Я считаю, что классный руководитель оказывает на моего сына психологическое давление и допускает оскорбления одноклассников в его адрес. Помогите, как воздействовать на учителя? Как помочь моему ребёнку? Учитель обижает ребенка в школе – что предпринять

Не всегда в школе детей обижают одноклассники. К сожалению, взрослые, воспитанные люди, получившие право обучать малышей, прививать им любовь к знаниям, нередко выбирают изгоя в собственном классе со всеми вытекающими последствиями.

Как быть, если вашего ребенка обижает учитель в школе?

Родителям ребенка, попавшего в эту непростую ситуацию, приходится несладко. С одной стороны, у них нет желания вступать в противоборство с администрацией учебного заведения, но и оставлять проблему без внимания тоже не лучший вариант.

Школьные конфликты решаются миром

Это правило желательно применять не только в случае конфликта с одноклассниками, но и с учителями. Прежде чем решиться на открытое противостояние, мамам и папам следует подумать, а имеются ли основания для этого. Если учитель ставит заниженные отметки, не обращает внимание на ученика, слишком предвзято относится к ребенку, это можно отнести к субъективным признакам назревающего конфликта. Согласитесь, для вас ваше чадо – лучший на свете мальчик или девочка, но для педагога знания ребенка отражают его уровень подготовки. Что касаемо жесткости, то подобные требования учитель может предъявлять не только к одному ученику, а ко всему классу в целом.

Конечно, в случае, когда ребенок приходит домой в слезах и говорит, что учительница обозвала его нехорошим словом, толкнула и треснула линейкой по голове, оставлять без внимания проблему не стоит. Более того, важна быстрая реакция на действия горе-педагога.

Стоит заметить, что не все дети готовы делиться с родителями проблемами личного характера, так как боятся гнева взрослых. Но задача родителей заключается в том, чтобы иметь максимально доверительные отношения с ребенком, быть ему другом и советчиком. Если ребенок будет знать, что родители не отмахнутся от него, не станут на сторону учителя, так как считается, что взрослые всегда правы, он непременно поделится с мамой или папой подобной информацией.

Итак, если в школе возник конфликт:

Ваши действия должны заключаться в том, чтобы установить все предпосылки ссоры. Узнайте, как вел себя учитель, почему он поступил именно так. Поспрашивайте мнение не только собственного ребенка, но и поинтересуйтесь у одноклассников, какова картина происшедшего. Не спешите высказываться по теме, ведь дети могут видеть ситуацию иначе.

Непременно поговорите с учителем, который обидел вашего ребенка. Ведите себя спокойно, не провоцируйте ссору. Постарайтесь донести до педагога информацию, что вы намерены решить проблему исключительно мирным путем. Если никакого результата добиться не получается, значит, надо идти дальше – к руководству школы.

Никогда не кричите на учителя, не показывайте, что вы взвинчены и оскорблены до предела. Кроме того, не устраивайте «разбор полетов» на глазах у других учителей или у всего класса. Не позволяйте себе делиться мыслями с другими родителями, если информация не проверена. Никогда не используйте мат в разговоре с педагогом, даже если учитель позволял себе нечто подобное, общаясь с вашим ребенком.

Не надо спешить и обращаться в вышестоящие инстанции без предварительной беседы с руководством школы. Как правило, проблема конфликтов в школьном коллективе связана с отсутствием знаний о том, как безболезненно выходить из сложной ситуации. Если люди плохо понимают собственные эмоции, они никогда не поймут эмоции другого человека. Именно это понимание и играет важную роль в разрешении конфликтов. Оно также носит название эмоциональный интеллект. Таким образом, дети должны научиться слушать друг друга, понимать, какие эмоции испытывают и находить причины конфликта. Конечно, стоит научить ребенка видеть последствия разных вариантов развития ситуации.

Эмоциональный интеллект надо развивать с малых лет, и оказывать помощь малышу в этом должны именно родители, вместе с психологом.

Как поменять учителя в классе?

К этой радикальной мере следует прибегать лишь тогда, когда все остальные варианты решения конфликтной ситуации не дали должного результата. Если вы хотите, чтобы вашего ребенка обучал другой учитель, необходимо написать коллективное письмо от класса с обращением к руководству школу. Изложите детально, по каким причинам вы хотите заменить учителя, напишите факты, подтверждающие ваши замечания, а потом заверьте подписями родителей. Передайте заявление директору школы, причем не забудьте оставить себе один экземпляр. На вашем документе должна стоять подпись секретаря с датой приема.

Если в классе вы не нашли поддержку, то у вас есть право напрямую обратиться к директору с заявлением о переводе ученика в другой класс.

Надо заметить, что как в первом, так и во втором случае, у руководства школы есть множество лазеек, чтобы отказать вам. Согласно нормам СанПиНа, в классе не должно быть больше двадцати пяти человек. В переводе в другой класс вам могут отказать также по причине разных программ. Руководство школы не захочет создавать прецедент, так как, глядя на вас другие родители могут последовать вашему примеру.

После любого заявления, которое вы напишите в адрес руководства школы, вам придется встретится, как с самим учителем, так и с руководством учебного заведения.

Если учитель ведет себя агрессивно, что делать?

Дети бывают очень сложными, они ведут себя дерзко и хамовато, но даже это не дает учителю права использовать физическую силу для усмирения непослушного ребенка.

Если педагог использовал физическую силу, все телесные повреждения следует зафиксировать в больнице. Речь идет также о шлепках, толчках, дерганьях за уши. Законные представители ученика должны написать заявление в полицию или Следственный Комитет. На основании этого заявления, а также необходимых доказательств будет принято решение о возбуждении уголовного дела. С нерадивого учителя будет взыскана материальная компенсация.

Если на вашего ребенка давят психологически, что делать?

В этом случае следует вести себя аналогичным образом, только вам придется записать разговор с педагогом на диктофон. Будет не лишним собрать показания свидетелей. Помните, что несовершеннолетних детей имеют право опрашивать исключительно в присутствии взрослых: мамы или папы, а также психолога.

Не думайте, что ваше личное обращение в местное управление образования даст эффект. Как правило, чиновники не любят, чтобы подобные случаи становились достоянием общественности. Если об инциденте узнают СМИ, это приведет к повышенному вниманию правоохранителей к данной структуре.

Все же, справедливости ради надо заметить, что учителя используют физическую силу, пытаясь воспитывать детей, довольно редко. Родители также должны знать, что педагог не может поставить ребенку плохую отметку за пропуск занятия, так как оценки нужны для того, чтобы определять уровень знаний ребенка. В случае сомнений, взрослые могут попросить администрацию школы провести независимую оценку уровня подготовки ребенка.

Учитель также не имеет права изымать у детей телефоны и планшеты, даже если это прописано в школьном Уставе. Нельзя выгонять школьника с урока, каждый раз, когда он ведет себя слишком шумно.

Взрослые должны вмешиваться в конфликт с педагогом, но, конечно, после подобных происшествий у детей школьная лучше не становится. Всегда надо стремиться решить проблему мирным путем. Если же учитель использовал психологическое или физическое давление, действовать надо немедленно.

Отправить через E-mail

Как лучше поступить, если школьный педагог оказался грубияном и хамом – простые инструкции для родителей от Fathers Club

Не для того мама квиточку растила, чтобы какой-то урод на неё в школе кричал. К сожалению, среди учителей встречаются и неадекватные личности. Чтобы решить эту проблему родителям иногда не хватает простого и понятного инструментария - вот мы для вас его и разработали.

С емилетнюю дочку Романа Н. учительница одной из киевских школ не выпускала в туалет. Как рассказала испуганная девочка родителям, она не первая в классе, кто обмочился, сидя за партой. Других детей она била линейкой по рукам, часто кричала. Папа собрался идти «разбираться», но сначала решил посоветоваться. «Это полный …! И что делать?», — спрашивает Роман на своем ФБ.

В другой школе преподаватель постоянно лупил «единицы» и обзывал учеников. Подобных примеров можно найти множество. Придирки, занижение оценок, окрики, публичное унижение — это далеко не полный перечень вспышек агрессии эмоционально нестабильных педагогов.

Как должны действовать родители ребёнка, которого унижает школьный учитель? Куда следует обратиться в первую очередь и как правильно оформить заявления?

С этим вопросам мы обратились к юристам и педагогам. Первым делом, советуют они, нужно все перепроверить — пообщаться с другими родителями, учениками. Только если все действительно очень плохо и слова вашего ребенка подтверждены свидетельствами других школьников, стоит предпринять реальные шаги. Юристы компании «С.Т. Партнерс» по просьбе Отцовского клуба написали образец заявления на имя директора школы.

Но до того, как подать такое заявление юрист Александр Черныш предлагает четыре возможных шага:

Собрать доказательную базу

«Школы всегда стараются оправдать своих учителей, поэтому если кто-то ещё сможет подтвердить слова вашего ребёнка, добиться справедливости будет гораздо легче», — объясняет юрист. Вам нужны подтверждения, хотя бы устные других учеников и родителей. Другой вариант — установка видеонаблюдения или звукозаписывающих устройств в классе. Такое решение может принять родительский комитет, но сложность в том, что согласно Статье 307, п.1 ГК Украины «физическое лицо может быть записано на фото-, кино-, теле- либо видеоплёнку исключительно по его согласию».

Письменная жалоба на имя директора

Устная жалоба не годится. Только письменная - чтобы позже вы точно смогли доказать, что действительно обращались к директору школы с данной проблемой. Также нужно сделать ксерокопию своего заявления.

Письменная жалоба директору Департамента образования и науки

Если же директор не отреагировал на ваше заявление и в школе ничего не изменилось — тогда писать жалобу директору Департамента образования и науки вашей области. Заявление практически ничем не отличается от жалобы на имя директора школы, кроме того, что в «шапке» заявления в департамент необходимо указать свой домашний адрес, телефон и статус (пенсионер, многодетная мать и т.д.).

Письмо в Министерство образования и науки Украины

Если Департамент проигнорировал ваше заявление - необходима тяжелая артиллерия. Пишем в Министерство образования и науки Украины на имя Министра Гриневич Лилии Михайловны. Требования к оформлению такой жалобы идентичны с заявлением в департамент.

Светлана Трофимчук , партнер адвокатского объединения «С.Т. Партнерс »:
«Начнем с главного.
Педагогам запрещено применять по отношению к ученикам методы физического и психического насилия и действия, которые унижают его честь и достоинство. Об этом прямо сказано в статьях 51, 56 Закона Украины «Об образовании». Конфликтные ситуации между учителем и учениками иногда связаны с неправомерным поведением педагогов: превышением полномочий, использованием запрещённых методов обучения и воспитания, неумением дифференцировать применение тех или иных средств воспитания. Чаще всего директора школ пытаются погасить конфликты на месте, без привлечения посторонних лиц и вышестоящего руководства. Если, например, преподаватель ударил ученика, он должен нести за это уголовную от­ветственность или же административную. Но в большинстве случаев при определении наказания, прежде всего, учитывают многолетний, прежде безупречный труд педагога. Никто не обращает внимание на то, что этот человек некомпетентный и не соответствует требованиям, которые требуются к тому или иному роду профессии. В итоге, преподаватель получает или дисциплинарное взыскание в виде предупреждения, или увольняется по собственному желанию.Такой алгоритм действий уже стал закономерностью, так как это устраивает директора школы и педагога, которые освобождаются от дополнительных проверок и аттестаций со стороны контролирующих органов. Родители должны овладеть правовыми основами защиты или привлечь соответствующего специалиста в области права для отстаивания позиции в критических ситуациях.Один из ярких примеров : молодой преподаватель за негативное поведение учеников на своих уроках создал так называемый «Список свиней». Каждую неделю он размещал каталог учеников (с их фотографиями, разрисованными шариковой ручкой) на входных дверях школы и на своей странице в социальной сети.Этот учитель недолго радовался своим художественным способностям и изобретательностью. После подачи коллективной жалобы родительского комитета в прокуратуру на неправомерные действия, он вынужден был уволиться по собственному желанию и извиниться перед бывшими учениками.

Для искоренения насилия со стороны педагога по отношению к ученикам следует обращаться в контролирующие или вышестоящие органы власти для отстаивания своей позиции и проверки деятельности того или иного учебного заведения на соответствие требованиям действующего законодательства Украины.»

До того как подключать тяжелую артиллерию, просто поговорите с ребенком и выясните что на самом деле происходит. Как часто учитель кричит? По каким причинам? Есть ли вина кого-то из подростков в этом? Бывает, что дети значительно преувеличивают, бывает и так, что в классе несколько учеников постоянно срывают учебный процесс. Кроме того, если отец или мать редко обсуждают с ребенком то, что его волнует или у них слабый контакт с ребенком, то вмешательство родителей может только ухудшить ситуацию. Будьте уверены на 100%, что учитель действительно неадекватен и только тогда начинайте боевые действия.

Было бы несправедливо считать всех учителей грубиянами или эмоционально нестабильными личностями. Каждый может вспомнить из своей школьной поры любимую учительницу которая своей мудростью, терпением и педагогическим тактом смогла привить любовь к своему предмету.
Наталья Викторовна Ильчук , преподаватель биологии с 25-ти летним стажем, предлагает такой порядок действий для решения конфликта с учителем:

  1. «В первую очередь поговорить с самим учителем . Ведь педагоги работают в постоянном стрессе! Низкие зарплаты, шум, частая смена школьной программы в Министерстве, 5-7 уроков в день у детей разного возраста, с разными потребностями и характерами. Ну у кого бы тут не пошатнулась нервная система? Родителям следует попытаться поговорить с учителем спокойно, выслушать его и высказаться самим. Нельзя ведь забывать о том, что дети являются отменными манипуляторами и фантазёрами», — улыбается учитель.
  2. «Если разговор с педагогом оказался бесполезен, тогда можно обратиться к классному руководителю. Завучу. Директору. В любом случае, лучше попытаться решить вопрос мирно и в пределах школы, если поведение учителя не слишком сильно нарушило рамки принятых норм и Этического кодекса педагога», — советует Наталья Викторовна.

«Учитель ни в коем случае не должен пугать ученика, кричать на него и психологически давить, хотя бы потому, что знания усваиваются ребёнком только в комфортной обстановке. Главная задача учителя – завоевать у ученика авторитет и уважение, стать его другом и советчиком, иначе никак. С детьми работать действительно сложно, потому что к каждому из них необходимо искать индивидуальный подход. Вдобавок к этому, учителю лучше реагировать спокойно на протесты детей, на их плохое поведение и нежелание учить предмет: в процессе школьного обучения дети формируют свою личность, созревают. У них гормоны, страхи и рвения, которые просто не дают многим из них вести себя спокойно», — объясняет Наталья Викторовна.

Игнорирование детьми распоряжений педагога, ощущение безнаказанности, отсутствие мотивации учиться, основ дисциплины, или просто невнимательность родителей, в обычной государственной школе приводит к конфликтным ситуациям, где виноваты могут быть ученики, а срываются учителя. Чтобы не допустить такого, когда педагог выбирает себе безвольную и просто несчастную жертву, или попробовав один раз, как наркоман начинает проявлять агрессию всё чаще и чаще. Повторяем, отцы: в каждый случай нужно вникнуть, но реагировать на агрессию учителя нужно. Каждый раз.

Сразу писать жалобу или же для начала поговорить с учителем - что бы вы не делали, помните: главной задачей является защита ребёнка. Если решитесь писать жалобу, будьте готовы идти до конца. Будьте настырны, но вежливы и предельно сдержаны. Если вы повысите голос или сорветесь, весь эффект исчезнет и виновными окажетесь вы. Тому Роману, о котором мы рассказывали сначала, пришлось сменить школу дочери. А педагог, который вывешивал унизительные списки на дверях школы вынужден был уволиться сам. Не выдержал давления родителей.

Материал подготовили: Александра Четыркина, редакция Отцовского клуба (Владислав Головин, Богдан Мазницкий)

Уваажаемые читатели, присылайте свои истории и расскажите, как вы справились с подобной проблемой, а мы обязательно опубликуем вашу историю.
Редакционная почта - .

Обучение в школе для ребёнка – это не только получение знаний, но и опыт социализации в коллективе сверстников и взрослых людей – учителей. Отношения между людьми очень многогранны, поэтому неудивительно, что школьник может столкнуться с негативными проявлениями в свой адрес со стороны учителя: придирчивостью или даже враждебностью.

Как разграничить предвзятое отношение и требовательность

Не всегда чрезмерная требовательность является проявлением предвзятого отношения педагога

Как правило, родители узнают о проблемах в отношениях между педагогом и своим чадом из уст ребёнка. И, конечно, он привносит в рассказ свои субъективные оценки и эмоции, часто подводя черту: «Она (он) меня не любит и придирается». Мамам и папам сложно в этой ситуации разобраться, является ли такое положение вещей объективной реальностью или результатом мнительности или фантазии ученика. К тому же, многие дети требовательность педагога воспринимают как проявление предвзятого отношения. Поэтому родителям очень важно составить правильную картину сложившихся отношений. Для этого:

  • чаще говорите с ребёнком на темы, связанные со школьной жизнью, – так станет понятно, где правда, а где фантазии;
  • обратите внимание на успеваемость ребёнка по тому предмету, который ведёт учитель, предъявляющий претензии к вашему школьнику (если оценки резко снизились, то позанимайтесь с ребёнком или наймите репетитора, тогда можно будет сделать вывод об объективности выставления оценок);
  • наведайтесь в школу, поговорите с учителями и классным руководителем, но сделайте это не «по поводу», а в качестве мониторинга успеваемости (ни ребёнку, ни учителям об истинных причинах визита в учебное заведение знать не нужно).

Таким образом вам удастся понять, какие отношения у вашего школьника с учителями и учениками. А также выяснить, действительно ли учитель предвзято относится к ребёнку, или просто требователен к качеству знаний.

Как психологически настроить ребёнка

Доверие - основа отношений с ребёнком

Отношения между людьми многогранны, поэтому нет ничего удивительного в том, что кто-то нравится, а кто-то нет. Не исключение и межличностные отношения учителя и учеников. Педагог – такой же человек, как и все, поэтому у него могут быть симпатии и антипатии. Некоторые учителя любят активных, любознательных учеников, некоторым по душе дисциплинированные тихони. Конечно, профессиональный учитель умеет скрывать свои эмоции, но иногда случаются исключения. В этом случае возникает конфликтная ситуация с тремя участниками:

  • учеником;
  • учителем;
  • родителями школьника.

Задача последних заключается в том, чтобы найти выход из ситуации с минимальными потерями для эмоционального здоровья формирующейся личности. Поэтому очень важно правильно настроить ребёнка в данной конкретной ситуации:

  1. Чаще говорите своему чаду, как вы его любите – ребёнок должен быть уверен, что его принимают и любят самые близкие люди;
  2. Объясните, что любой ребёнок, хоть ещё и маленький – тоже личность, и никто не имеет права его оскорблять, высмеивать или унижать;
  3. Разберите конфликтную ситуацию с максимальной объективностью – в независимости от того, кто был не прав, объясните отпрыску, почему, такое поведение недопустимо;
  4. Попробуйте вместе с ребёнком наметить стратегию поведения в случае, если учитель придирается или допускает оскорбления;
  5. Наметьте план дальнейших совместных действий (разговор с учителем, директором, переход в другой класс или школу) для разрешения сложившейся ситуации.

Какими способами можно избавиться от предвзятого отношения

Родители должны регулярно общаться с учителями

Придирки, предвзятое отношение со стороны учителя, как правило, сами по себе не проходят, поэтому родителям нужно принимать активные меры по разрешению конфликта. Существует несколько способов:

  • открытый разговор с учителем;
  • беседа с представителями администрации (директором, завучами);
  • перевод учащегося в другой класс или школу;
  • публичное освещение проблемы в СМИ.

Разберём каждый из них. Самый простой и правильный выход – разговор с учителем. Определив причины того, почему педагог невзлюбил ребёнка, можно найти совместный путь выхода из конфликтной ситуации. На том, как правильно спланировать беседу с педагогом, остановимся чуть позже.

Если учитель не идёт на разговор или не считает нужным менять своё отношение к ребёнку, то следует обратиться к директору или завучам – возможно, у них будут более веские доводы, убеждающие педагога пересмотреть своё поведение.

Это интересно! Ежегодно около 20% детей переходят в другие школы из-за придирок со стороны учителей.

Когда конфликт слишком затянулся, а отношение учителя отрицательно сказывается на психологическом и эмоциональном состоянии школьника, то имеет смысл перевести ребёнка в другой класс или школу. Однако не стоит видеть в этом способе панацею от любых трудностей – в жизни у вашего чада будет много встреч с неудобными или конфликтными людьми, поэтому не рекомендуется создавать ему тепличные условия в детстве.

Если же учитель не только позволят себе публичные оскорбления, но и применяет физическую силу в адрес ребёнка, и этому есть подтверждение, то такие вопиющие нарушения прав детей должны быть освещены в средствах массовой информации с привлечением социальных служб и правоохранительных органов.

Как правильно построить беседу с педагогом

Мирное разрешение конфликта - главная цель разговора с учителем

Зная о проблеме в отношениях ученика и учителя только от ребёнка, нельзя составить полное мнение о причинах придирок со стороны педагога. Поэтому лучшим выходом будет разговор с учителем. Однако для беседы нужно подготовиться и повести её таким образом, чтобы не усугубить ситуацию. Итак, отправляясь беседовать с педагогом:

  1. Попытайтесь назначить встречу лично, не через администрацию школы.
  2. Выберите правильное время. Лучше всего, если это будет после уроков, но не в конце рабочего дня.
  3. Желательно, чтобы встреча проходила тет-а-тет, но в стенах школы (лучший вариант – кабинет, серьёзные разговоры в коридоре – табу).
  4. Постарайтесь дать понять педагогу, что вы не собираетесь ни в чём его уличать или обвинять.
  5. Начините разговор с обозначения желаемого результата («Мне бы хотелось, чтобы наша беседа повлекла за собой позитивные изменения в отношениях с моим сыном/дочерью»).
  6. Обязательно оговорите тот факт, что признаёте некоторые недостатки своего ребёнка, и мягко направьте разговор в русло признания того, что каждый имеет право на ошибку (в случае, если ваше чадо действительно в чём-то провинилось).
  7. Далее стоит прямо задать вопрос о причинах недовольства вашим ребёнком. Возможно, таким образом учитель «мстит» за какие-то действия в свой адрес со стороны ученика (например, оскорбление).
  8. В зависимости от полученного ответа, разговор может пойти по двум направлениям: взаимопонимание и признание со стороны педагога своих ошибок, или озлобление из-за вашей попытки уличить учителя в непрофессиональном отношении к детям.
  9. Завершить разговор в любом случае нужно, поблагодарив за уделённое время.

В зависимости от того, каких результатов вам удастся добиться беседой с учителем, проще наметить план дальнейших действий.

Практически все минусы современной школы базируются на недоработках образовательной системы, в которой интересы ученика первичны, а интересы учителя вторичны. А ведь желания и тех, и других должны учитываться одинаково. На самом деле есть учителя, которые порочат доброе имя учителя, но это, скорее исключение. А учеников, которые заслуживают порицания, гораздо больше. И в случае, если усовершенствования образовательного процесса так и не произойдет, таких учеников будет ещё больше. В профессии педагога минусов достаточно много.

Психологическое давление

Сейчас в образовательной системе сложилась аномальная ситуация. Огромное давление оказывается на учителей из-за оценок учеников и результатов ЕГЭ. Неформально педагогам запрещено ставить двойки ученикам, как бы ни абсурдно это звучало. «Два» - в уме, «три» - на бумаге - такой установке Отдела образования следует администрация школы. И от администрации школы учителям идет приказ не ставить ученикам неудовлетворительных оценок, всячески избегать таких результатов. Аргумент такой: с «двойками» у школы будут низкие показатели.

Принципиального педагога просто замучают проверками. Такой педагог будет обязан предоставить индивидуальный план работы с отстающими учениками. И это при том, что на учителе нагрузка 20-25 учебных часов, проверка тетрадей, классное руководство и ко всему ещё и собственная семья. В то время как ученик с двойками в журнале по-прежнему будет «плевать в потолок». И всё потому, что каждый ученик расскажет вам без запинки, какими правами он обладает, и как к нему должны относиться учителя, а вот какие перед ним стоят обязанности - такие дети не знают.

«Двоечники» ничего не боятся, поэтому идут на уроки с невыполненными домашними заданиями. Они знают, что в журнал им двойку не поставят, и из школы не выгонят, а ЕГЭ сдать помогут. В таких ситуациях классный руководитель и учитель обращаются за помощью к родителям, которые в ответ лишь пожимают плечами. Отговорки их очень просты: «Ребенок нас не слушает», «Мы не можем заставить его учиться», «Мы не можем ничего сделать». Ну, если родители ничего не могут сделать со своим ребенком, то, что говорить об учителях.

Относительно ЕГЭ многие ученики считают, что сдадут его без проблем. Как ни удивительно, но на самом деле так и будет. Все дело в том, что на педсовете директор в категоричной форме заявляет: «Нужно сдать ЕГЭ без двоек!» И в день экзамена учителя спешат на помощь своим ученикам. Именно так и происходит при сдаче ГИА (ЕГЭ для 9 класса). В 11-ом классе ученики пользуются подсказкой «звонок другу», в то время как наблюдатели специально отвлекаются. Это происходит потому, что между школой и Отделом образования есть негласная договоренность об успешном проведении экзамена - и всем в результате хорошо. Ученики, зная об этом, не сидят за учебниками, чтобы хорошо подготовиться.

А недавно появилась ещё одна «услуга». И совсем не в пользу учителя. Дети имеют возможность позвонить в службу доверия и рассказать о неправомерных действиях учителя. Жалуются в основном те самые «двоечники», которых напрягает учеба. Конечно, такую информацию нельзя назвать достоверной и объективной. Жаль, что не существует подобной службы для учителей, чтобы можно было жаловаться на нерадивых учеников.

О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке? Рассказывает юрист Ксения Печеник.

Очень часто родители сталкиваются с жалобами подростков на действия учителей. Как соблюсти грань между интересами ребенка, педагогическим процессом и не поссориться с администрацией школы на ровном месте? В последние годы уровень правосознания как школьных педагогов, так и учеников и их родителей, заметно повысился. Дети стали более грамотными, а учителя балансируют на грани воспитательного процесса и закона. Тем не менее, нередко от школьников можно услышать жалобы на применение не педагогических, а порой и незаконных мер воспитания и наказания к ним. Так на что же имеет право учитель? Давайте разбираться.

Согласно п.4. ст. 55 Закона «Об образовании» при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания. Однако как определить границы допустимости педагогических методов? На что учитель имеет право, а на что нет? Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Учитель применяет физическое или психическое насилие к ученику

Не секрет, что ученики бывают сложными, но, несмотря на это, п. 6 ст. 15 Закона «Об образовании» запрещает применение насилия, выраженного в физической или психической форме.

В случае, если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник или пощечину, он понесет дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность. Все зависит от характера причиненного ущерба здоровью. Известен случай, когда учителя одной из школ Петрозаводска уволили за подзатыльник ученице 6-го класса . Возможность увольнения учителя за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, предусмотрена ч. 4 ст. 56 Закона «Об образовании» в качестве дополнительного оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя помимо тех, которые предусмотрены Трудовым Кодексом.

Конечно, случаи рукоприкладства, в особенности с тяжкими последствиями для учеников, со стороны педагогов крайне редки, однако если это случилось, необходимо зафиксировать этот факт. Это может быть видеозапись, свидетельские показания и т.д. В случае, если имеются следы побоев, их необходимо зафиксировать в ближайшем медпункте и сфотографировать, после чего можно обращаться с заявлением в полицию или с жалобой в прокуратуру. В зависимости от тяжести причиненного здоровью вреда, противоправные действия педагога могут быть квалифицированы по ст. 116 УК РФ (побои), ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522. и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н. Согласно действующего уголовного законодательства есть несколько градаций причиненного вреда.

Так, к тяжкому вреду относятся в том числе:

Вред, опасный для жизни человека;
потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;
прерывание беременности;
психическое расстройство;
заболевание наркоманией либо токсикоманией;
неизгладимое обезображивание лица;
значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
полная утрата профессиональной трудоспособности;

К средней тяжести вреда здоровью относят:

Длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня);
значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

К легкому вреду относят:

Кратковременное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице до 21 дня включительно);
незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

Таким образом, если, не дай Бог, Ваш ребенок пострадал от действий педагога, его ответственность будет определяться правоохранительными органами, на основании последствий, причиненных здоровью ребенка.

Частым случаем нарушения прав ребенка является изъятие у него в школе каких-либо предметов (телефона, планшета, украшений и др).

Вопрос о том, имеет ли учитель право изъять у ученика телефон, планшет или иное имущество, которое, по его мнению, мешает образовательному процессу, едва ли не самый популярный в сети.

Ответ: нет и еще раз нет. Даже если нечто подобное предусмотрено школьным Уставом, такие действия учителя могут быть квалифицированы как грабеж (открытое хищение чужого имущества). Если такое произошло, то необходимо обратиться сначала с жалобой к директору школы, и, если не поможет - в полицию – с заявлением о факте незаконного завладения имуществом.

Может ли учитель выгнать с урока или не пускает на урок?

Имеет ли право учитель выгонять ученика с урока? О таком праве ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Следовательно, если учитель выгнал ученика с урока или не пустил на урок, можно написать заявление директору школы об устранении препятствий доступа к образовательному процессу. Если ситуация повторяется неоднократно, и жалобы директору не принесли никакого результата, можно обращаться с жалобой в прокуратуру или суд.

Не надо забывать также о том, что, выгоняя ученика с урока или не допуская его к занятиям, учитель рискует быть привлеченным к ответственности вплоть до уголовной в случае, если в это время с учеником произойдет несчастный случай, либо гражданской - если ученик совершит какое-либо правонарушение. Согласно ч.3. п.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» , ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса несет образовательное учреждение.

Учитель отнял у ученика записку и прочел в присутствии всего класса

Это неправомерно. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Дети – не исключение. Право на неприкосновенности частной жизни гарантируется ст. 12 Всеобщей декларации прав человека , согласно которой «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Все это имеет непосредственное отношение в том числе, к содержанию записок учащихся.

Учитель поставил двойку за отсутствие на уроке

Учитель не имеет права так поступать, поскольку в соответствии с Законом «Об образовании», система оценок применяется только для оценивания знаний учащихся.

Возникает вопрос: что же тогда делать учителю, если практически все привычные методы запрещены законом? Для того, чтобы достичь желаемого порядка и дисциплины в классе существует множество других педагогических приемов и методов, не связанных с нарушением прав учеников. К примеру, пригрозить нерадивому ученику жалобой директору школы, либо вызовом родителей в школу.

Вместе с тем, каждому родителю следует детально изучить Устав учебного заведения. Как правило, в нем содержатся все допустимые меры наказания учеников. Однако, в случае наличия противоречий с действующем законодательством, Устав школы можно оспорить в судебном порядке.

Безусловно, «топорные» методы борьбы с администрацией школы или с конкретным педагогом не сделают жизнь ребенка в школе лучше. Если ситуация еще не зашла слишком далеко, и есть возможность урегулировать вопрос мирно, не привлекая юристов, следует рассмотреть вопрос о привлечении к переговорному процессу с администрацией школы психолога школы или независимого медиатора (посредника в урегулировании конфликта).



Похожие статьи