдона, щипцы и Гефеста, пояс у Афродиты, стрелы и лук у Аполлона, меч у Ареса. Гермес является сыном Зевса и нимфы гор плеяды Майи. По своим божественным характеристикам Гермес очень схож со славянским богом Велесом, которого также представляют покровителем богатства и торговли, посредником между людьми и богами, проводником душ.

Аполлон — древнегреческий бог, один из олимпийцев. Аполлона также называли — Феб. Аполлон является богом света, олицетворением Солнца. Помимо этого, является покровителем искусств, прежде всего музыки и пения, богом-врачевателем. В славянской мифологии Аполлон очень схож с Даждьбогом — покровителем солнечного света, богом-подателем света, тепла, жизненной энергии. Бог Аполлон родился от союза Зевса (Перуна) и Лето (Лады). Сестрой-близнецом Аполлона является богиня Артемида.

Артемида — богиня красоты, молодости и плодородия. Покровительница охоты. Богиня Луны. Луна (Артемида) и Солнце (Аполлон) — брат и сестра близнецы. Культ Артемиды был распространён в Древней Греции повсеместно. В Эфесе находился храм, посвящённый Артемиде. В этом храме находилась статуя многогрудой покровительнице деторождения. В славянской мифологии Артемиду сравнивают с дочерью Лады, покровительницей весны, красоты и молодости — богиней Лелей.

Согласно мифам о богах Древней Греции в основе вселенной лежал Хаос – первоначальная пустота, мировой беспорядок, из которого благодаря Эросу – первой действующей силе – родились первые древнегреческие боги: Уран (небо) и Гея (земля), ставшие супругами. Первыми детьми Урана и Геи были сторукие великаны, превосходившие всех силой, и одноглазые циклопы (киклопы). Всех их Уран связал и сбросил в Тартар – мрачную бездну подземного мира. Потом родились титаны, младший из которых Кронос оскопил своего отца серпом, данным ему матерью: она не могла простить Урану гибели своих первенцев. Из крови Урана родились Эринии – ужасного вида женщины, богини кровной мести. От соприкосновения части тела Урана, брошенной Кроносом в море, с морской пеной родилась богиня Афродита, которая, по другим источникам, является дочерью Зевса и титаниды Дионы.

Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.

После того как бог Уран отделился от Геи, титаны Кронос, Рея, Океан, Мнемосина (богиня памяти), Фемида (богиня правосудия) и другие вышли на поверхность земли. Таким образом, титаны оказались первыми существами, жившими на земле. Бог Кронос, благодаря которому его братья и сестры освободились от заключения в Тартаре, стал править миром. Он женился на своей сестре Рее. Так как Уран и Гея предсказали ему, что собственный сын лишит его власти, он проглатывал своих детей, как только они рождались.

Боги Древней Греции – Зевс

См. также отдельную статью .

По древнегреческим мифам, богине Рее было жаль своих детей, и, когда у нее родился младший сын Зевс, она решила обмануть мужа и подала Кроносу камень, завернутый в пеленки, который тот и проглотил. А Зевса она спрятала на острове Крит, на горе Иде, где его воспитали нимфы (божества, олицетворяющие силы и явления природы,– божества источников, рек, деревьев и т. п.). Коза Амалфея кормила бога Зевса своим молоком, за что Зевс впоследствии поместил ее в сонм звезд. Это нынешняя звезда Капелла. Став взрослым, Зевс решил взять власть в свои руки и заставил отца изрыгнуть всех проглоченных им детей-богов. Их было пятеро: Посейдон, Аид, Гера, Деметра и Гестия.

После этого началась «титаномахия» – война за власть между древнегреческими богами и титанами. Зевсу в этой войне помогли сторукие великаны и циклопы, которых он для этого вывел из Тартара. Циклопы выковали богу Зевсу громы и молнии, богу Аиду – шлем-невидимку, богу Посейдону – трезубец.

Боги Древней Греции. Видеофильм

Победив титанов, Зевс низверг их в Тартар. Гея, разгневанная на Зевса за расправу с титанами, вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет Тифона, ужасное чудовище. Древнегреческие боги содрогнулись от ужаса, когда из недр земли вышел огромный стоголовый Тифон, огласивший мир ужасным воем, в котором слышался и лай собак, и рев разъяренного быка, и рычание льва, и человеческие голоса. Зевс испепелил молниями все сто голов Тифона, и, когда тот упал на землю, все вокруг стало плавиться от жара, исходившего от тела чудовища. Низвергнутый Зевсом в Тартар Тифон продолжает вызывать землетрясения и извержения вулканов. Таким образом, Тифон является олицетворением подземных сил и вулканических явлений.

Зевс мечет молнию в Тифона

Верховный бог Древней Греции, Зевс, по жребию, брошенному между братьями, получил во владение небо и верховную власть над всем сущим. Не властен он только над судьбой, олицетворяемой тремя его дочерьми Мойрами, прядущими нить человеческой жизни.

Хотя боги Древней Греции обитали в воздушном пространстве между небом и землей, местом их собраний была вершина горы Олимп, высотой около 3 километров, находившейся на севере Греции.

По имени Олимпа двенадцать главных древнегреческих богов называются олимпийскими (Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита и Гермес). С Олимпа боги нередко спускались на землю, к людям.

Изобразительное искусство Древней Греции представляло бога Зевса в виде зрелого мужа с окладистой курчавой бородой, с волнистыми волосами до плеч. Атрибутами его являются громы и молнии (отсюда его эпитеты «громовержец», «молниевержец», «тучегонитель», «тучесобиратель» и др.), а также эгида – сделанный Гефестом щит, потрясая которым Зевс вызывал бури и дожди (отсюда эпитет Зевса «эгиох»– эгидодержавный). Иногда Зевс изображается с Никой – богиней победы в одной руке, со скипетром в другой и с орлом, сидящим у его трона. В древнегреческой литературе бог Зевс часто называется Кронидом, что означает «сын Кроноса».

"Зевс из Отриколи". Бюст IV в. до Р. Х.

Первое время правления Зевса, по понятиям древних греков, соответствовало «серебряному веку» (в отличие от «золотого века»– времени правления Кроноса). В «серебряном веке» люди были богаты, пользовались всеми благами жизни, но утратили невозмутимое счастье, так как лишились былой невинности, забывали воздавать должную благодарность богам. Этим они навлекли на себя гнев Зевса, сославшего их в преисподнюю.

После «серебряного века», по представлениями древних греков, наступил век «медный» – век войн и опустошений, затем – век «железный» (Гесиод вводит между медным и железным веками век героев), когда нравы людей настолько развратились, что богиня справедливости Дика, а с нею Верность, Стыдливость и Правдивость покинули землю, и люди стали в поте лица, тяжкими трудами добывать себе средства к существованию.

Зевс решил уничтожить род людской и сотворить новый. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только супруги Девкалион и Пирра, ставшие родоначальниками нового поколения людей: по велению богов они бросали за спину камни, которые превратились в людей. Мужчины возникли из камней, брошенных Девкалионом, а женщины – из камней, брошенных Пиррой.

В мифах Древней Греции бог Зевс распределяет на земле добро и зло, им установлен общественный порядок, учреждена царская власть:

«Громораскатный, владыка державный, судья-воздаятель,
Любишь вести ты беседы с Фемидой, согбенно сидящей»
(из гомеровского гимна Зевсу, ст. 2–3; пер. В. В. Вересаева).

Хотя Зевс был женат на своей сестре, богине Гере, матерями его многочисленных детей стали в древнегреческих сказаниях и другие богини, и нимфы, и даже смертные женщины. Так, фиванская царевна Антиопа родила ему близнецов Зета и Амфиона, аргосская царевна Даная родила сына Персея, спартанская царица Леда – Елену и Полидевка, финикийская царевна Европа – Миноса. Таких примеров можно было бы привести много. Это объясняется тем, что, как было сказано выше, Зевс вытеснил многих местных богов, жены которых стали со временем восприниматься как возлюбленные Зевса, ради которых он изменял своей супруге Гере.

В особо торжественных случаях или при весьма значительных поводах Зевсу приносили «гекатомбу» – великую жертву из ста быков.

Боги Древней Греции – Гера

См. отдельную статью .

Богиня Гера, считавшаяся в Древней Греции сестрой и женой Зевса прославлялась как покровительница супружества, олицетворение супружеской верности. В древнегреческой литературе она изображается блюстительницей нравственности, жестоко преследующей ее нарушителей, особенно своих соперниц и даже их детей. Так, Ио, возлюбленная Зевса, была превращена Герой в корову (по другим греческим мифам бог Зевс сам превратил Ио в корову, чтобы спрятать ее от Геры), Каллисто – в медведицу, а сына Зевса и Алкмены, могучего героя Геракла , супруга Зевса преследовала всю его жизнь, начиная с младенческого возраста. Будучи защитницей супружеской верности, богиня Гера карает не только возлюбленных Зевса, но и тех, кто пытается склонить ее к неверности мужу. Так, Иксион, взятый Зевсом на Олимп, пытался добиться любви Геры, и за это, по ее требованию, не только был низвергнут в Тартар, но и прикован к вечно вращающемуся огненному колесу.

Гера – древнее божество, почитавшееся на Балканском полуострове еще до прибытия туда греков. Родиной ее культа был Пелопоннес. Постепенно в образе Геры соединились и другие женские божества, и она стала мыслиться как дочь Кроноса и Реи. По Гесиоду, она является седьмой женой Зевса.

Богиня Гера. Статуя эллинистического периода

Один из мифов Древней Греции о богах рассказывает, как Зевс, раздраженный покушением Геры на его сына Геракла, подвесил ее на цепях к небосклону, привязав к ногам тяжелые наковальни, и подверг бичеванию. Но это было сделано в порыве сильного гнева. Обычно же Зевс относился к Гере с таким уважением, что другие боги, бывая у Зевса на советах и на пирах, выказывали высокое почтение его супруге.

Богине Гере в Древней Греции присваивали такие качества, как властолюбие и тщеславие, толкавшие ее на расправу с теми, кто ставил свою или чужую красоту выше ее красоты. Так, в продолжение всей троянской войны она содействует грекам, чтобы наказать троянцев за предпочтение, отданное сыном их царя Парисом Афродите перед Герой и Афиной .

В браке с Зевсом Гера родила Гебу – олицетворение юности, Ареса и Гефеста. Впрочем, по некоторым преданиям, Гефеста она родила одна, без участия Зевса, от аромата цветов, в отместку за рождение им Афины из собственной головы.

В Древней Греции богиню Геру изображали высокой величавой женщиной, одетой в длинное платье и увенчанной диадемой. В руке она держит скипетр – символ своей верховной власти.

Вот в каких выражениях славит богиню Геру гомеровский гимн:

«Золототронную славлю я Геру, рожденную Реей,
Вечноживущих царицу с лицом красоты необычной,
Громкогремящего Зевса родную сестру и супругу
Славную. Все на великом Олимпе блаженные боги
Благоговейно ее наравне почитают с Кронидому
(ст 1–5; пер. В. В. Вересаева)

Бог Посейдон

Бог Посейдон, признававшийся в Древней Греции владыкой водной стихии (этот удел он получил по жребию, как Зевс – небо), изображается очень похожим на своего брата: у него такая же, как у Зевса, курчавая окладистая борода, такие же волнистые волосы до плеч, но у него свой атрибут, по которому его легко отличить от Зевса,– трезубец; им он приводит в движение и успокаивает морские волны. Он господствует над ветрами; очевидно, с морем было в Древней Греции связано представление о землетрясениях; этим объясняется применяемый Гомером по отношению к богу Посейдону эпитет «колебатель земли»:

«Землю и море бесплодное он в колебанье приводит,
На Геликоне царит и на Эглах широких. Двойную
Честь, о земли Колебатель, тебе предоставили боги:
Диких коней укрощать и спасать корабли от крушенья»
(из гомеровского гимна Посейдону, ст. 2–5; пер. В. В. Вересаева).

Трезубец, таким образом, нужен Посейдону для того, чтобы вызывать сотрясение земли, и для того, чтобы, раздвинув горы, создавать обильные водой долины; трезубцем бог Посейдон может ударить по каменной скале, и из нее тотчас забьет светлый ключ чистой воды.

Посейдон (Нептун). Античная статуя II в. по Р. Х.

По мифам Древней Греции, у Посейдона были споры с другими богами за обладание той или иной землей. Так, Арголида была бедна водой потому, что при споре Посейдона с Герой назначенный судьей аргосский герой Инах передал эту землю ей, а не ему. Аттика же подверглась наводнению из-за того, что боги решили спор Посейдона с Афиной (кому обладать этой страной) в пользу Афины.

Женой бога Посейдона считалась Амфитрита , дочь Океана. Но Посейдон, как и Зевс, питал нежные чувства и к другим женщинам. Так, матерью его сына, циклопа Полифема , была нимфа Фооса, матерью крылатого коня Пегаса – горгона Медуза и т. п.

Великолепный дворец Посейдона находился, по древнегреческим сказаниям, в глубине моря, где кроме Посейдона обитали и другие многочисленные существа, занимающие второстепенные места в мире богов: старец Нерей – древнее морское божество; нереиды (дочери Нерея) – морские нимфы, среди которых наиболее известны Амфитрита, ставшая женой Посейдона, и Фетида – мать Ахилла. Осматривать свои владения – не только морские глубины, но и острова, и прибрежные земли а иногда и земли, лежащие в глубине материка, – бог Посейдон отправлялся на колеснице, запряженной конями, имевшими вместо задних ног рыбьи хвосты.

В Древней Греции Посейдону как державному владыке морей и покровителю коневодства посвящены были Истмийские игры на Истме, Коринфском перешейке, у моря. Там же, в святилище Посейдона, находилась железная статуя этого бога, воздвигнутая греками в честь победы их на море, когда был разбит персидский флот.

Боги Древней Греции – Аид

Аид (Гадес), называемый в Риме Плутоном , получил по жребию подземный мир и стал его владыкой. Представление древних об этом мире отражено в древнегреческих именах подземного бога: Аид – невидимый, Плутон – богатый, так как все богатства, как минеральные, так и растительные, порождаются землей. Аид – повелитель теней умерших, и его называют иногда Зевсом Катахтоном – подземным Зевсом. Считаясь в Древней Греции олицетворением богатых недр земли, Аид не случайно оказался мужем Персефоны , дочери богини плодородия Деметры. Эта супружеская пара, не имевшая детей, в представлении греков, враждебна была всякой жизни и насылала на все живое непрерывный ряд смертей. Деметра не хотела, чтобы ее дочь оставалась в царстве Аида, но когда она просила Персефону вернуться на землю, та ответила, что отведала уже «яблока любви», т. е. съела часть полученного от мужа граната, и не может вернуться. Правда, две трети года она все-таки проводила с матерью по велению Зевса, потому что, тоскуя по дочери, Деметра перестала посылать урожай и заботиться о созревании плодов. Таким образом, Персефона в мифах Древней Греции олицетворяет взаимодействие между богиней плодородия, дарующей жизнь, заставляющей землю давать плоды, и богом смерти, отнимающим жизнь, увлекающим все порождения земли обратно в ее лоно.

Царство Аида имело в Древней Греции разные названия: Аид, Эреб, Орк, Тартар. Вход в это царство, по представлению греков, находился либо в южной Италии, либо в Колоне, близ Афин, либо в других местах, где были провалы и расселины. В царство бога Аида после смерти отправляются все люди и, как рассказывает Гомер , влачат там жалкое безрадостное существование, лишенные памяти о своей земной жизни. Полное сознание боги подземного мира сохраняли лишь немногим избранным. Из живых только Орфею , Гераклу , Тесею , Одиссею и Энею удалось проникнуть в Аид и вернуться на землю. Согласно мифам Древней Греции, у входа в Аид сидит зловещий трехглавый пес Цербер, на его шее шевелятся с грозным шипением змеи, и он не позволяет никому покинуть царство мертвых. В Аиде протекает несколько рек. Через Стикс перевозит души умерших старый лодочник Харон, взимавший за свой труд плату (поэтому в рот умершему клали монету для того, чтобы его душа могла расплатиться с Хароном). Если человек оставался непогребенным, Харон не пускал его тень в свою лодку, и ей суждено было вечно скитаться по земле, что считалось в Древней Греции величайшим несчастьем. Человек, лишенный погребения, будет вечно голодать и томиться жаждой, так как у него не будет могилы, у которой родственники делали бы возлияния и оставляли бы для него пищу. Другие реки подземного мира – Ахерон, Пирифлегетон, Коцит и Лета, река забвения (глотнув воды из Леты, усопший забывал все. Только испив жертвенной крови, душа умершего на время обретала прежнее сознание и способность говорить с живыми). Души очень немногих избранных живут отдельно от других теней в Элисии (или на Елисейских полях), упоминаемом в «Одиссее » и в «Теогонии »: там они пребывают в вечном блаженстве под покровительством Кроноса, как бы в Золотом веке; позже считалось, что в Элисий попадают все, посвященные в Элевсинские таинства .

Преступники, оскорбившие чем-либо древнегреческих богов, терпят в подземном царстве вечные муки. Так, фригийский царь Тантал , предложивший в пищу богам мясо своего сына, вечно страдает от голода и жажды, стоя по горло в воде и видя рядом с собой спелые плоды, а также пребывает в вечном страхе, потому что над головой его нависает готовая обрушиться скала. Коринфский царь Сизиф вечно втаскивает на гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины горы, скатывается вниз. Сизиф наказан богами за корыстолюбие и лукавство. Данаиды , дочери аргосского царя Даная, за убийство своих мужей вечно наполняют водой бездонную бочку. Эвбейский великан Титий за оскорбление богини Латоны лежит в Тартаре распростертый, и два коршуна вечно терзают его печень. Бог Аид вершит свой суд над умершими с помощью трех героев, прославившихся своей мудростью,– Эака, Миноса и Радаманта. Эак считался также привратником подземного царства.

По представлениям древних греков, царство бога Аида погружено во мрак и населено всякими ужасными существами и чудовищами. Среди них – страшная Эмпуса – вампир и оборотень с ослиными ногами, Эринии , Гарпии – богини вихря, полуженщина-полузмея Ехидна; здесь и дочь Ехидны Химера с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом змеи, здесь и боги различных сновидений. Над всеми этими демонами и чудовищами властвует трехглавая и трехтелая дочь Тартара и Ночи древнегреческая богиня Геката . Ее троякий облик объясняется тем, что она появляется и на Олимпе, и на земле, и в Тартаре . Но, по преимуществу, она принадлежит подземному миру, является олицетворением мрака ночного; она посылает людям тяжкие сны; ее призывают при совершении всякого рода колдовских действий и заклинаний. Поэтому служба этой богине совершалась ночью.

Циклопы, по мифам Древней Греции, выковали богу Аиду шлем-невидимку; очевидно, эта мысль связана с представлением о незримом приближении смерти к своей жертве.

Изображается бог Аид зрелым мужем, сидящим на троне с жезлом или двузубцем в руке, с Цербером у ног. Иногда рядом с ним богиня Персефона с гранатом.

Аид почти не появляется на Олимпе, поэтому его не причисляют к олимпийскому пантеону.

Богиня Деметра

Древнегреческая богиня Афина-Паллада – любимая дочь Зевса, родившаяся из его головы. Когда возлюбленная Зевса океанида Метида (богиня разума) ждала ребенка, который, по предсказанию, должен был превзойти силой своего отца, Зевс хитрыми речами заставил ее уменьшиться в размерах и проглотил. Но плод, которым была беременна Метида, не погиб, а продолжал развиваться у него в голове. По просьбе Зевса Гефест (по другому мифу Прометей) разрубил его голову топором, и из нее выскочила богиня Афина в полном воинском вооружении.

Рождение Афины из головы Зевса. Рисунок на амфоре второй половины VI в. до Р. Х.

«Пред Зевсом эгидодержавным
Прыгнула быстро на землю она из главы его вечной,
Острым копьем потрясая. Под тяжким прыжком светлоокой
Заколебался великий Олимп, застонали ужасно
Окрест лежащие земли, широкое дрогнуло море
И закипело волнами багровыми...»
(из гомеровского гимна Афине, ст. 7–8; пер. В. В. Вересаева).

Будучи дочерью Метиды, богиня Афина сама стала «Полиметидой» (многодумной), богиней разума и разумной войны. Если бог Арес упивается всяким кровопролитием, будучи олицетворением губительной войны, то богиня Афина вносит в войну элемент человечности. У Гомера Афина говорит, что боги не оставляют безнаказанным употребление отравленных стрел. Если появление Ареса наводит ужас, то присутствие в битве Афины дисциплинирует, воодушевляет и приносит примирение. Таким образом, в ее лице древние греки противопоставляли разум грубой силе.

Являясь древним микенским божеством, Афина сосредоточила в своих руках управление многими явлениями природы и сторонами жизни: в свое время она была и повелительницей небесных стихий, и богиней плодородия, и врачевательницей, и покровительницей мирного труда; она научила людей строить дома, обуздывать коней и т. п.

Постепенно древнегреческие мифы стали ограничивать деятельность богини Афины войной, внесением разумности в действия людей и женским ремеслом (прядением, ткачеством, вышиванием и т. п.). В этом отношении она родственна Гефесту, но Гефест – стихийная сторона ремесла, связанная с огнем; у Афины же и в занятии ремеслом превалирует разум: если для придания благородства искусству Гефеста понадобился его союз с Афродитой или харитой, то богиня Афина сама – совершенство, олицетворение культурного прогресса во всем. Афину чтили в Греции повсеместно, но особенно в Аттике, которую она выиграла в споре с Посейдоном. В Аттике она была любимым божеством, в ее честь главный город Аттики был назван Афинами.

Имя «Паллада», по-видимому, появилось после слияния культа Афины с культом древнего божества Палланта, который в представлении греков был гигантом, побежденным Афиной во время войны богов с гигантами.

Как воительница она – Паллада, как покровительница в мирной жизни – Афина. Ее эпитеты – «голубоглазая», «совоокая» (сова как символ мудрости была священной птицей Афины), Эргана (работница), Тритогенея (эпитет неясного значения). В Древней Греции богиня Афина изображалась по-разному, но чаще всего в длинном одеянии без рукавов, с копьем и со щитом, в шлеме и с эгидой на груди, на которой укреплена голова Медузы , подаренная ей Персеем ; иногда – со змеей (символ врачевания), иногда – с флейтой, так как древние греки считали, что Афина изобрела этот инструмент.

Богиня Афина не была замужем, она неподвластна чарам Афродиты, поэтому главный храм ее, находившийся в акрополе, носил название «Парфенон» (парфенос – дева). В Парфеноне была установлена огромная «хрисэлефантинная» (т. е. сделанная из золота и слоновой кости) статуя Афины с Никой в правой руке (работы Фидия). Недалеко от Парфенона, внутри стен акрополя стояла другая статуя Афины, бронзовая; блеск ее копья был виден мореходам, приближавшимся к городу.

В гомеровском гимне Афина названа градозащитницей. Действительно, в изучаемый нами период древнегреческой истории Афина – сугубо городское божество, в отличие, например, от Деметры, Диониса, Пана и др.

Бог Аполлон (Феб)

По мифам Древней Греции, когда мать богов Аполлона и Артемиды, возлюбленная Зевса, Латона (Лето) должна была стать матерью, ее жестоко преследовала Гера, ревнивая и безжалостная супруга Зевса. Все боялись гнева Геры, поэтому Латону гнали отовсюду, где бы она ни останавливалась. И лишь остров Делос, скитавшийся, как и Латона (по преданию он был когда-то плавучим), понял страдания богини и принял ее на свою землю. Он был, кроме того, прельщен ее обещанием родить на его земле великого бога, для которого там же, на Делосе, будет разбита священная роща и воздвигнут прекрасный храм.

На земле Делоса богиня Латона родила близнецов – богов Аполлона и Артемиду, получивших в честь его эпитеты – Делий и Делия.

Феб-Аполлон – древнейшее божество малоазийского происхождения. Когда-то его почитали как охранителя стад, дорог, путников, мореходов, как бога врачебного искусства. Постепенно он занял одно из главенствующих мест в пантеоне Древней Греции. Его два имени отражают его двойственную сущность: ясный, светлый (Феб) и губительный (Аполлон). Постепенно культ Аполлона вытеснил в Древней Греции культ Гелиоса , первоначально почитавшегося как божество солнца, и стал олицетворением солнечного света. Лучи солнца, живительные, но иногда и смертельно опасные (вызывающие засуху) воспринимались древними греками как стрелы «сребролукого», «далеко разящего» бога, поэтому лук – один из постоянных атрибутов Феба. Другой его атрибут Аполлона – лира или кифара – по форме напоминает лук. Бог Аполлон – искуснейший музыкант и покровитель музыки. Когда он появляется с лирой на пирах богов, его сопровождают музы – богини поэзии, искусств и наук. Музы – дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Муз было девять: Каллиопа – муза эпоса, Евтерпа – муза лирики, Эрато – муза любовной поэзии, Полигимния – муза гимнов, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Клио – муза истории и Урания – муза астрономии. Любимым местом пребывания муз считались горы Геликон и Парнас. Вот как автор гомеровского гимна к Аполлону Пифийскому описывает Аполлона-Мусагета (предводителя муз):

«Благоухают на боге одежды бессмертные. Струны
Страстно под плектром звучат золотым на божественной лире.
Мысли быстрее с земли на Олимп перенесшись, оттуда
Входит в палаты он Зевса, в собрание прочих бессмертных.
Тотчас желанье у всех появляется песен и лиры.
Сменными хорами песнь начинают прекрасные Музы...»
(ст. 6–11; пер. В. В. Вересаева).

Лавровый венок на голове бога Аполлона – память о его возлюбленной, нимфе Дафне, которая превратилась в лавровое дерево, предпочтя смерть любви Феба.

Врачебные функции Аполлона постепенно перешли к его сыну Асклепию и внучке Гигиее – богине здоровья.

В архаическую эпоху Аполлон-стреловержец становится самым популярным богом у древнегреческой аристократии. В городе Дельфы находилось основное святилище Аполлона – дельфийский оракул , куда приходили за предсказаниями и советами как частные лица, так и государственные деятели.

Аполлон – один из самых грозных богов Древней Греции. Другие боги даже немного побаиваются Аполлона. Вот как рассказывается об этом в гимне Аполлону Делосскому:

«По дому Зевса пройдет он – все боги, и те затрепещут.
С кресел своих повскакавши, стоят они в страхе, когда он
Ближе подступит и лук свой блестящий натягивать станет.
Только Лето остается близ молнелюбивого Зевса;
Лук распускает богиня и крышкой колчан закрывает,
С Фебовых плеч многомощных оружье снимает руками
И на колок золотой на столбе близ седалища Зевса
Вешает лук и колчан; Аполлона же в кресло сажает.
В чаше ему золотой, дорогого приветствуя сына,
Нектар отец подает. И тогда божества остальные
Тоже садятся по креслам. И сердце Лето веселится,
Радуясь, что родила луконосного, мощного сына»
(ст. 2–13; пер. В. В. Вересаева).

В Древней Греции бога Аполлона изображали стройным юношей с волнистыми кудрями до плеч. Он либо обнажен (у так называемого Аполлона Бельведерского лишь легкий покров ниспадает с плеч) и держит в руках пастушеский посох или лук (у Аполлона Бельведерского за плечами колчан со стрелами), либо в длинных одеждах, в лавровом венке и с лирой в руках – это Аполлон Мусагет или Кифаред.

Аполлон Бельведерский. Статую работы Леохара. Ок. 330-320 до Р. Х.

Примечательно то, что хотя Аполлон являлся в Древней Греции покровителем музыки и пения, он сам играет только на струнных инструментах – лире и кифаре, которые греки считали благородными, противопоставляя их «варварским» (чужеземным) инструментам – флейте и свирели. Недаром богиня Афина отказалась от флейты, предоставив ее низшему божеству – сатиру Марсию, так как при игре на этом инструменте у нее некрасиво надувались щеки.

Боги Древней Греции – Артемида

Бог Дионис

Дионис (Вакх), в Древней Греции – бог растительных сил природы, покровитель виноградарства и виноделия, в VII–V вв. до н. э. приобрел огромную популярность у простого народа в противовес Аполлону, культ которого был популярен у аристократии.

Однако этот быстрый рост популярности Диониса был как бы вторым рождением бога: культ его существовал еще во II тыс. до н. э., но потом был почти забыт. У Гомера Дионис не упоминается, и это свидетельствует о непопулярности его культа в эпоху господства аристократии, в начале I тыс. до н. э.

Архаическое изображение Диониса, такого, каким бог мыслился, по-видимому, до изменения культа,– зрелый муж с длинной бородой; в V–IV вв. до н. э. древние греки изображали Вакха изнеженным, даже несколько женоподобным юношей с виноградом или с венком из плюща на голове, и это изменение внешнего облика бога свидетельствует об изменении его культа. Не случайно в Древней Греции существовало несколько мифов, рассказывавших о борьбе, с которой внедрялся культ Диониса, и о сопротивлении, встретившем его появление в Греции. Один из этих мифов положен в основу трагедии Еврипида «Вакханки» . Устами самого Диониса Еврипид весьма правдоподобно рассказывает историю этого бога: Дионис родился в Греции, но был забыт у себя на родине и вернулся в свою страну только после того, как завоевал популярность и утвердил свой культ в Азии. Ему пришлось преодолевать сопротивление в Греции не потому, что он был там чужим, а потому, что он принес с собой чуждый Древней Греции оргиазм.

Действительно, вакхические празднества (оргии) в классическую эпоху Древней Греции были экстатическими, и момент экстаза был, очевидно, тем новым элементом, который был привнесен при возрождении культа Диониса и явился результатом слияния культа Диониса с восточными божествами плодородия (например, идущим с Балкан культом Сабасия).

В Древней Греции бог Дионис считался сыном Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма . Богиня Гера возненавидела Семелу и захотела ее погубить. Она убедила Семелу, чтобы та попросила Зевса явиться к своей смертной возлюбленной в обличье бога с громами и молниями, чего он никогда не делал (являясь к смертным, он изменял свой облик). Когда Зевс приблизился к дому Семелы, молния выскользнула из его руки и попала в дом; в пламени вспыхнувшего пожара Семела погибла, родив перед смертью слабого, не способного жить ребенка. Но Зевс не дал сыну погибнуть. Из земли вырос зеленый плющ, который прикрыл ребенка от огня. Затем Зевс взял спасенного сына и зашил его в свое бедро. В теле Зевса Дионис окреп и родился во второй раз из бедра громовержца. Согласно мифам Древней Греции, Диониса воспитывали горные нимфы и демон Силен, которого древние представляли себе как вечно пьяного, веселого старика, преданного своему воспитаннику-богу.

Вторичное внедрение культа бога Диониса отразилось в ряде рассказов не только о прибытии бога в Грецию из Азии, но и вообще о его путешествиях на корабле. Уже в гомеровском гимне мы находим рассказ о переезде Диониса с острова Икария на остров Наксос. Не зная, что перед ними бог, красивого юношу схватили разбойники, связали его прутьями и погрузили на корабль, чтобы продать его в рабство или получить за него выкуп. Но в пути с рук и ног Диониса сами собой слетели путы, и перед разбойниками начали совершаться чудеса:

«Сладкое прежде всего по судну быстроходному всюду
Вдруг зажурчало вино благовонное, и амвросийный
Запах вокруг поднялся. Моряки в изумленья глядели.
Вмиг протянулись, за самый высокий цепляяся парус,
Лозы туда и сюда, и в обилии гроздья повисли...»
(ст. 35–39; пер. В. В. Вересаева).

Обернувшись львом, Дионис растерзал предводителя пиратов. Остальные пираты, за исключением мудрого кормчего, которого Дионис пощадил, бросились в море и превратились в дельфинов.

Чудеса, описанные этом древнегреческом в гимне, – самопроизвольное спадание оков, возникновение фонтанов вина, превращение Диониса в льва и т. п., характерны для представлений о Дионисе. В мифах и в изобразительном искусстве Древней Греции бог Дионис часто представлен в виде козла, быка, пантеры, льва или с атрибутами этих животных.

Дионис и сатиры. Живописец Бригос, Аттика. Ок. 480 до Р. Х.

Свита Диониса (фиас) состоит из сатиров и вакханок (менад). Атрибут вакханок и самого бога Диониса – тирс (палочка, увитая плющем). У этого бога много имен и эпитетов: Иакх (вопящий), Бромий (дико шумящий), Бассарей (этимология слова неясна). Одно из имен (Лиэй) связано, очевидно, с чувством освобождения от забот, испытываемым при употреблении вина, и с оргиастическим характером культа, освобождающего человека от обычных запретов.

Пан и лесные божества

Пан был в Древней Греции богом лесов, покровителем пастбищ, стад и пастухов. Сын Гермеса и нимфы Дриопы (по другому мифу – сын Зевса), он родился с козлиными рогами и козлиными ногами, потому что бог Гермес, ухаживая за его матерью, принял облик козла:

«С нимфами светлыми он – козлоногий, двурогий, шумливый
Бродит по горным дубравам, под темною сенью деревьев,
Нимфы с верхушек скалистых обрывов его призывают,
Пана они призывают с курчавою грязною шерстью,
Бога веселого пастбищ. В удел отданы ему скалы,
Снежные горные главы, тропинки кремнистых утесов»
(из гомеровского гимна Пану, ст. 2–7; пер. В. В. Вересаева).

В отличие от сатиров, имевших такую же внешность, Пан изображался древними греками со свирелью в руках, тогда как сатиры – с виноградом или с плющом.

По примеру древнегреческих пастухов, бог Пан вел кочевую жизнь, бродя по лесам, отдыхая в глухих пещерах и наводя на заблудившихся путников «панический страх».

Лесных богов в Древней Греции было множество, и в отличие от главного божества они назывались панисками.

Древнюю Грецию до прихода греков населяли пеласгийские народности. Они так и не ассимилировались в дальнейшем с греками, уйдя в небытие. Благодаря им, по мнению Геродота, у древних эллинов возникла религия с богами Древней Греции в современном её понимании.

Характерные черты религии Древней Греции.

При возникновении первой государственности Эллады, примерно 3000 лет до н.э., религия стала играть всё большую роль в жизни древних греков. Главными богами были титаны, которые олицетворяли стихии природы.

Верховный бог титанов Кронос в борьбе за власть убил своего отца. Он боялся такой же участи и поэтому пожирал своих сыновей. Одного из них спасла Рея, жена Кроноса. Его звали Зевсом. Когда Зевс вырос, он заставил отца вернуть проглоченных сыновей из своей утробы и объединив силы с другими богами, начал борьбу с титанами.

Старшие боги

В этих многочисленных битвах, согласно мифам Древней Греции, победили боги во главе с Зевсом. После победы они поделили власть и ушли жить на священную гору Олимп.

  • Зевс стал править небом, молниями и громом. Он стал главным в пантеоне двенадцати старших богов. Все остальные боги подчинялись ему и считали его самым справедливым. Древние греки установили статую Зевсу, она находилась на острове Посейдон и достигала 15 метров.

Рис. 1. Статуя Зевса на острове Посейдон.

  • Морями и океанами стал править Посейдон . Он был женат на богине Амфитрите, от которой родился сын Тритон. В гневе этот бог был страшен: мог вызвать наводнение, или волнами разбить морской порт. Там где ступал Посейдон по земле, начинала бить ключевая вода. Этого бога почитали все морские путешественники и моряки.
  • Аид не захотел править наземным миром и ушёл в Тартар, где и стал править царством мёртвых. На цепи у входа в подземное царство сидел его верный трёхголовый пёс Цербер, который не пускал живых в Тартар. Аид выкрал у Зевса его любимую племянницу Персефону и заставил её выйти за него замуж. Древние греки приносили в жертву Аиду чёрного быка. Обычно его клали перед расщелинами или входом в пещеру, которые олицетворяли вход в царство мёртвых.
  • Главной женской богиней у греков считалась Гера . Последняя жена Зевса была покровительницей брака и карала жестоко за измену состоявших в браке людей. Древние греки поклонялись ей и просили о рождении крепких и здоровых детей.
  • Богом солнечного света и венцом мужской красоты был . Кроме духовной чистоты этот бог был наделён способностями врачевателя. Позднее, древние греки почитали его, как покровителя искусств, в том числе и музыки.

Рис. 2. Аполлон.

Религия древней Греции не несла символов бессмертия, боги, как и люди, имели вполне человеческие черты: они влюблялись, страдали, были способны на милосердие или предательство. В представлении древних греков, боги завоевали мир у природных стихий, сделали этот мир лучше и стали его покровителями и защитниками.

  • Богом всех границ, отделяющих одно от другого, и дорог являлся Гермес . Он обладал острым умом, изворотливостью, ведь он был покровителем торговли, знал несколько языков и выделялся блестящими манерами. Кроме купцов, этого бога почитали пастухи и путешественники.
  • Гефест – бог огня – покровительствовал кузнечному ремеслу, сам, при этом, считался непревзойдённым кузнецом. Был хромоногим на обе ноги, потому что, согласно легенде, он был сброшен вниз Зевсом, за то, что помог Гере выбраться из оков.
  • Арес – бог несправедливых войн. Был сыном Зевса и Геры. Зевс втайне ненавидел его за дикий и необузданный нрав. Арес любил дикие забавы и мог начать конфликт безо всякого повода. Был женат на Афродите.

Все олимпийские боги и богини вели увеселительный образ жизни, предаваясь интригам и страстям. Каждый из богов был по-своему могущественным, поэтому распри очень часто заканчивались компромиссом.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Младшие боги

У старших богов появились дети, это поколение было более многочисленным, чем предыдущее, некоторые из них:

  • Дионис – бог плодородия и виноделия. Он покровительствовал разведению винограда и танцам. Согласно легендам Древней Греции, Гера ненавидела Диониса и свела его с ума. Где бы ни появлялся Дионис, ему сопутствовало безудержное пьянство, беспричинное веселье и даже убийства.
  • Гелиос – бог солнца. Этот бог выполнял такие же функции, как и Аполлон, был солнечным божеством, а заодно и глазами Зевса: знал, что и где творится в бренном мире людей. В Греции возведено много статуй в честь Гелиоса, одна из них носит название Колосса Родосского и относилась к семи Чудесам Света. Статуя достигала 33 метров и стояла на острове Родос в Эгейском море.

Рис. 3. Колосс Родосский.

  • Ирида выполняла мелкие и большие поручения богов. Она несла людям послания и вести о богах Олимпа. Древние греки почитали её ещё и как богиню радуги.
  • Фемида – богиня правосудия, защитница несправедливо обвинённых. Помогла Зевсу развязать Троянскую войну. Греки изображали эту богиню с завязанными глазами, что означало её беспристрастность. Рог изобилия в руках Фемиды означал меру воздаяния представшему перед её справедливым судом.

По религии Древней Греции можно воссоздать картину жизнедеятельности древних греков.
В следующей таблице представлен краткий список и описание богов Древней Греции:

Имя бога

Чем управлял(ла)

Характеристика

Небом, молниями и громом

Первым из богов вложил в людей понятия честности, совести и стыда. Обладал карающей силой.

Посейдон

Морями и океанами

Изображался с гневным лицом. Не терпел возражений, не выносил обид.

Подземным Царством мёртвых

Часто изображался щедрым и гостеприимным.

Домашним очагом

Ревнивая и властолюбивая Гера жестоко наказывает за супружескую измену.

Артемида

Любит животных, хотя и покровительствует охоте.

Покровительствует кузнечному искусству, изготовлял молнии для самого Зевса, потому что сам был непревзойдённым мастером-кузнецом.

Растительностью

Покровительствовал театрам, виноделию и танцам.

Правосудием

Была первой прорицательницей. Созывала на совет богов Олимпа. Считалась самой беспристрастной и справедливой судьёй.

Почитание бога Диониса, которое пришло с севера Балкан, развивалось отдельно от остального многобожия. Спустя время, это почитание стало монотеистическим (монотеизм-один бог). Историками принято считать, что поклонение Дионису было первым предвестником образования христианской религии.

Что мы узнали?

Религия Древней Греции, которую изучают в 5 классе, в отличие от других религий, наделяла богов человеческими чертами, что сближало их с людьми и позволило современникам лучше узнать жизнь древних греков. Кроме того, греки хоть и верили в загробную жизнь, но это не служило для них основой почитания богов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 458.

Боги Древней Греции

Олимпийские боги

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии - боги второго поколения (после изначальных богов и титанов - богов первого поколения), высшие существа, обитавшие на горе Олимп. Олимп (Olumpoz) - гора в Фессалии, на которой, согласно древнегреческим мифам, обитают боги. Название Олимп догреческого происхождения (возможна связь с индоевропейским корнем ulu / uelu, «вращать», т. е. указание на округлость вершин) и принадлежит ряду гор Греции и Малой Азии. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают оры, когда они выезжают на золотых колесницах. Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов-олимпийцев, победивших титанов.

Зевс - бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи.

Посейдон - бог морей. Сын Кроноса и Реи. Считая себя равным своему брату Зевсу, выступил против него вместе с Герой и Афродитой, но потерпел поражение и был спасен Фетидой. При разделении мира ему досталось море.

Аид (Гадес) - бог подземного царства мертвых (и название самого царства мертвых), первый сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой. После раздела мира между тремя братьями (Зевс, Посейдон и Аид), после одержанной победы над титанами Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших.

Гестия - богиня семейного очага и жертвенного огня в Древней Греции. Старшая дочь Кроноса и Реи.

Гера - богиня, покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Гера, третья дочь Крона и Реи, является женой Зевса, своего брата.

Арес - бог коварной, вероломной войны, войны ради войны, сын Зевса и Геры.

Афина - богиня справедливой войны и мудрости, знаний, искусств и ремесел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремесел, ума, сноровки, изобретательности. Дочь Зевса и Геры.

Аполлон (Феб) - бог солнца, света, искусства, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз, покровитель наук и искусств, сын богини Латоны и Зевса.

Афродита - богиня красоты и любви, олицетворение вечной юности, покровительница мореплавания.

Гермес - бог торговли, прибыли, интеллекта, ловкости, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог гимнастики. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида. Сын Зевса и плеяды Майи (в древнегреческой мифологии - дочери титана Атланта и океаниды Плейоны).

Артемида - всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны (ее брат Аполлон был олицетворением Солнца). Дочь Зевса и богини Латоны.

Гефест - бог огня, покровитель кузнечного ремесла и сам искусный кузнец. Сын Зевса и Геры.

Деметра - вторая дочь Кроноса и Реи, богиня плодородия и земледелия. Именно Деметра, согласно мифам, научила людей земледелию.

Дионис - бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.

Ника (Нике) - богиня победы, сопровождала Зевса в его борьбе с титанами и гигантами.

Пан - сын бога Гермеса, первоначально почитался как покровитель пастухов, бог стад; впоследствии как покровитель всей природы. Изображался в виде человека с рогами, козлиными ногами и козлиной бородой.

Эос - богиня утренней зари, сестра Гелиоса (солнца) и Селены (луны). Греки представляли ее прекрасной молодой женщиной, чьи пальцы и одежда сияли золотисто-розовым блеском, когда она утром поднималась на своей колеснице на небо.

Эрос (Эрот) - бог любви, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на земле.

Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Какую охрану рекомендовал правителям Периандр, один из «семи мудрецов» Древней Греции? Периандр (около 660–586 до нашей эры) был тираном Коринфа, приблизительно в 627 году он захватил власть путем переворота. Во время его правления Коринф достиг хозяйственного и культурного

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

О чем предупреждал любителей прекрасного афинянин Солон, один из «семи мудрецов» Древней Греции? Афинский политический деятель и поэт Солон (около 638 – около 559 до нашей эры) происходил из знатного, но обедневшего аристократического рода. Вынужденный заботиться о своем

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

За что благодарил судьбу Фалес Милетский, один из «семи мудрецов» Древней Греции? Фалес Милетский (около 625–547 до нашей эры) – первый греческий философ, математик и астроном, представитель ионической натурфилософии. Согласно его наивно-материалистическим

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Чем предлагал испытывать человека Хилон, один из «семи мудрецов» Древней Греции? Лакедемонянин Хилон (около 600–540 до нашей эры) был эфором (членом ежегодно сменяемой коллегии правителей) в Спарте. Особую славу доставило ему следующее пророчество о лаконском острове

Из книги Формула правильного питания (Методическое пособие) автора Безруких Марьяна Михайловна

Что советовал брать из молодости в старость Биант, один из «семи мудрецов» Древней Греции? Биант (около 590–530 до нашей эры) – судья родом из ионийского города Приены. Он слыл остроумным, справедливым, миролюбивым и гуманным человеком и особенно прославился своими

Из книги Античность от А до Я. Словарь-справочник автора Грейдина Надежда Леонидовна

Поэты и писатели древней Греции и Рима 4 Эзоп – древнегреческий баснописец VI века до н. э.5 Эсхил – древнегреческий поэт-драматург V века до н. э.6 Леонид, Тарентский – древнегреческий поэт конца IV – начала III веков до н. э.Лукиан – древнегреческий поэт II века до н. э.Софокл

Из книги Домашний музей автора Парч Сусанна

Политические учения Древней Греции и Рима Платон (428 или 427–348 или 347 до н. э.)

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л.

Зачем в Древней Греции покойному клали под язык монетку? По представлениям древних греков, чтобы попасть в царство мертвых, тень умершего должна была пересечь одну из окружающих владения Аида рек – Стикс, Ахеронт, Кокит или Пирифлегетон. Перевозчик теней мертвых через

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Из книги Музей Метрополитен автора Кравченко И.

Из книги автора

Из книги автора

Мифология Древней Греции Боги АидАнтейАполлонАресАсклепийБорейВакх (одно из имен Диониса)Гелиос (Гелий)ГермесГефестГипносДионис (Вакх)ЗагрейЗевсЗефирИакхКроносМомМорфейНерейНотОкеанПанПлутонПлутосПонтПосейдонПротейТанатосТитаныТифонТритонХаосЦиклопыЭвр

Из книги автора

Из книги автора

Искусство древней Греции и древнего Рима Афродита. I–II века Аттический курос Около 600 до н. э. Мрамор. Высота 193,4Куросы - распространенные в архаическом искусстве Греции статуи юношей-атлетов или молодых воинов. Они устанавливались в честь победителей, а также на

Жизнь древнегреческих богов на горе Олимп казалась людям сплошным весельем и ежедневным праздником. Мифы и легенды тех времен представляют собой кладезь философских и культурологических знаний. Рассмотрев список богов Древней Греции, можно окунуться в совершенно иной мир. Мифология удивляет своей уникальностью, она важна тем, что подтолкнула человечество к развитию и появлению множества наук, таких как математика, астрономия, риторика, логика.

Первое поколение

Изначально была Мгла, а уже из нее возник Хаос. От их союза появились Эреб (мрак), Никта (ночь), Уран (небо), Эрос (любовь), Гея (земля) и Тартар (бездна). Все они сыграли гигантскую роль в формировании пантеона. Все остальные божества так или иначе связаны с ними.

Гея - одно из первых божеств на земле, возникнувшая наравне с небом, морем и воздухом. Она великая мать всего на земле: небесные боги появились на свет от ее союза со своим сыном Ураном (небо), морские боги от Понтоса (море), гиганты от Тартароса (ад), а смертные существа созданы из ее плоти. Изображалась в виде тучной женщины, наполовину возвышающейся из земли. Можно считать, что это она придумывала все имена богов Древней Греции, список которых можно найти ниже.

Уран - один из первобытных богов Древней Греции. Он был изначальным правителем Вселенной. Был свергнут своим сыном Кроносом. Рожден одной Геей, также являлся ее мужем. Некоторые источники называют его отца Акмоном. Уран изображался в виде бронзового купола, покрывающего мир.

Список богов Древней Греции, рожденных Ураном и Геей: Океан, Коус, Гиперион, Криус, Тея, Рея, Фемида, Япетус, Мнемосина, Тетис, Кронос, Циклопы, Бронтес, Стероп.

Уран не испытывал особой любви к своим детям, точнее, ненавидел их. И после рождения он заключил их в Тартар. Но во время их восстания был побежден и кастрирован своим сыном Кроносом.

Второе поколение

Титаны, рожденные Ураном и Геей, были шестью богами времени. В список титанов Древней Греции входят:

Океан - возглавляет список богов Древней Греции, титан. Представлял собой большую реку, окружающую землю, был вместилищем всей пресной воды. Женой Океана была его сестра, титанида Тефида. Их союз породил реки, потоки и тысячи океанид. Они не принимали участие в титаномахии. Океан изображался в виде рогатого быка с хвостом рыбы вместо ног.

Кей (Кой/Кеос)- брат и муж Фебы. Их союз породил Лето и Астерию. Изображался в виде небесной оси. Именно вокруг нее вращались облака и ходили по небу Гелиос и Селена. Супруги были сброшены Зевсом в Тартар.

Крий (Криос)- ледяной титан, способный заморозить все живое. Разделил участь своих братьев и сестер, сброшенных в Тартар.

Япетус (Иапет/Япет)- самый красноречивый, командовал титанами при наступлении на богов. Также отправлен Зевсом в Тартар.

Гиперион - обитал на острове Тринакрия. Он не принимал участия в титаномахии. Женой была титинида Тея (сброшена в Тартар вместе со своими братьями и сестрами).

Кронос (Хронос/Кронус)- временный правитель мира. Он настолько боялся потерять власть верховного бога, что пожирал своих детей, чтобы ни один из них не стал претендовать на трон властелина. Был женат на своей сестре Рее. Ей удалось спасти одного ребенка и спрятать его от Кроноса. Свергнут своим единственным спасенным наследником Зевсом и отправлен в Тартар.

Ближе к людям

Следующее поколение является самым известным. Именно они главные боги Древней Греции. Список их подвигов, приключений и легенд с их участием весьма внушителен.

Они не только стали ближе к людям, спустившись с небес и выйдя из хаоса на вершину горы. Боги третьего поколения стали чаще и охотнее контактировать с людьми.

Особенно этим хвастался Зевс, который был очень неравнодушен к земным женщинам. И наличие божественной жены Геры его ничуть не смущало. Именно от его союза с человеком появился на свет знакомый всем герой мифов - Геракл.

Третье поколение

Эти боги обитали на горе Олимп. От ее названия они и получили свой титул. Насчитывается 12 богов Древней Греции, список которых известен почти каждому. Все они выполняли свои функции и были наделены уникальными талантами.

Но чаще говорят о четырнадцати богах, первые шесть из которых были детьми Кроноса и Реи:

Зевс - главный бог Олимпа, властитель неба, олицетворял мощь и силу. Бог молнии, грома и создатель людей. Главными атрибутами этого бога были: Эгида (щит), Лабрис (двусторонний топор), молния Зевса (двухконечные вилы с зазубринами) и орел. Распределял добро и зло. Был в союзе с несколькими женщинами:

  • Метида - первая жена, богиня мудрости, была проглочена супругом;
  • Фемида - богиня правосудия, вторая жена Зевса;
  • Гера - последняя жена, богиня брака, являлась сестрой Зевса.

Посейдон - бог рек, наводнений, морей, засухи, лошадей и землетрясений. Его атрибутами были: трезубец, дельфин и колесница с белогривыми конями. Жена - Амфитрита.

Деметра - мать Персефоны, сестра Зевса и его возлюбленная. Является богиней плодородия и покровительствует земледельцам. Атрибут Деметры - венок из колосьев.

Гестия - сестра Деметры, Зевса, Аида, Геры и Посейдона. Покровительница жертвенного огня и семейного очага. Дала обет целомудрия. Главным атрибутом был факел.

Аид - правитель подземного царства мертвых. Супруг Персефоны (богиня плодородия и царица царства мертвых). Атрибутами Аида были двузубец или жезл. Изображался с подземным чудовищем Цербером - трехглавым псом, который стоял на страже у входа в Тартар.

Гера - сестра и одновременно жена Зевса. Самая сильная и мудрая богиня Олимпа. Была покровительницей семьи и брака. Обязательный атрибут Геры - диадема. Это украшение - символ того, что она главная на Олимпе. Ей подчинялись (иногда и с неохотой) все основные боги Древней Греции, список которых она возглавляла.

Остальные олимпийцы

Пускай у этих богов и не было столь могущественных родителей, почти все они были рождены от Зевса. Каждый из них был талантлив по-своему. И отлично справлялся со своими обязанностями.

Арес - сын Геры и Зевса. Бог сражений, войны и мужественности. Был любовником, затем супругом богини Афродиты. Спутницами Ареса были Эрида (богиня раздора) и Энио (богиня неистовой войны). Главными атрибутами являлись: шлем, меч, собаки, горящий факел и щит.

Аполлон - сын Зевса и Лето, являлся братом-близнецом Артемиды. Бог света, предводитель муз, бог-врачеватель и предсказатель будущего. Аполлон был очень любвеобилен, у него было множество любовниц и любовников. Атрибутами являлись: лавровый венок, колесница, лук со стрелами и золотая лира.

Гермес - сын Зевса и плеяды Майи или Персефоны. Бог торговли, красноречия, ловкости, разумности, животноводства и дорог. Покровитель атлетов, купцов, ремесленников, пастухов, путешественников, послов и воров. Является личным гонцом Зевса и провожатым умерших в царство Аида. Обучил людей письменности, торговле и счетоводству. Атрибуты: крылатые сандалии, позволяющие ему летать, шлем-невидимка, кадуцей (жезл, украшенный двумя переплетенными змеями).

Гефест - сын Геры и Зевса. Бог кузнечного ремесла и огня. Хромал на обе ноги. Жены Гефеста - Афродита и Аглая. Атрибутами бога были: кузнечные меха, клещи, колесница и пилос.

Дионис - сын Зевса и смертной женщины Семелы. Бог виноградников и виноделия, вдохновения и экстаза. Покровитель театра. Был женат на Ариадне. Атрибуты бога: чаша с вином, венок из виноградной лозы и колесница.

Артемида - дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона. Юная богиня - охотница. Появившись на свет первой, помогла своей матери родить Аполлона. Целомудренна. Атрибуты Артемиды: лань, колчан со стрелами и колесница.

Деметра - дочь Кроноса и Реи. Мать Персефоны (жены Аида), сестра Зевса и его возлюбленная. Богиня земледелия и плодородия. Атрибут Деметры- венок из колосьев.

Афина - дочь Зевса, завершает наш список богов Древней Греции. Она родилась из его головы после того, когда он проглотил ее мать Фемиду. Богиня войны, мудрости и ремесла. Покровительница греческого города Афины. Ее атрибутами были: щит с изображением медузы Горгоны, сова, змея и копье.

Рожденная в пене?

О следующей богине хочется сказать отдельно. Она не только по сей день является символом женской красоты. Ко всему прочему, история ее происхождения скрыта тайной.

О рождении Афродиты ходит много споров и предположений. Первая версия: богиня родилась из семени и крови кастрированного Кроносом Урана, упавших в море и образовавших пену. Вторая версия: Афродита возникла из морской раковины. Третья гипотеза: она дочь Дионы и Зевса.

Эта богиня заведовала красотой и любовью. Супруги: Арес и Гефест. Атрибуты: колесница, яблоко, роза, зеркало и голубь.

Как жили на великом Олимпе

Все олимпийские боги Древней Греции, список которых вы видите выше, имели право жить и проводить все свободное от чудес время на великой горе. Взаимоотношения между ними были не всегда радужными, но мало кто из них решался на открытую вражду, зная мощь своего противника.

Даже среди великих божественных созданий не было постоянного мира. Но все решалось кознями, тайными заговорами и предательствами. Это очень похоже на мир людей. И это понятно, ведь человечество было создано именно богами, так что все они похожи на нас.

Боги, не живущие на вершине Олимпа

Не всем божествам довелось достичь таких высот и взобраться на гору Олимп, чтобы править там миром, пируя и развлекаясь. Многие другие боги либо не смогли заслужить такой высокой чести, либо были скромны и довольствовались обычной жизнью. Если, конечно, можно назвать так существование божества. Кроме олимпийских богов, существовали и другие боги Древней Греции, список их имен здесь:

  • Гименей - бог брачных уз (сын Аполлона и музы Каллиопы).
  • Ника - богиня победы (дочь Стикс и титана Палланта).
  • Ирида - богиня радуги (дочь морского бога Тавманта и океаниды Электры).
  • Ата - богиня помрачения ума (дочь Зевса).
  • Апата - повелительница лжи (наследница богини ночной темноты Нюкты).
  • Морфей - бог сновидений (сын повелителя грез Гипноса).
  • Фобос - бог страха (потомок Афродиты и Ареса).
  • Деймос - властелин ужаса (сын Ареса и Афродиты).
  • Оры - богини времен года (дочери Зевса и Фемиды).
  • Эол - полубог ветров (наследник Посейдона и Арны).
  • Геката - повелительница мрака и всех чудовищ (итог союза титана Перса и Астерии).
  • Танатос - бог смерти (сын Эреба и Нюкты).
  • Эринии - богини мести (дочери Эреба и Нюкты).
  • Понт - повелитель внутреннего моря (наследник Эфира и Геи).
  • Мойры - богини судьбы (дочери Зевса и Фемиды).

Это далеко не все боги Древней Греции, список которых можно продолжить еще дальше. Но для знакомства с основными мифами и легендами достаточно знать только этих действующих лиц. Если вы захотите прочитать больше историй о каждом, мы уверены, что древние сказатели придумали массу переплетений их судеб и подробностей божественной жизни, в которых вы постепенно будете знакомиться со все новыми и новыми героями.

Значение греческой мифологии

Также существовали музы, нимфы, сатиры, кентавры, герои, циклопы, гиганты и чудовища. Весь этот огромный мир был придуман не за один день. Мифы и легенды писались десятилетиями, с каждым пересказом обрастая другими подробностями и не встречавшимися ранее персонажами. Появлялись все новые боги Древней Греции, список имен которых рос от одного рассказчика к другому.

Главной целью этих историй было научить будущие поколения мудрости старших, понятным языком рассказать о добре и зле, о чести и трусости, о верности и лжи. Ну и к тому же такой огромный пантеон позволял объяснить практически любое природное явление, научного обоснования которого еще не было.



Похожие статьи