Какие службы читают на пост. Службы в Великий пост

В преддверии самого главного праздника в христианстве – Светлого Воскресения Христова идет время испытаний и душевного очищения – период Великого поста. Традиции проведения богослужений в Великий пост отличаются от служб вне великопостного периода. Все службы направлены на очищение и сосредоточение на покаянии – , которые мы совершили. Давайте более подробно рассмотрим, что такое пассия в Великий пост.

что это?

Значение определения «пассия» переводится с латинского как "страдание", а с церковнославянского – как "страсть". Пассия в православии – что это такое? Это особые богослужения, имеющие важное значение, своеобразная последовательность песнопений, ведающих о страдании и испытаниях Христа. Пассия считается последним из возникших служений. Она служится всего лишь четырежды за год, и именно в период великопостного богослужения: во второе и третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста, обязательно вечером. В период прочтения каждой из пассий произносятся главы из Евангелия, которые просвещают слушателей о Христе и страданиях его. При последованиях пассий люди традиционно стоят с зажженными свечами. По завершению службы молящиеся поклоняются Распятию и Кресту Христову, которые располагаются посредине храма.

Немного о том, что такое пассия в Великий пост, уже описано выше. Далее расскажем, как проводятся последования с соблюдением определенных традиций. Пассия – это определенного рода богослужение, включающее в себя песнопения православные.

На каждой проводимой пассии проводится прочтение определенных глав из повествований, записанных в Евангелии, а именно:

  • Первая пассия предполагает прочтение двадцать шестой и двадцать седьмой главы от Матфея.
  • На второй пассии читаются четырнадцатая и пятнадцатая главы от Марка.
  • При совершении третьей пассии произносятся главы от Луки: двадцать вторая и двадцать третья.
  • Четвертая пассия включает прочтение восемнадцатой и девятнадцатой глав от Иоанна.

Для проведения богослужения в центре храма помещается Распятие, напротив него устанавливают зажженные свечи. Также в середину помещается Евангелие. К распятию верующие прикладываются по окончанию богослужения и в самом его начале. Очень важно, чтобы чтение молитв начинал настоятель храма. Он проводит служение первой пассии, после чего служение продолжают священники в зависимости от чина. Молящиеся стоят, склонившись на колени, держа в руках свечи. Благодатная тишина оказывает определенное влияние и делает сопричастным каждого находящегося в этой атмосфере человека. Первоначально слушаются пения текстов хора, а уже после переходят к прочтению определенных отрывков священного сказания.

Также на пассии произносятся трогательные тексты, которые включаются в богослужение, проводимое в Великую Пятницу – день телесной смерти Господа.

Обязательным является прочтение проповеди батюшкой, которая посвящена Великой и Страшной, Спасительной Жертве Господа нашего Иисуса Христа. Произнесение проповеди молящимися слушается с особым чувством, нередко проповедь приводит к яркому проявлению эмоций у людей, на глазах появляются слезы. Воспеваемые тексты вызывают у слушателей глубокие душевные переживания и способствуют сопереживанию Господу.

После окончания прочтения пассии и проповеди следует продолжение хорового пения, когда звучат слова «Поклоняемся страстям Твоим Христе». Они сопровождаются всеобщим земным поклоном. По завершению богослужения все молящиеся следуют к Распятию с целью преклониться пред ним.

Православные русские христиане с большим благоговением относятся к служениям пассий, так как они оказывают значительное влияние на верующих. В процессе богослужения верующие обретают душевное спокойствие и умиротворение.

Вопрос, что такое пассия в Великий пост, не требует специальных разъяснений и дополнительного определения важности этих богослужений для православных христиан. Такие службы настраивают людей на определенный лад и направляют на путь, необходимый для достижения истинного покаяния и очищения души от грешных и недобрых мыслей. Это столь же важно, как и очищение путем воздержания от пищи, а также является подготовительным мероприятием к Пасхе Христовой. Молящиеся очищают душу и обретают спокойствие, . Претерпевая лишения и духовное воздержание, люди, следующие по пути Господа, приближаются и возносятся выше и ближе к нему, тем самым не цепляясь за бренные нужды и осознавая всю важность мира и душевных ценностей (моральное превыше материального), стараясь максимально искупить совершенное плохое в жизни и греховные действия и мысли. Чем больше испытаний претерпевает человек при жизни, тем больше очищается он духовно перед Господом и тем счастливее и чище будет его душа после упокоения.

Что такое «библейские песни», какие читаются пророчества, почему на службах в два раза больше псалмов, когда кладутся земные поклоны - рассказываем об особенностях служб первой седмицы Великого поста

Храмовые облачения на аналоях - темного цвета. Начинается время пространных неторопливых церковных служб. Намеревающийся великопостные службы посещать (особенно первой седмицы), должен запастись терпением. Для современного человека, втянутого в круговерть деловой жизни, эти богослужения станут своеобразным подвигом.

Благочестивые священники церковные службы Великого поста стараются совершать без всяких сокращений. И значит, псалмов на службе будет читаться раза в два больше (Псалтирь за седмицу Великого поста должна прочитываться два раза).

Еще одна редкая возможность для посещающих великопостные службы. На утреннем богослужении читается канон (пространный молитвенный текст, гимн). Вне поста мы слышим между фрагментами канона (тропарями) припевы «Слава Господи святому Воскресению Твоему»! или «Пресвятая Богородице спаси нас»! или «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе»!

Теперь порядок меняется. Великим постом каноны стараются исполнять так, как это происходило в древности. Тропари чередуются с Библейскими песнями, которые по своему смыслу задают содержание тропарей канона.

Всего песен, участвующих в пении канона девять, по числу песней канона.

Первая - песнь пророка Моисея, посвященная переходу евреев через Чермное море.

Вторую песнь из Второзакония, речь Моисея можно услышать только Великим постом, в другое время она не поется. Связано это с ее обличительным содержанием, с призывом к покаянию.

Третья песнь - хвалебная, пророчицы Анны, матери пророка Самуила, четвертая и пятая - пророков Аввакума и Исайи, пророчествовавших о Спасителе.

Шестая - пророка Ионы, который своим трехдневным пребыванием во чреве кита прообразовал трехдневное пребывание во аде Иисуса Христа. Седьмая и восьмая библейские песни, вплетенные в канон заставляют думать о молитве к Богу в трудных обстоятельствах. Это песни пророка Даниила и трех отроков в вавилонской печи.

Девятая песнь - Богородицы, уже новозаветный текст, указывающий на завершение ветхозаветной истории. Так образуется очень глубокое по содержанию и смыслу песнопение, с помощью которого мы можем пережить историю спасения: от бегства евреев из Египта до Благой вести. Впрочем, такое символическое путешествие в Священную историю возможно при умении слышать и сосредотачивать внимание.

У Великого поста есть свой особый богослужебный знак. Это молитва Ефрема Сирина, впервые произносимая на вечерней службе Прощеного воскресенья. Во время молитвы, как и в первый раз, кладутся земные поклоны, но иногда добавляются двенадцать молитвенных прошений: «Боже, милостив буди мне грешному», произнося которые кланяются поясным поклоном.

В эти дни можно открыть для себя, чему посвящены маленькие службы, называющиеся часы. На этих службах поются песнопения, которые открывают их богослужебный смысл. И если кто тяготился ими, опаздывал с утра к третьему и шестому часу или, напротив, торопился убежать вечером с первого, а про существование девятого вовсе не подозревал, имеет возможность во время поста проникнуться важностью этих служб.

Смысл первого часа выражен его тропарем, который начинают по особому исполнять, совершая земные поклоны во время пения этого текста:

Обычно священник пропевает: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», и совершает земной поклон. Хор поет это песнопение и тоже совершает земной поклон, пока священник возглашает особые стихи: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое», «Яко к Тебе помолюся, Господи». К этим стихам хор подпевает тропарь «Заутра услышу…», все это чередуется с поклонами. Когда слышишь песнопения первого часа Великим постом, сразу понимаешь - это утреннее призывание Бога.

На третьем часе подобным же образом поют, вспоминая событие Пятидесятницы: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся».

Шестой - воспоминание страшного момента Распятия Христова ради того, чтобы избавить нас от грехов: «Иже в шестый день же и час, на кресте Пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас».

Девятый час не менее страшен по смыслу, это время смерти Иисуса Христа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас».

Великопостные богослужения являются не только исключительным молитвенным предстоянием. Они могут стать усердной учебой. Дело в том, что в течение Великого поста, во время разных моментов Богослужения должны быть прочитаны три книги из ветхого Завета: Бытия, Притч Соломоновых и Книга пророка Исайи. В древней Церкви люди, готовящиеся к Таинству Крещения как раз на богослужениях Четыредесятницы (Сорокодневницы, то есть Великого поста) слушали тексты, которые должен был знать каждый христианин. Нынче великопостные службы дают возможность восполнить пробелы в знаниях (если они есть).

И Библейские песни, и часы, и чтения Священного Писания, и молитва Ефрема Сирина: все это останется с молящимися практически на весь пост. А именно на его первой седмице, помимо богослужебных открытий человека ожидает призыв к сугубому покаянию. Четыре дня (понедельник, вторник, среду и четверг) вечером совершается особое богослужение, чтение великого повечерия с Великим каноном преподобного Андрея Критского.

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского стоит в смысловом центре богослужений первой седмицы Великого поста. Канон начинается словами: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? Но, яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление», то есть как начать каяться, так много грехов, что даже трудно решить какой исповедать сначала. Есть только одна надежда - милосердие Христа.

Канон по содержанию представляет собой беседу кающегося с его собственной душой. Канон большой, он разделен на четыре части, потому и читается четыре дня. В его словах разворачивается ретроспектива долгого и мучительного пути человечества ко спасению. Вспоминается много библейских персонажей (Моисей, Аарон, Авраам, Иосиф, «колесничник Илия»), пример которых должен сподвигнуть человеческую душу к очистительному покаянию.

Пример самого Христа должен служить душе образом твердости в духовном делании: «Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится».

Господь во время своего сорокодневного подвига в пустыни подвергся искушению, помня об этом, душа не должна лениться, но молитвой и постом прогонит врага.

В дни Великого поста можно причаститься на необычной Литургии - Литургии Преждеосвященных Даров. Привычная всем Евхаристия совершается во время поста только по субботам и воскресеньям. А в среду и пятницу христиане причащаются освященными в предшествующее воскресенье Дарами. Поэтому и называется - Литургия Преждеосвященных Даров. Эта служба тихая и скромная.

Первую седмицу воздержание в пище предполагается строгим, но в пятницу, в самом конце Литургии Преждеосвященных Даров постящихся ждет утешение.

В этот день празднуется память мученика Феодора Тирона, о котором из житийной истории можно узнать, что в IV веке он помог христианам избежать поругания, научив, как можно питаться, не покупая на рынке оскверненную пищу. В ночном видении он явился Константинопольскому архиепископу и рассказал готовить колево, разваренную пшеницу, смешанную с медом.

По примеру константинопольских христиан, современные православные готовят колево, освящают его в конце преждеосвященной Литургии и раздают прихожанам. Так завершаются самые трудные, первые дни Великого поста.

Великий пост в 2019 году: какие службы не пропустить? Этот вопрос мы подробно рассмотрим в данной статье, и поможем Вам успешно выдержать пост.

Великий пост в 2019 году

Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Впервые за Постную Триодь ее произносят в среду и пятницу Сырной седмицы, а в последний раз - в Великую Среду (24 апреля), после чего все земные поклоны, кроме как перед Плащаницей, прекращаются до дня Пятидесятницы.

В первые четыре дня Четыредесятницы на Великом повечерии читается . Целиком он поется на утрене четверга пятой седмицы, которая обычно совершается в среду вечером, накануне - одна из самых длинных и сложных служб носит название « ». Кроме того, в четверг пятой седмицы совершается - особая древняя служба, по происхождению представляющая собой вечерню с причащением. Это богослужение также совершается каждую неделю по средам и пятницам, а также в первые три дня Страстной седмицы. По уставу Литургию Преждеосвященных Даров следует совершать вечером, но в приходской практике это редкость - служба переносится, как правило, на утро.

В первую пятницу Великого поста (15 марта в 2019 году) по окончании Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебное пение с освящением колива (разваренные зерна пшеницы или другая крупа с медом). Память св. вмч. Феодора - первая суббота (16 марта) Великого Поста.

С Крестопоклонной среды (3 апреля), преполовения Четыредесятницы, на Литургии Преждеосвященных Даров добавляется ектения о готовящихся ко Святому Крещению.

Вторая и третья (23, 30 марта в 2019 году) - поминовение усопших. В эти дни совершаются Литургия святителя Иоанна Златоуста и панихида. (6 апреля заупокойная служба не совершается в связи с предпразднством Благовещения.)

Пятая суббота (13 апреля) Великого поста - празднование , накануне, в пятницу вечером (12 апреля) служится утреня с пением акафиста Пресвятой Богородице. Шестая суббота (20 апреля) - воспоминание воскрешения святого праведного Лазаря Четверодневного (на трапезе разрешается вкушение рыбной икры).

Во все воскресенья Четыредесятницы совершается Литургия Василия Великого, причем в первую неделю по окончании Литургии также совершается молебное пение в честь . Второе воскресенье посвящено святителю Григорию Паламе - учителю Церкви, сформулировавшему богословие благодати. Накануне третьего воскресенья, на утрене на великом славословии выносится для поклонения Честной и Животворящий крест Господень. В четвертое воскресенье Четыредесятницы Церковь вспоминает преподобного Иоанна, игумена горы Синайской, автора знаменитого аскетического труда «Лествица», а в пятое (14 апреля) - подвиг преподобной Марии Египетской. По причине совпадения в текущем году Недели 4-й Великого поста с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, служба прп. Иоанна Лествичника (из Триоди) переносится на великое повечерие в пятницу вечера.

В день праздника Пресвятой Богородицы (7 апреля) служится литургия Василия Великого. В праздник на трапезе разрешается рыба.

Последнее воскресенье перед Пасхой - , Вербное воскресенье (21 апреля). В этот день совершается Литургия Иоанна Златоуста и освящаются вербы.

В первые четыре воскресенья Великого поста также правится особая служба - вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия). Богослужение это западного происхождения, служит для постоянного напоминания о спасительном подвиге и страдании Господа Иисуса Христа на Голгофе.

В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров. На утрене этих дней (первая из них совершается в воскресенье вечером) поется тропарь , а на отпусте произносятся слова «Грядый Господь на вольную Страсть».

Великий Четверг (25 апреля) - воспоминание Тайной Вечери и установления Таинства Евхаристии. В этот день совершается вечерня с Литургией Василия Великого и заготовляются запасные Дары для причащения больных. По окончании Литургии при архиерейском богослужении совершается чин Омовения ног.

Вечером в четверг совершается Утреня Великой Пятницы с чтением , одна из самых длинных и красивых служб церковного года. Существует старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения.

(26 апреля) - день строгого поста. Утром совершается Последование часов Великого Пятка с изобразительными, Литургия не служится. После полудня - , после отпуста поется канон «Плач Пресвятой Богородицы», во время которого происходит целование Плащаницы.

Вечером в пятницу или в ночь на субботу совершается Спасителя. В саму Великую Субботу (27 апреля) служится Литургия Василия Великого, во время которой духовенство переоблачается из великопостных фиолетовых и черных одежд в белые. Во время этого богослужения уже читается Евангелие, в котором вспоминается о Воскресении Христовом (28 глава Евангелия от Матфея). После Литургии - освящение пасхальных яств.

В пасхальную ночь богослужения начинаются полунощницей с чтением канона Великой Субботы пред Плащаницей. Перед этим во внебогослужебное время в храме читаются Деяния Святых апостолов. После полунощницы служится Пасхальная заутреня с Пасхальным каноном прп. Иоанна Дамаскина, а затем - Пасхальная Литургия святителя Иоанна Златоуста.

Великий Пост - установленный церковью семинедельный период строгого воздержания, покаяния и молитвы, время духовного совершенствования. Великий Пост в церкви представляется подготовкой к встрече праздника , символизируя внутреннее духовное очищение и воскресение души верующего.

Великий Пост или Святая Четыредесятница - самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).
Четыредесятница установлена в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Таким образом, общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней.

Великому посту предшествуют три недели, в течение которых святая Церковь начинает духовно подготавливаться к нему.
Первая подготовительная неделя – “Неделя мытаря и фарисея” – называется “сплошной седмицей”, потому что на ней нет поста на трапезе. В воскресенье во время Литургии читается Евангелие “О мытаре и фарисее” (Лк. 18, 10-14). Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых пост будет бесплоден. Начиная с этой недели и до пятой недели Великого поста за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется молитва, которую слушают, преклонив колени: “Покаяния отверзи мне двери...”
Во вторую подготовительную неделю – “Неделю о блудном сыне”, среда и пятница – постные. В воскресенье на Литургии читается притча из Евангелия “О блудном сыне” (Лк. 15, 11-32), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, с надеждой на Его милосердие. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели на всенощном бдении после полиелея поется 136-й псалом: “На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом...” Он описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь об утраченном отечестве, образно, говоря – о нашем плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству – Небесному Царствию.
Третья подготовительная неделя называется “мясопустною”, или “сырною”, а по народному – “масленица”. В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины. Воскресенье “мясопустной недели”, соответственно евангельскому чтению, носит название “Неделя о Страшном суде” (Мф. 25. 31-46). Этим чтение Церковь призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений.
Последнее воскресенье перед Великим постом называется “сыропустом”: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов.
На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Мф. 6, 14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ.
Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть “Прощеным воскресеньем”.

Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью.
Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.
По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз – в пятницу после литургии Преждеосвященных Даров.
В эти дни предписывается сухоядение, то есть пища без масла.
Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. Начиная с субботы первой седмицы можно вкушать постную пищу.
Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то растительное масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям.

Особенность Великопостного Богослужения – совершение литургий только по субботам и воскресеньям; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров. Само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье. В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего...”, которую все молящиеся совершают с земными поклонами.

Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.
В пятницу первой седмицы после литургии происходит освящение “колива” (отваренной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. Этот святой явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию. Он открыл ему тайное приказание императора Юлиана Отступника окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы и повелел в течение недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

Неделя первая Великого поста посвящена Торжеству Православия. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В это день, после литургии, в храме совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь анафематствует, то есть отлучает от единения с собой еретиков, врагов Православия, и славословит его защитников.
Неделя вторая Великого поста чествует память святителя Григория Паламы. Он известен как обличитель ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете.
Неделя третья Великого поста – Крестопоклонная. На этой неделе прославляется святой Крест Господень. Для поклонения и духовного подкрепления проходящих подвиг поста Крест выносится из алтаря на середину храма. Следующая за Крестопоклонной неделей седмица носит такое же название, а еще называется Средокрестной, поскольку в среду Великий пост достигает своей середины.
Неделя четвертая Великого поста предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, автора “Лествицы”.
В среду на пятой седмице совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской.
В субботу этой же седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице, которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от врагов.
Неделя пятая Великого поста посвящена прославлению подвигов преподобной Марии Египетской.
Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается воскрешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения. Лазарево воскрешение послужило поводом к осуждению Спасителя на смерть, поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей.
Неделя шестая Великого поста называется “Неделей ваий”, в просторечии – вербным воскресеньем” (или Цветоносным), и празднуется “Вход Господень в Иерусалим”. Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в это праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках “знамение победы” – цветущие вербы с возжжеными свечами.

Во время Великого Поста, в церкви и дома, читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина:
"Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь."
Три субботы - второй, третьей и четвертой недель Великого поста установлены для поминовения усопших: Великопостные родительские субботы. Так же, как и в субботу мясопустную, в эти дни совершаются усиленные молитвы и служатся панихиды за уже умерших родственников и знакомых, и не знакомых тоже – тех, за кого некому молиться.

По сложившейся традиции Великим постом проводятся Соборования, расписание которых в каждом храме составляется отдельно.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
15.03.2019 -
16.03.2019 -
17.03.2019 -

Посещение храма в великопостные дни – сложный вопрос для работающих людей. Как не остаться в стороне и достаточно ли участия в воскресных богослужениях? Приводим статью "Участие в великопостных богослужениях" из работы протопресвитера Александра Шмемана "Великий пост в нашей жизни"

Как мы уже сказали, никто не может посещать все великопостные богослужения. Но каждый может быть на некоторых из них. Великим Постом, прежде всего, надо чаще ходить в церковь и участвовать в церковном богослужении; нельзя извинить тех, кто этим пренебрегает. Конечно, здесь опять встречаются разные личные обстоятельства, индивидуальные возможности и невозможности, которые приводят к различным решениям, но решение как таковое должно быть; должно быть сделано усилие, должно быть постоянство. С богослужебной точки зрения мы можем предложить нижеследующий "минимум", цель которого не в духовно разрушительном чувстве исполненной обязанности, а в усвоении хотя бы самого существенного в великопостном богослужении.

В первую очередь, особое внимание должно быть обращено в приходах на надлежащее совершение вечерни в Прощенное Воскресенье. Поистине трагично, что в стольких церквах эта служба либо вообще пропускается, либо совершается без должного внимания и заботы. Эта вечерня должна стать одним из больших ежегодных "приходских событий" и, как таковая, быть особенно хорошо подготовлена. Приготовление состоит из спевок приходского хора, объяснения этой службы в проповедях или приходских листках, выбора удобного времени, когда большинство прихожан может быть в церкви; в общем, надо сделать эту вечерню настоящим духовным событием. Потому что, повторяем еще раз, эта вечерня лучше и больше всего открывает нам значение Великого Поста как времени покаяния, примирения, согласного начала постного пути.

Следующее за этой вечерней первенствующее место должно быть отведено первой неделе Поста. Особое усилие должно быть приложено к тому, чтобы хоть один или два раза прослушать Великий Канон Андрея Критского. Как уже было сказано, смысл и цель богослужений этих первых дней направлены на то, чтобы ввести нас в духовное настроение Великого Поста, то, которое мы назвали "светлой печалью".

Затем, в течение всего Великого Поста, совершенно необходимо, чтобы хоть один день был посвящен присутствию на Литургии Преждеосвященных Даров со всеми ее духовными переживаниями - постом, превращением хотя бы одного дня в настоящее ожидание и суда и радости. Тут не могут быть убедительными никакие ссылки на условия жизни, недостаток времени и прочее, ибо если мы будем исполнять только то, что "удобно" при условиях нашей теперешней жизни, то самое понятие постного подвига станет совершенно бессмысленным. На самом деле не только в XX веке, но со времен Адама и Евы "мир сей" всегда препятствовал исполнению заповедей Божиих. Поэтому и в современном образе жизни нет по существу ничего нового, особенного. В конце концов, все опять зависит от того, серьезно ли мы относимся к религии; если да, то для восьми или десяти раз, что мы пойдем в церковь, потребуется минимальное усилие. Но, лишая себя этих восьми-десяти раз, мы лишаем себя не только красоты и глубины великопостных богослужений, но, как мы увидим в следующей главе, того, что придает нашему пощению смысл, делает его действенным. /



Похожие статьи