Гарантии охраны и защиты прав трудящихся декларировалось обеспечить при помощи таких субъектов трудового права, как: фабричные инспекции; примирительные камеры; промысловые суды. особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Предисловие автора ко второму изданию

Дорогие читатели!

Вынужден вас предостеречь!

За последнее время под моим именем вышли десятки разных книг: и система Норбекова такая, и система Норбекова другая, и расширенная, и дополненная, и усовершенствованная, и ускоренная, и еще Бог знает какая!

Несколько лет назад где-то на периферии вышла книга по лечению сахарного диабета, которую Я НЕ ПИСАЛ, но на обложке значится мое имя. Вы уже поняли, о чем я говорю? У меня дома собрана целая библиотека таких трудов.

Недавно вышла еще одна такая книга с подзаголовком «Полная система Норбекова». Она прекрасно издана и привлекает к себе внимание. Но чтобы вам было понятно, объясню.

То, что я пытаюсь передать вам, на самом деле мне не принадлежит. Это вообще не принадлежит и не может принадлежать кому-то одному. Эти знания перешли ко мне от Наставников, а к ним – от их Наставников. И так из века в век, из тысячелетия в тысячелетие. В глубине, в самой основе этой системы лежат древние знания, содержащее такие тонкости, которые не каждый может постичь!

Не буду сейчас вдаваться в подробности, скажу одно: чтобы стать мастером, ученик проходит обучение в течение сорока лет! Можете себе представить?!

И прежде чем направить на этот тернистый путь, его три года обучают, как быть учеником. Затем двенадцать лет готовят, и только после этого начинается настоящая учеба. Наставник по крупицам передает знания ученику.

Летом 2002 года исполнилось тридцать лет моего ученичества.

Что я этим хочу сказать?

С одной стороны, я и сам еще не закончил обучение. С другой, я и десятую часть знаний, которыми уже овладел, не передал своим ученикам. Тем более еще не перенес на бумагу! Откуда тогда, скажите, пожалуйста, может появиться ПОЛНЫЙ КУРС?! О полном курсе я еще даже не начал говорить. Я готовлюсь, готовлюсь и готовлюсь к этому, потому что это дело всей моей жизни.

Я благодарен людям, которые пишут от моего имени о системе и, таким образом, обо мне. Но хочу сказать: сам я написал бы СОВЕРШЕННО ИНАЧЕ!

Они вообще пишут совсем другое! А я не хотел бы брать на себя чужие заслуги. Будет лучше, если мнение обо мне вы составите по моим собственным трудам. Настоящие мои книги вы узнаете сразу, с первой страницы.

Если вы мужчина, то сначала почувствуете твердое дружеское рукопожатие, если вы дама, то – прикосновение моих губ к вашей руке… и только потом получите тумака по башке или шлепок по попочке. Вот эти ваши странные ощущения как раз и будут означать, что эту книгу я написал сам.

«Верни здоровье и молодость. Практическое руководство для мужчин и женщин» – это мой первый жалкий опыт написания книги на русском языке.

Следом за ней вышло переработанное и дополненное издание – «Дорога в молодость и здоровье. Практическое руководство для мужчин и женщин». Переработку сделали без моего согласия, и книга получилась мертвой.

А вот «Опыт дурака, или ключ к прозрению. Как избавиться от очков» – мой первый любимый ребенок, моя первая нежная, светлая и чистая любовь.

Трясясь от страха, чтобы не обидеть вас моими «выпадами», я все-таки выпустил ее такой, как подсказывала мне душа. Сюда просочилась моя суть. Вот эта книга и есть моя визитная карточка и ваш главный ориентир на будущее! А на ближайшее будущее запланирована целая серия книг, в каждой из которых мне есть что сказать.

Книга, которую вы сейчас держите в руках, написана «по мотивам» моих первых книг. Это учебник, скорее даже методическое пособие для тех, кто готов распрощаться со своими недугами, кто по-настоящему решил работать над собой, кто хочет узнать, на что способна сила его духа. Ваши отклики и накопившийся опыт работы заставили меня внести в это издание некоторые дополнения и изменения. Надеюсь, эта книга принесет вам пользу.

Есть такая поговорка: «Кто не умеет работать, тот учит. Кто не умеет ни того, ни другого, пишет книгу». Ну что мне делать, если я, к сожалению, умею работать?!

Всей душой с вами,

Мирзакарим Норбеков

От редакции

Практическая работа и творческие изыскания автора позволяют говорить о нем как о целителе и ученом мирового масштаба, ибо его деятельность уже помогла сотням тысяч страждущих (в том числе и многим тысячам тех, чьи болезни считались неизлечимыми) вернуться к полноценной жизни, обретя здоровье, молодость и бодрость духа.

Автор сам в свое время страдал тяжелым заболеванием почек, однако он не только нашел способ справиться со своим недугом, но и дерзнул доказать на деле, что любой человек может самостоятельно победить любую болезнь.

Подвиг, сравнимый с подвигом Прометея. Разница лишь в том, что мифический титан обучил людей пользоваться огнем, похищенным с небес, а Мирзакарим Норбеков показывает человеку удивительные свойства «пламени» души, которое есть в каждом. Имя этому «пламени» – сила духа, дух.

«Ну вот, опять вы о высоких материях, а у меня, например, геморрой! – может заявить какой-нибудь скептик. – Дух – субстанция нематериальная, а мой геморрой реален».

Не спешите с выводами, дорогой скептик. Прочтите внимательно эту книгу, и вы поймете, что ваш геморрой вы в состоянии вылечить сами.

Стоит ли говорить о такой малости, когда перед системой самовосстановления Норбекова отступают и бронхиальная астма, и сахарный диабет? Нет ни свеч, ни кислородных подушек, ни каких-либо других средств, но в состоянии больного происходят волшебные перемены. Слепой начинает видеть, глухой – слышать, немой – говорить!

Первым шагом к тому явилась книга «Уроки Норбекова».

Эта книга ведет вас дальше по удивительному пути самопознания. Вы продолжите знакомство с принципами системы Норбекова, найдете практические указания по улучшению зрения, слуха, тренировке эмоций и многое другое, а женщины смогут освоить технику бесконтактного гинекологического аутомассажа, помогающего решить многие-многие проблемы, а также восстанавливающего всю полноту чувственного восприятия.

Все упражнения, предлагаемые в этой книге, просты в исполнении и доступны и женщинам, и детям, и людям зрелого возраста, и даже тем, кто уже записал себя в старики. В совокупности они напоминают изящные па танца, несущего исполнителю молодость и здоровье.

Однако каждый, кто пробовал себя в хореографии, знает, что в танце нельзя путать движения или сбиваться с ритма, иначе в лучшем случае ты станешь посмешищем для окружающих, в худшем – упадешь.

Если вы ступили на путь самооздоровления по данной системе, вам всегда нужно помнить об этом и строго придерживаться установленного регламента занятий.

Оздоровительная система М.С. Норбекова гармонично соединяет в себе физическое и духовное начало. Может быть, именно поэтому она дает фантастические результаты. Так что ошибки не будет, если вы своим наставником выберете Мирзакарима Норбекова.

Желаем вам успеха.

Норбеков Мирзакарим, Хван Юрий - Тренировка тела и духа - читать книгу онлайн бесплатно

М. Норбеков, Ю. Хван
Тренировка тела и духа

Предисловие

Уважаемые читатели!

Меж тем практическая работа и творческие изыскания этих людей позволяют говорить о них как о целителях и ученых мирового масштаба, ибо их деятельность уже помогла сотням тысяч страждущих (в том числе и многим тысячам тех, чьи болезни считались неизлечимыми) вернуться к полнокровной жизни, обрести здоровье, молодость и непреходящую бодрость духа.

Оба автора сами в свое время страдали тяжелыми телесными заболеваниями (Мирзакарим Норбеков - инвалидность, дисфункция почек, Юрий Хван - хроническая ангина, сердечная недостаточность), однако они не только нашли способ справиться со своими недугами, но и дерзнули доказать на деле, что любой человек может самостоятельно и в очень короткие сроки победить любую болезнь.

Подвиг, сравнимый с подвигом Прометея. Разница лишь в том, что мифический титан обучил людей пользоваться огнем, похищенным с небес, а М. Норбеков и Ю. Хван задались целью обратить человека к удивительным свойствам пламени, которое есть у каждого. Имя этому пламени - духовная энергия, дух. Фактически М. Норбеков и Ю. Хван вводят человечество в права собственности на то, чем оно обладает от начала времен.

«Ну вот, опять вы о высоких материях, а у меня, например, геморрой! - может заявить какой-нибудь скептик. - Дух - субстанция нематериальная, а мой геморрой - реален. Пойду и поставлю себе свечу!»

Не спешите с выводами, дорогой скептик. Прочтите (только внимательно) эту книгу, и вы поймете, что ваш геморрой не нуждается ни в каких свечах, что он пустячен, как насморк. Стоит ли говорить о такой малости, когда перед системой самоисцеления Норбекова-Хвана отступают и бронхиальная астма, и сахарный диабет. Нет ни свеч, ни кислородных подушек, ни каких-либо других средств, но в состоянии больного происходят волшебные перемены. Слепой начинает видеть, глухой - слышать, немой - говорить! И это не вымысел, не фантастика и не сказка, хотя авторы данной книги всерьез утверждают, что в сказках гораздо больше реальности, чем принято полагать.

Авторы шли к сотрудничеству путями внешне разными, но весьма сходными по существу. Их союз не случаен. Юрий Хван начинал с изучения древневосточных единоборств (каратэ, тхэквондо, кунг-фу и т. п.) и пришел к выводу, что постулат «Побеждает сильнейший» - ложен.

Норбеков Мирзакарим Санакулович - "Тренировка тела и духа" 2 - переработанное издание

Вы держите в руках 2-е переработанное издание книги «Тренировка тела и духа», которое содержит ряд существенных уточнений уникальной системы оздоровления и омоложения организма. Ее благотворное воздействие испытали"на себе более 2 миллионов людей. Система включает в себя методику коррекции зрения и слуха, омоложения кожи, эффективные упражнения для восстановления функций позвоночника и суставов, уникальный гинекологический массаж, творящий буквально чудеса. Тщательно продуманная последовательность занятий, опыт древневосточной медицины, поразительные научные открытия автора помогут всем, кто хочет быть молодым и здоровым!

Вынужден Вас предостеречь!

За последнее время под моим именем вышли десятки разных книг: и система Норбекова такая, и система Норбекова другая, и расширенная, и дополненная, и усовершенствованная, и ускоренная, и еще Бог знает какая! Несколько лет назад где-то на периферии вышла книга по лечению сахарного диабета, которую Я НЕ ПИСАЛ, но на обложке значится мое имя. Вы уже поняли, о чем я говорю? У меня дома собрана целая библиотека таких трудов.

Недавно вышла еще одна такая книга с подзаголовком «Полная система Норбекова». Она прекрасно издана и привлекает к себе внимание. Но чтобы Вам было понятно, объясню.

То, что я пытаюсь передать Вам, на самом деле мне не принадлежит. Это вообще не принадлежит и не может принадлежать кому-то одному. Мне эти знания передали мои Наставники, а им - их Наставники. И так из века в век, из тысячелетия в тысячелетие. В глубине, в самой основе этой системы лежат очень древние знания. Это мировоззрение, содержащее такие тонкости, которые не каждый может постичь!

Не буду сейчас вдаваться в подробности. Скажу одно. Чтобы стать мастером, ученик проходит обучение в течение сорока лет! Можете себе представить?! И его, прежде чем направить на этот тернистый путь, три года обучают, как быть учеником. Затем двенадцать лет готовят, и только после этого начинается настоящая учеба. Наставник по крупицам передает знания ученику.

Летом 2002 года исполнилось тридцать лет моего ученичества.

Что я этим хочу сказать?

С одной стороны, я и сам еще не закончил обучение. С другой, я и десятую часть знаний, которыми уже овладел, не передал своим ученикам. Тем более еще не перенес на бумагу! Откуда тогда, скажите, пожалуйста, может появиться ПОЛНЫЙ КУРС?!! О полном курсе я еще даже не начал говорить. Я готовлюсь, готовлюсь и готовлюсь к этому, потому что это дело всей моей жизни.

Я благодарен людям, которые пишут от моего имени о системе и, таким образом, обо мне. Но хочу сказать: сам я написал бы СОВЕРШЕННО ИНАЧЕ!

Они вообще пишут что-то совсем другое! Я не хотел бы брать на себя чужие заслуги. Будет лучше, если мнение обо мне Вы составите по моим собственным трудам. Настоящие мои книги Вы узнаете сразу, с первой страницы.

Если Вы мужчина, то сначала почувствуете твердое дружеское рукопожатие, если Вы дама, то - прикосновение моих губ к Вашей руке и только потом получите тумака по башке или шлепок по попочке. Вот эти ваши странные ощущения как раз и будут означать, что эту книгу я написал сам.

«Верни здоровье и молодость. Практическое руководство для мужчин и женщин» - это мой первый жалкий опыт написания книги на русском языке.

Следом за ней вышло переработанное и дополненное издание - «Дорога в молодость и здоровье. Практическое руководство для мужчин и женщин». Переработку сделали без моего согласия, и книга получилась мертвой.

А вот «Опыт дурака, или ключ к прозрению. Как избавиться от очков» - мой первый любимый ребенок, моя первая нежная, светлая и чистая любовь.

Трясясь от страха, чтобы не обидеть Вес моими выпадами», я все-таки выпустил ее такой, как подсказывала мне душа. Сюда просочилась моя суть. Вот эта книга и есть моя визитная карточка и Ваш главный оряентир на будущее! А на ближайшее будущее запланирована целая серия книг, в каждой из которых мне есть, что сказать.

Книга, которую Вы сейчас держите в руках, написана «по мотивам» моих первых книг. Это учебник, скорее даже методическое пособие для тех, кто готов распрощаться со своими недугами, кто по-настоящему решил работать над собой, кто хочет узнать, на что способна сила его духа. Ваши отклики и накопившийся опыт работы заставили меня внести в это издание некоторые дополнения и изменения. Надеюсь, эта книга принесет Вам пользу.

Есть такая поговорка: «Кто не умеет работать, тот учит. Кто не умеет ни того, ни другого, пишет книгу». Ну что мне делать, если я, к сожалению умею работать?!

Всей душой с Вами

Мирзакарим Норбеков

Предисловие Несколько слов об уникальности труда, который лежит перед вами.

Практическая работа и творческие изыскания автора позволяют говорить о нем как о целителе и ученом мирового масштаба, ибо его деятельность уже помогла сотням тысяч страждущих (в том числе и многим тысячам тех, чьи болезни считались неизлечимыми) вернуться к полнокровной жизни, обретя здоровье, молодость и бодрость духа.

Автор сам в свое время страдал тяжелым телесным заболеванием (дисфункция почек), однако он не только нашел способ справиться со своим недугом, но и дерзнул доказать на деле, что любой человек может самостоятельно и в очень короткие сроки победить любую болезнь.

Подвиг, сравнимый с подвигом Прометея. Разни-даяяшь в том, что мифический титан обучил людей яэяьзоваться огнем, похищенным с небес. Автор показывает человеку удивительные свойства пламени, которое есть в каждом. Имя этому пламени - духовная энергия, дух.

«Ну вот, опять вы о высоких материях, а у меня, например, геморрой! - может заявить какой-нибудь скептик. - Дух - субстанция нематериальная, а мой геморрой реален. Пойду и поставлю себе свечу!» Не спешите с выводами, дорогой скептик. Прочтите (только внимательно) эту книгу, и вы поймете? что ваш геморрой не нуждается ни в каких свечах, что он пустячен, как насморк. Стоит ли говорить о такой малости, когда перед системой само исцеления Нор-бекова отступают и бронхиальная астма, и сахарный диабет? Нет ни свеч, ни кислородных подушек, ни каких-либо других средств, но в состоянии больного происходят волшебные перемены. Слепой начинает видеть, глухой - слышать» немой - говорить!

Первым шагом к тому явилась книга «Уроки Нор-бекова» (авторыМ. Норбеков, Ю. Хван. -СПб.,.«Питер», 1999).

Эта книга ведет читателя дальше по этому увлекательному пути. В ней вы продолжите знакомство с принципами системы Норбекова, найдете практические указания по улучшению зрения, слуха, тренировке эмоций и многое другое, а женщины смогут освоить технику гинекологического бесконтактного аутомассажа (запускающего механизм сокращений матки и восстанавливающего всю полноту восприятия чувственных ощущений).

Все элементы упражнений, предлагаемых этой книгой, просты в исполнении и доступны самым разным людям: женщинам, детям, людям зрелого возраста и даже тем, кто уже записал себя в старики. В совокупности они напоминают изящные па танца, несущего исполнителю молодость и здоровье. Однако каждый, кто пробовал себя в хореографии, знает, что в танце нельзя путать движения или сбиваться с ритма, иначе в лучшем случае ты станешь посмешищем для окружающих, в худшем - упадешь и разобьешься в кровь.

Ученик, ступивший на путь само исцеления по данной методике, всегда должен помнить об этом и строго придерживаться установленного регламента тренировок. Кстати, танец почитается в сам он до высоким искусством, гармонически соединяющим в себе физическое начало с духовным.

Ошибки не будет, если вашим наставником станет Мирзакарим Норбеков.

Ключи к системе самооздоровления Уважаемые читатели!

Хронические болезни чаще всего поражают тех, кто изначально записал себя в неудачники. Обдумай- те сказанное, а потом постарайтесь воспринять все нижеизложенное всем сердцем, разумом и духпой.

Вам сейчас вручаются ключи как ко всей системе самооздоровления в целом, так и к каждому ее упражнению в отдельности. Внимательно проштудируйте этот раздел и всегда возвращайтесь к нему по мере надобности перед началом занятий. Он невелик по объему, но весьма значим по содержанию и написан для того, чтобы не предварять каждое упражнение методики аналогичными наставлениями, иначе тоненькая книга, которую вы держите в руках, превратилась бы в пухлый том, а читать у нас, к великому сожалению, любят не очень-то многие.

К тоМу же следует отметить, что люди не очень-то доверяют пространным рассуждениям и истинам, которые им кажутся прописными. Не доверял им когда-то и я. В результате шесть напряженных лет упорных тренировок прошли для меня, можно сказать, впустую. Целых (вы только вдумайтесь!) шесть лет я блуждал по дебрям собственной глупости, опорой которой служило мнение, что я сам все распрекрасно знаю и понимаю.

Когда-то и я, будучи совсем еще молодым человеком, сидел, как и вы, перед своим наставником, а тот говорил, говорил, говорил. О том, что исцеляющемуся следует верить в свои силы, что ему необходимо стремиться к успеху, что он во время тренировок просто обязан пребывать в радостном настроении, а ее-ли оно само по себе не приходит, то нужно научиться его вызывать. В общем, по моему мнению, наставник нес всякую чушь, чепуху, вешая мне на уши развесистую лапшу, а я сидел и думал: «Когда же закончится эта вот тягомотина, когда мы наконец займемся тем, ради чего я сюда пришел?» Я ведь уже был старожилом почечного отделения городской больницы, там два-три раза в неделю мне делали искусствевную очистку крови, без этого - смерть. Сначала выходят из строя почки, потом начинают давать сбои сердце и печень, потом разрушается весь организм. Вот какие перспективы меня ожидали, вот от чего я так жаждал избавиться в тот момент.

Занятия начались. Чтобы не обижать наставника, я пытался создавать в себе какие-то там настрои, иногда мне это удавалось, иногда нет. Наставник был терпелив, и почки все-таки я с его помощью вылечил, но при мне оставалась еще проблема, о которой мужчины не говорят вслух.

Исцелив почки, я стал читать специальную литературу, выстраивая собственную концепцию само оздоровления, и даже начал передавать крупицы своих знаний другим. Но проблема моя никуда не девалась, несмотря на упорные тренировки, которые я не бросал.

Каждый день мой начинался с десятикилометровой пробежки, возвращаясь, я окунался в прорубь, жил (зимой) в не отапливаемом помещении с температурой ниже нуля. Я освоил йогу и спал на доске, утыканной гвоздями. Тренировки занимали 6-8 часов в день.

В результате я стал не только классным специалистом по рукопашному бою, но и умудрился стать се-ребряным призером первого чемпионата СССР по каратэ. Шесть лет напряженной работы не принесли никакой пользы: моя импотенция осталась при мне. Почему? Потому что я просто качал мускулы, а. мой дух во время занятий не только не помогал мне, но И работал против меня.

Я ведь приступал к занятиям с превеликим энтузиазмом, но через месяц-другой меня одолели сомнения, спустя год-два их сменили остервенение и озлобленность на несправедливость судьбы, которые трансформировались в уныние, с которым я продолжал тянуть привычную лямку. Мое упорство обер- нулрсь против меня. Иными словами, оно, если можно так выразиться, укрепляло мою слабость. (Сомнение - чуть ли не единственный главный наш враг. Начни упражняться с мыслями: «А вдруг не поможет?», «Вот день прошел, а где результат?» - и все, и ты обрекаешь себя на неудачу.) Однажды мой наставник спросил меня: «Почему ты не женишься?» (27 лет на Востоке - уже зрелость.) Пришлось объясниться. «Безмозглый осел, - сказал мне наставник, - ты столько лет лечишь других людей и не можешь разобраться в причине собственных неприятностей. Почему ты сразу не рассказал мне обо всем?» Почему-почему, потому что мне было стыдно. Наставник вновь взялся за меня и уже с большим, чем прежде, тщанием. Он основательно «перетряхнул» мой дух, настроив его на новые ориентиры, то есть, говоря короче, вновь заставил меня поверить в себя.

Вернувшись домой, я объявил всем, что женюсь. Через девять месяцев на свет появился мой первый сын, через год - другой, а я открыл небольшую школу, в которую поначалу принимались только мужчины с проблематикой определенного рода. Теперь от них просто отбою нет, а письма ко мне идут со всех концов света.

Действенность мужской силы некоторых недавних страдальцев, судя по их же свидетельствам, теперь сравнима с действенностью строительного перфоратора (могучего инструмента, способного работать 25 часов в сутки, возвратно-поступательными движениями прошибающего бетон). Стоит ли говорить, что такие преображения подарили многим тысячам бездетных семей радость отцовства и материнства?

Итог всему вышесказанному таков. Дух человека является основным стимулятором его телесного оздоровления. Выполняя одно и то же упражнение, можно: а) получить пользу;

б) ничего не достичь;

в) нанести себе вред.

Все зависит от того, насколько вы настроены на победу и устремлены на цели. Тренируйте дух, ведь развивается только то, что тренируется, и начинайте это делать прямо сейчас.

Мирзакарим Норбеков

Иллюстрация к сказанному Люди страдают не от того,

что происходит, а от своего

отношения к происходящему.

Монтень Перефразировать это изречение можно так: ваша победа в ситуации зависит не от обстоятельств, из которых эта ситуация складывается, а от вашего отношения к ним.

В свое время мне довелось быть тренером каратэ. У меня в группе имелся молодой человек, который обладал блестящими данными и занимался с большим рвением. Он, можно сказать, дневал и ночевал в спортзале. Но у него имелась проблема - страх. Бесстрашных людей не существует. Страх, как инстинкт самосохранения, работает в нашу пользу, позволяя нам видеть опасность и от нее уходить. Однако плохо, когда он начинает довлеть над нашей психикой и сковывать наши движения.

Именно это происходило и с моим блестящим бойцом. Техникой боя он владел безукоризненно и на тренировках не пропускал ни одного удара, а в контактном бою трусил и проигрывал практически всем.

Страх лишал его уверенности в себе Внушения» что в бою побеждает не столько техника, сколько дух, не помогали.

Однажды ко мне в гости приехал весьма сильный боец - победитель чемпионата Центральной Азии. Я попросил его провести с моими ребятами показательные бои, но предупредил, что один мой паренек по всем статьям его превосходит. Что с ним, мол, даже такому мастеру следует держать ухо востро. Иными словами, я заронил в душу чемпиона искру сомнения в собственных силах. А ребятам сказал следующее: «Завтра к нам напросился один зазнайка, считающий себя непобедимым бойцом. Он хочет размяться и выбить из вас пыль, но я знаю, что любой из вас с ним справится одной левой. Даже ты!» И показал на новичка, который еще практически не умел двигаться. А потом словно бы вскользь обратился к трусоватому юноше: «Ты у нас самый техничный, припугни выскочку, погоняй его малость по залу».

Встреча произошла. И свершилось нечто подобное чуду. Трус великолепно провел бой и одолел чемпиона. Когда он узнал фамилию мастера, с которым встречался, ему сделалось дурно.

Урок не прошел даром. В начале девяностых годов в Хиросиме (на Олимпиаде азиатских игр) мой «трус» завоевал первое место среди мастеров восточных единоборств. Его успехами я горжусь и по сей день.

Вывод, надеюсь, ясен. Рассчитывать на победу во внешнем мире можно, лишь победив самого себя. Никогда не забывайте об этом.

Часть 1 Здоровье как стиль жизни Цель и смысл само оздоровительных тренировок Компоненты, из которых складывается само оздоровительный процесс.

Образ здоровья и молодости, его значение и роль в практике само оздоровления.

Почему мы болеем? Потому что живем кое- как, ориентируясь на ложные установки. Например, мы с детства привыкли считать постулат в здоровом теле здоровый дух» аксиомой, несмотря на то, что он в корне неверен. Оглянитесь вокруг, и вы обнаружите множество молодых и физически здоровых людей, чье поведение свидетельствует об обратном. Они неумеренны в поисках удовольствий, необузданны в страстях, они пьют, курят, принимают наркотики, одним словом, они делают все, чтобы ослабить и преждевременно состарить свой организм. Разве подобное поведение говорит о высоком духовном здоровье? Нет и еще раз нет. Духовно ущербен также и тот человек, кто не пьет и не курит, но наплевательски относится ^к своему телу, рассматривая его как нечто вторичное, никак (или в очень малой степени) не откликаясь на его запросы и нужды. Результат тот же: болезненность, общий спад бодрости и утрата физической и эмоциональной активности (молодости) годам к тридцати-сорока.

Здоровье тела обеспечивается здоровьем населяющего его духа, и никак не наоборот. Человеческий организм от рождения снабжен восьми -десятикратным запасом прочности. Если вас одолели болезни, не впадайте в панику и, главное, не сидите сложа руки. Найдите в себе силы пересмотреть свое отношение к жизни, восстановите и умейте сохранить свой защитный ресурс. Поможет вам в этом система само оздоровления, специально разработанная Институтом самовосстановления человека.

Система само оздоровления, о которой пойдет речь ниже, не имеет аналогов в современной мировой практике. Она уникальна по структуре и поразительна по эффективности, хотя все отдельно взятые ее элементы просты и, на первый взгляд; не представляют из себя ничего необычного. Любой человек, просмотрев перечень упражнений, скажет: я это могу, и это, и то, и даже еще вот это... Все так: каждое из упражнений, действительно, каждому из нас по плечу; отчего же, спрашивается, далеко не каждый из нас отменно здоров? И отчего, добавим, далеко не каждый из нас сделается отменно здоров, даже если примется со всем упорством, но механически отрабатывать позиции предлагаемых тренировок? Вот ответ: механические тренировки без смысла и цели мало нам помогают, они - путь в ничто.

Чтобы пояснить сказанное, обратимся к примеру. Рассмотрим человека, который учится плавать. Чувствуя под ногами крепкое дно, новичок с азартом и легкостью выполняет движения, способные удержать его на плаву, но попав на глубокое место, тонет. В чем же тут дело? В отсутствии умения справиться с ситуацией (в неправильном отношении к ней). Такой человек: панически боится утонуть (эмоционально настроен на поражение);

Ничего не видит, не слышит (не способен верно оценить свое положение);

Пускает пузыри, захлебывается (не умеет дышать);

Барахтается как попало (не умеет координировать движения);

Быстро устает (не крепок физически);

Не представляет себя плывущим (не сформировал в душе свой образ пловца).

И наоборот, человек, умеющий плавать: безмятежен духовно (не страшится пучины, разверзающейся под ним);

Видит волны, берег, других пловцов, слышит плеск весел, гул катеров, шум водопада (т.е. способен объективно оценивать обстановку);

Правильно дышит;

Размерен в движениях;

Не устает (экономит энергию, отдыхает);

Ощущает себя пловцом.

Последний пункт - самый важный из перечисленных, ибо собирает действенность всех остальных в единое целое - в монолит.

Образ пловца, подкрепленный горячим желанием свободно и уверенно рассекать водную гладь, помогает тому, кто учится плавать, собрать воедино приобретенные в обучении навыки и получить власть над водной стихией. В зависимости от того, насколько ярок этот образ и насколько велико желание плыть, человек обретает способность либо пересекать Геллеспонт, либо полегонечку полоскаться в спокойной воде, придерживаясь за стенки купальни. Тут каждый, как говорится, волен выбирать, что ему более по душе.

Больной, захваченный гибельным водоворотом болезни, лишен подобного выбора. Ему надлежит самому и в самые короткие сроки справиться с этой бедой, иначе его ждет весьма и весьма печальная участь. Страждущий просто обязан, перетряхнув себя физически и духовно, настроиться на образ здоровья и молодости, который реально (собирая воедино действенность упражнений специальной программы) возвратит ему молодость и здоровье течение 30-40 дней.

Возможно ли такое? Ведь чудес не бывает. Наша методика с абсолютной уверенностью говорит - да. Тому подтверждением могут служить тысячи и тысячи людей, одолевших свои считавшиеся неизлечимыми недуги. Они, не прибегая к помощи лекарственных препаратов и каких-либо других вспомогательных средств, сумели обрести молодость и здоровье самостоятельно. Методика помогла многим избавиться от таких тяжелых недугов, как язва, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, дисбакте-риоз, бронхиальная астма, сахарный диабет, болезни щитовидной железы, неврит слухового нерва, неврит зрительного нерва, доброкачественные новообразования (особенно гинекологические, такие как киста и миома) и др.

В чем же секрет этих волшебных (невероятных, сказочных) метаморфоз? В великолепных свойствах нашего организма, дарованного нам щедрой природой по мановенью Творца. Собственно говоря, мы ведь от рождения умели плавать, но об этом забыли. Новорожденный младенец, опущенный в воду, свободно себя там чувствует, не захлебываясь при погружении, он активен, раскован, он светится любопытством, он радостно вбирает в себя новую информацию.

Точно так же наши тела от рождения были наделены механизмами самовосстановления и биозащиты, но эти структуры сегодня словно «уснули» в нас. Их усыпил уклад современной жизни, лишенной физической и духовной динамики, нам требуется вернуться к исходному (подобному младенческому) состоянию активного постижения мира (словно бы заново родиться), чтобы их пробудить.

Однако дважды родиться не дано никому. Что же нам остается? Остается искусственным образом (проявив неуклонную волю и желание выздороветь) «расшевелить» себя - то есть путем специально отобранных физических упражнений вернуть веем своим членам, и особенно позвоночнику, былую подвижность, а путем тренировки эмоций очистить от «шлаков» душу, вернув ей младенческую безмятежность.

Кроме того, нам предстоит заняться тренировкой своего образного мышления, чтобы обрести возможность бесконтактно массировать свои внутренние органы- и суставы с помощью мысленной концентрации ощущений тепла (Т), покалывания (П) и холода (X). Такой массаж г улучшая кровообращение и активизируя нервные окончания в самых отдаленных уголках нашего тела, с поразительной легкостью устранит перебои в работе наших почек, печени, легких, кишечного тракта, основательно их почистит и настроит на капремонт. Он приласкает и взбодрит железы внутренней секреции, разомнет позвонки и суставы, разгладит кожу, вернув ей молодую упругость, затем устранит морщины и шрамы, отдавая приказ к омоложению всего организма, которое благодатно скажется на всей-нашей внешности, начиная с лица.

Этот удивительный (и уникальный в своей основе) массаж, разработанный за тысячелетия до нас древневосточными врачевателями, улучшит наше зрение, обострит слух, повысит мужскую потенцию, а женщине поможет справиться с гинекологическими заболеваниями, заодно углубив и расширив всю гамму чувственных ощущений, получаемых ею в минуты физической близости.

Курамшина А.В. , отдел информации,
публикации и научного использования документов
Государственного общественно-политического
архива Пермской области

В Пермской губернии весной 1917 г. развернулась активная борьба за власть в Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 1 . В ходе политических дискуссий каждой партией был предложен свой вариант решения рабочего вопроса.

Программы политических партий по рабочему вопросу существенно различались. Крайне правые (монархисты, черносотенцы), как известно, после Февральской революции потерпели полный крах. Исторической перспективы не имели октябристы, безоговорочно поддерживавшие промышленников в рабочем вопросе и выступавшие за сохранение помещичьего землевладения.

Представители партии эсеров в качестве экономических требований выдвигали положение о введении прогрессивного налога на доход (ликвидация косвенных налогов, налогов на "труд"), 8-часовой рабочий день, страхование, охране труда, право на создание профессиональных организаций рабочих. Эсеры являлись также сторонниками идеи Учредительного собрания, намереваясь отстаивать в нем программу общественного переустройства, хотя не исключали при этом явочного порядка в изменении положения о существовании переходного периода к социализму, в рамках которого будет осуществляться временная революционная диктатура. Будущее социалистическое государство рассматривалось как бесклассовое, базирующееся на общественной собственности на средства производства. Говорилось о взаимосвязи политической и социальной революции: свержение самодержавия (созыв Земского собора), затем социальные преобразования.

Смыслом поведения кадетов в рабочем вопросе было "отстранение государства от активной заинтересованной роли в управлении предприятиями, обеспечение рабочим и управляющим возможности самим определять производственные отношения" и создание "механизма арбитража для разрешения конфликтов" 2 . В принципе, это верно, но только не в смысле "отстранения государства" от управления производством. Исполняющий обязанности министра торговли и промышленности кадет В.А. Степанов в июне 1917 г. ясно высказывался за возможность государственного регулирования промышленности. В области рабочего вопроса данная партия предполагала: свободу рабочих союзов и собраний, право стачек, введение законодательным путем восьмичасового рабочего дня, развитие охраны труда женщин и детей и установление особых мер охраны труда мужчин во вредных производствах. В пункт их программы был включен вопрос о немедленном распространении избирательного права на женщин, меньшинство осталось по практическим соображениям при особом мнении, в силу чего съезд признал решение партии по данному вопросу необязательным для меньшинства 3 .

В общем, кадеты были противниками советов рабочих и солдатских депутатов, требовали усиления дисциплины в армии, решительной борьбы с большевиками.

В этом плане наибольший интерес для рабочих представляла экономическая платформа большевиков, которая выражала интересы и стремления рабочего класса и трудящихся масс крестьянства. Большевики призывали пролетариев и трудящихся крестьян к немедленному захвату земель помещиков, к национализации всей земли, национализации трестированной промышленности и банков, установлению рабочего контроля над производством, и т. п.

Каждый пункт большевистской экономической платформы, будь это национализация земли, рабочий контроль или национализация банков и синдикатов, был боевым лозунгом, вокруг которого большевики сплачивали массы и создавали ту политическую армию, без которой невозможно было завоевание власти рабочим классом и крестьянской беднотой. Каждое требование большевистской платформы затрагивало злободневные вопросы, любой параграф был понятен, всякий лозунг доходил до самых глубоких слоев рабочих и трудящихся крестьян. Помимо организованного распространения различных лозунгов и брошюр, имела место агитационно-пропагандистская деятельность большевиков-одиночек, которые вели разъяснительные беседы среди рабочих о причинах тяжелого положения страны 4 .

А когда, каждый рабочий, безработный, каждая кухарка и бедняк-крестьянин, собственными глазами увидят пролетарскую власть в борьбе с капиталистами, увидят, что земля переходит в руки трудящихся, а фабрики и заводы - под контроль рабочих, «тогда, - говорил Ленин, - никакие силы капиталистов, никакие силы ворочающего сотнями миллиардов всемирного финансового капитала не победят народной революции, а, напротив, она победит весь мир, ибо во всех странах зреет социалистический переворот» 5 .

Рабочим импонировала программа трудовой народно-социалистической партии, которая объявляла, что «партия заинтересована и стремится к всесторонней охране труда, к созданию необходимых условий для организации трудящихся в борьбе за осуществление социалистического строя» 6 . Энесы заявляли: «с этой целью они будут бороться за то, чтобы во всех областях наемного труда рабочее время было ограничено законом и не продолжалось более 8-ми часов в день. Это правило должно также распространяться на все мелко-промышленные, ремесленные, торговые, общественные и казенные предприятия. Сверхурочные работы и занятия в ночное время должны быть строго урегулированы законом. Всем трудящимся должен быть обеспечен еженедельный непрерывный сорокачасовой отдых 7 .

__________________________
1 Нечаев М.Г. От февраля к октябрю // Пермь от основания до наших дней. Исторические очерки. – Пермь, 2000. С.150.
2 Розенберг У.Г. Создание нового государства в 1917 г.: представления и действительность // Анатомия революции. 1917 год в России: массы, партии, власть. – СПб., 1994. С.14.
3 Сборник программ политических партий России. Выпуск 1. С. 19-34.
4 Капцугович И.С. История Урала. – Пермь: Кн. изд-во, 1976. С. 260.
5 Ленин В. И. Задачи революции. Полное собрание сочинений. Т. XXI. С. 222.
6 Пермская жизнь. 1916. 30 декабря.
7 Там же.

Тема революции 1917 года и пролетариата кажется полностью изученной и даже изрядно надоевшей из-за повышенного внимания в советский период. Советская власть, установившаяся после Октября, была официально рабоче-крестьянской, пролетариат был передовым и главенствующим классом при большевистской власти. В годы существования СССР не подвергалось сомнению, что основная масса рабочих стояла на большевистских позициях, это казалось логичным и естественным.

В реальности ситуация была не столь однозначной и гораздо более сложной. Действительно, пролетариат стал главной движущей силой революционных событий, составляли подавляющую часть среди сторонников радикальных изменений. Однако их взгляды очень сильно разнились, они оказывали поддержку совершенно непохожим силам, что и будет показано в статье.

Рабочие до революции. Иллюстрация из журнала «Пионер». 1955 год.

В данной статье мы попытаемся проследить отношение рабочих Российской империи к революции и уделим внимание жизни рабочих до 1917 г.

Ввиду серьезных отличий между рабочими разных областей России далее будут рассмотрены как примеры Петроград – как город с наибольшей концентрацией пролетариата и его наибольшей политической активности – и Поволжье как регион, где пролетариат был рассеян по многочисленным производствам и начал интересоваться политикой довольно поздно.

Рабочий класс в его современном понимании начал складываться в России довольно поздно – во второй половине XIX в., только после отмены крепостного права. Именно после крестьянской реформы население деревни, получившие право свободного передвижения, стало уезжать в город на заработки. Это происходило, в основном, по причине малоземелья и безземелья крестьянства (наделы после реформы были повсеместно уменьшены), неплодородности почв и перенаселения. В результате этого процесса в крупных городах и в промышленных районах возникли скопления переселенцев, что позволило перейти к более обширному и эффективному производству.

В конце XIX века пролетариат складывается как отдельный класс, однако, многие его характеристики серьезно отличаются от таковых у немецких или английских рабочих. В силу того, что рабочий класс в России возник довольно поздно, а также географических и экономических особенностей, он представлял собой немногочисленную социальную прослойку, сконцентрированную в крупнейших городах и промышленных районах. Массово рабочие проживали только в Москве, Петрограде, на Донбассе и Урале. Совместный быт и труд такого количества пролетариата и определило его дальнейшее участие в общественной жизни, его особую роль в российской истории. Концентрация рабочего класса на больших предприятиях была настолько сильной, что на момент революции в одном Петрограде насчитывалось 14 заводов-гигантов, в то время как во всей воюющей Германии их было 12.

Рабочие в начале XX века

Рабочие представляли собой крайне неоднородную и пеструю структуру. Совсем неверно представлять себе, что все они были людьми, уехавшими из деревни и порвавшими с ней связи. Большинство рабочих не только привносило черты деревенского быта в свою городскую жизнь, но и постоянно ездило в родные края. Многие из них воспринимали свою заводскую жизнь как временное обстоятельство, деревня оставалась для них доминантой в жизни. Достаточно упоминания их внешнего вида, чтобы понять, насколько это были деревенские люди.

Современники тех событий пишут, что рабочие редко появлялись в центре города, исключение составляли лишь те работники, у которых фабрики располагались в самом центре, как каретная фабрика Яковлева на Невском в Петрограде. Заметить появление рабочего было довольно легко – его одежда обычно резко выделялась на фоне других людей.

«На нем зачастую были: рубашка-косоворотка (черная или цветная, иногда с вышивкой), подвязанная цветным шнуром, черная тужурка, брюки, заправленные в русские сапоги, на голове - картуз. Работницы ходили в простых ситцевых платьях с длинной юбкой, с платком на голове, на ногах - простые ботинки без застежек. Это был выходной туалет рабочего и работницы».

Владельцы заводов зачастую разрешали или даже поощряли заведение работниками участков и скотины неподалеку от места работы – это снижало недовольство среди них и удерживало от отъезда. Наиболее известным примером может служить Обуховский завод в Петрограде, рабочих которого их коллеги из других районов называли «коровниками». Дело в том, что руководство завода всячески способствовало постройке жилья и разведению скота работниками, чтобы больше привязать их к этому месту. Но в то же время в Петрограде среди рабочих было гораздо меньше выходцев из крестьян, чем в других регионах страны.

Картина Николая Касаткина — В семье рабочего

В среде рабочих шло активное расслоение, никакой единой «дружной пролетарской семьи» не существовало. Решающую роль играла специальность или отрасль производства, где трудился тот или иной работник. Существовало несколько факторов, которые очень четко разграничивали группы рабочих и влияли на их политические и житейские взгляды. Рабочие крупнейших производств имели мало общих интересов с занятыми в мелких компаниях или частными кустарями, пролетариат с государственных предприятий оценивали ситуацию в стране не так, как их коллеги с частных фабрик.

Выбор той или иной рабочей специальности уже мог дать некоторые сведения о человеке, а дальнейшая трудовая деятельность в соответствующей отрасли окончательно формировала его поведение и образ мыслей.

На примере рабочих Петрограда можно доступно выяснить, чем отличались друг от друга группы рабочих.

Двор на Выборгской стороне. 1900 год.

К первой русской революции окончательно сложилось несколько серьезно отличающихся друг от друга рабочих района Петербурга. На менталитет и предпочтения рабочих влияла не только специальность или величина предприятия, но даже географическое расположение производства, его близость или отдаленность от других пролетарских районов.

Несомненно, самым революционным и «прогрессивным» районом была Выборгская сторона, где располагались огромные заводы, занимавшиеся металлообработкой. Металлисты считались наиболее революционными рабочими города, большое количество занятых на производстве и отдаленность от непосредственного начальства были благоприятными факторами для распространения антимонархической агитации и пропаганды. Немалую роль играло то, что упомянутые заводы были частными по большей части – к негативному отношению к власти добавлялась неприязнь к владельцам. В их среде наблюдалась серьезная солидарность и довольно высокая грамотность. Многие авторы высоко оценивали их положение и перспективы в среде рабочего класса. Так, один либерально настроенный автор писал в 1911 г.:

«Рабочие механического производства всегда впереди всякого движения. Это аристократы рабочего класса, прогрессисты. Литейщики, механики, машинисты — все это народ развитой, с большой индивидуальностью, с довольно хорошим заработком…Во всяком случае эта группа рабочих может еще отчасти жить без особой жгучей нужды, при неустанной работе, конечно. Они могут снимать дешевую, но все же квартиру, раз они семейные люди. Жена может заняться домом. Есть очаг, которого лишены многие другие рабочие группы».

Мелкие и государственные предприятия отличались тем, что владельцы и работники чаще виделись и больше общались. Это затрудняло оппозиционную пропаганду по следующим причинам: на небольших заводах фабриканты зачастую больше заботились о рабочих, давали им премии, выходные, дарили подарки на большим праздникам и даже обеспечивали участками земли для строительства и выпаса скота.

Рабочие Путиловского завода, 1913 год

На государственных предприятиях были сильнее развиты лоялистские и патриотические чувства, здесь мало находили отклик большевистские идеи, особенно о поражении в войне. Революционно настроенные рабочие на таких заводах были подвержены скорее эсеро-меньшевистскому влиянию. Эсеры и меньшевики имели большую поддержку по всем Петербургу, а в некоторых районах и имели господствующие позиции, например, на Пороховых заводах за Охтой.

Васильевский остров считался менее беспокойным местом, чем Выборгская сторона – здесь было меньше предприятий – однако близость университета и радикального студенчества вполне ставило его в один ряд с другими оппозиционными районами.

Обособленной группой стояли типографские рабочие. В политическом плане они занимали промежуточную позицию между революционными металлистами и аполитичными или лояльно настроенными работниками мелких мастерских и государственных предприятий. Полиграфическая деятельность имела свои особенности и требования. Грамотность среди трудящихся в этой области была почти тотальной, стабильный заработок и общение с представителями газет и журналов, образованными гражданами влияли на облик типографистов, они стремились к образу жизни образованных горожан, что зачастую было сопряжено с поддержкой партии кадетов. Революционные идеи были чужды для этой прослойки пролетариата.

Рабочие-полиграфисты одевались на работе более по-городскому, чем рабочие других профессий. Они работали без головных уборов, носили наряду с косоворотками рубашки с отложным воротником и даже галстуки. Брюки они носили большей частью навыпуск. Сапоги полиграфисты носили редко, чаще ботинки или штиблеты. Работали они не только в жилетках, но и в пиджаках; часто поверх своей одежды надели длинные блузы из черного и темно-синего сатина или чертовой кожи и нарукавники из тех же материалов.

Рабочие редко появлялись в центре города, исключение составляли лишь те работники, у которых фабрики располагались в самом центре, как каретная фабрика Яковлева на Невском в Петрограде. Заметить появление рабочего было довольно легко – его одежда обычно резко выделялась на фоне других людей. На нем зачастую были: рубашка-косоворотка (черная или цветная, иногда с вышивкой), подвязанная цветным шнуром, черная тужурка, брюки, заправленные в русские сапоги, на голове - картуз. Работницы ходили в простых ситцевых платьях с длинной юбкой, с платком на голове, на ногах - простые ботинки без застежек. Это был выходной туалет рабочего и работницы.

Кузница на заводе Людвига Нобеля в С.-Петербурге.

Лучше других одевались старые кадровые рабочие металлообрабатывающей промышленности (особенно в Петербурге и в Москве) и типографские работники. Хуже всех были одеты шахтеры и строительные рабочие, среди которых было много сезонников, приходивших из деревни на заработки в город и сохранявших свой крестьянский костюм, включая лапти и чуни (плетенные из веревок лапти).

В других регионах страны ситуация значительно отличалась от петроградской. Такой концентрации пролетариата не наблюдалось практически больше нигде, большие заводы и фабрики были редкостью в таких районах как Поволжье, Сибирь, Кавказ. Относительно крупными центрами был Донецкий округ и Урал, где добывалось много полезных ископаемых.

Для примера возьмем Поволжье. Регион отличался тем, что здесь преобладали предприятия легкой и пищевой промышленности, а значит – сами фабрики были небольшими, широко применялся детский труд, условия труда были весьма тяжелыми. Естественно, забастовки и стачки местных рабочих носили, в основном, экономический характер. Стачки и демонстрации до Первой мировой войны редко носили политический характер, особенно в период после разгрома революции 1905 г. Некоторый перелом наступил в 1912 г. Например, в Саратове в том году прошло 10 стачек, из которых в 2 политических участвовало 3,5 тыс.чел., а в 8 экономических – всего 800. В крупных городах были очень сильны позиции эсеров – в Симбирске к концу первой русской революции насчитывалось около 600 членов местной партийной организации, в том числе 50 рабочих.

Условия жизни и труда рабочих оставляли желать лучшего, в начале 20-го века у основной массы пролетариата было очень мало прав, начальство позволяло себе различный произвол. В 1902 г. при обыске у рабочего судостроительного завода Севастопольского адмиралтейства было обнаружено сочиненное им стихотворение, в котором описывались порядки на заводе:

…Этот адмирал Лещинский

Обращается по-свински,

Выгоняет в шею вон,

Кто напомнит про закон.

Чрез Лещинского-осла

На получку нет числа,

Три недели ожидаем,

Очень часто голодаем.

Горько стало всем рабочим,

Нет свободы нам, как прочим.

Пикнуть не имеем права,

С нами коротка расправа.

Такое положение подавляющим до 1905 г. Особенно оно было характерно для провинции. Основная масса рабочих жила крайне ограниченно, они снимали так называемые «углы», то есть даже не комнаты, а их части, В столицах, однако, существовало другое положение дел, о чем уже было сказано выше. Верхушка рабочих вела не самую плохую и убогую жизнь. На примере романа М.Горького «Мать» можно наблюдать, как рабочие их Сормова (тогда пригород Нижнего Новгорода) достаточно хорошо одеваются и получают. Жена главного героя имеет возможность не работать и живет за счет мужа.

Костюмы рабочего до революции из книги «История костюма» Каменской

Первая мировая война внесла значительные изменения во все жизненные сферы пролетариата. Пролетариат претерпел те же метаморфозы, что и другие слои русского общества. Прежде всего стоит затронуть вопрос численности рабочего класса. Война, с одной стороны, вызвала массовый отток мужчин на фронт, что привело к затуханию производства во многих областях и их замену на женщин там, где это было возможно. С другой стороны, многократно возросшие потребности тяжелой и оборонной промышленности привели к еще большей концентрации рабочих на крупнейших металлургических, военных и т.п.производствах, что имело далеко идущие последствия.

Если на 1 января 1914 г. в цензовой промышленности Петрограда было занято 242580 рабочих, то на 1 января 1917 г. их уже насчитывалось 384638, то есть на 58,6% больше. Начало войны породило массовые патриотические настроения, что резко снизило накал социальной борьбы. На государственных предприятиях господствовали оборонческие настроения, то есть эсеро-меньшевистская линия была подавляющей. С другой стороны, стачечные и революционные традиции металлистов передавались новичкам, таким образом, правительство России, проведя мобилизацию промышленности, парадоксальным образом расширило базу революционной пропаганды.

Преобладающим типом забастовок и митингов было выступление против тяжелых условий труда, либо за поднятие заработной платы, то есть выдвигались прежде всего экономические требования. Политические демонстрации были редкостью – как уже было сказано, господствовало убеждение о том, что борьба с самодержавием должна продолжиться после окончания войны. Эсеры, к примеру, полагали, что в России существуют уникальные возможности по построению крестьянского социализма, поэтому оборона страны от немецкого вторжения жизненно необходима для будущей революции и радикального изменения политического строя. Фактически единственной силой, стоявшей на позициях пораженчества и свержения царской власти были большевики, однако, их влияние было весьма небольшим.

В годы войны у многих рабочих окончательно отпали монархические и религиозные иллюзии, а ведь за 10 лет до этого, до первой революции, большинство рабочих очень почитало императора, вся вина за бедствия и неприятности возлагалась исключительно на хозяев, полицию, бюрократию. Процесс утраты ложных и наивных представлений начался с расстрела 9 января 1905 г.и окончательно завершился перед Февральской революцией.

1905 год. Рабочие кидают камни в жандарма.

Летом 1915 г. Произошло оживление оппозиционных настроений, что было обусловлено поражениями русской армии и началом продовольственного кризиса.

Февральская революция была бы невозможна без массовой поддержки пролетариата – это непреложный факт. Без масштабных митингов, стачек, забастовок, предшествовавших революции выступления оппозиции так бы и остались в рамках очередной вспышки гнева, которая была бы не в силах радикально повлиять на власть в России. На 1 января 1917 г. около 60 % рабочих столицы составляли металлисты – их традиционный революционный настрой и предопределил быструю победу революции. Подобная ситуация наблюдалась и в других регионах страны, например, на улицы Саратова 3 марта вышли солдаты 3-го пулеметного полка, среди которых было много бывших рабочих-металлистов.

Нет нужды напоминать про ход революционных событий – масштабные выступления рабочих в те дни хорошо известны. Уже в последние дни февраля рабочие активно включились в процесс выборов в Петроградский совет. Пролетариат по всей стране также начал формирование этих органов прямой демократии, в некоторых регионах это происходило довольно активно, например, в Саратове, где 34 % населения города составляли промышленные рабочие.

Настрой подавляющей массы рабочих крупных заводов был однозначным: монархия отжила свое, нельзя было допустить воцарения брата Николая II. Об этом свидетельствуют многочисленные документы того периода, например, наказ рабочих Балтийского завода Петроградскому совету рабочих и солдатских депутатов содержал призыв немедленно арестовать царскую семью и не допустить ее высылки в Англию, они полагали, что это необходимо сделать «для предупреждения всяких попыток контрреволюции».

Актуальным также являлся вопрос об установлении республики, причем достаточно малый процент связывал этот момент с созывом Учредительного собрания, множество рабочих писали в Петросовет о том, что провозглашение республики необходимо в ближайшее время.

А.Ф. Керенский на Балтийском заводе летом 1917 года

Подавляющее большинство рабочих поддерживало Петросовет и с подозрением относилось к Временному правительству, вот, к примеру, что было сказано в решении общего собрания ситцена- бивной фабрики Воронина, Лютша и Чешера:

«Полнота власти должна принадлежать Совету рабочих и солдатских депутатов, а Временное правительство должно выполнять волю Совета». Особенно сильно эти настроения обострились во время Апрельского кризиса правительства, когда многие работники вышли на демонстрации и шествия по всему городу против ноты Милюкова и продолжений войны. Демонстранты, которые принимали участие в митингах в поддержку Временного правительства, были явно враждебны пролетариату, были отмечены столкновения и драки между этими демонстрациями.

Самоорганизация рабочих поражает своими масштабами. Пролетариат как будто уже давно был готов заявить о себе как о полноценном сплоченном классе общества и создать свое представительство, а революция просто развязала ему руки. «Уже в марте–апреле 1917 г. в Петрограде на заводских собраниях молодёжи были созданы «Исполкомы фабрично-заводских учеников». Основной целью этих объединений была необходимость защиты своих экономических интересов, правового положения и ведение культурно- просветительной работы среди молодёжи. Организаторами стали в основном молодые рабочие разных заводов. Так, П. Михайлов — Петроградский орудийный завод, на заводах Айваз и «Русский Рено» — И. Чугурин, на Путиловском заводе — В. Алексеев, Н. Андреев, на заводе врачебных изготовлений — С. Прохоров и П. Смородин и т.д.»

Первые заводские организации молодёжи — вспоминал П. Смородин — возникли в Выборгском районе. Здесь опять мы встречаемся с революционным настроем и дисциплиной рабочих-металлистов с Выборгской стороны.

Степень влияния рабочих на революционные события хорошо видна по количеству подобных фабрично-заводских комитетов и профсоюзов. Только в Саратове их насчитывалось 85 и 16 соответственно.

Николай Касаткин — Раненый рабочий

Влияние эсеров, меньшевиков и кадетов было среди рабочих страны весной 1917 г. подавляющим. Особенно такое явление наблюдалось в крупных городах. Массово открывались такие просветительские общества как «Труд и свет» в Петрограде. Их задачей было культурное просвещение рабочей молодежи, отдаление их от политики. Подобной политике активно противостояли большевики, которые обвиняли остальные партии в уклонении от борьбы за социализм и права рабочих. Крупнейшие заводы, такие как Металлический, Балтийский, Трубочный, Обуховский, избрали еще в марте в Совет практически исключительно эсеров и меньшевиков. В целом, в Петрограде в Совет было избрано более 200 депутатов.

Рабочие со всей страны присылали тысячи писем в Петроградский совет с просьбой прислать агитаторов и уполномоченных для того, чтобы организовать на местах новую власть. Послания поступали из Риги, Джанкоя, Бердянска, Самары, из действующей армии. Решительные действия рабочих столицы способствовали указу от 10 марта о введении в стране 8-часового рабочего дня.

Стремительное полевение рабочих началось уже весной того года – этому способствовали такие факторы, как резкое недовольство правительством во время Апрельского кризиса и недостаточные перемены в экономической сфере. Противоречия между рабочими и имущими слоями общества ярко проявились в ходе апрельских демонстраций, когда между сторонниками и противниками продолжения войны в Петрограде разыгрались потасовки и перестрелки. На заводах хозяева пытались тянуть с повышением заработной платы, многие производства просто закрывались — они не давали уже такой прибыли. Но умами рабочих все еще владели меньшевики и эсеры – это было как на крупных предприятиях, так и на более мелких объектах. Большевики встречали достаточно мало понимания на многих фабриках, особенно были им враждебны полиграфисты, традиционно более грамотные и зажиточные рабочие. Надо сказать, что рабочие типографской сферы были последовательны в своей неприязни и отторжения большевиков, о чем свидетельствует уже после Октябрьской революции список тех предприятий, которые приняли резолюции против свершившихся событий. Об этом пишет Дэвид Мандель в книге «Петроградские рабочие в революциях 1917 года (февраль 1917-июнь 1918 гг.)»:

«Резолюции с отказом признать «большевистское правительство» были приняты рабочими Экспедиции заготовления государственных бумаг, типографий Министерства внутренних дел, Бюллетеня Временного правительства, газеты «Дело Народа», Екатерингофской типографии, а также исполнительным комитетом профсоюза картонажников и рабочими Городской электрической станции на Фонтанке. Этим исчерпывается список резолюций, враждебных новой власти, которые удалось обнаружить».

Июльский кризис Временного правительства способствовал массовому отходу рабочих от поддержки властей и постепенной большевизации пролетариата. Следующим ударом по лояльности пролетариата стал, безусловно, корниловский мятеж. В этой ситуации рабочие столицы проявили удивительное единодушие, ведь планы генерала Корнилова точно не коррелировали с интересами ни одной пролетарской группы.

Активная агитация большевиков, проходившая с весны, и целый ряд ошибочных действий эсеров и меньшевиков в правительстве и Петросовете способствовали росту поддержки партии Ленина и Троцкого – к моменту Октября большинство рабочих было настроено вполне лояльно по отношению к РКП (б). Причина поддержки пролетариатом большевиков была достаточно прозрачна – они призывали рабочих бороться до конца за свои права, не добиваться уступок у буржуазии а полностью ее свергнуть. В то же время эсеры и меньшевики занимали более неуверенную, уступчивую позицию, проявляли слишком сильную, по мнению рабочих, лояльность по отношению к Временному правительству. Таким образом, нерешительность эсеро-меньшевистского большинства и резкие лозунги большевиков сыграли свою роль.

Алексей Мишин



Похожие статьи