Титаник почему. Новая версия гибели «Титаника» и самые впечатляющие факты

Идея построения самого большого судна в мире принадлежит Брюсу Исмею и Джеймсу Пиррие, которые объединили усилия двух компаний – судостроительной "Харланд энд Вольф" и трансатлантической торгово-пассажирской "Уайт Стар Лайн". 31 марта 1909 года началось строительство «Титаника» и к 1912 году его стоимость составила 7,5 миллиона долларов, что на сегодняшний день составляет сумму в 10 раз больше.

Над созданием гигантского судна трудились 3000 человек. Вес «Титаника» составлял 66 000 тон, и длина равнялась протяжности четырех городских кварталов. Лайнер был оборудован 10 метровыми спасательными шлюпками, вместительностью 76 человек и в количестве 20 штук. Так как численность пассажиров «Титаника» превышала 2 тысячи человек, то этого числа шлюпок явно было не достаточно, так как они могли спасти всего 30 % плановой загрузки людей. На «Титанике» была установлена самая современная на тот момент радиоаппаратура с высокой мощностью. Каюты отличались роскошью. Также на борту знаменитого судна находились спортзал, библиотека, рестораны и бассейны.

Первый рейс и крушение «Титаника»

31 мая 1911 года крупнейший пассажирский лайнер был спущен на воду в Белфасте (Северная Ирландия), для чего понадобилось рекордное количество паровозного масла, жира и жидкого мыла для смазки направляющих сходней. Этот процесс длился всего 62 секунды. 10 апреля 1912 корабль отплывает в свой первый и, к сожалению, последний рейс. На борту «Титаника» находилось 2207 человек, из них 898 члены экипажа и 1309 пассажиров, среди которых были известные личности, миллионеры и промышленники, писатели и актеры. 14 апреля 1912 с борта судна был замечен айсберг на расстоянии около 450 метров. «Титаник» сделал манёвр, но все равно столкнулся с преградой и получил многочисленные пробоины в длину 100 метров. Таким образом, 16 водонепроницаемых отсеков были повреждены, и под тяжестью судно очень сильно накренилось. Вода продолжала затоплять все отсеки. Через 2 часа 40 минут после удара лайнер затонул полностью.

Спасение пассажиров

Капитан корабля И. Смит боялся паники среди пассажиров. Поэтому обитателям люксов и двух первых классов стюарды мягко сообщили о небольшом повреждении лайнера и попросили выйти на палубу. Пассажиры третьего класса даже не знали об угрожающей опасности. Кроме того, обитателям нижней палубы перекрыли выход и многие из них, блуждая по коридорам корабля, так и не смогли выбраться из ловушки. То есть приоритет в спасение был отдан VIP-персонам и представителям высшего класса. Большинство пассажиров было уверенно, что «Титаник» непотопляемый и отказывались садиться в шлюпки. Капитан приложил все усилия, что уговорить их покинуть судно.

По приказу И. Смита первыми спасались женщины и дети, но среди них оказывалось немало мужчин. Первые шлюпки, которых и так не хватало, уходили наполовину заполненными. Так шлюпка №1 получила название «миллионерская» и была заполнена всего 12 людьми из положенных 40. Понимая всю драматичность ситуации и чтоб отвлечь внимание пассажиров, капитан «Титаника» попросил руководителя оркестра начать играть. Восемь профессиональных музыкантов, понимая, что играют последний раз в жизни, выдавали четкие ритмичные звуки джаза, которые заглушали звуки криков, доносившиеся с третьей палубы и выстрелы револьверов. Так при спуске последних шлюпок началась паника, и офицерам судна пришлось применить оружие. В машинном отделении до последнего не прекращалась работа. Так механики и кочегары прикладывали все усилия, чтоб лайнер был обеспечен электрическим освещением для работы радиостанции. Титаник не прекращал передавать просьбы о спасении к судам, которые оказались вблизи лайнера.

На сигнал SOS первым откликнулось судно «Карпатия», которое на предельных оборотах мчалось на помощь. В течение двух часов было подобрано 712 человек, а остальные 1495 человек погибли. Люди, которые не попали на шлюпки, прыгали в воду, надевая спасательные жилеты, но воды была ледяной, поэтому даже здоровый мужчина мог продержаться в таких условиях всего около часа. Также рядом с местом трагедии находились еще два судна. Рыболовы на шхуне «Самсон» занимались теневой ловлей тюленей, поэтому увидев белые сигнальные огни «Титаника», подумали, что это береговая охрана и поспешили удалиться от этого места. Если бы лайнер имел красные сигнальные огни, то можно было сохранить жизни большего количества людей. В то же время капитан «Калифорниэн», увидев огни, подумал о запускавшихся фейерверках на «Титанике». Радиостанция судна не работала, так как радист отдыхал после вахты. За неоказания помощи при гибели «Титаника» капитана «Калифорниэн» лишили звания.

Выжившие и погибшие

Почти все женщины и дети, проживавшие в каютах первого и второго классов, спаслись, в отличие от пассажирок и их малышей с нижних палуб, которым перекрыли выход. В процентном соотношении спаслось 20 % мужчин и 74% всех женщин. Выжило 56 детей, что составило чуть больше половины от общего количества. В 2006 году ушла из жизни американка Лиллиан Гертруд Асплунд, которая была очевидцем крушения «Титаника». На тот момент ей было пять лет, и в этой страшной катастрофе она потеряла отца и братьев. Стоит отметить, что они были пассажирами третьего класса. В шлюпке номер 15 вместе с ней спаслись ее мать и трехлетний брат. Лиллиан редко говорила о трагедии и всегда избегала вопросов и внимания общественности. В мае 2009 года в возрасте 97 лет скончалась последняя пассажирка «Титаника», которой на момент кораблекрушения было всего два с половиной года.

Гипотезы крушения

Версии о причинах крушения были абсолютно разными. Но эксперты однозначно называют несколько из них. «Титаник» был построен в кратчайшие сроки и имел много недостатков. Так при возведении корабля в некоторых местах использовали штифты из низкопробного материала, который был ломким. Поэтому после столкновения с айсбергом, корабль дал трещину в корпусе именно там, где использовались стержни из низкосортной стали. За счет огромных габаритов и веса «Титаник» был неповоротливым, поэтому ему не удалось увернуться от преграды.

Исследование останков корабля

1 сентября 1985 года были обнаружены затонувшие останки лайнера экспедицией, которой руководил доктор Роберт Баллард, директор Вудсхолского института океанологии в штате Массачусетс. Глубина залегания на дне Атлантического океана составляла 3750 метров. Затонувший корабль находился на расстоянии 13 миль к западу от координат, где «Титаник» передал сигнал SOS. Останки лайнера получили защиту Конвенции ЮНЕСКО 2001 года об охране подводного культурного наследия в апреле 2012 года, спустя сто лет после затопления. Таким образом, корабль имеет покровительство от разграбления, уничтожения и продаже. Такие меры необходимы для обеспечения должного отношения к останкам погибших. В августе 2001 года место кораблекрушения исследовалось путем погружения к «Титанику» на российских глубоководных подводных аппаратах Мир-1 и Мир-2. Инициаторами этого был режиссер Джеймс Камерон. Благодаря использованию небольших телеуправляемых подводных аппаратов «Джек» и «Элвуд» был снят уникальный материал, который лег в основу документального фильма «Призраки бездны: Титаник» (2003), где можно увидеть останки корабля изнутри. В 1997 году публика увидела фильм «Титаник», который получил награду Оскар. В создании фильмы были использованы кадры подводной съемки лайнера, запечатлевшие его интерьер и экстерьер.

Несмотря на то, что после крушения лайнера прошло много лет, эта тема до сих пор актуальна. Так миллионер из Австралии Клайв Палмер на весь мир заявил про желание построить копию затонувшего корабля и создать круизный лайнер «Титаника-2». Гипотетически объект будет готов к 2016 году. Он будет иметь четыре паровые трубы, как у его аналога, но в то же время оснащен современным ходовым и навигационным оборудованием.

Фильм "Призраки бездны" (2003)

Изначально вторая часть поста предполагалась в основном текстовой с описанием причин и обстоятельств гибели судна, а также некоторых интересных фактов из его истории. К сожалению, история гибели Титаника уже настолько обросла мифами и байками (про "некачественную" сталь в обшивке корпуса или, например, про сознательное разгильдяйство команды парохода Калифорниан, который был неподалеку места крушения и не пришел на помощь), что некоторые публикации в Сети порой страшно читать. Я постарался максимально сжато обрисовать основные моменты, касающиеся причин катастрофы, а также сделал дополнительный акцент на тех вещах, которые с годами обросли различными мифами.
Почитав комментарии читателей к первой части, я добавил в конец поста также ряд исторических картинок, исключенных из первой части, а заодно вспомнил про две классические кинохроники Титаника и Олимпика. Если вы не читали , то для лучшего понимания текста ниже рекомендую с ней ознакомиться.

Почему утонул Титаник?

На этот, казалось бы, банальнейший вопрос, далеко не сразу был получен простой ответ. Да, Титаник утонул из-за столкновения с айсбергом, и отрицать этот факт бесполезно. Судно вопреки здравому смыслу двигалось навстречу ледяному полю со скоростью выше 20 узлов и получило многочисленные повреждения по правому борту. К здравому смыслу мы вернемся чуть ниже, а пока давайте обсудим характер столкновения и повреждений, споры в отношении которых начались сразу же после катастрофы.

1. Айсберг, с которым, скорее всего, столкнулся Титаник. Эта фотография была сделана 15 апреля 1912 г. одним из стюардов немецкого судна Принц Альберт вблизи места гибели Титаника. Внимание стюарда привлекла большая бурая полоса у основания айсберга, подтверждавшая недавнее столкновение с каким-то судном.

Всем известно, что при столкновении с айсбергом Титаник пытался уклониться от столкновения носом маневром влево, а затем - от столкновения кормой маневром вправо. Этот простейший и естественный маневр - на самом деле самое худшее, что можно было предпринять в той ситуации. В руководстве по искусству мореплавания 1910 г., которое пользовалось широкой популярностью среди офицеров Атлантики, так и было написано, что в подобных случаях лучше либо ничего не делать вообще, либо подставить под удар нос. Причины очевидны: в случае удара носом повреждается пару водонепроницаемых отсеков, есть жертвы, но это помогает избежать более крупных повреждений, а значит, и более крупных потенциальных жертв. Первый помощник капитана Уильям Мэрдок, отдававший команду, знал об этих рекомендациях не хуже других офицеров Титаника. Более того, в послужном списке Мэрдока были случаи, которые характеризовали его как человека, способного в критической ситуации мгновенно принять самое верное решение из всех возможных. Сейчас можно лишь догадываться, что побудило Мэрдока дать команду на выполнение именно такого маневра: возможно, он не успел полностью оценить, насколько был близок айсберг, возможно на него повлияла всеобщая эйфория, и он подсознательно воспротивился самой возможности столкновения новенького судна с айсбергом. А возможно, он излишне понадеялся на маневренные качества Титаника, которые к тому времени были изучены далеко не полностью.

Рулевое перо Титаника располагалось за средним гребным винтом, который приводился в действие паровой турбиной нового типа (два других винта вращались привычными паровыми машинами). Перед столкновением с айсбергом поступила команда "Полный назад", и машины начали останавливаться. Кроме того, что рулевая тяга судна даже с работающими винтами была не самой лучшей для быстрого маневра, в случае с останавливающимися винтами она становилась еще хуже. Если предположить, что за 37 секунд, прошедшие между обнаружением айсберга и столкновением, машины успели остановить и перевести в реверсивный режим, рулевая тяга должна была упасть до минимума еще и потому, что паровая турбина вращаться назад не умела. Т.е. в случае команды "полный назад" в реверс переводились только боковые винты, а средний просто останавливался, еще больше снижая рулевую тягу.

Как бы там ни было, удар айсберга в борт судна был не очень сильным: большинство пассажиров его даже не почувствовали. Судя по продолжительности затопления (2 часа 40 минут) пробоины были сравнительно небольшие. Но из-за того, что были повреждены пять водонепроницаемых отсеков (а также слегка задет шестой, но там течь быстро локализовали), при том что Титаник мог оставаться на плаву при повреждении только первых четырех, судно было обречено. Сам же характер повреждений намекает на еще одну тему, которая стала популярной в последнее десятилетие. Неоднократные исследования образцов стали из корпуса Титаника привели к очень важному выводу: сталь обшивки и заклепок была хрупкой из-за высокого содержания серы. Была бы на Титанике современная сталь, многих повреждений от айсберга скорее всего не было бы - листы стали просто вогнулись бы внутрь, а не покрошились вместе с заклепками. К сожалению, 100 лет назад о свойствах стали многое еще не было известно, и по тем временам такая сталь отвечала всем стандартам качества. Поэтому использование такой стали - не вина верфи, построившей Титаник, а лишь "побочный эффект" своего времени.

Раз уж мы затронули вопрос обнаружения айсберга, следует упомянуть еще одну ситуацию, сложившуюся в первом рейсе Титаника. С первых дней рейса впередсмотрящие Титаника неоднократно обращались ко второму помощнику капитана Чарльзу Лайтоллеру с просьбой предоставить им бинокли. Применение биноклей для раннего обнаружения различных объектов по курсу судна - было обычной и вполне естественной практикой (хотя ночью она спорна). Непосредственно перед выходом из Саутгемптона капитан Смит потребовал поставить на первый рейс Титаника старшего помощника с Олимпика Генри Уайлда. При этом Мэрдок вместо старшего временно стал первым помощником, Лайтоллер - вторым, а Дэвиду Блэру, который перед этим был назначен вторым помощником, по-просту пришлось уйти с судна. Эта, казалось бы, невинная история имела более далекоидущие последствия: при переходе из Белфаста в Саутгемптон Блэр спрятал бинокли у себя в каюте, а заменивший его Лайтоллер просто не знал, где они находятся. В итоге впередсмотрящие так и остались без биноклей. Впрочем, их влияние на ситуацию тоже можно поставить под сомнение, т.к. погодные условия в ту роковую ночь были весьма уникальными: был полный штиль с новолунием - и заметить в таких условиях айсберг было очень сложно, т.к. не было ни отражения лунного света от льда, ни разбивающихся с характерными белыми "барашками" волн об айсберг. Единственное, на что можно было рассчитывать, - на отражение слабого света звезд, которые в ту ночь, по свидетельству, очевидцев светили особенно ярко, "словно выступая из неба".

Кто виноват?

Как и во многих крупных катастрофах конкретных виновных в этой истории нет. Есть люди, которых я называю "исполнителями", а основным и единственным виновником произошедшего являются взгляды общества и отношение к той или иной сфере деятельности.

Еще в первые дни рейса на Титаник начали поступать радиограммы, отправленные с других судов, о ледовой обстановке восточнее США. Поначалу они не вызывали особого беспокойства, но к 13-14 апреля ледовая обстановка явно начала ухудшаться. В течение дня и вечера 14 апреля радиотелеграфистами Титаника был принят ряд сообщений от других судов, но только половина из них попала на капитанский мостик. Эта вопиющая по современным меркам халатность в те времена таковой не являлась. Об этом просто не задумывались, т.к. радиосвязь на море тогда была сравнительно молодой и несла в себе прежде всего коммерческую функцию: отправка и получение личных телеграмм пассажиров, а также получение свежих новостей для печати в судовой газете, выходившей ежедневно. Функции оповещения команды о важных навигационных сообщениях были на тот момент вторичными и не имели строгого регламента. Более того, радисты в те времена подчинялись не капитану, а были работниками соответствующих радиотелеграфных компаний. Когда радиосвязь преодолела "детскую болезнь", и у компании Маркони появились конкуренты, неоднократно возникали ситуации, когда радисты конкурирующих компаний специально создавали друг другу помехи в эфире.

2. Младший радист Титаника Гарольд Брайд за работой:

Накануне крушения на Титанике сломался радиопередатчик, и пока устранялась поломка, накопилось значительное количество неразобранных телеграмм. Неудивительно, что перегруженные работой радисты могли попросту отложить в сторонку некоторые сообщения, чтобы, например, отдать их позже.

Впрочем, даже если бы все радиограммы были доставлены на мостик, совсем не факт, что это на что-нибудь повлияло. В течение десятилетий в Атлантике складывалась практика судовождения, которая с позиции сегодняшних лет выглядит безумной. Веками моряки зависели от всех сил природы, пока ходили в море на парусниках. Время прибытия в пункт назначения очень сильно зависело от погоды. С появлением больших стальных пароходов, которые начали ходить точно по расписанию и которым уже были ни по чем ни волны, ни ветер, бдительность моряков постепенно стала притупляться. С развитием конкуренции в Атлантике, где господствовали крупные компании и офицеры крупных судов чувствовали себя в некоем привилегированном положении, ситуация усугубилась еще больше. Кроме всего прочего, в течение десятилетий не случалось каких-то особо крупных катастроф, связанных с дрейфующим льдом, и это породило дополнительное чувство самоуверенности, как среди моряков, так и в обществе. "Масла в огонь" подливали и сами судоходные компании. Формально безопасность пассажиров везде регламентировалась как наивысшая ценность компании. При приемке судна всем капитанам вручались письма, в которых четко было изложено, что ничто не может быть важнее безопасности. На деле же все оказывалось иначе: опоздание независимо от причин тянуло за собой длительные и неприятные объяснения для капитана и команды, т.к. лишние часы, проведенные пассажирами на судне, автоматически означали дополнительные затраты на их обслуживание и обеды. На хождение с высокой скоростью среди ледяных полей владельцы компаний просто закрывали глаза, высокая скорость и досрочное прибытие в порт назначения поощрались, а общественность, не зная истинной опасности от сэкономленных нескольких часов пути, с каждым годом ожидала от трансатлантических рейсов все большей скорости, и чем дальше, тем все больше возносила достижения судостроения выше сил природы. В этой ситуации даже те офицеры, у которых еще осталось хоть какое-то чувство бдительности, вынуждены были закрывать глаза на предупреждения о ледовых полях и проходить опасные участки не снижая скорости. Соглашение о стандартных трассах через Атлантику часто нарушалось, и некоторые капитаны позволяли себе уклониться далеко на север ради выигрыша по времени. Такая ситуация постепенно стала обычной в Атлантике, а с годами и вовсе стала считаться за норму. Оставалось лишь вопросом времени, когда при подобной практике произойдет по-настоящему крупная катастрофа.

3. Офицерский состав Титаника:

Несмотря на все это, следует отметить, что офицерский состав Титаника был одним из лучших в Атлантике и очень тщательно подходил к выполнению своих обязанностей в рамках традиций судовождения, действовавших в те времена. Хотя скорость не только не уменьшили, а днем 14 апреля даже увеличили (к чему косвенно был причастен и владелец Уайт Стар Лайн Брюс Исмей), кое-какие меры безопасности все-таки были предприняты: например, вечером 14 апреля Титаник должен был достигнуть "точки поворота", однако фактически сделано это было на час позже запланированного, чтобы максимально обойти опасную зону. Вечером при заступлении на свою вахту Мэрдок приказал максимально затемнить нос судна и убрать малейшие источники света; еще один подобный случай произошел и с Лайтоллером, что лишний раз доказывает внимание этих людей к мелочам и тщательность при выполнении своих обязанностей.

Кроме тотального игнорирования опасности, в Великобритании сложилась уникальная ситуация с законодательством в отношении спасательных шлюпок. Согласно действовавшим тогда законов, количество мест в шлюпках рассчитывалось исходя из тоннажа судна, а не из количества людей на судне. Закон вышел в свет в 1894 г., когда самое крупное судно было в 4 раза меньше Титаника. Поэтому согласно данному закону на Титанике достаточно было разместить шлюпки вместимостью почти 1 тыс. человек. При этом компания Уайт Стар Лайн даже перевыполнила это требование примерно на 200 мест. Стоит отметить, что конструкторами было предусмотрено место для размещения всех необходимых шлюпок, но владельцами Титаника эта мера предосторожности была сочтена излишней.

Что изменилось?

Само собой разумеется, после катастрофы были приведены в порядок многие инструкции по судовождению, требования по количеству мест в спасательных шлюпках. Вахты радистов стали круглосуточными, и радио стало играть одну из ключевых ролей в судовождении. Титаник также сломал целый ряд ценностей общества, пошатнул привилегированное положение 1-го класса и наглядно показал, что перед смертью внезапно все оказываются равны независимо от класса билета. Больше всего общество шокировала история гибели самого богатого человека на судне Джона Джейкоба Астора: после того, как он посадил свою жену в шлюпку, он обратился ко второму помощнику капитана Лайтоллеру с вопросом "а не найдется ли место и для меня", на что получил четкий и прямой отказ (Лайтоллер слишком буквально воспринял указание капитана сажать в первую очередь детей и женщин, поэтому мужчин в спускаемые им шлюпки он пускал только для управления ими).

Загадка Калифорниан

Несколько севернее трассы Титаника в Бостон шло небольшое пассажирское судно Калифорниан. Оно могло вместить порядка 50 пассажиров, но в том рейсе каюты были пустыми. В 22:15 14 апреля Калифорниан остановился перед ледяным полем, которого вскоре должен был достигнуть и Титаник. Около 23:00 с Калифорниана заметили судно, которое также двигалось в западном направлении. Капитан Стенли Лорд поинтересовался у радиста Сирила Эванса о наличии поблизости пароходов и, получив ответ, что рядом сейчас слышно только Титаник, распорядился передать на него информацию об остановке Калифорниан и ледяных полях. Эванс начал передачу сообщения на Титаник, но сделал это не в форме служебного сообщения для капитана, а в виде обычного приветствия коллеги типа "Привет, старик, мы остановились во льдах". Уставший радист Титаника, который незадолго до этого установил хорошую связь с материком и пытался как можно скорее передать накопившиеся радиограммы, совсем не обрадовался такому вклиниванию в свою работу, тем более что сигнал находившегося рядом Калифорниан буквально оглушил его. Он грубо прервал Эванса, потребовав не мешать его работе. Послушав еще немного, как с Титаника передавались телеграммы, Эванс около 23:30 (за 10 минут до столкновения Титаника с айсбергом) выключил радиостанцию и ушел спать. Он был единственным радистом на судне, заступил на службу очень рано и, соответственно, сильно устал.

4. Калифорниан:

Через некоторое время команда Калифорниан заметила, что неизвестное судно остановилось и большинство огней на нем погасли. В дальнейшем отмечалось, что огни судна как-то странно смотрелись на воде, затем были замечены белые ракеты, взлетающие над судном, а после двух часов ночи неизвестное судно исчезло. С Калифорниан пытались сигнализировать на неизвестное судно светом при помощи морзянки, но ответа так и не поступило. И только на утро, когда разбудили радиста, на Калифорниан узнали, что произошло на самом деле.

Так вкратце, согласно легенде, описываются события, произошедшие в ту ночь на Калифорниан. На первый взгляд все просто: время остановки неизвестного судна совпадает с моментом столкновения Титаника с айсбергом, потухшие огни - развернувшийся другой стороной Титаник, были видны ракеты и тогда же, когда Титаник скрылся под водой, судно исчезло. С Титаника тоже видели огни неизвестного для них судна, а координаты Титаника и Калифорниан ясно указывали на то, что они находились на расстоянии прямой видимости.

После огласки происходящего на Калифорниан практически ни у кого не было сомнений: с Калифорниан видели Титаник, с Титаника видели Калифорниан и команда Калифорниан проявила полное безразличие и не подошла к месту катастрофы. Однако уже сразу всплыли несоответствия, которые оба официальных расследования, с одной стороны, предпочли "не заметить", с другой стороны, капитану Лорду так и не было выдвинуто никаких официальных обвинений. Что же это за несоответствия?

1. С самого начала появления неизвестного судна многие члены команды Калифорниан были уверены, что судно небольшое и Титаником быть не может (здесь следует заметить, что множество пароходов и парусников еще не имели радиосвязи, поэтому ответ радиста капитану о присутствии Титаника вовсе не означал, что рядом мог быть исключительно он).
2. Все члены команды Калифорниан, кроме одного человека, утверждают, что видели красный бортовой огонь, что означает, что судно было развернуто к Калифорниан левым бортом. Логично предположить, что Титаник, скорее всего, был развернут к Калифорниан правым бортом, следовательно, с Калифорниан должны были видеть зеленый огонь. В действительности невозможно утверждать наверняка, каким было положение Титаника после остановки, т.к. его специально никто не определял.
3. Ракеты, которые запускались с неизвестного судна, с Калифорниан казались взлетающими совсем невысоко, будто их на самом деле запускали где-то далеко за судном.
4. Многие свидетели как с Калифорниан, так и с Титаника, отмечают, что неизвестное им судно двигалось. Как мы знаем, ни Титаник, ни Калифорниан никуда не двигались.
5. Совпадения некоторых событий по времени (столкновение Титаника с айсбергом / остановка неизвестного судна, полное затопление Титаника / исчезновение неизвестного судна) никак не подтверждено документально.
6. Наконец, еще в 1912 г. ряд исследователей и свидетелей высказали сомнения относительно правильности координат, переданных Титаником в эфир. Например, капитан одного из пароходов, выйдя с запада к точке гибели Титаника, очень удивился тому, что к востоку простиралось огромное ледяное поле. Получается, что Титаник должен был пройти через это поле, но этого, как мы знаем, не было. С другой стороны, капитан Карпатии утверждал, что, используя координаты Титаника, он вышел точно к месту катастрофы.

В 1985 г., когда на дне Атлантики наконец были обнаружены останки Титаника, стало очевидно, что координаты Титаника были расчитаны ошибочно. С Титаника действительно не могли видеть Калифорниан и наоборот, а Карпатия вышла к шлюпкам Титаника только лишь потому, что они находились у нее на пути. Но что же тогда видели с Калифорниан и Титаника? Единственное напрашивающееся объяснение - между ними было еще какое-то третье судно. Почему же оно не пришло на помощь, а затем и вовсе скрылось с места катастрофы? К сожалению, сам факт присутствия третьего судна никогда не был убедительно доказан, хотя утром в районе катастрофы было замечено как минимум два неизвестных истории судна.

5. Положение ледового поля, Титаника и Калифорниан в ночь катастрофы:

В 1963 г. было напечатано сообщение, что недавно умерший норвежский капитан Хенрик Нисс оставил завещание, открывающее тайну того неизвестного судна. В ночь катастрофы Нисс командовал трехмачтовым парусником Самсон, который вел нелегальный отлов тюленей в американских территориальных водах. Радиостанции на судне не было, и о происходящем никто не догадывался. Увидев огни неизвестного судна и сигнальные ракеты, Нисс предположил, что это судно береговой охраны, и предпочел скрыться, погасив огни. Только по прибытию в Исландию Нисс с командой узнали о гибели Титаника. При этом одной из причин, по которым Нисс принял неизвестное судно за охрану, был белый цвет ракет, которые запускали с Титаника (а по идее в случае бедствия они должны быть красными).

К сожалению, и эта история, кажущаяся наиболее достоверным объяснением тайны неизвестного судна, никогда не была подтверждена документально и, скорее всего, придется смириться с тем, что исчерпывающий ответ на загадку Калифорниан уже никогда не будет найден.

Другие интересные факты

Даже сам по себе тот факт, что судно, считавшееся непотопляемым, утонуло в первом же рейсе, достаточно невероятен. Сюда же следует добавить и пророческое название "Титаник".

При выходе из Саутгемптона Титаник силой своих винтов притянул к себе стоявшее у пирса судно Нью-Йорк, который едва разминулся с кормой Титаника. Этот случай не имел никакого отношения к самой катастрофе, но лишний раз намекал на необходимость более тщательного изучения маневренных качеств таких огромных пароходов.

6. Буксир пытается оттянуть корму Нью-Йорка от Титаника:

Капитан Эдвард Дж. Смит, командовавший Титаником, за свою многолетнюю карьеру не имел ни одного происшествия на море (хотя этот факт оспаривается), кроме инцидента с Олимпиком, подобного тому, что произошел с Титаником и Нью-Йорком при выходе из Саутгемптона. Компания Уайт Стар Лайн доверяла Смиту командование самыми новыми пароходами; его авторитет был безграничен. Перед выходом Титаника в первый рейс Смит собирался выйти на пенсию, но компания убедила его сходить в последний рейс, выведя Титаник в первое плавание. Судьба распорядилась таким образом, что этот рейс стал для Смита последним в буквальном смысле слова...

В Куинстауне один из кочегаров, подгоняемый странным чувством тревоги, сошел на берег.

Старший помощник Уайлд, служивший до этого на однотипном Олимпике, находясь на Титанике тоже испытывал какое-то странное чувство, о чем писал в телеграмме своей сестре.

За несколько часов до столкновения несколько пассажиров 1-го класса обсуждали между собой достижения судостроения последних лет. Один из них сказал буквально следующее: "Уайт Стар Лайн, Кунард лайн и Гамбург-Америка Лайн соревнуются между собой в скорости и роскоши своих судов, но вскоре это закончится величайшей морской катастрофой". Он и не подозревал, насколько скоро сбудется его предсказание, а сам он станет одной из многочисленных жертв этой трагедии.

Когда Титаник уже тонул, в одной из кают заклинило замок, и пассажиры соседних кают выломали дверь. Прибежавший стюард сказал, что за нанесенный ущерб придется заплатить по прибытию в Нью-Йорк. Данный случай лишний раз наглядно показывает, насколько пассажиры и члены команды не верили в саму возможность затопления судна и восприняли приказ выходить садиться в шлюпки лишь как меру предосторожности.

Шлюпка №13 полностью оправдала свой номер. Вначале ее чуть было не залило струей сбрасываемой из машинного отделения воды; затем ее отнесло в сторону на то место, куда спускалась шлюпка №15. Из-за общего шума людям, спускавшим шлюпки, не было слышно криков снизу, и только в самый последний момент на шлюпке №13 успели срезать шлюпочные тали, и она буквально "вынырнула" из под спускающейся шлюпки №15.

Таких порой невероятных фактов можно приводить еще очень много. Можно вспомнить про судовой оркестр, игравший до последней минуты, про механиков, самоотверженно оставшихся в машинном отделении и обеспечивавших палубы светом практически до последнего момента... А различные мелкие, но очень трогательные и часто героические истории, развернувшиеся в ту памятную ночь, вообще можно перечислять бесконечно. История Титаника слишком велика и многогранна, чтобы уместить ее в пару постов. Здесь я попытался очень обобщенно описать само судно и причины, погубившие его. Думаю, тем, кто осилил этот текст, его и так хватило сполна, поэтому на сим разрешите откланяться. Ниже вас ждут еще несколько десятков интересных, на мой взгляд, фото и пару видео.

Почему-то так сложилось, что фотографий строительства Титаника значительно меньше, чем у Олимпика и Британника. Поэтому в этот пост я специально включил фотографии различных стадий строительства и некоторых интерьеров со всех трех судов, чтобы лучше продемонстрировать сам процесс, т.к. отличия между тремя гигантами были лишь в деталях.

7. Стапели, на которых собирались Олимпик и Титаник:

8. Киль судна и начальный этап сборки второго дна:

9. Там, где это было возможно, заклепки расклепывали при помощи вот такого пневматического молота в виде "щупалец":

10. Уровень второго дна. На заднем плане уже собираются кормовые шпангоуты:

11. Фотограф находится на уровне второго дна, а впереди возвышается частично собранный корпус и следующий уровень внутренних помещений (скорее всего, палуба F):

12. Сборка "скелета" для будущих внутренних помещений:

13. Сборка кормовой части с направляющими для валов гребных винтов и руля:

14. Установка направляющей для левого винта:

15. Монтаж листов обшивки корпуса. Кстати, сталь обшивки Титаника имела толщину 2,5 см.

16. Расклепка. Чтобы построить такое судно, как Титаник, требовались миллионы заклепок.

17. Частично собранное судно. Пока что здесь куча всяких непонятных балок и распорок, затем в них оборудуют внутренние помещения судна. Единственное, что хорошо определяется и сейчас - будущие вентиляционные ходы для вентилирования и отвода дыма из котельных и машинного отделения. После спуска на воду и до момента установки труб через них опускают внутрь все котлы, машины и пр.

18. Белфаст и стапели верфи на заднем плане. Олимпик уже спущен на воду, и над домами возвышается только Титаник.

19. Небольшая часть из 15 тыс. рабочих, строивших Титаник. Собственно, Титаник на заднем плане.

20. Так загружались котлы внутрь судна. На фото Британник.

21. Монтаж надстройки на шлюпочной палубе, вид со стороны передней мачты. На переднем плане будущая рулевая рубка.

22. Капитанский мостик практически готов:

23. Титаник у заводского причала. Строительство судна практически завершено.

24. В сухом доке во время чистки корпуса и покраски. Впечатляет, да? ;)

25. Установка вала винта:

26. Установка гребных винтов:

28. Сборка паровой турбины в одном из цехов Харланд энд Волфф:

29. Коленвал паровой машины:

30. Генератор электрического тока. Одних только лампочек на Титанике было около 10 тыс.

31. Носовая часть палубы B Олимпика. На переднем плане запасной якорь, за ним якорные цепи основных якорей. Запасной якорь мог опускаться при помощи специального крана, нижняя часть которого возвышается над якорем прямо по центру фотографии:

32. Еще немного интерьеров. Кафе "Пальмовый дворик":

33. Курительный зал 1-го класса:

34. Общая комната 1-го класса:

35. Еще один ракурс на ресторан 1-го класса на палубе D:

36. Канделябр в нижней части парадной лестницы:

37. Верхний ярус парадной лестницы:

38. Турецкие бани:

39. Титаник в Саутгемптоне:

40. Титаник выходит в первый рейс:

43. Волна от носа судна:

44. Остановка в Куинстауне:

46. Карпатия спускает шлюпки Титаника по прибытию в Нью-Йорк:

47. Все, что осталось от знаменитого судна....

48. На этом по фотографиям на сегодня все.

Напоследок пару кинохроник. Единственные сохранившиеся кадры кинохроники с Титаником - это период строительства. Если вы увидите другие кадры с отплытием и пр. - не верьте глазам своим;)

Кинохроника Олимпика с капитаном Смитом на мостике. В начале прошлого века эти съемки пытались выдать за съемки Титаника, о чем свидетельствуют закрашенные названия буксиров. Кроме того, во многих ракурсах даже невооруженным глазом видно, что на видео Олимпик.

Крушение пассажирского лайнера «Титаник», во время которого погибли 1517 из 2229 пассажиров и членов экипажа (официальные данные немного разнятся), стало одной из самых масштабных морских катастроф мирного времени.

712 выживших пассажиров «Титаника» подобрало спасательное судно «Карпатия».

Лишь немногие катастрофы вызывали подобный резонанс и имели столь сильное влияние на общественное сознание. Катастрофа изменила отношение к социальной несправедливости, повлияла на правила осуществления пассажирских перевозок в Атлантическом океане, способствовала ужесточению требований к наличию достаточного количества спасательных шлюпок на борту пассажирских судов и привела к созданию Международной ледовой службы.

14 апреля 2016 года исполнилось 104 года со дня катастрофы «Титаника», который стал одним из самых знаменитых кораблей в истории. Теме крушения «Титаника» посвящено множество книг и фильмов, выставок и мемориалов.

В 2:20 «Титаник» разломился на две части и затонул. В то время на его борту находилось около тысячи человек. Люди, которые оказались в ледяной воде, вскоре умерли от гипотермии. (Frank O. Braynard Collection)

Британский пассажирский лайнер «Титаник» отплывает из Саутгемптона, Англия, в свой первый и последний рейс 10 апреля 1912 года. Перед тем как отправиться в Нью-Йорк, «Титаник» зашел в Шербур (Франция) и Квинстаун (Ирландия). Через четыре дня пути, 14 апреля 1912 года, в 23:40 по местному времени лайнер столкнулся с айсбергом в 603 километрах к югу от Ньюфаундленда.

Катастрофа повергла в шок весь мир. Расследование причин крушения «Титаника», которое началось через несколько дней после катастрофы, способствовало значительному усовершенствованию системы безопасности судоходства. (United Press International)

Пассажирский лайнер «Титаник» отбывает в свой первый и последний рейс в Нью-Йорк из Квинстауна, Ирландия, 1912 год. На борту лайнера находились самые богатые люди того времени: миллионеры Джон Джейкоб Астор IV, Бенджамин Гуггенхайм и Исидор Штраус, а также более тысячи эмигрантов из Ирландии, Скандинавии и других стран, которые собирались начать новую жизнь в Америке.

Рабочие покидают судостроительную верфь «Харленд энд Вулф» в Белфасте, где в период с 1909 по 1911 год был построен «Титаник». На момент спуска на воду «Титаник» являлся крупнейшим пассажирским лайнером в мире. На этом снимке 1911 года «Титаник» находится на заднем плане.

Обеденный зал на «Титанике», 1912 год. Лайнер был спроектирован и построен по последнему слову техники и служил воплощением роскоши и комфорта. На его борту находился спортзал, бассейн, библиотеки, рестораны высокого класса и роскошные каюты.

Комната для пассажиров второго класса на борту «Титаника», 1912 год. Более 90% пассажиров второго класса составляли мужчины, которые остались на борту тонущего лайнера, так как первыми в спасательные шлюпки садились женщины и дети.

«Титаник» отплывает из Саутгемптона, Англия, 10 апреля 1912 года. Некоторые специалисты считают, что причиной катастрофы «Титаника» стало низкое качество заклепок корпуса, которые использовались при строительстве лайнера.

Высота лайнера от киля до вершины дымовых труб составляла 53,3 метра, 10,5 из которых находились ниже ватерлинии. «Титаник» был выше большинства городских зданий того времени.

Капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит, управлявший крупнейшим лайнером своего времени. Длина «Титаника» составляла 269,1 метра, ширина - 28,19 метра, водоизмещение - более 52 тысяч тонн.

Недатированный снимок первого помощника капитана «Титаника» Уильяма Макмастера Мэрдока, которого почитают как героя на родине, в шотландском городе Долбитти. Однако же в фильме «Титаник», получившем множество премий «Оскар», персонаж Мэрдока предстает трусом и убийцей.

На церемонии, посвященной 86-й годовщине гибели «Титаника», исполнительный вице-президент кинокомпании 20th Century Fox Скотт Нисон вручил школе города Долбитти чек на сумму 8 тысяч долларов США, чтобы принести извинения родственникам офицера.

Предположительно, айсберг, с которым 14 апреля 1912 года столкнулся пассажирский лайнер «Титаник». Фотография была сделана с борта судна-кабелеукладчика Mackay Bennett, которым управлял капитан Декартерет.

Судно Mackay Bennett одним из первых прибыло на место катастрофы «Титаника». По словам капитана Декартерета, это был единственный айсберг вблизи места крушения океанского лайнера.

Пассажиры и некоторые члены экипажа эвакуировались в спасательных шлюпках, многие из которых отплывали заполненными лишь частично. Эта фотография спасательных шлюпок, приближающихся к судну «Карпатия», была сделана пассажиром «Карпатиии» Луисом М. Огденом.

Снимок был представлен на выставке документов, имеющих отношение к катастрофе «Титаника», которые Уолтер Лорд завещал Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия.

Спасательное судно «Карпатия» подобрало 712 выживших пассажиров «Титаника». На фотографии, сделанной пассажиром «Карпатии» Луисом М. Огденом, видны спасательные шлюпки, которые приближаются к «Карпатии».

Этот снимок также экспонировался на выставке документов, которые Уолтер Лорд завещал Национальному морскому музею в Гринвиче.

Хотя на «Титанике» были продвинутые меры безопасности, такие как водонепроницаемые отсеки и водонепроницаемые двери с дистанционным управлением, на корабле не хватало спасательных шлюпок для всех пассажиров.

Лодок хватало только на 1178 человек - это лишь треть всех пассажиров и экипажа. На этом фото вы видите спасение пассажиров с «Титаника».

Репортеры берут интервью у пассажиров затонувшего «Титаника», которые сошли на берег с борта спасательного судна «Карпатия», 17 мая 1912 года.

Семилетняя Ева Харт со своим отцом Бенджамином и матерью Эстер, 1912 год. Ева и ее мать спаслись с тонущего «Титаника», но ее отец погиб во время крушения британского лайнера в ночь на 15 апреля 1912 года.

Люди стоят на улице, ожидая прибытия судна «Карпатия».

Огромная толпа людей собралась возле конторы пароходной компании White Star Line на Бродвее в Нью-Йорке, чтобы узнать последние новости о крушении лайнера «Титаник», 14 апреля 1912 года.

Люди читают сводки возле конторы газеты The Sun в Нью-Йорке после крушения «Титаника».

В двух посланиях, которые были отправлены из Америки страховщикам Lloyds of London в Лондон, ошибочно утверждалось, что другие суда, в том числе «Вирджиния», находились поблизости и оказывали помощь во время катастрофы «Титаника».

Эти лоты будут проданы с молотка на аукционе «Кристис» в Лондоне в мае 2012 года.

Выжившие пассажиры «Титаника» Лаура Франкателли и ее наниматели леди Люси Дафф-Гордон и сэр Космо Дафф-Гордон стоят на борту спасательного судна «Карпатия». Франкателли рассказала, что слышала ужасный грохот, а затем - крики о помощи, когда ее лодка отплывала от тонущего океанского лайнера «Титаник» в ту трагическую ночь в 1912 году.

Пассажирский лайнер «Титаник» незадолго до отправления в свой первый и последний рейс, 1912 год.

На фото, обнародованном аукционным домом Henry Aldridge & Son/Ho в Уилтшире, Великобритания, 18 апреля 2008 года, запечатлен крайне редкий артефакт - пассажирский билет на «Титаник».

Экспонат, завещанный Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия, Уолтером Лордом, - телеграмма Маркони. Мисс Эдит Рассел (журналистка и выжившая с «Титаника») писала в журнал Women’s Wear Daily: «Спаслась на “Карпатии”, сообщите матери». «Карпатия», 18 апреля 1912 года.

Обеденное меню ресторана на борту «Титаника», подписанное выжившими пассажирами. Уолтер Лорд завещал этот документ Национальному морскому музею в Гринвиче, Англия.

Нос затонувшего «Титаника», 1999 год.

Один из винтов пассажирского лайнера «Титаник». Снимок был сделан во время экспедиции на место кораблекрушения 12 сентября 2008 года. Пять тысяч артефактов будут проданы на аукционе, который состоится 11 апреля 2012 года, почти через 100 лет после катастрофы «Титаника».

Правый борт носовой части «Титаника». Этот снимок был обнародован Океанографическим институтом Вудса Хоула 28 августа 2010 года.

Часть борта «Титаника», цепи и дополнительный якорный буй. Доктор Роберт Боллард, который нашел обломки «Титаника» почти 20 лет назад, вернулся на место трагедии, чтобы посмотреть на ущерб, причиненный кораблю и его сокровищам мародерами и искателями легкого обогащения.

Огромный винт затонувшего «Титаника» лежит на дне Атлантического океана. Снимок не датирован. Первые туристы, которые посетили место кораблекрушения в сентябре 1998 года, увидели винт и другие части знаменитого лайнера.

Этот 17-тонный фрагмент корпуса «Титаника» был поднят на поверхность во время экспедиции на место кораблекрушения в 1998 году.

17-тонный фрагмент пассажирского лайнера «Титаник», который был поднят со дна океана во время экспедиции на место кораблекрушения, 22 июля 2009 года. 11 апреля 2012 года этот экспонат будет продан на аукционе вместе с 5 тысячами других артефактов.

Золотые карманные часы Waltham American - личная вещь Карла Асплунда - на фоне картины «Титаника», нарисованной Си Джем Эшфордом. Часы нашли на теле Карла Асплунда, затонувшего вместе с «Титаником».

Деньги с «Титаника». Владелец одной из самых богатых коллекций вещей, найденных на «Титанике», выставил ее на аукцион в 2012 году - в год 100-летия со дня крушения знаменитого лайнера.

Фотографии Феликса Асплунда, Сельмы и Карла Асплунда и Лиллиан Асплунд в Девизесе, Уилтшир, Англия. Эти фото - часть коллекции вещей Лиллиан Асплунд, имеющих отношение к «Титанику».

Лиллиан было 5 лет в апреле 1912 года, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом и затонул во время своего первого путешествия. Девочка спаслась, но ее отец и трое братьев и сестер были среди тех 1514 человек, которые погибли.

Артефакты, найденные на месте крушения «Титаника», экспонируются на выставке TITANIC The Artifact Exhibit в Калифорнийском научном центре: бинокль, расческа, посуда и треснувшая лампа накаливания. 6 февраля 2003 года.

Очки, найденные среди обломков «Титаника». Полная коллекция найденных на месте крушения «Титаника» артефактов будет выставлена на аукционе в апреле 2012 года - через 100 лет после трагедии.

Золотая ложка с «Титаника».

Хронометр с капитанского мостика «Титаника» выставлен в Научном музее в Лондоне. Это один из более 200 предметов, поднятых со дна океана в том месте, где затонул «Титаник».

Посетители выставки в музее могут пройти всю историю знаменитого лайнера в хронологическом порядке - от чертежей для его строительства до момента гибели после столкновения с айсбергом.

Прибор для измерения скорости «Титаника» и лампа Gimbal - одни из артефактов, представленных в музее в Нью-Йорке.

Представленные в нью-йоркском музее предметы с затонувшего «Титаника».

Чашка и карманные часы - одни из многих предметов, найденных на «Титанике», а также пуговица с флагом компании White Star Line и небольшой иллюминатор.

Эти ложки с «Титаника» - часть выставки в музее Южного Норуолка, штат Коннектикут.

Позолоченная сумочка - один из предметов с «Титаника».

Корма «Титаника» с двумя торчащими из грязи и песка пропеллерами покоится на дне океана в 600 метрах к югу от носа корабля.

Первый полный снимок легендарных обломков. Мозаика фото состоит из 1500 снимков высокого разрешения, сделанных с помощью сонарных исследований.

Правый борт корабля. Первым на дно океана опустился нос «Титаника», так что передняя его часть зарылась в песок, навсегда закрыв смертельные раны, оставленные айсбергом.

Изуродованная корма в профиль.

Корма «Титаника», вид сверху. Это сплетение металла представляет собой загадку для ученых. Как сказал один из них: «Если вы расшифруете это, вы полюбите Пикассо».

Через трещину в корме видны два двигателя «Титаника». Эти огромные сооружения, покрытые ржавчиной, когда-то приводили в движение самый большой на то время лайнер в мире.

105 лет назад началось единственное путешествие "Титаника". Предлагаем интересные реальные истории пассажиров лайнера.

10 апреля 1912 года британский лайнер "Титаник" вышел из Саутгемптонского порта в своё первое и последнее плавание. Через четыре дня, после столкновения с айсбергом, ставший впоследствии легендарный лайнер потерпел крушение. На борту корабля находилось 2208 человек и только 712 пассажиров и членов экипажа сумели спастись. Пассажиры 3-го класса, погребенные заживо на дне океана, и миллионеры, выбирающие лучшие места в полупустых спасательных шлюпках, оркестр, играющий до последнего мгновенья и герои, спасающие своих возлюбленных ценой собственной жизни… Все это не только кадры из голливудского фильма, но и реальные истории пассажиров с "Титаника".

На пассажирской палубе “Титаника” собирались настоящие сливки общества: миллионеры, актеры и писатели. Не каждый мог позволить себе купить билет I класса - цена равнялась $60000 по нынешним ценам.

Пассажиры 3-го класса купили билеты всего по 35 долларов ($650 в наши дни), потому выше третьей палубы подниматься права не имели. В роковую ночь деление на классы оказалось как никогда ощутимым...

Одним из первых в спасательную шлюпку запрыгнул Брюс Исмей - генеральный директор компании "White Star Line", которая и владела “Титаником”. Лодка, рассчитанная на 40 человек, отчалила от борта лишь с двенадцатью.

После катастрофы Исмея обвинили в том, что он сел в спасательную лодку в обход женщин и детей, а также в том, что именно он дал капитану "Титаника" указание увеличить скорость, что и привело к трагедии. Суд его оправдал.

Уильям Эрнест Картер сел на борт "Титаника" в Саумпгемптоне вместе со своей женой Люси и двумя детьми Люси и Уильямом, а также двумя собаками.

В ночь катастрофы он находился на вечеринке в ресторане корабля первого класса,а после столкновения вместе с товарищами вышел на палубу, где уже готовили шлюпки. Сначала Уильям посадил дочь в шлюпку №4, но когда настала очередь сына, их ждали проблемы.

Прямо перед ними в лодку сел 13-летний Джон Райсон, после чего офицер, отвечавший за посадку, приказал не брать на борт мальчиков-подростков. Люси Картер находчиво накинула на 11-летнего сына свою шляпку и села вместе с ним.

Когда процесс посадки завершился и лодка начала спускаться на воду, Картер и сам быстро сел в нее вместе с еще одним пассажиром. Именно им оказался уже упомянутый Брюс Исмей.

21-летняя Роберта Мэони работала служанкой графини и плыла на "Титанике" вместе со своей хозяйкой в первом классе.

На борту она познакомилась с бравым молодым стюардом из команды корабля, а вскоре молодые люди влюбились друг в друга. Когда "Титаник" начал тонуть, стюард примчался в каюту Роберты, вывел ее на шлюпочную палубу и посадил в лодку, отдав ей свой спасательный жилет.

Сам он погиб, как и многие другие члены экипажа, а Роберту подобрало судно "Карпатия", на котором она доплыла до Нью-Йорка. Лишь там, в кармане пальто, она нашла значок со звездой, который в момент расставания стюард положил ей в карман на память о себе.

Эмили Ричардс плыла вместе с двумя маленькими сыновьями, мамой, братом и сестрой к своему мужу. В момент катастрофы женщина спала в каюте вместе со своими детьми. Разбудили их крики матери, вбежавшей в каюту после столкновения.

Ричардсы чудом смогли через окно залезть в спускающуюся шлюпку №4. Когда "Титаник" полностью затонул, пассажирам ее шлюпки удалось вытащить из ледяной воды еще семь человек, двое из которых, к сожалению, вскоре умерли от обморожения.

В первом классе путешествовал известный американский предприниматель Исидор Штраус с женой Идой. Штраусы были женаты уже 40 лет и никогда не расставались.

Когда офицер корабля предложил семье сесть в шлюпку, Исидор отказался, решив уступить место женщинам и детям, но Ида также последовала за ним

Вместо себя Штраусы посадили в шлюпку свою служанку. Тело Исидора было опознано по обручальному кольцу, тело Иды не было найдено.

На “Титанике” играло два оркестра: квинтет под руководством 33-летнего британского скрипача Уолласа Хартли и дополнительное трио музыкантов, которое было нанято, чтобы придать Café Parisien континентальную нотку.

Обычно два состава оркестра "Титаника" работали в разных частях лайнера и в разное время, но в ночь гибели корабля все оин объединились в один оркестр.

Один из спасенных пассажиров "Титаника" напишет позже:"В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы".

Тело Хартли было найдено через две недели после гибели "Титаника" и отправлено в Англию. К его груди была привязана скрипка - подарок невесты. Среди других участников оркестра выживших не оказалось…

Четырехлетний Мишель и двухлетний Эдмонд путешествовали с отцом, который погиб во время крушения, и считались "сиротами Титаника", до тех пор, пока их мать не нашлась во Франции.

Мишель умер в 2001 году, он был последним из оставшихся в живых лиц мужского пола на "Титанике".

Винни Коутс направлялась в Нью-Йорк вместе с двумя детьми. В ночь катастрофы она проснулась от странного шума, но решила подождать распоряжений членов экипажа. Ее терпение лопнуло, она долго металась по бесконечным коридорам корабля, заблудившись.

Внезапно встреченный член экипажа направил ее к шлюпкам. Она накнулась на сломанные закрытые ворота, но именно в этот момент появился еще один офицер, который и спас Винни и ее детей, отдав им свой спасательный жилет.

В итоге Винни оказалась на палубе, где шла посадка в шлюпку №2, на которую, буквально чудом, ей и удалось погрузиться..

Семилетняя Ева Харт спаслась с тонущего "Титаника" вместе с матерью, но ее отец погиб во время крушения.

Элен Уокер считает, что ее зачатие произошло именно на "Титанике" перед столкновением с айсбергом. "Для меня это много значит", – признавалась она в интервью.

Ее родителями были 39-летний Сэмюэл Морли, владелец ювелирного магазина в Англии, и 19-летняя Кейт Филлипс, одна из его работниц бежали в Америку от первой жены мужчины, стремясь начать новую жизнь.

Кейт села в спасательную шлюпку, Сэмюэл прыгнул за ней в воду, но не умел плавать и утонул. "Мама провела в спасательной шлюпке 8 часов, – рассказывала Элен. – Она была в одной ночной рубашке, но один из моряков отдал ей свой джемпер".

Вайолетт Констанс Джессоп. До последнего момента стюардесса не хотела наниматься на “Титаник”, но ее переубедили друзья, поскольку считали, что это будет "прекрасный опыт".

До этого, 20 октября 1910 года Вайолетт стала стюардессой трансатлантического лайнера "Олимпик", который через год из-за неудачного маневрирования столкнулся с крейсером, но девушке удалось спастись.

И с “Титаника” Вайолетт спаслась на шлюпке. Во время Первой мировой войны девушка пошла работать медсестрой, а в 1916-м попала на борт "Британика", который… тоже пошел ко дну! Две шлюпки с экипажем затянуло под винт тонущего судна. Погиб 21 человек.

В их числе могла бы быть и Вайолетт, которая плыла в одной из разбитых шлюпок, но вновь удача была на ее стороне: она успела выпрыгнула из лодки и выжила.

Кочегар Артур Джон Прист также пережил кораблекрушение не только на "Титанике", но и на "Олимпике" и "Британике" (кстати, все три судна были детищами одной компании). На счету Приста и вовсе 5 кораблекрушений.

21 апреля 1912 года "New York Times" опубликовала историю Эдварда и Этель Бинов, которые плыли на "Титанике" во втором классе. После крушения Эдвард помог супруге сесть в шлюпку. Но когда лодка уже отплыла, он увидел, что она наполовину пуста, и бросился в воду. Этель втащила мужа в шлюпку.

Среди пассажиров "Титаника" был известный теннисист Карл Бер и его возлюбленная Хелен Ньюсом. После катастрофы, спортсмен прибежал в каюту и вывел женщин на шлюпочную палубу.

Влюбленные уже готовы были навсегда попрощаться, когда глава компании "Уайт Стар Лайн" Брюс Исмей лично предложил Беру место в лодке. Спустя год Карл и Хелен поженились, а позже стали родителями троих детей.

Эдвард Джон Смит - капитан "Титаника ", который был очень популярен и среди членов экипажа, и среди пассажиров. В 2.13 ночи, всего за 10 минут до окончательного погружения корабля под воду, Смит вернулся на капитанский мостик, где и решил встретить смерть.

Второй помощник капитана Чарльз Герберт Лайтоллер спрыгнул с корабля одним из последних, чудом избежав засасывания в вентиляционную шахту. Он доплыл до складной шлюпки Б, плававшей вверх дном: оторвавшаяся и упавшая в море рядом с ним труба "Титаника " отогнала шлюпку дальше от тонущего судна и позволила ей оставаться на плаву.

Американский бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм во время крушения помогал женщинам и детям погрузиться в спасательные шлюпки. На предложение спастись самому, он ответил: "Мы одеты в наши лучшие наряды и готовы погибнуть как джентльмены".

Бенджамин погиб в возрасте 46 лет, тело его не было найдено.

Томас Эндрюс - пассажир первого класса, ирландский бизнесмен и судостроитель, был конструктором "Титаника"...

Во время эвакуации Томас помогал пассажирам усаживаться в шлюпки. Последний раз он был замечен в курильной комнате первого класса возле камина, где смотрел на картину "Порт Плимут". Его тело после крушения так и не было найдено.

Джон Джейкоб и Маделин Астор - миллионер, писатель-фантаст со своей молодой супругой путешествовали первым классом. Маделин спаслась на шлюпке №4. Тело Джона Джейкоба было поднято с глубин океана через 22 дня после его гибели.

Полковник Арчибальд Грейси IV - американский писатель и историк-любитель, который остался в живых после крушения "Титаника". Вернувшись в Нью-Йорк, Грейси сразу начал писать книгу о своём плавании.

Именно она стала настоящей энциклопедией для историков и исследователей катастрофы, благодаря содержащемуся в ней большому количеству имен пассажиров-безбилетников и пассажиров 1-го класса, оставшихся на "Титанике". Здоровье Грейси было сильно подорвано переохлаждением и травмами, и он умер в конце 1912 года.

Маргарет (Молли) Браун - американская светская дама, филантроп и активист. Выжила. Когда на " Титанике " возникла паника, Молли усаживала людей в спасательные шлюпки, сама же отказывалась садиться туда.

"Если случится худшее, я выплыву", - говорила она, пока в конце концов кто-то силой не столкнул ее в шлюпку номер 6, сделавшую ее знаменитой.

После Молли организовала Фонд помощи спасшимся с "Титаника".

Миллвина Дин была последней из выживших пассажиров "Титаника ": она умерла 31 мая 2009 года в возрасте 97 лет в доме престарелых в хэмпширском Эшурсте в 98-ю годовщину спуска лайнера на воду.

Ее прах был развеян 24 октября 2009 года в порту Саутгемптона, откуда "Титаник " начал свой первый и последний рейс. На момент гибели лайнера ей было два с половиной месяца

Титаник – корабль, бросивший вызов высшим силам. Чудо кораблестроения и самый большой корабль своего времени. Строители и владельцы этого гиганта пассажирского флота самонадеянно заявляли: "Сам Господь Бог не сможет потопить этот корабль". Тем не менее, спущенный на воду корабль ушел в свое первое плавание и не вернулся. Это была одна из крупнейших катастроф, навсегда вошедшая в историю мореплавания. В этой теме я расскажу о самых ключевых моментах, связанных с Титаником. Тема состоит из двух частей, первая часть - история Титаника до трагедии, где расскажу о том как корабль строился и ушел в свое роковое плавание. Во второй части мы побываем на дне океана, где лежат останки утонувшего гиганта.

Вначале я кратко расскажу об истории строения Титаника. Есть масса интересных фото корабля, где запечатлен процесс строительства, механизмы и агрегаты Титаника и прочее. А дальше рассказ пойдет о трагических обстоятельствах, которым было предначертано произойти именно в этот роковой для Титаника день. Как всегда происходит при крупных катастрофах, трагедия Титаника произошла из-за ряда ошибок, совпавших в один день. Каждая из этих ошибок в отдельности не повлекла бы за собой ничего серьезного, но все вместе обернулось для корабля гибелью.

Титаник был заложен 31 марта 1909 года на верфях судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Белфасте, Северная Ирландия, спущен на воду 31 мая 1911 года, прошёл ходовые испытания 2 апреля 1912 года. Непотопляемость корабля обеспечивали 15 водонепроницаемых переборок в трюме, создающих 16 условно водонепроницаемых отсеков; пространство между дном и настилом второго дна было разделено поперечными и продольными перегородками на 46 водонепроницаемых отсеков. На первом фото – стапель Титаника, строительство только начинается.


На фото запечатлена закладка киля Титаника

На этом фото Титаник на стапели рядом с Олимпиком, братом близнецом


А это огромные паровые машины Титаника

Коленвал гиганта

На этом фото турбинный ротор Титаника. Огромные размеры ротора особо выделяются на фоне рабочих

Вал винта Титаника

Торжественное фото – корпус Титаника полностью в сборе

Процесс спуска на воду начинается. Титаник медленно погружает свой корпус в воду

Корабль-гигант почти сошел со стапелей

Спуск Титаника на воду проходит успешно

И вот Титаник готов, утро перед первым, официальным спуском на воду в Белфасте

Титаник был официально спущен на воду, и транспортирован в Англию. На фото корабль в порту Саутгемптона перед своим роковым рейсом. Мало кто знает, но при строительстве Титаника погибли 8 рабочих. Эта информация доступна в подборке интересных фактов о Титанике .

А это последняя фотография Титаника, сделанная с берега в Ирландии

Первые дни путешествия прошли для корабля успешно, ничего не предвещало беды, в океане был полный штиль. Ночью 14 апреля море сохраняло спокойствие, но кое-где в районе плавания виднелись айсберги. Они не смущали капитана Смита… В 11 часов 40 минут вечера с наблюдательного поста на мачте неожиданно послышался крик: "Прямо по курсу айсберг!"… О дальнейших событиях, происходивших на корабле, известно всем. “Непотопляемый” Титаник не сумел противостоять водной стихии и ушел на дно. Как уже упоминалось, множество факторов обернулось в тот день против Титаника. Это было роковое невезение, погубившее корабль-исполин и более 1500 человек

Официальное заключение комиссии, расследовавшей причины гибели Титаника гласило: сталь, использованная для обшивки корпуса «Титаника», была низкокачественной, с большой примесью серы, что делало её очень ломкой при пониженных температурах. Если бы обшивку изготовили из качественной, вязкой стали с низким содержанием серы, она бы в значительной мере смягчила силу удара. Металлические листы просто вогнулись бы внутрь и повреждения корпуса оказались бы не столь серьёзными. Возможно, тогда «Титаник» был бы спасён или, по крайней мере, оставался бы на плаву в течение долгого времени. Однако для тех времен эта сталь считалась самой лучшей, другой попросту небыло. Это был лишь конечный вывод, на самом деле произошел ряд других факторов, которые не позволили избежать столкновения с айсбергом

По порядку перечислим все факторы, повлиявшие на гибель Титаника. Отсутствие любого из этих факторов могло бы спасти корабль…

Прежде всего стоит отметить работу радистов Титаника: основная задача телеграфистов состояла в обслуживании особо состоятельных пассажиров - известно, что только за 36 часов работы радисты передали более 250 телеграмм. Оплата за телеграфные услуги производилась на месте, в радиорубке, и по тем временам была весьма не малой и чаевые при этом текли рекой. Радисты постоянно занимались отправкой телеграмм и хотя им поступало несколько сообщений о дрейфующих льдах, на них не обратили внимание

Некоторые критикуют отсутствие бинокля у вперёдсмотрящего. Причина этого кроется в крохотном ключе от ящика с биноклями. Крохотный ключ, открывающий шкафчик, где хранились бинокли, мог спасти "Титаник" и жизни 1522 погибших пассажиров. Это и должно было произойти, если бы не роковая ошибка некоего Дэвида Блэра. Ключника Блэра перевели со службы на "непотопляемом" лайнере всего за несколько дней до злосчастного плавания, но он забыл передать ключ от шкафчика с биноклями сменившему его работнику. Именно поэтому дежурившим на смотровой вышке лайнера матросам пришлось полагаться исключительно на свои глаза. Они увидели айсберг слишком поздно. Один из членов экипажа, несших в ту роковую ночь вахту, позднее сказал, что, будь у них бинокли, они бы увидели ледяную глыбу раньше (пусть и царила кромешная мгла) и "Титаник" успел бы поменять курс".


Несмотря на предупреждения об айсбергах, капитан «Титаника» не снизил скорость и не изменил маршрут, настолько он был уверен в непотопляемости корабля. Слишком высокая скорость парохода, из-за которой удар айсберга по корпусу был максимальной силы. Если бы капитан заблаговременно, при входе в пояс айсбергов, приказал уменьшить скорость корабля, то силы удара об айсберг не хватило бы для того, чтобы пробить корпус Титаника. Капитан также не проследил за тем, что все шлюпки были заполнены людьми. В результате спаслось гораздо меньшее количество людей

Айсберг принадлежал к редкому типу т. н. «чёрных айсбергов» (перевернувшихся так, что на поверхность попадает их тёмная подводная часть), из-за чего был замечен слишком поздно. Ночь была безветренной и безлунной, в противном случае вперёдсмотрящие заметили бы барашки вокруг айсберга. На фото тот самый айсберг, послуживший причиной гибели Титаника

На корабле не оказалось красных спасательных ракет, сигнализирующих о бедствии. Уверенность в мощи корабля была настолько высокой, что никому даже в голову не пришло снабдить Титаник этими ракетами. А все могло сложится инчае. Не прошло и получаса после встречи с айсбергом, как помощник капитана закричал:
Огни с левого борта, сэр! Судно в пяти-шести милях от нас! Боксхолл в свой бинокль ясно видел, что это был однотрубный пароход. Он попытался связаться с ним с помощью сигнальной лампы, но неизвестное судно не отвечало. - По-видимому, на судне нет и радиотелеграфа, они не могли нас не видеть, - решил капитан Смит и при казал рулевому Роу подать сигнал аварийными ракетами. Когда сигнальщик вскрыл ящик с ракетами, то оба они - и Боксхолл, и Роу - остолбенели: в ящике находились обычные белые ракеты, а не аварийные красные. - Сэр, - не веря своим глазам, воскликнул Боксхолл, - здесь только белые ракеты! - Не может быть! - изумился капи тан Смит. Но, убедившись в правоте Боксхолла, приказал: - Стреляйте белыми. Может, они догадаются, что у нас беда. Но никто не догадался, все подумали что это праздничный салют на Титанике

Грузопассажирский пароход «Калифорния», следующий рейсом Лондон-Бостон, вечером 14 апреля разминулся с «Титаником», а через час с небольшим был затёрт льдами и потерял ход. Его радист Эванс около 23 часов связался с «Титаником» и хотел предупредить о тяжёлой ледовой обстановке и что они затёрты льдами, но радист «Титаника» Филиппе, только что с трудом наладивший связь с мысом Рейс, грубо оборвал его: - Отстаньте! Я занят, работаю с мысом Рейс! И Эванс «отстал»: на «Калифорнии» не было второго радиста, день был трудный и Эванс в 23 часа 30 минут официально, предварительно доложив об этом капитану, закрыл радиовахту. В итоге вся вина предвзятого расследования гибели Титаника легла на капитана “Калифорнии” Стенли Лорда, который до самой смерти доказывал свою невиновность. Он был оправдан лишь посмертно, после того как дал показания Хендрик Несс, капитан корабля Самсон…


На карте место, где затонул Титаник

Итак, ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Атлантика. Борт промыслового судна «Самсон». «Самсон» возвращается с удачного промысла, избегнув встреч с кораблями США. На его борту - несколько сот забитых тюленей. Утомившийся экипаж отдыхал. Вахту нёс сам капитан и его первый помощник. Капитан Несс был у своих хозяев на хорошем счету. Рейсы его парохода всегда были удачливыми и приносили хороший барыш. Хендрик Несс слыл опытным и рисковым капитаном, не слишком щепетильным в нарушении территориальных вод или в превышении количества добытого зверя. «Самсон» нередко оказывался в чужих или запретных водах, и его хорошо знали корабли береговой охраны США, близкого знакомства с которыми он удачно избегал. Одним словом, Хендрик Несс был отличным судоводителем и азартным, удачливым дельцом. Вот слова Несса, из которых становится ясной вся картина происходящего:

«Ночь была изумительная, звёздная, ясная, океан спокоен и ласков, - рассказывал Несс. - Мы с помощником болтали, курили, иногда я выходил из рубки на мостик, но надолго там не задерживался - воздух был прямо леденящий. Вдруг, случайно обернувшись, я увидел в южной части горизонта две необыкновенно яркие звезды. Они удивили меня своим блеском и величиной. Крикнув вахтенному, чтобы он подал подзорную трубу, я направил её на эти звёздыи сразу понял, что это топовые огни большого судна. - Капитан, по-моему, это корабль береговой охраны, - сказал помощник. Но я и сам подумал об этом. По карте уже некогда было прикидывать, но мы оба решили, что забрались в территориальные воды Соединённых Штатов. Встреча с их кораблями ничего хорошего нам не сулила. Через несколько минут над горизонтом взлетела белая ракета, и мы поняли, что нас обнаружили и требуют остановиться. Я ещё надеялся, что всё обойдётся и нам удастся скрыться. Но вскоре взлетела ещё одна ракета, через какое-то время третья… Дело оборачивалось плохо: если бы нас подвергли досмотру, я потерял бы не только всю добычу, но и, возможно, лишился и судна, а все мы попали бы в тюрьму. Я решил уходить.

Приказал выключить все огни и дать полный ход. Нас почему-то не преследовали. Через некоторое время пограничный корабль вообще исчез. (Вот почему свидетели с «Титаника» утверждали, что ясно видели вдали большой пароход, ушедший от них. Злополучный «Калифорнией» в это время был зажат льдами и с «Титаника» вообще не был виден.) Я приказал изменить курс на норд, мы шли полным ходом и лишь утром сбавили обороты. Двадцать пятого апреля мы бросили якорь у Рейкьявика в Исландии и только тут из газет, доставленных норвежским консулом, мы узнали о трагедии "Титаника".

Во время беседы с консулом меня будто ударили по голове: мне подумалось - не мы ли были тогда у места катастрофы? Едва консул покинул наш борт, я тут же бросился в каюту и, просмотрев газеты и свои записи, понял, что погибающие люди видели не "Калифорнией", а нас. Значит, ракетами на помощь звали именно нас. Но ведь они были белые, а не красные, аварийные. Кто бы мог подумать, что совсем рядом с нами погибали люди, а мы уходили от них полным ходом на своём надёжном и большом "Самсоне", имевшем на борту и шлюпки, и катера! И море было как пруд, тихое, спокойное… Мы могли бы спасти их всех! Всех! Там погибали сотни людей, а мы спасали вонючие тюленьи шкуры! Но кто же об этом мог знать? А радиотелеграфа у нас не было. По пути в Норвегию я объяснил экипажу, что с нами произошло, и предупредил, что всем нам остаётся только одно - молчать! Если узнают правду, мы станем хуже прокажённых: от нас все станут шарахаться, нас вышибут с флота, никто не захочет служить с нами на одном судне, никто не подаст ни руки, ни корки хлеба. И никто из команды не давал никакой клятвы.

Хендрик Несс рассказал о происшедшем только 50 лет спустя, перед смертью. Тем не менее в гибели Титаника никого нельзя обвинить напрямую. Если бы ракеты были красные, он наверняка поспешил бы на помощь. В итоге никто не успел помочь. Лишь пароход «Карпатия», развивая невиданную для неё скорость в 17 узлов, несся на помощь погибающим людям. Капитан Артур X. Ростон приказал готовить постели, запасную одежду, продовольствие, помещения для спасённых. В 2 часа 45 минут «Карпатии» начали встречаться айсберги и их обломки, большие ледяные поля. Несмотря на опасность столкновения, «Карпатия» не сбавляла скорость. В 3 часа 50 минут на «Карпатии» увидели первую шлюпку с «Титаника», в 4 часа 10 минут начали спасать людей, а к 8 часам 30 минутам был подобран последний живой человек. Всего «Карпатия» спасла 705 человек. И «Карпатия»же доставила всех спасённых в Нью-Йорк. На фото шлюпка с Титаника


Теперь переходим ко второй части рассказа. Здесь вы увидите Титаник на дне океана в том виде, в каком он остался после трагедии. Семьдесят три года пролежал корабль в своей глубокой подводной могиле как одно из бесчисленных свидетельств человеческой беспечности. Слово "Титаник" стало синонимом обреченных на неудачу авантюр, героизма, трусости, потрясений и приключений. Были созданы общества и ассоциации спасшихся пассажиров. Предприниматели, занимающиеся подъемом затонувших судов, мечтали поднять суперлайнер со всеми его бесчисленными богатствами. В 1985 году команда водолазов, возглавляемая американским океанографом доктором Робертом Баллардом, нашла его, и миру стало известно, что под огромным давлением водной толщи гигантский корабль развалился на три части. Обломки "Титаника" были разбросаны на площади радиусом в 1600 метров. Баллард нашел носовую часть корабля, глубоко проникшую в грунт под тяжестью собственного веса. В восьмистах метрах от нее лежала корма. Неподалеку находились развалины средней части корпуса. Среди обломков корабля по всему дну валялись разнообразные предметы материальной культуры того далекого времени: набор кухонных принадлежностей из меди, винные бутылки с пробками, кофейные чашки с эмблемой судоходной линии "Белая звезда", туалетные принадлежности, дверные ручки, канделябры, кухонные плиты и керамические головки кукол, с которыми играли маленькиедети… Одним из самых потрясающих подводных образов, который запечатлела кинокамера доктора Балларда, стала сломанная шлюп-балка, безвольно свисающая с борта корабля - молчаливый свидетель трагической ночи, которая навсегда останется в списке мировых катастроф. На фото остов Титаника, снимок сделан подводным аппаратом “Мир”

За последние 19 лет корпус Титаника подвергся серьезному разрушению, причиной чему стала вовсе не морская вода, а охотники за сувенирами, которые постепенно разворовывают останки лайнера. Так, например, с судна исчезли судовой колокол или мачтовый маяк. Кроме прямого разграбления урон кораблю наносит время и действие бактерий, оставляющих после себя только ржавые развалины

На этом фото мы видим винт Титаника

Огромный якорь корабля

Один из поршневых двигателей Титаника

Сохранившаяся под водой чашка с Титаника

Вот та самая пробоина, образовавшаяся после встречи с айсбергом. Возможно, помимо слабой стали, не выдержали заклепки между листами металла, и вода хлынула в 4 отсека Титаника, не оставив шансов на спасение. Откачивать воду помпами не было смысла, это было равноценно перекачке воды из океана в океан. Титаник ушел на дно, где и покоится по сей день. Ходят разговоры о поднятии Титаника на поверхность с целью устроить музей, тем временем различные любители сувениров продолжают растаскивать корабль по частям. Сколько еще секретов хранит Титаник? Вряд ли кто-то даст ответ на этот вопрос в ближайшее время..



Похожие статьи