Собор преподобных оптинских старцев. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Оптина пустынь – обитель с трудной и необычной историей. Разоренная оброком в годы правления Петра I, разрушенная практически до основания и превращенная в лесопилку и дом отдыха в годы богоборчества, Оптина пустынь выстояла и до сих пор принимает паломников, а чудеса Оптинских старцев известны по всему миру. Молитвы Оптинских монахов помогают людям, а мы расскажем вам о прекрасной обители, ее истории и наследии.

История монастыря

Оптина пустынь – ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.

Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.

Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.

В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав “малобратным монастырем”. Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.

В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена. Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет. Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.

Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.

В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников.

Храмы Оптиной пустыни

Введенский собор

Это – главный храм Оптиной пустыни, который строили с 1750 п0 1771 год. В храме находятся мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптиной пустыни, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.

Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери

Впервые этот храм Оптиной пустыни был построен в 1809-1811 году. В советские годы он был разрушен до основания. В 1989 году археологи обнаружили фундамент храма. Считается, что в келии при храме когда-то жил преподобный старец Анатолий (Потапов). В 1996 году храм был восстановлен и сначала стал усыпальницей старцев Оптиной пустыни. В 1988 году среди всех старцев Оптиной пустыни первым в лике святых был прославлен преподобный Амвросий. В 1996 году уже четырнадцать Оптинских старцев были признаны святыми, мощи семи их них торжественным крестным ходом перенесли в Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. По сей день храм остается усыпальницей Оптинских старцев.

Храм Преображения Господня

Этот храм был заложен Патриархом Алексием II во время его последнего визита в Оптину пустынь и освящен в 2007 году. Храм не случайно посвящен Преображению Господню. Получилось так, что Оптина пустынь была окончательно закрыта именно на день Преображения Господня в 1923 году. На территории монастыря появились другие организации, а братия монастыря начала свой исповеднический путь. Многие из них поселились в Козельске, в местных деревнях. Некоторые были арестованы. В Храме Преображения Господня хранятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко).

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Этот храм был построен в 1881 году, но впоследствии разрушен и восстановлен лишь в 1996 году. В храме хранятся мощи преподобных старцев Оптиной пустыни Моисея, Антония и Исаакия I. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери – самый большой храм обители.

Храм в честь преподобного Илариона Великого

Этот храм находится за стенами Оптиной пустыни. Он был построен в 1874 году. В том же здании находятся гостиница и трапезная для паломников.

Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В этом храме совершаются богослужения по особому уставу для монашествующих. Паломники допускаются на богослужения в храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна лишь по особым дням: Рождество Иоанна Предтечи, Собор Иоанна Предтечи, Усекновение главы и понедельник Светлой седмицы.

Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

Этот храм достаточно новый, его построили в 2000 году на территории подсобного монастырского хозяйства.

Передвижной храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Этот храм является передвижным и устанавливается в Оптиной пустыни там, где идут сезонные полевые работы.

Храм в честь преподобной Марии Египетской

Этот храм сейчас находится в стадии реставрации.

Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского

Этот храм расположен на территории Иоанно-Предтеченского скита. В здании храма сейчас – гостиница для паломников.

Храм в честь Всех Святых

Этот храм находится на месте бывшего монастырского кладбища за пределами монастыря. В годы богоборчества был полностью разрушен и сейчас находится в стадии восстановления.

Часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта

Эту часовню построили в 2008 году. Сейчас она расположена на территории монастырского кладбища.

Оптинские старцы

Оптинское старчество основал

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768–1841)

Огромное количество обездоленных и паломников стекалось в Оптину пустынь, чтобы стать свидетелями многочисленных чудес, творимых старцем. Учеником и сотаинником старца Льва был

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788–1860)

Он понес подвиг старческого окормления, а основой жизни христианина считал смирение. Известны слова старца: «Есть смирение - все есть, нет смирения - ничего нет».

Еще одним учеником старца Льва был

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782–1862)

Он был кротким и мудрым. Застал расцвет Оптиной пустыни, во многом своим расцветом обитель обязана именно ему. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Сподвижником и братом Схиархимандрита Моисея (Путилова) был

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795–1865)

Будучи смиренным молитвенником, он нес тяжелый крест телесной немощи. В болезни, незадолго до своей кончины он говорил «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».

У старца Макария был преемник

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805–1873)

Он был известен тем, что возвратил в лоно Церкви многих, отпавших от нее и скончался в молитве, сжимая четки в руках.

Одним из самых известных Оптинских старцев был и остается

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812–1891)

Он известен многочисленными чудесами. Будучи учеником старцев Леонида и Макария, старец Амвросий унаследовал от них благодатный дар, он служил людям тридцать лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри. Широко известны письма и наставления старца Амвросия. Он прославлен в лике святых.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1894)

Был известным молитвенником и подвижником, также окормлял Шамординскую женскую обитель. Его знали, как человека обладающего уникальным даром утешителя во всякой скорби.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810–1894)

Управляя обителью, он обладал удивительной добротой и смирением, а двери его келии всегда были открыты для страждущих. Убранство его келии отличалось простотой и аскетичностью.

Среди множества старцев Оптиной пустыни один застал всю тяжесть поругания святого места. И вынужден был стать свидетелем богоборчества. Этим старцем стал

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865–1938)

Четыре раза он находился за свою веру в тюремном заключении по ложным обвинениям и был расстрелян 8 января 1938 года. Его святые мощи не обретены и захоронены в братской могиле. Его кончина увенчана страданиями за Господа нашего Иисуса Христа.

Чудеса Оптиной пустыни

По молитвам старцев Оптиной пустыни не раз свершались Оптина пустынь – место для паломничества, многие и сейчас ожидают именно чудес, рассказы о них часто встречаются на православных форумах и порталах. Но, конечно, истинное чудо – существование древней обители, прошедшей через множество испытаний. Многие храмы были уничтожены до основания и до сих пор находятся в стадии восстановления. Оптинских старцев и монахов пытали и убивали в богоборческие годы, но обитель до сих пор жива.

Чтобы не впасть в искушения, нам не стоит основывать нашу веру на чудесах. Ведь с нами всегда чудеса православных Таинств – например, таинства Евхаристии. Чтобы стать свидетелями собственных чудес, многие из которых зачастую происходят в душе человека, вы можете отправиться в паломничество в Оптину пустынь, посетить монастырские службы и помолиться вместе с Оптинскими монахами.

Не стоит искушать Господа непременным ожиданием чудес от паломничества, ведь все, что дается нам, дается во имя спасения и, если мы не получили просимое, значит для нашей души это не было необходимо.

Молитвы

Оптинский молитвослов насчитывает множество молитв. Вы можете прослушать:

Вечерние молитвы Оптиной пустыни

Особенна трогательна Оптинская молитва матери о детях, в которой говорится о том, что мать должна быть готова отдать своих детей для служения Господа и принять Его волю, не желая им мирских благ, если в этом нет необходимости для их спасения. Оптинский молитвослов вы можете прочитать на сайте обители .

Широко известны молитвы Амвросия Оптинского:

О начале всякого дела

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.

О семье

В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.

За врагов

Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена) , прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.

Сретение в Оптиной — вслушайтесь! — мягкое созвучие, которое волнует стихотворца, как, впрочем, и созвучие названия "Оптина Пустынь". Но оно стало в итоге названием не стиха, а цикла заметок. И вот почему.

Сретение Господне канонически продолжается 8 дней: с 15 по 22 февраля. Но поскольку церковный день начинается с вечера, то Сретение реально празднуют с 17 часов 14 февраля. И эта первая вечеря — самая торжественная. Так что в светских понятиях этот праздник продолжается 9 дней. И все они наложились на 14 дней моего пребывания в Оптиной. Поэтому никаких других версий названия заметок у меня даже не возникало.

На самом деле Сретение — день поворотный от Ветхого Завета к Новому. Но Пресвятой Богородице было угодно сделать его предвесенним, теплым. Двадцати-тридцатиградусные морозы понедельника-вторника снизились в среду до минус 2. Свежий мягкий снег с нежностью покрыл округу. Голуби, участвующие в исходном сюжете Сретения, расселись огромной стаей над фреской святых ворот монастыря. На ней изображено введение Богородицы в Иерусалимский Храм (это же Свято-Введенская Оптина Пустынь) — вероятно, более близкого к празднику сюжета у голубей просто не нашлось под крылом.

А вот ангелы поприветствовали праздник (он на самом деле соединяет в себе черты Богородичного и Господского праздника) неожиданным образом. И то, что неожиданно для меня, для читателя этих заметок будет тем более неслыханным. Лучше поясню.

По свидетельству книги Иова, в то мгновение, когда были сотворены звезды, "восхвалили Господа гласом великим все Ангелы Божьи". Эти прекраснейшие гимны воспеваются и до ныне бесплотными хорами. Ликование этих духов при сотворении именно звезд не случайно, ибо эти существа таинственно управляют небесными светильниками. Вифлеемская звезда была ангелом. А "Апокалипсис" даже знает ангела, "стоящего на Солнце".

И вот в конце облачного снежного дня Сретения я вышел после вечернего правила из храма архангела Михаила на скитский двор и застыл в изумлении. В ясном небе горели созвездия, какие бывают разве что в горах. Прямо передо мной стоял красавец Орион, над головой — Кассиопея, за спиной — Большая Медведица. Но Ковш, ладно, а вот такого красивого Ориона я, пожалуй, прежде и не наблюдал. Было, к примеру, ясно видно, что Бетельгейзе именно красная звезда... До пояса Ориона иногда поднимались дымы кочегарки скита, которые сдувало далее так, что они смешивались с туманностями Млечного пути...

С 14 по 22 февраля в центре Казанского храма была выставлена Сретенская икона, к которой я каждый вечер подходил для поцелуя. Она была украшена по периметру белыми розами и белыми лилиями — то есть чуть ли не самыми влаголюбивыми цветами, не уживающимися друг с другом в одной вазе, однако прекрасно чувствующими себя в одном окладе. В течение девяти дней они оставалась свежими и пахучими, так что их можно было бы продавать в цветочном ларьке. Поскольку сама икона была без стекла, их вряд ли даже спрыскивали из пульверизатора. Что это? Обыденное чудо? Благодать Пресвятой Девы? Кажется, никто кроме меня не обращал на это внимания.

На клиросе пели: Радуйся, Благодатная Богородица Дева, из Тебя воссияло Солнце правды - Христос Бог наш, просвещающий во тьме...

На фотографии схимонах в традиционных расшитых одеждах. Это высшая формальная ступень монашества, когда монах уже не трудится на послушаниях, а только молится. В Оптине таких несколько человек. К одному из них я обращался за помощью в отсутствие старцев*.

[Конкретно на этом фото - схиархимандрит Захарий (Потапов), с которым не общался. Но зато был впечатлен обстоятельствами его рождения.
Его папа уезжал на фронт. Эшелон стоял в ожидании отправления недалеко от их селения. В день отправления отца на фронт родился у него сын — будущий молитвенник и подвижник благочестия. О рождении сына хотели сообщить воину, отправляющемуся на войну. Бежал старший брат родившегося младенца к эшелону, но не успел обрадовать отца: поезд уже ушёл. В первом же бою папа отца Захарии погиб].

Священники же были одеты в голубое. В праздники, посвященные Божьей Матери, служба совершается в облачениях голубого цвета, потому что Пресвятая Богородица, будучи избранным сосудом благодати Святого Духа, являет собой небесную чистоту и непорочность.

В день отдания праздника Сретения (23 февраля) у меня как раз случился личный праздник, про который я упомянул в последних строках предыдущей заметки.

_________________

* — На мой ограниченный и субъективный взгляд про личности Оптины можно пока сказать следующее:
лучший дьякон — иеродиакон Илиодор (Гариянц), лучший исповедник — иеромонах Силуан, лучший молитвенник — схимонах Евфимий. (Надеюсь, они этого никогда не прочтут, так как похвалить монаха — все равно что подставить подножку бегущему).

Славится также иеромонах Антоний. На каждую исповедь он приносит стопку книг, высотой в полметра. И по необходимости отправляет исповедующихся перечитать какую-нибудь главу, разъясняющую нюансы исповедуемого греха. Я у него тоже побывал разок, и прочитанная глава оказалась полезной. Но о. Силуан мне понравился больше: с ним можно просто поговорить после исповеди — сразу после разрешительной молитвы. Кажется, именно он запечатлен на этой ретро-фотографии из 90-х.

1. Один из келейников отца Селафиила рассказал следующее. Однажды, читая батюшке (старец ничего не видел уже более 20 лет, но любил, когда ему читают духовные книги), он дошел до следующего рассказа:

«Некий человек впал в великий грех, и духовник запретил ему причащаться до конца дней. По прошествии некоторого времени человек этот, охваченный отчаянием, пошел к патриарху и рассказал ему о случившемся, надеясь, что патриарх разрешит его от греха. Однако патриарх одобрил запрещение духовника. В состоянии еще большего отчаяния грешный человек пришел в один монастырь. Настоятель, видя, в каком он состоянии находится, спросил его, что с ним. Человек этот рассказал ему всё: и как он был у патриарха, и как тот не стал разрешать его епитимию. Настоятелю стало жалко бедного человека, и он сказал:

– Смотри, я разрешаю тебя от этого греха и впредь буду нести епитимию за него, а ты завтра утром пойди на литургию и причастись.

Так они и сделали».

Келейник, читавший этот рассказ, в недоумении спросил отца Селафиила:

– Батюшка, как может настоятель брать на себя грех, связанный патриархом? И сколько же покаяния нужно было принести ему, и через сколько времени Бог мог простить их обоих?

Отец Селафиил ответил:

– Да Бог сразу же простил их обоих, ибо видел, что настоятель сделал это из любви, поскольку ему жаль стало этого человека, и Он простил обоих сразу же.

41. Священникам и монахам Русской Церкви не платят жалованья. Но поскольку в период гонений батюшка работал на государство, то на старости лет имел маленькую пенсию, которую получал в монастыре. На эти деньги батюшка покупал книги и посылал их сельскому священнику.

42. Батюшка был очень милосердным. Когда храмы стояли закрытые и он жил в селе, люди приходили к нему и приносили много денег. На эти деньги батюшка творил милостыню. Однажды он заплатил людям, чтобы они построили дом. Когда дом был готов, он позвал одну вдову, оставшуюся без кола и двора, и вручил ей ключ, сказав, что этот дом ее.

43. Батюшке в келью посетители приносили сладости, вино и консервы. Этим он угощал и братий. Иногда он говорил:

– Если придет отец такой-то, дай ему рыбных консервов и вина, а то они сегодня заливали бетон, а еда у нас в трапезной слабовата.

44. Отец Кир, монастырский врач, рассказал, что однажды состояние здоровья старца резко ухудшилось. Когда-то в лагере он отморозил ноги, и вот теперь они отекли и покрылись кровоточащими язвами. Врач подумал, что в возрасте 90 лет старцу не перенести этой болезни, и он умрет. Но через три дня, придя к нему, он увидел, что с батюшкой все в порядке.

– Батюшка, – сказал врач, – ты знаешь, что идешь на поправку?

– Знаю, – ответил старец, – этой ночью пришел ко мне святой мученик Христофор и сказал: «Селафиил, не волнуйся, ты выздоровеешь».

– Это хорошо, батюшка, – пошутил врач, – но тогда уж сказал бы и мне, чтобы я так не усердствовал.

Отец Селафиил никому больше не говорил об этом, а келейник сказал, что батюшка раскаивается, что произнес эти слова.

45. Больше всего батюшка ненавидел тщеславие. И не выносил даже самой малой похвалы. Один из келейников, перейдя жить в келью батюшки, в первый же день сказал себе: «Всё, отныне не буду больше есть яиц и пить вина, ведь схимники не пьют вина». И вот через пару дней отец Селафиил говорит ему за обедом:

– Брат, налей-ка нам по кружечке вина.

Брат этот был дородный, весил более 90 килограммов, а батюшка маленький и тщедушный. Когда они выпили по кружечке, батюшка снова говорит:

– Налей еще по одной.

Брат видит: у батюшки покраснел нос и язык стал заплетаться. Затем батюшка сказал:

– А теперь запри дверь, и давай поспим немного.

Батюшка сделал это затем, чтобы выбить у брата из головы ту мысль, будто быть схимником значит не пить вина. А ведь батюшка вообще не брал в рот ни капли, и не только по воздержанию, но и потому, что уже 40 лет страдал язвой желудка в тяжелой форме.

46. Из-за язвы желудка у батюшки в келье всегда имелся мешочек с сухарями. Видя, как важно для батюшки иметь под рукой сухари, я сказал ему однажды:

– Батюшка, благослови нам пойти в трапезную, нарезать хлеба и подсушить его на плите, сухари тут же и будут готовы.

Батюшка робко ответил:

– Нет, не надо, чтобы не произошло соблазна, будто я посылаю вас пользоваться плитой в трапезной, и чтобы братия не возроптали. Не надо, нам носит их просфорник, когда может, он ведь сушит просфоры, если они у него не получаются как следует.

Так заботился батюшка о том, чтобы не побеспокоить и не ввести в соблазн никого.

47. В другой раз один священник из Румынии привез для батюшки посылку с книгами, чтобы он раздавал их верующим. Батюшка очень обрадовался книгам, как дитя, хотя сам ничего не видел и не мог их читать. Он сел радостный на краешек кровати и попросил принести книги, чтобы он положил на них руку. И тут же спросил:

– А на улице уже стемнело?

– Нет, батюшка.

– Ну, раз так, то подождем; когда стемнеет, тогда и принесете их. Чтобы не увидел их кто-нибудь из братий и не сказал: «Ты посмотри, какие у них книги», и не впал в соблазн.

48. Однажды батюшка лежал на кровати, а я за столом писал иконочку. После затянувшейся тишины, когда я уже думал, что батюшка спит, он вдруг говорит:

– Ой, ой, какие они красивые!

– Кто, батюшка?

– Двое юношей.

Полагая, что батюшка видит ангелов, я подумал, что это, должно быть, мой ангел хранитель и еще один ангел пришли, чтобы научить меня писать иконы. И я начал у него выспрашивать:

– А где они стоят, батюшка?

– И что делают?

– Молчат.

– А они красивые?

– Очень красивые.

– Очень красивые, но только я знаю, сколько коварства скрывают они!

И затем сразу же:

– Фу, какими отвратительными они стали! Всё, уходят!

Я еще спросил его, зачем они приходили и что делали. Батюшка сказал, что эти двое были бесами из мудрых, посланными с самого престола сатаны, чтобы послушать, о чем мы советуемся (то есть что нам советует батюшка), и знать, какие искушения нам еще подготовить.

49. Однажды, сидя в кровати, батюшка заговорил:

– Эта рыба хорошая, но она недосолена.

– Какая рыба, батюшка? Ты сидишь в кровати, а не за столом.

– Да, я вот проголодался и захотел съесть кусочек рыбы, но она недосолена.

Брат пошел в трапезную и, к своему великому удивлению, увидел, что там жарят рыбу. Тут надо заметить, что в Новом Нямце редко едят рыбу. И если бы я не читал о старце Порфирии, как он сходил духом под землю и пробовал воду из источников, чтобы увидеть, сладкая ли она, то подумал бы, что отец Селафиил бредит. Но, видимо, и он мог идти духом, куда хочет, и если у него был аппетит, то и рыбы отведать.

50. Батюшка достиг чистоты ребенка. Диавол уже не мог его одолеть никакой страстью. Келейник, ночевавший в той же келье, говорит, что у батюшки было два сна: первый, будто он ест, а второй, будто идет дождь с грозой в келье. Дождь и гроза во сне – вот и всё, что еще мог диавол воздвигнуть против старца.

51. Батюшка никогда не повелевал, даже самому юному послушнику, даже ребенку. Он считал себя ниже всех и показывал это своей жизнью. Когда наступал час молитвы, батюшка спрашивал своего келейника, хочет ли он сотворить молитву. Бывало, что братия, читавшие ему, уставали, потому что батюшка хотел, чтобы ему вычитывали весь суточный круг богослужений, три канона, одну кафизму, один акафист, одну кафизму из Псалтири Пресвятой Богородице. Когда всё это читалось лишь двумя людьми по несколько дней подряд, то бывало тяжеловато. Так, у одного из келейников образовалась рана в горле от столького чтения, ведь нужно было читать громким голосом, поскольку батюшка плохо слышал. Так что бывало, что и не хотелось читать. Тогда мы говорили:

– Не теперь, батюшка.

– А когда?

– Попозже, мы устали.

– Хорошо, – говорил батюшка без обид, – тогда и я присоединюсь к вам.

И, продолжая сидеть на стуле, тянул четки. Через несколько минут снова говорил:

– И сколько же сейчас времени? Наверно, прошел уже час.

– Не прошел, батюшка, прошло всего пять минут.

– А, ну ладно.

И начинал снова тянуть четки. Затем через пару минут снова говорил:

– Еще не прошел час?

– Нет, батюшка, прошло всего пять минут!

Но поскольку терпение и смирение батюшки побеждало нас, то мы переставали сопротивляться и говорили:

– Батюшка, хочешь, чтобы мы начали молитву?

– Да! Хочу! – отвечал батюшка радостно и без следа огорчения.

– Благослови!

– Благословен Бог наш…

Так поступал батюшка всегда: и на молитве, и за столом, во всем. Ничего не делал, пока не спросит у стоящего рядом: «Помолимся?» – или: «Поедим?» – или: «Пойдем в церковь?» И если ему говорили: «Нет!» – то он больше не настаивал, кто бы с ним ни был, повинуясь во всем, словно учеником был он. Если нужно было, он менял свое время сна и молитвы, как того хотел келейник, и не держал никаких обид.

52. Однажды утром он сказал:

– Этой ночью я думал, что умру, так сильно у меня болела печень. Я уже хотел помолиться Богу, чтобы Он меня забрал, да побоялся, как бы не пойти против Его воли.

Батюшка не молился даже о том, чтобы у него прошла боль, говоря, что таким образом Бог очищает его.

53. В другой раз он сказал мне, что в болезнях он достиг бесстрастия, так что ему кажется теперь, что у него вовсе нет плоти.

54. Даже когда его мучили лютые непрекращающиеся боли, он никогда не проявлял недовольства, и если его спрашивали о чем-нибудь, то отвечал со всей любовью и никого не заставлял себя ждать.

55. На погребении отца Селафиила владыка Доримедонт сказал:

– От нас ушел столп, поддерживавший Церковь, молитвенник о душах наших, наставник, мученик и исповедник. У отца Селафиила был дар от Бога. Каждый грешник, приходивший к нему, какие бы большие грехи у него ни были, уходил утешенным и с надеждой на спасение.

56. Отец Селафиил умер так, как хотел этого. Дверь в дверь с кельей батюшки жил отец Сергий, архимандрит, который перед смертью не мог есть десять дней. Иногда отец Селафиил говорил:

– Хорошая смерть была у отца Сергия, мне тоже хотелось бы не есть десять дней перед смертью.

Так оно и случилось, ибо в последние десять дней батюшка не мог ни есть, ни пить, потому что его рвало. Из-за летней жары во рту у него пересыхало, и единственное, что можно было для него сделать, – это смочить ему губы влажной салфеткой. Батюшка был в ясной памяти, но не мог говорить от измождения. В последний день, когда влажная салфетка коснулась его губ, батюшка отвел ее рукой в сторону, тем самым показывая, что в этом нет необходимости.

Он подвизался до последнего мгновения и угас, как свеча, догоревшая до конца. Присутствовавшие при кончине говорят, что батюшка распрямил руки перед последним вздохом.

В последние дни батюшка говорил, что его посещал один очень красивый святой мученик, говоривший ему длинную речь о вере и будущей жизни, а также женщина в белом.

57. Что отец Селафиил был совершенным – это видно было по всему. Любой может держать себя в руках в присутствии гостей, но быть невозмутимым все время – для этого нужно иметь благодать Божию.

Случалось и мне читать батюшке правило вместе с келейником. В течение трех месяцев я находился в келье батюшки с утра, как только он просыпался, и до вечера, когда он ложился спать. И во все эти дни, мучила ли его бессонница, страдал ли он от лютых болей, я ни разу не слышал, чтобы он сказал: «Оставь меня в покое», – или: «Мне некогда», – или: «Займитесь своим делом». Ни видом своим, ни движением он ни разу не выказал нетерпения или недовольства, даже малейшего. Так что я ни разу не почувствовал себя ни огорченным, ни обиженным или обойденным вниманием, хотя у меня никогда не было должного поведения.

В отце Селафииле явственна была любовь, которой Христос любит людей, ведь сколько раз я ни проявлял непослушание ему и ни перечил ему, батюшка ни разу не сказал: «Вот видишь, если бы ты меня послушал», – или: «Я же говорил тебе», – но всегда встречал меня с неизменной любовью, словно мое прегрешение не касалось его. Поэтому я могу сказать, что никогда еще не видел таких людей, как отец Селафиил.

Руководители, сестры милосердия и добровольцы Православной Службы Милосердия Екатеринбургской епархии вернулись из паломнической поездки, организованной приходом храма великомученика и целителя Пантелеимона. Впервые состоялось такое продолжительное и далекое паломничество. За 9 дней его участники проехали более 5 тысяч километров по нашей большой стране и посетили несколько жемчужин Русской Православной Церкви: Оптину пустынь, Троице-Сергееву Лавру и Дивеево, где не только участвовали в богослужениях, но и попробовали монастырское послушание.

Эта поездка стала незабываемым праздничным путешествием – мы словно прикоснулись к вечности, приобщились к непреходящей пасхальной радости Воскресения Христова. Наше паломничество пришлось на светлое время между Пасхой и Пятидесятницей, когда в храмах поются пасхальные песнопения, звучат возгласы «Христос Воскресе!», а вся земля пробуждается от зимнего сна и наполняется цветущей зеленью и пением птиц, являя образ воскресения.

Путешествие проходило на автобусе экскурсионно-паломнической службы «Лествица». Мы проезжали по разным городам и деревням, и поэтому у нас была уникальная возможность ознакомиться со средней полосой России – той землей, что и называлась Святой Русью. Дорога в одну сторону занимала больше суток, поэтому мы делали остановки и обязательно заходили в местные храмы.

Таким образом, помимо Оптиной пустыни, мы побывали в Нижнем Новгороде, Боголюбово, Владимире, Сергиевом Посаде, Шамордино и Дивеево.

Владимир

Незабываемое впечатление оставило посещение Владимирского Успенского собора, который построен в XII веке князем Андреем Боголюбским. Там покоятся мощи русских князей и находится Владимирская икона Божией Матери, перед которой молились наши правители, приступая к своему непростому служению на посту главы княжества. Мы побывали в соборе на торжественной Божественной Литургии, молились вместе с архиепископом Евлогием. В этот день в Успенском соборе было большое событие – в храм всего на несколько часов была доставлена Максимовская икона Божией Матери, которая пока не возвращена Церкви и хранится в музее, и мы смогли приложиться к ней и принять участие в крестном ходе. Также мы познакомились с отцом Сергием, который рассказал о росписях Успенского собора, сохранившихся фресках работы Андрея Рублева. Батюшка поделился историей своего прихода к Богу, помощи и заступничества в его жизни Божией Матери, список с Владимирской иконы которой находится на иконостасе храма.

Троице-Сергиева Лавра

Особое место в нашем паломничестве заняла Троице-Сергиева Лавра, где мы помолились вместе с братией на утреннем молитвенном правиле, начинающемся в 5.30, затем исповедовались и причастились за Божественной Литургией. Здесь находятся мощи преподобного Сергия Радонежского, а также множество других святынь: огромные ковчежцы с частицами мощей и раки с мощами, часть камня Гроба Господня. Есть ручка Вифлеемского младенца. В комнате с этими святынями охватывает благоговение и трепет – предстоишь сонму святых и даже можешь к ним прикоснуться. Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!

Четвертый удел Богородицы

Дивное Дивеево. Чтобы попасть к батюшке Серафиму, мы проделали большой путь. Ехали весь день, несколько часов отняла большая автомобильная пробка и, Слава Богу, успели! До закрытия монастыря оставалось еще 2 часа. Мы приложились к мощам преподобного Серафима Саровского, к его мотыжке, иконе Божией Матери «Умиление». Медленно, шаг за шагом, мы прошли по Канавке Пресвятой Богородицы, углубившись в молитву Божией Матери. Кстати, в этом месте ощущаешь какую-то невероятную тишину, тишину сердечной молитвы, хотя одновременно по Канавке идут десятки и сотни человек. Обязательный пункт маршрута – источник преподобного Серафима Саровского, здесь мы окунулись и набрали святой воды.

Оптина

Но все-таки главным местом была Оптина Пустынь. В ней мы провели несколько дней, очень насыщенных и неповторимых.

Оптина пустынь находится в Калужской области рядом с городом Козельском и селом Шамордино, но стоит отдельно, окруженная лесом и полями, совсем рядом бежит речка. Здесь тихо и очень красиво, особенно в это чудесное весеннее время. Во время нашего пребывания стояла прекрасная, почти летняя погода: на деревьях распускались нежные листочки, разноцветные тюльпаны и нарциссы, высаженные заботливыми руками, радовали глаз. Надо отметить, что на территории монастыря райски красиво – видимо, когда внутри порядок и благодать, то и снаружи все преображается. Это вам не то, что в мегаполисе, вроде нашего Екатеринбурга. Все устроено с большой любовью и заботой, и сам Господь хранит труды монахов.

Пустынь представляет собой несколько храмов, корпуса братии, сельскохозяйственные угодья, огороженные большой стеной. Неподалеку стоит скит, в который никого не пускают, кроме монахов. Лишь на праздник Иоанна Предтечи туда могут попасть все желающие. Рядом находятся два источника – преподобного Амвросия Оптинского и преподобного Пафнутия Боровского.

Знакомство с Оптиной началось для нас с послушания. Удивительная возможность представилась нам побывать там, куда простых туристов не пускают – на территорию, где трудятся монахи, послушники и трудники. Накануне вечером распределили на всю группу (а нас было 40 человек) послушания, и в 9 часов утра все приступили к разным занятиям: кто-то – помогать в трапезной, кто-то в прачечной, кто-то в храме – мыть полы, а кто-то на огород – садить капусту и лук.

И это не случайно. Большинство помогали именно на огороде – монахам сложно справится с объемом сельхозработ, поэтому наша группа помощников пришлась весьма кстати. На целый день мы словно погрузились в особое время – там, на закрытой территории, нет суеты, автомобилей, бесконечной электроники… Монахи ездят по узким асфальтированным дорожкам на повозках, запряженных лошадьми, неспешно и сосредоточенно. Вокруг стоят одно- и двухэтажные домики, возле которых цветут яблони и тюльпаны. Рядышком – собственный коровник. Возле огорода – красивый пруд, откуда доносилось радостное квакание целого хора лягушек.

Монахиня Александра и послушница Елена показали нам, городским специалистам по сидению за компьютером, как правильно садить капусту и лук, что такое точка роста у растения и многое другое. За этим кропотливым занятием, сидя на корточках, мы провели 1,5 дня. Не передать, как приятно болели мышцы, как радостно блестели у всех глаза; забывая об усталости и 30-градусной жаре, каждый старался внести свою лепту в общее дело.

Но не количество посаженных овощей было здесь самым главным. Каждое послушание в монастыре приучает к особому молитвенному настрою и терпению. Нужно не просто что-то монотонно высаживать, но делать это ради Бога, обращать труд во спасение души. И еще – узнавать про себя, что к послушанию-то ты мало способен, все норовишь сделать по-своему. Проверять себя…

Случилась, например, с нами известная по святоотеческим трудам, классическая история: мы садили лук одновременно в нескольких местах, и тут выяснилось, что это был последний ящик рассады, и на всю грядку ее не хватает. Поэтому нужно часть лука достать обратно из земли и посадить в другом месте. Этакая простая задачка – ведь знаешь, что надо слушаться, что тут главное даже не результат, а то сердечное расположение, с которым ты трудишься. Сказали выкопать – надо выкопать. Сказали закопать – надо закопать. За послушание. И вот выясняется, что без ропота пойти и достать лук, который только что посадил, ты не можешь. Такое вот зеркало.

Ну и конечно, труд на земле умиротворяет, а кроме того, за работой мы поближе познакомились с нашими учителями по садово-огородным делам и узнали много интересного об их распорядке дня, о том, что привело их в монастырь и чем они тут живут.

Потом, после послушания – вечерняя служба в Казанском храме. Там находятся мощи преподобного Амвросия Оптинского и Оптинских старцев, которые подвизались здесь. Прикладываешься к ним и думаешь: а ведь они не просто привезены сюда из разных мест, все эти люди здесь жили и трудились. Они стали святыми, прославлены Богом, и значит здесь, в Оптиной пустыни, знают, как спасаться, и не только знают, но и применяют свои знания на деле.

Вот эти монахи, которые стоят сейчас за богослужением, хранят древнюю традицию, от наставника к ученику передается знание о том, как победить страсти и стяжать Духа Святаго Божия. Завтра эти люди могут стать святыми. А может быть, они уже сегодня святы – когда смотришь на их лица, то они говорят лучше всяких слов. Стоит иеромонах на амвоне, рядом, на иконостасе – икона Христа, и видно поразительное сходство – в этой серьезности, отсутствии лукавства, молитвенном настрое. Это невозможно пересказать – это нужно видеть. Таких монахов я еще никогда не видала. Ничего лишнего, суетного. Вся жизнь – пред Богом. А ведь эти люди – они и в самом деле святые.

После всенощного бдения, которое в будний день длится три часа, мы отправляемся на панихиду в часовню, где похоронены трое монахов Оптиной пустыни, убиенных на Пасху 1993 года: иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт. Они еще не прославлены в лике святых, но сведения об их жизни говорят о том, что они жили с Богом. Удостоенные пострадать за Христа прямо в Пасху, они причислены сейчас к лику местночтимых мучеников. В книге «Пасха красная» Нины Павловой описана история их жизни и смерти. Есть и видеозаписи с той Пасхи – как иеромонах Василий несет икону Воскресения Христова на крестном ходе, как иноки Трофим и Ферапонт звонят в колокола…

Здесь, на звоннице, они погибли от удара ножом в спину, когда радостно возвещали всем о приходе светлой Пасхи колокольным звоном. А иеромонаха Василия убийца настиг, когда тот сразу после ночного богослужения, без разговения и отдыха, шел в скит исповедовать братию. Когда многие уже отдыхали после службы, эти трое продолжали служить Богу и были призваны Им.

Каждый вечер, проведенный в Оптине, мы заканчивали панихидой новомученикам, которая проходила в часовне, где они покоятся. Это было непередаваемое ощущение: ведь они – не просто наши соотечественники. Многие из нашей группы росли вместе с ними в одно время, так же как и они учились в советской школе, занимались в спортивных секциях, носили пионерские галстуки. Они всем сердцем искали Бога и нашли Его, оставили мир с его суетой и умерли мученически за Христа… И каждый из нас, наверное, многое обдумал, взвесил и задал себе вопрос: а я бы смог прямо сейчас умереть за Христа?..

На другой день – Литургия, многие участники нашего паломничества причастились. Красивое братское пение – красивое не витиеватыми распевами, но простотой. Когда человек поет не для того, чтобы покрасоваться, но чтобы обратиться к Богу. Проповеди не было – проповедью было само присутствие, поведение монахов.

Потом – знакомство и встреча со схимонахом Евфимием. Вы знаете, кто такие схимонахи? Это такие монахи, которые кроме обычного монашеского одеяния носят черные одежды с изображением Распятия, голова их покрыта остроконечным капюшоном. Они постоянно молятся, они освобождены от послушания на огороде и других подобных работ. Их главное дело – молитва за всех людей, величайший подвиг любви. Они всегда молчаливы, и, кажется, что они разучились общаться с людьми. Но вот приходит схимонах Евфимий. Выйдя из скита, он сам спешит к нам навстречу. Мы беседовали с ним прямо в лесу, недалеко от тропинки, ведущей от монастыря в скит. Все встали в тесный круг, чтобы не пропустить ни одного слова.

Перед встречей немного волновались: с чего начать, о чем спрашивать… И напрасно! Оказалось, что он очень простой и очень добрый. Охотно общается и отвечает на любые вопросы. Как молиться, как читать Евангелие, как приводить детей к вере, и даже – каков распорядок жизни в скиту, во сколько он встает и ложится (отец Евфимий спит не больше 3-4 часов в день!), какие послушания несет (например, одно из послушаний – отвечать на письма, которые приходят на почтовый адрес монастыря), во сколько утром начинается служба.

На все наши вопросы он отвечает ласково и просто, по ходу беседы читает много стихов на духовную тему – может быть, он сочинил их сам. Разрешает писать ему письма. Помолился он и за всех нас – накануне мы написали ему записки, где высказали свои молитвенные просьбы. Во время беседы к нему подошел и самый юный наш паломник - двухлетний Филиппушка, и отец Евфимий тут же из кармана достал и протянул ему сладкое угощение. А еще вручил нам книгу, которую советует всем прочитать. От встречи с ним – радостно и светло. Это настоящий подарок!

Приближается вечер, рано утром нам нужно выезжать в обратный путь. Вечернее правило, которое в этот раз мы прочитали прямо на улице, закончено. Вдалеке на небе начинает сверкать молния – приближается гроза. Оптина, которая подарила нам три незабываемых райских дня, словно не хочет нас отпускать. Тучи сгущаются, молнии продолжают освещать темное небо. Мы второй раз успеваем на крестный ход вокруг монастыря. Поются стихиры Пасхи, и, кажется, что длится пасхальная ночь. Крестный ход окончен, пора отдыхать, и тут начинается ливень!

4 часа утра. Дождь прошел, на асфальте уже нет луж. Мы идем к автобусу, прощаемся с Оптиной и ощущаем, вдыхая ароматный свежий воздух, что уезжать так не хочется! Но в наших сердцах сохранилась та пасхальная радость, запечатлелось все то, что сфотографировать нельзя без благословения или просто физически невозможно – духовная красота, молитвенность, отрешенность, стремление к Богу. Говорят, что поверить в Бога и начать жизнь во имя Его можно только тогда, когда увидишь свет Божественной любви на лице хотя бы одного человека. Кажется, здесь, в Оптиной есть такие лица. Слава Богу за эту удивительную поездку. Христос Воскресе!

Отдельное спасиБо хочется выразить добровольцу Православной Службы Милосердия, прихожанину храма великомученика и целителя Пантелеимона Ивану, который вместе с паломнической службой «Лествица» организовал для нас эту удивительную поездку.

17 апреля 2015 года, в пятницу Светлой седмицы, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где проходят мероприятия, посвященные 10-летию Попечительского совета и .

У святых врат Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали председатель Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ , председатель , наместник Троице-Сергиевой лавры , духовенство обители.

В Троицком соборе Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского.

В Успенском соборе Предстоятель совершил Божественную литургию.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Верейский Евгений; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Свято-Троицкой Сергиевой лавры; , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; , наместник ; насельники ставропигиальных монастырей в священном сане.

На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, глава Сергиево-Посадского района Московской области С.А Пахомов, глава города Сергиев Посад В.В. Букин, члены Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии.

Богослужебные песнопения исполнили братский хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) и хор Московский духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).

На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение Церкви Божией к празднику Светлого Христова Воскресения ряд насельников и клириков Свято-Троицкой Сергиевой лавры и других ставропигиальных монастырей удостоены богослужебно-иерархических наград:

возведения в сан архимандрита

  • игумен Виктор (Сторчак), настоятель Деулинского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • игумен Филарет (Харламов), настоятель Сергиевского скита Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • игумен Таврион (Иванов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • игумен Стефан (Тараканов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству;
  • игумен Антоний (Гаврилов), насельник ;

права ношения креста с украшениями

  • игумен Евтихий (Гурин), эконом объединенного хозяйства Лавры и Академии;
  • игумен Филипп (Перцев), насельник Введенского монастыря Оптина пустынь;
  • протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права ношения палицы

  • иеромонах Роман (Шубенкин), настоятель Радонежского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеромонах Антоний (Плясов), клирик Казанской Амвросиевской пустыни;
  • насельники Введенского монастыря Оптина пустынь: иеромонах Селафиил (Дегтярев), иеромонах Мефодий (Капустин), иеромонах Онисим (Мальцев), иеромонах Паисий (Накорякин), иеромонах Киприан (Сторчак);

возведения в сан протоиерея

  • иерей Василий Щелкунов, клирик Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права ношения наперсного креста

  • насельники Свято-Троицкой Сергиевой лавры: иеромонах Пимен (Артюхов), иеромонах Евгений (Тютин), иеромонах Роман (Шахадынец), иеромонах Зиновий (Бубякин), иеромонах Феодосий (Яненко), иеромонах Сильвестр (Кучеренко), иеромонах Спиридон (Подшибякин), иеромонах Никифор (Исаков), иеромонах Власий (Рылков), иеромонах Серафим (Пережогин), иеромонах Аврамий (Кудрич);
  • насельники Введенского монастыря Оптина пустынь: иеромонах Димитрий (Волков), иеромонах Амвросий (Пархетов);
  • иеромонах Иосиф (Кошкин), насельник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря;
  • иерей Андрей Лочехин, клирик Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры

права ношения камилавки

  • иерей Александр Пивняк, клирик Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права ношения набедренника

  • иеромонах Питирим (Ляхов), насельник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря;
  • иеромонах Фотий (Филин), клирик Введенского монастыря Оптина пустынь;
  • иерей Иоанн Тарасов, клирик Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

возведения в сан протодиакона

  • клирики Свято-Троицкой Сергиевой лавры: диакон Иоанн Дикий, диакон Иоанн Иванов, диакон Феодор Ярошенко;
  • клирики : диакон Владимир Авдеев, диакон Георгий Герасименко;

права ношения двойного ораря

  • диакон Андрей Ильинский, клирик Валаамского монастыря.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

Святейший Патриарх рукоположил в сан священника диакона Дионисия Мухина, клирика Покровского храма Московской духовной академии.

Проповедь перед причастием произнес архимандрит Захария (Шкурихин), и.о. духовника Троице-Сергиевой лавры.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с .

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Святой Пасхи Троицкий и Успенский соборы Свято-Троицкой Сергиевой лавры удостоены права совершения в них Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш».

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Святой Пасхи храму Покрова Пресвятой Богородицы при Московской духовной академии присвоено право совершения в нем Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш» при служении преподавателей в священном сане.

Памятными наперсными крестами были награждены архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой лавры, — к празднику Пасхи и во ознаменование трудов по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, и игумен Самуил (Караск) — в связи с 50-летием со дня рождения.

Памятными иконами Святой Троицы были награждены насельники Свято-Троицкой Сергиевой лавры:

  • архимандрит Александр (Богдан) — в связи с 50-летием пребывания в братии Лавры;
  • архимандрит Ефрем (Елфимов) — в связи с 60-летием со дня рождения и 30-летием иерейской хиротонии;
  • архимандрит Илия (Рейзмир) — в связи с 45-летием священнослужения;
  • архимандрит Иоанн (Захарченко) — в связи 75-летием со дня рождения;
  • архимандрит Лаврентий (Постников) — в связи с 50-летием иерейской хиротонии;
  • архимандрит Ниодим (Деев) — в связи с 50-летием монашеского пострига и 50-летием священнослужения;
  • архимандрит Платон (Панченко) — в связи с 40-летием пребывания в братии Лавры;
  • архимандрит Трифон (Новиков) — в связи с 70-летием со дня рождения;
  • игумен Филарет (Семенюк) — в связи с 50-летием со дня рождения.

Затем на площади у надкладезной часовни Святейший Патриарх Кирилл совершил водосвятный молебен, после которого состоялся пасхальный крестный ход вокруг Успенского собора.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси



Похожие статьи