Помещение на праве хозяйственного ведения. Хозяйственное ведение

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это вещные праваюридических лиц по использованию чужого имущества. В возникающих при этом отношениях участвуют: пользователь чужого имущества (юридическое лицо) и собственник, закрепивший свое имущество за пользователем. Назначение этих вещных прав – оформить имущественное положение юридических лиц, не являющихся собственниками, в целях создания возможности для их самостоятельного участия в гражданском обороте.

Субъекты (носители) этих прав – только юридические лица, существующие в форме предприятия и учреждения. Субъекты права хозяйственного ведения – государственные и муниципальные предприятия, а субъекты права оперативного управления – казенные предприятия и учреждения.

Различия между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления: в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество.

Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения не может самостоятельно распоряжаться имеющейся у него недвижимостью, но при этом оно может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. При этом праве собственник имущества (учредитель предприятия), закрепивший свое имущество за предприятием, сохраняет право на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, право осуществления контроля за имуществом, право на получение части прибыли.

Право оперативного управления – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник (учредитель предприятия) вправе изъять у субъекта права оперативного управления свое имущество, закрепленное за ним, и распорядиться им по своему усмотрению, если имущество: используется не по назначению; оказалось лишним.

Особенности полномочия распоряжения имуществом у субъектов этого права различны. Казенное предприятие не имеет права распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом (движимым и недвижимым) без согласия собственника. Собственник казенного предприятия самостоятельно устанавливает порядок распоряжения доходами казенного предприятия. Учреждение не имеет права распоряжаться закрепленным за ним имуществом. За него по его просьбе это делает собственник учреждения.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом собственникавозникают у предприятия и учреждения лишь с момента фактической передачи имущества. Этот момент определяется датой утверждения баланса предприятия или датой поступления имущества по смете. Право хозяйственного ведения и оперативного управления сохраняется за их обладателями и в случае смены собственника, т. е. действует право следования.

Право муниципальной собственности

Право муниципальной собственности относится к публичному праву. Это самостоятельная форма права собственности. Три полномочия собственника в данной форме права собственности осуществляются представительным органом с учетом мнения населения муниципального образования и в его интересах. Муниципальное образование – образование, в котором имеется орган самоуправления (города, районы в городах, поселки, деревни и др.).

Субъекты права муниципальной собственности – муниципальные образования. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами:

    представительными (выборными органами);

    органами местного самоуправления;

    муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми закреплена муниципальная собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Объекты права муниципальной собственности – средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и т. д.

Особенности муниципального имущества.

1. Муниципальное имущество делится на две части: одна часть закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, вторая – составляет казну муниципального образования, включающую в себя средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

2. Ряд объектов является исключительно муниципальной собственностью, т. е. объекты изъяты из гражданского товарооборота (муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта).

3. Объекты муниципальной собственности предназначены для решения вопросов местного значения: для удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных потребностей населения данной территории (целевой характер).

Основания возникновения права муниципальной собственности: общегражданские и специальные. Специальные – поступление денежных средств от приватизации; денежные суммы, уплаченные в виде налогов и штрафов; плата за пользование природными ресурсами; государственное имущество, переданное в муниципальный фонд; денежные средства, отчисленные РФ от собранных налогов, и денежные средства, выделенные ей для реализации отдельных государственных полномочий и др.

Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: передача муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим лицам или отчуждение ее (т. е. совершение сделок); создание муниципальных предприятий и учреждений; определение целей, условий, порядка деятельности предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности; распоряжение средствами местного бюджета; приватизация.

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 12

Бюджетные учреждения являются основными участниками бюджетного процесса при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, выступая в роли получателей бюджетных средств. Эффективное использование бюджетных средств напрямую зависит от их работы. Поэтому на современном этапе реформирования бюджетного процесса изучение механизма функционирования бюджетных учреждений является для бухгалтеров важнейшей задачей.

Правовую основу финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений составляет право оперативного управления. Изучению этого гражданско-правового явления посвящена данная статья.

В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования вправе создавать юридические лица, передавая им имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В соответствии с гражданским законодательством к таким юридическим лицам относятся унитарные предприятия и учреждения. Унитарные предприятия относятся к коммерческим организациям и могут быть созданы как на праве хозяйственного ведения, так и оперативного управления. Учреждения являются некоммерческими организациями и создаются на праве оперативного управления.

Учреждением признается некоммерческая организация, образованная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).

В соответствии со ст. 3 Закона N 175-ФЗ <1> в ГК РФ внесены изменения, определившие понятия частного и государственного или муниципального учреждения. Частным является учреждение, созданное гражданином или юридическим лицом. Государственным или муниципальным является учреждение, созданное соответственно РФ, ее субъектом или муниципальным образованием.

<1> Федеральный закон от 03.11.2006 N 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений" вступает в силу по истечении 60 дней с момента официального опубликования.

Согласно внесенным изменениям государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным и автономным. Бюджетное учреждение относится к государственным или муниципальным организациям, так как может быть создано соответственно РФ, ее субъектом или муниципальным образованием. В силу п. 1 ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Его деятельность финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов.

В соответствии с Законом N 174-ФЗ <2> автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Автономное учреждение не является бюджетным, поскольку его деятельность не финансируется учредителем. Последний возмещает автономному учреждению только расходы на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходы на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также на финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

<2> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" вступает в силу по истечении 60 дней с момента официального опубликования.

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним учредителем на праве оперативного управления. Режим оперативного управления распространяется также на особо ценное движимое имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. При этом под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (ст. ст. 2, 3 Закона N 174-ФЗ).

Однако автономное учреждение может владеть на праве собственности имуществом, в том числе недвижимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Указанным имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться без согласия учредителя, за исключением внесения денежных средств или иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передачи этого имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (п. 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ). Распоряжение имуществом, принадлежащим автономному учреждению на праве собственности, осуществляется с учетом установленных Законом N 174-ФЗ условий о размере суммы сделки и заинтересованности в ее совершении.

Право оперативного управления автономного учреждения распространяется только на недвижимое имущество, закрепленное за ним учредителем, или особо ценное движимое имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Таким образом, режим оперативного управления является системой правоотношений, возникающих между собственником - учредителем учреждения и учреждением по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом, переданным собственником учреждению. Право оперативного управления представляет совокупность правомочий учреждения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, переданным ему собственником имущества.

Право оперативного управления относится к вещным правам (ст. 216 ГК РФ), для которых характерны следующие свойства:

  • они предоставляют субъектам гражданских правоотношений полномочия по владению и пользованию имуществом, но ограничивают право распоряжения им;
  • могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества;
  • их защита от нарушений осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 305 ГК РФ, а именно субъекты права оперативного управления могут истребовать имущество из чужого незаконного владения и требовать устранения нарушений правомочий пользования переданным имуществом, в том числе от его собственника.

Право оперативного управления на движимое имущество возникает с момента его передачи учреждению (п. 1 ст. 299 ГК РФ), на недвижимое имущество - с момента государственной регистрации соответствующего права за учреждением (п. 1 ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 22.07.1997 N 122-ФЗ). Передача имущества учреждению осуществляется при его создании.

Согласно п. 3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления прекращается по правомерному решению собственника имущества об его изъятии у предприятия или учреждения. С учетом того, что указанное вещное право принадлежит учреждению, прекращение его связано с реорганизацией или ликвидацией данного юридического лица. Поэтому под решением собственника об изъятии имущества у учреждения следует понимать решение собственника о реорганизации или ликвидации учреждения.

Право оперативного управления также прекращается по общим основаниям, за исключением случаев перехода права собственности на государственное или муниципальное имущество, находящееся во владении учреждения, к другому собственнику, когда право оперативного управления сохраняется за указанным учреждением на переданное ему имущество (ст. 300 ГК РФ).

Признаки вещного права характерны как для права оперативного управления, так и для права хозяйственного ведения. Различия между ними заключены в их содержании. Чтобы раскрыть содержание права оперативного управления, его необходимо сравнить с правом хозяйственного ведения. В таблице представлены их сравнительные характеристики.

Сравнительные характеристики права хозяйственного ведения и

оперативного управления

Право хозяйственного ведения

Право оперативного управления

1. Субъекты вещного права

Государственные и

муниципальные унитарные

предприятия (ст. ст. 114,

Государственные и муниципальные

унитарные предприятия (казенные

предприятия) и учреждения

(частные учреждения, бюджетные и

автономные государственные или

муниципальные учреждения)

(ст. ст. 115, 120 ГК РФ)

2. Собственник имущества

РФ, ее субъекты и

муниципальные образования

(ст. 114 ГК РФ)

РФ, ее субъекты и муниципальные

образования (ст. 115 ГК РФ), а

также физические и юридические

лица (ст. 120 ГК РФ)

3. Правомочия субъектов в отношении переданного им имущества

Распоряжение движимым

имуществом без согласия его

собственника.

Распоряжение недвижимым

имуществом с согласия

собственника имущества (п. 2

ст. 295 ГК РФ)

Распоряжение имуществом с

согласия его собственника.

Если в соответствии с

учредительными документами

учреждению предоставлено право

осуществлять приносящую доходы

деятельность, то доходы,

полученные от такой деятельности,

и приобретенное за их счет

имущество поступают в

самостоятельное распоряжение

учреждения (ст. 298 ГК РФ).

Казенное предприятие

самостоятельно реализует

производимую им продукцию (п. 1

ст. 297 ГК РФ)

4. Права собственника в отношении имущества

Собственник имеет право на

получение части прибыли от

использования имущества,

переданного в хозяйственное

ведение (п. 1 ст. 295 ГК РФ)

Собственник имущества вправе

изъять лишнее, неиспользуемое

либо используемое не по

назначению имущество и

распоряжаться им по своему

усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).

Собственник вправе распределять

доходы казенного предприятия

(только для казенных предприятий)

(п. 2 ст. 297 ГК РФ)

5. Ответственность собственника

Если несостоятельность

(банкротство) унитарного

предприятия вызвана

действиями собственника

переданного ему имущества,

то на него в случае

недостаточности имущества

предприятия может быть

возложена субсидиарная

ответственность по его

обязательствам (п. 7 ст. 114

Собственник несет субсидиарную

ответственность по обязательствам

такого предприятия при

недостаточности имущества (п. 5

ст. 115 ГК РФ). Указанное правило

не распространяется на

учредителей автономного

учреждения

С учетом установленных различий права хозяйственного ведения и оперативного управления следует отметить, что первое предоставляет больше прав предприятию по владению, пользованию и распоряжению переданным ему имуществом, чем второе. Юридические лица, созданные на праве оперативного управления, не могут распоряжаться переданным им имуществом без согласия его собственника. Данное правило не является исключением и для нового вида учреждения - автономного (п. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

Различия в указанных вещных правах, на наш взгляд, объясняются тем, что государственное и муниципальное имущество в первую очередь предназначено для выполнения государственных задач. Поэтому РФ, ее субъекты и муниципальные образования, обладая имуществом разного государственного значения, создают юридические лица либо на праве хозяйственного ведения, предоставляя широкие правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, либо оперативного управления, оставляя за собой право распоряжения имуществом.

журнала "Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

В составе государственной и муниципальной собственности существуют, с одной стороны, имущество, не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами и относящееся к имуществу казны (государственной или муниципальной), а с другой - имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не связанных непосредственно с казной юридических лиц. Соответственно этому различают осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами.

В первом случае речь идет об осуществлении права государственной и муниципальной собственности самим носителем этого права через соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления , а в некоторых случаях юридические лица и граждане совершают определенные действия от имени субъекта права собственности - Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования .

Во втором случае к осуществлению права государственной и муниципальной собственности подключается дополнительное и вполне самостоятельное звено - юридическое лицо, выступающее в гражданском обороте от своего имени и наделенное либо правом хозяйственного ведения , либо правом оперативного управления над закрепленным за ним государственным и муниципальным имуществом.

Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются способами осуществления права государственной и муниципальной собственности.

Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что правом хозяйственного ведения могут наделяться государственные и муниципальные унитарные предприятия , кроме федеральных предприятий, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления, поэтому ст. 216 ГК РФ называет право хозяйственного ведения государственным и муниципальным имуществом вещным правом лиц, не являющихся собственниками. В статье 8 Федерального закона "О введении в действие части первой ГК РФ" говорится, что предприятия, не находящиеся в государственной или муниципальной собственности и основанные на праве полного хозяйственного ведения, должны быть преобразованы в хозяйственные товарищества , общества или кооперативы либо ликвидированы.

Право полного хозяйственного ведения ранее строилось по той же модели, что и право собственности. Сейчас права государственного или муниципального предприятия, которому имущество принадлежит на праве полного хозяйственного ведения, строго ограниченны. Данное обстоятельство объясняется тем, что размер уставного фонда такого предприятия не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных предприятиях и еще до их регистрации должен быть полностью оплачен собственником. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный на создание предприятия, обязан в установленном порядке произвести уменьшение уставного фонда. Если же стоимость чистых активов окажется меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда .

Права собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении у хозяйствующего субъекта, заключаются в следующем: решение вопросов создания предприятия; определение предмета и целей его деятельности; решение вопросов реорганизации и ликвидации предприятия; назначение руководителя предприятия; осуществление контроля за использованием и сохранностью принадлежащего предприятию имущества; получение части прибыли от использования, находящегося в хозяйственном ведении предприятия имущества.

В то же время собственник имущества юридического лица, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам государственного или муниципального унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК РФ. В частности, на собственника может быть возложена дополнительная ответственность по обязательствам предприятия, если его несостоятельность вызвана действиями собственника, а имущества предприятия недостаточно для удовлетворения требований кредиторов.

Большое правовое значение имеет деление имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, на недвижимое и движимое. Предприятие не вправе продавать принадлежащее на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду , отдавать его в залог , вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия его собственника, а движимым имуществом, которое принадлежит предприятию, оно распоряжается самостоятельно, кроме случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение. В данном случае у дочернего предприятия возникает вторичное право хозяйственного ведения в отношение переданного ему имущества. На ответственность материнского и дочернего предприятия по обязательствам друг друга распространяются правила п. 3 ст. 56 ГК РФ. В частности, материнское предприятие несет дополнительную ответственность по обязательствам дочернего при недостаточности его имущества, если несостоятельность дочернего предприятия вызвана действиями учредившего его предприятия. С другой стороны, если материнское предприятие учредило дочернее, чтобы освободиться от ответственности перед кредиторами, то взыскание может быть обращено и на имущество дочернего предприятия.

Право оперативного управления

В отличие от предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, не вправе без согласия собственника распоряжаться не только недвижимым, но и движимым имуществом. Производимую продукцию казенное предприятие реализует самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Обязанности казенного завода заключаются в следующем:

  • направлять прибыль от реализации продукции (работ, услуг) на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие производственные цели, а также на социальные цели по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, а оставшуюся прибыль направлять в доход федерального бюджета ;
  • представлять уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований, а также амортизационных отчислениях, предназначенных для обновления основных фондов; возвращать по истечении года в федеральный бюджет неиспользованные бюджетные ассигнования.

Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, однако не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, а дополнительную ответственность по его обязательствам во всех случаях при недостаточности его имущества несет Российская Федерация как субъект гражданского права (п. 5 ст. 113 ГК РФ). Если казенное предприятие создано на базе собственности субъекта РФ и муниципальной собственности, дополнительную ответственность несут эти субъекты гражданского права.

Право оперативного управления учреждения, финансируемого собственником, является еще более ограниченным по сравнению с правом оперативного управления казенных предприятий. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. По своим обязательствам учреждение отвечает находящимися в его распоряжении только денежными средствами . Имущество учреждения, независимо от того, учитывается ли оно в составе основных средств или средств в обороте, забронировано от взысканий кредиторов. При недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств дополнительную ответственность по его обязательствам несет собственник этого юридического лица .

Учреждения являются некоммерческими организациями , однако в соответствии с учредительными документами они могут заниматься коммерческой деятельностью. Доходы, полученные от такой деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. По смете указанные доходы не проводятся, и законом не предусмотрен вопрос о возможности кредиторов обратить взыскание на имущество, приобретенное учреждением за счет дозволенной в учредительных документах коммерческой деятельности.

Право оперативного управления и хозяйственного ведения считаются возможностью использования чужого имущества на юридических основах. Возникает отношение, в котором участвуют:

  • Тот, кто пользуется чужим объектом;
  • Тот, кто владеет им и передал право пользоваться другому участнику.

Чтобы осуществить это, потребуется оформить основное положение относительно юридических лиц, которые не являются собственниками. Это необходимо для того, чтобы они самостоятельно принимали участие в гражданском обороте.

Что такое право хозяйственного ведения?

Право хозяйственного ведения — это возможность распоряжаться, владеть, а также пользоваться недвижимостью или другим имуществом владельца на основании закона РФ или по другим локальным нормативным документам. Например, унитарная компания по ведению бизнеса не может собственноручно распоряжаться недвижимостью, однако может распоряжаться другим движимым объектом. Учитывая это, владелец имущества, который закрепил его, сохраняет возможность на ликвидацию, реорганизацию предприятия, а также может контролировать, каким образом распоряжаются переданным им объектом.

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения

Унитарным предприятием считается организация, которая была подана на основе уполномоченных органов разного правления. Учредительным документом призвано называть уставом, который утверждается владельцем компании. Имущество, которое передается унитарной компании, зачисляется непосредственно на баланс. В дальнейшем владелец этого самого имущества не сможет больше пользоваться или распоряжаться им.

Собственник, а также учредитель в одном лице обязан;

  • Утвердить устав по унитарному предприятию;
  • Назначить директора;
  • Ликвидировать или заняться реорганизацией по причине убыточного бизнеса;
  • Контролировать переданное имущество и хранить его в безопасности;
  • Иметь часть прибыли от использования объекта.

Право оперативного управления

Под оперативным управлением понимается возможность, согласно которой предприятие может использовать закрепленное за ним имущество владельца на основании закона РФ. Сюда входят задания, цели и назначение текущего имущества. Субъектами текущего права бывают как унитарные компании, которые могут быть отнесены к коммерческим, так и созданными учреждениями собственников, которые можно отнести к некоммерческим компаниям. Помимо этого, собственник имеет возможность ликвидировать, а также реорганизовывать созданные учреждения без особого согласия.

Источники хозяйственного права

Под источниками права понимаются юридические акты разнообразных государственных органов, в которых содержатся текущие нормы законодательства. Все зависит от текущей юридической силы, источников хозяйственной возможности и так далее. Их можно разделить на три базовые категории:

  • Акты, предназначенные для субъектов Российской Федерации;
  • Для властей местного значения;
  • Федеральных властей;
  • Властей бывшего СССР.

Принципы хозяйственного права

Основные принципы по хозяйственному праву считаются основополагающие начала, которые распространяются целиком на комплекс правовых мер. Именно это способствует регулированию текущей деятельности. Для подобной отрасли присутствуют следующие принципы:

  • Созданные для целенаправленного воздействия для того, чтобы достичь общий интерес по хозяйственной деятельности субъектов;
  • Равноправие субъектов, вне зависимости от текущей степени правовых отношений;
  • Экономической свободы, в том числе присвоение дополнительных бонусов для предпринимательской деятельности относительно компаний;
  • Принцип на основании добросовестной конкуренции. Сюда относится и защита от недобросовестности и монополизма;
  • Принцип законности. Речь идет об экономической эффективности в отношении интересов государств, а также общих интересов иных лиц и запретов закона.

Отличия право хозяйственного ведения и оперативного управления

Хозяйственное ведение означает то, что вам передано имущество для ведения дальнейшей деятельности. В будущем вы можете использовать его по своему усмотрению. Можете продать или распоряжаться. Однако решение принимается не самостоятельно, а вместе с органами управления предприятия.

Под оперативным управлением понимается предоставление вещи, которая может быть передана в пользование на определенный срок. То есть, нельзя распоряжаться ее, продавать и так далее.

Регистрация права хозяйственного ведения недвижимого имущества

Рассказывает о регистрации и ведении по недвижимому объекту. Для начала все необходимо зарегистрировать в Едином государственном реестре. Сюда относятся и сделки, которые должны быть совершены. Как гласит , право на имущество, которое подлежит непосредственно государственной регистрации, возникает с момента по соответствующим на него условиям, если другое не предусматривается законодательством. Зарегистрировать деятельность с чужими объектами может каждый владелец, если собственник предоставит соответствующую возможность.



Похожие статьи