Заговор на любовь от сибирской целительницы. Лучшие заговоры на любовь от натальи степановой

Культура средневековой Европы

Введение

2. Особенности искусства средневековой Европы

3. Художественная культура средневековой Европы

3.1 Христианское сознание – основа средневекового менталитета

3.2 Романский стиль

3.3 Готическое искусство и архитектура

3.4 Средневековая музыка и театр

3.4.1 Театр и музыка

3.4.2 Средневековая светская драма

3.4.3 Религиозная драма или чудесные пьесы

4. Христианство как духовный стержень европейской культуры

4.1 Исторические предпосылки христианства

4.2 Почему христианство стало мировой религией

4.3 Значение христианства для развития европейской культуры

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные задачи. И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества.

Средневековая европейская культура охватывает период с момента падения Римской империи до момента активного формирования культуры эпохи Возрождения и делится культуру раннего периода (V-XI вв.) и культуру классического Средневековья(XII-XIVвв.). Появление термина "Средние века" связано с деятельностью итальянских гуманистов XV-XVI вв., которые введением этого термина стремились отделить культуру своей эпохи - культуру Ренессанса - от культуры предшествующих эпох. Эпоха средневековья принесла с собой новые экономические отношения, новый тип политической системы, а также глобальные изменения в мировоззрении людей.

Вся культура раннего Средневековья имела религиозную окраску. Основу средневековой картины мира составляли образы и толкования Библии. В качестве исходного пункта объяснения мира выступала идея полного и безусловного противопоставления Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. Человек эпохи Средневековья представлял и понимал мир как арену противоборства добра и зла, как своеобразную иерархическую систему, включающую в себя и Бога, и ангелов, и людей, и потусторонние силы тьмы.

Наряду с сильным влиянием церкви сознание средневекового человека продолжало оставаться глубоко магическим. Этому способствовал сам характер средневековой культуры, наполненный молитвами, сказками, мифами, волшебными заклятиями. В целом история культуры средневековья представляет собой историю борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства в эту эпоху были сложными и противоречивыми, но тем не менее в течении всего периода развития европейской средневековой культуры происходили поиски смысловой опоры духовной общности людей.

Все классы средневекового общества признавали духовное руководство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы.


1. Основные периоды развития эпохи Средневековья

Начало Средневековья связано с великим переселением народов, начавшимся в конце Ivв. На территорию Западной римской империи вторгались вандалы, готы, гунны и другие народности. После распада в 476г. Западной римской империи на ее территории образовался ряд недолговечных государств, которые состояли из чужеземных племен, смешавшихся с коренным населением состоявшим преимущественно из кельтов и так называемых римлян. Франки разместились в Галлии и Западной Германии, весготы - на севере Испании, осготы - на Севере Италии, англосаксы - в Британии. Варварские народы, создавшие свои государства на развалинах Римской империи, оказывались либо в римской, либо в романизированной среде. Тем не менее, культура античного мира испытывала глубокий кризис в период нашествия варваров, и этот кризис усугубился привнесением варварами своего мифологического мышления и поклонением стихийным силам природы. Все это отразилось на культурном процессе раннего Средневековья.

Средневековая культура развивалась в русле периода раннего(V-XIII вв.) феодализма в странах Западной Европы, становление которой сопровождалось переходом от империй варваров к классическим государствам средневековой Европы. Это был период серьезных социальных и военных потрясений.

На этапе позднего феодализма (XI-XII вв.) ремесло, торговля, городская жизнь имели довольно низкий уровень развития. Безраздельным было господство феодалов - землевладельцев. Фигура короля носила декоративный характер, и не олицетворял силу и государственную власть. Однако с конца XI в. (особенно Франция) начинается процесс укрепления королевской власти и постепенно создаются централизованные феодальные государства, в которых происходит подъем феодальной экономики, способствующий становлению культурного процесса.

Важное значение имели крестовые походы, совершенные в конце этого периода. Эти походы способствовали знакомству Западной Европы с богатой культурой арабского Востока и ускорили рост ремесел.

На втором развития зрелого (классического) европейского Средневековья (XI в.) происходит дальнейший рост производительных сил феодального общества. Устанавливается четкое разделение между городом и деревней, происходит интенсивное развитие ремесел и торговли. Существенное значение приобретает королевская власть. Этому процессу способствовало устранение феодальной анархии. Опорой королевской власти становятся рыцарство и богатые горожане. Характерной чертой этого периода становится возникновение городов-государств, например, Венеции, Флоренции.

2. Особенности искусства средневековой Европы

Развитие средневекового искусства включает в себя следующие три этапа:

1. Дороманское искусство (V-Xвв.) ,

Которое делится на три периода: раннехристианское искусство, искусство варварских королевств и искусство Каролингской и Оттоновской империй.

В раннехристианскийпериод официальной религией стало христианство. К этому времени относится появление первых христианских храмов. Отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные), названные баптистериями или крещальнями. Внутренним украшением этих зданий были мозаика и фрески. Они отражали в себе все основные черты средневековой живописи, хотя и были сильно оторваны от реальности. В изображениях преобладала символика и условность, а мистичность образов достигалась благодаря использованию таких формальных элементов, как увеличение глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, прием разно масштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии.

Искусство варваров сыграло положительную роль в развитии орнаментально- декоративного направления, которое впоследствии стало основной частью художественного творчества классического Средневековья. И которая уже, не имела тесной связи с античными традициями.

Характерной особенностью искусства Каролингской и Оттоновской империйявляется сочетание античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций, которые ярче всего проявились в орнаменте. Архитектура этих королевств создана на основе римских образцов и включает в себя центрические каменные или деревянные храмы, использование мозаики и фрески во внутреннем декоре храмов.

Памятником архитектуры дороманского искусства является капелла Карла Великого в Аахене, созданная около 800г. В этот же период активно идет развитие монастырского строительства. В Каролингской империи было построено 400 новых и расширено 800 существовавших монастырей.

2. Романское искусство (XI-XII вв.)

Возникло во времена царствования Карла великого. Для данного стиля в искусстве характерна полукруглая сводчатая арка, пришедшая из Рима. Вместо деревянных покрытий начинают преобладать каменные, как правило имеющие сводчатую форму. Живопись и скульптура были подчинены архитектуре и главным образом использовались в храмах и монастырях. Скульптурные изображения ярко раскрашивались, а монументально-декоративная живопись на оборот, представлялась храмовыми росписями сдержанного колорита. Примером данного стиля является церковь Марии на острове Лаак в Германии. Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, которая благодаря присутствующим в ней прочным античным традициям сразу шагнула в эпоху Возрождения.

Главной функцией романской архитектуры является оборона. В архитектуре романской эпохи не применялся точный математический расчет, однако толстые стены, узкие окна и массивные башни, являясь стилевыми признаками архитектурных сооружений, несли на себе одновременно и оборонительную функцию, позволяя мирному населению укрыться в монастыре во время феодальных распрей и войн. Это объясняется тем, что становление и укрепление романского стиля происходило в эпоху феодальной раздробленности и его девизом является высказывание "Мой дом - моя крепость". Помимо культовой архитектуры активно развивалась и светская архитектура, примером этого служит феодальный замок - дом - башня прямоугольной или многогранной формы.

3. Готическое искусство (XII-XV вв.)

Возникло в результате развития городов и формирующейся городской культуры. Символом средневековых городов становится собор, постепенно теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения в архитектуре этой эпохи объяснялись не только изменением функций зданий, но стремительным развитием строительной техники, которая к тому времени уже основывалась на точном расчете и выверенной конструкции. Обильные выпуклые детали - статуи, барельефы, висячие арки были главными украшения зданий, как изнутри так и с наружи. Мировыми шедеврами готической архитектуры являются Собор Парижской Богоматери, Миланский собор в Италии.

Так же готика используется в скульптуре. Появляется трехмерная многообразная по формам пластика, портретная индивидуальность, реальная анатомия фигур.

Монументальная готическая живопись в основном представлена витражом. Значительно увеличиваются оконные проемы. Которые теперь служат не только для освещения, а больше для украшения. Благодаря дублированию стекла передаются тончайшие нюансы цвета. Витражи начинают приобретать все больше реалистических элементов. Особенно известны были французские витражи Шартра, Руана.

В книжной миниатюре также начинает преобладать готический стиль, происходит значительное расширение сферы ее применения, происходит взаимовлияние витража и миниатюры. Искусство книжной миниатюры явилось одним из крупнейших достижений готики. Этот вид живописи эволюционировал от "классического" стиля к реализму.

Среди наиболее выдающихся достижений готической книжной миниатюры выделяются псалтырь королевы Ингеборг и псалтырь Людовика Святого. Замечательным памятником немецкой школы начала XIVв. является "Рукопись Манессе", представляющая собою сборник самых известных песен немецких минезингеров, украшенный портретами певцов, сценами турниров и придворной жизни, гербами.


3. Художественная культура Средневековой Европы

3.1 Христианское сознание – основа средневекового менталитета

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. Христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Добавим к этому эмоциональную притягательностьхристианства с его теплотой, общечеловечески значимой проповедьюлюбви и всем понятным нормам социального общежития, с романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы хотя бы приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину мира средневековых европейцев.

Эта картина мира, целиком, определившая менталитет верующих селян и горожан, основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. В средние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, неба и земли, души и тела.

Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным человеком. По удачному выражению С. Аверинцева, Библию читали и слушали в средние века примерно так, как мы сейчас читаем свежие газеты.

Мир виделся тогда в соответствии с некоторой иерархической логикой, как симметричная схема, напоминающая две сложенные основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верхней – Бог. Ниже идут уровни или ярусы священных персонажей: сначала Апостолы, затем фигуры, которые постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню – архангелы, ангелы и тому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем карлики более низких уровней, ниже их простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле, размещаются животные, потом растения и потом – сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше идет как бы зеркальное отражение верхней, земной и небесной иерархии, но опять в ином измерении и со знаком "минус", в мире как бы подземном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вершине второй пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его с противоположным знаком. Если Бог – олицетворение Добра и Любви, то Сатана – его противоположность, воплощение Зла и Ненависти.

Средневековый европеец, включая и высшие слои общества, вплоть до королей и императоров, был не грамотен. К концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры, принялась открывать духовные семинарии. Уровень же образования прихожан был вообще минимальным. Масса мирян слушала полуграмотных священников. При этом сама Библия была для рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее дозволялось только священнослужителям. Однако их образование и грамотность была в массе, как сказано, очень невысока. Массовая средневековая культура – это культура бескнижная, "догутенбергова". Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий.

Вместе с тем значение слова, написанного и особенного звучащего, в средневековой культуре было необычайно велико. Молитвы, воспринимавшиеся функционально как заклятия, проповеди, библейские сюжеты, магические формулы – все это тоже формировало средневековый менталитет. Люди привыкли напряженно вглядываться в окружающую действительность, воспринимая ее как некий текст, как систему символов, содержащих некий высший смысл. Эти символы-слова надо было уметь распознавать и извлекать из них божественный смысл. Этим, в частности, объясняются и многие особенности художественной средневековой культуры, рассчитанной на восприятие в пространстве именно такого, глубоко религиозного и символического, словесно вооруженного менталитета. Даже живопись там была, прежде всего, явленным словом, как и сама Библия. Слово было универсально, подходило ко всему, объясняло все, скрывалось за всеми явлениями как их скрытый смысл, душу человека, приближала человека к Богу, как бы переносила в иной мир, в отличное от земного бытия пространство. И пространство это выглядело так, как описывалось в Библии, житиях святых, сочинениях отцов церкви и проповедях священников. Соответственно этому определялось и поведение средневекового европейца, вся его деятельность.

3.2 Романский стиль

Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуются искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и позднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. На первых порах это был прароманский стиль.

В конце прароманского периода элементы романского стиля смешивались с византийскими, с ближневосточными, особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византии; с германскими, с кельтскими, с чертами стилей других северных племен. Различные комбинации этих влияний создали в Западной Европе множество локальных стилей, которые получили общее имя романского, в значении "в манере римлян". Поскольку основное количество сохранившихся принципиально важных памятников прароманского и романского стиля являются архитектурными сооружениями, различные стили этого периода часто различаются по архитектурным школам. Архитектура V--VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне (Италия), возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими. Во многих регионах такой стиль был продолжением раннехристианского искусства. Круглые или многоугольные соборные церкви, заимствованные из византийской архитектуры, строились в течение прароманского периода; позднее они возводились в Аквитании на юго-западе Франции и в Скандинавии. Наиболее известные и лучше всего проработанные образцы этого типа - собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526--548) и восьмиугольная дворцовая капелла, построенная между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле (в наст, время Аахен, Германия), прямо инспирированная собором Сан-Витало. Одним из творений каролингских архитекторов стал вестворк, многоэтажный входной фасад, фланкированный колокольнями, который стали пристраивать к христианским базиликам. Вестворки были прототипами фасадов гигантских романских и готических соборов.

Важные здания конструировались также в монастырском стиле. Монастыри, характерное религиозное и социальное явление той эпохи, требовали громадных зданий, совмещавших в себе как жилища монахов, так и часовни, помещения для молитв и служб, библиотеки, мастерские. Тщательно проработанные прароманские монастырские комплексы были возведены в Сент-Галле (Швейцария), на острове Райхенау (Германская сторона озера Констанс) и в Монте-Кассино (Италия) монахами-бенедиктинцами.

Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными вольтами (арочными, поддерживающими конструкциями). Главной причиной для разработки каменных арок была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных перекрытий прароманских зданий. Введение вольтовых конструкций привело к всеобщему использованию тяжелых стен и столбов.

Скульптура. Большинство романских скульптур было интегрировано в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Поэтому трудно говорить о романской скульптуре, не касаясь церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура прароманской эпохи из кости, бронзы, золота изготавливалась под влияние византийских моделей. Другие элементы многочисленных местных стилей были позаимствованы из ремесел стран Ближнего Востока, известных благодаря импортированным иллюстрированным рукописям, резным изделиям из кости, золотым предметам, керамике, тканям. Были важны также мотивы, происходившие из искусств мигрировавших народов, такие, как гротескные фигуры, образы чудовищ, переплетающиеся геометрические узоры, особенно в районах севернее Альп. Крупномасштабные каменные скульптурные декорации стали обычными в Европе лишь в XII веке. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах подчеркивали вертикальные поддерживающие элементы.

Живопись. Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие, как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни Святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же, как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.

Декоративное искусство. Прароманские художники достигли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. В Англии важная школа иллюстрирования рукописей возникла уже в VII веке в Холи Айленде (Линдисфарн). Произведения этой школы, экспонирующиеся в Британском музее (Лондон), отличаются геометрическим переплетением узоров в заглавных буквах, рамках и ими густо покрываются целые страницы, которые называются ковровыми. Рисунки заглавных букв часто оживляются гротескными фигурами людей, птиц, чудовищ.

Региональные школы иллюстрирования рукописей в южной и восточной Европе развивали различные специфические стили, что заметно, например, по копии Апокалипсиса Беаты (Париж, Национальная библиотека), изготовленной в середине XI века в монастыре Сан-Север в Северной Франции. В начале XII века иллюстрирование рукописей в северных странах приобрело общие черты подобно тому, как то же произошло в то время со скульптурой. В Италии продолжало доминировать византийское влияние как в миниатюрной живописи, так и в настенных росписях и в мозаике.

Прароманская и романская обработка металлов -- широко распространенная форма искусства -- использовалась, главным образом, для создания церковной утвари для религиозных ритуалов. Многие из таких произведений по сей день хранятся в сокровищницах больших кафедральных соборов за пределами Франции; французские соборы были ограблены во время Французской революции. Другие металлические изделия этого периода -- ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и серебряные предметы; поздние изделия германских златокузнецов и серебряные вещи, инспирированные привозными византийскими металлическими изделиями, а также замечательные эмали, особенно перегородчатые и выемчатые, изготовленные в районах рек Мозеля и Рейна. Двумя знаменитыми мастерами по металлу были Роже из Гельмарсхаузена, германец, известный своими бронзовыми изделиями, и французский эмальер Годфруа де Клер.

Самым известным примером романского текстильного произведения является вышивка XI века, называемая "Гобелен из Байя". Сохранились и другие образцы, такие как церковные облачения и драпировки, однако наиболее ценные ткани в романской Европе были ввезены из Византийской империи, Испании и Среднего Востока и не являются продукцией местных мастеров.

3.3 Готическое искусство и архитектура

На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования общественных отношений приходил новый стиль - готический. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков.

Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина "готика" было ограничено периодом позднего, высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.

Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль обслуживал прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил развитие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полнейшей реализации.

Эстетическое качество готической архитектуры зависит от ее структурного развития: ребристые своды стали характерным признаком готического стиля. Средневековые церкви имели мощные каменные своды, которые были очень тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло привести к обрушению здания. Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы держать такие своды. В начале XII века каменщики разработали ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперек и продольно. Новый свод, который был тоньше, легче и универсальнее (поскольку мог иметь много сторон), позволил решить многие архитектурные проблемы. Хотя раннеготические церкви допускали широкое варьирование форм, при возведении серии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине XII столетия, были полностью использованы преимущества нового готического свода. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилия от сводов концентрируются в узких областях на стыках ребер (нервюр), и поэтому они могут быть легко нейтрализованы с помощью контрфорсов и внешних арок-аркбутанов. Следовательно, толстые стены романской архитектуры могли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные проемы, и интерьеры получали беспримерное до тех пор освещение. В строительном деле поэтому произошла настоящая революция.

С приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий характер легкости, устремленности ввысь, стали намного более динамичными и экспрессивными. Первым из больших соборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163 г.). В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210 г.). Скорее холодный и всепобеждающий в своих точно сбалансированных пропорциях, Реймсский собор представляет собой момент классического покоя и безмятежности в эволюции готических соборов. Ажурные перегородки, характерная черта архитектуры поздней готики, были изобретением первого архитектора Реймсского собора. Принципиально новые решения интерьера были найдены автором собора в Бурже (начат в 1195 г.). Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию. Англию. В Италии оно было не столь сильным.

Скульптура. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Готическая скульптура в XII и начале XIII века была по своему характеру преимущественно архитектурной. Самые крупные и наиболее важные фигуры размещались в проемах по обеим сторонам от входа. Поскольку они были прикреплены к колоннам, они были известны как статуи-колонны. Наряду со статуями-колоннами были широко распространены свободно стоящие монументальные статуи, форма искусства, неизвестная в Западной Европе с римских времен. Самые ранние из дошедших до нас -- статуи-колонны в западном портале Шартрского собора. Они находились еще в старом доготическом соборе и датируются примерно 1155 годом. Стройные, цилиндрические фигуры повторяют форму колонн, к которым они были прикреплены. Они выполнены в холодном, строгом линейном романском стиле, который тем не менее придает фигурам впечатляющий характер целеустремленной духовности.

С 1180 года романская стилизация начинает переходить в новую, когда статуи приобретают ощущение грации, извилистости и свободы движения. Этот так называемый классический стиль достигает кульминации в первых десятилетиях XIII века в больших сериях скульптур на порталах северного и южного трансептов Шартрского собора.

Появление натурализма. Начиная примерно с 1210 года, на Коронационном портале собора Парижской богоматери и после 1225 года на западном портале Амьенского собора производящие впечатление ряби классические черты оформления поверхностей начинают уступать место более строгим объемам. У статуй Реймсского собора и в интерьере собора Сен-Чапель преувеличенные улыбки, подчеркнуто миндалевидные глаза, расположенные пучками на маленьких головках локоны и манерные позы производят парадоксальное впечатление синтеза натуралистических форм, деликатной аффектации и тонкой одухотворенности.

3.4 Средневековая музыка и театр

3.4.1 Театр и музыка

Средневековая музыка носит по преимуществу духовный характер и является необходимым составным элементом католической мессы Вместе с тем, уже в раннем Средневековье начинает оформляться светская музыка.

Первой важной формой светской музыки были песни трубадуров на провансальском языке. Начиная с XI века песни трубадуров более 200 лет сохраняют влияние во многих других странах, особенно на севере Франции. Вершина искусства трубадуров была достигнута около1200 г. Бернардом де Вентадорном, Жиро де Борнелем Фольке де Марселем. Бернард знаменит своими тремя текстами о неразделенной любви. Некоторые из стихотворных форм предвосхищают балладу XIV века с ее тремя стансами из 7 или 8 строк. Другие рассказывают о крестоносцах или обсуждают какие-либо любовные пустяки. Пасторали в многочисленных строфах передают банальные истории о рыцарях и пастушках.

Танцевальные песни, такие, как рондо и вирелай, тоже находятся в их репертуаре. Вся эта монофоническая музыка могла иногда иметь аккомпанемент на струнном или духовом инструменте. Так было до XIV века, пока светская музыка не стала полифонической.

По иронии истории, театр в форме литургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью. Когда церковь искала пути расширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие и народные праздники, многие из которых содержали театрализованные элементы. В Х веке многие церковные праздники обеспечивали возможность драматизации: вообще говоря, и сама месса является не более чем драмой.

Определенные праздники были знамениты своей театральностью, как, например, шествие к церкви в вербное воскресенье. Антифонные или вопросно-ответные, песнопения, мессы и канонические хоралы представляют собой диалоги. В IX веке антифонные перезвоны, известные как тропы, были включены в комплекс музыкальных элементов мессы. Трехголосные тропы (диалог между тремя Мариями и ангелами у могилы Христа) неизвестного автора примерно с 925 г. считаются источником литургической драмы. В 970 году появилась запись инструкции или руководства к этой небольшой драме, включающая элементы костюма и жестов.

3.4.2 Средневековая светская драма

В XIV веке театральные постановки связывались с праздником Тела Христова и развивались в циклы, включавшие до 40 пьес. Некоторые ученые считают, что эти циклы развивались самостоятельно, хотя и одновременно с литургической драмой. Они представлялись для общины в течение целого четырех-, пятилетнего периода. Каждая постановка могла длиться один или два дня и ставилась один раз в месяц. Постановка каждой пьесы финансировалась каким-либо цехом или торговой гильдией, причем обычно старались как то связать специализацию цеха с предметом пьесы - например, цех кораблестроителей мог ставить пьесу о Ное. Поскольку исполнителями были часто неграмотные любители, анонимные авторы пьес стремились писать легко запоминающимися примитивными стихами. В соответствии со средневековым мировоззрением, историческая точность зачастую игнорировалась, и далеко не всегда соблюдалась логика причинно-следственных связей.

Реализм использовался в постановках избирательно. Пьесы Полны анахронизмов, ссылок на чисто местные и известные лишь современникам обстоятельства; реалиям времени и места уделялось лишь минимальное внимание. Костюмы, обстановка и утварь были сплошь современными (средневековыми европейскими). Что-то могло изображаться сверхточно -- сохранились сообщения о том, как актеры едва не умирали вследствие слишком реалистического исполнения распятия или повешения, и об актерах, которые, играя дьявола, буквально сгорали. С другой стороны, эпизод с отступлением вод Красного моря мог обозначаться простым набрасыванием красной ткани на египтян-преследователей в знак того, что море поглотило их.

Свободная смесь реального и символического не препятствовала средневековому восприятию. Зрелища и народные пьесы ставились повсюду, где только возможно, и адская пасть обычно была излюбленным объектом приложения сил для мастеров механических чудес и пиротехников. Несмотря на религиозное содержание циклов, они все более и более становились развлечениями. Использовались три основных формы постановок. В Англии самыми обычными были карнавальные повозки. Прежние церковные декорации сменились тщательно разработанными передвижными сценами, такими, например, как маленькие современные суда, которые перемещались в городе с места на место. Зрители собирались в каждом таком месте: исполнители работали на площадках повозок, или на подмостках, построенных на улицах. В Испании делали также. Во Франции применялись синхронные постановки - различные декорации поднимались одна за другой по сторонам длинного, приподнятого помоста перед собравшимися зрителями.

Наконец, опять-таки в Англии, пьесы иногда ставились "вкруговую" - на круглой площадке, с декорациями, размещавшимися по окружности арены и зрителями, сидящими или стоящими между декорацией.

3.4.3 Религиозная драма или чудесные пьесы

В течение последующих двухсот лет литургическая драма медленно развивалась, вбирая в себя различные библейские истории, разыгрывавшиеся священниками или мальчиками из хора. Поначалу в качестве костюмов и декораций использовались церковные облачения и существующие архитектурные детали церквей, однако вскоре были изобретены более церемонные детали оформления. По мере развития литургической драмы, в ней последовательно представлялись многие библейские темы, как правило, изображавшие сцены от сотворения мира до распятия Христа. Эти пьесы назывались различно - пассионы (Страсти), миракли (Чудеса), святые пьесы. Соответствующие декорации поднимались вокруг церковного нефа, обычно с небесами в алтаре и с Адской пастью - искусно сделанной головой монстра с разинутой пастью, олицетворявшей вход в ад - на противоположном конце нефа. Поэтому все сцены пьесы могли быть представлены одновременно, причем участники действа передвигались по церкви с одного места на другое в зависимости от сцен.

Пьесы, очевидно, состояли из эпизодов, охватывали буквально тысячелетние периоды, переносили действие в самые различные места и представляли обстановку и дух различных времен, а также аллегории. В отличие от греческой античной трагедии, которая четко фокусировалась на создании предпосылок и условий для катарсиса, средневековая драма далеко не всегда показывала конфликты и напряжение. Ее целью была драматизация спасения рода человеческого.

Хотя церковь поддерживала раннюю литургическую драму в ее дидактическом качестве, развлекательность и зрелищность усиливались и начинали преобладать, и церковь начала выражать в адрес драмы подозрительность. Не желая терять полезных для себя эффектов театра, церковь пошла на компромисс, вынеся драматические представления из стен самих церковных храмов. То же самое вещественное оформление стало воссоздаваться на рыночных площадях городов. Сохраняя свое религиозное содержание и направленность, драма стала гораздо более светской по своему постановочному характеру.

4. Христианство как духовный стержень европейской культуры

4.1 Исторические предпосылки христианства

Вера во всемогущего Бога берет свое начало в иудаизме – религии древних евреев. Эта вера выражает трагическую историю народа, описанную в Ветхом Завете. Ветхозаветная история исполнена скитаний и надежды, горечи вавилонского и египетского плена.

Бог древних евреев, Бог Ветхого Завета был прообразом христианского Бога. Несмотря на существенные различия представлений Ветхого и Нового Завета, именно у ветхозаветных мудрецов впервые появляются те духовные запросы, на которые смогло ответить христианство.

Бог Ветхого Завета обращен ко всему народу в целом, а Бог Нового Завета обращен к каждой личности.

В Ветхом Завете можно увидеть жажду человека к подлинной встрече с Богом и стремление духовно освободиться от подчинения внешней стороне жизни. Это стремление к духовному преодолению внешней стороны бытия особенно проявляется на рубеже нашей эры. В Ветхозаветной истории Бог исполнил свое обещание, дал народу место для самостоятельной жизни. Теперь же оставалось ждать спасителя, но спаситель не приходил, и оставалось только задуматься: а может быть, ожидаемое спасение будет иметь не национально-государственный, а духовный характер? Именно с такой проповедью и выступил Иисус.

4.2 Почему христианство стало мировой религией

Традиционные языческие боги выражали чувство душевной сопричастности к жизни космоса, продолжением которого воспринималась жизнь античного города-государства (полиса). Но вот Рим практически перестал быть полисом, разросся до размеров империи, и экономической жизни. Старые боги потеряли свой смысл для человека. Человек остался наедине с собой и жаждал новой смысловой опоры, связанной уже лично с ним, искал Бога, обращенного к каждому, а не ко всем вместе.

Христианство сумело дать эту смысловую опору. Более того, оно сделало возможным духовную общность людей, принадлежащих самым разным расам и национальностям, ибо христианский Бог стоит над внешними различиями и распрями этого мира, и для него, по словам апостола Павла, "…Нет ни Эллина, ни Иудея, … Варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос". Духовный универсализм позволил христианству стать мировой религией, заложив основы понимания самоценности человека безотносительно к его расе, национальности, сословию, классовой принадлежности.

Христианская вера изменила само устройство души европейского человека. Изменилось глубинное мироощущение людей: открыв в себе личность и свободу, встали перед такими вопросами бытия, до которых не доходила ни античная мысль, ни античное существо. Прежде всего, этот духовный переворот был связан с нравственностью. Новые проблемы человеческого существования ярко и глубоко выражены в Нагорной проповеди Иисуса (он произнес ее стоя на холме – "с горы").

4.3 Значение христианства для развития европейской культуры

Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовывалась главным образом в духовно – нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения и стала выражаться в преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного знания. Мы не имели бы знакомого нам европейского искусства без характерного для христианства внимания к человеческой душе, ее самым сокровенным внутренним переживаниям. "Исповедальность" европейского искусства есть качество, сформированное христианской духовностью. Без этого обостренного внимания человека к своей личности не было бы и знакомых нам гуманитарных наук. Сама идея о том, что существование мира и человека есть восходящий исторический процесс, пришла к нам от христианства.

Смысловые основы современного естествознания также сформировались под определяющим влиянием христианской духовности. Христианство ликвидировало смысловую пропасть между "естественным" и "искусственным", ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога. Но то, что создано творчеством, может и должно познаваться в контексте творческого преобразования. Так были заложены смысловые основы для появления экспериментальной науки. Конечно, необходимо отличать появление общих смысловых предпосылок от адекватного сознания и практической реализации новых смыслов. Поэтому между возникновением христианства и появлением первых ростков нового естествознания лежит полтора тысячелетия.


Заключение

Средние века - время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.

В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примерить веру и разум, строя картины мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный философом, науковедом и культурологом М.К. Петровым: он сравнил средневековую культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Средневековая культура, по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная культура не возникала бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа.

Список используемой литературы

1. Бахтин М.М. "Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса" - М., 1965 г.

2. Гуревич А.Я. "Культура и общество Средневековой Европы глазами современников" - М., 1989 г.

3. Даркевич В.П. "Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве XI-XVI вв." - М., 1988 г.

4. Введение в культурологию: Учеб. Пособие для вузов/ Руководитель автор. Колл. И отв. Ред. У.В. Попов.- М.: Владос, 1996 г.

5. Карлин А.С., Новикова Е.С. "Культурология" - СПб, 2006 г.

6. Культурология: Учеб. Пособие для вузов./Под ред. Проф. А.Н.Марковой. 3-е изд. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003 г.

8. Свенцицкая И. С."Раннее христианство: страницы истории". Москва 1989 г.

9. Радугин А. А. "Культурология". Москва 2002 г.

10. Кравченко А. В. "Культурология. Курс лекций". Москва 2004 г.

Средневековая европейская культура охватывает период с момента падения Римской империи до момента активного формирования культуры эпохи Возрождения и делится культуру раннего периода (V-XI вв.) и культуру классического Средневековья (XII-XIVвв.). Появление термина «Средние века» связано с деятельностью итальянских гуманистов XV-XVI вв., которые введением этого термина стремились отделить культуру своей эпохи - культуру Ренессанса - от культуры предшествующих эпох. Эпоха средневековья принесла с собой новые экономические отношения, новый тип политической системы, а также глобальные изменения в мировоззрении людей.

Вся культура раннего Средневековья имела религиозную окраску

Основу средневековой картины мира составляли образы и толкования Библии. В качестве исходного пункта объяснения мира выступала идея полного и безусловного противопоставления Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. Человек эпохи Средневековья представлял и понимал мир как арену противоборства добра и зла, как своеобразную иерархическую систему, включающую в себя и Бога, и ангелов, и людей, и потусторонние силы тьмы.

Наряду с сильным влиянием церкви сознание средневекового человека продолжало оставаться глубоко магическим. Этому способствовал сам характер средневековой культуры, наполненный молитвами, сказками, мифами, волшебными заклятиями. В целом история культуры средневековья представляет собой историю борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства в эту эпоху были сложными и противоречивыми, но тем не менее в течении всего периода развития европейской средневековой культуры происходили поиски смысловой опоры духовной общности людей.

Все классы средневекового общества признавали духовное руководство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы.

Средневековая культура развивалась в русле периода раннего(V-XIII вв.) феодализма в странах Западной Европы, становление которой сопровождалось переходом от империй варваров к классическим государствам средневековой Европы. Это был период серьезных социальных и военных потрясений.

На этапе позднего феодализма (XI-XII вв.) ремесло, торговля, городская жизнь имели довольно низкий уровень развития. Безраздельным было господство феодалов - землевладельцев. Фигура короля носила декоративный характер, и не олицетворял силу и государственную власть. Однако с конца XI в. (особенно Франция) начинается процесс укрепления королевской власти и постепенно создаются централизованные феодальные государства, в которых происходит подъем феодальной экономики, способствующий становлению культурного процесса.

Важное значение имели крестовые походы, совершенные в конце этого периода. Эти походы способствовали знакомству Западной Европы с богатой культурой арабского Востока и ускорили рост ремесел.

На втором развития зрелого (классического) европейского Средневековья (XI в.) происходит дальнейший рост производительных сил феодального общества. Устанавливается четкое разделение между городом и деревней, происходит интенсивное развитие ремесел и торговли. Существенное значение приобретает королевская власть. Этому процессу способствовало устранение феодальной анархии. Опорой королевской власти становятся рыцарство и богатые горожане. Характерной чертой этого периода становится возникновение городов-государств, например, Венеции, Флоренции.

2.Особенности искусства средневековой Европы.

Развитие средневекового искусства включает в себя следующие три этапа:

1.дороманское искусство (V-Xвв.) ,

Которое делится на три периода: раннехристианское искусство, искусство варварских королевств и искусство Каролингской и Оттоновской империй.

В раннехристианский период официальной религией стало христианство. К этому времени относится появление первых христианских храмов. Отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные), названные баптистериями или крещальнями. Внутренним украшением этих зданий были мозаика и фрески. Они отражали в себе все основные черты средневековой живописи, хотя и были сильно оторваны от реальности. В изображениях преобладала символика и условность, а мистичность образов достигалась благодаря использованию таких формальных элементов, как увеличение глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, прием разно масштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии.

Искусство варваров сыграло положительную роль в развитии орнаментально- декоративного направления, которое впоследствии стало основной частью художественного творчества классического Средневековья. И которая уже, не имела тесной связи с античными традициями.

Характерной особенностью искусства Каролингской и Оттоновской империй является сочетание античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций, которые ярче всего проявились в орнаменте. Архитектура этих королевств создана на основе римских образцов и включает в себя центрические каменные или деревянные храмы, использование мозаики и фрески во внутреннем декоре храмов.

Памятником архитектуры дороманского искусства является капелла Карла Великого в Аахене, созданная около 800г. В этот же период активно идет развитие монастырского строительства. В Каролингской империи было построено 400 новых и расширено 800 существовавших монастырей.

2. романское искусство (XI-XII вв.)

Возникло во времена царствования Карла великого. Для данного стиля в искусстве характерна полукруглая сводчатая арка, пришедшая из Рима. Вместо деревянных покрытий начинают преобладать каменные, как правило имеющие сводчатую форму. Живопись и скульптура были подчинены архитектуре и главным образом использовались в храмах и монастырях. Скульптурные изображения ярко раскрашивались, а монументально-декоративная живопись на оборот, представлялась храмовыми росписями сдержанного колорита. Примером данного стиля является церковь Марии на острове Лаак в Германии. Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, которая благодаря присутствующим в ней прочным античным традициям сразу шагнула в эпоху Возрождения.

Главной функцией романской архитектуры является оборона. В архитектуре романской эпохи не применялся точный математический расчет, однако толстые стены, узкие окна и массивные башни, являясь стилевыми признаками архитектурных сооружений, несли на себе одновременно и оборонительную функцию, позволяя мирному населению укрыться в монастыре во время феодальных распрей и войн. Это объясняется тем, что становление и укрепление романского стиля происходило в эпоху феодальной раздробленности и его девизом является высказывание «Мой дом - моя крепость».

Помимо культовой архитектуры активно развивалась и светская архитектура, примером этого служит феодальный замок - дом - башня прямоугольной или многогранной формы.

3. готическое искусство (XII-XV вв.)

Возникло в результате развития городов и формирующейся городской культуры. Символом средневековых городов становится собор, постепенно теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения в архитектуре этой эпохи объяснялись не только изменением функций зданий, но стремительным развитием строительной техники, которая к тому времени уже основывалась на точном расчете и выверенной конструкции. Обильные выпуклые детали - статуи, барельефы, висячие арки были главными украшения зданий, как изнутри так и с наружи. Мировыми шедеврами готической архитектуры являются Собор Парижской Богоматери, Миланский собор в Италии.

Так же готика используется в скульптуре. Появляется трехмерная многообразная по формам пластика, портретная индивидуальность, реальная анатомия фигур.

Монументальная готическая живопись в основном представлена витражом. Значительно увеличиваются оконные проемы. Которые теперь служат не только для освещения, а больше для украшения. Благодаря дублированию стекла передаются тончайшие нюансы цвета. Витражи начинают приобретать все больше реалистических элементов. Особенно известны были французские витражи Шартра, Руана.

В книжной миниатюре также начинает преобладать готический стиль, происходит значительное расширение сферы ее применения, происходит взаимовлияние витража и миниатюры. Искусство книжной миниатюры явилось одним из крупнейших достижений готики. Этот вид живописи эволюционировал от «классического» стиля к реализму.

Среди наиболее выдающихся достижений готической книжной миниатюры выделяются псалтырь королевы Ингеборг и псалтырь Людовика Святого. Замечательным памятником немецкой школы начала XIVв. является «Рукопись Манессе», представляющая собою сборник самых известных песен немецких минезингеров, украшенный портретами певцов, сценами турниров и придворной жизни, гербами.

Литература и музыка Средневековья.

В период зрелого феодализма наряду и в альтернативу церковной литературе, имеющей приоритет, быстро развивалась и светская литература. Так, наибольшее распространение и даже некоторое одобрение церкви получила рыцарская литература, которая включала в себя рыцарский эпос, рыцарский роман, поэзию французских трубадуров и лирику немецких минизингеров. Воспевали войну за христианскую веру и прославляли рыцарский подвиг во имя этой веры. Образцом рыцарского эпоса Франции является «Песнь о Роланде». Её сюжетом были походы Карла Великого в Испанию, а главным героем был граф Роланд.

В конце VIIв. Под покровительством Карла Великого была основана книгописная мастерская, где было выполнено особое Евангелие.

В XIIв. Появились и быстро получили широкое распространение рыцарские романы, написанные в жанре прозы. Они повествовали о различных приключениях рыцарей.

В противовес рыцарскому роману развивается городская литература. Формируется новый жанр - стихотворная новелла, которая способствует формированию горожан как единого целого.

Великий Данте говорил, что любовь - главная сила, что движет миром. Это мистическое объединение в единое целое двух существ. Если человеку не посчастливилось удовлетворить свою потребность в этом чувстве, будет страдать вся его жизнь. Неразделенная любовь приносит много боли и страданий. Нет сил просыпаться и начинать новый день. Ничто не способно помочь влюбленному. Ничто, кроме магии. Магические ритуалы и заговоры на любовь помогут обрести взаимность.

Колдовство и любовь

Магия - одна из самых могущественных сил на земле . Для нее нет ничего невозможного. Она способна влиять на погоду, исцелять от болезней, дарить успех, богатство и, конечно, любовь.

У магии есть два направления: черное и белое. Иногда выделяют серую магию, но большинство специалистов говорит о том, что такого направления не существует. К сожалению, подавляющее большинство приворотных ритуалов являются черными.

Безобидные, на первый взгляд, заговоры, не требующие кровавых жертвоприношений, являются черным колдовством. Все они направлены на подчинение или манипуляцию. Белыми ритуалы могут быть только в том случае, если человек предупрежден и согласен на проведение ритуала.

О возможных последствиях колдовства, когда речь идет о любви, мало кто задумывается. Священнослужители и некоторые белые маги предупреждают о страшной расплате за использование черных ритуалов. Действительно, есть женщины, жизнь которых была разрушена после использования приворотов. Тем не менее есть и такие, кто живет счастливо много лет и ни о какой расплате и знать не знают.

Почему так происходит, точно сказать не может никто. Возможно, одни колдуньи совершают обряды по всем правилам, тщательно к этому готовятся. А другие, во время или после магической церемонии совершают ошибки. За что и получают наказание от сущностей, которые обитают в невидимом глазу, тонком мире .

Магические правила

Каждый, кто решает прибегнуть к помощи колдовства, должен знать и придерживаться определенных правил. Колдуя, человек находится уже не на своей территории. Он обращается за помощью к силам, контролировать которые неспособен.

Невозможно подчинить то, что обладает огромной мощью и не подчиняется физическим законам. Можно лишь попросить эти силы о помощи и надеяться на их расположение. А для этого действовать необходимо по их правилам.

Нельзя вносить любые изменения в простые или сильные заговоры на любовь парня. Читать их необходимо только так, как указано в описании. Существует и множество других важных правил:

Правила несложные, но выполнять их нужно. Слова заклинаний или заговоров желательно выучить наизусть. Если времени на это нет, переписать своей рукой на чистый лист бумаги и читать.

Сибирская целительница

Люди, которые увлекаются магией, хорошо знают книги Натальи Степановой. Говорят, что эта женщина целительница и живет где-то в Сибире. О ней ходит множество слухов , но точной информации найти невозможно. Немного и людей, которым посчастливилось видеть Степанову лично.

Наталья Степанова имеет многочисленных последователей по всему миру. Они говорят о том, что с помощью ее знаний смогли исцелиться и наладить свою жизнь. Многие последователи считают целительницу глубоко верующей православной христианкой.

Иного мнения придерживаются священнослужители. Они говорят, что книги и многочисленные заговоры Степановой на любовь, удачу и здоровье несут в себе сатанизм. Иногда целительницу объявляют шарлатанкой. Иногда, - служительницей самого дьявола. Есть люди, которые утверждают, что пострадали из-за ее учения.

Противоречивые слухи только подогревают интерес к целительнице. Ее заговоры пользуются огромной популярностью. А это говорит о том, что они работают и помогают.

Сильные обряды

Магические обряды очень разнообразны. Есть совсем простые. Есть и сложные, выполнение и подготовка к которым может занимать несколько дней. Профессиональные маги хорошо знают, когда и какой способ необходимо задействовать.

Новички всегда стараются найти самый мощный обряд, дающий 100% гарантию. Но такого не существует. Очень многое зависит от мага . Сильный маг способен сдвинуть горы, при помощи обычного заговора-шепотка. А слабый и постоянно допускающий ошибки, не добьется ничего, даже если использует кровавые жертвоприношения.

Первые ритуалы новичку необходимо подбирать, ориентируясь на свою интуицию. На сложность или простоту процесса смотреть не стоит. Если после прочтения описания ритуала есть уверенность в своих силах, значит, можно приступать к реализации плана.

Заговоры Степановой

Существует около тысячи заговоров Натальи Степановой на любовь мужчины. Читать их можно как в домашних условиях, так и на природе. Некоторые обряды проводить в помещении нельзя, так как для их активации нужна помощь природных сил.

Вернуть любовь охладевшего мужа поможет заговор с фотографией. Читать его можно в любой день недели кроме, пятницы и воскресенья. Заранее следует подготовить:

  • свежее фото супруга, на котором он изображен один;
  • 33 церковных свечи;
  • красную шелковую ленту.

Необходимо разуться. Свечи соединить в одну большую и крепко завязать их красной лентой. Поставить свечи на пол и зажечь. Фото супруга тоже положить на пол и наступить на него левой пяткой. Двенадцать раз повторить слова: «Дух твой навеки со мной. Пятке моей гладкой он будет слугой. При мне тебе век жить. Без меня страдать и тужить. Даже на день мой образ тебя не покинет. Другую женщину твоя рука не обнимет. Аминь!»

Довольно часто заговоры сибирской целительницы на любовь мужчины читают на еду. Таким способом можно приворожить как собственного супруга, так и любого мужчину. Для этого необходимо испечь бездрожжевой хлеб на натуральной закваске.

Вынимая хлеб из духовки, пока он еще теплый, над ним семь раз читают такие слова: «Слова мои в еде закрепятся, рабу божьему (имя) с ней передадутся. В душу его, словно воск, слова вольются. Не быть тебе никогда с другой! Запахом волос ее не дышать, ласково ее не называть. Обо мне тебе ночами мечтать, без меня тебя днем страдать. Только рядом со мной знать тебе мир и покой. Ключ. Замок. Язык».

Заговор на растущую луну поможет зародиться сильной любви. Читать его необходимо около открытого окна. Лунный свет должен падать на человека, читающего заговор. Если небо затянуто тучами, обряд не проводят.

В полночь, встав у окна произнести три раза: «Любовь зарождается и растет. Силы у луны берет. Луна-матушка, стань доброй крестной для любви нашей! Оберегай ее от завистников и зла. Не дай ей затухнуть никогда. Пусть светит она ярко нам всегда! Да будет так! Аминь!»

Любовный заговор на женатого мужчину поможет разлучить его с законной супругой. Читать заклинание допускается только в том случае, если любви в семье нет. Когда мужчина сам хочет уйти от жены, но не может решиться на этот шаг. Если заговором пользуются для разрушения любящей и счастливой семьи, разлучницу ожидает суровое наказание.

Совершается ритуал в полночь перед раскрытым окном. Для колдовства подготовить:

  • граненый стакан;
  • святую воду;
  • новую иглу;
  • три церковные свечи;
  • новую красную нитку.

Свечи расставить на подоконнике и зажечь. Взять нитку и продеть ее в иглу. Воду налить в стакан. Нитку с иглой упустить в стакан и прошептать: «Матушка луна помоги! Раба божьего (имя) от жены его отгони! Ниткой красной душу его ко мне привяжи. Любовь-иглу в сердце его воткни. Пусть ко мне придет и в постели моей навсегда останется. Жену свою забудет, а без меня ему маяться. Ключ. Замок. Язык!»

Отпить аккуратно со стакана немного воды и оставить его на подоконнике до утра. Утром остатком воды умыться. Иглу с ниткой закопать в землю как можно ближе к дому любимого мужчины.

Хороший результат дает цветочный заговор в новолуние на любовь мужчины. Для колдовства потребуется белая роза и ясная ночь. В полночь положить розу на подоконник и произнести: «Магическим светом луны наполнись цветок любви!» После этого можно идти спать. Цветок оставить на подоконнике до утра.

Утром переложить розу в любую священную книгу, например, Библию, Коран, Тору. Оставить цветок в книге до следующего новолуния. Все это время книгу трогать нельзя. На следующее новолуние достать цветок. По очереди срывать с него лепестки, класть к себе на ладонь и повторять: «Душу свою, о дух блистательный, тебе отдаю. Взамен о любви раба твоего (имя) прошу». Когда все лепестки будут в ладони, сдунуть их в окно.

Любовные ритуалы

Любовные ритуалы требуют немного больше времени и подготовки, чем обычные заговоры. Очень часто они действуют более агрессивно. Мужчина не влюбляется постепенно, а теряет голову в один миг. Если в процессе использовался заговоренный подклад, колдовство начнет действовать еще быстрее.

В домашних условиях можно провести эффективный и несложны ритуал на привлечение любви. Проводят его в полнолуние. Для магии понадобится:

  • новая скатерть красного цвета;
  • две церковные свечи;
  • красная восковая свеча (парафин не подходи);
  • новая булавка;
  • фольга.

Стол застелить новой скатертью. За 15 минут до полуночи спичками зажечь красную свечу и медленно произнести 13 раз: «Великая богиня, помощи твоей прошу! Силой своей любовь в сердце раба (имя) и рабы твоей (имя) разожги. Потухнуть не дай, силой своей питай».

Когда заговор будет прочтен 13 раз, зажечь церковные свечи. Необходимо смотреть на пламя и думать о любимом. Красная свеча должна догореть первой. На остатке воска, пока он еще будет теплым, написать имя любимого и свое. Слепить восковое сердце и проткнуть его булавкой. Булавку не вынимать.

Булавку с восковым сердцем завернуть в фольгу. Сверток необходимо незаметно подбросить в дом любимого. Если такой возможности нет, оставить под порогом. Колдовство начнет действовать сразу, как только мужчина переступит через подклад.

Ритуал с фотографиями поможет надолго привязать к себе любимого. Использовать этот способ можно только в период растущей луны. Для магии подготовить:

  • красную шерстяную нить;
  • свое фото и фото любимого. Фотографии должны быть свежими, посторонних на снимке быть не должно;
  • красную свечу;
  • святую воду;
  • семь толстых церковных свечей;
  • семь стопок с толстым стеклом;
  • 140 мл спирта;
  • семь куриных сердечек;
  • новую коробочку или шкатулку. Она может быть деревянной или картонной.

В полночь свечи расставить в ряд на полу. Перед свечами расположить стопки. В каждую положить по сердечку и залить сверху спиртом, по 20 мл. Спичками зажечь свечи, затем спирт в стопках. Красную свечу зажечь от огня в стопках. Взять фотографию любимого и нарисовать растопленным красным воском на ней большое сердце. Пока воск не остыл, приклеить сверху лицевой стороной свое фото.

Нитью крест-накрест перевязать склеенные снимки. Узел закрепить расплавленным воском, сбрызнуть святой водой. Положить фотографии в коробку.

Когда спирт в стопках выгорит, достать остатки сердец и положить к фотографиям. Закопать шкатулку недалеко от дома мужчины.

Привороты по-разному влияют на жизнь женщины и ее любимого. Кто-то счастливо живет всю жизнь. А кто-то расплачивается здоровьем, жизнью близких или собственным счастьем. Магия - это неточная наука. Ее невозможно контролировать и безошибочно предсказывать конечный результат. Поэтому каждый, кто обращается за помощью к магическим ритуалам, всегда действует на свой страх и риск.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Не перестают пользоваться большой популярностью заговоры Степановой на любовь. Они предназначены для женщин, которым не удается построить семейное счастье при помощи традиционных методов. Обряды по Степановой дают положительный результат. Они помогают привлечь внимание возлюбленного и удерживать его рядом с собой.

Привороты по Степановой имеют особую магическую силу. Под их воздействием привороженный мужчина начинает тянуться к женщине, которая осуществляла обряд. В нем просыпается сильное желание проводить много времени в обществе возлюбленной. Все эти идеи порождаются темной магией, под контроль которой попадает мужчина после ритуала.

Привороты от целительницы Натальи Степановой заставляют мужчину бросить свою супругу или любимую девушку, чтобы начать новую жизнь рядом с приворожившей его женщиной. Он даже не будет понимать, что совершает неправильный шаг и этим ранит другого человека.

Нет никаких гарантий, что после магического приворота мужчина обретет счастье с приворожившей его возлюбленной. Он может начать чувствовать себя несчастным, но уйти от спутницы ему не удастся. Все потому, что жертва окажется привязанной к исполнителю. Разрушить этот союз получится лишь путем снятия приворота.

Согласно наблюдениям, ритуалы по Степановой действуют всего 3 года. После этого мужчина начинает понимать, что он не по своей воле все это время находился в компании нелюбимой женщины. У него появятся силы бросить ее. Чтобы избежать подобных проблем, исполнителю следует повторить проведенный ранее ритуал.

Варианты проведения ритуалов

Все ритуалы и магические воздействия в любовной магии проявляются примерно за месяц - полтора

Если есть сильное желание вернуть парня или мужчину, которого любили и любят до сих пор, можно воспользоваться помощью приворотов Степановой. Она предлагает огромное количество заговоров на разные случаи жизни. Больше всего, конечно же, любовных. Они достаточно разнообразные. Мощный и сильный приворот способен привлечь любовь к одинокому человеку. Также ему под силу организовать судьбоносную встречу со второй половинкой. Отдельные заговоры предназначены для защиты семенных отношений от измен, разлуки и ссор.

Любой человек имеет возможность подобрать приворот известной целительницы, который подойдет конкретно ему. Для этого достаточно ознакомиться с основными ритуалами, выбрать среди них наиболее оптимальный, изучить инструкцию по его проведению и приступить к магическому обряду.

Заговор на любовь мужа

Этот заговор отлично подходит для случаев, когда мужчина охладевает к своей женщине. Исправить неприятную ситуацию помогает белая магия. Наталья Степанова предлагает проводить подобные привороты на разжигание любви в полночь. Исполнителю необходимо находиться в полной темноте. Ничто не должно отвлекать его от обряда.

Ритуал проводится на растущую луну. Магические слова требуется произносить, сидя на супружеской постели, держа в руках что-нибудь из одежды мужа.

Оставшись наедине с собой в темноте, требуется произнести магический заговор:

«Как луна сейчас растет, так пусть и любовь мужа ко мне с каждым днем все больше да сильней становится. Пусть никто не посмеет нас разлучить и спать нам на одной постели до самой могилы. Слово мое крепко да цепко и пусть будет так!».

Потом нужно сразу ложиться спать. Заговоренную одежду требуется положить под свою подушку. Утром важно проследить, чтобы муж ее надел на себя. В этом случае в скором времени можно будет оценить результат приворота.

Сильный приворот


Лучше магические действия проводить на голодный желудок, а длительное голодание придаст больший эффект от приворота

Исполнителю необходимо раздобыть 12 осиновых полешек. Они должны иметь одинаковую длину. Из полешек следует сделать небольшой костер. Выкладывают сырье в форме креста. Когда появится много огня, необходимо будет за один раз потушить его водой. На нее требуется сказать особые слова:

«Огонь дрова распалил, а мои руки этот огонь залили.

Как этот огонь потух, так чтобы ссоры и споры в моем дому потухли.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Заговор на любовную тоску

Заговоры Натальи Степановой проводят не только на любовь мужчины, но и на любовную тоску. Чтобы добиться нужного результата, исполнителю следует выглянуть в форточку и ровно 9 раз прошептать заклинание:

«Раб (имя), иди ко крыльцу, к моему дворцу, к моим сеням, к моему порогу, по моим следкам. Я тебя никому не отдам. Слово, замок, язык. Аминь».

После этого жертва приворота начинает по непонятной для него причине тосковать по женщине, которой удалось приворожить мужчину.

Заговор на любовь женатого

Читаемый заговор помогает заполучить мужчину, который является законным супругом другой женщины.

Перед тем, как решиться на проведение ритуала на женатого мужчину, нужно убедиться в правильности своего поступка. Женщина должна по-настоящему желать быть рядом с ним. В противном случае ей не стоит разрушать чужую семью.

Проводится обряд ровно в 12 часов ночи. Исполнителю необходимо сесть перед открытым окном. Рядом с собой требуется поставить наполненный водой стакан. В него следует опустить иглу, на которой находится красная нить. После совершения данного действия нужно сказать:

«Отгони ты, матушка луна, моего возлюбленного от жены своей. Пусть ко мне придет он и останется в моей постелюшке навсегда. Красною ниткой любви пусть будет ко мне привязан он, да накрепко пусть засядет в его сердце любовь моя, как игла эта. Да будет так и никак иначе!».

После произнесения заклинания следует умыться водой из стакана и отправиться в постель спать. Ровно через 9 дней возлюбленный окажется на пороге женщины, которая его приворожила.

Заговор на женихов


Делается заговор на рассвете, cчитается, что после этого, девушка светится привлекательностью и женихам становится по нраву

Не всегда магический ритуал направлен на конкретного мужчину. Целительница рекомендует девушкам воспользоваться приворотом, который приманивает к их дому завидных женихов. Благодаря ему у красавиц не будет отбоя от поклонников.

В день празднования Пасхи девушка должна поцеловать ровно 9 яиц, которые были разукрашены к торжеству. Во время совершения поцелуев нужно приговаривать:

«Люди любят Пасху святую, помнят и ценят ласку материнскую, пусть и меня так мужчины сильно любят, ценят, за мной ходят, за рабой Божьей (имя). Христос воскрес, а жених ко мне придет, меня замуж возьмет. Да будет так».

Завороженные яйца необходимо раздать молодым мужчинам, которые будут попадаться на пути девушке.

Приворот на еду

Хорошо работают привороты на еду, которые помогают привлечь любовь конкретного человека. Чтобы добиться нужного результата, необходимо заговорить любимое блюдо или напиток избранника, после чего им его угостить. Результат магического обряда долго не заставит себя ждать.

Этот способ привлечения любовного интереса идеально подходит для проведения семейных или дружеских ужинов. Исполнителю ритуала нужно найти время, чтобы угостить жертву заговоренным продуктом. После этого обе стороны ритуала окажутся связанными прочными узами.

Важно! Данный обряд нельзя проводить в четные дни.

Чтобы продукт стал заговоренным, над ним нужно прочесть специальное заклинание:

«Благослови, Бог, хлебом. Награди святой водой, а так, чтоб муж мой (имя) во веки веков был со мной. Твоя плоть во мне. Ключ, замок, язык».

Исполнитель должен верить в то, что задуманное им обязательно сработает, и он получит нужный результат.

Заговор на примирение


Лучшими днями недели для обряда являются среда, пятница и суббота, а в воскресенье экстрасенсы и маги вообще не советуют проводить какие-либо магические ритуалы

Между парой периодически могут возникать ссоры. В ряде случаев они приводят к расставанию. Чтобы этого не допустить, необходимо находить пути для применения с возлюбленным. Наладить отношения с мужчиной могут помочь заклинания и заговоры на примирение молодых людей, между которыми есть любовь.

Чтобы избавиться от обид, которые приводят к ссорам, необходимо провести этот обряд. Требуется взять две свечи и постараться свить из них одну.

Совет! Чтобы сделать атрибуты более пластичными, можно на несколько минут положить их в теплое место.

«Я не свечи жгу, а два сердца соединяю на хлеб-соль за столом,

На доброе житье, на семейное счастье. Аминь».

Примерно через сутки между парой появится взаимопонимание и былая теплота, которая помогает им добиться долгожданного примирения.

Основные требования к проведению ритуалов

Привороты на любовь, предложенные целительницей Степановой, сработают в том случае, если исполнитель будет соблюдать основные требования к их проведению. Перед началом магического действия следует ознакомиться со следующими правилами:

  • Любовные привороты необходимо совершать на растущую луну. Оптимальное время для проведения отворотов – период, когда луна убывает;
  • Зачитывать заклинания, которые активируют магические ритуалы, следует в полночь;
  • В момент совершения обряда требуется думать исключительно о том мужчине, который должен быть приворожен. Необходимо проследить за тем, чтобы мысли имели положительный характер;
  • Лучше всего подбирать для приворота время, когда у женщины идет менструация;
  • Перед проведением обряда крайне нежелательно с кем-либо ссориться. Рекомендуется отказываться от просмотра фильмов и чтения книг, которые вызывают у исполнителя массу бурных эмоций;
  • Требуется оставаться максимально спокойным во время чтения слов заговора;
  • Все магические ритуалы нужно совершать в одиночестве;
  • Чтобы усилить действие ритуала, необходимо читать заклинание не с листа бумаги, а наизусть.

Достаточно пренебречь хотя бы одним условием, чтобы магический приворот целительницы не сработал. Поэтому нужно более внимательно относиться к требованиям и инструкциям к ритуалу.

Последствия


У всех магических приворотов и заговоров существует обратная сторона и часто она не очень хорошая

Заговоры, предложенные Степановой, могут отрицательно сказываться на исполнителе ритуала и его жертве. Поэтому следует несколько раз тщательно обдумать целесообразность проведения магического обряда, чтобы в будущем не пожалеть о совершенных действиях.

Если человек никогда раньше не имел дел с магией, ему лучше всего не заниматься ритуалами в домашних условиях. Рекомендуется обратиться за помощью грамотного мага, который безупречно проведет приворот.

Как уже говорилось ранее, последствия после проведения приворота могут быть для обеих сторон. У привороженных людей из-за него появляются беспричинные головные боли, депрессии и болезни, которые тяжело поддаются лечению. К тому же они часто страдают от расстройства психики.

Исполнителя ритуала в лучшем случае может ожидать разочарование в результате. В худшем он столкнется с болезнями, которые появляются будто бы сами по себе.

Чтобы максимально снизить вероятность проявления негативных последствий, рекомендуется заранее позаботиться об откате высшим силам. Это своего рода откуп от неприятностей, которые сулят игры с магией.

Полностью обезопасить себя от негативных последствий помогает отказ от использования приворотов Степановой. Если же в них возникла острая необходимость, то следует все делать в точности в соответствии с инструкцией и рекомендациями целительницы. Также не нужно забывать об откупе. Этих мер должно быть достаточно для предотвращения бед.



Похожие статьи