Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватно реальной ситуации общения

МБОУ Долматовская ООШ №16

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


на тему:

«ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ»

Федорова Марина Николаевна

Учитель географии

2014

Цель – выявление эффективности использования игровых технологий на уроках географии.

Задачи:

Современное философское отношение к игровой деятельности определяет игру как условное бытие реального субъектно-объектного отношения и совокупность всех проявлений игровой активности взаимодействующих субъектов (или единичного субъекта), направленную не на внешний объект, а на внутренний – на процесс самой деятельности и контроль за ней. Таким образом, игра – насущная, объективная потребность в познании мира, человеческой культуры в целом.

Естественно, невозможно заменить все методы и формы обучения только игровыми, однако логика учебного процесса и особенности подросткового возраста требуют игровой формы подачи материала, разбора значимых понятий и разнообразных видов деятельности в процессе деловой игры.

Методы внедрения игр в школьную практику разработаны как отечественными, так и зарубежными авторами. Названия игр, предназначенных для обучения, имеют различные эпитеты: обучающиеся, учебные, ролевые, имитационные, игры моделирование и т.д. существует и такое мнение, что все игры, используемые в обучении, необходимо называть дидактическими. В целом это свидетельствует об отсутствии единой классификации игровой деятельности. Так, если за основание принимать время проведения игры, то они подразделяются на игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки.

В том случае, когда в основу классификации положена функциональная результативность, деловые игры подразделяются на дидактические и сюжетные или подготовительные и творческие. В методическом плане наиболее интересна классификация дидактических игр по Т. А. Шакурову, что наглядно отражено в таблице 1.

Таблица 1

Классификация дидактических игр по Т. А. Шакурову.


1. Процессуальный аспект

Уровень познавательной активности

репродуктивные

конструктивные

творческие


Логика чередования шагов игры

индуктивные

дедуктивные

трансдуктивные


Способ принятия решений

дискретные

непрерывные

комбинаторные


Время протекания игры

кратковременные

длительные

деловые


2. Управленческий аспект

Формы организации контроля и самоконтроля

устные

письменные

машинные


Способ определения результатов принимаемых решений

свободные

жесткие


Формы проведения игр

коллекционные

групповые

индивидуальные


3. Социально – психологический аспект

Характер игрового процесса

комбинаторные

азартные


стратегии

Вид игры

соревновательные

художественные

загадочно-выигрышные

организационные



Соотношение учебных и игровых целей и интересов субъектов игры

общность целей и интересов

общность целей различие интересов

различие целей и интересов

Такая форма организации деятельности учеников на уроке поможет учителю сделать процесс обучения более разнообразным, с учетом интересов школьников. Эта классификация учитывает не только игровую, но и учебную цель.

Несмотря на кажущуюся универсальность такого вида обучения, необходимо точно определить положение игры в каждом конкретном случае. Необходимо помнить, что недостаток игр вреден, а избыток недопустим, иначе происходит перенос центра тяжести с дидактической стороны дела на формальную сторону. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место ее включения в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что определено понятие игровой деятельности, применяемое в дидактической системе; выявлена и обоснована совокупность педагогических условий, способствующих обеспечивающих формированию познавательного интереса у учащихся; разработаны методические рекомендации по использованию ролевых игр для повышения познавательного интереса на уроках географии.


Инновационная деятельность заключается в использовании игр в обучении географии, развивающих познавательный интерес к предмету, активизирующих учебную деятельность учащихся на уроках, способствующих становлению творческой личности ученика.

Технология опыта

Особенности применения игровых технологий

Для проведения любой игры необходимо определить цель, создать игровую ситуацию, разработать сценарий, продумать, на каком этапе урока будет проведена игра, учитывать особенности класса и интересы отдельных учащихся.

Используемые мной игры по форме деятельности учащихся можно разделить на индивидуальные, парные, групповые. По образовательным задачам – на игры изучающие новый материал, формирующие умения и навыки и большое количество игр обобщающего повторения и контроля знаний. По типам – это познавательные, ролевые, деловые, комплексные, игры на местности и в классе. По форме проведения – игры-аукционы, защиты, соревнования на лучшее качество, скорость, количество, путешествия по станциям с чередованием игровых ситуаций, имитация событий, пресс-конференция, игры-драматизации, инсценировки, поиск решения проблемы, игры исследования, открытия.

С учетом современных требований Государственного стандарта образования игры помогают научить школьников «показывать и называть, определять и измерять, описывать, объяснять, прогнозировать». Следует отметить и большую роль электронно-тестовых и компьютерных игр в обучении. Так как тестирование становится повсеместной формой проверки знаний, то я и здесь применяю игровую форму. На уроках применяю электронные формы тестового опроса, когда большое значение уделяется образной форме вопросов. Это обыкновенный тест с 10 вопросами, на которые необходимо ответить, чтобы получить оценку. Ответы даны в виде серии картинок.

Современный курс школьной географии России насыщен материалом, глубинный смысл которого отражает реальные условия и имитируя конкретные процессы, имеют ярко выраженный социально-психологический характер, выявляют современные экономические особенности деятельности людей, дают «рецепты» принятия решений в различных жизненных ситуациях.

Начинается игра со вступительного слова учителя, которое нацеливает учащихся на активную и творческую познавательную деятельность. Активность участников игры во многом зависит от контакта учителя со школьниками.

При подведении итогов следует исходить из конечного результата игры, то есть степени усвоения темы, формирования убеждений учащихся, развитие их самостоятельного творческого мышления – в вести участников игры в игровые ограничения, что способствует предотвращению нарушений в ходе игры.

При организации ролевых игр, игр-состязаний, подвижных игр следует, как можно больше учащихся вовлечь в игру, при этом необходимо обращать внимание на увлечения школьников. Художники оформляют игру, любители техники становятся звукооператорами, любители фотографии - фотографами и т.д. Их деятельность в дальнейшем необходимо оценить. Необязательно ставить отметку, а можно присвоить, например, звание «Лучший художник» «Лучший фотограф» и т.д.

Необходимым элементом в подготовке игры является консультация. Консультации формируют у школьников положительное психологическое отношение к играм, позволяют вселить уверенность в свои возможности. При подведении итогов следует исходить из конечного результата игры, то есть степени усвоения темы, формирования убеждений учащихся, развития их самостоятельного творческого мышления. Подводя итоги необходимо отметить, что в игре удалось, а на что следует обратить внимание.

Эффективность проведения игр зависит от ряда условий: четко продумывать цель игры; осуществлять мотивацию игровой деятельности; четко организовывать подготовку, проведение итогов игры; сочетать самостоятельную, групповую, индивидуальную, фронтальную работу в процессе игры; осуществлять постановку познавательных и проблемных вопросов в процессе игры, организовывать дискуссию; обеспечивать игры необходимыми средствами обучения; вовлекать в игру всех учащихся класса; формировать вывод и оценивать полученные результаты; управлять ходом игры.

На уроках географии мною часто используюся настольные игры, к ним относятся кроссворды, ребусы, чайнворды, игровые кубики, лото, домино… Особенностью настольных игр по географии является наличие игрового правила, в котором заключается игровая задача.

Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность, учат быстро и логично рассуждать. В настольных играх всегда имеется элемент соревновательности, в них закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения использовать справочную, научно-популярную литературу, географическую карту.

Так на обобщающем уроке в 7 классе провожу игру «Почта». Из ткани изготовляются 6 карманов (почтовых ящиков) с надписями: северная Америка, Африка, Евразия… Участникам игры раздается равное количество карточек. Затем карточки с очертаниями материков, островов, рек, озер, заливов учащиеся должны положить в карман и не ошибиться адресом. В этой игре обобщаются знания по материкам.

Изучая «Природные зоны» проводится игра «Правильно отбери», ученик получает несколько открыток, рисунков. Нужно правильно отобрать открытки и рисунки с представителями какой-либо одной природной зоны. За каждый правильный ответ ученик получает балл.

Очень любят ребята игу «Собери карту». Ученик получает разрезанную карту на кусочки в виде неправильных очертаний. Эти кусочки необходимо собрать, чтобы получилась карта и назвать территорию. Такого рода игры развивают память, воображение, способность запоминания географической номенклатуры и их географического положения.

Кроссворды и ребусы наиболее популярный вид настольной игры среди школьников. Отвечая на вопросы кроссвордов, учащиеся лучше усваивают научные термины и запоминают названия географических объектов, отыскивая их на карте. Как показывает опыт, кроссворды развивают интерес учащихся к географии. Особенно большой интерес к этому виду игр у учащихся 6-8 классов.

Игры – состязания применяются как в учебной деятельности, так и во внеурочной работе. Они одинаково интересны для учащихся всех возрастных групп. Эти игры привлекают детей желанием выиграть. Причем важным мотивом для учащихся является мотив коллективного и индивидуального соревнования в игре. К этому типу игр относятся конкурсы: «Защита проекта», «Презентация», «Конкурс знатоков географии», «Лучшая команда», КВН и другие игры. Так для закрепления знаний по теме «Атмосфера» в начальном курсе географии проводится игра-состязание «Объясни явления природы».

Класс делится на несколько команд. Учитель сообщает, что у него есть много писем, в которых путешественники рассказывают о различных событиях, задают вопросы о непонятных для них природных явлениях. Задача школьников – ответить на вопросы, которые содержатся в этих письмах, и попытаться объяснить некоторые явления. Команды по очереди читают письма и отвечают на них. От каждой команды сначала отвечает тот ученик, которого назовет учитель, а затем любой член команды. За ответ ученики получают баллы от 1до 5, в зависимости от содержания ответа. Если команда не справилась с заданием, ей на помощь приходит команда, набравшая большее число баллов.

Одной из популярных и любимых учащимися игр является викторина. Ее основная цель повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения географии. При изучении морей России провожу такую викторину: «Какие моря названы в честь известных путешественников? Какое из морей России называют «ледяным мешком»? Назвать самое большое море»… Викторины можно проводить как устные, так и письменные. У устных викторин есть существенный недостаток – неравные условия для участников: многие ребята робкие, нерешительные, задерживаются с ответом, хотя могут ответить правильно на вопрос. Поэтому лучше проводить письменную викторину. Один из членов жюри читает вопрос, всем дается одинаковое время на обдумывание ответа. Затем свертывают исписанную часть листа, кладут ручки и ждут следующего вопроса. После подсчета очков члены жюри объявляют результаты викторины.

Ролевые игры предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном содержанием ролевой игры становятся реальные проблемы географической науки, пронизывающие школьную программу: экономические, экологические, политические, социальные или комплекс названных проблем. Ролевая игра успешна в том случае, если учащиеся в ходе ее дискутируют, отстаивают свои взгляды.

Для учащихся 6-8 классов наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа пресс-конференций, игры путешествия, игры-драматизации. Старшеклассники наряду с сюжетно - ролевыми играют и в ситуативные игры по созданию моделей и проектов. Обычно ролевые игры провожу на уроках обобщения знаний, семинарах, практических работах. Главное в данной игре это организационно-подготовительный этап, от которого зависит успех выполнения учащимися заданий и организованность самой игры. Учитель определяет цель, конкретные развивающие задания, готовит материалы для их выполнения, составляет методические указания и правила проведения, распределяет роли, проводит инструктаж. При проведении игры ребята проявляют активность, стараются не перебивать товарища во время выступления, проявляют самостоятельность в изучении темы.

При формировании групп учитываю желание учащихся. С этой целью провожу анкетирование с ответами на такие вопросы: какую роль хотел бы исполнить в игре? Кого хотел бы видеть руководителем группы? … Учитывается взаимоотношения между школьниками. Игра начинается с момента получения школьниками заданий (карточки-инструкции). Ребята с большим интересом работают на таких уроках. Они обозначают необходимые объекты на плане местности или карте, делают выводы.

Для того чтобы ребята лучше запомнили номенклатуру, провожу игру «Узнай меня». Каждый ученик получает конверт с карточками разного цвета и разных букв: желтая А /Африка/, зеленая Б /Австралия/, красная В /Южная Америка/… Даются географические названия, ребята должны показать карточку того материка, где находится данный объект.

Внедрение разнообразных форм работы на уроке: групповой, парной, индивидуальной, коллективной способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у школьников умение сотрудничать друг с другом.

Традиционные уроки географии вызывают у учащихся достаточно большой интерес на разных этапах обучения, но введение в учебную деятельность игровых моментов, или же деловых, ролевых, организационно-деловых игр значительно повышает интерес учащихся к предмету.

Но следует отметить и то, что уроки с использованием игровых моментов дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении. Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, слабых и неуверенных в себе. Наблюдения при проведении некоторых игр позволяют выявить неформальную структуру класса, тип взаимоотношений между учениками, установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдеров. Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.

Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования.


  1. Начало ролевой игры осуществляется вместе с созданием у учащихся эмоциональной установки на игру в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов.

  2. Игровая ситуация может разыгрываться в определенном вымышленном пространстве (экваториальный лес, район океана), очерченном географической картой, историческим временем и поставленной проблемой.

  3. Одним из структурных элементов ролевой игры являются игровые задачи. Большинство исследователей выделяют как игровые, так и учебные задачи. Игровая задача заинтересовывает школьников, а учебные задачи выступают для учащихся в замаскированном неясном виде.

  4. Для соединения игровых и учебных задач необходимы правила игры. Во-первых, правила действия в воображаемой ситуации ты эколог ты - лесовод и т. д. Правила ролевой игры должны быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Действия «специалиста» должны усложняться по мере изучения тем разделов, курсов школьных предметов.

  5. Наряду с правилами действия в воображаемой ситуации необходимо разработать правила межличностных отношений, выполняющих воспитательную роль в игре. Например, закончил работу помоги товарищу, будь доброжелательным внимательно выслушивай мнение товарища. Игровые действия тесно связаны с формированием умений учащихся. Не следует проводить игру, если не сформированы определенные умения.

  6. Для более успешного проведения игры необходимо чтобы ученики достаточно хорошо знали материал, на котором будет строиться учебная игра.

  7. Важна также и психологическая готовность учителя к проведению игры, которая подразумевает педагогическое мастерство, коммуникативные качества, уверенность в себе, уважение к личности ребенка.

  8. При формировании групп учеников надо учитывать способности, интересы и сложившиеся взаимоотношения в коллективе. В работе ученики осознают и свою социальную ответственность. Они выбирают стратегию собственного поведения, поэтому при разработке сценария учебной игры, желательно включить в него такие проблемы, которые способны вызвать эмоциональный отклик в душах детей, иметь нравственный аспект. Например, спасение людей, терпящих бедствие, оптимальное размещение большого числа беженцев, действия по предотвращению гуманитарной катастрофы/. Подготовка и проведение ролевых игр создает условия для проявления школьниками сильных сторон личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

  9. Поэтому для более полной реализации образовательных и воспитательных задач учебной игры важно учитывать индивидуальные качества ученика. Совместное участие в игре позволяет развить в детях способность к коммуникации. Ребенок приобретает навык свободного участия в дискуссии, уважение к другому мнению, отстаивание своей точки зрения. Активное участие в игре сказывается на качестве усвоения учебного материала. Учащиеся начинают лучше понимать логику изложения материала курса, взаимосвязь изучаемых явлений и легче запоминать фактические данные. Развитие и изменение учебной игровой деятельности школьников определяется возрастными особенностями учащихся и особенностями материала курса географии.

  10. Сюжеты игр должны опираться на реальные события. Через познавательный интерес можно формировать и экологическую культуру учащихся, включая в ролевые игры вопросы экологического характера, что будет также способствовать формированию экологического мировоззрения, становлению экологически грамотной личности.

  11. Методы и приемы, используемые на уроках - ролевых играх: наблюдение, анализ, синтез, моделирование проектов решения проблем, анкетирование. Приемы: работа с фактами, использование дополнительной литературы, сравнительная характеристика объектов, установление причинно-следственной связи, задания проблемного характера, задания исследовательского характера, работа с картами.

  12. Критерии оценивания игр, связаны со всеми основными параметрами ролевой игры: модель-моделирование, имитация, наличие целей, ролей, правил, сценария, критериев оценивания, игровые взаимодействия игроков, анализ и решение конкретных ситуаций, атмосфера неопределенности и неполной информации

  13. Критерии оценивания игр:
- качество разыгрывания ролей в соответствии с инструкцией от 1 до 5 баллов;

Реализация целей игры от 1 до 10 баллов;

Соблюдение регламента игры от 1 до 6 баллов;

Несоблюдение регламента игры- 3 балла /снимается за каждое нарушение/;

Использование «Банка информации» для выявления новой информации /за каждую ссылку на первоисточник 4 балла/;

Соблюдение правил игры от 1 до 8 баллов;

Несоблюдение правил игры – 4 балла /снимается за каждое нарушение. Если в игре присутствует каждый имитируемый элемент, ему присваивается наивысший балл, например, 20 баллов. Такая система оценки способствует активизации учащихся на уроке, стимулирует их деятельность.
Результативность

Интерес учащихся к урокам географии

Диаграмма 1

По диаграмме видно, что интерес учащихся к урокам географии с применением игровых технологий выше, чем к традиционным урокам.

В ходе проводимого эксперимента были проведены сравнительные анализы усвоения материала в разных классах. Эксперимент показал, что экспериментальный класс лучше усвоил материал и показал лучшие результаты по сравнению с контрольным классом.

Так при изучении темы «Трудовые ресурсы» в 9 классе в 2013-2014 учебном году проводилась деловая игра, а в 9 классе в 2012-2013 учебном году не проводилась. При выполнении проверочной работы на уроке результаты были разные.

Показатели успешности в обучении учеников 9-х классов:

Экспериментальное обучение показало эффективность разработанной методики проведения деловых и дидактических игр при формировании основных экономических понятий, имело положительное влияние на формирование потребности в самостоятельном добывании знаний. В ходе игры ученики могут составить обоснование рационального отношения ко всем видам ресурсов и их рентабельному использованию.

Анкетирование учащихся показало, что для них игра - это

способ получения оценки - 31%;

Возможность проявить себя – 39%

Узнать что-то новое – 16%;

Самостоятельность действий – 14%

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Введение игр и игровых элементов повышает качество знаний и интерес учащихся.

2. Способствует лучшему усвоению материала.

3. Развивает познавательный интерес.

Диаграмма за года

Адресная направленность опыта:

Представленные материалы могут быть использованы в процессе изучения курсов «География России». Работа предназначена для учителей географии. Описанные формы и этапы деятельности могут быть использованы и другими педагогами, работающими в данном направлении.

Литература

1. Дубовицкая Т.Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося //Вестник Оренбургского ун-та.№ 2, 2004- с.75-79

2. Дудченко В. Деловая иновационная игра как метод исследования и развития организации. Электронный ресурс. Режим доступа file://C:Documents and Settings/Admin/igra.htm свободный.

3. Зотова А.М. Учебные игры на уроках и их роль в развитии личности учащегося.// География в школе № 3,2004 с.46-49

4.Мельникова Т.М, Федорова Н.К. Интегрированный урок-конференция по географии и валеологии.//География в школе № 4,2000 с. 60-65.

5.Прутченков А.С. Школа деловой игры.//Школьные технологии № 1-2, 1999 с. 274-276.

6.Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. М.: Народное образование,1996 с.5-7.

7.Эльконин Д.Б.Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М:,1981 с. 63.

8. Бабурин В. Л. «Деловые игры по экономической и социальной географии» М. «Просвещение» АО «Учебная книга» 1995 – 258с.

9. Жебровская. О. О «Игровой комплекс». География в школе 1996. № 6.

12. Митрофанов И. В. «Тематические игры по географии» Творческий центр М. 2002 год

13. «Настольная книга учителя географии» // Авт. – сост. Петрова Н. Н., Сиротин В. И.– М.: «АСТ Астрель», 2002 – 371с.

14. Новенко Д. В. «О новых технологиях в преподавании географии». //География в школе. – 1999. - №7. - С. 53-55.

15. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат - М.: «Академия», 2005 – 272 с.

16. Пряжников Н. С. «Игровой момент в профориентации» Методические рекомендации. Пермь: ПГПИ 2003

17. Сластенин В.А., Мищенко А.И., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. «Педагогика» М., «Школа-Пресс», 2005 – 512 с.

18. Современный урок географии. И. И. Баринова //География в школе. –2000. - №6. - С. 41-44.

19. Спичак С. П., С. В. Тесленко. «Игры на уроках географии». География в школе. 1996. № 2.

Приложение

Урок обобщающего повторения

Младших школьников

Фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего развития и воспитания детей заложили такие ученые как Е.А. Аркин, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, позднее игре были посвящены работы Н.М. Аксариной, Т.А. Марковой, Д.В. Мендержицкой, Ф.И. Фрадкиной, и др.

С.А.Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: “Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.”

Д.Б.Эльконин даёт такое определение игры: “Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.”

Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы. Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности.(12;79) Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь игрой, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

О том, насколько значимы эмоции, переживания игровых событий, говорят исследования психологов (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Т.П. Хризман и др.). Эмоции цементируют игру, делают ее увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребенку для его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным воздействиям и совместной со сверстниками деятельности. Кроме того, хорошая игра – действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей.



Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Акшина Т.Б. выделяла следующие психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр:

1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

4. Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.
Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.

Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.
Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.
Применяя игру как средство обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

Учебная игра выполняет несколько функций:
- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.

Примеры познавательных игр, которые применяют на практике учителя:
- Игры-упражнения предполагают, что игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.
Пример: "Пятый лишний". Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

Игра-поиск предлагается учащимся найти в рассказе, к примеру, растения семейства розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя, или отыскать имена собственные в череде нарицательных. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
- К играм-соревнованиям можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
- Особенность сюжетно-ролевых игр в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", "Круглый стол" и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого- орнитолога, археолога, лингвиста, математика и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.
- Познавательные игры-путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать "путешествия" на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую "станцию" выставляются отметки.

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы: подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

В современной школе основной формой организации учебного процесса является урок. Наряду с уроком в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному - вспомогательными, внеклассными, внеурочными и т.д. Например: ролевая игра, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-аукцион, урок с использованием дидактической игры, урок - театрализованное представление, урок-сочинение, урок - выпуск "живой газеты", урок изобретательства, комплексно-творческий урок, урок-экскурсия.

Целью таких форм учебных занятий является: расширение и углубление знаний, умений, полученных на уроках, развитие индивидуальных склонностей, дарований и способностей учащихся, а самое главное, это возбуждение и удержание интереса школьников к учебному труду.

Четкой классификации, группировки игр по видам еще нет. Часто игры соотносят с содержанием обучения, например игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.

Можно группировать игры и так:

1. Игры - путешествия

2. Игры - поручения

3. Игры - предположения

4. Игры - загадки

5. Игры - беседы

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это развивает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, чему- то научиться. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).

Игры-предположения. «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…?» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.

Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости.Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы учеников, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения задачи.

Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

1) положительными эмоциями по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этих эмоций;

3) наличием непосредственно мотива, идущего от самой деятельности.

Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, гневом, удивлением. К процессам внимания, запоминать, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивными и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Для эмоционального стимулирования учения можно использовать введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Без всего этого речь учителя, конечно, остается информативно полезной, но она не реализует в должной мере функцию стимулирования учебно-познавательной деятельности учеников. В этом еще раз проявляется отличие методов организации познавательной деятельности от ее методов стимулирования.

Художественность, образность, яркость, занимательность, удивление, нравственные переживания вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Вместе с тем среди основных моментов, характеризующих интерес, было подчеркнуто не просто возбуждение эмоциональности, но и наличие у этих эмоций собственно познавательной стороны, которая проявляется в радости познания.

Как подчеркивают специалисты, создаваемые на уроках ситуации занимательности должны вызвать радость узнавания не побочных ярких подробностей, деталей, а основных идей изучаемой проблемы. Эмоции должны вводить ученика в проблему, а не уводить от нее - в этом отличие подлинных познавательных эмоций от эмоции развлекательного, побочного характера. Именно перенасыщение некоторых уроков побочными эмоциями служит основанием для возражений некоторых методистов против преувеличения роли занимательного фактора в обучении.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Заключение

Наше время – это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству и интерес к обучению и познанию. Именно в связи с этим так важно развивать и формировать познавательные интересы, которые в свою очередь подведут детей к развитию творческого мышления. И наоборот, творческая деятельность тоже сыграет большую роль в развитии познавательного интереса.

Хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной деятельности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Список использованной литературы

1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

2. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.

3. Выготский Л.С. Психология познания. – М., 1977.

4. Грачева Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Грачева Надежда Викторовна. – Киров, 2003.

5. Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу // Вестник практической психологии образования. – 2005. – № 4(5) октябрь-декабрь.

6. Гусарова Н. В. Формирование познавательной деятельности у младших школьников

7. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психолого-педагогическая практика в системе образования. – М., 1998.

8. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности (на примере уроков математики). – Ноябрьск, 2005.

9. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. – М., 1997.

10. Костаева Т.В. Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса школьников в процессе их профессионально-личностного самоопределения: дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 2006.

11. Костаева, Т. В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся / Т. В.Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. – Вып.5. – Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 1998.

12. Матвеева Л.Г., Выбойщик Н.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей или что, я могу узнать о своем ребенке. – М., 1999.

13. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.

14. Немов Р.С. Психология / В 3-х кн. – М., 1995.

15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1999.

16. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

17. Слинкина О.А. Формирование познавательных интересов учащихся при реализации современных принципов организации учебного процесса

18. Сюзева Н. Использование возможностей музыки в развитии познавательного интереса младших школьников. Барнаул, 2002 г.

19. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1999.

20. Тамарин В. Э. Взаимосвязь учебной и внеучебной познавательной деятельности учащихся начальных классов / Формирование познавательной активности младших школьников: сб. научных трудов. – Владимир: Изд-во ВГПИ, 1983.

21. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? / Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. В 4-х т. – М., 2001.

22. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1999.

23. Фридман Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М., 1988.

24. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979.

25. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М., 1971.

26. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 1988.

Развитие познавательного интереса старших дошкольников средствами дидактических игр

1.3 Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса старших дошкольников

Старший дошкольный возраст (5 - 7 лет) характеризуется бурным развитием и перестройкой в работе, как физиологических систем организма ребенка, так и психическом развитии: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

А. Н. Леонтьев называл дошкольный возраст периодом первоначального склада личности. Он отмечал: «в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание» .

Закономерности психического развития детей дошкольного возраста изучали многие отечественные и зарубежные ученые, их исследования являются методологической основой нашей работы. Среди которых Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, О. М. Дьяченко, З. М. Истомина, Т. В. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Н. С. Лейтес, Н. Н. Поддьяков, С. Л. Рубинштейн, Э. П. Торренс, Е. В. Филиппова, Д. Б. Эльконин и многие другие.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности; возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения. Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе .

Этот период дошкольного детства характеризуется, завершающим этапом в общем развитии детей, когда в свои первые семь лет ребёнок проходит через три основных периода развития (период младенчества, раннее детство, дошкольное детство), каждый из которых характеризуется определённым шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать мир. В старшем дошкольном возрасте закладывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка, происходит активное формирование основ символической функции сознания, развитие сенсорных и особенно, интеллектуальных способностей. К концу периода ребёнок начинает ставить себя на место другого человека, смотреть на происходящее с позиции других и понимать мотивы их действий, самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия.

Кроме того, следует не забывать, что период старшего дошкольного возраста, напрямую связан с подготовкой к поступлению в школу. Он является, по признанию специалистов всего мира, периодом стремительного физического и психического развития ребёнка, активного формирования физических и психических качеств, так необходимых человеку в течение всей последующей жизни, в том числе периодом активного формирования познавательного интереса как залога успешного процесса обучения.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, оно выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольник начинает ставить перед собой новые познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Он прибегает к своего рода «экспериментам для выяснения интересующих его вопросов, наблюдает явления, рассуждает и делает выводы» .

Именно поэтому так важно способствовать активному развитию познавательного интереса старших дошкольников, способствовать его устойчивости. Это особо ценно, поскольку, как указывает ряд исследователей, среди которых Н. Г. Белоус, Л. И. Божович, Н. И. Непомнящая, Л. С. Славина, А. А. Смоленцева, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Г. И. Щукина, система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, недостаточно ориентирована на развитие умственных способностей и познавательных интересов детей. Это приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению и отрицательно влияет на весь ход развития ребенка.

Важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии старшего дошкольника все еще имеет игра, что в свою очередь подтверждают Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и многие другие.

Большое значение и роль игры отмечали В. Гюго, Л. Н. Толстой, определяя ее особенности и черты. Глубокие суждения о природе детских игр, о праве детей на игру и ее роли как мощного средства воспитания принадлежат А. М. Горькому, И. М. Сеченову, К. Д. Ушинскому. Они расценивали игру как «труд, творчество». Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, «педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение» .

Интересы старших дошкольников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения рождают интерес к языковым формам. В то же время практические действия в ещё большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира.

Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое подкрепление благодаря одобрению детского коллектива достижению соответствующего игрового результата, положительной оценке воспитателя. Всё это создаёт благоприятные условия для образования и закрепления у детей новых временных связей .

Игра является формой учебно-воспитательной деятельности, имитирующей те или иные практические ситуации; игра является одним из средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию .

В ходе игровой программы общая игровая линия развивается по восходящей, то есть напряжение и интерес возрастают. Огромная роль в характере игры, в ее эмоциональной насыщенности принадлежит ведущему. Он должен обладать обаянием, чувством юмора и доброжелательностью, иметь организаторские, актерские, режиссерские способности и творческое воображение. Здесь очень важна игровая технология. Игровая технология - направление по выявлению культурных, социально - психологических, педагогических закономерностей, принципов с целью определения выработки и использования в игровой деятельности ребенка и взрослого или ребенка - эффективных игровых моделей общения.

Игра дает ребенку положительные эмоции, в ней ребенок проживает какие - то определенные периоды как будто бы взрослой жизни, приобретает навыки, подражая взрослым.

Ребенок играет как в дошкольный период, так и с приходом в школу. Но в учебной деятельности, а также в старшем дошкольном возрасте преобладают иные игры - дидактические.

Дидактическая игра - это «дитя труда», важнейшее средство умственного и нравственного воспитания детей. Дидактические игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, вызывают у детей глубокое удовлетворение, создают радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний .

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Её авторами являются известные психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова и т. д. В последнее время ученые называют такие игры развивающими, а не дидактическими, как принято в традиционной педагогике. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях.

При подборе дидактических игр необходимо помнить о том, что они должны :

а) содействовать полноценному, всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыту общения со сверстниками и взрослыми;

б) прививать интерес к учебным занятиям и изучаемому материалу;

в) формировать умения и навыки учебной деятельности;

г) помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

Основные педагогические возможности дидактических игр связаны с формированием у учащихся познавательной активности и ценностных отношений, расширением, углублением и творческим применением результатов предшествующего обучения. Высокий мотивационный потенциал дидактических игр обеспечивает вовлеченность детей в процесс деятельности. Прежде чем предложить игру ребенку, воспитатель знакомится с инструкцией к ней. Не менее важно продумать образовательную цель игры, а также ее воспитательные и развивающие возможности. После этого он определяет время проведения игры на занятии в соответствии с тем, на каком этапе она будет проведена. Затем устанавливает, как будут играть дети - индивидуально или в группе, а также способ проверки результатов и подведения итогов.

Исходя из всего вышесказанного, дидактическая игра должна обязательно иметь свою определенную структуру и включать в себя основные структурные компоненты. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: «игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование и результат» .

Игровой замысел - первый структурный компонент дидактической игры, выражен, как правило, в ее названии.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе занятия.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются определенными правилами, способствуют формированию познавательного интереса учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения поставленных целей.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой структурные компоненты, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной на занятии.

Оборудование дидактической игры включает в себя оборудование занятия. Это наличие технических средств обучения, кинопозитивов, диафильмов и т. д. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактические раздаточные материалы.

Любая дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом, придает занятию законченность.

При организации дидактической игры необходимо придерживаться следующих условий :

1. Правила дидактической игры должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание предлагаемого материала - доступно пониманию старших дошкольников.

2. Дидактическая игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности детей.

3. Дидактический материал, используемый во время дидактической игры, должен быть удобен в использовании, иначе дидактическая игра не даст должного эффекта.

4. При проведении дидактической игры связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива дошкольников или выбранных лиц. Учет результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым.

5. Каждый ребенок должен быть активным участником в такой игре.

6. В процессе дидактической игры дошкольники должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой.

7. Дидактическую игру нужно закончить тогда, когда будет получен необходимый результат.

При организации любой дидактической игры воспитателю необходимо знать и ее структуру и условия проведения.

Кроме того, важно помнить, что дидактические игры делятся на индивидуальные, где игрой занят один человек и групповые, где в игре задействовано несколько индивидов; предметные, где включены в игровую деятельность, какие - либо предметы (лото, домино и т. д.), предметно - словесные, словесные, сюжетные, где игра разворачивается по определенному сценарию, воспроизводя сюжет в основных деталях, ролевые, где поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя и игры с правилами, которые регулируются определенной системой правил поведения их участников.

Для создания игровой атмосферы воспитателю необходимо помнить о некоторых важных моментах :

Во - первых, исключить порицание и критику во время игры. Воспитателю следует показать, что достичь цели можно различными, более или менее продуктивными путями. Что не может быть «правильных» и «неправильных», «лучших» и «плохих» путей, а обстановка во время игры должна быть доброжелательной и спокойной.

Во - вторых, воспитатель должен играть двойную роль. С одной стороны, достаточно часто непосредственно вступать в игру вместе с воспитанниками, исполнять свою роль, а с другой стороны, оставаться объективным наблюдателем того, что происходит, и нести ответственность за развитие процесса взаимодействия.

Так же воспитатель должен определять выбор разыгрываемых ситуаций и их сложность, ориентируясь на возраст обучаемых, их организаторские способности и уровень познавательных возможностей. Необходимо подбирать не лишком трудоемкие игры, которые можно впоследствии использовать систематически.

Разнообразя процесс воспитания и обучения, игры, таким образом, побуждают детей к активной деятельности. Они помогают сделать любой материал и деятельность более увлекательными, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний.

Подбирая игры к занятию, важно учесть сложности и в то же время доступность детям. При ее организации нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу.

Важно использовать игры не только развивающие психические познавательные процессы (то есть способствующие развитию внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления), но и формирующие социокультурную компетенцию, картину предметного мира, развивающие эмоционально - эстетические переживания.

Правильное включение игр в процесс развития, помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов старших дошкольников, сделать ее более эффективной и продуктивной. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах занятий, но следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать «чувство меры», иначе они утомят детей и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Только учитывая все вышеуказанные особенности использования дидактических игр, как средств развития познавательного интереса старших дошкольников формируется активная учебно-познавательная деятельность.

Таким образом, анализ информации позволяет нам сделать основополагающие выводы о том, старший дошкольный возраст является периодом активного формирования физических и психических качеств, в том числе периодом активного формирования познавательного интереса как залога успешного процесса обучения и развития в целом.

Закономерности психического развития детей дошкольного возраста изучали Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, О. М. Дьяченко, З. М. Истомина, Т. В. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Н. С. Лейтес, Н. Н. Поддьяков, С. Л. Рубинштейн, Э. П. Торренс, Е. В. Филиппова, Д. Б. Эльконин и т. д.

Способствование активному развитию познавательного интереса старших дошкольников, его устойчивости - особо важный и актуальный вопрос.

Важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии старшего дошкольника все еще имеет игра (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский и т. д.).

Дидактическая игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях, она является одним из наиболее продуктивных средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию. Правильное включение игр в процесс развития, помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов старших дошкольников, сделать ее более эффективной.

Дидактическая игра в системе развития познавательных процессов младших школьников

В школе у детей формируются психологические предпосылки теоретического сознания, меняются мотивы поведения, открываются новые источники развития познавательных и нравственных сил...

Дидактическая игра и учебная деятельность младших школьников

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой...

Дидактическая игра как важное средство воспитания умственной активности учащихся

Дидактическая игра является игровой формой обуче-ния, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой...

Дидактическая игра как средство умственного развития

Дидактическая игра как средство умственной активности

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, которая начинает формироваться уже в раннем возрасте на основе предметной деятельности. А вместе с ней формируется общение, появляются зачатки труда...

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр при формировании математических представлений у дошкольников

Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша...

Использование элементов занимательности и игры при изучении состава слова в начальных классах

Интерес - потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. /Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987.- 334 с.

3. Баев, И.М. Играем на уроках русского языка [Текст] /И.М.Баев. - М.:Просвещение, 1989.- С.113.

4. Барташникова И.А. Учись играя [Текст] / И.А. Барташникова, А.А.Барташников. - Харьков, 1997.- С.45.

5. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст] / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/Л.И. Божович.-М.:Педагогика, 1997. - М.: Просвещение,- С.324.

7. Брунер Дж. Психология познания [Текст]/Д. Брунер. – М.: Просвещение, 1977.- С.423.

8. Венгер В.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст]/В.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1986.- С.80.

9. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984 – С.446.

10. Выготский Л.С. Психология познания [Текст]/Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1977.- С.127.

11. Газман О.С. В школу - с игрой [Текст] /О.С. Газман. - М.: Просвещение, 1991.- 334 .

12. Галицын В.Б. Познавательная активность дошкольников [Текст] / В.Б. Галицын// Советская педагогика. -1991. -№ 3.- С.23.

13. Грачева Н.В. Педагогические условия активизации познавательной направленности дошкольников [Текст]/Н.В. Грачева. – Киров, 2003.- С.55.

14. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2002.- С.345.

15. Денисенко, Н. Формирование познавательного отношения к учебной задаче (в подготовительной группе) [Текст]/Н.Денисенко// Дошкольное воспитание. -1991. -№ 3.- С.18.

16. Ермолаева, М.В. Психолого-педагогическая практика в системе образования [Текст]/М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. – М.:Просвещение, 1998.-336 с.

17. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности [Текст]/И.А.Зайцева. – Ноябрьск, 2005.- С.12-24.

18. Занъко С.Ф.. Игра и ученье [Текст] /С.Ф. Занько. - М.:Просвещение, 1992.- 226 с.

19. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся [Текст]/ Т.В. Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. – Вып.5. – Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 1998.- С.28.

20. Кулюткин Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст] /Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - М.:Просвещение, 1972.-С.55.

21. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.V. [Текст] /А.С. Макаренко. - М.:Просвещение, 1958.- С.69.

22. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя [Текст] /А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

23. Минкин Е.М. От игры к знаниям [Текст] /Е.М. Минкин. - М.:Просвещение, 1983.- С.254.

24. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г.Морозова // Психология и педагогика.-1979.- №2.- С. 5.

25. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст]/В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998.- С.228.

26. Немов Р.С. Психология / В 3-х кн. [Текст]/Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1995.- 324с.

27. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко.- М.: Просвещение, 2003.- С.337.

28. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии// Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1988.- С.456с.

29. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст] / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 1996.- С.80.

30. Савина, Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу [Текст] / Ф.К.Савина. - Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989. - 67с.

31. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 432 с.

32. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]/Н.Ф.Талызин. – М.: Просвещение, 1999.- С.224.

33. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]/Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 227 с.

34. Ушаков, Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах [Текст] /Н.Н.Ушаков. – М. – Просвещение, 1986. – 83 с.

35. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя [Текст] /Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 1999.- С.175.

36. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие [Текст]/И.Ф. Харламов. М.: Юристь, 1997. – 512 с.

37. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] /Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. -С. 97.

38. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся [Текст] /Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. - 358 с.

39. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] /Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.

40. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст]/Г.И. Щукина.- М.: Просвещение, 1988.- С.334.

41. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] /Г.И. Щукина. – М.:Просвещение, 1971.- С.175.

42. Элъконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1979.- С.25.

Познавательные игры как средство развития познавательного интереса. Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомлинский. К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования: . Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должнабыть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней. . Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. . Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры. . Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них. - Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически. - Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования. Учебная игра выполняет несколько функций: - обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор); - ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи); - мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса. Приведем примеры познавательных игр, которые применяют на практике учителя. а) Игры - упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний». Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список. б) Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты. в) Игры - соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе. г) Сюжетно -ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся. д) Познавательные игры - путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки. Пример игры - путешествия. Условия игры: 1) К следующей станции можно двигаться, лишь ответив на вопросы. 2) За ответы на каждой станции получаете 5 баллов. Станция 1 «Муравейник» Вопросы: 1) Могут ли муравьи предсказывать погоду? 2) Что такое мирликология? 3) Какие муравьи строят гнёзда в грибах? Станция 2 «Айболит» Вопросы: 1) Какие насекомые могут быть лекарями? 2) Какие продукты насекомых оказывают лечебное действие? 3) Что такое «муравьиный спирт» и где он применяется? Станция 3 «Природоохранная» Вопросы: 1) Как можно защитить муравьев? 2) Какие ещё членистоногие нуждаются в защите? 3) Как защ «даются членистоногие? Станция 4 «Летающие цветы» Вопросы: 1) Какое значение имеет окраска бабочек? 2) Почему некоторые виды самок бабочек бескрылы? 3) Чем пахнут бабочки репницы, брюквенницы, капустницы? 4) Почему птицы не нападают на бабочку большую тополёвку? Станция 5 «Жуки» Вопросы: 1) Какие жуки получили название от известных крупных млекопитающих и почему? 2) Какие жуки пахнут розами? 3) Как красива жужелица. Почему же её неприятно брать в руки? 4) Какого водного жука опасно держать в аквариуме вместе с рыбками? Почему? Из бесед с учителями мы установили, что большинство из них считают игру важным средством для развития познавательного интереса учащихся к предмету, но все же используют этот прием немногие. Среди причин, объясняющих этот факт, назывались: отсутствие методических разработок, неумение организовать учащихся на игру (плохая дисциплина), нежелание тратить время урока, отсутствие интереса у учащихся. Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка. 1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии; 2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых; 3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология; 4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.



Похожие статьи