Северный Кипр (турецкая сторона) - посещать или нет? Северный кипр.

16:09 — REGNUM

Несмотря на сохраняющееся международное давление на турко-киприотское руководство, ТРСК не просто де-факто существует, но и динамично развивается, и более того, оказывает заметное влияние на международные отношения в регионе, а также активно участвует в международном торговом обороте, привлекая к себе все большее внимание иностранных инвесторов.

Первые попытки вывести ТРСК из экономической изоляции стал активно предпринимать сам Евросоюз начиная еще с 2003 года, в преддверии тогда еще возможного и всеми ожидаемого объединения острова и вхождения обеих его частей уже в составе федеративного государства в ЕС.

В ожидании туристического бума в 2004 году ЕС инвестировал €259 миллионов в экономику Северного Кипра для развития инфраструктуры, а также для привлечения большего количества инвесторов. В дополнение к этому турецкое правительство в период с 2003 по 2006 год инвестировало $550 миллионов в развитие инфраструктуры и туристического сектора северной части острова. Примечательно, что в том же 2004 году США также инвестировали в экономику Северного Кипра порядка $30 миллионов. В период с 1977 до 2003 ВНП ТРСК вырос на 37,5%, и составил $1,284 миллиона. При всём этом рост инфляции составил всего 1%.

С 2008 года уверенно растет и индекс глобальной конкурентоспособности экономики Северного Кипра, медленно, но верно приближаясь к отметке Южного. Согласно последним данным, опубликованным Турецко-киприотской торговой палатой и основанным на Отчете глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2016—2017 год, индекс глобальной конкурентоспособности Республики Кипр остановился на отметке 4,0, в то время как этот же показатель ТРСК достиг отметки 3,8.

Примечательно, что из 12 компонентов, составляющих этот индекс, по многим ТРСК уже вплотную приближается к показателям Республики Кипр, а по двум из них — макроэкономические условия и развитие финансового рынка, — даже опережает ее. И всё это — в условиях формальной международной изоляции.

На сегодняшний день экономика ТРСК уже, конечно, не растет такими темпами, как в начале двухтысячных годов, и, тем не менее, в силу определенной закрытости или даже благодаря ей турецко-кипрская экономика стала устойчивой к кризисам и экономическим спадам, показывая при этом довольно устойчивый рост, что в целом редкость для Европейского региона.

На севере Кипра, так же как и в южной его части, реализуется рыночная модель экономики. Основу ее составляет сектор услуг, включающий в себя частный сектор, торговлю, туризм и образование. И, согласно последним данным, сектор услуг обеспечивает 58,7% всей экономики ТРСК, в то время как легкая промышленность и сельское хозяйство обеспечивают 2,7% и 6,2% соответственно. Промышленность на севере острова ограничена по большей части производством продуктов питания и напитков, предметов мебели и фурнитуры, строительных материалов, металлических и неметаллических изделий, а также текстиля.

Учитывая всё вышесказанное, возникает справедливый вопрос: каким же образом фактически никем не признанной стране, имеющей достаточно скромный внутренний рынок и производство, обеспечить такие экономические показатели?

Кто, сколько и куда?

За 2017 год общий объем инвестиций в экономику Северного Кипра составил порядка $477,2 миллиона, и это не включая иностранную помощь в размере $134,2 миллионов (цифра примерно совпадает с объемом капиталовложений Турции в экономику ТРСК).

Иностранные инвестиции приветствуются во всех секторах экономики. При этом безусловной популярностью среди иностранных инвесторов на протяжении последних десяти лет пользуются секторы туризма и недвижимости Северного Кипра, и размер капиталовложений в эти сферы экономики неуклонно растет вверх.

Однако это далеко не единственные способы инвестирования. К примеру, в 2015 году руководство Северного Кипра решило легализовать игровой бизнес на своей территории, и, по приблизительным оценкам, только в первые два года казино принесло в правительственную казну от € 600 млн ($ 665 млн) до € 800 млн ($ 887 млн). На данный момент на территории Северного Кипра функционируют около 25 казино в трех крупнейших городах — Левкоше (Никосия), Фамагусте и Гирне (Кирения).

Набирают популярность также и престижные инвестиции высокого класса, такие, как, например, «Гольф Клуб Коринеум» и «Яхт Клуб Сиприум».

Примечательно, что руководство ТРСК стремится диверсифицировать экономику Северного Кипра, отдавая приоритет развитию высокотехнологичных отраслей. Привлечением инвесторов в сектор технологий и инноваций занимается турко-киприотское инвестиционное агентство YAGA. Так, к примеру, новейший проект YAGA «Рекуперации энергии из твердых отходов» привлек внимание сразу четырех иностранных инвесторов.

Кроме того, Северный Кипр сам по себе является весьма привлекательным для современных разработчиков приложений в силу определенных экономических особенностей. Район Газимагуса является свободной экономической зоной, а сама Фамагуста — «порто-франко». Иными словами, разработчикам попросту дешевле выводить отсюда свою продукцию, особенно учитывая лояльность местного законодательства и относительную простоту переведения сюда своих рабочих кадров. Так, по некоторым данным, уже чуть ли не 10% населения острова являются программистами.

Северный Кипр — место «небезопасное»

Справедливо будет заметить, что многие до сих пор полагают, что вкладываться в экономику ТРСК не столько нецелесообразно, сколько опасно с точки зрения правового регулирования. Попытаемся разобраться, что предлагает Северный Кипр взамен на инвестиции?

Для начала ТРСК обещает национальный режим для всех глобальных инвесторов. То есть вне зависимости от того, зарегистрирована компания как «национальная» или же как «иностранная», налоговая ставка на прибыль для них будет одна — 25%.

Турки-киприоты всячески пытаются привлечь прямые иностранные инвестиции, и для этого руководство ТРСК разработало еще и привлекательную систему стимулов налоговых льгот, закрепленную законодательством ТРСК.

Так, иностранные инвесторы получают налоговую инвестиционную льготу в размере 200% от первоначального капитала — для инвестиций в приоритетные области развития (Карпас и Морфу/Гюзельюрт) и секторы экономики особого назначения, и 100% от первоначального капитала — для остальных регионов и сфер экономики.

Ввозимое инвесторами оборудование освобождается от всех видов таможенных пошлин, равно как и лицензия на строительство освобождается от всех видов налогов и сборов. Нулевая ставка НДС применяется в отношении экспорта всех товаров и услуг из ТРСК в иностранные государства, а также из иностранных государств в ТРСК и из иностранного государства в другое иностранное государство через ТРСК.

Финансовая система Северного Кипра достаточно стабильная, так как напрямую связана с финансовой системой Турции. Примечательно также, что мировой финансовый кризис и кризис банковской системы, повлекший за собой долговой кризис в Греции и, соответственно, отразившийся на экономике Южного Кипра, фактически никак не задел Северный: международный банки здесь попросту не оперируют.

Несмотря на все предрассудки, права частной собственности здесь как для резидентов, так и для иностранцев, гарантированы правительством. И официальное признание Комиссии по недвижимому имуществу Европейским судом в 2010 году лишь подкрепило легитимность существующих в ТРСК на данный момент ее видов.

15% Северного Кипра «принадлежит Израилю»

Открытая любым инвестициям политика Северного Кипра приносит свои плоды, однако относительно того, хорошо это или плохо, турки-киприоты пока еще не до конца определились.

Не так давно ежедневная турко-киприотская газета Yeni Duzen сообщила, что среди жителей ТРСК есть определенные опасения относительно столь масштабного приобретения недвижимого имущества иностранными гражданами. А кипрский корреспондент Ахмет Толгай и вовсе опубликовал в Famagusta Gazette обличительную статью под названием: «Чрезвычайный интерес к Кипру со стороны Израиля», где он анализирует инвестиции израильских бизнесменов на северный Кипр.

Пока официальный Израиль пытается наладить дипломатические, стратегические и торговые отношения с Республикой Кипр, он также не остается равнодушным и к «северной части острова», отмечает журналист.

Ни для кого больше не секрет, пишет Толгай, что Израиль инвестирует в контролируемую турками территорию Кипра, в особенности в сферу недвижимости, чему способствует местное законодательство. Причем израильские инвесторы стремятся приобрести любую землю, вне зависимости от ее качества, «титула», непосредственной близости к морю и сельскохозяйственной ценности.

«Много людей, проживающих на Карпасе, полагая, что из-за проводимой властями политики у них не будет возможности развивать свои земли и они понесут огромные убытки, встречались с израильскими риэлторами и продавали свою частную собственность израильтянам», — говорит кипрский журналист.

«Другой конкретный пример того, насколько сильно экономическое влияние Израиля закрепилось в Карпасии, — это современная пристань, построенная в районе Гиалусы, — пишет Толгай. — Эта пристань была построена за счет израильского капитала. И когда я побывал в гавани прошлой осенью, у меня сложились впечатления, схожие с теми, что я испытал во время посещения британской суверенной военной базы Дакелия».

Очередным подтверждением израильского влияния на севере острова, по мнению журналиста, является открытие синагоги в Кирении (Гирне).

На сегодняшний день уже порядка 15% земли Северного Кипра является частной собственностью, на которую израильские инвесторы обладают «титулом». Эту информацию подтверждает турко-киприотский юрист Бариш Мамали .

При этом отношения между Израилем и ТРСК обещают лишь набирать обороны в ближайшее время. Заинтересованность в сотрудничестве с турко-киприотскими общинами уже выразил Совет представителей британских евреев, организация, имеющая тесные связи с израильским правительством.

Израиль также имеет большие планы в отношении газового месторождения Левиафан, открытого в 2010 году: добыча газа должна начаться уже в 2019 году. И возобновление отношений между турецким и израильским правительствами означают, что транспортировка газа через Турцию снова рассматривается в качестве жизнеспособного проекта. По официальным оценкам, Израиль предполагает начать экспорт газа в Турцию к 2021 году.

Газопровод в идеале должен будет проходить через территориальные воды Кипра к турецкой береговой линии, а оттуда — в Европу. Достижение соглашения по кипрскому вопросу или хоть какой-то определенности, безусловно, добавило бы сторонам уверенности и обеспечило бы необходимые условия для реализации такого проекта, но, строго говоря, согласие греко-киприотской стороны для строительства газопровода Израилю не требуется.

Стремление Израиля экспортировать природный газ через своего восточно-средиземноморского соседа также может стимулировать приток инвестиций в Северный Кипр.

На сегодняшний день крупнейшее в истории частное иностранное капиталовложение в экономику ТРСК было сделано как раз британским предпринимателем еврейского происхождения Дэвидом Льюисом. Магнат, основатель британских марок одежды River Island и Chelsea Girl и Командор Ордена Британской империи лично инвестировал в экономику ТРСК более £200 000 000. В свое время он также сыграл ключевую роль в развитии порта Эйлат в Красном море — «жемчужины» израильского туризма.

Маленькое Монте-Карло

И тем не менее подобная инвестиционная политика имеет свои очевидные плюсы — это как минимум развитие инфраструктуры, а следовательно — и туристического бизнеса.

Взять, к примеру, один из излюбленных и красивейших курортов Северного Кипра — Кирению, или по-турецки — Гирне. Согласно статистике, опубликованной Организацией государственного планирования ТРСК, только за 2016 год в Кирении было построено 174 объекта в городских районах, включая апартаменты, резиденции и магазины, общей стоимостью $66,7 млн. По этому показателю Кирения оказалась на третьем месте после Никосии и Фамагусты. А вот по застройке в сельской местности Кирения вырвалась в абсолютные лидеры: порядка 700 построек, оцениваемых в $233,7 млн.

В Гирне за последние несколько лет значительно расширились возможности для размещения увеличивающегося с каждым годом количества туристов. Если в 2012 году город-курорт мог принять у себя лишь 13 000 туристов, то к 2016 году эта цифра возросла до 15 000, при этом превалирует 5* класс обслуживания.

В саму Кирению ежегодно прибывают в среднем 50,000 туристов, и эта цифра неуклонно растет. Благодаря инвестициям город динамично развивается. Сейчас вы уже не увидите маленький прибережный городишко образца начала 90-х. На сегодняшний день Гирне — курортный мегаполис, вытянувшийся не менее чем на 5—7 километров вдоль побережья, со множеством отелей, вилл и просто жилых зданий. А благодаря видам на главную портовую гавань город называют «маленьким Монте-Карло», и определенное сходство, безусловно, есть.

Так что там с международной изоляцией?

Несмотря на то, что Резолюция Совбеза ООН №541 решительно осудила действия ТРСК и настоятельно рекомендовала государственное образование не признавать, прямого запрета на это в тексте резолюции не было, а значит, окончательное решение по этому вопросу в конечном итоге ложится на плечи каждого из государств. При этом отсутствие дипломатического признания не означает отсутствия международной правосубъектности, которую ТРСК в той или иной мере реализует.

Факт остается фактом: каждый год с 2012 по 2017 год в среднем количество туристов, посещающих северную часть острова, увеличивалось на 6,2%. И хоть больше всего туристов прибывает на Северный Кипр по-прежнему из Турции, следом идут Соединенное Королевство, Германия, Иран, Чехия и Дания.

В аэропорт «Эрджан», находящемся на турецкой части Кипра и формально не рекомендованном как точка въезда иностранных путешественников на территорию ТРСК, за 2017 год прибыло порядка 1,5 млн туристов. При этом пассажиропоток с каждым годом поступательно увеличивается, поэтому сейчас реализуются большие планы по расширению аэропорта на севере острова. Завершается 5-летний план по перестройке аэропорта Эрджан, располагающегося в 13 км от восточной Никосии в ТРСК, и согласно этому плану, его площадь увеличится с 20 000 до 175 000 квадратных метров уже к концу января этого года. Увеличится также пропускная способность аэропорта с 4 до 10 миллионов пассажиров, согласно последним данным, опубликованным в ежедневном турецком издании Hurriyet.

Для сравнения, это на 1 миллион пассажиров больше, чем принимают аэропорты Ларнаки и Пафоса вместе взятые: в прошлом году эти два международных аэропорта приняли 8,9 млн пассажиров, и это учитывая, что прошлый год был исключительно успешным для Ларнаки, где пассажиропоток увеличился на 24,5%.

ТРСК также активно участвует и в международной торговле. Торговый оборот ТРСК за 2017 год составил в общей сложности $1,557,190. ЕС является вторым основным торговым партнером Северного Кипра после Турции. На его долю приходится 22% всего импорта и 27% экспорта страны.

Основными импортерами ТРСК являются: Турция, Великобритания, Германия, Китай, Франция, Япония, Россия, Израиль, Испания.

Экспортерами: Турция, Ирак, Кувейт, Республика Кипр, Саудовская Аравия, ОАЭ, Соединенное Королевство, Нидерланды, Иордания.

Посему мнение о том, что Северный Кипр живет за своего рода «железным занавесом», робко выглядывая из-под экономического эмбарго и международных санкций, по меньшей мере ошибочно. Сегодня, когда ТРСК постепенно выходит из торгово-экономической и культурной изоляции, многие наблюдатели полагают, что северная территория острова может в итоге прийти к международному статусу, схожему со статусом Китайской Республики, более известной как Тайвань: Китайская Республика имеет дипломатические отношения всего с 23 странами мира, но помимо этого никаких торговых барьеров или препятствий для туризма и спорта не существует. Де-факто Тайвань поддерживает отношения с большинством стран в форме экономических и культурных миссий.

Откройте для себя курорты Северного Кипра, и вы поймете, что рай бывает не только в мечтах. Восхитительная природа красивейшего острова готова к встрече!

Это государство известно на весь мир своими роскошными, чистейшими пляжами и прозрачной, как хрусталь морской гладью. На берегу же для отдыхающих созданы идеальные условия. Инфраструктура находится на отличном уровне.

На средиземноморском острове каждый найдет себе место по душе. Даже черепахи приплывают к его гостеприимным берегам, чтобы осуществить кладку яиц.

Пляжи Северного Кипра разнообразны: есть галечный, а есть песочный, есть те, что находятся в городской черте, а есть затерянные в дюнах. Добраться до любого из них можно на местных маршрутках («долмуши») за символические 2-4 турецких лиры. Если же вы арендовали машину – тоже не заблудитесь. Все выходы к морю сосредоточены вдоль главной дороги. Таков он турецкий Кипр. Курорты практически на каждом шагу. Следите за указателями и добирайтесь до нужной вам точки.

Чтобы турист вдруг внезапно не заскучал возле моря стоят таверны и кафе с мороженым и прохладительными напитками, имеются станции проката водного инвентаря. После купания вы сможете ополоснуться в душе с пресной водой. Вход на платный участок составляет от 5 до 20 турецких лир.

Что ж а теперь, давайте пристальнее изучим главные курорты на северной части Кипра.

Начнем с запада государства.

Западная часть Северного Кипра

Пляж Кервансарай

Находится он в пяти минутах езды от Кирении (подножье горы Бешпармак) и популярен, как у местных, так и у отдыхающих. Добраться на авто можно прокатившись по главной дороге через район Караоланолу, смотрите внимательно: справа будет знак поворота.

Если решите бесплатно понежиться на чистом песочке – вам сюда. Рядышком с местом отдыха находится уютный ресторанчик с баром.

Пляж «Эскейп» или «Пять Миль»

Название говорящее. Именно такое расстояние вам придется преодолеть, чтобы добраться до этого местечка из Кирении. «Эскейп» любим молодежью. Здесь проходят незабываемые вечеринки, на которых играют популярные европейские ди-джеи.

Не заскучают и любители активного отдыха. К вашим услугам – водные лыжи, катамараны, каноэ. Работает школа дайвинга.

Однако «Пять миль» - место, где найдут приют и романтики. Зеленая территория, усаженная пальмами и разнообразными цветами, ресторанчик с видом на морские просторы, соединенный с сушей песчаной отмелью каменный островок… Красота!

Пляж Дэниз Кизи или Голден Бэй

Принадлежит одноименному отелю, а потому считается частным. Летом почти всегда полон. К услугам посетителей – бассейн с пресной водой, виндсерфинг, рафтинг и катание на водных лыжах.

Пляж Москито или Грин Коуст

Относится к комплексу вилл, сдаваемых в аренду. На берегу вы найдете ресторан и удобные душевые. К услугам посетителей огромная парковка.

Муниципальный пляж Алсанджака

Ранее на карте он обозначался, как место дислокации турецких военных баз. Однако сейчас место открыто для всех желающих совершенно бесплатно. На берегу имеется неплохой ресторанчик.

Пляж Маре Монте

Находится в 9 километрах от Кирении, являясь протяженным песчаным отрезком. Принадлежит одноименному отелю. На берегу вы найдете душевые кабинки, лежаки и работающий бар. Маре Монте любят посещать местные жители, поэтому в выходные, например, приезжать сюда надо очень рано, чтобы найти свободное местечко.

Не очень подходит для пожилых людей и детей, так как к месту купания ведет лестница.

Пляж Эл Эй

Принадлежит одноименному отелю в городе Лапта. Чистая и ухоженная территория обладает всем необходимым для купания и отдыха.

Пляж Камелот

Находится на западе от Кирении. Небольшая песчаная территория прекрасно подходит для отдыха с детками. Достаточно мелко даже вдали от берега. Пускать в воду малышей можно без опаски. На берегу вас ждут бар, ресторан, туалеты.

Пляж Гюзельялы

Местечко где есть и песок и галька, расположенное в городе Лапта. Для того, чтобы попасть в него из Кирении, например, нужно преодолеть 10 километров.

Сравнение и описание курортов продолжаем на востоке государства. Здесь немало необустроенных песчаных пляжей, где можно отдохнуть дикарем (большинство сосредоточено в районе полуострова Карпас), но мы расскажем вам лишь о тех, где отдыхающим предлагаются определенные удобства.

Восточная часть Северного Кипра

Муниципальный пляж Чаталкоя

Расположен в 7 километрах от Кирении. Считается достаточно уединенным местечком и подойдет для любителей романтики. Для любителей понырять есть понтон. Рядом находится школа верховой езды. Отличная альтернатива аренде автомобиля – путешествие по острову на лошади (можно с инструктором, а можно и без).

Пляж Лара

Местные жители называют его Вакифлар. Расположен в 3 километрах восточнее Вурси, городка облюбованного туристами из Великобритании. Песок на берегу темноватый, но при этом чистый.

Пляж Диана

Находится всего в 2 километрах восточнее Кирении. Местечко называется Каракум. При входе в воду лежит песок, который довольно скоро сменяется галькой.

Пляж Акапулько (Acapulco)

Говоря про лучшие курорты нельзя не упомянуть его. Самый протяженный на территории государства. Он занимает около километра средиземноморского побережья. Идеальный песок и удобное расположение (20 минут на машине от Кирении). На территории находятся несколько кафе, два ресторана (а-ля карт и шведский стол), аквапарк. Любителям водного спорта будут предложены водные лыжи, катамараны, дайвинг.

Пляжный клуб Вог

Место, где любит отдыхать молодежь. Диско-клуб, кафе, ресторан, бесплатное мороженое в обмен на входной билет. В пяти минутах езды находится знаменитый протяженный Акапулько.

Пляж Алагади

Черепашье местечко. Да-да, на этот общественный пляж с июня по октябрь приплывают морские черепахи. В эти сроки пресмыкающиеся откладывают яйца. Посмотреть на это может любой желающий. Желающих всегда много.

Местечко находится в 20 километрах от Кирении и хорошо подойдет для отдыха с детьми, так как считается мелководным.

Пляж Караач

Читая отзывы о курортах Северного Кипра, вы наверняка встретите упоминание Караача. Это историческое местечко. Когда-то поселок служил пристанью для судов. Сюда заходили корабли из разных уголков света. Какие отсюда открываются виды – не передать. Неописуемые красоты. Ради этого стоит спуститься с горы и пройтись по каменистой дорожке к морю. Вы не будете разочарованы.

Следующая остановка – в районе Фамагуста. Этот порт находится на юго-востоке. И имеет также другие названия – Аммо?хостос, Магуса и Газимагуса. Стоит Фамагуста на берегу одноименного средиземноморского залива.

Где будем купаться?

Пляжи района Фамагуста

Муниципальный Пляж Глэпсайдс

Многими отдыхающими признается, как один из лучших курортных местечек в государстве. Расположен близи города Саламис. Чисто и спокойное море располагает к отдыху с детьми. Идеален и для молодежи. Лето по ночам здесь практически каждую ночь проходят пляжные вечеринки, где играют лучшие ди-джеи.

Многие местные устраивают на берегу кэмпинги и проводят здесь выходные.

Пляж Силвер

Еще одно местечко вблизи Саламиса. Если у вас на руках карта с курортами, сделайте пометку. Сейчас поймете почему. Искупавшись в прозрачных средиземноморских водах, не упустите шанса прикоснуться к истории. В Саламисе (или Саламине) немало развалин с тысячелетней историей. Городок был построен после знаменитой Троянской войны и хранит много тайн.

Пляж Бафра

Набирает популярность в последние годы. Хорошая дорога и крупные отели этому способствуют. Чистое песчаное местечко у моря находится чуть севернее Фамагусты. Ориентиром вам будет служить маленькая деревушка Чаирова (Cayirova).

Отсутствие развлекательных заведений и девственная красота делает это место паломническим для любителей спокойного отдыха.

Пляж Бедиз

Еще одно тихое местечко. Народу всегда немного. Добраться сюда из Фамагусты вы сможете за пару-тройку минут на авто. Здесь множество прекрасных тропок для спокойной прогулки и проведения семейного пикника.

Пляж Нагоми

Один из претендентов на звание самого красивого пляжа в стране. Располагается на полуострове Карпас. Белоснежные песчаные дюны визуально делят территорию на две равнозначные части. По форме это местечко у моря можно сравнить с полумесяцем.

Пляж Лонг Бич

Еще одно место, которое нередко заносят в категорию «лучшие курорты на турецкой части Кипра». Поражает внушительной площадью и восхитительным видом. Сюда, как и в Алагади, приплывают морские черепахи. Многие туристы едут сюда с целью полюбоваться очаровательными пресмыкающимися.

Расположенные рядом отели в форме бунгало дают возможность получить еще больше наслаждения от здешних красот.

В этом посте поговорим про посещение Северного Кипра со стороны Южного. Именно такое направление перехода границы является легальным, т.е. вы прилетели на юг острова (аэропорт Ларнака, Пафос) и можете свободно путешествовать на его северную часть.

В Интернете ходит несколько отчётов про заезд на остров с Северного Кипра (в аэропорт Эрджан на турецкой части), и про дальнейшее путешествие. Есть даже вполне интересные истории, но тут есть несколько вопросов. При наличии открытого Шенгена людей пускали на территория Южного Кипра, но есть травел отчёты в которых людей разворачивали.

Что бы не испытывать судьбу, я рекомендую прилетать на Кипр через аэропорты Ларнаки, или Пафоса. Хотя и это не не является панацеей, о том как получить проблем по прилёту на Кипр (мой личный опыт), читайте по ссылке.

Проблемы у туристов при посещении Северного Кипра

Кипр разделен демаркационной линией на две части, виной тому оккупация части острова Турцией. Демаркационная полоса находится под контролем ООН, южная часть острова контролируется греками-киприотами, а северная под контролем турок.

Для обычного туриста никаких проблем пересечь эту самую «зеленую линию» не составляет. Однако есть определенные правила, которые следует чётко выполнять, а то можно стать персоной нон-грата для Республики Кипр (греческая часть), и заиметь проблемы с получением Шенгенских и прочих виз в будущем.

Все дело в том, что Северный Кипр (турецкий), как государство не признаёт ни одна страна в мире (кроме Турции), южные киприоты считают северную часть острова своей, но временно оккупированной территорией. Разбираться в политических хитросплетениях обычным туристам нет никакого смысла, да и с исторической точки на острове кого только не было (и турки, в том числе тут бывали очень часто). Так что примем к сведению, что северная часть острова доступна для посещения, но с определенными ограничениями.

Как я уже говорил ранее, на Кипре есть несколько аэропортов, но все международные авиарейсы прибывают в аэропорты южной части Кипра (Ларнака, Пафос). На Северный Кипр летают только турецкие авиакомпании. Так же на северную часть острова можно прибыть по воде, в город-порт Киринию (по турецки город называется Гирне).

Россиянам запрещено прибывать на Кипр через турецкую часть острова, зато можно прилетать через греческую. С точки зрения официальных властей Республики Кипр, если вы прибываете на остров через оккупированные территории, то совершаете преступление и у вас есть все шансы стать персоной нон-грата для Республики Кипр.

Можно конечно всех обмануть, прилететь на Северный Кипр, провести отдых и преспокойно улететь обратно (турки по прилёту штамп в паспорт не ставят), но есть одно НО. При следующей подаче документов на Шенгенскую визу у вас могут быть проблемы с её получением. Информация про сложности с получением Шенгена является спорной, тут не понятно как можно отследить, что турист провел отпуск на Кипре, особенно если у него имеется два заграничных паспорта.

Правила пересечение границы на Кипре

Теперь расскажу как проходить границу между турецким и греческим Кипром. В Интернете про этот момент ходят всякие небылицы и откровенные фантазии, пришло время их развеять.

Следует заметить, что европейские власти провели много работы в плане доступности всего острова для перемещения, теперь для туристов с этим стало намного легче, чем пять лет назад. Но и сегодня сохраняются некоторые бюрократические препоны при пересечении границы, которые отнимают 5-10 минут вашего времени.

Так же следует понимать, что греческие киприоты считают север острова своёй территорией, но временно оккупированной. Некоторые киприоты исключительно по этой причине не бывают на северной части острова. Если вы едете с юга на север, то по этой же причине, на греческой стороне вас особо не проверяют при выезде, считая весь остров своей территорией. А вот при въезде могут поспрашивать, поискать штампы аэропорта Ларнаки (у меня было так несколько раз).

Переход границы пешком

Проходим греческую часть совершенно спокойно, следует предъявить свой загран паспорт. Пограничник его просканирует и на этом отпустит с миром.

На турецкой стороне следует подойти к окошку и так же предъявить свой заграничный паспорт. Несколько лет назад, турки штамповали паспорта, но что бы у туристов не было в дальнейшем проблем, штампы ставили на отдельном листочке. С 2015 года эту процедуру упростили, теперь только сканируют паспорт.

Собственно говоря, на этом вся процедура пешего прохода греческо-турецкой границы Кипра завершена. Добро пожаловать на территорию Турецкой Республики Северный Кипр (ТРСК).

Пересечение границы на автомобиле

При возвращении с временно оккупированной территории, на территорию европейского Кипра, сотрудники греческого КПП вам могут задать несколько вопросов и проверить ваш багаж, что случается очень редко. Обычно смотрят на машину из вагончика, махают рукой, мол проезжай не задерживай движение и всё.

Следует понимать, что ряд товаров на турецкой части Кипра стоят намного дешевле, чем на греческой. По этой причине греки не очень хорошо относятся к ввозу на свою территорию товаров в крупных объёмах, особенно внимательно смотрят на алкоголь, сигареты и брендовые вещи. Вообще-то на крепкий алкоголь, и сигареты есть норма ввоза, так что рекомендую их вовсе не везти.

Если вас спросят про цель поездки, то не стоит говорить что вы ездили на шоппинг, но и врать не надо, ведь если у вас обнаружат несколько блоков сигарет, то выпишут приличный штраф.

Официальные пункты перехода границы

Приведу примерный список контрольно-пропускных пунктов на Кипре. Следует понимать, что не все КПП работаю постоянно, некоторые пункты могут иметь сезонность, некоторые работают только днём, так что всю приведенную информацию следует проверять.

Важно знать, что название одних и тех же пунктов перехода границы могут отличаться. К примеру, пограничный переход с турецкой стороны называется Bayarmudu (Байрамуду), а с греческой - Пергамос, но это один и тот же переход. Время работы погран. переходов следует уточнять на месте, в данной статье могут быть неточности.

Граница между Северным и Южным Кипром на карте

Список контрольно-пропускных пунктов на Кипре

Пешеходный и автомобильный КПП Агиос Дометиос (Agios Dometios) - расположен в Никосии, работает 24 часа. Это основной пропускной пункт для автомобильного трафика на острове.

Пешеходный КПП в конце пешеходной улицы Ледра (Ledra Street) - расположен в туристической части Никосии, работает 24 часа. Это главный пешеходный переход на Кипре, и одна из достопримечательностей острова.

Пешеходный КПП у отеля Ледра Палас (Ledra palace) - расположен в Старом городе Никосии, этот пункт лично мной был проверен. В 2018 году он точно работал, пропускал только пешеходов.

КПП в Пергамосе (Pergamos) - расположен в центральной части острова, примерно в 14 километрах на северо-восток от Ларнаки (рядом с переходом деревня Пила), работает только днём (с 10:00 до 19:00).

КПП в Деринье (Derynia/Famagusta) - тут когда-то был переход на турецкую часть острова, но в данный момент он закрыт (можно воспользоваться соседним переходом в местечке Стровилье), уточняйте информацию прямо на месте.

КПП в Стровилье (Strovilia) - расположен примерно в 4 километрах на запад от Фамагусты, и примерно в 20 километрах от Айя-Напы. Если вы едете на автомобиле из Ларнаки в Фамагусту , то этот КПП удобней всего. Рядом военная база, так что переход работает только днём (с 10:00 до 19:00). С южной части острова (греческой) переход расположен в 5 километрах от маленького села Версуллес (Versulles), это для ориентира.

КПП в Пиргасе (Kato Pyrgos/Karavostasi) - самый западный переход, лично его работоспособность не проверял.

КПП в Астромеритисе (Astromeritis) - ещё один переход в западной части острова, расположен рядом с городком Морфу (Гюзельюрт), переход работает днём (с 10:00 до 19:00).

Самые популярные переходы с Южного Кипра на Северный

В этой части поста поговорим про самые популярные переходы с греческого Кипра на турецкую территорию, и обратно. Расскажу как самостоятельно добраться, как найти, и что делать если переход автомобильный, а вы без машины.

Между севером и югом Кипра существует несколько контрольно-пропускных пунктов, самый популярный КПП расположен в столице, в городе Никосия.

Некоторые пункты рассчитаны на автомобильное сообщение, другие предназначены исключительно для пешеходов. Через автомобильные КПП можно пройти пешком, ну или напроситься к кому-нибудь в автомобиль. Поток машин на границе всегда присутствует, так что с этим проблем не возникнет. А вот будучи на машине, пробраться на Северный Кипр через пешеходный КПП невозможно, там просто нет автодороги, как пример пешеходная улица Ледра.

Пешеходный переход границы на улице Ледра

Пешком пересечь границу можно в самом центре Никосии. Вам следует пройти по пешеходной улице Ледра в сторону турецкой части острова, улица упирается в КПП. Этот путь открыт круглосуточно, и является основным туристическим аттракционом. Иногда туристы чисто из любопытства проходят границу, и после 15 минутной прогулки по турецкой Никосии возвращаются назад.

Этот КПП отлично подойдёт для туристов, которые направляются в Гирне (Кериния) и его окраины (замок святого Иллариона и аббатство Беллапаис.)

Автомобильный переход границы в Никосии

Автомобили могут так же проехать через Никосию на Северный Кипр. КПП расположен чуть в стороне от пешеходного пути. Пропускной пункт называется Агиос Дометиос (Agios Dometios), работает 24 часа. Тут так же можно пройти пешком, но для пешеходов КПП не очень удобно расположен (КПП расположен чуть в стороне от центра города), но такая возможность есть.

КПП Агиос Дометиос отлично подойдёт для автомобилистов, которые направляются в Гирне и его окраины (замок святого Иллариона и аббатство Беллапаис.)

Расположен переход в западном пригороде Никосии, в районе Агиос Дометиос (Agios Dometios), вероятно его своё название КПП получил от названия деревни. Что бы найти этот переход следует проехать через Никосию, дорога в городе будет иметь много ответвлений и перекрестков. Тут можно долго расписывать все повороты, но лучшим вариантом будет слушать указания навигатора и читать дорожные знаки. Точное расположение КПП отметил на гугл карте.

Автомобильный переход границы в Стровилье (Strovilia)

Этот пропускной пункт следует выбирать при стечении следующих обстоятельств:

  • вы живёте в шумной Айя-Напе, или более спокойном Протарасе;
  • желаете посетить турецкий город Фамагусту (Famagusta, Ammochostos);
  • хотите посмотреть на руины древнего города-государства Саламин;
  • имеете стойкое желание приехать в монастырь святого апостола Андрея;
  • мечтаете забраться в замок Кантара, и попутно исколесить весь полуостров Карпасия.

Именно для этих целей, следует выбирать КПП в Стровилье, так как от Айя-Напы до перехода совсем близко. Удобней всего ехать на автомобиле, но если арендного авто у вас нет, то можно доехать до погран. перехода на обычных кипрских автобусах.

  • 712 - автобус идет из Айя-Напы в сторону Ларнаки, проезжает мимо поворота на КПП (часть пути придётся идти пешком);
  • 708 - автобус идет из Протараса, конечная остановка рядом с переходом на Северный Кипр;
  • 709 - автобус идет из Айя-Напы, конечная остановка рядом с переходом на Северный Кипр;

По району Айя-Напы курсирует несколько автобусов, которые доезжают либо прямо до пограничного перехода (709 и 708), либо до поворота на КПП (712), от перекрёстка дорог можно дойти пешком, или поймать попутку. Автобусные маршруты иногда меняются, так что уточняйте на месте.

Обратите внимание на эту карту, на ней я отметил маршрут автобуса No 709, если вы живёте в Айя-Напе, то этот автобус самый удобный.

Есть высокая вероятность, что этот пункт работает лишь днём, дорога к КПП с двух сторон окружена британской военной базой Декелия.

Автомобильный переход границы в Пергамосе (Pergamos)

Если вы проживаете в Ларнаке, и при этом направляетесь в Фамагусту, то для вас будет удобен пункт перехода расположенный близ деревни Пила. КПП называется Пергамос, а с турецкой стороны Байрамуду (Bayarmudu). Из Ларнаки на автомобиле до него не более 15 километров.

Для безмашинных туристов есть возможность доехать из Ларнаки на автобусе , прямо до КПП идут два маршрута No424 и No445. Погран. переход работает только днём, так же следует позаботиться о транспорте на котором вы будете добираться от КПП к Фамагусте по турецкой части острова.

Автомобильный переход границы в Астромеритисе (Astromeritis)

КПП расположен чуть западнее Никосии, через него удобно ехать в город Морфу, там находится монастырь святого Мамаса, античный город Соли. Достопримечательности не очень популярные у туристов, но тем не менее достаточно интересные.

Этот переход подойдет для жителей Лимассола и Пафоса, но лишь для тех кто водит автомобиль. Как доехать до КПП на автобусе я не знаю, есть вероятность что никак.

Есть ещё одна особенность у данного перехода, между греческой и турецкой частью огромная разграничительная линия, мне показалось что она километра два, а может и больше. Пройти пешком два километра весьма сложно, так что этот переход можно считать чисто автомобильным.

Непонятная ситуация и с его работой, по одним данным он функционирует только днём, по другим 24 часа. Точная информация доступна лишь на самом КПП.

Автомобильный переход границы в Пиргасе (Pyrgos)

Это ещё один автомобильный переход из Южного Кипра на Северный, переходить по нему пешком весьма неудобно (расстояние «зелёной зоны» более полутора километров). Про наличие автобусного сообщения на северном берегу Кипра мне известно не много, так что лучшим вариантом добраться до границы является автомобиль.

КПП Пиргас будет удобен для туристов, отдыхающих в городах Полис и Пафос, по крайней мере из них к погран. переходу ведёт очень живописная дорога. На турецкой стороне можно посетить античный город Соли, он расположен ближе всего.

Работает КПП днём, но в любом случае при пересечении границы поинтересуйтесь до какого времени можно вернуться на греческую часть острова. Не бойтесь что переход закроется, ведь всегда можно воспользоваться круглосуточным КПП в Никосии.

Хорошего вам отдыха на Кипре.

Прекрасный морской климат, триста солнечных дней в году, гостеприимный народ - все эти определения в полной мере подходят к обеим частям Кипра - греческой и турецкой. У каждой стороны есть плюсы и минусы, но главный плюс турецкой части - потрясающие пляжи с изумрудной водой. Даже многие киприоты-греки аккуратно шепотом признавались мне, что считают самым красивым именно северное побережье острова.

Турецкая Республика Северный Кипр - практически никем не признанное государство. В стране есть свой президент, конституция, флаг, герб, гимн. Население составляет всего 300 тыс. человек и почти все они этнические турки. Своих денег, как и банковской системы, на Северном Кипре нет, а официальной валютой считается турецкая лира.

Можно много рассуждать о причинах разделения Кипра, обвинять греческих или турецких киприотов, но, как часто это бывает с маленькими государствами, все решили "большие" соседи. За многовековую историю Кипром владели греки, ассирийцы, египтяне, персы, римляне, англичане, рыцари Ордена Тамплиеров, французы, турки, затем опять англичане. В 1960 году киприоты добились независимости от Англии. Был подписан многосторонний договор, согласно которому Турция и Греция были вправе в любой момент ввести свои войска на Кипр для защиты своих соплеменников. После ухода англичан все чаще возникали конфликты между двумя народами. В 1974 в Греции пришла к власти военная хунта, которая попыталась присоединить Кипр к Греции, против чего резко выступила Турция, и, воспользовавшись договором 1960 года, ввела войска на северную территорию…

Любая спорная территория всегда будет предметом торга, споров и конфликтов, но в данный момент на Кипре все условно спокойно. Киприоты-греки и практически весь мир продолжают не признавать Республику Северный Кипр, но при этом у северной территории есть негласная поддержка со стороны США. Республика Кипр не является членом НАТО и пока вступать туда не собираются, Турция же наоборот - является активным участником альянса, что дает возможность силам НАТО в любой момент воспользоваться военными базами, расположенными на столь выгодном месте посередине Средиземного моря.

2. Турецкие блок-посты тянутся по всей границе, но военных в них я не заметил:)

3. Территория английской военной базы.

4. Греческий блок-пост на границе в Никосии.

Жители обеих территорий могут свободно перемещаться по острову. Для туристов, прибывших в греческую часть, нет никаких преград для посещения турецких территорий, однако, если вы прибыли в порт или аэропорт Северного Кипра, то при въезде в южную часть теоретически могут возникнуть проблемы. Когда я пересекал границу, греки вообще не посмотрели паспорта, а турки поставили штамп, но не в паспорт, а на отдельную бумажку. То же самое было на обратном пути. В итоге в паспорте никаких отметок о пересечении границы Северного Кипра не было вообще.

Из всех достопримечательностей мне больше всего понравился собор святого Николая, а ныне действующая мечеть в Фамагусте. Собор был построен в 1328 году Лузиньянами (известный дворянский род Западной Франции, правящий в те времена Кипром). После захвата Кипра турками в 1571, к собору был пристроен минарет. Таким образом, огромный готический собор стал мечетью, которую местные жители стали называть мечетью магусской ая-Софии по аналогии с бывшим православным собором Св. Софии в Стамбуле. После вторжения турецких войск в 1974 году мечети в Фамагусте дали имя Лалы Мустафы Паши.

6.

7.

8.

9.

10. Следы английского пребывания в Фамагусте

Кроме крепости и готической мечети интересно посетить район Вароша. Во время турецкой операции этот, когда-то фешенебельный, район был полностью эвакуирован. Все греческие семья были вывезены в южную часть острова, люди не успели взять с собой даже личные вещи. Военные рассказывают, что эвакуация проходила в обеденное время и во многих квартирах до сих пор остаются накрытые обеденные столы. В магазинах на прилавках лежит товар времен 70-х. Все покрыто огромными слоями пыли. Сегодня район Вароша называют городом-призраком. Греков и журналистов сюда не пускают. Фотографировать здесь категорически запрещено. Не испытывайте судьбу! Турецкие военные очень строго следят за этим. Мне удалось сделать пару снимков издалека, но в самом городе-призраке фотографировать я не решился.

11.

Любителям античной архитектуры рекомендую заехать в древний полис Саламис (Саламин). Древнегреческий город был основан в V веке до н.э. героем Троянской войны - лучником Тевкром. Город имел очень удачное географическое положение и быстро стал центром торговли с Египтом, Финикией и Киликией. Со временем Саламис фактически стал столицей Кипра. Сегодня это музей под открытым небом, а в хорошо сохранившемся амфитеатре периодически проходят концерты и общественные мероприятия. Вход на территорию музея платный - 2 Евро или 4 Турецкие Лиры.

12.

13.

Возвращаясь к началу моего рассказа, хочу уделить особое внимание побережью Северного Кипра. Если Вы хотите провести день на безлюдном пляже с чистым песочком и изумрудной водой, то Вам непременно нужно посетить это место. Если в южной части острова довольно много туристов, то на севере - тишина и благодать. На побережье есть несколько отелей 3, 4 и 5 звезд, так что Вы легко подберете себе вариант по своему кошельку. Заняться вне отеля особенно нечем, но если хочется немного побыть «овощем», то это идеальный вариант.

14.

15.

Добраться до Северного Кипра можно Турецкими авиалиниями через Стамбул. Лететь от Стамбула около часа. Думаю, что для полноты картины будет интересно провести несколько дней в обеих частях Кипра, но в этом случае прилетайте лучше в Ларнаку или Пафос.

Приятного путешествия!

P.S. Устал отвечать на бред про то, какие плохие турки и хорошие греки. Рано или поздно Кипр вновь станет единой страной, но я не хочу ждать, пока какие-то там лживые политики договорятся между собой. Я хочу увидеть мир, мне интересно - я еду. Если рассуждать так критично, как некоторые ниже, то русским ни ногой в Германию. На маленьком острове Кипр нет столько людей, сколько погибло от рук фашистов! Но миллионы русских едут в Германию попить пива и скушать колбаску. Каждый вправе сам выбирать, куда ему ехать, а куда не ехать.

Поездка на Кипр ещё не началась, а нас с Лучано уже мучил вопрос: стоит ли посещать турецкую сторону, и может ли это вызвать проблемы?

В Северном Кипре находится немало интересных достопримечательностей (древний город Саламис, замок Отелло, Киренийская крепость, мыс Андреас - самый краешек кипрского "хвостика"...), поэтому поехать хотелось, но без излишних рисков и последующих трудностей с документами.

На конец ХХ века основным населением острова были греки и чуть менее основным - турки. Много лет греки-киприоты жили под управлением Османской империи, мечтая избавиться от неё и присоединиться к Греции. Турков сменили британцы, а, когда поняли, что терпение киприотов лопается, ушли, но с условием соблюдения прав национального меньшинства, т.е. что Кипр останется суверенным государством.

Греческий Кипр (южный) и турецкий Кипр (северный)
В 1974 году на Кипре произошёл военный переворот, новое правительство объявило об объединении с Грецией, Турция ввела на остров войска, и страна раскололась надвое. Греческая половина считает себя единственно законной, турецкая же объявила, что представляет собой независимое государство - Турецкая республика Северного Кипра, а на деле стала чем-то наподобие заморской провинции Турции.

Что говорят местные о поездках на Северный Кипр?

В мы расспросили о поездках в Северный Кипр у консультанта местного туристического центра. Он ответил, что в турецкую часть Кипра ездить не стоит, это вызовет трудности не только с въездом на Кипр в будущем, но и с выездом. Якобы в паспорт ставится штамп о посещении Северного Кипра, после чего выехать можно только через северный аэропорт, а это нелегально. Я подумала, что это шутка, ведь в интернете есть отзывы о поездках в турецкий Кипр, но нет. То же самое говорили смотрители музеев и просто случайные собеседники - поедете в Северный Кипр, больше никогда не сможете посетить южный.

Потом случилось следующее. В автобусе до Айя-Напы Лучано спросил у водителя, какая у него конечная остановка, тот ответил: "Фамагуста, турецкая сторона. Можете доехать со мной, если надо". Мы ехали в , поэтому отказались, да и вероятность получить нежелательные штампы в паспорт пугала. Однако тут закрались сильные сомнения в том, что в туристическом центре нам сказали правду.

Как на самом деле обстоят дела с посещением Северного Кипра?

Правда про штампы о посещении Северного Кипра выяснилась в Никосии. Стоило зайти в историческую часть города, как сразу же мы наткнулись на сетку, отделяющую греческую территорию от турецкой с табличкой "вход запрещён", но продавец магазина поблизости рассказал, что просто проходить надо через пропускной пункт. Там показываешь паспорт, заполняешь формуляр . "Мы сами туда постоянно ходим, а они к нам".

На пропускном пункте на улице Ледрас у нас действительно только посмотрели паспорт, никаких штампов не ставили. Бумаг мы тоже не заполняли. Между двумя частями Никосии постоянно происходит движение, и никакого видимого конфликта нет. Единственное свидетельство политической напряжённости - усердное развешивание флагов. Обычным жителям, похоже, всё равно. Хотя наверняка с обеих сторон есть ярые патриоты, сильно переживающие за идею. И турецкий, и греческий Кипр ненавязчиво промывает мозги всем, кто готов их слушать. Греки говорят, что турки оккупировали Кипр, а турки, что ничего такого, и что давно они хотят объединиться, только греки против.

Моё личное впечатление: греческая сторона замалчивает военный переворот, а турецкая насильное выдворение греков с севера страны (якобы люди переехали "в силу обстоятельств"). Подозреваю, что последнее было болезненно для греков, может быть поэтому они так и отвечают на вопросы о Северном Кипре. Ведь никогда не знаешь - возможно человек или его семья пострадала от конфликта, кто-то из друзей лишился дома. Есть ощущение, что в юго-восточной части конфликт острее, а в Никосии с этим проще.

В том же, чтобы попасть в Северный Кипр нет ничего ни опасного, ни криминального, и никаких проблем в будущем это не вызовет. Что касается языка и денег, и в южном, и в Северном Кипре большинство людей хорошо говорят на английском (в обычной жизни греки-киприоты общаются на греческом, а турки-киприоты на турецком), и там, и там можно пользоваться евро (хотя вообще в Северном Кипре официальная валюта - турецкая лира, но они принимают евро).

Где остановиться, чтобы ездить по Северному Кипру?

Если планировать поездку по Северному Кипру, лучше всего остановиться в Никосии, потому что там до пропускного пункта можно дойти пешком, а её турецкая часть хорошо связана с городами Северного Кипра.

Мы думали попробовать поехать в Фамагусту (главный туристический город Северного Кипра) из Ларнаки, но всё-таки послушали совета местной жительницы, с которой разговорились на остановке. Она сказала, что до Фамагусты едут только некоторые автобусы направления Ларнака - Айя-Напа - Протарас, нужно спрашивать у водителя. Потом, не все водители доезжают до города, некоторые только до пропускного пункта, а оттуда ещё пешком 3-4 км. Возвращаться надо к определённому времени, около пяти вечера, иначе останешься ночевать там. Учитывая, что и с той стороны транспорт до Ларнаки не гарантирован, то звучит не очень.

Проезд через порты и аэропорт Северного Кипра

Единственное, что может повлечь за собой проблемы - это въезд или выезд через аэропорт/порты Северного Кипра и штамп о пересечении границы. После этого о южном Кипре можно забыть до тех пор, пока страна снова не объединится (что, кстати, вполне может произойти в скором времени, имеются планы). Также после этого не стоит рассчитывать на шенген для Греции, т.к. она не признаёт Турецкую Республику Северного Кипра (впрочем, как и весь остальной мир, за исключением Турции). Это название вообще лучше в южном Кипре не произносить, т.к. там это никакая не республика, а нелегальный захват территории.

По факту же Северный Кипр и правда живёт почти как отдельное государство. У него есть своё правительство и свой аэропорт - Эрджан.


Аэропорт Эрджан, Северный Кипр
Наши авиакомпании не стесняются туда летать. И у Аэрофлота, и у S7 есть рейсы и в Ларнаку, и в Эрджан. Подозреваю, что можно точно также ездить прямиком в Северный Кипр и посещать южный через пропускные пункты, но не уверена. Если у кого-то был такой опыт, было бы интересно узнать.

Похожие статьи