Жизнь и учения конфуция. Кто такой Конфуций

Александр Потемкин предложил мировому сообществу новый вариант оценки интеллекта - HIC (“эйч-ай-си» - higher intelligence consciousness, высшее выражение сознания). Он связан с интеллектуальным вкладом в развитие мировой цивилизации выдающихся личностей, среди которых Конфуций, Аристотель, Ньютон, Кант, Бетховен, Достоевский, Менделеев, Планк, Эйнштейн, Бор, Дали и Гинсбург. Их вклад в развитие научной, творческой, философской мысли соответствует максимальному показателю - 200 HIC.
Предлагаем вашему вниманию статью о великом китайском мыслителе и философе Конфуции.

Конфуций родился в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.

Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция.

Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь воспитанию мальчика. Ее постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать.

Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». По окончании школы Конфуций, один из всех учащихся, сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны - вот единственно о чем я должен заботиться», - говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу.

В двадцать пять лет за свои бесспорные достоинства Конфуций был отмечен всем культурным обществом. Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции (таковым считали его и многие современники). Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах.

Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия - в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности. Клевета и наветы привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам Конфуция. Конфуций покинул родное государство и отправился в путешествие по стране, наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков. Везде, где он проходил, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника».

Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа». В случае Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой.

Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее.

Конфуций не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках:

«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.

В 30 лет - я обрёл прочную основу.

В 40 лет - я сумел освободиться от сомнений.

В 50 лет - я познал волю Неба.

В 60 лет - я научился отличать правду от лжи.

В 70 лет - я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: «Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее» Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых героев для него был Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: «О как же ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна» (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип «человечности»), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип «справедливости»). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - «сыновняя почтительность»). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед «ритуалом» (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: «Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном» (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого «благородного мужа» (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений.

Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве.

Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.

Учение о человеке

Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми пришёёл к выводу о том, что нравы в обществе со временем падают. Разбил людей на три группы:

Распущенные.

Сдержанные.

Приводя примеры, характеризующие поведение людей, принадлежащих к определенной группе, доказал это утверждение и попытался найти причины данного явления, и, как следствие, силы, движущие людьми в процессе жизнедеятельности. Анализируя и делая выводы, Конфуций пришел к мысли, выраженной в одном изречении: «Богатство и знатность - вот к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, они этого не достигнут. Бедность и презренность - вот что ненавидят все люди. Если не установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся». Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в человеке от рождения, то есть биологически предопределенными. Поэтому эти факторы, по мнению Конфуция, определяют как поведение отдельных индивидуумов, так и поведение больших коллективов, то есть и этноса в целом. К природным факторам Конфуций относился отрицательно, и высказывания его на этот счет очень пессимистичны: «Я никогда не встречал человека, который, заметив свою ошибку, решился бы сам осудить себя». На основе далеко не идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими учениями, принимавшими идеальность природных творений за аксиому.

Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории:

Цзюнь-цзы (благородный муж) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям.

Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.

Сло Жэнь (ничтожный человек) - в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.

Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке, написав: «Благородный муж думает, прежде всего, о девяти вещах - о том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слушать четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать других, когда возникают сомнения, о необходимости помнить, о последствиях своего гнева, о необходимости помнить, о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу».

Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, материальное благополучие отходит на второй план: «Благородный муж беспокоится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета». Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы? Конфуций выделяет два фактора: «жэнь» и «вэнь». Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести как «благорасположенность». По мнению Конфуция, благородный человек должен относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования, в результате которого и возникает этически полноценное общество. Еще один вариант перевода - «человечность». Благородный человек всегда правдив, не подстраивается под других. «Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица».

Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, практически невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению «жэнь», человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам.

«Вэнь» - «культура», «литература». Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. Но в то же время Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения «вэнь»: «Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается дикость, когда образованность - одна ученость». Конфуций понимал, что общество не может состоять из одних «жэнь» - оно потеряет жизнеспособность, не будет развиваться, и, в конце концов, регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних «вэнь» - прогресса не будет и в этом случае. По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе естественные страсти (т.е. природные качества) и приобретенную ученость. Это дано не каждому и добиться этого может лишь идеальная личность.

Как же узнать, определить принадлежность человека к определенной категории? В качестве индикатора здесь используется принцип «хэ» и противоположного ему «тун». Этот принцип можно назвать принципом правдивости, искренности, независимости во взглядах.

«Благородный муж стремится к хэ, но не стремится к тун, маленький человек напротив, стремится к тун, но не стремится к хэ».

Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений Конфуция: «Благородный человек вежлив, но не льстив. Маленький человек льстив, но не вежлив».

Обладатель хэ - человек, лишенный жесткого сердца, обладатель тун - человек, обуреваемый льстивыми намерениями.

Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой, ему чуждо быть со своей компанией. Маленький человек стремится быть заодно со своей компанией, ему чужды гармония и согласие.

Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа. Приобретая хэ, он приобретал все то, что не могли дать ему вэнь и жэнь: самостоятельность мышления, активность и т.д. Именно это превращало его в важную, неотъемлемую часть теории управления государством.

В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека, он просто говорит о разделе сфер их деятельности. Сло жэнь, по мнению Конфуция, должны выполнять неподобающие благородным людям функции, заниматься черновой работой. Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные человеческие свойства, он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится человек, не пытающийся совладать со своими природными страстями, примером, подражания которому все должны избегать.

Во многих изречениях Конфуция фигурирует Дао. Что это такое? Дао - одна из основных категорий древнекитайской философии и этико-политической мысли. Лучше всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый-востоковед Алексеев: «Дао - есть сущность, есть нечто статически абсолютное, есть центр круга, вечная точка вне познавания и измерений, нечто единственно правое и истинное... Оно - самопроизвольное естество Оно для мира вещей, поэта и наития есть Истинный Владыка... Небесный станок, лепящий формы... Высшая Гармония, Магнит, притягивающий не противящуюся ему человеческую душу. Таково Дао как высшая субстанция, инертный центр всех идей и всех вещей». Таким образом, Дао - предел человеческих стремлений, но достичь его, дано не каждому. Но Конфуций не считал, что достичь Дао невозможно. По его мнению, люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от ненавистных состояний, если будут неуклонно следовать «установленному для них Дао». Сопоставляя Дао и человека, Конфуций подчеркивал, что человек - центр всего его учения.

Учение об обществе

Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов. Умудренный опытом, он понимал, какую опасность несло распространение доносительства, тем более на близких родственников - братьев, родителей. Более того, он понимал, что такое общество просто не имеет будущего. Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса, укрепляющего общество на нравственных началах, и добиться, чтобы общество само отторгало доносительство.

Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших, о родне. Конфуций считал, что это должно было установить связь между поколениями, обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его стадиями, а значит, обеспечить и преемственность традиций, опыта и т.д. Также важное место в учении занимает чувство уважения и любви к людям, живущим рядом. Общество, пропитанное таким духом, очень сплочено, а значит и способно к быстрому и эффективному развитию.

Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях тогдашней китайской деревенской общины, в которой главную роль играло соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности. Поэтому древность и все, что с ней связано, ставилось Конфуцием в пример для современников. Однако Конфуций внес и много нового, например, культ грамотности, знаний. Он считал, что каждый член общества обязан стремиться к знанию, прежде всего собственной страны. Знание - атрибут здорового общества.

Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий блок «ли» (в переводе с китайского - правило, ритуал, этикет). Этот блок прочно связывался им с жэнь. «Преодолеть себя, чтобы вернуться к ли - жэнь». Благодаря «ли» Конфуцию удалось связать воедино общество и государство, соединив две важные части своего учения.

Конфуций считал, что благополучное материальное состояние общества было немыслимо без воспитательной правоведческой деятельности. Он говорил, что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности. В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья общества.

В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботами о людях. Чтобы продлить свое существование, общество обязано рационально относится к природе.

Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и природы:

Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости образованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и дополняет его.

Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии.

Бережное отношение, как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества, так и для всей планеты в целом.

Регулярное благодарение Природе. Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления.

Учение о государстве

Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах руководства идеальным государством.

Все управление государством должно базироваться на «ли». Значение «ли» здесь очень объемно. Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам, и честность, и искренность, стремление к собственному самоусовершенствованию, вежливость и пр., причем вежливость, по мнению Конфуция, обязательный элемент для людей, исполняющих государственные функции.

Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.

Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что все, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила. Принципом, придающим им жизнеспособность, является принцип «хэ».

К тому же в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании «ли», эти Правила выполняли роль закона.

Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция заданности с ориентацией на древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли Китая. Политики искали решения насущных проблем в «идеальном» прошлом.

Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы:

Управляющие.

Управляемые.

Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей. По мнению Конфуция, это должны быть люди, обладающие качествами Цзюнь-цзы. Именно они должны осуществлять власть в государстве. Их высокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных. Их роль заключается в воспитании народа, направлении его на правильный путь. При сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье. Управляющие - отцы народа.

Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:

Чувство самоуважения. Конфуций считал, что только уважающие себя люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение народа правителю.

Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за управляемый им народ. Это качество также присуще Цзюнь-цзы.

Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством доброты, способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества, образованность, а значит, и обеспечить прогресс всего общества.

Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей справедливости зависит благосостояние общества.

Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничивал права царя, большое значение придавая тому, чтобы основные решения принимались не одним человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность субъективного подхода к решению различных проблем.

Оставляя главное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее, признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли.

Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства - доверие народа. Власть, которой не доверяет народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления и в этом случае неизбежен регресс общества.

Страны и народы. Вопросы и ответы Куканова Ю. В.

Кто такой Конфуций?

Кто такой Конфуций?

Конфуций – наиболее известный мудрец и мыслитель в китайской истории. Его учение оказало огромное влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, получившей название конфуцианство. Он родился в Лу (ныне – провинция Шаньдун) в 551 году до нашей эры.

Конфуций первым в Китае стал ратовать за то, что люди должны быть образованными, чтобы сделать мир лучше, а учение считал образом жизни. Он преуспел в шести китайских искусствах: ритуалах, музыке, стрельбе из лука, езде на колеснице, каллиграфии (письме) и арифметике. Кроме того, Конфуций был блестящим педагогом.

Статуя Конфуция в храмовом комплексе Шанхай-Вэньмяо, Китай

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора

КОНФУЦИЙ (ок. 551–479 до н.э.) китайский мыслитель Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту. * * * Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь? * * * В стране, которой правят хорошо, стыдятся бедности. В стране, которой правят плохо,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Конфуций (Кун-Цзы) (ок. 551-479 гг. до н.э.) мыслитель, основатель этико-политического учения Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша

Из книги 100 Великих Книг автора Демин Валерий Никитич

8. КОНФУЦИЙ «Лунь Юй» Для всего мира Конфуций - почти что символ Китая, для самих китайцев - больше чем символ. Неспроста во времена пресловутой «культурной революции» с Конфуцием боролись, как с живым врагом, не колеблясь вовлекали многомиллионные массы в изнурительную

Из книги 100 великих людей автора Харт Майкл Х

5. КОНФУЦИЙ (451–479 до н. э.) Великий китайский философ Конфуций был первым человеком, который развил систему убеждений, синтезировавшую основные представлений китайского народа. Его философия, основанная на личной морали и на концепции власти правителя, который служит

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Новые записи Ци Се, или О чем не говорил Конфуций Новеллы (XVIII в.)ДВОРЕЦ НА КРАЮ ЗЕМЛИЛи Чан-мин, военный чиновник, скоропостижно скончался, но тело его три дня не остывало, и хоронить его боялись. Внезапно живот покойника вздулся, полилась моча, и Ли воскрес.Оказалось,

Из книги Все обо всем. Том 2 автора Ликум Аркадий

Кто был Конфуций? Несколько лет назад была хорошо известна целая серия анекдотов, начинавшаяся со слов: «Конфуций сказал…» Это, очевидно, означало, что он сказал много мудрых мыслей. Конфуций, живший в Китае около V века до н. э., был одним из величайших в мире духовных

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

КОНФУЦИЙ Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551–479 до н. э.) – древнекитайский мыслитель, основатель этико-политического учения.* * * Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

Конфуций Ок. 551–479 гг. до н. э. Учение Конфуция оказало огромное влияние на духовную и политическую жизнь Китая. В 136 г. до н. э. император У-ди провозгласил конфуцианство официальной государственной доктриной, а сам Конфуций был обожествлен. Особо почитаемая книга

Из книги Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет автора Вознюк Наталия Григорьевна

«Кто я такой?» Эта игра хорошо развивает воображение. Она очень веселая и всегда нравится детям.Выбирают ведущего. Он загадывает какое-нибудь слово. Это может быть любой предмет из комнаты, сказочный герой или живое существо. Представляя себя тем, что он загадал, ведущий

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Кто такой мим? Мим - это актер, который играет без слов. Он выражает чувства и мысли при помощи движений тела, рук и мимики лица, то есть пантомимы. Мимика значит подражание. В античном народном театре публика с удовольствием смотрела на игру актеров, которые не столько

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (551-479 до н.э.) - китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства - идейного течения, просуществовавшего более двух тысячелетий. Учение К. было ответом на кризис традиционной идеологии, центральной

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

Кто такой Конфуций? Конфуций – наиболее известный мудрец и мыслитель в китайской истории. Его учение оказало огромное влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, получившей название конфуцианство. Он родился в Лу (ныне – провинция Шаньдун)

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

КОНФУЦИЙ (Кунцзы – учитель Кун) (ок. 551–479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства 703 Сыновняя почтительность и послушание старшим – не в них ли коренится человечность? «Лунь юй» («Беседы и суждения») (трактат, составленный учениками и

Имя: Конфуций (Кун Фу-цзы)

Годы жизни: около 551 года до н. э. - 479 год до н. э.

Государство: Китай

Сфера деятельности: Философия

Величайшее достижение: Стал основоположником Конфуцианства, некоторые его идеи вошли в традиционную китайскую философию

История знает немало знаменитых имен, которые оказали большое влияние на мировоззрение человечества. Особое место среди них занимает Конфуций. Китайский учитель и философ был основателем Школы философии, известной как конфуцианство, которая до сих пор очень влиятельна в Китае.

История Конфуция

Конфуций - латинизированный вариант имени Кун Фу-цзы (что переводится, как Великий Мастер Кунг). Наиболее подробное традиционное повествование о жизни Конфуция содержится в записях историка (Ши-Чи) Су-Ма Чьена, жившего со 145 по 86 гг. до н. э. Многие современные ученые не доверяют этой биографии, считая ее больше частью лишь легендой. Тем не менее, из этой рукописи можно восстановить удовлетворительные очертания жизни и влияния философа. Согласно записям историка, Конфуций был потомком одной из ветвей королевского дома Шан, династии, которая правила с около 1122 г. до н. э. до 221 г. до н. э.

Его семья поселилась в небольшом государстве Лу, которое находилось на территории современной провинции Шаньдун на северо-востоке Китая. Отец Конфуция, как и любой мужчина того времени, мечтал о сыновьях, но у него с женой рождались лишь одни дочери. Поэтому вскоре он развелся с супругой и начал поиски новой жены – желательно более молодой и привлекательной. И нашел. Он женился на пятнадцатилетней девушке из клана Йен, которая родила долгожданного сына - Конфуция. Это случилось предположительно в 551 г. до н.э. Однако тут стоит сделать небольшую ремарку – в повествовании союз родителей упоминается, как «дикий», что в то время означало, что, возможно, брак был заключен после рождения ребёнка. То есть Конфуций был незаконнорожденным.

В книге учений Аналекты Конфуция он пишет, что в юности был беден и был вынужден приобрести множество различных навыков, чтобы выжить. Понятно, что даже несмотря на то, что состояние его семьи ухудшилось, он не был простолюдином. Конфуций, несомненно, принадлежал к аристократическому (правящему) классу. Он пробовал различные профессии – смотритель зернохранилища, охранник полей (как бы мы сейчас сказали, главный менеджер по работе с персоналом на полях). Но главное дело его жизни ждало его впереди.

Жизнь Конфуция

Точно неизвестно, когда Конфуций начал свою преподавательскую деятельность, но, по-видимому, еще до достижения 30 лет. В 518 году до н. э. он встретился со знаменитым учителем , который подвергал критике деяния Конфуция. Однако это его не остановило, и он продолжил свою деятельность, изучая и преподавая, собирая большое количество учеников вокруг себя.

Около 498 года до н. э. Конфуций решил покинуть свой дом и отправиться в долгое путешествие по восточному Китаю. Его сопровождали несколько его учеников. Они бродили по восточным профинциям Вэй, Сун и Чен, даже подвергались опасности (погода и разбойники делали свое дело). Однажды он почти что сел в тюрьму, потому что был ошибочно принят за авантюриста Ян Ху, был арестован и удерживался до тех пор, пока его истинная личность не стала известна.

Однако на всем пути его тепло встречали местные правители, которые даже спонсировали его дальнейшие путешествия. Он потратил большую часть своего времени на развитие своих идей по искусству управления, а также на продолжение своего обучения. Он приобрел большое количество последователей, и именно в этот период конфуцианская школа начала приобретать очертания.

Последние годы

Мало что известно о его последних годах, хотя это было бы удобным временем для него, чтобы работать над текстами и документами, которые он собрал в своем путешествии. Большая часть его времени была посвящена преподаванию, и он оставался отдаленным от политических дел.

Однако данный период был омрачен трагедией — его единственный сын скончался. Его любимый ученик, Йен Хуэй, умер вскоре после этого. В 480 году до н. э. другой ученик, Цзу-Лу, был убит в битве. Конфуций переживал все эти потери глубоко внутри себя, что, вероятно, и подорвало его здоровье. Конфуций умер в 479 году до н. э. Его ученики организовали похороны для своего учителя и проводили его в последний путь.

Учение Конфуция

Хотя мы не можем быть уверены в том, что Конфуций написал какую-либо из своих работ, все же можно кое-что узнать об общей природе его философии. Вскоре после его смерти его ученики составили произведение – своеобразные разговоры учителя, учеников и случайных встречных. Конфуций учил, что главной задачей правителя было достижение благосостояния и счастья народа своего государства. Для достижения этой цели правитель сначала должен был своим поведением подать пример нравственности и добропорядочности. Этот пример, в свою очередь, повлияет на поведение людей.

Конфуций - первый китайский мыслитель, который представил концепции, ставшие фундаментальными не только для конфуцианской философии, но и для китайской философии в целом.

Наиболее важными из них являются Джен (благожелательность), Йи (уместность или правильность) и Ли (ритуал или церемония). Конфуций считал, что чун-цзы, или «джентльмен», должен подавать нравственный пример другим людям в обществе. Все детали церемонии, поведения в обществе прописаны в его трактатах. Именно этому он обучал своих учеников.

Конфуций был гуманистом и одним из величайших учителей в истории Китая. Его влияние на ближайших учеников было глубоким. Его ученики продолжали объяснять его теории до первой династии Хань (206 до н. э. -8 до н. э.), теории стали основой государственной идеологии, совокупности идей, отражающих социальные потребности культуры.

Цитаты Конфуция

Китайский мыслитель был также известен своими мудрыми высказываниями, которые отражали жизнь человека, его природу. Приведем несколько из них.

  • Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.
  • Если ты ненавидишь – значит, тебя победили.
  • На самом деле жизнь проста, но мы настойчиво ее усложняем.
  • Счастье – когда тебя понимают, большое счастье – когда тебя любят, настоящее счастье – когда любишь ты.
  • Советы мы принимаем каплями, зато раздаем ведрами.
  • Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.

Здравствуйте, дорогие читатели! В статье «Конфуций: краткая биография, интересные факты, видео» о знаменитом китайском мыслителе и философе.

Удивительный Китай всегда был привлекательной загадкой для жителей всего мира. Неисчезающий интерес к культуре и наследию этой неповторимой страны, периодически с яркой силой, вспыхивает вновь и вновь, будоража познавательные умы и увлекательное воображение ученых, историков и обычных людей.

Еще до нашей эры, на заре рождения первой великой поднебесной империи, философы-мыслители делали попытки теоретически обосновать ее глубокий социальный статус.

Биография Конфуция

Кун Фу-Цзы (латинизированный вариант Конфуций) — основатель учения, родился в 551 году до нашей эры в местечке Цюйфу.

Его отец был военным начальником из знатного, но обедневшего рода. От первой жены он имел 9 дочерей. От второй — болезненного сына и, взяв в жены семнадцатилетнюю красавицу-наложницу в довольно почтенном возрасте, руководствовался единственной целью — получить достойного наследника.

Когда отец умер, старшие жены, ненавидя соперницу, прогнали ее с маленьким сыном Концуцием. Женщина вернулась к своим родителям, но стала жить отдельно, много работая, чтобы прокормиться.

Конфуций рос трудолюбивым, отзывчивым и умным ребенком. Так как семья была ограничена в средствах, мальчику пришлось заниматься самообразованием. В Китае того времени огромное значение придавалось изучению искусства.

Занимаясь воспитанием, мать культивировала, в действительно необыкновенном ребенке, мысли о его редких талантах и особенностях, о его великой миссии для людей. Будучи юношей, Конфуций остается один, его мать умирает.

Грамотный молодой человек устраивается на работу учетчиком зерна, потом скота. В первый раз он женился в 19 лет, у него родился сын.

Конфуций сделал успешную карьеру на государственной службе, но ушел в отставку и занялся другого рода деятельностью. Он много путешествовал, объездил все царства и провинции Китая, раздираемые междоусобными войнами.

Досконально изучая жизнь людей всех сословий, он всегда имел много слушателей, учеников и последователей. Учитель написал много книг, самой основной по философии считается его трактат под названием «Беседы и суждения».

Конфуций и его учение

Историки называют близкий круг его учеников, который состоял из 70 человек. На сегодняшний момент имена 26 из них точно установлены. Всего при жизни мыслителя 3 тыс. молодых людей являлись его учениками. Многие книги дописывались уже не самим основателем учения, а его последователями.

Известны факты самозабвенной преданности конфуцианству, когда учеников за не отречение от своих идей массово заживо закапывали в землю, варили в огромных котлах.

Сам Конфуций был скромным человеком. Личную биографию, довольно длинной и богатой на события жизни, он изложил в несколько строк.

Сформулированные, подробно описанные и пропагандируемые им добродетели:

  • Человеколюбие,
  • Справедливость,
  • Рассудительность,
  • Искренность.

Соблюдение обычаев играют и по сей день важную роль в деле воспитания молодежи, создания гармоничного общества, где каждая личность имеет свои функции. Конфуций мечтал о лояльности начальства к подчиненным, а от последних, по его мнению, требовалась — преданность.

Современный род Конфуция, уважаемый на родине мудреца, насчитывает более 30 тыс. членов. Старший потомок по прямой линии носит титул князя, пожалованный еще древнему мыслителю. Он имеет почетную обязанность ухаживать за знаменитой могилой и храмом в городском узде Цюйфу, где родился и умер Конфуций.

Храм Конфуция в городе Цюйфу, на родине философа

Конфуцианство

Большое наследие школ этой неповторимой страны, что самые основные из них получили общее название «Сто школ». Среди них оформилось и заняло свое достойное место конфуцианство. Оно настолько прижилось в Китае, что стало государственной идеологией и представлять религиозное учение, соперничая с буддизмом и даосизмом.

Прописанные добродетели конфуцианства лежат в основе современного китайского образования. Мировые ведущие политики и бизнесмены в своих пламенных речах используют переведенные цитаты из учения. В чем секрет долгожительства древнего направления китайской философии? Подходит ли ее адаптированный вариант для других стран?

В средние века идеи конфуцианства по социальной философии и этике стали известны на Западе. Приняты они были неоднозначно. Одни считали их приобщением к христианским ценностям, восхищались и называли Конфуция «китайским колоколом».

Гегель же утверждал, что «лучше бы они не были переведены». Реалисты и скептики говорят, чтобы понять учение, нужно стать немного китайцем и принимать его дозировано.

В этом видео дополнительная и интересная информация «Конфуций: краткая биография»

Конфуций (настоящее имя Кун-цю, часто именовался Кун-фу-цзы – «учитель Кун») – создатель главной религиозно-философской системы Китая, конфуцианства . Он родился в 551 до Р. Х. близ города Цюйфу (провинция Шаньдун), а умер в 479 г., там же.

Конфуций происходил из знатного рода Кун, его отец был военным. На втором году жизни сына отец умер, и семья впала в большую нужду. В 19 лет Конфуций женился и вскоре занял место надсмотрщика над общественными хлебными складами. 22-х лет от роду он выступил на поприще народного учителя, а 30-ти лет, как сам выражается, «твердо стал на ноги» в своих религиозно-нравственных убеждениях. Вокруг него собралась большая толпа учеников, слава его росла и знатнейшие из китайских князей оказывали ему высокие почести. В 500 г. Конфуций сделался городским головою в государстве Лу, затем министром общественных работ и, наконец, министром юстиции. Однако, слишком большое влияние фавориток на дела правления вынудило его оставить Лу. Китай тогда был раздроблен. Конфуций стал скитаться из одного государства в другое, окружённый учениками, и умер почти в безвестности. Он считается автором классического сочинения «Чуньцю » («Весна и Осень», летопись удела Лу с 722 по 481 г. до Р. Х.). Последователи Конфуция собрали высказывания учителя в книге «Лунь Юй » («Беседы и суждения») – «Библии конфуцианства».

Конфуций. Изображение XVIII века

Конфуций видел основу человеческого счастья не в личном усовершенствовании, а прежде всего в высшем нравственном развитии государства и семьи. Он стоит на стороне абсолютной власти монарха и незыблемого авторитета высших и старших, однако те, со своей стороны, должны руководиться гуманностью и справедливостью. От низших же Конфуций требует безусловной покорности. Он полагает, что если каждый человек или даже только великие мира сего будут исполнять предписываемые нравственностью правила, людская жизнь достигнет предела совершенства. Он проповедует любовь к правде, к чистосердечию.

Конфуций избегает слов: Бог, божество, по-видимому, из опасения, чтобы не давать этим повода к грубым и личным представлениям и олицетворениям. Религиозных догматов он не дает, а устанавливает лишь правила морали, утверждая, что высшего благосостояния и счастья государство может достигнуть лишь путем доброго примера, который высшие классы должны подавать низшим. Только этим способом, по его мнению, можно привести на путь истины простого человека.

При жизни Конфуция высшие классы не хотели принимать его учения, и мудрец умер разочарованный, не надеясь на торжество своих идей и на улучшение общества. Но сразу после смерти почитание его личности было возведено в настоящий культ. В 194 г. до н. э. основатель династии Хань принес в жертву на могиле Конфуция быка. В 1 г. н. э. ему был дан посмертно титул князя, а с 54 н. э. в его честь были установлены праздники с жертвоприношениями. Конфуцию стали строить храмы во всех городах. К главным из них сходились паломники со всего Китая, чьи виднейшие ученые признали философию Конфуция за «единственно праведный путь».



Похожие статьи