Жизнь в Голландии: про велосипеды и окна без штор. Почему на голландских окнах не бывает закрытых штор Окно придуманное голландцами


Творчество одного из самых видных представителей Голландии в современной архитектуре, Рема Коолхаса, не оставляет равнодушным никого. Начавший свою карьеру в качестве актера кино, режиссера и сценариста, голландец в конечном счете выбрал архитектуру и стал известен во всем мире как настоящий мастер стиля деконструктивизм. В нашем обзоре представлены 15 потрясающих проектов голландского архитектора Рема Коолхаса, один только вид которых вызывает восхищение.

1. Концертный зал "Дом музыки" в Порту, Португалия


Концертный зал "Дом музыки



Концертный зал "Дом музыки


Концертный зал "Дом музыки" был построен в центре города Порту в 2005 году. Внешне это современное здание напоминает огромный усеченный куб, который многие люди в шутку сравнивают с кусочком рафинада. Однако интерьеры "Дома музыки" удивляют еще больше - внутренние стены примыкают друг к другу и пересекаются под совершенно немыслимыми углами, а в каждом помещении открываются невероятные перспективы. Главный зал, в котором выступают три оркестра, вмещает немногим более 1200 зрителей. Помимо этого, в "Доме музыки" есть дополнительная аудитория на 350 человек и репетиционные помещения.

2. Вилла dall"Ava в Париже, Франция


Вилла dall"Ava в Париже, Франция



Вилла dall"Ava в Париже, Франция: бассейн на крыше


Вилла dall"Ava была построена по проекту архитектурного бюро Рема Коолхаса OMA в предместье Парижа в 1991 году. Вилла состоит из двух зданий: одно из них предназначено для заказчика, а второе - для его дочери. Эти здания представляют собой два куба, приподнятых над землей на специальных опорах. На крыше одного из них расположены бассейн и "зеленая" зона, откуда открывается потрясающий вид на Эйфелеву башню. Отличительной особенностью парижского здания Коолхаса служит идея "переноса наверх" всех значимых помещений - на первых этажах находятся лестницы, небольшие кухни и гаражи.





В 2009 году было завершено строительство уникального здания штаб-квартиры CCTV в китайской столице. Новая штаб-квартира CCTV, расположенная на 20 га земли, считается самым значимым проектом знаменитого голландского архитектора Рэма Колхаса. Современный небоскреб состоит из двух башен (54 и 44 этажа), высота большей из них составляет 234 м. Между собой два корпуса соединяются с помощью горизонтальных конструкций на уровне последних этажей и у основания. Интересно, что из-за столь необычной формы строение получило прозвище «большие штаны».





Строительства 254-метровой башни фондовой биржи в Шэньчжэне было завершено в 2013 году. Первое, что бросается в глаза при виде 46-этажного небоскреба - это приподнятое над землей на отметке 36 м 3-этажное основание, фактически превратившееся в огромную консоль. Внутри этой базы расположены: операционный зал, конференц-центр, выставочные площадки и кабинет сотрудников биржи. На крыше приподнятого основания находится рекреационная зона с декоративным садом, откуда открываются панорамные виды города Шэньчжьжен. Непосредственно в самой башне находятся офисы руководства биржи.





Первый в Европе специализированный театр для танца, с потрясающей звукоизоляцией, уникальным зрительным залом и всеми необходимыми помещениями был построен в Гааге в 1987 году. Помимо главного зала, рассчитанного на 1001 место, здание театра вмещает в себя 4 огромные студии для репетиций и тренировок, бассейн, сауну, специальную комнату для отдыха, тренажерный зал и столовую, где работают лучшие повара Гааги. Для посетителей театра предусмотрены просторный вестибюль с несколькими кафе и большим буфетом, где все напитки и угощения раздаются совершенно бесплатно. Проект театра танца стал первой серьезной работой Рема Коолхаса.





Летний павильон художественной галереи «Серпентайн» был возведен в лондонском парке Кенсингтон в 2006 году. Сооружение, функционировавшее с июля по октябрь 2006 года, включало в себя ежедневные культурные мероприятия - публичные дискуссии и конференции, показы фильмов и выставки немецкого скульптора и фотографа Томаса Деманда. Главной фишкой павильона стало яйцевидное надувное перекрытие из полупрозрачного материала, особенно эффектное при ночной подсветке. Эта «крыша» трансформировалась - ее можно было поднять и опустить в зависимости от погодных условий. Внутри павильона располагались кафе и амфитеатр для проведения общественных мероприятий.





Драматический театр Ди и Чарльза Уайли был открыт в Далласе в 2009 году. Главным новшеством Коолхаса в этом проекте стало его решение разместить фойе и технические помещения не перед или за зрительным залом, как это обычно бывает, а, соответственно, под и над ним. Зрители должны спуститься в вестибюль, находящийся под землей, а затем вновь подняться на первый этаж чтобы попасть в главный зал, рассчитанный на 575 мест. Помещение зала остеклено с трех сторон, из-за чего расположенные неподалеку скверы и современные комплексы могут стать частью спектакля. Однако стоит отметить, что при необходимости эти прозрачные поверхности можно затянуть черными шторами. Удивительно и то, что в зависимости от спектакля расположение зрительских рядов и профиль пола можно легко изменить.





Музей искусств национального университета был открыт в Сеуле в 2005 году и стал первым объектом подобного рода во всей Южной Корее. Внешне это сооружение представляет собой усеченный параллелепипед. В структуру музея искусств входит несколько выставочных залов, лекционные помещения, аудитории, актовый зал, библиотека и др. Так как музей входит в состав университета, в его стенах проводятся различные обучающие программы и мастер-классы. Особое внимание уделяется современному искусству и проведению мероприятий, в которых так или иначе задействованы музыка, литература, кино или театральные постановки. Сеульский музей стал одним из новых символов архитектуры развивающейся невероятными темпами Южной Кореи.





Комплекс из трех высотных башен на стеклянной базе был построен на берегу реки Ньиве-Маас в Роттердаме и стал крупнейшим многофункциональным зданием Голландии. Стоит отметить, что территория, где расположен "вертикальный город" Коолхаса общей площадью 160 тыс. кв. м, уже украшена шедеврами выдающихся зодчих современности Алвару Сизы, Ренцо Пиано и Нормана Фостера, что делает ее своеобразным центром архитектурных достижений Голландии. Центральный небоскреб De Rotterdam целиком отдан под офисные помещения. В западной башне расположены жилые апартаменты, а в восточной – офисы и четырехзвездочный отель Nhow. В цокольной части обустроены различные общественные пространства, выставочные холлы, кафе, рестораны, магазины и конференц-залы. Под землей находится трехуровневая парковка.





Футуристичное здание центральной библиотеки Сиэтла было спроектировано Ремом Коолхасом и построено в 2004 году. Главным мотивом к возведению этого огромного комплекса послужило желание привлечь настоящих ценителей книг. Здание состоит из четырех фасадов, оформленных металлической сеткой и стеклом, каждый из которых отличается друг от друга. В интерьерах библиотеки можно встретить практически все цвета радуги - многочисленные эскалаторы выполнены в салатовых тонах, детский читальный зал - в розовых и желтых, конференц зал - в красных, и т.д. Принцип открытости внутреннего пространства здания стал одним из ключевых в этом проекте. Интересно, что в здании библиотеки отсутствуют прямые углы и параллельные линии.





Студенческий центр «Эдукаториум» (от англ. education - образование) был построен на территории кампуса Утрехтского Университета в 1997 году. Архитектура здания достаточно типична для голландца - неправильные и скошенные формы, врубающиеся друг в друга объемы, максимальное остекление и разноуровневость. В стенах студенческого центра находятся как учебные помещения (классы, аудитории и лекционные залы), так и зоны отдыха (оранжерея, выставочный зал, игровые комнаты и столовая). Центр "Эдукаториум", ставший излюбленным местом среди студентов, стал первой работой Коолхаса, так или иначе связанной с образованием.





Здание Посольства Голландии в Берлине, построенное в 2003 году, представляет собой строгий параллелепипед высотой 27 метров. Здание полностью остеклено, из-за чего даже виден его несущий каркас. Все, что не должно быть видно посторонним глазам прохожих, скрыто за специальным дымчатым стеклом или выходит окнами во внутренний двор. При проектировании здания посольства Рем Коолхас разработал специальную спираль, двигаясь по которой, можно обойти все здание по периметру и попасть на его крышу. В 2005 году берлинский проект голландского зодчего был удостоен крайне престижной архитектурной награды Европейского Союза, которая вручается каждые два года. Любопытно, что главным членом жюри комиссии стала Заха Хадид, которая когда-то была ученицей самого Коолхаса.





Выставочный центр «Кунстхал» (перевод с голланд. Kunsthall - "Зал искусств") был открыт в 1992 на родине Коолхаса, в городе Роттердам. В стенах этого здания общей площадью 3,300 кв. м расположена экспозиция, разделенная на три выставочных зала, фотогалерею и галерею дизайна. Благодаря этому в "Кунстхале" возможно проведение от пяти до шести выставок одновременно. Также в выставоыном центре находятся просторная аудитория, кафе-ресторан, книжный магазин и небольшой VIP-зал. В "Кунстхалле" ежегодно проходит порядка 25 экспозиций и выставок.

14. Железнодорожная станция «МакКормик-Трибьюн Кампус-центр» Иллинойского технологического института в Чикаго, США





Железнодорожная станция «МакКормик-Трибьюн Кампус-центр» была открыта на территории Иллинойского технологического института в Чикаго в 2003 году. Это необычное сооружение стало первым реализованным проектом Коолхаса на территории США. Интересно, что станция находится над другим объектом голландца - одноэтажным студенческим корпусом. Конструкция станции представляет собой стальную трубу-перекрытие длиной в 161 м. Этим объектом Рем Коолхас хотел отдать дань уважения своему кумиру Мису ван дер Роэ, о чем свидетельствует наличие характерных для немца металлических каркасов и сплошного остекления, а также его портрет на фасаде главного здания института.





Современное здание выставочного зала «Мильштейн холл» было открыто на территории Корнелльского университета архитектуры и дизайна недалеко от Нью-Йорка в 2011 году. В выставочном зале расположены: просторный вестибюль, конференц-центр на 240 человек, пространства для экспозиции, университетский архив, небольшая столовая и кафе для посетителей, а также многочисленные студии, предназначенные для коллективного проектирования небольших групп студентов. Главной архитектурной особенностью здания служит тот факт, что оно буквально врезано в старый корпус университета на уровне второго этажа.

Рем Коолхас является основателем крупнейшего архитектурного бюро OMA, авторству которого принадлежит множество невероятных проектов. С некоторыми проектами этой компании можно познакомиться в наших материалах: и . Известно, что Рем Коолхас - не только практикующий архитектор, но и тонкий знаток теории архитектуры. Безусловно, самой известной его ученицей можно назвать Заху Хадид, творчество которой мы затрагивали в статье .

Всё больше людей в мире, выбирая проект дома, склоняются в сторону простоты, уюта с одной стороны, и практичности – с другой. В этом смысле голландский стиль подходит лучше всего: в архитектуре и дизайне интерьера сочетаются максимальная функциональность и комфорт домашнего очага. Вместе с тем голландский стиль – это красивые загородные домики, с рельефными участкам и пёстрыми коврами цветов.

История возникновения

Голландский стиль формировался во время золотого века развития искусства Нидерландов (XVII в.). Расцвет его пришёлся на период с 1625 по 1665 годы, и доминировал он в архитектуре Соединённых провинций. В это время в стране бурно развиваются все области художественного творчества и формируются мощные школы. Здесь работают такие видные архитекторы, как Хендрик де Кейзер, Якоб Ван Кампен, Юстус Фингбоонс, создавшие замечательные памятники и произведения архитектуры.

Главный принцип архитектуры Голландии – функциональность – был обусловлен сложными природно-климатическими условиями, а также дефицитом площадей для строительства. Этот стиль имеет нечто общее с и с . Большая часть почвы в стране – болотистая, зыбкая, поэтому основной упор строителей делался на прочность оснований сооружений. Что касается критериев красоты в архитектуре и дизайне, то они эволюционировали вместе со сменой культурно-исторических и политических условий, формировавших стилевые тенденции в строительстве. Итак, польза, прочность и красота стали основой того, что стало называться Голландским художественным стилем.

Однако голландцы всё время путешествовали, тем самым перенимали многие тенденции из других стран, в частности из Англии, Франции, Германии и Италии. Национальные традиции, сохранившиеся от , для жителей Нидерландов всегда имели первостепенное значение, однако они активно пропускали через себя и внешние влияния. Общие стилевые тенденции в искусстве, особенно Эпоха Ренессанса, нашли отражение в искусстве голландцев и вместе с тем получили свою трактовку.

Современное направление

Сегодня голландский стиль в интерьере предпочитают те, кто не любит сложных дизайнов, но стремится к уюту, теплу и простоте. Северная, немного загадочная страна всегда ассоциировалась с историями о мореплаваниях и тюльпанами. Именно поэтому в голландском стиле чётко прослеживаются две тенденции: морские и флористические элементы в интерьере.

Современный интерьер в голландском стиле можно узнать по одной характерной особенности: отделка дома изнутри и снаружи красным кирпичом. Этим экологически чистым материалом часто декорируют отдельные зоны в прихожей, гостиной или на кухне.

Другой чертой стиля является использование различных размеров. В настоящее время облик голландских городов меняется, причем довольно стремительно. Однако при всей динамичности и модернизации архитектура всё так же верна своим историческим традициям. К ним можно отнести деревянные ставни, оригинальное оформление окон, системы водостоков.

Голландская стилистика подходит для оформления загородного дома или дачи. Кусочек Нидерландов можно сотворить не только в доме, но и на участке.

Ландшафтный дизайн

Ландшафтный дизайн в голландском стиле пользуется особой популярностью, особенно если участок небольшой. Растения, использующиеся для обустройства дворика и сада, неприхотливы и подойдут для нашего климата. Свободная планировка, пасторальный колорит естественно впишутся в загородное пространство.

Несмотря на дефицит земельных участков, голландские сады яркие и жизнерадостные, благодаря использованию пёстрых цветов, как бы пятнами разбросанных на ухоженном газоне. Очень распространены вечнозелёные карликовые деревья и кустарники: они не занимают много места и не затеняют остальные растения. Травянистые многолетники, миксбордеры придают нарядность в любое время года.

На ровных участках применятся вертюгадены и булингрины (искусственные возвышения) для придания рельефности ландшафта. Это позволяет создавать террасы и водопады.

Внутренние дворики декорируются садовыми предметами (тачка в качестве кашпо для цветов, декоративный колодец, глиняный горшок, скульптуры животных и др.), что даёт возможность имитировать сельскую местность. Для дорожек используется натуральный камень или декоративное мощение. Также уделяется внимание обустройству беседок, увитых вьющимися растениями. Вся эта красота практически не прикрывается забором, разве что живой изгородью.

Архитектура

Путь развития голландской архитектуры определялся специфическими природными условиями и общественным укладом. Жители постоянно вынуждены были вести борьбу с океаном, грозившим затопить часть страны. Это привело к строительству различных дамб и плотин, шлюзов и каналов. Большим городам (Амстердам, Гарлем) присущи обилие воды, зелени, своеобразный вид зданий, спускавшихся почти к самой воде. Городские постройки (ратуши, торговые ряды, биржи, бюргерские дома) с высокими, крутыми кровлями, многоярусными фронтонами на фасадах строились из красного кирпича и традиционно отделывались белым камнем.

Вторая половина XVII века – пора расцвета классицизма в стране. Голландский вариант его был более упрощённым и сухим. Также не прошли мимо , Барокко и Голландии, однако роскошь и красота этих стилей приобрели у голландцев более функциональную направленность.

Большая часть зданий в Нидерландах поражает своим наклоном. Некоторые из них наклонены вперёд, другие, наоборот, заваливаются назад. Эффект асимметрии заметен повсюду невооружённым глазом. Это объясняется спецификой почвы: территория очень заболочена и в неё трудно вбить сваи. Здания в основном трёхэтажные, с полуподвалами и высокими потолками. Все строения отличаются своей плотностью. Фронтоны зданий, как правило, выполнены в треугольном стиле с разделениями на ярусы. Кирпичная кладка контрастирует с белым камнем. Встречаются элементы резного декора и лепнины.

Интерьер

Голландский стиль в интерьере отличается умеренностью и простотой, удобством и максимальной практичностью. За каждым предметом и элементом скрывается высокая функциональность. Помимо того, особенностью нидерландцев стала их любовь к необычным вещам, экзотике.

Комната в голландском стиле сразу становится узнаваемой по таким признакам, как:

  • большие окна, грубые фактурные стены;
  • (глобусы, карты, штурвалы, морские пейзажи, корабли, что сильно напоминает средиземноморский стиль);
  • использование символики Нидерландов (тюльпаны, сабо, мельницы);
  • керамическая плитка с тематическим узором;
  • бело-голубая посуда («синий Дельфт»);
  • простая деревянная мебель.

Цветовая гамма

Дома в голландском стиле светлые, с яркими, жизнерадостными акцентами жёлтого и синего цветов. Характерная цветовая гамма: белый, синий, голубой, светло-серый, жёлтый, зелёный, коричневый, кирпичный. Распределение оттенков во многом зависит от назначения комнаты. Кухня отлично смотрится в коричневых тонах. Для спальни больше подойдут бежевые и в целом светлые оттенки. Гостиную лучше оформить в жёлтом цвете с использованием кирпичной кладки для декорирования зон у камина и окон. Ванную комнату лучше отделать плиткой в бежевых тонах с розовыми и голубыми вкраплениями.

Материалы

Предпочтение отдаётся натуральным материалам (дерево, камень, керамика, стекло, кирпич). Их можно интересно комбинировать. Типичным примером служит сочетание кирпичной кладки с гранитной штукатуркой.

Пол и стены

Самая яркая особенность голландского интерьера – отделка стен помещений красным кирпичом, который замечательно сочетается с современной техникой и мебелью. С помощью кирпичной кладки можно разделять пространство помещения на зоны.

Большое внимание уделяется потолку. Здесь необходимо закрепить деревянные балки, совпадающие по цвету с оттенком пола. Если же высота потолка не позволяет крепление балок, то его оставляют чисто-белым.

Для пола подойдёт деревянный паркет тёмного цвета (или ламинат под натуральное дерево). Главное правило – максимально тёмный оттенок напольного покрытия, чтобы создать контраст с мебелью, потолком и стенами. Керамическая плитка, имитирующая натуральный камень, также будет пригодной для некоторых помещений в доме.

Окна

Интерьер в голландском стиле предполагает обязательно большие (зачастую до самого пола) окна, которые не драпируются шторами или занавесками. Допускается только тонкий, светлый тюль на окнах. В комнате должно быть много света. Классические голландские окна – «в 9 стёкол», то есть разделённые решёткой на 9 частей.

Мебель

Голландский стиль подразумевает простоту, поэтому мебели должно быть немного. И вся она – немного массивная, даже отчасти грубоватая. Прямолинейный строгий стол ручной работы, такие же стулья соседствуют с деревянным шкафчиком для посуды. За его дверцами обязательно находятся чашки, тарелки, выполненные из бело-голубого фарфора. В интерьере столовой очень уместны плетёные стулья, а для спальни подбирается более изящная мебель. Гостиная прежде всего ассоциируется с камином, там необходимо также разместить диван. Главное – не захламлять пространство большим количеством мебели. Подбирается только то, что необходимо.

Декор и аксессуары

Предметы морской тематики – обязательный антураж интерьера в голландском стиле. Помимо этого, хорошо впишутся сюда картины голландских художников на стенах, рога животных, оригинальные светильники, половики и ковры ручной работы. Голландцы – ценители природной красоты, поэтому вазы, кувшины горшки с цветами должны быть во всех помещениях. Также здесь уместны такие предметы, как старинный сундук, деревянная скамья, чугунная подставка.

Голландские красоты интерьера

Выводы

Голландский стиль сочетает в себе простоту, уют, практичность и функциональность как и . Это достаточно спокойный стиль, поэтому подойдёт людям такого же темперамента. Любителям путешествий он тоже подойдёт: создаст атмосферу вечных странствий по морям и океанам. Скандинавский стиль и голландский .

Сегодня голландский стиль успешно используется не только для оформления домов, дач, квартир, но также и в ресторанах, кафе, барах. Такие помещения располагают к прекрасному отдыху в атмосфере уюта и спокойствия. тоже обладает такими же успокаивающими свойствами.

Заметное родство со скандинавским стилем, но при этом гораздо большая склонность к футуризму и минимализму, совершенно неожиданные дизайнерские ходы и решения и безусловная оригинальность — все это как нельзя более точно описывает современный голландский дизайн интерьеров.

Портал The Architect предлагает десятку по-настоящему интересных и оригинальных проектов интерьеров жилых домов в Нидерландах, реализованных в последние годы.

Резиденция Villa Rotterdam от Ooze (2010 г.)

Изначально эта вилла, расположенная в Роттердаме, представляла собой оригинальное здание начала 20 века с двумя совершенно разными пристройками 1991 и 2003 годов. В итоге, стараниями архитекторов и дизайнеров из студии Ooze, Villa Rotterdam приобрела совершенно новый облик: теперь снаружи здание имеет вид традиционной голландской фермы, но с окнами необычной формы. Внутри также произошли кардинальные изменения: виллу полностью перепланировали, креативно разделив пространство на зоны, где дизайнеры сочетали совершенно разные стили и материалы.

Двухэтажный лофт Singel от Laura Alvarez Architecture (2012 г.)

Главной идеей дизайна этих апартаментов в Амстердаме стало создание непрерывного пространства. В итоге на первом этаже гостиную от прихожей отделяют раздвижные панели из орешника, а столовую от кухни — только лестница. Кстати, именно кухня является сердцем лофта, поскольку его владелец очень любит готовить. На втором этаже находятся две спальни и ванная между ними, а также глубокий 11-метровый шкаф, который изготавливался специально для этого проекта и играет роль одновременно гардеробной и кладовой.

Дом H House от Wiel Arets Architects (2011 г.)

Этот футуристический дом из стекла и бетона, находящийся в Маастрихте, создавался специально для молодой и талантливой пары — актера и танцовщицы, которые также увлекаются ландшафтным дизайном и самостоятельно разбили сад за домом. Интерьер обозначен открытой планировкой, оформлен в светлых тонах и выдержан в стиле минимализма. Вместо несущих стен здесь использованы колонны, а все остальные стены сделаны из стекла. Приватность же достигается с помощью плотных штор. А еще одной изюминкой этого дома является оригинальная лестница, подвешенная в воздухе.

Дом House G от Maxwan Architects (2007 г.)

Сегодня сложно поверить, что этот замечательный дом в Гельдермальсене ранее был не чем иным, как старым сараем. Архитекторы и дизайнеры переделали здесь буквально все: изменили количество, размер и расположение окон, обновили фасад и сделали перепланировку. Теперь в гостиной, совмещенной с кухней, владельцы дома отдыхают, принимают гостей и устраивают винные дегустации для клиентов. А главную роль здесь играет невероятная конструкция, которая одновременно является кухней, шкафом, лестницей и книжным стеллажом.

Таунхаус Black Pearl от Studio Rolf.fr + Zecc Architecten (2011 г.)

Этому дому в Роттердаме на самом деле уже больше столетия, причем 30 последних лет он и вовсе был заброшен. Но затем за него взялись талантливые дизайнеры, подарив ему новую жизнь. Снаружи здание выкрасили в черный цвет, а внутри использовали 5 цветов (белый, черный и три оттенка серого), что позволило расставить акценты в пространстве. После кардинальной перепланировки «Черную жемчужину» разделили на три этажа, разместив на них мастерскую, из которой есть выход в небольшой бамбуковый сад, и несколько полуоткрытых помещений (например, кухню, столовую, спальни и т. д.). А на крыше дома, откуда открывается замечательный вид на город, оборудовали джакузи.

Подробнее об этом проекте читайте .

Апартаменты Church of Living от Zecc Architects (2008 г.)

В северных странах с каждым годом появляется все больше заброшенных церквей. Однако, чтобы сохранить исторические здания, их переделывают под другие цели. Так церковь Св. Якобуса в Утрехте превратилась в жилой дом. При этом дизайнеры постарались сделать внутри как можно меньше изменений, оставив крепкий деревянный пол и двери, невероятные витражные окна, арки и колонны. И даже церковные скамьи нашли свое применение в столовой.

Маленькая квартира от i29 Interior Architects (2010 г.)

Площадь этой квартиры в Амстердаме — всего 45 м². Поэтому для того, чтобы создать уютное и комфортное пространство, дизайнеры сделали полную перепланировку и компактно разместили все детали интерьера. Мебель по максимуму встроена и словно спрятана за сплошным деревянным фасадом, и лишь несколько ярких цветовых акцентов (например, зеленый диван) оживляют светлую колористическую гамму квартиры.

Дом House Like Village от Marc Koehler Architects (2011г.)

Этот жилой дом, расположенный в живописном месте на берегу залива в Амстердаме, раньше был большой столовой, из огромных окон которой открывался просто невероятный вид. Переделывая здание, дизайнеры сохранили эти окна, поскольку они прекрасно вписывались в их концепцию: создать много маленьких «домов» внутри одной постройки. Теперь все жилые зоны отделены друг от друга, а пройти из одной в другую можно по своеобразным «улицам». При этом пространство все равно остается открытым, хотя при надобности можно легко достичь полной приватности.


Дом Modern Villa от BBVH Architecten (2009 г.)

Главным отличием этой современной виллы в Гааге являются ее огромные разноуровневые террасы, ориентированные на водоем, и, конечно же, глубокий черный цвет фасада. При этом интерьер представляет собой полную противоположность экстерьеру: преимущественно белый цвет в интерьере и яркие акценты в виде картин и разноцветных диванов наполняют виллу светом и воздухом.


Подробнее об этом проекте читайте .

Дом Rieteiland House от Hans van Heeswijk Architects (2011 г.)

Этот дом в Амстердаме архитектор и дизайнер Ханс ван Хеесвик построил для себя и своей семьи. Благодаря полностью стеклянному фасаду жильцы могут постоянно любоваться прекрасными видами, а при надобности спрятаться за автоматическими алюминиевыми панелями. Также ван Хеесвик воспользовался возможностью и самостоятельно создал дизайн практически всего, что находится в доме.


Путешественники, впервые попадающие в Голландию, обращают внимание на отсутствие штор на окнах домов. Для нас такой образ жизни кажется совершенно немыслимым. Шторы или жалюзи на окнах это неотъемлемая часть интерьера квартир и офисных помещений. Но голландцы прекрасно обходятся без них.

У этой традиции есть причина, уходящая корнями в далёкое прошлое.

Как голландцы обходятся без штор

Странная, с нашей точки зрения, традиция зародилась в Голландии в 16 веке. Местное население восстало против владычества испанцев и католической церкви. Протестанты собирались в домах и проводили церковные собрания. Управляющий Голландскими территориями Испании герцог Альба издал приказ, запрещавший закрывать окна в домах. Так он стремился взять под контроль местных жителей. Несмотря на это и на жестокое подавление бунтовщиков, Голландия всё же обрела независимость. Но запрет на шторы уже стал традицией. Местные жители не спешили закрывать свои окна от посторонних взглядов. Причин этому несколько:

  • Голландцы демонстрируют таким образом свою открытость. Они показывают всем, что они живут честно и им нечего скрывать.
  • Интерьер в домах предполагает минимум мебели. Плотные, тяжёлые шторы явно не вписываются в эту картину.
  • Голландия - северная страна. Здесь не так много солнечных дней. В зимние месяцы световой день очень короткий. Поэтому местные жители предпочитают держать окна открытыми солнечному свету.

На окнах голландцев можно увидеть лишь лёгкие кружевные занавески. Они любят украшать подоконники статуэтками и вазонами с цветами.

Гуляя по городу вы можете видеть жизнь голландцев в их домах. Можно полюбоваться красивыми люстрами, изящным интерьером, увидеть как семья с детьми в уютных домашних костюмах и белых носочках проводят вместе вечер. Но сами голландцы не интересуются жизнью своих соседей. Они никогда не заглядывают к ним в окна.

Навязанная некогда насильно традиция не закрывать окна шторами, пришлась по душе открытым и честным людям. Она стала сегодня неотъемлемой особенностью голландских городов, придающей этой стране привлекательную атмосферу открытости и доверия.

Десертная

После дворцовых впечатлений Голландский домик создаёт совсем иное настроение - простоты и уюта. Но простота относительная: здесь все напоказ - будь то обилие драгоценных голландских голубых дельфтских и ковровых роттердамских изразцов на стенах (числом более 10 тысяч!), или всевозможных сюжетов и размеров картин, усыпавших стены. И модное увлечение в собирании фарфора: восточного и европейского, посуды и хрупких фигурок, ваз, кувшинов, тюльпанниц.

Внутренняя планировка и основные детали архитектурного декора Голландского домика сохранились полностью. На первом этаже располагаются служебные и подсобные помещения: Нижние (Передние) сени и Кухня. Дубовая лестница ведет на второй - парадный - этаж с Залом и Десертной.

Передние сени - парадный вход в домик. Простота отделки коридоров и лестницы возмещена богатством убранства - живописными полотнами голландских мастеров XVII - XVIII веков. Большие полотна, различные по жанрам и художественным достоинствам, отличаются подчеркнутой декоративностью.

Несомненно привлечет внимание картина на тему «птичьих дворов» - особая разновидность жанра, в котором в одной композиции изображались как домашние, так и дикие представители декоративных и экзотических пород («Птицы в парке», копия неизвестного художника с оригинала XVII в.).

Особое место - не только в Голландском домике, но и во всем собрании живописи музея - занимает парадная марина Корнелиса ван Вирингена «Прибытие Фридриха V Пфальцского со своей супругой Елизаветой, дочерью короля Англии Якова I, во Флиссинген в 1613 году», имеющая не только подпись мастера, но и дату - 1626 год. Тщательно выписанная корабельная оснастка, высокое мастерство изображения моря и панорамы города, изысканные цветовые сочетания позволяют считать этот «групповой портрет» кораблей одной из лучших ранних парадных голландских марин XVII века.

В нижних сенях представлены и различные виды натюрморта - любимого детища голландской живописи. Сверкающие чешуей рыбы, драгоценный дельфтский фаянс, прозрачное стекло, заморские фрукты, запечатленные неизвестными художниками XVIII века, иллюстрируют основную национальную черту голландского натюрморта: любовь к изображению малых форм и деталей предметного мира.

А сам процесс создания натюрморта стал сюжетом картины, «Натюрморт с дичью» (неизвестный художник XVIII века).

Черные багеты, обрамляющие живопись, характерны для голландского искусства, будь то монументальное декоративное полотно или скромный «Сельский пейзаж» (неизвестный художник II половины XVII века).

Живопись украшает и лестницу, где представлены как авторские произведения “Сусанна и старцы” Корнелиса Схута, (1579-1655, Фландрия), “Зимняя гавань” голландца А.Смита (кон. XVII - нач. XVIII вв.), так и работы неизвестных художников.

Душа любого голландского дома, равно как и кусковского - «потешного» - Кухня, с ее семейным теплом, огромным очагом, столами с утварью, полками с пивными кружками, шкафами с заморским фарфором. И с домочадцами-«обманками», обрезными живописными фигурами дам и кавалеров, которые, подобно актерам кусковского театра, вот уже третье столетие лет играют свои роли в «декорациях» Голландского домика.

Кухня, относящаяся к помещениям служебного назначения, в условиях игровой культуры XVIII века являлась также объектом специального осмотра посетителями, как образцовый интерьер, оформленный в «голландском вкусе» и предполагал демонстрацию опоэтизированного быта.

Большая часть предметов мебели в обстановочном комплексе кухни относится к I половине XVIII века: дубовые столы с точеными ножками и высоким подстольем, шкафы с застекленным выдувным “лунным” стеклом дверцами. Между шкафами столик с “аспидной доской”. Над ним - чернолаковый поднос китайской работы - одна из немногих подлинных вещей, происходящих из Голландского домика. К ним можно также отнести и стулья “…на точеных ношках у коих сиденья плетеные из травы…”

В простенке между окнами любопытный предмет кухонной утвари - деревянная хлебница, похожая на клетку (Западная Европа, начало XVIII века). Под ней на столике с фигурными ножками - сундучок японской работы (I половина XVIII века), обтянутый крупнозернистой дубленой и отшлифованной акульей кожей - «галюшой». Во включении в интерьер предметов восточного происхождения или выполненных на «китайский манер» проявлялся в XVIII веке живой интерес европейских стран, в том числе и России, к культуре загадочного Востока. И интерес этот удовлетворялся во многом благодаря голландским торговым мореходным компаниям.

Роль декоративной доминанты в интерьере кухни отводится предметам из фарфора, фаянса и стекла. В средине XVIII века, когда фарфор в России воспринимался как роскошь, если не как раритет, уже само обилие подобных изделий, выставленных к тому же напоказ, должно было производить определенное впечатление на посетителя, заглянувшего в образцовую кухню.

В шкафах кухни собран фарфор и фаянс знаменитых центров Германии XVII - XVIII веков: Мейсена, Кройссена, Вестервальда, Аннаберга, Фрайберга и др. И, как непременный атрибут голландского жилища, дельфтские вазы и блюда, керамические и стеклянные кружки, тарелки на стенах.

На столах выставлены образцы немецкого свадебного сервиза, о чем свидетельствуют двойные гербы, изображенные на предметах (Страсбург или Хагенау, I половина XVIII века). На столе у окна - китайские блюда и кувшины.

Формы столовой посуды были не только традиционными, но и, в известной степени, занимательными, как, например, у супницы «Курица с цыплятами» (Германия, Хехст, II половина XVIII века).

Верхние сени ведут в Зал, Десертную и на балкон.

Убранство сеней составляют исключительно произведения живописи: виды голландских городов и сельский пейзаж (неизвестных голландских художников XVIII века), два портрета «Раввин» и «Девушка у окна» - копии XVIII века с оригиналов Рембрандта.

Зал - главное парадное помещение увеселительного павильона, предназначенное для приема гостей. Здесь сервировали стол и были собраны самые ценные произведения живописи, коллекционный фарфор и фаянс.

Отделка зала отличается богатством декоративных элементов и новизной. Темная цветовая гамма расписных «ковровых» плиток уравновешивается обилием света, льющегося из четырех окон и отраженного в многочисленных зеркалах.

Ведущая роль в убранстве зала отведена живописи, преимущественно работам «малых голландцев». Большое количество картин - одна из наиболее ярких примет голландского интерьера. Их развеска приближается к популярной в XVIII веке «шпалерной», выдерживая однородность рам и симметрию. Соответствует первоначальному и жанровое разнообразие: «марины» и сельские пейзажи, натюрморты, портреты, а также «галантные сцены», картины на мифологические сюжеты и столь излюбленный голландцами бытовой жанр.

Мебельное убранство зала составляют горки с собранием раритетов, гостиные столики и стулья, обитые расписанной тисненой кожей, высокие напольные часы в чернолаковом футляре. Предметы мебели выполнены мастерами Голландии и Германии XVII - XVIII веков. Центр зала занимает стол с чайным сервизом на две персоны (Голландия, II половина XVIII века). Одной из характерных особенностей обстановочного комплекса и декоративного наполнения зала является совмещение так называемых «голландизмов» (изразцы, живопись, предметы мебели, дельфтский фаянс) и «китайщины». Мотивы восточной экзотики вполне органично входят в «голландский» интерьер, т.к. именно через Голландию, морскую державу, в Европу проникали произведения китайского и японского искусства. В экспозиции Зала представлены как собственно китайские вещи - коллекционный фарфор, мелкая пластика и предметы декоративно-прикладного искусства, так и произведения в стиле «шинуазри» («китайщина»): голландское надкаминное зеркало, немецкий каминный экран, русский шкаф-витрина с росписью золотом по черному лаку, а также ряд предметов западноевропейской керамики.

В отличие от Кухни фарфору здесь отведена в большей степени представительская, репрезентативная роль. Как предметы особой гордости выставлены изящные китайские вещицы в специально предназначенной для этих целей горке. В нише стены, имитирующей ложное окно, - изысканные образцы чайной посуды, преимущественно саксонского фарфора и тарелки производства фламандских и голландских мануфактур.

Привлекают внимание и редкие детали убранства: оригинальная голландская ваза-тюльпанница, распустившаяся своеобразным веером (мастерская «Металлический горшок», Ламбертус ван Эйнхорн, раб. 1691-1721); дельфтский фарфоровый пласт с изображением прибрежного пейзажа с кораблями (мастерская «Фарфоровая бутыль», Дирк Харлес, раб. 1795-1806). В качестве раритета здесь представлена и скульптура «торжествующего Вакха верхом на бочонке» (Германия, сер. XVIII века), напоминающая атрибут «Всешутейшего и всепьянейшего собора» - петровских собраний, осмеивающих церковные ритуалы



Похожие статьи